Какое новое применение техническому объекту Вы можете предложить? Возможны ли новые способы применения?
Как модифицировать известные способы применения?
Возможно ли решение изобретательской задачи путем приспособления, упрощения, сокращения?
Что напоминает Вам данный технический объект?
Вызывает ли аналогия новую идею?
Имеются ли в прошлом аналогичные проблемные ситуации, которые можно использовать?
Что можно копировать?
Какой технический объект нужно опережать?
Какие модификации технического объекта возможны? Возможна ли модификация путем вращения, изгиба, скручивания, поворота? Какие изменения, назначения, функции, цвета, движения, запаха, формы, очертаний возможны?
Другие возможные изменения?
Что можно увеличить в техническом объекте?
Что можно присоединить?
Возможно ли увеличение времени службы, воздействия?
Увеличить частоту? размеры? прочность?
Повысить качество?
Присоединить новый ингредиент?
Дублировать? Возможна ли мультипликация рабочих органов, позиций или других элементов?
Возможно ли преувеличение, гиперболизация элементов или всего объекта?
Что можно в техническом объекте уменьшить?
Что можно заменить?
Можно ли что-нибудь уплотнить, сжать, сгустить, конденсировать, применить способ миниатюризации? укоротить, сузить? отделить? раздробить? преумножить?
Что можно в техническом объекте заменить?
Что и сколько можно заменить и чем?
Другой ингредиент, материал, процесс, источник энергии, расположение?
Другое расположение?
Другой цвет/ звук, освещение?
Что можно преобразовать в техническом объекте?
Какие компоненты можно взаимно заменить?
Изменить модель?
Изменить разбивку, разметку, планировку?
Изменить последовательность операций?
Транспонировать причину и эффект?
Изменить скорость или темп?
Изменить режим?
Что можно в техническом объекте перевернуть наоборот? Транспонировать положительное и отрицательное?
Нельзя ли поменять местами противоположно размещенные элементы?
Повернуть их задом наперед, низом верх?
Обменять местами?
Поменять ролями?
Перевернуть зажимы?
Какие новые комбинации элементов технического объекта возможны?
Можно ли создать смесь, сплав, новый ассортимент, гарнитур?
Комбинировать секции, узлы, блоки, агрегаты?
Комбинировать цели?
Комбинировать привлекательные признаки?
Комбинировать идеи?
1. Понимание задачи. Нужно ясно понять постановку задачи. Что неизвестно, что дано, в чем состоит условие, возможно ли его удовлетворить? Достаточно или нет это условие для определения неизвестного? Не чрезмерно ли оно, не противоречиво ли? Сделайте чертеж, введите подходящие обозначения, разделите условие на участки и постарайтесь записать их.
2. Составление плана решения. Нужно найти связь между данными и неизвестными. Если не удается сразу обнаружить эту связь, возможно будет полезным рассмотреть вспомогательные задачи. В конечном счете необходимо прийти к плану решения.
Не встречалась ли раньше эта задача, хотя бы в несколько иной форме? Известна ли какая-нибудь родственная задача? Не знаете ли теоремы, которая могла бы оказаться полезной? Рассмотрите неизвестное и постарайтесь вспомнить знакомую задачу с тем же или подобным неизвестным. Если есть задача, родственная данной и уже решенная, нельзя ли ею воспользоваться, применить ее результаты? Имеет ли смысл ввести какой-нибудь вспомогательный элемент, чтобы стало возможным воспользоваться прежней задачей? Нельзя ли ее иначе сформулировать, и еще иначе?
Вернитесь к определениям. Если не удастся решить данную задачу, попытайтесь сначала решить сходную. Можно ли придумать более доступную сходную задачу, более общую и более частную или же аналогичную задачу? Постарайтесь решить часть задачи. Сохраните только часть условия, отбросив остальное. Насколько определенным окажется тогда неизвестное, как оно может меняться? Нельзя ли извлечь что-либо полезное из данных или придумать другие данные, из которых можно было бы определить неизвестное? Нельзя ли изменить неизвестное или данные или, если необходимо, и то, и другое так, чтобы новое неизвестное и новые данные оказались ближе друг к другу? Все ли данные и все ли условия использованы? Приняты ли во внимание все существенные понятия, содержащиеся в задаче?
3. Осуществление плана. Осуществляя план решения, контролируйте каждый свой шаг. Ясно ли, что предпринятый шаг правильный? Сумеете ли доказать, что он правилен?
