Контрольные вопросы по теме 2. Контрольные вопросы по


Контрольные вопросы по теме

  1. Опишите процесс поиска решения в пространстве состояний с формальной точки зрения.

  2. Расскажите об основных типах методов писка решения в пространстве состояний.

  3. Расскажите о поиске решений на основе смены состояний.

  4. Опишите стратегию поиска решения в ширину.

  5. Опишите стратегию поиска решения в глубину.

  6. Дайте описание эвристической стратегии поиска..

  7. Дайте определение пространства состояний.

  8. Расскажите методику представления задач в пространстве состояний.

Раздел 3. Технологии нейронных сетей

Тема 3.1. Введение в нейронные сети и нейросетевые системы

3.1.1. Основы нейросетевого подхода

Применение нейросетевых вычислений

Нейронной сетью(НС) называется динамическая система, состоящая из со­вокупности связанных между собой по типу узлов направленного графа элемен­тарных процессоров, называемых формальными нейронами, и способная гене­рировать выходную информацию в ответ на входное воздействие.

В последние несколько лет наблюдается взрыв интереса к нейронным сетям, они находят успешное применение в самых различных областях - бизнесе, медицине, технике, геологии, физике. Нейронные сети вошли в практику везде, где нужно решать задачи прогнозирования, классифика­ции или управления, поскольку они применимы практически в любой ситуации, когда имеется связь между переменными-предикторами (входа­ми) и прогнозируемыми переменными (выходами), даже если эта связь имеет очень сложную природу и ее трудно выразить в обычных терминах корреляций или различий между группами.

Растущий интерес к методам нейронных сетей можно объяснить их ус­пешным применением в самых различных областях деятельности для ре­шения задач прогнозирования, классификации и управления. Такие харак­теристики нейросетевых методов, как возможность нелинейного модели­рования и сравнительная простота реализации, часто делают их незаме­нимыми при решении сложнейших многомерных задач [11,с.4].

Нейронные сети нелинейны по свой природе и представляют собой исключительно мощный метод моделирования, по­зволяющий воспроизводить чрезвычайно сложные зависимости. На про­тяжении многих лет в качестве основного метода в большинстве областей использовалось линейное моделирование, поскольку для него хорошо разработаны процедуры оптимизации. Там, где линейная аппроксимация неудовлетворительна и линейные модели работают плохо, а таких задач достаточно много, основным инструментом становятся нейросетевые ме­тоды. Кроме того, нейронные сети справляются с «проклятием размерно­сти», которое не позволяет моделировать линейные зависимости в случае большого числа переменных.

Нейронные сети учатся на примерах. Пользователь нейронной сети подбирает репрезентативную выборку, а затем запускает алгоритм обучения, который автоматически воспринима­ет структуру данных. При этом от пользователя, конечно, требуется ка­кой-то набор эвристических знаний о том, как следует отбирать и подго­тавливать данные, выбирать нужную архитектуру сети и интерпретиро­вать результаты, однако уровень знаний, необходимый для успешного применения нейронных сетей, гораздо скромнее, чем, например, при ис­пользовании традиционных методов статистики.

Нейронные сети привлекательны с интуитивной точки зрения, ибо они основаны на примитивной биологической модели нервных систем. В бу­дущем развитие таких нейробиологических моделей может привести к созданию действительно мыслящих компьютеров.

Нейросетевая парадигма

Идея нейронных сетей родилась в ходе исследований в области искусст­венного интеллекта, а именно, в результате попыток воспроизвести спо­собность биологических нервных систем обучаться и исправлять ошибки, моделируя низкоуровневую структуру мозга. Основной областью исследований по искусственному интеллекту в 60-е - 80-е годы были экспертные системы. Такие системы основывались на высокоуров­невом моделировании процесса мышления (в частности, на его представ­лении как манипуляций с символами). Скоро стало ясно, что подобные системы, хотя и могут принести пользу в некоторых областях, не охваты­вают некоторые ключевые аспекты работы человеческого мозга. Согласно одной из точек зрения, причина этого состоит в том, что они не в состоя­нии воспроизвести структуру мозга. Чтобы создать искусственный интел­лект, необходимо построить систему с похожей архитектурой.

Мозг состоит из очень большого числа (приблизительно 10000000000) нейронов, соединенных многочисленными связями (в среднем несколько тысяч связей на один нейрон, однако это число может сильно колебаться). Нейроны - это специальные клетки, способные распространять электро­химические сигналы. Нейрон имеет разветвленную структуру ввода ин­формации (дендриты), ядро и разветвляющийся выход (аксон). Аксоны клетки соединяются с дендритами других клеток с помощью синапсов. При активации нейрон посылает электрохимический сигнал по своему аксону. Через синапсы этот сигнал достигает других нейронов, которые могут в свою очередь активироваться. Нейрон активируется тогда, когда суммарный уровень сигналов, пришедших в его ядро из дендритов, пре­высит определенный уровень (порог активации).

Интенсивность сигнала, получаемого нейроном (а, следовательно, и возможность его активации), сильно зависит от активности синапсов. Каждый синапс имеет протяженность, и специальные химические вещества передают сигнал вдоль него. Один из самых авторитетных исследователей, Дональд Хебб, высказал постулат, что обучение заключается в первую очередь в изменениях «силы» синаптических связей. Например, в классическом опыте Павлова каждый раз непосредственно перед кормлением собаки звонил колокольчик, и собака быстро научилась свя­зывать звонок колокольчика с пищей. Синаптичес-кие связи между участ­ками коры головного мозга, ответственными за слух, и слюнными желе­зами усилились, и при возбуждений коры звуком колокольчика у собаки начиналось слюноотделение.

Таким образом, будучи построен из очень большого числа совсем про­стых элементов (каждый из которых берет взвешенную сумму входных сигналов и в случае, если суммарный вход превышает определенный уро­вень, передает дальше двоичный сигнал), мозг способен решать чрезвы­чайно сложные задачи. Разумеется, мы не затронули здесь многие слож­ные аспекты устройства мозга, однако интересно то, что искусственные нейронные сети способны достичь замечательных результатов, используя модель, которая ненамного сложнее, чем описанная выше.

Искусственный нейрон как основа нейросети

Попытки моделирования работы мозга с помощью построения моделей нейронных сетей (нейрокибернетика) восходят ко времени появления первых ЭВМ и не были напрямую связаны с их появлением. Первые модели нейронных сетей были физическими и основывались на электронных моделях нейронов. Начало этому моделированию положила идея формального нейрона Мак-Каллока и Питтса (1943 г.), которая была воспринята Розенблаттом и развита им в рамках построенных им и его учениками многочисленных моделей перцептронов (систем для распознавания образов) - одного из классов современных нейронных сетей.

