Экологические правонарушения. Экологические правонарушения контрольная работа


Экологические правонарушения — контрольная работа

Самарский государственный

экономический университет

Заочный факультет

Ф.И.О.

периферия

                    г.Самара, ул. Советской Армии, 141, тел. 224-45-99

Зайцева Анастасия  Юрьевна

фамилия , имя, отчество студента

Курс  1 Специальность «Экономика и управление недввижимостью» ( Бак.)

Занимаемая должность_____________________________________

Наименование предприятия _________________________________

Контрольная______________________________________________

работа №                  по дисциплине       Экология

курсовая___________________________________________________

Дата получения работы деканатом  _________________________

Дата сдачи работы на кафедру  _____________________________

Дата рецензирования работы _______________________________

Дата возвращения работы кафедрой в деканат__________________

Контрольная, курсовая работа представляется экзаменатору при сдаче экзамена.

Контрольную работу прошу возвратить по следующему

 адресу:

Кому _____________________________________________________

 Куда _____________________________________________________

Самара 2013г.

Содержание

Введение

1. Нарушение правил охраны окружающей  среды при производственных работах

2. Нарушение правил в обращении  с экологически опасными веществами  и их отходами

3. Нарушение правил безопасности  при обращении с микробиологическими  токсинами

4. Нарушение ветеринарных правил  и правил установленных для борьбы с вредными растениями

5. Юридическая ответственность за  нарушения экологического законодательства

Заключение

Список  использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Природа есть объективная реальность, которая  изменяется вследствие сознательной деятельности человеческого общества. Научно-технический  прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно  приводят к обострению экологической  ситуации: истощаются запасы природных  ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между  человеком и природой, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая  и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Наша  страна относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды  достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера  и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. Экологическая  проблема номер один -- загрязнение окружающей среды. Последовательно ухудшается здоровье людей. Средний возраст мужчин за последние годы составил всего 68 лет. Каждый десятый ребенок рождается умственно или физически неполноценным вследствие нарушения на генном уровне. По отдельным регионам этот показатель выше в 3 - 6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности. По стандартам ВОЗ при ООН народ РФ находится на грани вырождения. Примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций. Только 15 - 20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 50% потребляемой населением питьевой воды не отвечает гигиеническим требованиям. Список подобных данных довольно обширен. Но и изложенное свидетельствует, что нам всем -- жителям необъятной и богатой ресурсами России -- пора осознать, что время нерегулируемого безлимитного пользования средой безвозвратно ушло. За все нужно платить: деньгами, введением жестких ограничений, установлением ответственности. В противном случае человек расплачивается не только своим здоровьем, но и благополучием будущих поколений, ибо негативное воздействие на природную среду есть не что иное, как уничтожение биологической основы существования человека, современная форма каннибализма.

В сложившейся ситуации неизменно  возрастает роль правоохранительных органов  в области охраны окружающей среды. Поддерживая экологический правопорядок, стоя на страже закона, они охраняют и наше будущее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Нарушение правил охраны  окружающей среды при производственных  работах

Объектом  преступления, предусмотренного ст. 246 УК, являются отношения в сфере  хозяйственной и иной деятельности с целью сохранить природные  объекты, оздоровить среду, обеспечить радиационную безопасность населения.

При формировании территориально-производственных комплексов промышленности, сельского  хозяйства, строительства и реконструкции  городов, населенных пунктов устанавливаются  предельно допустимые нормы нагрузки на природную среду с учетом ее потенциальных возможностей, необходимости  рационального использования территориальных  и природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем.

Перечисленные в статье работы по своему характеру  всегда связаны с возможностью причинения вреда окружающей среде. Поэтому  при проведении работ необходимо пользоваться правилами, направленными  на минимизацию рисков, уменьшение потенциальной угрозы и ограничение  вынужденных отрицательных последствий. Эти правила и нормы содержатся в экологическом и природоресурсовом законодательстве.

