___________________________________________________________
Повторение «Связь слов в словосочетаниях» 8 класс
1 вариант
1. Определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях:
С (согласование), У (управление), П (примыкание).
1) Нелегкая судьба, 2) замереть от восхищения, 3) очень обаятельный, 4) мечты о будущем, 5) стоять молча, 6) шестой полк, 7) сказать назло, 8) любой из нас, 9) прибыть вовремя, 10) говорить улыбаясь, 11) заслуга поколения, 12) военное положение, 13) побледнеть от волнения, 14) пожелтевших листьев, 15) твой портфель, 16) по-детски наивно, 17) обложка тетради, 18) краснея от смущения, 19) булка с маком, 20) писал аккуратно.
2. Выпишите из предложения одно словосочетание со связью примыкание, одно словосочетание со связью управление, одно словосочетание со связью согласование.
По высокому небу быстро плыли пушистые облака.
3. Замените словосочетание, построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление:
медный ковш -
цветочная клумба -
спортивные успехи -
4. Замените словосочетание, построенное на основе
управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование:
сапоги из замши-
страница книги-
устройство для зарядки-
5. Замените словосочетание, построенное на основе
управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание:
посмотрев с восторгом –
кричать от радости-
достается с трудом-
______________________________________
Повторение «Связь слов в словосочетаниях» 8 класс
2 вариант
1. Определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях:
С (согласование), У (управление), П (примыкание).
1) Тост за здоровье, 2) посмотрев неприветливо, 3) почерневший от времени, 4) мечтать о чем-то, 5) прибыть вовремя, 6) поездка в Америку, 7) глубокое кресло, 8) звонить ежедневно, 9) ручка двери, 10) моего брата, 11) очень любопытный, 12) остаться навсегда, 13) очень близко, 14) постукивать карандашом , 15) просмотревший бегло, 16) с первого взгляда, 17) свидание на лавочке, 18) на второй минуте, 19) каждый из вас, 20) распустившийся бутон.
2. Выпишите из предложения одно словосочетание со связью примыкание, одно словосочетание со связью управление, одно словосочетание со связью согласование
В старом парке громко играл духовой оркестр.
3. Замените словосочетание, построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление:
дверная ручка –
тетрадная обложка -
лесной пожар-
4. Замените словосочетание, построенное на основе
управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование:
домик в деревне-
окно на чердаке-
комната в углу-
5. Замените словосочетание, построенное на основе
управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание:
смотреть с любопытством-
замерев от восхищения-
говорил с волнением-
___________________________________________________
Повторение «Связь слов в словосочетаниях» 8 класс
3 вариант
1. Определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях:
С (согласование), У (управление), П (примыкание).
1) выдвинутый ящик, 2) красный от мороза, 3) работать увлеченно, 4) освоение земель, 5) к нашему двору, 6) расти у дороги, 7) опытному педагогу, 8) вернуться обратно, 9) падающих листьев, 10) расчистить дорогу, 11) смотреть недоверчиво, 12) гул колоколов, 13) звать на помощь, 14) рано поседеть, 15) возможность уехать, 16) разбудить малыша, 17) на втором этаже, 18) дом у дороги, 19) крайне неприятный, 20) потемневший от времени.
2. Выпишите из предложения одно словосочетание со связью примыкание, одно словосочетание со связью управление, одно словосочетание со связью согласование:
Большая темная туча неожиданно выросла за рекой.
3. Замените словосочетание, построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление:
письменный стол –
детские игры-
солдатская гимнастёрка-
4. Замените словосочетание, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование:
знак на дороге-
вода из колодца -
транспорт города-
5. Замените словосочетание, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание:
работать с увлечением –
смотреть с недоверием-
вздохнув от огорчения-
КЛЮЧИ
1 вариант
1. с у п у п с п у п п у с у с с п у у у п
2. примыкание- плыли быстро
Управление- плыли по небу
Согласование- по высокому небу (или пушистые облака)
3. ковш из меди, клумба с цветами, успехи в спорте
4. замшевые сапоги, книжная страница, зарядное устройство
5. восторженно посмотрев, радостно кричать, трудно достаётся.
2 вариант
1. у п у у п у с п у с п п п у п с у с у с
2. примыкание- громко играл
Управление – играл в парке
Согласование – духовой оркестр (или в старом парке)
3. ручка двери, обложка тетради, пожар в лесу.
