Контрольная работа по литературе"Стихотворные размеры" (6 класс). Стихотворение контрольная


Контрольная работа по литературе"Стихотворные размеры" (6 класс)

______________________________________________________________

Контрольная работа по литературе «Стихотворные размеры»

1 вариантНачало формы

  1. Укажите, как называется двусложный размер стиха с ударением на первый слог.

  1. Ямб 2) Хорей

  1. Дактиль 4) Амфибрахий

  1.  Укажите, как называется трехсложный размер стиха с ударением на третий слог.

  1. Анапест 3) Ямб

  2. Дактиль 4) Амфибрахий

  1. Укажите, как называется трехсложный размер стиха с ударением на первый слог.

  1. Анапест 3) Ямб

  2. Амфибрахий 4) Дактиль

  1.  Укажите, каким размером написано следующее стихотворение:

Опять стою я над Невой,И снова, как в былые годы,Смотрю и я, как бы живой,На эти дремлющие воды. (Тютчев Ф.)

1) ямб 2) хорей 3) дактиль 4) анапест

  1.  Укажите, каким размером написано следующее стихотворение:

Как хорошо ты, о море ночное,-Здесь лучезарно, там сизо-темно...В лунном сиянии, словно живое,Ходит и дышит, и блещет оно. (Тютчев Ф.)

1) хорей 2) дактиль 3) амфибрахий 4) анапест

  1. Укажите, каким размером написано следующее стихотворение:

Есть женщины в русских селеньяхС спокойною важностью лиц,С красивою силой в движеньях,С походкой, со взглядом цариц. (Некрасов Н.)

1) ямб 2) анапест 3) дактиль 4) амфибрахий

  1. Определите стихотворный размер (нарисуйте схемы):

1)  Царь с царицею простился,

     В путь-дорогу снарядился…

__________________________________________________________________  __________________________________________________________________

 

2)  Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3)  Сквозь волнистые туманы

      Пробирается луна.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4)  Дела давно минувших дней,

     Преданья старины глубокой…

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5)  Да голос мой душе твоей

     Дарует то же утешенье…

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6) На севере диком стоит одинокоНа голой вершине сосна

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7) Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу...Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу...____________________________________________________________________________________________________________________________________

8) Глубоко-глубоко всей душой

Я вдохну запах двух городов,

____________________________________________________________________________________________________________________________________

ОЦЕНКА____________________________

______________________________________________________________

Контрольная работа по литературе «Стихотворные размеры»

2 вариантНачало формыНачало формы

  1. Укажите, как называется двусложный размер стиха с ударением на второй слог.

  1. Хорей 3) Анапест

  1. Ямб 4) Дактиль

  1. Укажите, как называется трехсложный размер стиха с ударением на второй слог.

  1. Анапест 3) Дактиль

  2. Амфибрахий 4) Хорей

  1. Укажите, как называется трехсложный размер стиха с ударением на первый слог.

  1. Анапест 3) Ямб

  2. Амфибрахий 4) Дактиль

  1.  Укажите, каким размером написано следующее стихотворение:

В небе тают облака,И, лучистая на зное,В искрах катится река,Словно зеркало стальное. (Тютчев Ф.)

  1. хорей 2) ямб 3) амфибрахий 4) анапест

  1.  Укажите, каким размером написано следующее стихотворение:

Есть женщины в русских селеньяхС спокойною важностью лиц,С красивою силой в движеньях,С походкой, со взглядом цариц. (Некрасов Н.)

1) ямб 2) анапест 3) дактиль 4) амфибрахий

  1.  Укажите, каким размером написано следующее стихотворение:

Прозвучало над ясной рекою,Прозвенело в померкшем лугу,Прокатилось над рощей немою,Засветилось на том берегу. (Фет А.)

  1. ямб 2) дактиль 3) анапест 4) амфибрахий

  1. Определите стихотворный размер (нарисуйте схемы):

1)  Сижу за решёткой

     В темнице сырой.

__________________________________________________________________  __________________________________________________________________

 

2)  По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит.  

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3)  Туча по небу идёт,

     Бочка по морю плывёт.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4)  Но я  другому отдана,

      И буду век ему верна.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5)   Входят семь богатырей,

      Семь румяных усачей.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6) Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несёшься по ясной лазури,

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7) Крутится, вертится шар голубой,

Крутится, вертится над головой

__________________________________________________________________  __________________________________________________________________

 

8) До свиданья, мой ласковый мишка!

