Тексты контрольных диктантов по русскому языку (6 класс). Контрольный диктант лобное место


Тексты контрольных диктантов по русскому языку (6 класс) страница 2

2 вариант – отужинали, рассвет.

4) Объясните постановку знаков препинания в предпоследнем предложении.

Контрольный диктант по теме "Лексика. Фразеология"

Лобное место

Лобное место – древнейший архитектурный памятник Москвы. Первоначально это был округлый кирпичный помост с деревянной оградой под шатровым навесом на резных столбах. Расположен он в центре Троицкой площади, с середины 17 века она стала называться Красной площадью.

Лобное место играло важнейшую роль в духовной жизни народа и державы. С этого места объявлялись государственные указы. Здесь народ узнавал о восшествии на престол царей, об объявлении войны и заключении мира.

На Лобное место бояре выносили на плечах наследника, когда ему исполнялось шестнадцать лет. И народ видел будущего царя, чтобы уметь отличить его от самозванца.

С Лобного места патриархи произносили молитвы. С него в Вербное воскресенье патриарх раздавал царю, архиереям, боярам, окольничим и думным дьякам освященную вербу и читал народу Евангелие.

Лобное место не было местом казни. Казни совершались рядом на деревянных помостах.

(107 слов)

(В.Бутромеев.)

Задания.

1) Найдите в тексте устаревшие слова. Объясните значение 2-3 устаревших слов.

2) В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.

3) Выполните фонетический анализ слов:

1 вариант – бояре;

2 вариант – ему.

Итоговый диктант за 1 четверть

Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.

В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.

 Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.

Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы. (101 слово)

      (По И. Соколову-Микитову.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.

2 вариант – В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься.

3) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:

1 вариант – весенний;

2 вариант – лесных.

Контрольный диктант по теме "Словообразование. Орфография"

В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба черные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.

Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня.

infourok.ru

Документ Microsoft Word - Стартовый контроль Лобное место

  1. Стартовый контроль
Лобное место

Лобное место – древнейший архитектурный памятник Москвы. Первоначально это был округлый кирпичный помост с деревянной оградой под шатровым навесом на резных столбах. Расположен он в центре Троицкой площади, с середины 17 века она стала называться Красной площадью.

Лобное место играло важнейшую роль в духовной жизни народа и державы. С этого места объявлялись государственные указы. Здесь народ узнавал о восшествии на престол царей, об объявлении войны и заключении мира.

На Лобное место бояре выносили на плечах наследника, когда ему исполнялось шестнадцать лет. И народ видел будущего царя, чтобы уметь отличить его от самозванца.

С Лобного места патриархи произносили молитвы. С него в Вербное воскресенье патриарх раздавал царю, архиереям, боярам, окольничим и думным дьякам освященную вербу и читал народу Евангелие.

Лобное место не было местом казни. Казни совершались рядом на деревянных помостах.

(107 слов)

(В.Бутромеев.)

Грамматическое задание:

1) Найдите в тексте устаревшие слова. Объясните значение 2-3 устаревших слов.

2) В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.

3) Выполните фонетический анализ слов:

1 вариант – бояре;

2 вариант – ему.

2. Контрольный диктант по теме "Повторение изученного в 5 классе"

Осенью

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра,

настоящие дни поздней осени.

В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника, не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана.

Далеко видно кругом. Легко дышит осенней свежестью грудь, хочется идти все дальше и дальше по желтой от листвы тропинке.

Вдруг среди листвы видишь пестрый комочек. Это птица обо что-то сильно ударилась во время полета.

«Надо взять ее домой, а то в лесу птицу мигом разыщет и съест лисица», – решаю я.

(90 слов)

(По И.Соколову-Микитову.)

Грамматическое задание.

1) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – На голых листьях …;

2 вариант - Вдруг среди листвы…

3. Контрольный диктант по теме "Словообразование"

Ночлег в лесу

Ребята расположились на опушке леса. Одни побежали собирать хворост, другие рубили ветви для шалаша. Остальные разбирали вещи, вынимали съестное, котелки, кружки, ложки.

Между тем заря угасла. Смеркалось. Вот из лесу раздаются веселые голоса. В ответ послышались радостные крики ожидающих. Большие вязанки хвороста сгружаются на полянке.

