Контрольная работа по «Конституционному праву зарубежных стран». Контрольная работа по кпзс


Контрольная работа по предмету «Конституционное право зарубежных стран»

25

Вопрос 1. Понятие, классификация и структуры конституций.

Ответ: Понятие Конституции. Термин «конституция» употреблялся еще античными мыслителями, так назывался одни из видов декретов римских императоров. В современной науке конституционного права термин «конституция» употребляется в двух основных значениях: фактическая конституция и конституция юридическая.

В формальном смысле – это юридическая конституция, т.е. Основной закон (несколько основных законов) государства, закрепляющий общественно-экономический строй, форму правления государственного устройства, а также правовое положение личности, представляющий из себя документ, предписывающий то, что должно быть, имеющий высшую юридическую силу. Однако в ходе практического применения предписаний юридической конституции обстановка меняется: появляются новые учреждения, принимаются конституционные, органические и обычные законы, существенно изменяющие и дополняющие нормы юридической конституции. Иными словами на практике складывается такой порядок осуществления государственной власти, который может существенно отличаться от порядка предписанного юридической конституцией. Этот реальный порядок осуществления государственной власти является фактической конституцией или конституцией в материальном смысле слова.

В США часто говорят о «живой конституции», под этим понимают толкование статей Конституции США Верховным Судом за более чем 200 лет ее действия, учитывающие новые реалии.

Фактическая и юридическая конституции могу либо совпадать, либо расходиться, причем серьезные расхождения иногда порождают фиктивность части положений Основного закона. Приведение таких положений в соответствие с реалиями социально-политической жизни достигается путем принятия поправок к тексту конституции и ее толкованием органами конституционного надзора.

Высшая юридическая сила конституции – в том, что все остальные законы, иные акты, правоприменительная практика должны ей соответствовать, иначе они недействительны.

Особый порядок принятия конституции обычно предполагает ее принятие специально созываемым для этого учредительным собранием, другим высшим представительным органом, референдумом или иными способами, обладающими особо авторитетностью.

Классификация конституций. В Науке конституционного права неоднократно предпринимались попытки классификации по разным основаниям: в зависимости от формы госустройства: унитарные и федеративные; в зависимости от характера политического режима: демократические и реакционные; в зависимости от предполагаемой продолжительности применения: постоянные и временные. Однако время показало, что наиболее устойчивой является старая классификация конституций:

  1. По способу объектирования, т.е. как объективно выражена вовне воля учредителя.

1) Писанные конституции – составлены в виде единого документа, построенного по определенной системе, состоящей из преамбулы, основного текста и переходных положений или сопроводительных положений;

2) Неписанные конституции представляют собой редкое исключение (Великобритания, Новая Зеландия), имеющая тот же объем постоянно дополняется и изменяется, причем не нуждается в сложной процедуре принятия этих дополнений и изменений. (парламентскими законами, создание нового прецедента).

  1. По способу изменения, внесения поправок и дополнений:

1) Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, что относится к компетенции законодательной власти, а функционирует она в соответствии с более строгими процедурными правилами, чем власть законодательная;

2) Гибкие конституции изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные парламентские законы. Никаких особых процедур для этого не предусмотрено.

Структура конституции. Юридическая конституция может представлять собой один документ (консолидированная, или кодифицированная конституция). Иногда поправки в нее не вносятся, а прилагаются в определенной нумерации (США). В ряде стран она представляет собой совокупность законов, принятых в разное время (неконсолидированная, или некодифицированная). Название каждому закону обычно дается в соответствии с предметом регулирования («форма правления», о земле, о судоустройстве и т.д.). В отдельных странах конституция включает не только ее саму, но и некоторые другие основополагающие документы (Франция- конституция и Декларация прав человека и гражданина). В редких странах под конституцией понимается совокупность законов, судебных прецедентов и неписанных конституционных обычаев (Великобритания, Новая Зеландия). В странах, где нет конституции (султанат Оман и др.), их роль выполняет священная книга мусульман – Коран. В некоторых странах Коран является частью «конституционного блока», будучи поставлен над конституцией и остальными его частями (Иран и др.).

Роль составной части конституции могут выполнять политические декларации о целях и перспективах развития страны, принимаемые путем общегосударственного голосования граждан.

Конституции обычно состоят из преамбулы (введения), глав (разделов, частей), статей, которые в свою очередь могут делиться на пункты, завершается – переходными и заключительными постановлениями. Во многих конституциях есть приложения, содержащие схемы, образцы, перечни, текст клятвы президента и др. Неотъемлемой часть конституций некоторых стран – поправки к ней, которые не вносятся в текст, а прилагаются к конституции.

studfiles.net

Контрольная работа по «Конституционному праву зарубежных стран»

    

Контрольная работа №1

По предмету: «Конституционное право зарубежных стран»     

студента 

Факультет: ДО

Специальность 030501 «Юриспруденция»

группы    2-2Ю                     

преподаватель    

2008 г.    

