Контрольный диктант лесные пожары


Входной контрольный диктант для 9 класса

Входной контрольный диктант для 9 класса

Лесные пожары.

Пожары на Севере редко бывали повальными, когда огнём объяты целые стволы и пламя бушует, выбрасывая длинные языки. Чаще всего случались пожары низовые. Горели сухая трава, мох, а высота пламени едва достигала метра. Но сколько несчастий для леса приносил такой огонь!

Погибали хвойный подрост, кустарники, выходящие на поверхность корни деревьев. Нередко низовой пожар действовал как раковая опухоль, как мина замедленного действия. Внешне, казалось бы, невредимые, но на самом деле обессиленные деревья уже не могли сопротивляться полчищам жучков-короедов и прочей насекомой нечисти, которая миллионами крепких челюстей вгрызалась в древесную мякоть, превращая её в труху.

Можно ли подсчитать урон, нанесённый живой природе одним невинным на первый взгляд туристским костром? Думаю, математика здесь бессильна. Конечно, можно посчитать гектары сгоревшего леса, стоимость пожарных работ. Но войдут ли в такую калькуляцию погибшие животные, птицы, растения?

Этот убыток, моральный и материальный, просто непредсказуем, он не попадёт ни в одну бухгалтерскую ведомость, точно так же, как непредсказуемо содержание лесного пожарника, лётчика, егеря. Мои спутники почти закончили утренний обход. Их загорелые лица выражали усталое довольство и благодушие.

(166 слов.) (По О. Ларину.)

Входной контрольный диктант для 10 класса.

Осень в Сибири.

Сентябрь — осенний месяц, но он совсем не одинаков на побережье Ледовитого океана и на юге.

Осень начинается в Арктике на просторах Сибири. Под косыми лучами северного солнца красным, оранжевым, жёлтым пламенем вспыхнули краски осенней тундры. Это начало полярной осени. Здесь она наступает ещё в летнем месяце — августе. К сентябрю тундра выцветает, буреет. Крепкие ночные морозы схватывают пропитанную влагой почву. Снег сыплется всё чаще, и к концу месяца тундра белеет.

Сибирь — страна лесов. Их обитатели готовятся к длинной и суровой зиме. Медведь ищет берлогу, барсук чистит нору, белки и бурундуки делают запасы грибов, ягод, орехов. В это же время ласка, горностай, песец, лиса и другие пушные звери линяют и одеваются в красивые зимние шубы.

На Дальнем Востоке своя осень. Лето здесь чаще сырое. Зато осень тихая, теплая и ясная. Это лучшее время года у берегов Тихого океана. Прогретое Японское море сверкает бездонной голубизной. Краски дальневосточной осени неистовы, преобладает красно-багровый цвет, до самого горизонта простираются пламенеющие сопки.

Южнее лесов раскинулись степи, почти целиком распаханные. Но кое-где сохранилась заповедная первозданная целина. Там под бледно-голубым знойным небом волнуются и мерцают заросли ковыля.

Вот так осень, начиная в августе своё шествие по стране, к середине октября завоевывает всё пространство. (190 слов.)

Входной контрольный диктант для 11 класса.

Сентябрь.

В погожий день ещё мелькают над жухлыми травами нарядные бабочки, трепетно стучат большие стрекозы-коромысла. Отрадны и птицы с их прощальными песнями. Особенно голосисты скворцы, поющие у родных домишек. Вдаль пронеслись молодые трясогузки. Скоро осеннее небо огласится криками журавлиных стай.

Впереди будут ещё и по-настоящему ведренные дни, когда природа ненароком расщедрится на тепло и ласку. За полосой ненастья — яркая теплынь «бабьего лета». Золотые снопы лучей вернут среднерусским просторам не только приветливые улыбки цветов, но и звонкие песни пернатых, кучевые, причудливые облака, радушие светлых вод.

