МОНИТОРИНГ И ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ.
Качество образования — социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Одним из способов отслеживать качество обучения является педагогический мониторинг.
Мониторинг (англ. Monitoring – осуществление контроля, слежения) – комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной системы.
Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.
Сравнительный анализ мониторинга в школе по математике проходит:
- по итогам текущего контроля;
- по итогам четверти, полугодия;
- по итогам года;
- по итогам промежуточной и итоговой аттестаций.
Результаты мониторинга обрабатываются:
- по каждому ученику;
- по каждому классу;
- по предмету;
- рассматриваются в динамике в течение учебного года, по сравнению с предыдущими годами.
Уже несколько лет в нашей школе работает рейтинговая система. Мы используем программу, имеющую функции, позволяющие учитывать буквально каждую оценку учащегося по каждому предмету. За основу мониторинга я взяла результаты рейтинга по предмету. Обучающиеся видят результаты рейтинга по предмету и сравнивают себя не с соседом по парте, а с самим собой.( Приложение 1)
По результатам рейтинга за несколько месяцев диаграммы качества знании учащихся каждого класса в виде графиков, которые дают возможность вовремя проанализировать положение дел, принять конкретные меры и выправить ситуацию. ( Приложение 2) Являясь удобным инструментом в руках учителя, они не противоречат принципу индивидуального подхода, а органично дополняют его, определяют наиболее слабые позиции в учебном процессе.
Интерес также представляет диаграмма «Зон ближайшего внимания» , которая составляется по итогам четверти. ( Приложение 3) Последний столбец определяет средним балл ученика по всем предметам, последняя строка - средний балл всех учеников по предмету. После сортировке этих параметров в левую область смещаются предметы наиболее доступные для класса, а в верхние строки наиболее успевающие ученики. При этом хорошо видна граница между областью успеваемости и неуспеваемости. Эта граница становится зоной особого внимания учителя предметника и классного руководителя.
Выделив границу и работая именно с этими учениками по конкретным предметам, можно поэтапно из четверти в четверть сдвигать границу в нужном направлении. Таким образом экономятся силы преподавателей и сохраняется психологическое здоровье детей.
По полученным данным отслеживается мониторинг сложности предметам по результатам четверти. Если по результатам 2011-2012 учебного года математика стояла на 2 месте по сложности для обучающихся 5 класса месте, то по результатам первой четверти 2012-2013 учебного года математика уже стоит на 3 месте по степени сложности.
Ведется также и мониторинг успеваемости класса по предмету за несколько лет. Мониторинг также представляется в виде диаграмм качества знании учащихся, которые наглядно показывают диагностику качества знаний по математике. (Приложение 4)
Результаты мониторинга показывают стабильное качество знаний обучающихся 5 класса по математике, и можно говорить о том, что адаптационный период у ребят прошел спокойно и смена учителя не отразилась на качестве успеваемости, что является результатом подготовительной работы проведенной в 4 классе.
Я также провожу мониторинг результатов административных контрольных работ. Административные контрольные работы по математике в школе проходят по плану ВШК:
Сентябрь – входная контрольная работа;
Декабрь – контрольная работа за первое полугодие;
Март – контрольная работа за третью четверть;
Май – итоговая контрольная работа. (Приложение 5)
Мониторинг результатов административных контрольных работ показывает, что во всех классах качество знаний по алгебре в третьей четверти падает, что вероятнее всего связано с тем, что третья четверть в школе самая длинная и ребята к концу четверти устают больше, чем в остальных четвертях.
В течение всего учебного года веду мониторинг вычислительных навыков, ежемесячно провожу проверку техники вычисления. (Приложение 6) Полученные данные вносятся в личную карточку каждого обучающегося и строится график значений, где четко отслеживается картина за весь год.
