1. Негласная контролируемая поставка осуществляется с целью установления контроля за поставкой, покупкой, продажей, перемещением предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен законом, а также являющихся объектами или орудиями преступных посягательств.
2. Контролируемая поставка на территории Республики Казахстан осуществляется уполномоченным органом самостоятельно либо во взаимодействии с другими государственными органами.
3. Контролируемая поставка на территории нескольких государств осуществляется уполномоченным органом совместно с уполномоченными правоохранительными органами иностранных государств.
4. По окончании данного мероприятия уполномоченный орган представляет следователю, дознавателю все полученные материалы в полном объеме в опечатанном виде с сопроводительным письмом.
Статья 250. Негласный контрольный закуп
1. Негласный контрольный закуп проводится с целью получения фактических данных о совершаемом или совершенном уголовном правонарушении путем создания ситуации мнимой сделки.
При этом у лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать о его причастности к уголовному правонарушению, возмездно приобретаются предметы или вещества, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен законом, а также являющиеся объектами или орудиями преступных посягательств.
2.О выдаче сотруднику уполномоченного органа или лицу, добровольно изъявившему намерение участвовать в негласном следственном действии, научно-технических и иных средств фиксации его хода и результатов, а также денежных средств для возмездного приобретения предметов или веществ, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен законом, или являющихся объектами и (или) орудиями преступных посягательств, составляются отдельные протоколы в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса.
О получении от сотрудника уполномоченного органа или лица, добровольно изъявившего намерение участвовать в негласном следственном действии, приобретенных предметов или веществ, а также результатах их осмотра составляется протокол в соответствии с правилами статей 199 и 219настоящего Кодекса.
Статья 251. Негласные внедрение и (или) имитация преступной деятельности
Внедрение и (или) имитация преступной деятельности осуществляются с письменного согласия лица, внедренного и (или) имитирующего преступную деятельность, с целью получения фактических данных о подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлениях.
Лицу, внедренному и (или) имитирующему преступную деятельность, запрещается совершать действия (бездействие), сопряженные с угрозой жизни, здоровью людей, собственности, за исключением случаев необходимой обороны, задержания лица, совершившего посягательство, крайней необходимости, обоснованного риска в соответствии с положениями Уголовного кодекса Республики Казахстан.
По согласованию со следователем, дознавателем уполномоченный орган постоянно информирует о ходе внедрения и (или) имитации преступной деятельности.
По окончании данного мероприятия уполномоченный орган представляет следователю, дознавателю все материалы в опечатанном виде с сопроводительным письмом.
Статья 232. Условия и основания проведения негласных следственных действий
Предусмотренные настоящей главой негласные следственные действия производятся, если для выяснения обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, сведения о фактах необходимо получить, не информируя вовлеченных в уголовный процесс лиц, интересы которых они затрагивают.
2. Негласные следственные действия, за исключением негласного контроля почтовых и иных отправлений, производятся попоручению органа досудебного расследованияуполномоченным подразделением правоохранительного или специального государственного органа с использованием форм и методовоперативно-розыскной деятельности.
3. Негласные следственные действия, предусмотренные пунктами 1) - 6)статьи 231настоящего Кодекса, проводятся с санкции прокурора, порядок которых установленстатьей 234настоящего Кодекса.
4. Негласные следственные действия проводятся при наличии одного из следующих оснований:
1) по делам о преступлениях, санкция за совершение которых предусматривает наказание в виде лишения свободы от одного года и выше;
2) по преступлениям, подготавливаемым и совершаемым преступной группой;
5. Для выявления, пресечения и раскрытия других уголовных правонарушений, не предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, могут проводиться негласные следственные действия, предусмотренные только пунктами 7) - 10) статьи 231 настоящего Кодекса.
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их письменного согласия разрешается проведение негласных следственных действий, предусмотренных пунктами 1) и 2) статьи 231 настоящего Кодекса, на основании постановления органа досудебного расследования с обязательным уведомлением прокурора в течение двадцати четырех часов с момента вынесения постановления.
7. Негласные следственные действия производятся в отношении:
1) лица, на которое в заявлении, сообщении об уголовном правонарушении указано как на лицо его подготавливающее, совершающее или совершившее, либо в отношении которого имеются иные основания полагать, что оно имеет отношение к расследуемому правонарушению либо обладает сведениями о подготавливаемом, совершаемом или совершенном уголовном правонарушении;
2) подозреваемого;
3) потерпевшего с его письменного согласия;
4) третьего лица, если есть сведения, что третье лицо получает или передает информацию, имеющую значение для дела;
5) места в случае, если имеются обстоятельства или предполагается их возникновение, которые могут иметь значение для дела.
8. Запрещается проводить негласные следственные действия в отношении адвокатов, осуществляющих профессиональную помощь, за исключением случаев, когда имеются основания полагать, что ими готовится или совершено тяжкое или особо тяжкое преступление.
9. Не допускается осуществление негласных следственных действий, а также использование полученной в ходе их проведения информации для достижения целей и задач, не предусмотренных настоящим Кодексом.
10. Порядок проведения негласных следственных действий определяется правоохранительными и специальными государственными органами по согласованию с Генеральным Прокурором Республики Казахстан.
megaobuchalka.ru
4 июля 2014 г. Президентом Республики Казахстан подписан новый Уголовно-процессуальный кодекс, направленный на модернизацию системы уголовного судопроизводства и приведение ее в соответствие с международными стандартами [1]. Одним из основных его направлений является регламентация порядка и производства оперативно-розыскных мероприятий в рамках уголовного судопроизводства (гл. 30 «Негласные следственные действия»). А это, в свою очередь, заключается в проведении негласных следственных действий с санкции прокурора для защиты граждан от нарушения их конституционных прав на неприкосновенность частной жизни [2].
В связи с этим хотелось бы рассмотреть вопрос о понятии негласных следственных действий по новому УПК Республики Казахстан. Прежде чем перейти к определению, что такое «негласные следственные действия», необходимо определить, что такое «следственные действия».
Следственные действия — это производимые следователем в соответствии с уголовно-процессуальным законом процессуальные действия, целью которых являются собирание и проверка доказательств [3].
По мнению Р.С. Белкина, следственное действие — это предусмотренное уголовно-процессуальным законом действие по собиранию, исследованию, оценке и использованию доказательств, осуществляемое следователем (органом дознания) или прокурором [4].
