Основные компоненты содержания образования. Контрольные элементы содержания образования


Основные компоненты содержания образования

Содержание образования включает в себя ряд ключевых компонентов: когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт взаимоотношений личности.

  1. Опыт творчества. Данный компонент содержания образования и базисной культуры личности призван обеспечить готовность школьника к поиску решений новых задач, к креативному преобразованию действительности.
  2. Более конкретное проявление этого компонента отражается в следующем:

Черты творческой работы не всегда проявляются одинаково и одновременно, а могут сочетаться между собой и реализовываться с разной силой. В самом характере творчества заключена особенность содержания культуры личности, которая состоит в том, что для претворения в жизнь имеющихся знаний невозможно указать точную систему действий. Это во многом зависит от индивидуальных особенностей человека.

  • Опыт взаимоотношений личности. Этот компонент включает в себя систему мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых взаимоотношений. Его специфичность состоит в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям.
  • Чувственная культура уникальна по своей сущности и является следствием общественного развития человека. Опыт взаимоотношений совместно со знаниями и умениями считается условием формирования системы ценностей, эталонов, и в целом мировоззрения личности.

    Компоненты содержания образования

    Все компоненты содержания образования и базисной культуры личности взаимосвязаны. Умения без знаний невозможно воплотить, и любая деятельность, в том числе и творческая, осуществляется именно на их основе. А к каждому виду деятельности у человека складывается индивидуальное отношение, которое может проявляться в различных впечатлениях и эмоциях, как положительных, так и отрицательных. Это накладывает своеобразный отпечаток на взаимоотношения с людьми. Если человек, принимая во внимание нормы поведения, не выполняет их искренне, его невозможно считать воспитанным. Если он осведомлен о мировоззренческой идее, употребляет ее для обоснования каких-то явлений реальности, но не убежден в ее истинности, значит данная мысль не вызывает в нем чувственного отношения к делу и не является частью его личного мировоззрения, выступающего аспектом образованности и воспитанности.

    Предметные циклы содержания образования

    Длительное время общее образование понималось несколько упрощенно, рассматривалось лишь как предшествующая ступень профессионального образования, его база. Внедрение общеобразовательных предметов в специализированных учебных заведениях в концепции содержания образования не рассматривалось.

    Сегодня общее образование быть может представлено, с одной стороны, как сквозная линия всей системы непрерывного образования, а с другой - как общеобразовательная подготовка человека, предшествующая профессиональной.

    В последнем случае в содержание образования входят 3 ключевых цикла учебных предметов:

    Естественно-научный предметный цикл (биология, физика, химия, математика) предоставляет познание ключевых закономерностей развития природы, методов и средств их применения на благо человека. А математика также вооружает учащихся формализованным языком выражения зависимостей в форме чертежей, графиков, формул. Это считается действующим средством становления закономерного мышления.

    Гуманитарные предметы (история, литература, обществознание, родной и иностранный языки) могут помочь понять законы социального развития, общественную природу самого человека. Особая роль в гуманитарном образовании принадлежит художественным дисциплинам: изобразительному искусству, музыке и пению, ритмике. Они сформировывают эстетические и нравственные чувства, приобщают к миру прекрасного, творчеству, красоте.

    Трудовое обучение, физкультура и основы безопасности жизнедеятельности улучшают самочувствие, сформировывают умения и навыки, необходимые будущим труженикам и защитникам страны.

    author24.ru

    Понятие содержания образования | Социальная сеть работников образования

    Понятие содержания образования и принципы его формирования.

    Содержание образования является одним из основных понятий в дидактике.

    Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

    Содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания – формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Содержание образования должно строиться на строго научной основе, включать только твердо устоявшиеся в науке факты и теоретические положения, учебный материал должен соответствовать современному состоянию науки, способствовать формированию жизненной позиции.

    Общие принципы формирования содержания образования

    1. Гуманистичности, обеспечивающей приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития личности.

    2. Научности, проявляющейся в соответствии предлагаемых для изучения в школе знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса.

    3. Последовательности, заключающейся в планировании содержания, развивающегося по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него.

    4. Историзма, означающего воспроизведение в школьных курсах истории развития той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых.

    5. Систематичности, предполагающей рассмотрение изучаемых знаний и формируемых умений в системе, построение всех учебных курсов и всего содержания школьного обучения как систем, входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры.

    6. Связи с жизнью как способа проверки действенности изучаемых знаний и формируемых умений и как универсального средства подкрепления образования реальной практикой.

    7. Соответствия возрастным возможностям и уровню подготовленности учащихся, которым та или иная система знаний, умений предлагается для освоения.

    8. Доступности, определяемой структурой учебных планов и программ, способом изложения научных знаний в учебных книгах, а также порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов.

    Содержание образования.

    1. Понятие содержания образования

    Содержанием образования принято называть систему научных знаний, навыков и умений. Их приобретение дает возможность личности разносторонне развиваться и обеспечивает подготовку человека к труду и общественной жизни.

    Содержание образования является одним из самых важных критериев развития личности. То, каким оно будет, напрямую зависит от поставленных целей. Его корректировка происходит с помощью учебных планов и программ, а также посредством учебников.

    Основным элементом содержания образования являются знания. Знаниями называют результаты познания явлений и предметов окружающей действительности, а также законов развития как общества, так и природы. Знания выражают накопленный опыт народа. Они находятся в постоянном изменении и совершенствовании.

    Еще одним элементом содержания образования являются умения, представляющие собой некий комплекс действий, которые осуществляются школьниками на базе полученных знаний. Как же определить, что человек обладает определенными умениями? Самым главным отличительным признаком является то, что определенные действия он может выполнить и при изменении первоначальных условий. Так, например, человек на основе приобретенных знаний (выученных правил и теорем) может решать задачи, составить план прочитанного текста и т. п.

    Навыки наряду со знаниями и умениями также являются элементами содержания образования. Человек приобретает навыки посредством постоянного повторения изученного материала на практике.

    Такие элементы, как навыки и умения, тесно связаны друг с другом. Иногда умения становятся следствием приобретенных ранее навыков. А случается и наоборот, когда путем многократного повторения умения превращаются в навыки.

    Главной целью содержания образования является то, что оно отражает, наряду с текущими перспективные потребности как всего общества, так и отдельных людей. В зависимости от того, каковы эти потребности, существует тот или иной процесс отбора содержания образования. Этот процесс в свою очередь включается в программы различных учебных заведений.

    Обязательными условиями, характеризующими содержание образования с той или иной точки зрения, являются, во–первых, соответствие утвержденной концепции образования, а во–вторых, наличие принципа научности. Содержание образования призвано быть своеобразным зеркалом культуры, созданной человеком.

