Контрольные вопросы и задания. Контрольные вопросы и


Контрольные вопросы и задания

дует учить пользоваться справочной литературой, быстро находить в ней нужную информацию, пользоваться встро енными в программы электронными справочными систе мами. Отдельно стоит задача обучения пользоваться спра вочными ресурсами Интернет.

Разумеется, перечисленные принципы не отвергают общедидактические принципы, установленные педагоги ческой наукой ещё со времён Коменского, они лишь их дополняют применительно к изучению нового учебного предмета, каким является информатика.

1.Почему базовый курс называют ядром школьного курса информатики и ИКТ?

2.Каково число часов на изучение базового курса по пер вому и второму варианту?

3.Сколько тем содержит Примерная программа базового курса?

4.В чём, на ваш взгляд, состоит проблема определения понятия информации?

5.Приведите названия подходов к введению понятия «Информация».

6.В субъективном подходе информация это …

7.В кибернетическом подходе информация это …

8.В энтропийном подходе информация это …

9.Запишите формулу Хартли.

10.Чем отличается понимание информации на быто вом уровне с определением её в теории информации?

11.В компьютерном подходе 1 бит это …

12.В семантическом подходе 1 бит это …

13.В алфавитном подходе 1 бит это …

217

14.Определите количество информации в вашем име ни и фамилии.

15.Рассчитайте информационный вес символов рус ского и английского алфавитов.

16.Какие вопросы и базовые понятия изучаются по теме «Информационные процессы»?

17.Какие вопросы и базовые понятия изучаются по теме «Информационные модели»?

18.Какие вопросы и базовые понятия изучаются по теме «Информационные основы управления»?

218

Глава 6. Методика изучения основных ин­ формационных процессов

Изучение информационных процессов является од ной из основных тем в базовом курсе информатики и ИКТ. К содержанию учебного материала этой темы учитель воз вращается практически постоянно в ходе изучения всего курса. Под информационными процессами понимают лю бые действия, выполняемые с информацией. К ним отно сятся: хранение информации, обработка информации, пе редача, поиск информации. Кроме того, кратко рассматри ваются вопросы кодирования и защиты информации.

Приведем основное содержание образования по данной теме, изложенное в образовательном стандарте для базового уровня:

1.Системы, образованные взаимодействующими эле ментами, состояние элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

2.Классификация информационных процессов. Вы бор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное пред ставление информации.

3.Поиск информации в социальных, биологических и технических системах. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необхо димое условие его автоматизации.

4.Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Организация личной информа ционной среды. Защита информации.

219

Обсудим более подробно некоторые из основных информационных процессов и методику их изложения в средней школе. Рассмотрение помимо методических чис то теоретических вопросов по информационным процес сам вызвано тем, что значительная часть студентов в них слабо разбирается, а сам материал разбросан по ряду учебников по информатике.

6.1.Хранение информации

Схранением информации связаны следующие поня тия: носитель информации (память), внутренняя па мять, внешняя память, хранилище информации.

Под носителем информации понимается та физиче ская среда, которая непосредственно хранит информацию. В истории человечества носителями информации выступа ли: камень, папирус, пергамент, береста, бумага и др. Бу мага была изобретена в Китае сравнительно давно – во 2 веке нашей эры, но секрет её изготовления стал известен в Европе лишь в 11 веке. Сейчас бумага является основным внешним носителем информации. Однако срок жизни обычной бумаги всего около 50 лет, а специальных сортов для архивного хранения – до 150 лет. Современные носи тели информации – это магнитные и оптические (лазер ные) диски.

Для человека основным носителем информации яв ляется его мозг, который является собственной биологиче ской памятью. Память человека можно назвать оператив ной памятью, так как она позволяет вспомнить и воспро извести информацию почти мгновенно. Биологическую память можно назватьвнутренней памятью, поскольку её носитель – это мозг, который находится внутри челове

220

ка. Все остальные виды носителей можно назвать внеш ними или внешней памятью.

Задание для студентов: приведите особенности биологиче ской памяти.

Для закрепления изученного материала следует предложить учащимся привести примеры других носите лей информации и их особенности.

Хранилище информации – это информация на внеш них носителях, организованная специальным образом и предназначенная для длительного хранения и постоянного пользования. Хранилищами информации являются: архи вы, библиотеки, запасники музеев и картинных галерей, энциклопедии, справочники, картотеки. У астрономов хра нилищем информации являются стеклянные библиотеки, в которых сосредоточены негативы фотографических сним ков разных участков звёздного неба, полученных за мно гие десятилетия наблюдений. Для хранилища основной информационной единицей является определённый до кумент на каком либо физическом носителе: дело, досье, папка, книга, анкета, отчёт, микрофильм и т.п.

Хранилище всегда имеет определённую структуру в форме упорядоченности и классификации хранимых до кументов. Структура нужна для удобства хранения, попол нения, удаления и поиска информации. Например, книги в библиотеке хранятся на полках под определёнными шиф рами и по алфавиту.