По этому поводу С.А. Шейфер отметил, что ученые-процессуалисты различно трактовали термин «следственное действие». Например, А.М. Ларин, И.Ф. Герасимов и многие другие ученые, исходя из субъекта деятельности считали, что все, что делает следователь во исполнение требований уголовно-процессуального закона, есть следственные действия. Это широкая трактовка данного термина, ставящая знак равенства между следственными и процессуальными действиями [5; 12-13].
Более детальное определение рассматривается в Большой Советской Энциклопедии — как действия по собиранию и проверке доказательств, осуществляемые следователем, органом дознания, судом в установленном законом порядке. К числу следственных действий относятся: допрос, очная ставка, арест и выемка корреспонденции, обыск, осмотр следственный и освидетельствование, предъявление для опознания людей и предметов, следственный эксперимент, получение образцов для сравнительного исследования. Проведение следственных действий регламентировано законом с учётом особенностей каждого вида доказательств. По общему правилу следственные действия осуществляются после возбуждения уголовного дела (за исключением осмотра места происшествия, который может быть произведён и до этого). В ходе дознания и предварительного следствия следственные действия осуществляет орган, в производстве которого находится данное дело или который получил специальное поручение вести следственные действия. В ходе судебного разбирательства следственные действия осуществляет только суд, рассматривающий дело. Никто, кроме следователя, лица, производящего дознание, прокурора и суда, не правомочен производить следственные действия [6].
Само понятие «следственные действия» многократно упоминается в УПК Республики Казахстан, однако законодатель не разъясняет его содержания, как это сделано в отношении ряда других терминов (ст. 7 УПК РК).
По новому УПК Республики Казахстан негласные следственные действия — это действия, проводимые в ходе досудебного производства, без информирования вовлеченных в уголовный процесс лиц, интересов которых оно касается, в порядке и случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 12 ст. 7 УПК РК) [7]. Например, казахстанские ученые-юристы определили их как разновидность следственных (розыскных) действий, сведения о факте и методы проведения, которые не подлежат разглашению, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом [8; 42].
Б. М. Нургалиев и К. С. Лакбаев отмечают, что негласные следственные действия — это «действия, которые производятся, если для выяснения обстоятельств, подлежащих доказыванию в уголовном процессе, сведения о фактах необходимо получить, не информируя вовлеченных в уголовный процесс лиц и лиц, которые могли бы предоставить эти сведения. Они проводятся при условии, если подлежащие доказыванию обстоятельства преступления установить иным способом не представляется возможным» [9; 164].
Согласно статье 246 УПК Украины, негласные следственные (розыскные) действия — это разновидность следственных (розыскных) действий, сведения об условиях, порядке и методах проведения, не подлежащие разглашению за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ст. 246-257 УПКУ) [10].
В свою очередь в Уголовно-процессуальных кодексах государств на постсоветском пространстве, в которых проведены коренные преобразования в отношении оперативно-розыскных действий как способа собирания доказательственной информации, эти действия трансформированы в негласные следственные (розыскные), тайные, специальные следственные действия.
Так, например, в новом Уголовно-процессуальном кодексе Грузии с 2010 г. включен специальный раздел — глава 16 «Тайные следственные действия». Данные действия направлены на создание конспиративной организации, внедрение оперативного сотрудника в преступную группу, визуальные или любые другие виды контроля (слежки), тайну прослушивания и запись коммуникации (ст.136 -140 УПКГ) [11].
Тем не менее следует указать, что отмеченные выше терминологии требуют более детального рассмотрения и разъяснения терминов следственных действий.
Обратившись к Словарю русского языка под редакцией С.И. Ожегова, мы найдем следующее толкование: «негласный — не известный другим, не явный, тайный; негласный надзор... Тайный — составляющий тайну для других, не известный другим, не явный, не открытый; тайное свидание; действовать тайно; таящий в ком-нибудь, не обнаруживаемый или не совсем осознанный; предназначенный для секретных дел; тайная канцелярия; тайный советник» [12].
Под понятием «тайный» В.И. Даль подразумевает: «скрытный, сокровенный, составляющий для кого-либо тайну, неизвестный кому или скрываемый от кого, секретный, неоглашаемый». А что означает «негласный», то по этому поводу пояснения отсутствуют [13; 290].
Дореволюционный русский процессуалист Л. Е. Владимиров определял тайну как «сохранение в негласности обстоятельства, разглашение которого принесло бы больше вреда, чем пользы, понимая последнюю не только в смысле утилитарном, но и в смысле отвлеченном, то есть ограждение существования и питания нравственных идеалов человеческого совершенствования» [14; 37]. Но данное определение больше нравственного характера, чем правового.
Л. О. Красавчикова с юридической точки зрения тайну понимает как «определенную информацию о действиях (состоянии и иных обстоятельствах) определенного лица (гражданина, организации, государства), не подлежащую разглашению» [15; 119].
В отношении к государственной тайне ст. 1 Закона Республики Казахстан «О государственных секретах» от 15 марта 1999 г. дает следующее определение: «Государственная тайна — сведения военного, экономического, политического и иного характера, разглашение или утрата которых наносит или может нанести ущерб национальной безопасности Республики Казахстан» [16].
Хотя речь в нашей статье идет о негласных следственных действиях, в проекте концепции по УПК Республики Казахстан 2009 г. было предложено введение тайных следственных действий. Аргументировалось это тем, что «УПК многих зарубежных стран, в том числе постсоветских, введено понятие «тайные следственные действия», так как законодатели считают, что все действия, целью которых является собирание доказательств, должны регламентироваться уголовно-процессуальным законом» [17].
Учитывая изложенное выше высказывание по поводу понятия «тайные», а также широкое мнение ученых-юристов, казахстанский законодатель пришел к единому мнению по поводу регламентации данных следственных действий, определить их как «негласные». Хотя, по нашему мнению, данные понятия «тайные» и «негласные» идентичны. Однако поступали предложения в определении данных следственных действий как «специальных», например, как в уголовно-процессуальном законе Латвийской Республики, где оперативно-розыскные мероприятия проводятся в рамках следственных действий и регламентированы гл. 11 «Специальные следственные действия» (ст.210-234 УПЗ ЛР) [18].