    С одной стороны, содержание образования способствует не только передаче и освоению молодежью социального опыта старших, но и развитию полученного опыта в дальнейшем, а с другой стороны, оно дает возможность личности самореализоваться. Что же включает в себя понятие «социальный опыт»?

    Во–первых, это знания об обществе, мышлении, природе, технике, а также способах человеческой деятельности. Получение и усвоение этих знаний происходит с помощью фактов, событий, понятий, терминов из явлений повседневной окружающей действительности. Знания человек приобретает, опираясь на важнейшие законы наук, основные научные теории. Большое значение для усвоения знаний имеют сведения о методах научного познания, а также о законах существования человеческого общества.

    Во–вторых, неотъемлемой частью социального опыта является опыт практический. Основные его проявления – знания, умения и навыки человека, получившего этот опыт. Например, для учащихся эти умения и навыки бывают как общими, или интеллектуальными, так и общеучебными.

    В–третьих, в социальный опыт включается опыт поисковой деятельности, направленный на решение новых проблем, появляющихся в обществе. Если этот опыт не будет усвоен, то человек окажется не в состоянии решать новые проблемы, стоящие перед ним, более того, он не сможет преобразовать окружающую действительность.

    Приобретая этот опыт, человек сможет:

    – перенести полученные знания и умения в новую ситуацию;

    – сформировать те или иные способы деятельности, полученные на основе уже известных методов и необходимые для применения в новых ситуациях;

    – скомбинировать уже существующие способы деятельности с новыми, еще не до конца известными;

    – увидеть те или иные способы решения возникающих проблем.

    В–четвертых, составляющей социального опыта является опыт системы ценностей. Именно его следует назвать основой не только складывающегося мировоззрения и духовной сферы, но и системы ценностей, убеждений и идеалов.

    Содержание школьного образования в России формируется в соответствии с государственными документами на основе:

    – гуманизации образования;

    – направленности на всестороннее развитие личности;

    – интеграции;

    – дифференциации;

    – научной и практической значимости содержания образования;

    – соответствия сложности содержания образования возрастным возможностям учащихся;

    – применения современных информационных технологий.

    2. Основные теории содержания образования

    Принято выделять несколько теорий содержания образования. Подробнее остановимся лишь на следующих:

    – дидактический материализм, или энциклопедизм;

    – дидактический формализм;

    – дидактический утилитаризм;

    – экземпляризм;

    – теория дидактического программирования, или теория операциональной структуризации содержания.

    Теория энциклопедизма была разработана Я. Коменским. По его мнению, главная задача обучения в школе – передача учащимся огромного количества разнообразных знаний. Исследователем даже был разработан учебник, в котором он поместил информацию, касающуюся необходимых знаний для учащегося. Приверженцем этой теории был и современник Коменского англичанин Дж. Мильтон. В течение 9 лет обучения он предлагал передать учащимся знания по 16 предметам (по родному языку, библейской истории, истории церкви, астрономии, географии, естественной истории, праву, агрономии, всеобщей истории, навигации, архитектуре, медицине, этике, политике, риторике, логике), а также изучить 5 иностранных языков.

    Те, кто придерживался этой теории, были твердо уверены в том, что от глубины понимания предлагаемых тем зависит количество изученного материала. В связи с этим ими были разработаны учебные программы, чрезмерно перегруженные информацией, практически не связанной с другими предметами. Но такая теория совсем не оправдывала себя, потому что школьникам было не под силу усвоить огромный багаж знаний. Самое большее, на что они были способны, – это усвоение отрывочной информации посредством памяти. Несмотря на явную ошибочность этой теории, у нее много сторонников и в наши дни. Доказательством являются создаваемые подобными исследователями учебники.

    Временем возникновения теории дидактического формализма считается XVIII в. Приверженцы этой теории твердо уверовали в то, что обучение – это лишь средство развития способностей и познавательных интересов учеников. Они же предлагали школьнику достигнуть истинной цели, а именно – углубить, расширить и сформировать свои способности и интересы. В качестве основного критерия отбора содержания учебного материала теоретики дидактического формализма рекомендовали использовать формирующую и развивающую ценность учебного предмета. Предметами же, которые в наибольшей степени ее выражают, они считали математику и классические языки. Приверженцы этой теории были уверены и в том, что в силах человека осуществлять перенос знаний, приобретенных в одной области, на другую.

    Многие положения из этой теории были приняты еще в глубокой древности. Из самых известных мыслителей, занимавшихся этой проблемой, можно назвать Гераклита («многознание уму не научает») и Цицерона. Логическим продолжателем дидактического формализма впоследствии стал Песталоцци. Он считал, что главной целью обучения является усиление правильности мышления учащихся. Небезызвестный Дистервег тоже внес в нее свои положения. Основной задачей обучения для него было развитие памяти, мышления и внимания. Сторонники этой теории стали известны тем, что первыми обратили внимание на необходимость развития у школьников следующих категорий:

    – способностей;

    – познавательных интересов;

    – внимания и памяти;

    – представлений;

    – мышления и т. д.

    Но, несмотря на ряд преимуществ этой теории, у нее есть и недостатки. Так, для развития интеллектуальных способностей человека, помимо математики и языков, необходим и так называемый фактический материал, способствующий развитию мышления. В этом случае можно говорить о так называемой диалектической зависимости, а именно – о познании фактов, развивающем мышление. В свою очередь развитие мышления дает возможность овладеть фактическим материалом.

    Одним из тех, кто высказал ряд критических замечаний в адрес этой теории, был К. Д. Ушинский. Он предлагал учителям не только давать ученикам знания, но и приучать их пользоваться полученными знаниями. Он же стал инициатором объединения теорий дидактического материализма и дидактического формализма. Это дало возможность развиваться российской педагогике и дальше. Но, хотя с момента возникновения этих теорий прошло довольно много времени, споры их сторонников не умолкают и сегодня.

    Автором теории дидактического утилитаризма стал американский исследователь Дж. Дьюи. Возникла она в начале XX в. По его мнению, образованием считается непрерывный процесс «реконструкции опыта» человечества. Единственным способом приобрести этот опыт является приобщение школьников к определенным видам деятельности, позволяющим развиваться цивилизованному обществу. В связи с этим в качестве содержания обучения Дьюи предлагал опираться на занятия конструктивного характера.

    Что же автор вкладывает в основу этого понятия? По его мнению, главное – научить школьника готовить еду, шить, заниматься рукоделием, приобщить к какому–либо мастерству и т. д. Дьюи полагал, что разнообразие практических занятий активизирует мышление и трудовые успехи учеников. В качестве видов учебной деятельности он предлагает непременное объединение работы с игрой, вовлечение детей в социальное окружение, экскурсии в музеи и на производство, наблюдения за окружающей ребенка средой, беседы с людьми разных профессий, участие в общественном труде взрослых.

