КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ученик___ 6 А класса
__________________________________________________
по теме «Лексика»
ВАРИАНТ 1
Часть 1.
Прочитайте текст.
Литота представляет собой преуменьшение какого-то предмета или явления. Например, каждый из нас знает сказку «Мальчик с пальчик», в названии которой и используется данный приём. Чаще всего литоты встречаются именно в художественной литературе и стихах.
Идиомами и фразеологизмами уже стали многие варианты литот. Например, такие выражения, как «рукой подать», «небо с овчинку», «кот наплакал» и т.д.
Примеры литоты в русском языке разнообразны:
Двойное отрицание или присоединение отрицания к словам, уже имеющим «отрицательную» окраску. Например, «неплохой», «не без умысла».
Смещение отрицания в модальную часть предложения. Например, «я не считаю, что это правильный выбор».
Специальное преуменьшение размеров или «обратная гипербола». Например, «в нескольких шагах отсюда».
Как вы думаете, какого стиля этот текст?
___________________________________
Какие слова натолкнули вас на эту мысль? Напишите, как они называются и приведите 1-2 примера из текста.
__________________________________________________________________________________________________________________________
Подберите синоним к слову «неплохо»
_______________________________________________
Что означают фразеологизмы, приведенные в тексте? Объясните не менее двух:
Рукой подать - ____________________________________________
Небо с овчинку - __________________________________________
Кот наплакал - _________________________________________
В нескольких шагах - ____________________________________
Часть 2
Прочитайте текст
Село Блины-Съедены
Дорогой Соседушка.
Максим... (забыл как по батюшке, извените великодушно!) Извените и простите меня старого старикашку и нелепую душу человеческую за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом. Вот уж целый год прошел как Вы изволили поселиться в нашей части света по соседству со мной мелким человечиком, а я всё еще не знаю Вас, а Вы меня стрекозу жалкую не знаете. Позвольте ж драгоценный соседушка хотя посредством сих старческих гиероглифоф познакомиться с Вами, пожать мысленно Вашу ученую руку и поздравить Вас с приездом из Санкт-Петербурга в наш недостойный материк, населенный мужиками и крестьянским народом т. е. плебейским элементом.
(А. П. Чехов «Письмо к ученому соседу»)
Из чего можно заключить, что письмо написано не очень грамотным человеком?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правильно ли автор письма употребляет термины?
__________________________________________________________________________________________________________________________
С какой целью он их употребляет?
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие слова уместнее в дружеской переписке: общеупотребительные или необщеупотребительные? Почему вы так считаете?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть 3.
Как называются слова, которые употребляют только жители какой-то определенной области? ____________________________
Найди такое слово в отрывке из стихотворения С. Есенина:
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс. ___________________________
Как вы думаете, зачем поэт употребил такое слово, вместо общеупотребительного синонима? ____________________________________________________________________________________________________________
Как вы думаете, могут ли такие (или подобные) слова со временем войти в язык в качестве общеупотребительных слов? Почему?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть 4.
Прочитайте отрывок из «Книги о лесах» К. Паустовского. Как вы понимаете основную мысль автора? Согласны ли вы с ней?
Всякие мысли приходят иногда в голову. Например, мысль о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка (кроме, конечно, уже существующих общих словарей).
В одном таком словаре можно, предположим, собрать слова, имеющие отношение к природе, в другом - хорошие и меткие местные слова, в третьем - слова людей разных профессий, в четвертом - мусорные и мертвые слова, всю канцелярщину и пошлость, засоряющие русский язык.
Этот последний словарь нужен для того, чтобы отучить людей от скудоумной и ломаной речи.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ученик___ 6 А класса
__________________________________________________
по теме «Лексика»
ВАРИАНТ 2.
Часть 1.
Прочитайте текст.
Литота представляет собой преуменьшение какого-то предмета или явления. Например, каждый из нас знает сказку «Мальчик с пальчик», в названии которой и используется данный приём. Чаще всего литоты встречаются именно в художественной литературе и стихах.
Идиомами и фразеологизмами уже стали многие варианты литот. Например, такие выражения, как «рукой подать», «небо с овчинку», «кот наплакал» и т.д.
Примеры литоты в русском языке разнообразны:
Двойное отрицание или присоединение отрицания к словам, уже имеющим «отрицательную» окраску. Например, «неплохой», «не без умысла».
Смещение отрицания в модальную часть предложения. Например, «я не считаю, что это правильный выбор».
Специальное преуменьшение размеров или «обратная гипербола». Например, «в нескольких шагах отсюда».
