Контрольная работа: Бородин, Михаил Маркович. Контрольная работа бородин


Контрольная работа - Бородин, Михаил Маркович

План Введение 1 Биография 1.1 Работа в Коминтерне 1.2 Работа в СССР 1.3 Арест 2 Семья 3 Интересные факты

Список литературы

Введение

Михаи́л Ма́ркович Бороди́н (Грузенберг) (9 июля 1884, Яновичи, Витебская губерния — 29 мая 1951) — российский революционер, агент Коминтерна[1], советский государственный и общественный деятель.

1. Биография

В 1903 вступил в РСДРП, большевик.

В 1904—1905 жил в эмиграции в Берне. Во время Революции 1905—1907 — на подпольной работе в Риге. Делегат Таммерфорсской конференции большевиков и IV (Объединительного) Стокгольмского съезда РСДРП.

В конце 1906 эмигрировал в Великобританию. С начала 1907 до июля 1918 жил в США, где организовал школу для политических эмигрантов, стал видным деятелем русской политической эмиграции в США.

1.1. Работа в Коминтерне

В 1918 году по указанию Ленина направлен в Швецию для урегулирования вопросов, связанных с дореволюционным финансированием партии большевиков, откуда в январе 1919 года (после поражения Германии в Первой мировой войне) выслан вместе с группой большевиков и английских агентов (Вацлав Воровский, Максим Литвинов, агент MI6 Артур Рэнсом и другие).

В 1919 был первым советским консулом в Мексике, где стоял у истоков одной из параллельно возникших коммунистических партий и способствовал созданию Латиноамериканского бюро III Интернационала. По некоторым сведениям, встречался с президентом Мексики Венустиано Каррансой, которому предложил идею антиимпериалистической борьбы. В Мексике познакомился с индийским эмигрантом-националистом Манабендра Нат Роем, которого обратил в марксизм и привёл в ряды Коммунистического Интернационала.

После работы в Мексике Бородин короткое время был советником в Шотландии. В Турции, опять в качестве советника, Бородин встречался с Кемалем Ататюрком.

В 1919—1922 работал в Коминтерне. В 1922 как агент Коминтерна был арестован в Глазго (Великобритания) и после полугодового заключения выслан из страны.

С 8 сентября 1923 по июль 1927 — политический советник ЦИК Гоминьдана (Китай). Бородин сменил на этом посту Александра Ивановича Черепанова[1][2]. Будучи советником и личным другом Сунь Ятсена, организовывал союз между партией Гоминьдан и китайскими коммунистами. После измены Чан Кайши в 1927 был отозван в Советский Союз вместе с женой, двумя сыновьями и Анной Стронг.

1.2. Работа в СССР

После возвращения в СССР был назначен заместителем наркома труда. В 1932—1934 заместитель директора ТАСС. С 1932 года — главный редактор англоязычной газеты Московские новости (Moscow News ). В 1941—1949 главный редактор Совинформбюро.

1.3. Арест

Арестован в 1949 году в ходе кампании по борьбе с «космополитами». Умер 29 мая 1951 года[3] в исправительно-трудовом лагере в Сибири. По другим данным он после закрытия газеты «Московские новости» был арестован, сидел в Лефортовской тюрьме и был расстрелян. Посмертно реабилитирован[4].

2. Семья

Жена — Фаина (Фанни) Семёновна Бородина (в девичестве Орлюк). Бородин познакомился с женой в 1908 году на партийном собрании в Чикаго.

Дети:

· Фёдор (Фрэд) Михайлович Бородин (род. 1908) — полковник Красной Армии, погиб в начале Великой Отечественной войны.

· Норман Михайлович Бородин (1911—1974) — разведчик и журналист[5].

3. Интересные факты

· Михаил Бородин был прототипом одного из главных героев романа Андре Мальро «Завоеватели»[6].

Литература

· Jacobs D.N. Borodin. Stalin’s Man in China. Stanford Univ. Press, 1985 ISBN 978-0-674-07910-6 ISBN 0-674-07910-8

· Хейфец Л. С. Латинская Америка в орбите Коминтерна. Опыт биографического словаря. М.: ИЛА РАН, 2001;

· Taibo P.I. II. Los Bolcheviquis. Mexico: J.Mortiz, 1986; Martinez Verdugo A. (ed.) Historia del comunismo mexicano. Mexico: Grijalbo, 1985;

· Jeifets L., Jeifets V., Huber P. La Internacional Comunista y América Latina, 1919—1943. Diccionario biográfico. Ginebra: Instituto de Latinoamérica-Institut pour l’histoire du communisme, 2004;

· Хейфец В. Л. Провал континентальной революции: Коминтерн и эволюция левого движения Мексики в 1919—1921 гг. // Россия в контексте мировой истории. СПб.: Наука, 2002, с. 252—277;

· Kheyfetz L. and V. Michael Borodin. The First Comintern-emissary to Latin America // The International Newsletter of Historical Studies on Comintern, Communism and Stalinism. Vol.II, 1994/95. № 5/6. P.145-149. Vol.III (1996). № 7/8. P.184-188;

· Усов В. Советская разведка в Китае. 20-е годы ХХ века.

От всех Бородиных по кровным узам Россйской федерации… этот Грузенберг Еврей (жулик и мошенник ) не какого отношения к Бородиным не имеет а обычный вор убийца и мошенник… убийством завладел чужими документами подделав их стал Бородиным ..

Список литературы:

1. The tragedy of Chinese revolution — part II (англ.)

2. Вячеслав Михайлович Лурье, Валерий Яковлевич Кочик ГРУ: дела и люди 2003 ISBN 5-7654-1499-0, ISBN 978-5-7654-1499-6

3. Бородин Михаил Маркович — статья в БСЭ

4. Залесский К. А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000

5. Кто вы, Норман Бородин?

6. Андре Мальро. Послесловие к роману «Завоеватели»

Источник: ru.wikipedia.org/wiki/Бородин,_Михаил_Маркович

www.ronl.ru

Контрольная работа - Бородин, Михаил Никанорович

Михаи́л Никано́рович Бороди́н (03 ноября 1868 — после1930) — участник Первой мировой войны, Белого движения во время Гражданской войны, генерал-майор (1917).

Биография

Родился 3 ноября 1868 года в г. Уральске, в семье потомственных дворян Уральского казачьего войска. Его отец, сотник Никанор Иванович Бородин, занимал должность казначея Уральского Войскового хозяйственного правления. Мать — Апполинария Павловна, была представительницей одного из известнейших уральских дворянских родов Акутиных. Михаил был старшим ребенком в семье.Образование получил в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе, который окончил в 1887 году, затем поступил и в 1889 году окончил Павловское военное училище по I разряду и 10 августа 1889 года произведён в чин хорунжего, получив по собственному желанию назначение в 1-й Уральский казачий полк, где начал службу с февраля 1890 года. Осенью 1891 года Бородин, как примерный офицер, командируется в г.Санкт-Петербург, в Лейб-гвардии Уральскую казачью Его Величества сотню, а в июле 1892года окончательно переведен на службу в штат сотни. С мая 1906 года Лейб-гвардии Уральская казачья сотня вошла в состав сформированного Лейб-Гвардии Сводно-казачьего полка. В марте-июле 1912 года занимал должность командира лейб-гвардии 1-й Уральской сотни Сводно-Казачьего полка, затем с 27 июля 1912 года являлся исполняющим должность помощника командира лейб-гвардии Сводно-Казачьего полка по строевой части, 26 августа 1912 года произведен в чин полковника, а 21 октября 1912 года утвержден в должности помощника командира полка. После начала Первой Мировой войны, Бородин М.Н. убыл на фронт в составе своего полка, находясь в прежней должности. Лейб-гвардии Сводно-Казачий полк вошёл в состав 3-й гвардейской кавалерийской дивизии и уже в августе-сентябре 1914 года участвовал в Восточно-Прусской операции. 16 сентября 1915 года он был назначен командиром 1-го Уральского казачьего полка, уже неоднократно отличившегося к тому времени на полях сражений. Полк входил в 9-ю кавалерийскую дивизию, действовавшую в составе 7-й армии Юго-Западного фронта. В конце мая 1916 года, началось наступление 7-й армии Юго-западного фронта. В ходе кровопролитных боёв, русские войска разбили войска Австро-Венгрии, сбив их с укрепленных позиций. Во время преследования отступавшего противника произошло несколько знаменательных боёв в ходе которых личный состав Уральского казачьего полка показал пример самоотверженности и героизма. За смелость и героизм 1-й Уральский казачий полк был представлен к коллективной награде – серебряными Георгиевскими трубами, а многие офицеры и нижние чины были представлены к наградам. После этого, потерявший большой процент личного состава убитыми и ранеными, 1-й Уральский казачий полк в июне 1916 года был отведен в резерв, а потом занимал оборону по р.Днестр, непрерывно ведя боевые действия с неприятелем. Полковник Бородин М.Н. за предыдущие отличия, личное мужество и героизм, был произведен 17 января 1917 года в чин генерал-майора, оставаясь во главе своего полка. 28 марта 1917 г., в г.Уральске, на Экстренном съезде выборных представителей прошли выборы Войскового атамана Уральского казачьего Войска. Бородин был выдвинут частью казаков на этот пост и по итогам голосования занял второе место, уступив лишь заслуженному генерал-лейтенанту Любавину Г.П. На следующий после выборов день, победивший кандидат в атаманы – Любавин Г.П., отказался от должности сославшись на старость и болезни. Следующим кандидатом был Бородин, но он также отказался от должности Войскового атамана. Временным правительством с 3 мая 1917 года назначен на должность командира 2-й бригады 9-й кавалерийской дивизии. 26 декабря 1917 г. во главе 1-го и 8-го Уральских казачьих полков, с оружием выступил в поход с целью возвращения на территорию Уральского казачьего войска. Отражая попытки красногвардейских отрядов разоружить казаков, прибыл в Уральск (28.01.1918), где подчиненные ему части были распущены. После вступления красногвардейских частей на территорию Уральского казачьего войска являлся командиром казачьей дружины, затем командовал двумя казачьими полками. С июля 1918 года командующий уральскими казачьими частями войск Народной армии в Бузулукском районе. С сентября 1918 г. командир Уральской казачьей дивизии на Саратовском фронте (командующий генерал-майор Акутин В.И.), некоторое время исполнял должность командующего фронтом. 08 января 1919 года был командирован в качестве представителя Уральского казачьего войска в Ставку верховного главнокомандующего Вооруженных Сил Юга России генерал-лейтенанта Деникина А.И… Прибыв в Екатеринодар, занимался поставками вооружения, боеприпасов и продовольствия на территорию Уральского казачьего войска. В конце 1919 года назначен представителем Уральского казачьего войска при Донском атамане генерал-лейтенанте Богаевском А.П… В ноябре 1920 года эвакуировался с армией барона генерал-лейтенанта Врангеля П.Н. из Крыма. В эмиграции проживал в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (СХС).Похоронен в Савиново (Черногория).