Строительство объектов производится при наличии  положительного заключения специально на то уполномоченных государственных  органов и решения местных  органов самоуправления. В необходимых  случаях вопрос о размещении объектов решается по результатам обсуждения или референдума.

Объективную сторону данного состава преступления образуют также и нарушения правил охраны окружающей среды при эксплуатации промышленных и иных объектов, которые  выражаются в несоблюдении правил нормирования и лимитирования природных ресурсов, а также требований, регламентирующих производственную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Нарушение правил в  обращении с экологически опасными  веществами и их отходами

Объектом  данного преступления являются отношения  в сфере защиты людей и охраны природной среды при осуществлении  всех видов деятельности в области  использования атомной энергии, уничтожении химического и биологического оружия.

Преступлением считается производство запрещенных  видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование  или иное обращение с радиоактивными, бактериологическими веществами и  отходами с нарушением установленных  правил, если эти деяния создали  угрозу причинения существенного вреда  здоровью человека или окружающей среде.

Установление  уголовной ответственности за подобные действия обусловлено потенциальной  опасностью как прямого, так и  опосредованного (через природную  среду) воздействия на организм человека, а также выполнением Российской Федерацией международных обязательств в области химического и бактериологического  разоружения.

Перечень  опасных отходов, производство которых  запрещено, устанавливается Правительством России. К ним, в частности, относятся  взрывчатые вещества, в том числе  после утилизации боеприпасов, а  также отходов их производства, средств взрывания, порохов промышленного применения и пиротехнических изделий.

Запрещаются эксплуатация радиационных источников, пунктов хранения, а также проведение любых работ по использованию  ядерных материалов и радиационных веществ, находящихся в любой  форме и на любой стадии производства, использования, переработки, транспортировки  или хранения, если не приняты нормативно установленные меры по обеспечению  физической защиты этих объектов.

В соответствии с международной Конвенцией о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, каждое государство-участник обязуется никогда, ни при каких  обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать  каким-либо иным образом и не сохранять.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Нарушение правил безопасности  при обращении с микробиологическими  токсинами

Объектом  преступления являются отношения в  сфере экологической безопасности.

Предметом данного преступления являются патогены, опасные для человека, животных и  растений (их подробная характеристика приводится при анализе ст. 247 УК).

Преступление, предусмотренное ст. 248 УК, заключается  в нарушении правил безопасности при обращении с названными микроорганизмами и токсинами: применение и разведение биологических объектов, не свойственных природе соответствующего региона, а также полученных искусственным  путем без разработки эффективных  мер, предупреждающих их неконтролируемое размножение; превышение нормативов предельно допустимой концентрации в природной среде микробов, грибков, вирусов и иных видов микроорганизмов и биологических веществ, которые утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации.

Обязательным  признаком экологического преступления являются последствия: вред здоровью человека (любой степени тяжести), распространение  эпидемий или эпизоотии, иные тяжкие последствия. К эпидемическим болезням относятся холера, чума, брюшной  тиф, дизентерия, грипп и т.п. Другие заразные болезни -- тиф, малярия, японский энцефалит и др. Эпизоотия -- массовое заболевание животных.

К иным тяжким последствиям относится  имущественный ущерб, связанный  с введением на территории России особых условий и режимов проживания людей и ведения хозяйственной  деятельности, направленных на ликвидацию инфекционных, паразитических, профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний, отравлений.

В качестве особо квалифицирующего обстоятельства ч. 2 ст. 248 УК указывает смерть человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Нарушение ветеринарных  правил и правил установленных для борьбы с вредными растениями

Объектом  преступления является экологическая  безопасность в сфере обеспечения  защиты от болезней, общих для человека и животных.

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 249 УК, выражается в нарушении ветеринарных правил, повлекших распространение эпизоотии  или иные тяжкие последствия.

Нежелательные последствия могут наступить  в связи с:

· невыполнением ветеринарных правил, обязательных при ведении животноводства, содержании животных, производстве, хранении, перевозке и реализации продуктов  животноводства;

· нарушением порядка применения в  ветеринарии биологических, химических и других препаратов, отказом от специальных мероприятий по защите животных от поражающего воздействия  экстремальных факторов, природных  и техногенных катастроф;

· реализацией и использованием для  пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя животных, молока, молочных продуктов, яиц, иных продуктов животноводства, не подвергнутых в установленном  порядке ветеринарно-санитарной экспертизе.

