Методика разработки контрольно-тествого инструментария в правовом обучении. Методика разработки контрольного инструментария


Методика разработки контрольно-тествого инструментария в правовом обучении

По большому счёту оценить знания человека количественно можно с таким же успехом, как и измерить его характер линейкой. Но современная школа не может обойтись без оценок. В практике работы образовательных учреждений используются самые разнообразные формы и методы оценки знаний и умений обучающихся. Проблема обычно заключается в том, что кто учит, тот и оценивает, т.е. чаще всего оценка выражает субъективное мнение педагога.

Рассмотрим тестовые задания как современные процедуры итоговой

оценки знаний и умений.

Тестами измеряется степень освоения образовательного стандарта. При разработке теста принимаются во внимание определенные критерии в зависимости от принятой таксономии целей обучения. Чаще всего это четыре критерия:

1. Знание фактов и взаимозависимостей между ними.

2. Решение и теоретических и практических проблем.

3. Самостоятельная оценка.

4. Самостоятельное применение знаний в новых условиях.

Эти критерии включают не все цели обучения, а только те, которые поддаются анализу с помощью дидактических тестов. Каждый из этих критериев может быть развёрнут в зависимости от изучаемого материала.

Весьма существенно, отрабатывая тест, учитывать в нём по возможности все четыре общих критерия. После утверждения плана теста, учитывающего рациональные пропорции четырех категорий заданий, приступают к разработке теста. Количество заданий в тесте зависит от объёма материала, детализированности предлагаемой проверки, а также от времени, предназначенного для проверки успехов.

Для оценки уровня обученности необходимы различные правовые задания, которые должны быть понятны учащимся. Если в течение изучения правового курса задания носили воспроизводящий или репродуктивный характер, то задания на самостоятельное применение знаний на аттестацию выносить нельзя.

Поскольку беспристрастное отношение к человеку невозможно, то оценка его знаний неизбежно содержит «эмоциональную составляющую», величина которой сильно зависит как от опыта учителя, так и от актерского мастерства отвечающего. Вообще наибольшая объективность присуща оценкам, полученным методом письменного тестирования. Если подходить к проблеме оценки знаний как способу сравнения, то двум разным ученикам следует предлагать одинаковые тесты (вопросы) и ограничивать время размышления. Тесты по праву должны быть предварительно проверены на довольно большой группе ребят.

Обязательна при этом и статистическая обработка ответов. До этого момента их

даже считают не тестами, а тестовыми заданиями, т.е. вопросами, которые обладают недостаточно надежной «проверяющей способностью». Чем больше тестов, тем надежнее оценка знаний. В серьезных случаях при оценке знаний взрослых используют набор из 100 – 200 вопросов, ограничивая время размышления над каждым. Это серьезнейшая проверка, требующая хорошей подготовленности. Облегченный вариант этой проверки уже давно используют в школах в виде экзаменационных или зачётных тестов. Если составители тестов хорошо знают реальную программу, а ещё лучше – содержание базового учебника по праву (что бывает нечасто), то оценка получается достаточно объективной.

Кроме зачётных или экзаменационных тестов существуют ещё поурочные (рабочие) тесты для текущей оценки знаний учащихся на каждом занятии. Именно поурочные тесты требуют к себе особого внимания, так, при необходимости они могут заменить экзаменационные. А вот обратная замена невозможна в силу постепенности прохождения материала. Составлять поурочные тесты нетрудно, нодолго, и стоит сказать об их главных особенностях.

1. Тесты должны быть «закрытыми», т.е. иметь варианты ответов.

2. Краткость. Вопрос должен занимать одну строку. Вопрос должен быть

абсолютно ясным и корректным.

3. Варианты ответов. Оптимальное их число – 4-6, редко – 8. Каждый вариант – не более одной строки.

В соответствии с принятой технологией обучения тестирование проводится в письменном виде. Это позволяет организованно и чётко проводить аттестации, сократить время проведения экзаменов.

Тестирование – модульный контроль знаний. Следует помнить, что тестирование – не поиск ответов в учебниках и конспектах, не совместное обсуждение возможных вариантов ответов, а не отсроченный контроль и предъявление знаний.

Дифференцированное тестирование позволит учащемуся оценить уровень своих знаний по праву и скорректировать обучение. Оценка результатов тестирования.

• оценка «отлично» – при 91-100 % правильных ответов,

• оценка «хорошо» – при 71-90 % правильных ответов,

• оценка «удовлетворительно» – при 51-70 % правильных ответов,

• оценка «неудовлетворительно» – менее 50 % правильных ответов.

Для учащегося, особенно в начале обучения, процесс тестирования может

представлять психологическую трудность, поэтому учащемуся очень важно понять алгоритм (последовательность действий или шагов, совокупность которых составляет уменье) работы над контрольным тестом во время аудиторных занятий и предэкзаменационных консультаций.

Тестирование проводится одновременно со всеми учащимися группы, допущенными к сдаче экзамена. Можно использовать один или несколько вариантов контрольных тестов (на усмотрение преподавателя).

Доброжелательность педагога, умение чётко решать организационные вопросы поможет создать в аудитории благожелательную рабочую атмосферу, что положительно отразиться на результатах тестирования.

Проверка тестов может осуществляться непосредственно в аудитории, где проходило тестирование, либо по окончанию тестирования в специально отведенное время. Результаты тестирования объявляются в присутствии всех учащихся непосредственно после окончания тестирования либо на следующий день (или проверка ответов на тесты проводится в специально отведенное время).

