Контрольная работа по теме "Человек и общество" Вариант 2. Контрольная человек и общество


Контрольная работа по теме "Человек и общество"

Контрольная работа по теме «Человек и общество»

А1. Какой из признаков характеризует общество как систему?

1) постоянное развитие

2) часть материального мира

3) обособление от природы

4) способы взаимодействия людей

А2. Верны ли следующие суждения об основных сферах жизни общества?

А. Основные сферы жизни общества достаточно автономны и вместе с тем неразрывно связаны.

Б. Изменения в одной сфере жизни общества не влияют на другие сферы и общество в целом.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А3. Определение: «Процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным» относится к понятию

1) модернизация

2) эволюция

3) революция

4) реформа

А4. Верны ли следующие суждения об индустриальном обществе?

А. Для индустриального общества характерны машинное производство, конвейер, стандартизация, научная организация труда.

Б. Для индустриального общества в политическом отношении характерен деспотический режим.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А5. Какой признак относится к постиндустриальному обществу?

1) развитие индивидуализированного сознания

2) возникновение и лидерство массовой культуры

3) наличие однородного характера культуры

4) преобладание устной передачи информации

А6. Верны ли следующие суждения о традиционном обществе?

А» В традиционном обществе преобладает индивидуализм, а ценность человека заключается в нем самом.

Б. В традиционном обществе люди стремятся властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая из нее максимально возможную пользу.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А7. Верны ли следующие суждения о формационном подходе к анализу общественного развития?

А. Формационный подход позволяет увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов.

Б. Формационный подход ставит в центр исследования человека и его деятельность.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А8. Верны ли следующие суждения о цивилизационном подходе к анализу общественного развития?

А. Цивилизационный подход позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии.

Б. Цивилизационный подход ставит в центр исследования человека и его деятельность.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А9. Верны ли следующие суждения о причинах возникновения глобальных проблем?

А. Причина возникновения глобальных проблем заключается в невиданном расцвете производительных сил, в результате которого техногенная нагрузка на Землю резко возросла.

Б. Причина возникновения глобальных проблем состоит в том, что человек оказался недостаточно разумен, чтобы вовремя предусмотреть пагубные последствия технического влияния.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А10. К глобальным проблемам ~ современности относится

1) проблема войны и мира

2) проблема религиозных конфликтов

3) проблема развития торговых связей

4) проблема развития стран СНГ

В1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

hello_html_m1046c209.gif

В2. Установите соответствие между типами общества и их основными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

hello_html_m72b3be77.gif

В3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Общество — продукт совокупной деятельности множества людей. (2) По мнению древнегреческого философа Аристотеля, только люди способны добровольно и сознательно объединяться в общество, что делает человека «политическим животным». (3) Как способ существования людей общество должно выполнять набор определенных функций, для реализации которых формируются соответствующие организации (институты) и отношения. (4) На наш взгляд, одна из самых злободневных проблем современности, от решения которой зависит будущее человечества, является проблема взаимосвязи общества и природы.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

В4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Понятия «индустриальное общество» и «индустриальная ________________(1)» можно использовать как синонимы. Французский философ и социолог Р. Арон описывает процесс поступательного развития общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в

котором господствуют натуральное __________________(2) и сословная ____________(3), к передовому, промышленно развитому «индустриальному обществу». С точки зрения сторонников данной теории, именно характеристики крупной ____________(4) и обусловливают

__________(5) во всех иных ___________(6) общественной жизни».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

A) сфера

В)государство

B) хозяйство

Г) сознание

Д) процесс

Е) революция

Ж) промышленность

3) цивилизация

И) иерархия

С1. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «цивилизация». Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о цивилизации.

С2. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, относящихся к увеличению разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны.

С3. При характеристике глобальных проблем современности приходится слышать мнение о том, что человечество идет к своему концу, у людей нет сил спасти самих себя, провозглашается обреченность мирового сообщества. Назовите три важнейших признака глобальных проблем. Согласны ли вы с приведенным мнением? Свою позицию аргументируйте.

С1.

Понятие «цивилизация» используется в нескольких значениях:

— как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством;

— как синоним культуры;

— как уровень (ступень) развития того или иного региона, отдельного этноса;

— как определенная стадия в развитии локальных культур, стадия их деградации и упадка,

Примеры предложений: В современных условиях известны такие основные цивилизации, как западная, восточноевропейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская. Каждая цивилизация базируется на ценностях культуры, которые она выражает, развивает и воплощает в процессе жизненного цикла, Цивилизация является глубинной и длительной социальной общностью с точки зрения своей истории. Цивилизация не сводится только к одному параметру развития общества, а включает другие компоненты, что обусловливает ее неповторимость и уникальность и др.

С2.

В качестве примеров, иллюстрирующих взаимосвязь проблем, относящихся к увеличению разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны, могут быть приведены: Значительное количество локальных вооруженных конфликтов приходится на страны «третьего мира», некоторые из которых располагают ядерным оружием (например, индо-пакистанский конфликт). Из-за обострения проблемы обеспечения сырьем и знергоресурсами наиболее развитые страны мира провоцируют, а иногда и сами участвуют в войнах за контроль над источниками сырья (например, война в Персидском заливе или американо-иракская война). Бедность отдельных регионов планеты способствует распространению в них наиболее радикальных, воинственных идеологий, приверженцы которых борются против развитых стран (например, исламские террористические организации) и др.

С3.

Само понятие «глобальные проблемы» предполагает, что им присущи следующие важнейшие признаки:

— они порождены деятельностью не одной страны или группы стран, а человечеством в целом;

— они угрожают существованию всего человечества, основам жизни на Земле;

— они решаемы лишь при условии объединения усилий всего мирового сообщества.

Происходящая в современных условиях информационная революция создает реальные технико-технологические основы для решения глобальных проблем. Все большее распространение получает экономика, построенная на сочетании рыночных механизмов и государственного регулирования стихийных экономических

процессов, позволяющая осуществлять эффективную социальную защиту населения, преодолевать конфликт между эффективностью производства и социальными интересами людей. Постепенно утверждается в умах политиков и становится реальностью идея ненасилия, решения возникающих проблем не силой, а переговорами, поиском компромиссов. Уходит в прошлое непримиримое идейное противостояние, выливавшееся в психологическую войну. Основы для терпимости и взаимного сотрудничества в рамках мирового сообщества постепенно укрепляются, что создает условия совместных действий по решению глобальных проблем.

infourok.ru

Контрольная работа по обществознанию "человек и общество" 8 класс

Контрольная работа человек и общество 8 класс

I вариант

1. Какие из перечисленных терминов относятся в первую очередь к описанию политической сферы жизни общества?

