УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«ДЕТСКАЯ ПАТОПСИХОЛОГИЯ»
(для студентов, обучающихся по специальности
030301.65 «Психология»)
Москва – 2008
УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ^
« ДЕТСКАЯ ПАТОПСИХОЛОГИЯ»
(для студентов, обучающихся по специальности
030301.65 «Психология»)
Утвержден решением УМС факультета протокол № ___ от ___ ___ 2008 Декан факультета ___________ /__________________/ Фамилия, инициалы | Согласовано: Проректор по учебно- методической работе: ___________________ /________________/ Фамилия, инициалы |
УДК 159.97
ББК 88.4
Е80
Печатается по решению Учебно-методического совета Университета Российской академии образованияАвтор: старший преподаватель Чуприкова Г.С.
Программа курса подготовлена для студентов психологического факультета университета РАО. Курс знакомит студентов с предметом, задачами и методологическими основами детской патопсихологии; патологией когнитивной сферы; патологией эмоциональной сферы; практическими проблемами патопсихологии и общими вопросами патопсихологии детей и подростков.
Курс патопсихологии детей и подростков является частью профессиональной подготовки психологов в системе университетского образования и обязателен для студентов всех психологических специализаций.
В процессе изучении я курса студенты пишут контрольные работы, выполняют рефераты, участвуют в семинарских занятиях. Изучение курса завершается экзаменом.
УРАО, 2008.
^
Цель курса - ознакомить студентов с основными положениями патологии познавательных процессов, проблемами и задачами патологии познавательных процессов у детей и подростков, теоретическими и практическими достижениями в этой области знания, принципами построения патопсихологического исследования, спецификой методов патопсихологического исследования и показать возможность использования их как в клинической практике, так и психолого-педагогической деятельности.
Задача курса – соединить профессиональное психологическое образование с медицинскими знаниями, формировать профессионально подготовленную и социально ответственную личность.
Требования к уровню освоения содержания курса.
После окончания курса студент должен:
- знать предмет и задачи патопсихологии, основные патопсихологические симптомы и синдромы;
- понимать взаимосвязь патопсихологических синдромов и психических заболеваний;
- владеть клинико-психологическими приемами диагностики, психотерапии, психологической коррекции психических расстройств, нарушений когнитивной и эмоционально-личностной сфер душевных больных.
А так же студент должен уметь:
- читать и понимать научную литературу по патопсихологии;
- ориентироваться в современных научных патопсихологических концепциях;
- владеть патопсихологической терминологией и методами патопсихологического исследования;
- составлять патопсихологическое заключение;
- давать рекомендации по основным направлениям психотерапии и психокоррекции;
- принимать решение о необходимости психологического консультирования и о стиле дальнейшего общения с пациентом.
Содержание курса опирается на основные категории, понятия общей и медицинской психологии.
^
Главной целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с основными положениями патологии познавательных процессов, проблемами и задачами патологии познавательных процессов, теоретическими и практическими достижениями в этой области знания, принципами построения патопсихологического исследования, спецификой методов патопсихологического исследования и показать возможность использования их как в клинической практике, так и психолого-педагогической деятельности.
Значение патопсихологии для подготовки специалиста заключается в том, что применение знаний по данной отрасли психологии, поможет ему ориентироваться в вопросах нормы и патологии развития, правильно выстраивать и обеспечивать процедуру патопсихологического эксперимента, в соответствии со спецификой деятельности патопсихолога квалифицированно выстраивать и регулировать деятельность между людьми, а также понимать и истолковывать данные, полученные в ходе и в результате проводимой им деятельности.
Задачи курса «Патопсихология» состоят в усвоении теоретических понятий и положений лекционного курса и изучении специфики проявления психологических закономерностей при нормальном и патологическом развитии личности.