Мониторинг вычислительных навыков показывает, что вычислительные навыки развиваются в 5 - 6 классах, в 7 – 9 классах идет спад значений вычислительной техники, значит на уроках алгебры и геометрии есть смысл уделять большее внимание на развитие вычислительных навыков. Ученики среднего звена плохо считают, предпочитая вычисления выполнять на калькуляторе, поэтому вычислительные навыки к концу 9-ого классы слабы, что сказывается на результатах ГИА. (Приложение 7)
В течение всего учебного года ведется подготовка к ГИА и ЕГЭ в 9 и 11 классах. Проводятся пробные экзаменационные работы в формате ГИ и ЕГЭ. По результатам этих работ проводится мониторинг готовности обучающихся 9-ого и 11-ого классов к ГИА и ЕГЭ. По результатам работ проводится анализ ошибок и намечаются шаги по устранению недочетов. Для проверки готовности учащихся 9 класса к сдаче ГИА была проведена исследовательская работа с использованием мониторинга и диагностики учебного процесса. Работа выявила, что в первой четверти 2012-2013 учебного года ГИА готовы сдать только 67% учащихся 9 класса.
Также провожу мониторинг результатов ЕГЭ и ГИА по годам, где, отслеживаю успеваемость, качество знаний, средний балл и наивысший баллы. (Приложение 8)
В 2012-2013 учебном году я начала применять тематический мониторинг в 5 классе. При завершении каждой большой темы, за несколько уроков до контрольной работы я провожу самостоятельную работу на 10 – 15 минут с ключевыми задачами этой темы. Проверка этих работ показывает, над чем нужно еще поработать, на что уделить внимание. После отработки возникших проблем у учащихся провожу контрольную работу и сравниваю результаты. Внося полученные результаты в таблицу, отслеживаю учащихся у которых данная тема вызывает затруднения.(Приложение 9)
Хотя обработка данных и требует большого количества времени, но полученные результаты помогают в работе учителя.
Для меня мониторинг является еще и диагностикой, на основании которой можно наблюдать развитие мотивации учения у каждого ученика и класса в целом.
И в заключении хотелось бы отметить, что мониторинг – инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Проводя мониторинговые исследования, необходимо помнить, что главная цель – помощь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи.
Данная система работы позволила мне:
Определить уровень обученности и обучаемости по предмету;
Разработать методические материалы по устранению пробелов и коррекции знаний.
Выявить факторы и условия, влияющие на качество обучения.
Проводить своевременно обработку полученных результатов.
Деятельность преподавателя и диагностическая деятельность неразрывны. Как известно любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой учитель обязан владеть педагогической диагностикой.
Мониторинг и диагностика дают мне возможности:
увидеть несформированные математические умения, знания, представления;
увидеть проблемные тематические блоки;
определить общий уровень математической подготовки;
увидеть преимущества той или иной программы;
проследить динамику обученности;
определить прочность усвоения знаний, умений и навыков;
проследить осознанность и обобщенность знаний;
провести сравнительный анализ результатов промежуточных контрольных работ с результатами итоговой работы;
определить соответствие обученности и обучаемости;
выявить обучающихся как с низкими учебными возможностями, так и с высокими и запланировать дальнейшую работу;
активизировать целенаправленную работу по преемственности со средней школой;
определить эффективность работы учителя в целом.
Если использовать мониторинговую систему определения достижения учащихся, то процесс обучения становится более осмысленным и целенаправленным, что приведет к повышению качества знаний учащихся, повлияет на рост творческой активности.
Приложения
Приложение 1
Рейтинг учащихся за декабрь месяц по предмету алгебра
----------------------------------------------------------------------------------
место ¦ Фамилия имя ¦ класс ¦ средний балл ¦ "5"¦ "4"¦ "3"¦ "2"¦"1"
----------------------------------------------------------------------------------
1 ¦ Ученик 1 ¦ 8 ¦ 5.000000 ¦ 8 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0
1 ¦ Ученик 2 ¦ 8 ¦ 5.000000 ¦ 7 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0
1 ¦ Ученик 3 ¦ 10 ¦ 5.000000 ¦ 11 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0
2 ¦ Ученик 4 ¦ 10 ¦ 4.923077 ¦ 12 ¦ 1 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0
3 ¦ Ученик 5 ¦ 7 ¦ 4.857143 ¦ 6 ¦ 1 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0
4 ¦ Ученик 6 ¦ 10 ¦ 4.727273 ¦ 8 ¦ 3 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0
Приложение 2
Мониторинг качества знаний обучающихся 11 класса за первое полугодие по результатам рейтинга по алгебре.