4. Взгляд назад. Нельзя ли проверить результат и ход решения?
Специализированные списки подобных контрольных вопросов и рекомендаций в настоящее время распространены довольно широко и их эффективно применяют.
Как правило, все методы проектирования в качестве начальной информации, необходимой для проведения работ, требуют указания на выполняемую будущим объектом функцию. При этом за кадром остается вопрос, как формулировать сами функции. Один из немногих источников, в которых даются рекомендации по постановке целей, - книга X. Ясухисо "Идея и разработка товаров широкого потребления".
План действийпри использовании контрольных вопросов может быть следующим:
Уточнить проблему.
Выбрать список контрольных вопросов, наиболее соответствующих характеру решаемой проблемы.
Последовательно рассмотреть каждый вопрос списка, пытаясь использовать заложенную в нем информацию для решения проблемы.
Фиксировать все возникающие идеи и дополнительную информацию, которую необходимо привлечь к процессу поиска.
Результатом использования списков может быть целый спектр изобретательских решений, оригинальных бизнес идей или переосмысление проблемы и формулирование ее с других позиций с целью дальнейшего поиска решений.
Выводы
Метод контрольных вопросов преследует одну цель – посредством ответов на вопросы, направить ход мысли по направлению к наиболее сильным решениям. Специально подобранные вопросы требуют таких ответов, которые позволяют лучше уяснить проблему и условия ее решения, «подсказывают» возможные пути решения, помогают преодолевать психологическую инерцию.
Вопросы в списке специально подбираются для конкретной области задач. В связи с этим этот метод применим в различных областях, например, при совершенствовании производства, продукции, организационных структур, для выявления ошибок при поиске решений различных проблем.
Контрольные вопросы составляются на основе опыта решения схожих задач, поэтому для задач, характеризующихся отсутствием или минимальным, недостаточным количеством информации, этот метод либо не используется, либо применяется на одном из этапов.
studfiles.net
Перечислить все качества и определения предлагаемого изобретения, изменить их.
Сформулировать задачи ясно. Попробовать новые формулировки. Определить второстепенные и аналогичные задачи. Выделить главные.
Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предложения.
Набросать фантастические, биологические, экономические, молекулярные и другие аналоги.
Построить математическую, гидравлическую, механическую и другие модели (модели точнее выражают идею, чем аналоги).
Попробовать различные виды материалов, состояния веществ, эффекты, виды энергии: - газ, жидкость, твердое тело, гель, пену, пасту и др.; - теплоту, магнитную энергию, электрическую энергию, свет, силу удара и т. д.; - различные длины волн, поверхностные свойства и т. п.; - переходные состояния - замерзание, конденсация, переход через точку Кюри и т. д.; - эффекты Джоуля-Томсона, Фарадея и др.
Установить варианты, зависимости, возможные связи, логические совпадения.
Узнать мнение некоторых совершенно неосведомленных в данном деле людей.
Устроить сумбурное групповое обсуждение, выслушивая все рассуждения и каждую идею без критики.
Попробовать "собственные" (личные) решения: хитрое, всеобъемлющее, расточительное, сложное.
Спать с проблемой, идти на работу, гулять, принимать душ, ехать, пить, есть, играть, играть в теннис – все с ней.
Бродить среди стимулирующей обстановки (выставки, технические музеи, магазин для технического творчества), просматривать журналы.
Набросать таблицу цен, величин, перемещений, типов материалов и т. д., разных решений проблемы или разных ее частей, искать проблемы в решениях или новые комбинации.
Определить идеальное решение, разрабатывать возможные.
Видоизменить решение проблемы с точки зрения (скорее или медленнее) размеров, вязкости и т. п.
В воображении залезть внутрь механизма.
Определить альтернативные проблемы и системы, которые изымают определенное звено из цепи и таким образом создают нечто совершенно иное, уводя в сторону от нужного решения.
Чья это проблема? Почему его?
Кто придумал это первый? История вопроса. Какие ложные толкования этой проблемы имели место?
Кто еще решал эту проблему? Чего он добился?
Определить общепринятые граничные условия и причины их установления.
Известным методом систематизированного поиска новых идей является морфологический анализ, предложенный швейцарским астрофизиком Цвикки. Морфологический анализ основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается, возможно, большее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения. Последовательность действий при этом следующая:
Основной идеей морфологического анализа является упорядочение процесса выдвижения и рассмотрения различных вариантов решения задачи. Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались. Принцип морфологического анализа легко реализуется с помощью компьютерных средств.