Сентябрь — умильная пора года! Запасайтесь бумагой и карандашом, надо торопиться в поля, луга, к реке, чтобы не упустить случая узнать самые свежие осенние новости.

Застарелое жнивье кое-где заткано тончайшим шёлком пауков-тенетников. А на озимом клину — изумруд чистейшей зелени: всходы выкрасились, преодолев младенческую лиловость.

В лесу самое интересное сентябрьское явление — начало листопада. В сентябре расстанутся с летней красотой вязы, черемухи и липы. Кроме погоды, на скорость листопада влияют также местность, грунтовые воды, особенности почвы и, конечно, возраст деревьев.

Взглянем и на клумбы. Как они встретили осень? Похоже, что во всей красе. Поздние цветы стоят горделиво и к тому же собой обаятельны, живописны. Особенно радуют взор густо-красные канны, венчающие мощные стебли. Им стоять неувядаемыми до самых морозов.

(По А. Стрижеву.) (202 слова.)

multiurok.ru

Итоговый переводной диктант по русскому языку в 6 классе

Итоговый переводной диктант по русскому языку в 6 классе

2014-2015 уч.г.

 

Пожар в лесу

В лесу часто возникают пожары. Ещё не успеет растаять снег, а лучи солнца уже касаются сухих кочек с прошлогодними листьями, хвоей, мхом. Всё это очень легко воспламеняется.

При пожаре загорается хворост, валежник. Стоит коснуться искре, вспыхивают и горят с треском кусты можжевельника, молодые ёлочки и сосенки, которые только подрастают. Огонь перебрасывается на низкие ветви взрослых елей и поднимается до самых вершин.

На месте пожара остаются обгорелые деревья, выжженная молодая поросль, сгоревшие ягодники, медоносы, лекарственные растения. Пожарища бедны птицами, животными и долгие годы представляют собой пустыню.

Почти все пожары возникают от неосторожного обращения человека с огнём. Это костёр, который забыли потушить. Это спичка, которую случайно бросили. Нужно беречь лес от огня!    (110 слов)

Грамматическое задание:

1 вариант 2 вариант

Из 2-го абзаца выпишите слово с чередующейся гласной в корне

 Из 3-го абзаца выпишите слово с чередующейся гласной в корне

 Из 4-го предложения выпишите грамматическую основу  Из 6-го предложения выпишите грамматическую основу
 Выпишите глагол с шипящий на конце слова

Анализ экзаменационных работ учащихся 6 класса

Количество учащихся в классе     

Количество учащихся, выполнявших экзаменационную работу       

Ф. И. О. учителя русского языка 

Отметки Годовая отметка Экзаменационная отметка
Количество Процент Количество Процент
«4» и «5»
«3»
«2»

Количество учащихся, допустивших орфографические ошибки:

1. проверяемые безударные гласные
2. проверяемые согласные
3. сочетания ЖИ/ШИ, ЧА/ЩА
4. разделительный Ь
5. Ь после шипящих на конце слов
6. корни с чередованием РАСТ/РАЩ/РОС
7. корни с чередованием КАС/КОС
8. корни с чередованием Г АР/ГОР
9. правописание приставок
10. -ТСЯ/-ТЬСЯ в глаголах
11. НЕ с глаголами
12. НЕ с прилагательными
13. Н и НН в прилагательных
14. написание сложных слов
15. раздельное написание предлогов
16.

слова, написанные на доске – ВЫЖЖЕННАЯ, МОЖЖЕВЕЛЬНИК

Количество учащихся, допустивших пунктуационные ошибки:

rusteacher.ru

Контрольный диктант № 1

Контрольный диктант № 1Контрольный диктант № 1.

Контрольный диктант № 1.

Цель: проверить умение записывать текст под диктовку, предварительно объяснять написание слов, выполнять грамматическое задание, осуществлять самопроверку.