Память человека можно рассматривать как своеоб разное внутреннее хранилище информации. Как хранили ще информации, память организована сложным образом. Особенностью памяти является её оперативность – чело век может очень быстро, практически мгновенно вспом нить и воспроизвести информацию, которую запомнил. Но

221

studfiles.net

Контрольные вопросы и задания

  1. Расскажите о роли спортивных игр в физическом воспитании различных категорий населения.

  2. Какова роль спортивных игр в тренировке спортсменов различных видов

спорта?

  1. Дайте классификацию спортивных игр.

  2. Каковы специфические особенности спортивных игр?

  3. Каковы основные понятия и термины в спортивных играх? „

Глава 2. Соревновательная деятельность в спортивных играх и система соревнований

Соревнования составляют отличительную особенность спорта, они являются важнейшим компонентом системы подготовки спортсменов (см. главу 5) и ориентиром для построения спортив­ной тренировки.

Специфика соревновательной деятельности во многом опреде­ляет направление и содержание многолетней подготовки спортсме­нов (принципы, средства, методы, программирование процесса тре­нировки, отбор, оценка тренированности, оценка способностей спортсмена, контроль за его текущим состоянием и др.).

Соревновательная деятельность тесно связана со спортивным ре­зультатом. Это обусловливает необходимость тщательного изучения содержания соревновательной деятельности, выявления факторов, определяющих достижение высоких спортивных результатов.

Структура соревновательной деятельности и факторы, обуслов­ливающие ее эффективность, служат основой при построении про­цесса подготовки спортсменов и эффективного управления этим процессом.

2.1. Структура соревновательной деятельности в спортивных играх

Основные параметры соревновательной деятельности в спортив­ных играх выделяются и фиксируются посредством специальных , наблюдений в условиях крупнейших соревнований за действиями сильнейших спортсменов мира. Признаки, отражавшие параметры соревновательной деятельности, называют целевыми, так как их выполнение обеспечивает достижение поставленной цели - побе­дить в соревнованиях.

Победа в соревнованиях представляет собой конечную цель со­ревновательной деятельности, ее достижение складывается из пос­ледовательного решения спортсменами ряда частных задач, воз­никающих перед ними в процессе продвижения к главной цели. Элементы деятельности по выполнению частных задач называют действиями, которые, в свою очередь, состоят из операций. Содер­жание действий, операций и условия, в которых выполняет их спорт­смен в процессе соревнований, и определяют структуру соревнова­тельной игровой деятельности.

Только располагая показателями соревновательной деятельно­сти каждого спортсмена, можно оценить эффективность его дей­ствий и определить пути совершенствования его мастерства в про­цессе тренировки.

Структуру соревновательной деятельности в спортивных играх составляют компоненты, которые иерархически расположены ус­ловно в несколько уровней. Компоненты и уровни структуры сорев­новательной деятельности расположены по принципу «матрешек», вложенных одна в другую; первый компонент - самая большая, в нее «вложены» все последующие (рис. 2).

Первый компонент (верхний уровень) составляет системно-целост­ное противоборство спортсменов двух команд, в котором представ­лены и «результируют» все компоненты структуры в их взаимосвязи.

Второй компонент составляют командные тактические действия в нападении и обороне: если в данный момент для одной команды действия нападающие, то для другой команды в этот же момент действия будут защитные. Команды поочередно находятся в роли нападающих и защищающихся. Командные тактические действия -системы игры в нападении или обороне - являются определяющим фактором для выбора технико-тактических действий и их развития во времени и в пространстве. Одна команда учитывает возможно­сти своих игроков и особенности игры в защите команды соперни­ка, когда выбирает ту или иную систему игры в нападении. Защи­щающаяся же команда, учитывая особенности системы игры коман­ды соперника, противопоставляет свою систему обороны.

Третий компонент образуют групповые тактические действия в нападении (комбинации) и обороне - в них находят реализацию

16

командные тактические действия. По аналогии с командными так­тическими действиями групповые действия осуществляются одно­временно: игроки одной команды выполняют тактическую комбина­цию в нападении, игроки другой команды взаимодействуют меж­ду собой, организуя защитные действия против конкретной комбинации и ее исполнителей. Таким образом, групповые так­тические действия зависят от принятой системы игры и являются ее развитием.

Четвертый компонент структуры образуют индивидуальные так­тические действия в нападении и защите - следующий шаг в раз­витии соревновательной деятельности. Индивидуальные действия связаны с конкретными групповыми и ими обусловлены: в нападе­нии в зависимости от тактической комбинации, с одной стороны, и защитных действий конкретных игроков команды соперника - с дру­гой; в защите в зависимости от системы защиты и своих групповых

18

действий, а также от конкретных исполнителей, завершающих так­тическую комбинацию в нападении в команде соперника.