Ответственность за данный вид преступлений наступает  при наступлении последствия -- эпизоотии, или иных тяжких последствий. Характеристика последствий в виде эпизоотии аналогична рассмотренной в составе ст. 248 УК.

Частью 2 ст. 249 УК установлена ответственность  за нарушение правил по борьбе с  болезнями и вредителями растений, повлекшее тяжкие последствия.

Под этими понятиями следует понимать полное или частичное уничтожение  посевов или насаждений на значительных площадях, гибель собранного урожая, порчу  семенного материала и т. п., отравление людей или скота ядохимикатами  вследствие нарушения правил их использования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Юридическая ответственность  за нарушения экологического  законодательства

В соответствии со ст.4 Закона “Об охране окружающей природной среды” охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения на территории Российской Федерации и республик в составе  Российской Федерации подлежат следующие  объекты природопользования:

· естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;

· земля, ее недра, поверхностные и  подземные воды, атмосферный воздух;

· леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд;

· природные ландшафты.

Особой  охране подлежат государственные природные  заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники  природы, редкие или находящиеся  под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

За  экологические правонарушения, то есть виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной  среде и здоровью человека, должностные  лица и граждане несут дисциплинарную, административную, либо уголовную, гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения, организации -- административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с настоящим Законом, иными законодательными актами Российской Федерации и республик  в составе Российской Федерации.

Данное  определение, содержащее основные отличительные  признаки экологического правонарушения, но имеет ряд недостатков. Так, в  нем указаны не все признаки правонарушения; перечислены не все социальные ценности, составляющие предмет экологических  правоотношений, которым причиняется  вред; в качестве систематизирующего признака взяты последствия, а не объект правонарушения.

Более удачным представляется определение  экологического правонарушения как  общественно опасного, виновного, запрещенного законодательством под угрозой  наказания деяния (действия или бездействия), направленного на причинение вреда  отношениям в сфере экологии.

Состав  экологического правонарушения включает в себя четыре элемента: объект, объективная  сторона, субъективная сторона, субъект.

Объект  представляет собой совокупность общественных отношений по охране окружающей природной  среды, рациональному использованию  ее ресурсов и обеспечению экологической  безопасности. Природная среда в  целом и ее отдельные компоненты являются предметом правонарушения.

Для объективной стороны экологического правонарушения характерно нарушение  путем действия или бездействия  общеобязательных правил природопользования и охраны окружающей природной среды; причинение вреда экологическим  интересам личности, общества или  государства либо создание реальной опасности причинения такого вреда; наличие причинной связи между  экологически опасным деянием и  причиненным вредом.

С субъективной стороны могут иметь  место обе формы вины: умышленная и неосторожная.

Умысел  может быть прямым и косвенным, а  неосторожность -- в виде небрежности или самонадеянности (легкомыслия).

yaneuch.ru

Пример: Контрольная работа Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Контрольная работа, Юридическая ответственность за экологические правонарушения

ВУЗ, город:

ИЕВ г. Новоисбирск

Предмет: Экологическое право

Контрольная работа по теме:

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Страниц: 15

Автор: Светлана

2007 год

3 49

RUR 500

Рекомендуем посмотреть похожие работы:

  1. Юридическая ответственность за экологические правонарушения (Курсовая работа, 2012)

    ... юридической ответственности за экологическое правонарушение. При отсутствии санкции фактически отсутствует правовая норма. Отсутствие санкций обрекает экологическое требование на бездействие. Ответственность ...

  2. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения (Реферат, 2010)

    ... виды ответственности, дисциплинарная наступает при наличии определенных условий и обстоятельств. Прежде всего, дисциплинарная ответственность за экологические проступки может ...

