Проверочная работа по разделу «Лексика. Фразеология. Лексикография». Лексика фразеология контрольная работа


Контрольная работа "Лексика и фразеология"

Контрольная работа по теме « Лексика и фразеология»

2 вариант

1. Дайте определение фразеологизму (фразеологическому обороту)

2. Спишите, дайте толкование следующим понятиям.

1) Это слова , различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение.

2) Это слова ,противоположные по своему лексическому значению.

3.Составьте словосочетания со словами - синонимами, приведенными ниже, и словами ,данными в скобках .

Старый, старинный , древний ( режим , предание , человек , квартира )

4. Спишите, вставляя вместо точек нужные слова из скобок.

1) Играть ......, иметь ....... (значение , роль )

2) Уделять ........, придавать...... (значение , внимание)

3) Потерпеть....., одержать.....( победа , поражение).

5. Спишите , подбирая к иноязычным словам подходящие русские синонимы.

Читать мемуары (....).

Массовые (....) демонстрации .

Привести аргументы (.....)

6. Объясните значение фразеологических оборотов.

Куры не клюют.

В пожарном порядке.

За тридевять земель

Тертый калач.

7. Спишите предложение с фразеологизмом

а) Когда человек умирает, душа покидает его тело.

Никто не знает, в каком месте располагается душа человека.

Когда я думаю об экзамене, у меня душа уходит в пятки.

б) Самый вкусный кисель делается из свежей клюквы

Никакой он мне не родственник, седьмая вода на киселе

Ключевая вода очень полезна.

в) Ты видел, какие огромные рога у этого быка?

И тут моя бабушка подходит к быку, берёт его за рога и ведёт в хлев.

По-моему, пора взять быка за рога и начать действовать.

8. Подберите к данным фразеологизмам фразеологические синонимы

Оторвать голову

За семь вёрст киселя хлебать

Стреляный воробей

9. Составьте предложение с любым из предложенных фразеологизмов

Морочить голову, битый час, белая ворона, без царя в голове

10. Спиши любое предложение, заменив подчёркнутые слова фразеологизмом

Новый год уже будет совсем скоро.

Мой друг рыбак и он может очень много наговорить неправды.

Некоторым нашим певцам и певицам явно изменяет музыкальный слух

Контрольная работа по теме « Лексика и фразеология»

1 вариант

1. Дайте определение фразеологизму (фразеологическому обороту)

2. Дать толкование следующим понятиям.

1) Слова, которые употребляются всеми людьми, независимо от профессии и образования

2) Слова , используемые людьми той или иной профессии

3.Составьте словосочетания со словами - синонимами, приведенными ниже, и словами ,данными в скобках .

Старый, старинный , древний ( друг , обычай , язык , книга )

4. Спишите, вставляя вместо точек нужные слова из скобок.

1) Играть ......, иметь ....... (значение , роль )

2) Уделять ........, придавать...... (значение , внимание)

3) Потерпеть....., одержать.....( победа , поражение).

5. Спишите , подбирая к иноязычным словам подходящие русские синонимы.

Быть оптимистически (......) настроенным человеком.

Массовые (....) демонстрации .

Массивное (....) здание .

6. Объясните значение фразеологических оборотов.

Реветь белугой

Ставить палки в колёса

Ахиллесова пята.

Носить воду решетом

7. Спишите предложение с фразеологизмом

а) Сразу видно, что этот юноша играет первую скрипку в компании

Ты умеешь играть на скрипке?

Свою первую скрипку я подарила брату.

б) Свёкла должна вариться не менее часа до полного приготовления.

Самые вкусные консервы – тунец в собственном соку.

Мне надоело вариться в собственном соку, и я решил обсудить свои дела с друзьями.

в) Я не люблю есть кашу, особенно по утрам

Кашу маслом не испортишь, как говорится в пословице.

Принято считать, что чем больше ешь каши, тем сильнее станешь.

8. Подберите к данным фразеологизмам фразеологические синонимы

Вагон и маленькая тележка

Повесить нос

На всех парах

9. Составьте предложение с любым из предложенных фразеологизмов

Морочить голову, битый час, белая ворона, без царя в голове

10. Спиши любое предложение, заменив подчёркнутые слова фразеологизмом

Никак не вспоминается тема нашего урока.

Я пообещал маме учиться на одни пятёрки, но она сказала, что не надо её обманывать.

Своего друга Мишку я очень хорошо знаю.

multiurok.ru

Контрольная работа "Лексика. Фразеология" 10 Класс

Контрольная работа. ____________________________

Лексика. Фразеология.

Вариант 1

Задание 1

Дайте определение терминам, приведите примеры:

Омонимы - ________________________________________________________________________________________________

Синонимы - _______________________________________________________________________________________________

Эпитет - _________________________________________________________________________________________________

Задание 2

Подберите антонимы к данному слову так. Например: свежая газета – вчерашняя газета; свежая рубаха - грязная рубаха.

грубый материал - __________________________________________________________________________________________

грубый голос - _____________________________________________________________________________________________

грубый человек - ___________________________________________________________________________________________

Задание 3

Раскройте скобки, выберите подходящие слова (зачеркните лишнее).

  1. Люди простодушные принимают (желаемое, желательное) за действительное.

  2. Автор брошюры не приводит никаких (обоснований, оснований) для своих выводов.

  3. Несколько раз в течение суток по радио производится (поверка, проверка) времени.

  4. В толковых словарях даются различного рода стилистические (пометы, пометки).

  5. Предложенное в статье решение кажется (проблемным, проблематичным).

  6. С героем фильма постоянно происходят какие-то (романтичные, романтические) истории.

