Желательно, чтобы вместе с независимой переменной в исследовании не изменялась никакая другая переменная. В любом эксперименте существует больше переменных, чем реально можно контролировать, т.е. не существует идеальных экспериментов. Экспериментатор пытается контролировать как можно больше значимых, с его точки зрения, переменных и надеется, что остальные неконтролируемые переменные (факторы) будут давать маленький эффект по сравнению с эффектом независимой переменной. Если эффект посторонних неконтролируемых переменных на зависимую переменную велик, говорят о смешении эффектов.
Обычно исследователь выбирает в качестве П.К. те, которые он по какой-либо причине считает важными для результатов исследования или чье влияние на зависимую переменную он прогнозирует. Следует учитывать, что чем меньше эффект независимой переменной, тем тщательнее должен быть контроль.
А.П. Репеко
Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. 2003.
ПЕРЕМЕННАЯ — – любая характеристика объекта исследования, которая может изменяться, и это изменение проявляется и фиксируется в эксперименте. В конфликтологии П. м. б. тип, вид, уровень конфликта в целом или любая его характеристика. Наиболее всесторонне… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Контрольная группа — (control group) в экспериментальной практике группа испытуемых (или условие), сходная с экспериментальной группой (условием) во всем, за исключением того, что в ней отсутствует изучаемая независимая переменная … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА (или УСЛОВИЕ) — Группа (или условие) в эксперименте, которая, насколько возможно, схожа с экспериментальной группой (или условием), за исключением того, что в ней не выражена изучаемая независимая переменная … Толковый словарь по психологии
ГРУППА КОНТРОЛЬНАЯ — группа, не подвергающаяся экспериментальному воздействию. Переменная независимая в Г.К. принимает нулевое значение, которое, как полагает исследователь, не должно вызвать эффект (изменение) переменной зависимой . А.П. Репеко … Социология: Энциклопедия
ГОСТ Р ИСО 7870-1-2011: Статистические методы. Контрольные карты. Часть 1. Общие принципы — Терминология ГОСТ Р ИСО 7870 1 2011: Статистические методы. Контрольные карты. Часть 1. Общие принципы оригинал документа: 3.28 автокорреляции (autocorrelation): Корреляция между наблюдениями характеристики, упорядоченными по времени. [ИСО 3534 2 … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 15895-77: Статистические методы управления качеством продукции. Термины и определения — Терминология ГОСТ 15895 77: Статистические методы управления качеством продукции. Термины и определения оригинал документа: 2.30. k я порядковая статистика x(k) Определения термина из разных документов: k я порядковая статистика 2.44.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 54383-2011: Трубы стальные бурильные для нефтяной и газовой промышленности. Технические условия — Терминология ГОСТ Р 54383 2011: Трубы стальные бурильные для нефтяной и газовой промышленности. Технические условия оригинал документа: 3.43 «слоновая кожа» (elephant hide): Несплошности наружной поверхности тела бурильной трубы, образующиеся в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
N-Hash — Криптографическая хеш функция Название N Hash Создан 1990 Опубликован 1990 Размер хеша 128 бит Число раундов 12 или 15 Тип хеш функция N Hash криптографическая … Википедия
Эксперимент (психология) — Эту страницу предлагается объединить с Лабораторный эксперимент (психология) … Википедия
Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Различными авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется неоднозначно … Википедия
sociology_encyclopedy.academic.ru
Information technology: check variable
Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.
ПЕРЕМЕННАЯ КОНТРОЛЬНАЯ — это переменная, значения которой не изменяются при различных уровнях независимой переменной . Желательно, чтобы вместе с независимой переменной в исследовании не изменялась никакая другая переменная. В любом эксперименте существует больше… … Социология: Энциклопедия
ПЕРЕМЕННАЯ — – любая характеристика объекта исследования, которая может изменяться, и это изменение проявляется и фиксируется в эксперименте. В конфликтологии П. м. б. тип, вид, уровень конфликта в целом или любая его характеристика. Наиболее всесторонне… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Контрольная группа — (control group) в экспериментальной практике группа испытуемых (или условие), сходная с экспериментальной группой (условием) во всем, за исключением того, что в ней отсутствует изучаемая независимая переменная … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА (или УСЛОВИЕ) — Группа (или условие) в эксперименте, которая, насколько возможно, схожа с экспериментальной группой (или условием), за исключением того, что в ней не выражена изучаемая независимая переменная … Толковый словарь по психологии
ГРУППА КОНТРОЛЬНАЯ — группа, не подвергающаяся экспериментальному воздействию. Переменная независимая в Г.К. принимает нулевое значение, которое, как полагает исследователь, не должно вызвать эффект (изменение) переменной зависимой . А.П. Репеко … Социология: Энциклопедия
