ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ «ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ» 1. Цель и задачи дисциплины: Цель дисциплины «Техника и технология паблик рилейшнз» - формирование профессиональной компетенции в области техники и технологии связи
ПодробнееПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 1 Цели и задачи дисциплины: Цель - формирование у обучающихся системы знаний о закономерностях создания и реализации дидактических проектов в различных образовательных
ПодробнееСОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель Формирование у студентов устойчивой системы знаний, умений и навыков, необходимых для социальной реабилитации как в специфическом виде профессиональной
ПодробнееУПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель учебной дисциплины «Управленческие решения» обеспечить знания и понимание студентом истории развития, методологии и технологии подготовки и принятия
ПодробнееМЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДОУ 1 Цели и задачи : Цель - познакомить студентов с основными направлениями работы в ДОУ, ее видами и современными организационными формами. Задачи : сформировать у студентов теоретические
ПодробнееКОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины: Ознакомление студентов с эволюцией инструментальных средств поддержки принятия управленческих решение и информационно-
ПодробнееСТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель учебной дисциплины «Стратегическое планирование» - изучение теоретических и методологических основ стратегического планирования, а также обучение
ПодробнееДЕОНТОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель Сформировать у студентов научные представления о морально-этических принципах работников социальной сферы, соблюдение которых необходимо им
ПодробнееЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель учебной дисциплины этики делового общения ввести студента в круг знаний, составляющих основы профессиональной и нравственной культуры бакалавра философии.
ПодробнееСТАТИСТИКА: ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины «Статистика: теория статистики» обучение студентов теоретическим основам статистики, что включает овладение статистической методологией
ПодробнееПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины: преподавание и изучение дисциплины «Психология общения» направлено на формирование у студентов систематизированного представления
ПодробнееСВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель учебной дисциплины «Связи с общественностью» дать студентам теоретические знания об основных этапах возникновения связей с общественностью, а также
ПодробнееПСИХОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель Преподавание и изучение дисциплины «Психология развивающего обучения» направлено на формирование у студентов систематизированного представления
ПодробнееИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины «Инвестиционный менеджмент» - обеспечить знание и понимание студентом инвестиционного менеджмента, его сущности, тактики и стратегии
ПодробнееИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель Изучение студентами основных технологических подходов, организационных положений и методик в области проектирования и функционирования
ПодробнееСОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Современные проблемы детской психологии» - ознакомление магистрантов с современным состоянием наиболее актуальных вопросов
ПодробнееУПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель Формирование у студентов устойчивой системы знаний, умений и навыков, необходимых для управления в социальной работе. Задачи ознакомить студентов
ПодробнееПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 1 Цели и задачи дисциплины: ознакомление студентов с основами социальной работы и овладение навыками психологического обеспечения жизнедеятельности людей, нуждающихся в социальной
ПодробнееМИРОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ 1 Цели и задачи дисциплины: Цели дисциплины Получение студентами знаний об источниках, каналах и потребителях, условиях доступа к информационным ресурсам; выработка практических
ПодробнееЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель учебного курса этики делового общения ввести студента в круг знаний, составляющих основы профессиональной и нравственной культуры бакалавра философии.
ПодробнееГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА 1 Цели и задачи дисциплины: Цель учебной дисциплины «Государственная и муниципальная служба» - сформировать у студентов в рамках общей профессиональной культуры правовое
ПодробнееКОРПОРАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 1 Цели и задачи дисциплины Целью дисциплины «Корпоративный менеджмент» являются: - изучение теории и методологии корпоративного менеджмента; - приобретение умений и навыков в области
ПодробнееСТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель учебной дисциплины «Стратегическое планирование» - изучение теоретических и методологических основ стратегического планирования, а также обучение
ПодробнееКОНСАЛТИНГ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель учебной дисциплины «Консалтинг в социальной сфере» формирование у студентов навыков и практических умений оказания консалтинговых услуг применительно
ПодробнееИНСТИТУТЫ КОНФЛИКТОРАЗРЕШЕНИЯ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель Овладение студентами социологическими теоретическими знаниями и практическими навыками в области институтов Задачи усвоение теоретических
ПодробнееДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 1 Цели и задачи дисциплины Цель изучения дисциплины «Дифференциальная психология» - ознакомиться с основ-ными проблемами психологии индивидуальных различий и подходами к их
ПодробнееЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ 1 Цель и задачи дисциплины: Цель учебной дисциплины «Экономика образования» - сформировать у студентов теоретические знания и практические навыки в области экономики образования.
ПодробнееИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛИНГВИСТИКЕ 1. Цели и задачи дисциплины: Целью дисциплины «Информационные технологии в лингвистике» является формирование углубленных знаний об образовательном потенциале Интернет
ПодробнееУПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины «Управление недвижимостью» - получение необходимых теоретических знаний и приобретение практических навыков в области управления недвижимостью.
ПодробнееИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ 1. Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины дать студентам знания в области разработки, функционирования и использования автоматизированных информационных технологий
ПодробнееЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель учебной дисциплины этики делового общения ввести студента в круг знаний, составляющих основы профессиональной и нравственной культуры бакалавра философии.
ПодробнееОСНОВЫ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ 1 Цели и задачи дисциплины: Целями освоения дисциплины «Основы консультативной психологии» являются формирование представлений о современных подходах в консультировании
ПодробнееЕВРОПЕЙСКИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель изучения дисциплины: Изучение европейских международных организаций как субъектов интеграционного процесса. Задачи дисциплины: Рассмотреть
ПодробнееПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Цели и задачи дисциплины Цель учебной дисциплины «Пенсионное обеспечение» сформировать у студентов научные представления о пенсионном обеспечении. Задачи: сформировать научные
ПодробнееИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины «Исследование систем» ознакомить и обеспечить знание студентами методологического аппарата и методики исследования систем организацией.
ПодробнееТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Цели и задачи дисциплины Цель учебного курса «Теоретические основы социальной работы» сформировать у студентов научные представления о профессии, теоретически,
ПодробнееУПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины ознакомить студентов с теорией организации коммуникативного пространства современного общества, выработать навыки использования
ПодробнееСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины «Стратегический менеджмент» сформировать знания и обеспечить освоение студентами практических навыков по стратегическому менеджменту,
ПодробнееЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель изучения дисциплины: Цель дисциплины изучение закономерностей и правил делового общения и поведения. Задачи дисциплины: Освоение студентами знаниями
ПодробнееУПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины - формирование у магистрантов устойчивой системы знаний, умений и навыков, необходимых для управления в социальной сфере. Задачи
ПодробнееСОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ И ПАРТИЙ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель: Цель изучения дисциплины - приобретение знаний и ориентиров в области политической социологии, в особенности социологии политических
ПодробнееИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 1 Цели и задачи дисциплины Цель изучения дисциплины - содействие становлению профессиональной педагогической компетентности студента через формирование целостного представления
ПодробнееОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЭВМ 1 Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины - сформировать у студентов четкое понятие о принципах, методах и средствах взаимодействия человека и компьютера. Задачи дисциплины:
ПодробнееАНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины «Анализ финансовой деятельности» - обеспечить знание и понимание студентом анализа финансовой деятельности, его сущности, значимости
ПодробнееМЕНЕДЖМЕНТ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ФОНДОВОГО РЫНКА 1 Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины заключается в углублении знаний студентов в сфере менеджмента фондового рынка, в усвоении ими сущности системы управления
ПодробнееРЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Региональная экономика» формирование у магистрантов комплексных теоретических знаний по региональной экономике и практических навыков
ПодробнееУЧЕТ И АНАЛИЗ (ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ) 1 Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины «Учет и анализ (финансовый учет)» овладение методикой и навыками ведения бухгалтерского финансового учета, получение представления
ПодробнееОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 1 Цели и задачи дисциплины: Целью учебной дисциплины «Основы экономического анализа» является обеспечение получения студентами знаний, связанных с анализом хозяйственной и
ПодробнееСОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА 1 Цели и задачи дисциплины: Цель Формирование у студентов научных основ социального воспитания человека в контексте социализации. Задачи дисциплины: Вооружить студентов глубокими
ПодробнееМЕНЕДЖМЕНТ КОММУНИКАЦИЙ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель учебной дисциплины «Менеджмент коммуникаций» овладение студентами основами знаний в профессиональной области деятельности и умениями использовать
ПодробнееУПРАВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЯМИ 1 Цели и задачи дисциплины Целью дисциплины «Управление операциями» являются: - изучение теории и методологии управления операциями в производственной деятельности; - приобретение
ПодробнееПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКСКУРСИОННЫХ УСЛУГ 1 Цели и задачи дисциплины: Целью дисциплины является содействие становлению базовой профессиональной компетентности бакалавра туристского направления путем овладения
ПодробнееПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины состоит в том, чтобы обучить магистров психологическим технологиям анализа, оценки и прогнозирования принятия эффективных управленческих
ПодробнееМЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 1 Цели и задачи дисциплины Цель: сформировать у будущего специалиста умение использовать современные приемы и методы разработки и принятия управленческих решений
ПодробнееОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА 1 Цели и задачи дисциплины: Цели учебной дисциплины «Организация исполнения бюджета» - формирование знаний в области организации исполнения федерального и территориальных
ПодробнееПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель Формирование у студентов теоретических знаний и определенных правоприменительных навыков в области теории уголовного права и применения
ПодробнееФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА В ТУРИЗМЕ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель Овладение студентами теоретическими знаниями и практическими навыками в области финансов и статистики в туризме. Задачи усвоение методологии
ПодробнееОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель учебной дисциплины «Организация туристской деятельности» овладение студентами основами знаний в профессиональной области деятельности
Подробнееdocplayer.ru
длявузов | В.М.Минаева |
Учебное пособие |
|
ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Москва | Москва |
Трикста | Академический Проект |
2004 | 2004 |
УДК 15.99 ББК 88
М57
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Л.Б. Шнейдер, доктор психологических наук, профессор. Н.В. Самоукина, кандидат психологических наук, доцент.
Минаева В.М.
Психолого-педагогическийпрактикум: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект; Трикста, 2004. — 128 с.—(«Gaudeamus»).
ISBN 5-8291-0449-0
ISBN 5-902358-21-3
Учебное пособие подготовлено в рамках курса «Пси- холого-педагогическийпрактикум». В нем представлены диагностические методики, упражнения, игры и задания. Весь материал структурирован с учетом наиболее актуальных проблем в работепедагога-психологас детьми, родителями и педагогами.
Пособие предназначено студентам, преподавателям и практическим работникам, специализирующимся в области педагогики и психологии.
| УДК 15.99 | |
| ББК 88 | |
| © Минаева В.М., 2004 | |
ISBN 5-8291-0449-0 | © Академический Проект, оригинал- | |
макет, оформление, 2004 | ||
ISBN 5-902358-21-3 | ||
© Трикста, 2004 |
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методическоепособие «Психолого^педагогический практикум» предназначено для студентов, обучающихся в педагогических вузах.
Подготовка студентов проводится в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в Российской (федерации, требованиями к минимуму содержания основной образовательной программы подготовки пе- дагога-психологапо специальности 031000 — «Педагогика и психология».
Требования к обязательному минимуму содержания курса «Психолого-педагогическийпрактикум» являются следующими: «Решениепсихолого-педагогическихзадач, конструирование различных форм психологопедагогической деятельности и моделирования образовательных и педагогических ситуаций.Психолого-пе-дагогические методики диагностики, прогнозирования ипроектирования, накопленияпрофессионального опыта. Развитиеинтеллектуально-творческого,диагности-ческого,коммуникационного,мотивационно-професси-онального потенциала личности».