№п/п | Раздел, тема | Лекции | Семинар, практич. | Лабор. занятия | КСР | Сам. Раб. |
I | | | | | | |
1 | Общие вопросы детской патопсихологии | | | | | |
2 | Предмет и задачи детской патопсихологии | | | | | |
II | Этиолгические факторы дизонтогенеза | | | | | |
1 | Биологические факторы дизонтогенеза | | | | | |
2 | Социальные и психологические факторы дизонтогенеза | | | | | |
III | Соотношение симптомов дизонтогенеза и болезни | | | | | |
1 | Понятие симтома в медицине | | | | | |
2 | Психогенные реакции детского возраста | | | | | |
3 | Психогенные реакции у подростков | | | | | |
4 | Психологические параметры дизонтогенеза | | | | | |
5 | Дизонтогенез | | | | | |
IV | Классификация психического онтогенеза | | | | | |
1 | Психическое недоразвитие | | | | | |
2 | Здержавнное психическое развитие | | | | | |
3 | Дефицитарное развитие | | | | | |
4 | Поврежденное разитие | | | | | |
5 | Дизгармоническое психическое развитие | | | | | |
6 | Искаженное психическое развитие | | | | | |
V | Специфика психологической коррекциипри различных вариантах дизонтогенеза | | | | | |
1 | Коррекция психического недоразвития | | | | | |
2 | Специфика коррекции ЗПР | | | | | |
3 | Коррекция дифицитарного развития | | | | | |
4 | Коррекция дизонтогенеза | | | | | |
5 | Коррекция поврежденного развития | | | | | |
6 | Коррекция РДА | | | | | |
| Итого: | | | | | |
^
ДИСЦИПЛИНЫ
« ДЕТСКАЯ ПАТОПСИХОЛОГИЯ»
(для студентов, обучающихся по специальности
030301.65 «Психология»)
Основное содержание учебного курса
Раздел 1. Методологические основы детской патопсихологии
Тема 1. Общие вопросы детской патопсихологии
Тема 2 Предмет и задачи детской патопсихологии
Раздел 2. Этиологические факторы дизонтогенеза.
Тема 1. Биологические (эндогенные) факторы - изначально существующие внутри нервной системы. Генетические аномалии и наследственные заболевания.
Генетические аномалии, приводящие к отставанию в развития. Фактор натального воздействия. Постнатальные факторы.
Тема 2. Психологические и социальные (экзогенные) факторы - внешние по отношению к нервной системе.
Деривационные факторы. История изучения депривации.
^
Тема 1 Понятие симптома в медицине/психиатрии.
Тема 2 Психогенные реакции детского возраста.
Тема 3 Психогенные реакции у подростков.
Реакции эмансипации , реакция группирования, увлечения
Тема 4 Психологические параметры дизонтогенеза.
Тема 5 Дизонтогенез. Межфункциональное взаимодействие при дизонтогенезе.
Раздел 4 Классификация психического онтогенеза.
Тема 1. Психическое недоразвитие.
Олигофрения. Этиология, Клинико-психологическая структура дефекта, Соотношение первичного и вторичного дефекта, Систематика олигофрений. Динамика психического развития при олигофрении.
Тема 2. Задержанное психическое развитие.
Задержанное психическое развитие. ЗПР. Этиология, Клинико-психологическая структура дефекта, Соотношение первичного и вторичного дефекта.
Тема 3 Дефицитарное развитие. Этиология, Клинико-психологическая структура дефекта, Соотношение первичного и вторичного дефекта. Нарушение двигательной сферы. Детский церебральный паралич
Тема 4 Поврежденное развитие.
Модель органической деменции. Этиология, Клинико-психологическая структура дефекта, Соотношение первичного и вторичного дефекта
Тема 5 Дисгармоническое психическое развитие.
Включает четыре варианта нарушений: психопатии , патологическое формирование личности , невропатии , отклонение от темпа полового созревания.
Этиология, Клинико-психологическая структура дефекта, Соотношение первичного и вторичного дефекта
Тема 6 Искаженное психическое развитие.
Ранний детский аутизм. История изучения. Диагностика и классификация. Динамика развития.
^
Формы психологической коррекции могут быть направлены на познавательную сферу, аффективной или личностной, отношений. При разных аномалиях развития в разном процентном отношении проводится коррекция этих сфер.