  7. Пол почти во всех комнатах был (глинистый, глиняный).

  8. Идеалом счастья Обломов считал (сытую, сытную) жизнь.

Задание 4.

Прочитайте стихотворение и выполните заданиеБелая береза под моим окномПринакрылась снегом, точно серебром.На пушистых ветках снежною каймойРаспустились кисти белой бахромой.И стоит береза в сонной тишине,И горят снежинки в золотом огне.А заря, лениво, обходя кругом,Обсыпает ветки новым серебром

Познакомьтесь с фрагментом анализа стихотворения С.Есенина. Вместо точек вставьте название средства художественной выразительности. Запишите термины через запятую в той последовательности, как они идут в тексте анализа.

В стихотворении С. Есенин создает образ зимней березы. Ее красота подчеркивается многочисленными …(точно серебром, распустились кисти белой бахромой). Выразительности образа способствуют  и … (горят снежинки, обсыпает серебром). Благодаря … мы чувствуем настроение автора, его восхищение красотой зимней природы («пушистых ветках, «снежною каймой», « в золотом огне»)

_______________________________________________________________________________________________

Задание 5.

Письменно ответьте на вопросы. В качестве ответа используйте подходящее по смыслу фразеологическое выражение.

Как говорят:

  1. о человеке, который пришел не вовремя, некстати - _______________________________________________________

  2. о кротком, безобидном человеке - _______________________________________________________________________

  3. о человеке высокого роста - ____________________________________________________________________________

  4. о болтливом человеке - ________________________________________________________________________________

  5. о бесследном исчезновении кого-либо - ___________________________________________________________________

  6. о чувстве большой неловкости, стыда - __________________________________________________________________

  7. об очень дальних родственниках - _______________________________________________________________________

  8. о беспорядке, неразберихе, царящих где-либо - _____________________________________________________________

Задание 6.

Составьте словосочетания с приведенными ниже словами-паронимами.

Абонент – абонемент, косный - костный, глиняный - глинистый.

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Задание 7.

Найдите ряд словосочетаний, в котором выделенные курсивом слова являются омонимами. Объясните свой выбор.

а) коренной житель — коренной вопрос;

б) человек худой — характер худой;

в) больной заснул — больной ребенок.

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Задание 8.

Прочитайте текст. Подберите синонимы (3 – 4) к слову физиономия. Запишите их.

Лицо его было бы приятным, если бы не глаза, сами по себе небольшие и невыразительные, но близко один от другого поставленные, так что их разделяла всего только одна тонкая косточка носа. Словом, физиономия эта имела в себе что-то резко птичье, что поражало.

__________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа. ____________________________

Лексика. Фразеология.

Вариант 2

Задание 1

Дайте определение терминам, приведите примеры:

Паронимы - _______________________________________________________________________________________________

Антонимы - _______________________________________________________________________________________________

Метафора - _______________________________________________________________________________________________

Задание 2

 Подберите антонимы к данному слову. Например: свежая газета – вчерашняя газета; свежая рубаха - грязная рубаха.

густой лес - _______________________________________________________________________________________________

густой чай - _______________________________________________________________________________________________

густой голос - _____________________________________________________________________________________________

Задание 3

Раскройте скобки, выберите подходящие слова (зачеркните лишнее).

  1. Работа написана простым языком, сразу уясняется (сущность, существо) вопроса.

  2. Паровоз, натужено дыша, протащился  по платформе, состав (стал, встал.)

  3. Студенческая молодежь у нас (предоставлена, представлена) самой себе.

  4. В работах художников и скульпторов (отображается, отражается) труд, быт и  отдых забайкальцев.

  5. Впечатлений много, но главное – это исключительно (дружественное, дружеское)  отношение к нам французов.

  6. У билетной кассы предъявляли свои (командировочные, командированные)  удостоверения.

  7. Мне кажется, что я припоминаю (лицо, личность)  этого человека.

  8. На мебели были  (надеты, одеты) чехлы.

Задание 4

 Прочитайте стихотворение и выполните заданиеТихо дремлет река. Темный бор не шумит.Соловей не поет, и дергач не кричит.Ночь. Вокруг тишина. Ручеек лишь журчит.Своим блеском луна все вокруг серебрит.Серебрится река. Серебрится ручей.Серебрится трава орошенных степей.Ночь. Вокруг тишина. В природе все спит.Своим блеском луна все вокруг серебрит.

Познакомьтесь с фрагментом анализа стихотворения С.Есенина. Вместо точек вставьте название средства художественной выразительности. Запишите термины через запятую в той последовательности, как они идут в тексте анализа.

В стихотворении С. Есенина  ночная природа живет богатой поэтической жизнью. Подобно человеку, она живая, это передается с помощью … («дремлет река», «все спит»). Красоту ночного леса мы видим, благодаря многочисленным … («серебрится река, серебрится ручей, серебрится трава). Образ засыпающей природы подчёркивается …(дремлет, не шумит, не поет, не кричит).

_____________________________________________________________________________________________

Задание 5

Письменно ответьте на вопросы. В качестве ответа используйте подходящее по смыслу фразеологическое выражение.

Как говорят:

  1. о работе, выполненной слишком быстро –________________________________________________________________

  2. о том, что за окном стемнело –_________________________________________________________________________

  3. о человеке, который  похудел –__________________________________________________________________________

  4. когда кого-либо обманывают –__________________________________________________________________________

  5. о человеке, ничего не значащем –_________________________________________________________________________

  6. о человеке,  резко отличающемся от  других –______________________________________________________________

  7. о нависшей опасности –________________________________________________________________________________

  8. о человеке, на которого сваливают чужую вину –___________________________________________________________

Задание 6.