Курс в основном состоит из практических занятий. Как показала практика, это позволяет студентам в полной мере проявить свои творческие качества и инициативу. В конце каждой темы предлагается самостоятельная работа.
Данный курс важен для будущих педагогов-психо-логов как способствующий формированию их современных взглядов на образовательную систему, конст-
руктивного взаимодействия с детьми, педагогами и родителями. Он позволит эффективно ввести студентов в мир педагогики и психологии и, самое главное, инициировать интерес к дальнейшему обучению и будущей профессии.
Для облегчения усвоения курса в данном пособии раскрываются некоторые теоретические положения, которые помогут студентам при выполнении заданий на практических занятиях и в ходе самостоятельной работы. В этой связи представленный материал является лишь необходимым минимумом. Полноценное же изучение темы возможно при освоении знаний из тех литературных источников, которые приводятся в заключение каждой темы.
Темы, раскрывающие курс, отражают существо психолого-педагогическогоподхода к работе с учащимися, родителями и педагогами. При этом, несомненно, в методическом пособии далеко не исчерпываются все проблемы, связанные с избранными темами, и материал отражает лишь наиболее острые из них, встречающиеся в практикепедагога-психолога.
Тема 1 Педагог-психологв педагогическом коллективе
образовательного учреждения
Требования к личности и деятельности психолога. Общая цель совместной деятельности педагога и пе- дагога-психолога.
Различия в профессиональной ментальности педагогов и психологов, включающие профессиональные мотивы, ценностные ориентации и социальные установки. Работа психолога, направленная на сближение ценностных ориентации, установок и на достижение взаимопонимания. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Три формы личностных проявлений «значимого другого». Этапы формирования общения между педагогом и педагогом-психологом.
Функционально-ролевыеожидания педагогов и понятие запроса на психологическую деятельность.
Тема 2 Гуманистическое обучение и воспитание в школе -
основа личностно-ориентированногоподхода к учащимся
К. Роджерс — основатель обучения и воспитания, центрированного на ребенке. Особенности традиционного подхода и личностно-ориентированногогуманистического подхода к школьному обучению. Условия обеспечения гуманистического обучения и воспитания. Основные задачиучителя-фасилитатора.Результаты гуманизации обучения за рубежом. Принципы работыучителя-фасилитатора.Основные методические приемы гуманистического обучения. Сопротивление внедрению идей гуманизации обучения в школах.
Тема 3 Система взаимоотношений между педагогом и школьниками
Виды педагогических ситуаций и конфликтов. Трудности в организации педагогического взаимодействия.
Особенности педагогических ситуаций и конфликтов с учениками 1 — 3-хклассов. Особенности педагогических ситуаций и конфликтов с учениками 4 —9-хклассов. Особенности педагогических ситуаций и конфликтов с учениками 10 —11-хклассов. Моделирование педагогических ситуаций и конфликтов и их разрешение.
Методика, позволяющая выявить преобладающий тип отношения к людям в самооценке и взаимооценке, — «Тест Т. Лири».
Тема 4
Мотивация учебной деятельности у школьников
Значение учебной мотивации. Внутренние и внешние мотивы учебной деятельности. Классификация мотивов учения.
Диагностика мотивации учения. Методики: «Оценка школьной мотивации», «Направленность на приобретение знаний», «Направленность на отметку».
Возрастные эталоны развитости мотивации учения у школьников. Приемы формирования мотивации учения.
Тема 5
Социальная адаптация подростков в среде сверстников
Потребности подростков, связанные со взаимодействием со сверстниками. Критерии выбора друзей. Проблемы в общении у подростков. Самоутверждение подростков — главная психологическая проблема.
Методы познания подростков и их отношений к сверстникам: «Изучение самооценки личности подростка», «Тест школьной тревожности Филипса», «Тест Басса — Дарки», «Опросник для определения застенчивости у подростков», «Методика определения привлекательности для школьника группы одноклассников».