Тема 1 Коррекция психического недоразвития
Тема 2 Специфика коррекции ЗПР
Тема 3 Коррекция дифицитарного развития
Тема 4 Коррекция дизонтогенеза
Тема 5 Коррекция поврежденного развития
Тема 6 Коррекция РДА
^
Патопсихология это наука-
а) изучающая возрастную динамику развития человеческой психики,
онтогенез психических процессов и психологических качеств
личности качественно изменяющихся во времени человека;
б) изучающая психологические особенности детей, страдающих
различными заболеваниями, методы и способы диагностики
психических отклонений, дифференциации психологических феноменов
и психопатологических синдромов, психологию взаимоотношений
пациента и медицинского работника, психопрофилактические,
психокоррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а
также теоретические аспекты психосоматических и
саматопсихических взаимовлияний;
в) изучающая психофизиологические особенности развития аномальных детей,
закономерности их воспитания и обучения.
г) изучающая структуру нарушений психической деятельности, закономерности ее распада с их сопоставлением с нормой у детей и подростков, при этом дает классификацию психопатологических явлений в понятиях современной психологии
б) Б.В. Зейгарник;
в) Л.С. Выгодский;
г) В.М. Бехтерев;
д) С.Я. Рубинштеин
психической деятельности человека в ее патологии;
б) обследование пациента страдающего различными психическими заболеваниями;
в) возможность изменения ситуации, в которую на время опыта помещается
больной;
г) специальное варьирование деятельностью больного;
д) изменение состояния психических процессов может достигаться путем введения
определенных фармакологических препаратов
б) исследование динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией;
в) участие в экспертной работе;
г) проведение психотерапевтических мероприятий;
д) участие в реабилитационной работе
б) военная экспертиза;
в) посмертная экспертиза;
г) медико-психолого-педагогическая экспертиза;
д)соматическая экспертиза
а) цель исследования;
б) гипотеза исследования;
в) образование и жизненный опыт больного;
г) особенности контакта с больным;
д) семейное положение
б) формулировка клинической задачи с клиницистом;
в) беседа с больным;
г) подбор методик;
д) проведения обследования по методикам
(отдельных признаков болезненных психических расстройств),
внутренне взаимообусловленных и взаимосвязанных;
б) стойкое или временное выпадение психических функций;
в) уровень поражения психической функции;
г) совокупность симптомов;
д) сохранность привычного самочувствия
а) нарушение аппетита;
б) изменение структуры и иерархии мотивов;
в) нарушение целенаправленности мышления;
г) эмоцинально-волевые расстройства;
д) изменение самооценки и самосознания
13. Личностно-аномальный симптомокомплекс:
а) эмоционально-волевые расстройства;
б) изменение структуры и иерархии мотивов;
в) нарушение прогнозирования и опоры на прошлый опыт;
г) нарушение сна;
д) астения
14. Экзо- и эндогенно органический симптомокомплекс включает
следующие нарушения:
а) снижение интеллекта;
б) распад системы прежних знаний и опыта;
в) неустойчивости эмоций;
г) нарушение операциональной стороны мышления;
д) нарушения внимания
15. Олигофренический симптомокомплекс:
а) неспособность к обучению;
б) неспособность к формированию понятий;
в) дефицит общих сведений и знаний
г) изменение структуры и иерархии мотивов;
д) эмоциональные расстройства
16. Агнозии- это
а) нарушение восприятия;
б) нарушение внимания;
в) нарушение памяти;
г) нарушение мышления;
д) нарушение речи
17. К нарушениям памяти относят следующие:
а) амнезии;
б) афазии;
в) псевдоагнозии;
г) контаминации;
д) конфабуляции
18. К нарушениям мотивационных компонентов мышления относят следующие:
а) разноплановость мышления;
б) резонерство;
в) нарушение критичности мышления;
г) оменции;
д) делирий
19. Выделяют следующие нарушения речи:
а) алалия;
б) олигофрения;
в) дизартрия;
г) брадилалия;
д) заикание
20. К нарушениям двигательной сферы можно отнести следующие:
а) апраксии;
б) афазии;
в) алалии;
г) амнезии;
д) алексии
б) Внешние по отношению к нервной системе
в) Генетические аномалии и наследственные заболевания
б)инфекция матери может привести к нейроинфекции (корь, скарлатина, краснуха, дифтерия), постпрививочные нейроинфекции
в)Неоправданное применение медикаментозных препаратов стимулирующих, тормозящих родовую деятельность
г)интоксикация
д)неблагоприятное течение родовой деятельности
е)Неправильное предлежание плода
б)недоношенность, переношенность.