Награды

· Орден Святой Анны 3 степени

· Орден Святого Станислава 3 степени

· Орден Святого Владимира 4 степени с мечами и бантом

· Орден Святой Анны 2 степени с мечами и бантом

· Орден Святого Владимира 3 степени с мечами

· Орден Святого Георгия 4-й степени.

Источник: ru.wikipedia.org/wiki/Бородин,_Михаил_Никанорович

www.ronl.ru

Курсовая работа - Бородин - Музыка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №19

Р Е Ф Е Р А Т

НА ТЕМУ:

А. П. Б О Р О Д И Н

Работу выполнил:

ученик 10 А класса

Александр

Проверил:

преподаватель

ИРКУТСК 1999 г

Александр Порфирьевич Бородин – русский композитор, ученый – химик.

Родился он 12 ноября 1833 г. в Петербурге. Внебрачный сын князя Л.С. Гедианова, при рождении был записан сыном камердинера князя – Порфи- рия Бородина. Бородин получил прекрасное домашнее образование. Владел

несколькими языками, играл на флейте, фортепиано, виолончели. Уже в детст-

ве определились основные увлечения Бородина, ставшие впоследствии его про-

фессиями, — химия и музыка.

В 1856 году Бородин окончил петербургскую Медико-хирургическую

академию. Изучая медицину, продолжал заниматься химией под руководст-

вом Н.Н Зинина. В 1858 году, защитив диссертацию, получил степень доктора медицины.

Под влиянием дружбы с прогрессивными учеными, как А.М.Бутлеров

Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов, писателями М.В. Успенским, М.А. Маркович

и статей В.Г. Белинского и А.И. Герцена сформировались передовые общест-

венные взгляды Бородина. Многогранен его облик как просветителя – шестиде-

сятника. Живя в Петербурге, Бородин занимался научной, педагогической и об-

щественной деятельностью. В 1864 году получил звание профессора Медико-хирургической академии. В 1874 году стал заведующим кафедрой химии, а в

1877 году присвоено звание академика.

Бородин был европейски известным ученым-экспериментатором и теоре-тиком, автором более 40 научных трудов, активным участником прогрессивных реформ в Медико-хирургической академии, одним из организаторов и педаго-

гов Женских врачебных курсов.

Много времени уделял Бородин музыке. Студентом он посещал любите-

льские кружки, играл в ансамблях.

Рано начал Бородин заниматься и сочинением. Ему было всего пятнад-

цать-шестнадцать лет, когда в печати появились сведения о его композиторских

опытах: «Просим читателей обратить внимание на новое, прекрасное сочине-

ние: Adagiopatetico (inA-dur), написанное для фортепиано даровитым пятнад-

цатилетним композитором Александром Бородиным. В этом небольшом музы-

кальном произведении столько души и творческой силы, что мы заранее позд-

равляем любителей с новым талантом, обещающим блестящую будущность».

В 1859 году он уезжает за границу в научную командировку для усовер-

шенствования в области химии.

Там он проводит ценные научные исследования, читает доклад в Париж-

ском химическом обществе членом которого он был избран, публикует за гра-

ницей больше десяти работ на немецком, французском и итальянских языках.

Заграничная поездка принесла Бородину и личное счастье. В Гейдельбер-

ге, где протекала значительная часть его командировки, он познакомился с де-

вушкой, приехавшей за границу лечиться. Екатерина Сергеевна Протопопова –

так звали ее – была великолепная пианистка.

И в Гейдельберге Бородин не оставлял музыкальных занятий: играл на

виолончели и даже сочинял. Днем он занимался напряженной научной рабо-

той, а вечера посвящались музыке. Слушая игру Екатерины Сергеевны, Боро-

дин узнавал то, что ему было еще не известно; молодая пианистка тонко и вдо-

хновенно исполняла музыку Шумана, Шопена.

Бородин открывал для себя все новые и новые стороны в даровании своей

соседке по пансиону, и это особенно сближало их.

Богатырских сил Бородина хватало на все. По двенадцать часов – с пяти

утра до пяти вечера – он работал в лаборатории; потом до восьми часов совер-

шал с Екатериной Сергеевной прогулки по живописным окрестностям Гедель-

берга, а время с восьми до двенадцати отдавалось музыке.

Занятия музыкой продолжались в Италии. Екатерина Сергеевна по состо-

янию здоровья должна была перебраться в более теплый климат. Местом при-

бывания она избрала город Пизу, куда приехал и Бородин. Днем он по-прежне-

му работал в лаборатории, а вечерами они вмести слушали итальянские народ-

ные песни, встречались с музыкантами, а иной раз Бородин отправлялся в мес-

тный оперный театр, садился в оркестр и играл в спектаклях партию виолонче-

ли.

Осенью 1862 года молодой талантливый русский ученый возвращается в

Москву. В России оставалась мать Бородина, которую он нежно любил. В пись-

мах из-за границы он подробно описывал ей распорядок дня, условия жизни,

окружающих его людей, музицирование в свободное время – все, все… даже

нарисовал план своей комнаты с точным расположением предметов обстанов-

ки. Письма трогали теплым заботливым отношением, доверчивой откровен-

ностью, только обращение в них были необыкновенными: “ душенька”, “ тету-

шка” – и никогда не встречалось слово “ мама”. Так его приучили с детства.

Мать не была повенчана с отцом – старым князем, человеком женатым, — поэ-

тому сын выдавался ею за племянника.

Итак, Бородин приехал в Россию довольный. Его ждала любимая работа и счастье с любимой женщиной, которая в ближайшем будущем станет его вер-

ной женой.

Он торопился увидеться с друзьями: с Сеченовым, Менделеевым. Но осо-

бенно Бородину хотелось встретится с Сергеем Петровичем Боткиным, товари-

щем по Медико-хирургической академии, который сейчас был профессором-

терапевтом.

Каждую неделю у Боткина собирались артисты, музыканты, писатели.

Научные интересы сочетались у него с художественными, и сам он горячо

любил музыку и играл на виолончели.

Однажды на прием к знаменитому врачу с жалобами на головные боли

пришел Балакирев. Однако довольно быстро музыка отодвинула на второй

план отношения доктора и пациента. Балакирев стал посещать боткинские

“субботы”. Здесь он и встретился с Бородиным, который не замедлил появить-

ся у самого Балакирева, став сразу же участником его кружка.

Во вкусах, взглядах и устремлениях Бородина обнаружилось много об-

щего с балакиревцами. Так же, как и они, он горячо любил музыку Глинки, с

которой он познакомился еще в студенческие годы на любительских вечерах

камерной музыки. В собственных композиторских опытах Бородин отдал дань

русской песне: среди его ранних сочинений – струнное трио на тему песни

“Чем тебя я огорчила,” а также песни, написанные в характере народных, для

голоса с сопровождением фортепиано и виолончели – “Разлюбила красна деви-

ца,” “Слушайте, подруженьки, песенку мою.”