Как вы думаете, какого стиля этот текст?
___________________________________
Какие слова натолкнули вас на эту мысль? Напишите, как они называются и приведите 1-2 примера из текста.
__________________________________________________________________________________________________________________________
Подберите антоним к слову «чаще» (всего)
_______________________________________________
Что означают фразеологизмы, приведенные в тексте? Объясните не менее двух:
Рукой подать - ____________________________________________
Небо с овчинку - __________________________________________
Кот наплакал - _________________________________________
В нескольких шагах - ____________________________________
Часть 2
Прочитайте текст
Село Блины-Съедены
Дорогой Соседушка.
Максим... (забыл как по батюшке, извените великодушно!) Извените и простите меня старого старикашку и нелепую душу человеческую за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом. Вот уж целый год прошел как Вы изволили поселиться в нашей части света по соседству со мной мелким человечиком, а я всё еще не знаю Вас, а Вы меня стрекозу жалкую не знаете. Позвольте ж драгоценный соседушка хотя посредством сих старческих гиероглифоф познакомиться с Вами, пожать мысленно Вашу ученую руку и поздравить Вас с приездом из Санкт-Петербурга в наш недостойный материк, населенный мужиками и крестьянским народом т. е. плебейским элементом.
(А. П. Чехов «Письмо к ученому соседу»)
Из чего можно заключить, что письмо написано не очень грамотным человеком?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правильно ли автор письма употребляет термины?
__________________________________________________________________________________________________________________________
С какой целью он их употребляет?
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие слова уместнее в дружеской переписке: общеупотребительные или необщеупотребительные? Почему вы так считаете?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть 3.
Как называются слова, которые употребляют определенные социальные группы носителей языка? ____________________________
Найди такое слово в отрывке из рассказа Д. Рубиной:
Он позвонил минут через двадцать.
- Григорий, не пыли, а?.. - дружески попросил он. - Я посоветоваться только хотел... Это... Как ты думаешь, Пимен - псих или не псих?
- Здрасьте, Плоткин! Ты сам, кажется, псих. Григорий же ясно говорит: "Как я люблю его спокойный вид, когда душой в минувшем погруженный, он летопись свою ведет..."
- Ну и что... Ненормальный - это ж не обязательно, чтобы на людей бросаться. Он, может быть, тихо помешанный.
- Плоткин, - расстроилась я, - не понимаю, чего ты добиваешься! ___________________________
Как вы думаете, зачем писательница употребила такое слово, вместо общеупотребительного синонима? ____________________________________________________________________________________________________________
Как вы думаете, могут ли такие (или подобные) слова со временем войти в язык в качестве общеупотребительных слов? Почему?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть 4.
Прочитайте отрывок из «Книги о лесах» К. Паустовского. Как вы понимаете основную мысль автора? Согласны ли вы с ней?
Всякие мысли приходят иногда в голову. Например, мысль о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка (кроме, конечно, уже существующих общих словарей).
В одном таком словаре можно, предположим, собрать слова, имеющие отношение к природе, в другом - хорошие и меткие местные слова, в третьем - слова людей разных профессий, в четвертом - мусорные и мертвые слова, всю канцелярщину и пошлость, засоряющие русский язык.
Этот последний словарь нужен для того, чтобы отучить людей от скудоумной и ломаной речи.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Контрольная работа по теме «Лексика».
6 класс. 2017-2018
1 вариант
Теоретическая часть
1. Дайте определение:
Лексика - это …
2. Замените определение термином:
А. Слова, распространение которых ограничено территорией, называются …
Б. Новыми словами называются …
В. Слова одной части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению и употреблению в речи, называются …
3. Продолжи мысль:
А. По сфере употребления лексика делится на …
Б. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются …
В. Профессионализмами называются …
4. Восстановите определение:
1.Устаревшие слова, вышедшие из активного употребления вместе с предметом (явлением),
называются … . Слова, выходящие из лексики, старое название предмета которых можно заменить на новое(можно подобрать синоним), называются … .
5. Что означают следующие пометки, данные в толковом словаре?
А. обл. Б. перен. В. спец.
Практическая часть
Какую букву нужно вставить? Перепиши, подчёркивая орфограмму, укажи проверочные слова. Ответьте на вопрос: что необходимо знать, чтобы не ошибиться при написании данных слов?
Пос..деть на скамейке, пол..скать бельё, прим..рять друзей, язык разв..вается, сп..ши в школу, посв..тить фонариком.
Распредели слова на две группы (столбика): прямое - переносное значение слова.