С конца 80-х — начала 90-х годов прошлого столетия в уголовно-процессуальном законодательстве ряда зарубежных государств зародился и получил свое развитие институт «специальных следственных действий». В этом случае речь шла о легализации в уголовном процессе использования негласных мероприятий и информаций, а также создания на их основе новых процессуальных форм (новых следственных действий по собиранию доказательств). Такие действия получили не только формальное закрепление, но и детальную регламентацию в УПК и иных законах Бельгии, Германии, Греции, Франции, Швейцарии и ряде других государств, входящих в Европейский союз.
Вместе с тем законодатели Российской Федерации и Республики Беларусь не спешат к коренным преобразованиям в отношении уголовно-процессуального законодательства, например, негласных следственных действий как способа собирания доказательственной информации.
До настоящего времени у российских правоведов о допуске результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовный процесс нет единого мнения, однако проблема исследования на протяжении многих лет вызывает повышенный интерес и в данном вопросе наблюдаются разные позиции.
Чтобы исключить дальнейшую дискуссию об использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании, А.М.Баранов предлагает включить негласные способы собирания доказательств в Уголовно-процессуальный кодекс и придать им статус процессуальных действий [19; 28-35].
Определенный интерес в этом отношении представляет точка зрения А.Е. Шарихина, который предлагает на законодательном уровне, учитывая зарубежный опыт, раскрыть содержание отдельных оперативно-розыскных мероприятий в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, что позволит рассматривать организацию и тактику этой деятельности как элемент предварительного расследования в скрытной форме. В результате сведения, полученные при проведении оперативно-розыскной деятельности, будут относиться к тайне следствия [20; 26].
Также ученые-юристы России считают, что законодательство и развитие юридической науки создают необходимые и достаточные предпосылки для разработки новых процессуальных форм, которые отвечали бы требованиям законности и обоснованности производства специальных следственных действий [21; 408].
В Республике Беларусь данную проблему рассматривали М.В.Галезник, А.Е.Гучок, А.Н.Тукало и другие. Однако в большинстве случаев проблемам использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании, а тем более использования оперативно-розыскных мероприятий как негласных следственных действий, уделяется не слишком много внимания, констатируется просто их наличие, а конкретных предложений не приводится.
Но, в свою очередь, российские ученые-юристы считают, что термин «специальные» не вполне удачен с позиций уголовно-процессуальной фразеологии. Предпочтение может быть отдано другому термину — «комплексные следственные действия» [22; 408]. По мнению некоторых ученых, по содержанию следственные действия подразделяются на однородные и комплексные. К однородным следственным действиям относятся осмотр, освидетельствование, выемка, допрос и др., т.е. действия, имеющие единую природу и не содержащие элементов других следственных действий. В комплексном же следственном действии соединены элементы нескольких. Например, согласно ст.194 УПК РФ проверка показаний на месте включает в себя элементы допроса, осмотра и следственного эксперимента [23].
С точки зрения криминалистической тактики комплексные тактические операции это сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при раскрытии и расследовании конкретного преступления [24]. Например, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления — комплексное следственное действие, состоящее в задержании почтово-телеграфных отправлений, осмотре содержащихся в посылках, бандеролях, письмах предметов и документов, а также телеграмм и радиограмм, и при необходимости — в изъятии или снятии с документов копий непосредственно в учреждениях связи. Это действие непосредственно затрагивает конституционное право личности на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ) [25].
Согласно ч.1 ст.11 Закона Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» от 15 сентября 1994 г., оперативно-розыскные мероприятия подразделяются на общие и специальные. При этом согласно ст.1 данного закона специальные оперативно-розыскные мероприятия — это оперативно-розыскные мероприятия, непосредственно затрагивающие охраняемые законом неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений и почтовых отправлений, а также право на неприкосновенность жилища.
Специальными оперативно-розыскными мероприятиями являются:
Согласно новому Уголовно-процессуальному кодексу Республики Казахстан, принятому 7 июля 2014 г., ст. 231, к негласным следственным действиям относятся:
В итоге получается, что специальные оперативно-розыскные мероприятия выступают негласными следственными действиями. На наш взгляд негласные действия — это все равно, что не поддающиеся огласке, так же как и тайные, не должны разглашаться, значит, эти термины не подходят для использования уголовно-процессуального судопроизводства.
Хотя указанный выше термин «комплексные следственные действия» уже говорит сам за себя и вполне приемлем, но все же мы склоняемся к понятию «специальные следственные действия».
По этому поводу считаем необходимым принять совместное решение ученых стран ЕврАзЭС (Россия, Казахстан и Белоруссия) не только в отношении терминологии, что, в свою очередь, приведет к аргументированию вопроса негласных следственных действий, их определения, роли и места в уголовном процессе, но и введения единого уголовного судопроизводства и практического использования материалов оперативно-розыскной деятельности в доказывании.
Список литературы
articlekz.com
Статья 231. Виды негласных следственных действий
Согласно положениям настоящей главы осуществляются следующие негласные следственные действия:
1) негласные аудио- и (или) видеоконтроль лица или места;
2) негласные контроль, перехват и снятие информации, передающейся по сетям электрической (телекоммуникационной) связи;
3) негласное получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами;
4) негласное снятие информации с компьютеров, серверов и других устройств, предназначенных для сбора, обработки, накопления и хранения информации;
5) негласный контроль почтовых и иных отправлений;
6) негласные проникновение и (или) обследование места;
7) негласное наблюдение за лицом или местом;
8) негласная контролируемая поставка;
9) негласный контрольный закуп;
10) негласные внедрение и (или) имитация преступной деятельности.
Статья 232. Условия и основания проведения негласных следственных действий
1. Предусмотренные настоящей главой негласные следственные действия производятся, если для выяснения обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, сведения о фактах необходимо получить, не информируя вовлеченных в уголовный процесс лиц, интересы которых они затрагивают.
2. Негласные следственные действия, за исключением негласного контроля почтовых и иных отправлений, производятся по поручению органа досудебного расследования уполномоченным подразделением правоохранительного или специального государственного органа с использованием форм и методов оперативно-розыскной деятельности.
3. Негласные следственные действия, предусмотренные пунктами 1) - 6) статьи 231 настоящего Кодекса, проводятся с санкции прокурора, порядок которых установлен статьей 234 настоящего Кодекса.
