ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Ответьте на вопрос: В.П. Вахтеров пишет: «Воспитание – это самое трудное из искусств». Можно ли на основании этого высказывания и всего прочитанного отрывка сделать вывод, что он считал воспитание только искусством? (см. «проблемно-аналитический материал» к теме 1.1. отрывок из работы В.П. Вахтерова [1] «Основы новой педагогики») 2. Л.Н. Толстой, который известен не только как великий писатель, но и как один из крупнейших отечественных педагогов, писал: «Воспитание не есть предмет педагогики, но одно из явлений, на которое педагогика не может не обратить внимания, предметом же педагогики Должно и может быть только образование. Образование в обширном смысле, по нашему убеждению, составляет совокупность всех тех влияний, которые развивают человека, дают ему более обширное миросозерцание, дают ему новые сведения. Детские игры, страдания, наказания родителей, книги, работы, учение насильственное и свободное, науки, жизнь – все образовывает». [9]. С чем здесь вы можете согласиться? Что могло бы вызвать сомнение? Попробуйте соотнести утверждение Л.Н. Толстого «воспитание не есть предмет педагогики» с тезисом о том, что предмет науки составляют наиболее существенные отношения, стороны, свойства, признаки объекта, исследуемые с определенной целью данной наукой. 3. Разгадайте кроссворд и по аналогии составите свой, используя основные педагогические и профессионально-педагогические категории.По горизонтали: 1. Процесс последовательных, прогрессивных, внутренних и внешних изменений, которые характеризуются переходом от низших к высшим формам и уровням жизнедеятельности человека. 2. Процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств. 3. Лицо, зарегистрированное в службе занятости (бирже труда) в качестве ищущего работу при условиях: отсутствие работы, отвечающей имеющимся профессиональным знаниям, навыкам и умениям; невозможность подбора подходящей работы из-за отсутствия соответствующей профподготовки, утраты способностей к выполнению работ по прежней специальности; необходимость повышения квалификации по имеющимся профессиям (специальностям). 4. Осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств. 5. Вид трудовой деятельности в рамках определенной профессии. 6. Свойство личности, приобретаемое в процессе опыта и представляющее собой высший уровень овладения профессиональными знаниями, навыками, умениями и элементами творческой деятельности. 7. Сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьею, образ учреждениями. 8. Работник, в котором сегодня есть реальная потребность у государственных и негосударственных предприятий (и учреждений), кто может производить продукт, в котором есть реальная потребность. 9. Работник физического труда, требующего начального или среднего профессионального образования. 10. Совокупность трудовых функций в рамках данной профессии или специальности.По вертикали: 1. Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. 2. Род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и используемый как источник существования. 3. Это не только мастерское владение профессией (специальностью), но и высокая гражданская зрелость, ответственность и наличие чувства профессионального долга. 4. Активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области. 5. Человек, нанявшийся на производство (государственное или частное), осуществляющий производительный труд и живущий за счет оплаты своего труда. 6. Сложнейший процесс профессионального самовоспитания, самообразования, самообучения, осуществляемый в единстве с профессиональным воспитанием, образованием, обучением, направленный на развитие личностного потенциала, называется профессиональным ___________________________ 7. Данные отношения являются разновидностью отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения. 8. Работник обслуживающего труда, основанного на интеллектуальной деятельности. 9. Развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. 10 Целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.Для заметок
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Прочитав фрагмент из статьи М.И. Демкова (см. раздел «Проблемно-аналитический материал»), подготовьте в форме кратких тезисов обоснование необходимости и роли гипотезы в научном исследовании. 2. Составьте библиографическое описание (карточки) работ, представленных в разделе «Проблемно-аналитический материал» первой и второй тем данного пособия. 3. На основе анализа приведенных ниже текстов (см. раздел «Проблемно-аналитический материал»), постарайтесь выполнить следующие задания (или одно из них по вашему выбору):1. | В.