Однако надо отметить, что доверие к тестам часто потеряно, т.к. обще-

принятое применение тестов при экспертизе содержания и методов обучения

приводит к выводам, которые, в лучшем случае, просто некорректны, а на самом деле – по большому счету – противоречат интересам как самого ученика.

Таким образом, увлечение тестами на оценку компетентностей элементарного уровня как показателями эффективности обучения неправомерно. Более того, их применение фактически лишь маскирует неприемлемую ситуацию, при которой оцениваются не главные, а частные результаты обучения, которые на самом деле не имеют особого значения ни для самих людей, ни для общества в целом.

studfiles.net

7. Методика разработки контрольного инструментария, используемого при обучении праву. Тесты контроля правовых знаний.

В практике работы образовательных учреждений используются самые разнообразные формы и методы оценки знаний и умений обучающихся.

Проблема обычно заключается в том, что кто учит, тот и оценивает, т.е. чаще всего оценка выражает субъективное мнение педагога.

Рассмотрим тестовые задания как современные процедуры итоговой оценки знаний и умений.

Тестами измеряется степень освоения образовательного стандарта. При разработке теста принимаются во внимание определенные критерии в зависимости от принятой таксономии целей обучения. Чаще всего это четыре критерия:

1. Знание фактов и взаимозависимостей между ними.

2. Решение и теоретических и практических проблем.

3. Самостоятельная оценка.

4. Самостоятельное применение знаний в новых условиях.

Вообще наибольшая объективность присуща оценкам, полученным методом письменного тестирования.

Тесты по праву должны быть предварительно проверены на довольно большой группе ребят.Обязательна при этом и статистическая обработка ответов. До этого момента их даже считают не тестами, а тестовыми заданиями, т.е. вопросами, которые обладают недостаточно надежной «проверяющей способностью». Чем больше тестов, тем надежнее оценка знаний. В серьезных случаях при оценке знаний взрослых используют набор из 100 – 200 вопросов, ограничивая время размышления над каждым.

главнех особенности.

1. Тесты должны быть «закрытыми», т.е. иметь варианты ответов.

2. Краткость. Вопрос должен занимать одну строку. Вопрос должен быть абсолютно ясным и коректным.

3. Варианты ответов. Оптимальное их число – 4-6, редко – 8. Каждый вариант – не более одной строки.

В соответствии с принятой технологией обучения тестирование проводится в письменном виде. Это позволяет организованно и чётко проводить аттестации, сократить время проведения экзаменов. Тестирование проводится одновременно со всеми учащимися группы, допущенными к сдаче экзамена. Можно использовать один или несколько вариантов контрольных тестов (на усмотрение преподавателя).

Проверка тестов может осуществляться непосредственно в аудитории, где проходило тестирование, либо по окончанию тестирования в специально отведенное время. Результаты тестирования объявляются в присутствии всех учащихся непосредственно после окончания тестирования либо на следующий день (или проверка ответов на тесты проводится в специально отведенное время).

8. Методические особенности преподавания права и в обществоведческих дисциплинах («Человек и общество», «Обществознание» и др).

В настоящее время практически во всех европейских странах разработаны программы по правовому образованию. Правовое образование вводится в содержание школьного образование в качестве отдельного обязательного школьного предмета или факультатива. Оно выступает под различными названиями: «Граждановедение», «Гражданские отношения»,

«Человек и общество», «Политическое образование». Основу этих программ составляют политико-правовые, нравственные знания, т. е. знания об обществе и человеке, которые помогают учащимся подготовиться к жизни в современном обществе.

Центральное положение образовательных программ по правам человека состоит в развитии осознания учащимися всеобщих прав и свобод человека и подготовке их к защите этих прав посредством условий, обеспечиваемых демократическим сообществом.

«Человек и общество»

Особенности данного курса:

•Программа направлена на реализацию новой структуры общественного образования.

• Содействует воспитанию свободной и ответственной личности, её социализации познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации.

• Предполагает усвоение новых знаний, выработку соответствующих умений, овладение другими элементами культуры.

• Способствует самореализации личности молодого человека.

• Курс представляет социально-философский анализ человеческого мира.

• Способствует формированию нравственной культуры личности, ознакомлению учащихся с разнообразием мировоззренческих подходов к оценке действительности.

• Позволяет осознать, что построить гуманное, демократическое общество можно лишь опираясь как на национальные ценности, так и на ценности мировой цивилизации.

studfiles.net

19. Дидактические-многомерные инструменты. Разработка и применение.

1. Дми. Особенности инстум-я: солярность, фроктальность, многомерность. Виды каркасов: оум,оукМсис-ма,оуМсвязей.

2. Проект-е ДМИ: объект, группы, координаты, шрифт, смысл.моменты, наимен 1-2слов, связи. Воз-сти: О – как целост. образ, анализ,познават. деят-сть, мышлении при недостатке или избытке, сравнение, система-я материала, память, мыстил во внеш.среу, биканал.восрият.

Автор – Штейнберг. (Снежинка)

ДМИ – это универсальные образно-понятийные модели для многомерного представления и анализа знаний на естественном языке во внешних и внутренних планах уч. деят-сти.

ДМИ – это логико-смысловая модель знания, семантический фрактал, который представляет собой радиально-концентрический координатно-матричный каркас при этом смысловой семантический компонент фиксируется в ключевых словах, располагается на логическом каркасе и образует семантически связанную систему.

