Вариант 3 У-Я (вопросы 17-25).
Какие учебные заведения дают среднее специальное образование?
Что входит в программу среднего специального образования?
Каков срок обучения в учебном заведении среднего специального образования?
Регулируется ли численность студентов в группе при обучении в среднем специальном заведении? Какова их численность?
Кто может поступить в среднее специальное учебное заведение?
Какие экзамены сдаются при поступлении в среднее специальное образовательное учреждение?
Предусмотрено ли в программе обучения прохождение практики по специальности? Если практика предусмотрена, то какая - на производстве, преддипломная или иная?
В каких случаях учащийся может быть отчислен из среднего специального учебного заведения?
Совмещая работу и учебу в среднем специальном учебном заведении, имеет ли студент право на дополнительный учебный отпуск? Если да, то какова его продолжительность?
Можно ли закончить обучение в училище в сокращенные сроки, а не в предусмотренные программой?
Какова структура общеобразовательных заведений, дающих полное общее образование?
Какие права имеют школьники (учащиеся) и их родители?
В каких случаях школьник остается на второй год, а в каких отчисляется из учебного заведения?
Кто несет ответственность за противоправные действия школьника во время его пребывания в школе?
Что такое обучение в форме экстерната?
Что нужно сделать, чтобы обучаться в форме экстерната?
Если школьник получил семейное образование, может ли он экстерном сдать экзамены в аккредитованном учебном заведении? Получит ли он в таком случае аттестат?
Вправе ли экстерн пользоваться библиотекой школы, принимать участие в олимпиадах, проводимых школой?
В связи с переездом в другой регион может ли школьник экстерном сдать промежуточные экзамены, если он занимается по обычной школьной программе и экстерната в школе не предусмотрено?
Что представляет собой Единый государственный экзамен (ЕГЭ)?
Каков порядок сдачи ЕГЭ?
Можно ли обжаловать результаты ЕГЭ?
Когда и в какой форме проводятся государственные (итоговые) экзамены?
В каких случаях учащиеся могут быть освобождены от сдачи государственных экзаменов?
Какие требования к проведению государственных экзаменов существуют?
Вариант 3 У-Я (вопросы 42-49).
Какой документ подтверждает получение полного среднего образования?
В каких случаях учащиеся награждаются золотой или серебряной медалями по окончании обучения?
Какие дополнительные по сравнению с обычными учащимися права имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей?
Имеют ли дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, льготы при поступлении в высшее учебное заведение?
В каких случаях дети определяются в детский дом или в школу-интернат?
Какие документы выдаются учащемуся по окончании школы-интерната?
Какие права имеют воспитанники детских домов?
Какие документы абитуриент должен подавать в высшее учебное заведение?
Ограничивается ли каким-либо образом количество учебных заведений, в которые абитуриент может подать документы?
Обязана ли администрация учебного заведения информировать абитуриентов о наличии желающих поступить в вуз, о существующем конкурсе, проходном балле и других условиях поступления?
В какие сроки начинается и заканчивается прием документов?
Какие вступительные экзамены должны быть сданы при поступлении в вуз?
В течение какого срока абитуриент должен предъявить оригинал аттестата (диплома)?
В течение какого срока должно быть произведено зачисление на бюджетные места в вузе при успешной сдаче экзаменов и прохождении конкурса?
Каков порядок принятия учебными заведениями результатов Единых государственных экзаменов?
Кто имеет льготы при поступлении в высшее учебное заведение и какие?
Какое образование предоставляется бесплатно и в каких случаях гражданин должен платить за свое обучение?
Какие образовательные программы устанавливает законодательство?
Признается ли семейное образование в Российской Федерации? Какие формы этого образования признаются?
Какое учреждение признается образовательным?
Какими нормативными документами регулируется деятельность образовательных учреждений?
Кто может организовать образовательное учреждение?
Какие документы подтверждают окончание того или иного учебного заведения?
Какие дошкольные учреждения существуют в России?
studfiles.net
Задания к контрольной работе представлены в 13 вариантах, каждый из которых состоит из трёх частей. Каждая часть контрольной работы направлена на освоение разных тем дисциплины с целью наиболее полного охвата материала.
Перед выполнением работы студентам необходимо внимательно ознакомиться с методическими указаниями, изучить теоретический материал, представленный в учебной и научной литературе, рекомендуемой для освоения данной дисциплины.
Работа должна содержать не более 13 страниц машинописного текста, причём студент должен не просто изложить материал, содержащийся в учебнике, но и применить умение использовать навыки сравнительно правового анализа, синтеза, логики и других методов изучения данного курса.
В завершении работы необходимо указать список использованных источников.
Контрольная работа должна быть выполнена по одному из 13 вариантов. Номер варианта определяется по последней цифре номера зачётной книжки студента. Работа, выполненная с нарушением этого требования, на проверку приниматься не будет.