П. Вахтеров «Основы новой педагогики» | Произведение автора содержат в себе многие ключевые идеи российской социогуманитаристики начала XX столетия. Здесь, наряду с естественно-научными заимствованиями, широко представлены философские, социологические, психологические, опытно-педагогические и другие взгляды на природу и сущность человека. При этом речь всегда идет не о простом пересказе взглядов тех или иных исследователей природы и сущности человека, а о попытках их оригинальной интерпретации, качественно новом синтезе разных точек зрения. Вахтеров предлагает использовать взятый на вооружение социологами позитивистской направленности принцип эволюционизма, расширительно толкуя его не просто как имманентное биологическое стремление индивида и рода к саморазвитию, но также и как прогрессивный исторический процесс. В произведении речь идет об онтогенетических особенностях формирования индивидов, что полностью соответствует основным положениям теории эволюционного развития живых организмов, разработанной в трудах таких авторитетных естествоиспытателей XIX в., как Ч. Дарвин и Э. Геккель. Поэтому можно с полной определенностью утверждать, что, обозревая различные аспекты теории эволюции, В. П. Вахтеров, в отличие от существующей педагогической традиции онтогенетической интерпретации принципа развития, большое внимание уделяет филогенетическим аспектам процесса поступательного движения. С этой целью Вахтеров обращается к философско-социологическим трактовкам идеи общественного прогресса, которые он находит в учениях Тюрго, Кондорсе, Канта, Гегеля, Конта, Спенсера. |
2. | Э. Днепров «Школа и общество» | Произошло огосударствление школы, ее бюрократизация, в результате чего она стала функционировать "в режиме единообразия, единомыслия и единоначалия". Школа вступила на опасный путь всеобщего усреднения личности, чем лишила и личность, и себя способности к развитию, "что объективно вело к подрезанию интеллектуальных корней нации". Есть только один выход - кардинальное обновление школьной политики и самой школы. "Ключевые позиции обновления советской школы - ее развитие, ее демократизация, гуманизация, реализм школьной политики". Узловой момент идеологии новой школы - это идея развития. У нее три грани: "постоянное развитие образования, превращение его в механизм развития личности и в действенный фактор развития общества". Важнейшим фактором развития школы является педагогический поиск и эксперимент, опирающийся на сеть экспериментальных площадок. Первостепенная задача новой школы - устранить плотины, мешающие развитию ребенка, построить такую педагогическую систему, которая могла бы всемерно стимулировать это развитие. Демократизация школы - это отказ от концепции "винтика" ради концепции человека как высшей ценности общества. "Это - поворот школы от ведомственных, местнических нужд и интересов к интересам и потребностям общества и личности. Это - преодоление безликого, удушающего единообразия организации школы, содержания, форм и методов образования, раскрытие их бесконечного многообразия, их вариативности и полифоничности. Это - раскрепощение педагогических отношений, изменение самой их сути, выход из системы подчинения или противостояния в систему сотрудничества. Это - открытость школы, привлечение к ней общественных сил, включение общественного фактора в ее развитие". Первым шагом на пути демократизации школы должен быть отказ от видения ее как чисто государственного учреждения: "Одна из основных закономерностей развития народного образования состоит в том, что это развитие возможно лишь при взаимодействии двух его ведущих факторов - государства и общества...Школа как общественно-государственный институт не может жить только на государственном дыхании. Рано или поздно у нее наступает "кислородное голодание". И рано или поздно общество вновь должно прийти к ней на помощь". |
Основные понятия | В.П. Вахтеров | Э.Д Днепров |
Гармоничное воспитание | Вахтеров считает вполне достаточным для объяснения целесообразности прогрессивного развития живого объективных данных эволюционной теории, а также субъективного стремления к развитию, присущего каждому индивиду. Даже существование таких нецелесообразных явлений, как бессознательные действия, уродства и несовершенства, не могут опровергнуть всеобщность телеономии. Развитие, всегда предполагает наличие несовершенства. В противном случае прогресс должен будет прекратиться в силу своей объективной бесполезности. | Основной целью воспитания ребенка является всестороннее и гармоничное развитие его личности. Физическое воспитание — неотъемлемая часть этого процесса. В обществе ведется активная пропаганда здорового образа жизни: отказ от вредных привычек, активный отдых и, конечно, занятия физкультурой, которой отводится особое место в укреплении здоровья. |