Возвращайся в свой сказочный лес!

__________________________________________________________________  __________________________________________________________________

ОЦЕНКА____________________________

infourok.ru

Контрольная работа - Стихотворение Пушкина К морю

Стихотворение «К морю» стало своеобразным заключением пушкинской лирики периода южной ссылки — периода расцвета романтизма в его творчестве. Начатое в Одессе, оно было закончено уже в Михайловском и стало своеобразным прощанием поэта не только с морем, так полюбившимся ему, но и с романтизмом:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Та катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Тем не менее это стихотворение насыщено романтическими темами, мотивами и образами. По жанру — это элегия, самый любимый романтиками жанр лирики. В нем поэт не только создает прекрасную картину морской стихии, но прежде всего выражает свои самые заветные думы и чувства, наполняя стихотворение глубокими философскими размышлениями о жизни и смерти, свободе и неволе, человеческой судьбе.

Образ моря возникает еще в элегии «Погасло дневное светило…» 1820 года, одном из первых стихотворений, созданных поэтом на юге. С этим стихотворением в лирику Пушкина вошла атмосфера юга, южной ночи, моря, звезд и морской стихии, мотив памяти о «волшебных краях», «пределах дальних», куда стремится душою поэт, но не может попасть. За четыре года, проведенные на юге, море стало для поэта «пределом желанным», близким другом, с которым он чувствует родство душ:

Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз.

Удивительно, но именно море является адресатом стихотворения, оно не просто олицетворяется, а буквально превращается в живое существо — друга. Отсюда столь странное обращение к морю, в русском языке существительному среднего рода, как к существу мужского рода: «Ты ждал, ты звал…». Чем же так близок поэту этот «друг», с которым ему предстоит тяжелое расставание?

Традиционно в романтической поэзии море является символом свободы, и для Пушкина это прежде всего — «свободная стихия». Она прекрасна во всех своих проявлениях:

Как я любил твои отзывы,

Глухие звуки, бездны глас

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!

Для поэта-романтика свободная стихия прекрасна даже тогда, когда она становится грозной, губительной силой:

Но ты взыграл, неодолимый,

И стая тонет кораблей.

Рисуя картину моря, Пушкин чаще всего использует метафорические эпитеты и метафоры, связанные с мотивом «свобода — неволя»: «свободная стихия», «блещешь гордою красой», «я был окован», «ты взыграл, неодолимый», «мой поэтический побег». Ассонанс, основанный на чередовании открытых и закрытых звуков («Прощай, свободная, стихия»,«ты катишь волны голубые»), имитирует шум моря, и мы как будто присутствуем при разговоре, который оно ведет с поэтом. О чем этот разговор?

Конечно, это воспоминания, которые связывают двух друзей:

Ты ждал, ты звал… я был окован;

Вотще рвалась душа моя:

Могучей страстью очарован,

У берегов остался я…

Пушкин действительно замышлял бегство из Одессы морем в Европу, но эти замыслы потерпели крушение. Да и бежать, по сути, уже некуда:

О чем жалеть? Куда бы ныне

Я путь беспечный устремил?

Один предмет в твоей пустыне

Мою бы душу поразил…

Что же произошло с миром, почему так меняется настроение поэта? Стихотворение пронизано типичным романтическим мотивом противопоставления свободной природы и несвободного человека, живущего по законам общества. Этот мотив звучал у Пушкина и раньше — достаточно вспомнить его «Деревню» 1819 года. Но там вопрос о свободе решался в просветительском духе, когда гармония общественная сможет дополнить гармонию свободной природы только через изменение социальных условий жизни:

Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?

Но идеалы романтика совсем иные, а значит, и понимание свободы становится другим. В стихотворении «К морю» звучит совсем иной мотив: просвещение отрицается как рационализм, разрушающий естественную жизнь, и возникает поразительное объединение понятий «просвещение» и «тирания»:

Судьба земли повсюду та же:

Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье иль тиран.