1) семья, социальные общности 2) научные исследования, образование 3) издержки, прибыль фирм 4) избирательная система, суверенитет государства

2. К какой сфере общественной жизни относится создание материальных благ?

1) экономической 2) социальной 3) политической 4) духовной

3. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?

1) искусство, наука 2) авторитет, престиж 3) племена, народности 4) семья, этнос

4. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?

1) образование, мораль 2) федерация, конфедерация 3) класс, страта 4) капитал, деньги

5. Н. учится в университете. Он общительный человек, увлекается музыкой и часто вместе с друзьями ходит на концерты. Всё это характеризует Н. прежде всего как

1) друга 2) личность 3) студента 4) потребителя

6. Что из перечисленного относится к проявлениям глобальных социально-экономических проблем современного мира?

1) гуманизация и гуманитаризация системы образования 2) рост продолжительности жизни населения 3) угроза применения оружия массового поражения 4) голод и нищета большинства населения развивающихся стран

7. Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество включает в себя различные формы объединения и взаимодействия людей. Б. Общество включает в себя весь окружающий человека мир.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

8. Установите соответствие между примерами потребностей человека и видами, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. ПРИМЕРЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ А) в воде и пище 1) биологические Б) в достижении карьерного роста 2) социальные В) в поддержании нормального теплообмена Г) в развитии трудовых навыков Д) в дружеском общении и поддержке

9. Верны ли следующие суждения о личности?

А.Человек становится личностью только в процессе общественной жизни. Б.Личность — совокупность биологических качеств человека.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

10. Что свойственно человеку, в отличие от животного?

1) инстинкты 2) эмоции 3) потребности 4) сознание

11. В узком смысле слова под обществом следует понимать

1) конкретный этап в развитии общества

2) территорию, имеющие чёткие границы

3) социальную организацию страны

4) определённую группу людей

12. Верны ли следующие суждения о типах общества

А. В традиционном обществе основой экономики является сельское хозяйство.

Б. Для индустриального общества характерна развитая система промышленного производства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

13. Социально-психологический процесс взаимодействия двух и более людей называется…

14. Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ФАКТЫ

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

А) заполнение налоговой декларации

1) политическая

Б) выборы депутатов Государственной Думы

2) экономическая

В) создание политической партии

Г) введение налога на добавленную стоимость

15. Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ФАКТЫ

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

А) съёмки нового телесериала

1) социальная

Б) открытие приюта для бездомных

2) духовная

В) научное открытие

Г) выплата пенсий

Контрольная работа человек и общество 8 класс

II вариант

1. Учёные-обществоведы определяют общество как

1) весь мир в многообразии его форм 2) совокупность природных и социальных сил 3) обособившуюся от природы часть мира, включающую в себя способы взаимодействия людей 4) естественные условия существования человека

2. Что из перечисленного ниже относится, прежде всего, к экономической сфере жизни общества?

1) деятельность металлургического комбината 2) принятие нового закона 3) выборы главы государства 4) просмотр нового телесериала

3. К глобальным демографическим проблемам относится

1) угроза нехватки продовольствия в ряде стран Африки 2) опасность применения оружия массового поражения 3) рост потребления энергии в ведущих странах мира 4) перенаселённость ряда развивающихся стран

4. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?

1) мораль, искусство 2)неприкосновенность жилища 3) деньги, собственность 4) семья, этнос

5. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?

1) образование, мораль 2) федерация, конфедерация 3) класс, страта 4) капитал, деньги

6. Борис – студент медицинского института. Учебные занятия он старается сочетать с активным отдыхом – водным туризмом, а также стремится помогать в учёбе младшему брату. Все это характеризует Бориса как

1) индивида 2) личность 3) студента 4) брата

7. Верны ли следующие суждения о сферах жизни общества? А. Духовная сфера жизни общества объединяет культуру, науку, образование, искусство, мораль, религию. Б. Социальная сфера взаимодействует с другими сферами общества.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

8. Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

А) отдых и сон 1) биологические Б) общение с друзьями 2) социальные В) реализация своих способностей Г) самосохранение Д) карьерный рост

9. Верны ли следующие суждения о человеке? А. Человек, в отличие от животных, способен действовать сознательно. Б. У человека и животных есть схожие потребности.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

10. Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?

1) Журналист задал вопрос на пресс-конференции главе государства. 2) Учителя слушают доклад министра образования. 3) Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились. 4) Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга.

11. В широком смысле слова под обществом следует понимать

1) группу поддержки баскетбольной команды

2) футбольных фанатов

3) пассажиров рейсового автобуса

4) совокупность форм объединения людей

12 . Главной особенностью глобальных проблем современности является

1) переход к постиндустриальному обществу

2) быстрота их проявления во времени

3) тот факт, что они представляют угрозу для всех жителей планеты

4) глобализация мировой экономики

13. Назовите сферы общественной жизни.

14. Установите соответствие между общественной сферой и отношениями, которые она регулирует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ОТНОШЕНИЯ

СФЕРЫ ОБЩЕСТВА

А) поставщика сырья и производителя товара

1) экономическая

Б) избирателя и кандидата в депутата

2) политическая

В) лидера парламентской фракции и члена партии

Г) покупателя и продавца

15. Какой признак характеризует человека как личность?

1) активная жизненная позиция

2) физическое и психическое здоровье

3) свойства темперамента

4) особенности внешности

Ответы

1 вариант

1 — 4

2 — 1

3 — 1

4 — 3

5 — 2

6 — 4

7 — 1

8 – 1 2 1 2 2

9 — 1

10 — 4

11-1,4

12-3

13- общение

14-2112

15-2121

2 вариант

1 — 3

2 — 1

3 — 4

4 — 1

5 — 3

6 — 2 7 — 3 8 – 1 2 2 1 2 9 — 3 10 — 1 11- 4 12-3 13- Экономическая, политическая, духовная и социальная; 14- 1221 15-1

multiurok.ru

Контрольная работа - Человек и общество

РЕФЕРАТ

по курсу «Философия»

по теме: «Человек и общество»

1. Общественное бытие- материальная сфера человеческой жизнедеятельности

Одно из важнейших отличийчеловека от животного, как известно, — способность первого к трудовойдеятельности. Речь идет о таком воздействии на природные объекты и процессы сиспользованием созданных для этих целей орудий труда, которое позволяет емуудовлетворить жизненные потребности в еде, жилище, одежде и т.п. Это отличиенастолько существенно, что долгое время существовало убеждение, что именно трудсоздал человека как существо, наделенное сознанием. Сначала труд, а затем ивместе с ним речь, писал Ф. Энгельс, базируясь на дарвиновской теориипроисхождения человека, явились главными факторами возникновения человеческогосознания.