Пятый компонент структуры составляют приемы игры (техни­ка), при помощи которых спортсмены осуществляют соревнователь­ную деятельность при непосредственном воздействии на мяч, шай­бу и пр. Это как бы заключительный шаг в развитии соревновательных . действий: командные - групповые - индивидуальные (тактика) -прием игры (техника). Этот компонент «результирует», т.е. каче­ство его выполнения непосредственно отражается на эффективнос­ти соревновательной деятельности (выигрыш мяча, очка или про­игрыш). Приемы игры подразделяются на приемы игры в нападе­нии и защите.

Шестой компонент составляют физические способности (дви­гательный потенциал), обеспечивающие эффективность и надеж­ность технико-тактических действий в игровой соревновательной деятельности (скоростные, силовые, скоростно-силовые, выносли­вость, координационные способности, гибкость). Первостепенное значение здесь имеет уровень развития физических способностей и умение реализовать их в процессе выполнения технико-тактичес­ких действий.

Седьмой компонент составляют психические качества и свойства личности спортсменов; уровень их сформированности и степень проявления в условиях соревновательной деятельности существенно влияют на ее эффективность. Особенно это важно при равном уровне спортивного мастерства соперников.

Восьмой и девятый компоненты составляют функциональные возможности и морфологические признаки организма спортсменов, обеспечивающие им надежность и эффективность технико-такти­ческих действий на протяжении всего времени, в течение которого развертывается соревновательная деятельность.

studfiles.net

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите элементы режимов шлифования.

2. Как осуществляется наружное и внутреннее круглое шлифование?

3. Как осуществляется плоское шлифование?

4. Как осуществляется бесцентровое наружное шлифование?

5. Охарактеризуйте шлифовальные станки.

6. Какие инструменты используют для шлифования?

7. Перечислите основные виды шлифовальных работ.

8. Каковы основные виды шлифования фасонных поверхностей, зубчатых колес и резьбы?

10. Протягивание

Протягивание – процесс обработки поверхности специальным инструмен­том – протяжкой, зубья которой за один ход снимают весь припуск. На протяжке, кроме основных режущих зубьев, имеются калибрующие, придающие обрабатываемой поверхности требуемую точность и чистоту [27].

Различают три основных метода протягивания: 1) по профильной схеме (рис. 76, а), осуществляемое протяжками, все зубья которых имеют профиль, подобный профилю (контуру) поперечного сечения обрабатываемой поверхности, различаясь только размерами, причем каждый зуб последовательно снимает слой металла по форме профиля (по контуру) обрабатываемой поверхности; 2) по генераторной схеме (рис. 76, б), осуществляемое фигурными протяжками, зубья которых имеют переменный профиль с дугообразной или прямолинейной формой главной режущей кромки, постепенно переходящий к заданному профилю обрабатываемой поверхности; 3) по прогрессивной схеме (рис. 76, в), осуществляемое протяжками, у которых все режущие зубья разбиты на группы, обычно по два зуба, причем каждый зуб группы формирует только определенный участок профиля (контура) обрабатываемой поверхности. При этом режущие кромки зубьев перекрывают друг друга.

а

б

в

Рис. 76. Схемы протягивания: а – профильная; б – генераторная; в – прогрессивная

На протяжке, кроме основных режущих зубьев, имеются калибрующие, придающие обрабатываемой поверхности требуемую точность и чистоту.

Плоские поверхности протягивают, как правило, сразу по всей ширине, поэтому зуб протяжки делают несколько шире, чем протягиваемая поверхность. Протягивание выполняют одновременно многими зубьями протяжки с таким расчетом, чтобы весь припуск металла был снят за один проход протяжки, причем припуск должен быть распределен равномерно между зубьями протяжки. Это обеспечивает большую производительность при минимальном машинном времени.

При протягивании необработанных поверхностей отливок и поковок обычными плоскими протяжками их режущие кромки быстро тупятся и даже выкрашиваются.

В этих случаях применяется протягивание, при котором режущие кромки протяжки, расположенные наклонно по отношению к направлению ее движения, срезают металл не по всей ширине обрабатываемой поверхности, а узкими полосами, снимая толстые стружки – толщиной 0,4–0,8 мм на один зуб, а калибрующие зубья зачищают обрабатываемую поверхность по всей ширине.

Большое разнообразие видов протягивания плоских поверхностей послужило причиной создания различных конструкций протяжных станков, из которых наиболее распространенными являются: вертикальные, горизонтальные, карусельные и протяжные станки туннельного типа [27].

На рис. 77 приведена схема вертикально-протяжного станка для наружного протягивания. Станина 5 имеет коробчатую форму; в полой части ее помещен электропривод 6 с агрегатами гидропривода. На станине 5 по направляющим перемещается подвижная плита 3, на которой крепятся плоские протяжки 4. Подвижная плита совершает возвратно-по­сту­па­тель­ное перемещение с разной скоростью, регулируемой посредством гидропривода. Длину и скорость рабочего хода плиты определяют в зависимости от выполняемой работы. Обратный ход плиты ускоренный [27].