Дидактоцентризм | «Ребенок – вот цель, а государство, семья, школа – только средства. И все средства должны быть направлены на то, чтобы... каждому ребенку было обеспечено полное и гармоничное развитие всех его дарований...» Даже учитель в такой системе оценок Вахтерова, несмотря на его постоянную заботу об учителях, которых он называл «главными архитекторами здания народного образования», понимается лишь как «тот, кто призван защищать право ребенка на развитие». «Ведь помощь следующему за нами поколению в его стремлении к развитию, – говорил Вахтеров, – составляет столь высокую задачу, что перед ней бледнеют все остальные | Дидактоцентризм определяется как результат превращения урока в центральное звено учебно-воспитательного процесса школы. Действительно, в массовой школе преобладающей формой обучения продолжает выступать урок с его традиционными обязательными элементами: запоминание и воспроизведение формальных знаний, проверка, контроль, оценка. Такой урок с жесткой структурой и ориентированный, в основном, на строгую реализацию учебных планов и формальное выполнение программ, достижение запрограммированных результатов в виде знаний, умений, навыков, не способствует эффективному развитию у школьников критического мышления, плюралистического мировоззрения и формированию рефлексивных умений, обобщенных способов выполнения различных видов учебно-поисковой деятельности и, поэтому выступает тормозящим фактором в становлении личности школьника. |
Образовательное общество образовательное общество | Противопоставление «старой» и «новой» школ и, следовательно, «старой» и «новой» методик. Это было обусловлено неудовлетворенностью со стороны представителей педагогической мысли работой школы. Её сословный характер явился причиной разграничения ступеней школы, лишая тем самым учащихся возможности дальнейшего обучения, но наибольшее недовольство педагогов и ученых вызвало состояние образовательного процесса в школе, который базировался исключительно на догматических методах преподавания, требовавших механического заучивания и запоминания со стороны учащихся учебного материала. В.П. Вахтеров рассматривал образование, как систему, как процесс и как результат. Образование - это средство физического, умственного, нравственного развития ребенка. В своих работах педагог раскрыл значение всеобщего образования для экономического и. культурного подъема России, В.П. Вахтеров ратовал за систему образования, которая базировалась на таких принципах, как всеобщности, обязательности и бесплатности обучения. Педагог говорил об образовании как о ценности, которая состоит из трех взаимосвязанных блоков: ценность государственная, ценность общественная и ценность личностная. | новая демократическая и гуманистическая концепция развития всех уровней отечественного образования, системы его управления, экономического и кадрового обеспечения.Долгое время последовательно продолжал отстаивать идеалы демократизации образования, необходимость всяческой поддержки общественной составляющей в его развитии. «Национальной доктрине образования в РФ», утвержденной постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 года, говорится об «.. .обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры, воспитании бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России». |
самоопределение | это установление человеком своих собственных особенностей, возможностей, способностей, выбор человеком критериев, норм оценивания себя, «планки» для себя, ценностей, исходя из требований социума и к самому себе. Самоопределение - активный процесс понимания себя, своего места в обществе и своего назначения в жизни. Самоопределение - это сложный, многоступенчатый процесс развития человека. | навыки социально-личностного самоопределения учащихся будут сформированы, если создать художественно-эстетическую среду, где в условиях комплексного взаимодействия общего и дополнительного (художественно-эстетического) образования за счет сочетания возможностей общего образования, педагогического потенциала искусства и условий социума учащиеся получат, во-первых, возможность выбора собственной образовательной стратегии на всех ступенях обучения, что актуализирует навык персональной ответственности, отбор критериев для выбора, самоанализ; во-вторых, психолого-педагогическое сопровождение собственного образования с учетом специфики каждой ступени обучения, что обеспечит учащимся навыки самообразования, сотрудничества в «паре» и группе и т.п |