Вы хотите узнать про льва? Я расскажу. Это хищник. У зверя гладкая шкура и огромная голова. На носу нашлепка. На кончике хвоста есть кисточка. В мягких подушках на ступнях когти. Их концы кривые и острые. Я ходил в цирк и смотрел на льва з-б через прутья з-б клетки. Мне понравилась его походка с-с. (50 слов.

1. В подчеркнутом предложении, отметить все орфограммы, на полях указать их количество. (Всего 9 орфограмм.

2. Выполнить указанный вид разбора з-б.

3. В двух последних предложениях найти два однокоренных слова и подчеркнуть их. У второго из них показать строение с-с.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 1.

Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.

Рос на опушке могучий дуб. Был он самым заметным в округе. Стоял великан и осматривал всю местность, тихо шелестел листвой. Пышным ковром стелилась изумрудная трава под деревом. Однажды к дубу пришли люди и поставили скамейки. Теперь здесь с утра до позднего вечера толпился народ. Свежесть манила всех. На опушке любили играть дети. Всем дуб дарил радость. Хорошо посидеть на мягкой травке! Это стало любимое место отдыха.

Слово для справки: осматривал.

1. Запиши по одному примеру из текста в каждый столбик.

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

Парные звонкие и глухие в корне слова.

Непроизносимые согласные в корне слова 2. Подбери синонимы к словам: изумрудная – … ; могучий.

Контрольный диктант № 2 ( за 1 четверть.

Цель: проверить умение записывать текст под диктовку, предварительно объяснять написание слов, выполнять грамматическое задание, осуществлять самопроверку.

Медведь выбрал место для спячки у склона холма. Он надрал когтями узкие полоски еловой коры. За концы стащил их в яму. Потом накидал мягкий мох. Вокруг ямы подгрыз молоденькие деревья. Они и накрыли ее. Залез медведь под них и заснул. Не будите зверя до весны! Пусть косолапый спит! (50 слов.

1. Указать части речи во 2 и 3 предложениях.

2. Над 2 последними предложениями подписать, какие они по цели.

3. Провести звуко — буквенный разбор слов: яма, залез.

4. Показать состав слов: косолапый, полоски.

Контрольный диктант № 3.

Цель: проверить умение записывать текст под диктовку, предварительно объяснять написание слов, выполнять грамматическое задание, осуществлять самопроверку.

Короткие лапки медвежонка увязали в снегу. Но он вылез из берлоги и пошел. На пеньке увидел зверька. Он грыз зубками длиннуюс-с еловую шишку. Мишук закосолапил к нему. Но зверек стрелой взлетел на ельз-б. И другой зверек не поиграл с ним, а укатился. Он был ужасно колючий. Мишук когтями поскреб снег з-б и достал корешки. Съел з-б и повеселел ч. р. (58 слов.

1. В первых двух предложениях обозначить части речи.

2. Выполнить указанные виды разбора.

Контрольный диктант № 4.

Цель: проверить умение записывать текст под диктовку, выполнять грамматическое задание, осуществлять самопроверку.

Лесные пожары. Лесные пожары возникают от небрежного обращения с огнем. Бросят горящую спичку, оставят тлеющие угли костра. Набежал ветерок, раздул пламя. Синий огонек зажег сухую ветку и побежал по высохшей траве, прошлогодним листьям. Бушует пламя, густой дым ползет в небо. Начался лесной пожар. Сколько деревьев уничтожит он! Сколько погибнет лесных обитателей! Мечутся по лесу белки, зайцы и лоси. Против огня они бессильны. А какое жуткое, тоскливое зрелище – выгоревшие участки леса! Черная земля, черные стволы упавших деревьев. Много лет пройдет, пока снова вырастет живой лес.

Контрольный диктант № 5.

Цель: проверить умение записывать текст под диктовку, предварительно объяснять написание слов, выполнять грамматическое задание, осуществлять самопроверку.

