Сценарий урока Контрольный диктант по теме Имя существительное. Тема урока контрольный диктант


Конспект урока по русскому языку на тему «Контрольный диктант»

Конспект пробного урока Ковалева В.Э.

Предмет: русский язык

Класс: 2 «В»

 Тема: «Контрольный диктант»

Тип урока: контроль знаний

Создать условия для реализации целей:

Предметные:

- формировать умения узнавать предлоги в устной и письменной речи;

- формировать умение находить имена существительные, связанные с предлогами;

- восстанавливать деформированный повествовательный текст;

- умение работать с правилом;

- развитие орфографической зоркости;

- развитие каллиграфического навыка письма;

- пополнять словарный запас.

Метапредметные:

- формирование умения делать выводы, обобщения;

- развитие умения рассуждать, анализировать, принимать правильные решения;

- формирование умения принимать и сохранять учебную задачу в течение урока;

- формирование умения слушать и слышать одноклассников.

- развитие мышления, речь, память, внимания;

- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- развивать умение работать в парах.

Личностные:

- воспитание аккуратности, усидчивости;

- развитие положительного отношения к урокам русского языка;

- развитие интереса к различным видам учебной деятельности;

- развивать интерес к изучению русского языка, познавательный интерес.

Методы: словесный (беседа, объяснение,), наглядный (презентация), практический (упражнения, работа у доски).

Средства обучения: Для учителя: компьютер, экран, презентация, учебник В.П. Канакина В.Г. Горецкий «Русский язык» 2 класс 2 часть.

Для учащихся: учебник В.П. Канакина В.Г. Горецкий «Русский язык» 2 класс 2 часть, тетрадь, ручка, карандаш.

ХОД УРОКА

Этап

урока

Деятельность учителя

Осуществляемые действия

Деятельность учащихся

Познавательная Регулятивная Коммуникативная

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1.Мобилизующий этап

(1-2 мин.)

2.Целеполагание.

Приветствие

- Здравствуйте, ребята.

Проверка готовности к уроку

- Проверьте вашу готовность к уроку: на столе у вас должны лежать: дневник, ручка, тетрадь, учебник, карандаш.

Эмоциональный настрой

Прозвенел звонок и смолк – Начинается урок. Вы за парты тихо сели, 

Улыбнитесь друг другу. Приятного вам учебного дня!

Начинаем урок  русского языка!

- Откройте тетради, Отступили 2 строчки вниз. Записываем 24 апреля, на следующей строке записали классная работа, ручки положили.

— Сегодня на уроке вам предстоит написать диктант с грамматическим заданием . Чтобы правильно и грамотно написать диктант и выполнить грамматические задания, вам необходимо помнить изученные ранее правила и пользоваться ими в работе.

Приветствуют учителя

Организуют рабочее место

Настраиваются на урок

Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности

Развитие умения рассуждать, анализировать, принимать правильные решения

Развитие умения слушать и слышать

3. Самостоятельная работа.

Помощники

Мы живём в селе Чайка. В конце села есть ферма. Ученики помогают взрослым. У коровы Зорьки родился телёнок Дружок. У Дружка гладкая шерсть. На спине белое пятно. Девочка Галя дала малышу тёплое молочко. Коля принёс для коровы душистое сено. Юра и Глеб часто пасли коров на лугу у реки.

Грамматическое задание

В третьем предложении подчеркнуть главные члены.

В четвертом предложении подчеркнуть предлоги, указать над словами изученные части речи.

       

    4.Рефлексия.

    (2-3 мин.)

    -Кто доволен своей работой на уроке?

    -Кто думает что у него всё получилось?

    -Всем спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!

    Самоанализ, самооценка своей деятельности; отвечают на вопросы учителя, аргументируют свой ответ.

    Определяют затруднения на уроке, анализируют пути выхода из них

     

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Урок по русскому языку на тему "Контрольный диктант "Перед дождём" (5 класс)

    Урок русского языка для 5 класса.

    Тема: Контрольный диктант «Перед дождём» (Повторение изученного в 4 классе).

    Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям государственного стандарта и учебной программы по теме «Повторение изученного в 4 классе» на начало года.

    Содержание контрольной работы направлено на выявление уровня развития умений определять морфемный состав слов; применять орфографические правила на письме:

    - правописание безударных гласных в корне слова;

    - разделительные Ъ и Ь;

    - правописание -ться и -тся в глаголах;

    - правописание Ь знака после шипящих у существительных женского и мужского рода;

    а также развития умений выбора постановки знаков препинания:

    - в простых осложнённых предложениях;

    - в сложных предложениях, соединённых сочинительным или подчинительным союзом;

    - в предложениях с прямой речью.

    Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

    - определения состава слов;

    - нахождения слов на определённые орфографические правила;

    - разбора предложения с однородными членами;

    - определения грамматических основ в сложном предложении;

    - объяснения знаков препинания при прямой речи с помощью схемы.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    2. Актуализация знаний: фронтальный опрос учащихся по темам, изученным в 1 разделе учебника: из каких частей состоит слово? Какие части речи называются самостоятельными и служебными? Почему? Назовите морфологические признаки самостоятельных частей речи.

    3. Знакомство с текстом диктанта и грамматическим заданием:

    Контрольный диктант (стартовый) «Перед дождём».

    (текст диктанта взят из дидактического материала по русскому языку для 5 класса 2010 года, авторы: З.К. Сабитова, В.К. Павленко).

    Погода стала меняться. Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт!» - проговорила Нина.

    Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлынул дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

    Но тут ветер утих. Появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (97 слов)

    (По В. Астафьеву)

    Грамматические задания.

    ЗАДАНИЕ 1 УРОВНЯ.

    1. Определите состав слов:

      1. Вариант: приближались, в просвете, от первых.

      2. Вариант: выглянуло, дождь, редкие.

    2. Выпишите из текста:

      1. Вариант: 2 слова с правописанием ь после шипящих у существительных; 2 слова с проверяемой безударной гласной в корне слова, 1 слово с правописанием тся и ться в глаголе.

      2. Вариант: 2 слова с непроверяемой гласной в корне слова, 2 слова с непроизносимой согласной в корне слова, 1 слово с правописанием ь после шипящих у существительных.

    ЗАДАНИЯ 2 УРОВНЯ

    1. Выполните синтаксический разбор предложения с однородными членами.

      1. Вариант: из первого абзаца текста.

      2. Вариант: из второго абзаца текста.

    2. Определите грамматические основы в сложных предложениях.

      1. Вариант: в сложных предложениях всего текста.

      2. Вариант: в сложных предложениях всего текста.

    ЗАДАНИЕ 3 УРОВНЯ

    1. Объясните знаки препинания при прямой речи с помощью схемы.

      1. Вариант: в первом абзаце текста.

      2. Вариант: во втором абзаце текста.

    1. Учащиеся записывают текст под диктовку, затем выполняют грамматические задания.

    2. Итоги урока.

    3. Домашнее задание: изучить структуру текста – описание параграф №12.

    Дескрипторы к контрольному диктанту «Перед дождём».

    Содержание (разделы учебной программы)

    Тема

    Характеристика заданий

    Уровни сложности: б - базовый, п - продвинутый, в – высокий.

    Критерии

    А

    В

    С

    1

    Словообразование

    Морфемный разбор слова

    Определите морфемный состав слов

    Б

    Слабо выполняет морфемный разбор слов

    Допускает ошибки в определении приставки и суффикса в словах

    Без ошибок выполняет разбор

    2

    Орфография

    Правильное написание слов

    Выпишите: 2 слова с правописанием ь после шипящих у существительных; 2 слова с проверяемой безударной гласной в корне слова; 1 слово с правописанием тся и ться в глаголе.