Сейчас эту связьпредставляют как более сложную цепь, опосредованную многими промежуточнымизвеньями, о чем уже было сказано выше. Тем не менее совершенно очевидно, чтотруд наряду с другими факторами — общения, сигнальной деятельности, обучения —создал важный водораздел между животным миром и человеком. Эта грань сталаособенно определенной с тех пор, как труд превратился в организованную,коллективную деятельность — в производство, причем в производство не толькоматериальных, но и духовных благ. Именно производство стало основойформирования и жизни общества. Эта связь с тех пор стала неразрывной: обществоне может существовать, не создавая или не воссоздавая условия производства, нои производство невозможно вне отношений между людьми, складывающихся вобществе.

Со времени созданиямарксистской теории представление о человеке, труде, общественных отношенияхсущественно изменились. Основанием для этого были не только более широкие ихисследования, выходящие за рамки идей исторического материализма. Чтобы непредъявлять к марксизму излишних претензий, которыми грешат порой егосовременные критики, нужно иметь в виду и то, что само общество с тех порпретерпело существенные изменения, стало значительно сложнее и многообразнее,приобретая новые черты, которые не могли предвидеть Маркс и Энгельс.

Самое очевидное — это то,что существенно изменилось само содержание трудовой деятельности человека.Сейчас было бы крайним упрощением сводить труд лишь к разновидности физическоготруда, использующего соответствующие орудия и средства для реализациипоставленной человеком цели. Тем не менее и в настоящее время по-прежнемуактуально исследование необходимых элементов любой его трудовой деятельности.Первый из них — человек и общество в целом как субъект современногопроизводства, вооруженный совокупностью знаний и навыков, необходимых длятрудовой деятельности. Второй аспект —предмет труда. В формах физического труда— это вещь, которая в ходе трудовой деятельности подвергается целенаправленномуизменению, превращается в нужную для человека потребительную ценность. Однаконе следует забывать и об умственном, интеллектуальном труде, в котором предметомтруда выступает имеющееся у человека знание, требующее видоизменения илиразвития в связи с растущими потребностями человека. В художественномтворчестве это полотно художника, в театре — актер, создающий тот или инойсценический образ. Труд педагога направлен на обучение и воспитание молодогопоколения, врач лечит больного и т.д.

Из знакомства снекоторыми сочинениями современных авторов в области социальной философиисоздается такое впечатление, что со времен Маркса не изменилось ничего, чтотрудится лишь тот, кто пилит бревно или вытачивает деталь на станке. Запределами этого производства — сфера потребления, распределения, обмена, адальше культура, искусство и т.д. как формы сознания человека. Упорновоспроизводится старая «истматовская» схема, которая с каждым годомвсе дальше и дальше отрывается от действительности. А действительностьсовременной общественной жизни представлена многочисленными крупными сферамипроизводственной и непроизводственной трудовой деятельности. Производственнаядеятельность направлена, как известно, на создание материальных вещей ипродуктов, необходимых для жизнедеятельности общества. Непроизводственная сферапредставлена в настоящее время не менее масштабно; сегодня она именуется сферойуслуг, хотя этого понятия уже явно не достаточно для того, чтобы охватить всеее многообразие: торговля, обслуживание (рестораны, парикмахерские, химчистки,прачечные, фотографии, туристические, рекламные фирмы, жилищно-коммунальныеслужбы), а также транспорт, связь, СМИ и др. Особую сферу представляют собойгосударственные органы и общественные организации, учреждения культуры,церковь, которые едва ли можно «втиснуть» в сферу обслуживания. Помере своего развития они приобретают зачастую производственную форму, и тогдаговорят об индустриализации кино, шоу-бизнеса, туризма, рекламы и пр. Остаетсяпри этом вопрос о том, какой продукт они производят и имеет ли он своюпотребительскую стоимость наравне, скажем, с колбасой или бензином.

Важно, однако, не столькото, каким образом и в какой степени входят эти сферы человеческой деятельностив производственные масштабы и формы, сколько то, что они представляют собойразновидности человеческого труда, причем такие, что масштабы и значимость ихстановятся сравнимыми с производственными. К тому же нельзя не отметитьтенденцию к возрастанию их значимости.

Эти же тенденции,естественно, ставят по-новому вопрос о средствах труда, которые ранее и до сихпор рассматриваются как «вещь или комплекс вещей, которые человек помещаетмежду собой и предметом труда и при помощи которых он производит заранеенамеченное изменение предмета труда». «Если взять те же примеры,—которые используют авторы для иллюстрации предметов труда,— то в первом из нихсредство труда — пила или пилорама, во втором — резец и токарный станок.Простые средства труда нередко именуются также орудиями труда».

Такое урезание сферытрудовой деятельности можно было бы принять за неизбежные издержки краткостиизложения, которая, разумеется, необходима для учебника, если бы за этим неследовала целая цепь других упрощений и схематизмов. Ограничимся пока вслед заавторами данного учебника минимумом необходимых определений. В рамках такогоминимума — условия труда, т.е. вещи, которые сами по себе не оказываютвоздействия на предмет труда, но без которых его преобразование было быневозможным: освещение, компьютерное оборудование, складские помещения и т.д.Однако упоминая эти предметы в качестве условий производства, необходимо иметьв виду и труд тех людей, которые создают эти условия. Не получается ли так, чтоони, участвуя в процессе производства, остаются как бы за его бортом толькопотому, что сами непосредственно не создают конечный его продует? Да, такоевпечатление создается, если руководствоваться упрощенными представлениями отруде и его составляющих в современную эпоху, когда главным факторомпроизводства перестает быть «рабочая» или «производительная»сила. Интеллект человека даже в производственной сфере перестает быть в прямомсмысле слова «производительной» силой, а выступает скорее в виде интеллектуальногопотенциала производства. Этот интеллектуальный потенциал требует, однако,точного учета, измерения и оценки. Соответственно требует иного, болееинтеллектуалоемкого понимания и такой компонент трудовой деятельности, какпродукт труда, который включает в себя не только результат мышечных усилий,увеличенных техническими и энергетическими средствами, но и печатьчеловеческого интеллекта, также умноженного современнымиэлектронно-вычислительными средствами.