Содержание 

    1.Понятие и сущность конституции………………………….……. …….…..3

    2.Полномочия главы государства………………………………..…………..10

    3.Компитенция  органов местного самоуправления…………………………13

    4.Используемая литература…………………………………………………...21                        

1. Понятие и сущность  конституции.

          Конституция в так называемом материальном смысле - это писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые, прежде всего, провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а также определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу.

          Но гораздо чаще мы говорим о конституции в формальном смысле (значении), то есть о законе или группе законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Конституция в данном смысле - это в своём роде закон законов. Она не может быть изменена путём издания обычного закона, и, наоборот, внесение поправок в конституцию требует соответствующего изменения тех законов и подзаконных актов, которые были ранее изданы на основании или в развитие действовавших тогда её положений, но перестали теперь действовать.

          Любая конституция наряду со своей юридической сущностью как основного закона, обладающего высшей юридической силой, имеет также сущность социально-политическую. Она заключается в том, что конституция представляет собой как бы запись соотношения политических сил, существовавшего на момент её принятия. Конституцию можно назвать общественным договором (договор не в юридическом смысле), в котором согласованы политические интересы различных частей общества. Каждая такая часть - общественный класс, социальный слой, территориальная, национальная или иная общность - защищает в политической борьбе свои социальные интересы, и степень, в которой их удаётся согласовать, получает отражение в конституции. Без такого согласования в обществе не мог бы существовать никакой правопорядок. Однако, нельзя утверждать, что конституция учитывает все социальные интересы в равной мере. Так, общность более влиятельная по тем или иным причинам (экономическим и пр.) обычно оказывает более сильное влияние, определяющее влияние на содержание конституции.

         По вопросу о значении конституции в жизни страны существуют разные взгляды. Во время борьбы против королевского абсолютизма в прошлом, а в некоторых странах Востока и теперь идеологи борьбы за демократию, исходя из волюнтаристских концепций, придают конституции решающее значение в установлении общественного и государственного строя страны. С их точки зрения, все зависит от идей, которыми руководствуются создатели конституции: общественный строй будет справедливым, если принять «хорошую» конституцию. Конечно, на бумаге можно написать любой текст конституции. Но если этот текст не будет соответствовать социально-политическим условиям, он останется мертвой буквой. В условиях коммунистических режимов в СССР, Болгарии, Румынии, Чехословакии в конституциях провозглашалась полнота власти парламентов и местных советов, перечислялись обширные права граждан и назывались такие важные гарантии, которых не было в основных законах стран западной демократии. Однако действительность не соответствовала этим положениям.

        Для того чтобы конституция действовала, она должна учитывать реальные условия страны, уровень правовой культуры населения и многие другие факторы общественной жизни. В этих условиях конституция - юридическая база развития законодательства, правоприменительной практики, правосознания.

         Она закрепляет существующий «каркас» общественного и государственного строя, устанавливает основы политического процесса в обществе. Но это не значит, что конституция - лишь простой слепок существующей ситуации. Прогрессивная демократическая конституция (Японии 1946 г., Италии 1947 г., Бразилии 1988 г. и др.) способствует подлинному выражению и учету воли народа, укреплению демократических порядков, осуществлению назревших социально-экономических реформ. Конституции, закреплявшие авторитарные порядки (Румынии 1965 г. в редакции 1974 г., Заира в редакции 1980 г., Эфиопии 1987 г., ЮАР 1983 г. и др.), в конечном счете, препятствовали развитию страны, социальному прогрессу и способствовали созданию условий для социального взрыва, что и произошло в Румынии, Эфиопии и других странах.

           В переводе с латинского слово "constitutio" означает "устанавливаю", "учреждаю".

           В юридическом значении конституция это документ учредительного характера.  

           Своим происхождением конституции обязаны приходу к власти буржуазии, точнее говоря -- ее выходу на политическую арену, в борьбе с феодализмом. В такой стране, как Англия, где буржуазные "преобразования начались ранее, чем в других странах, значительно раньше, чем в этих странах были приняты документы конституционного характера, например Орудие управления 1653 г.; Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и предупреждении заточения за морями 1679 г. и др. Но первые писаные конституции в современном понимании были приняты в США в 1787 г. и во Франции и Польше в 1791 г.

            В соответствии с концепциями конституционализма, теориями разделения властей и естественных прав человека цель принятия конституции заключалась в том, чтобы установить пределы осуществления государственной власти, ограничить ее определенными рамками, не допустить произвола при ее осуществлении как в отношениях отдельных ветвей власти друг с другом, так и по отношению к человеческой личности. На это указывал еще проф. А. Д. Градовский. Он писал: "Основным и общим признаком конституционных форм является то, что можно назвать самоограничением государственной власти, в силу чего эта власть не является абсолютною, в чьих бы руках она ни находилась, в руках народа или монарха с народным правительством". Об этом же говорят и современные зарубежные ученые. Так, Бирд в своей книге "Американское правление" определял конституцию как документ, устанавливающий пределы управления, предписывающий его полномочия и определяющий свободы лиц и граждан. Таким образом, принятие конституций было, бесспорно, прогрессивным актом.