Тема G
Стили поведения родителей и их воздействие на ребенка
СТИЛИ родительского поведения: авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный. Воздействие стилей, родительского поведения на детей. Оказание поддержки и помощи детям со стороны родителей в трудных ситуациях.
Методика, позволяющая определить уровень взаимоотношений в семье, — «Опросник социализации для школьников "Моя семья"».
Методики, позволяющие определить стиль родительского поведения в семье: «Опросник "Ваш стиль воспитания"», «Опросник для родителей», «Присутствует ли в Вашей семье авторитарный стиль общения».
Тема7
Руководитель и психологический климат педагогическпго коллектива
Понятие психологического климата коллектива и его характеристика. Методика «Определение психологического климата в коллективе». Методика К.Н. Томаса, позволяющая определить типичные способы реагирования личности в конфликтной ситуации и выявить степень склонности к соперничеству, сотрудничеству, компромиссу, избежанию или приспособлениюкконфликту.
Качества, необходимые директору для успешного руководства педагогическим коллективом. Основополагающие качества директора школы. Методика «Эффективность лидерства».
Тема 1
ПЕДАГОГ ПСИХОЛОГ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Общей целью совместной деятельности педагога и педагога-психологаявляется благополучие и развитие ребенка. Успех этой деятельности обеспечиваетсяценностно-ориентационнымединством ее участников.
Различия в профессиональной ментальности педагогов и психологов, по исследованиям Д.В. Обориной (8), включают в себя профессиональные мотивы, ценностные ориентации и социальные установки.
1.Временна!перспектива
Педагоги. Мотивация относится к периодам близкого и отдаленного будущего.
Психологи. Мотивация ориентирована на настоящее и ближайшее будущее.
2.Содержаниемотивации
Педагоги. Ориентация на общение, работу по специальности, самореализацию в профессиональной сфере, на определенный уровень достижений. Ярко выражена альтруистическая мотивация.
Психологи. Познавательная мотивация и мотивация, связанная с«Я»-концепцией.
3.Ценностныеориентации
Педагоги. Ценности-цели— свобода, познание.Ценности-средства— воспитанность, аккуратность, непримиримость к недостаткам в себе и в других.
Психологи. Ценности-цели— счастливая семейная жизнь, счастье других.Ценности-средства— широта взглядов, эффективность в делах, высокие запросы, независимость, рационализм.
4.Установкапоотношениюкребенку
Педагоги. Уровень контроля — высокий, склонность к авторитаризму по отношению к ребенку. Представление об ученике — низкая когнитивная сложность восприятия, оценочность.
Психологи. Уровень контроля — минимальный, предпочтение либерального стиля общения с ребенком. Представление об ученике — высокая когнитивная сложность восприятия, безоценочность.
Педагогу-психологув системе образования необходимо работать в направлении сближения ценностных ориентации, установок и способствовать достижениювзаимопонимания.
Необходимым условием влияния педагога-психо-лога навоспитательно-образовательныйпроцесс является значимость его для педагогов.
А.В. Петровский выделил три формы личностных проявлений «значимого другого» (10, с. 201 — 202):
1. авторитет, который обнаруживается в признании окружающими за «значимым другим» права принимать ответственные решения в существенных для них обстоятельствах. В основе этой характеристики лежат качества личности, которые позволяют окружающим полагаться на ее компетентность, принципиальность, справедливость, практическую целесообразность предлагаемых решений;
2.эмоциональный статус «значимого другого», его способность привлекать окружающих, быть социометрически избранным, вызывать симпатию;
3.статус власти, т. е. властные полномочия. Статус, закрепленный документально, не решает проблему значимости. Для педагога-психолога,как ни для кого другого, важна «власть авторитета», а не «авторитет власти».