    Свое логическое продолжение теория дидактического утилитаризма получила в США в начале XX в. Американским школьникам предлагали самим выбрать предметы. Предметы были разделены на обязательные и факультативные. На первом месте в таких школах стояли интересы детей. В результате процесс обучения приобретал «естественный характер».

    Несмотря на ожидания, эта теория не оправдала себя. В 30–е и 40–е гг. XX в. согласно статистическим данным уровень образования в США значительно снизился. Виновниками этого были объявлены как сам Дж. Дьюи, так и его сторонники. Критика еще более усилилась в 1957 г., когда в космос был запущен первый советский спутник. В связи с этим многие политические деятели справедливо полагали, что США отстают только из–за того, что их система образования недостаточно совершенна. И все же вопреки сделанным выводам США по–прежнему используют эту теорию образования.

    Теория экземпляризма появилась в Германии в 1958 г. Ее создатели стремились уменьшить объем учебного материала. Но одновременно с этим они хотели сохранить в сознании школьников понятие об окружающем мире. Приверженцы теории экземпляризма были твердо убеждены в том, что непрерывный прогресс науки и связанное с ним обогащение содержания образования противоречат учебным возможностям учеников. Чтобы разрешить это противоречие, они предложили:

    1) применение парадигмального образования (от греч. Paradigma – «образец»). Другими словами, глядя на образец, они должны иметь общее понятие обо всем. Например, историю России XIX в. можно в программе представить по ключевым моментам: по политике Александра I, деятельности Сперанского, Отечественной войне 1812 г. и т. д. Благодаря этому школьник получает основные сведения об эпохе, составляя картину жизни того времени. В итоге он сможет отличить один исторический период от другого. Однако этот способ абсолютно не подходит для изучения иностранных языков, где нет подобных ключевых моментов;

    2) использование так называемых «тематических» примеров. В этом случае материал рассматривается на основе примеров, через которые может быть представлена та или иная тема. При этом последовательное изложение учебного материала не практикуется. Например, таким способом в советские времена изучалась литература. Однако метод не подходит для познания абсолютно всех предметов. К примеру, при изучении математики он не может быть действенным;

    3) последней теорией, рассматриваемой в рамках этого вопроса, является теория дидактического программирования, или, как ее еще называют, теория операциональной структуризации содержания. Впервые о ней заговорили в середине 50–х гг. XX в. Связано это прежде всего с возникновением программированного обучения. В современном мире в связи с развитием компьютерных технологий эта теория уже набирает большие обороты и становится все более популярной.

    Сторонники этой теории пытались найти оптимально эффективный способ обучения. В связи с этим выделяют несколько этапов анализа содержания учебного материала.

    Во–первых, должно быть четкое и конкретное определение целей изучения учебного текста. Без выполнения этого условия невозможно достигнуть дидактической эффективности. После этого требуется провести анализ учебного материала и вычленение как дидактических единиц, так и связей между ними.

    Во–вторых, необходимо разделить учебный материал на две части:

    – действия;

    – соответствующие результаты действий.

    В–третьих, учителю следует контролировать деятельность своих учеников, следить за их ответами и корректировать их, если это необходимо.

    В–четвертых, каждый новый термин, определение, закон и т. п. должны включаться в учебный процесс по несколько раз и повторяться в различных контекстах. Например, чтобы выучить новое слово из иностранного языка, его нужно повторить от 7 до 23 раз.

    Словом, проблема выбора содержания образования не так проста, как это может показаться на первый взгляд. Осложняется она и тем, что объем информации растет довольно быстро и школьники просто не в состоянии освоить все, что требуется. В связи с этим необходимо четко систематизировать информацию и в доступном виде предлагать ее для ознакомления учащимся. Следует также учитывать как возможности самих учеников, так и сроки обучения, а еще – их потребности и интересы.

    3. Принципы и критерии отбора содержания образования

    Существует большое количество принципов и критериев отбора содержания образования. Рассматривать их подробно мы не будем, а остановимся лишь на некоторых.

    1. Принцип соответствия социальному заказу. Согласно этому принципу в содержание образования должны входить не только современные знания, умения и навыки. Должны учитываться и возможности выбранного индивидом содержания образования. Благодаря этому человек достигает всестороннего развития и роста личности.

    2. Принцип обеспечения научной и практической значимости учебного материала. В соответствии с этим принципом знания, включаемые в содержание обучения, должны совпадать с новейшими достижениям той или иной науки. Более того, важна и практическая значимость получаемых знаний. Другими словами, теория и практика должны быть едины.

    3. Принцип учета реальных возможностей того или иного процесса обучения. Иными словами, при выборе содержания обучения важны его методы, средства, формы, технологии. Имеют также значение и уровни усвоения, определяющие тот или иной процесс обучения в школе.

    4. Принцип обеспечения единства содержания образования с позиций всех учебных предметов. В соответствии с этим принципом составляющие содержания образования должны быть тесно взаимосвязаны, уравновешены и пропорциональны. Учебный материал не должен дублироваться в других предметах.

    5. Принцип гуманизации. Согласно этому принципу содержание образования направляется на воспитание в человеке гуманитарной культуры, культуры знаний, творческой деятельности, свободного выбора профессии в соответствии с творческими возможностями и способностями.

    При выборе содержания образования нужно руководствоваться не только принципами, но и специальными критериями. Рассмотрим некоторые из них, предложенные отечественным дидактом Ю. К. Бабанским, более подробно.

    1. Критерий целостного отражения задач формирования всесторонне развитой личности дает возможность проверить, были ли применены в учебной программе по предмету все необходимые теории, законы, понятия, методы, которые дают возможность целостного представления той или иной науки. Этот критерий позволяет определить, применялись ли на практике базовые виды деятельности, обеспечивающие развитие и воспитание личности и совершенствование ее познавательных интересов.

    2. Критерий научной и практической значимости содержания образования, согласно которому в любой учебной программе должны применяться только самые универсальные и информативные элементы знания, необходимые для раскрытия смысла основных теорий, законов науки и ее методов.

    3. Критерий соответствия сложности содержания реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста дает возможность проверить знания учащихся с помощью контрольных срезов, анализа результатов вступительных экзаменов. При этом у учеников не должно быть повышенной утомляемости во время полного усвоения ими учебного материала за определенное время.

    4. Критерий соответствия объема содержания времени изучения данного предмета используется во время лабораторного эксперимента. Проводятся контрольные срезы на качество усвоения учебного материала. Причем их время и объем строго ограничены.

    5. Критерий соответствия содержания образования имеющейся учебно–методической и материальной базе современной школы. К примеру, чтобы ввести в учебный процесс новые лабораторные работы, необходимо прежде позаботиться о наличии необходимого оборудования.

