Электрооборудование. Контрольные лампы урал 4320


Предупреждения при эксплуатации автомобилей Урал 4320

 

Нормальная работа автомобиля Урал 4320 и длительный срок его эксплуатации могут быть обеспечены только при соблюдении всех рекомендаций, изложенных в данном руководстве.

1. На протяжении первых 1000 км пробега выполняйте правила, указанные в подразделе «Обкатка (эксплуатация) нового автомобиля».2. После пуска холодного двигателя не допускайте его работу с большой частотой вращения коленчатого вала.3. При работе двигателя на полной нагрузке мгновенный останов его недопустим, двигатель должен проработать в течение 1-3 мин на минимальной частоте вращения холостого хода.4. Чтобы воздух не попадал в систему питания, не вырабатывайте весь объем топлива из топливного бака.5. После 1000 км пробега автомобиля, при проведении после обкаточного ТО, обязательно демонтируйте технологическую сетку между насадком и соединительной трубой впускных коллекторов двигателя, сохранив уплотнительную прокладку.6. Следите за правильностью регулировки топливного насоса подогревателя, не допуская открытого пламени из газохода котла.7. Не допускайте работу подогревателя продолжительностью более 15 сек. без охлаждающей жидкости в котле. После мойки автомобиля включите насосный агрегат на 2-3 мин для удаления воды из воздушного тракта подогревателя.8. Начинайте движение после прогрева охлаждающей жидкости двигателя до температуры не менее 40 °С. Оптимальная температура охлаждающей жидкости 75-100 °С.9. Для полного слива жидкости из системы охлаждения двигателя установите автомобиль горизонтально или с наклоном вперед.10. Сливайте охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя через три краника (на котле подогревателя, на насосном агрегате и на подводящем патрубке водяного насоса) при открытом кране отопителя кабины и при открытых пробках радиатора и наливной трубы подогревателя. При использовании в системе охлаждения воды для удаления ее остатков из жидкостного насоса подогревателя включите насосный агрегат на 10-15 с. После слива жидкости краники закройте.11. Не рекомендуется езда с заблокированным дифференциалом в раздаточной коробке по твердым и сухим дорогам, т. к. это приводит к повышенному износу дифференциала и шин. Рычаг блокировки при разблокированном диффе­ренциале должен находиться в крайнем переднем положении.12. При ремонте колесно-ступичных узлов не допускайте сборки наружных колец подшипников ступицы 2007124А с внутренними кольцами подшипников 2007124М (и наоборот) - это приведет к внезапному разрушению подшипников ступицы.13. При выводе автомобиля из колеи не следует продолжительное время двигаться с повернутым в крайнее положение рулевым колесом, так как это может привести к перегреву масла в гидросистеме рулевого управления и, как следствие, к выходу насоса из строя. По этой же причине в случаях отбора мощности от двигателя при работе в стационарных условиях снимите нагрузку с вала рулевого управления поворотом рулевого колеса до появления свободного хода.14. Перед началом движения давление воздуха в тормозной системе должно быть не ниже 400 кПа (4 кгс/см²). При загорании сигнальной лампы 4 (см. рис. 16) на панели приборов и подаче звукового сигнала (зуммер) устраните неисправность в пневматической части привода.15. При эксплуатации автомобиля, особенно в тяжелых дорожных условиях (песчаные, грязные дороги и т.д.), следите за состоянием тормозов и своевременно регулируйте зазоры между колодками и барабанами. При неисправности загорается контрольная лампа 3 (см. рис. 16) на панели приборов. В этом случае устраните неисправность в гидравлической части привода тормозов или отрегулируйте зазоры в рабочих тормозах. При недостаточной эффективности стояночного тормоза не регулируйте зазоры между колодками и барабаном стояночного тормоза тягой 2 (см. рис. 83) во избежание выхода из строя деталей стояночного тормоза.16. Перед началом движения проверьте исправность сигнализаторов блоков контрольных ламп (см. рис. 16).17. Не эксплуатируйте автомобиль с опущенным задним бортом, так как в этом положении он закрывает задние светосигнальные фонари.18. При повторном включении стартера (повторное включение после 1-2 мин перерыва), если двигатель по каким-либо причинам не запустился или заглох, предварительно переведите ключ в первоначальное вертикальное положение. Частые запуски двигателя с кратковременной его работой приводят к быстрому разряду аккумуляторных батарей.19. Не передвигайте автомобиль с помощью стартера, т.к. это может быть причиной выхода из строя стартера и быстрого разряда аккумуляторных батарей.20. Во избежание выхода из строя генератора к положительному выводу аккумуляторной батареи подсоединяйте провод от стартера, а к отрицательному - провод от выключателя аккумуляторной батареи.21. Подсоединяйте провода к генератору и регулятору напряжения в соответствии с маркировкой, указанной на этих изделиях.22. Перед снятием генератора с двигателя отключайте аккумуляторные батареи.23. Во время длительной стоянки автомобиля отключайте аккумуляторные батареи от «массы» с помощью кнопки (см. рис. 24) выключателя «массы».25. Снятие пломб на гибком валу привода спидометра (2 шт.) лишает потребителя права на предъявление претензий.26. При температуре воздуха ниже минус 25 °С пользуйтесь дополнительным отбором мощности только после короткого пробега (приблизительно 15 км) или прогрева масла в раздаточной коробке другим способом, например, горячим воздухом.27. При буксировании прицепа, ограничивающего маневрирование автомобиля, снимите задние буфера.28. Во время движения автомобиля колесные краны системы регулирования давления воздуха в шинах должны быть открыты.На автомобилях, для которых давление воздуха в шинах передних и задних колес установлено различным при движении по твердым дорогам, колесные краны переднего моста должны быть закрыты, а заднего открыты.При длительной стоянке закрывайте колесные краны. При температуре окружающего воздуха ниже минус 40 °С колесные краны открывайте через 15- 20 км после начала движения.После открытия колесных кранов систему регулирования давления воздуха в шинах продуйте воздухом из шин (см. раздел «Централизованная система регулирования давления воздуха в шинах»).29. При буксировке автомобиля с неработающим двигателем первичный и промежуточный валы коробки передач не вращаются, масляный насос в этом случае не работает и не подает смазку в подшипники шестерен вторичного вала и на конусные поверхности синхронизаторов, что вызовет задиры поверхностей скольжения, износ колец синхронизаторов и ведет к выходу из строя всей коробки передач.Для проведения буксировки выключите сцепление и включите прямую (четвертую) передачу в коробке передач или отсоедините коробку от трансмиссии. Буксировка автомобиля на расстояние свыше 20 км без отсоединения карданного вала или выжима сцепления с включенной прямой передачей не допускается.30. Маневрируя, особенно задним ходом, не допускайте больших углов складывания автопоезда, чтобы не повредить буксирный прибор.31. При работе с прицепом при температуре окружающего воздуха ниже минус 25 °С перед длительной стоянкой во избежание замерзания резинового буфера в сжатом состоянии и появлении осевого зазора в буксирном приборе не оставляйте резиновый буфер буксирного прибора под нагрузкой. Отсоедините прицеп или снимите с резинового буфера осевую нагрузку, перемещая автомобиль вперед - назад.32. При заезде на платформу автомобиля погрузчика полной массой свыше 3200 кг подложите щиты (доски) под его колеса.33. Тяжелые малогабаритные грузы, которые при перемещении могут вызывать местный прогиб пола платформы или повредить борта и детали сидений, уложите на лежни (доски) и надежно закрепите. Груз разместите так, чтобы центр массы груза был расположен посередине платформы.34. На автомобиле Урал 4320-0611-10 увеличена погрузочная высота автомобиля. В связи с увеличением высоты центра масс автомобиля, снижена его статическая боковая устойчивость. 