4. деревенский домик, чердачное окно, угловая комната
5. любопытно смотреть, восхищённо замерев, говорил волнительно (или говорил взволнованно).
3 вариант
1. с у п у с у с п с у п у у п п у с у п у
2. примыкание – неожиданно выросла
Управление- выросла за рекой
Согласование- большая туча (или тёмная туча)
3. стол для письма, игры детей, гимнастёрка солдата.
4. дорожный знак, колодезная вода, городской транспорт.
5. увлечённо работать, недоверчиво смотреть, огорчённо вздохнув.
multiurok.ru
8 класс
Проверочная работа по теме «Словосочетание»
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант |
1 Ответь на вопрос письменно | ||
Чем словосочетание отличается от слова и предложения? | Какие виды словосочетаний выделяются по главному слову? | Чем отличается управление от согласования? |
2 Запиши предложение, расставь знаки препинания, выпиши словосочетания, сделай их разбор | ||
Над глухой степью растянувшись бесконечно плывут облака. | В лесу ещё лежит снег не тронутый лучами солнца. | Волны,под-нятые вёслами мер-но бежали к берегу |
3 Какие пары слов не являются словосочетаниями? | ||
А)появился в отдалении Б) внезапно остановился В) пошёл и остановился Г) мальчик пошёл | А) спуститься с горы Б) спортсмен финишировал В) через дорогу Г) бег трусцой | А) легко преодолеть Б) ты стремишься В) ходить по лесу Г) очень добрый |
4 Найди ошибки в управлении | ||
а) скучаю по вас, б) оплата за проезд, в) благодаря своей воле, г) опираться на фактах |
Ключи к тесту
1 вариант
1 Больше слов, даёт более полную информацию, чем слово; словосочетание состоит из главного и зависимого слова, а в предложении есть грамматическая основа и оно выражает законченную мысль.
2 Над глухой степью, растянувшись бесконечно, плывут облака. Словосочет. - над глухой степью (прил. + сущ.), растянувшись бесконечно (дееприч.+нареч.), плывут над степью (глаг. + сущ.), плывут растянувшись ( глаг.+ дееприч.)
3 В, Г
4 б) оплата за проезд (правильно «Оплатить проезд» или «Заплатить за проезд»), г) опираться на фактах (правильно «на факты»)
2 вариант
1 По главному слову выделяются глагольные, именные и наречные словосочетания.
2 В лесу ещё лежит снег, не тронутый лучами солнца. Словосочетания: ещё лежит (нар.+ глаг.), в лесу лежит (сущ.+ глаг.), нетронутый снег (прич.+ сущ.), не тронутый лучами (прич.+ сущ.), лучами солнца (сущ.+ сущ.)
3 Б, В
4 См. 1 вариант
3 вариант
1 При согласовании главное и зависимое слово согласуются в роде, числе, падеже, а при управлении главное слово ставит зависимое в нужном падеже.
2 Волны, поднятые вёслами, мерно бежали к берегу. Словосочетание: поднятые волны (прич.+ сущ.), поднятые вёслами (прич.+ сущ.), мерно бежали (нар.+ глаг.) бежали к берегу ( глаг.+ сущ.)
3 Б
4 См. 1 вариант
Критерии оценивания:
Выполнены все задания- «5», сделаны 1-2 ошибки в задании 3-4 – «4», сделаны 3-4 ошибки в заданиях – «3», сделано 5 и более ошибок в заданиях – «2»
Тест легко помещается на экран, и им одновременно могут пользоваться все учащиеся.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Итоговая контрольная работа
по теме « Словосочетание»
( первая четверть)
8 класс
Подготовила: Крыс Ольга Анатольевна2017год
1.Укажите, какие слова являются подчинительным словосочетанием.
А) тени ложатся В) весенней и летней
Б) в море лесов Г) хлестал дождь
2. Связь в словосочетании устанавливается в словосочетании
А) проверять тетради В) проверка тетрадей
Б) быстрая проверка Г) проверять быстро
3. Определите тип подчинительной связи в словосочетании
Словосочетание Тип подчинительной связи
А) необходимость защищать А) согласование
Б) сегодня открыт Б) управление5.