Трещал мороз. Старик въехал с. с. в лес срубить елку. Стукнул топором по стволу. А из-под снега вылетела большая медведица. Она спала под елью з-б, от стука проснулась, напугалась и убежала с. с. Маленький медвежонок Мишутка замерз и захотел есть. Он завозился и заплакал. Но мама не слышала его. Тогда он рассердился и на животе полез из берлоги. (53 слова.

1. В подчеркнутом предложении указать части речи. Рядом на полях кратко назвать знакомые части речи, которые в предложении не встретились.

2. Отметить галочкой глаголы, которые употреблены в неопределенной форме.

3. Выписать глаголы заплакала, слышала, указать форму каждого из них (время, число, лицо или род), затем поставить глагол в неопределенную форму и записать.

4. Выполнить указанные виды разбора.

Контрольное списывание № 2.

Цель работы: уметь записывать текст под диктовку, выполнять грамматическое задание, осуществлять самопроверку списывать текст, обнаруживать орфограммы.

Поставьте знаки препинания в конце каждого предложения.

Хороша ель зимой тяжёлые шапки чистого снега висят на её раскидистых ветках-лапах высокие вершины украшены гирляндами еловых шишек на опушке елового леса растёт зелёный молодняк у людей ель пользуется особенной любовью в новогодние зимние дни они устраивают для детей праздничные ёлки особенно хороша ель в лесу, на свободе в зимние звёздные и лунные ночи блестит на её ветвях снег сказочным кажется дерево при лунном свете.

Контрольная работа № 6 по теме «Предложение.

Цель: проверить умение записывать текст под диктовку, выполнять грамматическое задание, осуществлять самопроверку.

Работа состоит из 3 частей: небольшого диктанта, нескольких грамматических заданий и списывания. Каждый из блоков оценивается отдельно.

Пик вылез из-под куста. Темный клубочек быстро покатился в траву. Мышонок проголодался. Ему нужно было подкрепиться. Пик начал грызть листья и стебли. Один оказался очень вкусным. Из него сразу стал течь сладкий сок. Пик съел стебелек, но больше не увидел. (40 слов.

1. Найти нераспространенное предложение и поставить перед ним галочку. Подчеркнуть его главные члены.

2. Посчитать, сколько в первом предложении членов предложения, и цифрой на полях дать ответ.

3. Во 2 предложении подчеркнуть главные члены; над подлежащим указать падеж, а над сказуемым-время, показатьего примету.

1. Списать строки Б. Заходера, вставляя буквы и указывая над словами их род. Проверить, все ли орфограммы отмечены.

Вновь настал. утр. Солнышк. Пригрел. От жары марты. ка Сразу разомлел.

2. Подчеркнуть главные члены предложения.

Контрольная работа № 7 по теме: «Части речи.

Цель: проверить умение записывать текст под диктовку, выполнять грамматическое задание, осуществлять самопроверку, определять части речи и производить морфологический разбор различных частей речи; анализировать типичные ошибки, исправлять их.

Однажды на охоте забрались мы в лесную глушь. Собаки гнали зайца и потерялипр. Выбежали на поляну. Среди мелких кустиков высокие пни стоятпр. Бегают собаки около них, хотят в заячьих следах разобраться. Куда ему спрятаться? Посмотрел я вокруг. В пяти шагах от меня на пне серел пушистый комочек. Глядел и словно просил не выдавать собакам. Я оставил его и ушел. Пусть этот хитрый заяц живет! (64 слова.

По Г. Скребицкому.

Озаглавить текст по теме или основной мысли и записать заголовок на оставленной строке.

1. Над словами подчеркнутого предложения надписать части речи, к которым они относятся.

2. Два последних слова письменно проанализировать как части речи.(Допустимо пользоваться памяткойч. р.

3. В указанных предложениях подчеркнуть главные члены.

Контрольный диктант № 8.

