Понятие и роль контрольной власти в обществе. Власть контрольная


Понятие и роль контрольной власти в обществе — МегаЛекции

Контрольная власть - в теории конституционного права - власть, занимающая

самостоятельное место в системе разделения властей наряду с законодательной,

исполнительной и судебной властями. В большинстве государств контрольная власть

представлена высшими органами государства особого рода: конституционные суды,

счетные палаты, государственные контролеры, суперинтенданты, омбудсманы и т.п.

Органы контроля занимаются расследованием, проверкой, изучением состояния дел и

не вправе вмешиваться в оперативную деятельность учреждений и предприятий.

Контрольная власть. Цель выделения этой ветви власти в качестве

самостоятельной - обеспечить независимость входящих в нее органов от иных

ветвей публичной власти. Во многих странах мира эту ветвь государственной

власти образуют прокуратура, счётные палаты, иные контрольные органы.

1. Конституционный Суд Российской Федерации решает дела о соответствии

Конституции Российской Федерации: федеральных законов и нормативных актов

Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания и Правительства

Российской Федерации, а также законов и иных нормативных актов субъектов

Российской Федерации. Конституционный Суд рассматривает некоторые споры о

компетенции, возникающие между органами государственной власти, а также жалобы

о нарушениях прав и свобод граждан.

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами

государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение

конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет

конституционность закона, примененного или подлежащего применению в

конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской

Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской

Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает

толкование Конституции Российской Федерации.

2. Счетная палата создается Советом Федерации и Государственной Думой на

паритетных началах для осуществления контроля за исполнением федерального

бюджета.

Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов Счетной палаты и иных штатных

сотрудников. В служебные обязанности инспекторов входит непосредственная

организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.

Закон определил для Счетной палаты Российской Федерации сферу ее

деятельности, к которой были отнесены:

- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных

и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных

фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности

и целесообразности расходов государственных средств и использования

федеральной собственности;

- оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и

бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- финансовые экспертизы проектов федеральных законов, а также нормативных

правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих

расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на

формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных

внебюджетных фондов;

- анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального

бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений,

направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного

процесса в целом;

- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального

бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке

Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных

учреждениях Российской Федерации;

- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации

о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных

мероприятий.

3. Особую группу государственных органов составляют органы прокуратуры,

осуществляющие надзор за законностью в стране. Прокуратура Российской

Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, составляет единую

централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и

Генеральному прокурору Российской Федерации.

Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов

прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и

правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание

должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих

конституционных обязанностей и т.п.

Прежде всего, прокуратура осуществляет общий надзор за исполнением законов

органами государственного управления, предприятиями, учреждениями,

организациями, должностными лицами и гражданами.

Второй отраслью надзора является надзор за исполнением законов органами,

которые выполняют оперативно-розыскную деятельность, дознание и

предварительное следствие.[

Предметом следующей отрасли надзора—надзора за соответствием закону судебных

решений—является законность и обоснованность решений, приговоров и других

индивидуально-правовых актов по гражданским, уголовным делам и делам об

административных правонарушениях.

 

megalektsii.ru

Понятие и роль контрольной власти в обществе Контрольная власть

Понятие и роль контрольной власти в обществе Контрольная власть - в теории конституционного права - власть, занимающая самостоятельное место в системе разделения властей наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями. В большинстве государств контрольная власть представлена высшими органами государства особого рода: конституционные суды, счетные палаты, государственные контролеры, суперинтенданты, омбудсманы и т.п. Органы контроля занимаются расследованием, проверкой, изучением состояния дел и не вправе вмешиваться в оперативную деятельность учреждений и предприятий.

Контрольная власть.Цель выделения этой ветви власти в качестве самостоятельной - обеспечить независимость входящих в нее органов от иных ветвей публичной власти. Во многих странах мира эту ветвь государственной власти образуют прокуратура, счётные палаты, иные контрольные органы.

1. Конституционный Суд Российской Федерации решает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Конституционный Суд рассматривает некоторые споры о компетенции, возникающие между органами государственной власти, а также жалобы о нарушениях прав и свобод граждан. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

2. Счетная палата создается Советом Федерации и Государственной Думой на паритетных началах для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета. Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов Счетной палаты и иных штатных сотрудников. В служебные обязанности инспекторов входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.