ГОСТ Р ИСО 7870-1-2011: Статистические методы. Контрольные карты. Часть 1. Общие принципы — Терминология ГОСТ Р ИСО 7870 1 2011: Статистические методы. Контрольные карты. Часть 1. Общие принципы оригинал документа: 3.28 автокорреляции (autocorrelation): Корреляция между наблюдениями характеристики, упорядоченными по времени. [ИСО 3534 2 … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 15895-77: Статистические методы управления качеством продукции. Термины и определения — Терминология ГОСТ 15895 77: Статистические методы управления качеством продукции. Термины и определения оригинал документа: 2.30. k я порядковая статистика x(k) Определения термина из разных документов: k я порядковая статистика 2.44.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 54383-2011: Трубы стальные бурильные для нефтяной и газовой промышленности. Технические условия — Терминология ГОСТ Р 54383 2011: Трубы стальные бурильные для нефтяной и газовой промышленности. Технические условия оригинал документа: 3.43 «слоновая кожа» (elephant hide): Несплошности наружной поверхности тела бурильной трубы, образующиеся в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
N-Hash — Криптографическая хеш функция Название N Hash Создан 1990 Опубликован 1990 Размер хеша 128 бит Число раундов 12 или 15 Тип хеш функция N Hash криптографическая … Википедия
Эксперимент (психология) — Эту страницу предлагается объединить с Лабораторный эксперимент (психология) … Википедия
Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Различными авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется неоднозначно … Википедия
universal_ru_en.academic.ru
Следует различать:
контроль независимой переменной и
контроль «прочих» или внешних (побочных и дополнительных переменных).
Контроль независимой переменной состоит в ее активном варьировании или знании закономерности ее изменения. Второй смысл понятия «контроль» — управление внешними, «прочими» переменными эксперимента. Влияние внешних переменных сводится к эффекту смешения.
Различают два основных способа контроля независимой переменной. Эти способы лежат в основе двух типов эмпирического исследования: активного и пассивного.
Напомним, что в психологии:
*к активным относятся деятельностный метод (эксперимент) и коммуникативный (беседа),
*а к пассивным — наблюдение и измерение.
Пассивные методы называют также методами систематизированной регистрации, или систематизированного наблюдения (включая в него и процедуру измерения).
В эксперименте контроль независимой переменной производится с помощью активного манипулирования, варьирования. При систематизированном наблюдении (также — измерении) контроль осуществляется за счет отбора (селекции) требуемых значений независимой переменной из числа уже существующих переменных.
Примером активного контроля является, например, изменение громкости сигнала, подаваемого экспериментатором в наушники. Примером пассивного контроля может служить разбиение группы учеников на неуспевающих, среднеуспевающих и хорошо успевающих при исследовании влияния уровня успешности обучения на статус личности в учебной группе.
При планировании исследования следует иметь ввиду, что принципы, предъявляемые к формированию плана для активного и пассивного исследований, одни и те же, за исключением контроля эффектов, связанных с экспериментальным воздействием.
Существует несколько основных приемов контроля над влиянием внешних («прочих») переменных на результат эксперимента:
элиминация внешних переменных;
константность условий;
балансировка;
контрбалансировка;
рандомизация.
Эти приемы, разумеется, не позволяют полностью избежать воздействий со стороны «прочих» переменных, однако их выполнение является своеобразной профилактической процедурой: мытье рук перед едой не дает 100 %-й гарантии от заболевания дизентерией, но существенно снижает вероятность заболевания.
Диаграмма последовательности шагов в процессе контроля переменных [МакГиган, 1993] (рис. 4.14).
Рассмотрим последовательно различные способы контроля внешних переменных.
1. Элиминация. Наиболее простой по сути, но не по возможностям осуществления «радикальный» способ контроля. Экспериментальную ситуацию конструируют таким образом, чтобы исключить какое-либо присутствие в ней внешней переменной. Например, в психофизических лабораториях часто создаются экспериментальные
камеры, изолирующие испытуемого от внешних звуков, шумов, вибрационного воздействия и электромагнитных полей. Но зачастую элиминировать влияние внешних переменных невозможно. Например, трудно представить себе, как можно исключить влияние таких переменных, как пол, возраст или интеллект.
2. Создание константных условий. Если внешние переменные не удается исключить из экспериментальной ситуации, то исследователю приходится делать их неизменными. При этом влияние внешней переменной остается неизменным на всех испытуемых, при всех значениях независимой переменной и на протяжении всего эксперимента. Однако эта стратегия не позволяет полностью избежать эффекта смешения; данные, полученные при константных значениях внешних переменных, можно переносить только на те реальные ситуации, в которых значения внешних переменных такие же, какими они были при исследовании. Исследователь стремится сделать неизменными внешние пространственно-временные условия проведения эксперимента. В частности, экспериментальные пробы или наблюдение за поведением проводятся со всеми испытуемыми в одно и тоже время суток и в один и тот же день недели, например в понедельник в 9 часов утра. Однако это не гарантирует избавления от эффекта смешения. Допустим, что мы тренируем уровень достижений школьников при решении простых арифметических задач. Школьники-«совы», у которых уровень работоспособности приходится на вторую половину дня, будут в менее благоприятном состоянии, чем школьники-«жаворонки». Если они преобладают в группе, то их результаты будут смещены по сравнению с результатами, которые могли бы получиться на генеральной совокупности.