    4. Государственные образовательные стандарты

    Об образовательных стандартах в нашей стране заговорили не так давно. Их возникновение связано с необходимостью не только сохранения единого образовательного стандарта в государстве, но и с обеспечением достаточного качества и уровня образования в различных учебных учреждениях.

    Образовательным стандартом называется система основных параметров, которые принимаются в виде государственной нормы образованности. Эта норма отражает общественный идеал образования и учитывает возможности отдельного человека и системы образования по достижению этого идеала.

    Стандарт образования был утвержден в Законе РФ «Об образовании» и декларирует обязательный уровень требований к подготовке выпускников. Согласно этому стандарту определяются содержание образования, методы, формы, средства обучения и контроля. В Законе РФ записано, что стандарт включает лишь минимально необходимый уровень образованности выпускников школы. Несмотря на существующие государственные стандарты, в каждом отдельном учебном заведении содержание образования может варьироваться, т. е. иметь небольшие отступления от установленной нормы.

    Что касается государственного стандарта общего среднего образования, то сюда входят, во–первых, базовый учебный план, во–вторых, образовательные стандарты – как для школы, так и для всех учебных предметов, в–третьих, требования к минимальному уровню усвоения материала для начальной, основной и старшей ступеней. Согласно принятому стандарту содержание образования по каждому учебному предмету содержит две основные части:

    – неизменяемое инвариантное ядро;

    – вариативную часть, постоянно обновляющуюся и изменяющуюся.

    В государственном стандарте общего среднего образования принято выделять три составные части:

    – федеральную;

    – национально–региональную;

    – школьную.

    Федеральная часть рассматривается как нормативная. Ее нормативы обеспечивают общее образовательное пространство в государстве. Национально–региональная часть, связанная с регионами, отражает особенности той или иной местности. Она определяет нормы образованности при изучении родного языка и литературы, истории, географии и других предметов, которые отражают специфику местности и ее жителей. Школьная часть находится в компетенции школы. Она отражает ее направленность и специфику.

    В состав федеральной и национально–региональной частей входят:

    – содержание образования, на каждом уровне обучения представленное государством;

    – требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках требующегося объема содержания;

    – максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников, распределенный по годам обучения.

    Школьники должны выполнять требования образовательного стандарта. Тем не менее, у них есть возможность самим определять уровень овладения учебным материалом. В этом случае они могут ограничиться минимальными требованиями, снизив, таким образом, нагрузку. При этом они смогут реализовать свои творческие возможности и склонности в других направлениях обучения. Государственный стандарт является базой создания учебных планов и программ, учебников и учебных пособий.

    Непросто выяснить, какие науки сейчас пользуются спросом, что в первую очередь необходимо изучать. Ведь от того, какие науки человек изучает, зависит тип формируемого интеллекта. Та или иная наука обязательно проходит несколько ступеней развития.

    1. Феноменологическую. На этой ступени наука находится на описательной стадии. При этом для описания основных положений она применяет естественный язык и житейские понятия. Обычно на начальном этапе обучения достаточно лишь этой ступени.

    2. Аналитико–синтетическую. На этом этапе формируется язык науки с присущими ей основными понятиями, символами и обозначениями. При этом наукой описываются качественные объекты, явления и научные факты. Делаются также попытки предсказать направление развития и исхода наблюдаемых явлений. Язык на этой ступени уже не естественный, как на первой, а специфический.

    3. Прогностическую. Здесь наука уже полностью сформирована, она включает количественную теорию, имеет свой развитый язык.

    4. Аксиоматическую. Являясь высшей ступенью развития науки, она имеет развитый язык, являющийся уже междисциплинарным. В этом случае можно говорить, например, о языке кибернетики, информатики, а сейчас уже и педагогики. На этой стадии наука может дать точные прогнозы и описания явлений, проанализировать различные объекты, сформулировать общие законы.

    4. Государственные образовательные стандарты

    Об образовательных стандартах в нашей стране заговорили не так давно. Их возникновение связано с необходимостью не только сохранения единого образовательного стандарта в государстве, но и с обеспечением достаточного качества и уровня образования в различных учебных учреждениях.

    Образовательным стандартом называется система основных параметров, которые принимаются в виде государственной нормы образованности. Эта норма отражает общественный идеал образования и учитывает возможности отдельного человека и системы образования по достижению этого идеала.

    Стандарт образования был утвержден в Законе РФ «Об образовании» и декларирует обязательный уровень требований к подготовке выпускников. Согласно этому стандарту определяются содержание образования, методы, формы, средства обучения и контроля. В Законе РФ записано, что стандарт включает лишь минимально необходимый уровень образованности выпускников школы. Несмотря на существующие государственные стандарты, в каждом отдельном учебном заведении содержание образования может варьироваться, т. е. иметь небольшие отступления от установленной нормы.

    Что касается государственного стандарта общего среднего образования, то сюда входят, во–первых, базовый учебный план, во–вторых, образовательные стандарты – как для школы, так и для всех учебных предметов, в–третьих, требования к минимальному уровню усвоения материала для начальной, основной и старшей ступеней. Согласно принятому стандарту содержание образования по каждому учебному предмету содержит две основные части:

    – неизменяемое инвариантное ядро;

    – вариативную часть, постоянно обновляющуюся и изменяющуюся.

    В государственном стандарте общего среднего образования принято выделять три составные части:

    – федеральную;

    – национально–региональную;

    – школьную.

    Федеральная часть рассматривается как нормативная. Ее нормативы обеспечивают общее образовательное пространство в государстве. Национально–региональная часть, связанная с регионами, отражает особенности той или иной местности. Она определяет нормы образованности при изучении родного языка и литературы, истории, географии и других предметов, которые отражают специфику местности и ее жителей. Школьная часть находится в компетенции школы. Она отражает ее направленность и специфику.

    В состав федеральной и национально–региональной частей входят:

    – содержание образования, на каждом уровне обучения представленное государством;

    – требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках требующегося объема содержания;

    – максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников, распределенный по годам обучения.

    Школьники должны выполнять требования образовательного стандарта. Тем не менее, у них есть возможность самим определять уровень овладения учебным материалом. В этом случае они могут ограничиться минимальными требованиями, снизив, таким образом, нагрузку. При этом они смогут реализовать свои творческие возможности и склонности в других направлениях обучения. Государственный стандарт является базой создания учебных планов и программ, учебников и учебных пособий.

    5. Общее, политехническое и профессиональное образование

    Существует три вида образования: общее, политехническое и профессиональное. Общее образование человек приобретает как в школе, так и в профессиональных средних и специальных учебных заведениях. Иногда оно может быть получено посредством самообразования.

    Особенностями такого образования являются широта и всесторонность. В нем гармонично сочетаются как естественные, так и гуманитарные предметы. Их изучение дает возможность обеспечить формирование познавательных интересов и основу для дальнейшего обучения.