Однако для сложных объектов, имеющих большое число элементов, таблица становится слишком громоздкой. Появляется необходимость рассмотрения огромного числа вариантов, большая часть которых оказывается лишенной практического смысла, что делает использование метода слишком трудоемким. Таким образом, главными недостатками метода является упрощенность подхода к анализу объекта и возможность получения слишком большого для рассмотрения числа вариантов. Морфологический анализ имеет много как простейших, так и усложненных модификаций. Однако его применение рационально для простых объектов и там, где возможно найти новую идею за счет комбинации известных решений (реклама, дизайн и т. п.).
studfiles.net
Разработано множество различных списков вопросов, но все они, несмотря на их отличия, преследуют одну цель – посредством ответов на вопросы, направить ход мысли по направлению к наиболее сильным решениям. Специально подобранные вопросы требуют таких ответов, которые позволяют лучше уяснить проблему и условия ее решения, "подсказывают" возможные пути решения, помогают преодолевать психологическую инерцию. Контрольные вопросы составляются на основе опыта решения схожих задач. Они могут использоваться при совершенствовании производства, продукции, организационных структур, для поиска новых бизнес идей для выявления ошибок при поиске решений различных проблем. Вот пример списка контрольных вопросов.
Какова основная функция объекта (процесса)?
Что представляет собой идеальный объект (процесс)?
Что будет, если убрать данный объект (не выполнять процесс)?
Какие функции выполняет данный объект (процесс), нельзя ли часть из них сократить?
Как иначе можно выполнить основную функцию объекта (процесса)?
В какой другой области наилучшим образом выполняется данная функция и нельзя ли позаимствовать решение?
Можно ли разделить объект (процесс) на части? Можно ли отделить слабое звено? Можно ли объединить несколько элементов?
Можно ли неподвижные объекты сделать подвижными и наоборот?
Нельзя ли поменять последовательность операций или исключить предварительные, подготовительные операции?
Нельзя ли использовать вредные факторы и функции?
Какие дополнительные функции может выполнять данный объект?
Где в объекте (процессе) заложены излишние запасы? Как их сократить?
План действий при использовании контрольных вопросов может быть следующим:
Уточнить проблему.
Выбрать список контрольных вопросов, наиболее соответствующих характеру решаемой проблемы.
Последовательно рассмотреть каждый вопрос списка, пытаясь использовать заложенную в нем информацию для решения проблемы.
Фиксировать все возникающие идеи и дополнительную информацию, которую необходимо привлечь к процессу поиска.
Результатом использования списков может быть целый спектр изобретательских решений, оригинальных бизнес идей или переосмысление проблемы и формулирование ее с других позиций с целью дальнейшего поиска решений.
Это список вопросов, составленный английским изобретателем Т. Эйлоартом. В сущности он дал "программу" работы способного изобретателя, который с фантастической настойчивостью пытается решить задачу.
Некоторые вопросы требуют развитого воображения, другие – глубоких и разносторонних знаний. Есть и вопросы по-своему очень тонкие, свидетельствующие о богатом опыте и наблюдательности автора. Интересен этот список еще и тем, что многие его вопросы в той или иной степени совпадают с идеями, вошедшими в арсенал ТРИЗ.
По степени формализации методы прогнозирования делятся на интуитивные (также их принято называть экспертными) и формализованные (фактографические).
Экспертные (интуитивные) методы прогнозирования [В литературе, посвященной методологии прогностики, указанные методы часто называют эвристическими, или интуитивными. Эвристика — наука, изучающая продуктивное творческое мышление.] базируются на информации, которую поставляют специалисты-эксперты в процессе систематизированных процедур выявления и обобщения мнения. По этой причине эти методы требуют от эксперта глубоких теоретических знаний и практических навыков в сборе и обобщении всей доступной информации об объекте прогноза. Интуиция (неструктурированные знания) помогает эксперту в выявлении тенденций развития объекта прогнозирования в условиях отсутствия информационной базы о нем. Примером может служить прогноз спроса на новые товары и услуги, эффективности внедрения новшества, сроков окончания периода реформирования экономики, мировых цен на энергоносители, металлы (цветные, драгоценные) и даже курсов валют.