Куда же теперь может устремиться поэт-романтик? Осталось всего два места на земле, где еще живо воспоминание о подлинной свободе и воле, — это «гробница славы», где лежит Наполеон, и «другой властитель наших дум» — Байрон, но тоже уже «умчавшийся» от нас, как «бури шум». Эти два признанных кумира, воплощающих в себе идеал романтической личности, символ романтика вообще, остались только в памяти. И вот перед мысленным взором поэта встает «гробница славы»:

Там погружались в хладный сон

Воспоминанья величавы:

Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений.

Здесь Пушкин говорит о Наполеоне как о романтическом герое, как о человеке, оставившем свой след в истории и судьбах людей. Но судьба его трагична: затерянная посреди моря одинокая скала — вот его последний приют, символ крушения всех надежд. Трагична и участь другого «гения» — Байрона. Он, певец моря и свободы, был наиболее ярким их выразителем, а потому его оплакивают не только люди, близкие по духу, но и сама свобода. К морю обращен призыв лирического героя стихотворения:

Шуми, взволнуйся непогодой:

Он был, о море, твой певец.

Твой образ был на нем означен,

Он духом создан был твоим:

Как ты, могуч, глубок и мрачен,

Как ты, ничем неукротим.

Вот какие беседы ведет поэт с единственным оставшимся у него в мире другом — морем. Но и с ним ему суждено проститься:

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.

Здесь, в этих последних строфах стихотворения, явственно слышна перекличка с начальными строками: это излюбленная пушкинская кольцевая композиция. Свободный и величавый гул моря еще долго будет слышен поэту во «мраке заточенья» в Михайловском. Должно было пройти время, чтобы душу его поглотила новая любовь — к родным просторам русской природы, так чудно воспетых им во многих стихах. И тогда он окончательно распрощается с романтизмом и его самым ярким символом — «свободной стихией», морем. Но для нас навсегда этот образ останется незабываемым. И приходя, как когда-то поэт, на берег моря, мы слышим его «гул в вечерние часы», видим набегающие «волны голубые» и восхищаемся его «гордою красой».

www.ronl.ru

Контрольная работа на тему " Двусложные и трехсложные размеры стиха" (5-6 классы)

Ф.И.______________________________________________________________________________-

Контрольная работа

Тема. Размеры стихосложения.

Вопросы:

  1. Перечислите размеры стиха и графически напишите. (Ответ напишите на обратной стороне листа).

  2. Что такое стихотворение? (Ответ напишите на обратной стороне листа).

Отрывки из стихотворений для определения размера стиха

1.Мороз и солнце; день чудесный!

Ещѐ ты дремлешь, друг прелестный, -

Пора, красавица, проснись…(А.С.Пушкин)

2.Буря / мглою/ небо/ кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя...

(А.С. Пушкин)

3.Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат,

В снега и метели

Закутавшись спят.

(Ф.И. Тютчев)

4.Средь шумного бала случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна,

Твои покрывала черты.

(А.К. Толстой)

5.Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от весѐлых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу -

Всѐ лицо твоѐ вспыхнуло вдруг.

(Н.А. Некрасов)

6.Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

(И.С. Тургенев)

7.Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

(А.С. Пушкин)

8.Мчаться тучи, вьются тучи

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

(А.С. Пушкин)

9.В рабстве спасѐнное

Сердце народное -

Золото, золото

Сердце народное!

(Н.А. Некрасов)

10.На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она. (М.Ю.лермонтов)

11.Есть в напевах твоих сокровенных

Роковая о гибели весть.

Есть проклятье заветов священных,

Поругание счастия есть.

(А. Блок

12.В мире как в море: не спят рыбаки,

Сети готовят и ладят крючки.

В сети ли ночи, на удочку дня

Скоро ли время поймает меня?

(Расул Гамзатов)

13.В беспечных радостях, в живом очарованье,

О дни весны моей, вы скоро утекли.

Теките медленней в моѐм воспоминанье.

(А.С. Пушкин)

14.Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима глядит в глаза.

(И.А. Крылов)

15.Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз;

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.

(М.Ю. Лермонтов)

16.Мороз и солнце; день чудесный!

Ещѐ ты дремлешь, друг прелестный, -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись.

(А.С. Пушкин)

17.Опять звучит в моей душе унылой

Знакомый голосок, и девственная тень

Опять передо мной с неотразимой силой

Из мрака прошлого встаѐт, как ясный день;

Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый!