  3. Экологические правонарушения и виды юридической ответственности (Реферат, 2010)

    ... в современный период: ответственность за экологические правонарушения; юридическая ответственность за экологические правонарушения; юридическая ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды. В 80-х ...

  4. Ответственность за избирательные правонарушения (Дипломная работа, 2010)

    ... избирательные правонарушения. Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регулирующие наступление ответственности за избирательные правонарушения. Цель работы – анализ действующего законодательства наступления конституционной ответственности ...

  5. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земли (Дипломная работа, 2008)

    ... законодательства, предусматривающего ответственность за вред, причиненный земельными правонарушениями, оставляет желать лучшего. Статистические данные свидетельствуют о значительной распространенности нарушений земельного законодательства ...

  6. Причины и виды правонарушений в деятельности предприятий (Реферат, 2009)

    ... юридических лиц. Поэтому изучение выбранной темы данной работы «Причины и виды правонарушений в деятельности предприятий, характеристика юридической ответственности за указанные правонарушения ...

  7. Ответственность за нарушение природоохранного законодательства (Дипломная работа, 2010)

    ... . Цель и задачи дипломной работы. Цель исследования – комплексный теоретико-правовой анализ наступления юридической ответственности за нарушение природоохранного законодательства. Задачами данной работы ...

Содержание

Оглавление

Введение.3

1. Экологические преступления, предусмотренные Уголовным кодексом

РФ4-8

2. Ответственность за экологические правонарушения.8-9

3. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением по

ГК РФ ...9-13

4. Виды дисциплинарной ответственности за совершение экологических проступков13-14

Заключение.15

Список литературы16

Выдержка

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований.

Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению экологических требований. При этом следует иметь в виду, что юридическая ответственность не является единственным инструментом принуждения к исполнению экологических требований в механизме права окружающей среды. С учетом специфики функций этого механизма такую роль играют также государственная экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, экологическая сертификация, экологический контроль, в определенной мере — экономические меры (например, платежи за загрязнение окружающей среды).

Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций: стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды; компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда здоровью человека; превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений; карательную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения. .

Основанием возложения юридической ответственности в рассматриваемой сфере служит экологическое правонарушение.

Целью данного реферата является изучение видов юридической ответственности за экологические правонарушения.

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:

1. рассмотреть виды экологических преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ;

2. раскрыть сущность ответственности за экологические правонарушения;

3. охарактеризовать виды возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением по ГК РФ; 

4. рассмотреть особенности дисциплинарной ответственности за совершение экологических проступков.

1. Экологические преступления, предусмотренные Уголовным кодексом РФ

Понятие экологического преступления сводится к следующему.

«Экологическое преступление — это предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивают оптимальную жизнедеятельность человека, на экологическую безопасность населения и территорий, и состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на их состояние) как социальной ценности, что приводит к негативным изменениям качества окружающей среды, уничтожению, повреждению объектов» .

Непосредственным объектом экологических преступлений являются охраняемые уголовным законом общественные отношения по использованию отдельных видов природных ресурсов и объектов, обеспечению правопорядка при осуществлении конкретных видов воздействия на окружающую среду, экологической безопасности населения и территорий, по сохранению состояния и качества окружающей среды и ее компонентов.

Предмет экологического преступления — окружающая среда в целом, ее компоненты, продукты человеческой деятельности, с помощью которых оказывается воздействие на окружающую среду.

Объективная сторона выражается посредством деяния (действие или бездействие), различных правил, преступных последствий и причиной связи между ними.

Субъективная сторона — как умышленная, так и неосторожная вина.

Субъектами уголовной ответственности за экологические преступления могут быть только физические лица, достигшие 16-летнего возраста .

Экологические преступления, предусмотренные Уголовным кодексом РФ (гл. 26):

1. Статья 248 УК РФ — нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами. Для применения данной статьи обязательным условием является наличие следующих негативных последствий: причинение вреда здоровью человека; распространение эпидемий или эпизоотий; иные тяжкие последствия, в том числе наступление по неосторожности смерти человека.