Весна пришла! Тонкие молодые берёзки потянулись и поздоровались с солнцем. Настали первые весенние дни. Земля будто заново рождалась. Тепло поднималось из самой её глубины и согревало улицы, дома, деревья, человеческие сердца. Удивительная тишина! Даже птицы нарушают её сегодня редко и робко. Синее небо. Апрельское солнце. Немножко тепла и очень много света. Здравствуй, весна.

Контрольный словарный диктант.

Автомобиль, гладить, завтра, клеить, ноябрь, огромный, платок, библиотека, двадцать, полотенце, сеять, сапоги, растение, цыпленок, шоссе, скоро, футбол, праздник.

Под высокой елью мы увидели муравейник. Снег стаял. Муравьи вылезли с. с. на теплое солнце погреться. После долгой спячки они не бегают, а лежат. Проснулась и летучая мышь. Все просыпается. Ожил пруд. В нем уже можно поймать рыбную мелочь. Попался на удочку и лещ. Начался разлив рек. Вода стала заливать все вокруг. Как зверькам спасаться? Им нужна помощь. Часто можно подъехать на лодке и помочь бедным зверюшкам с. с. (65 слов.

1. Озаглавить текст по теме и записать заголовок.

2. Составить и записать план текста: озаглавить по теме или главной мысли каждую из двух его частей.

1. В первом предложении подчеркнуть главные члены и выписать члены предложения парами.

2. В 1 предложении над каждым словом надписать части речи.

3. Найти нераспространенное предложение и поставит перед ним галочку.

4. Показать строение указанных слов.

5. В подчеркнутом предложении все самостоятельные слова проанализироватькак части речи (по памяткеч. р.

Контрольное списывание № 3.

Цель: проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы. Поставьте знаки препинания в конце каждого предложения.

Жили в разных селах две козы раз отправились они щипать траву на пастбище вечером они возвращались домой шли они, шли и сошлись на узкой доске доска была перекинута через глубокий арык не разойтись козам на доске кто уступит дорогу заупрямились козы стукнулись они лбами, сцепились рогами обе упрямицы свалились в воде выбрались козы из арыка мокрые и грязные.

Цель работы – проверить умение применять пройденные правила: правописание звонких и глухих согласных в конце слова, безударных гласных, разделительного мягкого знака, умение переносить слова.

Ночью была вьюга. Егор и Олег идут в лес. Они несут корм для птиц. В лицо бьёт сердит ы й ветер. Мальчики положили на старые пни сем е на. На ветках деревьев они развес и ли сухую рябину. Подлетела стайка син и ц. А вот и пища.

1. Из четвёртого предложения выписать слово, которое нельзя переносить.

2. Подчеркнуть в тексте слова с разделительным мягким знаком.

Наступила зима. Пушистым ковром лежит снег на полях и холмах. Деревья стоят тих о . В лесу замело все тропинки. По лесу можно ходить только на лыжах. Удар и ли сильные морозы. Река замёрзла. Ребята с делали большой каток. На катке всегда весел о.

1. Выписать из текста три слова с безударной проверяемой гласной в корне слова. Рядом записать проверочные слова.

Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.

Солнце село. На голубом небе показалась луна, полная, большая, яркая. Хрипло залаял цепной пёс. Он три раза обернулся вокруг себя самого и улёгся в своей конуре. Был славный мороз. Здорово кусался ветер. К утру все оконные стёкла покрылись чудесным узором из ледяных листьев. Погода стояла настоящая зимняя.

С неба падали снежинки на крыши домов. Наступала зима. Вода в лужах замёрзла. Лёд хрустел под ногами. Веточки берёз звенели от ветра. Кончики их были покрыты льдом. Вышло солнышко. Снег стал чистыми капельками воды. Капельки скатывались на землю, как бисер. Красив вид у земли.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ.

I. Обучающее изложение по вопросам.

Случай на катке.

Стоял морозный солнечный денёк. У речки мальчики играли в снежки. Девочки лепили снеговика. Витя выбежал на лёд на коньках. Тонкий лёд затрещал. Витя провалился в воду и закричал. На крик прибежал дядя Фёдор. Он бросил мальчику верёвку. Витя ухватился за неё и вылез из воды.