У Балакирева Бородин познакомился с Кюи и со Стасовым, встретился

вновь со старым знакомым Модестом Петровичем Мусоргским. Войдя в музы-

кальный кружок познакомился с Римским-Корсаковым.

Они, эти юноши, нашли друг друга в жизни, они знали, во что верить, че-

го добиваться; но они еще не нашли себя в искусстве, своих собственных, еще

никому не ведомых путей; эти пути еще предстояло найти и во многом найти

сообща. Впоследствии это тесное музыкальное содружество вошло в жизнь,

а затем и в историю под названием “Могучая кучка”

Бородин был очень занят работой в Медико-хирургической академии,

но все же не оставлял композиций. Днем время уходило на работу в лаборато-

рии, на чтение лекций, которые Бородин проводил захватывающе-увлекатель-

но, а немногие часы вечернего досуга отдавались сочинению.

Балакирев посоветовал Бородину взяться за сочинение симфонии. До встречи с Балакиревым ученый-химик не придавал серьезного значения своим

музыкальным занятиям. Он всегда самозабвенно слушал музыку, участвовал в

ее исполнении, кое-что писал сам, но никогда не думал о музыке как о про-

фессии; “… мне кажется, что, по всей вероятности, я был первым, сказавшим

ему, что его настоящее дело – композиторство. Он с жаром принялся сочинять

свою Es-dur’ ную симфонию, каждый такт которой проходил через мою крити-

ческую оценку,” — писал Балакирев.

Темы симфонии не были заимствованы из народных песен, но в них ощу-

щалось кровное родство с русским народным творчеством и с народной музы-

кой Востока. Развитие их было неповторимо свежим, а вся симфония в целом –

мощной и гармоничной. При ее прослушивании совсем не ощущалось, что ав-

тор писал ее несколько лет, урывками, иногда с долгими перерывами. И никто бы не сказал, что симфония была первым оркестровым произведением компо-

зитора.

В 1867 году Бородин пишет оперу-фарс “Богатыри”. Эта опера являлась

пародией на псевдоисторические оперы, искажавшие русскую старину. Затем

он пишет несколько романсов, в том числе “Спящая княжна”, “Песня темного леса”. Публика в восторге. Ободренный успехом Бородин приступает к работе

над оперой “Князь Игорь” и завершает Вторую симфонию под названием “Бо-

гатырская”. Симфония начинается темой, полной могучей суровой силы, одно- временно грозной и величавой. Почти зримой конкретностью обладает возника-

ющий образ богатырской удали и бесстрашия, воссоздающий героев русского

былинного эпоса.

Одновременно со Второй симфонией Бородин сочинял “Князя Игоря”. Он

работал над оперой с увлечением, и многие из характерных для нее образов прежде нашли воплощение в симфоническом жанре, в котором композитор чув-

ствовал себя более свободно. И если первая тема первой части симфонии ассо-

циируется с мужественным обликом русских витязей, то вторая, отмеченная

благородной мягкостью и сосредоточенной уравновешенностью, легко воспри-

нимается как параллель к образу Ярославны.

Бородин выступил в этом сочинении как самобытный и зрелый художник

властно подчиняющий своим замыслам звучание оркестра и мастерски владею-

щий тематическими превращениями.Создав монументальную эпическую ком- позицию, Бородин определил целое направление в русском симфонизме. И опе-

ру ему хотелось писать в том же стиле.

Не только вопросы оперного стиля волновали Бородина в связи с сочине-

нием “Князя Игоря”. Ничуть не меньше его заботила верность и правдивость воспроизведения исторических событий в опере.

Документальная тщательность, особенно в темах исторических, была

присуща и русскому реалистическому искусству – и в живописи, и в музыке, и в художественной литературе.

Композиторы “Могучей кучки” много внимания уделяли изучению источ-

ников. Но Бородину это было свойственно в наибольшей степени. Крупный ученый, он и в музыке при всей вдохновенности его творчества сохранил под-

ход ученого, что, бесспорно, сказалось в его сочинениях.

В либретто оперы “Князь Игорь” значительная роль принадлежит полов-

цам – кочевому народу, совершавшему набеги на Русскую землю. Два действия

оперы Бородина происходят в половецком стане. Воображению композитора

представлялись характерные восточные песни и пляски, то плавные и полные неги, то безудержно дикие и огненные. Но он и здесь хотел верности и правди-

вости. Через русского этнографа, члена Географического общества В.Н.Майно-

ва Бородин обращается с рядом вопросов к венгерскому специалисту-исследо-

вателю и путешественнику П.Хунфальви, расспрашивает о половцах и особен-

но об их песнях. Венгерский ученый ответил подробным письмом, в котором

сообщал, что потомки древних половцев и сейчас живут в Венгрии, описывал особенности их народной музыки и даже указал несколько сборников народных

песен, в том числе и половецких. Столь же обстоятельно изучал Бородин и дру-

гие материалы для своей оперы. Музыка, которую он сочинял, выходила прек-расной и могучей.

Жизнь Бородина в это время была наполнена самыми разнообразными де- лами и обязанностями, которых становилось все больше и больше. Они погло-

щали массу сил и времени, не давая сосредоточиться на творчестве. Лекции и

лабораторные исследования в академии, участие в заседаниях ученого совета,

забота о женских медицинских курсах, об организации материальной помощи

учащейся молодежи. Зная его исключительную доброту и отзывчивость, к не-му постоянно обращались с просьбами помочь, похлопотать, устроить. Боро- дин действительно никогда никому не отказывал, забывая о своем отдыхе и от-

кладывая творческую работу.

«Мне всегда казалось странным, — замечал Римский-Корсаков, — что неко- торые дамы стасовского общества и круга, по-видимому восхищавшиеся ком-

позиторским талантом Бородина, нещадно тянули его во всякие благотвори-тельные комитеты и запрягали в должности казначея и т.п., отнимая у него вре-

мя, которое могло бы пойти на создание чудесных художественно-музыкаль-

ных произведений; а между тем благодаря благотворительной сутолоке оно раз-

менивалось у него на мелочные занятия, выполнить которые мог бы и не такой

человек, как Бородин. Сердце у меня разрывалось, глядя на его жизнь, испол- ненную самоотречения по инерции.»

Но жить совсем без музыки Бородин не мог. И если не удавалось сочи-

нять – для этого нужны были протяженные отрезки времени, — то он выкраивал какие-то часы на музыкальное исполнительство; дирижировал любительским

оркестром своей Медико-хирургической академией, женским хором слуша- тельниц Врачебных курсов, организовал не один концерт в пользу этих курсов,

причем сам проводил репетиционную работу.

Жизнь осложнялась еще и тем, что жена композитора, Екатерина Сергеев-

на, была тяжело больным человеком. Она любила своего мужа, ценила его ог-

ромное дарование, но создать ему уют и покой, окружить заботой не имела воз-

можности, так как большую часть года жила врозь с ним. При ее болезни – аст-

ме – ей вреден был сырой петербургский климат, и на зимние и осенние меся-цы переезжала к матери в Москву.

Римский-Корсаков и Стасов видели, как живет Бородин, понимали, что ему очень трудно, и всеми силами старались не дать ему забросить сочинение.

«Скажите же еще ради бога, во время праздников не продвинулся ли “Князь Игорь”.Или же он так-таки и спит целых два года? Если да, это просто непростительно для талантливого человека, как Вы,» – взывал к композитору

Стасов.

Римский-Корсаков согласился на любую работу, чтобы помочь Бородину:

“Я предлагаю ему себя в музыкальные секретари, лишь бы только подвинуть

его чудную оперу.”

Труднее всего было организовать исполнение произведений Бородина.

Сочиненное существовало или в его памяти и памяти товарищей, которым он все играл, или же в черновых записях на отдельных клочках бумаги. Но для того, чтобы исполнить произведение в концерте, нужна была партитура, кото- рую мог сделать только сам композитор. А у Бородина, перегруженного массой

научных и общественных обязанностей, никогда не оставалось на это времени.

Римский-Корсаков просто приходил в отчаяние от того, что даровитому человеку так мало удается сделать. Между тем музыка Бородина превосходна,

познакомить с ней публику необходимо. Дело кончается тем, что Римский- Корсаков приглашает к себе домой Бородина, зовет на помощь Лядова, и все

втроем садятся писать партитуру. Для ускорения дела приходится писать не чернилами, а карандашом, а чтобы карандаш не стерся, Бородин покрывает ис-писанные листы специально приготовленным им составом вроде прозрачного лака (химик!) Затем Римский-Корсаков протягивает в своем кабинете веревки, на которых для просушки развешиваются покрытые лаком листы партитуры.

Но Бородину так и не удалось завершить свою оперу. 15 февраля 1887 го-

да Бородин скончался. Смерть наступила мгновенно.

Бородин решил собрать у себя молодежь и устроить костюмированный вечер. Сам он нарядился в желто-красную шерстяную русскую рубашку и си-

ние шаровары. В разгар веселья, разговаривая с гостьей, он вдруг упал во весь

рост.

