14. Понятие, роль и функции бюджета. Контрольная функция бюджета


Функции бюджетов

Функции бюджетов заложены в их сущности, которые проявляются через их свойства.

Основными функциями бюджетов являются:

— распределительная функция бюджета;

— перераспределительная функция ВВП;

— регулирующая функция;

— стимулирующая функция;

— социальная функция;

— функция планирования;

— функция организации;

— контрольная функция.

функции бюджета

Рис. 1. Функции бюджета

Распределительная функция бюджета проявляется непосредственно через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням органов власти государственного и местного управления. Важное значение в распределении бюджетных средств отводится фондам: резервному, развития, поддержки субъектов РФ.

С помощью бюджетов и фондов государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономическое развитие территорий и отраслей производства, социальную сферу. Регулируя экономическую сферу и отношения в ней, государство целенаправленно усиливает или сдерживает темпы роста производства, ускоряет или снижает рост капиталов и частных сбережений, изменяет структуру спроса и предложения, регулирует социальное обеспечение членов общества.

Перераспределительная функция бюджета национального дохода и ВВП проявляется непосредственно на стадиях образования доходов бюджетов и распределения бюджетных ресурсов. В процессе формирования доходов бюджетов происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. Через федеральный бюджет перераспределяется около 20% ВВП.

Средства государственного бюджета в первую очередь направляются на финансирование структурной перестройки экономической сферы, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала и мероприятий социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения.

Доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы существенно различаются по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия доходов и срокам уплаты. Вместе с тем они объединены единством, так как преследуют единую цель — формирование доходной части бюджетов различных уровней. Доходы бюджетов могут носить налоговый и неналоговый характер.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели — организации производственной и непроизводственной сфер. В бюджетах любого уровня бюджетной системы определены только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственными процессами расходования бюджетных ресурсов занимаются бюджетополучатели. За счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных ресурсов по уровням бюджетной системы через систему дотаций, субсидий, субвенций и ссуд.

Расходы бюджета в основном носят безвозвратный характер. На возвратной основе работают только кредиты и ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается бюджетным планом (сметой) и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и приоритетов государства.

Регулирующая и стимулирующая функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства.

Социальная функция бюджета заключается в том, что бюджетные средства содержат социальную направленность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

Функция планирования бюджетов предполагает:

— определение бюджетной политики, целей, задач и выбора путей их достижения;

— разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти всех уровней бюджетной системы;

— определение потребности денежных средств в целях финансового обеспечения функций, возложенных на органы власти, и решения задач, стоящих перед обществом и государством;

— разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджетов с целью выработки предложений по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных;

— разработку и обоснование проектов бюджетов, их доходной и расходной частей применительно к бюджетной политике, определенной в Послании Президента РФ федеральному Собранию РФ на очередной финансовый год;

— разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной политики на очередной финансовый год.

Функция организации бюджетов предполагает:

— определение бюджетного устройства и бюджетной классификации;

— определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;

— выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс с позиций обеспечения бюджетов финансовыми средствами;

— разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы;

— определение органов ответственных за разработку критериев и нормативов, определяющих структуру и объемы бюджетов и соответствующих потребностям и задачам бюджетной политики;

— определение структуры контрольных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов.

Контрольная функция бюджетов действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:

— контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды;

— контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов.

newinspire.ru

Сущность, виды и функции бюджета :: BusinessMan.ru

Бюджет — важнейшая часть национальной экономической системы большинства государств. Каждая страна стремится выстроить наиболее эффективную модель управления соответствующим ресурсом, а также определить перспективные способы ее совершенствования. В чем заключается специфика российской модели выстраивания бюджетной политики? Какие функции выполняет в рамках данного направления активностей российское государство?

Виды функции бюджета

Что такое бюджет?

Прежде чем изучать функции бюджета, рассмотрим популярные в среде российских исследователей подходы к определению данного термина. Так, в статье 6 БК РФ сказано, что под рассматриваемым термином следует понимать форму образования, а также расходования финансовых средств, которые предназначены для обеспечения задач государства и муниципального управления.

Структура бюджета

Содержание бюджета имеет весьма простую структуру — это расходы и доходы. Однако определение их конкретных статей — весьма непростая задача. Существуют ключевые функции доходов бюджета, а также расходов государственной системы управления финансовыми ресурсами. Касательно первых следует выделить прежде всего формирование необходимых денежных резервов, размещаемых в государственной казне. Взимая налоги и различные сборы, власти страны тем самым формируют некий источник финансовых средств, который впоследствии можно задействовать как инструмент решения важнейших социальных задач. Что касается ключевых функций расходов бюджета, то к таковым вполне допустимо отнести обеспечение необходимого спроса в экономике, а также высокого уровня покупательной способности граждан. Чуть позже мы изучим специфику подобных активностей подробнее.