Каменный дом, светлый день, каменное сердце, провалиться на экзамене, хвост павлина, занавешенное окно, светлые мысли, окно в Европу, провалиться под землю, плестись в хвосте колонны.
Выбери пары, где верно указаны синонимы, выпиши их:
Реформа - обсуждение, чуткий - стыдливый, скорбь - покой, пламенный - страстный, почёт - уважение, надменный - слабый, жребий - участь.
Найдите среди следующих пар слов антонимы, выпиши их:
Хитрый - лукавый, соперник - конкурент, даровитый - бездарный, отрицать - утверждать, скорбь - покой, вспыльчивый - сдержанный, недруг - враг.
В какой строке все слова являются заимствованными?
А. продукты, спектакль, книжный, аптека, двигаться; куст;
Б. кофе, парашют, брошюра, бутерброд, маркетинг;
В. девчонка, голосить, кукиш, невежда, комичный, благоухание.
6. Найдите пару русскому слову (напишите каждую через тире):
Перерыв, языкознание, независимость, покровитель, исключительный, притворство, украшение.
Слова для справок: лингвистика, эксклюзивный, спонсор, антракт, суверенитет, симуляция, декор.
7. Определите, какое слово является «лишним» в ряду синонимов, выпишите его и объясните свой выбор: Всадник, наездник, пассажир, верховой.
8. Установите соответствие между словами из левой и правой колонки.
1. диалектизм а. шоумен2. устаревшее слово б. бульба
3. неологизм в. кольчуга
III. Напишите рассуждение на тему «Почему так важно изучать лексику?»
Контрольная работа по теме «Лексика».
6 класс. 2017-2018
2 вариант
Теоретическая часть
1. Дайте определение:
Неологизмы - это …
2. Замените определение термином:
А. Слова, распространение которых ограничено специальностью (профессией), называются …
Б. Слова, пришедшие в русский язык из других языков, называются …
infourok.ru
Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи. 6 класс.
Вариант 1.
1. Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение:
А) Лексикология – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.
Б) Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает.
В) Лексика – это словарный запас одного человека.
Г) Основная единица лексикологии – слово.
2. В каком словаре можно уточнить значение слова?
А) орфографическом В) этимологическом
Б) орфоэпическом Г) толковом
3. Какое слово имеет значение «честный, соответствующий правилам поведения»?
А) внимательный В) чувствительный
Б) преданный Г) порядочный
4. Какое слово является однозначным?
А) изморозь В) кисть
Б) ручка Г) трубить
5. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?
А) золотое кольцо
Б) тёмная ночь
в) серебряные волосы
Г) идет по дороге
6. В каком предложении есть метафора?
А) Завтра мы поедем на экскурсию.
Б) В саду пожелтели листья.
В) В саду горит костёр рябины красной.
Г) В этом году уродилось много яблок.
7. Из предложения Лениво дышит полдень мглистый (Ф. Тютчев) выпишите слово, которое имеет переносное значение.
8. Укажите ответ, в котором выделенные слова являются омонимами:
А) В зоопарке мы увидели гиппопотама. – Бегемоты водятся в Африке.
Б) В небе мы увидели косяк журавлей. – Петя больно ударился о косяк двери.
В) Хорошо, когда среди жаркого дня польёт дождь. – Плохо, когда слякоть под ногами
Г) Красивые стройные ели росли в зоопарке. – Самая большая ель была установлена на площади.
9. В каком предложении есть антонимы?
А) Рана заживает, а рубец остаётся.
Б) Пришлось долго, терпеливо ждать.
В) Метель метёт, и вьюга плачет.
Г) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.
10. В каком предложении есть синонимы?
А) Жара стояла неделю, и зной измучил путников.
Б) Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.
В) В каждой бочке мёда есть ложка дёгтя.
Г) Яблоки не кислые, а сладкие.
11. Укажите ВЕРНОЕ суждение:
А) Слова конь и лошадь являются антонимами.
Б) Слова конь и лошадь являются синонимами.
В) Слова конь и лошадь являются омонимами.
Г) Слова плохой и хороший являются синонимами.
Ранним утром я бодро шёл по широкой дороге.
12. Выпишите из предложения слово – синоним к слову БЫСТРО.
13. Запишите антоним к слову ШИРОКОЙ.
Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи»
Вариант 2.
1. Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение:
А) Лексикология – это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.
Б) Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает.
В) Лексикон – это словарный запас.
Г) Основная единица лексикологии – слово.
2. В каком словаре можно уточнить значение слова?
А) орфографическом В) толковом
Б) орфоэпическом Г) этимологическом
3. Какое слово имеет значение «безответственный, легкомысленный»?