Следует стандартизировать технику проведения исследования и оборудование экспериментальных помещений {звуки, ароматы, окраску стен, вид фурнитуры, расположение мебели и т. д.).
Исследователь стремится сделать константными дополнительные переменные — уравнять группы испытуемых по основным значимым для исследования индивидуальным характеристикам (уровню образования, полу, возрасту).
Экспериментатор должен предъявлять инструкцию одинаково всем испытуемым (разумеется, исключая те случаи, когда она изменяется в соответствии с планом эксперимента). Он должен стремиться сохранять неизменными интонацию и силу голоса. Рекомендуется записывать инструкцию на магнитофон и предъявлять запись (кроме особых случаев).
3. Балансировка. В тех случаях, когда отсутствует возможность создать константные условия проведения эксперимента или константности условий недостаточно, применяют технику балансировки эффекта от действия внешних переменных. Балансировка применяется в двух ситуациях: 1) в том случае, если невозможно идентифицировать внешнюю переменную; 2) в том случае, если можно ее идентифицировать и использовать специальный алгоритм для контроля этой переменной.
Рассмотрим способ балансировки влияния неспецифических внешних переменных. Он состоит в том, что в дополнение к экспериментальной группе в план эксперимента включается контрольная группа. Экспериментальное исследование контрольной группы проводится в тех же условиях, что и исследование экспериментальной. Отличие в том, что экспериментальное воздействие осуществляется только на испытуемых, включенных в экспериментальную группу. Тем самым изменение зависимой переменной в контрольной группе обусловлено лишь внешними переменными, а в экспериментальной — совместным действием внешних и независимой переменных.
Разумеется, при этом нельзя выделить специфическое влияние каждой внешней переменной и особенности такого влияния независимой переменной из-за эффекта взаимодействия переменных,
1. Способ балансировки с применением контрольной группы (рис. 4.16).
2. Способ балансировки с выделением эффекта внешней переменной (рис. 4.17).
Для того чтобы определить, как влияет на зависимую переменную та или иная внешняя переменная, используют план, включающий более чем одну контрольную группу. В общем случае число контрольных групп в экспериментальном плане должно быть N = п + 1, где п — число внешних («прочих*) переменных. Вторая контрольная группа помещается в экспериментальные условия, где исключено действие одной из внешних переменных, влияющих на зависимую переменную экспериментальной и первой контрольной групп. Различие в результатах 1-й и 2-й контрольных групп позволяет выделить специфическое влияние одной из внешних переменных. Несколько отличается процедура балансировки при контроле известных внешних переменных. Типичный пример учета такой переменной — выявление уровня
влияния принадлежности испытуемых к тому или иному полу на результаты эксперимента, поскольку известно, что многие данные, полученные на выборке мужчин, невозможно перенести на женскую выборку. Пол — это дополнительная переменная, поэтому планирование эксперимента сводится к выявлению эффекта действия независимой переменной на зависимую в каждой из двух экспериментальных групп.
Аналогично строится эксперимент по сравнению эффекта от различных аппаратурных методик в зависимости от возраста испытуемых и др.
В более сложных экспериментах применяется балансировка нескольких переменных одновременно.
Примером может служить учет влияния пола экспериментатора на поведение испытуемых при тестировании интеллекта. У нас две группы испытуемых, мужчин и женщин, и два экспериментатора (мужчина и женщина). План эксперимента может выглядеть следующим образом:
Группа I (эксперимент) 1.Мужчины — экспериментатор мужчина 2. Мужчины — экспериментатор женщина 3. Женщины — экспериментатор мужчина 4. Женщины — экспериментатор женщина | Группа II (контроль) Мужчины — экспериментатор мужчина Мужчины — экспериментатор женщина Женщины — экспериментатор мужчина Женщины — экспериментатор женщина |
4.Контрбалансировка.
Этот прием контроля дополнительной переменной чаще всего применяют тогда, когда эксперимент включает в себя несколько серий. Испытуемый оказывается в разных условиях последовательно, и предыдущие условия могут изменять эффект воздействия последующих условий. К примеру, при исследовании дифференциальной слуховой чувствительности не безразлично, какой звук, громкий или более тихий, предъявлялся испытуемому первым, а какой — вторым. Также при выполнении тестов на интеллект важен порядок предъявления испытуемому задач: от простой к сложной или от сложной к простой, В первом случае более интеллектуально развитые испытуемые больше утомляются и теряют мотивацию, так как вынуждены решать большее количество задач, чем остальные. При втором варианте предъявления заданий менее интеллектуально развитые испытуемые испытывают стресс неуспеха и вынуждены решать больше задач, чем их более интеллектуальные коллеги. В этих случаях для ликвидации эффектов последовательности и эффекта последствия используют контрбалансировку. Смысл ее состоит в том, что порядок предъявления разных задач, стимулов, воздействий в одной из групп компенсируется иным порядком предъявления заданий в другой группе.