в)опухоли головного мозга
г)Преждевременное излитие околоплодных вод
д)Обвитие пуповиной (асфиксия)
е)хронические соматические заболевания
б) чем раньше произошло влияние вредности, тем тяжелее последствия
в) чем позже произошло влияние вредности, тем тяжелее последствия
25. Что из нижеперечисленного относится: к аномалиям, вызванным отставанием в развитии (1), к аномалиям, для которых характерна диспропорциональность, асинхрония развития (2), к аномалиям, вызванным поломкой или выпадением психических функций (3)? Расставте соответствующие цифры
а) стойкое психическое недоразвитие (олигофрения).
б)Искаженное развитие (РДА)
в)Дисгармоничное развитие; психопатии, патохарактерологическое формирование личности, невропатии. Нарушение темпов полового созревания
г)Дефицитарное развитие (нарушение сенсорных систем, зрения, слуха и двигательной систем, нарушение опроно-двигательного аппарата)
д)Поврежденное развитие (органическая деменция)
е)задержанное развитие (ЗПР)
пп№ | Характеристика | УО | ЗПР | эпи | ШЗ | РДА | Невроз | ПП | СДВГ |
наследственность | |||||||||
Патологические изменения характера | |||||||||
расторможенность | |||||||||
Конфликтность в сочетании с агрессивностью и жестокостью | |||||||||
Чувства вины, стыда, сочувствия, переживание случившегося | |||||||||
устойчивость проявления | |||||||||
Отношение к оказанию помощи и лечению |
№пп | ВПФ | УО | ЗПР | ЭПИ | ШЗ | РДА | Невроз | ПП | СДВГ |
восприятие | |||||||||
внимание | |||||||||
память | |||||||||
мышление | |||||||||
речь | |||||||||
воля | |||||||||
личность | |||||||||
эмоции |
Вопросы по курсу «Патопсихология детей и подростков».
Список рекомендуемой учебной литературы
medznate.ru
ПО ПОДГОТОВКЕ, ОФОРМЛЕНИЮ И ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Основы патопсихологии»
для студентов
ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
ИНСТИТУТА Экономики и управления
2015-2016 уч.год 1. Выбор темы контрольной работы
Учебным планом предусмотрено выполнение контрольной работы.
Тема контрольной работы выбирается студентом самостоятельно один из возможных вариантов контрольной работы по последней цифре зачетной книжки.
Студентам предлагается на выбор 15 вариантов контрольных работ по всем темам дисциплины.
Варианты контрольных работ:
№ варианта | 1 11 | 2 12 | 3 13 | 4 14 | 5 15 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Последняя цифра зачетки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 |
2. Содержание контрольной работы
Содержание контрольной работы раскрывается в соответствии с логикой, предусмотренной в плане и на основании изучения ряда источников. Качество контрольной работы определяется прежде всего умением студента при знании учебной и научной литературы осветить различные аспекты темы и представить необходимые выводы. 3. Оформление контрольной работы
Контрольная работа выполняется в объеме 10-15 страниц машинописного текста.
На титульном листе указываются: название учебной дисциплины – Социология; фамилия и инициалы студента, факультет, курс, номер группы.
1. На первой странице представляются названия вопросов контрольной работы. С правой стороны листа указывается номер страницы, соответствующий номеру вопроса контрольной работы.
2. Ответ на каждый из вопросов варианта контрольной работы необходимо начинать с новой страницы.
3. Приводимые в тексте цитаты, статистические данные нужно снабдить соответствующими сносками – ссылками на источники, из которых они взяты, указать автора, название работы, место и год издания, номера страниц (сноски – постраничные).
