Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология" 10 класс. Контрольная работа лексика фразеология


"Лексика и фразеология" (6 класс)

Контрольная работа по теме:

«Лексика и фразеология»

(6 класс)

1 вариант

1. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?А) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;Б) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;В) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза;Г) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия.

2. Определите, в каком варианте даны неологизмы:А) бартер, кастинг, конфессия; Б) псалтырь, светлица, кафтан; В) курень, полуночник, шелоник;Г) опосля, прислухаться, не серчай; Д) кардиолог, инфаркт, универсам.

3. Определите, в какой строке все слова заимствованные:А) место, история, тетрадь; Б) берег, город, молоко; В) аббат, филин, штык;Г) ладонь, корова, дочь, Д) поле, береза, сосед.4. Укажите, какое из данных слов является архаизмом: А) меньшевик Б) выя В) кольчуга Г) алебарда.

5. Сколько слов в списке, которые можно понять как две разные формы двух разных глаголов?

Отрасти, пили, полей, мой

А) одно; Б) два; В) три; Г) четыре.

6. Подберите ответ – фразеологизм: Как говорят о человеке, глухом ко всем доводам?

А) Молчит, как в рот воды набрал; Б) Смотрит как баран на новые ворота;

В) Ему всё как об стену горох; Г) Как сыр в масле катается.

7.Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «хранить молчание»? А) как в воду глядел; Б) набрать в рот воды; В) выйти сухим из воды;Г) как рыба в воде; Д) не разлить водой. 8. Этот фразеологизм означает то, что открывает дорогу кому-либо вперед, представляет право, возможность полезного существования.

А) вывести на чистую воду; Б) родиться в сорочке; В) путёвка в жизнь.

9. Найдите фразеологизм, антонимичный фразеологизму "положа руку на сердце":

А) Играть на руку; Б) Засучив рукава; В) Кривить душой; Г) Через пень колоду. 10.Подберите синонимы к фразеологизмам (1-2 примера): А) валять дурака - ……. Б) не покладая рук -………

11. Выпишите из словаря в учебнике по 3 слова, которые относятся к устаревшей лексике, диалектной лексике.

12. Напишите не менее 10 слов, заимствованных из других языков. Составьте с любыми из них 2-3 СПП предложения, начертите схемы записанных предложений.

13. Запишите 2 любых фразеологизма, объясняя историю их появления в языке (происхождение).

2 вариант

1. В каком ряду все слова – синонимы?А) время, период, эпоха, эра; Б) лингвист, историк, литературовед;В) фрукты, овощи, вишня; Г) сосна, тополь, ясень;2. Определите, в каком варианте даны профессиональные слова:А) учитель, наставник, педагог; Б) отечество, родина, отчизна;В) метель, пурга, буран; Г) аккорд, вокализ, мольберт.3. Определите, в каком варианте даны слова общеупотребительные:А) десница, работа, слеза; Б) акварель, гуашь, палитра; В) нечто, выкаблучиваться, ступай; Г) нижеподписавшийся, горенка, изрядно; Д) кирпич, свекла, идти.4. Какое значение слова "плюс" является переносным?

А) Знак, обозначающий действие сложения;

Б) Положительная величина при обозначении температуры;

В) Достоинство, хорошая сторона кого - или чего-либо;

Г) Знак, употребляемый при оценке знаний, если требуется обозначить превышение уровня, соответствующего кому-то.

5. Сколько слов из данного списка можно понять и как существительные, и как глагол?

Шила, мыла, выла, дела, жили, были, рыли, жил.

А) Два; Б) Три; В) Четыре; Г) Пять.

6. Укажите, какое из данных слов является историзмом: А) шарабан; Б) внемли; В) очи; Г) чело.

7. Укажите строку, в которой все слова заимствованные:

А) фельдфебель, комфорт, лекарь, земля, апофеоз; Б) ватрушка, факел, мичман, галстук, ветер;

В) шахтер, акация, психолог, экран, цирк; Г) монолог, пудинг, перелесок, хоккей, одуванчик.

8. Какой фразеологизм имеет значение "достигать сразу двух целей"?

А) (Оказаться) между двух огней; Б) сидеть между двух стульев;

В) гоняться за двумя зайцами; Г) убить двух зайцев.

