Контрольная функция парламента. Стоит отметить, что осуществление контроля занимает важное место в деятельности любого парламента. Естественно, реальный объем полномочий парламента конкретной страны в области контроля зависит от ряда факторов, как-то: государственное устройство, политический режим, форма правления, исторические условия, сложившиеся традиции и пр. Вместе с тем парламент, будучи органом, в кᴏᴛᴏᴩом представлены разнообразные социальные и территориальные интересы, работаятрадиционно открыто, на виду у избирателей, находясь в постоянном и более тесном (по сравнению с другими центральными органами государственной власти) контакте с гражданами благодаря работе депутатов в избирательных округах, лоббизму и т.п., формируя некᴏᴛᴏᴩые иные государственные органы, принимая бюджет, играя видную роль в системе конституционных органов государственной власти, не может не иметь прав в сфере контроля. Контроль следует понимать как ключевой элемент социального управления и учитывать, что он не ϲʙᴏдится исключительно к проверочным, надзорным, ревизорским действиям с возможными санкциями в случае обнаружения в ходе таких действий каких-либо нарушений. Таким образом, контрольная функция, присущая всякому парламенту, осуществляется в каждой стране, где есть парламент, с известной спецификой. Изучим российский вариант реализации парламентом контрольной функции.
Правовые основы парламентского контроля в России. Конституция РФ 1993 г. только один раз упоминает непосредственно контроль в связи с деятельностью Федерального Собрания. В частности, ч. 5 ст. 101 российской Конституции гласит, что “для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату”. Да и то, как видно из процитированного конституционного положения, российский парламент имеет исключительно косвенное отношение к контролю — через формирование Счетной палаты. В других же положениях Конституции РФ, ᴏᴛʜᴏϲᴙщихся к Федеральному Собранию или его палатам, термин “контроль” вообще не употребляется. При этом реально некᴏᴛᴏᴩые конституционные полномочия палат Федерального Собрания ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к числу контрольных, например, отрешение Президента РФ от должности (Совет Федерации), решение вопроса о доверии Правительству РФ, оϲʙᴏбождение от должности Председателя Центрального банка России (Государственная Дума) и т.п.
Контрольные полномочия российского парламента и его палат закреплены не только в Конституции, но и в развивающем ее законодательстве. Так, некᴏᴛᴏᴩые полномочия парламента и его палат в отношении Правительства России зафиксированы в Федеральном конституционном законе “О Правительстве Российской Федерации” от 17 декабря 1997 г.1 А такая форма контроля, как депутатский запрос (не запрещенный, но и не предусмотренный Конституцией РФ), была первоначально оговорена Федеральным законом “О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 8 мая 1994 г. с последующими изменениями2, а позже получила подтверждение в уже упомянутом Федеральном конституционном законе “О Правительстве Российской Федерации”.
Процедуры, связанные с реализацией палатами Федерального Собрания контрольной функции парламента, достаточно подробно регулируются в Регламентах Совета Федерации и Государственной Думы.
Изучим подробнее основные формы парламентского контроля в России.
Пользовательское соглашение: Интеллектуальные права на материал - Парламентское право России - Коллектив авторов. принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и "§ 1. Основы контрольной деятельности парламента") собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе. Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Парламентское право России - Коллектив авторов. в любом онлайн-магазине.
Тег-блок: Парламентское право России - Коллектив авторов., 2015. § 1. Основы контрольной деятельности парламента.
xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai
В Беларуси парламент также состоит из двух палат. Парламент Великобритании состоит из Палаты общин и Палаты лордов, Франции — Национального собрания и Сената, конгресс США — Палаты представителей и Сената, Федеральное Собрание России — Государственной Думы и Совета Федерации, Республики Беларусь — Палаты представителей и Совета Республики.
Палата представителей представляет интересы всех граждан Республики Беларусь, она состоит из 110 депутатов, избранных по мажоритарной системе на всеобщих выборах.