Составьте словосочетания с приведенными ниже словами-паронимами.

Желанный – желательный, гордость – гордыня, эстетический – эстетичный.

_________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Задание 7.

Найдите ряд словосочетаний, в котором выделенные курсивом слова являются омонимами. Объясните свой выбор.

а) спутник Марса — спутник в дороге;

б) пачка папирос — пачка балерины;

в) звезда эстрады — звезда на небе.

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Задание 8.

Прочитайте текст. Подберите синонимы (3 – 4) к слову невыразительный. Запишите их.

Лицо его было бы приятным, если бы не глаза, сами по себе небольшие и невыразительные, но близко один от другого поставленные, так что их разделяла всего только одна тонкая косточка носа. Словом, физиономия эта имела в себе что-то резко птичье, что поражало.

__________________________________________________________________________________________________________

doc4web.ru

Контрольная работа по теме "Лексика. Фразеология"

5 класс

Контрольная работа (№3) по теме «Лексика. Фразеология»

Часть 1.

  1. Что такое лексика?

а)  наука, изучающая словообразование

б)  сомнительное место в написании слова

в)  словарный состав языка

г)  наука о строении словосочетаний

  1. Найдите правильное определение термина синонимы:

а)  слова, противоположные по лексическому значению

б)  слова, близкие по лексическому значению

в)  устойчивые сочетания слов

г)  разные по значению слова, но одинаковые по написанию

  1. Найдите пару антонимов:

а)  ожог руки — ожёг руку   б)  перст - палец

в)  горячий — холодный       г)  говорить – сказать

  1. В каком ряду оба прилагательных употреблены в переносном значении?

а) бархатный голос, пустая тарелка

б)пустая тарелка, бархатное платье

в)бархатное платье, пустая голова

г)пустая голова, бархатный голос

  1. Укажите лишнее слово в ряду синонимов:

а) грустно б) тихо в) печально г) тоскливо

  1. Какая пара слов не является антонимами?

а)аккуратный – неряшливый б)здоровье – болезнь

в)робкий – смелость г) появиться – исчезнуть

  1. Подберите антоним к слову труд:

а)  безделье    б)  работа     в)  тяжелый     г)  ремесло

  1. Найдите антоним к слову говорить:

а)  молчать    б)  свистеть    в)  петь           г)  молвить

  1. Найдите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении:

а) волчий аппетит б) золотое кольцо

в) холодный ветер в) седая голова

  1. Найдите словосочетание, в котором выделенное слово употреблено в прямом значении:

а) ВЕРШИНА холма б) ХОЛОДНЫЕ глаза

в) часы ИДУТ г) КАМЕННОЕ сердце

  1. Среди следующих словосочетаний найдите фразеологический оборот:

а) сварить на молоке б) перепрыгнуть через лужу

в) обвести вокруг пальца г) третий шов на юбке

  1. Сколько фразеологизмов вы можете насчитать в следующем тексте?

Машка нам приходится двоюродной теткой, седьмая вода на киселе. И сидела бы тише воды и ниже травы, держала язык за зубами, так нет — командует нами, малышами. А родители как воды в рот набрали.

а) 4 б) 5 в) 3 г) 2

Часть 2. Прочитайте еще раз текст из задания 12 части первой. Перепишите текст, заменяя фразеологизмы простыми словосочетаниями.

Часть 3. Составьте предложения со словосочетанием большая шишка так, чтобы в первом случае значение было прямым, а во втором – значение фразеологизма.

infourok.ru

Проверочная работа по разделу «Лексика. Фразеология. Лексикография»

Проверочная работа по разделу «Лексика. Фразеология. Лексикография».

Вариант 1.

1. Какая пара слов является омонимами?

войти – взойти

лук – луг

обманывать – лгать

свежий - чёрствый

2. Какая пара слов является синонимами?

компания – кампания

радость – горе

разумеется – безусловно

деловой – деловитый

3. Какая пара слов является антонимами?

много – мало

вдохнуть – вздохнуть

изморозь – изморось

очертание – силуэт

4. Какая пара слов является паронимами?

смеяться – хохотать

зло – добро

усвоить – освоить

лесть – лезть

5. Среди указанных слов найдите историзм.

очи

купец

ланиты

пиит

6. Найдите лексическую ошибку. Запишите предложение в исправленном виде.

На девочке было одето зимнее платье.

________________________________________________________________

7. Объясните значение слова иностранного происхождения.

Апатия - ________________________________.

8. Подберите к архаизму современный эквивалент.

Персты - ________________________________.

9. Подберите синоним к фразеологическому обороту.

Повесить нос - ________________________________.

10. Какое средство выразительности используется в данном предложении?

Люблю тебя, Петра творенье!

Ответ:________________________________.

 

Вариант 2.

1. Какая пара слов является омонимами?

презрение – призрение

вверху – внизу

эффектный – эффективный

дефект – недостаток

2. Какая пара слов является синонимами?

горячий – холодный

вперемежку – вперемешку

торжественный – величавый

искусный – искусственный

3. Какая пара слов является антонимами?

ходить – шагать

преимущество – превосходство

приемник – преемник

широкий – узкий

4. Какая пара слов является паронимами?

победить – выиграть

абонент – абонемент

здоровый – больной

развиваться – развеваться

5. Среди указанных слов найдите историзм.

лекарь

зеницы

чело

оброк

6. Найдите лексическую ошибку. Запишите предложение в исправленном виде.

Окружность и диаметр – неизмеримые понятия.

__________________________________________________________________

7. Объясните значение слова иностранного происхождения.

Привилегия - ________________________________.

8. Подберите к архаизму современный эквивалент.