4. Негласные следственные действия проводятся при наличии одного из следующих оснований:
1) по делам о преступлениях, санкция за совершение которых предусматривает наказание в виде лишения свободы от одного года и выше;
2) по преступлениям, подготавливаемым и совершаемым преступной группой;
5. Для выявления, пресечения и раскрытия других уголовных правонарушений, не предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, могут проводиться негласные следственные действия, предусмотренные только пунктами 7) - 10) статьи 231 настоящего Кодекса.
6. В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их письменного согласия разрешается проведение негласных следственных действий, предусмотренных пунктами 1) и 2) статьи 231 настоящего Кодекса, на основании постановления органа досудебного расследования с обязательным уведомлением прокурора в течение двадцати четырех часов с момента вынесения постановления.
7. Негласные следственные действия производятся в отношении:
1) лица, на которое в заявлении, сообщении об уголовном правонарушении указано как на лицо его подготавливающее, совершающее или совершившее, либо в отношении которого имеются иные основания полагать, что оно имеет отношение к расследуемому правонарушению либо обладает сведениями о подготавливаемом, совершаемом или совершенном уголовном правонарушении;
2) подозреваемого;
3) потерпевшего с его письменного согласия;
4) третьего лица, если есть сведения, что третье лицо получает или передает информацию, имеющую значение для дела;
5) места в случае, если имеются обстоятельства или предполагается их возникновение, которые могут иметь значение для дела.
8. Запрещается проводить негласные следственные действия в отношении адвокатов, осуществляющих профессиональную помощь, за исключением случаев, когда имеются основания полагать, что ими готовится или совершено тяжкое или особо тяжкое преступление.
9. Не допускается осуществление негласных следственных действий, а также использование полученной в ходе их проведения информации для достижения целей и задач, не предусмотренных настоящим Кодексом.
10. Порядок проведения негласных следственных действий определяется правоохранительными и специальными государственными органами по согласованию с Генеральным Прокурором Республики Казахстан.
Статья 233. Постановление о проведении негласного следственного действия
1. Уполномоченное должностное лицо органа, которому поручено проведение негласного следственного действия, выносит постановление, которое должно соответствовать требованиям, установленным статьей 198 настоящего Кодекса.
Постановление должно содержать:
1) место и время его составления;
2) должность, фамилию и инициалы, личную подпись лица, вынесшего постановление;
3) фамилию и инициалы, должность уполномоченного прокурора, санкционирующего постановление;
4) номер уголовного дела, в рамках которого предполагается проводить негласные следственные действия;
5) статьи настоящего Кодекса, на основании которых вынесено постановление;
6) краткое описание фабулы уголовного дела;
7) обоснование необходимости проведения негласного следственного действия;
8) сведения о лице, месте или предмете, в отношении которого планируется проводить негласное следственное действие;
9) срок проведения негласного следственного действия;
10) сведения об органе, которому поручается провести негласное следственное действие.
2. В целях исключения расшифровки объекта, в отношении которого проводится негласное следственное действие, в постановлении допускается указание псевдонима, условного наименования вместо настоящих данных. Об изменении данных с соблюдением требований конфиденциальности выносится соответствующее постановление, которое согласовывается с прокурором.
Статья 234. Санкционирование негласных следственных действий
1. Санкцию на проведение негласных следственных действий по постановлению органа досудебного расследования дают Генеральный Прокурор Республики Казахстан и его заместители, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры.
Санкция дается только по зарегистрированным в установленном настоящим Кодексом порядке сообщениям и заявлениям о преступлениях.
2. Постановление о проведении негласного следственного действия в течение двадцати четырех часов после его вынесения вместе с материалами, подтверждающими обоснованность проведения указанного следственного действия, представляется уполномоченному прокурору.
Прокурор, проверив законность и обоснованность постановления, в течение двадцати четырех часов с момента его поступления в прокуратуру обязан принять решение о его санкционировании или об отказе в санкционировании.
В случаях необходимости истребования дополнительных материалов допускается рассмотрение постановления свыше установленного срока, но не более семидесяти двух часов.
В случае необоснованности вынесенного постановления прокурор отказывает в его санкционировании. Отказ оформляется составлением сопроводительного письма о возврате без санкционирования постановления с указанием причин принятия такого решения.
3.О результатах проведения негласного следственного действия не позднее двух суток со дня его окончания уведомляется прокурор, давший санкцию на его проведение.
Статья 235. Проведение негласных следственных действий в случаях, не терпящих отлагательства
1. В случаях, не терпящих отлагательства, допускается производство негласных следственных действий, указанных в части третьей статьи 232 настоящего Кодекса, с уведомлением прокурора в течение двадцати четырех часов и последующим получением санкции в порядке, предусмотренном статьей 234 настоящего Кодекса.
2. Прокурор, изучив представленные материалы, в случае согласия с неотложностью проведенного негласного следственного действия, санкционирует постановление о проведении негласного следственного действия, в случае несогласия выносит постановление о его прекращении и недопустимости использования полученных результатов в качестве доказательств.
Статья 236. Сроки проведения негласных следственных действий
1. Подлежащее санкционированию негласное следственное действие проводится в срок не более тридцати суток.
2. При необходимости продолжения проведения негласных следственных действий орган, инициировавший их проведение, за трое суток до истечения срока выносит мотивированное постановление о необходимости его продления на определенный срок и направляет прокурору для решения вопроса о санкционировании. При получении санкции прокурора постановление направляется уполномоченному органу, осуществляющему негласное следственное действие, для исполнения. Прокурор может санкционировать продление проведения негласного следственного действия, установив при этом меньший срок, чем это указано в постановлении. При отсутствии необходимости продолжения проведения негласного следственного действия прокурор отказывает в санкционировании и негласное следственное действие прекращается.
3. Общий срок проведения негласного следственного действия может быть продлен прокурором области или приравненным к нему прокурором до шести месяцев. Дальнейшее продление сроков проведения негласного следственного действия осуществляется Генеральным Прокурором Республики Казахстан или его заместителями.
4. Негласное следственное действие может осуществляться в любое время суток и непрерывно в течение всего срока его проведения.
Статья 237. Представление результатов негласных следственных действий
1. По завершении проведения негласного следственного действия все имеющие значение для дела материалы, полученные в ходе его проведения, с соблюдением конфиденциальности передаются сопроводительным письмом органу досудебного расследования.