Оформление контрольной работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к данным видам работ.
Варианты контрольных работ
Вариант 1.
1. Дайте определение понятия «образовательное право». Перечислите принципы государственной политики в сфере образования.
2. Вправе ли муниципальное или государственное учреждение профессионального образования самостоятельно устанавливать нормативные сроки освоения основных образовательных программ?
3. Составьте и охарактеризуйте уровни системы образования РФ в таблице.
Вариант 2.
1. Каково соотношение понятий «право на образование» и «образовательное право»?
2. Может ли учреждение профессионального образования без ведома учредителя изменить порядок проведения промежуточной аттестации и используемую при этом систему оценок?
3. И.И. Иванов успешно сдал вступительные экзамены в технический ВУЗ. После сдачи последнего экзамена Иванов решил попробовать свои силы в поступлении в гуманитарный университет и забрал документы из технического ВУЗа, ещё до оглашения списка поступивших в технический ВУЗ. Будет ли зачислен Иванов в технический ВУЗ, если не сможет поступить в гуманитарный университет?
Вариант 3.
1. Дайте характеристику и приведите примеры административно-правовой ответственности в системе образования
2. Изобразите иерархию источников образовательного права РФ.
3. Если преподавателю при приёме на работу дали познакомиться с тремя образовательными программами (рекомендованной Минобразованием РФ; инновационной, опубликованной в печати; утверждённой образовательным учреждением), то какую из них он должен считать обязательной основой для своей деятельности?
Вариант 4.
1. Дайте характеристику всех учреждений общего и профессионального образования, опираясь на нормативно-правовые источники.
2. Могут ли быть осуществлять свою деятельность в государственном или муниципальном учреждении профессионального образования первичные организации профессионального союза и молодёжного отделения демократической партии?
3. Т.Ю. Кокорина закончила школу с отличием. Родители посоветовали ей поступать в ВУЗ, пройдя собеседование. По результатам собеседования она не была зачислена в Самарский государственный университет. Имеет ли право Т.Ю. Кокорина проходить вступительные испытания на общих основаниях после неудачного собеседования.
Вариант 5.
1. Охарактеризуйте соотношение понятий «юридическая ответственность» и «академическая ответственность» в сфере образования.
2. «Учреждение начального профессионального образования» – это тип, вид или категория образовательного учреждения?
3. В ВУЗе проводится конкурс на замещение должности старшего преподавателя. Может ли претендовать на эту должность преподаватель, имеющий стаж работы в колледже три года? Кто может претендовать также на должность ассистента кафедры, доцента кафедры? Обоснуйте свой ответ.
Вариант 6.
1. Рассмотрите порядок государственной аккредитации образовательной организации.
2. Кто и как несёт ответственность по обязательствам учреждения профессионального образования?
3. Составьте таблицу прав и обязанностей учащихся общеобразовательного учреждения, родителей, лиц их заменяющих.
Вариант 7.
1. Проанализируйте Типовое положение об общеобразовательном учреждении в системе образования и выявите существующие противоречия и недоработки на современном этапе.
2. Может ли руководитель государственного или муниципального учреждения в сфере профессионального образования работать по совместительству заведующим районной библиотекой? Может ли быть по совместительству депутатом Городской Думы?
3. Проанализируйте учебный план образовательного учреждения и рассмотрите требования предъявляемые к нему.
Вариант 8.
1. Дайте характеристику Устава и правил внутреннего распорядка образовательного учреждения.
2. Прав ли руководитель образовательного учреждения, допустивший к работе преподавателя, который отказался от очередного, организованного и оплаченного учредителем, медицинского обследовании?
3. Администрация Сургутского гуманитарного университета приняла решение о создании нового факультета: «Дизайн ландшафтов». На момент зачисления 25 студентов ВУЗ не прошёл лицензирование по данной образовательной программе, но было принято решение продолжать учёбу студентов и добиваться получения лицензии. Правомерны ли действия ВУЗа?
Вариант 9.
1. Составьте и проанализируйте порядок создания, регламентации деятельности, реорганизации и ликвидации общеобразовательных учреждений
2. Перечислите формы получения образования в РФ и выявите их слабые и сильные стороны.
3. В 2010 г. И.Ф. Петров участвовал во Всероссийской олимпиадепо математике, дошёл до заключительного этапа и занял 2 место. Имеет ли возможность И.Ф. Петров поступить без вступительных испытаний на исторический факультет МГУ? Дайте обоснованный ответ.
Вариант 10.
1. Определите и сформулируйте цели профессионального образования в РФ (начального, среднего, высшего, послевузовского, дополнительного).
2. Рассмотрите правовой статус студента и преподавателя ВУЗа.
3. Подлежит ли лицензированию образовательная деятельностьв форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и квалификации. Какой орган осуществляет лицензирование образовательной деятельности?
Вариант 11.
1. Какая информация и требования содержатся в государственных образовательных стандартах. Почему они необходимы?