Приложение 3
Зоны ближайшего внимания обучающихся 5 класса по результатам 2011-2012 учебного года. | |||||||||||||
| труд | физ-ра | музыка | ИЗО | бг | анг | ИКБ | родной | лит-ра | окр мир | матем | рус | |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4,916667 |
4 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4,916667 |
5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4,916667 |
6 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4,818182 |
7 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4,75 |
8 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4,75 |
9 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 4,272727 |
10 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 3,916667 |
11 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 4,166667 |
12 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 4 |
13 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 |
14 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3,833333 |
15 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3,666667 |
16 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3,5 |
| 5 | 5 | 4,875 | 4,6875 | 4,308 | 4,438 | 4,313 | 4,25 | 4,188 | 4,06 | 4,063 | 3,625 |
|
Зоны ближайшего внимания обучающихся 5 класса за первую четверть 2012 - 2013 учебного года | |||||||||||||||
| технология | музыка | ИЗО | литература | физкультура | ИВТ | родной язык | ИКБ | русский язык | баш. Госуд. | природоведение | математика | история | английский язык | |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4,9286 |
2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4,9286 |
3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4,9286 |
4 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4,8571 |
5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4,8571 |
6 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4,5714 |
7 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4,5714 |
8 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 4,3077 |
9 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 4,1538 |
10 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 4,1429 |
11 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 4,1429 |
12 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 4 |
13 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| 0 | 0 | 0 | 0 | 4 |
14 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 3,9286 |
15 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3,5714 |
16 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 3,3571 |
| 5 | 4,6 | 4,63 | 4,63 | 4,5 | 4,4 | 4,3 | 4,4 | 4,2 | 4 | 3,9 | 4,13 | 4,06 | 3,8 |
|
Приложение 4
Мониторинг обученности по математике обучающихся 5 класса.
Приложение 5
Мониторинг результатов административных контрольных работ
по алгебре обучающихся 7 класса 2010 -2011 учебный год:
Мониторинг результатов административных контрольных работ
по алгебре за 2010 -2011 учебный год:
Приложение 6
Фамилия, имя обучающегося: _______________
Учебный год: 2012- 2013
Класс 5
Приложение 7
Мониторинг вычислительных навыков по классам за третью четверть:
Приложение 8
Мониторинг результатов ЕГЭ по математике за 5 лет.
Мониторинг ГИА по математике за 4 года.
Приложение 9
Мониторинг трудных тем по математике в 5 классе.
| Натуральные числа | Натуральные числа | Натуральные числа | Обыкновенные дроби | Обыкновенные дроби |
| ||||||||
| с/р | к/р | с/р | к/р | с/р | к/р | с/р | к/р | с/р | к/р |
| |||
Ученик1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Ученик2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Ученик3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Ученик4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Ученик5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
kopilkaurokov.ru
Разделы: Общепедагогические технологии
Понятие мониторинга образования сейчас широко используется в педагогическом лексиконе, хотя не всегда соответствует его содержанию. Но педагогическое чутье учителей заставило многих коснуться этой проблемы и приобрести опыт мониторинговых исследований. Оценка качества образования является необходимым условием совершенствования учебно-воспитательного процесса. Один из важнейших критериев качества образования является уровень подготовки учащихся. Основными способами измерения качества знаний учащихся являются тесты и рейтинговые диагностические работы. Главной целью мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы. Основными задачами мониторинга могут быть:
Для качественного проведения мониторинга необходимо проведение не менее трех измерений знаний учащихся на протяжении учебного года (начало, середина и конец года). Учитель должен владеть технологией измерений уровня знаний, обработки и анализа результата. Необходимым условием является сбор информации о факторах, которые влияют на успеваемость обучения. Анализ и обобщение такой информации поможет в организации коррекционной работы, собранная информация должна быть точная, достоверная и своевременная. Необходимым является и создание учебно-методических материалов для коррекционной работы по улучшению базовой подготовки учащихся. Учет этих требований требует высокоуровневой координации деятельности всех участников.