    Б

    Не умеет находить орфограммы в словах

    Не определяет в словах некоторые орфограммы

    Находит слова с нужными орфограммами

    3

    Синтаксис

    Однородные члены предложения в простом предложении

    Выполните синтаксический разбор предложения с однородными членами

    П

    Слабо выполняет полный синтаксический разбор предложения

    Допускает ошибки при определении второстепенных членов и в характеристике предложения

    Выполняет синтаксич. разбор предл с однородными членами без ошибок

    4

    Синтаксис

    Грамматическая основа предложения

    Определите грамматические основы в сложных предложениях

    П

    Не отграничивает главные члены от второстепенных

    Допускает ошибки при определении подлежащего и сказуемого

    Умеет определять по виду предложение и грамматические основы

    5

    Пунктуация

    Прямая речь

    Объясните знаки препинания при прямой речи с помощью схемы

    В

    Слабо применяет пунктуацию в предложении с прямой речью

    Допускает ошибки на стыке прямой речи и слов автора

    Правильно составляет схемы предложений с прямой речью

    Характеристика заданий

    Дескрипторы

    Уровень достижения

    Максимальный балл за выполнение заданий

    1

    Определите морфемный состав слов

    Правильно выделяет все части слова

    3

    3

    Допускает 1 – 2 ошибки в выделении морфем в словах

    2

    Допускает 3 – 4 ошибки в выделении морфем в словах

    1

    2

    Выпишите: 2 слова с правописанием ь после шипящих у существительных; 2 слова с проверяемой безударной гласной в корне слова; 1 слово с правописанием тся и ться в глаголе.

    Выписал правильно все слова на заданные орфограммы

    5

    5

    Выписал 4 слова на заданные орфограммы

    4

    Выписал 3 слова на заданные орфограммы

    3

    Выписал 2 слова на заданные орфограммы

    2

    Выписал 1 слово на заданные орфограммы

    1

    3

    Выполните синтаксический разбор предложения с однородными членами

    Правильно выделяет главные и второстепенные члены предложения, определяет части речи, даёт полную характеристику предложения.

    5

    5

    Допускает 1-2 ошибки при выполнении полного синтаксического разбора предложения.

    4

    Допускает 3 - 4 ошибки при выполнении полного синтаксического разбора предложения.

    3

    Допускает 5 ошибок при выполнении полного синтаксического разбора предложения.

    2

    Допускает 6 ошибок при выполнении полного синтаксического разбора предложения.

    1

    4

    Определите грамматические основы в сложных предложениях

    Отграничивает простое предложение от сложного, правильно выделяет грамматические основы

    3

    3

    Не отграничивает простое предложение от сложного, правильно выделяет грамматические основы

    2

    Отграничивает простое предложение от сложного, путает главные члены предложения

    1

    5

    Объясните знаки препинания при прямой речи с помощью схемы.

    Правильно обозначает на письме знаки препинания при прямой речи, без ошибок составляет схемы, умеет доказать постановку знаков препинания при прямой речи.

    4

    4

    Допускает 1 ошибку при постановке знаков препинания при прямой речи

    3

    Допускает 2 ошибки при постановке знаков препинания при прямой речи

    2

    Допускает 3 ошибки при постановке знаков препинания при прямой речи

    1

    Специфика заданий и критерии оценивания.

    Распределение заданий по содержанию и уровню сложности.

    Содержательные линии

    Воспроизведение знаний

    Применение знаний

    Интеграция

    % соотношение

    Морфемный состав

    №1

    20 %

    Орфографические знания

    №2

    20 %

    Синтаксический разбор предложения с однородными членами

    №3

    20 %

    Обозначение грамматических основ в сложном предложении

    №4

    20 %

    Объяснить знаки препинания в предложении с прямой речью при помощи схемы

    №5

    20 %

    ИТОГО

    40 %

    40 %

    20 %

    100 %

    Перевод баллов в школьную оценку:

    Сумма набранных баллов

    Оценка

    17 - 20

    «5»

    14 - 16

    «4»

    9 - 13

    «3»

    0 - 8

    «2»

    infourok.ru

    Сценарий урока Контрольный диктант по теме Имя существительное

    Русский язык. Урок № 41

    Дата проведения 19. 10 6 А

    Тип урока – урок развивающего контроля (УРК)

    Тема урока: «Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

    Цель –

    Содержательная - 1) синтезировать материал об имени существительном как части речи.