uralspecmash.ru

Гумелёв В.Ю., Рогачёв В.Д. Системы освещения, световой и звуковой сигнализации автомобиля УРАЛ-4320-31

Гумелёв Василий Юрьевич1, Рогачёв Владимир Дмитриевич21Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук2Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова, доц., канд. техн. наук

Gumelev Vasiliy Yurevich2, Rogachev Vladimir Dmitrievich31Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov, Ph.D.2Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov, Ph.D., associate professor

Библиографическая ссылка на статью:Гумелёв В.Ю., Рогачёв В.Д. Системы освещения, световой и звуковой сигнализации автомобиля УРАЛ-4320-31 // Современная техника и технологии. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/03/1708 (дата обращения: 01.10.2017).

Интенсивное развитие автомобильной техники и резкое увеличение ее количества на автодорогах России существенно повысили требования к световым приборам автомобиля. Информационная емкость ночной дороги на 100% определяется эффективностью работы фар и фонарей.

Световые приборы предназначены для освещения объектов, находящихся на дороге и вне её, передачи информации о габаритных размерах автомобиля, планируемых и совершаемых маневрах, траектории и направлении движения, освещении номерного знака, кабины, платформы, контрольно-измерительных приборов, подкапотного пространства и т. д. Условно они относятся к системам освещения (осветительные приборы или приборы освещения) и световой сигнализации (светосигнальные приборы) при выполнении совместных функций.

Лица, профессионально эксплуатирующие автомобили семейства «Урал» и, в частности, частности, автомобиль Урал-4320-31 знают, что в настоящее время практически отсутствует широкий доступ пользователей к цветным легко читаемым электрическим схемам отдельных систем электрооборудования этой машины. Поэтому авторы посчитали целесообразным разработать электрические схемы систем освещения, световой и звуковой сигнализации автомобиля Урал-4320-31 (в комплектации для Министерства Обороны) и представить их на суд заинтересованного читателя. Хотелось бы также отметить, что в данной относительно недорогой комплектации, автомобиль Урал-4320-31 широко закупается также и для эксплуатации в народном хозяйстве.

Электрическая схема системы освещения и системы световой сигнализации представлена в соответствии с рисунком 1. Причем на данной схеме представлены те приборы системы световой сигнализации, свет которых включается с помощью центрального переключателя света (габаритные огни передних и задних фонарей), а также фонарь задний противотуманный, который включается с помощью клавишного выключателя, но только после включения ближнего света фар. В таблице 1 дан перечень приборов электрооборудования автомобиля Урал-4320-31 согласно электрической схемы на рисунке 1.

Чтобы включить приборы системы освещения и системы световой сигнализации, подключенные к центральному переключателю света, нет необходимости включать выключатель стартера и приборов.