Закон определил для Счетной палаты Российской Федерации сферу ее деятельности, к которой были отнесены:

- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; - оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; - финансовые экспертизы проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; - анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом; - контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации; - регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

3. Особую группу государственных органов составляют органы прокуратуры , осуществляющие надзор за законностью в стране. Прокуратура Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей и т.п. Прежде всего, прокуратура осуществляет общий надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Второй отраслью надзора является надзор за исполнением законов органами, которые выполняют оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.[ Предметом следующей отрасли надзора—надзора за соответствием закону судебных решений—является законность и обоснованность решений, приговоров и других индивидуально-правовых актов по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях.

Билет 27. Виды органов контрольной власти и формы их деятельности Контрольная власть - в теории конституционного права - власть, занимающая самостоятельное место в системе разделения властей наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями. В большинстве государств контрольная власть представлена высшими органами государства особого рода: конституционные суды, счетные палаты, государственные контролеры, суперинтенданты, омбудсманы и т.п. Органы контроля занимаются расследованием, проверкой, изучением состояния дел и не вправе вмешиваться в оперативную деятельность учреждений и предприятий. Контрольная власть.Цель выделения этой ветви власти в качестве самостоятельной - обеспечить независимость входящих в нее органов от иных ветвей публичной власти. Во многих странах мира эту ветвь государственной власти образуют прокуратура, счётные палаты, иные контрольные органы.

1. Конституционный Суд Российской Федерации решает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Конституционный Суд рассматривает некоторые споры о компетенции, возникающие между органами государственной власти, а также жалобы о нарушениях прав и свобод граждан. Суды общей юрисдикции состоят из Верховного Суда Российской Федерации, судов субъектов Российской Федерации и местных (городских или районных) народных судов. Они рассматривают гражданские дела (с участием граждан), а также уголовные, административные и некоторые иные дела. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: А) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; Б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; В) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; Г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

2. Счетная палата создается Советом Федерации и Государственной Думой на паритетных началах для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета. Государственная Дума назначает Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов, Совет Федерации назначает заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов. Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяются федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" от 11 января 1995. Законом установлено, что Совет Федерации и Дума назначают по 6 аудиторов. Каждый аудитор отвечает за конкретное направление деятельности Счетной палаты, которое охватывает "комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения". В состав Коллегии Счетной палаты входят Председатель, заместитель Председателя и аудиторы Счетной палаты. Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов Счетной палаты и иных штатных сотрудников. В служебные обязанности инспекторов входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.

Закон определил для Счетной палаты Российской Федерации сферу ее деятельности, к которой были отнесены:

- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; - оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; - финансовые экспертизы проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; - анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом; - контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации; - регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

3. Особую группу государственных органов составляют органы прокуратуры , осуществляющие надзор за законностью в стране. Прокуратура Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей и т.п. Прежде всего, прокуратура осуществляет общий надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Второй отраслью надзора является надзор за исполнением законов органами, которые выполняют оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.[ Предметом следующей отрасли надзора— надзора за соответствием закону судебных решений—является законность и обоснованность решений, приговоров и других индивидуально-правовых актов по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях.

gagago.ru

Экономика и право: словарь-справочник - контрольная власть

Контрольная власть

контрольная власть

в соответствии с одной из теорий в науке конституционного права власть, занимающая самостоятельное место в системе разделения властей наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями. В большинстве государств К. в. представлена высшими органами государства особого рода (конституционные суды, счетные палаты, государственные контролеры, суперинтенданты, омбудсманы}. В отличие от ведомственного, административного контроля институты К.в. занимают самостоятельное место, они организационно обособлены от других ветвей власти. Специфика деятельности органов К.в. состоит в том, что они не устанавливают общих правил поведения, как это делает законодательная власть, не занимаются организаторской работой, что присуще исполнительной власти, не рассматривают конкретных уголовных дел, гражданских, трудовых и иных споров, что составляет сферу деятельности судебной власти. Органы контроля занимаются лишь расследованием, проверкой, изучением состояния дел и не вправе вмешиваться в оперативную деятельность учреждений и предприятий. Обычно они докладывают о результатах проверок иным органам государства, которые и принимают соответствующие меры к нарушителям. Сами же органы контроля, как правило, никаких наказаний назначать не могут.

См. в других словарях

1.