Приведем пример плана контроля за внешней переменной для 2 условий (табл. 4.2).
Для 3 независимых переменных применяется такой план контрбалансировки, например для предъявления 3-х цветов — красного, желтого, зеленого: (табл. 4.3).
Контрбалансировка применяется в тех случаях, когда есть возможность провести несколько серий. Следует лишь учитывать, что большое число попыток может
Таблица 4.2
Группа | Экспериментальная серия (порядок) | |
1-я | 2-я | |
1-я | Громкий звук | Тихий звук |
2-я | Тихий звук | Громкий звук |
Таблица 4.3
Группа | Экспериментальная серия (порядок) | ||
1-я | 2-я | 3-я | |
1-я | Кр. | Ж | З |
2-я | Кр. | З | Ж |
3-я | Ж | Кр. | З |
4-я | Ж | З | Кр. |
5-я | З | Кр. | Ж |
6-я | З | Ж | Кр. |
вызвать утомление у испытуемого. Но этот план позволяет контролировать эффект последовательности. Упрощение же плана контрбалансировки приводит к появлению эффекта последовательности. Однако контрбалансировка не позволяет полностью исключить еще один эффект, а именно — влияние изменения порядка предъявления заданий на значение зависимой переменной.
Он называется дифференцированным переносом: переход от ситуации 1 (когда она создается первой) к ситуации 2 отличается от перехода от ситуации 2 (когда она идет первой) к ситуации 1.
Этот эффект приводит к тому, что реальные различия между двумя разными экспериментальными ситуациями при регистрации преувеличиваются.
Итак, техника контрбалансировки заключается в том, что каждый испытуемый получает более чем один вариант воздействия (АВ или ВА) и эффект последовательности целенаправленно распределяется на все экспериментальные условия.
При балансировке каждый испытуемый получает лишь одно экспериментальное воздействие — внешняя переменная балансируется за счет выявления эффекта ее действия на членов экспериментальной группы по сравнению с эффектом, полученным при исследовании контрольной группы. Испытуемый может оказаться только в экспериментальной или же только в контрольной группе и получить воздействие какой-нибудь внешней переменной в обеих группах. Балансировка используется при исследовании независимых групп, тогда как контрбалансировка применяется в исследованиях с повторяющимися воздействиями.
5. Рандомизация. О ней мы уже говорили (вопрос 4). Рандомизацией называется процедура, которая гарантирует равную возможность каждому члену популяции стать участником эксперимента. Каждому представителю выборки присваивается порядковый номер, а выбор испытуемых в экспериментальную и контрольную группы проводится с помощью таблицы «случайных» чисел. Рандомизация является способом, позволяющим исключить влияние индивидуальных особенностей испытуемых на результат эксперимента.
Рандомизация применяется в двух случаях:
1) когда известно, как управлять внешними переменными в экспериментальной ситуации, однако у нас нет возможности использовать одну из предшествующих техник контроля;
2) когда мы предполагаем оперировать какой-либо внешней переменной в экспериментальной ситуации, однако не можем ее специфицировать и применить другие техники.
Если предположить, что значение дополнительной переменной (переменных) подчиняется вероятностным законам (например, описывается нормальным распределением), то в состав экспериментальной и контрольных групп войдет выборка, которая имеет те же уровни дополнительных переменных, что и генеральная совокупность.
По мнению многих специалистов, в том числе Кэмпбелла, уравнивание групп посредством процедуры рандомизации является единственно надежным способом элиминации влияния внешних (дополнительных) переменных на зависимую. Кэмпбелл определяет рандомизацию как универсальный способ уравнивания групп перед экспериментальным воздействием. Другие способы, например метод попарного сравнения, характеризуются им как малонадежные и ведущие к невалидным выводам.
И в заключение: обратите особое внимание на таблицу, в которой отображен предложенный МакГиганом алгоритм пошагового контроля влияния внешних переменных на зависимую переменную.
studfiles.net
Богданчиков С.А., Иванов Л.Н.
Читать PDFЖарикова А.С.
В работе представлены результаты эмпирического исследования соотношения инициативности и креативности в старшем школьном и студенческом возрастах: раскрыты связи различных переменных инициативности с
Читать PDFВолк Марина Игоревна, Акимова Анжелика Ринатовна
Статья посвящена изучению уверенности и общительности в системе личностных детерминант развития и устойчивости адаптационного процесса.
Читать PDFДронов В.М., Крупнов Александр Иванович
Статья посвящена изучению соотношений свойств активности темперамента с различными переменными настойчивости личности.
