Диктанты – традиционный вид работы на уроке русского языка. Традиционный, хорошо знакомый, но трудный. Мало кто пишет диктанты легко, уверенно, без волнения. Слабо подготовленным учащимся мешает страх перед очередной неудачей и плохой отметкой.
Методисты делят диктанты на контрольные и обучающие: предупредительные, комментированные, объясняющие, подготовленные, свободные, творческие. Обучающие диктанты могут проводиться как по знакомым, так и по незнакомым текстам, с опорой или без опоры на письменный текст.
В чём различие видов диктантов?
Предупредительный диктант
– это вид работы, когда объяснение орфограмм и пунктограмм проводится перед записью текста или его фрагмента.
Объясняющий диктант
– вид работы, когда объяснение орфограмм и пунктограмм проводится после записи текста или его фрагмента.
– вид работы, когда объяснение орфограмм и пунктограмм проводится во время написания текста.
– вид работы, при котором ведется запись уже знакомого, обычно подготовленного дома текста. Этот вид диктанта предлагают школьные учебники.
– переходная форма работы от диктанта к изложению. Текст диктуется по абзацам. При воспроизведении текста важно передать содержание. Текст записывается не дословно, а в свободной манере, частично – своими словами.
– более сложная переходная форма от диктанта к изложению. Текст диктуется по предложениям. Учащимся даются установки дополнить текст определениями или обстоятельствами, изменить прямую речь на косвенную, записать текст не от первого, а от третьего лица, записать текст в прошедшем времени и другие.
Если предупредительный, объяснительный, комментированный, подготовленный диктанты нацелены на усвоение правил письма, умение замечать орфограммы и пунктограммы, умение проверять записанный текст и находить в нем ошибки, то свободный и творческий диктанты ставят другие цели: развитие речи учащихся, умение строить предложения, правильно подбирать и использовать слова.
– диктант подразумевающий, что специально подобранный незнакомый текст, содержащий тот или иной учебный материал, должен быть воспринят на слух и верно записан.
В чём суть письма под диктовку, почему для слабо подготовленных ребят даже несложные диктанты могут представлять значительную трудность?
Важно понимать, что затруднения у ребенка могут возникнуть не только из-за несформированных навыков грамотного письма, а на любом уровне работы. Вот несколько весьма типичных примеров:
Слушая чтение текста целиком, дети могут, услышав трудное слово, отвлечься на раздумье о том, как оно пишется, и не уловить содержание текста. В этом случае не достигается цель первоначального ознакомления с текстом.
Большинство детей не приучено выслушать предложение целиком: боясь не запомнить, не успеть, ребята бросаются записывать предложение сразу. В результате они не понимают, как текст членится на предложения, что, в свою очередь, вызывает дополнительные трудности в пунктуационном оформлении текста, особенно, если в нем встречаются сложные предложения или простые предложения с осложнённой структурой.
Часто дети испытывают затруднения при запоминании фрагментов текста во время диктовки. Они пропускают слова или заменяют их на другие, близкие по смыслу. Случаи подобного рода показывают, что ребенок может даже не заметить, что смысл предложения искажен, и смысловая целостность текста нарушена.
Диктанты – тяжелое испытание для детей, не овладевших в полной мере графической стороной письма или пишущих слишком медленно. Не нужно думать, что это проблема актуальна исключительно для первоклассников. При написании диктантов медленное письмо оказывается проблемой даже в 6 – 7-х классах. Ребёнок может не осознавать эту проблему, поскольку дома при выполнении домашних заданий он волен работать в свойственном ему темпе. Индивидуальный темп существенно снижается, если ребёнок старается писать красиво.
Многие дети не умеют проверять свою работу. Они не умеют замечать свои ошибки и своевременно исправлять их. У ряда ребят незамеченными остаются «дурацкие» ошибки, которые не зависят от уровня знаний ребёнка и могли бы быть легко исправлены им.
Перечисленные выше трудности широко распространены. Они создают неблагоприятный эмоциональный фон во время проведения диктантов в классе. Если ребёнок не понял или недопонял текст, не уловил границ предложения, не запомнил диктуемого фрагмента, не успевает записывать в темпе диктовки, то он просто не может сосредоточиться на основных целях работы: он не узнаёт слова с ошибкоопасными орфограммами, пропускает буквы и даже слоги, допускает ошибки в самых простых словах, например, при написании ударных гласных. Ребёнок не успевает обдумывать то, что он пишет, не успевает применять правила, оставляет без внимания исключения. Знаки препинания расставляет бессистемно.
Работа требует от ребёнка серьёзной психологической подготовки: собранности, внимания, развитой краткосрочной памяти, абстрактного мышления, способности переключаться от синтеза к анализу и обратно, хороших речедвигательных, моторных навыков. Замечено, что диктанты лучше пишут дети с хорошим уровнем речевого развития в целом.
Значит, помочь ребёнку научиться писать диктанты – задача семьи. Внимание нужно фокусировать не на заучивании правил орфографии и пунктуации, а на всем комплексе действий, требуемых для успешного выполнения задачи. Готовя диктанты для раздела "Практикум", автор постарался соблюсти требования традиционной методики и гармонично сочетать их с возможностями, которые предоставляют современные технологии.
russkiy-na-5.ru
Диктант – это вид контроля, который знаком каждому ученику. Его выполнение вызывает массу трудностей, волнения. В большинстве случаев дети получают неудовлетворительную оценку. Как правильно подготовиться к диктанту? Какие виды письменного контроля в подобной форме может предложить учитель? Как помочь своему ребенку справиться с волнением и теми трудностями, которые возникают на контрольной работе?
Учителя и методисты называют несколько видов письменных работ, которые могут проверять имеющиеся знания или помогать предупреждать те возможные ошибки, что будут допускать ученики. Среди основных видов, которые используются на уроках, называют следующие:
Какие особенности каждого вида диктантов? Какие цели преследует учитель, выбирая тот или иной диктант по русскому языку? Об этом и поговорим далее.
В некоторых методиках этот вид еще могут называть «Безошибочным», «Проверь себя», «Письмо с пропуском букв». Основным заданием такого вида является предупредить возможность написания ошибок во время контрольного диктанта. Ученик не только показывает свои знания или незнания в орфограммах, но и дает возможность учителю спланировать дальнейшую работу над ошибками, закреплением изученного материала и дополнительным прорабатываем написания слов, которые нужно запомнить.
Он может быть предупредительным, предупредительно-контрольным, подготовительным. Основной задачей такого диктанта является повторение изученных орфограмм, умение находить их в словах, выделять, подбирать проверочные слова, объяснять правила. Такой вид работы используется на уроках во время закрепления изученного материала. Проанализировав написанное учениками, учитель сможет откорректировать домашнее задание, помочь слабым детям, объяснив материал еще раз.
Комментированный диктант – это уникальная возможность выполнять упражнение. Он помогает слабым ученикам справляться с заданием. Такой вид работы выбирают учителя в младших классах. Он дает возможность педагогу контролировать написание упражнения, сразу же исправлять ошибки, делать акценты на изученных орфограммах или пунктуациях.
Творческий диктант – это возможность учащимся проявить свои знания, а учителю разнообразить урок. Задания на таком диктанте всегда интересные, учащиеся могут дополнять по смыслу услышанный текст, вырабатывая навыки орфографии и грамматики. Написание под диктовку с применением своих знаний дает возможность развивать логическое мышление, творчество во время урока.
Зрительный диктант по русскому языку – это основа для формирования грамотности и умения списывать прочитанное. Такие виды контроля являются обязательными для детей младшего школьного возраста. Используя зрительный диктант, учитель может увидеть, насколько быстро и правильно ребенок переносит информацию из книги в тетрадь, как он изучил и применяет печатные и рукописные буквы. Родители должны также уделять особое внимание этому виду диктанта. В домашних условиях крайне важно научить ребенка списывать текст грамотно, корректировать его, находить ошибки в записях.
Такой диктант содержит незнакомый ученику текст, в котором употребляются слова и предложения с изученными орфограммами и пунктуацией. Главной задачей школьника является восприятие текста на слух и запись его в тетрадь без ошибок. Именно этот вид контроля вызывает больше всех проблем. Основной причиной такого явления становится игнорирование изучения правил в школе и дома. Если ученик не прорабатывает систематически изученные орфограммы и пунктограммы на уроке, то высоких результатов на контроле не может быть.