Особенности инструментария:

1. Солярность – как фундаментальное свойство материи; 2. Фроктальность - упорядоченной материи, т.е. система + иерархия. 3. Многомерность - как общечеловеческое знание о мире.

ДМИ – представляются в виде координатно-матрично семантических фракталов.

Используются следующие виды каркасов:

1. Опорно узловая матрица – начало и направления; 2. Опорно-узловая координатно-матричная система – показывает матрицы меж координатного пространства. 3. Опорно узловая матрица связей.

Методика проектирования ДМИ:

1. Определяется ведущее понятие - объект, помещается в центр; 2. В исходной информации выявляются группы, которые закрепляются за координатами. 3. Координаты располагаются на лучах начиная с 9-ти часов; 4. Шрифт 14 в том направлении в котором удобно читать; 5. В каждой смысловой группе выделяют смысловые моменты содержания и расставляются на координатах. 6. Наименование свертывается до 1-2 7. При необходимости определяют логические и смысловые связи м/у элементами различных координат.

Возможности ДМИ:

1. Позволяют изучать объекты изучения как целостные образы, содержащие ключевые слова. 2. Легко анализировать инф-цию. 3. Повысить эффективность познавательной дея-сти. 4. Инициировать мышление при достраивании недостающих элементов знания или при исключении избыточности. 5. Облегчить элементы сравнения. 6. Выработать стереотип систематизации материала. 7. Поддерживать механизмы памяти. 8. Перевести мыслительные операции обучаемого во внешнюю среду. 9. Обеспечить биканальный способ восприятия информации.

20. Обобщенные методы теоритического обучения соц-ии.

1. Методы: Монолог, Показат, Диалог, Эврист, Исследов, Аморитмич, Программир. Класс-я М: источник, дидак задача, педаг рук, логика,хар-р, дидак цели. Сис-ма понятий: опред назнач, описыв физ действия, описыв конструкцию.

2. Понятия: содерж, объем, связи, отнош м/у понятиями. Сис-ма взаимосвяз понятий, совок-сть законов, Стру-ра теорет. зна-я: факты технические объекты ~ понятия ~ законы ~ теории ~ следствия ~ и обратно к факторам технического объекта.

Монологический – изучаемый материал излагается преподом в словесной форме, у учащихся доминирует исполнительская деятельность. Метод широко распространен, так как его реализации проста.

Показательный – осмысление, решение проблем, которые возникают в истории развития социологии, активная постановка эксперимента при объяснении учебного материала: репродуктивная деятельность учащихся, направленная на осмысление логики изложения материала.

Диалогический – в диалоге между преподом и учащимся решаются поставленные проблемы, в тоже время учащиеся задают репродуктивные вопросы, активизирующие работу памяти.

Эвристический – материал изучается в ходе беседы, деятельность препода носит инструктивный характер, объяснение материала сочетается с постановкой проблемных вопросов. Вопросы решаются учащимися с помощью препода.

Исследовательский – организация учебно-воспитательной деятельности учащихся по изучению материала. Инструктаж со стороны препода при ведении учебного эксперимента.

Аморитмический – препод показывает систему действий, ведущих к решению типовой задачи, последовательность выполнения действий определят дальнейшие действия учащихся, т.о. овладевая тем или иным алгоритмом решения задачи.

Программированный– предполагает организацию изучения учебного материала по специально обучающей программе, которая включает покадровую разбивку учебного материала.

На уроке чаще всего сочетать 2-3 метода при доминировании одного ведущего.

Классификация методов обучения:

1) источник передачи и усвоения знаний, умений и навыков - словесные, наглядные.

2) в зависимости от основной дидактической задачи – приобретение знаний; формирование знаний, умений и навыков; применение знаний; проверка знаний.

3) по способу педагогического руководства: объяснение учителем; срез знаний и т.д.

4) логика обучения: индуктивная, дедуктивная, аналитическая, синтетическая.

5)характер познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

6)дидактические цели: организация и осуществление учебно - познавательной деятельности; стимулирование и мотивация уч.-позновательной деятельности; контроль и самоконтроль.

Структура содержания Теоретического обучения отличается от содержания производственного обучения. Технические дисциплины, изучаемые в проф-ых учебных заведениях, представляют, как правило, основу соответствующей науки. Предметом основ технической науке являются объекты технической практики.

Любой технический объект, рассматриваемый в учебном предмете, можно представить в виде системы понятий, составляющих три группы:

1. понятия, определяющие назначение устройства; 2. понятия, описывающие физический принцип действия устройства, системы; 3. понятия, описывающие конструкцию изучаемого объекта.

Понятия имеют основные характеристики:

содержание - совокупность существенных свойств класса предметов или явлений, отражаемых в сознании с помощью данного понятия;

объем - количество объектов, охватываемых данным понятием;

связи - все предметы и явления окружающей действительности связаны и взаимно обуславливают друг друга;

отношения между понятиями - отражение объективных связей между предметами и явлениями в сознании человека происходит через связи и отношения между понятиями.

Преподавателю эти характеристики необходимо знать, чтобы объективно судить, как понятие усвоено учащимися.

Система взаимосвязи понятий обобщается в законах, т.е. в понятиях более высокого уровня обобщения, определяющего количественные характеристики и связи между понятиями.