    При политехническом образовании человек знакомится с научными основами современного производства. В средних специальных учебных заведениях у человека формируют умения применять самые простые технологии, технические приспособления, инструменты, вычислительную технику. Политехническое образование дает прекрасную возможность учащимся подготовиться к выбору будущей профессии. Оно же замечательно сочетает теорию и практику.

    Профессиональное образование дает возможность получить квалификацию для той или иной профессиональной деятельности. Начинается оно еще в школе, а затем продолжается в профессиональных технических училищах, в средних специальных, а также в высших учебных заведениях. Параллельно с профессиональным осуществляется и общее образование, обеспечивающее общее развитие учащихся.

    6. Содержание начального образования

    Проблема содержания образования в начальной школе на сегодняшний день весьма актуальна. От того, насколько верно она будет решена, зависит уровень начального образования детей. В этом плане очень верными могут стать слова, сказанные В. А. Сухомлинским: «Тридцать лет работы в школе открыли мне один важный, на мой взгляд, секрет – своеобразную педагогическую закономерность: в средних и старших классах отставание, неуспеваемость появляются главным образом потому, что в годы учения в начальных классах ученик не запомнил на всю жизнь, не сохранил твердо в памяти тех элементарных истин, которые являются как бы фундаментом знаний». По его мнению, основной задачей начальной школы является обучение ребенка письму, счету и чтению.

    Начальное образование базируется, во–первых, на личном опыте, приобретенном ребенком во время дошкольного воспитания, во–вторых, на представлениях об окружающем мире, полученных от собственных впечатлений и в период общения с друзьями и взрослыми, в–третьих, на выслушивании рассказов, участии в играх, просмотре телепередач и т. д.

    Когда будет пройден теоретический материал, начинается выполнение практических упражнений. Так теория закрепляется на практике. В то же время формируются навыки устной и письменной речи, а также самостоятельной работы.

    Содержание учебного материала дает возможность сформировать нравственные качества личности школьника. Сюда можно отнести его организованность, дисциплинированность, отзывчивость, доброту и другие положительные качества. При этом начальное образование призвано обеспечить:

    – базу для разностороннего развития ребенка;

    – развитие познавательных интересов и активности;

    – подготовку к продолжению образования в средних и старших классах.

    Базой для дальнейшего обучения в школе являются знания, умения и навыки. Чем больше будет заложено в школьника в начальных классах, тем выше окажется уровень его дальнейшей учебы в старших классах. Но при этом школьник не должен быть чрезмерно перегружен информацией. Знания младшего школьника должны состоять из:

    – фактов;

    – понятий о реальных объектах и явлениях, сформированных на уровне наглядно–образного мышления;

    – теоретических понятий, которые сформировались в ребенке в результате словесно–логических рассуждений и доказательств.

    В связи с изменением современного мира и появлением в нем новых явлений и понятий появилась необходимость во введении новых предметов, таких как «Обществознание» и «ОБЖ». Естественно и то, что современные младшие школьники сильно отличаются от тех, что были 10 лет назад. Они стали более развитыми и эмоциональными. В связи с этим необходимо постоянное совершенствование методов обучения и содержания обучения. Если будет выполнена эта задача, значит, мы сможем идти в ногу со временем, успешно готовя будущее поколение к реальной жизни.

    7. Учебные планы и программы

    Содержание образования реализуется в учебных планах и программах. Учебным планом называется нормативный документ, в котором содержатся:

    – структура и продолжительность учебного года, учебных четвертей и каникул;

    – перечень учебных предметов и их распределение по годам обучения;

    – недельное и годовое распределение времени на изучение учебных предметов в каждом классе.

    Принято выделять несколько видов учебных планов:

    – базисный учебный план;

    – типовой учебный план;

    – учебный план школы.

    Базисный учебный план является неотъемлемой частью государственного образовательного стандарта. В связи с этим его утверждение происходит в Государственной Думе и Министерстве образования. В состав этого плана входят:

    – продолжительность обучения;

    – список необходимых предметов и недельная нагрузка;

    – обязательная максимальная нагрузка;

    – нагрузка учителя, которая оплачивается ему государством.

    Базисный учебный план содержит вариант плана, учитывающего национальные и региональные особенности школы. Базисный план необходим также для определения уровня финансирования школы.

    На основе базисного плана формируется типовой план. Как и базисный, он утверждается в Министерстве образования. Типовой план является не только основой для создания учебного плана, но и носит рекомендательный характер.

    В свою очередь составление учебного плана школы происходит на основе базисного и типового планов. Его главным критерием является то, что он призван учитывать особенности каждой школы. Учебный план школы – это нормативный документ, по которому функционирует школа. В его состав входят следующие разделы:

    – список обязательных предметов;

    – обязательные предметы по выбору;

    – факультативные предметы и их распределение согласно годам обучения;

    – недельный и годовой объемы времени, необходимые для каждого предмета.

    Для одной школы характерно наличие сразу нескольких учебных планов, а также их вариантов. В учебном плане принято выделять три основных вида занятий:

    – обязательные занятия, составляющие образовательное ядро;

    – обязательные занятия по желанию школьников;

    – факультативные занятия, являющиеся необязательными и предлагаемые школьникам на выбор.

    В состав учебного плана школы включаются также федеральный, национально–региональный и школьный разделы. Такой план составляется каждый год и утверждается на педагогическом совете школы.

    Учебной программой называется нормативный документ, который определяет:

    – содержание базисных знаний, умений и навыков по отдельному учебному предмету;

    – логику и последовательность изучения тем и вопросов;

    – общий объем времени, отведенный на их изучение.

    Структурно–учебные программы составляются по–разному. Самыми распространенными схемами считаются линейная, концентрическая, ступенчатая и смешанная. Согласно линейной схеме учебный материал располагается в непрерывной последовательности и осваивается учащимися лишь раз за весь период обучения. Однако у этой схемы есть один существенный недостаток, а именно – неравномерное нарастание трудностей изучаемого материала и отсутствие возможности возвращения к ранее пройденному.

    В соответствии с концентрической схемой учебный материал подразделяется на отдельные части. Так, в первую очередь изучается наиболее простой материал, а затем более сложный. При этом содержание первого концентра кратко повторяют при изучении второго.

    В чем же преимущество концентрического расположения? Дело в том, что трудности учебного материала нарастают постепенно, а не сразу, благодаря чему у школьников возникает возможность как можно глубже усвоить его. Но наряду с достоинствами есть и недостатки. Один из самых главных заключается в том, что на повторение пройденного материала уходит слишком много времени.