Электрическая схема систем световой и звуковой сигнализации представлена в соответствии с рисунком 2. На этой схеме представлены приборы, свет которых включается после включения в первое фиксированное положение выключателя стартера и приборов. В таблице 2 дан перечень приборов электрооборудования автомобиля Урал-4320-31 согласно электрической схемы на рисунке 2. Позиции приборов в таблицах соответствуют их позициям на электрической схеме соответствующего рисунка.

Т а б л и ц а 1 – Приборы электрооборудования автомобиля Урал-4320-31(системы освещения и световой сигнализации)

№ поз.

Наименование

Тип или номер прибора

1

Фонарь габаритный передний

ПФ133АБ (ПФ130Б

или ПФ130АБ-01)

2

Фары

401.3711(671.3711)

3

Фара-прожектор

171.3711

4

Панель соединительная

17.3723

5

Лампа подкапотная

ПД308Б

6

Блок предохранителей нижний

ПР120

7

Блок предохранителей верхний

ПР120

8

Розетка переносной лампы

ПС400

9

Плафон кабины

ПК201-Д

10

Переключатель света фар центральный

П 305

11

Реостат подсветки приборов

ВК416Б-01

12

Указатель тока

АП171А

13

Подсветка контрольных приборов

-

14

Сигнализатор дальнего света фар

-

15

Выключатель плафона кабины

ВК343.01.08

16

Выключатель фары-прожектора

ВК343.02.06

17

Выключатель заднего противотуманного фонаря

3842.3710-02.04

18

Выключатель стартера и приборов

ВК353 или ВК354

19

Фонарь подкузовной

ФП103Г

20

Фонарь заднего хода

2112.3711

21

Выключатель света заднего хода

ВК403А (ВК418)

22

Переключатель света фар ножной

П53 (П39)

23

Реле блокировки выключателя АКБ

901.3747

24

Кнопка выключения АКБ

11.3704

25

Стартер

25.3708-01

26

Выключатель АКБ

11.3704-01

27

АКБ

6СТ-190А или

6СТ-190ТР или

6СТ-190ТМ

28

Фонарь задний

ФП133АБ

29

Фонарь освещения номерного знака

ФП134Б

30

Фонарь задний противотуманный

2412.3716

В аварийном режиме используемые световые приборы включаются с помощью выключателя световой аварийной сигнализации без включения выключателя стартера и приборов.

Расположение условных изображений приборов систем освещения и световой сигнализации на электрических схемах рисунков 1 и 2 следующее [1]:

- с левой стороны схемы изображены приборы, расположенные в передней части автомобиля;

- с правой стороны схемы изображены приборы, расположенные в задней части автомобиля;

- в центре схемы – приборы, расположенные на двигателе и в кабине;

- приборы, расположенные с левой стороны автомобиля – в нижней части схемы;

- приборы, расположенные с правой стороны автомобиля – в верхней части схемы.

Этот принцип расположение условных изображений приборов систем освещения, световой и звуковой сигнализации безусловно выдержан в электрических схемах на рисунках 1, 2.

Т а б л и ц а 2 – Приборы электрооборудования автомобиля Урал-4320-31(системы световой и звуковой сигнализации)

№ поз.

Наименование

Тип или номер

прибора

1

Фонарь передний

ПФ133АБ (ПФ130Б

или ПФ130АБ-01)

2

Сигнал электрический звуковой высокого тона

С307Д

3

Сигнал электрический звуковой низкого тона

С306Д

4

Панель соединительная

17.3723

5

Реле звуковых сигналов

901.3747

6

Повторитель указателей поворота боковой

УП101-Б1

7

Предохранитель

-

8

Выключатель звуковых сигналов

ДЕ-Т или ММ125Д

9

Выключатель фонарей знака автопоезда

ВК343.02.16

10

Блок предохранителей верхний

ПР120

11

Фонарь знака автопоезда

УП101Б1

12

Блок контрольных ламп правый

ПД511Е

13

Указатель тока

АП171А

14

Реле блокировки выключателя АКБ

901.3741

15

Кнопка выключения АКБ

11.3704

16

Стартер

25.3708-01

17

Выключатель АКБ

11.3704-01

18

Выключатель стартера и приборов

ВК353 или ВК354

19

Выключатель световой аварийной сигнализации

32.3710 или

245.3710-01 или 249.3710

20

АКБ

6СТ-190А или

6СТ-190ТР или

6СТ-190ТМ

21

Выключатель сигнала торможения

ВК12Б

22

Сигнализатор звуковой (зуммер)

733.3747

23

Выключатель сигнала из кузова

ВК322

24

Панель соединительная

-

25

Реле указателей поворота

РС951 или РП24М

26

Розетка прицепа

ПС325-150 или

ПС326-150

27

Реле стартера

738.3747-20

28

Фонарь задний

ФП133АБ

29

Переключатель указателей поворота

П110А или П110В-01

На рассматриваемые схемы не нанесены приборы генераторной установки. Как правило, устранение неисправностей, которые могут возникнуть в цепях систем освещения, световой и звуковой сигнализации, производится при не работающем двигателе, а это значит, что все приемники электрической энергии будут запитаны исключительно от аккумуляторных батарей.