Методы выявления тенденций развития науки и техники
Существующий методический аппарат выявления мировых и отечественных тенденций развития науки и техники на базе анализа массивов документов в конечном счете можно свети к следующим пяти методам:
studfiles.net
Разработано множество различных списков вопросов, но все они, несмотря на их отличия, преследуют одну цель – посредством ответов на вопросы, направить ход мысли по направлению к наиболее сильным решениям. Специально подобранные вопросы требуют таких ответов, которые позволяют лучше уяснить проблему и условия ее решения, "подсказывают" возможные пути решения, помогают преодолевать психологическую инерцию. Контрольные вопросы составляются на основе опыта решения схожих задач. Они могут использоваться при совершенствовании производства, продукции, организационных структур, для поиска новых бизнес идей для выявления ошибок при поиске решений различных проблем. Вот пример списка контрольных вопросов.
Какова основная функция объекта (процесса)?
Что представляет собой идеальный объект (процесс)?
Что будет, если убрать данный объект (не выполнять процесс)?
Какие функции выполняет данный объект (процесс), нельзя ли часть из них сократить?
Как иначе можно выполнить основную функцию объекта (процесса)?
В какой другой области наилучшим образом выполняется данная функция и нельзя ли позаимствовать решение?
Можно ли разделить объект (процесс) на части? Можно ли отделить слабое звено? Можно ли объединить несколько элементов?
Можно ли неподвижные объекты сделать подвижными и наоборот?
Нельзя ли поменять последовательность операций или исключить предварительные, подготовительные операции?
Нельзя ли использовать вредные факторы и функции?
Какие дополнительные функции может выполнять данный объект?
Где в объекте (процессе) заложены излишние запасы? Как их сократить?
План действий при использовании контрольных вопросов может быть следующим:
Уточнить проблему.
Выбрать список контрольных вопросов, наиболее соответствующих характеру решаемой проблемы.
Последовательно рассмотреть каждый вопрос списка, пытаясь использовать заложенную в нем информацию для решения проблемы.
Фиксировать все возникающие идеи и дополнительную информацию, которую необходимо привлечь к процессу поиска.
Результатом использования списков может быть целый спектр изобретательских решений, оригинальных бизнес идей или переосмысление проблемы и формулирование ее с других позиций с целью дальнейшего поиска решений.
Это список вопросов, составленный английским изобретателем Т. Эйлоартом. В сущности он дал "программу" работы способного изобретателя, который с фантастической настойчивостью пытается решить задачу.
Некоторые вопросы требуют развитого воображения, другие – глубоких и разносторонних знаний. Есть и вопросы по-своему очень тонкие, свидетельствующие о богатом опыте и наблюдательности автора. Интересен этот список еще и тем, что многие его вопросы в той или иной степени совпадают с идеями, вошедшими в арсенал ТРИЗ.
По степени формализации методы прогнозирования делятся на интуитивные (также их принято называть экспертными) и формализованные (фактографические).
Экспертные (интуитивные) методы прогнозирования [В литературе, посвященной методологии прогностики, указанные методы часто называют эвристическими, или интуитивными. Эвристика — наука, изучающая продуктивное творческое мышление.] базируются на информации, которую поставляют специалисты-эксперты в процессе систематизированных процедур выявления и обобщения мнения. По этой причине эти методы требуют от эксперта глубоких теоретических знаний и практических навыков в сборе и обобщении всей доступной информации об объекте прогноза. Интуиция (неструктурированные знания) помогает эксперту в выявлении тенденций развития объекта прогнозирования в условиях отсутствия информационной базы о нем. Примером может служить прогноз спроса на новые товары и услуги, эффективности внедрения новшества, сроков окончания периода реформирования экономики, мировых цен на энергоносители, металлы (цветные, драгоценные) и даже курсов валют.
Методы выявления тенденций развития науки и техники
Существующий методический аппарат выявления мировых и отечественных тенденций развития науки и техники на базе анализа массивов документов в конечном счете можно свети к следующим пяти методам:
studfiles.net
Суть метода состоит в последовательном ответе на определенный список вопросов, касающихся той или иной проблемы или области человеческой деятельности. В мире разработано множество различных списков вопросов для различных отраслей. Но все они, несмотря на их отличия, преследуют одну цель посредством ответов на вопросы, направить ход мысли по направлению к наиболее сильным решениям. Специально подобранные вопросы требуют таких ответов, которые позволяют лучше уяснить проблему и условия ее решения, "подсказывают" возможные пути решения, помогают преодолевать психологическую инерцию. Контрольные вопросы составляются на основе опыта решения схожих задач. Они могут использоваться при совершенствовании производства, продукции, организационных структур, для поиска новых бизнес-идей для выявления ошибок при поиске решений различных проблем. Вот пример списка контрольных вопросов.