Сколько охотников разводить костер! Ребята с увлечением раздувают первые искры огоньков. Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается. Весело забулькала в котелке вода.

Вскоре все отужинали и стали готовиться ко сну, но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить. А подниматься нужно с рассветом! Раздается команда: "Всем спать!" Лагерь быстро затихает.

(102 слова)

(По А.Зуеву.)

Грамматическое задание:

1) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается.

2 вариант - Вскоре все отужинали и стали готовиться ко сну, но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить.

2) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:

1 вариант – побежали, съестное;

2 вариант – отужинали, рассвет.

3) Объясните постановку знаков препинания в предпоследнем предложении.

4. Контрольный диктант по теме "Морфемика и словообразование"

Ночлег в лесу

Ребята расположились на опушке леса. Одни побежали собирать хворост, другие рубили ветви для шалаша. Остальные разбирали вещи, вынимали съестное, котелки, кружки, ложки.

Между тем заря угасла. Смеркалось. Вот из лесу раздаются веселые голоса. В ответ послышались радостные крики ожидающих. Большие вязанки хвороста сгружаются на полянке.

Сколько охотников разводить костер! Ребята с увлечением раздувают первые искры огоньков. Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается. Весело забулькала в котелке вода.

Вскоре все отужинали и стали готовиться ко сну, но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить. А подниматься нужно с рассветом! Раздается команда: "Всем спать!" Лагерь быстро затихает.

(102 слова)

(По А.Зуеву.)

Грамматическое задание:

1) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается.

2 вариант - Вскоре все отужинали и стали готовиться ко сну, но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить.

2) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:

1 вариант – побежали, съестное;

2 вариант – отужинали, рассвет.

3) Объясните постановку знаков препинания в предпоследнем предложении.

4. Контрольная работа. Диктант по теме: «Морфемика. Словообразование».

Весенний снегопад

Весна пришла с мартовскими грозами. Но вдруг на четвёртой неделе марта начался могучий снегопад. Всё в природе изменилось. Снег глухим одеялом закрыл землю и пищу.

Птицам стало голодно. Уже давно не прилетали птицы на зимнюю кормушку, и горсть разбухших от сырости семечек не привлекала даже воробьёв. Но в этот день вспомнили пернатые о зимней столовой. Даже скворцы присели на край и осторожно склевали старые крошки.

Другие птицы ищут спасения в паническом бегстве. Полетели на юго-запад зяблики, певчие дрозды, жаворонки. Обгоняют их, легко преодолевают встречный ветер над Доном бесчисленные чибисы. Даже в полдень, когда стало пригревать солнце, поток пернатых не прекратился.

В апреле многих птиц пришлось встречать дважды.(109 слов) Грамматические задания

1. Выписать по одному слову в следующей последовательности:

1) образованные при помощи приставки, 2) с помощью суффиксов, 3) с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса; 4) сложением основ

2. Выделить приставку при- со значением «немного» и приставку пре- со значением пере- - 1-й вариант;

Приставку при- со значением присоединения, приближения и приставку пре- с неясным значением - 2-й вариант

3. Произвести синтаксический разбор предложения:Снег глухим одеялом закрыл землю и пищу. - 1-й вариантНо вдруг на четвёртой неделе марта начался могучий снегопад. - 2-й вариант

5. Контрольный диктант по текстам администрации по теме: «Синтаксис. Пунктуация».

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения. Составьте и нарисуйте схемы предложений.

а) Белка пес..нки п…ёт и орешки всё грызёт.

Море взду…тся бурливо зак…пит подым…т вой хлын…т на берег пустой расплеснёт…ся в скор… беге и очутят…ся на бреге в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря.

б) Удар…т молния в дуб и всё равно в…сной распуст…тся на нём зелён… листоч…ки.

В дубовой рощ… ноч…ю кормят…ся желудями кабаны а в дупле живёт сыч зиму…т л…тучая мыш… .

Иногда видиш… что д…леко от леса р…стут мол…дые дубки.

Это сойка подб…рала осен…им днём ж…луди и забыла а они прор…сли.

2. Спишите. Подчеркните главные члены предложения. Над подлежащим и сказуемым укажите, чем они выражены.

Зеленеет, цветет и веселится природа в мае.

Никто не плывёт по опасной реке.

Пётр Иванович осторожно протиснулся в дверь.