На передней части станины имеется стол 7, на котором установлен суппорт 1, поперечно перемещающийся для задания глубины протягивания. На суппорте закрепляют обрабатываемую заготовку 2. После регулирования суппорта на определенную глубину протягивания на него закрепляют обрабатываемую заготовку. Протяжки, опускаясь, обрабатывают заготовку и в конце обработки останавливаются в нижнем положении; затем заготовку снимают и включают обратный ход протяжки. После возвращения протяжек в исходное положение, в суппорт устанавливают новую заготовку. Далее цикл работы повторяется в том же порядке.

Рис. 77. Схема вертикально-протяжного станка для наружного протягивания: 1 – суппорт; 2 – заготовка; 3 – подвижная плита; 4 – протяжки; 5 – станина; 6 – электропривод; 7 – стол

Протягиванием можно обрабатывать как наружные, так и внутренние сложные фасонные поверхности с высокой степенью точности и чистоты. Протяжные станки подразделяют на станки для внутреннего и наружного протягивания.

Наиболее широко распространены во всех видах производства горизонтально-протяжные станки, предназначенные для обработки отверстий. На рис. 78 приведен общий вид горизонтально-протяжного станка.

Рис. 78. Общий вид горизонтально-протяжного станка: 1 – электродвигатель; 2 – шток; 3 – гидропривод; 4 – станина; 5 – ползун; 6 – зажимное приспособление; 7 – заготовка; 8 – протяжка; 9 – люнет

На станине 4 установлены основные узлы станка; в полой ее части раз­мещен со всеми агрегатами с приводом от электродвигателя 1 гидропривод 3, который приводит в движение шток 2, наружный конец которого покоится на дополнительной опоре, перемещающейся вместе с ползуном 5, конец штока снабжен зажимным приспособлением 6 для крепления протяжки 8, другой ко­нец которой поддерживается подвижным люнетом 9. Обрабатываемая заго­товка 7 при протягивании упирается в торец станины.

Для перемещения штока с разными скоростями рабочего хода и уста­новки протяжек с различной длиной в гидроприводе предусмотрено устройство для изменения длины и скорости движения ползуна 5. Протяжки можно под­разделить на две основные группы: для обработки отверстий и обработки наружных поверхностей.

По конструкции зубьев протяжки бывают режущими и уплотняющими. В первом случае зубья имеют острые режущие кромки, а во втором –скругленные, работающие на уплотнение обрабатываемой поверхности.

Число калибрующих зубьев составляет 3–8. Чем выше требования к точ­ности обработки, тем больше калибрующих зубьев должна иметь протяжка.

Типы хвостовиков протяжек зависят от применяемого способа крепления протяжки в патроне станка.

Виды протяжек. Наиболее распространенными являются круглые про­тяжки с прямыми зубьями (рис. 79, а). Их выполняют иногда сборными в целях экономии быстрорежущей стали.

Для протягивания глубоких отверстий применяют протяжки с винтовыми зубьями (рис. 79, б), работающие с поступательным движением вдоль оси и вращательным вокруг оси.

Уплотняющая протяжка (рис. 79, в) не имеет острых режущих кромок; ее зубу придают округленную форму, что обеспечивает выглаживание обрабатываемой поверхности.

Шлицевые протяжки выполняют так же, как круглые; в зависимости от формы шлица зубья изготовляют с прямым (рис. 79, г), угловым (рис. 79, д) или елоч­ным (рис. 79, е) профилем.

Для протягивания многогранных отверстий применяют квадратные, шестигранные, прямоугольные и другого профиля протяжки. Особенностью их конструкций является наличие нескольких ступеней по длине с различными подъемами на зуб.

а

б

в

г

д

е

Рис. 79. Виды протяжек: а – круглая с прямыми зубьями; б – с винтовыми зубьями; в – уплотняющая; г – шлицевая с прямым профилем зубьев; д – шлицевая с угловым профилем зубьев; е – шлицевая с елочным профилем зубьев

Для одновременной обработки различных поверхностей шлицевого отверстия применяют комбинированные протяжки, которые предварительно протягивают гладкое отверстие, а затем шлицы.

studfiles.net

Контрольные вопросы и задания

  1. Дайте определение классической вероятности события.

  2. Сформулируйте все известные вам классификации событий.

  3. Сформулируйте теоремы суммы и произведения событий для разных случаев.

  4. Определите понятие условной вероятности.

  5. Заданы два случайных несовместных события. Зависимы они или нет?

  6. Выпишите формулы полной вероятности и Байеса. Объясните входящие в них термины.

  7. Сформулируйте условия схемы испытаний Бернулли.

Список основной литературы

  1. Гмурман, В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика : учеб. пособие для студентов вузов / В. Е. Гмурман. - 12-е изд., перераб. - М. : Юрайт : Высш. образование, 2009. - 478. 

  2. Кремер, Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика : учебник / Н. Ш. Кремер. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2007. - 573 с. 