Совокупность законов образует самостоятельные теории технического знания. Из теории выводятся следствия, т.е. частные случаи практического применения соответствующих законов.

Структура теоретического знания: факты технические объекты ~ понятия ~ законы ~ теории ~ следствия ~ и обратно к факторам технического объекта…

Несмотря на интегративный характер содержания учебных дисциплин, представляющих технологии производства и непосредственную их близость по содержанию с производственным обучением, преодолеть различия между логикой производственной деятельности и логикой развития понятий теоретической дисциплины невозможно.

Специфика содержания производственного обучения и технических дисциплин обусловлена методологическими принципами построения структур – трудовой деятельности специалистов и технического знания.

Образовательные стандарты по подготовке специалистов содержать минимальный перечень учебных элементов учебных дисциплин федерального компонента, которые преподаватель обязан включить в рабочую программу по учебной дисциплине. Преподаватели получили право формировать содержание учебных предметов в рабочих и авторских программах по предмету. Однако практика проектирования содержания предметов зависит в основном от опыта преподавателя, материально-технического обеспечения учебного предмета, условий функционирования образовательного учреждения. Содержание учебных предметов формируется на основе системы знаний соответствующей науке. Любая наука имеет свою историю и логику развития.

studfiles.net

3. Разработка инструментария социологического исследования

В ходе подготовки исследования важное место занимает разработка инструментария: анкет, бланков-интервью, учетных карточек или дневников наблюдений, наличие фото-, кино-радиоаппаратуры и т.д. Кроме них необходимы и другие методические и вспомогательные материалы: инструкции анкетерам и интервьюерам, рекомендации по обработке и выбраковке анкет, кодификаторы (если обработка осуществляется на ЭВМ) и др.

Остановимся на характеристике наиболее распространенного в социологии вида исследования – анкетировании. Что представляет собой анкета и каковы требования к ней?

Анкета – наиболее широко распространенный инструмент социологического анализа.

Правила составления анкеты:

Начинаться анкета должна с краткого обращения к участнику опроса, в котором указывается:

– кем и с какой целью проводится анкетирование;

– как заполняется и как возвращается заполненная анкета;

– выражается просьба принять участие в опросе.

После обращения следует основная часть анкеты, состоящая из целевых вопросов, которые можно разделить на три категории:

а) контактные – они нужны для привлечения внимания респондентов к опросу;

б) основные – направлены на получение главной информации, необходимой для решения задач исследования;

в) заключительные – они снимают психологическое напряжение у респондента, создают уверенность в полезности проведенного опроса.

Завершается анкета паспортичкой – несколько вопросов, касающихся социально-демографических особенностей опрошенных (пол, возраст, образование, место жительства).

Правильно оформленная анкета должна заканчиваться выражением благодарности респонденту за участие в опросе (например, “спасибо за участие” или “благодарим за сотрудничество”).

Существуют и определенные требования к вопросам анкеты:

Все вопросы должны быть четко сформулированы и понятны респонденту (включая используемые термины).

Вопросы не должны превышать возможности памяти и компетентности опрашиваемого (респондента).

Не должно быть перегруженности вариантами ответов, предложенных в анкете.

Вопросы не должны вызывать отрицательных эмоций и задевать самолюбие респондента.

В анкетах используются различные виды вопросов:

а) основные и дополнительные вопросы. Первые раскрывают основную проблему исследования, вторые помогают решить дополнительные задачи.

б) по форме вопросы анкеты могут быть открытые, закрытые и смешанные.

Закрытым называется такой вопрос, на который предложен полный набор вариантов ответа. Респондент, прочитав его, должен лишь подчеркнуть тот вариант, который соответствует его мнению.

Открытый вопрос не содержит вариантов ответа, и опрашиваемому предлагается самому сформулировать и вписать ответ.

Смешанная форма вопроса используется, когда после предложенных вариантов ответа оставляется пустая графа, куда респондент может по необходимости записать свой вариант ответа.

в) прямые и косвенные вопросы.

Прямые вопросы направлены на выражение отношений респондента к различным сторонам анализируемой проблемы. Они предполагают, что респондент выскажет свою собственную позицию.

Косвенные вопросы обычно задаются тогда, когда прямые вопросы не вполне удобны – это ситуации, касающиеся частных, интимных сторон жизни человека, когда можно предположить, что на прямые вопросы не будут даны искренние ответы.

г) контрольные вопросы, которые позволяют уточнить правдивость ответов, определить их искренность и достоверность.

д) функционально-психологические вопросы (особенно, если анкета имеет значительный объем). Они бывают двух видов:

– контактные – призваны заинтересовать респондента, побудить его принять участие в анкетировании;

– буферные – служат для переключения внимания респондента при переходе от одной темы к другой.

е) вопросы-фильтры. Они нужны, чтобы «отсеить» или, наоборот, выбрать из всех респондентов нужных (компетентных) людей для ответа на какие-нибудь особые вопросы.

Для успешного проведения анкетирования важно уметь использовать различные формы его организации (индивидуальное или групповое, очное или заочное), учитывая их достоинства и недостатки. Так, при групповом анкетировании, как правило, бывает 100%-й возврат анкет, а при индивидуальном возврат гораздо меньше. При групповом анкетировании имеется возможность опросить сразу целую группу людей, но искренность ответов может быть меньшей, чем при индивидуальном. Проводя заочное анкетирование (например, прессовый опрос), следует помнить, что в нем примут участие, как правило, только люди, очень заинтересованные изучаемой проблемой.