    Отличительная черта ступенчатой схемы в том, что учебный курс делится на две части. При этом некоторые разделы изучаемого материала рассматриваются только в первой части, а какие–то – только во второй. Однако есть и такие темы, которые изучаются и тут, и там. Что касается достоинств такого построения, то следует заметить, что учебный материал распределяется по годам обучения равномерно, т. е. в соответствии с возрастом и по мере усложнения процесса обучения. Ступенчатая схема используется при изучении физики.

    Смешанная схема построения – это соединение двух структур – линейной и концентрической. При этом материал изучается по максимально гибкой системе, т. е. распределяется на отдельные разделы по различным схемам.

    Учебные программы подразделяются на вариативные, авторские, типовые, рабочие и т. д. Рассмотрим каждую подробнее. Так, типовая учебная программа составляется на основе требований государственного стандарта. Ее утверждение происходит в Министерстве образования. Типовая учебная программа носит рекомендательный характер и является отражением новых достижений той или иной науки. Типовые программы составляются очень долго и тщательно, в их создании принимают участие многие специалисты.

    Что касается рабочей программы, то она создается непосредственно самим учителем на основе типовой программы. При ее разработке учитываются методические и технические возможности не только школы, но и учителя. Здесь также имеет значение уровень подготовленности учащихся. Рабочая программа отражает национально–региональную, а также школьную специфики.

    Созданием авторских программ занимаются опытные учителя. В них содержатся авторские подходы к обучению, т. е. вполне допустимы оригинальные построения учебного предмета. Тем не менее, они все же учитывают требования образовательного стандарта. Обычно такие программы составляются для предметов с углубленным изучением, которые выбирает сам школьник.

    Обычно в учебной программе выделяют три части.

    1. Объяснительная записка: в ней излагаются цели и задачи изучения предмета.

    2. Содержательная часть: здесь изложены тематический план, перечень тем, основных понятий и законов, а также список тех знаний, умений и навыков, которые должны приобрести ученики. Сюда же входят рекомендуемые методы обучения и формы учебных занятий.

    3. Методические указания: критерии оценки знаний, умений и навыков; перечень средств наглядности и технических средств обучения, а также рекомендуемая литература.

    8. Учебники

    Содержание образования фиксируется в учебной литературе. К ней принято относить учебники, учебные пособия, задачники, хрестоматии, справочники, словари, атласы, карты и т. д. А в последнее время в качестве учебных материалов используются видеокассеты, компакт–диски, дискеты и т. д. Но, несмотря на все эти нововведения, основным источником знаний по–прежнему является учебник, поэтому от его качества напрямую зависит эффективность обучения.

    Учебник должен не только нести полезную информацию, но и быть интересным, познавательным. В настоящее время существует огромное количество различной учебной литературы, но, к сожалению, не вся она отвечает требованиям современного качественного обучения. Словом, проблемы создания хороших учебников для школы очень актуальны, поэтому обсуждаются даже на научных конференциях.

    Учебник только тогда считается хорошим, когда он, во–первых, обеспечивает школьников необходимой информацией. Помимо информации, содержащей обязательные знания по предмету, в нем должны быть помещены вспомогательный, справочный и прочие материалы. Во–вторых, задача учебника – побуждать учащихся к самостоятельному дополнительному изучению предмета и формировать его познавательные интересы. В–третьих, в учебнике необходимо найти место для заданий по проверке и самопроверке того, как усвоен учебный материал.

    Обычно любой стандартный учебник состоит из учебного текста, иллюстраций, контрольных вопросов, заданий, упражнений, задач, особых шрифтов и выделений, подписей, памяток, а также оглавления, примечаний, предметного и авторского указателей и т. д. Помимо того, что учебник призван нести достоверную и познавательную информацию, он должен быть и экологически чистым. В связи с этим в последнее время все большее значение приобретает качество бумаги, шрифта, иллюстраций и т. д. Ведь все это оказывает воздействие не только на утомляемость школьников, но и на их здоровье.

    Учебники для традиционной системы обучения уже довольно долгое время не меняются, но в последнее время создаются альтернативные пособия. В них учебный материал излагается по–разному. Предлагаются также новые методы обучения. Таким образом, у учителей есть возможность выбрать для себя оптимальный вариант.

    nsportal.ru

    Элементы содержания

      Содержание начального образования складывается из отдельных элементов. Определяющим элементом являются знания – отраженные в сознании ученика представления, факты, суждения, понятия. Знания могут быть обыденными и научными (теоретическими). Первые ребенок получает в процессе жизни, общения, собственных наблюдений и размышлений; вторые формируются в результате целенаправленного обучения и самообучения. Знания обычно связаны с речью, умением выразить их словами.

    От знаний умения неотделимы. Умение – это знание в действии, т.е. овладение совокупностью определенных операций, способов осуществления действия. Умения делятся на умственные и практические. В процессе обучения ученик овладевает большим количеством умений – общеучебных, специальных (вычислительных, речевых), игровых, трудовых, спортивных, эстетических, моральных и т.д. Общеучебными являются, например, умения планировать учебную деятельность, работать с книгой, выделять главное, анализировать, сравнивать, запоᴍᴎʜать изученное, осуществлять самоконтроль и т.п.

    После многократных повторений умения превращаются в навыки. Навык – это умение, доведенное до автоматизма. Некоторые умения быстро превращаются в устойчивые навыки, например, навыки правильного и быстрого чтения, некоторые в навыки не переходят никогда, например, решение нестандартных задач. Для сформированных навыков характерны быстрота и точность повторения действия. Учитель будет следить за формированием навыков, чтобы понапрасну не расходовать силы учеников на многократное повторение ненужного, например, на выразительное чтение, если оно не связано с жизненными планами ученика. Когда-то именно по этой причине отказались от каллиграфии. Конечно, хотелось бы, чтобы дети писали красиво, но на формирование этого навыка потребуется очень много времени. Достаточно, если ученик будет хорошо понимать смысл прочитанного, а навык выразительного чтения приобретет, если в том будет необходимость. Следующим компонентом содержания является опыт творческой деятельности. Это система общих способов мышления и учебной деятельности, опыт эмоционального, волевого, нравственного, эстетического отношения к действительности. Овладевая им, учащийся научается: • переносить ранее усвоенные знания и умения на новую область, в новую ситуацию; • обобщать несколько ранее изученных (известных) способов в один; • понимать проблемные задания, находить способы их решения. Необходимо отметить, что данный элемент в начальной школе реализуется не в полном объеме. Учебные проблемы, как таковые, вводятся только на 3-4-м году обучения, а вот переносить полученные знания на новые области    детей учат уже в первые годы. Не в полном объеме реализуется еще один элемент – опыт эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, деятельности, научным знаниям, моральным нормам, идеалам. У педагогов часто не хватает времени, чтобы выяснить отношение детей к тому, что они выучили. Все же время от времени это необходимо делать. Учителя предпочитают больше говорить о целенаправленном воспитательном влиянии содержания обучения и школьных предметов. Каждый из них предоставляет широкие возможности    для воспитания здорового способа жизни, культуры поведения, гражданских и всех других качеств личности.