В качестве другой сферыобщественной жизни, как бы противоположной производству, зачастую рассматриваютпотребление. Едва ли, однако, можно считать их вполне самостоятельными,отдельно стоящими областями общественной жизни. Дело в том, что любоепроизводство и непроизводственная сфера деятельности внутренне включают в себяпотребление. Потребление следует рассматривать как значительно более общеепонятие, чем обычно кажется. Производство, которое включает в себя непременныйакт воспроизводства, всегда потребляет, так же как потребление всегдапроизводительно. Производство муки «потребляет» зерно, производствоодежды «потребляет» ткань и т.д. Наконец, производство выступает какпотребитель человеческой жизни, физической энергии человека, его умственныхспособностей и эмоциональных качеств. Потребление человека включает в себявозвращение использованного на производстве времени, восстановление егофизических и духовных сил.

Этот сложный процессвзаимосвязи производства и потребления не возможен без процессов обменарезультатами труда между всеми его участниками и распределения их между ними.Эти акции в сфере производства, понимаемого одновременно как процессрасширенного воспроизводства, также являются трудовыми действиями, имеющими каксвой собственный предмет труда, так и свои «средства труда». Вытекаяиз Марксовой схемы общественного производства, все связанное с организациейего, а следовательно, и работа менеджера, бухгалтера, секретаря директора,самого директора производства, владельца предприятия, участвующего так илииначе в управлении производством, неизбежно теряли черты трудовой деятельности,подпадая под определение паразитирующего класса и круга лиц, обслуживающих егобуржуазный образ жизни.

Осуществляя производство,потребление, обмен и распределение изготовленного продукта, люди вступают вмногообразные, переплетающиеся между собой отношения. Естественно, что все ониподразделяются на отношения производства (в узком смысле слова), отношенияпотребления, обмена и распределения. Сложность их взаимосвязи состоит преждевсего в том, что ни одна из этих форм не существует, так сказать, в «чистом»виде. Отношения, складывающиеся непосредственно в процессе производства, как мыуже показали, внутренне включают в себя отношения {или их элементы) обмена,потребления, распределения. Точно так же обмен в «снятом» видевключает в себя результаты процессов производства, распределения и потребленияи т.д. Это делает весьма затруднительным выявление каждой из этих сторон вотдельности и их анализ. В любом исследовании общественных процессов важно видеть,однако, не только их взаимосвязь, но и относительную самостоятельность. Вшироком смысле слова всю совокупность этих отношений есть основание называтьпроизводственными, имея в виду, во-первых, то, что производство невозможно безних. Во-вторых, производственные отношения в узком смысле слова выступают какопределяющая сторона в совокупности всех других отношений, ибо без производстваневозможны ни обмен, ни потребление, ни распределение. Только результатпроизводства может стать предметом обмена, потребления и распределения.

Чтобы избежать возможныхнедоразумений, следует подчеркнуть, что понятие «производство какорганизованная трудовая деятельность имеет здесь широкий социальный и потомуфилософский смысл. Оно охватывает и сферу духовной деятельности, духовногопроизводства. Уже потому, что обязательным элементом его является труд, хотя быи в форме духовной деятельности. Я бы не исключал из этой категории ниучителей, занятых воспитанием детей, хотя они ничего собственно не производят вузком смысле слова, ни монахов, духовный труд которых направлен на созданиедуховных ценностей, также необходимых человечеству.

Конечно, было бы крайнимупрощением не видеть всех особенностей разнообразных сфер труда, ихотносительной самостоятельности и самоценности. Но нельзя и произвольно,догматически уцепившись за слово „производство“, исключать этикатегории граждан из сферы организованной трудовой деятельности, причислить иххотя бы даже „теоретически“ к личностям, „ничего не производящим“.От такого отношения до обвинений в никчемности или даже паразитизме — один шаг.Эти „шаги“ были уже проделаны в истории России с благословения „историческогоматериализма“ в отношении духовенства, дворянства, мещанства и т.п., а подэтим предлогом и всей духовной оппозиции. Надо полагать, нашасоциально-философская мысль на многолетнем негативном опыте преодолела эти имногие другие теоретические оплошности, потому сейчас есть смысл вернуться кнасущным теоретическим вопросам.

2. Собственность, еепроисхождение и современные формы

Перечисляя отношения,складывающиеся между людьми в системе производства (обмена, потребления ираспределения), мы сознательно отложили „на потом“ отношениясобственности. Не потому, что они менее значимы и как бы находятся вне рамокпроизводства, а именно потому, что они играют принципиально важную роль.

Отношения собственностискладываются постепенно уже в недрах первобытного стада человекообразных вместес формированием сознания и самосознания гоминид. Было, на наш взгляд, серьезнымказусом допущенное Марксом и Энгельсом предположение о том, что первыепредставления о собственности формируются лишь на стадии разложения родовогостроя. Есть все основания предполагать, что это происходило значительно раньше.Понятие собственности формируется на основе инстинкта присвоения по мере того,как формируется самосознание первобытного человека. Ощущения собственного „Я“и „Мы“ первоначально неразрывно связаны с инстинктом выживания,механизмом естественного отбора и трансформируются далее вместе с развитием первобытногообщества, формированием отношений семьи, рода, племени.

С одной стороны, механизместественного отбора неумолимо вел от форм группового брака, характерного дляпервобытных племен, к формированию парной семьи. По словам Г. Моргана, чей труд»Древнее общество" лег в основу известной работы Ф. Энгельса «Происхождениесемьи, частной собственности и государства», браки между членами родов, несостоящих в кровном родстве, создавали породу более крепкую как физически, таки умственно, два прогрессирующих племени сливались воедино, и у новых поколенийчереп и мозг естественно достигали размеров, соответствующих совокупнымспособностям обоих племен. Сам Ф. Энгельс также делал вывод о том, что развитиесемьи в первобытную эпоху состоит в непрерывном сужении того круга, которыйпервоначально охватывает все племя и в рамках которого господствует общностьбрачных связей между обоими полами. Путем последовательного исключения сначалаболее близких, затем все более отдаленных родственников, наконец, даже просто свойственниковвсякий вид группового брака становится практически невозможным, и в результатеостается одна, пока еще непрочно соединенная брачная пара. На этом естественныйотбор завершил свое действие в этом направлении.

Далее, по словам Ф.Энгельса, вступали в силу другие общественные движущие силы, которые привели квозникновению в эпоху цивилизации моногамной семьи. Но каковы были эти силы?