Формальная модель нейронаМак-Каллока-Питтса, которая и сейчас является наиболее применяемым формализмом для описания отдельного нейрона в нейронной сети, показана на рис. 3.1.[7,с.38]

Рис. 3.1. Формальная модель нейрона Мак-Каллока - Питтса.

На рисунке приняты следующие обозначения: xi - сигнал на i-м входе (синапсе) нейрона; wi- вес i-го входа (синапса) нейрона; y - выход нейрона; h - порог срабатывания нейрона.

В модели взвешенная сумма сигналов на входах нейрона сравнивается с пороговым значением h, и на выходе есть сигнал, если она превышает порог. В современных моделях нейронов пороговая функция в общем случае заменяется на нелинейную функцию y=f(S), называемую передаточной функцией или функцией активации нейрона. В качестве этой функции может использоваться, одна из сигмоидальных функций, например, рациональная сигмоида

Параметр a обычно называется смещением. Таким образом, иногда говорят, что нейрон состоит из умножителей (на веса), сумматора и нелинейного элемента.

Виды функции активации

Вид функции активации во многом определяет функциональные возмож­ности нейронной сети и метод обучения этой сети. Рассмотрим некоторые виды функций активации, применяемые при конструировании нейронных сетей.

Пороговая функция.В общем случае эта функция активации описыва­ется следующим выражением:

Рис. 3.3. Графики пороговых функций активации: а - симметричная; б - смещенная

Сигмоидная функция активации. Эта функция относится к классу непрерывных Выбираемая разработчиком для решения конкретной задачи непрерывная функция активации должна удовлет­ворять следующим условиям: быть непрерывной, монотонно возрастающей и дифференцируемой. Сигмоидная функция полностью удовлетворяет этим тре­бованиям. Как и для пороговой, для этой функции различают смещенный и симметричный вид. Математически оба вида сигмоидной функции представ­ляются следующим образом:

Рис. 3.4. Графики сигмоидных функций на базе экспоненты:

а - смещенная; б - симметричная

Линейная функция активации.Эта функция также относится к классу непрерывных. Линейный участок такой функции активации позволяет оперировать с непрерывными сигналами. Зоны нечувствительности опре­деляются физической реализуемостью этих функций.

Степенные функции активации.Функции этого вида используют при проектировании НС, предназначенных для решения задач аппроксимации функций одной и/или многих переменных, для реализации степенных рядов, для реализации сложных вычислительных алгоритмов. Математическая модель таких функций имеет вид

В практике разработки НС применяют функции активации и других видов, отличных от перечисленных выше. Все определяется характером решаемой задачи. В каждом конкретном случае разработчик должен обосновать свой выбор.

Формальный нейрон фактически представляет собой процессор с очень огра­ниченной специальной системой команд (в литературе принято называть ней-росетевой базис). Формальные нейроны по способу представления информа­ции бывают аналоговые и цифровые. И те и другие выполняют единообраз­ные вычислительные действия и не требуют внешнего управления.

studfiles.net

Контрольные вопросы по Информатике

Раздел 1

1.1. Какие знания входят в дисциплину «Информатика»?

1.2. Согласно какого государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Вы изучаете «Информатику»?

1.3. Можете ли Вы без знаний по «Информатике» стать бакалавром по направлению своей подготовки?

1.4. Что Вы должны знать и уметь по «Информатике», чтобы получить отличную оценку?

Раздел 2

2.1.Что такое информация?

2.2. Что такое процесс?

2.3. Что такое информационный процесс?

2.4.Что такое сбор информации?

2.5. Что такое обработка информации?

2.6. Что такое накопление информации?

2.7. Что такое хранение информации?

2.8. Что такое поиск информации?

2.9. Что такое представление информации?

2.10. Что такое защита информации?

2.11. Что такое распространение информации?

2.12. Что такое передача информации?

2.13. Что такое анализ информации?

2.14. Какова роль информации в развитии современного информационного общества?

Раздел 3

3.1. С какой целью существуют несколько систем счисления?

3.2. Как перевести двоичное число в десятичной?

3.3. Как перевести десятичное число в двоичное?

3.4. Как перевести двоичное число в восьмеричное?

3.5. Как перевести восьмеричное число в двоичное?

3.6. Как перевести 16-ричное число в двоичное?

3.7. Как перевести двоичное число в 16-ричное?

3.8. Каким образом происходит сложение в двоичной системе счисления?

3.9. Каким образом происходит вычитание в двоичной системе счисления?

3.10. Каким образом происходит деление в двоичной системе счисления?

3.11. Каким образом происходит умножение в двоичной системе счисления?

Раздел 4

4.1. Что такое логическая функция и логический элемент?

4.2. Что такое таблица истинности и сколько в ней строк?

4.3. Какие функции одной переменной Вы знаете? Какая из них является важнейшей?

4.4. Как зависит число функций от числа переменных?

4.5. Что такое конъюнкция и дизъюнкция? Как они реализуются?

4.6. Что такое триггер?

4.7. Сколько надо триггеров, чтобы запомнить 1 Мб информации?

4.8. Что такое регистр и для чего он используется в компьютере?

4.9. Что такое счетчик и для чего он используется в компьютере?

4.10. Что такое сумматор и для чего ин используется в компьютере?

4.11. Что такое логическое устройство "И" и для чего оно используется в компьютере?

4.12. Что такое логическое устройство "ИЛИ" и для чего оно используется в компьютере?

4.13. Что такое логическое устройство "НЕ" и для чего оно используется в компьютере?

Раздел 5

5.1. Чьи принципы лежат в основе построения компьютера?

5.2. Что входит в обобщенную структуру компьютера?

5.3. Каковы два основные процесса взаимодействия процессора и памяти?

5.4. Что такое регистровая память?

5.5. Для каких целей существует КЭШ-память?

5.6. Для каких целей существует оперативная память?

5.7. Для каких целей существует видеопамять?

5.8. Для каких целей существует буферная память?

5.9. Какая память в компьютере имеет максимальную емкость?

5.10. Что понимают под принципом запоминаемой программы?

5.11. Что определяет последовательность работы в компьютере?

5.12. Что такое машинный язык?

5.13. Что такое транслятор?

5.14. Что такое код ASC11?

5.15. Для чего предназначен регистр хранения в ЭВМ?

5.16. Что является ядром в ЭВМ?

5.17. Что такое флеш-память?

5.18. Что относится к устройствам ввода данных?

5.19. Что относится к устройствам вывода данных?

5.20. Что такое сканер?

5.21. Что такое сетевой фильтр?