«Боже мой! Какой это был ужас! Какой крик вырвался у всех, — вспоми- нает его знакомая, присутствовавшая на вечере. – Все бросились к нему и тут

же на полу, не поднимая его, стали приводить его в чувство. Понемногу со-

шлись все врачи и профессора, жившие в Академии. Почти целый час напря-

гали все усилия, чтобы вернуть его к жизни. Были испробованы все средства,

и ничто не помогало… И вот он лежал перед нами, а мы все стояли кругом в

наших шутовских костюмах и боялись сказать друг другу, что все кончено.

Помню, что последним пришел профессор Манассеин, когда уже все было ис-

пробовано. Он наклонился над ним, послушал сердце, махнул рукой и сказал:

“Поднимите же его”.»

Все было кончено. Изношенное непосильной нагрузкой трех десятилетий

сердце не выдержало. Жена Бородина, сама тяжело больная, в это время была в Москве…

Немедленно в осиротевший дом вместе со Стасовым отправился Рим-

ский-Корсаков и перевез к себе все нотные рукописи Бородина.“Князь Игорь”

так и остался недописанным. Потрясенный смертью друга, Римский-Корсаков

не мог заснуть всю ночь. Он старался припомнить все замыслы автора “Игоря”,

по памяти делал наброски того, что не успел записать Бородин.

На другой день Римскому-Корсакову пришлось услышать от разных лю- дей одно и то же: «Ну, теперь “Игорь” будет окончен». Композитор принял это

как само собой разумеющееся. Более двадцати лет длилась дружба Бородина и

Римского-Корсакова, и из них на протяжении восемнадцати, с остановками и перерывами, сочинялся “Князь Игорь”.

На похороны Бородина стеклись массы людей. Отдать ему последний долг пришли все, кто знал его как музыканта, ученого, просто как чуткого и доброго человека. Сменяя друг друга, студенты несли гроб на руках через весь

город до кладбища Александро-Невской лавры. Похоронили Бородина рядом

с Мусоргским.

Через несколько дней в квартире Бородина собрались Римский-Корсаков,

Глазунов, Беляев. Было решено, что помогать Римскому-Корсакову будет Гла-

зунов. Ему поручалось по памяти записать увертюру к “Князю Игорю”, кото-рую Бородин часто играл в кругу друзей, но которая так и не была им написана.

С наступлением лета Римский-Корсаков вплотную взялся за партитуру оперы Бородина. Он писал: «Работа над оркестровкой “Князя Игоря” шла …

легко, непринужденно и, по-видимому, удавалась».

Наступило 23 октября 1890 года. В этот вечер в Мариинском театре сос-

тоялась премьера оперы “Князь Игорь”.Успех был огромен. Страшно подумать,

что русская музыка могла бы остаться без “Князя Игоря”, не будь Римского-Корсакова.С бескорыстной преданностью истинного друга и художника-граж- данина он героически принял на себя огромный труд.

Прирожденный оперный композитор, впоследствии автор пятнадцати опер, на годы редактирования “Хованщины” умершего Мусоргского и “Князя

Игоря” Римский-Корсаков совсем отказался от сочинения опер. К этому следу- ет добавить, что он выполнил эту работу совершенно безвозмездно, не получив

не единой копейки ни от нотоиздательства, ни от театра.

Только во имя славы русского искусства он сделал все, чтобы спасти две

гениальные оперы от забвения, и это нельзя иначе назвать, как великим творче-

ским подвигом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Советский энциклопедический словарь.

Под редакцией А.М.Прохорова. М., 1985.

2. Музыкальная энциклопедия.

Под редакцией Ю.В.Келдыша. М., 1973.

3. Композиторы “Могучей кучки”.

Е.М.Гордеева. М., “Музыка”, 1985.

www.ronl.ru

Курсовая работа - Бородин, Михаил Маркович

План Введение 1 Биография 1.1 Работа в Коминтерне 1.2 Работа в СССР 1.3 Арест 2 Семья 3 Интересные факты

Список литературы

Введение

Михаи́л Ма́ркович Бороди́н (Грузенберг) (9 июля 1884, Яновичи, Витебская губерния — 29 мая 1951) — российский революционер, агент Коминтерна[1], советский государственный и общественный деятель.

1. Биография

В 1903 вступил в РСДРП, большевик.

В 1904—1905 жил в эмиграции в Берне. Во время Революции 1905—1907 — на подпольной работе в Риге. Делегат Таммерфорсской конференции большевиков и IV (Объединительного) Стокгольмского съезда РСДРП.

В конце 1906 эмигрировал в Великобританию. С начала 1907 до июля 1918 жил в США, где организовал школу для политических эмигрантов, стал видным деятелем русской политической эмиграции в США.

1.1. Работа в Коминтерне

В 1918 году по указанию Ленина направлен в Швецию для урегулирования вопросов, связанных с дореволюционным финансированием партии большевиков, откуда в январе 1919 года (после поражения Германии в Первой мировой войне) выслан вместе с группой большевиков и английских агентов (Вацлав Воровский, Максим Литвинов, агент MI6 Артур Рэнсом и другие).

В 1919 был первым советским консулом в Мексике, где стоял у истоков одной из параллельно возникших коммунистических партий и способствовал созданию Латиноамериканского бюро III Интернационала. По некоторым сведениям, встречался с президентом Мексики Венустиано Каррансой, которому предложил идею антиимпериалистической борьбы. В Мексике познакомился с индийским эмигрантом-националистом Манабендра Нат Роем, которого обратил в марксизм и привёл в ряды Коммунистического Интернационала.

После работы в Мексике Бородин короткое время был советником в Шотландии. В Турции, опять в качестве советника, Бородин встречался с Кемалем Ататюрком.

В 1919—1922 работал в Коминтерне. В 1922 как агент Коминтерна был арестован в Глазго (Великобритания) и после полугодового заключения выслан из страны.

С 8 сентября 1923 по июль 1927 — политический советник ЦИК Гоминьдана (Китай). Бородин сменил на этом посту Александра Ивановича Черепанова[1][2]. Будучи советником и личным другом Сунь Ятсена, организовывал союз между партией Гоминьдан и китайскими коммунистами. После измены Чан Кайши в 1927 был отозван в Советский Союз вместе с женой, двумя сыновьями и Анной Стронг.

1.2. Работа в СССР

После возвращения в СССР был назначен заместителем наркома труда. В 1932—1934 заместитель директора ТАСС. С 1932 года — главный редактор англоязычной газеты Московские новости (Moscow News ). В 1941—1949 главный редактор Совинформбюро.

1.3. Арест

Арестован в 1949 году в ходе кампании по борьбе с «космополитами». Умер 29 мая 1951 года[3] в исправительно-трудовом лагере в Сибири. По другим данным он после закрытия газеты «Московские новости» был арестован, сидел в Лефортовской тюрьме и был расстрелян. Посмертно реабилитирован[4].

2. Семья

Жена — Фаина (Фанни) Семёновна Бородина (в девичестве Орлюк). Бородин познакомился с женой в 1908 году на партийном собрании в Чикаго.

Дети:

· Фёдор (Фрэд) Михайлович Бородин (род. 1908) — полковник Красной Армии, погиб в начале Великой Отечественной войны.

· Норман Михайлович Бородин (1911—1974) — разведчик и журналист[5].

3. Интересные факты

· Михаил Бородин был прототипом одного из главных героев романа Андре Мальро «Завоеватели»[6].

Литература

· Jacobs D.N. Borodin. Stalin’s Man in China. Stanford Univ. Press, 1985 ISBN 978-0-674-07910-6 ISBN 0-674-07910-8

· Хейфец Л. С. Латинская Америка в орбите Коминтерна. Опыт биографического словаря. М.: ИЛА РАН, 2001;

· Taibo P.I. II. Los Bolcheviquis. Mexico: J.Mortiz, 1986; Martinez Verdugo A. (ed.) Historia del comunismo mexicano. Mexico: Grijalbo, 1985;

· Jeifets L., Jeifets V., Huber P. La Internacional Comunista y América Latina, 1919—1943. Diccionario biográfico. Ginebra: Instituto de Latinoamérica-Institut pour l’histoire du communisme, 2004;

· Хейфец В. Л. Провал континентальной революции: Коминтерн и эволюция левого движения Мексики в 1919—1921 гг. // Россия в контексте мировой истории. СПб.: Наука, 2002, с. 252—277;

· Kheyfetz L. and V. Michael Borodin. The First Comintern-emissary to Latin America // The International Newsletter of Historical Studies on Comintern, Communism and Stalinism. Vol.II, 1994/95. № 5/6. P.145-149. Vol.III (1996). № 7/8. P.184-188;

· Усов В. Советская разведка в Китае. 20-е годы ХХ века.

От всех Бородиных по кровным узам Россйской федерации… этот Грузенберг Еврей (жулик и мошенник ) не какого отношения к Бородиным не имеет а обычный вор убийца и мошенник… убийством завладел чужими документами подделав их стал Бородиным ..