4. В конце контрольной работы необходимо указать список использованной литературы в алфавитном порядке.
5. Параметры страницы: Поля: 20 мм – сверху, снизу; 30 мм – слева; 1,5 мм. Шрифт: размер – 14: тип – Times New Roman.
4. График сдачи и рецензирования контрольной работы
Качество контрольной работы оценивается, прежде всего, по тому, насколько самостоятельно и правильно студент раскрыл содержание поставленных заданий.
Выполненные работы сдаются в сроки установленные учебным планом.
Срок сдачи контрольной работы: не позднее, чем за месяц до начала экзаменационной сессии. Контрольная работа регистрируется, после чего передается преподавателю для проверки. Предварительная оценка работы дается в рецензии к контрольной работе, ознакомившись с которой студент может исправить допущенные ошибки. Окончательная оценка контрольной работе дается после индивидуального собеседования по ее содержанию с преподавателем.
Работы, выполненные не по своему варианту, а также представленные позже срока к рассмотрению преподавателем не принимаются.
Форма контроля: контрольная работа, экзамен.
ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ по дисциплине «Патопсихология»
ВАРИАНТ 1.
ВАРИАНТ 2.
ВАРИАНТ 3.
ВАРИАНТ 4.
ВАРИАНТ 5.
ВАРИАНТ 6.
ВАРИАНТ 7.
ВАРИАНТ 8.
ВАРИАНТ 9.
ВАРИАНТ 10.
ВАРИАНТ11.
ВАРИАНТ 12.
ВАРИАНТ 13.
ВАРИАНТ 14.
ВАРИАНТ 15.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ по дисциплине «патопсихология»
Поделитесь с Вашими друзьями:
psihdocs.ru
УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«ДЕТСКАЯ ПАТОПСИХОЛОГИЯ»
(для студентов, обучающихся по специальности
030301.65 «Психология»)
Москва – 2008
УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ^
« ДЕТСКАЯ ПАТОПСИХОЛОГИЯ»
(для студентов, обучающихся по специальности
030301.65 «Психология»)
Утвержден решением УМС факультета протокол № ___ от ___ ___ 2008 Декан факультета ___________ /__________________/ Фамилия, инициалы | Согласовано: Проректор по учебно- методической работе: ___________________ /________________/ Фамилия, инициалы |
УДК 159.97
ББК 88.4
Е80
Печатается по решению Учебно-методического совета Университета Российской академии образованияАвтор: старший преподаватель Чуприкова Г.С.
Программа курса подготовлена для студентов психологического факультета университета РАО. Курс знакомит студентов с предметом, задачами и методологическими основами детской патопсихологии; патологией когнитивной сферы; патологией эмоциональной сферы; практическими проблемами патопсихологии и общими вопросами патопсихологии детей и подростков.
Курс патопсихологии детей и подростков является частью профессиональной подготовки психологов в системе университетского образования и обязателен для студентов всех психологических специализаций.
В процессе изучении я курса студенты пишут контрольные работы, выполняют рефераты, участвуют в семинарских занятиях. Изучение курса завершается экзаменом.
УРАО, 2008.
^
Цель курса - ознакомить студентов с основными положениями патологии познавательных процессов, проблемами и задачами патологии познавательных процессов у детей и подростков, теоретическими и практическими достижениями в этой области знания, принципами построения патопсихологического исследования, спецификой методов патопсихологического исследования и показать возможность использования их как в клинической практике, так и психолого-педагогической деятельности.
Задача курса – соединить профессиональное психологическое образование с медицинскими знаниями, формировать профессионально подготовленную и социально ответственную личность.
Требования к уровню освоения содержания курса.
После окончания курса студент должен:
- знать предмет и задачи патопсихологии, основные патопсихологические симптомы и синдромы;
- понимать взаимосвязь патопсихологических синдромов и психических заболеваний;
- владеть клинико-психологическими приемами диагностики, психотерапии, психологической коррекции психических расстройств, нарушений когнитивной и эмоционально-личностной сфер душевных больных.