План действий при использовании контрольных вопросов может быть следующим:
Результатом использования списков может быть целый спектр изобретательских решений, оригинальных бизнес-идей или переосмысление проблемы и формулирование ее с других позиций с целью дальнейшего поиска решений.
В практике изобретательской деятельности широкое распространение получили универсальные вопросники, составленные Л.Осборном, Т.Эйлоартом, Д.Пирсоном, Д.Пойа, Г.Я.Бушем и др. Их много, но объективно все они - своего рода "шпаргалка" изобретателю.
Список контрольных вопросов Эйлоарта
Это список вопросов, составленный английским изобретателем Т. Эйлоартом. В сущности он дал "программу" работы способного изобретателя, который с фантастической настойчивостью пытается решить задачу.
Некоторые вопросы требуют развитого воображения, другие глубоких и разносторонних знаний. Есть и вопросы по-своему очень тонкие, свидетельствующие о богатом опыте и наблюдательности автора. Интересен этот список еще и тем, что многие его вопросы в той или иной степени совпадают с идеями, вошедшими в арсенал ТРИЗ.
Для примера посмотрим на список Эйлоарта:
А вот краткий список вопросов Л.Осборна.
Какое новое применение техническому объекту Вы можете предложить? Возможны ли новые способы применения? Как модифицировать известные способы применения? Возможно ли решение изобретательской задачи путем приспособления, упрощения, сокращения? Что напоминает Вам данный технический объект? Вызывает ли аналогия новую идею? Имеются ли в прошлом аналогичные проблемные ситуации, которые можно использовать? Что можно копировать? Какой технический объект нужно опережать? Какие модификации технического объекта возможны? Возможна ли модификация путем вращения, изгиба, скручивания, поворота? Какие изменения, назначения, функции, цвета, движения, запаха, формы, очертаний возможны? Другие возможные изменения? Что можно увеличить в техническом объекте? Что можно присоединить? Возможно ли увеличение времени службы, воздействия? Увеличить частоту? размеры? прочность? Повысить качество? Присоединить новый ингредиент? Дублировать? Возможна ли мультипликация рабочих органов, позиций или других элементов? Возможно ли преувеличение, гиперболизация элементов или всего объекта? Что можно в техническом объекте уменьшить? Что можно заменить? Можно ли что-нибудь уплотнить, сжать, сгустить, конденсировать, применить способ миниатюризации? укоротить, сузить? отделить? раздробить? приумножить? Что можно в техническом объекте заменить? Что и сколько можно заменить и чем? Другой ингредиент? Другой материал? Другой процесс? Другой источник энергии? Другое расположение? Другой цвет/ звук, освещение? Что можно преобразовать в техническом объекте? Какие компоненты можно взаимно заменить? Изменить модель? Изменить разбивку, разметку, планировку? Изменить последовательность операций? Транспонировать причину и эффект? Изменить скорость или темп? Изменить режим? Что можно в техническом объекте перевернуть наоборот? Транспонировать положительное и отрицательное ? Нельзя ли поменять местами противоположно размещенные элементы? Повернуть их задом наперед? Перевернуть низом вверх? Обменять местами? Поменять ролями? Перевернуть зажимы? Какие новые комбинации элементов технического объекта возможны? Можно ли создать смесь, сплав, новый ассортимент, гарнитур? Комбинировать секции, узлы, блоки, агрегаты? Комбинировать цели? Комбинировать привлекательные признаки? Комбинировать идеи?
Считается, что последовательно отвечая на сформулированные вопросы, человек дисциплинирует сам процесс мышления с одной стороны, и обращает внимание на детали и вопросы, которые до этого проходили мимо его сознания.
delo4y.ru
Это список вопросов, составленный английским изобретателем. Он дал "программу" работы способного изобретателя, который с фантастической настойчивостью пытается решить задачу.
Некоторые вопросы требуют развитого воображения, другие – глубоких и разносторонних знаний. Есть и вопросы по-своему очень тонкие, свидетельствующие о богатом опыте и наблюдательности автора. Интересен этот список еще и тем, что многие его вопросы в той или иной степени совпадают с идеями, вошедшими в арсенал ТРИЗ. Список контрольных вопросов по Эйлоарту:
1. Перечислить все качества и определения предлагаемого изобретения, изменить их.
2. Сформулировать задачи ясно. Попробовать новые формулировки. Определить второстепенные и аналогичные задачи. Выделить главные.
3. Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предложения.