Прочитай текст. Найди в тексте слова, которыми можно ответить на вопросы.

1. Какой стоял денёк? 2. Что делали мальчики? 3. Что делали девочки? 4. Куда выбежал Витя на коньках? 5. Что произошло с тонким льдом? 6. Что случилось с Витей? 7. Кто прибежал на крик? 8. Что он бросил мальчику? 9. Как Витя вылез из воды.

1. Какая была погода? 2. Где играли дети? 3. Чем они были заняты? 4. Что случилось с Витей? 5. Кто спас Витю.

II. Закончить текст.

По двору важно ходил петух. Тёплое солнышко согрело двор. С листочков скатывались капельки росы. Цветы подняли головки. На крыльцо вышел кот Васька. Вдруг петух за-ку-ка-ре-кал.

III. Составить и записать небольшой рассказ на заданную тему.

зима, снег, деревья, земля, дятел, следы.

Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил.

Завыл ветер. Вечером небо затянуло тяжёлыми, низкими тучами. Ночью началось ненастье. Летели снежные хлопья. Метелью занесло дорожки . В десять часов мы выглянули из окна. На снегу видны вороньи и заячьи следы. На крыльце намело гигантский сугроб. По скользким ступенькам надо ходить аккуратно. Карниз увешан опасными сосульками.

1. Во втором предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Выделенные слова разобрать по составу.

Чудес е н русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. См о листые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов. Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостом. Полетела лёгкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

1. В третьем предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Найти и записать два слова, которые в своём составе имеют только корень и нулевое окончание.

Списать текст. Найти в тексте слова, где пишется буква, обозначающая непроизносимый согласный. Подчеркнуть эту букву.

Поздней осенью в нашей местности погода часто бывает ненастной. Словно осень тяжело переживает свой проигрыш зиме. По небесному своду клочьями летят облака. Льёт дождь. Солнце похоже на пожелтевший от дождя футбольный мяч. Деревья качаются и скрипят от резких порывов яростного ветра.

Стояли последние дни поздней осени. Всю ночь шёл дождь, гудел и свистел ветер. К утру резко похолодало. Я выглянул в окно. Облака летели низко над землёй. Вскоре из них посыпалась колючая крупа. Она была твёрдая, как песок. Резко била по стёклам. На крыше нашей бани быстро образовался толстый снежный бугор. Мы хотели выйти на балкон, но дверь открыть не смогли. Снег завалил её. По узкой тропке мы прошли к тёте Зое и взяли у неё лопату.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ.

I. Работа над текстом.

Изменить текст – записать рассказ не о маленьком котёнке, а о большом жирном коте. Определить, какие суффиксы в словах помогут в этом.

У крыльца сидит маленький котёнок. Мы назвали его Мурзик. Котёнок серенький, хвостик пушистый, на груди белый галстук. Котик глазки зажмурил, спинку выгнул, усиками шевелит. Он острые коготки в лапки спрятал и сладко мурлыкал, малышей забавляя. Мы любим с ним играть.

II. Изложение текста по коллективно составленному плану.

Под старой елью устроила своё жильё лиса. В норе находились малыши. Лиса была осторожна. Вблизи норы она долго петляла, запутывала следы. Лисята были очень смешные и очень податливые. Они всё время старались выбраться из норы. Малыши любили играть на зелёной полянке. Возвращалась мать. Лисята затихали. Лиса брала каждого лисёнка и тащила в нору. Вскоре все лисята были снова в норе. Мать успокаивалась.

1. Нора под елью. 2. Беспокойные малыши. 3. Все дома.

Опорные слова: устроила, вблизи, запутывала, выбраться, притихали, за шиворот, вскоре, снова, успокаивалась.

Выбрать заголовок, к которому можно составить и записать текст.