5.22. Что такое слоты расширения?

5.23. Для чего необходим контроллер жестких дисков?

5.24. Что такое порт?

5.25. Что такое параллельный порт?

5.26. Что такое последовательный порт?

5.27. Что такое инфракрасный порт?

5.28. Что такое звуковая плата?

5.29. Что такое плата сбора данных?

5.30. Что такое графическая плата?

studfiles.net

Контрольные вопросы по теме

  1. Определите понятие товарного рынка. Содержится ли оно в нормативных актах Российской Федерации? Если да, то в каких?

  2. Что понимается под товаром? Какие виды и характеристику товаров вы знаете?

  3. Что включает в себя инфраструктура товарного рынка.

  4. Какие правовые формы обмена товарами в рыночной экономике вы знаете?

  5. Сформулируйте определение товарной биржи.

  6. Укажите основные нормативные акты, регулирующие деятельность товарных бирж, и дайте их общую характеристику.

  7. Раскройте организационную структуру товарной биржи.

  8. Охарактеризуйте организационно-правовой механизм осуществления биржевых торгов.

  9. Сформулируйте понятие биржевой сделки. Укажите на ее отличительные признаки.

  10. Какие виды биржевых сделок вы знаете? Дайте их характеристику.

  11. В чем выражается государственный контроль за деятельностью товарных бирж?

Тема 9. Правовое регулирование финансовых рынков.

  1. Понятие, виды и функции финансового рынка в системе рыночной экономики.

  2. Рынок банковских услуг как вид финансового рынка. Роль банков в организации расчетов, кредитования и иной бан­ковской деятельности.

  3. Организация расчетов в России.

3.1 .Понятие и значение расчетных от­ношений, принципы расчетов между предпринимательскими структурами.

3.2. Наличная форма расче­тов между предпринимателями.

3.3. Формы безналичных расчетов.

  1. Банковские услуги по привлечению и размещению средств.

  2. Рынок ценных бумаг: место в общей структуре рыночной экономики, функции, значение, понятие и виды. Фондовый рынок. Нормативно-правовая основа российского рынка ценных бумаг.

  3. Эмитенты на рынке ценных бумаг: понятие и классификация. Понятие эмиссии ценных бумаг. Процедура эмиссии ценных бумаг.

  4. Понятие и виды инвесторов на рынке ценных бумаг. Права и обязанности инвесторов.

  5. Инфраструктура рынка ценных бумаг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.

  6. Фондовая биржа и ее место в структуре рынка ценных бумаг.

9.1. Порядок учреждения, лицензирования и прекращения деятельности фондовой биржи.

9.2. Основные принципы организации деятельности фондовой биржи.

9.3. Рыночная стоимость ценных бумаг, обращающихся на фондовом рынке, их рейтинг. Анализ ценных бумаг. Листинг и делистинг.

  1. Государственное регулирование рынка ценных бумаг

  2. Валютный рынок: понятие, нормативно-правовая основа, виды.

  3. Субъекты и объекты валютного рынка. Валютная биржа как профессиональный участник внутреннего валютного рынка РФ.

  4. Государственное регулирование на валютном рынке (методы валютных ограничений и валютного контроля).

Нормативные акты и материалы

ГК РФ (ч.1) Гл. 7, 9 (ст.317, 140, 141).

ГК РФ (ч. 2.) Гл. 42-46.

Кодекс РФ об административных правонарушениях Ст. ст. 3.5; 4.5; 15.25; 16.17; 23.60; 27.11.

Налоговый кодекс РФ (ч.1) - ст.86.

Таможенный кодекс РФ: Федеральный закон от 18 июня 1993 г. // Ведомости РФ. - 1993.- N 31.- Ст.1224.

О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ // Российская газета.- 2003.- 17 дек.

О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ // Российская газета. – 2002. – 2 июля.

О банках и банковской деятельнос­ти: Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 // Российская газета.- 1996.- 10 фев.

О применении контрольно-кас­совой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт: Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ // СЗ РФ. -2003.- № 21.- Ст. 1957.

О рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ // СЗ РФ.- 1996.- № 17.- Ст. 1918.

О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ // СЗ РФ. - 1999.- № 10.- Ст. 1163.

Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бу­маг: Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ// СЗ РФ.- 1998.- № 31.- Ст. 3814.

Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 6 марта 1995 г. N 245 // СЗ РФ. -1995. - N 11.- Ст.968.

Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам: Утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 317 // СЗ РФ.-2004.- № 27.- Ст. 2780.

Об утверждении перечней документов, подтверждающих соблюдение лицензионных условий, представляемых соискателями лицензий для получения лицензий на осуществление видов деятельности, указанных в Федеральных законах "Об инвестиционных фондах" и "О негосударственных пенсионных фондах: Постановление Правительства РФ от 06.10.2008 N 744 // СЗ РФ.- 2008.- N 41.- Ст. 4683.

Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка: Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 6 марта 1993 г. N 205 // САПП РФ. -1993.- N 11.- Ст.940.

О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации: Инструкция Банка России от 29 июня 1992 г. N 7 // Экономика и жизнь.- 1992. -N 28.

Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации: утв. ЦБ РФ 03 октября 2002 N 2-П // Вестник Банка России.- 2002.- 28 дек.

Положение о территориальном органе Федеральной службы по финансовым рынкам: Утв. Приказом ФСФР РФ от 2 сентября 2004 г. № 04-445/пз-н // Российская газета.- 2004.- 10 нояб.

О практике применения положений Граж­данского кодекса РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами: Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 8 октября 1998 г. № 13 // Вестник ВАС РФ. - 1998.- № 11.

О неко­торых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с за­ключением, исполнением и расторжением договоров банковского сче­та: Постановление Пленума ВАС РФ от 19 апреля 1999 г. № 5 // Вестник ВАС РФ.- 1999. -№ 7.

Обзор практики рассмотрения споров, связанных с исполь­зованием аккредитивной и инкассовой форм расчетов: Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15 января 1999 г. № 39// Вестник ВАС РФ.- 1999.- № 4.

Обзор прак­тики рассмотрения споров, связанных с исполнением, изменением и расторжением кредитных договоров: Информационное письмо ВАС РФ от 26 января 1994 г. // Вестник ВАС РФ.- 1994. -№ 3.

Обзор практи­ки рассмотрения споров, связанных с ответственностью банков и их клиентуры за нарушение правил совершения расчетных операций: Приложение к письму ВАС РФ от 11 апреля 1994 г. « // Вестник ВАС РФ.- 1994.- № 6.