Дольний - ________________________________.

9. Подберите синоним к фразеологическому обороту.

На скорую руку - ________________________________.

10. Какое средство выразительности используется в данном предложении?

И вдруг в чистой, как зеркало, воде он увидел своё отражение.

Ответ:________________________________.

 

Вариант 3.

1. Какая пара слов является омонимами?

земляной – землистый

вести – везти

близкий – родной

ледяной – ледовый

2. Какая пара слов является синонимами?

молодой – старый

словарь – тезаурус

косный – костный

чистый – грязный

3. Какая пара слов является антонимами?

войти – взойти

лук – луг

обманывать – лгать

свежий - чёрствый

4. Какая пара слов является паронимами?

компания – кампания

радость – горе

разумеется – безусловно

деловой – деловитый

5. Среди указанных слов найдите историзм.

помещик

лицедей

уста

шуйца

6. Найдите лексическую ошибку. Запишите предложение в исправленном виде.

Всё лето стояла нетерпимая погода.

Ответ:________________________________.

7. Объясните значение слова иностранного происхождения.

Афоризм - ________________________________.

8. Подберите к архаизму современный эквивалент.

Глаголить - ________________________________.

9. Подберите синоним к фразеологическому обороту.

Хоть шаром покати - ________________________________.

10. Какое средство выразительности используется в данном предложении?

Траурный Шопен громыхал у заката.

Ответ:________________________________.

 

Вариант 4.

1. Какая пара слов является омонимами?

смеяться – хохотать

зло – добро

усвоить – освоить

лесть – лезть

2. Какая пара слов является синонимами?

презрение – призрение

вверху – внизу

эффектный – эффективный

дефект – недостаток

3. Какая пара слов является антонимами?

победить – выиграть

абонент – абонемент

здоровый – больной

развиваться – развеваться

4. Какая пара слов является паронимами?

горячий – холодный

вперемежку – вперемешку

торжественный – величавый

искусный – искусственный

5. Среди указанных слов найдите историзм.

ибо

алтын

выя

днесь

6. Найдите лексическую ошибку. Запишите предложение в исправленном виде.

Дефективные вещи подлежат обмену.

__________________________________________________________________

7. Объясните значение слова иностранного происхождения.

Фрагмент - ________________________________.

8. Подберите к архаизму современный эквивалент.

Дщерь - ________________________________.

9. Подберите синоним к фразеологическому обороту.

Рукой подать - ________________________________.

10. Какое средство выразительности используется в данном предложении?

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

Ответ:________________________________.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Контрольная тестовая работа «Лексика. Фразеология»

     Контрольная тестовая работа по учебной дисциплине «Русский язык» составила Федосеева Лариса Станиславовна, преподаватель русского языка и литературы, ГБПОУ «Пермский агропромышленный техникум»

Контрольная тестовая работа ориентирована на проведение среза знаний после изучения темы «Лексика и фразеология» студентов 1 курса, составлена на основе учебника Е.С.Антоновой, Т.М. Воителевой «Русский язык». Данная работа поможет проверить уровень усвоения темы на всех основных этапах изучения.

Контрольный тест по теме «Лексикология и фразеология»

А 1. Лексика – это

1) раздел науки о языке, изучающий значение слова.

2) раздел науки о языке, изучающий слово как часть речи

3) раздел науки о языке, изучающий правописание слов

4) раздел науки о языке, изучающий образования слов

    А 2. В каком словаре можно узнать значение слова?

    1) в орфоэпическом словаре

    2) в орфографическом словаре

    3) в толковом словаре

    4) в словообразовательном словаре

      А 3. Какое выражение является верным?

      1) К общеупотребительным словам относят ту лексику, которая знакома не всем людям, говорящим на данном языке.

      2) К общеупотребительным словам относятся слова, известные большинству людей и употребляемые всеми.

      3) К общеупотребительным словам относят лексику, связанную с особенностями работы той или иной специальности.

      4) К общеупотребительным словам относят лексику, которая образовалась непосредственно в русском языке в разные периоды ее развития.

        А 4. Найдите соответствия

        1. Диалектизмы

        А. Ланиты, перс, чело

        2. Профессионализмы

        Б. Спонсор, плейер, сериал

        3. Историзмы

        В. Гомеопатия, генезис, синтез

        4. Архаизмы

        Г. Вау, фан, комильфо

        5. Неологизмы

        Д. Буряк, кочет, векша

        6. Жаргонизмы

        Е. Поручик, кафтан, лакей

        7. Экзотизмы

        Ж. Нештяк, стукач, чувак

        8. Варваризмы

        З. Паста, пончо, сиеста

        А 5. Найдите многозначное слово.

        1) Адресат

        2) Брюки

        3) Гребень

        4) Торт

          А 6. Найдите омонимы

          1) девичья коса – Куршская коса

          2) гаечный ключ - газовый ключ

          3) бархатный голос – бархатное платье

          4) косметический крем – крем для рук

            А 7. В каком варианте ответа используются антонимы?

            А) День был августовский, знойный, томительно-скучный (А. П. Чехов).

            Б) Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.( М.Ю. Лермонтов)

            В) Не было бы счастья, да несчастье помогло. (А.Н. Островский)

            Г) Даже любовь Софьи, первая, нежная и розовая любовь, не удерживала его. (И. А. Гончаров)

            1) АБ

            2) БВ

            3) АВ

            4) ВГ

            А 8. В каком предложении используются контекстные синонимы?

            1) Уважение – это состояние, необходимое человеку при взаимодействии с окружающим миром и людьми.

            2) Уважение проявляется в том, что я своим вниманием стараюсь охватить другого человека, чтобы понять его, ощутить в нем Божественное и взаимодействовать с ним адекватно.