2. Рассмотрите механизмы защиты прав человека и гражданина в области образования.
3. Обязательна ли итоговая аттестация выпускников при завершении ими освоения образовательных программ профессионального образования? Какие виды аттестаций студентов вы знаете? Дайте обоснованный ответ.
Вариант 12.
1. Компетенция Европейского суда по правам человека в области образовательного права. Приведите примеры.
2. Может ли гражданин получить диплом о неполном высшем образовании, освоивший программу трёх лет по очной форме обучения и отчисленный в 1995 году? Ответ обоснуйте ссылкой на нормативный акт.
3. Профессорско-преподавательский состав ВУЗа представлен следующим образом: лица с учёной степенью составляют 69%, доктора наук, профессора – 9 %. Данный ВУЗ претендует на вид образовательного учреждения – университет. Соответствует ли ВУЗ заявленному виду? Ответ обоснуйте со ссылкой на нормативный акт.
Вариант 13.
1. Рассмотрите средства и способы контроля качества образования на примере образовательного учреждения.
2. Имеют ли право образовательные учреждения осуществлять внешнеэкономическую деятельность?
3. Составьте таблицу прав и обязанностей студента, курсанта, слушателя высшего образовательного учреждения
www.std72.ru
Вариант 3 У-Я (вопросы 66-73).
Чем регулируются отношения дошкольного образовательного учреждения и родителей ребенка? Заключается ли между ними договор?
Является ли общее образование обязательным? Что входит в общее образование?
В чем заключаются преимущества среднего профессионального образования по сравнению с общим средним образованием?
Какие образовательные учреждения осуществляют подготовку по программе среднего профессионального образования?
Какие виды высших учебных заведений существуют в Российской Федерации?
Какие ступени высшего образования существуют, каковы сроки обучения?
Что понимается под послевузовским профессиональным образованием?
В каких случаях образовательное учреждение должно иметь лицензию?
Какой государственный орган уполномочен на лицензирование деятельности образовательных учреждений?
Какие требования предъявляются к учебным заведениям для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности?
Подлежит ли лицензированию деятельность репетитора?
Что представляет собой аттестация учебного заведения, для чего она нужна?
Для чего учебное заведение должно иметь государственную аккредитацию?
По каким критериям проводится аккредитация высших учебных заведений?
Какой орган осуществляет аккредитацию высшего учебного заведения?
Чем подтверждается прохождение высшим учебным заведением аккредитации?
Может ли быть отказано вузу в аккредитации, если он не прошел аттестацию?
Какие требования предъявляются к уставу образовательного учреждения? Кто утверждает устав образовательного учреждения?
Имеет ли право лицо, утратившее оригинал диплома об образовании, на получение его дубликата?
Вправе ли студент, окончивший высшее учебное заведение, не имеющее государственной аккредитации, впоследствии, после прохождения такой аккредитации вузом, получить диплом государственного образца?
По какой форме обучения можно получать высшее образование? Допускается ли при получении высшего образования сдача экзаменов экстерном?
Кто признается слушателем высшего учебного заведения?
Какие сроки устанавливаются для учебного года в высшем учебном заведении?
Кто вправе обучаться по сокращенной и ускоренной программам обучения в высшем учебном заведении?
Вариант 3 У-Я (вопросы 90-97).
Имеет ли право студент при переводе из одного учебного заведения в другое на перезачет сданных им ранее экзаменов?
Какие права имеет студент высшего учебного заведения? Какими нормативными актами они установлены?
Имеет ли студент платного отделения те же права, что и студент, обучающийся на бюджетной основе?
В каких случаях и при каких условиях студент имеет право на восстановление в высшем учебном заведении?
Обязаны ли студенты проходить практику? Если да, то какую?
Какие образовательные услуги могут предоставляться за плату?
Допускается ли взимание платы со студента за его перевод из одного учебного заведения в другое?
Какую информацию потребитель вправе требовать об учебном учреждении?
Какие обязательные сведения должны содержаться в договоре о предоставлении платных услуг?
В каких случаях потребитель вправе расторгнуть договор о предоставлении платных услуг?
Какие условия являются незаконными и не могут включаться в договор об оказании платных образовательных услуг?
Какие требования предъявляются к определению стоимости образовательных услуг?
Какие дополнительные услуги могут быть оказаны учебным заведением?
При каких условиях может быть осуществлен перевод студента из одного учебного заведения в другое?
Какие документы представляет студент для своего перевода?
Каков порядок перевода? Должен ли студент сдавать какие-то экзамены для перевода?
Какие предметы могут быть перезачтены при переводе студента из одного вуза в другой?
Что признается академическим отпуском?
На какой максимальный срок может быть предоставлен академический отпуск?
На основании чего может быть предоставлен академический отпуск?
Находясь в академическом отпуске, имеет ли право студент на стипендию или какую-либо иную выплату?