Это были, по Энгельсу,новые общественные отношения, складывающиеся по мере появления болееэффективных средств и способов труда.

Внимание Энгельсапостепенно концентрируется исключительно на обстоятельствах социальногопорядка, а именно на формировании частной собственности на средствапроизводства и развитии ее экономических и правовых норм в процессе эволюцииобщества к капитализму, как своей последней возможной, «предельной»форме, на которой она сама изживает себя. Более глубокие корни происхождениясобственности и представлений о ней, уходящие в природную суть человека,остаются в недостаточно прозрачной ретроспективе предыстории человечества.

Между тем корни «чувствасобственности» у человека следует усматривать не в поверхностных пластах,связанных с действием социальных факторов, о которых он пишет, имея в видустадию формирования частной собственности на непосредственные средствапроизводства. Эти корни уходят гораздо глубже — в механизмы формированиячувства обладания и владения уже в процессе возникновения человека с егосознанием и самосознанием, различения «Я» и «Он», «Я»и «Мы» и других форм его самоидентификации в первобытном обществе.

Из такого предположениявытекает совершенно другая перспектива общественного развития, равно как исоциальной теории.

Собственность и отношениясобственности формируются вместе с возникновением человеческого общества уже внедрах первобытного общества задолго до того, как складываются государство,право и другие институты цивилизации. Поэтому категорию собственности мысчитаем социально-философской, т.е. более широкой, чем экономические, правовые,политические и другие понятия. Это не вполне обычно, по крайней мере для пашейроссийской литературы, где категория собственности связывается лишь состановлением развитых производственных отношений и рассматривается главнымобразом в рамках теории государства и права.

Трудно назвать экономическимиотношения, складывающиеся в первобытном обществе, хотя, как мы показали,определенные формы присвоения, владения, пользования предметами или продуктамисуществовали уже тогда. Авторам, утверждающим о более позднем формированииотношений собственности и связывающим их с периодом разложенияпервобытнообщинного строя, явно недостает именно философского, диалектическогоподхода. Такой подход мог бы показать, что отношение собственности не возникаюттак быстро, на пустом месте и именное формирования частной собственности насредства производства. Здесь налицо к тому же не вполне правомерноеотождествление понятий «собственность» и «частная собственность».Впрочем, такое отождествление вообще не редкость. Оно, кстати, характерно и дляклассиков марксизма, начинавших свой экономический анализ именно с периодавозникновения частной собственности на средства производства.

Следует отметить приэтом, что Маркс различал два смысла понятия собственности. В широком смыслесобственность, по его мнению, составляет «ядро» производственныхотношений, определяя характер производства, экономическую жизнь общества ивзаимосвязь собственности и производства. В узком же смысле понятиесобственности сводится к отдельному экономическому отношению — к присвоению,отношению вещи как к своей. В любом из этих смыслов собственность выступает какэкономическая или как правовая категории.

Понятие собственностикратко можно определить как отношение между людьми по поводу вещей,представляющих собой материальную ценность (или благо). При этом двусмысленныйоборот «по поводу» следует понимать таким образом, что сами эти вещиявляются неотъемлемыми сторонами данного отношения. Юристы характеризуют данноеотношение как непосредственное правовое (а не фактическое) господство над единичнойматериальной, движимой или недвижимой вещью, не являющейся совокупностьюобъектов (предприятие, имущество субъекта). Собственность охватывает не тольковещи, но и права, а также юридически оформленные требования. Это отношениевключает в себя «владение» вещью (правом, требованием), с однойстороны, и «не-владение» ею (отчуждение) — с другой. Сама «предметная»сторона данного отношения выступает как собственность для одного субъекта и какне являющаяся собственностью (отчужденная) для другого.

«На одном полюсеэтого отношения,— пишут авторы весьма солидного юридического издания,—выступает собственник, который относится к вещи как к своей, на другом —не-собственники, т.е. все лица, которые обязаны относиться к ней как к чужой…воздерживаться от каких бы то ни было посягательств на чужую вещь, аследовательно, и на волю собственника, которая воплощена в этой вещи».

Общепризнано, чтосодержанием отношений собственности являются: владение, пользование ираспоряжение. Владение отражает фактическое обладание вещью, принадлежность ееопределенному лицу или коллективу. Пользование рассматривается как извлечениеполезных свойств из вещи для удовлетворения общественных или личныхпотребностей. Распоряжение предполагает определение назначения вещи, форм испособов ее использования. Это содержание отношений собственности должно бытьдополнено и созданием собственности для того, чтобы была возможность процессавозникновения вещи и превращения ее в собственность. Народный умелец,изготавливая предмет своего быта или украшение непосредственно для себя илисвоих близких, создает индивидуальную собственность, которая, может стать, аможет и не стать предметом обмена, распределения и т.д.

Следует различать,например, объективную сторону отношений собственности от субъективной.Объективную сторону этих отношений следует искать прежде всего в естественныхоснованиях присвоения продуктов природы, личного, индивидуального труда, висторически сложившемся способе производства, не зависящем от сознания, воли ицелеполагания отдельных людей. Собственность в объективном смысле обладает иматериальным субстратом в виде вещи или, например, в виде ценных бумаг.

Вопрос о «вещи»как субстратной стороне отношений собственности требует в настоящее времяособого внимания, хотя бы по той причине, что содержание этого понятия (авместе с ним и содержание понятий «собственность», «правособственности» и др.) заметно эволюционирует в сторону расширения.Классическая концепция исходила из того, что в основе механизма имущественныхотношений лежит право собственности на материальные объекты, и само понятиеимущества приравнивается к понятию «вещь».

Научно-техническийпрогресс обусловил заметное расширение понятия вещественной собственности. Ксущественному расширению круга объектов собственности привело использование такназываемых «бестелесных вещей», под которыми понимают права, имеющиестоимость и денежную оценку. Их называют иногда «идеальным»имущественным объектом. К этому разряду относят прежде всего авторские права наизобретение, ноу-хау, продукты творческой деятельности и т.д. Особое значениеприобретает также отнесение к категории бестелесного имущества ценных бумаг иоборотных документов, получивших наименование финансовой и коммерческойсобственности.

Различного рода праваимущественного содержания, их эксплуатация и коммерческая передача становятсявсе более важным фактором экономики, порой оттесняя на второй план операции среальными вещами.