После завершения сбора социологической информации ее необходимо обработать. Обработка анкетной информации начинается с выбраковки собранного материала. Анкеты необходимо проверить на точность и полноту заполнения. Сложилось правило: если отсутствуют ответы (либо неправильно выполнены) на 30% вопросов и более, анкета выбраковывается и не подлежит обработке. Иначе результаты и выводы исследования будут неточны, а то и вовсе неправильны.

Небольшие анкетные массивы (до 300 экземпляров) можно обрабатывать вручную, а большие – с использованием техники. В этом случае необходимы дополнительные процедуры: кодировка информации, подбор программы обсчета и т.д.

В любом случае необходимо начинать с процедуры количественного обобщения и упорядочения первичной информации, содержащейся в анкетах. Здесь в первую очередь используется построение таблиц распределений, а также схем и графиков.

После получения результатов математического обсчета исследователь может приступать к анализу социологических данных и их интерпретации. Глубина анализа, научность, объективность и полнота интерпретации зависят от компетентности исследователя, уровня его обществоведческой и специальной подготовки, умения применять знания к анализу социальной реальности.

На заключительном этапе исследования его результаты оформляются документально в виде отчета, приложения к нему и аналитической справки.

Отчет должен включать обоснование актуальности исследования и его характеристику (цели, задачи, выборочную совокупность и т.д., анализ эмпирического материала, теоретические выводы и практические рекомендации). Приложение к отчету включает методические и вспомогательные документы (анкеты, инструкции и т.д.).

Пройдя все этапы социологического исследования и правильно выполнив все необходимые процедуры, можно говорить об успешном его окончании.

Определения основных понятий Объект социологического исследования в широком смысле носитель той или иной социальной проблемы, в узком – люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию.

Предмет исследования – это те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие, например, данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т.е. то, что подлежит непосредственному изучению.

Логический анализ основных понятий – это логическое структурирование исходных понятий, определяющих предмет исследования, точное объяснение их содержания и структуры.

Первичными данными называется полученная в эмпирическом исследовании статистическая информация, прошедшая известную математическую обработку и выраженная в форме таблиц с распределением ответов респондентов.

Генеральная совокупность – множество тех людей, сведения о которых стремится получить социолог в своем исследовании. В зависимости от того, насколько широкой будет тема исследования, настолько же широка будет генеральная совокупность.

Выборочная совокупность – уменьшенная модель генеральной совокупности; те, кому социолог раздает анкеты, кого называют респондентами, кто, наконец, представляет собой объект социологического исследования.

Выборка – группа людей, подобранная для исследования, репрезентирующая тех, кого социолог намерен изучить.

Социальная проблема – существующая в самой реальности противоречивая ситуация, носящая массовый характер и затрагивающая интересы больших социальных групп либо социальных институтов.

studfiles.net

Разработка инструментария исследования

Поиск Лекций

Далее для каждого выбранного метода исследования разрабатывается свой инструментарий. Например, для анкетирования – анкета, для интервью – бланк интервью, для наблюдения – карточка или дневник наблюдения и т.д.

Разработка инструментария – сложный кропотливый труд, соответствующий четко определенным правилам и технике.

Например, в качестве основного инструмента для анкетирования используется анкета. Структура каждого вопроса зависит от выбора индикаторов.

Источником для составления анкеты обычно служат:

· чужие анкеты;

· литература;

· интуиция и опыт исследователя

Лучше всего заимствовать (частично или полностью) апробированный инструментарий, прошедший серьезную проверку. В американских исследованиях это широко распространенный прием: в новой анкете приблизительно 60% чужого инструментария (при этом обязательно указывается его автор) и 40% - собственного.

Анкета представляет собой структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых связан с методологическими и процедурными задачами исследования.

Разработка формы и содержания инструментария тесно увязывается с гипотезами исследования. Вопросы, поставленные в анкетах и листах интервью, представляют собой операционализированную форму гипотез, причем каждой выдвинутой гипотезе соответствует свой блок вопросов, с помощью которых она проверяется. Анализ ответов респондентов по этим вопросам дает возможность установить в определенной степени истинность или ложность гипотетических предположений.

Анкета должна иметь определенную структуру(композицию). Она включает в себя введение, основную часть и классификационную часть, т.е. «паспортичку».

Важное значение имеет расположение вопросов в анкете, их формулировка, графическое оформление анкеты.

Во введении, т.е. на титульном листеанкеты должны быть:

· название организации-заказчика и организации, проводящей исследование;

· указывается чья анкета, т.е. кому она адресована, например, «Анкета студента»;

· затем ниже помещается краткое обращение к респонденту, где поясняются цели и задачи опроса, значение и использование его результатов, необходимость искренности ответов респондента для получения достоверных результатов опроса;

· далее дается краткая инструкция по заполнению анкеты;

· в конце (внизу) титульного листа указываются место и год проведения опроса.

Основная часть анкеты состоит из вопросов, обусловленных целями и задачами исследования, а также процедурой заполнения анкеты.