человекообразующая функция педагогического процесса | Всестороннее гармоническое развитие деятельности организма должно быть общей целью образования и воспитания. Это уже актологическая позиция: физическое воспитание есть «воспитание через физическое», а не воспитание «физического» в человеке. | Человекообразующую функцию современное образование выполняет плохо. В последние годы стало ясно, что российское образование не оправдывает надежд на развитие и воспитание человека, способного к переустройству общественной жизни, сохранению культуры, экологии, правопорядка. Философские и социально-психологические исследования фиксируют тенденцию понижения качества человека, особенно его нравственной устойчивости, способностей к выживаемости, культурному обустройству собственной жизни. Отмечается повышение уровня тревожности, агрессии молодежи. В школьной среде стали массовыми явления дезадаптации и деиндивидуализации личности. Социально-педагогическая защита детства, гуманизация и гуманитаризация образования все еще остаются добрыми пожеланиями, не воплотившимися в практике массовой школы. Конечно, такое положение дел не может быть объяснено только снижением качества образовательной деятельности. Оно обусловлено трудностями социально-экономической ситуации, отсутствием финансирования, политической нестабильностью, непрекращающимися локальными войнами, межнациональными конфликтами, разрушением поликультурной сферы, общей атмосферой бездуховности жизни большинства населения страны. |
• школа как социокультурный институт | обновление и расширение содержания обучения в народной школе, за активные методы, способствующие развитию самостоятельного мышления ребенка. Его учебные пособия строились по звуковому аналитико-синтетическому методу, обеспечивая развитие речи ребенка и приобретение прочных орфографических навыков. | Установка на опережающую образовательную политику и опережающее развитие образования В основу современной образовательной реформы были положены базовые принципы: демократизация образования; его многоукладность, многообразие, вариативность; народность и национальный характер; регионализация образовательной системы; открытость образования. Другие пять принципов обеспечивали “внутренние”, собственно педагогические условия полноценной жизнедеятельности образовательной системы: гуманизация образования, его гуманитаризация; его дифференциация; развивающий, деятельностный характер образования; его непрерывность. |
kursar.ru
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Психологический факультет
Заочное отделение
Контрольная работа
по педагогике
Выполнила
студентка 3 курса
Оценка_______________
Преподаватель:
Самара, 2011
Содержание:
Вопрос № 2 «Педагогика в системе наук. Основные разделы педагогики» 3
Вопрос № 26 «Основные направления воспитания и их характеристики» 4
Вопрос № 28 «Модели и стили воспитания» 5
Вопрос № 31 «Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности» 6
№2. «Педагогика в системе наук. Основные разделы педагогики»
Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В течение всего периода своего существования она была тесно связана со многими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на ее становление и развитие
В числе первых сложились связи педагогики с философией и психологией.
Трактовки связей философии и педагогики носили достаточно жесткий оппозиционный характер. С одной стороны, педагогику считали "полигоном" для приложения и апробации философских идей. С другой стороны, неоднократно предпринимались попытки отказаться от философии в педагогике.
Философия является и теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Педагогика не может приобрести статус науки путем экспериментирования и обобщения опыта без их философского обоснования.
Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Педагогика, чтобы стать подлинной наукой и эффективно направлять деятельность педагога, должна учитывать ту реальность, с которой имеет дело человек в его своеобразном и конкретном развитии.
Связи педагогики с другими науками не исчерпываются философией и психологией, общим моментом которых является изучение человека как личности. Педагогика тесно связана и с науками, изучающими его как индивида. Это такие науки, как биология (анатомия и физиология человека), антропология и медицина. Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека - одна из центральных для педагогики. Она является и важнейшей для биологии, изучающей индивидуальное развитие человека. Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, не могла не задействовать тот потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый теоретический конструкте. Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии.
Развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отношений. Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования. Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения. Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях.
Развитие связей педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики - пограничных научных дисциплин. Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук.
Структура педагогики:
- общая педагогика
- возрастная педагогика
- коррекционная педагогика - сурдопедагогика ,тифлопедагогика, олигофренопедагогика логопедия
- частные методики (предметные дидактики)
- история педагогики и образования
- отраслевая педагогика.