А) бесполезный В) безалаберный
Б) несамостоятельный Г) неумелый
4. Какое слово является однозначным?
А) высший В) расцвести
Б) барсук Г) локоть
5. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?
А) читает письмо
Б) ветер воет
в) старинная крепость
Г) хлебный магазин
6. В каком предложении есть метафора?
А) Упали первые капли дождя.
Б) Ребята поехали на соревнования.
В) Вода в реке стала холодная.
Г) В саду горит костёр рябины красной.
7. Из предложения Вздыхая, ширится волна (И. Бунин) выпишите слово(-а), которое (-ые) имеет(-ют) переносное значение.
8. Укажите ответ, в котором выделенные слова являются омонимами:
А) Мальчик почти всегда улыбался. – Девочка немного грустная.
Б) Яблоня вся покрылась белым цветом. – На яблоне появились первые яблоки.
В) Бор – один из химических элементов. – Впереди мы увидели сосновый бор.
Г) Лошадь была со светлой гривой. – Конь оказался весьма резвый.
9. В каком предложении есть антонимы?
А) Хлеб мягкий, свежий.
Б) Ищи не дом, а соседей.
В) Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
Г) Корень учения горек, а плод его сладок.
10. В каком предложении есть синонимы?
А) Лиса живёт хитростью, а заяц — прыткостью.
Б) Сова спит днём, а охотится ночью.
В) В поэтической речи глаза часто называют очами.
Г) Эскалаторы движутся вверх и вниз.
11. Укажите ВЕРНОЕ суждение:
А) Слова день и ночь являются синонимами.
Б) Слова день и ночь являются антонимами.
В) Слова диван и кресло являются омонимами.
Г) Слова добрый (ребёнок) и добрый (конь) являются синонимами.
На нашем пути была красивая река с широкими берегами.
12. Выпишите из предложения слово – антоним к слову УЗКАЯ.
13. Запишите синоним к слову ПУТЬ.
Ответы к Контрольной работе по теме «Лексика. Культура речи».
infourok.ru
Контрольная работа по теме «Лексика»
6 класс
1 вариант
Теоретическая часть
1. Дайте определение:
Лексика - это …
2. Замените определение термином:
А. Слова, распространение которых ограничено территорией, называются …
Б. Устойчивые сочетания слов называются …
В. Слова одной части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению и употреблению в речи, называются …
3. Продолжи мысль:
А. По сфере употребления лексика делится на …
Б. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются …
В. Профессионализмами называются …
4. Восстановите определение:
Устаревшие слова, вышедшие из активного употребления вместе с предметом (явлением),
называются … . Слова, заменившие старое название предмета на новое, называются … .
5. Что означают следующие пометки, данные в толковом словаре?
А. обл. Б. перен. В. спец.
Практическая часть
Какую букву нужно вставить? Укажи проверочные слова. Что необходимо знать, чтобы не ошибиться при написании данных слов?
Пос..деть на скамейке, пол..скать бельё, прим..рять друзей, язык разв..вается, сп..ши в школу, посв..тить фонариком.
Распредели слова на две группы (столбика): прямое - переносное значение слова.
Каменный дом, светлый день, каменное сердце, провалиться на экзамене, хвост павлина, занавешенное окно, светлые мысли, окно в Европу, провалиться под землю, плестись в хвосте колонны.
Выбери пары, где верно указаны синонимы:
Реформа - обсуждение, чуткий - стыдливый, скорбь - покой, пламенный - страстный, почёт - уважение, надменный - слабый, жребий - участь.
Найдите среди следующих пар слов антонимы:
Хитрый - лукавый, соперник - конкурент, даровитый - бездарный, отрицать - утверждать, скорбь - покой, вспыльчивый - сдержанный, недруг - враг.
В какой строке все слова являются эмоционально окрашенными?
А. продукты, спектакль, книжный, аптека, двигаться; куст;
Б. паркет, печенье, молоко, вредина, мчаться, дубинноголовый;
В. девчонка, голосить, кукиш, невежда, комичный, благоухание.
6. Найдите пару русскому слову:
Перерыв, языкознание, независимость, покровитель, исключительный, притворство, украшение.
Слова для справок: лингвистика, эксклюзивный, спонсор, антракт, суверенитет, симуляция, декор.
7. Укажите предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно употребил его:
А. Фотограф приготовил фиксаж.
Б. Маляр размешал палитру в ведре.
В. Полотёр вышел из строя.
Г. Солдаты атаковали форд.