Птицы зимой в лесу. Сказочный лес. Интересно зимой в лесу.

Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил, ставить запятую при однородных членах предложения.

Они родились коротким осенним днём. На земле было пасмурно и скучно. Медленно плыла туча. Закружились в воздухе снежинки. В вихре танца они вспыхивали удивительными огоньками. Снежинки пролетали над рощей, полем, деревней. Где остановиться на ночлег? На крыше одинокой избушки было пусто. Снежные красавицы решили здесь сделать остановку. Они украсили дорожку к речке, верхушку старой ели. Пушистым ковром легли на луг. Утром на снежной поверхности появились первые следы зверей и птиц.

Слова для справок . медленно, остановиться, здесь.

1. В последнем предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Указать падежи всех имен существительных в десятом предложении. (Они украсили дорожку.

В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось всё живое. Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину мохнатой ели. На самой верхушке висели гроздья шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена. Между сучьев старой ели спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей. Почему клесты зимуют в наших краях? У нас им теплее, чем на далёком Севере.

1. В четвёртом предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Указать падежи всех имен существительных в пятом предложении. (Птицы облепили.

Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.

Мишка очень любил ходить в лес с дедушкой. Мишка чувствовал в лесу себя так, словно бы его обнимал кто-то большой и ласковый. Дубы добродушно улыбались. Осины радостно хлопали ладошками, приветствуя старых знакомых. Ближе к осени на узкую лесную дорогу высовывались тонкие и цепкие руки ежевики с пригоршнями спелых ягод: нате, добрые люди, угощайтесь! Мальчик давно заметил, что при дедушке лес делался светлее, радостнее. А дед шёл и мурлыкал песенку.

Задание. Прочитать. Выделить предложения. Разделить текст на законченные части. Новую часть писать с красной строки.

Хороша ель зимой тяжёлые шапки чистого снега висят на её раскидистых ветках-лапах высокие вершины украшены гирляндами еловых шишек на опушке елового леса растёт зелёный молодняк у людей ель пользуется особенной любовью в новогодние зимние дни они устраивают для детей праздничные ёлки особенно хороша ель в лесу, на свободе в зимние звёздные и лунные ночи блестит на её ветвях снег сказочным кажется дерево при лунном свете.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ.

I. Обучающее изложение.

Ранним утром Марина проснулась, посмотрела в окно и ахнула. Утро было солнечное, морозное. Ветвистые деревья были покрыты мохнатым инеем. Такие узоры рисует мороз на окнах. Дворовый каток был похож на зеркальное блюдце. После завтрака Марина накинула пуховый платок, надела свою белую шубку и выбежала во двор. Братья принесли ей новенькие коньки. Через пять минут Марина скользила по блестящему гладкому льду. Ноги подвёртывались. Но братья взяли Марину под руки. Колкий ветер бил в лицо. Захватывало дух, но было весело.

Дописать недостающие пункты плана.

1. 2. Марина бежит во двор. 3. 4. Марине весело.

Рассказать по плану. Подготовиться к записи изложения.

Слова для справок . мохнатым инеем, по блестящему (льду) . подвёртывались, захватывало дух.

Записать изложение по плану.

Будут ли разные сочинения по теме: « Красиво зимой в лесу », « Интересно зимой в лесу.

Написать сочинение на одну из тем. Подумать, о чём надо писать по первой теме, о чём – по второй.

III. Свободный диктант.

1. Бегал ночью зайчик по полю от голодного волка да от хитрой лисы. Попал в яму и вывихнул себе лапку. Пополз он к лесу, чтобы укрыться в нём. 2. Увидел зайчика филин ушастый и полетел на бедного зверька. Некуда спрятаться зайке, дрожит от страха. Вдруг увидел он ёлочку и забился в снег под её колючие иголки. 3. Кружился филин под ёлкой, но ничего не мог сделать зайке. Вскоре хромой зайка выздоровел.

nashicveti.ru


Смотрите также