        В отличие от других нормативных актов конституция является основным законом государства и общества. Такое ее положение связано, прежде всего, с тем, что конституционные "нормы регламентируют наиболее важные общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти. В них определяются: правовое положение личности, форма правления и государственного устройства, система государственных органов и порядок их формирования, их взаимоотношения между собой.

        Следует признать, однако, что в силу различных факторов в содержании конституций каждой конкретной страны имеются существенные особенности. Так, в некоторых из них отсутствуют нормы, определяющие порядок формирования отдельных государственных органов, а делается лишь отсылка к соответствующему закону. В Конституции же Франции 1958 г. нет главы, посвященной правовому положению личности. При этом дается отсылка к Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г. и к Преамбуле. Конституции 1946 г. Но тем самым указанным актам придается характер действующих правовых норм. В то же время Конституция Италии 1947 г. уделила этому вопросу очень большое внимание. Правовому положению личности посвящены раздел "Основные, принципы" и четыре главы части первой, закрепляющие гражданские, политические, социально-экономические права, права в области образования и культуры. То же самое можно сказать и о многих других конституциях, принятых после второй мировой войны. Практически во всех зарубежных конституциях имеются нормы, закрепляющие господствующие виды собственности одну из основ общественного строя. Содержание конституций позволяет говорить о многих из них как об основе всей правовой системы государства, поскольку ряд их норм являются основополагающими для различных отраслей права: не только конституционного, но и административного, финансового, гражданского, трудового и др.

          Значение конституции как основного закона государства придает ей характер документа, обладающего высшей юридической силой, занимающего верхнюю ступеньку в иерархии правовых актов. Все другие нормативные акты не должны противоречить ей, издаются в дополнение и развитие конституции. Акты, противоречащие нормам основного закона и провозглашенным в нем принципам, не должны применяться, и при наличии специального органа конституционного надзора признаются им недействительными целиком либо в той их части, в которой имеет место указанное, противоречие.

          Однако прямого указания в конституциях на их верховную силу по сравнению с простыми законами и другими нормативными актами, чаще всего, не содержится. В качестве исключения можно назвать основные законы Португалии, Ирландии, Японии, Республики Молдова.

           Так, ст. 98 Конституции Японии гласит: "Настоящая Конституция - является верховным законом страны, и никакие законы, указы, рескрипты и другие государственные акты, противоречащие в целом или в части ее положениям, не имеют законной силы". Статья 277 Конституции Португалии устанавливает: "I. Являются неконституционными нормы, нарушающие положения Конституции или принципы, в ней закрепленные".

       Статья 7 Конституции «Конституция Республики Молдова является ее высшим законом. Ни один закон или иной правовой акт, противоречащие положениям Конституции, не имеют юридической силы».

        Но хотя в большинстве конституций зарубежных стран не содержится специальных норм о верховенстве конституций, это обычно вытекает из статей, которые определяют юрисдикцию специальных органов по контролю за конституционностью законов и других нормативных актов. Так, ст. 161 Конституции Испании вменяет Конституционному суду в обязанность рассмотрение заявления о конституционности законов и нормативных актов, имеющих силу закона. Объявление неконституционной юридической нормы, имеющей силу закона, лишает ее этой силы.

         Однако в тех конституциях, где нет соответствующих положений, суды обязаны в своих решениях руководствоваться принципом верховенства конституционных норм перед другими нормативными актами. Единственным исключением из этого правила являются Великобритания и Новая Зеландия, в которых нет писаных конституций и все законы имеют одинаковую юридическую силу.

           В федеративных государствах признается и провозглашается верховенство конституции федерации перед конституциями и другими нормативными актами ее субъектов. Так, в части второй ст. VI Конституции США устанавливается: "Настоящая Конституция и законы Соединенных Штатов... являются высшими законами страны, и судьи каждого штата обязаны к их исполнению, хотя бы в конституции и законах отдельных штатов встречались противоречащие постановления".

           В тех странах, где признается приоритет норм международных договоров и общепризнанных принципов международного права перед национальным законодательством, как правило; не допускается заключение международных договоров или присоединение к тем пактам, нормы которых не соответствуют отечественной конституции.

            Однако Конституция Португалии установила, и исключение из этого принципа, закрепленное в части второй ст. 277: "Органическая или формальная неконституционность международных договоров не препятствует применению их норм во внутренней правовой системе Португалии, поскольку такие же нормы применяются во внутренней правовой системе другой стороны, за исключением случаев, когда их неконституционность влечет за собой нарушение фундаментального положения". Но такого рода нормы являются исключением на фоне общего подхода признания верховной силы конституционных норм и неприменимости актов, им противоречащих.

            В силу важности регулируемых конституцией общественных отношений, верховенства ее предписаний и в целях обеспечения стабильности основного закона устанавливается особый, более сложный порядок ее принятия, внесения в нее изменений и дополнений, отличающийся от порядка принятия и изменения простых законов.

            Таким образом, конституция -- это основной закон государства, определяющий пределы осуществления государственной власти и представляющий собой систему правовых норм, регламентирующих государственный строй страны, принципы правовой системы государства и основы его взаимоотношений с населением.