  3. Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике : учеб. пособие для студентов вузов / В. Е. Гмурман. - 11-е изд., перераб. - М. : Высш. образование, 2009. – 403.

  4. Практикум по математике : для студентов очной формы обучения. Ч. 3 / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации, Сиб. акад. гос. службы ; сост. : А. Л. Осипов, Е. А. Рапоцевич. - Новосибирск, 2008. - 76 с.

Список дополнительной литературы

  1. Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике : учеб. пособие / В. Е. Гмурман. - 11-е изд., перераб. - М.: Высш. образование, 2006. - 404 с.

  2. Фадеева Л.Н. Математика для экономистов. Теория вероятностей и математическая статистика: курс лекций / Л. Н. Фадеева. - М.: Эксмо, 2006. – 399 с.

  3. Шапкин А.С. Задачи по высшей математике, теории вероятностей, математической статистике, математическому программированию с решениями : учеб. пособие / А. С. Шапкин. - 4-е изд. - М. : Дашков и К, 2007. - 432 с.

  4. Кузнецов, С.Б., Рапоцевич Е.А. Теория вероятностей и математическая статистика. Часть II. Сборник задач и упражнений.  Новосибирск: СибАГС, 1997. – 136 с.

Тема 3. Случайные величины и их законы распределения §3.1. Общие определения

Рассмотрим сначала случайный эксперимент с дискретным пространством исходов, т. е. с таким пространством элементарных событий  = {u1, u2, …, un}, которое состоит из конечного или счетного числа исходов. Пусть есть величина, которая в результате случайного эксперимента принимает различные числовые значения в зависимости от наступления того или иного исхода, при этом каждому исходу соответствует только одно число. Иными словами, на пространстве элементарных событий задана функция.

Функция, заданная на пространстве элементарных событий  = {u1, u2, …, un}, называется случайной величиной.

Для любого исхода ui значение xi = X (ui) — это реализация случайной величины при данном исходе. Поскольку в ходе случайного эксперимента реализуется лишь один какой-то исход, то это означает, что в результате эксперимента наблюдается лишь какое-то одно значение случайной величины (одна реализация) из всех возможных. Обозначать случайные величины будем заглавными латинскими буквами X, Y,  …, а конкретные их значения соответствующими строчными буквами х, у,….

Пример.

Пусть бросается игральная кость. Величина X, равная числу выпавших очков, является случайной величиной. Величина X принимает возможные значения {1, 2, 3, 4, 5, 6}. В этом примере элементарный исход — это выпадение той или иной грани игрального кубика. В стандартной ситуации на гранях кубика написаны цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6. Однако этим граням могут соответствовать и другие числа. Тогда мы получим другую случайную величину, хотя пространство элементарных исходов останется прежним.

Для дискретных пространств  = {u1, u2, …} будем обозначать возможные значения случайной величины через xi = X (ui), i = 1, 2, …. Значения xi случайной величины X появляются с некоторой вероятностью, которую обозначим через pi= P (X = xi). Величина X принимает при этом не более чем счетное число возможных значений {x1, x2, …} и называется дискретной.

Дискретной (прерывной) случайной величиной называется случайная величина, принимающая отделенные друг от друга значения, которые можно перенумеровать.

Непрерывной случайной величиной (в широком смысле слова) называется случайная величина, возможные значения которой непрерывно заполняют какой-то промежуток.

studfiles.net

Контрольные вопросы и задания

  1. Какие экспериментальные методы исследования используются в психолингвистике?

  2. Укажите методы психологического исследования, используемые в психолингвистике. В чем особенности их использования в психолингвистическом эксперименте?

  3. Дайте характеристику метода лингвистического эксперимента. Каковы возможности его использования в психолингвистике и специальной педагогике?

  4. В чем состоит психолингвистическое исследование с использованием методики ассоциативного эксперимента? Каковы функциональные возможности этого метода в коррекционной педагогике и, в частности, в логопедии?

  5. Укажите назначение специфических методов психолингвистического исследования (метод семантического дифференциала, метод «градуального шкалирования», метод дополнения языкового знака и др.) в прикладной психолингвистике.

  6. На каком психологическом принципе основана методика семанти­ческого дифференциала?

  7. Какие методы психолингвистического эксперимента используются в практической специальной психологии и логопедической практике? В чем заключается специфика использования этих методов в профессиональной деятельности коррекционного педагога?

  8. Какие вам известны методы компьютерной психодиагностики на основе методики психолингвистического эксперимента? Каковы перспективы их использования в практике коррекционной логопедической работы?

______________________________________________________________________________

*Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. – М.: Экономика, 1997. –145 с.

**Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 338 с.

1Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М., 2001.

1Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977.

1За основу нами взята классификация методов научного исследования, прдложенная Б. Г. Ананьевым (см.: Ананьев Б. Г. О про­блемах современного человекознания.‒ М, 1977).