Список литературы:

1. The tragedy of Chinese revolution — part II (англ.)

2. Вячеслав Михайлович Лурье, Валерий Яковлевич Кочик ГРУ: дела и люди 2003 ISBN 5-7654-1499-0, ISBN 978-5-7654-1499-6

3. Бородин Михаил Маркович — статья в БСЭ

4. Залесский К. А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000

5. Кто вы, Норман Бородин?

6. Андре Мальро. Послесловие к роману «Завоеватели»

Источник: ru.wikipedia.org/wiki/Бородин,_Михаил_Маркович

www.ronl.ru

Контрольная работа - Бородинское сражение 3

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

1.Причины Бородинского сражения……………………………….…..5

2. Подготовка Бородинского сражения………………………………..7

3. Ход Бородинского сражения…………………………………………9

Заключение……………………………………………….…….….……10

Список использованной литературы и источников………………….11

Введение

Бородинское сражение является одной из героических страниц русской истории. Участники Отечественной войны 1812 г. вспоминали об этом событии с особым чувством. «Всё испытано в сей день, до чего может возвыситься достоинство человека!» — много лет спустя утверждал генерал Ермолов, прошедший Аустерлиц, Прейсиш-Эйлау, Фридланд, Бородино, Малый Ярославец и Березину, воевавший под Лейпцигом и у стен Парижа. Генеральное сражение при селе Бородине является самым значительным военным столкновением не только Отечественной войны 1812 года, но и всего периода наполеоновских войн в Европе. За исключением сравнительно короткого периода 1917 — середины 1930-х гг. (но и тогда невозможно было изгнать до конца историческую память о нем) Бородино в российском самосознании всегда было символом патриотизма, воинского долга, чести и мужества.

Война 1812 г. стала одной из важнейших вех в российской и мировой истории. Ее события, кульминацией которых было Бородинское сражение, неизменно вызывают большой интерес историков, писателей и публицистов, создавая иллюзии о некой «прозрачности» и очевидности их причин, хода и последствий. В сущности, все книги о Бородинском сражении с удивительным постоянством воспроизводят в каждой отдельно взятой стране одни и те же национально-ограниченные сюжеты и вызывают одни и те же национально-определенные чувства. Историческая память каждого народа, участвовавшего в сражении или наблюдавшего его издалека (как, например, обстояло дело с англичанами и американцами), базируется на каком-то одном, строго определенном мифе, созданном под воздействием коллективных представлений той или иной нации и благодаря различным идеологическим манипуляциям, производимым государственной властью. В настоящей статье мы обратимся к тому мифу о Бородинском сражении, который сформировался во французской историографии.

Еще не закончилась Бородинская битва, как в 3 часа пополудни 7 сентября 1812 г. начальник штаба наполеоновской армии маршал Л.-А. Бертье отправил министру иностранных дел Франции Г.-Б. Маре, герцогу Бассано, сообщение о выигранном сражении:

«Его величество атаковал врага в 5 часов утра. Он совершенно разбит. Сейчас 3 часа, враг полностью отходит, император его преследует». Через 3 дня в Можайске Наполеон собственноручно составил 18-й бюллетень Великой армии, где попытался представить «битву при Москве-реке» как полную и решительную победу над русскими войсками. По утверждению бюллетеня, уже к 8 часам утра неприятель был выбит со всех позиций и, хотя еще пытался затем их возвратить, всюду был отброшен, а к 2 часам пополудни сражение фактически было закончено. Русские потери оценивались в 40-50 тыс. человек, французские — в 10 тыс.[1].

В своей работе мы не ставим целью определить причины такого разнообразия взглядов на этот важный вопрос.

Цель настоящей работы – исследование причины, подготовки и хода событий Бородинского сражения.

1.Причины Бородинского сражения

После вторжения французской армии на территорию Российской Империи в июне 1812 года русские войска постоянно отступали. Из-за быстрого продвижения французов и подавляющего их превосходства главнокомандующему русской армией, генералуБарклаю-де-Толли, не удавалось подготовить войска к сражению, а вступать в неподготовленный бой было опасно, так как это грозило потерей армии. Затянувшееся отступление вызвало общественное недовольство, поэтому Александр I сместил Барклая-де-Толли и назначил главнокомандующим генерала-от-инфантерии Кутузова. Однако и ему пришлось отступать, чтобы выиграть время для сбора всех сил.

Прибыв в начале августа 1812 г. в действующую армию, Кутузов установил, что войска ослаблены и насчитывают в общей сложности около 95 тыс. человек при 605 орудиях. Первоочередной задачей являлось создание достаточных резервов. Кутузов настойчиво требовал ускоренной присылки к Москве новых полков. Одновременно он дал приказ выбрать позицию для предстоящего сражения. Она была найдена около села Бородина в 12 км от Можайска и в 120 км от Москвы.

Бородинское поле представляло собой обширную пересеченную местность, дававшую возможность развернуть русские войска и оседлать дороги, ведущие к Москве. Правый фланг позиции прикрывался рекой Москвой, левый упирался в труднопроходимый Утицкий лес. К началу Бородинского сражения русская армия, получившая подкрепления, насчитывала 120 тыс. человек при 640 орудиях против 130 тыс. французов при 587 орудиях.

5 сентября французская армия подошла к Бородинскому полю. Наполеон убедился, что правый фланг русских недоступен для обхода, и решил бросить свои основные силы на центр и левый фланг. Подступы к левому флангу русских войск прикрывал редут (земляное укрепление) у деревни Шевардино.

В тот же день произошел упорный бой за Шевардинский редут. Кутузов приказал удерживать его, пока не будет закончено сооружение полевых укреплений на главной позиции. 12 тыс. русских до глубокой ночи сдерживали натиск 35 тыс. французов и оставили редут только после получения приказа об отходе.

2. Подготовка Бородинского сражения

Главные боевые действия развернулись с 6 часов утра 7 сентября (26 августа) на левом фланге русских войск, где командовал Багратион. Атаку начал корпус Даву под прикрытием огня 102 орудий. Эта атака была отбита картечным огнем. Вторую атаку Даву произвел в 7 часов утра, но снова потерпел неудачу. Наполеон, усилив войска Даву корпусом Нея и поддержав их огнем 150 орудий, произвел около 8 часов третью атаку. И на этот раз французы были отброшены.

Стремясь во что бы то ни стало добиться успеха, Наполеон сосредоточил на этом участке 45 тыс. человек при 400 орудиях против 15-18 тыс. русских войск. Однако последовавшие пять новых атак были безрезультатны. Во время наиболее кровопролитной последней атаки был тяжело ранен Багратион. Около 12 часов дня русские войска стали отходить. Сильный огонь артиллерии не дал французам развить успех и остановил их у Семеновского оврага. В это время Кутузов направил свою конницу для удара по левому флангу Наполеона. Этот рейд заставил Наполеона на время остановить свои атаки.

Одновременно шла упорная борьба за батарею Раевского, находившуюся на центральном участке. Французы атаковали ее несколько раз. Защитники батареи отстаивали укрепление с величайшим героизмом и самопожертвованием. Эта важная позиция долго оставалась в руках русских. Но ко второй половине дня после ряда кровопролитных атак французы все же захватили батарею Раевского. Русские войска отошли на новую позицию.

После 4 часов дня обе стороны вели главным образом сильный артиллерийский огонь. Канонада продолжалась до глубокой ночи. Затем французские войска отошли на исходные позиции.

Наполеону не удалось разбить русскую армию и тем самым поставить Россию на колени. «Французская армия разбилась о русскую», — писал участник сражения генерал А. Ермолов. Бородинское сражение обескровило наполеоновскую армию: она потеряла 58,5 тыс. солдат и офицеров и 49 генералов. Но и Кутузов не мог развить успеха. Русские потеряли 38,5 тыс. человек, а свежих резервов не было. Кутузов принял решение об отходе. Вскоре на военном совете в деревне Фили он отдал приказ ради сохранения армии оставить Москву без боя.

3. Ход Бородинского сражения

26 августа (7 сентября – по новому стилю) 1812 года. Бородинское поле. В 5 утра началось историческое боевое действо.

Русские войска вытянулись в прямую линию вдоль реки Колоча, и левый фланг наших войск при этом располагался у деревни Шевардино – то был теперь уже всемирно известный Шевардинский редут. Предполагалось, что Наполеон подойдет вплотную с другой стороны реки Колоча, и т.о. при начале боя атака французов будет затруднена необходимостью переправы. Но Наполеон на то и был Наполеоном, чтобы вести себя нестандартно и непредсказуемо. 24 августа, за два дня до «Бородина», французские разъезды наткнулись на левый фланг россиян, т.е. на Шевардинский редут, и совершенно неожиданно для россиян Наполеон приказал войскам переправиться через речку Колочу именно здесь, т.е. гораздо левее предполагаемого русскими места противостояния, и «на два дня раньше срока»! Редут был атакован, русские отступили и принуждены были срочно перегруппироваться и расположить свои войска совсем не так, как изначально предполагал Кутузов и его штаб. Обе армии оказались одна перед другой в совершенно чистом поле, и все заранее подготовленные русскими укрепления остались далеко в стороне. Наполеон же устроил в Шевардине свой наблюдательный пост, из которого руководил всем дальнейшим ходом сражения.