2. Статья 249 УК РФ — нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений. Названная статья признает уголовно наказуемыми деяния, выразившиеся в нарушении ветеринарных правил, повлекшие по неосторожности распространение эпизоотий или иные тяжкие последствия; нарушение правил, установленных 

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации //Российская газета, № 237, 25.12.1993.

2. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 года// Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (часть 1)- Ст.3

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ//Российская газета, № 256, 31.12.2001.

4. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 28.12.2004) // СЗ РФ. — № 25: Ст. 2954; СЗ РФ. — 2005, № 1 (часть 1): Ст. 13.

5. Гражданский кодекс РФ. ч.1. и ч.2. М.: Юристъ, 2007.

6. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»//Российская газета, № 6, 12.01.2002.

Специальная

7. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М., 2001

8. Дубовик О.Л. Экологическое право. Учебник. М.: ТК Вели, Проспект, 2003.

9. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник для юридических вузов. 6-е издание. М.: Юридическая, 2000

10. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный), издание 5-е, дополненное и исправленное, ответственный ред. В.М. Лебедев. — М.: Юрайт-Издат, 2005.

11. Маковик Р.С. Земельное право. Экологическое право: Конспект учебных курсов в определениях, схемах, комментариях. М.: ТОН-Профобразование, 2003.

12. Петров В.В. Экологическое право России. Учебник для вузов. М.: БЕК, 1996

13. Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях: Вводный. М.: Юрайт-М, 2002.

14. Экоогическое право: Курс лекций и практикум/Под ред. д.ю.н., проф. Ю.Е. Винокурова. М.: Издательство «Экзамен», 2003.

5 15

RUR 500

Книги для самоподготовки по теме "Юридическая ответственность за экологические правонарушения" - Контрольная работа

Экологическое право : курс лекций

Экологическое право : курс лекций

Проспект.орг , 2013

ISBN 548201570X,9785482015704

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

2013

ISBN 5946921770,9785946921770

Экологическое право. Учебник.

Экологическое право. Учебник.

ISBN 5392017967,9785392017966

Юридическая ответственность за экологические преступления

Юридическая ответственность за экологические преступления

2013

ISBN 5209015912,9785209015918

Экологическое право в вопросах и ответах 3-е издание

Экологическое право в вопросах и ответах 3-е издание

ISBN 5392013392,9785392013395

Экологическое право. Конспект лекций.

Экологическое право. Конспект лекций.

ISBN 5392011934,9785392011933

Статьи по теме для самостоятельной работы

Необходим законодательный механизм, гарантирующий, что природная среда сохранится, считает сенатор Сергей Шатиров - ИА ФК-Новости
Необходим законодательный механизм, гарантирующий, что природная среда сохранится, считает сенатор Сергей Шатиров - ИА ФК-Новости

/Парламентский корреспондент "ФК-Новости" Анна Козырева/. Необходим законодательный механизм, гарантирующий всем нам то, что природная среда сохранится, заявил корреспонденту "ФК-Новости" заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Шатиров, комментируя... Отметим, что документ, предусматривающий рекультивацию земель, на которых велись работы, связанные с... далее

83 экологических преступления выявлено в Воронежской области за 2012 год - Mail.Ru
83 экологических преступления выявлено в Воронежской области за 2012 год - Mail.Ru

Пресечение экологических преступлений является важным в работе правоохранительных органов. Как стало известно 36on.on. Статистические данные свидетельствуют о том, что незаконная вырубка деревьев является наиболее распространенным среди экологических преступлений. далее

В Адыгее прокуратура выявила нарушения природоохранного законодательства ООО «Южгазэнерджи» - Mail.Ru
В Адыгее прокуратура выявила нарушения природоохранного законодательства ООО «Южгазэнерджи» - Mail.Ru

Прокуратурой Кошехабльского района по обращению жителей Дмитриевского сельского поселения в ходе проверки в деятельности ООО «Южгазэнерджи» выявлены многочисленные нарушения природоохранного законодательства. «В ООО “Южгазэнерджи” отсутствуют лимиты образования и размещения отходов, нет проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласованного в установленном законом... далее