2. Орган досудебного расследования вправе в любое время истребовать от уполномоченного подразделения правоохранительного или специального государственного органа результаты проводимого ими мероприятия для исследования, оценки и приобщения к материалам расследования.
Статья 238. Исследование информации, полученной в результате проведения негласного следственного действия, и ее использование в качестве доказательств
1. Исследование результатов негласного следственного действия производится органом досудебного расследования с соблюдением требований статей 47 и 124 настоящего Кодекса, при необходимости с привлечением специалиста и соответствующего сотрудника органа дознания.
О результатах исследования с соблюдением требований статей 47 и 199 настоящего Кодекса составляется протокол, в котором отражаются результаты проведенного негласного следственного действия.
2. Фактические данные, имеющие отношение к расследованию, приобщаются к протоколу.
Статья 239. Оценка и использование результатов негласных следственных действий в доказывании
1. Результаты негласных следственных действий оцениваются по правилам, предусмотренным статьями 25 и 125 настоящего Кодекса.
2. Протоколы исследования результатов негласных следственных действий, звукозаписи и записи изображений, фотографии, другие зафиксированные с помощью научно-технических средств результаты, изъятые предметы и документы или их копии используются в доказывании наравне с доказательствами, полученными в результате следственных действий.
3. Если в доказывании используются тайно зафиксированные высказывания или действия какого-либо лица, это лицо обязательно должно быть об этом допрошено. При ознакомлении лица с фактическими данными, полученными без его ведома, это лицо информируется о произведенном негласном действии в той мере, насколько они затрагивают непосредственно соответствующее лицо и исключают разглашение государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.
Статья 240. Ознакомление с материалами, не приобщенными к протоколам негласных следственных действий
1. Результаты негласных следственных действий, которые следователь, дознаватель признали не имеющими доказательственного значения в уголовном процессе, не приобщаются к материалам расследования и хранятся в уполномоченном подразделении правоохранительного или специального государственного органа в условиях, исключающих возможность ознакомления с ними посторонних лиц, до вынесения окончательного решения по делу, после чего уничтожаются с составлением соответствующего акта.
Соответствующий прокурор уведомляется за два месяца до дня уничтожения результатов негласных следственных действий, которые орган досудебного расследования признал не имеющими доказательственного значения в уголовном процессе.
2. Лицо, в отношении которого проводились негласные следственные действия, вправе ходатайствовать об его ознакомлении с не приобщенными к расследованию сведениями в пределах, исключающих разглашение государственных секретов и иной охраняемой законом тайны. Ходатайство рассматривается следователем, дознавателем, прокурором, а при поступлении ходатайства в период рассмотрения дела судом - судьей.
3. Следователь, дознаватель, прокурор, суд оценивают ходатайство с учетом возможного значения материалов в уголовном процессе и допущенных ограничений прав человека.
Следователь, дознаватель, прокурор, судья вправе отказать в удовлетворении ходатайства об ознакомлении с неприобщенными материалами, если это может представлять существенную угрозу жизни, здоровью или охраняемым законом интересам какого-либо вовлеченного в уголовный процесс лица или если это затрагивает тайну частной жизни третьего лица.
4. После ознакомления с неприобщенными материалами лицо может ходатайствовать об их приобщении к материалам уголовного дела. Отказ следователя, дознавателя, прокурора в удовлетворении ходатайства может быть обжалован в порядке, предусмотренном статьями 105 и 106 настоящего Кодекса, отказ судьи обжалуется вместе с жалобой на судебный акт, которым завершено рассмотрение дела в суде.
5. Решение по заявленному во время судебного разбирательства ходатайству об ознакомлении с не приобщенными к делу материалами негласного следственного действия принимает тот же состав суда, который рассматривает данное дело.
Статья 241. Мероприятия по защите информации в уголовном процессе
1. Сведения о факте производства негласного следственного действия и информация, полученная в результате его проведения, до окончания негласного следственного действия являются конфиденциальными, за разглашение которых должностные лица или лица, вовлеченные в его производство, несут установленную законом ответственность.
2. Сведения о методах проведения негласных следственных действий, лицах, которые их проводят, в том числе лицах, осуществляющих деятельность на конфиденциальной основе и в конспиративной форме, составляют государственные секреты и не подлежат разглашению.
3. Орган досудебного расследования использует все предусмотренные законом средства для ограничения распространения полученных в результате негласного следственного действия сведений, если они затрагивают тайну частной жизни лица или касаются иной охраняемой законом тайны.
Статья 242. Негласные аудио- и (или) видеоконтроль лица или места
1. Негласные аудио- и (или) видеоконтроль лица - это негласный контроль речевой и иной информации, а также действий лица, производимый при необходимости путем негласного проникновения и (или) обследования, с использованием видео-, аудиотехники либо иных специальных научно-технических средств с одновременной фиксацией их содержания на материальном носителе.
2. Негласные аудио- и (или) видеоконтроль места - это негласный контроль разговоров и других звуков и (или) событий, происходящих в строго определенном месте, производимый при необходимости путем негласного проникновения и (или) обследования места, с использованием видео-, аудиотехники либо иных специальных научно-технических средств с одновременной фиксацией их содержания на материальном носителе.
3. Признав необходимым проведение негласных аудио- и (или) видеоконтроля лица или места, следователь, дознаватель дают соответствующее поручение органу дознания.
4. Протокол вручения технического средства удостоверяется подписями лица, которому оно вручается, сотрудника органа дознания и (или) следователя, дознавателя.
5. По завершении негласных аудио-, видеоконтроля лица или места уполномоченный орган представляет следователю, дознавателю имеющие значение для дела звуко-, видеозаписи в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны основание, время начала и окончания, продолжительность записи.
Статья 243. Негласные контроль, перехват и снятие информации, передающейся по сетям электрической (телекоммуникационной) связи
1. Негласный контроль сетей электрической (телекоммуникационной) связи -негласные прослушивание и (или) запись голосовой информации с применением научно-технических средств и (или) компьютерных программ, передающейся по телефону или другим устройствам, позволяющим передавать голосовую информацию, производимый при необходимости путем негласных проникновения и (или) обследования.
Перехват и снятие информации, передаваемой по сетям электрической связи, - перехват и снятие знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, видеоизображений, звуков и другой информации, передающейся по проводной, радио, оптической и другим электромагнитным системам.
2. Признав необходимыми негласные контроль, перехват и снятие информации, передающейся по сетям электрической (телекоммуникационной) связи, следователь, дознаватель дают соответствующее поручение органу дознания.