Условием проведения мониторинговых исследований является:
Независимо от способов диагностики, необходима тщательная подготовка как психологическая, так и по предмету (это повторения учебного материала, его систематизация и т.д.). Подготовка к измерениям должна включать в себя несколько этапов:
Такую подготовку желательно провести за одну-две недели до оценивания.
Результаты мониторинговых исследований заносятся в таблицу:
Мониторинг результата учебной деятельности учащихся
Результаты контроля | |||||
№ п/п | Фамилия, имя учащегося | Стартовый контроль | Промежуточный контроль | Итоговый контроль | Выводы |
1 | Иванов Сергей | 3 | 4 | 5 | |
2 | Петров Иван | ||||
3 | Сидоров Николай | ||||
4 | |||||
5 |
На основе данных этой таблицы делается сравнительный анализ, при помощи которого можно проследить динамику изменений успешности каждого ученика, класса и параллели. Изображение результатов в графическом виде облегчает его восприятие и дает возможность быстрого сравнивания итогов.
Сведение результатов диагностики позволяет сделать выводы об усвоении учащимися тех или иных видов деятельности на базовом или более высоком уровне. Глубокий анализ этих результатов позволяет разработать рекомендации по совершенствованию обучения.
Цели проведения исследований определяются в зависимости от этапов мониторинга:
1. Подготовительный этап:
2. Диагностический этап:
3. Коррекционный этап.
4. Аналитический этап.
Основными принципами мониторинга качества образования являются системность в проведении исследований и наблюдений, научность, доступность и открытость полученной информации.
Модель мониторинга качества образования в школе
Алгоритм процесса отслеживания учебных достижений учащихся
Результаты учебных достижений учащихся можно оформить в виде графиков или диаграмм.
- сентябрь
- май
Проводя мониторинговые исследования необходимо помнить, что главная цель — помочь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи. Общая информация должна быть открытой, а личная – конфиденциальной.
Существует необходимость проведения обсуждения результатов мониторинга в школе и принятия управленческих решений.
С этой целью возможно проведение заседания круглого стола по теме: “Управление коррекционно-аналитической деятельностью по итогам мониторинга”.
Цели:
Результатом проведения мониторинговых исследований является создание системы контроля учебного процесса на основе конечного результата, повышение объективности оценки, определение причин затруднения учащихся и оказание оперативной помощи, стимулирование самообразовательной деятельности и создание условий для организации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся.
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Из таблицы видно, что 2 обучающихся допустили ошибки в решение квадратного уравнения общего вида. Провожу анализ ошибок: допустили вычислительные ошибки в нахождение дискриминанта 1, в нахождении корней уравнения – 1, не верно записали формулу корней. Таким образом видно с кем и над чем предстоит работать.
В первом полугодии были проведены два мониторинга: входной и промежуточный и еще будет итоговый. Все это отмечается в таблице.
Мониторинг результатов учебной деятельности обучающихся 8 класса
На основании приведенной таблицы делаю сравнительный анализ, при помощи которого можно проследить динамику изменения успешности каждого ученика.
Хочу остановиться на организации коррекционной работы. Базовый мониторинг опирается на тематический мониторинг. После проведения тематического мониторинга, я провожу анализ ошибок, и в контрольных тетрадях обучающиеся проводят работу над ошибками. Время на уроке до 15 минут, не все обучающиеся за это время могут понять и исправить все свои ошибки. На индивидуальных занятиях эта работа продолжается. Затем, чтобы получить ожидаемый результат, мною намеченный, после каждой контрольной работы определяю уровень ЗУН, планирую коррекционную работу индивидуально с каждым учащимся.