Что представляют собой дистанционные образовательные технологии, используемые в дистанционном обучении?
В каком случае образовательная программа считается дистанционной?
Какие права и обязанности имеют студенты, обучающиеся по дистанционной программе обучения?
studfiles.net
Министерство образования и науки Российской Федерации |
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение |
высшего профессионального образования |
«Российский государственный профессионально-педагогический университет» |
Институт социологии и права |
Кафедра образовательного права |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По курсу «Образовательное право»
ВАРИАНТ 3
Исполнитель: студент (ка) гр.
Марусенкова Татьяна Александровна
Преподаватель: к.ю.н., доцент
М.В. Ожиганова
Екатеринбург 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Законен ли такой режим проведения занятий? Какая максимальная нагрузка устанавливается для студентов вузов?Где это закреплено?
Правообязанной стороной в образовательном отношении всегда является образовательная организация, созданная в организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством для некоммерческих организаций, основным направлением деятельности которой является осуществление образовательного процесса (процесса обучения и воспитания), и имеющая лицензию на право ведения образовательной деятельности. Эта сторона может быть представлена несколькими лицами. Обязательным участником образовательного правоотношения на этой стороне является педагог.
Таким образом, участниками образовательного правоотношения являются субъекты права — физические и юридические лица, за которыми государство признает способность быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей, наделяя их правоспособностью и дееспособностью в сфере образования.
Правоспособность и дееспособность, понимаемые соответственно как юридическая возможность обладания правами и обязанностями и возможность их самостоятельного осуществле-ния1, составляют в своем единстве правосубъектность, которая является обязательной юридической предпосылкой правоотношения. Однако категория правосубъектности применима только для тех отраслей права или отражает только те ситуации, для которых характерно одновременное наступление право- и дееспо-собности,2 т. е. эти два понятия органически сливаются воедино. В сфере образования, несмотря на то, что право на образование имеет непередаваемый характер, а также требует личного участия при его осуществлении, образовательные право- и дееспособность разграничиваются, что особым образом характеризует условия вступления в образовательные правоотношения всех их участников (не только граждан, являющихся носителями права на образование, но и представителей правообязанной стороны).
Особенности право- и дееспособности граждан в сфере образования обусловлены спецификой самого права на образование и образовательной деятельности, в том числе возможными способами присвоения/представления или потребления этого социального блага. С одной стороны, право на образование является неотъемлемым правом, а потому принадлежит человеку с рождения, т. е. человек с момента рождения является правоспособным в сфере образования. С другой стороны, равенство правоспособности всех лиц не означает, что в одно и то же время объем субъективных прав у всех граждан одинаков. Очевидно, что в раннем возрасте дети пользуются правом на образование только в той мере, в какой их родители исполняют свою обязанность быть первыми педагогами, т. е. закладывать «основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» (п. 1 ст. 18 Закона). При наличии общего права возможность обладать теми или иными конкретными правами зависит от ряда условий.
Особенность образовательной правоспособности граждан заключается в том, что возможность вступать в образовательные правоотношения и соответственно приобретать определенные права и обязанности в зависимости от осваиваемой образовательной программы отраслевое законодательство связывает с двумя обстоятельствами: наступлением определенного возраста и/или наличием образовательного ценза (приобретением образования определенного уровня), — т. е. образовательная правоспособность объединяет в себе черты отраслевой и специальной правоспособности.
Например, поступить в образовательное учреждение (организацию) для освоения программы начального общего образования ребенок может по достижении так называемого «школьного возраста», определяемого как 6 лет и 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения им возраста восьми лет.3 Это означает, что именно в этом возрасте ребенок приобретает право на поступление в школу для обучения по программе начального общего образования, право стать участником соответствующего образовательного отношения в качестве обучающегося и нести корреспондирующие права и обязанности. Примечательно, что эта граница не является жесткой. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте (п. 2 ст. 19 Закона). Эта норма устанавливает возможность более раннего доступа к начальному общему образованию одаренных детей, проявивших выдающиеся способности к обучению. Сегодня известно довольно много случаев получения среднего (полного) общего образования 12-летними детьми, высшего профессионального образования — 18-летними.
Правоспособность — способность лица иметь юридические права и обязанности. Правоспособность — это общая или абстрактная возможность каждого быть носителем прав и обязанностей. Правоспособностью наделяются все без исключения, она есть неотъемлемый элемент правового статуса человека. Правоспособность с этой точки зрения является общественно-правовым (естественным) качеством субъекта, имеющим абсолютный, универсальный характер. Первоначально понятие правоспособности получило закрепление в Гражданском кодексе Франции 1804 г. (Кодексе Наполеона), в последующем — в германском Гражданском уложении 1804 г., а также находит отражение в цивильном праве Англии того времени. В современном российском праве понятие правоспособности является легальным, оно сформулировано в ГК (ст. 19).