Литература:
1. Слатенин В. А. Педагогика, учебное пособие для студентов.
№26. «Основные направления воспитания и их характеристики»
Умственное воспитание ориентированно на развитие интеллектуальных способностей, интереса к познанию себя и окружающего мира. В раннем детстве умственное воспитание тесно связано с физическим.
Основы:
- развитии воли, памяти, сообразительности как основ познавательного, воспитательного и образовательного процессов;
- формирование культуры учебного и трудового процессов;
- развитие личностных качеств – расширение кругозора и словарного запаса, воображения, самостоятельности и способности к творчеству;
- стимулирование интереса к работе с книгой.
Идейно-политическое воспитание предполагает формирование у ребенка основ гражданственности, ответственного отношения к семье, своему народу и Отечеству. Также в задачи этого направления входит осмысление детьми причастности к прошлому, настоящему и будущему Родины.
Нравственное воспитание заключается в формировании у ребенка системы отношений к обществу, другим людям, самому себе.
Трудовое воспитание. Целями его являются: развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к любому труду, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.
В раннем возрасте трудовая деятельность ребенка тесно связана с игрой. Для реализации задач трудового воспитания используются различные приемы и методы:
- организация труда в кружках по интересам
- различные виды поощрения трудовой деятельности и творчества
- творческие выставки, конкурсы и соревнования, оценка их качества
- временные и постоянные домашние обязанности и т. д.
Физическое воспитание способствует росту трудовых возможностей воспитуемого, совершенствует его нравственно-волевые качества, является средством гармонического развития.
Эстетическое воспитание имеет целью развитие творческих способностей, умения понимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, обогащение духовного мира ребенка. Кроме того, необходимо научить его замечать красивое в природе, общественной жизни, искусстве, помочь воспитаннику выработать правильные эстетические суждения и оценки, а также развить способности, приобщить ребенка к художественному творчеству.
Экономическое воспитание направлено на формирование экономического мышления современного человека в масштабах семьи, производства, всей страны.
Правовое воспитание основано на воспитание уважительного отношения к Конституции и правам человека, а также критического отношения к тем, кто их нарушает. Оно предполагает знание человеком своих прав и обязанностей и ответственность за их нарушение.
Литература:
1. Психология и педагогика / Сост. А.А.Радугин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Центр, 1999.
2. Воспитание / Советский энциклопедический словарь.4-е изд. – М.: Советская Энциклопедия, 1987. – С. 248.
№ 28. «Модели и стили воспитания»
Теоретическое обоснование воспитания. Три основные парадигмы.
1. Парадигма социального воспитания - ориентируется на приоритет социума в воспитании человека.
2. Биопсихологическая парадигма. Основная мысль – признание важности взаимодействия человека с социокультурным миром и одновременно отстаивание независимости от социума.
3. Парадигма акцентирует внимание на диалектической взаимозависимости социальной и биологической, психологической и наследственной составляющих в процессе воспитания.
Классификация видов воспитания.
По институциональному признаку:
- семейное
- школьное
- внешкольное
- религиозное
- общинное
- воспитание в различных организациях.
По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками
- авторитарное
- демократическое
- либеральное
- попустительское
Воспитание в зависимости от философской концепции
- прагматическое
- антропологическое
- социентарное
- свободное
- технократическое
- гуманитарное
Литература:
1. Б.Т. Лихачев ПЕДАГОГИКА Курс лекций
2. Бордовская Н.В, Реан А. А.Педагогика.
№ 31. «Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности»
Семья –это часть целого общественного организма, клетка общества, социальный воспитательный коллектив (социология).
Характеристики отношений в семье: социально-биологические, хозяйственно-экономические, нравственные, психологические.
Функции семьи по отношению к обществу:
- физическое воспроизводство населения;
- воспитательная функция - передача знаний, умений, навыков, норм, ценностей, духовное;
- воспроизводство;
- производственно-хозяйственная;
- организация досуга, так как значительная часть времени проводится вне работы, учебы (семейное общение).