Кто «разогрел» акции «Автоваза» - АРИ.ру
Кто «разогрел» акции «Автоваза» - АРИ.ру

Все ухищрения государства по усложнению регистрации фирм в стране препятствуют развиваться только законопослушному бизнесу. Кто «разогрел» акции «Автоваза». Шутник, который в декабре опубликовал в «Ведомостях» фальшивую рекламу и спровоцировал скачок акций «АвтоВАЗа», оказался интернет-мошенником. Для бизнеса и чиновников в России сервирован полный набор инструментов по обману государства.... далее

nadfl.ru

Контрольная работа - Административная ответственность за экологические правонарушения

 

ДОКЛАД

по дисциплине ЭКОЛОГИЧЕСКОЕПРАВО

“Административнаяответственность за экологические правонарушения.”

 

Татиев Е. В.

Омск 2004

_________________________________

Часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ прямоустанавливает, что «Административным правонарушением признаётсяпротивоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридическоголица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерацииоб административных правонарушениях установлена административнаяответственность». Таким образом, составы экологических проступков исанкции за их совершение должны быть чётко определены в законодательных актах:на федеральном уровне — в КоАП РФ, на уровне субъектов РФ — в действующих на ихтерритории законах об административных правонарушениях.

Основанием административнойответственности является наличие в деянии признаков состава экологическогопроступка, а также умышленная или неосторожная вина субъекта ответственности(физического или юридического лица), наличие правовой нормы, установившейзапрет и содержащей санкцию за его нарушение. Ответственность физического лицанаступает с 16-летнего возраста (ст. 2.3), а юридического — если будетустановлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, занарушение которых Кодексом Российской Федерации об административныхправонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотренаадминистративная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящиеот него меры по их соблюдению.

Составы экологических проступковв основном сосредоточены в главе 8 «Административные правонарушения вобласти охраны окружающей природной среды и природопользования». Часть изних помещена в главе 7 «Административные правонарушения в области охранысобственности», часть — в главе 10 «Административные правонарушения всельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель».

1). Глава 7 КоАП РФ включает 28статей, 15 из которых содержат составы административных правонарушений противохраны собственности, но дополнительным объектом посягательства здесь являютсяэкологические права, ценности и блага, либо порядок управления и использованияприродных ресурсов. Глава 10 включает 14 статей, из которых две (10.4 и 10.5)не имеют отношения к сельскому хозяйству, ветеринарии и мелиорации земель, а касаютсянаркосодержащих растений, т.е. содержат составы административныхправонарушений, посягающих на общественную безопасность и здоровье населения.

В главе 19 «Административныеправонарушения против порядка управления» специальные составы невыполнениязаконных требований и воспрепятствования осуществлению полномочий должностныхлиц органов охраны континентального шельфа и исключительной экономической зоныРФ предусмотрены только в том случае, если они касаются остановки судна, егоосмотра и т.п. (ч. 2 ст. 19.4).

В ст. 7.2, устанавливающаяответственность за уничтожение специальных знаков, в первой части говорит омежевых знаках границ земельных участков, во второй — наблюдательных режимныхскважинах на подземные воды, иных водоохранных информационных знаках,лесоустроительных и т.п. знаках, в третьей — о пунктах государственныхгеодезических сетей и т.п.

2). В КоАП РФ существуют составыпоставления в опасность, чего не было в КоАПе РСФСР. Например, ст. 8.3 — устанавливаетответственность за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами,которое может повлечь причинение вреда окружающей природной среде; ст. 8.13 –ответственность: за нарушение водоохранного режима на водосборах водныхобъектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другиевредные явления (по ч. 1), за нарушение требований к охране водных объектов,которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение (ч. 4).