Научить ученика слышать и слушать – основная задача педагога и родителя. Опытные учителя дают советы. Соблюдая их, школьники смогут писать диктанты и показывать хорошие результаты:
Диктант – это не только возможность контроля знаний ученика, но и корректировка, помощь при изучении нового материала. Грамотно спланированная систематическая работа учителя с различными видами поможет ученику всегда иметь высокие результаты, быть грамотным и уверенным в себе.
fb.ru
Гу « Красивинская средняя школа»
Сборник диктантов
по русскому языку
для 5-9 классов (с казахским языком обучения)
Байгутенова Ж.К.
2015 год
Введение
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы- нацелена на обеспечение равного доступа всех участников образовательно процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям.
«Сборник диктантов» рассчитан на учителей, работающих в 5-9 классов школ с казахским языком обучения.
Диктант - это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.Наблюдения свидетельствуют, что роль диктантов при обучении русскому языку значительна. Эффективность его достигается тем, что ученик, молча произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему. Диктант требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и дает основание рекомендовать диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию.Диктантом с изменением текста называется любой диктант, при записи которого продиктованный текст изменяется по заданию учителя: выбирается указанный материал, изменяются конструкции продиктованных предложений, вставляются новые слова или словосочетания и прочее. Такие диктанты не записываются дословно и требуют активной умственной деятельности, что помогает лучше понять и запомнить материалДиктанты проводятся по связному тексту. Текст должен быть понятен учащимся, интересен по содержанию и форме изложения, должен давать новую информацию об окружающем мире, воспитывать. При работе над диктантами с изменением текста учащиеся нуждаются в дополнительном времени, поэтому диктовать нужно медленнее, чем обычные диктанты.- Выборочный диктант - это письменная работа, в процессе которой школьники из продиктованного текста выбирают и записывают слова, словосочетания или - реже - предложения на закрепляемое правило. - Творческий диктант - это запись текста под диктовку с грамматическим, орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию учителя. - Свободный диктант - это промежуточная работа между диктантом и изложением, при которой текст, прослушанный учащимися, не записывается под диктовку, а пересказывается свободно. - Предупредительный диктант используется в целях отработки приёмов применения правил и направлен на овладение учащимися алгоритмом действий. Перед записью текста или в процессе записи (при так называемом комментированном письме) учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.- Объяснительный диктант включает доказательство написания орфограммы после записи предложения или текста в целом. Данный вид диктанта представляет собой своего рода коллективную проверку написанного, развивает внимание учащихся к орфограммам. В процессе записи учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки, после записи - контролируют запись выполнения работы.- Самодиктант или письмо по памяти: учащиеся запоминают текст, зрительно или на слух воспринятый, и затем пишут его самостоятельно.
1
- Зрительно-слуховые диктанты начинаются с самостоятельного чтения учащимися текста, затем идёт поиск и объяснение орфограмм.
Диктант с грамматическим заданием. Помимо текста диктанта, учащимся дается определенное грамматическое задание: например, подчеркнуть грамматические основы во всех предложениях, обозначить род или число существительных (либо всех, либо определенного абзаца), обозначить все суффиксы прилагательных, выделить личные окончания глаголов и т.п.
Проведение диктанта с грамматическим заданием – 30–40 минут.
Контрольный диктант. Контрольный диктант является основным средством проверки грамотности учащихся и усвоения ими изученного материала. Контрольные диктанты проводят после изучения определенной темы, в конце учебной четверти, полугодия, учебного года. Виды контрольных диктантов: полный (контрольный диктант без изменения текста), контрольный диктант с грамматическим заданием, выборочный контрольный диктант, словарный контрольный диктант и т.п.
Материалом для контрольных диктантов служат отрывки из произведений художественной литературы, изучаемой на уроках литературы или рекомендованной для внеклассного чтения. Тексты могут быть взяты и из периодической печати, но учителю следует особенно тщательно отбирать публицистический материал, так как современная пресса далека от совершенства. Материал должен быть разнообразным, обогащать речь школьников, расширять их кругозор, способствовать общему развитию учащихся и отвечать воспитательным задачам школы.
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 5 классе
по итогам 1 четверти
Много забот летом у белок. Нужно выкормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов. В голодные годы в лесу бывает мало орехов и шишек. Тогда белки пускаются в далекие и опасные путешествия. Смело переплывают они широкие реки, перебегают поля, забегают в селения и города. Никому в лесу не делают вреда миролюбивые веселые белки. С вершины на вершину друг за дружкой гоняются они по деревьям. Весело, радостно играют у старой сосны проказницы белки.
(По И.Соколову-Микитову)
Грамматическое задание
Озаглавьте текст
Выпишите из текста по одному словосочетанию «сущ. + прил.» и «гл. + сущ.»
В слове «забегают» графически объясните орфограмму в корне, подберите проверочное слово
Подчеркните грамматическую основу в 5-ом предложении («Смело переплывают…»)
Произведите морфемный разбор слова «маленьких»
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 5 классе
по итогам 2 четверти
Жара заставила зайти нас в рощу. Я бросился под высокий куст орешника. Над ним молодой клен красиво раскинул свои легкие ветки. Иван сел на толстый конец упавшей березы, а я глядел на него. Листья слабо колебались в вышине, их зеленоватые тени тихо скользили взад и вперед по телу Ивана, по его маленькому лицу. Он не поднимал головы и долго молчал. Я лег на спину и начал любоваться мирной игрой листьев на далеком светлом небе.
Грамматическое задание
Выполните синтаксический разбор 2 предложения;
Составьте схему 4 предложения;
Выделите орфограммы в словах: раскинул, глядел, не поднимал, любоваться;
Выполните морфемный разбор слов: мирной, орешника.
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 5 классе
по итогам 3 четверти
Летняя гроза
Темнеет, хмурится небо. Набежала мрачная туча. Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный порыв ветра закружил пыль по дороге и умчался.
Ударили по листьям первые крупные капли дождя. И вдруг на землю обрушилась стена воды. Сверкает молния. Гремит гром.
Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, яснеет туманная даль. Над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце яркое выглянуло. Но дождь еще не прошел. Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце.
Грамматическое задание
Выполните морфемный разбор слова «туманная»
Обозначьте орфограммы в словах «д..ждя», «со…нца»
В предложении «Набежала мрачная туча» укажите все части речи, определите род всех существительных
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 5 классе
по итогам года
Грабеж среди белого дня
Во дворе стоит глубокая миска с мутной водой. В нее хозяйка бросает корки хлеба для кур.
Щенок Фунтик подошел к миске и вытащил из воды съедобную корку. Молодой жирный петух сердито посмотрел на Фунтика. Петух не мог поверить в этот грабеж. Его глаза наливаются кровью. Петух разъярился. Он растопырил лапы, бросился на Фунтика и клюнул его в голову. Раздался крепкий стук, и щенок с ужасным воплем бросился под дом.
Петух захлопал крыльями, клюнул корку и отбросил ее. Ему не нравился запах корки.
Грамматическое задание
1.Выполнить морфемный разбор слов: выпускает (1 вариант), просидела (2 вариант)
2. Выделите грамматическую основу 1 вариант в 1 предложении 2 абзаца, 2 вариант в 6 предложении 2 абзаца, над всеми словами укажите части речи
3. Выпишите из текста сложное предложение, начертите его схему
6 класс
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 6 классе
по итогам 1 четверти
Осень – грустная пора. Но как красив осенью лес! Среди золотых берез пылают багровые листья кленов и рябин. Когда кружатся и падают с деревьев желтые листья, ты не слышишь шороха. Ты только видишь их безумный полет.
Тишина и безмолвие вокруг. Стало слышно, как в отдалении поют песенку ручьи. Птицы вырастили птенцов и перебираются на юг. На полянах цветут последние цветы: ромашки, фиолетовый клевер, лиловые многоцветы. Но кусты орешника стоят раздетыми. Старый дуб еще зеленый и роняет желуди, но соседний тополь уже растерял свой наряд. Шелестят листья под ногами, а через ветви отчетливо видятся яркие цыганские краски осин. Не хочется уходить из лесу, но уже ждут дела.
Прощай, осенний лес!
Грамматическое задание
Озаглавьте текст
В тексте найдите предложение с однородными членами и обобщающим словом, составьте схему этого предложения, объясняющую постановку знаков препинания
Разобрать слова по составу: грустная, вырастили, многоцветы
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 6 классе
по итогам 2 четверти
Засыпает деревня. Гаснут огни в домах. Белая луна висит над крышами. Свет от окна кажется слишком ярким и грубым для этой бархатной ночи.