Функции расходов бюджета

Как считают современные исследователи, бюджет правомерно считать одним из ведущих звеньев экономики государства. Он объединяет доходы и расходы страны, обеспечивает единство финансового управления стратегически значимых отраслей, позволяет государству мобилизовывать те или иные хозяйственные ресурсы. Некоторые исследователи предпочитают рассматривать бюджет как денежные отношения, которые возникают между государством, гражданами и юридическими лицами. Предмет соответствующих коммуникаций — использование бюджетных фондов, который направляется властями на финансирование ключевых отраслей экономики страны. Граждане и юридические лица содействуют лучшему инвестированию государственных финансовых ресурсов.

Термин «бюджет» чаще всего рассматривается в контексте государственных и муниципальных активностей. Но в ряде случаев его используют также и как хозяйственную характеристику деятельности частных предприятий. Наряду с термином «бюджет» в бизнесе распространено понятие планирования, которое также предполагает определение различных статей доходов и расходов — но в данном случае на уровне отдельно взятой организации.

Функции бюджета

Итак, под бюджетом может пониматься:

Существует довольно много подходов к определению функций бюджета. Рассмотрим те, что характеризуются широкой распространенностью в среде российских исследователей. Так, в числе популярных концепций — классификация функций бюджета на распределительные и контрольные. Изучим их подробнее.

Распределительная и контрольная функции государственного бюджета

Распределительная функция бюджета предполагает осуществление государством активностей по концентрации финансовых ресурсов и последующего их направления в область решения тех или иных социально значимых задач. Основной вид активностей государства в этой части — определение приоритетных направлений инвестирования в привязке к конкретной территории, экономической сфере, социальной группе.

Специфика контрольной функции бюджета — в осуществлении государством мониторинга исполнения решений, принятых при разработке стратегий инвестирования в национальную экономику. Данные активности позволяют оценить эффективность финансовой модели, задействуемой властями. Благодаря контрольной функции бюджета государство может также осуществлять прогнозирование социально-экономических процессов, сопровождающих инвестирование в те или иные экономические сферы.

Функции местных бюджетов

С целью решения задач, о которых идет речь, власти страны должны осуществить выработку механизма, который включает:

Работа бюджетного механизма предполагает формирование государством особой системы политических институтов — управления, права, банковских учреждений.

Функция планирования

Рассмотрим иные важнейшие функции бюджета, которые выделяют российские исследователи. В числе таковых — планирование. Данная функция прежде всего предполагает выработку программ, связанных с бюджетным развитием. Последующая работа с главным финансовым планом государства связана главным образом с уточнением пунктов, которые входят в соответствующие алгоритмы. Рассматриваемая функция — один из факторов стабильности бюджета страны. Качественное ее выполнение предопределяет то, насколько эффективным будет сбор финансовых средств в государственную казну, а также их расходование.

Основные функции бюджета

Функция координирования

Если далее рассматривать основные функции бюджета государства, то полезно будет обратить внимание на координирование. Главная задача, которая решается властями в рамках данного направления активностей, — грамотное делегирование полномочий, связанных с управлением финансовой системой государства, а также выстраивание необходимых механизмов контроля над деятельностью объектов, обладающих соответствующими полномочиями.

Функция стимулирования

Еще одна примечательная функция бюджета — стимулирование. Ее специфика - в формировании государством и создаваемыми им институтами среды, способствующей развитию тех или иных участников социальных коммуникаций. Таковыми могут быть: органы власти, НКО, коммерческие предприятия, физические лица.

Функции бюджета государства

Каждый из отмеченных субъектов призван выполнять некую социальную роль. Задача по стимулированию подобных активностей возложена также и на государство, а именно, на его бюджетную систему. Особенно актуальна подобная закономерность для российской социальной среды. Дело в том, что в бюджете работает значительная часть граждан РФ. Государству принадлежит ощутимая доля бизнесов. Крупнейшие российские банки — государственные. Несмотря на то что часто специфика функционирования тех или иных организаций предполагает самоокупаемость, в случае необходимости на развитие подобных учреждений может быть направлен значительный объем бюджетных средств. Либо тех, которые потенциально могут быть в него включены, однако тогда приоритетным становится их инвестирование в тот или иной сегмент бизнеса, а не производство.