  согласно одной из теорий в науке конституционного права власть, занимающая самостоятельное место в системе разделения властей наряду с законодательной, исполнительной и судебной. В большинстве государств К.в. представлена высшими органами государства особого рода (конституционные суды, счетные палаты, государственные контролеры, суперинтенданты, омбудсманы). В отличие от ведомственного, административного контроля, институты К. в. занимают самостоятельное место, они организационно обособлены от других "ветвей" власти. Органы К.в. занимаются расследованием, проверкой, изучением состояния дел и не вправе вмешиваться в оперативную деятельность учреждений и предприятий. Обычно они докладывают о результатах проверок иным органам государства, которые и принимают соответствующие меры. ...

Большой юридический словарь

2.

  согласно одной из теорий в науке конституционного права ветвь власти, занимающая самостоятельное место в системе разделения властей наряду с законодательной властью, исполнительной властью и судебной властью. В большинстве государств К.в. представлена высшими органами государства особого рода (счетные палаты, государственные контролеры, омбудсмены). В некоторых странах (Германия, Италия, Румыния, Болгария, Монголия, Беларусь) к контрольным органам относят также конституционные суды. В отличие от ведомственного, административного контроля К.в. занимает самостоятельное место: она организационно обособлена от других ветвей власти. Специфика деятельности органов К.в. состоит в том, что они не устанавливают общих правил поведения, как это делает законодательная власть,  не занимаются организаторской работой, что присуще исполнительной власти, не рассматривают конкретных уголовных дел, гражданских, трудовых и иных споров, что составляет сферу деятельности судебной власти, а занимаются лишь расследованием, проверкой, изучением состояния дел и не вправе вмешиваться в оперативную деятельность учреждений и...

Энциклопедия юриста

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:

Ссылка для форума (bb-код):

www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai

Контрольная работа - Власть и виды власти

1. Общее понятие

Об успехах менеджеров судят не по тому, что они делают, а по тому, как они побуждают к работе других. Побуждать или мотивировать людей можно только воздействуя на них определенным образом или влияя на них.

В управленческой литературе способность оказывать влияние на поведение людей называется властью. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом. Определение власти как организационного процесса подразумевает, что:

· Власть – это потенциал, имеющийся у ее пользователя, то есть она существует не только тогда, когда применяется;

· Между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется существует взаимозависимость;

· Тот, к кому применяется власть имеет определенную свободу действий

Власть может существовать, но не использоваться. Власть – это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Власть пронизывает всю жизнь организации, поддерживает ее структуру. Без власти нет организации. Успех и неудачи в применении власти или реакция на нее в основном определяются пониманием власти, знанием, как и когда ею пользоваться. А также способностью предвидеть последствия ее использования.

Власть часто используют как синоним термина «авторитет». Это не совсем верно. Авторитет – это власть, возникшая на формальной основе, как данная кому-то и принимаемая подчиненными как то, с чем они согласны и считают правильным. Авторитет как понятие не исчерпывает всех вариантов проявления власти.

2.НЕОБХОДИМОСТЬ ВЛАСТИ В УПРАВЛЕНИИ

Для того, чтобы руководить, необходимо влиять, а чтобы влиять — необходимо иметь основу власти. Здравый смысл подсказывает нам, что для того, чтобы обладать властью, вы должны иметь возможность держать под своим контролем что-либо, имеющее значение для исполнителя, то, что создаст его зависимость от вас и заставит его или ее действовать так, как желаете вы. Это «что-то» есть у нас всех. По определению Маслоу — основные потребности следующие: физиологические потребности, потребность в защищенности, социальные потребности, потребности в уважении и самовыражении. Власть зиждется на обращении к активным потребностям исполнителя.

Все формы влияния побуждают людей исполнять желания другого человека, удовлетворяя неудовлетворенные потребности или препятствуя их удовлетворению, или они побуждают исполнителя ожидать, что потребность будет или не будет удовлетворена в зависимости от поведения исполнителя. Как мы уже говорили, люди строят предположения относительно того, что может произойти, если они будут вести себя определенным образом. Видя именно такое поведение, человек начинает представлять в уме воздействие его или ее поведения на состояние его или ее потребностей. А руководитель также представляет эффект своего влияния на поведение будущего исполнителя. В результате руководитель и исполнитель усваивают схожую или несхожую манеру поведения на будущее. В дополнение к формальным полномочиям, руководителю требуется власть, так как он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне ее. Джон П. Коттер подчеркивает это, когда утверждает, что руководителю необходимо развивать власть, «потому что руководители всегда зависят от некоторых людей, которые им не подчинены, и во-вторых, потому что практически никто в современных организациях не примет и не будет полностью подчиняться непрерывному потоку его или ее приказов только потому, что он или она — начальник. Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти. Если руководитель не в состоянии эффективно взаимодействовать с этими многочисленными «неуправляемыми» силами, он или она не может выполнять свою собственную работу, а это обязательно снизит эффективность как индивидуального трудового вклада, так и деятельности всей организации. Власть и влияние, инструменты лидерства, являются фактически единственными средствами, которыми располагает руководитель для разрешения подобных ситуаций. Если руководитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, он или она не сможет получить ресурсы, необходимые для определения и достижения целей через других людей. Таким образом, власть, хотя часто и неправильно используемая, является необходимым условием успешной деятельности организации. Как утверждает социолог Роберт Бирстед, «власть стоит за каждой организацией и подпирает ее структуру. Без власти нет организации и нет порядка».