В) переглянулись молча В) примыкание
Г) вся страна
1 | 2 | 3 | 4 |
4. Укажите тип словосочетания
Словосочетание Тип словосочетания
1) играть гаммы А) глагольное
2) комплект оборудования Б) именное
3) колоссальное сооружение В) наречное
4)направо от дороги
5)признавать превосходство
6)чрезвычайно громко
7) гордо реять
8) очень искренний
9) возвращаться домой
10) приятно слушать
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5. Укажите ошибку в образовании слова
1) нужда в доверии 3) с обоими подружками
2) рассказать вопреки желанию 4)гордиться школой
6.Измените словосочетания так, чтобы изменился и способ связи
Управление | Примыкание |
Отозваться с восторгом | Отозваться восторженно |
сделать с умыслом | |
посоветовать брату | |
говорить с пафосом | |
присела с грацией | |
Согласование | Управление |
Послеобеденное время | Время после обеда |
туман перед рассветом | |
разбить вазу | |
лучи солнца | |
лай собаки | |
ухаживать за садом | |
рубашка в клетку |
7.Составьте словосочетания со связью согласование, используя слова:
рояль, такси, кенгуру, желе
8. Какие словосочетания синонимичны по значению? Запишите их номера
1) горный воздух 3) туманная даль
2) влажный от тумана 4) воздух гор
9. Выпишите словосочетания со связью примыкание, в которых зависимое слово является эпитетом
1) На синих иссеченных льдах играет солнце; грязно тает на улицах разрытый снег.
2) Что ты жалко глядишь на дорогу в стороне от веселых подруг?
3) Неудержимо, неповторимо все пролетело…далече…мимо.
4) Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд…
10. По указанным моделям составьте словосочетания и определите способы связи слов.
Модель Пример
1)« местоим. + сущ
2)« нареч.+ глаг.»
3)« причаст.+сущ. в П.п
4)« сущ.+над+сущ. В Тв.п..»
xn--j1ahfl.xn--p1ai
__________________ ______________________________________
Контрольная работа по теме «Словосочетание» для 5 класса
1 вариант
1.Найдите ошибки. Что не является словосочетанием, запишите его, объясните:
1. Теплый ветер 3. Пролетает ветер
2. Пролетает над полями 4. Поднимает пыль
5. Цветочную пыль
_____________________________________________
2. Разделите словосочетания в 2 столбика на именные и глагольные, обозначьте главное слово:
В осеннем лесу, поздним вечером, бежать в школу, на мокрой террасе, второе жюри, читал книгу, громко говорил, весело пел.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 Выпишите 3 словосочетания из предложений и выполните их разбор:
глагол + сущ, прилагательное + сущ, наречие + глагол
Мы быстро перебрались через лесной овраг и вышли в светлый березовый лесок. Я жил на берегу моря и ловил рыбу. Давно уже незаметно поднялся и рассеялся туман над рекой.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 Замените словосочетания синонимичными, надпишите части речи:
1. Брюки в полоску -______________________________________________
2. Яблочное варенье -_____________________________________________
3. Небо ночью - _____________________________________________
4. Цветущий сад – ______________________________________________
5 Переписать, подчеркнуть грамматические основы, записать вопрос к сказуемому, обозначить части речи, поставить тире, где необходимо:
Дуб (…) теплолюбивое дерево. Дерево (…) боится крепких морозов. Он (…) высок.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Найди в словосочетании главное и зависимое слово, главное слово обозначь крестиком, проведи стрелку к зависимому слову, задай вопрос:
улететь на юг
солнечный луч
вырастить цветок
три тыквы
пуговица от плаща
сдать успешно
_________ _____________________________________
Контрольная работа по теме «Словосочетание» для 5 класса
2 вариант
1.Найдите ошибки. Что не является словосочетанием, запишите его, объясните:
1. Весенний ветерок 3. Свежей травой
2. Пахнет травой 4. Ветерок подул
5. Подул неожиданно
_____________________________________________
2. Разделите словосочетания в 2 столбика на именные и глагольные, обозначьте главное слово :
Собрать ягоды, колючим кустарником, широкая степь, решил быстро, рубить дерево, заплатил за проезд, майский день, третий парашют.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Выпишите 3 словосочетания из предложений и выполните их разбор:
глагол + сущ, прилагательное + сущ, наречие + глагол
Целое лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки. В первый день щенок неожиданно утащил у хозяина новый сапог и отъел кусок голенища. Хозяин бить щенка не стал, а купил ему мячик.