          Подавляющее большинство зарубежных юристов - государствоведов ограничиваются примерно таким формально-юридическим определением конституции, но с учетом ее содержания в соответствующей стране. Сказанное относится к юристам, как старого, так и нового поколения. Вот что по данному вопросу писали английские государствоведы Е. Уэйд и Г. Филлипс: "Под конституцией обычно понимают обладающий особым правовым значением документ, в котором определяются основы организации, а также функции органов управления государства и формулируются принципы, определяющие деятельность этих органов"

         Ответ на указанные вопросы может дать выявление сущности конституции. Этому вопросу уделил большое внимание Ф. Лассаль в своей лекции, которая так и называется: "Сущность конституции". В ней он указал, что "действительная конституция страны - это фактические соотношения сил, существующих в стране, писаная конституция тогда лишь прочна и имеет значение, когда является точным выражением реальных соотношений общественных сил" Лассаль Ф.

stud24.ru

Конституционное право зарубежных стран - контрольная работа., Конституционное право

Пример готовой контрольной работы по предмету: Конституционное право

Содержание

1.Понятие, источники и основные принципы избирательного права зарубежных стран

3

2.Федерализм США 7

Приложение 14

Список использованной литературы и источников.15

Выдержка из текста

1. Понятие, источники и основные принципы избирательного права зарубежных стран.

Термин «выборы» в конституционном праве это способ формирования органов государства и местного самоуправления с помощью голосования. Реализация гражданами своего права выбора является одной из важнейших форм их участия в управлении государством.

Термин «избирательное право» имеет два значения. В объективном смысле — это система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Объективное избирательное право регулирует избирательную систему в общем смысле. Как правило, предметом избирательного права являются связанные с выборами общественные отношения, в которых прямо или косвенно участвуют граждане. А в субъективном смысле — это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления. Оно представляет собой комплекс конкретных прав лица, среди которых особо должно выделить активное и пассивное избирательное право в связи с политическими правами человека и гражданина.

Систему источников избирательного права составляют все источники конституционного права, в которых содержатся избирательно-правовые нормы. Так, в каждой стране институт выборов регулируется многочисленными правовыми актами: конституциями, кодексами, законами. В конституциях многих стран определяется законодательная регламентация института выборов (например, ст.

2. Конституции Австрии, ст.

1. Конституции Болгарии).

В некоторых странах (Франция, Бельгия, Аргентина и др.) действуют избирательные кодексы. Избирательные кодексы отличаются компактностью и систематичностью изложения, они удобны для использования, но не всегда являются исчерпывающими. Например, во Франции наряду с Избирательным кодексом действует закон от 6 ноября 1962 г. и Декрет от

1. марта 1964 г., касающийся порядка избрания президента страны, Закон от 7 июня 1977 г., посвященный выборам представителей Франции в Европарламент.

Принципы избирательного права — это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительным народным волеизъявлением. Напротив, нарушение этих принципов подрывает легитимность выборов, а, следовательно, и выборных органов.

К числу принципов избирательного права относятся: всеобщность, равенство, свобода, соблюдение тайны голосования, периодичность выборов. Рассмотрим эти принципы подробнее.

Всеобщее избирательное право означает, что избирательное право в субъективном смысле признается за всеми гражданами страны. Однако необходимо отметить, что оправдано исключение из состава избирательного корпуса лиц, не достигших установленного возраста и недееспособных. Некоторые страны представляют избирательные права гражданам других стан, проживающим на их территории. Так, взаимное представление избирательного права на основании закона распространено между странами Британского Содружества.

Равное избирательное право состоит в том, что у каждого избирателя иметься такое же количество голосов, как и у других (в ряде государств предусматривается предоставление изирателю не один, а два, три, четыре голоса).

В некоторых странах можно найти примеры отступления от этого принципа. Например, в Китае система выборов во Всекитайское собрание народных представителей формально предусматривает равенство голосов избирателей, но на деле для городского населения предусматривается почти в восемь раз меньше норма представительства, чем от сельского населения (т.е. один депутат от городского населения представляет в восемь раз меньше избирателей, чем сельский).

В некоторых странах имеет место создание куриальной избирательной системы Определенной курии (группе) представляется в государственном органе заранее определенное число мандатов. Например, в Китае особое представительство имеют военнослужащие.

Прямое избирательное право состоит в том, что избиратель голосует непосредственно за лицо (или против него).

Отступлением от этого принципа является установление непрямых выборов, либо косвенных, либо многостепенных.

Тайное голосование. Согласно этому принципу не допускается воздействие на волеизъявление избирателя. Для обеспечения тайного голосования в большинстве стран используются кабины для тайного голосования. Предусматривается также избирательный конверт, в который вкладывается избирательный бюллетень.

Периодичность выборов. Смысл данного принципа состоит в том, что выборы должны проходить в соответствии с установленными сроками полномочий органов и должностных лиц публичной власти. Эти сроки могут колебаться от 2 до 9 лет. Например, через два года переизбираются депутаты палаты представителей конгресса США, а через 9 лет переизбираются члены сената Франции высшей палаты французского парламента. Значение принципа периодичности выборов заключается в обновлении состава персоналий, осуществляющих публичную власть, что обеспечивает возможность отражения в органах власти соотношения политических сил в стране.