Читать PDFКрючкова Анна Борисовна
В статье анализируются результаты исследования взаимосвязей свойств темперамента и свойств агрессивности у учеников 10-11-х классов московских общеобразовательных школ.
Читать PDFОстапец Е.В
Исследовалась организованность как системное свойство личности, включающее в себя целевой, мотивационный, когнитивный, продуктивный, динамический, эмоциональный, регуляторный и рефлексивно-оценочный к
Читать PDFКачурина Ольга Олеговна
В статье анализируется специфика связей регуляторно-динамических переменных общительности у латиноамериканских и российских студентов.
Читать PDFПархоменко Елена Александровна
Исследование посвящено изучению возможностей спорта как вида деятельности, способствующего становлению психологических характеристик мотивационно-смысловых переменных ответственности личности, и спосо
Читать PDFКаменева Галина Николаевна, Рушина Марина Александровна, Анисимова Юлия Николаевна
Статья посвящена анализу специфики связей переменных трудолюбия как свойства личности и социально-психологической адаптации студентов.
Читать PDFКомолова Э.В.
Читать PDFЖамалова Анастасия Руслановна, Маслак Анатолий Андреевич
В рамках теории латентных переменных на линейной шкале измерена латентная переменная «мотивация к успеху».
Читать PDFГригорьев Андрей Александрович
В статье рассматриваются возможности предсказания социально-экономических показателей страны по национальному IQ и «личностным факторам», выделяемым в модели личности «Большая пятерка».
vocabulary.ru
control variable
Russian-english psychology dictionary. 2013.
ПЕРЕМЕННАЯ КОНТРОЛЬНАЯ — это переменная, значения которой не изменяются при различных уровнях независимой переменной . Желательно, чтобы вместе с независимой переменной в исследовании не изменялась никакая другая переменная. В любом эксперименте существует больше… … Социология: Энциклопедия
ПЕРЕМЕННАЯ — – любая характеристика объекта исследования, которая может изменяться, и это изменение проявляется и фиксируется в эксперименте. В конфликтологии П. м. б. тип, вид, уровень конфликта в целом или любая его характеристика. Наиболее всесторонне… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Контрольная группа — (control group) в экспериментальной практике группа испытуемых (или условие), сходная с экспериментальной группой (условием) во всем, за исключением того, что в ней отсутствует изучаемая независимая переменная … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА (или УСЛОВИЕ) — Группа (или условие) в эксперименте, которая, насколько возможно, схожа с экспериментальной группой (или условием), за исключением того, что в ней не выражена изучаемая независимая переменная … Толковый словарь по психологии
ГРУППА КОНТРОЛЬНАЯ — группа, не подвергающаяся экспериментальному воздействию. Переменная независимая в Г.К. принимает нулевое значение, которое, как полагает исследователь, не должно вызвать эффект (изменение) переменной зависимой . А.П. Репеко … Социология: Энциклопедия
ГОСТ Р ИСО 7870-1-2011: Статистические методы. Контрольные карты. Часть 1. Общие принципы — Терминология ГОСТ Р ИСО 7870 1 2011: Статистические методы. Контрольные карты. Часть 1. Общие принципы оригинал документа: 3.28 автокорреляции (autocorrelation): Корреляция между наблюдениями характеристики, упорядоченными по времени. [ИСО 3534 2 … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 15895-77: Статистические методы управления качеством продукции. Термины и определения — Терминология ГОСТ 15895 77: Статистические методы управления качеством продукции. Термины и определения оригинал документа: 2.30. k я порядковая статистика x(k) Определения термина из разных документов: k я порядковая статистика 2.44.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 54383-2011: Трубы стальные бурильные для нефтяной и газовой промышленности. Технические условия — Терминология ГОСТ Р 54383 2011: Трубы стальные бурильные для нефтяной и газовой промышленности. Технические условия оригинал документа: 3.43 «слоновая кожа» (elephant hide): Несплошности наружной поверхности тела бурильной трубы, образующиеся в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
N-Hash — Криптографическая хеш функция Название N Hash Создан 1990 Опубликован 1990 Размер хеша 128 бит Число раундов 12 или 15 Тип хеш функция N Hash криптографическая … Википедия
Эксперимент (психология) — Эту страницу предлагается объединить с Лабораторный эксперимент (психология) … Википедия
Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Различными авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется неоднозначно … Википедия
psychology_ru_en.enacademic.com
Следует различать контроль независимой переменной и контроль «прочих» или внешних (побочных и дополнительных переменных). Контроль независимой переменной состоит в ее активном варьировании или знании закономерно-
4.5. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ И СПОСОБЫ ИХ КОНТРОЛЯ 105
сти ее изменения. Второй смысл понятия «контроль» — управление внешними, «прочими» переменными эксперимента. Влияние внешних переменных сводится к эффекту смешения.