Как предпосылка всякого субъективного права правоспособность не содержит в себе указания на приобретение реального блага. Поэтому ее следует отличать от субъективного права. В понятии правоспособности существо заключается не в «праве», а в «способности», которым государственная власть наделяет своих граждан, точнее сказать, признает за ними (О. А. Красавчиков). Правоспособность не сумма каких-то прав, не количественное их выражение, а непременное и постоянное гражданское состояние личности, элемент ее правового статуса, предпосылка к правообладанию4. Правоспособность существует там, где есть вообще правовое регулирование, где есть правовая среда. Это качество неизменно, его нельзя сделать больше или меньше. Каждое лицо рождается способным к правообладанию, может и должно иметь необходимые ему права, признанные мировым сообществом и национальными правовыми системами (права на жизнь, свободу и т.д.). Эта способность (возможность) никем и ни при каких обстоятельствах не может быть прекращена, аннулирована. Она признается априори как безусловная и бесспорная аксиома — нечто само собой разумеющееся. Любой гражданин знает, что он может стать носителем соответствующих прав и свобод.
2. Расписание учебных занятий для студентов вуза предполагало проведение пары учебных занятий продолжительностью 100 минут. Студенты первого курса тяжело воспринимали преподаваемый материал и обратились за помощью к ректору. Ректор своим приказом установил 5 минутный перерыв для студентов первого курса после каждого академического часа (50 минут).
Законен ли такой режим проведения занятий? Какая максимальная нагрузка устанавливается для студентов вузов?Где это закреплено?
Для всех видов аудиторных учебных занятий академический час устанавливается уставом высшего учебного заведения в пределах 45-50 минут.5
Максимальный объем учебной нагрузки студента не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме устанавливается федеральным государственным образовательным стандартом по конкретному направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы в очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при освоении основной образовательной программы в заочной форме не может составлять более 200 академических часов.
Исходя из правил внутреннего распорядка обучающихся Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования Правила разработаны в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, Типовым положением о высшем учебном заведении, Уставом и другими локальными нормативными актами университета и имеют целью способствовать воспитанию у обучающихся сознательного отношения к обучению, укреплению учебной дисциплины, рациональному использованию учебного времени, полной реализации главных задач образовательной и научной деятельности университета.
Изменения и дополнения в Правила производятся решением ректора Университета совместно или по согласованию с профсоюзным комитетом студентов. В колледже и филиалах университета при необходимости могут быть приняты собственные правила внутреннего распорядка обучающихся с учетом имеющихся особенностей организации учебного процесса, при этом они утверждаются директорами соответствующего подразделения по согласованию с ректором университета и с учетом мнения выборного профсоюзного органа обучающихся данного подразделения.
Правила доводятся до всех обучающихся университета при поступлении в вуз, а также размещаются на официальном сайте и информационных стендах учебных корпусов и общежитий университета.
1 Алексеев С. С. Общая теория права. В 2 т. Т. 2. М., 1982. С. 146
2 Витрук В. Н. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 91
3 Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам (Санитарно-эпидемиологические правила. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002// Российская газета», №234, 11.12.2002) возраст шесть лет и шесть месяцев определяется как минимальный возраст, с которого ребенок имеет право приступить к обучению в образовательном учреждении общего начального уровня. В то же время в соответствии с п. 2 ст. 19 Закона по заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте.
4 Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005. С. 398
stud24.ru
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
5. Граждане, проходившие в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы, принимаются в образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний. 1
Общие требования к организации образовательного процесса
1. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий.
2. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.
3. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся.
Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена.
3.1. Единый государственный экзамен позволяет установить уровень освоения учащимися федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
3.2. Результаты единого государственного экзамена признаются как результаты государственной (итоговой) аттестации, а в учреждениях среднего и высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам.
3.3. Лицам, сдавшим единый государственный экзамен, выдается свидетельство о результатах единого государственного экзамена, сроком действия до 31 декабря года, следующего за годом его получения.
3.4. Лицам, проходившим военную службу по призыву и уволенным с военной службы, в течение года после увольнения с военной службы при поступлении в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования предоставляется право использовать результаты единого государственного экзамена, сданного ими в течение года до призыва на военную
службу.
4. Для организации проведения единого государственного экзамена и учета его результатов формируются федеральные базы данных и базы данных субъектов Российской Федерации, в которые вводятся данные об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена. Участник единого государственного экзамена имеет право на беспрепятственный доступ к информации о себе, содержащейся в указанных базах данных.
5. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.
6. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.
7. Образовательное учреждение осуществляет индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях. 2
2. Дайте характеристику понятию, как ученая степень
Ученая степень – научная квалификация в определенной отрасли знаний. Присуждается после соответственных этапов обучения в вузе или по завершению образования в его исследовательском подразделении и публичной защиты специальной научной работы.
Система ученой степени состоит из бакалавра, магистра, доктора.