Обзор от­дельных постановлений Президиума ВАС РФ по спорам, связанным с расчетами (без участия банков): Письмо ВАС РФ от 28 ноября 1996 г. № С2-7/ОП-706 // СПС «Гарант».

studfiles.net

Контрольные вопросы по теме:

1. Что понимается под затратами на инновационную деятельность?

2. В чем отличие текущих и капитальных затрат на инновационную деятельность?

3. Какие методы планирования затрат на инновационную деятельность Вы знаете?

4. В чем сущность метода Т. Райта при планировании затрат на инновационную деятельности?

5. Что показывает коэффициент крутизны кривой освоения?

6. Какие виды цен применяются при разработке и производстве новой продукции?

7. Какие цены устанавливаются при освоении новых изделий?

6. Организация инновационного маркетинга

6.1. Виды маркетинга инноваций. Направления

маркетинговой стратегии в инновационной деятельности

Маркетинг – это деятельность по изучению рынка, управлению и регулированию производства и сбыта товаров и услуг на основе информации о конъюнктуре рынка [22].

При разработке рыночной стратегии в отечественной практике обычноиспользуют два вида маркетинга:

продуктовый маркетинг, ориентированный на определенное изделие, услугу;

потребительский маркетинг, ориентированный на какую-то группу потребителей.

Каждый из этих видов маркетинга направлен на один из двух составляющих процесса реализации: товар или его покупателя. В обоих случаях производитель рискует. Он может произвести продукт, который неизвестно кто купит, или найти потребителя, но не сумеет удовлетворить его запросы и реализовать изделие.

Существует и третий вид: интегрированный маркетинг, ориентированный и на продукт и на потребителя. Он основан на правиле, что продукт и потребитель должны создаваться в одно и то же время. Потребитель должен получать продукцию для удовлетворения тех своих нужд, которые он сам еще не успел в полной мере осознать. В этом заключается сущность концепции интегрированного маркетинга.

Все три вида маркетинга с успехом применяются западными фирмами в инновационном менеджменте. При необходимости они меняют направление своей деятельности, в каждой конкретной ситуации пытаясь добиться максимума от производства и реализации продукции. Большинство крупных корпораций придерживаются концепции, ориентированной на продукт, полагаясь на свою доминирующую роль на рынке сбыта и на мощную торговую сеть. Однако и они активно изучают мнение и запросы потребителей даже тогда, когда абсолютно уверены в своей репутации на рынке и достоинствах нового изделия. При этом извлекаются уроки из ошибок и просчетов в маркетинге.

Средние и мелкие фирма ориентируются в основном на потребителя, уделяют больше внимания позициям потребительского маркетинга. В любом случае стратегия маркетинговой деятельности при создании и освоении новой технологии в рыночной экономике определяется идеями интегрированного маркетинга и основана на положениях инновационного менеджмента [15].

Американский исследователь Л. Мобли приводит пример маркетинговой деятельности корпорации «Дюпон» при создании и реализации принципиально нового материала «Кевлар», который по многим характеристикам превосходит сталь. При его разработке были сделаны крупные инвестиции, созданы новейшие технологии, которые должны были обеспечить стабильный приоритет, успех в конкурентной борьбе и прочное положение на рынке. Однако реализация его шла с трудом, так как потребители часто не знали, как использовать уникальные свойства новейшего материала. Учитывая свои ошибки, корпорация «Дюпон» разработала и организовала выполнение новой системы маркетинга, назвав её стратегическим маркетингом, в которой, наряду с ориентацией на производство новой продукции, большая роль отводилась изучению спроса.

Стратегический маркетинг позволяет работать с потребителем, учитывая его запросы и возможности предприятия.

Стратегия маркетинга при организации инновационной деятельности предприятий включает следующие направления:

I. Выбор вида маркетинга при завоевании рынка сбыта для вновь созданной продукции и развитии инновационной деятельности, использование принципов различных видов маркетинга в зависимости от ситуации на рынке;

2. Развитие активности предприятия на рынке, определение неудовлетворенной потребности и создание новых потребностей при работе с покупателями нового изделия на основе концепции стратегического маркетинга с учетом особенностей российской экономики;

3. Организация информационно-поисковой системы с выходом в мировые и региональные информационные сети с целью ускоренного создания новой модели и оценки ее конкурентоспособности, организации корпоративной информационной системы Intranet;

4. Перманентная сегментация рынка на основе многокритериального подхода, поиск рациональных «ниш» рынка для нового изделия;

5. Определение емкости сегментов рынка и ее динамики, позволяющих планировать объем производства и темпы наращиваний выпуска новых изделий;

6. Выбор методологии ценообразования, определение цен на новую продукцию в соответствии со спросом и рыночной конъюнктурой;

7. Создание проблемно-ориентированных структур с привлечением к работе службы маркетинга специалистов функциональных подразделений управления предприятиями, что позволит комплексно решать задачи планирования и организации инновационной деятельности, производства новых изделий, финансирования работ и продвижения товаров на рынке;

8. Включение в функциональные обязанности руководителей и ведущих специалистов конструкторских, экономических и производственных служб функций маркетинга, ориентированных на ускоренное создание и освоение изделий, имеющих повышенный спрос, при использовании принципов инновационного менеджмента;

9. Создание комплексных команд, занимающихся маркетинговой деятельностью, по продуктовому признаку, определяющих потребности рынка и возможности предприятия в их удовлетворении;

10. Организация широкой рекламной деятельности продвижения новых изделий на рынок с использованием фирмой знаков, современной аудио-видеотехники и средств связи [2].

Предприятия должны четко реагировать на все, что происходит на рынке, удовлетворять неудовлетворенную потребность, организовывать и развивать новое производство. Передовые фирмы ежегодно выпускают на рынок новые модели изделий, чтобы удовлетворить индивидуализированные потребности покупателей. Потребитель в настоящее время стал не только ориентиром для организации нового производства, но и первопричиной бизнеса.

Инновационный маркетинг требует создания комплексных команд, занимающихся маркетинговой деятельностью, в состав которых должны входить специалисты по инноватике – инмены (инновационные менеджеры), инженеры - разработчики, торговые работники, маркетологи, инженеры - производственники, экономисты-финансисты, экономисты-ценовики, агенты по снабжению и сбыту продукции. Такие специалисты должны уметь быстро реагировать на меняющуюся ситуацию на рынке.

Задача производителя удовлетворить потребности заказчика. Инженер фирмы, работая с потребителем, должен уметь сделать грубый карандашный набросок изделия, сидя за чашкой кофе с потенциальным клиентом, - считает Л.Мобли. По этому наброску делается чертеж, который согласовывается с потребителем. Далее изготавливается грубый прототип изделия, который демонстрируется заказчику для получения замечаний и предложений. Следующим этапом является изготовление настоящего прототипа. Возникающие на этом этапе затраты, как правило, финансирует уже потребитель. Когда производитель и потребитель убедятся в том, что получили изделие, которое хотели, заказчик предлагает контракт на серию изделий.