            3) Здесь необходимо проявить чуткость и внимательность, искренность и твердость.

            4) Если таких людей будет много, то всё изменится вокруг: и наш город, и правительство, и страна.

              А 9 . В каком предложении вместо слова ЗЕМЛЯНОЙ нужно употребить ЗЕМЛИСТЫЙ?

              1) Оборонявшиеся соорудили ЗЕМЛЯНОЙ вал, чтобы противник не смог прорваться в крепость.

              2) У больного был ЗЕМЛЯНОЙ цвет лица.

              3) ЗЕМЛЯНЫЕ гряды покрылись первыми робкими всодами.

              4) Этот ЗЕМЛЯНОЙ холм, по преданию, был насыпан воинами Чингисхана.

                А 10. Найдите соответствия

                А.Биться как рыба об лед

                1.бесследно

                Б. Как в воду канул

                2. неожиданно

                В. Как пить дать

                3. напрасно

                Г. Как снег на голову

                4. точно

                А 11. В каком предложении не нарушены лексические нормы, связанные со скрытой тавтологией

                1) Студенты подарили ветерану памятный сувенир.

                2) На предприятии много свободных вакансий.

                3) Все небо было залито багровым светом.

                4) Многие юноши являются патриотами своей Родины.

                  А 12. Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность

                  1) В свободное от занятий время студенты занимаются в кружках.

                  2) Проливной дождь превратил маленький ручей в бурлящий поток.

                  3) Этот забавный случай произошел пять лет тому назад.

                  4) Молодой архитектор разработал проект суперсовременной гостиницы.

                  А 13. Какой фразеологический оборот употреблен неверно ?

                  1) Цветухин не спускал глаз с Лизы.

                  2) После приезда Ольги жизнь стала у нас бить другим ключом.

                  3) Мы одержали победу в этом состязании.

                  4) Русские спортсмены приняли участие в олимпиаде.

                  А 14.Найдите предложения, в которых используется метонимия

                  А) Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь. (М. Исаковский)

                  Б) Листва берез висит, не шелохнувшись. (К. Паустовский)

                  В) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С.Пушкин)

                  Г) Перед нами высокие горы, поросшие редким лесом. (В.К.Арсеньев)

                  1) АГ

                  2) БГ

                  3) АВ

                  4) БВ

                  А 15. В предложении «Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать» ( Э. Рязанов) выделенное словосочетание является:

                  1) синекдохой

                  2) метафорой

                  3) оксюмороном

                  4) метонимией

                  Прочитайте текст и выполните задания В1-В5,С1

                  ПУТЯМИ ДОБРОТЫ

                  1)Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он невольно дает себе оценку.2) По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке - низкой или высокой.

                  3)Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. 4)Он ставит себе цель, достойную человека.

                  5)Только такая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. 6)Да, радость! 7)Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть? 8)Не тому помочь? 9)Но много ли людей не нуждаются в помощи?

                  10)Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. 11)Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.

                  12)Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть. 13)Надо иметь и принципы в жизни. 14)Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспоминать.

                  15)Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

                  16)Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже… 17)Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку - лучше, чем врать.

                  18)Обманывая, человек, прежде всего, обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали.

                  19)Жизнь - прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым, творить просто добрую атмосферу вокруг себя. 20) Человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет. 21)Вот это и есть творчество.

                  (По Д.С.Лихачеву)

                  В 1. Определите тему и идею текста.

                  В 2. В предложениях 1-3 найдите антонимы. Выпишите их.

                  В 3.Среди предложений 19-21 найдите такое, где использовано противопоставление.

                  В 4. Среди предложений 5-11 найдите такие, которые содержат анафору.

                  В 5.Среди предложений 12-14 найдите предложение с лексическим повтором.

                  С 1. Напишите небольшое сочинение-рассуждение по прочитанному тексту, отвечая на следующий вопрос:

                  - Какие цели можно считать высокими?

                  Ответы:

                  А1

                  А2

                  А3

                  А4

                  А5

                  А6

                  А7

                  А8

                  А9

                  А10

                  А11

                  А12

                  А13

                  А14

                  А15

                  1

                  3

                  2

                  1-Д

                  2-В

                  3-Е

                  4-А

                  5-Б

                  6-Ж

                  7-З

                  8-Г

                  3

                  1

                  2

                  3

                  2

                  А-3

                  Б-1

                  В-4

                  Г-2

                  3

                  1

                  2

                  3

                  2

                  В1-

                  Тема текста – путь доброты

                  Идея текста – надо прожить жизнь с достоинством

                  В2- низкий-высокий

                  В3-20

                  В4 -10-11

                  В5-14

                  xn--j1ahfl.xn--p1ai

                  Контрольная работа по русскому языку по теме "Лексика. Фразеология" (10 класс)

                  Контрольная работа по теме «Лексика. Фразеология» В-1

                  №1 В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

                  1.Блестящий, как медный, завертелся по тихой воде жучок ВОДЯНОЙ.

                  2. Героическое и ВОСПИТАТЕЛЬСКОЕ значение литературы ясно для всех.

                  3. ВСХОД клевера по жнивью был чудесный.

                  4.Руками он раскопал одну из ямок, где спрятаны были бутылки с ГОРЮЧЕЙ смесью.

                  №2 В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

                  1. Мучительно постоянно чувствовать себя ВИНОВАТЫМ.2. Княжну выдавала ВЕЛИКАЯ поступь.3. КОМАНДИРОВАННЫЙ следователь прибыл в город в шесть часов утра и сразу же приступил к работе.4. Поражал ВОИНСТВЕННЫЙ вид начальника смены.