Есть, однако, исубъективная сторона отношений собственности. Самую глубокую основу ее составляют,на наш взгляд, самосознание личности, самооценка ею своих возможностей,способностей, своих собственных и индивидуальных качеств, которые отражаются укаждого человека в присущем ему чувстве собственности, в понятиях «свое»,«чужое», «мое», «наше» и др. Немаловажен иволевой момент, поскольку воля собственника неизбежно выражается во владении, впользовании и распоряжении принадлежащей ему вещью. Наконец, в более развитойформе субъективные аспекты отношений собственности в обществе выражаются вэкономических теориях, праве, морали и идеологии.

Собственность историческивозникает раньше правовых форм ее закрепления, а точнее, до появлениягосударства и права, в основе которых лежали частная собственность, разделениетруда и деление общества на классы. С этого момента истории право собственностиохраняется законами, закрепляющими за его обладателем экономическую власть надусловиями производства, которое ведется на базе использования собственникомпринадлежащего ему имущества. Обладая этим правом, собственник по своемуусмотрению может владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом. Онможет лично или через других доверенных лиц осуществлять управлениепринадлежащей ему собственностью, а также совершать в отношении ее любыедействия, не запрещенные законом.

В цивилизованном миреважнейшее значение в решении всех вопросов, касающихся отношений собственника,имеет право, ибо именно оно, используя рычаги государственной власти, способнорегулировать эти отношения наиболее эффективно, в интересах большинства членовобщества. Это особенно важно с учетом того, что с развитием общественногоразделения труда возникает неравенство в условиях труда и распределениярезультатов труда, т.е. имущественное неравенство, требующее принудительногорегулирования процессов использования и распоряжения собственностью. Этообстоятельство и потребовало использования внеэкономических средств управленияв лице государства, его правоохранительных и карательных органов. В условияхкапиталистического общества усиливаются экономическая власть, ее давление наполитическую систему общества. Заметен процесс сращивания экономической игосударственной власти. Рыночная модель экономического развития, базирующаясяна развитой правовой базе, ослабляет этот механизм, способствует действию болеесправедливых механизмов распределения производимых обществом благ и болеегибкому регулированию всех других отношений в обществе.

ФормулировкаКонституционного суда ФРГ указывает с полной ясностью на связь вопроса особственности с проблемой прав и свобод человека: «Собственность — этоэлементарное основное право, которое состоит во внутренней связи с гарантиейперсональной свободы. Оно имеет задачи в общем комплексе основных правобеспечить носителю основных прав свободу в имущественной сфере и тем сделатьвозможным устройство своей жизни под собственную ответственность. Гарантиисобственности как правового института служат обеспечению этого основного права».

Рассуждая с социальнойточки зрения, следует прояснить и вопрос о формах собственности, акцентируявнимание именно на тех моментах, которые упускаются иногда в сугубоэкономическом или юридическом контекстах. Общепризнано, например, различениечастной и государственной форм собственности, а они в свою очередь имеют своиподразделения.

Остается в тени тот факт,что первичной формой собственности человека является он сам, а точнее, егоорганизм, его физические и умственные способности. Ведь именно он являетсяпервым их обладателем, пользователем и распорядителем. Он имеет естественноеправо на данную природой собственность, воплощая в одном лице все три стороныотношений собственности. Его «производство» в данном случае — это егожизнедеятельность, самореализация, начиная с сознательного возраста. Природауже одарила человека с момента его рождения правом собственности на свою жизнь.Это одновременно и его неотъемлемое право, и естественное качество. Оно неявляется его «имуществом» и все же принадлежит ему, не рожденномурабом. Запреты на рабство, давно принятые в цивилизованном обществе, не даютправа на торговлю людьми, запрещают использование человека без адекватноговозмещения затрат его сил, умений и способностей. Он не является и не можетбыть сам собственностью другого владельца, кроме самого себя. Умалчивание обэтом весьма серьезном обстоятельстве, по сути дела, отчуждает от человека этуего естественную форму собственности.

Есть известные,используемые законодательством различных стран ограничения его прав наестественную форму собственности. К такого рода ограничениям можно отнестизапреты, принятые законодательством многих стран, на эвтаназию, т.е. убийствоиз милосердия по отношению к человеку, страдающему от смертельного заболевания.Есть запреты на проституцию. Есть запреты на торговлю отдельными органамичеловеческого тела и т.д. Однако все эти запреты, как известно, направлены наохрану жизни человека, т.е. именно на наилучшее соблюдение его прав на всепринадлежащее ему от природы.

Эти серьезные темыслишком обширны, чтобы обсуждать их в настоящем издании. Нам важно былопоказать, во-первых, то, что социально-философский подход действительнопозволяет расширить рамки проблемы собственности в современном обществе.Во-вторых, именно такой подход позволяет выяснить один из важнейших аспектовэтой проблемы, а именно правомерность рассмотрения вопроса о естественной формесобственности человека, принадлежности его самому себе. Развитие биомедицины,генетики человека, ведущей к перспективе воспроизводства генов человека,искусственного выращивания и трансплантации его органов, клонирования человека,и многие другие достижения науки и современной биотехнологии делаютбезотлагательными исследования этих вопросов во всех возможных ракурсах, в томчисле социально-философском, экономическом и правовом.

3. Социальнаяструктура общества

В последней трети XX в.многие не только западные, но и российские социологи отказываются отбезоговорочного признания понятия «класс» или «социальный класс»в качестве необходимого инструмента анализа структуры и динамики общества.Класс как реальная общественная структура и экономическая, а также социальнаякатегория устарели и не применимы к анализу современного общества,объявляемого, как правило, «посткапиталлистическим» или «постиндустриальным».После долгих дебатов между марксистскими, веберианскими и функционалистскимитеориями начинается их движение навстречу друг другу. Что же послужило толчком(или причиной) такого движения после многих лет противостояния? Является липричиной то исключительное обстоятельство, что марксистская концепция классов иклассовой борьбы с ее многослойной и разветвленной категориальной структурой,включающей понятия классового антагонизма, социальной прослойки, социальнооднородного общества, бесклассового общества, классового государства, классовойморали и т.д., обнаружила свою тупиковость, явившуюся следствием далекозашедшего догматизма и субъективизма в «практике социалистическогостроительства»?

Причина не только в этих «субъективных»ветрах перемен. Но и в том, что эти перемены произошли на деле, в объективнойжизни человеческого общества. Однако не сбылись в точности и предначертаниятеоретиков «индустриального», «постиндустриального», «технотронного»и других обществ, предсказывавшие, вопреки марксизму, полный распад «классовых»структур и «классовых» форм сознания. Поэтому в настоящее времяанализ концепций XX столетия должен достаточно критично оценить не толькосоветский марксизм, но и классические западные концепции.