8. Замените фразеологические обороты словами-синонимами. Составьте с фразеологизмами предложения, правильно употребив их.
Обвести вокруг пальца, яблоку негде упасть, с гулькин нос, держать язык за зубами.
Контрольная работа по теме «Лексика»
6 класс
2 вариант
Теоретическая часть
1. Дайте определение:
Фразеологизмы - это …
2. Замените определение термином:
А. Слова, распространение которых ограничено специальностью, называются …
Б. Слова, пришедшие в русский язык из других языков, называются …
В. Слова одной части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые или близкие по своему лексическому значению, называются …
3. Продолжи мысль:
А. По происхождению лексика делится на …
Б. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются …
В. Диалектизмами называются …
4. Восстановите определение:
Слова в русском языке могут употребляться в … и в … значении.
5. Что означают следующие пометки, данные в толковом словаре?
А. обл. Б. перен. В. спец.
Практическая часть
1. Какую букву нужно вставить? Укажи проверочные слова. Что необходимо знать, чтобы не ошибиться при написании данных слов?
Пос..деть к старости, пол..скать ребёнка, прим..рять платье, разв..вается флаг, сп..ши задание, посв..тить рассказ.
2. Распредели слова на две группы (столбика): прямое - переносное значение слова.
Живое слово, тихий шёпот, тёплый вечер, живой крокодил, крыло самолёта, тёплый приём, свежая новость, куриное крыло, шёпот листьев, свежие овощи.
Выбери пары, где верно указаны синонимы:
Добродушный - доблестный, радушный - гостеприимный, обет - клятва, отрицать - утверждать, соперник - конкурент, робкий - скупой, ликовать - торжествовать.
Найдите среди следующих пар слов антонимы:
Могучий - глупый, презирать - уважать, отчаяние - упадок, жажда - увлечение, притеснять - угнетать, благородный - подлый, чужбина - родина, друг - приятель.
В какой строке все слова являются эмоционально окрашенными?
А. улыбаться, ходить, реветь, домик, зверюшка, небо, осенний;
Б. кукситься, хрипеть, отчаянный, ручища, пигалица, душенька;
В. страстный, хитрый, каменный, рубить, дать, мальчишка.
6. Найдите пару русскому слову:
Общительный, подарок, азбука, случайный, представление, мнимый, мировоззрение.
Слова для справок: алфавит, сувенир, коммуникабельный, презентация, фиктивный, менталитет, спонтанный.
7. Укажите предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно употребил его:
А. Тубус телескопа повреждён.
Б. На мшарах много клюквы.
В. Хирург скальпом разрезал кожу.
Г. Стрелы лежали в колчане.
8. Замените фразеологические обороты словами-синонимами. Составьте с фразеологизмами предложения, правильно употребив их.
Рукой подать, как снег на голову, набрать в рот воды, ловить на слове.
Ключи к контрольной работе по теме «Лексика». 6 класс.
1 вариант
Теоретическая часть
Лексика - все слова языка, его словарный состав.
2. А. диалектизмами.
Б. фразеологизмы.
В. Омонимы.
3. А. общеупотребительную и ограниченную в употреблении.
Б. многозначными.
В. Слова, употребляемые людьми той или иной специальности (профессии).
4. историзмы, архаизмы.
5. А.областное (диалектизм).
Б. переносное значение.
В. Специальное (профессионализм).
Практическая часть
1. ПосИдеть на скамейке, полОскать бельё, примИрять друзей, язык развИвается, спЕши в школу, посвЕтить фонариком. Необходимо учитывать лексическое значение слова.
2. Прямое: каменный дом, хвост павлина, занавешенное окно, провалиться под землю, светлый день, Переносное: каменное сердце, провалиться на экзамене, светлые мысли, окно в Европу, плестись в хвосте колонны.
3. синонимы: жребий - участь, пламенный - страстный, почёт - уважение
4. антонимы: вспыльчивый - сдержанный, даровитый - бездарный, отрицать - утверждать.
5. В (девчонка, голосить, кукиш, невежда, комичный, благоухание)
6. Перерыв - антракт, языкознание - лингвистика, независимость - суверенитет, покровитель - спонсор, исключительный - эксклюзивный, притворство - симуляция, украшение - декор.
7. Б. Маляр размешал палитру в ведре.
8. Обвести вокруг пальца, яблоку негде упасть, с гулькин нос, держать язык за зубами.
2 вариант
Теоретическая часть
1. Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов.
2. А. профессионализмами.
Б. заимствованными.
В. синонимами.
3. А. исконно русскую и заимствованную.
Б. однозначными.