Очень распространенным в зарубежных опросах потребительского мнения такая модель как «пяти вопросник» - модель блока вопросов. Итак, сначала респондента спрашивают, знает ли он о таком-то мероприятии, затем о его мнении по поводу данного мероприятия. Третий вопрос - дихотомический по своей форме – призван уточнить общую направленность мнения: «Если брать в целом, Вы одобряете или осуждаете; согласны или не согласны и т.д.? Выяснив оценку (положительную или отрицательную), социолог в четвертом вопросе уточняет основание такой оценки, причины подобного мнения: «Если Вы не согласны с тем, что …не могли бы Вы пояснить свою мысль?», или «Если Вы одобряете… то почему?» Наконец, последний вопрос определяет интенсивность мнения: В какой степени Вы уверены в своем суждении?» И далее следует шкала интенсивности мнения: «Совершенно уверен – уверен – трудно сказать – не уверен.

Такой прием отвечает требованиям логики и практики исследования.

Приведенный выше блок из пяти вопросов построен по принципу «воронки», когда последовательность вопросов ведет к получению более глубокой и конкретной информации об изучаемой проблеме. В этом случае беседа развивается от общих вопросов к более частным, детальным.

Другой вариант построения блока вопросов – «батарея», когда вопросы касаются разных аспектов изучаемого явления. Например, вопросы посвященные разным аспектам изучаемой темы с целью получить целостное описание.

Классификационная часть анкеты или «паспортичка» состоит из вопросов, касающихся социально-демографических и других личных характеристик респондента. Как правило, она помещается в конце анкеты и заканчивается выражением благодарности респонденту за участие в совместной работе. Помещение «паспортички» в начале анкеты может вызвать сомнение в анонимности опроса и повлиять на ответы. Вопросы «паспортички» должны тесно увязываться с объектом, целями, задачами и гипотезами исследования, т.к. впоследствии именно по ним будет производиться группировка и анализ собранной первичной информации.

Основные правила формулировки вопросов

1. Прежде всего, вопросы должны быть недвусмысленными. Двусмысленный вопрос предполагает наличие у респондента не одного ответа на него, а больше. Это, по сути, два вопроса в одном. Например, вопрос: «Каков размер Вашего дохода?». Подразумевает ли этот вопрос доход всей семьи или только личный доход респондента (и за какой период)?

2. Каждый вопрос должен быть, насколько это возможно, коротким и простым.

3. В формулировке вопросов следует использовать только те слова, которые заведомо хорошо известны респондентам.

4. В вопросах следует избегать двойного отрицания. Например: «Вы бы не стали пользоваться шампунем, который не рекомендован медиками?».

5. Следует избегать предубежденности в формулировке вопросов. Нельзя использовать «пристрастные» вопросы, которые подсказывают определенный, заранее заданный ответ и могут подталкивать респондента к неточному ответу. Например: «На самом ли деле реклама всегда заставляет Вас покупать тот или иной товар?».

6. Подумайте, не превышает ли заданный вопрос возможностей памяти респондента. Ведь вряд ли кто-то в состоянии точно ответить на вопрос: «Сколько пива (в литрах) Вы выпили за последний год?».

7. Нужно предусмотреть возможности отступления респондента в случае, когда он затрудняется с ответом или некомпетентен в нем, включив такой вариант ответа, как «не знаю», «затрудняюсь сказать» и т.д.

 

Определение выборки

При определении объектов исследования почти всегда встает вопрос о том, в каком количестве должны быть исследованы выбранные объекты. В случае, если генеральная совокупность объектов исследования мала, то можно провести так называемое сплошное исследование. Вместе с тем зачастую проведение сплошного исследования не представляется возможным, да и необходимым. Когда генеральная совокупность объекта исследования велика, используется выборочный метод.

В зависимости от порядка определения выборки выделяют: простую случайную выборку, групповую выборку и панель.

С точки зрения теории выборки, наиболее надежным способом отбора является случайный отбор, при котором каждая единица совокупности имеет равный шанс попасть в выборку. Этот метод прост и не дорог. Однако он имеет некоторые недостатки. Во-первых, при малых значениях генеральной совокупности этот метод может давать низкую репрезентативность результатов исследования.

Групповая выборка предполагает выделение группы исследуемых объектов среди потребителей товара, услуги. Такими признаками могут быть: пол, возраст, социальное положение, доход семьи и пр.

Панель, так же как групповая выборка, предусматривает объединение объектов по определенным признакам. Но в отличие от групповой выборки, панель – повторяющийся сбор данных по одной совокупности исследуемых объектов по одним и тем же признакам через равные интервалы времени. Панель позволяет получить характеристику динамически развивающегося процесса во времени.

Суть панельных исследований заключается в том, что группе лиц, семейств или предприятий (организаций), отобранных с помощью выборочного метода, предлагается на платной основе систематически или периодически в определенное время и по установленной форме давать ответы на вопросы заказчика. Естественно, опрос является анонимным.

Собственные панели стремятся иметь крупные маркетинговые и консалтинговые фирмы, а также большие производственные и торговые предприятия, например, французская розничная торговая сеть «Ашан», шведская – «ИКЕА», автомобильные предприятия. Примером панели в государственном масштабе может быть статистика семейных бюджетов, насчитывающая в настоящее время около 60 тыс. домохозяйств.

Во Франции одной из форм панели являются контрольные группы потребителей. Полученные от них материалы позволяют выявить динамику доходов, спроса, видов покупок, денежных затрат и т.д.

Панель рассматривается как выборочная совокупность людей (домохозяйств, предприятий) и формируется по методу случайной или механической выборки. Важно обеспечить не только достаточную численность выборочной совокупности, но и представительность в ней всех типов респондентов. Это означает, что в процессе выборки генеральная совокупность должна быть стратифицированной по важнейшим ее социально-демографическим признакам.