В целях обеспечения единой государственной аттестации научной и научно педагогических кадров и присуждение ученой степени действует Высшая аттестационная комиссия Министерства образования РФ, состав которой утверждается Правительством РФ. Высшая аттестационная комиссия и диссертационные советы осуществляют оценку квалификации научных и научно-педагогических сотрудников и определяют соответствие представленных ими на соискание ученую степень диссертаций критериями, установленным Положением о порядке присуждения ученой степени.
Диссертационные советы создаются для рассмотрения докторских или кандидатских диссертаций, как правило, по нескольким, но не более чем по пяти специальностям. Диссертационные советы, созданные для рассмотрения докторских диссертаций, принимают к защите кандидатские диссертации по соответствующим специальностям. Члены диссертационных советов выполняют свои обязанности на общественных началах.
Ученая степень доктора наук присуждается президиумом Высшей аттестационной комиссии на основании ходатайства диссертационного совета, принятого по результатам публичной защиты диссертации соискателем, имеющим высшее профессиональное образование.
Министерство образования РФ разрабатывает и утверждает формы дипломов доктора наук и кандидата наук государственного образца, устанавливает порядок их выдачи и на основании решения Высшей аттестационной комиссии выдает докторам наук и кандидатам наук дипломы государственного образца.
3. Какова ситуация с педагогическими кадрами в образовательных учреждениях? Что необходимо сделать, чтобы выпускники педагогических вузов шли работать в образовательные учреждения?
Учитывая демографический процесс в стране до 2010 года количество выпускников 9-11 классов будет резко сокращаться, и до 2017 года значительного улучшения ситуации не будет. Поэтому спрос на молодых учителей ниже, чем обычно. Скорее всего, многим выпускникам педагогических вузов предстоит работать не по специальности, а например, в торговле, где всегда нахватает работников.
Ситуация на сегодняшний день складывается следующим образом, 19% учителей в учебных заведениях пенсионного возраста. Одной из причин почему так сложилось невозможность привлечь на работу лучших представителей общества и молодежь из-за низкой заработной платы, невозможность экономически стимулировать работников, если нет достаточных внебюджетных источников.
Кадровая проблема в области образования является на сегодняшний день одной из центральных. На привлечение молодых квалифицированных педагогов в учебные заведения, во-первых, направленно введение новой системы оплаты труда. Данная методика не предполагает зависимости заработной платы от стажа и только от объема учебной нагрузки. Основными критериями начисления заработной платы выступает результативность работы учителя. Во-вторых, решению проблемы должно способствовать и предстоящее изменение системы аттестации. Новое положение об аттестации будет принято в ближайшее время. В-третьих, поддержка лучших учителей осуществляется также в рамках реализации национального проекта «Образование», и в этом направлении основными критериями так же являются квалификация педагога, а не его возраст и педагогический стаж.
В настоящее время очень важно реально повысить уровень благосостояния учительских кадров, так как это одно из основополагающих условий эффективности их трудовой деятельности. Ведь именно педагоги являются носителями профессии, имеющий особую социальную ценность для воспитания и формирования новых поколений общества.
dipland.ru
Примерные темы контрольных работ
1. Право на образование: понятие, природа, место в системе естественных и конституционных прав и свобод.
2. Содержание права на образование.
3. Современная государственная политика Российской Федерации в области образования.
4. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.
5. Методы и формы разработки и закрепления, механизмы реализации государственной политики в области образования.
6. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации.
7. Соотношение понятий «право на образование» и «образовательное право».
8. Правовые задачи закрепления основных понятий в сфере правового регулирования образования.
9. Понятие и основные черты образовательного права как правовой отрасли.
10. Задачи и функции образовательного права.
11. Становление и развитие современного образовательного права в России и за рубежом.
12. Предмет образовательного права.
13. Понятие и система образования.
14. Образование, обучение и воспитание, присмотр и уход за детьми как институты правового регулирования.
15. Структура системы образования.
16. Отношения в сфере образования как предмет правового регулирования.
17. Цели и основные задачи правового регулирования в сфере образования.
18. Методы и принципы правового регулирования в образовательном праве: понятие, виды, характеристика.
19. Понятие источников образовательного права и их виды.
20. Соотношение образовательного права и образовательного законодательства.
21. Особенности системы источников образовательного права и их общая характеристика.
22. Международное правовое регулирование образования.
23. Источники международного образовательного права.
24. Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования.
25. Конституция РФ об образовании и правах обучающихся.
26. Нормативно-правовые акты в сфере образовательного права: особенности, иерархия, виды.
27. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты.
28. Правотворчество в сфере образования: принципы, цели, виды, формы.
29. Педагогическая экспертиза в отношении проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания.
30. Органы государственной власти и органы местного самоуправления как субъекты правотворческого процесса в сфере образования.
31. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения.
32. Общая характеристика образовательных отношений.