4. Замените данные словосочетания синонимичными, надпишите части речи:
1. Платье из шёлка -__________________________________
2. Сливовый компот -_________________________________
3. Зимний день -_____________________________________
4. Суп из грибов -____________________________________
5 Подчеркнуть грамматические основы, записать вопрос к сказуемому, обозначить части речи, поставить тире, где необходимо:
Лоси (…) лесные жители. Они (…) сильны. Животные (…)переплывают широкие речки.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Найди в словосочетании главное и зависимое слово, главное слово обозначь крестиком, проведи стрелку к зависимому слову, задай вопрос:
улететь на юг
солнечный луч
вырастить цветок
три тыквы
пуговица от плаща
сдать успешно
infourok.ru
Контрольная работа по теме «Словосочетание» (8 класс)
ВАРИАНТ 1
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. (2) В саду шумел мокрый ветер. (3) В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно казалось, что лето окончилось навсегда и земля уходит все дальше и дальше в глухие туманы, в неуютную темень и стужу.
(4) Был конец ноября - самое грустное время в деревне. (5) Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле, и вздрагивал во сне, когда темная вода хлестала в окна.
(6) Дороги размыло. (7) По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок. (8) Последние птицы спрятались под стрехи, и вот уже больше недели, как никто нас не навещал: ни дед Митрий, ни Ваня Малявин, ни лесничий.
(9) Лучше всего было по вечерам. (10)Мы затапливали печи. (11) Шумел огонь, багровые отсветы дрожали на бревенчатых стенах и на старой гравюре - портрете художника Брюллова.
(12) Ярко горели лампы, и все пел и пел свою нехитрую песню медный самовар-инвалид. (13) Как только его вносили в комнату, в ней сразу становилось уютно - может быть, оттого, что стекла запотевали и не было видно одинокой березовой ветки, день и ночь стучавшей в окно.
(14) После чая мы садились у печки и читали. (15) В такие вечера приятнее всего было читать очень длинные и трогательные романы Чарльза Диккенса.
(16) По ночам часто плакал во сне Фунтик - маленькая рыжая такса. (17) Приходилось вставать и закутывать его теплой шерстяной тряпкой. (18) Фунтик благодарил сквозь сон, осторожно лизал руку и, вздохнув, засыпал. (19) Темнота шумела за стенами плеском дождя и ударами ветра, и страшно было подумать о тех, кого, может быть, застигла эта ненастная ночь в непроглядных лесах.
(По К. Паустовскому)
В предложении 12 найдите словосочетание по его грамматическому значению – действие и его признак. Выпишите его.
Сколько словосочетаний со связью согласование в предложении 5?
А) 2
Б) 3
В) 4
Г) 5
Из предложения 19 выпишите словосочетание, соответствующее схеме «местоимение + существительное», где главное слово – существительное.
Сколько словосочетаний со связью управление в предложении 7?
А) 1
Б) 2
В) 3
Г) 4
Замените словосочетание березовой ветки (предложение 13), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Из предложения 16 выпишите словосочетание со связью примыкание.
Сколько именных словосочетаний в предложении 17?
А) 1
Б) 2
В) 3
Г) 4
8. Замените словосочетания со связью согласование на синонимичное со связью управление: осенняя мелодия, женские секреты, ситцевая косынка, детские мультфильмы, воздух гор.
9. Из приведённого ниже предложения выпишите все словосочетания со связью согласование.
Чехов добивался такой краткости и выразительности, чтобы иная фраза могла заменить целую страницу. (А. Роскин)
10. Из приведённого ниже предложения выпишите все словосочетания со связью управление.
На узеньком острове гоготали присевшие на ночлег дикие гуси. (В. Песков)
11. Из приведённого ниже предложения выпишите все словосочетания со связью примыкание.
Я быстро опустился вниз, подошёл к утке, наклонился, чтоб взять её, но она выпорхнула из-под рук и легко полетела вдоль просеки. (А. Зимин)
12. Выполните синтаксический разбор словосочетаний:
Море ночное, выдать свидетельство, по зимнему снегу, по-прежнему интересно.
13. Укажите вид подчинительной связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание)
Достойный уважения, стремление к знаниям, вытереть досуха, контроль над исполнением, степные просторы, желать здоровья, забывать обиды, чуть громче, по-зимнему холодно, достойный человек.
multiurok.ru