Мошки бьются в стекло. Ветер раскачивает тонкую паутинку под окном, но большой паук в паутине не хочет шевелиться.
Рыжий кот ползает в тюльпанах, нюхает цветы, наслаждается их запахом.
Ночью кукушка не кукукает, а в эту светлую ночь она щедро считает годы.
Луна забирается в сад, и деревья в саду становятся белыми. Как много белого у этой ночи! Белая луна, белые стены, белая сирень, паутина…
Но вот звуки замолкают. Наступает тишина, кака я бывает только перед рассветом.
(По В.Бурлаку)
Грамматическое задание
Выполните синтаксический разбор 2 предложения;
Выделите орфограммы в словах: висит, бьются, раскачивает, забирается;
Подберите синоним и антоним к словам гаснут (огни), светлая (ночь)
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 6 классе
по итогам 3 четверти
Летнее утро поднимается с постели. Над рекой еще расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черемухи. Пора отправляться за грибами.
Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берез. Березка дружит с грибами. Под ее покровом растет всем известный подберезовик.
Подосиновик – гриб яркий, стройный. Он не вылезает вдруг на дороге или тропке. Живет он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь гриб, а рядом видишь еще штук пять.
И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой.
(По Г.Скребицкому)
Грамматическое задание
Озаглавьте текст
Выпишите из текста слова с орфограммами: безударная гласная в корне слова, чередующаяся гласная, объясните условия выбора орфограмм
Выполните синтаксический разбор 2 предложения из 1 абзаца
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 6 классе
по итогам года
Мы заходим в лес. Кругом тишина. Тонкие осинки тихонько лепечут над нами. Веточки берез едва шевелятся. Могучий дуб стоит возле красивой липы. Большие мухи и какие-то мошки вьются за тобой столбом.
Узкая дорожка ведет в глубину леса, а там становится еще уже. Мы идем тихонько т стараемся не нарушать лесной тишины. Вот набежал ветер, и зашумели верхушки деревьев. Сквозь прошлогоднюю листву уже растет высокая трава. А в этой траве стоят грибки под своими масляными шляпками.
Как хорош лес поздней осенью! Нет яркого солнца, движения, шума. Сквозь ветки деревьев белеет небо. На липах висят последние листики. Тихо шевелятся от любого дуновения ветерка сухие былинки. Спокойно дышит грудь.
Грамматическое задание
1.Озаглавьте текст
2. Выполните синтаксический разбор 3 предложения 1 абзаца
3. Разберите по составу слова: масляными, набежали
4. Найдите 1 предложение с однородными членами, выпишите его, составьте схему
7 класс
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 7 классе
по итогам 1 четверти
Ночь. Осенняя темная ночь в деревне. Все в этой ночи неизвестно Биму. Собаки вообще не любят путешествовать ночами, разве что бродячие, избегающие людей. Это собаки, потерявшие веру в человека. А Бим… Что и говорить! Бим сомневался пока. Да и Алеша – такой хороший человек.
Сомнения прервал голос Алеши, закричавшего во весь голос. Бим радостно подбежал и вошел за ним в сени. Алеша уложил собаку на место, подоткнул сено с боков, приласкал Бима и ушел спать. Все затихло. Не слышно ни трамвая, ни троллейбуса, ни гудков. Началась новая жизнь.
(По Г.Троепольскому)
Грамматическое задание
Озаглавьте текст
Выпишите из текста предложение с причастным оборотом, графически объясните постановку знаков препинания, составьте схему.
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 7 классе
по итогам 2 четверти
Солнышко еще только выглянуло из-за дальнего леса, а пчелы уже на работе. Воздух над пасекой весь наполнен пчелиным гулом.
Вслед за пчелами поднимается Саня. Он спит в деревянной беседке, поставленной прямо в середине пасеки. Мальчик потянулся сладко, умылся и пошел к своему рабочему месту. Теперь до самого завтрака будет постукивать топориком, строгать поблескивающие доски, чинить поломанные ульи и мастерить новые. Затем пойдет осматривать пасеку. Двести пчелиных домиков. Работы немного.
А в комнатах Володи и Лены тихо. Идет научная работа. Пчеловоды шума не любят. Я, осторожно приоткрывая дверь, вижу, что Лена склонилась над микроскопом. Она пишет на большом листе, изрисованном графиками. К ней подходит Володя, и они о чем-то говорят. Они говорят о новой породе пчел.
Грамматическое задание
Озаглавьте текст
Выполните синтаксический разбор 5 предложения из 3 абзаца
Произведите морфемный разбор слов: 1 вариант – поставленной, осторожно; 2 вариант – поломанные, немного
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 7 классе
по итогам 3 четверти
Щипихино болото оказалось почти круглым. По самому краю его можно было обойти за каких-нибудь двадцать минут. В нем нет ни одной ямы, ни одного по-настоящему тряского места.
Высокие пышные кочки напоминают груду только что взбитых пуховых подушек, которые заботливая хозяйка вынесла просушить на ветерке.
Новичок долго топчется в недоумении, потому что его подводят глаза, натренированные на сигнальную яркость летней ягоды. Нужно пристально вглядеться в ближайшую кочку. И тогда обнаружишь вдруг, что при слабом солнце вся она сверкает алыми каплями клюквы, прячущейся в мох. Вся кочка будто переливается самоцветами, просыпанными чьей- то бережной рукой.
Собираешь ягоду и не думаешь о времени, о других делах. Хочется запомнить навсегда пронзительно кислоту болотной твердой ягоды, воркование птиц в лесу, светлые мхи, пружинистую почту болотной колыбели.
(По Ю.Лощицу)
Правописание подчеркнутого слова в тексте сообщается.
Грамматическое задание
1.Озаглавьте текст
2. Выписать из текста 2 словосочетания , в состав которых входят наречия, разобрать эти наречия по составу.
3. Произведите морфологический разбор любого 1 наречия
8
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 7 классе
по итогам года
Последнюю ночь перед уходом в подземелье Володя ночевал в доме дяди Гриценко.
Несколько раз ночью мать подходила к его постели, поправляла одеяло на мальчиках, зажимая себе рот, боясь застонать, заплакать от томившей ее тревоги.
Засквозили первые проблески рассвета, и дядя Гриценко, затопав босыми ногами по хате, поднял штору, пуская в комнату холодную муть начавшегося утра. Затем он растолкал крепко спавших ребят.
Мальчики, зевая, одевались. Они умылись студеной водой, согнавшей с них зевоту. Сосредоточенно сопя, жевали они холодные лепешки, оставшиеся с вечера.
Прощались в темноте. Утренний ветер, поднимавшийся с моря, нес с собой гарь.
У входа в каменоломню часовой не пропустил их, не проверив пароля. Перед ними был черный колодец, казавшийся бездонным. Из невидимых недр шел какой-то запах, слышались голоса.
(По Л. Кассилю и М. Полянскому)
Грамматическое задание
Выполните синтаксический разбор 1 предложения из 6 абзаца
Выполните морфемный разбор одного причастия и деепричастия
8 класс
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 8 классе
по итогам 1 четверти
С давних времен дружит человек с зеленым миром. Этот мир дает человеку различные строительные материалы, вылечивает многие болезни, украшает жизнь. Некоторые деревья и цветы древние народы обожествляли, создавая легенды об их удивительных свойствах. Символом мужества и мастерства в Древней Греции считался лавр, поэтому лавровым венком или его ветвью украшали победителей битв и турниров, ученых, поэтов, художников.
На протяжении многих тысяч лет известна маслина, лающая ценное и важное оливковое масло. Оливковая ветвь – это символ мира. Кедр, символизирующий долголетие и мощь, устойчив и сохраняется в земле очень долго. Его прочная древесина используется для постройки судов и зданий.
Грамматическое задание
Выпишите из текста 3 словосочетания с разными видами связи ( 1 вариант из 1 абзаца, 2 вариант из 2 абзаца), выполните их разбор;
Выполните морфемный разбор слов: 1 вариант – вылечивает, создавая, лавровый; 2 вариант- дающая, сохраняется, долго
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 8 классе
по итогам 2 четверти
Русская баня упоминается в самых древних исторических источниках. Легендарная княгиня Ольга своих врагов, погубивших ее мужа, сожгла в бане. В другой легенде рассказывается об иностранцах, побывавших на Руси. Их удивляло, что русские хлестали себя в жарком поту распаренным березовым веником, когда уходили в баню мыться.