    ...   Итак, содержание начального образования многоэлементно (многокомпонентно). Оно содержит систему знаний, умений, навыков по отдельным предметам, а также межпредметные учебные умения и навыки, способы поведения и эмоционально-ценностного отношения к изучаемым предметам, знаниям, людям, природе, миру. Знания, умения, навыки формируются в неразрывном единстве. Если они не сформированы на необходимом уровне, то у ребенка будут возникать проблемы с дальнейшим обучением. Вот почему педагог начальной школы должен прилагать все усилия, чтобы научить детей и в полном объеме реализовать намеченные цели.

     

    referat7.ru

    Содержание образования

    Содержание образования — это система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта.

    Эти элементы представляют собой лишь незначительную часть того, что человечество накопило за время своего существования. Чем же руководствуются при отборе содержания? Во-первых, целями, которые отвечают на главный вопрос — для чего учить. (Смена идеологии приводит к коренному изменению программ и учебников практически по всем учебным дисциплинам.) Во-вторых, экономическим уровнем развития страны. В-третьих, традициями государства в сфере образования. В-четвертых, представлениями о психологических возможностях учащихся.

    В дидактике разработаны теории отбора содержания образования, в которых обосновывается перечень знаний, необходимых для общеобразовательной средней школы, и последовательность их усвоения. Эти теории исходят из определения таких факторов, как:•требования общества к выпускнику школы: социальные, профессиональные, культурные;• соответствие современному уровню научного знания о мире, культуре, человеке, технике;• соблюдение дидактических принципов: систематичности, последовательности и др.;• учет психологических возможностей школьников на разных ступенях обучения: младший, средний и старший школьный возраст;• потребности личности в образовании — не только общество выдвигает требования к образованию, но и граждане имеют право на его выбор.

    В содержание образования включаются основы всех наук, определяющие естественно-научную картину мира: фундаментальные понятия, законы, основные теории и проблемы, принципы и методы. Важным элементом содержания образования являются актуальные для общества, но нерешенные научные, социальные проблемы, демонстрирующие перспективы подрастающего поколения, что, в свою очередь, создает мотивацию и не дает возникнуть ощущению, что все уже давно решено.

    Содержание образования пронизывают такие ценностные ориентации, как отношение к природе, труду, миру, человеку, самому себе. В современных направлениях образования прослеживается идея формирования человека с четкой жизненной позицией, способного к самостоятельному выбору жизненного пути и личной ответственности за свой выбор.

    Одна из особенностей современного образования заключается в его стандартизации, обеспечивающей минимальный единый уровень общего образования для всех учащихся, независимо от того, в какой школе (вузе) они обучаются, с одной стороны, и создающей возможности для отражения национальных, региональных особенностей — с другой. Для этих целей Государственный стандарт разбит натри блока: федеральный, национально-региональный, школьный (вузовский).

    На основе Госстандарта разрабатывается учебный план — нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отведенное на каждый учебный предмет. Принято различать базисный учебный план (составная часть Госстандарта), типовой (разрабатывается министерством) и рабочий (разрабатывается учебно-методическими объединениями).

    Для каждого учебного предмета создается своя программа — нормативный документ, определяющий ценностную направленность преподавания предмета, содержащий оценку теорий, событий, интерпретацию фактов. Под эгидой Министерства образования и науки разрабатывается типовая программа, и на ее основе преподаватели создают рабочие программы. В системе подготовки, особенно вузовской, существуют и так называемые авторские программы. Они сохраняют основу базового Государственного стандарта, но содержат подходы к материалу, его структуре и изложению, отражающие научную позицию автора.

    Содержание образования может быть построено и преподнесено учащимся по-разному. Наиболее распространенными являются линейные, концентрические, спиральные и смешанные способы построения учебного материала и соответствующая им структура.

    Линейная структура предполагает изучение учебного материала в строгой, логически обоснованной последовательности, без повторного возвращения к пройденному. Это наиболее экономичный способ, который нашел применение в программированном обучении как особом виде самостоятельной работы в условиях машинного контроля. Программа обучения составлена из шагов, т.е. логически завершенных доз учебного материала. Каждый шаг содержит пять кадров: информационный, операционный, обратной связи, контрольный и указательный. Линейное обучение (Б.Ф. Скиннер) предполагает, что если ученик выполнил задание неверно, то его возвращают повторить весь пройденный материал. Ошибки не разъясняются, ученик их разыскивает сам. При разветвленном обучении (Н. Кау-дер) ученику указывают на его ошибку и возвращают к тому материалу, незнание которого и привело к появлению ошибки. Современные компьютерные программы, оставаясь столь же жестко запрограммированной системой, позволяют включать в обучение и элементы творческого характера.

    Концентрическая структура предполагает изучение одного и того же материала на разных уровнях, каждый из которых имеет свои цели и требования к уровню подготовки учащихся. Так построено изучение ряда школьных дисциплин, например математики: начальная, средняя школа, вуз. Необходимость в построении учебного материала таким способом объясняется сложностью изучаемых явлений, с одной стороны, и возможностью прекратить изучение учебного предмета в момент завершения цикла — с другой. Современный вариант концентрического построения — модульная система, при которой изучаемый материал представлен в виде самостоятельных информационных блоков, усвоение которых происходит в соответствии с целью (объем знания и уровень освоения).

    Спиральная структура предполагает расширение и углубление учебного материала, включение связанных с ним знаний, но исключает завершенность и перерывы. При смешанном подходе используются различные комбинации описанных выше способов построения учебного материала.

    psyera.ru

    Компоненты содержания образования.

    Завершая статью о источниках и факторах содержания школьного обучения, публикую данную статью.

    При разработке структуры содержания образования (определении его компонентов) современная дидактика исходит из того, что содержание образования включает четыре основных компонента:

    1. научно обоснованная система знаний,

    2. умений и навыков,

    3. эмоционально ценностные отношения к миру,

    4. опыт творческой деятельности.

    1. Первым компонентом являются уже добытые обществом знания об окружающей действительности.

    В школах СССР в данном компоненте преобладали естественно-научные и математические знания, носили Прагматическую направленность, т.е. преобладало материальное (реальное) его начало.

    Сейчас перед школой стоит задача гуманиторизировать содержание учебного материала, насытить его общечеловеческими духовными ценностями, добиться прочного овладения детьми основами наук; устранить перегрузку учащихся, чрезмерную усложненность материала.

    Все это требует вариативного подхода к отбору содержания образования с учетом способностей учащихся их индивидуальных различий. Поэтому в настоящее время в старших классах ведется эксперимент по переходу на профильное обучение.