В. Слова, употребляемые людьми той или иной местности.
4. прямом и переносном значениях.
5. А.областное (диалектизм).
Б. переносное значение.
В. Специальное (профессионализм).
Практическая часть
1. ПосЕдеть к старости, полАскать ребёнка, примЕрять платье, развЕвается флаг, спИши задание, посЯтить рассказ. Необходимо учитывать лексическое значение слова.
2. Прямое: тихий шёпот, тёплый вечер, живой крокодил, тёплый приём, куриное крыло, свежие овощи. Переносное: живое слово, крыло самолёта, свежая новость, шёпот листье.,
3. синонимы: радушный - гостеприимный, обет - клятва, соперник - конкурент, ликовать - торжествовать.
4. антонимы: презирать - уважать, благородный - подлый, чужбина - родина.
5. Б (кукситься, хрипеть, отчаянный, ручища, пигалица, душенька.
6. Общительный - коммуникабельный, подарок - сувенир, азбука - алфавит, случайный - спонтанный, представление - презентация, мнимый - фиктивный, мировоззрение - менталитет,
7. В. Хирург скальпом разрезал кожу.
8. Рукой подать, как снег на голову, набрать в рот воды, ловить на слове.
www.metod-kopilka.ru
Контрольная работа по теме «Лексика» 6 класс 1 вариант
1. Дайте определение понятий:
Диалектные слова – это ________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Профессинальные слова – это ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Неологизмы – это ____________________________________________________________________________________
2. Подберите к иноязычным словам русские синонимы.
Сентиментальная девушка __________________ Привезти сувенир_________________________________
Древняя легенда ____________________________ Воздвигнуть монумент ____________________________
3. Подберите синонимы к фразеологизмам.
Сломя голову ______________________________ Засучив рукава ___________________________________
Повесить нос _______________________________ След простыл ____________________________________
4. Напишите словосочетания с многозначными словами в переносном значении.
Дремлет ребёнок _______________________________________________
Хвост птицы ___________________________________________________
Золотое кольцо _________________________________________________
Мальчик убегает ________________________________________________
5. Распределите по группам: многозначные слова – омонимы.
А) Скосить траву – скосить глаза
Б) Стирать информацию в компьютере – стирать рубашку
С) Тон красного дерева – грубый тон
Д) Ствол дерева – ствол ружья
Е) Клуб дыма – футбольный клуб
многозначные слова | омонимы |
6. Распредели по группам: архаизмы – историзмы
А) боярин Ж) аршин
Б) стрельцы З) камзол
С) ланиты И) алтын
Д) чело К) потчевать
Е) выя Л) кольчуга
архаизмы | историзмы |
7. Составьте синонимический ряд к словам:
Гнев ________________________________________________________________________________________________
Душистый ___________________________________________________________________________________________
8. Запишите ряд специальных слов по профессии биолога.
_____________________________________________________________________________________________________
9. С каким существительным в скобках сочетаются прилагательные? (Обозначить + и -).
Праздный – праздничный (концерт, жизнь, костюм, настроение, любопытство)
Особенный – особый (внимание, голос, интерес, смех, права).
10. Объясните значение диалектных слов:
В мелеховском курене Аникушку поразили сплошь смеющиеся, весёлые лица. _______________________________
Мать, уткнувшись в завеску, покачивала редковолосой головой. ___________________________________________
11. Определите слово по словарной статье.
___________________________________ - дословная выдержка из какого-либо текста.
______________________ - спортивная игра маленьким мячиком, который перебрасывается через сетку.
12. Разобрать по членам предложения.
Старший приказал брату Федьке бежать во весь дух в деревню и звать народ.
КР выполнил (а) ________________________________________________________________________
Контрольная работа по теме «Лексика» 6 класс 2 вариант
1. Дайте определение понятий:
Заимствованные слова – это ____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Устаревшие слова – это ________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Фразеологизмы – это __________________________________________________________________________________
2. Подберите к иноязычным словам русские синонимы.
Читать мемуары __________________ Привести аргументы________________________________
Массивное здание _________________ Воздвигнуть обелиск ________________________________
3. Подберите синонимы к фразеологизмам.
Во все лопатки ________________________ Рукой подать ___________________________________
Зарубить на носу _______________________ Намотать на ус ____________________________________
4. Напишите словосочетания с многозначными словами в переносном значении.
Молоток стучит _______________________________________________
Волны моря ___________________________________________________
Серебряное кольцо _________________________________________________
Острый нож ________________________________________________
5. Распределите по группам: многозначные слова – омонимы.