Различают два основных способа контроля независимой переменной. Эти способы лежат в основе двух типов эмпирического исследования: активного и пассивного. Напомним, что в психологии к активным относятся деятельностный метод (эксперимент) и коммуникативный (беседа), а к пассивным — наблюдение и измерение. Пассивные методы называют также методами систематизированной регистрации, или систематизированного наблюдения (включая в него и процедуру измерения).
В эксперименте контроль независимой переменной производится с помощью активного манипулирования, варьирования. При систематизированном наблюдении (также — измерении) контроль осуществляется за счет отбора (селекции) требуемых значений независимой переменной из числа уже существующих переменных. Примером активного контроля является, например, изменение громкости сигнала, подаваемого экспериментатором в наушники. Примером пассивного контроля может служить разбиение группы учеников на неуспевающих, среднеуспевающих и хорошо успевающих при исследовании влияния уровня успешности обучения на статус личности в учебной группе.
При планировании исследования следует иметь в виду, что принципы, предъявляемые к формированию плана для активного и пассивного исследований, одни и те же, за исключением контроля эффектов, связанных с экспериментальным воздействием.
Существует несколько основных приемов контроля над влиянием внешних («прочих») переменных на результат эксперимента:
элиминация внешних переменных;
константность условий;
балансировка;
контрбалансировка;
рандомизация.
Эти приемы, разумеется, не позволяют полностью избежать воздействий со стороны «прочих» переменных, однако их выполнение является своеобразной профилактической процедурой: мытье рук перед едой не дает 100 %-й гарантии от заболевания дизентерией, но существенно снижает вероятность заболевания.
Диаграмма последовательности шагов в процессе контроля переменных [МакГиган, 1993] (рис. 4.14).
Рассмотрим последовательно различные способы контроля внешних переменных.
1. Элиминация. Наиболее простой по сути, но не по возможностям осуществления «радикальный» способ контроля. Экспериментальную ситуацию конструируют таким образом, чтобы исключить какое-либо присутствие в ней внешней переменной. Например, в психофизических лабораториях часто создаются эксперименталь-
106 4. ПРОЦЕДУРА И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Рис. 4.14
ные камеры, изолирующие испытуемого от внешних звуков, шумов, вибрационного воздействия и электромагнитных полей. Но зачастую элиминировать влияние внешних переменных невозможно. Например, трудно представить себе, как можно исключить влияние таких переменных, как пол, возраст или интеллект.
2. Создание константных, условий. Если внешние переменные не удается исключить из экспериментальной ситуации, то исследователю приходится делать их неизменными. При этом влияние внешней переменной остается неизменным на всех испытуемых, при всех значениях независимой переменной и на протяжении всего эксперимента. Однако эта стратегия не позволяет полностью избежать эффекта
смешения: данные, полученные при константных значениях внешних пе ременных, можно переносить только на те реальные ситуации, в которых значения внешних переменных такие же, какими они были при исследова нии. Исследователь стремится сде лать неизменными внешние про странственно-временные условия проведения эксперимента. В частно сти, экспериментальные пробы или наблюдение за поведением проводят ся со всеми испытуемыми в одно и то же время суток и в один и тот же день недели, например в понедельник в 9 часов утра. Однако это не гарантиру ет избавления от эффекта смешения. Допустим, мы тестируем уровеньдос- тижений школьников при решенииРис. 4.15. Эксперимент «сенсорной депри- простых арифметических задач, нации» (пример элиминации влияний внеш- Школьники-«совы», у которых уро- ней среды) вень работоспособности приходится
4.5. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ И СПОСОБЫ ИХ КОНТРОЛЯ 107
на вторую половину дня, будут в менее благоприятном состоянии, чем школьники-«жаворонки». Если они преобладают в группе, то их результаты будут смещены по сравнению с результатами, которые могли бы получиться на генеральной совокупности.
Следует стандартизировать технику проведения исследования и оборудование экспериментальных помещений (звуки, ароматы, окраску стен, вид фурнитуры, расположение мебели и т. д.).
Исследователь стремится сделать константными дополнительные переменные — уравнять группы испытуемых по основным значимым для исследования индивидуальным характеристикам (уровню образования, полу, возрасту).
Экспериментатор должен предъявлять инструкцию одинаково всем испытуемым (разумеется, исключая те случаи, когда она изменяется в соответствии с планом эксперимента). Он должен стремиться сохранять неизменными интонацию и силу голоса. Рекомендуется записывать инструкцию на магнитофон и предъявлять запись (кроме особых случаев).
3. Балансировка. В тех случаях, когда отсутствует возможность создать константные условия проведения эксперимента или константности условий недостаточно, применяют технику балансировки эффекта от действия внешних переменных. Балансировка применяется в двух ситуациях: 1) в том случае, если невозможно идентифицировать внешнюю переменную; 2) в том случае, если можно ее идентифицировать и использовать специальный алгоритм для контроля этой переменной.