    2. Вторым компонентом содержания образования является опыт способов деятельности, который воплощается в умениях и навыках личности.

    Умения и навыки бывают интеллектуальные, практические, трудовые, гимнастические (физические).

    Интеллектуальные умения и навыки сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, делать выводы; составлять логические схемы и таблицы и т.д.

    Практические умения и навыки — чтения, письма, счета, правильно и четко выражать свои мысли, решать задачи и упражнения, консультировать и т.д.

    Трудовые умения и навыки — это выполнение различных трудовых действий: строгать, пилить, управлять различными механизмами и машинами и т.д.

    Гимнастические умения и навыки — это выполнение действий прыгания, лазания, бросание копья, метание диска, молота и т.д.

    Умения и навыки (независимо от их вида) формируются путем упражнений по образцу.

    3. К третьему компоненту относится система эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру. Способ его усвоения состоит в эмоциональном переживании, в деятельности чувства при восприятии объекта как ценности.

    «Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже наши поступки не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувства», — писал К.Д.Ушинский (Человек как предмет воспитания т. стр.117).

    Эмоции всегда содержательны и являются формой отражения действительности, но особой формой, отличающейся, например, от мышления.

    И.Г. Пестолоцци писал, что «прежде чем говорить о какой-либо добродетели, я вызываю в детях живые чувствования еем (Избр. произ. т.2, стр. 147 М, 1963г.).

    Именно эмоции более всего способны переходить в область бессознательного, не контролируемого разумом.

    И поэтому культура чувств; подлежащая воспитанию у молодого поколения не

    совпадает с культурой мышления, с объемом и системностью знаний. Это особый компонент содержания и является следствием социального развития человека.

    4. Четвертым компонентом содержания образования является — опыт творческой деятельности, призванный обеспечить готовность личности к творческому преобразованию действительности.

    Данный компонент предполагает и знания и умения, но не сводится к ним. В противном случае, приобретая любым способом знания и умения, каждый человек был бы подготовлен к творческой деятельности.

    Поэтому творчеству надо учить человека с самого раннего возраста.

    Важными чертами творческой деятельности являются:

    -  самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

    -  умение видеть новую проблему в знакомой ситуации;

    -  видение новой функции объекта;

    -  самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый;

    -  видение структуры объекта;

    -  альтернативное мышление, т.е.  видение возможных путей решения данной проблемы.

    Черты творческой деятельности проявляются не одновременно при решении каждой проблемы, а в различном сочетании и с разной силой.

    Специфика данного компонента состоит в том, что для процедур творческой деятельности нельзя указать систему действий. Эта система создается самим индивидом. Реализуется данный’ компонент через включение в урок проблемных вопросов, задач, творческих заданий.

    Похожие записи:

    neudoff.net

    1. Современное понятие содержания образования, его цели и задачи. Содержание образования

    Похожие главы из других работ:

    Введение краеведческого материала в урок русской литературы (на примере поэзии Анатолия Гарая)

    Глава 1. Понятие, цели и задачи краеведения в школе

    Для того чтобы рассмотреть краеведение как элемент исторического образования необходимо сначала разобраться с самим понятием. Большая Советская энциклопедия дает, как мне кажется...

    Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников

    1.1 Цели и задачи экологического образования дошкольников

    Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности...

    Возможности использования тематического планирования образовательного процесса для экологического воспитания дошкольников

    1.1 Цели, задачи и научная основа содержания экологического воспитания дошкольников

    Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое направление, которое появилось на рубеже 80-90-х годов 20 в. и в настоящий момент проходит этап своего становления...

    Организация и содержание работы дошкольных групп СОШ № 1 по поликультурному образованию дошкольников

    1.1. Сущность поликультурного образования. Его цели и задачи

    Для понимания сущности поликультурного образования особое значение имеют идеи В. Оконя о человеке как уникальном мире культуры, вступающем во взаимодействие с другими личностями -- культурами...

    Особенности воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования

    1.1 Понятие учреждений дополнительного образования, их цели, задачи и функции

    Актуальность развития системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях как социально-образовательной сферы, включающей взаимодействие разных сфер социальной политики государства...

    Реализация регионального компонента по литературе во внеклассной работе

    1.2 Цели образования и структурные элементы содержания общего образования.

    В Концепции модернизации российского образования до 2020 года, исходя из роли образования в развитии российского общества, тенденции мирового развития, определяются, новые социальные требования к системе образования в России...

    Реформа системы образования в России

    1. Современное состояние системы образования, цели и этапы ее реформирования

    Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость реформы образования...

    Самостоятельная работа учащихся на уроках иностранного языка

    1.1 Понятие, цели и задачи самостоятельной работы

    В настоящее время все больше внимания при обучении иностранному языку в учебных заведениях уделяется проблеме формирования у обучаемых умений учиться, поэтому основной задачей педагога является научить учащихся учиться. Одним из способов...

    Система экологического воспитания дошкольников

    2. Цели и задачи экологического образования дошкольников

    Формулировка цели, задач во многом определяет и содержание образования. Как справедливо отмечает известный специалист в области экологического образования И.Д. Зверев...

    Современные проблемы образования

    1.1 Понятие, сущность и структура содержания образования

    Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное. В Законе Республики Беларусь об образовании оно определяется как "процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение...

    Творческое развитие личности школьника в условиях учреждений дополнительного образования

    1.1 Понятие учреждений дополнительного образования, их цели, задачи и функции. Различия школьного и дополнительного образования

    Весь мир нуждается в радикальных изменениях, обновлении и обогащении духовной культуры, развитии новых технологий, формировании особого типа личностей, способных по-новому решать сложнейшие проблемы выживания цивилизации...

    Теоретические основы краеведческой работы с детьми старшего возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях

    1.1 Понятие, цели и задачи краеведческой работы в ДОУ

    Воспитанию нравственно-патриотических чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. Еще в позапрошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А.С. Симонович - организатор первого детского сада в России...

    Труд как средство эстетического воспитания

    1.1 Понятие эстетической культуры, его цели и задачи

    Эстетическая культура - важнейшая составляющая духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности...

    Художественное образование как явление художественной культуры

    1.2 Цели и задачи художественного образования

    Целями художественного образования на современном этапе являются: - обеспечение реализации Национальной доктрины образования в Российской Федерации; - повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем образовании; - сохранение...

    Экологическое образование младших школьников

    1.1. Понятие, цели и задачи экологического образования

    Термин «экологическое образование» впервые был введен на конференции, организованный Международным союзом охраны природы (МСОП) в 1970 г. Экологическое образование - процесс и результат усвоения систематических знаний...

    ped.bobrodobro.ru


    Смотрите также