                  №3 В каком ряду сочетаний слов все прилагательные употреблены в переносном значении?

                  1. Жгучий взгляд, пустая голова, серебряная ложка, откровенный разговор

                  2. Колкий характер, ледяной взгляд, холодный прием, жесткий диван

                  3. Дикая музыка, седые облака, сердитая зима, золотой ребенок

                  4. Тяжелая ноша, сонные березки, душистый мед, весеннее настроение

                  Познакомьтесь с текстом и выполните следующие задания:

                  (1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь - всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.

                  (2)- Де нет же, тут другое совсем, - содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.

                  (3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..

                  (6)Итак, это была первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7) Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, - видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.

                  (10)Варя сразу наткнулась на главное место.

                  (11)"Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, - негде было пристроиться, - кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)-Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое - то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15) Сожги это письмо, тебе одной на всём свенте могу я рассказать про это,- Варя перевернула страничку.

                  (16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась  в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза - на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей  клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял у неё, покидаемой на милость врага... (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую... и это купель зрелости!  (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. -(26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить..."

                  -(27)да, он очень вырос, твой Родион, ты права... - складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.

                  (28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухшие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истёкшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогреметь в те дни на всю страну.                                                

                  ( фрагмент романа «Русский лес» Л. М. Леонова)

                  №4 Фрагмент из романа Л. Леонова "Русский лес" подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить доступно. Достигается это с помощью тропов:_____("Купель зрелости" в предложении 24), _____ ("пытливые, вопросительные глаза" в предложении 21), _____("на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть" в предложении 21). Усиливает эффект от прочитанного _____("отступаем" в предложении 12, "я не трус" в предложении 21). Этот приём фиксирует внимание читателя на главном, подчёркивает важнейшие мысли автора.

                  Список терминов:

                  1) анафора

                  2) метафора

                  3) гипербола

                  4) профессиональная лексика

                  5) парцелляция

                  6) лексический повтор

                  7) противопоставление

                  8) эпитеты

                  9) контекстные синонимы

                  №5 Определите, какие изобразительно-выразительные средства языка, кроме тех, которые встретились в рецензии, использованы в тексте. Привести примеры ( найти 2-3 художественных средства)

                  Образец:

                  1.Эмоционально окрашенная лексика в предложениях 2( содрогнулась, треугольничек), 5(стыдилась),6(весточка), 21,26( Поленька)

                  № 6 Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (проблема, комментарий, авторская позиция, аргументированное согласие или несогласие с позицией автора)

                  Контрольная работа по теме «Лексика. Фразеология» В-2

                  №1 В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

                  1. И лишь один воин захоронен по-особому. ОСТАНКИ его лежат под небольшой конической юртой.

                  2. Пёс сидел у ног хозяина и ЗЛОБНО рычал.

                  3. За большие ПРОСТУПКИ наказывали тогда студентов солдатчиной.

                  4. На Пете был городской ПРАЗДНЫЙ костюм, из которого он за лето сильно вырос.

                  №2 В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

                  1. В неясном рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева набережная каналы дворцы2. Железо хром марганец и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами компонентами многих красок созданных на основе этих минералов3. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году4. Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на  земле являются те от которых зависит жизнь и здоровье человека.

                  №3 В каком ряду сочетаний слов все прилагательные употреблены в переносном значении?

                  1. Шелковые косы, горячее желание, изумрудная трава, дорогой сервиз

                  2. Сердитая зима, золотая монета, мягкий пух, железный занавес

                  3. Тяжелое чувство, северное сияние, крохотный росток, трусливый зайчишка

                  4. Холодная усмешка, стальная воля, хрупкая девушка, медвежья услуга

                  Познакомьтесь с текстом и выполните следующие задания:

                  (1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь - всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.

                  (2)- Де нет же, тут другое совсем, - содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.

                  (3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..

                  (6)Итак, это была первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7) Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, - видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.

                  (10)Варя сразу наткнулась на главное место.

                  (11)"Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, - негде было пристроиться, - кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)-Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое - то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15) Сожги это письмо, тебе одной на всём свенте могу я рассказать про это,- Варя перевернула страничку.

                  (16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась  в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза - на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей  клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял у неё, покидаемой на милость врага... (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую... и это купель зрелости!  (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. -(26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить..."

                  -(27)да, он очень вырос, твой Родион, ты права... - складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.

                  (28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухшие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истёкшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогреметь в те дни на всю страну.                                                

                  ( фрагмент романа «Русский лес» Л. М. Леонова)

                  №4 Фрагмент из романа Л. Леонова "Русский лес" подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить доступно. Достигается это с помощью тропов:_____("Купель зрелости" в предложении 24), _____ ("пытливые, вопросительные глаза" в предложении 21), _____("на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть" в предложении 21). Усиливает эффект от прочитанного _____("отступаем" в предложении 12, "я не трус" в предложении 21). Этот приём фиксирует внимание читателя на главном, подчёркивает важнейшие мысли автора.

                  Список терминов:

                  1) анафора

                  2) метафора

                  3) гипербола

                  4) профессиональная лексика

                  5) парцелляция

                  6) лексический повтор

                  7) противопоставление

                  8) эпитеты

                  9) контекстные синонимы

                  №5 Определите, какие изобразительно-выразительные средства языка, кроме тех, которые встретились в рецензии, использованы в тексте. Привести примеры ( найти 2-3 художественных средства)

                  Образец:

                  1.Эмоционально окрашенная лексика в предложениях 2( содрогнулась, треугольничек), 5(стыдилась),6(весточка), 21,26( Поленька)

                  №6 Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (проблема, комментарий, авторская позиция, аргументированное согласие или несогласие с позицией автора)

                  Ключи:

                  В-1 1. 2; 2. 2; 3. 3; 4. 2, 8, 3, 6

                  В-2 1. 4; 2. 2; 3. 4; 4. 2, 8, 3, 6

                  Формулировка проблемы Проблема взросления человека не может оставить равнодушным никого, в том числе и известного русского писателя, автора романа «Русский лес» Леонида Леонова. Она не зависит от времени, от национальной принадлежности человека и от того, жителем какой страны он является. А от чего же зависит взросление?