Тематический мониторинг опирается на мониторинг урока.
Для примера приведу мониторинг урока алгебры по теме: «Решение квадратных уравнений общего вида», 8 класс.
Мониторинг одного урока опирается на выполнение домашних заданий. Поэтому строго веду проверку домашних заданий. Если у некоторых обучающихся есть затруднения с домашним заданием, то они выполняются на индивидуальных занятиях. Домашние задания должны выполняться к каждому уроку. Не выполнение домашнего задания предыдущего урока ведет к тому, что не усваивается тема последующего урока. Обязательно должна проводится работа с родителями.
Данный мониторинг позволяет мне получить:
объективную динамику образования ученика за определенный период обучения
возможность постоянно корректировать свою работу, исходя из анализа динамики;
возможность знать и влиять на сильные и слабые стороны ученика и класса в целом;
систематический контроль над качеством знаний, полученных учениками с учетом индивидуальных возможностей учащихся.
Тематический мониторинг помогает правильно спланировать работу на уроке, т.е. составить самостоятельные работы, тесты, диктанты с учетом индивидуальных особенностей детей.
Резервы повышения качества обучения в школе состоят, на мой взгляд, в следующем:
1.Активизация работы по повышению компетентности учителя, детей в области диагностики, мониторинга, оценки собственной деятельности.
2.Снизить уровень личностной тревожности у обучающихся.
3.Повысить уровень самостоятельности школьников в принятии решений.
4.Повысить уровень знаний школьников за счёт внедрения технологии самоконтроля.
5.Организовывать мониторинг на уроках как средство повышения качества преподавания.
6.Активизировать работу по программе «Одаренные дети», способствовать интеллектуальному и творческому развитию учащихся.
7 Минимизация объёма репродуктивных заданий в учебном процессе
8Эффективно использовать современные информационно-коммуникативные технологии, формирование универсальных знаний, умений и активных способов деятельности. Ценность мониторинга в том, что ни один, даже небольшой успех учащегося, не остается незамеченным. Оценка становится более значимой и более конкретной для ученика. И в заключении хотелось бы отметить, что мониторинг – инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Проводя мониторинговые исследования, необходимо помнить, что главная цель – помощь, а не оценивание, выявить недостатки, а не успехи.
infourok.ru
Разделы: Математика
Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь.
Диагностика и анализ не могут быть достаточно эффективными, если не взаимосвязаны с таким важным направлением деятельности как мониторинг.
В разных источниках педагогической литературы существует несколько понятий и определений мониторинга. Более подходящим для моей работы я выбрала следующее: Мониторинг- это постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких – либо процессов по четко определенным показателям. Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ходе реализации учебной программы для повышения качества ее результатов.
Я представляю свою систему работы по проведению мониторинга на уроках математики в 5-х классах.
Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.
Для себя я поставила следующие задачи:
Для решения поставленных задач и для эффективной организации проведения мониторинга мне помогает алгоритм отслеживания результатов учебной деятельности учащихся:
Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость в полученной информации. Поэтому в своей работе я использую мониторинг базовый, тематический и «одного урока».
Мониторинг базовый состоит из входной, промежуточной и итоговой контрольных работ.
На основании приведенной таблицы делаю сравнительный анализ, при помощи которого можно проследить динамику изменения успешности каждого ученика.
|
Результаты контроля |
||||
№ п/п |
Ф.И. |
входящий |
промежуточный |
итоговый |
вывод |
1. |
Леонова К. |
3 |
3 |
4 |
1уу |
2. |
Толла Э. |
3 |
4 |
4 |
2уу |
Изображение результатов в графическом виде облегчает восприятие и дает возможность быстрого сравнения итогов (слайд 7).