Выводы

Сражение закончилось неопределённым для обеих сторон результатом. Французские войска под командованием Наполеона не смогли одержать решающую победу над русскими войсками под командованием генерала Кутузова, достаточную для победы во всей кампании. Последовавшее отступление русской армии после сражения было продиктовано стратегическими соображениями и в конечном итоге привело к поражению Наполеона.

Хотя Москва вслед за Бородинским сражением была сдана, триумфа у Бонапарта не получилось. И наступившие вскоре сильнейшие холода, вместе с сохраненной Кутузовым армией, вместе с партизанским задором Д. Давыдова и русскими «лесными» мужиками, объединившись, погнали врага назад, прочь с земли русской.

Так что «Бородино», вопреки официальным реляциям, на самом деле является втрое более славным историческим событием в истории России, чем то можно представить себе по документам и официальным источникам. В самом деле: армия, которая по всем военным расчетам и законам начала XIX века должна была через три часа прекратить свое существование, продержалась втрое дольше. Более того, измотала и обескровила армию противника, и в конце боя смогла организованно отойти, сохранив основные силы. Если выражаться по-русски: сие суть не-бывальщина, которую можно было придумать разве что в сказке. Но тем и славна Бородинская битва, что она произошла вопреки логике, и результат ее оказался тоже совершенно противен любой логике. Результат, спасший Россию.

Список литературы и источников

1. Бескровный Л.Г. Отечественная война 1812 года. М., 1962.

2. Кац Б. Истинные потери Русской армии в Бородинском сражении // Исторический журнал. 1941. № 7-8.

3. Собуль А. Герой, легенда и история // Французский ежегодник. 1969. М., 1971

4. Шведов С.В. Комплектование, численность и потери Русской армии в 1812 году (К 175-летию Отечественной войны 1812 г.) // История СССР. 1987. № 4.

Приложение

[1] Цит. по: Собуль А. Герой, легенда и история // Французский ежегодник. 1969. М., 1971. С. 234.

www.ronl.ru

Курсовая работа - Бородин, Михаил Никанорович

Михаи́л Никано́рович Бороди́н (03 ноября 1868 — после1930) — участник Первой мировой войны, Белого движения во время Гражданской войны, генерал-майор (1917).

Биография

Родился 3 ноября 1868 года в г. Уральске, в семье потомственных дворян Уральского казачьего войска. Его отец, сотник Никанор Иванович Бородин, занимал должность казначея Уральского Войскового хозяйственного правления. Мать — Апполинария Павловна, была представительницей одного из известнейших уральских дворянских родов Акутиных. Михаил был старшим ребенком в семье.Образование получил в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе, который окончил в 1887 году, затем поступил и в 1889 году окончил Павловское военное училище по I разряду и 10 августа 1889 года произведён в чин хорунжего, получив по собственному желанию назначение в 1-й Уральский казачий полк, где начал службу с февраля 1890 года. Осенью 1891 года Бородин, как примерный офицер, командируется в г.Санкт-Петербург, в Лейб-гвардии Уральскую казачью Его Величества сотню, а в июле 1892года окончательно переведен на службу в штат сотни. С мая 1906 года Лейб-гвардии Уральская казачья сотня вошла в состав сформированного Лейб-Гвардии Сводно-казачьего полка. В марте-июле 1912 года занимал должность командира лейб-гвардии 1-й Уральской сотни Сводно-Казачьего полка, затем с 27 июля 1912 года являлся исполняющим должность помощника командира лейб-гвардии Сводно-Казачьего полка по строевой части, 26 августа 1912 года произведен в чин полковника, а 21 октября 1912 года утвержден в должности помощника командира полка. После начала Первой Мировой войны, Бородин М.Н. убыл на фронт в составе своего полка, находясь в прежней должности. Лейб-гвардии Сводно-Казачий полк вошёл в состав 3-й гвардейской кавалерийской дивизии и уже в августе-сентябре 1914 года участвовал в Восточно-Прусской операции. 16 сентября 1915 года он был назначен командиром 1-го Уральского казачьего полка, уже неоднократно отличившегося к тому времени на полях сражений. Полк входил в 9-ю кавалерийскую дивизию, действовавшую в составе 7-й армии Юго-Западного фронта. В конце мая 1916 года, началось наступление 7-й армии Юго-западного фронта. В ходе кровопролитных боёв, русские войска разбили войска Австро-Венгрии, сбив их с укрепленных позиций. Во время преследования отступавшего противника произошло несколько знаменательных боёв в ходе которых личный состав Уральского казачьего полка показал пример самоотверженности и героизма. За смелость и героизм 1-й Уральский казачий полк был представлен к коллективной награде – серебряными Георгиевскими трубами, а многие офицеры и нижние чины были представлены к наградам. После этого, потерявший большой процент личного состава убитыми и ранеными, 1-й Уральский казачий полк в июне 1916 года был отведен в резерв, а потом занимал оборону по р.Днестр, непрерывно ведя боевые действия с неприятелем. Полковник Бородин М.Н. за предыдущие отличия, личное мужество и героизм, был произведен 17 января 1917 года в чин генерал-майора, оставаясь во главе своего полка. 28 марта 1917 г., в г.Уральске, на Экстренном съезде выборных представителей прошли выборы Войскового атамана Уральского казачьего Войска. Бородин был выдвинут частью казаков на этот пост и по итогам голосования занял второе место, уступив лишь заслуженному генерал-лейтенанту Любавину Г.П. На следующий после выборов день, победивший кандидат в атаманы – Любавин Г.П., отказался от должности сославшись на старость и болезни. Следующим кандидатом был Бородин, но он также отказался от должности Войскового атамана. Временным правительством с 3 мая 1917 года назначен на должность командира 2-й бригады 9-й кавалерийской дивизии. 26 декабря 1917 г. во главе 1-го и 8-го Уральских казачьих полков, с оружием выступил в поход с целью возвращения на территорию Уральского казачьего войска. Отражая попытки красногвардейских отрядов разоружить казаков, прибыл в Уральск (28.01.1918), где подчиненные ему части были распущены. После вступления красногвардейских частей на территорию Уральского казачьего войска являлся командиром казачьей дружины, затем командовал двумя казачьими полками. С июля 1918 года командующий уральскими казачьими частями войск Народной армии в Бузулукском районе. С сентября 1918 г. командир Уральской казачьей дивизии на Саратовском фронте (командующий генерал-майор Акутин В.И.), некоторое время исполнял должность командующего фронтом. 08 января 1919 года был командирован в качестве представителя Уральского казачьего войска в Ставку верховного главнокомандующего Вооруженных Сил Юга России генерал-лейтенанта Деникина А.И… Прибыв в Екатеринодар, занимался поставками вооружения, боеприпасов и продовольствия на территорию Уральского казачьего войска. В конце 1919 года назначен представителем Уральского казачьего войска при Донском атамане генерал-лейтенанте Богаевском А.П… В ноябре 1920 года эвакуировался с армией барона генерал-лейтенанта Врангеля П.Н. из Крыма. В эмиграции проживал в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (СХС).Похоронен в Савиново (Черногория).

Награды

· Орден Святой Анны 3 степени

· Орден Святого Станислава 3 степени

· Орден Святого Владимира 4 степени с мечами и бантом

· Орден Святой Анны 2 степени с мечами и бантом

· Орден Святого Владимира 3 степени с мечами

· Орден Святого Георгия 4-й степени.

Источник: ru.wikipedia.org/wiki/Бородин,_Михаил_Никанорович

www.ronl.ru

Дипломная работа - Бородин - Музыка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №19

Р Е Ф Е Р А Т

НА ТЕМУ:

А. П. Б О Р О Д И Н

Работу выполнил:

ученик 10 А класса

Александр

Проверил:

преподаватель

ИРКУТСК 1999 г

Александр Порфирьевич Бородин – русский композитор, ученый – химик.

Родился он 12 ноября 1833 г. в Петербурге. Внебрачный сын князя Л.С. Гедианова, при рождении был записан сыном камердинера князя – Порфи- рия Бородина. Бородин получил прекрасное домашнее образование. Владел

несколькими языками, играл на флейте, фортепиано, виолончели. Уже в детст-

ве определились основные увлечения Бородина, ставшие впоследствии его про-

фессиями, — химия и музыка.

В 1856 году Бородин окончил петербургскую Медико-хирургическую

академию. Изучая медицину, продолжал заниматься химией под руководст-

вом Н.Н Зинина. В 1858 году, защитив диссертацию, получил степень доктора медицины.