Я устарел: и жить и чувствовать - мне лень.

(Л.А.Мей)

18- Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

(М.Ю. Лермонтов)

19.Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалѐнные седой зимы угрозы.

(А.С. Пушкин)

20.Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу.

Черногривого коня.

Дайте раз пор синю полю

Проскакать на том коне;

Дайте раз на жизнь и волю,

Как на чуждую мне долю,

Посмотреть поближе мне...

(М.В. Лермонтов)

21.Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью еѐ румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девушкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.

(А.С. Пушкин)

22.Я помню чудное мгновенье!

Передо мной явилась ты,

Как мимолѐтное виденье,

Как гений чистой красоты. (А.С.Пушкин)

23.Ты промелькнула, как виденье,

О, юность, быстрая моя,

Одно сплошное заблужденье!

Ты промелькнула, как виденье,

И мне осталось сожаленье,

И поздней мудрости змея.

Ты промелькнула, как виденье,—

О, юность быстрая моя!

(К. Бальмонт)

24.Ревѐт ли зверь в лесу глухом,

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поѐт ли дева за холмом -

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.

(А.С. Пушкин)

infourok.ru

Контрольная работа - Анализ стихотворения Лермонтова Дума 2

Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»

Дума-поэтическая форма, которую широко использовали поэты-декабристы (наприм. «Думы» Кондратия Рылеева). Следуя декабристам, Лермонтов по возвращении из ссылки печатает «Думу», в которой обращается к своим современникам с упреком в малодушии, в отказе от гражданской борьбы: они не желают служить самодержавию, но в то же время отказались от борьбы с ним и от всякого участия в общественной жизни.

Стихотворение по жанру является элегией-сатирой, как и «Смерть поэта». Только сатира здесь направлена не на придворное общество, а на основную массу дворянской интеллигенции 30-х годов.

Главная тема стихотворения — это общественное поведение человека. Тема раскрывается в характеристике поколения 30-х годов. Это поколение, выросшее в условиях мрачной реакции, совсем не то, какое было в 10—20-х годах, не поколение «отцов», т. е. декабристов. Общественно-политическая борьба декабристов рассматривается ими как «ошибка» («Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов...»). Новое поколение отошло от участия в общественной жизни и углубилось в занятия «бесплодной наукой», его не тревожат вопросы добра и зла; оно проявляет «позорное малодушие перед опасностью», является «презренными рабами перед властью». Этим людям ничего не говорят ни поэзия, ни искусство. Участь их безотрадна:

Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдём без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда.

Такая суровая оценка Лермонтовым своих современников продиктована его общественными взглядами передового поэта. Он ещё юношей заявлял: «Так жизнь скучна, когда боренья нет», особенно порицая безучастное отношение к царящему в жизни злу. Равнодушие к общественной жизни — это духовная смерть человека. Лермонтов в этой думе не отделяет себя от своих соотечественников, он говорит «мы»,

Автор обращает свой взгляд к последующему поколению, к тем, кто придет на смену этим людям. Он убежден в том, что потомки должны строго осудить людей его поколения, так как они не только ошибались, но и при этом бездействовали. Поэтому так суров его приговор: И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом. Лермонтов в своем стихотворении уважительно вспоминает героическое поколение «отцов», прославивших свое время великими подвигами. Он высказывает острую критику поколения «детей», в пассивности и равнодушии проживающих свой век, не принося никакой пользы обществу; а также выражает надежду на последующие поколения, которые осмыслят и исправят ошибки прошлого и станут достойными сынами своего народа, своей Родины.

Сурово порицая за это равнодушие, за отход от общественно-политической борьбы своё поколение, Лермонтов как бы зовет его к нравственному обновлению, к пробуждению от духовной спячки.