3). Статья 8.1 вводит формальныйобщий состав нарушения экологических требований в процессе разнообразнойпроизводственной деятельности на различных её этапах путём формулированиябольшого числа альтернативных признаков объективной стороны. Цель статьи — обеспечение охраны технологического порядка производства работ, связанных спроектированием, размещением, строительством, вводом в эксплуатацию иэксплуатацией промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов, поскольку онимогут быть опасными для окружающей среды. Перечисленные в статье работы посвоему характеру всегда связаны с возможностью потенциального причинениянеконтролируемого вреда окружающей среде. В связи с этим статья подкрепляеттребование обязательного соблюдения заранее разработанных и принятых всоответствующем порядке правил, направленных на минимизацию рисков, уменьшениепотенциальной угрозы и ограничение вынужденных отрицательных экологическихпоследствий. Сфера действия статьи чрезвычайно широка и затрагивает многиеотрасли народного хозяйства и занятых в них лиц.

Статья 8.2 – повреждение(загрязнение) отдельных компонентов окружающей среды вредными веществами,отходами. Целью статьи выступает обеспечение административно-правовымисредствами установленного нормативно-правового порядка при обращении свеществами и отходами на разных стадиях их существования, предотвращениенегативного воздействия их на окружающую среду. Сфера действия статьи оченьобширна и охватывает деятельность промышленных, сельскохозяйственных,транспортных, горнодобывающих, коммерческих и иных предприятий и объектов.

Признаки объективной стороны статьи8.3: транспортировка (перевозка), применение и хранение. Нарушение может бытьсовершено на таких этапах обращения с пестицидами и агрохимикатами, как ихиспытание, производство и так далее. Цель нормы — обеспечение порядка ибезопасности при обращении с относящимися к опасным химическим веществамсредствами защиты растений и иного обращения. Сфера действия нормы — деятельность предприятий и организаций, осуществляющих хранение,транспортировку и применение пестицидов, т.е. связанных с сельскохозяйственнымпроизводством, ведением лесного хозяйства.

Статья 8.4 состоит из трехчастей, содержащих четыре формальных состава проступков. Цель статьи состоит вусилении профилактических начал охраны окружающей среды, обеспечениинадлежащего поведения лиц, связанных с реализацией проектов хозяйственной ииной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающуюсреду. Сфера её поэтому очень широка и распространяется не только на субъектов,непосредственно участвующих в процедуре государственной экологическойэкспертизы (заказчики, эксперты, работники органов, уполномоченных наорганизацию проведения экспертизы, финансовых и кредитных учреждений, техграждан, чьи интересы затрагиваются или могут быть затронуты реализациейпроектов, особенно опасных).

В ст. 8.5 «Сокрытие илиискажение экологической информации» предмет посягательства – это полная идостоверная информация о состоянии окружающей природной среды и природныхресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсовили иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природныересурсы, о радиационной обстановке и других объектах окружающей среды. Данная статьяКоАПа РФ аналогична статье 237 УК «Сокрытие информации об обстоятельствах,создающих опасность для жизни или здоровья людей». Цель статьи – обеспечениесоциального контроля (от государственного до неформального, осуществляемогонаселением) за деятельностью, которая по своему характеру может нанести ущербздоровью человека и нации в целом, а также среде обитания. Сфера действиястатьи – промышленная, научно-техническая и иная, включая военную, деятельностьдолжностных и недолжностных лиц, процессы различного рода и характера, в ходекоторых могут возникнуть факторы, представляющие опасность для человека иокружающей среды в целом или отдельных её элементов.

За использование земель не поцелевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земельи охране почв возможно привлечение к административной ответственности по ст.8.8КоАП РФ.

4). Cт. 7.9 предусматривает ответственность засамовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего влесной фонд, или использование указанных участков для раскорчевки, переработкилесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства),распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанныхучастков; ч. 2 ст. 8.14 — за нарушение условий разрешения (лицензии) наводопользование при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водныхобъектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводныхсооружений, при осуществлении промыслового рыболовства, судоходства, прокладкеи эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведениидноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатациидамб, портовых и иных сооружений.