Прохожие веселы и радостны.

Космонавт Титов рассказал о своём полёте.

Утро ясно и тихо.

Два студента опоздали на лекцию.

Три да два — пять.

Ёлка — самое красивое новогоднее украшение.

Наша спортивная команда непобедима!

Музей имени Пушкина представил новую коллекцию живописи.

«Мяу-мяу» громко послышалось из-под крыльца.

Ты не забыл тетрадь?

На западе догорала заря.

Мы хорошие приятели.

Неприятное осталось позади.

Вторые долго удивлялись красоте нашего города.

Семеро одного не ждут.

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года.

Летний день приятен, свеж.

Он достал потрёпанную книгу.

3. Сначала спишите нераспространённые, а потом распространённые предложения. При списывании вставьте пропущенные буквы.

Пр…снулся Юрик утром.

Со…нце свет…т.

На длин…ых столах бл…стят голуб… чашки.

Д…нёк хорош…й.

Р…бята с…дели на на тер…асе больш… бел… дома.

Р…бята ели творог и з…пивали его мол…ком.

День солнеч…ный.

Лёд бл…стел.

Я р…дился в мален…ком тихом гор…дке.

Народа нет .

А по улиц… гуляли куриц… .

Мама — врач… .

Мой дед — учит…ль.

4. Выполните синтаксический разбор предложений. В последнем предложении найдите метафору.

Высоко в небе летят синие гуси.

Под карликовой берёзкой устраивает своё гнездо полярная сова.

Ты полюбовался листопадом?

Назови все дни недели.

Лесные звери и птицы любят кедровые орешки, часто они запасают лакомство на зиму.

Погода тихая, и ночью море горело синим огнём.

5. Из предложений в предыдущем задании выпиши два именных и два глагольных словосочетания. Укажи в каждом из них главное слово. Составь и запиши наречное словосочетание со словом очень.

6. Распространи предложение рядом однородных членов. Запиши то, что у тебя получилось.

У меня в кармане много нужных мелочей:_______, _______, ______ и ______.

______, ______, _______, ______ — все эти цветы выращивает моя бабушка.

Множество животных : _____, ______, ______, ______, ______ — живёт в московском зоопарке.

newrefs.ru

Документ Microsoft Word - Стартовый контроль Лобное место

  1. Стартовый контроль
Лобное место

Лобное место – древнейший архитектурный памятник Москвы. Первоначально это был округлый кирпичный помост с деревянной оградой под шатровым навесом на резных столбах. Расположен он в центре Троицкой площади, с середины 17 века она стала называться Красной площадью.

Лобное место играло важнейшую роль в духовной жизни народа и державы. С этого места объявлялись государственные указы. Здесь народ узнавал о восшествии на престол царей, об объявлении войны и заключении мира.

На Лобное место бояре выносили на плечах наследника, когда ему исполнялось шестнадцать лет. И народ видел будущего царя, чтобы уметь отличить его от самозванца.

С Лобного места патриархи произносили молитвы. С него в Вербное воскресенье патриарх раздавал царю, архиереям, боярам, окольничим и думным дьякам освященную вербу и читал народу Евангелие.

Лобное место не было местом казни. Казни совершались рядом на деревянных помостах.

(107 слов)

(В.Бутромеев.)

Грамматическое задание:

1) Найдите в тексте устаревшие слова. Объясните значение 2-3 устаревших слов.

2) В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.

3) Выполните фонетический анализ слов:

1 вариант – бояре;

2 вариант – ему.

2. Контрольный диктант по теме "Повторение изученного в 5 классе"

Осенью

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра,

настоящие дни поздней осени.

В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника, не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана.

Далеко видно кругом. Легко дышит осенней свежестью грудь, хочется идти все дальше и дальше по желтой от листвы тропинке.

Вдруг среди листвы видишь пестрый комочек. Это птица обо что-то сильно ударилась во время полета.

«Надо взять ее домой, а то в лесу птицу мигом разыщет и съест лисица», – решаю я.

(90 слов)

(По И.Соколову-Микитову.)

Грамматическое задание.

1) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – На голых листьях …;

2 вариант - Вдруг среди листвы…

3. Контрольный диктант по теме "Словообразование"

Ночлег в лесу

Ребята расположились на опушке леса. Одни побежали собирать хворост, другие рубили ветви для шалаша. Остальные разбирали вещи, вынимали съестное, котелки, кружки, ложки.