Функции семьи по отношению к человеку:
- супружеская функция;
- родительская функция;
- организация быта.
Особенности развития современной семьи:
- специфика социального уклада в городской и сельской семье;
- существует прямая зависимость: чем выше образование родителей, тем более успешноиучатся их дети в школе;
- происходящее в обществе расслоение населения по степени материального достатка определяет различия в семейном воспитании детей, характер взаимоотношений между родителями и детьми;
- идет процесс разукрупнения семьи;
- уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости детей;
- увеличение числа разводов.
Психолого – педагогические правила взаимодействия с семьей.
Правила:
1. В основе работы школы и классного руководителя с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.
2. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.
3. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.
4. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.
Формы и методы работы с учащимися и семьей:
1. Коллективные
- педагогический лекторий
- научно – практические конференции
- родительские собрания
2. Индивидуальные
- посещение семьи
- педагогические консультации
Литература:
1. Сластенин В. А. Педагогика: Учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2002.
znakka4estva.ru
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Психологический факультет
Заочное отделение
Контрольная работа
по педагогике
Выполнила
студентка 3 курса
Оценка_______________
Преподаватель:
Самара, 2011
Содержание:
Вопрос № 2 «Педагогика в системе наук. Основные разделы педагогики» 3
Вопрос № 26 «Основные направления воспитания и их характеристики» 4
Вопрос № 28 «Модели и стили воспитания» 5
Вопрос № 31 «Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности» 6
№2. «Педагогика в системе наук. Основные разделы педагогики»
Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В течение всего периода своего существования она была тесно связана со многими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на ее становление и развитие
В числе первых сложились связи педагогики с философией и психологией.
Трактовки связей философии и педагогики носили достаточно жесткий оппозиционный характер. С одной стороны, педагогику считали «полигоном» для приложения и апробации философских идей. С другой стороны, неоднократно предпринимались попытки отказаться от философии в педагогике.
Философия является и теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Педагогика не может приобрести статус науки путем экспериментирования и обобщения опыта без их философского обоснования.
Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Педагогика, чтобы стать подлинной наукой и эффективно направлять деятельность педагога, должна учитывать ту реальность, с которой имеет дело человек в его своеобразном и конкретном развитии.
Связи педагогики с другими науками не исчерпываются философией и психологией, общим моментом которых является изучение человека как личности. Педагогика тесно связана и с науками, изучающими его как индивида. Это такие науки, как биология (анатомия и физиология человека), антропология и медицина. Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека — одна из центральных для педагогики. Она является и важнейшей для биологии, изучающей индивидуальное развитие человека. Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, не могла не задействовать тот потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый теоретический конструкте. Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии.
Развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отношений. Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования. Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения. Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях.
Развитие связей педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики — пограничных научных дисциплин. Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук.
Структура педагогики:
— общая педагогика
— возрастная педагогика
— коррекционная педагогика — сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика логопедия
— частные методики (предметные дидактики)
— история педагогики и образования
— отраслевая педагогика.
Литература:
1. Слатенин В. А. Педагогика, учебное пособие для студентов.
№26. «Основные направления воспитания и их характеристики»
Умственное воспитание ориентированно на развитие интеллектуальных способностей, интереса к познанию себя и окружающего мира. В раннем детстве умственное воспитание тесно связано с физическим.
Основы:
— развитии воли, памяти, сообразительности как основ познавательного, воспитательного и образовательного процессов;
— формирование культуры учебного и трудового процессов;
— развитие личностных качеств – расширение кругозора и словарного запаса, воображения, самостоятельности и способности к творчеству;
— стимулирование интереса к работе с книгой.
Идейно-политическое воспитание предполагает формирование у ребенка основ гражданственности, ответственного отношения к семье, своему народу и Отечеству. Также в задачи этого направления входит осмысление детьми причастности к прошлому, настоящему и будущему Родины.
Нравственное воспитание заключается в формировании у ребенка системы отношений к обществу, другим людям, самому себе.