3. Основы и формы власти в организации

Основой власти называется то, откуда она происходит, а источников власти – то, через что данная основа используется.

Специалистами разработано много разных подходов к классификации форм власти. Сначала выделялось пять базовых форм: принуждение, экспертная власть, законная власть, основанная на вознаграждении, основанная на харизме. Позже был добавлена шестая форма – информация, и седьмая — связи. При этом все формы были разделены на 2 большие группы:

Личностная основа

Влияние на других

Выбор стратегии влияния

Взаимоотношения между источниками власти

· Принятие решения

· Вознаграждение

· Принуждение

· Власть над ресурсами

· Власть связей

· Экспертная власть

· Власть примера

· Право на власть

· Власть информации

· Потребность во власти

Организационная основа

Экспертная власть: под экспертной властью понимается способность руководителя влиять на поведение подчиненных в силу своей подготовки и уровня образования, опыта, таланта. Для подчиненного часто является очевидным и не требующим специального подтверждения факт, что руководитель обладает ценными знаниями. Экспертная власть характерна не только для руководителей. В принципе, если человек знает (или считает), что его партнер обладает ценными знаниями в значимой области, он склонен подчиняться его влиянию. Особенность экспертной власти в том, что она набирает силу постепенно. Если харизматические способности руководителя видны сразу, то экспертную власть надо завоевать.

Традиционная власть :

Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его или ее долг — подчиняться им. Он или она исполняют приказания влияющего, так как традиция учит, что подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя. Поэтому законную власть очень часто называют традиционной властью. Законная власть бывает действенна тогда, когда подчиненный повинуется указанию руководителя только потому, что он или она стоит на более высокой ступеньке организационной иерархии. Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять другими людьми. Эти основы власти являются инструментом, с помощью которого руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей организации. Они также являются средствами, которые могут быть использованы неформальным лидером, чтобы помешать достижению целей организации.

Власть руководителя в традиционной форме власти опирается на устоявшееся в культуре, ставшее частью традиционного воспитания, стереотипное представление о том, что, условно говоря, «начальник всегда прав» и «недостойного человека начальником не сделают». Многие исследователи справедливо связывают стереотипно-уважительное отношение к начальственному месту, которое свойственно европейской и американской культуре (и нашей, несомненно, тоже), с характерными для этих культур способами поддержания высокой самооценки и удовлетворения социальных потребностей. Механизм примерно таков: признавая авторитет руководителя, я ощущаю себя принадлежащим к группе, а следовательно — социально защищенным. То есть признание традиции позволяет мне удовлетворять важные социальные потребности. Присущая нашим культурам модель руководства замечательно описана М.-А. Робером и Ф. Тильманом в книге «Психология индивида и группы». Вот отрывок из нее.

Руководитель — это тот, кто внутри своей группы достиг положения, обеспечивающего ему безопасность и престиж. Именно эта роль «красит» человека, вызывает зависть и очень часто… критику. Это последнее отношение весьма характерно и является нередко выражением зависти со стороны того, кому не удалось достичь такого положения.

Руководитель — это также тот, кто судит и дает оценку. Очень часто ему говорят не то, что думают, а то, что, как полагают, принято ему говорить, исходя из того, что он, как думают… думает. Эта зависимость развила у нас способность нравиться. Искусство, которое является, в сущности, лишь хитростью.

Это широко распространенное отношение к руководителю не оставляет его безразличным. Постепенно он сам начинает верить тому образу, который создали другие. Эта позиция удобна, и она вполне его удовлетворяет. В последние годы возможности этого вида влияния серьезно ослабевают. Происходит трансформация в понимании авторитета. Мы уходим от авторитета «ex officio» (по долгу службы) к авторитету «ex persona» (основанному на личных качествах).