Во всей работе, кроме разработчика, принимают участие инженеры-производственники, которые готовят производство к освоению новой модели, финансисты, рассчитывающие предполагаемую прибыль от возможного контракта, и, конечно, маркетологи обеспечивающие заключение сделки. Шесть месяцев спустя уже другая чашка кофе с возможным клиентом фирмы может положить начало разработке и освоению нового изделия, удовлетворяющего уже иным требованиям и запросам.

Мировая практика по разработке нововведений идет по пути организации комплексных бригад, создаваемых по продуктовому проектному принципу. Им ставятся конкретные четкие цели, по достижению которых проводится реорганизация бригады и предлагается ее членам решать новые задачи. Административное управление научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами заменяется концепцией творческого взаимодействия исполнителей между собой и с управленческими подразделениями по правилам инновационного менеджмента. Такая организация внутрифирменного управления помогает быстро реагировать на стремительные изменения во внешней экономической среде, на изменения рыночной ситуации. Фирмы создают временные проблемно-ориентированные коллективы, которые по мере решения поставленных задач распускаются и воссоздаются вновь.

В отечественной практике имеется хороший опыт в этом направлении. В 80-х годах XX века в научных и проектных организациях стали активно создаваться временные творческие коллективы, которые быстро, с высокой эффективностью решают поставленные задачи. Такие коллективы от имени организации заключают договоры на выполнение работ и реализацию своей продукции, при необходимости реорганизуются, привлекают к работе других специалистов, быстро перестраиваются на выполнение новых заказов. Для ускоренного создания и освоения новых изделий, разработки организационно - управленческих нововведений временные коллективы при работе с потребителями своей продукции используют принципы инновационного маркетинга, быстро внедряют продукцию в производство.

В условиях конкурентной борьбы значительно повышается эффективность работы командно-ориентированных структур, если в их деятельности принимают участие специалисты функциональных подразделений управления предприятием. Они организуют не только внутрифирменные, но и международные связи, а также налаживают взаимоотношения с потребителями, конкурентами, кредиторами банками и т. п. Выполняют работу по планированию, учету, организации производства, финансовым вопросам. При таком подходе концепция инновационного маркетинга совершенствуется, развивается, поднимается на новую ступень.

studfiles.net

Контрольные вопросы по Excel

Студент должен знать:

  1. Назначение, возможности, области применения и характеристику пакета Excel 2000.

  2. Понятие рабочей книги, листа, ячейки и диапазона ячеек.

  3. Назначение имен ячеек.

  4. Понятие абсолютного и относительного адреса и их применение в формулах ЭТ.

  5. Способы ввода и редактирования данных в ячейках ЭТ.

  6. Типы данных в ячейках ЭТ, их характеристику и область применения.

  7. Типы диаграмм в ЭТ и их сравнительную характеристику.

  8. Назначение сводных таблиц и операции консолидации данных.

Студент должен уметь:

  1. Работать в среде Excel, устанавливать режимы работы, записывать свои файлы на дискету и читать их.

  2. Устанавливать и удалять панели инструментов и отдельные кнопки на них.

  3. Создавать электронные таблицы, заносить в них данные и формулы, редактировать, перемещать, копировать и удалять эти данные.

  4. Давать ячейкам имена и использовать их в формулах.

  5. Распространять формулы и данные на соседние ячейки, в т.ч. с использованием прогрессий.

  6. Форматировать созданную таблицу, выполнять ее обрамление и заливку, изменять высоту и ширину ячеек, вставлять и удалять столбцы и строки и т.д.

  7. Защищать ячейки ЭТ от изменения данных и снимать эту защиту.

  8. Применять математические, статистические и другие стандартные функции для обработки табличных данных.

  9. Использовать формы для работы с ЭТ.

  10. По данным таблицы строить различные типы диаграмм и придавать этим диаграммам надлежащий вид.

  11. Создавать в среде Excel списки и работать с ними.

  12. Создавать сводные таблицы и выполнять консолидацию данных из нескольких таблиц.

Литература

1. Колесников А. Excel 2000. – К.:BHV, 1999.

2. Комягин В.Б., Коцюбинский А.О. Современный самоучитель работы на персональном компьютере. Практическое пособие. -М.: Изд-во ТРИУМФ, 1997.

3. Лавренов С.М. Excel: Сборник примеров и задач. - М.: Финансы и статистика, 2000.

4. Микляев А.П. Настольная книга пользователя. 4-е изд. -М.: “Солон-P”, 2000.

5. Попов А.А. Excel: Практическое руководство. -М.: Изд-во ДЕСС, 2000.

6. Рахмина Г.В. Excel 2000. Руководство пользователя с примерами. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

7. Любая другая по MS Excel 2000.

Оглавление

Методические указания к выполнению заданий………………..

3

Урок 1. Создание электронных таблиц………………………….

4

Урок 2. Оформление электронных таблиц……………………...

11

Урок 3. Форматирование данных в электронных таблицах……

14

Урок 4. Относительная и абсолютная адресация……………….

22

Урок 5. Подбор параметров и поиск решения………………….

26

Урок 6. Построение диаграмм…………………………………...

30

Урок 7. Оформление диаграмм. Типы диаграмм……………….

38

Урок 8. Стандартные функции в электронных таблицах………

45

Урок 9. Работа со списками ………………. …………………….

50

Урок 10. Многотабличные системы……………………………..

58

Урок 11. Сводные таблицы и консолидация данных…………..

Контрольные вопросы по Excel………………………………….

61

Литература………………………………………………………...

62

Оглавление………………………………………………………..

63

studfiles.net

Контрольные вопросы по теме 2

  1. Понятие и содержание сети Интернет.

  2. Структура сети Интернет.

  3. Службы Интернета. Классификация и краткая характеристика.

  4. Электронная почта. Телеконференции.

  5. Списки рассылки. Новые службы Интернета.

  6. Чаты. World Wide Web.

  7. FTP. Службы поиска информации.

  8. Аудитория сети Интернет.

Тестовые задания по теме 2

1. IP-адрес – это:

а) группа пользователей Интернета, заинтересованная в определенной информации;

б) уникальный номер компьютера в сети Интернет, состоящий из четырех чисел со значениями от 0 до 255, разделенных точками.

в) обращение браузера к веб-серверу;

г) просмотр страницы пользователем.