3. Результаты негласного следственного действия фиксируются на соответствующем материальном носителе, который упаковывается, опечатывается и заверяется подписями проводившего негласное следственное действие должностного лица уполномоченного органа.
Материальный носитель передается следователю, дознавателю.
Статья 244. Негласное получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами
1. Негласное получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами - получение сведений о дате, времени, продолжительности соединений между абонентами и (или) абонентскими устройствами (пользовательским оборудованием).
2. После получения санкции прокурора постановление направляется органом досудебного расследования в уполномоченное подразделение правоохранительного или специального государственного органа для исполнения, сотрудник которого обязан предоставить требуемую информацию, зафиксированную на любом материальном носителе информации.
Указанная информация предоставляется в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором указываются период, за который она предоставлена, и номера абонентов и (или) абонентских устройств.
Статья 245. Негласное снятие информации с компьютеров, серверов и других устройств, предназначенных для сбора, обработки, накопления и хранения информации
1. Негласное снятие информации с компьютеров, серверов и других устройств, предназначенных для сбора, обработки, накопления и хранения информации, - негласное снятие специальными научно-техническими средствами (или) компьютерными программами информации с компьютеров, серверов и других устройств, предназначенных для сбора, обработки, накопления и хранения информации, производимое при необходимости путем негласного проникновения и обследования.
2. Признав необходимым негласное снятие информации с компьютеров, серверов и других устройств, предназначенных для сбора, обработки, накопления и хранения информации, орган досудебного расследования дает соответствующее поручение органу дознания.
3. Результаты негласного снятия информации с компьютеров, серверов и других устройств, предназначенных для сбора, обработки, накопления и хранения информации, фиксируются на соответствующем материальном носителе, который упаковывается, опечатывается и заверяется подписями проводившего негласное следственное действие должностного лица уполномоченного органа.
Материальный носитель передается следователю, дознавателю.
Статья 246. Негласный контроль почтовых и иных отправлений
1. При наличии достаточных оснований полагать, что письма, телеграммы, радиограммы, бандероли, посылки и другие почтовые отправления могут содержать сведения, документы и предметы, имеющие значение для дела, в отношении них может осуществляться негласный контроль.
2. Признав необходимым негласный контроль почтовых и иных отправлений, следователь, дознаватель выносят мотивированное постановление.
В постановлении должно быть указано: название учреждения связи, на которое возлагается обязанность по задержанию почтово-телеграфных отправлений, фамилия, имя, отчество (при его наличии) лиц, почтово-телеграфные отправления которых подлежат негласному контролю, их адрес, вид почтово-телеграфных отправлений, на которые налагается негласный контроль, срок, на который он налагается.
Указанное постановление представляется прокурору и, в случае дачи им санкции, направляется следователем, дознавателем в почтовые учреждения или лицам, оказывающим услуги по доставке отправлений, для исполнения.
3. Почтовые учреждения или лица, оказывающие услуги по доставке отправлений, незамедлительно информируют следователя, дознавателя о нахождении в их распоряжении подлежащего контролю почтового и иного отправления.
Следователь, дознаватель в течение двадцати четырех часов с момента получения уведомления в присутствии, при необходимости, уполномоченного сотрудника почтового учреждения или лица, оказывающего услуги по доставке отправлений, осматривают и (или) знакомятся с содержанием отправления, принимают решения о дальнейшей доставке этого отправления с фиксацией его содержания или без такового.
4. В каждом случае осмотра и (или) ознакомления с почтовым и иным отправлением следователем, дознавателем с соблюдением требований статьи 199 настоящего Кодекса составляется протокол, в котором отражаются данные участвовавших в производстве мероприятия лиц, наименование и вид почтового и иного отправления, подвергнутого осмотру и (или) ознакомлению, сведения о дальнейшей доставке отправления с фиксацией его содержания или без такового.
5. В необходимых случаях для участия в производстве осмотра и выемки почтово-телеграфных отправлений следователь, дознаватель вправе вызвать соответствующего специалиста, а также переводчика.
6. Негласный контроль почтовых и иных отправлений отменяется следователем (дознавателем) с санкции прокурора, когда отпадает необходимость в этой мере, но в любом случае не позднее окончания расследования, о чем в течение трех суток уведомляется почтовое учреждение или лицо, оказывающее услуги по доставке отправлений.
Статья 247. Негласные проникновение и (или) обследование места
1. Негласные проникновение и (или) обследование места осуществляются уполномоченным органом путем проникновения в жилое, служебное, производственное помещения, здание, сооружение, хранилище, транспортное средство или участок местности, при необходимости с их обследованием, а также подготовки и проведения следственных действий.
2. По окончании данного мероприятия уполномоченный орган представляет следователю, дознавателю все полученные материалы в полном объеме в опечатанном виде с сопроводительным письмом.
Статья 248. Негласное наблюдение за лицом или местом
1. Негласное наблюдение за лицами, указанными в части седьмой статьи 232 настоящего Кодекса, или местом осуществляется, при необходимости, с использованием технических средств видео-, фотонаблюдения без осуществления аудио- и аудиозаписи речевой и иной звуковой информации.
2. Должностное лицо уполномоченного органа, осуществляющего негласное
наблюдение за лицом или местом, вправе осуществлять негласное наблюдение за иными лицами, входившими в контакт с наблюдаемым лицом или местом в течение сорока восьми часов с момента вхождения в контакт.
3. В результатах негласного наблюдения за лицом или местом составляется ежедневный отчет, к которому приобщаются полученные предметы и документы.
4. По окончании данного мероприятия уполномоченный орган представляет следователю, дознавателю все полученные материалы в полном объеме в опечатанном виде с сопроводительным письмом.
Статья 249. Негласная контролируемая поставка
1. Негласная контролируемая поставка осуществляется с целью установления контроля за поставкой, покупкой, продажей, перемещением предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен законом, а также являющихся объектами или орудиями преступных посягательств.
2. Контролируемая поставка на территории Республики Казахстан осуществляется уполномоченным органом самостоятельно либо во взаимодействии с другими государственными органами.
3. Контролируемая поставка на территории нескольких государств осуществляется уполномоченным органом совместно с уполномоченными правоохранительными органами иностранных государств.