Между тем заря угасла. Смеркалось. Вот из лесу раздаются веселые голоса. В ответ послышались радостные крики ожидающих. Большие вязанки хвороста сгружаются на полянке.

Сколько охотников разводить костер! Ребята с увлечением раздувают первые искры огоньков. Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается. Весело забулькала в котелке вода.

Вскоре все отужинали и стали готовиться ко сну, но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить. А подниматься нужно с рассветом! Раздается команда: "Всем спать!" Лагерь быстро затихает.

(102 слова)

(По А.Зуеву.)

Грамматическое задание:

1) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается.

2 вариант - Вскоре все отужинали и стали готовиться ко сну, но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить.

2) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:

1 вариант – побежали, съестное;

2 вариант – отужинали, рассвет.

3) Объясните постановку знаков препинания в предпоследнем предложении.

4. Контрольный диктант по теме "Морфемика и словообразование"

Ночлег в лесу

Ребята расположились на опушке леса. Одни побежали собирать хворост, другие рубили ветви для шалаша. Остальные разбирали вещи, вынимали съестное, котелки, кружки, ложки.

Между тем заря угасла. Смеркалось. Вот из лесу раздаются веселые голоса. В ответ послышались радостные крики ожидающих. Большие вязанки хвороста сгружаются на полянке.

Сколько охотников разводить костер! Ребята с увлечением раздувают первые искры огоньков. Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается. Весело забулькала в котелке вода.

Вскоре все отужинали и стали готовиться ко сну, но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить. А подниматься нужно с рассветом! Раздается команда: "Всем спать!" Лагерь быстро затихает.

(102 слова)

(По А.Зуеву.)

Грамматическое задание:

1) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается.

2 вариант - Вскоре все отужинали и стали готовиться ко сну, но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить.

2) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:

1 вариант – побежали, съестное;

2 вариант – отужинали, рассвет.

3) Объясните постановку знаков препинания в предпоследнем предложении.

4. Контрольная работа. Диктант по теме: «Морфемика. Словообразование».

Весенний снегопад

Весна пришла с мартовскими грозами. Но вдруг на четвёртой неделе марта начался могучий снегопад. Всё в природе изменилось. Снег глухим одеялом закрыл землю и пищу.

Птицам стало голодно. Уже давно не прилетали птицы на зимнюю кормушку, и горсть разбухших от сырости семечек не привлекала даже воробьёв. Но в этот день вспомнили пернатые о зимней столовой. Даже скворцы присели на край и осторожно склевали старые крошки.

Другие птицы ищут спасения в паническом бегстве. Полетели на юго-запад зяблики, певчие дрозды, жаворонки. Обгоняют их, легко преодолевают встречный ветер над Доном бесчисленные чибисы. Даже в полдень, когда стало пригревать солнце, поток пернатых не прекратился.

В апреле многих птиц пришлось встречать дважды.(109 слов) Грамматические задания

1. Выписать по одному слову в следующей последовательности:

1) образованные при помощи приставки, 2) с помощью суффиксов, 3) с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса; 4) сложением основ

2. Выделить приставку при- со значением «немного» и приставку пре- со значением пере- - 1-й вариант;

Приставку при- со значением присоединения, приближения и приставку пре- с неясным значением - 2-й вариант

3. Произвести синтаксический разбор предложения:Снег глухим одеялом закрыл землю и пищу. - 1-й вариантНо вдруг на четвёртой неделе марта начался могучий снегопад. - 2-й вариант

5. Контрольный диктант по текстам администрации по теме: «Синтаксис. Пунктуация».

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения. Составьте и нарисуйте схемы предложений.

а) Белка пес..нки п…ёт и орешки всё грызёт.

Море взду…тся бурливо зак…пит подым…т вой хлын…т на берег пустой расплеснёт…ся в скор… беге и очутят…ся на бреге в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря.

б) Удар…т молния в дуб и всё равно в…сной распуст…тся на нём зелён… листоч…ки.

В дубовой рощ… ноч…ю кормят…ся желудями кабаны а в дупле живёт сыч зиму…т л…тучая мыш… .

Иногда видиш… что д…леко от леса р…стут мол…дые дубки.