А) Тает снег – тает девочка от болезни
Б) Берег моря – море флагов
С) Седые волосы – седая равнина
Д) Подошва туфель – подошва горы
Е) воет волк – воет буря
многозначные слова | омонимы |
6. Распредели по группам: архаизмы – историзмы
А) кафтан Ж) одеяние
Б) пиит З) капот
С) цирюльня И) вещун
Д) орало К) десница
Е) уста Л) кольчуга
архаизмы | историзмы |
7. Составьте синонимический ряд к словам:
Большой ___________________________________________________________________________________________
Плохо ___________________________________________________________________________________________
8. Запишите ряд специальных слов по профессии врача
_____________________________________________________________________________________________________
9. С каким существительным в скобках сочетаются прилагательные? (Обозначить + и -).
Дождевой - дождливый (день, капля, сезон, осень, вода, облака, погода)
Духовный - душевный (человек, сила, беседа, интересы, отношения, болезнь, близость).
10. Объясните значение диалектных слов:
Григорий пришел с игрищ после первых петухов. _______________________________
Будто бы на чужой баз заехал Разметнов.. ___________________________________________
11. Определите слово по словарной статье.
___________________________________ - командная игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу.
______________________ - грубый, невоспитанный человек.
12. Разобрать по членам предложения.
Мама держит их всегда в ежовых рукавицах.
КР выполнил (а) ________________________________________________________________________
kopilkaurokov.ru
Контрольная работа по теме: «Лексика» (6 класс).
Задание № 1.
Найдите соответствия:
1. Однозначные слова
2. Синонимы
3. Антонимы
4. Лексическое значение
1. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения.
2. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
3. Слова, имеющие одно и то же лексическое значение.
4. То, что обозначает слово.
Задание № 2.
Укажите ряд, в котором все имена прилагательные употреблены в переносном значении:
1. старые туфли, золотое сердце, чистое небо
2. теплые отношения, старый друг, горький перец
3. каменное сердце, громкая слава, легкий характер
Задание № 3.
Значение какого слова употреблено неверно?
1. Колчан - сумка, футляр для стрел
2. Омшаник - сарай для зимовки пчел
3. Литера - одно из средств художественной выразительности
4. Мичман - воинское звание младших командиров флота
Задание № 4.
Укажи строку, в которой все слова - неологизмы:
1. видеоигра, амбар, луноход
2. дискета, дисковод, гамбургер
3. Интернет, горничная, радиотелефон
Задание № 5.
Выпишите историзмы:
Дубровский знал сии места… Через десять минут въехал он на барский двор. Дворня высыпала из людских изб.
Задание № 6.
Выпишите диалектные и профессиональные слова.
1. Мшары - это сухие болота.
2. Казаки собирались в проулках и куренях.
3. Сварщик часто использует сварочный трансформатор.
4. Рабочие использовали трайлер на этом объекте.
5. Мы проснулись рано от кочетиного крика.
6. У нас такого человека называют ледащим, то есть ни на какую работу не годным.
7. Горизонтали - это линии на географических картах.
8. Мельник щеголял в кумачовой рубахе и новых пимах.
Задание № 7.
Запишите слова, имеющие в своем составе:
1. фон (греч.)
2. граф (греч.)
3. теле (греч.)
Задание № 8.
Найдите предложения, в которых фразеологизмы употребляются в несвойственном им значении.
1. Он бился, как рыба об лед, но так ничего и не смог изменить в своей жизни.
2. Работа валилась из рук, в душе клокотала обида после случившегося накануне.
3. Он был человеком необычайно доброжелательным, открытым, со всеми играл в кошки-мышки.
4. «Что же теперь будет? Ведь мы такую кашу заварили», - спрашивал я себя.
5. Наш посетитель - человек интересный, яркий, ни то ни се.
Задание № 9.
Выпишите устаревшие слова, объясните их значение.
1. Перстами легкими, как сон,
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
2. И холод и сеча ему ничего…
Но примешь ты смерть от коня своего.
Задание № 10.
1. Найдите фразеологизм, выпишите его, объясните значение.
1. Троекуров часто говаривал Дубровскому: «Слушай, брат, Андрей Гаврилович: коли в твоем Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром что он гол как сокол».
2. - Эге! - прервал Кирилла Петрович, - да ты, знать, не из храброго десятка, чего ты боишься.
Задание № 11.
К данным словам подберите синонимы, содержащие удвоенную согласную в корне:
1. скорый поезд
2. обучение животных
Задание № 12.
Какие слова пропущены?
От горшка два …, мало … ел, … как огня.
Задание № 13.