Совет Республики является палатой территориального представительства и осуществляет наряду с законодательной функцией ряд других полномочий, перечень которых содержится в статье 98 Конституции Республики Беларусь. Деятельность Совета Республики направлена на обеспечение принятия качественных, тщательно проработанных законов.
Совет Республики состоит из 64 депутатов. В него избирается от каждой области и города Минска на заседаниях местных Советов базового уровня по 8 человек, 8 членов Совета назначает Президент страны. Членом Совета может быть гражданин республики, достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области и г. Минска не менее пяти лет. Белорусский парламент избирается на четыре года.
В большинстве развитых стран парламентарии работают на профессиональной основе. Такое же положение дел и в белорусской Палате представителей Национального собрания. Правда, белорусские депутаты могут быть членами Правительства, а также заниматься преподавательской, научной и творческой деятельностью. В то же время член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь не может занимать пост министра. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента страны либо судьи.
Руководит работой парламента председатель (в англоязычных странах — спикер), избирающийся на весь срок полномочий парламента. В Беларуси — это председатели палат. Они ведут заседания палат, представляют парламент и его палаты в отношениях с другими органами и организациями внутри страны и за ее пределами, организуют работу аппарата, контролируют расходование финансовых средств.
Место, роль и полномочия парламента зависят от формы государственного правления. В парламентских республиках он формирует и контролирует правительство, издает законы, утверждает государственный бюджет и т.д. В президентских республиках полномочия парламентов значительно меньше.
Для более глубокого понимания роли депутатов в сфере идеологической деятельности важно рассмотреть основные функции, которые выполняют парламенты в жизни современных обществ.
Основная функция парламента — законотворческая. Именно для этого и создаются парламенты. Депутаты разрабатывают, обсуждают и принимают законы, направленные на решение проблем, стоящих перед обществом.
Именно в парламентах представлены и сталкиваются основные интересы различных социальных и национальных групп и территориальных общностей, на более высоком уровне проявляются политические и идеологические позиции и взгляды. Право представительства — важнейший признак современнейшего парламентаризма. Представительная функция означает, что парламент является выразителем интересов и воли всего народа, т.е. всей совокупности граждан данного государства.
Очень важной функцией современных парламентов, значение которой постоянно растет, является идеологическая. С одной стороны, депутаты убеждают своих избирателей, весь народ в ценности тех или иных идей, подходов, позиций, идеалов и т.д., тех взглядов, с которыми они пришли в парламент. Кроме того, идеологическое информирование населения, целенаправленное воздействие на общественное мнение производится в каждом конкретном случае, когда необходимы существенные социально-политические изменения и закреплять их при помощи законов или подзаконных актов. Идеологическим целям служат многочисленные встречи депутатов со своими избирателями, их выступления в средствах массовой информации, в трудовых коллективах и регионах.
Важной функцией практически всех представительных органов является контроль за деятельностью исполнительной власти. Это делается, прежде всего, при помощи постоянного контроля за исполнением бюджета, отчетов членов правительства депутатскому корпусу, разрешением на назначения тех или иных должностных лиц. Причем следует особо отметить, что деятельность законодательной власти, хотя по форме и содержанию она является противовесом исполнительной власти, служит интересам государства и общества, препятствует неверному расходованию бюджетных средств, содействует правильности и эффективности реализации принятых законов, формированию идеологии государства.
В соответствии со статьей 97 Конституции республики Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь:
рассматривает по предложению Президента, либо инициативе 150 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;
рассматривает проекты законов о гражданстве, государственном бюджете, налогах, военную доктрину, вопросы прав, свобод и обязанностей граждан и т.д.;
назначает выборы Президента, принимает его отставку, выдвигает обвинение против него;
дает согласие на назначение Премьер-министра, заслушивает, одобряет или отклоняет его программу;
дает согласие на назначение Президентом председателей Конституционного, Верховного, Высшего хозяйственного судов, председателя и членов правления Национального банка, председателя Центральной комиссии по выборам;
избирает шесть судей Конституционного суда и шесть членов Центральной комиссии по выборам;
отменяет решения местных Советов и принимает решения о их роспуске в тех случаях, когда они нарушили законодательство;
рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного и военного положений, полной или частичной мобилизации;
рассматривает обвинения против Президента, выдвинутые Палатой представителей и выносит решения о его смещении, а также иные вопросы, предусмотренные Конституцией.