Этот забавивший иностранцев удивительный обычай сыграл свою роль в судьбе народа. В средние века, когда эпидемии одна за другой косили страны Центральной и Западной Европы, обычай еженедельно мыться спасал народ от болезней, закалял людей, давал жизнестойкость.
Поразительно и то, что бани не исчезли, когда подавляющее большинство населения переселилось в современные квартиры с ваннами. Бани потеряли свою гигиеническую функцию. В выходные дни люди ходят в баню ради закалки, ради удовольствия.
Грамматическое задание
Озаглавьте текст
Объясните орфограммы в подчеркнутых словах
Выполните морфемный разбор слов: потеряли, погубивших, выходные (дни)
Объясните постановку знаков препинания во 2 предложении 1 абзаца
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 8 классе
по итогам 3 четверти
На этой лесной поляне Европа встречается с Азией. Две елки. Одна – в Европе, другая – в Азии. Холодно на поляне. Люди замерзли, греются, бегая из Европы в Азию и обратно.
Два великих материка встречаются на Уральском хребте, глядят друг на друга через реку Урал. Есть что-то значительное в минуте, когда в первый раз пересекаешь границу материков. Сзади – тысячи километров, впереди – подернутые морозом гребни синих лесов, новые тысячи километров твоей земли.
Первым границу по Уральским горам провел русский географ петровских времен Василий Татищев. Он заметил, что реки с Урала текут в двух направлениях. Одни текут в Печору и Каму, другие – в Обь. Замечено было, что растительность за горами тоже заметно меняется. Татищев первым дал им название: Уральские горы. Так определили границу между Европой и Азией.
Грамматическое задание
Произведите синтаксический разбор 5 предложения из 1 абзаца
Выпишите два односоставных предложения, укажите их вид
Выполните морфемный разбор любого наречия, глагола, деепричастия
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 8 классе
по итогам года
В то утро я впервые услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке. Я смотрел в открытое окно, лежа в постели.
Улица была залита розовым светом встававшего за домами солнца. Открылись ворота двора, и пастух-хозяин, в новой синей рубахе, в сапогах и высокой шляпе, похожей на цилиндр, вышел на середину пустынной улицы, поставил у ног свою шляпу, перекрестился и приложил обеими руками длинный рожок к губам. Рожок заиграл так громко, что даже в ушах звенело. Но это только сначала. Потом он стал забирать выше, жальче. И вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело. Замычали вдали коровы, стали понемногу подходить ближе. А пастух все играл, забыв про все. Играл, запрокинув голову, играл в небо. Когда пастух переводил дыхание, раздавались восхищенные голоса, славившие его игру.
Грамматическое задание
Озаглавьте текст;
Обозначьте в тексте одно обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, и одно определение, выраженное причастным оборотом. Составьте схемы.
9 класс
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 9 классе
по итогам 1 четверти
Тучу передернуло синим пламенем. Медленно загремел гром. Он то усиливался, то почти затихал. И дождь, подчиняясь грому, начал временами идти сильнее и широко шуметь по листве, потом останавливался.
Вскоре сквозь тучи пробилось солнце. Старый пушкинский парк в Михайловском и крутые берега Сороти запылали рыжей глиной и мокрой травой.
Стройная радуга зажглась нал пасмурной далью. Она сверкала и дымилась, окруженная космами пепельных туч. Радуга была похожа на арку, воздвигнутую на границе заповедной земли.
С особенной силой здесь, в пушкинских местах, возникали мысли о русском языке. Здесь Пушкин бродил с непокрытой головой, со спутанными осенним ветром холодными волосами, слушал влажный гул сосновых вершин, смотрел, прищурившись, откуда несутся осенние тучи, толкался по ярмаркам. Здесь чудесные слова переполняли его, стесняли его душу и, наконец, слагались по огрызком гусиного пера в звенящие строфы.
Грамматическое задание
Озаглавьте текст;
Определите стиль данного текста. Докажите свою точку зрения;
Выполните синтаксический разбор предложения (1 вариант – 2 предложение 3 абзаца; 2 вариант – 3 предложение 3 абзаца;
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 9 классе
по итогам 2 четверти
Когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали высятся, громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы. Немножко жутко. А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа боится шевельнуться. Ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит и манит к себе, а от ласки его кружится голова.
Едешь по степи. Попадается на пути молчаливый курган, бесшумно пролетит над землей ночная птица, на память приходят степные легенды, рассказы встречных и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою.
Грамматическое задание
Определите стиль и тип речи данного текста;
Выпишите из текста 1СПП, определите вид придаточной части, составьте горизонтальную и вертикальную схемы.
Выполните морфемный разбор одного причастия, глагола, наречия.
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 9 классе
по итогам 3 четверти
Приближение грозы
Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами невыносимо жгло мне шею и щеки. Невозможно было дотронуться до раскаленных краев брички. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Не было ни малейшего ветерка, который относил бы ее.
Все мое внимание было устремлено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака, которые собирались в одну большую, мрачную тучу. Изредка погромыхивал дальний гром. Гроза наводила на меня невыразимо тяжелое чувство тоски и страха.
До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча быстро двигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и седые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон. Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах.
Грамматическое задание
Определите стиль и тип речи данного текста
Выпишите из текста 1 СПП, определите вид придаточной части, составьте горизонтальную и вертикальную схемы
Выполните морфемный разбор одного причастия, глагола, наречия
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 9 классе
по итогам года.
Как ни прекрасен тюльпан своей окраской, кА ни оригинальна его форма, но почему – то ни греческая, ни римская мифология не создали о нем никакого сказания. И это тем более странно, что тюльпаны в диком состоянии в обилии растут в Греции, где их не могли не заметить как сами жители, так и все те, которые были творцами мифологии.
Первые сведения об этом прелестном цветке мы встречаем в Персии. В этой стране сказаний и песен о розе оригинальный, в виде фонаря или кубка, цветок не мог пройти незамеченным и носил название «турецкая чалма». Он воспет многими персидскими поэтами, которые утверждали, что с красотой этого растения не могут сравниться ни кипарис, ни даже сама роза.
Но еще большей любовью пользовался тюльпан на Востоке, у турок, где ежегодно справлялся чудный, волшебный праздник тюльпанов.
В Европу тюльпан попал лишь в шестнадцатом веке.
Грамматическое задание
Озаглавьте текст
Выполните графический разбор 3 предложения 2 абзаца, составьте схему. Определите вид подчинения придаточных.
5 класс
Фонетика. Графика
Предупредительные и объяснительные диктанты
Октябрь
Октябрь- месяць листопадов. Оранжевые, бурые, красные, жёлтые листья падают на землю, Как живые шуршат под ногами. Самый длинный срок листопада у берёзы: он длится два месяца. А как чудесен букет из осенних листьев!
В октябре между нудными осенними дождями сияет чистое небо.
На севере Казахстана в конце октября деревья стоят голые, притихшие. Поля опустели. Пришла настоящая осень- дождливая, холодная. (60)
( По М. Звереву)
Февраль
Февраль- самый трудный месяц для диких обитателей степей и лесов на севере Казахстана.
За зиму отощали звери и птицы, поубавилось у них сил, многие до весны не дотянут. Корма занесены снегами. Даже серёжек не остаётся на берёзах: их зиму склевали чечётки, вьюрки и чижи.
На юге Казахстана в феврале уже цветут на южных склонах гор первые подснежники. (59)
( По М. Звереву)
Где ночуют птицы?
Наступила длинная ночь. Где ночуют зимой лесные птицы? Воробей спит под крышей сарая. Синицы залетели в густые кусты. Тетёрка и рябчик под снег спрятались.
Вот на полянке появилась бойкая стайка птиц. Это были пуночки. Они сели рядком на ледяном гребне. Птицы распушили крылья и спрятали в них носы.( 51)
Ночь идёт
Наступает вечер. Заря запылала. Солнце садится. На поляны упал алый блеск. От деревьев побежали длинные тени.
Солнце село. Потемнело небо. Пора идти домой. Я беру ружьё и быстро иду. Наступает ночь. Над чёрными кустами посинело небо. Это всходит луна.