А так же студент должен уметь:
- читать и понимать научную литературу по патопсихологии;
- ориентироваться в современных научных патопсихологических концепциях;
- владеть патопсихологической терминологией и методами патопсихологического исследования;
- составлять патопсихологическое заключение;
- давать рекомендации по основным направлениям психотерапии и психокоррекции;
- принимать решение о необходимости психологического консультирования и о стиле дальнейшего общения с пациентом.
Содержание курса опирается на основные категории, понятия общей и медицинской психологии.
^
Главной целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с основными положениями патологии познавательных процессов, проблемами и задачами патологии познавательных процессов, теоретическими и практическими достижениями в этой области знания, принципами построения патопсихологического исследования, спецификой методов патопсихологического исследования и показать возможность использования их как в клинической практике, так и психолого-педагогической деятельности.
Значение патопсихологии для подготовки специалиста заключается в том, что применение знаний по данной отрасли психологии, поможет ему ориентироваться в вопросах нормы и патологии развития, правильно выстраивать и обеспечивать процедуру патопсихологического эксперимента, в соответствии со спецификой деятельности патопсихолога квалифицированно выстраивать и регулировать деятельность между людьми, а также понимать и истолковывать данные, полученные в ходе и в результате проводимой им деятельности.
Задачи курса «Патопсихология» состоят в усвоении теоретических понятий и положений лекционного курса и изучении специфики проявления психологических закономерностей при нормальном и патологическом развитии личности.
№п/п | Раздел, тема | Лекции | Семинар, практич. | Лабор. занятия | КСР | Сам. Раб. |
I | | | | | | |
1 | Общие вопросы детской патопсихологии | | | | | |
2 | Предмет и задачи детской патопсихологии | | | | | |
II | Этиолгические факторы дизонтогенеза | | | | | |
1 | Биологические факторы дизонтогенеза | | | | | |
2 | Социальные и психологические факторы дизонтогенеза | | | | | |
III | Соотношение симптомов дизонтогенеза и болезни | | | | | |
1 | Понятие симтома в медицине | | | | | |
2 | Психогенные реакции детского возраста | | | | | |
3 | Психогенные реакции у подростков | | | | | |
4 | Психологические параметры дизонтогенеза | | | | | |
5 | Дизонтогенез | | | | | |
IV | Классификация психического онтогенеза | | | | | |
1 | Психическое недоразвитие | | | | | |
2 | Здержавнное психическое развитие | | | | | |
3 | Дефицитарное развитие | | | | | |
4 | Поврежденное разитие | | | | | |
5 | Дизгармоническое психическое развитие | | | | | |
6 | Искаженное психическое развитие | | | | | |
V | Специфика психологической коррекциипри различных вариантах дизонтогенеза | | | | | |
1 | Коррекция психического недоразвития | | | | | |
2 | Специфика коррекции ЗПР | | | | | |
3 | Коррекция дифицитарного развития | | | | | |
4 | Коррекция дизонтогенеза | | | | | |
5 | Коррекция поврежденного развития | | | | | |
6 | Коррекция РДА | | | | | |
| Итого: | | | | | |
^
ДИСЦИПЛИНЫ
« ДЕТСКАЯ ПАТОПСИХОЛОГИЯ»
(для студентов, обучающихся по специальности
030301.65 «Психология»)
Основное содержание учебного курса
Раздел 1. Методологические основы детской патопсихологии
Тема 1. Общие вопросы детской патопсихологии
Тема 2 Предмет и задачи детской патопсихологии
Раздел 2. Этиологические факторы дизонтогенеза.
Тема 1. Биологические (эндогенные) факторы - изначально существующие внутри нервной системы. Генетические аномалии и наследственные заболевания.
Генетические аномалии, приводящие к отставанию в развития. Фактор натального воздействия. Постнатальные факторы.
Тема 2. Психологические и социальные (экзогенные) факторы - внешние по отношению к нервной системе.
Деривационные факторы. История изучения депривации.
^
Тема 1 Понятие симптома в медицине/психиатрии.
Тема 2 Психогенные реакции детского возраста.
Тема 3 Психогенные реакции у подростков.