Отсутствие на схемах приборов генераторной установки упрощает работу со схемами при необходимости устранения неисправностей в их цепях.

Авторы надеются, что материалы представленной статьи окажут реальную помощь при обучении специалистов и при устранении неисправностей в рассмотренных системах электрооборудования автомобиля Урал-4320-31.

Библиографический список
  1. Данов Б.А. Электрооборудование автомобилей КамАЗ [Текст] / Б. А. Данов, В. Д. Рогачев – М. : Транспорт, 2000. – 126 с.

Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»

technology.snauka.ru

Электрооборудование автомобилей Урал 5557 - Уральский Завод Спецтехники

Система электрооборудования однопроводная, отрицательный полюс источников электроэнергии и потребителей соединен с «массой» автомобиля.Источниками электроэнергии служат две аккумуляторные батареи, соединенные последовательно, и генератор, работающий совместно с регулятором напряжения. Соединение агрегатов и приборов электрооборудования осуществлено проводами с полихлорвиниловой изоляцией различного сечения. Провода, входящие в пучки, выполнены определенного цвета для облегчения их нахождения и удобства при монтаже. Одинарные провода могут выполняться любой расцветки. Расцветка провода может быть указана на манжетах, устанавливаемых на обоих концах провода, первой буквой цвета.Соединение проводов между собой и подсоединение к приборам осуществляется штекерными разъемами. Расцветка проводов автомобиля помещена в приложении 4.На автомобиле установлен спидометр с механическим приводом, электронные приборы и системы: тахометр, генератор с выпрямительным блоком и др.Во избежание поломки гибкого вала спидометра ГВ300-05 необходимо при монтаже и демонтаже панели приборов укладывать гибкий вал таким образом, чтобы метка, нанесенная краской на оболочке вала, была расположена снаружи кабины непосредственно за уплотнительной втулкой проходного отверстия гибкого вала, при этом гибкий вал необходимо проложить без образования петли за панелью приборов.Для надежной работы указанных приборов и систем необходимо следить за состоянием предохранителей, установленных в блоках. Не применять нестандартные предохранители в виде согнутой проволоки, болтов, шайб, так как при коротком замыкании в электроцепи это приведет к немедленному выводу из строя изделий, выполненных на базе электроники. Перегоревший предохранитель следует заменить другим, таким же по назначению рабочего тока.

Генератор

Генератор переменного тока водостойкого исполнения (рис. 83) пред­ставляет собой 12-полюсную синхронную электрическую машину со встроенным выпрямительным блоком ВБГ-7Г или БПВ7-100, с приточной вентиляцией.На генераторе имеются следующие выводы: «+» — для соединения с аккумуляторными батареями и нагрузкой; два вывода «Ш» — для соединения с выводом «Ш» и «+» регулятора напряжения; выводы «Ш» выполнены в виде двухконтактной штекерной колодки; «-» — для соединения с корпусом регулятора напряжения; вывод «w» — для подключения к тахометру.

Техническая характеристика при температуре окружающей среды (15-35) °С

Номинальное напряжение, В 28
Номинальный ток, А 47
Номинальная мощность, Вт 1000
Частота вращения ротора при напряжении 28 В, мин-1:
1180
  • при токе нагрузки не более 30 А
1900
Максимальная частота вращения, мин-1 8000
Ток возбуждения, А 1,5-1,7

 

Во избежание выхода из строя генераторной установки не допускается:

Рис. 83. Генератор:1 — вентилятор; 2 — шкив; 3, 7 — шарикоподшипники; 4 — ротор; 5 — щетки; 6 — крышка щеткодержателя; 8 — кольца контактные; 9 — блок выпрямительный; 10 — крышка со стороны контактных колец; 11 — статор; 12 — крышка со стороны привода

Очищать генератор от пыли продувкой сжатым воздухом. Ремонтировать генератор следует в специализированной мастерской. Дляпроверки состояния щеточного узла снять щеткодержатель. Про­верить легкость перемещения щеток в щеткодержателях. Щетки, выступающие из канала щеткодержателя менее чем на 5 мм, заменить. Усилие прижатия щеток к коллектору при сжатии пружины до 17,5 мм должно быть 0,19-0,25 Н (19-25 гс). Если износ контактных колец превышает 0,5 мм по диаметру, проточить их. Минимально допустимый диаметр проточки колец 29,3 мм.Шарикоподшипники герметизированные, в них заложена смазка на весь срок службы. В случае заедания или сильного шума подшипники заменить.Для проверки исправности генератора на автомобиле необходимо иметь вольтметр постоянного тока класса точности не ниже 1,5. Вольтметр подключается между выводами «+» и «-» генератора. Проверка проводится при включенных аккумуляторных батареях на средней частоте вращения коленчатого вала двигателя (около 2000 мин-1). После работы двигателя в течение десяти минут следует включить дальний свет фар и зафиксировать показание вольтметра, которое должно быть 26,6-29,2 В.Контрольную проверку генератора проводить на специальном стенде, обеспечивающем плавное изменение скорости вращения ротора генератора до 5000 мин-1 и имеющем измерительные приборы класса точности не ниже 1,5.Схема для проверки генератора приведена на рис. 84. Если генератор исправен, то его параметры должны соответствовать технической характеристике.