*

*Особая роль здесь принадлежит Г. Хэду (1926) и, разумеется, Л.С. Выготскому (1931, 1934).

**Лонгитюдный – от фр.Longitude–долгота; соотв.–лонгитюдинальный–фр.longitudi­nal –, пролонгированный (удлиненный).

***В качестве примера можно привести «классические» работы А. Н. Гвоздева (1948, 1961 и др.).

**Подробнее о них см. в трудах: Основы теории рече­вой деятельности / Под ред. А.А. Леонтьева. – М. 1974, с. 106‒134, Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. – М., 2003; Сахарный

Л. В. Введение в психолингвистику. – Л., 1989, с. 56‒60; 88‒112; Фрумкина Р. М. Экспериментальные методики изучения речевого мышления // Исследование речевого мышления в психолингвистике. – М., 1985, с. 203‒223 и др.

1 Наиболее полное изложение проблематики общей лингвистики дано в книге «Общее языкознание» / Под ред. А.Е.Супруна. – Минск, 1983.

1 Во многом эти «поколения» соответствуют различным, существующим до сих пор научным школам зарубежной психолингвистики.

1Соотношение (отношения) между объектами (явлениями), выражающее тождество их строения (структуры).[ Прим. В.Г.]

1 Различные варианты использования прикладной психолингвистики в общественной жизни человека описаны в недавно вышедшей коллек­тивной монографии «Прикладное языкознание» (61).

*См.:Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Н.А. Чевелева. Основы логопедии.  М., 1989.  Гл .2; Расстройства речи у детей и подростков /Под ред. С.С. Ляпидевского и Б.М. Гриншпуна. – М., 1969.  Раздел I.

* Подробнее характеристика языка как основного и универсального средства РД представлена в Разделе III, главы № 1,2.

*Т.е. мысленного отображения того или иного фрагмента окружающей действительности.

**Об этом убедительно свидетельствует, в частности, семантически «алогичная», но нередко грамматически правильно оформленная речь больных шизофренией или лиц, страдающих другими психическим расстройствами.

*Следует, правда, отметить, что очень точно выдержанный в методическом плане подход к организации речевой работы по данному разделу недостаточно освещен с «психолингвистических позиций».

** Современная теория деятельности была создана в XX столетии, в основном, благодаря работам представителей отечественной школы психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, А.Н. Соколов, Л.А. Венгер и др.) и нейрофизиологии (Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин и др.).

*В отличие от использования этого термина для определения продукта РД, здесь имеется в виду сам процесс составления речевого высказывания, что, несомненно, и является самостоятельным речевым действием в рамках речевой деятельности.

*Эти операции (их состав и функции в РД) будут рассмотрены далее, в других разделах настоящего пособия (разделы IV, V). [Прим. авт. – В.Г.]

1 ‒ От греч. diakriticos – служащий для различения. (Прим. В.Г.).

1 Процесс коммуникации определяется в психологии как сообщение или передача при помощи языка некоторого мысленного содержания (7, 98, 197).

*Знак определяется в психологии как «любой материальный элемент действительности, высту­пающий в определенном значении и используемый для передачи ин­формации» (133, с.59) .

*Код – совокупность знаков, символов (в определенной комбинации), при помощи которых информация может быть представлена (закодирована) для передачи, обработки и хранения.

*Более подробно об этом см. в кн.: Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. ‒ М.: АСТ: Астрель, 2007. – Гл. 4.

*Эти правила рассмотрены нами в других разделах настоящего пособия. (Раздел I, главы 1, 2 и др.).

**Словосочетание (как сочетание двух или нескольких слов, «не равное» по структуре и семантике целому предложению) определяется в структурной лингвистике как вспомогательная, «промежуточная» языковая единица.

* Данное «значение» не является в полном мере смысловым, семантическим, поскольку морфема выступает как смыслообразующая единица, не обладающая самостоятельным полноценным значением.

*Примеры лексикообразующей функции морфем, а также характеристика слова как лексемы приведены в главе «Семантическая структура слова».

*Здесь необходимо отметить, что в психологии речи слово рассматривается еще и как единица речи, а в психолингвистике – как психолингвистическая единица.

** См. работы Ю.Д. Апресяна (5), Л.В. Сахарного (203, 204) и др.

* Подробно основные отличительные свойства текста рассматриваются в соответствующем разделе данного пособия. (См. главу 4: «Психолингвистическая характеристика текста…»).

** Так сложилось, что в языкознании эти уровни нередко определяются термином‒определением «строй речи» (например, «лексический / грамматический строй речи» и т.д.).

1 От слова«парадигма»,в одном из значений ‒ набор однотипных элементов, отличающихся друг от друга одним каким‒либо признаком (качеством).

*Например, (сообразно законам неязыковой и языковой деятельности) следует говорить «хорошая девочка» (но не «хороший девочка»), «дал почитать книгу своему другу» (но не «дал почитать книгу своим другом») и т.п.