«Дума» — это гражданский суд над своим поколением. Автор показывает его пассивность и пустоту жизни в эпоху, когда борьба необходима. Это не взгляд со стороны, а откровение человека, принадлежащего к тому же поколению. Композиция произведения подчинена авторскому замыслу. В первом четверостишии высказано общее суждение о молодежи 30-х годов. В восьми последующих четверостишиях развивается и доказывается эта мысль. Поэта огорчает, что многие его современники живут «ошибками отцов и поздним их умом». Речь идет об отношении к идейному наследию декабристов, многие из которых к тому времени примирились с порядком вещей и признали борьбу бесполезной. Эти настроения Лермонтов и называет «поздним их умом». Поэт убежден, что за свободу нужно бороться, а не склонять покорно голову перед силами реакции. Лермонтова глубоко тревожит то, что у его современников — образованных людей — нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни твердых убеждений. Каждое четверостишие — законченное предложение. Слово часто используется в переносном значении: «состариться» означает не только физическую, но и духовную старость, «ровный путь без цели» — знак равнодушия, апатии, отсутствия жизненных тревог и падений. Часто встречаются метафоры («старость души», «жизнь — путь»). Яркие эпитеты обнажают эмоцию («тощий плод», «пришелец осиротелый», «холод тайный»).

Выразительный эффект достигается употреблением контрастирующих слов: «ненавидим» — «любим», «холод» — «огонь». В произведении гражданская тема становится глубоко личной, выстраданной. Лермонтов не отделяет себя от поколения и душа поэта несет печать вины и сожаления, упрека своему бессилию.

Анализ стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»

«Выхожу один я на дорогу…» написано За несколько дней до 15 июля, до дуэли и смерти

Поэт взволнован величием ночи, очарован торжественной тишиной и покоем, разлитым в природе. Это гимн красоте, гармонии свободной и могучей природы, не знающей противоречий. От ночного пейзажа, тонущего в голубом сиянье, мысль поэта обращается к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и душевные тревоги, к своим грустным мыслям. Поэту «больно и… трудно» оттого, что нет «свободы и покоя». Но он любит жизнь с ее страданиями и радостями, гонит прочь промелькнувшую мысль о смерти. «Выхожу один я на дорогу» написано, как завещание.

В стихотворении наиболее полно отразились особенности лирики Лермонтова, приемы его письма. Взгляд поэта сосредоточен не столько на внешнем мире, сколько на душевных переживаниях человека. Он обнажает борьбу противоречивых мыслей и влечений. Жанр произведения – лирический монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?» Поэт глубоко и тонко раскрывает психологию лирического героя, его мгновенные настроения и переживания.Композиция стихотворения делится на две части. В первой – великолепный пейзаж. Изумительные метафоры, живописующие красоту и тихую зачарованность южной ночи: («звезда с звездою говорит»; «пустыня внемлет богу»). Начиная с третьей строфы, автор обращается к своим мыслям и тревожным раздумьям. Смятение его души очень образно передают восклицательные предложения, умолчания. Все устремлено в будущее, в мечту. Частое повторение местоимения «я» и союза «чтоб» придают повествованию условно-сослагательное. В этой части преобладают существительные, на них падает особое смысловое ударение: «прошлое», «жизнь», «покой», «свобода», «сон», «силы».

Стихотворение написано пятистопным хореем с чередованием женской и мужской рифмы. Рифмовка перекрестная. Строфы представляют собой четкие четверостишия. Все это придает особую мелодичность и плавность стиху. Использование приема звукозаписи (частое повторение шипящих звуков) придают повествованию задушевность, имитируют тихую речь, шепот в ночи. В финале стихотворения появляется образ великана-дуба – символа вечной жизни и мощи. Именно этот образ привлекает внимание поэта, греет его смятенную душу. Он дает надежду на бессмертие. Такой живой памятник хотел бы воздвигнуть над своим последним прибежищем поэт: Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб, вечно зеленея, Темный дуб склонялся и шумел.

Анализ стихотворения Лермонтова «Парус»

Стихотворение написано на берегу финского залива в августе1832 г (первая строка совпадает со стихом из анонимно изданной в 1828г поэмы декабриста Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский»).

Центральная тема – тема одиночества. Парус привлекает внимание лирического героя своим одиночеством. Стихотворение начинается инверсией «Белеет парус одинокий», она помогает передать настроение. Слово «парус» употребляется лишь раз, затем автор заменяет его на местоимение «он». С этого момента смысловой параллелизм наблюдается в каждой строфе: две строки о парусе и о том, что его окружает, следующие две – о состоянии души героя. В стихотворении много слов, противопоставленных друг другу по значению, т.е. антитезы: ищет — кинул, край далёкий — страна родная, ищет — бежит, буря — покой. Противоположность значений предлогов над — под так же усиливает противопоставление. Лермонтов воспевает человека- борца, который отвергает покой, поэтому идейное содержание можно выразить строкой «А он, мятежный просит бури, Как будто в бурях есть покой!»