Вситуации совместной деятельности существенное значение имеет процесс формирования общения
Тема1
между педагогами и педагогом-психологом,этапы которого разработаны Б.Ф. Ломовым (6).
На первом этапе общения в ситуации совместной деятельности происходит формирование «общих координат», направляющих дальнейшее взаимодействие партнеров.
На втором — формирование совместной программы общения, которая задает общую стратегию участников взаимодействия.
На третьем — синхронизация психических процессов и состояний и формирование «общего фонда» знаний, умений, навыков. Происходит своеобразный обмен опытом между участниками деятельности, вырабатываются общие позиции.
К моменту вхождения педагога-психологав образовательное учреждение у педагогов уже сложилисьфункционально-ролевыеожидания и понятие запроса на психологическую деятельность. Анализ ожиданий и запросов педагогов показывает, что они представляют деятельностьпедагога-психологав урезанном или искаженном виде.
Внести ясность в проблему ожидания педагогов от деятельности педагога-психологаможно с помощью «Открытого письма педагогическому коллективу школы, решившемуся «завести» у себя психолога», предложенного М.Р. Битяновой (2, с. 290).
«Многоуважаемые коллеги!
Прежде всего разрешите высказать вам искреннее уважение в связи с принятым вами решением пригласить на работу в школу психолога. Оно современно и своевременно. Однако мы просим вас перед принятием окончательного решения еще немного подумать вот над каким непраздным вопросом: «А зачем школе, каждому из вас нужен школьный психолог?»Дело в том, что далеко не все ваши ожидания и надежды сбудутся после его появления.
Если вы надеетесь, что психолог снимет с вас наиболее тяжелый педагогический груз — неуспевающих, ленивых, неуправляемых, недисциплинированных, короче говоря «трудных», школьников, что он отдельно от вас поработает с ними и они вернутся к вам иными,
studfiles.net
1. Найти в Интернет описание функциональных обязанностей педагогических работников ДОУ по материалам 2-х ДОУ
Рациональное распределение функциональных обязанностей в управлении ДОУ позволяет максимально использовать сильные стороны педагогов; стимулировать четкое выполнение функциональных обязанностей каждым субъектом управления. Таким образом, управление должно обеспечивать развитие ДОУ в соответствии с современными требованиями. Важное значение имеют делегирование полномочий и создание обратной связи как необходимые составляющие деятельности современного руководителя. Командный менеджмент способствует:
более успешной работе;
быстрой адаптации системы управления ДОУ к изменениям внешней среды и улучшению качества образования;
повышению эффективности управления на основе умения заведующего работать не с отдельными личностями, а с группой;
модернизации организационной структуры управления ДОУ. Численность управленческой команды может меняться. Иногда целесообразно наделение управленческими функциями других специалистов: создание инициативной и экспертной групп.
1. Должности педагогических работников
1. заведующий, заместитель заведующего;
2. старший воспитатель;
3. учителя-логопеды;
4. воспитатели;
5. инструктор по физкультуре;
6. педагоги-психологи; педагоги дополнительного образования;
7. музыкальные руководители;
8. социальный педагог.
Обязанности работников ДОУ
1. Работать честно и добросовестно, выполнять обязанности, возложенные на них должностными инструкциями.
2. Соблюдать дисциплину труда – основу порядка в учреждении:
* вовремя приходить на работу;
* соблюдать установленную продолжительность рабочего времени;
* максимально использовать рабочее время для творческого и эффективного исполнения возложенных обязанностей;
* воздерживаться от действий, мешающих другим работникам выполнять свои трудовые обязанности;
* своевременно и точно исполнять распоряжения администрации.
3. Беречь собственность и экономно расходовать материалы и электроэнергию.
4. Строго соблюдать инструкцию по охране жизни и здоровья детей, требования по охране труда, технике безопасности, санитарии, гигиене труда и противопожарной охране, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями.
5. Содержать рабочее место в порядке, с учетом требований к ДОУ.