Засияли огоньки деревни. Вот и моя изба. Я вошёл и увидел стол, свечу, ужин. (55)
( По И. Тургеневу)
Май
На юге Казахстана яблони словно обсыпаны душистыми цветами.
Природа поёт, зеленеет и радуется в мае.
Чайки, утки, кулики хлопочут около гнёзд. А у скворцов во второй половине мая уже пищат птенцы.
Май- последний месяц весны. На солнцепёке едва начали пробиваться зелёные ёжики первых трав из- под опавших с осени листьев.
Баран и волки
Пошли козёл и баран в глухой лес травку щипать. Ходили, ходили да заблудились.
Зашли в густую чащу. А там волки под деревом обед варят. Влезли козёл и баран на дерево. Вдруг сорвался баран с макушки и упал прямо на волков. Испугались волки и убежали без оглядки.(49)
( По сказке
Ребячьи заботы
Много дел у ребят в разное время года. Весной ты вешал птичьи домики. Осенью и надо почистить. Делай на зиму запасы еды для птиц. Насуши семена тыквы, берёзы, ягоды рябины. Для синичек, воробьёв будет хорошее кушанье. Летом ты спас осохших мальков в ручьях. Теперь прочисти знакомые ключи. (49)
( По Н. Сладкову)
Настоящие друзья
У Ильина Стасика есть друг Гурьев Коля. Мальчики всегда вместе. Они любят коньки и лыжи, книги и шахматы.
Однажды Стасик заболел гриппом. Как догнать класс? Хороший друг всегда поможет в беде.
Николай принес товарищу нужные книги. Друзья решают трудную задачу. С помощью Коли Стасик быстро догнал учеников. Учительница Алла Васильевна хвалила ребят. (54)
На лыжне
В субботу в школе повесили объявление. Всех приглашали на лыжную гонку. В воскресенье к школе подъехал автобус. Ребята быстро заняли свои места. Машина поехала по улицам города. Скоро она въехала в лес. Начались соревнования.
Подъём в гору был трудный. А с горы бежать легко и весело. Хорошо зимой! (48)
Грибы
У съедобных грибов главный- белый. У поганок- бледная поганка. В ней содержится самый сильный из грибных ядов. Съеденный кусочек бледной поганки сильнее укуса змеи. К счастью, узнать бледную поганку легко. От съедобных грибов её отличает вот что. Ножка будто вылезает из широкого горшочка, на шляпке белые обрывочки. (48)
(По Н. Павловой)
Обезъяны
Как много разных зверей в Алматинском зоопарке! Тут львы, слоны, тигры и другие животные. Но Малику Ахметову нравятся больше всего обезъяны.Они очень забавны. Малик дал им орехи. Обезъяны съели их очень быстро.Для обезъян съедобно всё. Но любят они яблоки, бананы, сладкие пирожки. Часто обезъяны поднимаются высоко по стенкам клетки. Такой подъём их совсем не пугает.(58)
Стройка
В воскресенье мы поедем на стройку. Мы решили побывать там всем классом.
К девяти часам подъехал автобус и увёз группу ребят. Въезд на площадку был закрыт. Мы увидели подъёмный кран. Крановщик объяснил нам, как он управляет им. Возьмёт тяжёлую плиту и перенесёт её на верхние этажи. Быстро растёт новый дом. Много интересного узнали мы на стройке. (58)
Контрольные диктанты по разделу
«Фонетика. Графика»
Садовник и сыновья
Был у садовника большой сад. Хотел садовник приучить детей к труду. Он велел им поискать в земле клад. Сыновья стали рыть землю. Клада не нашли. Зато землю хорошо перекопали. Осенью в саду было много душистых яблок и груш. (41)
Поздняя осень
Наступила поздняя осень. Целый день дует холодный ветер. Небо всё в тучах. Пошёл мелкий частый дождь. На улицах грязь и лужи. Все поля опустели. С деревьев опали листья. Молчаливый лес ждёт зимы. Начались заморозки. Вот замелькали снежинки. Приходи, зима, скорей! (42)
Летом
В конце июня в лесу было особенно хорошо. Трава пестрела цветами. Разливался чудный аромат душистых трав. С неба глядело ласковое летнее солнце. Оно обливало горячим светом лес, траву, речку и далёкие горы. Хорошо было кругом! Около дороги раскинулись молодые берёзк и дубки. (43)
Любимое дело
Есть у нас на ферме тёлочка. Она маленькая. Я её назвал Зорька. И вот Зорька заболела. Я помогал ухаживать за больной тёлочкой. Через неделю Зорька поднялась на ноги и радостно замычала. Моя мама работает на ферме. Я попросил её позволить ухаживать за маленькими телятами. Мне нравится работа на ферме. (51)
Прощайте, друзья!
Пришёл сентярь. Начались занятия в школах. С деревьев стали падать вялые жёлтые листья. В парке и сквере на клумбах отцветают последние осенние цветы. Скоро в городе появится вороны и галки. На лето они улетали в деревню вить гнёзда. В небе можно услышать курлыканье. Это журавли улетают на юг. Многие птицы на зиму летят в тёплые страны.
Прощайте, друзья! (60)
(По Г. Скребицкому)
Контрольные диктанты по разделу
«Состав слова»
Осенью
Наступила ненастная поздняя осень. В воздухе захолодало. Солнце светит, но совсем не греет. На кустах и деревьях пожелтела листва. Часто моросит холодный дождь. Улетели перелётные птицы в тёплые страны. Кончились радостные, счастливые деньки тёплого лета. Грустно смотреть в окошко на деревья, на окрестности в ненастную погоду. Приходи скорее, зима! (50)
Двенадцать месяцев
Январь и февраль- зимние месяцы. В марте приходит весна. Ярко светит солнце. В апреле зеленеет трава. Потом наступает цветущий месяц май. Летом, в июне, июле и августе, в садах распускаются прелестные цветы. В сентябре счастливы все школьники. Они опять в своей родной школе. Скоро проходят ненастные дни. Зимой люди празднуют Новый год. (54)
Зимние постельки
Летом каждый кустик ночевать пустит. А где спят звери и птицы зимой? На улице мороз трещит. Каждый спит в своей спаленке. Лисица улеглась в тёплой постельке в своей норке. Белочка в моховом гнёздышке уснула. Медведь в берлоге лежит. Бобёр спит в хате из брёвен. Обмазал стены илом, крышу землёю завалил.
Синичка устроилась на ночлег под кустиком. Мороз там послабей. (61)
По Н. Сладкову)
Имя существительные
Предупредительные и объяснительные диктанты
Собака Крис
Потерялась маленькая девочка. Бабушка- в слёзы. Позвали на помощь собаку Крис. Она обнюхала детские тапочки и потянула за собой бабушку. На улице Крис быстро взяла след. А вот и беглянка. Малышка стояла у входа в парк.
Собаки перенимают все привычки у человека. Злой человек- собака злая. А у добряка- добрая. (52)
У бабушки
Летом Костя с Гулей приехали к дяде в деревню. До деревни они ехали по железной дороге. Утром дядя отвёз их на машине к бабушке. Домик бабушки стоял у речки. По речке плавали гуси и утки. По берегу речки гуляла наседка с цыплятами. Костя и Гуля стали помогать бабушке ухаживать за птицей.(53)
Ромашки
Мы с Маринкой просыпаемся пораньше. Берём полотенца в петухах, бежим по росистой тропинке. Умываемся речной водой и мчимся домой. Мама даёт нам парного молока. Потом мы идём к берёзовой роще. В роще кукует кукушка. И вдруг мы выходим на ромашковую полянку. Нам очень радостно. А вокруг такой запах земляники!
Домой мы тащили охапку весёлых ромашек. В комнате становится светло и радостно. (60)
(По П. Лещёвой)
В пути
Поезд в пути. Змейкой тянулись зелёные вагоны. Яркий луч пробивался сквозь занавеску.
Поезд мчался мимо полей. Там красовалась спелая рожь. Молоденькие телята паслись на густой траве. Рядом сидел пастух. Шарики клевера сливались в один пушистый ковёр.
Доносились звонкие голоса. Молодежь подхватила песню. Поезд мчался к морю. Какое оно- Чёрное море? (52)
У озера
Мы остановились на ночлег. Бледная луна освещала ночное озеро. Стояла тишь. Но вот пробежала маленькая мышь. Вдруг сверкнули два жёлтых огонька. Это старый филин проснулся на дереве.