Рис. 84. Схема проверки электрических характеристик генератора на стенде:1 — генератор; 2 — указатель тока; 3 — вольтметр; 4 — нагрузка; 5 — батарея аккумуляторная; 6 — сопротивление добавочное

Отказ в работе генератора может произойти из-за выхода из строя выпрямительного блока. Проверяют блок на разобранном генераторе при отсое­диненной обмотке статора (рис. 85). Выпрямительный блок проверять от акку­муляторной батареи, подключенной к его выводам через контрольную лампу. При проверке плюсовых диодов к плюсовой шине выпрямительного блока подсоединить провод аккумуляторной батареи, а второй провод через кон­трольную лампу поочередно подсоединять к выводам диодов. При проверке минусовых диодов к минусовой шине подсоединять аккумулятор, а контрольную лампу — к выводам диодов.Исправные диоды выпрямительного блока проводят ток в одном направлении, и, следовательно, лампа горит только при включении диодов в проводящем направлении. Если контрольная лампа горит или не горит при включении ее в обоих направлениях, то диод блока неисправен. При обнаружении неисправности диодов выпрямительный блок необходимо заменить.

Не проверять выпрямительный блок:

При установке генератора на двигатель учитывать, что задний болт крепления генератора к кронштейну закреплен в разрезной опоре, а лапа передней крышки генератора прикреплена без зазора. Поэтому при установке генератора перед затяжкой болтов его крепления ослабить стяжной болт разрезной опоры, затянуть болты крепления генератора и лишь затем полностью затянуть стяжной болт задней опоры генератора.

Порядок разборки генератора:

Сборка генератора производится в обратной последовательности.Проверку и регулировку натяжения ремней генератора проводить по инструкции по эксплуатации «Силовые агрегаты ЯМЗ».

Рис. 85. Схема проверки выпрямительного блока:а — проверка плюсовых диодов; b — проверка минусовых диодов; I — диоды включены в непроводящем направлении; II — диоды включены в проводящем направлении

Аккумуляторные батареи

Аккумуляторные батареи предназначены для пуска двигателя при помощи стартера и совместной работы с генератором при максимальных нагрузках.На автомобиле установлены аккумуляторные батареи, залитые электролитом. По особому требованию могут быть установлены сухозаряженные батареи, которые способны сохранять первоначально сообщенный им заряд в течение одного года с момента изготовления.

Основные данные аккумуляторных батарей
Номинальное напряжение, В 12
Емкость при 20-часовом режиме разряда и температуре  
  • электролита +25 °С, А.ч
190
Разрядный ток при 20-часовом режиме разряда, А 9,5
Общий объем электролита в батарее, л 12
Сила тока заряда, А 19
Масса батареи с электролитом, кг 71

Крепление аккумуляторных батарейАккумуляторные батареи 1 (рис. 86) установлены в контейнере 10 на двух боковых и средней опорах. Батареи после их установки в контейнер крепятся двумя верхними прижимами 13 и передним упором 4. Верхние прижимы 13 фиксируются передними 9 и задними 12 клиновыми упорами. Передние клиновые упоры 9 выполнены регулируемыми и закреплены на крышке 6 контейнера болтами 8. Задний упор 12 приварен в верхней задней части контейнера 10. На верхней панели контейнера 10 приварены направ­ляющие 11 для правильной установки прижима 13 относительно упоров 9 и 12.

При техническом обслуживании аккумуляторных батарей на автомобиле и снятии батарей с автомобиля:

Для снятия батарей с автомобиля:

Для обслуживания батарей на автомобиле:

Если передний упор 4 зажат между батареей 1 и усилителем 5, задвинуть батареи в контейнер до упора, после чего вынуть упор 4.

Рис. 86. Установка аккумуляторных батарей:1— батарея аккумуляторная; 2 — скоба; 3 — кронштейны аккумуляторных батарей; 4 — упор передний; 5 — усилитель корпуса ящика; 6 — крышка контейнера; 7 — гайка-барашек; 8 — болт; 9,12 — упоры клиновые передний и задний; 10 — контейнер; 11 — направляющие; 13 — прижим верхний; 14 — кольцо замка

Если от батареи провода не отсоединены, поднять ручки батарей 1 вместе с проводами и, удерживая их, вынуть упор 4; вынуть верхние прижимы 13 из контейнера 10. Если прижим 13 зажат между батареей 1 и задним клиновым упором 12, для снятия прижима использовать отвертку или бородок, вставленный в отверстие на конце прижима.Для обслуживания батарей на автомобиле поочередно выдвинуть батареи на откидную крышку 6 контейнера.Для снятия батарей с автомобиля выдвинуть одну батарею на кронштейн 3 и снять с автомобиля. Затем выдвинуть на кронштейн вторую батарею и снять ее.При выдвижении батарей 1 из контейнера 10 на кронштейн 3 и снятии их с автомобиля необходимо соблюдать меры предосторожности, исключающие падение незакрепленной батареи.Устанавливать батареи на автомобиль и закреплять их в обратной последовательности.Необходимо следить, чтобы верхние прижимы были установлены в направляющие 11. В противном случае прижим 13 не будет взаимодействовать с клиновыми упорами 9 и 12, и батарея не будет закреплена, что может вызвать ее разрушение. Не допускать деформации направляющих 11 при установке и закреплении батарей.При установке и закреплении батарей не допускать пережима и резких перегибов проводов к стартеру и выключателю «массы», изгиба наконечников, а также вредных контактов проводов с металлическими деталями контейнера.После установки батарей на автомобиль отрегулировать положение передних клиновых упоров 9, для чего ослабить затяжку болтов 8 крепления упоров 9 к крышке 6, переместить упоры 9 по удлиненным отверстиям крышки 6 от себя до упора и затянуть болты 8. Регулировать положение передних клиновых упоров 9 на закрытой крышке 6 контейнера 10 после установки в контейнер батарей 1 и верхних прижимов 13.