Это сойка подб…рала осен…им днём ж…луди и забыла а они прор…сли.

2. Спишите. Подчеркните главные члены предложения. Над подлежащим и сказуемым укажите, чем они выражены.

Зеленеет, цветет и веселится природа в мае.

Никто не плывёт по опасной реке.

Пётр Иванович осторожно протиснулся в дверь.

Прохожие веселы и радостны.

Космонавт Титов рассказал о своём полёте.

Утро ясно и тихо.

Два студента опоздали на лекцию.

Три да два — пять.

Ёлка — самое красивое новогоднее украшение.

Наша спортивная команда непобедима!

Музей имени Пушкина представил новую коллекцию живописи.

«Мяу-мяу» громко послышалось из-под крыльца.

Ты не забыл тетрадь?

На западе догорала заря.

Мы хорошие приятели.

Неприятное осталось позади.

Вторые долго удивлялись красоте нашего города.

Семеро одного не ждут.

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года.

Летний день приятен, свеж.

Он достал потрёпанную книгу.

3. Сначала спишите нераспространённые, а потом распространённые предложения. При списывании вставьте пропущенные буквы.

Пр…снулся Юрик утром.

Со…нце свет…т.

На длин…ых столах бл…стят голуб… чашки.

Д…нёк хорош…й.

Р…бята с…дели на на тер…асе больш… бел… дома.

Р…бята ели творог и з…пивали его мол…ком.

День солнеч…ный.

Лёд бл…стел.

Я р…дился в мален…ком тихом гор…дке.

Народа нет .

А по улиц… гуляли куриц… .

Мама — врач… .

Мой дед — учит…ль.

4. Выполните синтаксический разбор предложений. В последнем предложении найдите метафору.

Высоко в небе летят синие гуси.

Под карликовой берёзкой устраивает своё гнездо полярная сова.

Ты полюбовался листопадом?

Назови все дни недели.

Лесные звери и птицы любят кедровые орешки, часто они запасают лакомство на зиму.

Погода тихая, и ночью море горело синим огнём.

5. Из предложений в предыдущем задании выпиши два именных и два глагольных словосочетания. Укажи в каждом из них главное слово. Составь и запиши наречное словосочетание со словом очень.

6. Распространи предложение рядом однородных членов. Запиши то, что у тебя получилось.

У меня в кармане много нужных мелочей:_______, _______, ______ и ______.

______, ______, _______, ______ — все эти цветы выращивает моя бабушка.

Множество животных : _____, ______, ______, ______, ______ — живёт в московском зоопарке.

newrefs.ru

Материалы для контрольных диктантов по русскому языку, 6 класс страница 2

2 вариант – отужинали, рассвет.

4) Объясните постановку знаков препинания в предпоследнем предложении.

Контрольный диктант по теме "Лексика. Фразеология"

Лобное место

Лобное место – древнейший архитектурный памятник Москвы. Первоначально это был округлый кирпичный помост с деревянной оградой под шатровым навесом на резных столбах. Расположен он в центре Троицкой площади, с середины 17 века она стала называться Красной площадью.

Лобное место играло важнейшую роль в духовной жизни народа и державы. С этого места объявлялись государственные указы. Здесь народ узнавал о восшествии на престол царей, об объявлении войны и заключении мира.

На Лобное место бояре выносили на плечах наследника, когда ему исполнялось шестнадцать лет. И народ видел будущего царя, чтобы уметь отличить его от самозванца.

С Лобного места патриархи произносили молитвы. С него в Вербное воскресенье патриарх раздавал царю, архиереям, боярам, окольничим и думным дьякам освященную вербу и читал народу Евангелие.

Лобное место не было местом казни. Казни совершались рядом на деревянных помостах.

(107 слов)

(В.Бутромеев.)

Задания.

1) Найдите в тексте устаревшие слова. Объясните значение 2-3 устаревших слов.

2) В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.

3) Выполните фонетический анализ слов:

1 вариант – бояре;

2 вариант – ему.

Итоговый диктант за 1 четверть

Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.

В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.

 Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.

Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы. (101 слово)

      (По И. Соколову-Микитову.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.

2 вариант – В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься.

3) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:

1 вариант – весенний;

2 вариант – лесных.

Контрольный диктант по теме "Словообразование. Орфография"

В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба черные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.

Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня.

infourok.ru


Смотрите также