4. По окончании данного мероприятия уполномоченный орган представляет следователю, дознавателю все полученные материалы в полном объеме в опечатанном виде с сопроводительным письмом.
Статья 250. Негласный контрольный закуп
1. Негласный контрольный закуп проводится с целью получения фактических данных о совершаемом или совершенном уголовном правонарушении путем создания ситуации мнимой сделки.
При этом у лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать о его причастности к уголовному правонарушению, возмездно приобретаются предметы или вещества, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен законом, а также являющиеся объектами или орудиями преступных посягательств.
2.О выдаче сотруднику уполномоченного органа или лицу, добровольно изъявившему намерение участвовать в негласном следственном действии, научно-технических и иных средств фиксации его хода и результатов, а также денежных средств для возмездного приобретения предметов или веществ, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен законом, или являющихся объектами и (или) орудиями преступных посягательств, составляются отдельные протоколы в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса.
3. О получении от сотрудника уполномоченного органа или лица, добровольно изъявившего намерение участвовать в негласном следственном действии, приобретенных предметов или веществ, а также результатах их осмотра составляется протокол в соответствии с правилами статей 199 и 219 настоящего Кодекса.
Статья 251. Негласные внедрение и (или) имитация преступной деятельности
1. Внедрение и (или) имитация преступной деятельности осуществляются с письменного согласия лица, внедренного и (или) имитирующего преступную деятельность, с целью получения фактических данных о подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлениях.
2. Лицу, внедренному и (или) имитирующему преступную деятельность, запрещается совершать действия (бездействие), сопряженные с угрозой жизни, здоровью людей, собственности, за исключением случаев необходимой обороны, задержания лица, совершившего посягательство, крайней необходимости, обоснованного риска в соответствии с положениями Уголовного кодекса Республики Казахстан.
3. По согласованию со следователем, дознавателем уполномоченный орган постоянно информирует о ходе внедрения и (или) имитации преступной деятельности.
4. По окончании данного мероприятия уполномоченный орган представляет следователю, дознавателю все материалы в опечатанном виде с сопроводительным письмом.
studfiles.net
Криминалистика
Полное и объективное закрепление результатов допроса - важное условие сохранения доказательственной информации. Основным способом фиксации хода и результатов данного следственного действия является протоколирование. В соответствии со ст...
Объективная сторона преступления
Преступление, как и всякое иное явление, можно рассматривать с различных точек зрения. В деятельности человека всегда необходимо различать две взаимосвязанные и находящиеся в единстве стороны: а) внешнюю, выражающуюся в каких-то движениях...
Обыск
Результаты произведенных обыска и выемки фиксируются в про-токоле, который должен содержать сведения о ходе этих действий и их результатах. В процессе обыска следователю рекомендуется применять диктофон для того...
Оперативно-розыскная деятельность
Как известно, по каждому делу оперативного учета составляется план конкретных ОРМ, которые необходимо провести в установленные сроки...
Оперативно-розыскные мероприятия: понятие, виды, основания и условия применения
...
Опознание по уголовным делам
В некоторых случаях фактические данные, полученные в результате предъявления для опознания, имеют ключевое значение в системе собранных по делу доказательств. Именно поэтому нарушение порядка предъявления для опознания...
Организация оперативно-розыскной деятельности
Проверочная закупка -- это ОРМ, состоящее в специальном воз-мездном приобретении (покупке, обмене, залоге, аренде) товара или получения услуги в сфере легального или нелегального их обмена в целях выявления преступлений...
Осмотр места происшествия
Осмотр места происшествия напрямую связан с установлением важнейших фактов, которые имеют отношение к преступлению. Данные факты, предметы, которые рассматриваются в качестве улик, должны обязательно быть зафиксированы...
Проверочная закупка, как одно из оперативно-розыскных мероприятий
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматривает одним из оперативно-розыскных мероприятий, проводимых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, проверочную закупку...
Проверочная закупка, как одно из оперативно-розыскных мероприятий
В оперативно-розыскной деятельности традиционно правовую основу принято делить на пять уровней...
Следственный эксперимент
Ход следственного эксперимента и полученные при этом результаты должны быть процессуально зафиксированы. С этой целью следователь составляет протокол следственного эксперимента, планы и схемы, применяет аудиозапись, кино-, фото- и видеосъемку...
Тактика допроса несовершеннолетних
Фактические данные, содержащиеся в свидетельских показаниях несовершеннолетних, становятся доказательствами по уголовным делам только после их фиксации в установленной законом форме...
Тактика проведения обыска и выемки
Протокол является основным документом, в котором фиксируются результаты обыска. Дополнительными (вспомогательными) средствами фиксации служат фотоснимки, киносъемка и видеозапись, планы и схемы. В соответствии с ч. 10 ст...
Учение о составе преступления
состав преступление законность борьба Каждое преступление посягает на определенный объект, определенные общественные отношения, причиняет существенный ущерб или угрожает причинением такого ущерба...
Элементы состава преступления, их признаки и функции
Объективна сторона состава преступления -- это совокупность предусмотренных законом признаков, характеризующих внешнюю сторону общественно опасного поведения, посягающего на охраняемый уголовным законом объект...
pravo.bobrodobro.ru
В статье рассмотрены особенности реализации негласных следственных действий в нововведенном уголовно-процессуальном правовом законодательстве Республики Казахстан.
Ключевые слова: следственные действия, допрос (подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, понятого), очная ставка, обыск, выемка, осмотр, оперативно-розыскная деятельность, государственные секреты.
В Концепции правовой политики на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан 24 августа 2009 года № 858, указано, что поскольку уголовная политика является одним из направлений правовой политики, ее совершенствование должно осуществляется путем совместной комплексной, взаимосвязанной коррекции уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права и иных законодательных актов [1].
Как нам известно, уголовная политика государства определяет основные направления и формы контроля над преступностью, нормы, методы, задачи и содержание деятельности органов государства, уполномоченных вести борьбу с преступными посягательствами. Так как, задачами уголовного процесса являются пресечение, беспристрастное, быстрое и полное раскрытие, расследование уголовных правонарушений, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, справедливое судебное разбирательство и правильное применение уголовного закона, защита лиц, общества и государства от уголовных правонарушений [2].
Политика государства в области раскрытия преступления определяет цели и принципы, стратегию и направления, формы и методы деятельности государства в сфере уголовного процесса. А предметом правового регулирования уголовно-процессуального право является возбуждение, расследование, рассмотрение и разрешение судами уголовных дел, а также исполнение приговора.