2. Федерализм США.

Конституция 1787 г. преобразовала Соединенные Штаты Америки из конфедерации в федерацию. Конституция и ныне продолжает служить правовой основой американского федерализма. Вначале федерация включала 13 штатов, а затем путем завоеваний на основе покупки и других способов расширилась до 50 штатов (см. приложени № 1).

Государственно-территориальное устройство США обладает всеми признаками федерации: население распределено по государственным образованиям — штатам являющимися субъектами федерации. Штаты имеют:

свою конституцию, свои законы, собственную судебную систему во главе с Верховным судом штата, гражданство штата, свои органы государственной власти, символику. Однако штаты не имеют права: выходить из состава федерации, вводить внутреннюю таможню, вводить на своей территории собственную валюту, самостоятельно вести международную политику, иметь свои вооруженные силы.

Каждый штат имеет свое законодательное собрание (легислатуру).

Она во всех штатах, кроме Небраски (с 1934 г.), имеет двухпалатную структуру и, как Конгресс США, который состоит из:

Их число на Аляске и в Неваде составляет 40 человек, в Нью-Гемпшире — 400.)

Численный состав сенатов штатов колеблется от 20 человек на Аляске до 67 в Миннесоте.)

Основные формы легислатур — сессии и постоянные комитеты палат.

Основные функции легислатур согласно конституциям: утверждение бюджета, формирование аппарата исполнительной и судебной власти, принятие законодательства, регулирование межправительственных соглашений, контроль за деятельностью правительственного аппарата, осуществление квазисудебных функций.

Легислатура утверждает бюджет штата, который разрабатывают и представляют на рассмотрение законодательные советы (самостоятельные образования, состоящие из представителей либо только законодательной, либо законодательной и исполнительной власти штата).

Список использованной литературы

Список использованной литературы и источников:

1.Конституционное право зарубежных стран: Учебник для ВУЗов/ Под ред. М.В.Баглая, Ю.И.Лейбо, Л.М.Энтина; МГИМО МИД РФ. М.:Издательство «Норма», М.:ИНФРА — М, 2002. 819 с.

2.Конституции зарубежных государств: Учебное пособие/Сост. проф. В.В.Маклаков. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2003.

3.Лапшина И.Е. Конституционное право зарубежных стан в вопросах и ответах: учеб. Пособие.- М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. 272 с.

4.Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник/Август Мишин. /8-е изд., перераб. и доп. / М.: Центр научно-прикладных исследований в области права «Юстицинформ», ИНФРА-М Изд. дом ООО, 2001. — 485 с.

5.Ожиганов Н.И., Смоленский М.Б., Колюшкина Л.Ю. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М:. ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. 320 с.

6.Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. М.: ИНФРА-М, 2007. VI, 858 с. (Б-ка словарей «ИНФРА-М»).

referatbooks.ru

Контрольная работа по «Конституционному праву зарубежных стран»

Процедуры прохождения и принятия законопроектов в палатах парламента В США правом  законодательной инициативы обладают только парламентарии (лишь проект бюджета  представляется Президентом, но бюджет представляет собой акт особого рода)

В США  законопроекты (билли) могут вносится в любую палату, парламентарий  обычно вносит свой проект в ту палату, членом которой состоит, но финансовые билли (относящиеся к получению  государством доходов) вносятся сначала в Палату представителей (часть первая разд. 7 ст.1 Конституции).

“Верхняя” палата парламента США не наделена правом законодательной инициативы.

Рассмотрение  законопроектов распадается на следующие  стадии:

Первое  чтение заключается в формальном  внесении законопроекта в палату. При этом  он регистрируется руководителем аппарата- секретарем Сената или клерком Палаты представителей, после чего Спикером передается в соответствующий комитет. В комитете билль подвергается детальному обсуждению с вызовом необходимых экспертов, в него вносятся  поправки. По результатам обсуждения составляется доклад с рекомендациями палате.

Второе  чтение начинается с заслушивания палатой доклада, с которым выступает председатель комитета. На этой стадии  происходит обсуждение билля и поправок, предложенных комитетом и депутатами, решается вопрос  о принятии или отклонении поправок и о дальнейшем рассмотрении билля. Если удается достичь «единодушного согласия», то обсуждение может быть очень кратким.

Третье  чтение состоит  в оглашении окончательно подготовленного текста билля, после чего он ставится на голосование. Существует несколько способов голосования.

После одобрения  билля палатой он передается в  другую палату, где проходят те же стадии. СВ случае возникновения разногласий между палатами создается согласительный комитет, который вырабатывает общую позицию, представляемую палатам. Но если любая палата не соглашается с проектом, он отклоняется. Билльэ

Каждый  законопроект, принятый палатой представителей и сенатом, прежде чем стать законом, представляется Президенту Соединенных Штатов. Если он одобряет законопроект, то подписывает его; если не одобряет, то возвращает его со своими возражениями в ту палату, откуда исходил законопроект. Таковая палата заносит полностью возражения Президента в свой журнал и приступает к повторному рассмотрению законопроекта. Если после этого рассмотрения законопроект будет принят двумя третями голосов членов палаты, он направляется вместе с возражениями Президента в другую палату, которая также рассматривает его повторно. И если она одобрит законопроект двумя третями голосов, то он становится законом.