Таким образом, если рассматривать наиболее значимые с точки зрения развития национальной экономики функции бюджета государства, то в случае с хозяйством РФ одной из таковых будет стимулирующая.

Обучающая функция государственного бюджета

Другое важное направление активностей органов власти при разработке стратегии управления национальными финансовыми ресурсами — обучение. Как считают некоторые исследователи, соответствующая функция важна с точки зрения формирования на уровне тех или иных государственных институтов источников знаний, а также необходимого кадрового потенциала для решения задач, связанных с экономическим развитием государства.

Власти страны не должны инвестировать в те или иные сферы хозяйственного развития, не просчитав последующего экономического эффекта от соответствующих вложений. Он может выражаться не только в обеспечении государственными организациями самоокупаемости, но также и в формировании на уровне социальных институтов ресурсов, аккумулирующих управленческий опыт. Который, в свою очередь, может быть задействован властями при решении актуальных экономических задач.

Социальная роль государственного бюджета

Итак, мы рассмотрели сущность и функции бюджета государства. Полезно будет теперь изучить довольно близкую к ним категорию — роль национальной системы управления финансовыми ресурсами для социума.

Осуществляя распределение финансовых средств, власть решает важнейшие социальные задачи. Бюджет — один из ключевых инструментов воздействия государства на национальную экономику, социум, развитие различных институтов. Поэтому его утверждение, определение ключевых доходов и расходов предполагает организацию многоступенчатых слушаний, реализацию законотворческих инициатив на уровне высших эшелонов власти.

Как мы отметили выше, многие функции бюджета РФ - например, стимулирующая, - непосредственным образом предопределяют эффективность экономического развития государства. Данное направление активностей тесно связано с одной из ключевых ролей соответствующей системы управления государственными финансами — обеспечением высокого уровня жизни граждан. Люди, проживающие в стране, прежде всего ожидают от властей адекватной экономической политики, которая будет сопровождаться открытием возможностей для карьерного роста, ведения предпринимательской деятельности, самореализации в аспекте тех или иных профессий. Данная социальная роль бюджета сводится не только к финансированию соответствующих инициатив. Государственные финансы могут быть, например, фактором формирования спроса в тех или иных сегментах бизнеса. То есть основными покупателями продукта или услуги, предлагаемых частной компанией, могут быть сотрудники бюджетной сферы, либо государство в лице каких-либо органов власти.

Бюджет как фактор суверенитета

Итак, мы изучили, в чем заключается социальная функция бюджета. Важно будет рассмотреть еще одно значимое направление активностей государства в рамках управления национальными финансовыми ресурсами. Речь идет об обеспечении суверенитета страны. Данное понятие может пониматься разными способами. Но в общем случае термин «суверенитет» означает независимость государства как политического субъекта на международной арене.

Соответствующий статус должен быть подкреплен устойчивостью ключевых социальных институтов, экономики, армии страны. Расходы на поддержание их развития во многом ложатся на государство. Передача подобных функций в частные руки, как считают исследователи, не всегда позитивно сказывается на обеспечении устойчивости суверенитета страны. В связи с этим функции расходов бюджета в части обеспечения эффективной экономики, формирования мощной армии и работоспособных социальных институтов — в числе важнейших. Их успешное выполнение становится ключевым фактором обеспечения суверенитета.

Функции региональных и местных бюджетов

Рассмотрев содержание и функции бюджета, мы можем изучить то, каким образом те социальные задачи, о которых мы сказали выше, решаются на локальном уровне в тех государствах, где политической деление предполагает соответствующее структурирование национальной финансовой системы. К таким странам относится, безусловно, Россия. Бюджет нашей страны представлен на трех уровнях — федеральном, региональном, а также муниципальном.

Сущность и функции бюджета

По сути, ключевые задачи управления государственными финансами, в целом, одни и те же на всех отмеченных ступенях. Функции федерального бюджета, рассмотренные нами выше, в целом реализуются в том же спектре и на других уровнях работы политических институтов. Однако в той или иной сфере бюджета отдельным направлениям активностей может отдаваться особый приоритет. Каковы наиболее характерные функции местных бюджетов РФ, а также региональных систем управления государственными финансами?

Прежде всего это обеспечение высоких доходов граждан, живущих в конкретном регионе, в сравнении с жителями других субъектов РФ. Известно, что в России есть регионы, уровень экономического развития которых невысок. Задача местных и региональных властей — запустить механизмы стимулирования роста соответствующих хозяйственных систем.

Другая значимая функция местных и региональных властей — создание условий для саморазвития граждан в аспекте предпринимательских, творческих, общественно-политических активностей. Человек, живущий в том или ином регионе, должен обладать теми же правами, что и гражданин другого субъекта РФ либо города, а также сопоставимыми возможностями для личностного развития.