Типы панелей

В настоящее время можно говорить о нескольких типах панелей.

В зависимости от объекта исследования, единицами ее совокупности могут быть отдельные лица, семьи/домохозяйства, предприятия разных отраслей производства и услуг (табл. 3).

Таблица 3

Классификация панелей

Типы панелей Единицы выборки Цели формирования панели
Потребительские Отдельные лица или семьи/ домохозяйства Получение информации о спросе, потребительском поведении, оценках и предпочтениях потребителей
Торговые Индивидуальные продавцы и торговые предприятия Получение информации о рыночной ситуации, ценах, эффективности рекламы, спросе, предложении
Производственные Производственные предприятия Получение информации о товаре, товарной политике, конкуренции, распределении
Сферы услуг Предприятия сферы услуг Получение информации о сфере услуг, об их видах, качестве, ценах
Специалистов (экспертов) Группы специалистов Получение информации о какой-либо проблеме, поведении потребителей, рыночной ситуации.

 

По времени существования панели делятся на краткосрочные (не более года) и долгосрочные (до пяти лет).

Типовой набор опросных листов потребительской панели позволяет дать следующие итоговые характеристики (табл. 4).

В некоторых случаях применяется корреспондентский способ получения информации путем интервьюирования респондентов.

В ряде стран респонденты посылают свои записи/ дневники, где указываются расходы на покупки по почте в установленные сроки по договоренности с заказчиком.

В традиционных формах панели респондентам предлагается постоянно отвечать на одни и те же вопросы. Это обеспечивает сопоставимость информации при анализе динамики.

Таблица 4

Схема статистической информации, получаемой от потребительской панели

Факторы Потребительские расходы
Социально-профессиональная характеристика семьи Общая сумма потребительских расходов
Число членов семьи и ее половозрастная структура Их доля в общем объеме расходов
Совокупный денежный и натуральный доход семьи; источники доходов Размер и ассортиментная структура потребления и покупки продуктов и услуг (в денежных и натуральных единицах)
Чистый денежный доход семьи Средние цены покупки
Чистый денежный доход семьи на одного человека Определяется прожиточный минимум
Прирост денежных сбережений Наличие товаров длительного пользования
Жилищные условия семьи Обеспеченность жильем

Разновидностью панельного исследования является мониторинг. Мониторинг можно определить как постоянное непрерывное наблюдение за процессом, состоянием объекта, развитием явления в течение достаточно длительного времени по одинаковой системе показателей и методике.

Впервые мониторинг как способ наблюдения был использован в почвоведении, затем в экологии. В настоящее время он широко применяется в технических, естественных и социальных науках.

 

poisk-ru.ru

Разработка методического инструментария

  1. Программа социологического исследования

  2. Методы социологического исследования

Этапы социологического исследования:

  1. Подготовительный – на данном этапе проходит разработка программы социологического исследования, инструментарий, составляется рабочий план исследования, определяются объекты и единицы исследования.

  2. Полевой этап – на этом этапе происходит сбор эмпирического материала и информационных сведений с помощью избранных методик.

  3. Аналитический – на этом этапе происходит количественная и качественная обработка полученной информации, анализ и обобщение результатов исследования.

Каждый из этапов характеризуется относительной самостоятельностью. Деятельность внутри каждого этапа разделяется на более дробные сегменты, регламентируется специфическими нормативными требованиями, имеют собственные критерии для оценки качества исполнения и результата. Отдельные этапы могут выполняться параллельно.

Название

Содержание

Результат

1.1 Программирующий

Разрабатывают вопросы методологии, методики и техники социологического исследования

Программа социологического исследования

1.2 Информационный

Применение методов и техники для получения достоверных репрезентативной информации

Эмпирическая социологическая информация

3. Аналитический

Анализ информации, ее обобщение, теоретизация, описание и объяснение фактов, обоснование тенденций и закономерностей, выделение корреляционных

Выводы по проблеме

Практический этап

Разработка практических рекомендаций и социальных технологий

Модель практического преобразования социального объекта

Функции социологического исследования:

  1. Методологическая.

  2. Методическая.

  3. Гносеологическая.

  4. Моделирующая.

  5. Программирующая.

  6. Нормативная.

  7. Организационная.

  8. Эвристическая.

Программа социологического исследования – это теоретико-методологическая основа осуществляемых социологом процедур исследования (сбора, обработки и анализа информации).

Функции программы социологического исследования:

  1. Методологическая – определение целей, задач, проблемы и принципов исследования.

  2. Методическая – разработка логического плана и инструментария исследования.

  3. Организационная – заключается в распределении обязанностей, определение характера и структуры действий.

Структура программы социологического исследования:

Методологический раздел включает в себя

  1. Проблемная социальная ситуация и научная проблема.

Научная проблема должна достаточно точно отображать то противоречие, которое возникает в процессе функционирования и развития социальных систем. В ней фиксируется противоречие между знанием о потребностях общества в определенных практических действиях и незнанием путей и средств реализации данных действий.

  1. Цели и задачи исследований

Цель определяет ориентацию исследований: теоретическую и/или прикладную.

Количество задач зависит от масштабности исследования и объема целевых установок исследования.

  1. Объект и предмет исследования

Характеризуется количественно, структурно, а также с точки зрения его пространственно-временной определенности.