**От слова «синтагма», в лингвистике – сочетание знаков языка, объединенных синтаксической связью и представляющее собой законченную языковую структуру.

* Определение категории значения и его характеристика как основного компонента семантики слова представлено в следующем разделе данной главы («Семантическая структура слова»).

* Рациональное сокращение числа объектов одинакового функционального назначения.

* Например, в пособии «Правила дорожного движения» значение каждого дорожного знака имеет развернутое объяснение через соответствующие знаки языка – предложение или целый текст.

1 Впервые как самостоятельная часть (или компонент) семантики слова смысл был выделен Л.С. Выготским; в работе «Мышление и речь» он дает научное обоснование такой трактовке семантики слова. В дальнейшем научная концепция «семантической структуры слова» Л.С. Выготского получила развитие в работах А.Р. Лурии, Л.С. Цветковой, А.Н. Леонтьева и А.А. Леонтьева.

* Соответствующим «инструментарием», при помощи которого осуществляется фиксация в языке основных значений слова, являются Толковые словари.

** Здесь словосочетание ‒ название произведения ‒ «тождественно» по своему значению одному слову. (Прим. авт. ‒ В.Г.)

* Не следует путать со значением, которое является неотъемлемой принадлежностью любого семантического знака языка. (Прим. В.Г.)

* Здесь в значении: значимый объект отображаемого в речи фрагмента окружающей действительности. (Прим. В.Г.)

** В современном языкознании уже несколько десятилетий существуют самостоятельный раздел «Лингвистика текста».

***Сверхфразовые единства в лингвистике чаще всего определяются как части текста, примерно соответствующие абзацу (147 и др.) [Прим. В.Г.]

* Или не имеет достаточно полных и четких представлений о ней. (Прим. В.Г.)

*Большой энциклопедический словарь / Прохоров А.М. и др. – М., 1996, с.1324.

1 Ряд примеров языкового построения текста взят из работ известных отечественных лингвистов Г.Я. Солганика и Л.И. Лосевой (216, 147 и др.).

* Виноградов В. В. О языке художественной литературы. ‒ М., 1954. ‒ С. 165, 301.

1Коммуникативная установка (задача) ‒ это тацель, которую продуциент ставитперед собой, формулируя свои мысли для сообщения «нового» (72, 105).

1Данные лингвистического анализа литературного произведения, проведенного Л.И. Лосевой (147).

* Языковая трансформация исходного текста при пересказе определяется как трудностью удержания в памяти языковой фактуры воспринятого речевого высказывания (исключение составляют случаи воспроизведения заученного текста), так и индивидуальными особенностями языковой системы человека, индивидуальными характеристиками его языковой способности. (Прим. В.Г.)

*Проблеме формирования связных развернутых высказываний у детей с нарушениями речи посвящены исследования Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской, В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Т.А. Ткаченко и др. (45, 61, 240 и др.)

1 Имеются в виду только те концептуальные модели речепорождения, которые получили достаточно широкое признание в мировой психолингвистике и которые признаются как достаточно объективные большинством психолингвистов. (Прим. авт.)

2 Наиболее полно материал по данной проблеме представлен в книге Т.В.Ахутиной «Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса» (14).

1От греч. stochastikos – умеющий угадывать – вероятностный.

1 Пример взят из кн.: Miller G.A. Chomsky N. Finitary models of language user // Handbook of Mathematical Psychology. V. II, ‒ New york, 1963.

*В лингвистике (в широком значении этого слова) – процесс образования единиц языка (в данном случае ‒ предложений) по существующем в языке моделям с использованием определенных правил.

*Работа, повторно переизданная в 2005 году в изд-ве Московского государственного университета, к глубокому удоудовлетворению психологического и психолингвистического научного сообщества.

1 Мельчук И.Л. Опыт теории лингвистических моделей «смысл – текст». Семантика, синтаксис. – М., 1974.

* В данном разделе рассмотрим ее применительно к составлению отдельного речевого высказывания. Процесс порождения развернутого РВ рассмотрен в разделе III, в главе IV.

**Леонтьев А.А., Рябова Т.В. Фазовая структура речевого акта и природа планов // Планы и модели будущего в речи. – Тбилиси, 1970, с.28.

1 Данный пример взят нами из работы А.Р. Лурии (153).

2 Операции грамматического структурирования РВ подробно описаны Л.С.Цветковой и Ж.М. Глозман в работе «Аграмматизм при афазии». – М., 1978.

1См. в Разделе III, глава 2.

*Термин предложен акад. А.А.Ухтомским.

** См. раздел III настоящего пособия.

1 В отношении взрослых, страдающих афатическими расстройствами, речь в данном случае идет о соответствующем разделе методики «Восстановительного обучения». (Прим. В.Г.)

* По определению А.Р. Лурии, термином «контекстная» речь определяется речевое высказывание, которое не требует дополнительных пояснений, это речь – «понятная исходя из ее собственного содержания» (154, 155).