2. Система доменных имен представляет собой:

а) аналог IP-адреса в буквенно-цифровом виде;

б) совокупность сообщений по определенной тематике.

в) систему тематических групп имен;

г) все перечисленное.

3. Система доменных имен не включает в себя:

а) названия зоны;

б) собственного названия домена;

в) названия имени машины;

г) IP-адрес сервера.

4. Службы Интернета  представляют собой:

а) любую коммерческую деятельность, широко использующую в своем процессе возможности информационных технологий;

б) любые формы сделок, при осуществлении которых взаимодействие сторон происходит электронным способом.

в) элемент интернет-маркетинга организации, направленный на продвижение компании и ее продукции в сети Интернет;

г) систему, предоставляющую услуги пользователям Интернета.

5. Службы Интернета не могут быть:

а) отложенными;

б) приложенными;

в) on-line;

г) прямыми.

6. Электронная почта представляет собой:

а) систему тематических групп новостей;

б) сервис отложенного чтения: отправитель посылает электронное сообщение, а адресат получает его на свой компьютер через определенный промежуток времени;

в) периодичную электронную рассылку тематической информации от одного адресата к неопределенному числу людей – подписчиков;

г) совокупность сообщений по определенной тематике.

7. Служба телеконференций представляет собой

а) систему тематических групп новостей;

б) сервис отложенного чтения: отправитель посылает электронное сообщение, а адресат получает его на свой компьютер через определенный промежуток времени;

в) отдельный гипермедийный документ;

г) совокупность сообщений по определенной тематике.

8. Группа новостей представляет собой:

а) систему тематических групп новостей;

б) службу прямого доступа к файловым архивам в реальном времени;

в) периодичную электронную рассылку тематической информации от одного адресата к неопределенному числу людей – подписчиков;

г) совокупность сообщений по определенной тематике.

9. Списки рассылки представляет собой:

а) службу Интернет, которая позволяет пользователям сети общаться в текстовом режиме в реальном времени;

б) сервис отложенного чтения: отправитель посылает электронное сообщение, а адресат получает его на свой компьютер через определенный промежуток времени;

в) периодичную электронную рассылку тематической информации от одного адресата к неопределенному числу людей – подписчиков;

г) совокупность сообщений по определенной тематике.

10. Чат представляет собой:

а) сервис отложенного чтения;

б) службу Интернет, которая позволяет пользователям сети общаться в текстовом режиме в реальном времени;

в) систему тематических групп новостей;

г) совокупность сообщений по определенной тематике.

11. FTP представляет собой:

а) систему тематических групп новостей;

б) службу прямого доступа к файловым архивам в реальном времени;

в) сервис отложенного чтения;

г) совокупность сообщений по определенной тематике.

12. World Wide Web (WWW) представляет собой:

а) систему тематических групп новостей;

б) сервис отложенного чтения: отправитель посылает электронное сообщение, а адресат получает его на свой компьютер через определенный промежуток времени;

в) отдельный гипермедийный документ;

г) службу Интернет, которая позволяет интерактивно взаимодействовать с представленной на ресурсе информацией и основана на принципах гипертекста и мультимедийности.

studfiles.net

Контрольные вопросы по теме

“Музыкальная культура Древнего мира”

  1. Назовите четыре этапа в становлении музыки как искусства.

  2. Перечислите в определенной последовательности пять очагов музыкальной культуры.

  3. Родиной какого классического инструмента был Египет?

  4. Что такое веды?

  5. Как называется индийская музыкальная система?

  6. Что такое рага и как строится её композиционный план?

  7. Какие качества отличают индийскую музыку от китайской?

  8. Как называются самые популярные индийские музыкальные инструменты?

  9. Что такое пентатоника?

  10. Что отличает “Пекинскую” оперу от европейской?

  11. Что называли “музыкой” древние греки?

  12. Назовите основные древнегреческие инструменты.

  13. Как назывались древнегреческие певцы-сказители?

  14. Что греки называли “лирикой”?

  15. Что послужило прообразом оперы для деятелей эпохи Возрождения?

Глава 2 Музыкальная культура европейского Средневековья

Музыкальная культура европейского средневековья (VI-ХIV вв.) развивалась в рамках христианской религии. Если античное искусство воплощало любовь, волю к жизни, драматизм взаимоотношений прекрасного человека с окружающим миром, то раннее Средневековье в соответствии с религиозным каноном проповедует аскетизм, воздаяние после смерти. Античный художник “ушел в монастырь”. Его уже не интересовала телесная оболочка изображаемого человека, но лишь его бессмертная душа.

Ф. Энгельс писал: “Средневековье развивалось на совершенно примитивной основе. Оно стерло с лица земли древнюю цивилизацию, древнюю философию, политику и юриспруденцию, чтобы начать все с самого начала. Единственным, что оно заимствовало от погибшего древнего мира, было христианство”.

Новая религия, возникнув на развалинах язычества, сразу же поняла важнейшее значение музыки как проводника религиозной идеи и с величайшим вниманием стала вырабатывать свой универсальный стиль богослужебного пения. Христианство постепенно становилось мировой, то есть наднациональной религией. Распространяясь вширь по Римской империи, христианство начало отбор универсальных мелодий, способных оказывать нужное эмоциональное воздействие на любого прихожанина, к какому бы этносу он не принадлежал.

Выдающийся христианский святитель Василий Великий (ок. 330-379) писал: “Для того с христианским учением сопряжена сладость песенного сочинения, дабы через приятность слуха неприметным образом из всех словес получить полезное”.

Музыкальное оформление христианского богослужения прошло два этапа.

Первый - до второй половины IV века, когда христианство было гонимой религией, “иудейской сектой”, обращение в христианство каралось смертью. В этот период христиане на тайных литургиях использовали знакомые им народные мелодии, исполняя их с новым религиозным текстом. Это был так называемый период заимствования.

Второй этап начинается с 313 года, когда византийский император Константин I Великий (285-337) издал эдикт, сделавшей христианство фактически государственной религией. Церковь, скрывавшаяся ранее в катакомбах, стала возводить монументальные храмы и отправлять культ с небывалой роскошью.

Общеприходское пение в храме постепенно вытесняется пением искусных певцов-профессионалов на клиросах - специально отведенных местах для певчих по обе стороны алтаря.

Подготовкой певчих занимались монастыри. Певчие изучали все особенности церковного пения и к концу обучения знали весь цикл песнопений наизусть (нотного письма тогда еще не существовало).

Наиболее талантливые певчие становились доместиками - руководителями хоров, регентами. Они управляли певцами при помощи системы особых жестов рук, пальцев, использовали мимику и движения головы. Такая система дирижирования называлась хирономией.