6. Повышать качество выполняемой работы, проявлять творческую инициативу, направленную на достижение высоких результатов учебно-воспитательной, инструктивно-методической и организационно-массовой работы.
7. Сотрудники ДОУ систематически повышают свою квалификацию путем посещения педагогических совещаний, курсов усовершенствования и др. мероприятий.
8. Вести себя спокойно, быть всегда внимательными к воспитанникам, вежливыми с их родителями и членами коллектива.
9. Систематически проходить медицинский осмотр.
Педагог в соответствии с должностью осуществляет деятельность по воспитанию детей в образовательных учреждениях и их структурных подразделениях (интернате при школе, общежитии, группах, группах продленного дня и др.), иных учреждениях и организациях.
Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.
Осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей; организует подготовку домашних заданий.
Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося, воспитанника.
Способствует развитию общения обучающихся, воспитанников.
Помогает обучающемуся, воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими).
Осуществляет помощь обучающимся, воспитанникам в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.
Содействует получению дополнительного образования обучающимися, воспитанниками через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами обучающихся, воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива обучающихся, воспитанников.
Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса.
Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием обучающихся, воспитанников, в том числе с помощью электронных форм.
Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников. Совместно с органами самоуправления обучающихся, воспитанников ведет активную пропаганду здорового образа жизни. Работает в тесном контакте с учителями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся, воспитанников. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально).
Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя.
Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса.
Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего воспитателя наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности воспитателя, осуществляет координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения.
Оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив.
Воспитатель (воспитательница) – педагог, непосредственно отвечающий за жизнь и здоровье вверенных ему детей. Однако воспитательница не просто «приглядывает» за малышами, она планирует и проводит занятия, игры, прогулки и развлечения в соответствии с возрастом детей. Создает условия в группе для успешной реализации воспитательно-образовательной программы и, собственно говоря, сама же ее реализует. Совместно с музыкальным руководителем и воспитателем по физической культуре готовит праздники, развлекательные и спортивные занятия. Руководит работой помощника воспитателя. Кроме того, воспитатель ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Согласовывает с родителями профилактические прививки детей, планируемые в дошкольном учреждении. Если детский сад полностью укомплектован педагогическими кадрами, в каждой группе работает по два воспитателя, которые работают в тесном сотрудничестве друг с другом. У воспитателя семичасовой рабочий день, поэтому первая смена начинается рано утром – в 7.00 до 14.00, вторая начинается в 12.00, а заканчивается в 19.00. В период с 12.00 до 14.00 оба воспитателя работают вместе. В это время педагог, работающий с утра и проводивший занятия, рассказывает о событиях первой половины дня, сообщает, с кем необходимо позаниматься дополнительно, кому из детей сделаны прививки, какие вопросы обсудить с родителями и пр. Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное воспитание. Организует и проводит музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники, вечера. Выявляет музыкально одаренных детей и занимается с ними индивидуально и в группе. Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры. Воспитатель по физической культуре проводит физкультурные занятия и во время их проведения полностью отвечает за безопасность воспитанников. Контролирует двигательную активность детей в течение дня. Вместе с медсестрой контролирует гигиенические условия для проведения занятий. Организует разъяснительную работу с родителями по вопросам физического воспитания. Как и другие педагоги, воспитатель по физкультуре руководствуется утвержденными программами, учитывающими возрастные особенности детей, и во время занятий учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка. Инструктор по плаванию проводит занятия в бассейне, также в соответствии с программой. Детей раннего и младшего дошкольного возраста учит не бояться большого количества воды (с помощью специальных игр-занятий), а со среднего дошкольного возраста начинает обучение разным стилям плавания (кроль, брасс, «дельфин»). Полностью отвечает за безопасность детей на воде. Совместно с медсестрой контролирует гигиеническое состояние бассейна. Инструктор помогает детям при раздевании и принятии душа, приучает их к строгому соблюдению требований гигиены.
Воспитатель выполняет следующие должностные обязанности:
mirznanii.com