33. Соотношение понятий «образовательные отношения» и «отношения в сфере образования».
34. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений.
35. Содержание образовательного правоотношения.
36. Объект и субъекты образовательных отношений.
37. Образовательная программа как объект образовательных отношений.
38. Образовательная программа: понятие, правовая природа, значение, виды, содержание.
39. Общие требования к реализации образовательных программ.
40. Формы получения образования и формы обучения.
41. Субъекты образовательных отношений.
42. Лица, осуществляющие образовательную деятельность.
43. Образовательные организации и организации, осуществляющие обучение.
44. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций.
45. Типы образовательных организаций.
46. Категории образовательных организаций высшего образования.
47. Особенности правового статуса Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета.
48. Устав образовательной организации.
49. Управление образовательными организациями.
50. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации.
51. Информационная открытость образовательной организации.
52. Правовой статус организаций, осуществляющих обучение.
53. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.
54. Учителя и педагоги, обучающиеся, законные представители и иные лица как участники образовательных отношений.
55. Образовательно-правовой статус обучающихся.
56. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
57. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
58. Право на занятие педагогической деятельностью.
59. Правовой статус педагогических работников.
60. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации.
61. Обязанности и ответственность педагогических работников.
62. Аттестация педагогических работников.
63. Распорядительный акт организации как основание возникновения образовательных отношений.
64. Договор об образовании как основание возникновения образовательных отношений.
65. Правила оказания платных образовательных услуг.
66. Требования к содержанию и условиям договора об образовании.
67. Качество образовательных услуг.
68. Обязанность обучающегося (воспитанника) по освоению образовательных программ.
69. Правовое регулирование отношений по возмездному оказанию образовательных услуг.
70. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность.
71. Порядок и условия приёма на обучение по общеобразовательным образовательным программам.
72. Порядок и условия приёма на обучение программам среднего профессионального образования и высшего образования.
73. Договор о целевом приеме и договор о целевом обучении.
74. Изменение образовательных отношений по инициативе обучающихся (законных представителей).
75. Изменение образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность.
76. Промежуточная аттестация обучающихся.
77. Прекращение образовательных отношений в связи с получением образования (завершением обучения).
78. Итоговая аттестация и формы государственной итоговой аттестации.
79. Единый государственный экзамен как форма государственной итоговой аттестации: концепция, понятие и нормативно-правовое обеспечение.
80. Документы об образовании и (или) о квалификации.
81. Прекращение образовательных отношений по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося.
82. Прекращение образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность.
83. Прекращение образовательных отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
84. Принципы управления системой образования.
85. Цели и задачи управления системой образования.
86. Федеральные, региональные и муниципальные органы управления образованием.
87. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования.
88. Деятельность органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования.
89. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования.
90. Управление образовательной организацией: сущность, особенности, система, правовые основы.
91. Принятие и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования.
92. Мониторинг в системе образования.
93. Информационное и методическое обеспечение деятельности органов власти, осуществляющих управление в сфере образования.
94. Органы исполнительной власти, осуществляющие государственное регулирование и контроль в сфере образования.
95. Лицензирование образовательной деятельности.
96. Лицензионные требования и условия, установленные Положением о лицензировании образовательной деятельности.
97. Особенности лицензирования образовательной деятельности некоторых видов образовательных организаций.
98. Государственная аккредитация образовательной организации.
99. Государственный контроль (надзор) в сфере образования.
100. Федеральный государственный контроль качества образования.
101. Федеральный государственный надзор в сфере образования.
102. Понятие, формы и органы государственного контроля и надзора за деятельностью образовательных организаций.
103. Органы государственного контроля качества образования: цели и задачи.
104. Порядок осуществления государственного контроля качества образования.
105. Федеральные государственные образовательные стандарты: понятие, структура.
106. Основная образовательная программа: понятие, форма, требования к содержанию и структуре, нормативно-правовое обеспечение.
107. Учебный план: понятие, формы, требования к содержанию.
108. Федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы.
109. Образовательные программы: понятие, правовая природа, значение, виды и содержание.
110. Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой.
111. Цели и правовая основа сетевой формы реализации образовательных программ.
112. Договор о сетевой форме реализации образовательных программ.
113. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
114. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы.
115. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования.
116. Образовательные инновации: понятие, сущность, значение, виды.
117. Правовое регулирование экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.
118. Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности.
119. Организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования.
120. Независимая оценка качества образования.
121. Правовые аспекты управления качеством образования в образовательной организации.
122. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
123. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ.
124. Объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
125. Информационная открытость системы образования.
126. Правовое обеспечение защиты персональных данных участников образовательной деятельности.
127. Социальная поддержка обучающихся и правовые аспекты её осуществления.
128. Основные категории обучающихся, нуждающихся в социальной защите.
129. Виды и особенности оказания социальной помощи обучающимся.