9. Назовите антоним фразеологизма «спустя рукава»:

А) бить баклуши, Б) положа руку на сердце, В) сложа руки Г) не покладая рук Д) море по колено

10. Какой фразеологический оборот должен закончить предложение?

Ему и слова возразить нельзя, он сразу …

А) выходит из себя; Б) садится в калошу; В) смотрит сквозь пальцы.

11. Выпишите из словаря в учебнике по 3 слова, которые относятся к профессиональной лексике, диалектной лексике.

12. Напишите не менее 10 слов, заимствованных из других языков. Составьте с любыми из них 2-3 СПП предложения, начертите схемы записанных предложений.

13. Перепишите текст, заменив отдельные слова фразеологическими оборотами:

Петя плохо работал. Дома он тоже ничего не делал. За уроки брался неохотно. Получив плохие оценки, мальчик печально шёл домой. Надо было усердно приниматься за работу.

www.metod-kopilka.ru

Контрольная работа по теме "Лексика. Фразеология."

Контрольная работа по русскому языку

Тема: Лексика. Фразеология.

Вариант №1

  1. Словарный диктант. Запишите данные слова, вставьте пропущенные буквы.

О(п,, пп)онент, и(л, лл)юминация, ко(м,мм)юнике, камзол, (не)уместно, бе..пристрастный, пр..клонить голову, вежды, здра..ствовать, р..весник, сверс..ник, фу..бол, ра..чувствоваться, в..нтиляция, в..негрет. пей..жер, рента, эл..кторат, бро(к,кк)ер, подручник, гусляр, ланиты, уста.

  1. Найдите в словарном диктанте историзмы, выпишите их, объясните, в чем разница между историзмами и архаизмами.

  2. Найдите в словарном диктанте неологизмы, выпишите их, определите, как они появились в речи.

  3. Какие из данных слов являются многозначными: язык, жарить, далекий, обезьяна, стамеска. Докажите правильность своего выбора.

  4. Подберите синонимы к словам: фальшивый, большой, талант, роптать, хитрый.

  5. Составьте предложения со словами длинный-длительный, как называются такие слова?

  6. Выберите нужное слово, запишите полученное предложение:

а) Он сразу же решил пойти на (рыбью, рыбную) ловлю.

б) Надо (тактично, тактически) намекнуть ему, что не следует поступать подобным образом.

в) История этой семьи могла бы лечь в (основание, основу) романа.

г) Группа школьников (пришла - зашла) в музей на лекцию.

д) Мы все завтра (придем - выйдем) на стадион, чтобы посмотреть игру своей любимой команды.

8. Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию очень любить:

а) как свои пять пальцев;

б) яблоку негде упасть;

в) души не чаять;

г) проще пареной репы;

д) носить на руках;

е) положа руку на сердце.

9 . Найдите синонимические фразеологизмы, выпишите получившиеся пары.

а) во что бы то ни стало;

б) игра не стоит свеч;

в) ни слуху ни духу;

г) хоть караул кричи;

д) себе дороже;

е) хоть волком вой;

ж) кровь из носу;

з) как в воду канул.

10.  В каком предложении нет антонимов?

а) Книга учит различать добро и зло.б) Корень учения горек, да плод его сладок.в) Недруг поддакивает, а друг спорит.г) Ученье способно и украшать, и утешать.

11. Какое из перечисленных слов имеет значение «чувство нравственной ответственности за свое поведение перед определенным лицом, обществом»?

а) совесть б) долг  в) стыд  г) благородство

Контрольная работа по русскому языку

Тема: Лексика. Фразеология.

Вариант №2

  1. Словарный диктант. Запишите данные слова, вставьте пропущенные буквы.

О(п,, пп)онент, и(л, лл)юминация, ко(м,мм)юнике, камзол, (не)уместно, бе..пристрастный, пр..клонить голову, вежды, здра..ствовать, р..весник, сверс..ник, фу..бол, ра..чувствоваться, в..нтиляция, в..негрет. пей..жер, рента, эл..кторат, бро(к,кк)ер, подручник, гусляр, ланиты, уста.

  1. Найдите в словарном диктанте архаизмы, выпишите их, объясните, в чем разница между историзмами и архаизмами.

  2. Найдите в словарном диктанте неологизмы, выпишите их, определите, как они появились в речи.