Современная ситуация, помнению современных социологов Запада и Востока, характеризуется не столькоисчезновением традиционных классов буржуазного общества, сколькореструктуризацией классовых отношений и их дополнением новыми источникамисоциального расслоения и новыми формами социальной идентичности. Классы всовременном обществе продолжают существовать, они по-прежнему влияют нажизненные возможности и статус людей.

Большинство современныхисследователей придерживаются классической традиции, которая предполагает, чтоклассовые различия определяются отношением к собственности, а соответственно, иместом человека в общественном разделении труда. На этой основе формируются,как известно, доход человека и доступ его к другим общественным благам илиценностям.

Характерно, однако, чтотакой подход, приписываемый западными авторами прежде всего М. Веберу, но неМарксу или Ленину, дополняется схемами, связанными с «обуржуазиванием»рабочего класса. Так, Дж. Голдторн полагал, что экономические критерии, которыеобычно используются при определении классовых ситуаций, должны быть отделены откритериев, связанных с репутацией и социальным положением человека, т.е. его «статусом»в обществе. Классовые отношения в экономическом плане определяются в связи сзанятостью в сфере производства, т.е. с формами организации труда. Они в своюочередь основываются на позициях, занимаемых людьми на рынке труда, а такжепозициях властвования и подчинения в производственных структурах.

Отношения занятости вразвитых капиталистических странах определяются тремя основополагающимиситуациями. А именно положением работодателей, работников (наемного труда) изанятыми собственным трудом, именуемыми зачастую частными предпринимателями. Вчем суть такой классификации? Подразумевается, что работодатели посредствомтрудовых контрактов «покупают» рабочую силу (или иные индивидуальныеспособности) людей, обладающих таковыми, организовывают процесс производства сих участием и осуществляют контроль над ним. Работники наемного труда продаютсвои труд и становятся элементом производства, подчиненным и контролируемым состороны работодателя. Частные предприниматели не покупают и не продают рабочуюсилу и распоряжаются собственным предметом, процессом и результатом труда посвоему усмотрению. Это та часть населения, которую называют «мелкойбуржуазией», согласно марксистской традиции.

В современной же системеобщественного производства и при анализе социальной структуры большинствомсоциологов подобная «трехчастная» схема считается, однако,недостаточной, хотя она могла быть пригодной для XIX в. На протяжении XX в.происходила корректировка отношений между работодателем и работником,наблюдалось более сложное структурирование труда и сферы деятельности. Нельзяне учесть, например, того обстоятельства, что предприниматели, по крайней мередостаточно крупные, выступают теперь не как отдельные изолированные личности, акак корпоративные структуры, в которых отношения собственности отделены отфункций и механизма управления и контроля над производством.

Изменение структурысобственности на крупных предприятиях не привело к полному вытеснениювладельцев акций из процесса командования (управления и контроля) надпроизводством. Крупные акционеры выступают уже не как работодатели в обычномсмысле слова. В то же время их собственность, представляющая иногдабаснословное богатство, обеспечивает им огромные дивиденды, которые создаютиное отношение к работникам, чем у непосредственно управляющих производствомменеджеров и мелкой буржуазии. Существует довольно большая разница междурядовыми, так сказать, работодателями и крупными собственниками.

Социальная классификация(стратификация) должна быть дифференцирована и в соответствии с бюрократизациейпроизводственных организаций. Одна их категория располагает властью напредприятиях, другая (работники) не имеет ее. Существует также заметноеразличие между работниками, принятыми на основе контракта, и работающими потрудовому договору. Первые работают на долговременных началах и приотносительно гарантированных условиях труда. Вторые заняты на краткосрочнойоснове и находятся, стало быть, в «ситуации текущего обмена» труда наденьги, не дающей прочных жизненных перспектив.

Современные социологисклонны выделять поэтому следующие категории в социальной стратификации:крупных собственников, мелких работодателей, служащих, управляющихпредприятиями, рабочих, осуществляющих непосредственно процесс производства, атакже мелких частных предпринимателей. Естественно, что отдельные авторыпредлагают еще более детализированную классификацию, выделяя, например, средислужащих (лиц наемного труда) высший и низший подклассы в связи с уровнемвласти в системе управления и самостоятельности (ответственности) работника. В «рабочемклассе» выделяют профессиональных специалистов и неквалифицированных илималоквалифицированных рабочих.

Иерархический характерсоциальной структуры определяют размеры дохода (богатства) населения,участвующего в производстве. Самые глубокие экономические различия вжизнеобеспечении наблюдаются, естественно, между теми, кто владеетсобственностью и значительным капиталом, и теми, кто зависит от продажисобственной рабочей силы на рынке труда.

Развитие индустриальныхформ жизни привело к значительному размыванию классового сознания и классовойидентичности, изменению представлений о низшем и высшем уровнях, которые ранееделали классовые отношения ясными и четкими. Многие социологи в этой связиговорят об исчезновении поляризации классового сознания. Весьма широкораспространена точка зрения, что классы — это в основном профессиональныегруппы, положение которых связано с доходом и уровнем образования. Те, ктоотносит себя к числу «бедных» или «рабочему классу»,связывают свое положение с антагонизмом классов. Однако заметна тенденция неиспользовать понятие «класс», считая, что субъективная самооценкалюдей больше не зависит от объективного экономического статуса. Происходит «индивидуализация»классовой структуры, ощущения классового первенства все меньше связываются счувством «классовой судьбы». Социальная идентичность относится скореек различным «стилям» потребления, культурным ценностям, этническойпринадлежности, сексуальности и т.п. И все же новые источники идентичностискорее дополняют социальную классификацию, чем отменяют ее, но классовый анализне может служить единственным способом объяснения социальных процессов. Ондолжен исходить из факта взаимодействия между классовыми и другими факторамисоциальной разнородности.

Список литературы

1. Алексеев П.В., Панин А.Ф. Философия. 3-е изд. М., 2007.

2. Крылов А.Г. Антология мировой философии. М., 2008.

3. Греков А.М. Введение в философию. М., 2006.

4. Кун Т. Структуры научных революций. М., 2006.

5. Никифоров Л.А. Философия науки. Сбп., 2007.

www.ronl.ru

Контрольная работа по теме "Человек и общество" Вариант 2

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:

«ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО». 10 класс. ВАРИАНТ 1.