Власть, основанная на принуждении:

М.Х. Мескон: «Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может сделать какие-то неприятности». Возможность использовать принуждение существует в тех случаях (достаточно многочисленных), когда человеку действительно что-то нужно и он уверен, что другой способен у него это отобрать (или дать ему). У любого руководителя есть возможность использовать принуждение. Можно угрожать человеку потерей работы (материального источника), статуса, эмоциональной поддержки, социальной защищенности, в конце концов — жизни. Однако принуждение предполагает жесткую систему контроля за всеми этапами и аспектами деятельности подчиненных. насколько продуктивна работа человека под принуждением.

Власть посредством принуждения, влияние через страх — так представляют себе власть люди, критикующие ее. Страх, как правило, создает образы насилия: заряженный пистолет, угроза пытки, поднесенный к лицу кулак. Но если бы физическая боль была бы единственным механизмом страха и принуждения, власть, основанная на принуждении, навсегда исчезла бы из организаций после того, как эмансипация отменила кнут Саймона Легри. Жестокость часто служит посредником страха, но никогда не является целью. Когда у человека замирает сердце от страха, это происходит потому, что напрямую угрожают его фундаментальной потребности — выживанию или защищенности.

Методика принуждения, как правило, сопутствует власти во всех случаях, когда человеку действительно что-то нужно, и он уверен, что другой способен отобрать это у него. Яркий пример этого «что-то» — своя собственная жизнь или жизнь любимого человека. Но есть множество примеров, имеющих менее экстремальные свойства. Многие люди испытывают острейшее беспокойство по поводу того, что они могут лишиться защищенности, любви или уважения. Поэтому даже в тех ситуациях, где насилие не присутствует, страх является распространенной причиной того, почему люди — сознательно или бессознательно — разрешают на себя влиять. Власть, основанная на вознаграждении:

В каком-то смысле вознаграждение — обратная сторона принуждения: по своей сути, это столь же манипулятивная техника. Правильно подобранное вознаграждение является мощным источником влияния. Но трудно представить себе типичный способ вознаграждения, который устроил бы самых разных людей. Возможно — это деньги, но здесь возникает другая проблема: ограниченность возможностей (нашим читателям это хорошо известно). Кроме того, как отмечает Мескон, «деньги и престижная должность не всегда способны произвести впечатление на человека и повлиять на его поведение». Эта форма власти возможна только в том случае, если руководитель обладает ресурсами. Кроме того, руководитель должен хорошо знать потребности подчиненных. Для одних наибольшей ценностью являются деньги, для других -продвижение по службе.

Власть, основанная на харизме:

Харизматическое. влияние — целиком личное. Подчиненный исполняет распоряжения руководителя потому что испытывает к нему влечение. В представлении исполнителя его отношения с лидером строятся почти на равных. Исполнители могут вообразить, что у него или у нее много общего с лидером. На уровне подсознания исполнитель также ждет, что подчинение, возможно, сделает его похожим на лидера или, по крайней мере, вызовет к нему уважение. Люди чаще испытывают влияние тех, кто обладает восхищающими их чертами характера и кто является их идеалом, похожими на которого они хотели бы быть. Такие харизматические личности часто участвуют в рекламах, чтобы повлиять на людей и побудить их купить продукт или воспользоваться услугой. Руководитель, слывущий харизматической личностью, также может иметь и использовать власть примера. Руководители часто служат примером поведения для подчиненных. Это может быть подражание стилю поведения и манерам руководителя. Джон П.Коттер отмечает: «Как правило, чем больше руководитель является для кого-то идеалом, тем больше он или она

проявляют уважение к этому руководителю». Надлер, Хэкман и Лоулер считают, что «уважаемому и обожаемому линейному руководителю было бы достаточно власти примера: подчиненные слушались бы его потому, что любят его и отождествляют себя со своим начальником.

Харизматической личности присущи следующие черты.

Обмен энергией. Создается впечатление, что такой человек излучает энергию и заряжает ею окружающих. Внушительная внешность. Харизматический лидер не обязательно красив, но привлекателен, обладает хорошей осанкой и прекрасно держится. Независимость характера. В своем стремлении к благополучию и уважению такой человек не полагается на других. Хорошие риторические способности. У него есть умение говорить. Достойная и уверенная манера держаться. Харизматическая личность чувствует себя комфортно, когда другие ей восхищаются, не впадает при этом в надменность или себялюбие. Выглядит человеком собранным и владеющим ситуацией.