Под влиянием дружбы с прогрессивными учеными, как А.М.Бутлеров

Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов, писателями М.В. Успенским, М.А. Маркович

и статей В.Г. Белинского и А.И. Герцена сформировались передовые общест-

венные взгляды Бородина. Многогранен его облик как просветителя – шестиде-

сятника. Живя в Петербурге, Бородин занимался научной, педагогической и об-

щественной деятельностью. В 1864 году получил звание профессора Медико-хирургической академии. В 1874 году стал заведующим кафедрой химии, а в

1877 году присвоено звание академика.

Бородин был европейски известным ученым-экспериментатором и теоре-тиком, автором более 40 научных трудов, активным участником прогрессивных реформ в Медико-хирургической академии, одним из организаторов и педаго-

гов Женских врачебных курсов.

Много времени уделял Бородин музыке. Студентом он посещал любите-

льские кружки, играл в ансамблях.

Рано начал Бородин заниматься и сочинением. Ему было всего пятнад-

цать-шестнадцать лет, когда в печати появились сведения о его композиторских

опытах: «Просим читателей обратить внимание на новое, прекрасное сочине-

ние: Adagiopatetico (inA-dur), написанное для фортепиано даровитым пятнад-

цатилетним композитором Александром Бородиным. В этом небольшом музы-

кальном произведении столько души и творческой силы, что мы заранее позд-

равляем любителей с новым талантом, обещающим блестящую будущность».

В 1859 году он уезжает за границу в научную командировку для усовер-

шенствования в области химии.

Там он проводит ценные научные исследования, читает доклад в Париж-

ском химическом обществе членом которого он был избран, публикует за гра-

ницей больше десяти работ на немецком, французском и итальянских языках.

Заграничная поездка принесла Бородину и личное счастье. В Гейдельбер-

ге, где протекала значительная часть его командировки, он познакомился с де-

вушкой, приехавшей за границу лечиться. Екатерина Сергеевна Протопопова –

так звали ее – была великолепная пианистка.

И в Гейдельберге Бородин не оставлял музыкальных занятий: играл на

виолончели и даже сочинял. Днем он занимался напряженной научной рабо-

той, а вечера посвящались музыке. Слушая игру Екатерины Сергеевны, Боро-

дин узнавал то, что ему было еще не известно; молодая пианистка тонко и вдо-

хновенно исполняла музыку Шумана, Шопена.

Бородин открывал для себя все новые и новые стороны в даровании своей

соседке по пансиону, и это особенно сближало их.

Богатырских сил Бородина хватало на все. По двенадцать часов – с пяти

утра до пяти вечера – он работал в лаборатории; потом до восьми часов совер-

шал с Екатериной Сергеевной прогулки по живописным окрестностям Гедель-

берга, а время с восьми до двенадцати отдавалось музыке.

Занятия музыкой продолжались в Италии. Екатерина Сергеевна по состо-

янию здоровья должна была перебраться в более теплый климат. Местом при-

бывания она избрала город Пизу, куда приехал и Бородин. Днем он по-прежне-

му работал в лаборатории, а вечерами они вмести слушали итальянские народ-

ные песни, встречались с музыкантами, а иной раз Бородин отправлялся в мес-

тный оперный театр, садился в оркестр и играл в спектаклях партию виолонче-

ли.

Осенью 1862 года молодой талантливый русский ученый возвращается в

Москву. В России оставалась мать Бородина, которую он нежно любил. В пись-

мах из-за границы он подробно описывал ей распорядок дня, условия жизни,

окружающих его людей, музицирование в свободное время – все, все… даже

нарисовал план своей комнаты с точным расположением предметов обстанов-

ки. Письма трогали теплым заботливым отношением, доверчивой откровен-

ностью, только обращение в них были необыкновенными: “ душенька”, “ тету-

шка” – и никогда не встречалось слово “ мама”. Так его приучили с детства.

Мать не была повенчана с отцом – старым князем, человеком женатым, — поэ-

тому сын выдавался ею за племянника.

Итак, Бородин приехал в Россию довольный. Его ждала любимая работа и счастье с любимой женщиной, которая в ближайшем будущем станет его вер-

ной женой.

Он торопился увидеться с друзьями: с Сеченовым, Менделеевым. Но осо-

бенно Бородину хотелось встретится с Сергеем Петровичем Боткиным, товари-

щем по Медико-хирургической академии, который сейчас был профессором-

терапевтом.

Каждую неделю у Боткина собирались артисты, музыканты, писатели.

Научные интересы сочетались у него с художественными, и сам он горячо

любил музыку и играл на виолончели.

Однажды на прием к знаменитому врачу с жалобами на головные боли

пришел Балакирев. Однако довольно быстро музыка отодвинула на второй

план отношения доктора и пациента. Балакирев стал посещать боткинские

“субботы”. Здесь он и встретился с Бородиным, который не замедлил появить-

ся у самого Балакирева, став сразу же участником его кружка.

Во вкусах, взглядах и устремлениях Бородина обнаружилось много об-

щего с балакиревцами. Так же, как и они, он горячо любил музыку Глинки, с

которой он познакомился еще в студенческие годы на любительских вечерах

камерной музыки. В собственных композиторских опытах Бородин отдал дань

русской песне: среди его ранних сочинений – струнное трио на тему песни

“Чем тебя я огорчила,” а также песни, написанные в характере народных, для

голоса с сопровождением фортепиано и виолончели – “Разлюбила красна деви-

ца,” “Слушайте, подруженьки, песенку мою.”

У Балакирева Бородин познакомился с Кюи и со Стасовым, встретился

вновь со старым знакомым Модестом Петровичем Мусоргским. Войдя в музы-

кальный кружок познакомился с Римским-Корсаковым.

Они, эти юноши, нашли друг друга в жизни, они знали, во что верить, че-

го добиваться; но они еще не нашли себя в искусстве, своих собственных, еще

никому не ведомых путей; эти пути еще предстояло найти и во многом найти

сообща. Впоследствии это тесное музыкальное содружество вошло в жизнь,

а затем и в историю под названием “Могучая кучка”

Бородин был очень занят работой в Медико-хирургической академии,

но все же не оставлял композиций. Днем время уходило на работу в лаборато-

рии, на чтение лекций, которые Бородин проводил захватывающе-увлекатель-

но, а немногие часы вечернего досуга отдавались сочинению.

Балакирев посоветовал Бородину взяться за сочинение симфонии. До встречи с Балакиревым ученый-химик не придавал серьезного значения своим

музыкальным занятиям. Он всегда самозабвенно слушал музыку, участвовал в

ее исполнении, кое-что писал сам, но никогда не думал о музыке как о про-

фессии; “… мне кажется, что, по всей вероятности, я был первым, сказавшим

ему, что его настоящее дело – композиторство. Он с жаром принялся сочинять

свою Es-dur’ ную симфонию, каждый такт которой проходил через мою крити-

ческую оценку,” — писал Балакирев.

Темы симфонии не были заимствованы из народных песен, но в них ощу-

щалось кровное родство с русским народным творчеством и с народной музы-

кой Востока. Развитие их было неповторимо свежим, а вся симфония в целом –

мощной и гармоничной. При ее прослушивании совсем не ощущалось, что ав-

тор писал ее несколько лет, урывками, иногда с долгими перерывами. И никто бы не сказал, что симфония была первым оркестровым произведением компо-

зитора.

В 1867 году Бородин пишет оперу-фарс “Богатыри”. Эта опера являлась

пародией на псевдоисторические оперы, искажавшие русскую старину. Затем

он пишет несколько романсов, в том числе “Спящая княжна”, “Песня темного леса”. Публика в восторге. Ободренный успехом Бородин приступает к работе

над оперой “Князь Игорь” и завершает Вторую симфонию под названием “Бо-

гатырская”. Симфония начинается темой, полной могучей суровой силы, одно- временно грозной и величавой. Почти зримой конкретностью обладает возника-

ющий образ богатырской удали и бесстрашия, воссоздающий героев русского

былинного эпоса.

Одновременно со Второй симфонией Бородин сочинял “Князя Игоря”. Он

работал над оперой с увлечением, и многие из характерных для нее образов прежде нашли воплощение в симфоническом жанре, в котором композитор чув-

ствовал себя более свободно. И если первая тема первой части симфонии ассо-

циируется с мужественным обликом русских витязей, то вторая, отмеченная

благородной мягкостью и сосредоточенной уравновешенностью, легко воспри-

нимается как параллель к образу Ярославны.

Бородин выступил в этом сочинении как самобытный и зрелый художник

властно подчиняющий своим замыслам звучание оркестра и мастерски владею-

щий тематическими превращениями.Создав монументальную эпическую ком- позицию, Бородин определил целое направление в русском симфонизме. И опе-

ру ему хотелось писать в том же стиле.

Не только вопросы оперного стиля волновали Бородина в связи с сочине-

нием “Князя Игоря”. Ничуть не меньше его заботила верность и правдивость воспроизведения исторических событий в опере.

Документальная тщательность, особенно в темах исторических, была

присуща и русскому реалистическому искусству – и в живописи, и в музыке, и в художественной литературе.