Стихотворение было воспринято в русском обществе как выражение передовых гражданских идей того времени.

Анализ стихотворения Лермонтова «Мой демон»

Стихотворение посвящено демону, тема к которой поэт обращался в разное время

Анализ стихотворения Лермонтова «Ангел»

Стихотворение «Ангел» было навеяно воспоминаниями о колыбельной песне, которую поэт в раннем детстве слышал от матери, рано ушедшей из жизни. Ангел несет душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет песню, душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. Земные песни не могут заменить ей небесных звуков. Душа в земной юдоли томится, вспоминая о них. Так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути!

Тема земли впервые возникает в сознании читателя в конце второго четверо­стишия: «… и хвала его непритворна была». Слово непритворна появляется так неожиданно, мы как бы спотыкаемся об него, оно звучит диссонансом по отношению к той мелодии, которая возникла в нашей душе. Противопоставление контрастных образов земли и неба усиливается и тем, что слова-антонимы небо — земля занимают в стихотворении особое место: со слова небо («По небу...») начинается стихотворение, а словом земля закан­чивается («… скучные песни земли»).

Анализ стихотворения Лермонтова «И скучно и грустно…»

Стихотворение «И скучно и грустно» было написано за год до смерти Лермонтова. В этом произведении автор как бы подводит итог своей жизни. В нем поднимается центральная для творчества Лермонтова тема одиночества. Лермонтов говорит о настроении, охватившем передовых людей его поколения, которое вступило в жизнь после разгрома декабрьского восстания 1825г, в пору глубокого общественного застоя и жестокого полицейского режима Николая 1,- поколения, обреченного на бесплотную растрату лучших сил.

Лирический герой предстает перед нами в образе одинокого человека, который болезненно реагирует на свое положение. Он сожалеет о том, что рядом с ним нет человека, который бы посочувствовал ему, разделил его горечь:

И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды…

Им овладевает уныние: он скучает в настоящем, ни к чему не стремится в будущем. Он ощущает как быстро течет время, что «проходят – все лучшие годы» и он не в силах противиться судьбе.

Любовь ему кажется тоже немыслимой вещью, Любить… но кого же?.. на время – не стоит труда, А вечно любить невозможно!

Лирический герой ни в чём не видит счастья жизни. Она для него просто «такая пустая и глупая шутка», а все радости, муки, страсти и желания ничтожны.

Переживания героя помогают передать эпитеты: сладкий недуг, холодное вниманье, пустая и глупая шутка; риторические вопросы: Любить… но кого же?, Что пользы напрасно и вечно желать?; сравнение: жизнь – пустая и глупая шутка.

Это стихотворение – исповедь одинокого человека, который никак не может смириться с тем, что человеку трудно достигнуть гармонии с окружающим миром.

Анализ стихотворения Лермонтова «Мой дом»

Стихотворение «Мой дом» было написано 17-летним Лермонтовым. Тема стихотворения — дом для души поэта:

Мой дом везде, где есть небесный свод, Где только слышны звуки песен, Все, в чем есть искра жизни, в нем живет, Но для поэта он не тесен.

Размеры дома огромны: «До самых звезд он кровлей досягает»

Эти размеры жилец «измеряет… не взором, но душой».

Основная мысль – идея служения правде, именно в этом видит свое предназначение поэт.

«Всемогущий мой прекрасный дом» построен по словам поэта для «святого вечности зерна» — «правды в сердце человека»

Анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

Когда волнуется желтеющая нива, когда приветливо кивает головой ландыш – во всех случаях, когда поэт соприкасается с природой, он испытывает ощущение высшей гармонии. В стихотворении поднимается тема единения человека с природой. Большая часть посвящена пейзажной зарисовке. Мир природы, изображенной поэтом добр и гармоничен: желтеют хлеба, сливы налились, «свежий лес шумит», серебристый ландыш «приветливо качает головой». Созерцание природы, в которой все полно гармонии, «смиряет души моей тревогу»

www.ronl.ru


Смотрите также