Любой законопроект рассматривается вначале в Палате представителей, а затем в Совете Республики. Рассматриваемые законопроекты проходят два чтения. Законопроект становится законом, если за него проголосует большинство от полного состава каждой палаты. Одобренные парламентом законопроекты становятся законом, если их подписывает Президент или не возвращает назад в течение двух недель. Законопроекты могут быть возвращены на повторное обсуждение.
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, правительству, депутатам, а также гражданам в количестве не менее пятидесяти тысяч человек.
Представительство в парламентах интересов различных социальных групп, наличие депутатов различных взглядов, ориентиров, подходов к решению той или иной проблемы заставляют парламентариев объединяться в различные фракции. Фракция (от лат. fractin — размалывание, раздробление) — организованная группа депутатов, принадлежащих к одной партии, имеющих единые профессиональные ориентиры, придерживающихся сходных политических взглядов и проводящих в парламенте единую политическую линию. Депутатские фракции практически во всех парламентах мира имеют право по всем обсуждаемым вопросам высказать свою точку зрения (причем, как правило, вне очереди), предложить свой выход из сложившегося положения, свое решение имеющихся проблем, высказать свои аргументы и доводы. Они претендуют на представительство в руководящих органах парламента. Именно фракции являются главным проводником различных идей, ценностей, идеалов. Фракционная деятельность позволяет более четко представить коллективные политические позиции, очертить расстановку политических сил, придать дискуссии организованный порядок.
В Верховном Совете Республики Беларусь XIII созыва было образовано пять депутатских фракций. Наиболее многочисленной была фракция «Согласие», объединяющая, как правило, беспартийных депутатов. На втором месте по численности членов была аграрная фракция, в которую вошли, прежде всего, работники аграрного сектора. Третье место занимала фракция коммунистов, все члены которой были членами Партии коммунистов Белорусской, и в которую не принимали беспартийных депутатов. Еще две фракции составляли социал-демократы и представители либерального направления развития белорусского общества.
Острый политический кризис, разразившийся в 1996 году в Республике Беларусь, родился именно в стенах белорусского парламента. Его важнейшими причинами стали, прежде всего, амбиции лидеров депутатских фракций, антагонистические противоречия между их членами, стремление многих из них «засветиться» на политическом небоскребе, значительные полномочия фракционных объединений, поддержка ими различных идеологических концепций.
Именно негативные аспекты деятельности депутатских фракций в Верховном Совете XIII созыва привели к тому, что депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь первого созыва прописали в Регламенте деятельности нижней палаты белорусского парламента возможность создания депутатских групп (а не фракций) и существенно уменьшили их полномочия и возможности.
В Регламенте работы Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь отмечено, что депутаты для коллективного обсуждения и высказывания мнений по законопроектам и иным вопросам реализации предвыборных программ вправе объединяться в постоянные либо временные депутатские группы. Создание депутатской группы основывается на добровольном волеизъявлении депутатов Палаты представителей. Депутатская группа может быть создана при наличии не менее десяти депутатов Палаты представителей, желающих войти в ее состав. Депутаты Палаты представителей могут свободно входить в депутатские группы и выходить из них. Депутатские группы самостоятельно определяют порядок своей работы. Каждая депутатская группа имеет право на выступление или заявление своего представителя от имени депутатской группы при обсуждении любого вопроса на заседаниях Палаты представителей. Обсуждение вопроса на заседании Палаты представителей не может быть прекращено без предоставления слова руководителю или представителю депутатской группы, настаивающему на выступлении. Депутатская группа вправе распространять в Палате представителей подготовленные ею материалы.
В то же время депутатские группы не могут от своего имени вносить законопроекты в Палату представителей, так как не являются субъектами законодательной инициативы, их руководители не входят в Совет Палаты, как это было в Верховном Совете XIII созыва.