Трудовое воспитание. Целями его являются: развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к любому труду, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.
В раннем возрасте трудовая деятельность ребенка тесно связана с игрой. Для реализации задач трудового воспитания используются различные приемы и методы:
— организация труда в кружках по интересам
— различные виды поощрения трудовой деятельности и творчества
— творческие выставки, конкурсы и соревнования, оценка их качества
— временные и постоянные домашние обязанности и т. д.
Физическое воспитание способствует росту трудовых возможностей воспитуемого, совершенствует его нравственно-волевые качества, является средством гармонического развития.
Эстетическое воспитание имеет целью развитие творческих способностей, умения понимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, обогащение духовного мира ребенка. Кроме того, необходимо научить его замечать красивое в природе, общественной жизни, искусстве, помочь воспитаннику выработать правильные эстетические суждения и оценки, а также развить способности, приобщить ребенка к художественному творчеству.
Экономическое воспитание направлено на формирование экономического мышления современного человека в масштабах семьи, производства, всей страны.
Правовое воспитание основано на воспитание уважительного отношения к Конституции и правам человека, а также критического отношения к тем, кто их нарушает. Оно предполагает знание человеком своих прав и обязанностей и ответственность за их нарушение.
Литература:
1. Психология и педагогика / Сост. А.А.Радугин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Центр, 1999.
2. Воспитание / Советский энциклопедический словарь.4-е изд. – М.: Советская Энциклопедия, 1987. – С. 248.
№ 28. «Модели и стили воспитания»
Теоретическое обоснование воспитания. Три основные парадигмы.
1. Парадигма социального воспитания — ориентируется на приоритет социума в воспитании человека.
2. Биопсихологическая парадигма. Основная мысль – признание важности взаимодействия человека с социокультурным миром и одновременно отстаивание независимости от социума.
3. Парадигма акцентирует внимание на диалектической взаимозависимости социальной и биологической, психологической и наследственной составляющих в процессе воспитания.
Классификация видов воспитания.
По институциональному признаку:
— семейное
— школьное
— внешкольное
— религиозное
— общинное
— воспитание в различных организациях.
По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками
— авторитарное
— демократическое
— либеральное
— попустительское
Воспитание в зависимости от философской концепции
— прагматическое
— антропологическое
— социентарное
— свободное
— технократическое
— гуманитарное
Литература:
1. Б.Т. Лихачев ПЕДАГОГИКА Курс лекций
2. Бордовская Н.В, Реан А. А.Педагогика.
№ 31. «Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности»
Семья –это часть целого общественного организма, клетка общества, социальный воспитательный коллектив (социология).
Характеристики отношений в семье: социально-биологические, хозяйственно-экономические, нравственные, психологические.
Функции семьи по отношению к обществу:
— физическое воспроизводство населения;
— воспитательная функция — передача знаний, умений, навыков, норм, ценностей, духовное;
— воспроизводство;
— производственно-хозяйственная;
— организация досуга, так как значительная часть времени проводится вне работы, учебы (семейное общение).
Функции семьи по отношению к человеку:
— супружеская функция;
— родительская функция;
— организация быта.
Особенности развития современной семьи:
— специфика социального уклада в городской и сельской семье;
— существует прямая зависимость: чем выше образование родителей, тем более успешноиучатся их дети в школе;
— происходящее в обществе расслоение населения по степени материального достатка определяет различия в семейном воспитании детей, характер взаимоотношений между родителями и детьми;
— идет процесс разукрупнения семьи;
— уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости детей;
— увеличение числа разводов.
Психолого – педагогические правила взаимодействия с семьей.
Правила:
1. В основе работы школы и классного руководителя с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.
2. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.
3. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.
4. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.
Формы и методы работы с учащимися и семьей:
1. Коллективные
— педагогический лекторий
— научно – практические конференции
— родительские собрания
2. Индивидуальные
— посещение семьи
— педагогические консультации
Литература:
1. Сластенин В. А. Педагогика: Учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2002.
www.ronl.ru