4. Набросать фантастические, биологические, экономические, молекулярные и другие аналоги.
5. Построить математическую, гидравлическую, механическую и другие модели (модели точнее выражают идею, чем аналоги).
6. Попробовать различные виды материалов, состояния веществ, эффекты, виды энергии:
- газ, жидкость, твердое тело, гель, пену, пасту и др.;
- теплоту, магнитную энергию, электрическую энергию, свет, силу удара и т. д.;
- различные длины волн, поверхностные свойства и т. п.;
- переходные состояния - замерзание, конденсация, переход через точку Кюри и т. д.;
- эффекты Джоуля-Томсона, Фарадея и др.
7. Установить варианты, зависимости, возможные связи, логические совпадения.
8. Узнать мнение некоторых совершенно неосведомленных в данном деле людей.
9. Устроить сумбурное групповое обсуждение, выслушивая все рассуждения и каждую идею без критики.
10. Попробовать "собственные" (личные) решения: хитрое, всеобъемлющее, расточительное, сложное.
11. Спать с проблемой, идти на работу, гулять, принимать душ, ехать, пить, есть, играть, играть в теннис – все с ней.
12. Бродить среди стимулирующей обстановки (выставки, технические музеи, магазин для технического творчества), просматривать журналы.
13. Набросать таблицу цен, величин, перемещений, типов материалов и т. д., разных решений проблемы или разных ее частей, искать проблемы в решениях или новые комбинации.
14. Определить идеальное решение, разрабатывать возможные.
15. Видоизменить решение проблемы с точки зрения (скорее или медленнее) размеров, вязкости и т. п.
16. В воображении залезть внутрь механизма.
17. Определить альтернативные проблемы и системы, которые изымают определенное звено из цепи и таким образом создают нечто совершенно иное, уводя в сторону от нужного решения.
18. Чья это проблема? Почему его?
19. Кто придумал это первый? История вопроса. Какие ложные толкования этой проблемы имели место?
20. Кто еще решал эту проблему? Чего он добился?
21. Определить общепринятые граничные условия и причины их установления.
Один из широко распространенных вопросников А. Осборна включает девять групп вопросов:
1. Какое новое применение техническому объекту Вы можете предложить?Возможны ли новые способы применения?Как модифицировать известные способы применения?
2. Возможно ли решение изобретательской задачи путем приспособления, упрощения, сокращения?Что напоминает Вам данный технический объект?Вызывает ли аналогия новую идею?Имеются ли в прошлом аналогичные проблемные ситуации, которые можно использовать?Что можно копировать?Какой технический объект нужно опережать?
3. Какие модификации технического объекта возможны?Возможна ли модификация путем вращения, изгиба, скручивания, поворота?Какие изменения, назначения, функции, цвета, движения, запаха, формы, очертаний возможны?Другие возможные изменения?
4. Что можно увеличить в техническом объекте?Что можно присоединить?Возможно ли увеличение времени службы, воздействия?Увеличить частоту? размеры? прочность?Повысить качество?Присоединить новый ингредиент?Дублировать?Возможна ли мультипликация рабочих органов, позиций или других элементов?Возможно ли преувеличение, гиперболизация элементов или всего объекта?
5. Что можно в техническом объекте уменьшить? Что заменить?Можно ли что-нибудь уплотнить, сжать, сгустить, конденсировать, применить способ миниатюризации? укоротить, сузить? отделить? раздробить? преумножить?
6. Что можно в техническом объекте заменить?Что и сколько можно заменить и чем?Другой ингредиент? Другой материал?Другой процесс?Другой источник энергии?Другое расположение?Другой цвет/ звук, освещение?
7. Что можно преобразовать в техническом объекте?Какие компоненты можно взаимно заменить?Изменить модель?Изменить разбивку, разметку, планировку?Изменить последовательность операций?Транспонировать причину и эффект?Изменить скорость или темп?Изменить режим?
8. Что можно в техническом объекте перевернуть наоборот?Транспонировать положительное и отрицательное ?Нельзя ли поменять местами противоположно размещенные элементы?Повернуть их задом наперед?Перевернуть низом вверх?Обменять местами?Поменять ролями? Перевернуть зажимы?
9. Какие новые комбинации элементов технического объекта возможны?Можно ли создать смесь, сплав, новый ассортимент, гарнитур?Комбинировать секции, узлы, блоки, агрегаты?Комбинировать цели?Комбинировать привлекательные признаки?Комбинировать идеи?
megaobuchalka.ru