                  Комментарий к сформулированной проблемеТак, размышляя над причинами запоздалого взросления нынешних молодых людей, можно сказать, что сегодня многие юноши и девушки окружены заботой близких людей, обеспечивающих их материальное благополучие и душевный комфорт, большинство из них не испытывает чувства ответственности за других, не знает войн и голода. А ведь именно война часто делает человека взрослым, заставляя принимать ответствественные решения.

                  Позиция автора Так, герой представленного текста становится взрослым именно на войне. Леонид Леонов, размышляя над проблемой взросления человека, показывает условия – необычные, неожиданные – этого взросления. Он утверждает, что необязательно «семь раз кровью облиться», чтобы стать мужчиной. Порой молодому человеку достаточно получить скромный букетик цветов от маленькой девочки, чтобы почувствовать ответственность не только за себя, но и за таких вот детей, желание защитить их, уберечь от страшной беды.

                  Моя позиция. АргументыТрудно не согласиться с позицией автора. Взросление может произойти с человеком порой неожиданно, и война часто служит, образно выражаясь, катализатором обретения зрелости. В подтверждение этого можно привести ряд аргументов.

                  Если мы обратимся к роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», то, конечно, вспомним юного Петю Ростова, который в пятнадцать лет, несмотря на уговоры семьи, добровольно отправился на войну с французами, чтобы постоять за Отечество, защитить своих близких от врага.

                  Из повести Валентина Катаева «Сын полка», посвящённой другой Отечественной войне, мы узнаём, что герой её, Ваня Солнцев, потерявший в военное время всех близких и оказавшийся на оккупированной фашистами территории, хлебнувший лиха, попадает наконец на батарею разведчиков, которой командует капитан Енакиев. Он, совем ещё мальчик, став сыном полка, храбро воюет, ходит, рискуя жизнью, в немецкий тыл. Война делает этого ребенка взрослым человеком, готовым постоять за Родину, за жизнь людей.

                  Заключение Главное, что объединяет этих столь разных героев, - их мысли, чувства, желание быть нужным своему Отечеству в пору тяжких испытаний. Есть чему поучиться у таких, как Петя Ростов и Ваня Солнцев, есть чему позавидовать многим моим сверстникам!

                  1.Проблема

                      Взросление человека...У каждого это происходит по-разному. А через что приходится проходить людям, чтобы повзрослеть? Над этим вопросом заставляет задуматься Л.М.Леонов, русский писатель, общественный деятель.2.Комментарий к проблеме    Проблема взросления, которую поднимает автор, очень актуальна, потому что она касается каждого из нас. Ведь любой человек проходит через эту ступень, только у каждого своя дорога. Кто-то познает мир в обычных, мирных условиях, дающих человеку время, чтобы он осознал всё, что будет, когда он повзрослеет. Другие становятся взрослыми, попав в военные условия, осознав всю ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь товарищей. Этим людям предстоит испытать силу духа и принять поистине взрослое, самостоятельное решение, что и совершил Родион, герой текста Л.М. Леонова, приняв букет от маленькой девочки. Этот букет - "словно огонь за пазухой”, - вот его "купель зрелости”. 3.Авторская позиция  Постепенно автор подводит нас к мысли, что за свои поступки нужно отвечать. Именно это означает взросление человека, по мнению Леонова.4.Собственное мнение   Я полностью согласен с позицией автора в том, что человек должен научиться адекватно принимать важные решения. Безответственный человек никогда не переступит черту взросления.5.Аргумент 1 Таким человеком можно считать А. Гринева из повести Пушкина "Капитанская дочка”. Его пора взросления наступает тогда, когда он отказывается присягать Пугачеву.6.Аргумент 2 Поступок Маргариты в произведении М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита”, - можно считать проявлением её зрелости. Она ради своего любимого прошла очень много испытаний, которые создал для неё Воланд.7.Вывод  Таким образом, чтобы стать взрослым человеком, нужно пройти какое- то испытание. И каждому из нас судьба ставит свои условия. И, надеюсь, когда у меня настанет пора взросления, я справлюсь со всеми трудностями, чтобы преодолеть ступень зрелости.

                  infourok.ru

                  Контрольная работа на тему "Лексика и фразеология"

                  Контрольная работа по теме: «Лексика и фразеология».

                  1 вариант

                  I. Подберите синонимы к словам:

                  1.Авторитет

                  2.Качество

                  3.Косный

                  4.Будущий

                  5.Влияние

                  6.Задание

                  7.Игривость

                  8.Кровожадный

                  II.Подберите антонимы к словам

                  1.Банальный

                  2.Ничтожество

                  3.Возникать

                  4.Басистый(голос)

                  5.Обилие

                  6.Профессионал

                  III.Подберите к словосочетаниям синонимы и антонимы:

                  1.обычная ситуация

                  2.интересный писатель

                  3. свежие огурцы

                  4. выпавший снег

                  IV.Подберите к фразеологическим оборотам фразеологизмы-синонимы, если они есть в списке:

                  Ад кромешний, на мякине не обведешь, книга за семью печатями, канцелярская крыша ,превозносить до небес, китайская грамота ,из мухи делать слона, заткнуть за пояс, у черта на куличках, палец в рот не клади, на кривой козе не подъедешь, бросить якорь, перейти Рубикон, курить фимиам, Содом и Гоморра, бумажная душа, обвести вокруг пальца.