Во всех указанных случаях в обеих  палатах голосование производится в форме высказывания да и нет членами палаты, а имена лиц, голосовавших за и против законопроекта, заносятся в журнал соответствующей палаты.

Если  какой-либо законопроект не возвращен  Президентом в течение десяти дней (не считая воскресенья) после  того, как он был ему представлен, таковой законопроект становится законом так же, как если бы он был подписан Президентом; законопроект не становится законом, если из-за переноса заседания он не мог быть возвращен в Конгресс.

Все распоряжения, резолюции или решения, для которых может оказаться необходимым согласие и сената, и палаты представителей (за исключением вопроса о переносе заседания), представляются Президенту Соединенных Штатов и вступают в силу, только будучи им одобрены; в случае неодобрения им они могут быть снова приняты двумя третями голосов сената и палаты представителей в соответствии с правилами и ограничениями, установленными в отношении законопроектов.  

Согласно Конституции (ст. 36) федеральная законодательная  власть осуществляется совместно Королем, Палатой представителей и Сенатом.

 Право инициативы принадлежит каждой из ветвей федеральной законодательной власти.  Определяя, что законопроекты можно вносить в любую палату, Конституция в ст. 75 устанавливает, что, по общему правилу, законопроекты, представленные в палаты от имени Короля, вносятся в Палату представителей и затем передаются в Сенат, но проекты закона, касающиеся одобрения договоров, представленные в палаты по инициативе Короля, вносятся сначала в Сенат, а потом передаются в Палату представителей. Кроме вопросов, указанных в статье 77, законопроекты, подлежащие рассмотрению в палатах по инициативе Короля, подаются в Палату представителей, а затем передаются в Сенат.   Законопроект может быть принят Палатой представителей только после постатейного голосования.   Палаты имеют право изменять и разделять статьи и предложенные поправки.

Закон, принятый большинством, предусмотренным  последним абзацем статьи 4, может  установить иные законы, в принятии которых Палата представителей и  Сенат компетентны на основе равенства.  Законопроект, касающийся иных предметов ведения, кроме тех, которые указаны в статьях 74 и 78, и принятый Палатой представителей, передается в Сенат.   По требованию не менее пятнадцати своих членов Сенат рассматривает законопроект. Это требование должно быть сформулировано в пятнадцатидневный срок с момента получения законопроекта.   Сенат может в срок, не превышающий шестьдесят дней:   - решить, что законопроект не нуждается в изменениях;   - принять законопроект после внесения в него поправок.   Если Сенат не принял решение в установленный срок или если он ознакомил Палату представителей со своим решением об оставлении законопроекта без изменений, последний передается Палатой представителей Королю.   Если проект был изменен, Сенат передает его Палате представителей, которая высказывается окончательно, либо принимая его, либо полностью или частично отклоняя поправки, принятые Сенатом.

Если  в случае рассмотрения, предусмотренного последним абзацем статьи 78, Палата представителей принимает новую поправку, законопроект отсылается в Сенат, который высказывается по измененному проекту.   Сенат может в срок, не превышающий пятнадцати дней:   - принять решение присоединиться к проекту, измененному Палатой представителей;   - принять проект после внесения в него новых поправок.   Если Сенат не принял решение в установленный срок или если он ознакомил Палату представителей со своим решением присоединиться кпроекту, проголосованному Палатой представителей, последняя передает его Королю.   Если проект был вновь изменен, Сенат передает его в Палату представителей, которая окончательно высказывается, либо принимая, либо изменяя законопроект.  Если во время внесения законопроекта, указанного в статье 78, Федеральное правительство потребует срочного рассмотрения, парламентская согласительная комиссия, указанная в статье 82, определяет сроки, в которые Сенат должен высказаться.   При отсутствии согласия в самой комиссии срок представления Сенатом откладывается на семь дней и срок рассмотрения, указанный в абзаце 3 статьи 78, - на тридцать дней.

Если  Сенат в силу своего права инициативы одобряет предложение закона по вопросам, указанным в статье 78, законопроект передается в Палату представителей.   В срок, не превышающий шестидесяти дней, Палата представителей высказывается окончательно, либо отклоняя, либо принимая законопроект.   Если Палата представителей вносит поправки в законопроект, последний отсылается в Сенат, который принимает решение в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 79.   В случае применения абзаца 3 статьи 79 Палата выносит решение в пятнадцатидневный срок.   Если Палата не приняла решение в сроки, предписанные абзацами 2 и 4, парламентская согласительная комиссия, указанная в статье 82, собирается в пятнадцатидневный срок и устанавливает время, в течение которого Палата должна высказаться.   В случае разногласий в самой комиссии Палата должна высказаться в течение шестидесяти дней.