Рассмотрим способ балансировки влияния неспецифических внешних переменных. Он состоит в том, что в дополнение к экспериментальной группе в план эксперимента включается контрольная группа. Экспериментальное исследование контрольной группы проводится в тех же условиях, что и исследование экспериментальной. Отличие в том, что экспериментальное воздействие осуществляется только на испытуемых, включенных в экспериментальную группу. Тем самым изменение зависимой переменной в контрольной группе обусловлено лишь внешними переменными, а в экспериментальной — совместным действием внешних и независимой переменных.
Разумеется, при этом нельзя выделить специфическое влияние каждой внешней переменной и особенности такого влияния независимой переменной из-за эффекта взаимодействия переменных.
Способ балансировки с применением контрольной группы (рис. 4.16).
Способ балансировки с выделением эффекта внешней переменной (рис. 4.17). Для того чтобы определить, как влияет на зависимую переменную та или иная
внешняя переменная, используют план, включающий более чем одну контрольную группу. В общем случае число контрольных групп в экспериментальном плане должно быть N = п + 1, где п — число внешних («прочих») переменных. Вторая контрольная группа помещается в экспериментальные условия, где исключено действие одной из внешних переменных, влияющих на зависимую переменную экспериментальной и первой контрольной групп. Различие в результатах 1-й и 2-й контрольных групп позволяет выделить специфическое влияние одной из внешних переменных. Несколько отличается процедура балансировки при контроле известных внешних переменных. Типичный пример учета такой переменной — выявление уровня
108 4. ПРОЦЕДУРА И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Внешняя переменная 1
sr—- =:s=i
независимой переменной
Внешняя переменная 1 ^ Зависимая
!<•_..,._„ Внешняя переменная 2 *• переменная
rnvnn^ Внешняя переменная 3 ру Нулевое значение | > Нет эффекта
независимой переменной
Рис. 4.16
Внешняя переменная 1
ss—• =:я=ь
независимой переменной
Внешняя переменная 1 > Зависимая
studfiles.net
1. Понятие «причинности»
2. Независимая переменная
3. Зависимая переменная
4. Способы контроля внешних переменных.
Экспериментатор проверяет гипотезу о причинной связи двух явлений, А и В. Понятие «причинность» является одним из наиболее сложных в науке. Существует ряд эмпирических признаков причинной связи между двумя явлениями:
1. Разделенность причины и следствия во времени и предшествовании причины следствию. Если, после проведения эксперимента, обнаруживаются изменения в объекте по сравнению с аналогичным объектом, который воздействию не подвергался, то есть повод говорить о том, что экспериментальное воздействие стало причиной изменения состояния объекта. Наличие воздействия и сравнение объектов являются необходимыми условиями такого вывода, ибо не всегда предшествующее событие – причина последующего.
2. Наличие статистической связи между двумя переменными (причинной и следствием). Изменение величины одной из переменных должно сопровождаться изменением величины другой, то есть наблюдается либо линейна, либо нелинейная корреляция. Но наличие корреляции является недостаточным условием для вывода о причинно-следственной связи, так как такая связь может быть случайной или обусловлена другой переменной.
3. Причинно-следственная связь регистрируется, если экспериментальная процедура исключает иные возможные объяснения связей А и В, кроме как причинной, и все остальные причины возникновения явления В исключены.
Проверка экспериментальной гипотезы о причинной связи двух явлений производится следующим образом: экспериментатор моделирует предполагаемую программу, которая выступает в качестве экспериментального воздействия и регистрирует изменение состояния объекта с помощью контрольно - измерительных инструментов, при этом осуществляется контроль внешних переменных. Таким образом: суть эксперимента состоит в том, что экспериментатор варьирует независимую переменную, регистрирует изменение зависимой и контролирует внешние переменные.
Исследователь должен стремиться оперировать в эксперименте только независимой переменной. Если это условие соблюдается и при этом при этом исключены все побочные (внешние) переменные, то такой эксперимент называется чистый.
В качестве независимой переменной в эксперименте могут выступать:
1. Характеристика заданий. Это то, чем может манипулировать экспериментатор более или менее свободно. Экспериментатор может варьировать стимулы или материалы задания, тип ответа испытуемого, инструкцию, цели, средства и т.д.
2. Особенности ситуации (внешние условия) – т.е. переменные, которые непосредственно не входят в структуру эксперимента (температура в помещении, обстановка). Экспериментатор может варьировать: физические параметры (внешний вид помещения, освещенность, температуру, окраску стен и т.д.), социально-психологические (изоляцию, присутствии экспериментатора или его ассистента и др.), особенности общения и взаимодействия испытуемого и экспериментатора.