    Деятельностная - 1) отработать навык написания текста под диктовку и выполнения заданий, предполагающих анализ языковых единиц; 2) совершенствование орфографической и пунктуационной зоркости.

    Планируемые результаты

    Предметные: записывают текст под диктовку, синтезируют знания об имени существительном, полученные на уроках русского языка; выполняют различные виды разборов, работают с раздаточным материалом.

    Метапредметные – владеют всеми видами речевой деятельности.

    Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.

    Познавательные – структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; читают текст и слушают ответы одноклассников, извлекая из них необходимую информацию, делают обобщения и выводы.

    Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета сделанных ошибок; обучаются целеполаганию; умеют оценивать верность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

    Сценарий урока

    1. Мотивация (самоопределение) к контрольно-коррекционной деятельности

    Прозвенел уже звонок,

    Начинается урок!

    Урок, на котором мы завершим работу над темой «Имя существительное». Я надеюсь, что на этом уроке мы успешно используем все богатство и красоту русского языка в письменной речи. Итогом нашей работы по данной теме станет диктант с грамматическим заданием, предполагающим анализ языковых единиц. Доверьтесь своим чувствам, мыслям, тогда и рука, я уверена, будет послушна, а вы сможете мобилизовать свои знания по теме «Имя существительное».

    1. Как вы считаете, каковы тема и цель нашего урока? (ВЫСЛУШИВАЮТСЯ ОТВЕТЫ)

    2. Что нам необходимо вспомнить при работе над диктантом? (ВЫСЛУШИВАЮТСЯ ОТВЕТЫ)

    3. Что нам необходимо для выполнения грамматического задания? (ВЫСЛУШИВАЮТСЯ ОТВЕТЫ)

    4. Какие орфограммы мы вспомним при работе над диктантом? (ВЫСЛУШИВАЮТСЯ ОТВЕТЫ)

    Учитель называет критерии оценивания работ

    Если работа будет выполнена с небольшими недочетами (1 орфографическая ошибка в словарном слове, которое вам незнакомо ил 1 пунктуационная ошибка), то вы получите за нее оценку «отлично» (5).

    Если работа будет выполнена с 1 орфографической ошибкой или двумя ошибками в словарных словах, которые вам незнакомы или двумя пунктуационными ошибками, то она будет оценена отметкой «хорошо» (4).

    Если работа будет выполнена с 4-5 речевыми ошибками, с двумя 2 орфографическими и 2-3 пунктуационными ошибками, то она будет оценена отметкой «удовлетворительно» (3).

    Если в работе будет сделано больше ошибок, чем в той, что претендует на оценку «3», то подобный диктант и грамматическое задание будет расценено как неудовлетворительное, за него будет выставлена оценка «неудовлетворительно» (2).

    1. Актуализация и пробное учебное действия

    Учащимся предлагается записать в лежащих на парте тетрадях для контрольных работ число и название работы – «диктант». После завершения работы над диктантом школьники должны пропустить одну строку, на которой следует написать словосочетание «грамматическое задание», определяющее следующий вид работы.

    Учитель диктует текст, учащиеся записывают его. После диктанта школьники выполняют грамматическое задание.

    Заячьи лапы.

    В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Старому охотнику попался светло-серый зайчонок с рваным левым ухом.

    Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся. Заяц стремительно удирал в лес. Старик пошёл дальше, но вдруг встревожился, потому что с юга сильно потянуло гарью. Дед понял, что начался лесной пожар, а огонь идёт прямо на него. Старик побеждал по кочкам. Он падал, дым выедал ему глаза, а сзади уже разрастался гул и слышен шорох пламени.

    Смерть настигала деда, почти касалась его, но вдруг из-под ног у него выскочил заяц. Он бежал медленно, еле волочил задние лапы.