Но для того, чтобы правильно спланировать и организовать учебную деятельность в 5 классе, провести входящую контрольную работу, при этом учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и его возможности, я составляю по окончании 4-го класса (по итогам контрольных работ) следующую таблицу («Методика определения уровня обученности учащихся», автор Третьяков П.И).
№ |
Ф.И. |
сентябрь |
май |
||||
Уровень обученности |
Рейтинг |
Отметка |
Уровень обученности |
Рейтинг |
Отметка |
||
1 |
Грошев Г. |
48,7% |
1 |
3 |
51,4% |
2 |
4 |
2 |
Ляличев С. |
56,8% |
3 |
4 |
56,8% |
2 |
4 |
3 |
Леонова К. |
50,3% |
3 |
4 |
46,3% |
1 |
3 |
Проведя сравнительный анализ по таблице, пришла к выводу: к концу учебного года некоторые ребята остались на прежнем уровне, у других повысилась или снизилась степень обученности. Поэтому поставила перед собой следующую задачу: в 5-ом классе совместно с психологами провести диагностику обучаемости учащихся, так как это поможет мне правильно судить о степени обученности детей.
Затем, чтобы получить ожидаемый результат, мною намеченный, после входящей контрольной работы определяю уровень ЗУН, планирую коррекционную работу индивидуально с каждым учащимся.
А в этом мне помогает уже тематический мониторинг.
На каждого ученика я составила индивидуальную карточку. В данной карточке указываю виды нарушений и их коррекцию. При подготовке к урокам, проведении самостоятельных и контрольных работ включаю различные виды заданий для устранения данных нарушений. Например: при закреплении темы «Доли и дроби» использовала упражнение на межполушарное взаимодействие.
Решите уравнение |
|
образец |
самостоятельно |
(х + 35) * 2 = 84 Х + 35 = 84 : 2 Х + 35 = 42 Х = 42 – 35 Х =7 Ответ: х =7 |
( у + 63) *3 = 276 |
Далее выписываю анализ и коррекцию по изученной теме, для того, чтобы правильно спланировать работу на уроке, т.е. составить самостоятельные работы, тесты, диктанты с учетом индивидуальных особенностей детей. Данная индивидуальная карта позволяет наглядно проследить динамику качества знаний учащихся и при наличии снижения его дает возможность вовремя проанализировать возникшие пробелы в знаниях.
Результаты учебных достижений оформляю в виде диаграммы качества знаний.
Данный мониторинг позволяет мне получить:
Тематический мониторинг опирается на мониторинг урока.
Для примера приведу мониторинг интегрированного урока математика – русский язык по теме: «Рациональные числа», 6 класс.
№ |
Ф.И. |
Видеть ошибку |
Задать вопрос |
Предложить ход(шаг) решения |
Аргументировать |
Привести пример |
Другой способ решения |
1. |
Грошев |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
2 |
Толла |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Для «сильных» учащихся данный мониторинг поднимает рейтинг пятерки, т.к. мало верно решить и получить результат, необходимо уметь обосновывать, видеть ошибки, искать новые подходы к решению задачи.
Для «слабых» учащихся мониторинг обеспечивает стабильность прилагаемых усилий, направляет на повышение качества процесса деятельности, для них мониторинг является “накопителем” их достижений. Ведь как только заполнится его строка, пусть не за один урок, он получит “4”.
Ценность мониторинга в том, что ни один, даже небольшой успех учащегося, не остается незамеченным. Оценка становится более значимой и более конкретной для ученика.
Для меня этот мониторинг является еще и диагностикой, на основании которой можно наблюдать развитие (по времени и характеру) мотивации учения у каждого ученика и класса в целом.
И в заключении хотелось бы отметить, что мониторинг – инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Проводя мониторинговые исследования, необходимо помнить, что главная цель – помощь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи.
Данная система работы позволила мне:
Приложение
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Здравствуйте!