Подготовка сухозаряженных аккумуляторных батарей к работе:

Таблица 5

Плотность электролита

Климатические зоны и районы.Средняя месячная температура воздуха в январе, °С (ГОСТ 16350-70) Время года Плотность электролита, приведенная к 25 °С, г/см3
заливаемого полностью заряженной батареи
Холодная с климатическими районами; очень холодный, (минус 50 — минус 30) холодный (минус 30 — минус 15) Зима. Лето Круглый год 1,28 1,24 1,26 1,30 1,26 1,28
Умеренная (минус 15 — минус 8). Жаркая (минус 15 — плюс 4). Теплая, влажная (0 — плюс 4) Круглый год 1,24 1,22 1,20 1,26 1,24 1,22
Примечание. Допускается отклонение плотности электролита от значений, приведенных в таблице на ± 0,01 г/см3.

Электролит готовить путем разведения аккумуляторной серной кислоты ГОСТ 667-73 (но не технической) в дистиллированной воде ГОСТ 6709-72, руководствуясь таблицей 6.

Таблица 6

Приготовление 1 л электролита необходимой плотности

Плотность электролита, при­веденная к 25 °С, г/см3

Количество воды, л

Количество кислоты, плотностью 1,83 г/см3 при температуре 25 °С

л

кг

1,20

0,859

0,200

0,360

1,22

0,839

0,221

0,404

1,24

0,819

0,242

0,444

1,26

0,800

0,263

0,484

1,28

0,781

0,285

0,523

1,40

0,650

0,423

0,776

 

Приготовляя электролит, заливать кислоту в воду, но не наоборот.Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть 15-30 °С. После пропитки в течение 2 ч довести уровень электролита до 10-15 мм над предохранительным щитком. Температура электролита перед включением батареи на заряд не должна превышать 30 °С.Заряжать батарею током 19 А до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех аккумуляторных батареях, а напряжение и плотность элек­тролита останутся постоянными в течение 2 ч.В процессе заряда температура электролита не должна превышать 45 °С. При достижении температуры электролита 45 °С зарядный ток следует умень­шить наполовину и соответственно увеличить время заряда или же прекратить заряд на время остывания электролита до температуры 30-35 °С.В процессе заряда плотность электролита повышается и к концу заряда достигает значения, указанного в таблице 5, с учетом температурной поправки согласно таблице 7. Если плотность электролита будет отличаться от нормы, провести корректировку плотности: выше нормы — долить дистиллированной воды, ниже нормы — долить электролит плотностью 1,40 г/см3. После корректировки (для перемешивания электролита) продолжить заряд в течение 30-40 мин.

Таблица 7

Зависимость плотности электролита от температурной поправки

Температура электролита, °С

Поправки к показаниям денсиметра, г/см3

46 - 60

плюс 0,02

45 - 31

плюс 0,01

30 - 20

0,01

19 - 5

0,00

от плюс 4 до минус 10

минус 0,02

от минус 11 до минус 25

минус 0,03

от минус 26 до минус 40

минус 0,04

от минус 41 до минус 55

минус 0,05

 

Через 0,5 ч после окончания заряда установить уровень электролита 10-15 мм над предохранительным щитком, ввернуть пробки, поверхность батареи тщательно протереть ветошью, смоченной 10% раствором аммиака или кальцинированной соды, затем протереть ветошью, смоченной водой, и вытереть насухо. Установить крышку и защитный кожух.В особых случаях, при необходимости очень быстрого ввода сухозаряженных батарей в эксплуатацию, допускается устанавливать их на машины без проверки плотности электролита после 20 мин пропитки при условии, что срок хранения батарей не превышает одного года и приведение в рабочее состояние производится при температуре батарей и заливаемого электролита не ниже плюс 15 °С. При необходимости срочного ввода в эксплуатацию сухозаряженных батарей, хранящихся при отрицательных температурах до минус 30 °С, заливать электролит плотностью 1,26-1,28 г/см3 с температурой 38-42 °С.При этом электролит приготавливать в два этапа согласно табл. 8. Залитые электролитом батареи после одного часа выдержки устанавливать на автомобиль.Уровень электролита должен быть 10-15 мм над предохранительным щит­ком. При первой возможности батарею полностью зарядить и довести плотность до нормальной.