Парламентская согласительная комиссия, состоящая  на паритетных началах из членов Палаты представителей и Сената, урегулирует конфликты в сфере компетенции между обеими палатами и может при общем согласии продлить в любой момент сроки рассмотрения законопроектов, предусмотренные статьями 78 - 81.   Официальное толкование законов осуществляется только законом.   

stud24.ru

Контрольная работа по "Конституционное право Зарубежных стран"

Содержание 

Задание №1………………………………………………………………………….2 

Задание №2……………………………………………………………………….…7 

Список  литературы…………………………………………………………………                       

Задание №1. Используя содержание текстов конституций, опишите процедуру  выдвижения и рассмотрения обвинений в совершении преступлений, применяемую против президентов США, Франции, ФРГ и Италии. Какие высшие органы государственной власти участвуют в осуществлении импичмента и каковы правовые последствия импичмента для глав названных государств. 

Процедура выдвижения и рассмотрения обвинений в совершении преступлений, применяемую против президента США 

Так, право  выдвигать обвинение против того или иного лица принадлежит Палате представителей, а право судить и  выносить решение — Сенату. При  этом если подсудимым является Президент США, то председательствует Главный судья. Ни одно лицо не может быть осуждено без согласия двух третей сенаторов. Импичмент означает только отстранение от должности и лишение

права занимать какую-либо государственную  должность, что не исключает последующего обычного судебного разбирательства по обвинению в преступлении и вынесению приговора.

Со времени  принятия Конституции к суду импичмента были привлечены 13 должностных лиц, в том числе один Президент, но осуждены только 4 федеральных судьи. 

Правовые  гарантии

Глава государства пользуется неприкосновенностью, т. е. свободой от ареста и уголовного преследования, пока он не будет отстранен  от должности в соответствии с  процедурой импичмента. Это, однако, не освобождает его от гражданско-правовой ответственности, что было установлено Верховным судом в отношении исков, предъявлявшихся в 1997—1998 гг. к Президенту Б. Клинто-

ну. Президент  получает за свою службу вознаграждение, которое не может быть увеличено  или уменьшено в течение того срока, на который он избран; и в течение этого срока он не должен получать какое-либо иное содержание. Президент пользуется государственной охраной, имеет резиденцию (Белый дом), право на высокую пенсию, другие блага, установленные законом.

Прекращение полномочий Президента

В Конституции (XXV поправка) указаны четыре основания

досрочного  прекращения полномочий Президента:

• отстранение  от должности,

• смерть,

• отставка,

• неспособность  осуществлять полномочия и обязанности  по своей должности.

Отстранение от должности возможно только через процедуру импичмента, которая осуществляется палатами Конгресса (Палата представителей выдвигает обвинение, а Сенат судит под председательством Главного судьи). Президент, как и Вице-президент, может быть отстранен по импичменту за государственную измену, взяточничество, либо за другие серьезные преступления и правонарушения.  Импичмент. Так называется процедура отрешения от должности федеральных должностных лиц исполнительной и судебной власти (Президента, судей и др.) за совершение государственной измены и другие тяжкие преступления. Это общее полномочие Конгресса распадается на специальные полномочия обеих палат.

Процедура импичмента была применена в XIX в. в  отношении Президента Джонсона, но не привела к отстранению его от должности. В 1974 г. под угрозой применения импичмента Президент Р. Никсон был вынужден добровольно уйти в отставку.

В 1998—1999 гг. процедуре импичмента в полном объеме подвергся Президент Б. Клинтон, но решение об отстранении не было принято.

Смерть Президента влечет прекращение его полномочий и немедленное вступление в должность замещающего лица. Так, при исполнении своих обязанностей скончался Президент Ф. Д. Рузвельт (1945 г.), был убит Президент Д. Кеннеди (1963 г.), что сразу же повлекло замещение их постов действовавшими вице-президентами (соответственно Г. Трумэном и Л. Джонсоном). Предусмотрено (XX поправка), что если к тому дню, с которого начинается срок полномочий избранного Президента, наступит его смерть,

то Президентом  становится избранный Вице-президент. Если же смерть настигает кого-либо из лиц, из которых Палата- представителей избирает Президента, а Сенат — Вице-президента (т. е. В случае, предусмотренном XII поправкой), то Конгресс вправе предусмотреть необходимые меры путем принятия специального закона.

Добровольная  отставка Президента может последовать  под влиянием личных причин (состояние  здоровья и др.) или под давлением  обстоятельств.