    Дед бросился за зайцем, который вывел старика на равнину. Но у зверька обгорели задние лапы и животик. Дед подобрал своего спасителя, принес домой, вылечил и оставил у себя.

    Грамматическое задание

    1 вариант

    1. Выполнить синтаксический разбор предложения

    Заяц стремительно удирал в лес (Повеств., невоскл., простое, распр., неосл., полное)

    1. Выполнить морфологический разбор существительного «(в) лес» из этого предложения.

    1. (В) лес - существительное. (Во что?) Обозначает предмет.

    2. Нач. форма – лес.

    3. Постоянные признаки: нарицат., неодуш., м. р., 2 скл.

    4. Непостоянные признаки: в предл. пад., в ед. ч.

    5. Обстоятельство места.

    1. Построить словообразовательную цепочку слова «зайчонок», указать способ образования слова.

    Зайчонок – заяц (суффиксальный)

    Грамматическое задание

    2 вариант

    1. Выполнить синтаксический разбор предложения

    Старик побежал по кочкам. (Повеств., невоскл., простое, распр., неосл., полное)

    1. Выполнить морфологический разбор существительного «по кочкам» из этого предложения.

    1. (По) кочкам - существительное. (По чему?). обозначает предмет.

    2. Нач. форма – кочка.

    3. Постоянные признаки: нариц., неодуш., ж. р. 1 скл.

    4. Непостоянные признаки: в предл. падеже, во мн. ч.

    5. Обстоятельство места.

    1. Построить словообразовательную цепочку слова «охотник», указать способ образования слова.

    Охотник – охота (суффиксальный)

    1. Построение проекта выхода из затруднений

    Школьники работают над диктантом и грамматическим заданием до конца урока.

    1. Итоги урока. Рефлексия учебной деятельности

    Сдача работ.

    1. Домашнее задание

    Прочитать параграф 20 об имени прилагательном.

    Грамматическое задание

    1. вариант

    1. Выполнить синтаксический разбор предложения по плану в учебнике.

    Заяц стр…мительно уд…рал в лес.

    1. Выполнить морфологический разбор существительного «(в) лес» из этого предложения по плану в учебнике.

    2. Построить словообразовательную цепочку слова «зайч…нок», указать способ образования слова.

    Грамматическое задание

    1. вариант

    1. Выполнить синтаксический разбор предложения по плану в учебнике.

    Заяц стр…мительно уд…рал в лес.

    1. Выполнить морфологический разбор существительного «(в) лес» из этого предложения по плану в учебнике.

    2. Построить словообразовательную цепочку слова «зайч…нок», указать способ образования слова.

    Грамматическое задание

    1. вариант

    1. Выполнить синтаксический разбор предложения по плану в учебнике.

    Заяц стр…мительно уд…рал в лес.

    1. Выполнить морфологический разбор существительного «(в) лес» из этого предложения по плану в учебнике.

    2. Построить словообразовательную цепочку слова «зайч…нок», указать способ образования слова.

    Грамматическое задание

    1. вариант

    1. Выполнить синтаксический разбор предложения по плану в учебнике.

    Старик побежал по кочкам.

    1. Выполнить морфологический разбор существительного «по кочкам» из этого предложения по плану в учебнике.

    2. Построить словообразовательную цепочку слова «охотн…к», указать способ образования слова.

    Грамматическое задание

    1. вариант

    1. Выполнить синтаксический разбор предложения по плану в учебнике.

    Старик побежал по кочкам.

    1. Выполнить морфологический разбор существительного «по кочкам» из этого предложения по плану в учебнике.

    2. Построить словообразовательную цепочку слова «охотн…к», указать способ образования слова.

    Грамматическое задание

    1. вариант

    1. Выполнить синтаксический разбор предложения по плану в учебнике.

    Старик побежал по кочкам.

    1. Выполнить морфологический разбор существительного «по кочкам» из этого предложения по плану в учебнике.

    2. Построить словообразовательную цепочку слова «охотн…к», указать способ образования слова.

    infourok.ru


    Смотрите также