В настоящее время в белорусском парламенте 7 депутатских групп: «Единство», «Народный депутат», «Содействие экономическому развитию», «Республика», «Единая Беларусь», «Зубр», «Друзья Болгарии».
«ЕДИНСТВО»
Целями создания депутатской группы «Единство» являются:
укрепление авторитета власти и доверия людей государству;
демократический путь развития Беларуси;
свободная экономика и интеграция в европейские структуры;
развитие местного управления и самоуправления;
стратегия устойчивого экономического роста;
торжество закона;
поддержание связей с парламентской фракцией «Единство» для укрепления законодательства России и Беларуси.
В состав группы «Единство» входят 42 депутата. Ее возглавляет депутат В.Р.Симирский.
«НАРОДНЫЙ ДЕПУТАТ»
Депутатская группа Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь «Народный депутат» создана с целью закрепления в процессе законодательства курса руководства Республики Беларусь на построение социально ориентированного государства. В состав депутатской группы «Народный депутат» входят депутаты, открыто выражающие поддержку Президенту Республики Беларусь. Руководитель депутатской группы — депутат В.Н.Захарченко, I секретарь ЦК КП Белоруссии.
Основные цели депутатской группы «Народный депутат»:
создание в Беларуси общества социальной справедливости с высоким уровнем жизни и надежной социальной защитой населения;
сохранение гражданского мира и согласия в обществе;
обеспечение равных возможностей всем гражданам для свободного и полного раскрытия способностей и дарований личности;
дальнейшее развитие и укрепление отношений Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках создания Союзного государства.
Задачи депутатской группы «Народный депутат»:
укрепление единства власти и народа;
налаживание конструктивных, деловых отношений депутатской группы с органами исполнительной власти для реализации целей группы;
создание в процессе законодательства законодательной базы для достойной жизни людей и повышения роли органов местного самоуправления;
налаживание и укрепление взаимоотношений с прогрессивными государственными и общественными структурами Российской Федерации, поддерживающими идею создания Союзного государства.
В состав группы входят 20 депутатов.
СОДЕЙСТВИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
Цель создания депутатской группы — содействие обеспечению устойчивого экономического развития Республики Беларусь.
Среди основных задач группы:
разработка и поддержка проектов законов, направленных на развитие экономики Республики Беларусь;
содействие привлечению инвестиций в экономику Республики Беларусь и созданию благоприятного инвестиционного климата;
либерализация экономических отношений, смягчение налогового и предпринимательского климата;
синхронизация экономических реформ в Республике Беларусь и Российской Федерации;
интеграция экономики Республики Беларусь в европейское и мировое экономическое пространство;
развитие системы адресной поддержки малоимущих слоев населения.
В состав группы входят 24 депутата. Руководитель депутатской группы «Содействие экономическому развитию» — депутат К.В.Холопик.
«РЕСПУБЛИКА»
Руководитель группы — депутат С.Н.Скребец.
Основные задачи группы:
четкое разделение полномочий между всеми ветвями власти, парламент должен быть основным источником законодательства. Сильное правительство, Президент – гарант Конституции, прав и свобод граждан, политической и экономической стабильности в стране;
высокоразвитая и эффективная социально ориентированная рыночная экономика. Экономическая конкуренция — насколько возможно; планирование и вмешательство государства — насколько необходимо;
благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса при сохранении в руках государства стратегических отраслей экономики;
в сельском хозяйстве — сильные в экономическом плане хозяйства различной формы собственности, восприимчивые к агротехническому и организационному прогрессу, связанные с рынком, способным создать рабочие места и обеспечить достойные условия жизни семьям сельских граждан;
сильное демократическое государство, защищающее права и свободы человека, содействующее формированию гражданского общества;
устранение административных барьеров, препятствующих реализации этой цели: совершенствование избирательного законодательства, средства массовой информации, в первую очередь, Национальное телевидение, превратить в открытую трибуну разных политических мнений и социально значимых инициатив;
создание правовой системы, при которой государство ответственно перед своими гражданами, а граждане — перед государством;
расширение интеграции с Россией, странами СНГ, унификация законодательств, включение Беларуси в систему мировой экономики;
заключение взаимовыгодных дву- и многосторонних соглашений, синхронизация экономического развития, нормализация отношений с ОБСЕ и другими международными организациями;
мы убеждены, что не может быть социального государства без либерализации экономики, не может быть сильной и эффективной власти без развития демократии.