Композиторы “Могучей кучки” много внимания уделяли изучению источ-

ников. Но Бородину это было свойственно в наибольшей степени. Крупный ученый, он и в музыке при всей вдохновенности его творчества сохранил под-

ход ученого, что, бесспорно, сказалось в его сочинениях.

В либретто оперы “Князь Игорь” значительная роль принадлежит полов-

цам – кочевому народу, совершавшему набеги на Русскую землю. Два действия

оперы Бородина происходят в половецком стане. Воображению композитора

представлялись характерные восточные песни и пляски, то плавные и полные неги, то безудержно дикие и огненные. Но он и здесь хотел верности и правди-

вости. Через русского этнографа, члена Географического общества В.Н.Майно-

ва Бородин обращается с рядом вопросов к венгерскому специалисту-исследо-

вателю и путешественнику П.Хунфальви, расспрашивает о половцах и особен-

но об их песнях. Венгерский ученый ответил подробным письмом, в котором

сообщал, что потомки древних половцев и сейчас живут в Венгрии, описывал особенности их народной музыки и даже указал несколько сборников народных

песен, в том числе и половецких. Столь же обстоятельно изучал Бородин и дру-

гие материалы для своей оперы. Музыка, которую он сочинял, выходила прек-расной и могучей.

Жизнь Бородина в это время была наполнена самыми разнообразными де- лами и обязанностями, которых становилось все больше и больше. Они погло-

щали массу сил и времени, не давая сосредоточиться на творчестве. Лекции и

лабораторные исследования в академии, участие в заседаниях ученого совета,

забота о женских медицинских курсах, об организации материальной помощи

учащейся молодежи. Зная его исключительную доброту и отзывчивость, к не-му постоянно обращались с просьбами помочь, похлопотать, устроить. Боро- дин действительно никогда никому не отказывал, забывая о своем отдыхе и от-

кладывая творческую работу.

«Мне всегда казалось странным, — замечал Римский-Корсаков, — что неко- торые дамы стасовского общества и круга, по-видимому восхищавшиеся ком-

позиторским талантом Бородина, нещадно тянули его во всякие благотвори-тельные комитеты и запрягали в должности казначея и т.п., отнимая у него вре-

мя, которое могло бы пойти на создание чудесных художественно-музыкаль-

ных произведений; а между тем благодаря благотворительной сутолоке оно раз-

менивалось у него на мелочные занятия, выполнить которые мог бы и не такой

человек, как Бородин. Сердце у меня разрывалось, глядя на его жизнь, испол- ненную самоотречения по инерции.»

Но жить совсем без музыки Бородин не мог. И если не удавалось сочи-

нять – для этого нужны были протяженные отрезки времени, — то он выкраивал какие-то часы на музыкальное исполнительство; дирижировал любительским

оркестром своей Медико-хирургической академией, женским хором слуша- тельниц Врачебных курсов, организовал не один концерт в пользу этих курсов,

причем сам проводил репетиционную работу.

Жизнь осложнялась еще и тем, что жена композитора, Екатерина Сергеев-

на, была тяжело больным человеком. Она любила своего мужа, ценила его ог-

ромное дарование, но создать ему уют и покой, окружить заботой не имела воз-

можности, так как большую часть года жила врозь с ним. При ее болезни – аст-

ме – ей вреден был сырой петербургский климат, и на зимние и осенние меся-цы переезжала к матери в Москву.

Римский-Корсаков и Стасов видели, как живет Бородин, понимали, что ему очень трудно, и всеми силами старались не дать ему забросить сочинение.

«Скажите же еще ради бога, во время праздников не продвинулся ли “Князь Игорь”.Или же он так-таки и спит целых два года? Если да, это просто непростительно для талантливого человека, как Вы,» – взывал к композитору

Стасов.

Римский-Корсаков согласился на любую работу, чтобы помочь Бородину:

“Я предлагаю ему себя в музыкальные секретари, лишь бы только подвинуть

его чудную оперу.”

Труднее всего было организовать исполнение произведений Бородина.

Сочиненное существовало или в его памяти и памяти товарищей, которым он все играл, или же в черновых записях на отдельных клочках бумаги. Но для того, чтобы исполнить произведение в концерте, нужна была партитура, кото- рую мог сделать только сам композитор. А у Бородина, перегруженного массой

научных и общественных обязанностей, никогда не оставалось на это времени.

Римский-Корсаков просто приходил в отчаяние от того, что даровитому человеку так мало удается сделать. Между тем музыка Бородина превосходна,

познакомить с ней публику необходимо. Дело кончается тем, что Римский- Корсаков приглашает к себе домой Бородина, зовет на помощь Лядова, и все

втроем садятся писать партитуру. Для ускорения дела приходится писать не чернилами, а карандашом, а чтобы карандаш не стерся, Бородин покрывает ис-писанные листы специально приготовленным им составом вроде прозрачного лака (химик!) Затем Римский-Корсаков протягивает в своем кабинете веревки, на которых для просушки развешиваются покрытые лаком листы партитуры.

Но Бородину так и не удалось завершить свою оперу. 15 февраля 1887 го-

да Бородин скончался. Смерть наступила мгновенно.

Бородин решил собрать у себя молодежь и устроить костюмированный вечер. Сам он нарядился в желто-красную шерстяную русскую рубашку и си-

ние шаровары. В разгар веселья, разговаривая с гостьей, он вдруг упал во весь

рост.

«Боже мой! Какой это был ужас! Какой крик вырвался у всех, — вспоми- нает его знакомая, присутствовавшая на вечере. – Все бросились к нему и тут

же на полу, не поднимая его, стали приводить его в чувство. Понемногу со-

шлись все врачи и профессора, жившие в Академии. Почти целый час напря-

гали все усилия, чтобы вернуть его к жизни. Были испробованы все средства,

и ничто не помогало… И вот он лежал перед нами, а мы все стояли кругом в

наших шутовских костюмах и боялись сказать друг другу, что все кончено.

Помню, что последним пришел профессор Манассеин, когда уже все было ис-

пробовано. Он наклонился над ним, послушал сердце, махнул рукой и сказал:

“Поднимите же его”.»

Все было кончено. Изношенное непосильной нагрузкой трех десятилетий

сердце не выдержало. Жена Бородина, сама тяжело больная, в это время была в Москве…

Немедленно в осиротевший дом вместе со Стасовым отправился Рим-

ский-Корсаков и перевез к себе все нотные рукописи Бородина.“Князь Игорь”

так и остался недописанным. Потрясенный смертью друга, Римский-Корсаков

не мог заснуть всю ночь. Он старался припомнить все замыслы автора “Игоря”,

по памяти делал наброски того, что не успел записать Бородин.

На другой день Римскому-Корсакову пришлось услышать от разных лю- дей одно и то же: «Ну, теперь “Игорь” будет окончен». Композитор принял это

как само собой разумеющееся. Более двадцати лет длилась дружба Бородина и

Римского-Корсакова, и из них на протяжении восемнадцати, с остановками и перерывами, сочинялся “Князь Игорь”.

На похороны Бородина стеклись массы людей. Отдать ему последний долг пришли все, кто знал его как музыканта, ученого, просто как чуткого и доброго человека. Сменяя друг друга, студенты несли гроб на руках через весь

город до кладбища Александро-Невской лавры. Похоронили Бородина рядом

с Мусоргским.

Через несколько дней в квартире Бородина собрались Римский-Корсаков,

Глазунов, Беляев. Было решено, что помогать Римскому-Корсакову будет Гла-

зунов. Ему поручалось по памяти записать увертюру к “Князю Игорю”, кото-рую Бородин часто играл в кругу друзей, но которая так и не была им написана.

С наступлением лета Римский-Корсаков вплотную взялся за партитуру оперы Бородина. Он писал: «Работа над оркестровкой “Князя Игоря” шла …

легко, непринужденно и, по-видимому, удавалась».

Наступило 23 октября 1890 года. В этот вечер в Мариинском театре сос-

тоялась премьера оперы “Князь Игорь”.Успех был огромен. Страшно подумать,

что русская музыка могла бы остаться без “Князя Игоря”, не будь Римского-Корсакова.С бескорыстной преданностью истинного друга и художника-граж- данина он героически принял на себя огромный труд.

Прирожденный оперный композитор, впоследствии автор пятнадцати опер, на годы редактирования “Хованщины” умершего Мусоргского и “Князя

Игоря” Римский-Корсаков совсем отказался от сочинения опер. К этому следу- ет добавить, что он выполнил эту работу совершенно безвозмездно, не получив

не единой копейки ни от нотоиздательства, ни от театра.

Только во имя славы русского искусства он сделал все, чтобы спасти две

гениальные оперы от забвения, и это нельзя иначе назвать, как великим творче-

ским подвигом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Советский энциклопедический словарь.

Под редакцией А.М.Прохорова. М., 1985.

2. Музыкальная энциклопедия.

Под редакцией Ю.В.Келдыша. М., 1973.

3. Композиторы “Могучей кучки”.

Е.М.Гордеева. М., “Музыка”, 1985.

www.ronl.ru


Смотрите также