Реакции эмансипации , реакция группирования, увлечения
Тема 4 Психологические параметры дизонтогенеза.
Тема 5 Дизонтогенез. Межфункциональное взаимодействие при дизонтогенезе.
Раздел 4 Классификация психического онтогенеза.
Тема 1. Психическое недоразвитие.
Олигофрения. Этиология, Клинико-психологическая структура дефекта, Соотношение первичного и вторичного дефекта, Систематика олигофрений. Динамика психического развития при олигофрении.
Тема 2. Задержанное психическое развитие.
Задержанное психическое развитие. ЗПР. Этиология, Клинико-психологическая структура дефекта, Соотношение первичного и вторичного дефекта.
Тема 3 Дефицитарное развитие. Этиология, Клинико-психологическая структура дефекта, Соотношение первичного и вторичного дефекта. Нарушение двигательной сферы. Детский церебральный паралич
Тема 4 Поврежденное развитие.
Модель органической деменции. Этиология, Клинико-психологическая структура дефекта, Соотношение первичного и вторичного дефекта
Тема 5 Дисгармоническое психическое развитие.
Включает четыре варианта нарушений: психопатии , патологическое формирование личности , невропатии , отклонение от темпа полового созревания.
Этиология, Клинико-психологическая структура дефекта, Соотношение первичного и вторичного дефекта
Тема 6 Искаженное психическое развитие.
Ранний детский аутизм. История изучения. Диагностика и классификация. Динамика развития.
^
Формы психологической коррекции могут быть направлены на познавательную сферу, аффективной или личностной, отношений. При разных аномалиях развития в разном процентном отношении проводится коррекция этих сфер.
Тема 1 Коррекция психического недоразвития
Тема 2 Специфика коррекции ЗПР
Тема 3 Коррекция дифицитарного развития
Тема 4 Коррекция дизонтогенеза
Тема 5 Коррекция поврежденного развития
Тема 6 Коррекция РДА
^ 1
Патопсихология это наука-
а) изучающая возрастную динамику развития человеческой психики,
онтогенез психических процессов и психологических качеств
личности качественно изменяющихся во времени человека;
б) изучающая психологические особенности детей, страдающих
различными заболеваниями, методы и способы диагностики
психических отклонений, дифференциации психологических феноменов
и психопатологических синдромов, психологию взаимоотношений
пациента и медицинского работника, психопрофилактические,
психокоррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а
также теоретические аспекты психосоматических и
саматопсихических взаимовлияний;
в) изучающая психофизиологические особенности развития аномальных детей,
закономерности их воспитания и обучения.
г) изучающая структуру нарушений психической деятельности, закономерности ее распада с их сопоставлением с нормой у детей и подростков, при этом дает классификацию психопатологических явлений в понятиях современной психологии
б) Б.В. Зейгарник;
в) Л.С. Выгодский;
г) В.М. Бехтерев;
д) С.Я. Рубинштеин
психической деятельности человека в ее патологии;
б) обследование пациента страдающего различными психическими заболеваниями;
в) возможность изменения ситуации, в которую на время опыта помещается
больной;
г) специальное варьирование деятельностью больного;
д) изменение состояния психических процессов может достигаться путем введения
определенных фармакологических препаратов
б) исследование динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией;
в) участие в экспертной работе;
г) проведение психотерапевтических мероприятий;
д) участие в реабилитационной работе
б) военная экспертиза;
в) посмертная экспертиза;
г) медико-психолого-педагогическая экспертиза;
д)соматическая экспертиза
а) цель исследования;
б) гипотеза исследования;
в) образование и жизненный опыт больного;
г) особенности контакта с больным;
д) семейное положение
б) формулировка клинической задачи с клиницистом;
в) беседа с больным;
г) подбор методик;
д) проведения обследования по методикам