4.ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ

Страх, вознаграждение, традиция, харизма, разумная вера, убеждение и участие в управлении являются инструментами, которые руководитель использует для влияния на исполнителя, апеллируя к его потребностям. Но даже тот редкий руководитель, который имеет в своем арсенале все эти механизмы, должен принимать во внимание и другие факторы. Недостаточно иметь власть: она должна быть достаточно сильной, чтобы побуждать других к работе — предпочтительно вдохновенной — направленной на достижение целей организации. Чтобы добиться этого, необходимо выполнить несколько условий. Эти условия суммированы в табл. 16.2.

Наиболее сильным влияние будет тогда, когда исполнитель высоко ценит ту потребность, к которой апеллируют, считает важным ее удовлетворение или неудовлетворение и думает, что его или ее усилия обязательно оправдают ожидания руководителя. И наоборот, если какой-нибудь из этих компонентов отсутствует, власть влияющего уменьшается или исчезает вовсе.

Таблица 16.2. Как эффективно использовать влияние

1. Потребность, к которой апеллируют, должна быть активной и сильной.

2. Человек, на которого влияют, должен рассматривать влияние как источник удовлетворения или неудовлетворения — в той или иной степени — какой-то потребности.

3. Человек, на которого влияют, должен считать достаточно высокой вероятность того, что исполнение приведет к удовлетворению или неудовлетворению потребности.

4. Человек, на которого влияют, должен верить, что его или ее усилие имеет хороший шанс оправдать ожидания руководителя.

5.Резюме

1. Лидерство, способность влиять на других таким образом, чтобы они работали на достижение целей, необходимо для эффективного управления. Чтобы руководить, необходима власть.

2. Власть, способность влиять на поведение людей необходимы для эффективности организации, потому что руководители зависят от людей, над которыми у них нет прямой власти, или есть, но очень слабая.

3. Основные типы власти — это принуждение, вознаграждение, компетенция, пример и традиции. Руководитель может также влиять через разумную веру, вовлечение в принятие решений и убеждение.

4. Эффективность какого-то типа власти зависит от того, считает ли исполнитель, что руководитель может удовлетворить или не удовлетворить его активную потребность, и от ситуации. Поэтому у каждого метода есть плюсы и минусы, и никто не способен руководить людьми во всех ситуациях.

5. Власть, основанная на принуждении, влияние через страх эффективны только при условии, что они подкрепляются отличной системой контроля, которая, как правило, требует больших затрат.

6. Власть, основанная на вознаграждении, влияние через действия положительного характера более предпочтительны, чем страх, потому что они дают положительные стимулы для более качественного выполнения работы. Иногда трудно определить, какая награда будет иметь эффект.

7. Традиционная или законная власть, влияние через привитые культурой ценности — самый распространенный тип власти. Кажется, что эффективность традиции исчезает из-за меняющихся ценностей.

8. Харизма, влияние силой примера — вот что люди ассоциируют с динамичными лидерами. Исполнитель отождествляет себя с руководителем или испытывает к нему сильную симпатию и слепо верит в его способности.

9. Экспертная власть, влияние через разумную веру распространяется все больше и становится эффективной благодаря возрастающей сложности технологии и размера организаций.

10. Из-за меняющихся социальных ценностей руководители организаций считают убеждение и участие самыми эффективными средствами влияния на тех, кто не занимает управленческих должностей, коллег, и на тех, кто не является членом организации. Хотя эти методы действуют более медленно и менее определенно, чем другие, они, по-видимому, способствуют увеличению эффективности организации, когда исполнитель мотивирован потребностями более высокого уровня, особенно если задача неструктурированна и требует творческого подхода.

11. И вообще, влияние будет самым сильным, когда исполнитель очень высоко ценит ту потребность, к которой апеллирует руководитель, считает удовлетворение или неудовлетворение потребности определенным результатом подчинения или неподчинения, и думает, что существует большая вероятность, что его усилие оправдает ожидания руководителя.

Оглавление:

1. Общее понятие

2. Необходимость власти в управлении

3. Основы и источники власти в организации

4. Практическое использование влияние

5. Резюме

6. Список используемой литературы

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики.

Институт менеджмента.

Реферат на тему:

« Форму власти и влияние»

Выполнила студентка

группы ДММ-102

Кочегура Анна

Список используемой литературы:

1.О.С. Викханский, А.И. Наумов « Менеджмент»

2.С.Д Ильенкова, В.И. Кузнецов « Основы менеджмента»

3.Питер Друкер «Практика менеджмента»

4. М.Мескон « основы менеджмента»

www.ronl.ru


Смотрите также