Таблица 8

Приготовление электролита

Наименование этапа

Плотность получаемого электролита, г/см3

Количество добавляемой серной кислоты плотностью 1,83 г/см3

Предварительное разведение про­изводится заранее, с учетом времени, необходимого для остывания элек­тролита до плюс 15 °С, и хранящегося далее в отапливаемом помещении

1,20 - 1,21 при плюс 15 °С

0,24 на литр воды

Окончательное приготовление про­изводится непосредственно перед заливкой

1,26 - 1,28 при плюс 40 °С

0,13 на литр полученного электролита

Порядок эксплуатации батарейВо время эксплуатации не соединять между собой зажимы батарей для испытания на «искру».По плотности электролита с учетом температурной поправки определить заряженность батареи (табл. 9). Батарею, разряженную более чем на 25 % зимой и более чем на 50 % летом, снять с эксплуатации и поставить на зарядку.Зимой доливать воду непосредственно перед запуском двигателя. При понижении уровня электролита, в случае его выплескивания, долить его. При этом плотность доливаемого электролита должна соответствовать плотности его в аккумуляторе. Если электролит попал на поверхность аккумуляторной батареи, удалить его чистой ветошью, смоченной в 10% растворе аммиака или кальци­нированной соды. Затем протереть поверхность ветошью, смоченной в воде, насухо вытереть.

Таблица 9

Определение допустимого разряда батарей

Климатические зоны и районы. Средняя месячная температура воздуха в январе, °С Времена года Плотность электролита батареи, заряженной на 100%, г/см3 Допустимое снижение плотности электролита при разрядке батарей

Холодная, с климатическими районами: очень холодный, минус 50 — минус 30; холодный, минус 30 — минус 15Умеренная: минус 15 — минус 8Жаркая: минус 15 — плюс 4Теплая, влажная: 0 — 4

Круглый год 1,30 1,28 1,26 1,24 1,22 на 50% летом, г/см3 на 25% зимой, г/см3
1,22 1,20 1,18 1,16 1,14 1,26 1,24 1,22 1,20 1,18

 

Батареи в сухозаряженном состоянии хранить при температуре воздуха в помещении от минус 40 до плюс 60 °С. Пробки с герметизирующими дисками должны быть плотно ввернуты в аккумуляторы, болты и гайки к выводам смазаны тонким слоем смазки.Основные неисправности аккумуляторных батарей и методы их устранения приведены в разделе «Возможные неисправности и методы их устранения».

Система освещения и световой сигнализации

К приборам освещения и световой сигнализации относятся две головные фары, передние и задние фонари, фонарь освещения номерного знака, фара заднего хода, плафон кабины, подкапотная лампа и лампы освещения приборов, контрольные лампы, расположенные на панели приборов.Передние фонари*1 выполняют функции габаритных передних огней и передних указателей поворота, задние фонари — габаритных задних огней, задних указателей поворота и сигнала СТОП.Передние фонари*2 выполняют функции габаритных передних огней и передних указателей поворота, задние фонари — габаритных задних огней, задних указателей поворота, задних контурных (габаритных) огней, сигнала СТОП, огней заднего хода, задних противотуманных фонарей, светоотражающего устройства, боковых габаритных фонарей и боковых светоотражающих устройств.

*1 Для автомобилей, поставляемых МО. *2 Для автомобилей, поставляемых НХ.

Фары включаются центральным переключателем света 21 (см. рис. 11) в положении II, дальний или ближний свет включаются ножным переключате­лем. В положениях I и II центрального переключателя включаются габаритные огни и лампы освещения приборов.

Звуковая сигнализация осуществляется электрическими сигналами высо­кого и низкого тона. Включатель сигналов установлен в пневматический кран. Воздух в кран поступает из пневмосистемы через кран отбора воздуха. В качестве электрического сигнализатора используется зуммер.

Сигнализация поворота и торможения. Указатели поворота включаются переключателем, установленным на рулевой колонке. При повороте ручки пе­реключателя по часовой стрелке включаются сигнальные лампы правого пово­рота: в переднем фонаре, в боковом повторителе и заднем фонаре. При повороте ручки против часовой стрелки включаются сигнальные лампы левого поворота. Возвращается переключатель в исходное положение автоматически.Транзисторный реле-прерыватель обеспечивает прерывистую световую сигнализацию. При неисправности лампы в фонарях контрольная лампа указателей поворота на панели приборов не горит. При нажатии на тормозную педаль включаются лампы стоп-сигнала задних фонарей.Включение всех указателей поворота в мигающем режиме (аварийное состояние автомобиля) производится специальным выключателем, при этом в руч­ке загорается сигнальная лампа. Остальные звуковые и световые сигнализаторы включаются соответствующими датчиками или выключателями.

Фары. Направление света фар регулируется двумя винтами, помещенными под ободком фары. Винт 2 (рис. 87) предназначен для регулировки направления света в вертикальной плоскости (вверх и вниз), а винт 1 — в горизонтальной плоскости (вправо и влево).

Регулировка фар. Установка первоначального угла наклона ближнего света фар. Регулировку и контроль регу­лировки фар следует проводить с помощью экрана. Экран может быть стационарным или переносным. Поверхность экрана должна быть плоской, матовой. Ширина экрана — не менее 2,5 м.