  3. Какие из данных слов являются многозначными: суффикс, шляпа, резать, курица дом. Докажите правильность своего выбора.

  4. Подберите антонимы к словам: фальшивый, большой, талант, ералаш, роптать.

  5. Составьте предложения со словами мелкий-мелочный, как называются такие слова?

  6. Выберите нужное слово, запишите полученное предложение:

а) Он надеялся на (удачный, удачливый) лов.

б) (Скрытый, скрытный) от глаз прохожих, мальчик садится с удочкой на берегу.

в) Певец исполнял (заглавную, главную) партию в опере.

г) Перед подвигом защитников Отечества мы (преклоняем - склоняем) голову.

д ) На голове отца (одета -  надета) меховая шапка.

8. Найдите антонимические фразеологизмы, выпишите получившиеся пары.

а) душа в душу;

б) засучив рукава;

в) играть на руку;

г) положа руку на сердце;

д) вставлять палки в колеса;

е) кривить душой;

ж) как кошка с собакой;

з) через пень колоду.

9. Укажите строку, в которой все слова являются заимствован­ными:

а) фельдфебель, комфорт, лекарь, земля;

б) ватрушка, жнец, мичман, галстук;

в) медальон, мольберт, либретто, гитара;

г) пудинг, квас, одуванчик, хоккей.

10. Какое из перечисленных слов имеет значение «направленный на благо других, человеколюбивый»?

а) порядочный б) гуманный  в) преданный г) добрый

11. Укажите, какая из омонимичных форм использована в пред­ложении

1Лет до ста расти нам без старости (В. Маяковс­кий):

а) омоформы;

б) омофоны;

в) омографы.

multiurok.ru

Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология" 10 класс

Контрольная работа по теме «Лексика»

1. О каком языковом явлении говорится в стихотворении:

                          Много разных есть ключей:

                            Ключ-родник среди камней,

                            Ключ скрипичный, завитой,

                            И обычный ключ дверной.

2. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено

ошибку и запишите слово правильно

ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОМУ ребенку нельзя рассказывать на ночь страшных сказок.

По небу неслись ОБРЫВКИ облаков.

Боец он смелый, опытный, ДИСЦИПЛИНИРОВАННЫЙ.

Мы мальчику готовили имя Богдан — очень мужественное, сильное и ЗВУКОВОЕ имя.

ПОМЕЩИЧЬИ земли отданы крестьянам.

3. Сгруппируйте парами антонимы и запишите соответствующие пары цифр.

1.Явный. 2. Активно. 3. Ничтожный. 4. Вечность. 5. Вперед. 6. Всегда. 7. Высоко. 8. Завышать. 9. Круто. 10. Твердый. 11. Нужда. 12. Подлинный. 13. Мгновение. 14. Пассивно. 15. Скрытый. 16. Великий. 17. Назад. 18. Никогда. 19. Занижать. 20. Полого. 21. Мягкий. 22. Достаток. 23. Поддельный. 24. Низко.

4. Найдите синонимы и запишите соответствующие пары цифр.

1.Надежда 2. Оплот.3. Изумительный. 4. Лаконичный. 5. Колоссальный. 6. Любезность. 7.Неотъемлемый.8. Лживый. 9. Грациозный. 10. Факультативный. 11. Краткий. 12. Обыватель. 13. Исполинский.14. Необязательный. 15. Упование. 16. Неотделимый. 17. Изящный. 18. Мещанин. 19. Цитадель.20. Комплимент. 21. Спокойный. 22. Мистический. 23. Восхитительный. 24. Сиять. 25. Альманах.26. Блестеть. 27. Невозмутимый. 28. Неискренний. 29. Сборник. 30. Сверхъестественный.

5. Подобрать вторую часть фразеологизма и записать его. Объясните значение записанного фразеологизма.

1. Плясать под _____ 2. Янус______ 3. Семь пятниц ______ 5. Притча во ______ 6. Ахиллесова _____

7. Хоть шаром______ 8. Дамоклов _____ 9. Аредовы ______ 10. На чём свет______

6. Замените заимствованные слова русскими синонимами: банкротство, имитация, контракт, резонанс, толерантность

7. Определите средство выразительности:

а) В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть.

А) эпитет Б) метафора В) антитеза Г) оксюморон

б) Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь.