В состав депутатской группы «Республика» входят 10 депутатов.
«ДРУЗЬЯ БОЛГАРИИ»
Руководитель группы — депутат И.Н.Мычко. Задачи депутатской группы «Друзья Болгарии»:
совершенствование межпарламентского сотрудничества Республики Беларусь и Республики Болгария в интересах социального и экономического прогресса народов двух государств;
координация парламентской деятельности на международной арене и оказание поддержки и помощи в решении вопросов, представляющих взаимный интерес;
налаживание информационного обмена между белорусским и болгарским парламентами по вопросам законотворчества, организация симпозиумов, семинаров по интересующим обе стороны темам;
развитие и расширение сотрудничества между комиссиями, депутатскими группами и секретариатами парламентов;
содействие укреплению и развитию сотрудничества двух государств в области торговли, экономики, инвестиций, культуры, образования, туризма, науки и техники, охраны окружающей среды и др.;
восстановление ранее утраченных дружеских отношений с городами-побратимами Республики Беларусь и Республики Болгария;
обмен делегациями представителей научной, культурной и общественной жизни, а также делегациями городов-побратимов обеих стран.
В состав группы входят 57 депутатов.
«ЗУБР»
Руководитель группы — депутат А.А.Малофеев.
Основная задача депутатской группы «Зубр» — создание интеграции, восстановление политических, экономических, социальных, культурных и других связей между Беларусью, Россией и Украиной.
В состав группы входят 52 депутата.
«ЕДИНАЯ БЕЛАРУСЬ»
Цели создания депутатской группы:
коллективная работа и принятие единого мнения по вопросам, обсуждаемым в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь;
консолидированное продвижение инициатив каждого депутата, входящего в депутатскую группу;
согласованная реализация предвыборных программ депутатов.
Задачи депутатской группы:
развитие и укрепление парламентаризма, государственности и демократии;
привлечение максимального числа граждан для обсуждения и решения вопросов общественной жизни и государственного управления;
самоутверждение Беларуси с четко сформулированной системой национальных приоритетов. Среди них важнейшим является закрепление и дальнейшее упрочение союзнических отношений с Российской Федерацией в рамках строительства Союзного государства;
развитие парламентских связей и конструктивного сотрудничества с парламентами всех стран мира.
Все предлагаемые преобразования должны основываться на трех принципах:
безусловное улучшение жизни и благосостояния людей;
занятие Республикой Беларусь достойного места в мировом сообществе;
все реформы должны проходить мирным путем.
В состав депутатской группы «Единая Беларусь» входят 11 депутатов.
Члены депутатских групп Парламента существенно влияют на выработку и формирование идеологии белорусского государства, на встречах с избирателями пропагандируют свои идеи, взгляды, ценности, идеалы, верования: обладая законодательной инициативой, стремятся эти ценности закрепить в законопроектах, принимаемых парламентом.
Значение депутатских групп, содействующих развитию белорусского общества, будет постоянно расти по мере возрастания роли идеологии в формировании и совершенствовании белорусской государственности.
studfiles.net
Рассматривается процесс экспроприации правящей номенклатурой контрольных органов парламента России в пользу президента посредством политического непотизма. Экспроприация Счетной палаты была осуществлена передачей на законодательном уровне президенту исключительного права выдвигать кандидатов на должности председателя, заместителя председателя и всех аудиторов Счетной палаты с их последующим формальным утверждением палатами парламента. Институт Уполномоченного по правам человека был экспроприирован посредством безальтернативного выдвижения кандидата на эту должность президентом с последующим формальным утверждением президентского кандидата Государственной Думой. Рассмотрены федеральные законы о парламентском расследовании и парламентском контроля, которые фактически служат лишь для имитации контрольной функции парламента.