130. Правовые основы стипендиального обеспечения обучающихся.
131. Организация питания обучающихся.
132. Правовая регламентация предоставления жилых помещений в общежитиях.
133. Охрана здоровья обучающихся.
134. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
135. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
136. Инклюзивное образование.
137. Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях.
138. Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей.
139. Социальная защита педагогических работников образовательных организаций.
140. Правонарушение в сфере образования (образовательный деликт): понятие, признаки.
141. Классификация деликтов в сфере образования.
142. Причины и условия правонарушений в образовательной сфере.
143. Юридическая ответственность в образовательной области: содержание, виды, меры.
144. Основания юридической ответственности в области образования.
145. Соотношение понятий «юридическая ответственность» и «академическая ответственность» в сфере образования.
146. Реализация юридической ответственности в сфере образования: порядок, субъекты, критерии и факторы эффективности.
147. Административно-правовая ответственность в системе образования.
148. Содержание и особенности трудовых отношений в сфере образования.
149. Возникновение, изменение и прекращение трудовых отношений в образовательной сфере.
150. Виды трудовых отношений в сфере образования.
151. Содержание и особенности правового регулирования трудовых отношений в сфере образования.
152. Источники правового регулирования трудовых отношений в сфере образования.
153. Трудовой договор в сфере образования: содержание, особенности, виды, порядок заключения, изменения, расторжения.
154. Рабочее время и время отдыха работников образовательной сферы.
155. Трудовые споры в сфере образования и их разрешение.
156. Дисциплинарная и материальная ответственность в системе образования.
157. Имущественные отношения в сфере образования.
158. Образовательная организация как юридическое лицо.
159. Право собственности и другие вещные права образовательного учреждения.
160. Право образовательного учреждения по распоряжению имуществом.
161. Создание образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств.
162. Финансирование образовательной деятельности.
163. Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования.
164. Государственное и муниципальное задание.
165. Источники финансирования образовательных организаций.
166. Защита гражданских прав несовершеннолетних учащихся как участников образовательного процесса.
167. Образовательные услуги: понятие, содержание, виды.
168. Образовательное кредитование.
169. Служебная и коммерческая тайна в образовательном учреждении.
170. Авторское право и право интеллектуальной собственности в образовательной деятельности.
171. Патентное право в деятельности образовательных учреждений.
172. Защита личных неимущественных прав несовершеннолетних участников образовательной деятельности.
173. Защита чести, достоинства и деловой репутации участников образовательного процесса.
174. Дошкольное образование: общая характеристика.
175. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.
176. Формы получения дошкольного образования.
177. Общие требования к содержанию дошкольного образования.
178. Общие требования к организации и осуществлению дошкольного образования.
179. Правовой статус ребенка в организациях дошкольного образования. Правовое положение родителей (законных представителей) в образовательных отношениях в сфере дошкольного образования.
180. Понятие, значение и задачи общего образования.
181. Организация образовательной деятельности по образовательным программам общего образования.
182. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам.
183. Формы получения общего образования.
184. Правовые основы получения общего образования в семье.
185. Общие требования к организации образовательного процесса.
186. Дисциплина образовательного процесса.
187. Правовой статус обучающихся по общеобразовательным программам.
188. Правовой статус родителей (законных представителей) обучающихся по общеобразовательным программам.
189. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации.
190. Особенности получения теологического и религиозного образования.
191. Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации.
192. Понятие, значение и задачи среднего профессионального образования (СПО).
193. Федеральные государственные образовательные стандарты СПО.
194. Образовательные программы СПО.
195. Требования к организации образовательного процесса по программам среднего профессионального образования.
196. Правовой статус студентов, педагогов (преподавателей) и работников образовательной организации СПО.
197. Понятие, значение и задачи высшего образования.
198. Федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные стандарты в системе высшего образования.
199. Образовательные программы высшего образования.
200. Уровни и направления подготовки высшего образования.
201. Формы получения высшего образования.
202. Правовые основы организации приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.
203. Правовой статус студента высшего учебного заведения.
204. Правовой статус профессорско-преподавательского состава вуза.
205. Организация образовательного процесса по программам высшего образования.
206. Понятие, значение и задачи реализации программ магистратуры.
207. Понятие и цели подготовки кадров высшей квалификации.
208. Формы интеграции образовательной и научной деятельности в высшем образовании.
209. Особенности реализации профессиональных образовательных программ в сфере подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.
210. Понятие, значение и задачи профессионального обучения.
211. Основные программы профессионального обучения.
212. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам профессионального обучения.
213. Понятие, значение и задачи дополнительного образования.
214. Дополнительные общеобразовательные программы.
215. Дополнительные предпрофессиональные программы.
216. Дополнительные профессиональные программы.
217. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам дополнительного образования.
218. Дополнительное образование детей и взрослых.
219. Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе.
www.std72.ru