                  V. Исправьте ошибки во фразеологических оборотах.

                  1.Люди живут трудно и весело, и все у них нараспашку — горе, радость, труд, любовь.

                  2.Вначале наш герой живёт как сыр в масле в этом доме.

                  3.Давайте говорить правде в глаза.

                  4.Чаша терпения лопнула.

                  5.Нехорошее слово вырвалось у него с языка.

                  6.Сто лет живи, сто лет учись.

                  VI. Выпишите номер словосочетаний, указав является оно омонимом или многозначным словом.

                  1.скосить траву - скосить глаза

                  2.ствол дерева - ствол ружья

                  3.птичье гнездо-гнездо для патронов

                  4.курс корабля – первый курс обучения

                  5.полевая мышь- компьютерная мышь

                  6.месяц февраль-месяц на небе

                  7.стирать рубашку- стирать информацию в компьютере

                  8.шишка на лбу- шишка на ели

                  VII. Выписать слова-архаизмы.

                  1.Морской бриз надувает ветрило (парус), и лодка несется вперед по волнам.

                  2.В нашей деревне Николай был избачом (культработник в деревне).

                  3.Трактирщик (хозяин трактира) был весьма обходительным человеком.

                  4.Это юная дщерь (дочь) просто красавица.

                  5.Ну и какая вам нужа (нужда) приходить ко мне сегодня?

                  6.Ямщик (возница) подвёз нас до ближайшей станции.

                  7.Отныне (теперь) в наш город будут приезжать артисты.

                  8.Пушкин любил сам зачитывать свои вирши (стихи).

                  9.У двух дверей стояли по двое белые рынды (охранники) с топориками на плечах.

                  10.Из чапыги (чаща) с фырканьем вынырнули два зайца и, взрывая снег, побежали к межам(граница между участками).

                  VIII. Отметьте старославянизмы (С), заимствованные (З) и исконно русские слова(Р):

                  Благо, злющий, гражданин, дорожить, предать, апрель, деревня, сделанный факел, жажда,болото.

                  Контрольная работа по теме: «Лексика и фразеология».

                  2 вариант

                  I.Подберите синонимы к словам:

                  1.Кудрявый

                  2.Бездарность

                  3.Многоэтажка

                  4.Приоритет

                  5.Справедливо

                  6.Яркий(цвет)

                  7.Малосодержательный

                  8.Энтузиазм

                  II.Подберите антонимы к словам:

                  1.Блаженство

                  2.Вечность

                  3.Гордость

                  4.Ясность

                  5.Центр

                  6.Утвердительный

                  III. Подберите к словосочетаниям синонимы и антонимы:

                  1.обычный день

                  2.интересный сюжет

                  3.свежий вечер- душный вечер

                  4.бодрый вид-уставший вид

                  IV. Подберите к фразеологическим оборотам фразеологизмы-синонимы, если они есть в списке:

                  Когда рак на горе свистнет, куда Макар телят не гонял, как с цепи сорвался, набить оскомину, ворон считать, от жилетки рукава ,бросить якорь, собак гонять, заткнуть за пояс, шлея под хвост попала ,китайская грамота, бесструнная балалайка, тесать кол на голове ,пожарная каланча, после дождичка в четверг, кукиш с маслом, собаку съесть на этом деле, шарашкина контора.

                  V.Исправьте ошибки во фразеологических оборотах.

                  1.И в этом случае Иван не упал духом.

                  2.Он знал всю его подноготную жизнь.

                  3.Ходить как в воду окунутый.

                  4.Вот поди и разберись, кто прячет топор за пазухой.

                  5.Не следует ждать ветра в поле.

                  6.Счастливые часов не замечают.

                  VI. Выпишите номер словосочетаний, указав является оно омонимом или многозначным словом.

                  1. грубый тон - тон красного цвета

                  2.сдать в гардероб- старинный гардероб

                  3. сливочное мороженое-мороженое мясо

                  4.земляной вал- вращать вал

                  5.лунный свет-путешествие по белому свету

                  6.огромная пропасть дел- упасть в пропасть

                  7.крепкий канат- крепкая дружба

                  8.конские хвосты- сдать хвосты по предметам

                  VII. Выписать слова-историзмы.

                  1.А привести сюда толмача!( переводчик)

                  2.Весь народ созвали на вече(собрание).

                  3.На картине Иван Грозный изображен в блестящей кольчуге, кованом шлеме и широкой спанче (металлический плащ).

                  4.Это зерцало (зеркало) в красивой оправе поставим на комод(шкаф).

                  5.Петр I приказал жечь подмётные письма(доносы), не вскрывая их.

                  6.После принятия христианства на Руси языческие капища(храмы) были разрушены.

                  7.Сей (этот) спектакль пришелся мне по душе.

                  8.Рать(войско) преследовала противника по пятам.

                  9.Карев надел кожан (клеёнчатая одежда), дал Филиппу накрыться веретье(ткань из льна), и поехали на Чухлинку».

                  10.Из сетчатого вяхиря(кошель для сена) зловеще сверкнули огоньки и, притаившись, погасли.

                  VIII. Отметьте старославянизмы (С), заимствованные (З) и исконно русские слова(Р):

                  Страна, сопровождать ,избивать ,хороший, алый, оторванный, экскурсия, средство, огород, чуждый,порог.

                  multiurok.ru


                  Смотрите также