А) сравнение Б) олицетворение В) эпитет Г) инверсия

в). Туча с громом сговорилась: ты, гром, греми, а я дождем разолью.

А) анафора Б) сравнение В) эпитет Г) олицетворение

г). И луч блеснул с него чудесный, как с черной тучи день небесный.

А) сравнение Б) метафора В) олицетворение Г) литота

д). Не то на серебре – на золоте едал.

А) метафора Б) гипербола В) литота Г) метонимия

(1)Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящеватые уши, торчащие в разные стороны, будто остренькие рожки, называли Чертёнком, пригнал в село табун. (2)Бешено вращая зрачками, он рассказал толпившимся возле гаража мужикам, что видел в степи настоящую антилопу.– (3)Да чего этого Чертёнка слушать: он собаку от курицы не отличает! – недоверчиво отмахивались от него. – (4)Откуда в наших местах антилопы?– (5)Да я лично видел! (6)Она в лощине паслась!– (7)Так, может, это не антилопа, а северный олень или мамонт?! – вкрадчиво спросил визжащего от обиды Чертёнка дед Кадочников, пряча улыбку в большой окладистой бороде. (8)Смеясь, мужики стали расходиться. (9)Не смеялся только рослый механик Николай Савушкин. (10)Он строго посмотрел на пастуха и тихо спросил его:– (11)Ты точно антилопу видел?– (12)Точно! (13)Видел! (14)Мамой клянусь! – пастух неуклюже перекрестился. – (15)А зачем тебе, Колёк, антилопа? (16)Лето ведь – мясо испортится!– (17)Мне не мясо, мне рога нужны, я из них лекарство сделаю! (18)Дочка у меня сильно хворает, уже третий год.(19)Ранним утром, едва только рассвело, Савушкин взял ружьё и отправился в лощину. (20)Туман тугими лентами покрывал степь, и сквозь белые кружева синели одинокие берёзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах. (21)Савушкин исходил всю лощину, пролазил все перелески, но не нашёл следов антилопы. (22)Он знал, что ничего не найдёт. (23)Так уж, видно, суждено. (24)Суждено видеть стеклянные глаза девочки, которая с тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошечному телу крадётся боль. (25)Боль, похожая на большую чёрную кошку.(26)Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир, стекал густыми струями на землю. (27)Нужно было возвращаться назад. (28)Савушкин спустился с холма и заплакал. (29)По его лицу, мешаясь с потом, текли слёзы и, будто кислота, разъедали кожу… (30)Она молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает: никто не поможет. (31)И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли.(32)Вдруг Савушкин замер. (33)В овражке, прорытом вешними водами, стояла антилопа. (34)Совсем близко, под самым носом, шагах в двадцати. (35)Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки. (36)Антилопа смотрела на него, но почему-то не убегала.– (37)Стой, стой, миленькая, стой! – шёпотом уговаривал её Савушкин. (38)Он шагнул влево и увидел рядом с антилопой детёныша. (39)Малыш примостился возле матери, на траве, поджав тонкие ножки, и, сморённый жарой, устало смотрел куда-то в сторону. (40)Мать стояла возле него, закрывая своим телом от палящего солнца. (41)Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша. (42)Савушкин вздохнул и попятился назад...(43)Солнце жгло прокалённую землю. (44)Дочка сидела на крыльце и ела землянику, которую он нарвал в овраге перед самым селом. – (45)Вкусно, миленькая?– (46)Вкусно!(47)Савушкин наклонился и погладил её мягкие волосы. (48)На голову ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень.

(По А. Владимирову*)

* Александр Павлович Владимиров – современный писатель-прозаик.

«Автор, рассказывая историю своего героя, использует разнообразные средства выразительности, которые усиливают эмоциональное воздействие на читателя. Это приём – __________ (в предложениях 23–24, 24–25), а также тропы: __________ («будто фиолетовое покрывало» в предложениях 41, 48), __________ («стеклянные глаза» в предложении 24) и __________ («по лабиринтам боли» в предложении 31)».

Список терминов:

  1. антитеза

  2. метафора

  3. сравнение

  4. анафора

  5. ряд однородных членов

  6. лексический повтор

  7. риторический вопрос

  8. риторическое восклицание

  9. эпитет

infourok.ru


Смотрите также