  1. Системный анализ объекта исследования – это построение концептуальной модели объекта, в которой раскрывается весь комплекс внутренних и внешних элементов и связей изучаемого объекта. При этом объект рассматривается с двух сторон: как отдельная часть целого и как целое, состоящее из частей.

  2. Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий исследований – представляет собой сопоставление основных понятий с другими смежными понятиями.

  3. Операционализация понятий – это специфическая научная процедура, которая связывает в единой целое проблемы образования понятий, техники изменения и построения показателей, перевод понятий в данные показатели, перевод показатели в переменные согласно выбранных шкал, перевод переменных в индексы, оценка индексов (на надежность и обоснованность).

  4. Выдвижение и проверка гипотез – это научно обоснованное предположение о структуре объектов, о характере элементов и связей, о механизме их функционирования и развития. Гипотезы могут быть: научными и рабочими, первичными (выдвигаются до полевого исследования) и вторичными (после), гипотезы-основания и гипотезы-следствия, описательные (предположение о фактах, относящихся к проблеме) и объяснительные (предположение о причинно следственных связях), прогностические.

Методологический объект включает в себя:

  1. Стратегический план исследования. По характеру может быть поисковым, описательным, экспериментальным.

Поисковый план разрабатывается, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования. В процессе поискового плана формируется проблема и определяется основной набор средств.

Описательный план разрабатывается, когда существуют данные по проблеме и исследователь может сформулировать описательную гипотезу. Исследователь по описательному плану упорядочивает известные факторы, и устанавливают соотношения.

Экспериментальный план разрабатывается, когда возможно сформулировать объяснительную гипотезу. Цель плана установить причинно-следственные связи объекта, раскрыть его структуру, выявить причины, обуславливающие его функционирование и развитие.

  1. Выбор исследовательской стратегии.

    1. Монографическое исследование нацелено на изучение какого-либо социального явления или процесса на примере определенного объекта, который является представителем целого класса подобных объектов.

    2. Трендовые или повторные – направлены на изучения изменений определённой социальной группы как единой целостности.

    3. Кагортные исследования – изучение специфических совокупностей (кагорт) в течение переделённого времени.

  2. Обоснование и формирование выборки.

Выборка – это процедура отбора множества наблюдений из всех возможных для того чтобы получить заключение обо всем множестве наблюдений. Существуют определенные правила отбора (выборочный метод). Все единицы социологического исследования составляют генеральную совокупность.

  1. Разработка методического инструментария - подготовка первичного материала (массив данных полученных при помощи всех методов сбора) и плана его обработки (выбор соответствующих математических, статистических и общенаучных методов ее обработки, технических средств обработки, места и персоналий обработки).

  2. Организационный (рабочий) план исследования – это документ, в котором строго в хронологической последовательности расписаны перечень необходимых работ по видам, указывается что, кому и когда делать, определяется место и время исследования, устанавливаются сроки и ответственные.

  1. Глубинное интервью – предполагает обсуждение главной темы, а также предварительно продуманного специального круга вопросов.

  2. Формализованное интервью – это некий аналог анкеты, опрос проводится по фиксируемому опроснику с четкими вариантами ответа на них

  3. Тестирование – метод, с помощью которого исследуется интенсивность и специфика склонности индивида, а так же их значения. Состоит из систематически выстроенного ряда вопросов или утверждений, на которое должен ответить респондент. Вместо вопросов могут использоваться фотоснимки, схемы, фотокадры и т.д. Тесты второго уровню предполагают сопоставление параметров. Сложны вопросы, когда необходимо дополнить ответ правильным или отсутствующим вариантом ответа.

  4. Социометрический опрос – метод изучения межличностных отношений в малых группах, основанный на специальных способах опроса или тестирования всех членов этих групп. Данный метод позволяет выразить внутригрупповые отношения в виде численных процедур или графиков. Оптимальное количество участников – 22-25 человек. Существуют 2 формы социометрического опроса: непараметрическая процедура (предлагается ответить на вопросы без ограничения числа выборов), параметрические (число выборов ограничено). Как правило, данный метод используется с целью выяснения социально-психологического климата коллектива.

  5. Фокус-группа – метод интервью, позволяющий выяснить мнения по узкой тематике, как правило, участники являются экспертами в обсуждаемых опросах, количество участников не должно превышать 15 человек. По сути представляет из себя беседу по ограниченному кругу вопросов с последующим анализом зафиксируемых материалов.

  6. Exitpoll – метод опроса используется в ходе предвыборной компании.

Правила проведения опроса:

  1. Респондент должен знать, кто и зачем его опрашивает.

  2. Респондент заинтересован в опросе.

  3. Респондент не заинтересован в выдаче ложной информации.

  4. Респондент однозначно понимает содержание каждого вопроса.

  5. Вопрос имеет один смысл и не содержит в себе несколько вопросов.

  6. Все вопросы ставятся таким образом, чтобы на низ можно было дать обоснованный и точный ответ.

  7. Вопросы формулируются с соблюдением лексических и грамматических правил.

  8. Формулировка вопроса соответствует уровню культуры респондента.

  9. Интервьюер ведет себя нейтрально.

  10. Вопросы интервью и ответы приемлемы в равной степени для всех участников.

  11. Количество вопросов не должно вести к излишней интеллектуальной и психологической перегрузке человека.

  12. Вся система вопросов должна быть достаточной для получения объема информации необходимой для решения исследовательских задач.

studfiles.net


Смотрите также