Добавлено: 31 мая 2015
Арзамасов Ю. Г. В кн.: Конституция, конституционализм, конституализация правовых систем: актуальное соотношение понятий и трендов. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, посвященной двадцатилетию Конституции Российской Федерации. Тверь: Тверской государственный университет, 2013. С. 20-27.В статье автор рассматривает проблемы понимания нормоконтроля в современной России и отмечает, что особое значение сегодня приобретают теоретические проблемы конституционного нормоконтроля. При этом подчеркивается, что термин «конституционный нормоконтроль» носит условный характер. Раскрываются основные функции конституционного нормоконтроля. Отмечается, что конституционный нормоконтроль не ограничивается деятельностью только Конституционного Суда РФ. В этой связи в статье дается анализ правовых основ и деятельности органов власти, осуществляющих функции нормоконтроля за ведомственными нормативными правовыми актами в России. Обосновывается идея о необходимости принятия следующего пакета ФЗ: «Об источниках права в России»; «О нормативных правовых актах в Российской Федерации»; «О нормотворческой деятельности и нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти».
Добавлено: 28 февраля 2014
В статье рассматриваются особенности делегированного законодательства в странах общего права. В современном праве роль делегированного законодательства продолжает возрастать. В сравнительном правоведении источникам права уделяется особое внимание. Они принимаются во внимание при классификации национальных правовых систем.Делегированное законодательство как источник права в странах общего права имеет целый ряд особенностей, характеризующих данную правовую семью. Несмотря на то что этот источник известен всем странам общего права, он имеет и целый ряд отличий. Более того, и в самой правовой семье национальные модели делегированного законодательства также различаются. В данной статье раскрывается особенность делегированного законодательства, его место в современном праве.
Добавлено: 17 сентября 2013
Плотников В. А. Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2012. № 11. С. 138-143.В статье рассматриваются процессы построения информационного общества и информационной безопасности в СНГ в соответствии с современными условиями. Основная цель заключается в анализе действующих механизмов по формированию единого информационного пространства в Евразийском регионе, понимаемого как один из необходимых аспектов международной интеграции. Теоретическая значимость работы состоит в определении основных элементов управления региональной информационной инфраструктурой, совершенствующихся благодаря развитию коммуникационных возможностей в условиях ускоренного технологического процесса. Практическая составляющая состоит в определении перспективных направлений политики государств рассматриваемого региона в области построения информационного общества. В исследовании авторами используется историко-описательный подход и фактологическое анализ событий имеющих отношения к вычерчиванию контуров современного глобального информационного общества в региональном преломлении.
К основным результатам можно отнести то, что развитие информационно-коммуникационных технологий и сетевых ресурсов ведет к усилению угрозы дестабилизации социально-политической обстановки ввиду появления множества центров, генерирующих идейно-психологический фон. Ведение целенаправленной информационной политики не может мыслиться без коллективного участия государств, в первую очередь, входящих в группу лидеров интеграции – России, Белоруссии и Казахстана. В настоящее время только вырабатываются комплексные подходы к обеспечению безопасности в информационной сфере в Евразийском регионе, однако события, происходящие в мире во многом благодаря современным технологиям, заставляют искать стратегию выхода с гораздо более высокой скоростью.
Статья вносит определенный вклад в науку о международных отношениях, вступая в область междисциплинарного осмысления, связанного с переходным периодом в развитии общества. Изучение современных условий в их соотнесении с действующими социально-политическими закономерностями приводит авторов к выводам о необходимости сотрудничества с сетевыми центрами силы в современном информационном пространстве; формированием альтернативных моделей сетевого взаимодействия, особенно в инновационных и научно-технических направлениях информационной политики, а также расширения интеграционного поля в рассматриваемом регионе на информационную составляющую.