(отдельных признаков болезненных психических расстройств),
внутренне взаимообусловленных и взаимосвязанных;
б) стойкое или временное выпадение психических функций;
в) уровень поражения психической функции;
г) совокупность симптомов;
д) сохранность привычного самочувствия
а) нарушение аппетита;
б) изменение структуры и иерархии мотивов;
в) нарушение целенаправленности мышления;
г) эмоцинально-волевые расстройства;
д) изменение самооценки и самосознания
13. Личностно-аномальный симптомокомплекс:
а) эмоционально-волевые расстройства;
б) изменение структуры и иерархии мотивов;
в) нарушение прогнозирования и опоры на прошлый опыт;
г) нарушение сна;
д) астения
14. Экзо- и эндогенно органический симптомокомплекс включает
следующие нарушения:
а) снижение интеллекта;
б) распад системы прежних знаний и опыта;
в) неустойчивости эмоций;
г) нарушение операциональной стороны мышления;
д) нарушения внимания
15. Олигофренический симптомокомплекс:
а) неспособность к обучению;
б) неспособность к формированию понятий;
в) дефицит общих сведений и знаний
г) изменение структуры и иерархии мотивов;
д) эмоциональные расстройства
16. Агнозии- это
а) нарушение восприятия;
б) нарушение внимания;
в) нарушение памяти;
г) нарушение мышления;
д) нарушение речи
17. К нарушениям памяти относят следующие:
а) амнезии;
б) афазии;
в) псевдоагнозии;
г) контаминации;
д) конфабуляции
18. К нарушениям мотивационных компонентов мышления относят следующие:
а) разноплановость мышления;
б) резонерство;
в) нарушение критичности мышления;
г) оменции;
д) делирий
19. Выделяют следующие нарушения речи:
а) алалия;
б) олигофрения;
в) дизартрия;
г) брадилалия;
д) заикание
20. К нарушениям двигательной сферы можно отнести следующие:
а) апраксии;
б) афазии;
в) алалии;
г) амнезии;
д) алексии
б) Внешние по отношению к нервной системе
в) Генетические аномалии и наследственные заболевания
б)инфекция матери может привести к нейроинфекции (корь, скарлатина, краснуха, дифтерия), постпрививочные нейроинфекции
в)Неоправданное применение медикаментозных препаратов стимулирующих, тормозящих родовую деятельность
г)интоксикация
д)неблагоприятное течение родовой деятельности
е)Неправильное предлежание плода
б)недоношенность, переношенность.
в)опухоли головного мозга
г)Преждевременное излитие околоплодных вод
д)Обвитие пуповиной (асфиксия)
е)хронические соматические заболевания
б) чем раньше произошло влияние вредности, тем тяжелее последствия
в) чем позже произошло влияние вредности, тем тяжелее последствия
25. Что из нижеперечисленного относится: к аномалиям, вызванным отставанием в развитии (1), к аномалиям, для которых характерна диспропорциональность, асинхрония развития (2), к аномалиям, вызванным поломкой или выпадением психических функций (3)? Расставте соответствующие цифры
а) стойкое психическое недоразвитие (олигофрения).
б)Искаженное развитие (РДА)
в)Дисгармоничное развитие; психопатии, патохарактерологическое формирование личности, невропатии. Нарушение темпов полового созревания
г)Дефицитарное развитие (нарушение сенсорных систем, зрения, слуха и двигательной систем, нарушение опроно-двигательного аппарата)
д)Поврежденное развитие (органическая деменция)
е)задержанное развитие (ЗПР)
пп№ | Характеристика | УО | ЗПР | эпи | ШЗ | РДА | Невроз | ПП | СДВГ |
наследственность | |||||||||
Патологические изменения характера | |||||||||
расторможенность | |||||||||
Конфликтность в сочетании с агрессивностью и жестокостью | |||||||||
Чувства вины, стыда, сочувствия, переживание случившегося | |||||||||
устойчивость проявления | |||||||||
Отношение к оказанию помощи и лечению |
№пп | ВПФ | УО | ЗПР | ЭПИ | ШЗ | РДА | Невроз | ПП | СДВГ |
восприятие | |||||||||
внимание | |||||||||
память | |||||||||
мышление | |||||||||
речь | |||||||||
воля | |||||||||
личность | |||||||||
эмоции |
Вопросы по курсу «Патопсихология детей и подростков».
Список рекомендуемой учебной литературы
bigpo.ru