Шло время. Похолодало. Я накинул плащ и продолжал наблюдать. Робко прорвался первый луч солнца, за ним появился другой. И вот уже вся местность залита светом. По воде плыли большие красивые лебеди.(60)
Спрятанная весна
Трещат зимние морозы. Кажется, не дождаться весны в эту суровую зиму. Позвать весну в гости среди зимы нетрудно. Поставьте у себя на столе букет из голых веточек черёмухи в воду так, чтобы его освещало солнце.
Почки на веточках начнут распускаться. Раскроются ярко-зелёные пахучие листочки, а потом и цветы. Черёмухой запахнет по всей комнате. (54)
(По М. Звереву)
Контрольные диктанты к разделу
« Имя существительные»
Долг ученика
Звонок. Ученики толпой бегут из подъезда школы во двор. Одни играют в волейбол. Малыши на школьной площадке прыгают через верёвочку, делают зарядку.
За двором надо следить, содержать его в порядке. Нельзя сорить во дворе, бросать бумажки, плевать на землю, надо беречь зелёные посадки. (45)
Дружная работа
Пришла весна. Хорошо весной в школьном саду. Белые пахучие цветы распустились на вишнях и яблонях. На берёзках появились зелёненькие душистые листочки. Много работы в саду весной. Мальчики очистили все дорожки,
сгребли сухие листья и сучья. Они лежали под кустами смородины и малины. Девочки побелили стволы деревьев. Дорожки посыпали песком. В скворечниках поселились пернатые гости. Хорошо работать коллективно. (59)
Наш дом
Мы живём на площади Мира в новом доме. Наш дом большой и красивый. В первом этаже дома магазин. В магазине продают одежду,обувь,мебель. У подъезда дома растут тополя,кусты сирени. Вокруг дома школьники посадили много цветов. В квартире есть газ, мусопровод, ванна. В кухне холодная и горячая вода. Из окон комнат видна большая площадь.(57)
На ферме
Спит село. Но вот скрипнули двери. Послышались на улице голоса. Это доярки спешат к ферме. Пора начинать утреннюю дойку. Коровы в ожидании повернули головы к двери. Они ждут хозяйку. Коров надо подоить и выгнать на пастбище. У каждой бурёнки свой характер. Доярка это знает. Трудно доить руками. К концу работы они болят. На помощь людям пришли машины. (60)
Имя прилагательное
Предупредительные диктанты
Рыбная ловля
Чудным летним утром рыбаки отправились к речке. Дорога шла полем через рожь. Стрижи кружились в свежем воздухе. Рыбаки прошли поле, перешли по узкой тропинке овраг и вышли к речке. Камыши зелёной стеной задерживали ход их лодки. В одном месте рыбаки закинули удочки. Рыба клевала хорошо. (47)
Летний вечер
В летний вечер мы выехали на охоту. Дорога шла сосновым лесом. Солнце садилось и золотило верхние края облаков. Последний луч летнего солнца погас, когда мы выехали в лесную чащу. Темнело. Ночь надвигалась подобно грозовой туче. Тишина царила в дремучем лесу. Только изредка свежий ветерок слегка шумел листьями. Через час мы въехали на широкий луг. (56)
В лесу
Утренняя заря осветила местность. Яркие звёзды на небе стали бледнеть и скоро погасли. Первый золотой луч солнца заиграл на вершине могучего дуба. С реки потянул лёгкий свежий ветерок. Задрожали листья на осине. Засверкала на траве серебристая роса. В густой зелени деревьев зазвенели весёлые птичьи голоса. Хорошо идти по узкой лесной по тропинке. Длинные тени лежат под ногами. Тишина.(59)
Лес зимой
Однажды зимой мы пошли в лес. В густом сосновом лесу было тихо. Всё было покрыто белым блестящим покровом. В холодном, свежем воздухе носились мелкие белые пушинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась страшным чудовищем. В дремучем лесу не было ни души, ни следа. Мы долго любовались чудным зимним видом леса.
( По И. Корневу)
Контрольные диктанты к разделу
«Имя прилагательные»
Отлёт птиц
Прошло тёплое лето. Идёт ненастная, дождливая осень. Перелётные птицы собираются в дальний путь. Первыми поднимают тревогу ласточки. Они чувствуют близость холодной осени. Ранний отлёт этих птичек предвещает раннюю зиму. Потом за ними летят стаи журавлей, уток, гусей и других перелётных птиц. С громким криком, то цепочкой улетают в тёплые страны наши летние гости.(57)
Роза
В цветнике расцвёл розовый куст. Роза распустилась в прекрасное майское утро. На её лепестках утренняя роса оставила чистые прозрачные слезинки. Вокруг всё было так прекрасно! Всё обдувалось свежим утренним ветерком. Лучи сияющего солнца упали на лепестки розы. Она склонила чудесную головку. Роза разливала вокруг тонкий свежий запах.(48)
Глагол
Правописание окончаний глаголов в неопределённой форме
Предупредительный диктант
Берёза
Берёза вся трепещет на ветру зелёными листочками. Берёзовая роща весной звенит от птичьих песен. Походишь по лесу, потрогаешь белые стволы и клейкие листочки, посмотришь на серёжки, послушаешь скворца- станет тебе легко и радостно.
Зимой берёзка сверкает серебром. Ранним утром прилетают на берёзу тетерева и клюют серёжки. И зимой, и летом хороша русская берёзка.(54) ( По Г. Снегирёву)
Пришла весна
Последние дни стояла ясная погода. Днём таяло на солнышке, а ночью мороз доходил до семи градусов. Вдруг повеяло тёплым ветром, надвинулись тучи. Три дня и три ночи шёл тёплый дождь. Потом ветер затих, и надвинулся густой серый туман. На реке затрещали и двинулись льдины. Но утром выглянуло яркое солнце, зазвенела молодая трава. Пришла настоящая весна. (57)
Контрольные диктанты
к разделу « Глагол»
Следы
Распахнулась дверь подъезда. На улицу выбежал пёс и замер. Падал снег. Первый снег в его жизни. Кругом тишина не понравилась Фомке. Он трусцой пустился по дорожке . В морозном воздухе смешно разнеслось его рычание. Снег скрипел под лапами пса. На свежем насте отпечатались его следы. Он переступал с места на место и удивлялся новым следам.(56)
Правила движения
Улицу можно переходить только при зелёном свете светофора.
Нельзя играть на мостовой.
Переходить улицу нужно спокойно и только по пешеходным дорожкам или подземным переходам.
Нельзя кататься на салазках, самокатах и коньках на улице.
Сойдя с тротуара,нужно посмотреть налево, а дойдя до середины улицы,- направо.(47)
Верные друзья
Под тёплым солнцем даже в самых глухих местах растаяли последние клочки снега. Запах цветущих ландышей кружит голову. Звенит лес от весёлых птичьих голосов. Из далёких стран вернулись на родину наши пернатые друзья.
Целыми днями пропадают школьники в лесу. Они развешивают на деревьях скворечники, синичники, дуплянки. Радостные и счастливые ребята поздно вечером возвращаются из леса домой.(57)
Из журн
Мы любим читать
Наш класс находится на втором этаже. Рядом с классом- школьная библиотека. В большую перемену мы часто ходим в читательню. Там мы читаем, смотрим новые журналы, газеты, новые книги.
Каждую субботу ученики нашего класса меняют книги. За год мы прочитали много интересных книг. На уроках внеклассного чтения мы обсуждаем прочитанные книги. (53)
Сказки Андерсена
Все ждали весёлого праздника. Вот и наступил Новый год. В доме зажгли ёлку. Около ёлки лежал подарок от мамы. Это были сказки Андерсена.
Я сел под ёлку и открыл книгу. В книге было много цветных картинок. Я осторожно перелистал страницу за страницей, рассматривал их.
На картинках сверкали, переливались стены снежных дворцов.
Я начал читать книгу и почти забыл о нарядной ёлке.(63)
( По К. Паустовскому)
25
Содержание
Введение ………………………………………………………..
Контрольные диктант с грамматическим заданием 5 клас…………………………………………………………………
Контрольные диктант с грамматическим заданием 6 класс……………………………………….…………..................
Контрольные диктант с грамматическим заданием 7класс……………………………………………………..………..
Контрольные диктант с грамматическим заданием 8класс………………………………………………..…………….
Контрольные диктант с грамматическим заданием 9класс……………………………………………………………..