Любой учитель в образовательном учреждении постоянно на протяжении своей педагогической деятельности использует работу по проверке знаний по предметам различными способами, при этом получает определенный результат, но не всегда умеет правильно провести поэлементный анализ, и правильно его, оформить, который впоследствии мог дать бы положительный результат для учащихся.
Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе и оценки письменных работ. На устные мы составляем мониторинг в конце четверти или полугодие, а на контрольные работы нам , обязательно надо составлять мониторингКаждый учитель обязан вести мониторинг знаний. Мониторинги – может вести учитель, а иногда независимое оценивание ( ЕГЭ, ГИА, диагностическое тестирование).
Этот материал будет полезен не только учителям – предметникам общеобразовательных школ, но и заместителям директоров по учебной работе, так как поэлементный анализ помогает реализовать школьную программу мониторинга качества образования
Неоднократное проведение поэлементного анализа контрольных работ с одинаковым набором элементов на разных этапах обучения, сопоставление результатов позволяет выявить динамику формирования конкретных элементов знаний и судить, например, об эффективности применяемой методики обучения. отследить усвоение основополагающих элементов научного знания
организовать учителю коррекционную работу по формированию качества знаний своих учеников.
Не секрет, что Эффект применения поэлементного анализа контрольных работ в системе позволяет получить повышение качества образования
1.Текущая контрольная работа
2. итоговый контроль в виде полугодовых и годовых оценок
Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе и оценки письменных работ. На устные мы составляем мониторинг в конце четверти или полугодие, а на контрольные работы нам , обязательно надо составлять мониторинг
Таблица 3
Абсолютная и качественная успеваемость обучающихся
2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 | |
Количество обучающихся на 01.06. | |||||
Количество хорошистов | |||||
Абсолютная успеваемость, % | |||||
Качественная успеваемость % |
Анализа контрольной работы за 2011-2012 учебный год
класс
«5» ____чел______%
«4» _____чел______%
«3» _____чел_______%
6. Успеваемость ________
Анализ контрольной работы МОБУ СОШ №00 кл0
п/п | Ф,И, | Вари-ант | ЗАДАНИЕ А | Задание Б | баллы | оценка | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |||||
1 | ||||||||||||||||||
2 |
п/п | Задания | Частично выполнено | Не выполнено | выполнено |
Анализ школьной Олимпиады
п/п | Ф.И. | класс | Баллы. | Максимальное кол. баллов | место |
Анализ качества знаний обучающихся МОБУ «СОШ №00»
за Ι, ΙΙ, ΙΙΙ , ΙV, годовая четверти по химии
п/п | класс | ЧЕТВЕРТЬ | СОУ | качество | Усп-сть |
1 | 8 А | Ι | 65 | 60 | 100 |
ΙΙ | 68 | 68 | 100 | ||
ΙΙΙ | 64 | 73 | 100 | ||
ΙV | 64 | 61 | 100 | ||
год | 64 | 61 | 100 | ||
2 | 8 Б | Ι | 59 | 50 | 100 |
ΙΙ | 58 | 54 | 100 | ||
ΙΙΙ | 58 | 60 | 100 | ||
ΙV | 57 | 54 | 100 | ||
год | 57 | 54 | 100 | ||
3 | 8В | Ι | 61 | 60 | 100 |
ΙΙ | 62 | 68 | 100 | ||
ΙΙΙ | 53 | 46 | 100 | ||
ΙV | 52 | 46 | 100 | ||
год | 52 | 46 | 100 |
Анализ годовой по 0 классу
п/п | класс | ЧЕТВЕРТЬ | СОУ | качество | Успе-сть |
1 | 8 А | Ι | 65 | 60 | 100 |
ΙΙ | 68 | 68 | 100 | ||
ΙΙΙ | 64 | 73 | 100 | ||
ΙV | 64 | 61 | 100 | ||
год | 64 | 61 | 100 |
С уважением к Вам, Латофат!
Skype: l. hakimovablogg-latofa.blogspot.ru