Рис. 87. Фара:1 — ободок наружный; 2, 3 — винты регулировочные

Экран необходимо разметить, для чего нанести три вертикальные линии (рис. 88). Средняя (осевая) линия соответствует пересечению средней продольной плоскости экрана, две линии слева и справа от нее — это линии, на которые проецируются центры фар. На экран также наносится горизонтальная линия А-А. Расстояние h от линии А-А до площадки, на которую устанавливается автомобиль, равно расстоянию от центра фары до поверхности этой площадки.

Рис. 88. Схема разметки экрана для регулировки фар:А — горизонтальная линия экрана; В — линии проекций центров фар; С — линия пересечения средней продольной плоскости экрана; I — линия поверхности площадки; L = 190 мм

Плоскость экрана должна быть перпендикулярна плоскости площадки. Отклонение от перпендикулярности не должно превышать 5 мм на 1 м. Площадка, на которой производятся измерения, должна быть ровной и горизонтальной, с высотой неровностей не более 5 мм и отклонением от плоскости не более 5 мм на 1 м. Измерения должны производиться в темноте (например, в темном помещении). Температура окружающего воздуха во время измерений должна быть от 10 до 30 °N.Регулирование фар производится на снаряженном автомобиле, т.е. автомобиль должен быть полностью заправлен и оснащен всеми вспомогательными принадлежностями и инструментом.Колеса должны быть накачаны до давления, соответствующего полной нагрузке. В течение восьми часов автомобиль должен находиться при темпе­ратуре, указанной выше.Регулировка фар заключается в установке первоначального наклона ближнего света — 1,9 %.Подготовленный, как указано выше, автомобиль установить таким образом, чтобы его продольная плоскость симметрии была перпендикулярна плоскости экрана, а линия пересечения с плоскостью экрана совпадала со средней вертикальной линией на экране. Расстояние между центрами фар и экраном должно составлять 10 м.Фары регулировать поочередно, нерегулируемая фара должна закрываться непрозрачным материалом.После включения фар световой пучок дает на экране светлую зону в нижней части экрана и темную — в верхней, разделительная линия светлой и темной зон параллельна линии А-А в левой части экрана и направляется под углом 15° вверх от точки пересечения с вертикальными линиями центров фар в правой части экрана.Вращением регулировочных винтов на фаре сместить разделительную линию светлой и темной зон таким образом, чтобы она заняла положение на 190 мм ниже линии А-А. Выполнение указанных действий будет означать выполнение требований по установке первоначального угла наклона ближнего света фар.По окончании регулировки установить рассеиватели.Регулировку первоначального угла наклона луча ближнего света фар допускается производить с помощью специальных приборов, предназначенных для этих целей, в соответствии с инструкциями по эксплуатации на эти приборы. Контроль такой регулировки осуществлять регулировкой угла наклона ближнего света фар с помощью экрана и, в случае необходимости, внести коррективы в методику регулировки света фар с помощью специальных приборов.

Регулировка фар в зависимости от загрузки автомобиля (при наличии электромеханического корректора фар ближнего света). Для регулировки угла наклона ближнего света фар в зависимости от загрузки установлен электромеханический корректор ближнего света фар. Блок управления корректором находится в кабине. На блоке управления расположена ручка переключения корректора, которая на снаряженном автомобиле должна быть установлена в положение «0».При движении в темное время суток автомобилей с массой груза до 75% от максимальной массы перевозимого груза ручка переключения корректора должна находиться в положении «0», при движении с максимальной массой ручку перевести в положение «I», что обеспечит достаточное освещение и предотвращение возможности ослепления водителей встречного транспортного потока.На изделиях, выполненных на базе шасси автомобилей «Урал», регулировку угла наклона ближнего света фар с помощью корректора осуществлять в соответствии с ГОСТ Р 41.48-99, при этом положения ручки переключателя блока управления корректором могут отличаться от приведенных выше.

Монтаж и демонтаж соединительных колодок исполнительных механизмов и блоков управления производить только при выключенной «массе» автомобиля.Лампы фар с потемневшими колбами требуется менять, не дожидаясь их перегорания. При замене перегоревшей лампы восстановить герметичность оптического элемента. Применяемые на автомобиле лампы и их характеристики приведены в приложении 7.Замену ламп в фарах производить следующим образом: отвернуть болты крепления резинового ободка фары, отвернуть винты крепления ободка оптического элемента, снять ободок и оптический элемент, снять пружину, фиксирующую лампу, и заменить лампу. Сборку производить в обратной последовательности.На автомобиле Урал 55571-40 дополнительно установлена фара освещения разгрузочной площадки.

Предохранители

Цепь питания подогревателя защищена от коротких замыканий биме­таллическим предохранителем 291.3722 на 30 А.

Верхний блок предохранителей (рис. 89) защищает:1-я и 2-я вставки — не используются;3-я вставка — цепь переносной и подкапотной ламп;4-я — цепь лампы плафона кабины; фонарей знака автопоезда и ламп «стоп-сигнала»;5-я — цепь электродвигателя отопителя;6-я — цепь питания приборов зуммера;

Нижний блок защищает цепи:1-я вставка — левого габаритного огня;2-я — правого габаритного огня и освещения приборов;3-я — ближнего света левой фары;4-я — ближнего света правой фары;5-я — дальнего света левой фары;6-я — дальнего света правой фары.

Рис. 89. Электрическая схема блока предохранителей: 1-6 — вставки

uralspecmash.ru


Смотрите также