5). Ответственность за порчуземель установлена ст.8.6 КоАП РФ. Однако само понятие «порча земли»не раскрыто законодателем. Единственное объяснение того, какое именно деяниеследует квалифицировать как «порчу земли», можно найти только в п.8Определения основных понятий видов нарушений земельного законодательства,утвержденного Роскомземом 29 марта 1994 г. N 3-14-1/404, текст которогоофициально опубликован не был. В соответствии с данным Определением под порчейи уничтожением плодородного слоя почвы понимается частичное или полноеразрушение почвенного покрова, характеризующееся ухудшением его физического ибиологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв,вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требуетвведения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведениямероприятий по восстановлению плодородия почв.

6). Система субъектов примененияадминистративных взысканий отражает сложность построения контрольно-надзорныхорганов. Такие ведомства, как Министерство сельского хозяйства РФ иМинистерство природных ресурсов РФ, обладают полномочиями по применениюадминистративных санкций по целому ряду направлений. Так, МПР выступает какорган экологического контроля, охраны вод, использования, охраны и защитылесного фонда, животного мира и проч., где его функции по выявлению ирассмотрению дел об административных правонарушениях пересекаются, возможно,дублируются с полномочиями ФПС России, МСХ РФ и др.

7). Важное положение содержится вст. 4.5, регулирующей давность привлечения к административной ответственности.По общему порядку постановление по делу об административном правонарушении неможет быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершенияадминистративного правонарушения. Но за экологические проступки, видимо,учитывая их опасность и сложность установления виновных лиц, доказывания вины идругих обстоятельств, этот срок составляет один год.

8). Санкции установлены восновном в виде штрафа, хотя в ряде случаев указана и конфискация (ст. ст. 8.17«Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, втерриториальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительнойэкономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условийлицензии»; 8.18 «Нарушение правил проведения ресурсных или морскихнаучных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, наконтинентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РоссийскойФедерации»; 8.19 «Нарушение правил захоронения отходов и другихматериалов во внутренних морских водах, в территориальном море, наконтинентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РоссийскойФедерации» и др.). Здесь предусмотрена конфискация судна и иных орудийсовершения административного правонарушения. По ст. 8.37, устанавливающейответственность за нарушение правил пользования объектами животного мира, могутбыть конфискованы орудия охоты, лова, а по ст. 8.39 — продукция незаконногоприродопользования и орудия административного правонарушения, совершенного наособо охраняемой природной территории. Законодатель, к сожалению, не счёлнужным широко использовать в статьях главы 8 иные виды административныхвзысканий, например лишение специального права, предоставленного физическомулицу, которое предусмотрено только в ст. 8.37 в виде лишения права охоты насрок до 2 лет; административный арест; административное выдворение за пределыРоссийской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;дисквалификацию (ст. 3.2 КоАП РФ «Виды административных наказаний»).

Размеры штрафа определяются двумяспособами (см. ст. 3.5) и выражаются, чаще всего, в величине, кратной МРОТ (безучета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на моментокончания или пресечения административного правонарушения. Значительно реже ониопределяются исходя из стоимости предмета административного правонарушения намомент окончания или пресечения такового, например, в ст. 8.20 — из стоимостинезаконно переданных минеральных или живых ресурсов континентального шельфа илиисключительной экономической зоны Российской Федерации.

Следует констатировать, что,существующие штрафные санкции, установленные административнымзаконодательством, не могут способствовать восстановлению нарушенногоэкологического баланса. Нарушения экологического законодательства должны влечьприменение мер наказания, адекватных их опасности, а также вреду, причиняемомуокружающей природной среде и обществу. Очевидно, что одного только ужесточениясанкций недостаточно для того, чтобы значительно улучшить экологическуюситуацию. Важная роль в этом принадлежит экологическому информированию иобразованию, т.к. мероприятия, которые применяются для улучшения экологическойситуации, не будут эффективными без активной поддержки населения.

____________________________________

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ

1.      «КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 25.10.2004) (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)

2.      ДУБОВИК О.Л. «Экологическое право» N 2, 2002 г.

3.      Н.В. Федорова «Право и экономика», N 6, июнь 2003 г.

www.ronl.ru


Смотрите также