* * *

Фактически в 395 году, а формально лишь в 1064 единая христианская церковь разделилась на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Византии. Западная церковь стала называться католической, а восточная - православной. Различия между церквами касались как догматов веры, так и структуры богослужения и характера песнопений.

Католическая церковь к концу века выработала свой стиль церковного пения - григорианский хорал. Хоралом называют строгую мелодию с церковным текстом, исполняемую одноголосно или хором. Свое название хорал получил по имени папы римского Григория I (550-604), который, будучи музыкально образованным человеком, отобрал, систематизировал и распределил эти мелодии на службы всего календарного года. Этот свод хоралов стал называться антифонарием. Название произошло от способа их исполнения во время службы: певчие делились на два полухория и исполняли хоральные мелодии поочередно, то есть антифонно, как бы переговариваясь между собой.

По преданию, папа Григорий I повелел приковать созданный им антифонарий золотой цепью к гробу святого Петра в знак непреходящего значения установленного им пения.

Для григорианских хоралов характерно настроение глубокой отрешенности от всего земного, строгости и аскетизма. Исполнялись эти хоралы мужским хором унисонно в медленном темпе.

Мелодии григорианских хоралов ориентированы на довольно ограниченный диапазон человеческого голоса и были столь просты, чтобы их могли запомнить и спеть по памяти не имеющие музыкальной подготовки прихожане. Учитывая акустические возможности храмов, глубокую реверберацию (отражение) звука, быстрая и сложная музыка звучала бы в них смазано. К тому же в средние века считалось недостойным, чтобы певец во время богослужения демонстрировали свое музыкальное мастерство, поэтому стиль церковного пения должен был быть достаточно строгим.

Официальным языком григорианских хоралов, как и всего католического богослужения, является латынь.

* * *

Реформатором и систематизатором православного церковного пения был богослов, философ, поэт и певец Иоанн Дамаскин. Он составил систему православных церковных напевов, получивших название гласов. Гласов было восемь, так как византийский календарь того времени делился не на месяцы, а на большие столпы, каждый из которых, в свою очередь, состоял из восьми недель. В каждую из недель, или “седмиц”, службы в храме совершались на свой глас. После восьмого гласа снова шел первый и так далее. В современной православной церкви характер гласовых напевов существенно изменился, однако принцип осмогласия остался неизменным.

Православная церковь выработала свои специфические формы и жанры богослужения. Ими стали: речитация - тональное чтение, псалмодия - чтение церковных текстов нараспев, юбиляция - особо торжественное, порой виртуозное распевание слова “Аллилуйя” (Богу слава!), тропари - главные молитвенные песнопения в честь какого-либо праздника или святого, стихиры - более поэтичные, пространные, повествовательные изложения празднуемого события, гимны - хвалебные песни, обращенные к божеству или святому.

Выдающимися гимнотворцами раннего христианства были Иоанн Дамаскин и Ефрем Сирин. Многие из сочиненных ими гимнов звучат в православных храмах до сих пор.

Крупнейшим православным хором того времени был хор в церкви Святой Софии в Константинополе, который русские называли Царь-градом.

В православных храмах, как и в католических, поочередно пели два полухория - один на левой стороне алтаря, другой на правой.

Основным богослужебным языком был греческий, однако иногда строфы одной молитвы пелись на разных языках вследствие многонационального состава верующих.

На клиросах пело одновременно до двухсот певчих. Такое богослужение превращалось в грандиозное церковно-храмовое действие, восхищавшее всех своей пышностью.

* * *

Основным достижением церковного пения следует считать зарождение в нем многоголосия - церковной полифонии. Произошло это основополагающее для дальнейшей музыкальной культуры событие во Франции в XI веке в монастыре при соборе Нотр-Дам де Пари. Именно оттуда полифонический способ композиции стал быстро распространяться в другие страны католического мира.

Сущность первоначальной полифонии заключалась в том, что к медленному и строгому григорианскому хоралу сверху присочинялась сопровождающая мелодия. Григорианский хорал в таком двухголосии стал называться кантус фирмус (строгий напев), а присочиненный голос - дискант. Дискант мелодически расцвечивал строгий кантус фирмус и придавал ему черты восторженности и вдохновенности. Постепенно количество присочиненных голосов стало увеличиваться.

Одновременное сочетание двух или более мелодий получило название контрапункта.

В присочиненных голосах на одну ноту григорианского хорала, как правило, приходилось несколько нот в свободных голосах. Такие композиции уже не могли быть результатом сиюминутной певческой импровизации. Они требовали предварительного обдумывания и последующей записи, то есть сочинения. Так церковная полифония породила новую фигуру в истории музыки - композитора, создающего в своем воображении свободные многоголосные композиции. Полифония “открыла дверь” свободному композиторскому творчеству. Разумеется, свободным это творчество можно назвать лишь с очень большой долей условности. Существовало множество различных правил и строгих ограничений, которым обязан был неуклонно следовать композитор. В противном случае его произведения объявлялись ересью и предавались анафеме.

Одними из первых и наиболее значительными композиторами были Леонин (ХII в.) и Перотин, получивший у потомков прозвище “Великий”. И тот и другой были монахами Собора Парижской Богоматери.

Постепенно полифония проникает и в светскую музыку. Появляются модные тогда полифонические сочинения по случаю коронации, смерти, бракосочетаний или юбилеев высокопоставленных особ.

Полифонические композиции на светский текст назывались мотетами. Появились мотеты юмористического или нравоучительного содержания. Тексты у сочетающихся мелодий были разные. Например нижний, менее подвижный голос, повествовал о наказании грешникам, в среднем голосе живописались картины природы, а в верхнем - сладость первого свидания.

Композиторы того времени искали и находили способы сочетания казалось бы противоположных по своим качествам мелодий. Мастерство композитора состояло в том, чтобы сделать эти подтекстованные мелодии хорошо воспринимаемыми как в отдельности, так и в сочетании.

Такой прогресс в развитии музыкального искусства был бы невозможен, если бы в XI веке не была изобретена система современного нотописания. Родоначальником современной линейной нотации был католический монах Гвидо из Ареццо (Гвидо Аретинский). Именно он нашел способ обозначения одним знаком (“нотой”) высоты и длительности музыкальных звуков. Именно он осознал, что все музыкальные композиции состоят не из бесконечного количества разнообразных мотивов, фраз, а из ограниченного количества музыкальных звуков, повторяющихся в разной последовательности. Если сравнивать музыку с литературой, то нотное письмо можно сравнить с современной азбукой.

С именем Гвидо Аретинского связывают также и введение современных слоговых названий нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) и знаков повышения или понижения нот (диезов, бемолей, бекаров).