1. Важным отличием человека от животных является:

  1. самосознание; 3) рефлексы;

  2. инстинкты; 4) потребности.

2. Индивидуальность — это:

  1. специфические черты, присущие человеку как биологическому организму;

  2. темперамент человека, его характер;

  3. неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке;

  4. совокупность человеческих потребностей и способностей.

3. Понятие «личность» обозначает:

  1. единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа;

  2. любого, кто принадлежит к человеческому роду, поскольку обладает присущи­ми всем людям свойствами и качествами;

  3. субъекта сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые человек как субъект реализует в об­щественной жизни;

  4. человека, достигшего совершеннолетия, обладающего всей полнотой прав и сво­бод, определенных гражданством.

4. И человеку и животному свойственна способность к:

  1. самореализации; 3) самосохранению;

  2. самопознанию; 4) самообразованию.

5. Какой признак является лишним в перечне свойств человека как личности:

  1. профессионализм; 3) определенные моральные нормы;

  2. активность; 4) особенности внешности.

6. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Главным в характеристике личности является общественная сущность.

Б. Новорожденный человек является личностью.

  1. верно только А; 3) верны оба суждения

  2. верно только Б; 4) оба суждения неверны

7. Социализация личности — это:

  1. освоение опыта предыдущих поколений;

  2. вид социальной ответственности;

  3. реализация гражданином своих социальных прав;

  4. моделирование результата социально-преобразующей деятельности.

8. Верны ли следующие суждения?

А. Изменение сознания людей является главной и основной целью практической деятельности.

Б. Изменение сознания людей является главной и основной целью духовной деятель­ности.

  1. верно только А;

  2. верно только Б;

  3. верны оба суждения;

  4. оба суждения неверны.

9. Отличием деятельности человека от жизнедеятельности других живых существ является:

  1. инстинктивное поведение;

  2. эмоциональное переживание;

  3. целеполагание;

  4. подражание.

10. Знание, условия получения которого не осознаются:

  1. творчество; 3) деятельность;

  2. интуиция; 4) воображение.

11. Верны ли суждения о смысле жизни?

А. Проблема смысла жизни и смерти — одна из главных проблем всякой религии.

Б. С религиозной точки зрения, надо прожить жизнь так, как того требует воля Божия.

  1. верно только А;

  2. верно только Б;

  3. верны оба суждения;

  4. оба суждения неверны.

12. Тип мировоззрения, отличительной особенно особенностью которого является то, что оно в ре­шающей мере формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт и здравый смысл:

  1. обыденный;

  2. научный;

  3. религиозный;

  4. гуманистический.

13. Верны ли суждения о самопознании?

А. Самопознание позволяет выявить в человеке его важнейшие особенности, сущ­ность его «Я».

Б. Познавая себя, мы познаем мир, а узнавая мир, ближе подходим к самим себе.

1) верно только А; 3) верны оба суждения

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны

14. Верны ли следующие суждения об ответственности личности?А. Чувство ответственности дано человеку от рождения.

Б. Ответственность является исключительно внутренним качеством и не связана с внешними формами воздействия на человека.

  1. верно только А;

  2. верно только Б;

  3. верны оба суждения;

  4. оба суждения неверны.

15. Понятие «динамичная система» относится:

  1. только к обществу; 3) и к природе, и к обществу;

  2. только к природе; 4) ни к природе, ни к обществу.

16. К основным признакам общества как системы относятся:

  1. природные условия;

  2. отсутствие изменений;

  3. общественные отношения;

  4. этап исторического развития.

17. Что характеризует общество как динамичную систему:

  1. наличие общественных отношений;

  2. связи между подсистемами общества;

  3. саморазвитие;

  4. способы взаимодействия людей.

18. Примером взаимодействия природы и общества является:

1) глобальное потепление климата;

2) изменение демографической ситуации;

3) развитие сферы производства;

4) рост городов.

19. К духовной культуре относят:

  1. знания

  2. предметы быта

3) транспорт

4) оборудование

20. Культурными универсалиями называют:

1) совокупность норм поведения;

2) особенности национальной культуры;

3) совокупность знаний об обществе;

4) некоторые общие черты или формы, присущие всем культурам.

21. К социальной сфере жизни общества относят:

  1. власть, государство;

  2. производство материальных благ;

  3. классы, нации;

  4. наука, религия.

22. Отношения в процессе материального производства можно отнести к:

  1. экономической сфере;

  2. политической сфере;

  3. социальной сфере;

  4. духовной сфере.

23. Из перечисленного важнейшим институтом общества является (-ются):

  1. семья; 3) природа;

  2. право; 4) традиции.

24. Прочтите текст и выполните задания после него.

«Как известно, объективная истина есть содержание знаний, не зависящее ни от человека, ни от человечества; это – адекватное отражение субъектом окружающего мира. Общая характеристика истины применима к любой форме познания – и к естественно-научному, и к социальному отражению. Однако, отмечая общность, следует видеть специфику проявления истины в отражении общественных явлений. Необходимо учитывать особенности и объекта, и субъекта познания, и их отношений…

Объективная истина в общественных науках, как и естествознании, одна. Иначе быть не может, если строго придерживаться критерия научности в социальном познании. Но очевидно также и то, что процесс постижения объективной истины столь же труден, сколь и бесконечен. Развитие социального знания идет путем борьбы противоположных взглядов, концепций и теорий, путем их систематического пересмотра. Единственный объективный критерий истины – это практика…

При этом надо всегда иметь в виду, что критерием истины является не единичный опыт, не единовременный акт проверки, а общественная практика в ее историческом измерении.

Однако практика является относительным критерием социальной истины в том смысле, что она указывает истинность знания только для определенных исторических условий. Критерий практики настолько «определенен», чтобы отличать объективные знания от субъективных мнений и идеалистических заблуждений, чтобы стимулировать творческое развитие социального познания, и в то же время настолько «неопределенен», чтобы не позволять знаниям человека превратиться в «абсолют».

(А.М. Коршунов, В.В. Мантатов)

Задания:

  1. Какие два определения объективной истины даны авторами?

  2. О каких двух особенностях практики, как критерии истины в общественных науках говорится в тексте?

  3. Охарактеризуйте, опираясь на знание курса, особенности объекта, субъекта и результатов социального познания.

  4. Приведите три примера, подтверждающих три любых утверждения авторов (по вашему выбору). В каждом случае напишите сначала утверждение, а затем – соответствующий пример.

multiurok.ru


Смотрите также