Добавлено: 21 августа 2014
Под редакцией: А. Б. Николаев М.: ЭлекСис, 2013.
В сборник включены статьи, посвященные истории российского и зарубежного парламентаризма.
Добавлено: 22 февраля 2015
Obydenkova A. Journal of Eurasian Studies. 2011. Vol. 2. No. 2. P. 87-102.Добавлено: 18 октября 2017
Под редакцией: В. Михеев, В. Швыдко М.: Магистр, 2014.
Данная монография представляет различные аспекты экономического и политического развития транстихоокеанского пространства и его составных частей , заостряя при этом внимание на уже имеющиеся и формирующиеся дисбалансы.
Добавлено: 23 декабря 2014
Belkovich R. Law. LAW. Высшая школа экономики, 2013Добавлено: 14 мая 2013
Аполлонио Н., Беккер Ф., Лари И. et al. Математические методы анализа решений в экономике, бизнесе и политике. WP7. Высшая школа экономики, 2006. No. 01.
Добавлено: 23 марта 2013
Gusejnov G. Arbeitshefte der Forschungsstelle Osteuropa. Arbeitsheft. Forschungsstelle Osteuropa an der Universität Bremen, 1994. No. 7.Добавлено: 18 апреля 2013
Т. Востоковедение. Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2005.
В сборнике представлены труды секции "Востоковедение" XLIII Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», состоявшейся в Новосибирском государственном университете в 2005 г.
Добавлено: 23 июля 2015
Паин Э. А. Россия в глобальной политике. 2013. Т. 11. № 3. С. 209-219.Если русский национализм не одержал победу в начале прошлого века, тем более не победит сейчас. Тогда он имел неизмеримо лучшие возможности для выдвижения на лидирующие позиции.
Добавлено: 21 ноября 2013
Черных А. И. Политическая теория и политический анализ. WP14. Высшая школа экономики, 2012. № 03.Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Добавлено: 3 мая 2012
Татарко А. Н. Психология образования в поликультурном пространстве. 2012. Т. 17. № 1. С. 47-55.Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Добавлено: 12 сентября 2012
Таллинн: Таллинн, 2012.
Добавлено: 26 декабря 2012
Книга содержит полную и всестороннюю информацию по истории императорской России – от Петра Великого до Николая II. Эти два столетия стали эпохой, когда закладывались основы могущества России. Но это же время и обусловило падение империи в 1917 году. В текст книги, выдержанной в традиционной манере хронологического изложения, включены увлекательные вставки: «Действующие лица», «Легенды и слухи» и другие.
Добавлено: 15 декабря 2012
Khlevniuk O. V. Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. 2001. Vol. 2. No. 2. P. 319-327.Добавлено: 22 июня 2014
Valletta: ELRA, 2010.
Добавлено: 17 декабря 2012
Черных А. И. Политическая теория и политический анализ. WP14. Высшая школа экономики, 2012. № 04.Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.
Добавлено: 11 мая 2012
Аистов А. В., Леонова Л. А. ÐаÑÑнÑе Ð´Ð¾ÐºÐ»Ð°Ð´Ñ Ð»Ð°Ð±Ð¾ÑаÑоÑии колиÑеÑÑвенного анализа и моделиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñкономики. P1. ÐижегоÑодÑкий Ñилиал ÐÐУ ÐШÐ, 2010. â Р1/2010/04.В работе проанализированы факторы выбора статуса занятости (на основе данных Российского мониторинга экономического состояния и здоровья населения 1994-2007 гг.). Проведенный анализ не отвергает предположение о вынужденном характере неформальной занятости. В работе также исследовалось влияние статуса неформально занятого на удовлетворенность жизнью. Показано, что неформально занятые, в среднем, более удовлетворены жизнью по сравнению с официально оформленными работниками.
Добавлено: 21 мая 2012
Тулякова И. И., Бочкарева Н. С. Мировая литература в контексте культуры. 2008. № 3(1). С. 150-154.
Добавлено: 11 декабря 2014
publications.hse.ru