Фонетика. Графика 5 класс
Предупредительные и объяснительные диктанты………………………………………………………..
Контрольные диктанты………………………………………………………..
Состав слова. Контрольные диктанты………………………………………………………..
Имя существительное
Предупредительные и объяснительные диктанты………………………………………………………..
Контрольные диктанты………………………………………………………..
Имя прилагательное
Предупредительные диктанты………………………………………………………..
Контрольные диктанты………………………………………………………..
Глагол
Предупредительные диктанты………………………………………………………..
Контрольные диктанты……………………………………..
infourok.ru
Контрольный диктант. Русский язык 10 класс ( общественно-гуманитарное направление).
Сборник диктантов, Алматы-«Мектеп»-2010
Промежуточный диктант
«Как и когда возникла жизнь на земле?»
Вопрос о происхождении жизни, как и о происхождении нашей планеты, является спорным. Несомненно, что жизнь на Земле зародилась очень давно- в слоях древних пород найдены органические соединения, которые представляют начальную стадию развития жизни. Применение новых методов исследования, в частности электронного микроскопа, помогает глубже проникнуть в тайны истории жизни.
Время появления человека твердо не установлено и по мере новых находок уходит все далее в глубь веков.Обнаруженные в Африке останки человекообразных существ ученые относят к периоду более 4 миллионов лет назад.
А вопрос о времени появления человека немаловажен. С человеком пришли новые геологические процессы- искусственное изменение ландшафтов Земли, выведение новых пород животных и растений, активное преобразование планеты в области, которую называют ноосферой. (115 слов)
Трудные слова: происхождение, стадия, преобразование, несомненно, человекообразных, ландшафтов.
I четверть Контрольный диктант
«Наедине с осенью»
Осень в этом году стояла сухая и теплая. Долго не увядала трава.
Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала. Звуки эти заполняли все пространство между рекой и небом. Это курлыкали журавли.
Я поднял голову. Большие косяки журавлей тянулись один за другим прямо к югу. По дороге ехал, покачиваясь, грузовик. Шофер остановил машину, вышел и тоже начал смотреть на журавлей.
«Счастливо, друзья!» - крикнул он и помахал рукой вслед птицам.
Потом он опять забрался в кабину и никак не мог оторвать глаз от журавлиной стаи, уходившей в туман (по К.Паустовскому). (129 слов)
Трудные слова: не увядала, стеклянного, не мог оторвать глаз, курлыкали, пространство, счастливо.
II четверть Контрольный диктант
«Пушкин и книги»
Книги Пушкин любил с детства. Он, еще будучи мальчиком, проводил бессонные ночи в кабинете отца и без разбора «пожирал» все книги, попадавшиеся ему под руку.
Большую любовь к книге Пушкин сохранил до конца своих дней.
Находясь в изгнании, поэт часто обращался в письмах к друзьям с просьбой прислать ту или иную книгу. Почти с каждой почтой он получал книжные посылки. Его библиотека в Михайловском была очень обширна.
После дуэли Пушкин лежал в кабинете, окруженный книгами из своей библиотеки. Рядом с кабинетом, в гостиной, собрались его близкие друзья. С ними поэт трогательно и взволнованно простился. Состояние его ухудшилось. Он попросил привести детей и простился с ними.
Потом окинул уставшим взглядом книжные полки и тихо сказал: «Прощайте, друзья!» (по А.Гессену). (123 слова)
Трудные слова: будучи, попадавшиеся, в изгнании, с просьбой, окруженный, взволнованно.
III четверть Контрольный диктант
«Родники»
Всем известна притягательная сила родников. Из земных глубин они выносят на поверхность живительную влагу. Ни один путник не может пройти мимо, чтобы не остановиться и не испить чистейшей хрустальной воды. И нигде: ни в людных местах, ни в глухой тайге - родник не остается незамеченным, к нему всегда есть тропа - он нужен не только людям, но и зверям, птицам.
Эта притягательная сила родников имеет глубокие исторические
корни. Вода в них всегда была чище воды рек, озер и любых других водных источников. Поэтому люди издавна стремились пользоваться родниками, селились вокруг них, сохраняли и обустраивали источники.
В маловодных местах родники были центрами сближения людей.
Конечно, в современных системах водоснабжения родники играют самую скромную роль. И все-таки родниками продолжают пользоваться до сих пор. Их воду берут для питья, идут с бидонами и ведрами, иногда за несколько километров, чтобы отведать самого лучшего напитка, подаренного природой, - чистой воды. (по А.Прядину). (143 слова)
Трудные слова: притягательная, живительную , незамеченным, обустраивали, водоснабжения.
IV четверть Контрольный диктант
«О двуязычии»
К термину «двуязычие» мы прибегаем чаще в последнее время. Но явление, выражаемое этим словом, существовало издавна, может быть, даже
всегда. Древние поэты Востока были сторонниками этой идеи.
Горячо призывает к двуязычию как к пути к культуре и нравственному совершенствованию великий Абай.
Мой отец, приехавший с семьей жить в Казахстан, сразу понял: чтобы успешно заведовать медицинским пунктом в казахских аулах, чтобы ему, немцу, в то тяжелое время завоевать уважение и доверие местного населения, никак не обойтись без знания казахского языка,
И этой простой мудрости он, как человек передовых взглядов, учился сам и постоянно учил меня.
Знать историю, культуру, язык того народа, в среде которого ты
живешь,- это азбука порядочности и человечности. Двуязычие, о котором мы сейчас так много говорим,- главная гарантия сохранения нашего национального духа воспитания культуры межнациональных отношений.
(по Г.Бельгеру). (131 слово)
Трудные слова: существовало, совершенствованию, тяжелое, медицинским, национального, межнациональных.
infourok.ru
МОУ «Теребенская средняя школа»
«Контрольный диктант
с грамматическим заданием»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Корсикова Екатерина Сергеевна
д. Теребень, 2014г.
Пояснительная записка к итоговой контрольной работе по русскому языку для 6 класса
Текст итогового контрольного диктанта составлен из 122-х слов.
Запись диктанта осуществляется путем трех прочтений, после чего ученики получают карточки с грамматическими заданиями по вариантам.
Контрольный диктант с грамматическим заданием направлен на применения на практике письма таких орфограмм и пунктограмм, как:
проверяемая гласная в корне слова
непроверяемая гласная в корне слова
чередующаяся гласная в корне слова
НЕ и НИ в отрицательных местоимениях
дефисное написание неопределенных местоимений
правописание приставок –пре и –при
выделение причастного оборота на письме
запятая в сложносочиненном предложении
запятая в сложноподчиненном предложении
запятая в простом предложении, осложненном однородными членами
запятая при вводном слове
По итогам проверки контрольного диктанта с грамматическим заданием выставляется две отметки: за диктант и за выполнение заданий по вариантам.
Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием для 6 класса
Частокол елей, виднеющийся в отсветах вечерней зари, манит своей таинственностью. Сгущаются сумерки, и всё исчезает во мраке ночи. Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в заливающуюся серебряным сиянием лесную чащу. К счастью, ничто не нарушает тишины. Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжёлыми ногами. Это вышагивает дымчато-серый лось. Преспокойно пробиравшийся к осинке, он пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается. Прискакал беляк, пристроился под невысокой елкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках, быстро поскакал. Аппетитная веточка, которая висит около его глаз, притягивает своим ароматом. Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин. Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жуёт хвою, а рядом зайчонок грызёт лосиный подарок. Горечь осинки косому слаще сахара. (122 слова)
(по Д. Зуеву)
Карточки для выполнения заданий (2 варианта)
I вариант
II вариант
1
Из 3-го абзаца выпишите слово с чередующейся гласной в корне
______________________________________
Из 4-го абзаца выпишите слово с чередующейся гласной в корне
__________________________________________
2
Из 4-го абзаца выпишите слово, написание приставки в котором соответствует правилу: «Приставка при- пишется, если слово имеет значение присоединения.»
________________________________________
Из 3-го абзаца выпишите слово, написание приставки в котором соответствует правилу: «Приставка пре- пишется, если слово имеет значение «очень».»