* * *

Особенно большое распространение полифония получила у композиторов XIII и ХIV веков. Свое эстетическое обоснование новое полифоническое искусство получило в знаменитом трактате Филиппа де Витри “Арc нова”. Трактат был опубликован в 1320 году во Франции. Его автор был выдающимся поэтом-гуманистом, другом Петрарки, композитором, математиком и музыкальным теоретиком. В этом трактате критиковались старые схоластические правила композиции и провозглашалось первенство слуха над формальным правилом. “Ухо - лучший судья музыки”, то есть то, что хорошо звучит, то и правильно.

Полифоническое искусство Арc Нова музыковеды рассматривают как переходный период между старым средневековым искусством (“Арc антика”) и Возрождением.

* * *

Светскую линию музыкального искусства европейского средневековья представляет творчество французских поэтов-певцов трубадуров и труверов. С IX века на юге Франции в Провансе появляются образцы куртуазной (изысканно вежливой) поэзии, совершенной как по форме, так и по содержанию. Их авторами были рыцари и представители феодальной знати. Все они были прекрасно для того времени образованы и называли себя трубадурами, что в буквальном переводе означает “изобретатели”. Изобретали же трубадуры новые для своего времени приемы стихосложения, новые рифмы, метафоры. Трубадуры хотели быть виртуозами стиха. А.С. Пушкин в одной из своих критических статей утверждал, что “поэзия проснулась под небом полуденной Франции”.

Вся поэзия трубадуров предназначалась для пения. Они считали, что “строфа без музыки - все равно, что мельница без воды”. Часто трубадуры и придворные поэты не были достаточно виртуозны в игре на инструментах. По этой причине они часто нанимали менестрелей - музыкальных подмастерьев, которые аккомпанировали их пению. Западная церковь не проявляла враждебности по отношению к их деятельности.

Искусство трубадуров развивалось в атмосфере феодальных замков. Центральное место в их творчестве занимала любовная лирика, культ прекрасной дамы. Рыцарь признавал себя вассалом дамы, которой обычно являлась замужняя женщина, жена его сеньора. Он воспевал ее действительные или мнимые достоинства, красоту, благородство. Его “любовь” была неотъемлема от “страдания”: рыцарь томился по недосягаемой для него цели.

В творчестве трубадуров было много условного, формального, однако на их песнях молодое поколение тогдашней Европы училось искусству любви.

Основными жанрами лирической поэзии трубадуров были:

Альбы - рассветные песни с тремя действующими лицами: влюбленный рыцарь, прекрасная дама и верный страж. Повествование в Альбе чаще всего велось от охраняющего любовников стража. Предполагалось, что любовь их так сильна, что весь окружающий мир перестает для них существовать и поэтому необходим был еще кто-то, кто напомнил бы им о наступлении зари и необходимости расстаться. Минута расставания - кульминация песни.

Пастурели - пасторали, описания весны, возрождающейся природы. Часто на этом фоне изображалась встреча рыцаря с пастушкой и их спор. Чаще всего пастурель представляла собой стихотворный диалог.

Песни крестоносцев - повествования о походах в Святую землю и освобождении Гроба Господня в Иерусалиме.

Идеалом рыцаря был признан английский король Ричард I - Львиное сердце.

Лирика трубадуров оказала большое влияние на развитие аналогичного рода поэзии на севере Франции (труверы), Германии (миннезингеры), на поэзию Данте, Петрарки и на всю последующую европейскую поэзию и литературу в целом. После трубадуров вся европейская поэзия стала рифмованной и строфичной. Это означало, что в каждой поэтической строке были строго определенное количество ударных и безударных слогов, окончания стихов перекликались между собой (рифмовались), а сами поэтические строки объединялись в строфы - поэтические периоды.

Песни на такой упорядоченный строфический текст назывались куплетными.

Иногда трубадуры использовали поэтический прием, когда каждая строфа текста заканчивалась одной и той же строчкой, содержащей основной смысл стихотворения. Эта строчка называлась рефрен - поэтический припев.

Просуществовав немногим более ста лет, искусство трубадуров в силу ряда политических причин быстро сошло на нет. В ХIV веке были попытки его возродить, для чего даже учредили специальные цветочные игры - состязания трубадуров, где в качестве награды присуждались цветы из золота и серебра. Состязания просуществовали до ХV века, но возродить искусство трубадуров не смогли.

Наряду с трубадурами, труверами и миннезингерами в средневековой Европе существовал еще один разряд музыкантов. Это были ваганты, занимавшие промежуточное положение между низшим сословием светских музыкантов - жонглерами и высшим сословием - трубадурами. Ваганты были бродячими музыкантами. Ими становились разжалованные попы или недоучки-студенты, вынужденные по бедности оставить университет и пуститься в странствия для добывания хлеба насущного. Получившие начатки книжной учености, ваганты сочиняли свои песни преимущественно на латыни. В них они высмеивали лицемерие духовенства, пародировали церковные тексты, воспевали простые земные радости. Из застольных песен вагантов сложились и студенческие песни, в том числе знаменитый студенческий гимн “Гаудеамус игитур”.

В первой половине XIX века в одном из монастырей Германии был найден и опубликован под названием “Кармина Бурана” сборник песен вагантов. На эти тексты в 1937 году знаменитый немецкий композитор Карл Орф сочинил сценическую кантату для солистов, хора и оркестра. Это сочинение имело мировой успех и стало одним из событий в музыке XX века.

К концу средневековья странствующие музыканты постепенно приобретают оседлость и переходят на службу при городских управлениях. Они назывались теперь городскими гудошниками и имели регулярное цеховое устройство. Это устройство не только гарантировало им общественное положение, но и устанавливало известный стаж и уровень художественной подготовки для вступления в сословие музыкантов. Всякий музыкант, решивший посвятить себя профессиональной деятельности, должен был пройти известный курс обучения, который продолжался один год для тех, кто желал играть в деревнях, и два года для тех, кто хотел сделаться городским музыкантом.

Ежегодно, в определенный день, устраивался так называемый “судный день гудошников”, на котором разбирались спорные дела между музыкантами. В состав суда входили сам король гудошников, четыре мастера и двенадцать присяжных.

Ежегодные курсы “повышения квалификации” трубадуры проходили во время Великого поста, когда они не были заняты своим профессиональным трудом. Они устраивали состязания на звание мастеров пения - мейстерзингеров. Последнее такое публичное состязание состоялось в немецком городе Нюрнберге в 1770 году, году, когда в другом немецком городе Бонне родился будущий великий композитор Людвиг ван Бетховен.

studfiles.net


Смотрите также