Замените заимствованные слова русскими:
резюме, жаргон, турне, шарм, триумф, виктория, мемуары, антракт.
Задание № 14.
Укажите эмоционально окрашенные слова, составьте с ними словосочетания:
невзрачный, неприглядный, незаметный, неприметный, непримечательный, непрезентабельный, неказистый, невидный.
Задание № 15.
Вспомните и запишите фразеологизмы со словами: рука, палец.
doc4web.ru
Контрольная работа по теме «Лексика» 6 класс.
1 вариант.
1. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?
а) острый нож б)пламя костра в)пустые разговоры г)правильный ответ
2. Подберите к словам один или несколько синонимов. Запишите по образцу.
Образец: Поразить- удивить, ошеломить.
Сиять- Покорный-
Идти- Храбрость-
Отвечать- Родина-
3. Подбери к выделенному слову в словосочетании антоним. Запиши парами.
Добрый взгляд-
Гладкая поверхность-
Одаренный человек-
4. Соотнеси понятия и примеры, запиши в виде цифро-буквенного шифра.Например, 1-а, 2-в и т.д.
1. камбуз, кубрик,палуба, каюта а) Профессионализмы
2. Облом! Круто! Ухайдакать. б) Устаревшие слова
3. Куток, баз, стежка, казюля в) Неологизмы
4. Прайс-лист, брифинг, браузер г) Диалектизмы
5. Аршин, лапотник, верста, барыши. д) Жаргонизмы
5. Замени фразеологизмы одним словом:
1. бежать во все лопатки-
2. намылить шею-
3. обвести вокруг пальца-
4. кануть в воду-
6* (дополнительное)Вспомните и запишите фразеологизмы, имеющие в своем составе название животного или птицы.
7.Перепиши текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выполни разборы.
Воробей-часовой.
Для в..робьев нет лучше места, чем песчаная д..ро..ка в нашем садике.
М..л..дые в..р..бышки бе..заботно чирикают купаются в песке прыгают по д..ро..ке а старый в..р..бей усядется на самую высокую ветку акации и зорко смотрит во все ст..р..ны. В это время другие воробьи тор..пливо таскают гусениц и кормят св..их д..тенышей.
В..р..бей-стор..ж невозмутим, он не бросится даже на самую ж..рную гусеницу.4 Примерный ч..совой может в любую с..кунду поднять тревогу.В одну м..нуту все смолкнет. Только ч..совой сидит на в..ршине. Он закр..чал но не пошев..лился. Он увидел врага и сл..дит за ним.
Контрольная работа по теме «Лексика» 6 класс.
2 вариант.
1. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?
а) черный кофе б) сгорать от любопытства в)слушать радио г)говорящий попугай
2. Подберите к словам один или несколько синонимов. Запишите по образцу.
Образец: Поразить- удивить, ошеломить.
смеяться- удобный-
танцевать- дом-
есть- враг-
3. Подбери к выделенному слову в словосочетании антоним. Запиши парами.
Аккуратно выглядеть-
Ответить вежливо-
Молодой человек-
4. Соотнеси понятия и примеры, запиши в виде цифро-буквенного шифра. Например, 1-а, 2-в и т.д.
1. клево, хлам, муть, крутяк а) Профессионализмы
2.лясы, лузгать, кафтан,приказчик б) Устаревшие слова
3. кочет, замолаживать, голбец в) Неологизмы
4. ресивер, бренд, скриншот г) Диалектизмы
5. негатив, объектив, проявитель д) Жаргонизмы
5. Замени фразеологизмы одним словом:
1. ходить на голове-
2. как снег на голову-
3.как воды в рот набрал-
4. кусать локти-
6* (дополнительное)Вспомните и запишите фразеологизмы, имеющие в своем составе название частей лица или тела человека.
7.Перепиши текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выполни разборы.
Воробей-часовой.
Для в..робьев нет лучше места, чем песчаная д..ро..ка в нашем садике.
М..л..дые в..р..бышки бе..заботно чирикают купаются в песке прыгают по д..ро..ке а старый в..р..бей усядется на самую высокую ветку акации и зорко смотрит во все ст..р..ны. В это время другие воробьи тор..пливо таскают гусениц и кормят св..их д..тенышей.
В..р..бей-стор..ж невозмутим, он не бросится даже на самую ж..рную гусеницу.4 Примерный ч..совой может в любую с..кунду поднять тревогу.В одну м..нуту все смолкнет. Только ч..совой сидит на в..ршине. Он закр..чал но не пошев..лился. Он увидел врага и сл..дит за ним.
kopilkaurokov.ru