___________________________________________
3
Из 1-3 абзацев выпишете сложносочиненное предложение.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Из 4-5 абзацев выпишете сложноподчиненное предложение с придаточным определительным
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4
Из предпоследнего предложения выпишите грамматическую основу
________________________________________
Выпишите грамматическую основу последнего предложения третьего абзаца
___________________________________________
5
Выпишите из текста отрицательное местоимение- существительное
________________________________________
Выпишите из текста неопределенное местоимение-прилагательное
_____________________________________________
6
Отметьте верное суждение о последнем предложении третьего абзаца:
А) Бессоюзное сложное предложение
Б) Предложение простое, осложненное причастным оборотом, который стоит перед определяемым словом. Запятых нет.
В) Предложение простое, осложненное причастным оборотом, который стоит после определяемого слова. Есть одна запятая.
Г) Предложение простое, осложненное однородными членами и обособленным причастным оборотом, который стоит перед определяемым словом.
Отметьте верное суждение о первом предложении второго абзаца:
А) Предложение сложносочиненное, поэтому перед союзом «и» ставится запятая
Б) Предложение сложносочиненное, поэтому перед союзом «и» запятая не ставится
В) Предложение простое, осложненное причастным оборотом, который обособляется
Г) Предложение простое с необособленным причастным оборотом
Ответы к заданиям после текста диктанта
I вариант
II вариант
Пробиравшийся
Прискакал/поскакал/подбирают
Пристроился
Преспокойно
Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи.
Аппетитная веточка, которая висит около его глаз, притягивает своим ароматом
Лось стоит, грызет; зайчонок грызет
Он хватает, отфыркивается
Ничто
Чьими-то
Г
В
Список использованной литературы
Для основы текста диктанта использован художественный текст из книги Д. Зуева «Времена года». Текст видоизменен с целью наполнить его необходимым количеством изученных орфограмм и правил пунктуаций за курс 6-го класса.
infourok.ru
Контрольный диктант по теме «Предложение»
Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Предложение», выявить уровень сформированности навыков правописания, приобретённых за два года обучения, умений оформлять предложение, писать слова без пропусков букв, обозначать твёрдые и мягкие согласные, разделительный мягкий знак.
Осенью.
Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.
Слова для справок: ходим , воздухом.
Грамматическое задание
Запишите цифрой, сколько слов в первом предложении.
Слова русский, листья разделите для переноса.
В третьем предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите словосочетания.
Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи »
Цель: проверить навыки грамотного письма, умения находить в предложениях главные члены, определять части речи, находить однокоренные слова, выделять в словах корень.
Прощание с осенью.
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на березу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.
Слова для справок: стало, подмёрзла.
Грамматическое задание:
В первом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое, определите части речи.
Выпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень.
Выпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.
Контрольный диктант по теме «Состав слова»
Цель: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами, умение разбирать слова по составу.
В лютый зимний холод всякая птица спешит к жилью человека. Там легче добыть пищу. Голод убивает обычный страх. Люди перестают пугать осторожную лесную живность. Тетерев и куропатка залетают в хранилища с зерном. Русаки и ночью постоянно скачут в сад и огород. Ласки устраивают охоту на мышей в подвалах. Беляки прибегают щипать душистое сено из стогов.
Однажды через открытую дверь в сторожку влетела синичка. Она стала клевать крошки на столе.
Слова для справок: постоянно.
Грамматическое задание:
1. Разберите по составу слова сторожка, зимний, душистое.
2. Подберите однокоренные слова к слову лесную.
3. Выпишите из текста два глагола с приставками. Приставки выделите.
Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»
Цель: проверить усвоение правил написания слов с изученными орфограммами.
Снеговик
Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.
Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!
Грамматическое задание:
В первом предложении подчеркните главные члены и укажите части речи.
Разберите слова по составу: вариант 1 – зимний, шубки; вариант 2 – белые, морковки.
Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным гласным в корне, парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным. Рядом запишите проверочные слова.
Контрольный диктант по теме « Правописание частей слова»
Цель: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами.
Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья.
Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей.
Слова для справок: оляпка, водяной.
(Также необходимо чётко проговорить окончания в словах весёлая, пушистые.)
Грамматическое задание:
Разберите предложения по членам: вариант 1 – третье, вариант 2 – десятое.
Разберите по составу слова осинка, переход.
Найдите в тексте и подчеркните два слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить.
Контрольный диктант по теме « Имя существительное»
Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Имя существительное».
Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.
Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.
Грамматическое задание:
Запишите по два имени существительных женского, мужского и среднего рода.
Запишите пять имён существительных с шипящим звуком на конце.
Разберите по составу слова рыбка, тишина, лесною.
Контрольный диктант по теме « Правописание окончаний имён существительных»
Цель: выявить уровень орфографических умений и навыков по теме «Имя существительное».
Мы окрыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.
Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетела опасные места. Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.
Грамматическое задание:
1.Определите падеж имён существительных в последнем предложении.
2. В первом предложении слово гараж разберите как часть речи.
3. Разберите по составу слова интересное, глазки, находит.
Контрольный диктант по теме « Имя прилагательное»
Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Имя прилагательное».
Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.
Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.
Грамматическое задание:
Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: вариант 1 – четвёртое предложение, вариант 2 – пятое.
Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания: вариант 1 – трусливый мальчик, узкий ручей; вариант 2 – старательный ученик, крепким клювом.
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Глагол»
Весеннее утро
Это случилось в апреле. Рано утром проснулась солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.
Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.
Грамматическое задание:
Разберите предложение по членам: вариант 1 – седьмое, вариант 2 – девятое.
Разберите слова по составу: вариант 1 – засветило, утренний, берёзки; вариант 2 – развесили, весёлый, местечко.
Определите время, число, лицо глаголов побежал, взглянешь, принесу.
Итоговый контрольный диктант
Цель: проверить знания, умения и навыки по программе 3 класса.
Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.
Всё радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.
Грамматическое задание.
Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.
Выпишите из текста два слова с приставками. Выделите приставки.
Разберите предложения по членам: вариант 1-второе, вариант 2-третье.
infourok.ru
Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на конец 3-й четверти по теме "Обособленные определения и обстоятельства ".
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала за 8-й класс и направлено на повторение предыдущего:
- правописание проверяемых безударных гласных;
- правописание непроверяемых безударных гласных;
- написания и-ы после ц;
- правописание окончаний прилагательных и причастий;
- гласные в приставках пре- и при;
- написание не с наречиями и глаголами;
-правильное написание наречий;
- написание н-нн в причастиях и наречиях;
- дефисное написание сложных прилагательных.
Знаки препинания:
- запятая при однородных членах предложения;
- запятая в сложном предложении;
-обособленных определениях, обстоятельствах, дополнениях с предлогом;
«Утверждаю»
И.О. директора
МКОУ Мировской ООШ
_______ Данилова М.В.
Срезовый контрольный диктант
по русскому языку в 8 классе с грамматическим заданием.
07.04. 2017 года.
Диктант
В то утро впервые в жизни я услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке.
Я смотрел в открытое окно, лежа в постели, подрагивая от холодка зари.
Улица была залита розовым светом встававшего за домами солнца. Открылись ворота, и пастух-хозяин, в новой синей поддевке, в помазанных дегтем сапогах и высокой шляпе, похожей на цилиндр, вышел на середину пустынной улицы, поставил у ног своих шляпу и приложил обеими руками длинный рожок к губам. Рожок заиграл так громко, что даже в ушах задребезжало. Но это только сначала. Потом он стал забирать выше, жальче. И вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело. Замычали вдали коровы, подбираясь понемногу ближе. А пастух все играл, казалось, забыв про все. Играл, запрокинув голову, играл как бы в небо. Когда пастух переводил дыхание, раздавались восхищенные голоса: «Вот это мастер! И откуда в нем столько духу!» (140 слов). (По И. Шмелеву).
Грамматическое задание
1. Сделать фонетический разбор слова:
Рожке - 1-й вариант
холодка - 2-й вариант
2. Разобрать слова по составу:
Подрагивая, встававшего, открылись - 1-й вариант
Подбираясь, помазанных, услышал - 2-й вариант
3. Синтаксический разбор предложения.
Я смотрел в открытое окно, лёжа в постели, подрагивая от холодка
зари. - 1-й вариант
А пастух играл, казалось, забыв про всё. - 2-й вариант
Критерии оценки знаний учащихся
Диктант
• «5» – за работу, в которой нет ошибок.
• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.
• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Грамматическое задание
«5» - безошибочное выполнение всех заданий;
«4» - если учеником выполнено 3 задания с небольшими погрешностями;
«3» - правильно выполнил не менее 2-х заданий с небольшим недочетами;
«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.
multiurok.ru