Еще одна значимая функция региональных и местных бюджетов — формирование на той или иной территории устойчивого экономического кластера, в котором локальные субъекты бизнеса и государственные предприятия смогут эффективно встраиваться в национальную экономику.

Итак, мы рассмотрели основные виды, функции бюджета на примере соответствующей системы управления суверенными финансами в России. Безусловно, подходы к выстраиванию национальной бюджетной модели в России в силу того, что наше государство — сравнительно молодое, во многом требуют совершенствования. Однако, как считают многие аналитики, сложившаяся модель управления бюджетом РФ в целом оптимально отражает национальную, культурную и экономическую специфику развития государства.

businessman.ru

Функции бюджета

Государственный бюджет, являясь главным звеном финансовой системы, выполняет две основные функции.

— Распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций. Эту функцию выполняет государственное казначейство через свои органы.

— Контрольная функция проявляется в проведении контрольных мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Ее осуществляют налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный банк и другие органы.

Сущность любой экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Поскольку бюджет является наиболее объемной и базовой финансовой категорией, то ему принадлежат и все основные функции финансов: перераспределение ВВП; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики; контроль рублем за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Регулируя, таким образом, экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся:

— Информационная функция. Бюджет – это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

— Институционализация общественных предпочтений. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей.

Данная функция бюджета в разных странах реализуется по-разному. Она зависит от того, насколько развиты процедуры участия граждан и их представителей в разработке закона о бюджете и контроле за его исполнением. Важное значение имеет установленный порядок бюджетного процесса, степень реального участия в нем органов представительной власти, а также контроль избирателей за действиями выборных органов.

— Регулирующая функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулированияявляется финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами.

Влияние бюджета не ограничивается государственным сектором экономики и выходит далеко за его пределы. Регулирующее влияние оказывают не только бюджетные расходы, но и налоги, стимулирующие или сдерживающие развитие отдельных отраслей или сфер деятельности.

finekon.ru

14. Понятие, роль и функции бюджета

Бюджет можно рассматривать в различных аспектах.

Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность общественных отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственных централизованных фондов денежных средств и местных фондов денежных средств, необходимых государству и местному самоуправлению для выполнения своих задач и функций.

В материальном смысле бюджет – это денежный фонд, формируемый для обеспечения функций соответствующих органов государственной или местной власти.

Бюджет как правовая категория является основным финансовым планом образования, распределения и использования денежного фонда соответствующей территории, утверждаемый соответствующими представительными органами государственной или местной власти.

В данном определении выделяются следующие признаки:

  1. бюджет – это общегосударственный централизованный фонд денежных средств, создаваемый для покрытия государственных расходов;

  2. бюджет – финансовый план государства, в котором указаны доходы и расходы в предстоящем году;

  3. бюджет – это основной финансовый план государства, на основании и во исполнение которого принимаются остальные финансовые планы.

Итак, бюджет – это форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Утверждается бюджет ежегодно и действует с 1 января по 31 декабря (финансовый год).

Роль бюджета состоит в том, что он создает финансовую основу, необходимую для деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Бюджет является координирующим планом по отношению к другим финансовым планам.

Наличие бюджета создает возможность для маневрирования при распределении средств на потребности общества, с учетом их приоритетности, на определенном отрезке времени для страны в целом или ее регионов. В результате бюджет служит реализации задач, наиболее значимых для общества на каждом конкретном периоде его развития.

Функции бюджета:

Вся финансовая система государства функционирует в непосредственной взаимосвязи с бюджетом. Бюджет определяет, на решение каких задач направлено внимание государства в определённый промежуток времени. Именно бюджетом определяется экономическая политика страны.

Бюджетные средства предназначены для:

studfiles.net

Функции государственного бюджета

Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции - распределительная (перераспределительная) и контрольная.

С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

Межотраслевое и территориальное распределение национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями экономического и социального развития регионов и отраслей.

Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.). Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным институтом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям хозяйства - авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и быстро окупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги.

При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.

Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается. Контрольная функция бюджета позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства «сигнализировать» о том, как поступают в доход бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Бюджетный контроль преследует три основные цели: 

- мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства;  - соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов;

- повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Контрольная функция бюджет выражается и в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.

Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового плана государства, являются: 1) перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики; 2) контроль за образованием и использованием фонда денежных средств.

Через государственный бюджет перераспределяются около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.

Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию денежных средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств.

studfiles.net


Смотрите также