* Монологические высказывания в полилогическом общении почти всегда «регламентированы», ограничены по времени (и, соответственно, ‒ по объему) общими временными рамками общественного мероприятия и его «сценарием». (Прим В.Г.)

1 Т.е. включенным в «контекст» практической деятельности ребенка. (Прим. В.Г.).

1Л.С.Выготский. Мышление и речь. – М., 1956. – С.267.

1 Бехтерев В.М. Основы учения о функциях мозга. ‒ Вып. I‒VII, СПб., 1905‒1907.

2 Сеченов И.М. Избранные произведения. – М., 1953.

1Выделено нами (В.Г.).

1 Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1973 и др.

1 Прим. автора (В.Г.).

1Курсив наш. – В.Г.

1Подробнее об основных кодах языка см. в работах Н.И. Жинкина «Механизмы речи» (1958) и «Речь как проводник информации» (1982).

1 Более точно – коды речемыслительной деятельности. (Прим В.Г.)

1 Актуализация в аналитико‒синтетической перцептивной деятельности этого кода инициирует актуализацию соответствующего «знакового» кода УПК, в который он, вероятнее всего, и «трансформируется».

1 Это простая формула обозначает число одновременно выделяемых и идентифицируемых признаков (свойств) предмета.

1Представленные здесь возможные варианты кода УПК следует отнести к «базовым», основообразующим элементам этого кода.

1Эта категория, по‒видимому, употреблена здесь в значении «образ‒представление предмета» в сознании человека. (Прим. В.Г.).

1 В психолингвистике сложилась традиция не выделять как самостоятельную единицу анализа единицы речи. Единицей психолингвистического анализа являются психолингвистические единицы. Рассмотрение вопроса о единицах речи в данном пособии обусловлено методическими проблемами использования психолингвистических знаний специалистами, на практике занимающимися формированием речи в условиях дизонтогенеза.

1Последнее является особенно актуальным в логопедической работе с детьми, страдающими моторной алалией и дизартрией – речевыми нарушениям, при которых в общей картине речевого дефекта на первый план выступают речедвигательные расстройства.

2 Подробнее об этом см.: Раздел III, глава 2‒я.

3Здесь необходимо отметить, что основная функция «пробелов» в письменной речи все же иная – намеренное разделение слов как смысловых единиц‒лексем, что является условием для максимально эффективного протекания деятельности чтения.

1В лингвистике (семиотике) и психолингвистике в качестве «семы» рассматривается отдельное речевое высказывание или синтагма (словосочетание, равнозначное «микротеме»).

2С учетом соответствующей классификации слов по типу слоговой структуры. (А.К.Маркова, 1962, 1963 и др.).

1 См. Раздел II , глава «Операционная структура речевой деятельности».

2См. Раздел IV, главу 3 настоящего пособия.

1 Инвариант ‒ абстрактная единица языка, обладающая совокуп­ностью основных признаков всех ее возможных конкретных реализаций (А.А.Леонтьев, 1969).

1См. Раздел III, глава 2.

1 Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности.– М.,1966. ‒ С.58‒59.

2 Следует отметить отсутствие единого подхода к интерпретации категории «психолингвистические единицы» в различных школах зарубежной и отечественной психолингвистики. (Прим. В.Г.)

1 Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1981.

1Согласно лингвистическим и психолингвистическим критериям оценки показателей «языкового развития» детей (А.Н.Гвоздев, 1962; Г.М.Фомичева, 1984 и др.)

2Обусловленному предметной, «манипулятивной» деятельностью ребенка. (Прим. В.Г.)

1 Интересующихся данной проблемой отсылаем к обстоятельным и очень удачным с точки зрения изложения научных и методических вопросов исследованиям И.А. Зимней (98) и И.А. Пассова (176).

1Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. ‒ М.,1974.

1 Сложность решения этой задачи определяется наличием стойких и в большинстве случаев достаточно выраженных нарушений речи. (Прим. В.Г.)

1Методопределяется в науке как совокупность приемов и операций познания и прак­тического преобразования действительности. Методика ‒ это кон­кретный вариант того или иного метода, направленный на решение определенной исследовательской задачи.

1 Стандартизированный вариант эксперимента со школьниками и взрослыми испытуемыми. (Прим. В.Г.)

1 Некоторые из этих слов (мурх, куздра) были предложены А.А. Щербой (276) в качестве примеров к созданной им «модели» семантико‒синтаксических «универсалий», составляющих структуру речевого высказывания.

1 «Зашумленные» близкими по звучанию словами, составляющими «контекстуальное» окружение данного слова (Прим. В.Г.)

1 Идиома (от греч. idioma –особенность, cсвоеобразие) в лингвистике – устойчивое словосочетание, значение которого не выводимо из значения составляющих его компонентов‒слов.

1 Более подробно познавательный материал по данной проблеме см. в работах А.А. Леонтьева (139), Р.М. Фрумкиной (246), В.П. Белянина (21 и др.).

363

studfiles.net


Смотрите также