3. «Организменные» переменные – управляемые состояния испытуемого (физические, биологические, социально-психологические, психологические, социальные признаки). Традиционно их относят к «переменным», хотя большинство из них являются неизменными на протяжении жизни. Как правило, в современном исследовании дифференциально-психологические особенности индивидов, такие как интеллект, пол, возраст, социальный статус и т.д. учитываются в качестве дополнительных переменных, которые контролируются экспериментатором в общепсихологическом эксперименте. Но эти переменные могут превращаться во «вторую основную переменную» в дифференциально-психологическом исследовании, и тогда используются факторные планы.
В качестве зависимой переменной в психологии используются параметры вербального и невербального поведения испытуемого (число ошибок, затраченное время на решение задач и т.п.). Выбор поведенческих параметров определяется исходной гипотезой, при этом исследователь должен максимально ее конкретизировать, т.е. добиться того, чтобы зависимая переменная была операционализирована (поддавалась регистрации в ходе эксперимента).
Параметры, которые изменяет экспериментатор условно можно разделить на формально-динамические и содержательные:
1. К формально-динамическим параметрам относят:
а) Точность, либо противоположную ей характеристику – ошибочность действий. Этот параметр используется в задачах на достижение, которые в психологических исследованиях встречаются достаточно часто.
б) Латентность. Поскольку ряд психических процессов протекает скрытно от внешнего наблюдателя, одной из важнейших характеристик является латентное время – время от момента предъявления сигнала до выбора ответа.
в) Длительность (скорость исполнения) – время между выбором действия и окончанием его исполнения. Является характеристикой исполнительного действия.
г) Темп (частота действий) – важнейшая характеристика, особенно при исследовании простейших форм поведения.
д). Продуктивность – отношение числа ошибок или качественно выполненных действий ко времени выполнения. Этот параметр служит важнейшей характеристикой для исследования процессов научения, познавательных процессов, процессов принятия решения.
2. Содержательные параметры поведения предполагают категоризацию формы поведения либо в терминах обыденного языка, либо в терминах той теории, предположения которой проверяются в данном эксперименте.
Распознавание форм поведения – дело специально обученных экспериментаторов или наблюдателей. Проблема фиксации качественных особенностей поведения решается либо посредством обучения наблюдателей и разработки специальных карт наблюдения, либо измерением формально – динамических параметров с помощью тестов.
Требования к зависимой переменной:
1. Надежность – устойчивость ее регистрированности при изменении условий эксперимента в течение времени.
2. Валидность – переменная должна быть определена только в конкретных условиях эксперимента и примирительна к определенной гипотезе.
3. Сензитивность – зависимая переменная к изменениям независимой.
Типы зависимых переменных:
1. Одномерные – регистрируется только один параметр, и именно он считается проявлением зависимой переменной.
2. Многомерные – когда измеряется несколько параметров: оценивается уровень интеллектуальной продуктивности, анализируется трудность задач, качество выполнения, способ и т.д.
3. Фундаментальные – параметры зависимой переменной используются в качестве аргументов, сама она представляется в виде функции (например, фундаментальное изменение уровня агрессии).
Способы контроля внешних переменных.
1. Элиминация - самый простой, но по сути невозможный, «радикальный» способ. Его суть заключается в полном устранении побочных переменных.
2. Создание константных условий – исследователь старается сделать внешние переменные неизменными, при этом влияние внешних переменных одинаковое на всех испытуемых на протяжении всего времени эксперимента.
Однако, в этом случае данные, полученные при фиксированных побочных переменных могут распространяться только на те реальные ситуации, в которых действуют те же самые побочные переменные.
3. Балансировка. Этот способ используется тогда, когда невозможно идентифицировать внешние переменные или когда ими когда их можно идентифицировать и использовать специальный алгоритм для контроля. Для реализации этого метода в план эксперимента включается контрольная группа. Организация исследования в контрольной группе такая же, как и в экспериментальной. Следовательно, изменения, происходящие в контрольной группе, происходят за счет влияния внешней переменной, а в экспериментальной - за счет внешней и независимой.
4. Контрбалансировка - используется для контроля внешней переменной в том случае, если эксперимент включает в себя несколько серий. Группа испытуемых (испытуемый) оказывается в разных условиях последовательно, и как следствие, предыдущие условия могут изменить эффективность воздействия последующих условий. Порядок предъявления стимулов может менять поведение испытуемых, поэтому смысл контрбалансировки заключается в том, что порядок предъявления различных задач (стимулов, воздействий) в одной из групп компенсируется иным порядком представления заданий в другой группе. Контрбалансировка контролирует эффект последовательности.
5. Рандомизация - процедура, гарантирующая равную возможность каждому члену популяции стать участником эксперимента. Применяется чаще всего в двух случаях: когда известно, как управлять внешними переменными в экспериментальной ситуации, но нет возможности использовать ни одну из предыдущих техник контроля; когда предполагалось оперировать какими – либо внешними переменными в экспериментальной ситуации, но не было возможности их специфицировать и применять другие техники.
megaobuchalka.ru