Однако, утративший силу Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года, за время действия, как показывает научные исследование изменения и дополнение вносились неоднократно.
Необходимость модернизации современного уголовного и уголовно-процессуального законодательства продиктована новым этапом конституционного строительства. 21 мая 2007 года принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», которым провозглашены принципиально важные для страны новеллы. При этом в основном сохранились параметры казахстанской модели государственного устройства, выдержавшей проверку временем.
Но вместе с тем фундаментальные изменения, в процессе глобализации, а также внутренняя динамика развития страны не позволяют останавливаться на достигнутом. В целях обеспечения соответствия национального права новым вызовам времени необходимо дальнейшее совершенствование нормотворческой и правоприменительной деятельности государства
Как нам известно, подписанный Главой государства Республики Казахстан Н. А. Назарбаевым в июля текущего года новый Уголовно-процессуальный кодексы Республики Казахстан, которые вступил в действие с 1-го января 2015 года, в полной мере соответствует положениям Концепции правовой политики на 2010–2020 годы, предусматривающей совершенствование уголовной политики путем комплексной, взаимосвязанной коррекции уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права.
Новый формат уголовно-процессуального законодательства в соответствии с новыми вызовами жизни, направлен на защиту прав и свобод человека и гражданина, общества, а также обеспечение национальной безопасности.
Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан от 4 июля 2014 года введен новый институт — негласные следственные действия. Законодателем в статье 231 УПК РК определены виды негласных следственных действий, а именно;
1) негласные аудио- и (или) видеоконтроль лица или места;
2) негласные контроль, перехват и снятие информации, передающейся по сетям электрической (телекоммуникационной) связи;
3) негласное получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами;
4) негласное снятие информации с компьютеров, серверов и других устройств, предназначенных для сбора, обработки, накопления и хранения информации;
5) негласный контроль почтовых и иных отправлений;
6) негласные проникновение и (или) обследование места;
7) негласное наблюдение за лицом или местом;
8) негласная контролируемая поставка;
9) негласный контрольный закуп;
10) негласное внедрение и (или) имитация преступной деятельности.
А условия и основания проведения негласных следственных действий обозначено в статье 232 УПК РК, где негласные следственные действия производятся, если для выяснения обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, сведения о фактах необходимо получить, не информируя вовлеченных в уголовный процесс лиц, интересы которых они затрагивают.
Безусловно, совершенствование институтов уголовного производства является актуальный и своевременный процесс, обусловленный велением времени в целях решение задач уголовного процесса.
Общеизвестно, что основоположники в уголовного процессе заложили «фундамент» следственных действий, а именно: допрос (подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, понятого), очная ставка, обыск, выемка, осмотр, освидетельствование, контроль и запись телефонных и иных переговоров, детализация звонков, освидетельствование, предъявление для опознания, следственный эксперимент, проверка показаний на месте, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, назначение судебной экспертизы, получение образцов для сравнительного исследования [3].
На наш взгляд, задача уголовного процесса и оперативно-розыскной деятельности законодательно соединились в рамках УПК РК. Необходимо подчеркнуть, что действующий закон «Об оперативно-розыскной деятельности» Республики Казахстан регламентирует как гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия, где отличительной особенностью оперативно-розыскной деятельности является ее разведывательно-поисковый характер, направленный на добывание информации в целях решения задач ОРД а именно в ст. 2 Закона:
- защита жизни, здоровья, прав, свобод, законных интересов граждан и собственности (независимо от форм) от противоправных посягательств;
- содействие в обеспечении безопасности общества, государства и укреплении его экономического потенциала и обороноспособности;
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;
- осуществление мер по розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших граждан и иных лиц в случаях, предусмотренных законом;
- выявление, предупреждение и пресечение разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций;
- обеспечение безопасности Президента Республики Казахстан и других охраняемых лиц;
- обеспечение охраны государственной границы;
- обеспечение сохранности сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; содействие предприятиям, учреждениям и организациям (независимо от форм собственности) в защите коммерческой тайны;
- поддержание режима, установленного уголовно-исполнительным законодательством, в местах лишения свободы;
- обеспечение безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность [4].
Отметим, что негласные оперативные мероприятия тщательно скрывается, или маскируется таким образом, чтобы лицо, в отношении которого они проводятся, не догадалось об истинных их целях.
На наш взгляд, в целях завершение очередного этапа реализации основных направлений развития уголовно-процессуального кодекса, необходимо модернизация Закона Республики Казахстан от 15 марта 1999 года № 349-I
«О государственных секретах», а именно название статьи 14. «Сведения в области разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, относимые к государственным секретам Республики Казахстан» дополнить словами «сведения в области негласных следственных действий», а под пункт 15) сведения, раскрывающие силы, средства и методы ведения следствия по уголовным делам, затрагивающим интересы безопасности Республики Казахстан, дополнить «словами негласной следственных действий».
Именно такой подход на наш взгляд будет соответствовать к предъявляемым требованиям по обеспечению защиту прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, на наш взгляд важнейшим звеном правовой политики государства является уголовная политика, совершенствование которой осуществляется путем комплексной, взаимосвязанной коррекции уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, а также правоприменения. Оценивая современное состояние принятого уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, можно констатировать его поступательное развитие. Так как, в правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда спорное отношение имеет правовой характер, входит в сферу правового регулирования
Литература:
1. О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года»: Указ Президента Республики Казахстан // www.akorda.kz/ru/
2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан,Астана, Акорда, 4 июля 2014 года, № 231-V ЗРК
3. www.ru.wikipedia.org \.
4. Закон Республики Казахстан от 15 сентября 1994 года № 154-XIII Об оперативно-розыскной деятельности (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.11.2014 г.)
Основные термины (генерируются автоматически): Республики Казахстан, законодательстве Республики Казахстан, следственных действий, взаимосвязанной коррекции уголовного, Президента Республики Казахстан, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, правовой политики, негласных следственных действий, уголовного процесса, Концепции правовой политики, УПК РК, кодекс Республики Казахстан, кодексом Республики Казахстан, кодексы Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан, политики Республики Казахстан, уголовная политика, деятельности» Республики Казахстан, следственные действия, кодекса Республики Казахстан.
moluch.ru