Неспособность Президента осуществлять свои полномочия и обязанности (XXV поправка) ведет  к временному прекращению полномочий при наличии его письменного заявления временному Председателю Сената и Спикеру Палаты представителей. Но с таким заявлением могут обратиться также Вице-президент вместе с большинством высших должностных лиц департаментов. В

этих  случаях Вице-президент принимает  на себя исполнение обязанностей Президента. Президент, однако, может заявить, что  он в состоянии осуществлять полномочия и обязанности по своей должности  и возобновить их осуществление, если Вице-президент и большинство должностных лиц департаментов в течение четырех дней этому не воспротивятся. В этом случае Конгресс обязан собраться в течение сорока восьми часов после получения соответствующего заявления и в течение 21 дня большинством в две трети голосов обеих палат определить, действительно ли Президент не в состоянии осуществлять свои полномочия, вследствие чего обязанности сохраняются за Вице-президентом. Если же Конгресс таким образом не выскажется, то Президент возобновляет осуществление полномочий и обязанностей по своей должности. В 1985 г., например, по заявлению Президента Р. Рейгана на краткий период действия наркоза во время проведения хирургической операции его полномочия и обязанности были переданы Вице-президенту.

  Для  того чтобы ни при каких  обстоятельствах страна не оказалась без главы государства, в 1947 г. был принят Закон о преемственности президентской власти (он дополнялся в 1965 и 1966 гг.).

В нем  была установлена последовательность лиц, замещающих пост Президента, если этот пост окажется вакантным: Вице-президент, Спикер Палаты представителей, временный Председатель Сената, Государственный секретарь и далее все руководители департаментов по хронологии создания этих департаментов.

Однако  любое из этих лиц может занять пост Президента только в случае, если оно отвечает всем конституционным требованиям, предъявляемым к Президенту. 

Процедура выдвижения и рассмотрения обвинений в совершении преступлений, применяемую  против президента Франции 

Конституция Франции не содержит исчерпывающего перечня оснований досрочного прекращения полномочий Президента. В ч.4 ст.7 говорится лишь, что «в случае вакантности поста Президента Республики по какой бы то ни было причине или при наличии препятствия к исполнению Президентом своих обязанностей, константируемого Конституционным советом», функции Президента временно осуществляются председателем Сената, а если это невозможно, то-правительством. Исполняющий обязанности Президента при этом не вправе проводить референдум и не имеет права досрочно распускать Национальное собрание. Президент Франции не несет ответственности за действия, совершенные при исполнении всоих обязанностей, кроме случаев государственной измены(ст.68). Обвинение может быть предъявлено ему только обеими палатами парламента, которые должны принять идентичное решение открытым голосованием и абсолютным большинством голосов своих членов. Решение в этом случае выноситься Высоким судом правосудия, который состоит из членов, избираемых в равном числе Национальным собранием и Сенатом из их состава после каждого или частичного обновления этих палат(ст.1,2 ордонанса от 2 января 1959г., содержащие органический закон о Высокой палате правосудия). 

Процедура выдвижения и рассмотрения обвинений в совершении преступлений, применяемую  против президента ФРГ

Основной  закон ФРГ  не содержит исчерпывающего перечня оснований досрочного прекращения полномочий Президента. В ст.57 говоритьсялишь о «каких-либо препятствиях», в результате которых полномочия федерального Президента осуществляется президентом (председателем) Бундесрата. Однако ст.61конституции достаточно подробно регламентирует процедуру возбуждения обвинения в отношении главы государства.

Статья 61

1. Бундестаг  или Бундесрат может возбудить  перед Федеральным конституционным  судом обвинение против Федерального  президента в умышленном нарушении им Основного или другого федерального закона. Предложение о возбуждении обвинения должно быть представлено не менее чем четвертью голосов членов Бундестага или четвертью голосов членов Бундесрата. Для решения вопроса о возбуждении обвинения требуется большинство в две трети голосов членов Бундестага или в две трети голосов членов Бундесрата. Обвинение поддерживается уполномоченным выдвинувшего обвинение органа.

2. Если  Федеральный конституционный суд  установит, что Федеральный президент виновен в умышленном нарушении Основного или иного федерального закона, он может объявить о лишении его должности. После возбуждения обвинения он вправе временным распоряжением постановить, что Федеральный президент не может выполнять свои должностные функции.

Процедура выдвижения и рассмотрения обвинений в совершении преступлений, применяемую  против президента Италии

В Конституции  предусмотрены два типа причин (временные и постоянные), по которым президент не в состоянии выполнять свои функции. В случае болезни, зарубежной поездки и других причин, ведущих к временному отсутствию президента, его функции осуществляются председателем Сената. При наличии постоянного препятствия (отставка, предание суду за государственную измену или посягательство на Конституцию) и в случае смерти президента председатель Палаты депутатов назначает в течение пятнадцати дней выборы нового президента Республики. Может быть предусмотрен и более длительный срок, если Парламент распущен или остается меньше трех месяцев до истечения срока его полномочий (ст. 86).

Президент Республики не ответствен за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей (ст. 90). Это конституционное положение реализуется в двух плоскостях — политической и судебной. Статья 89 Конституции прямо указывает на то, что любой акт президента должен быть контрасигнован предложившими его министрами, которые несут ответственность за этот акт.

Что касается возможности уголовно наказуемых действий, то президент ответствен лишь за государственную измену или посягательство на Конституцию (ст. 90). В этом случае Парламент на совместном заседании палат и абсолютным большинством голосов своего состава должен принять решение о придании президента суду. 

Задание №2. Используя конституции  и учебную литературу, опишите признаки федерации в США, Германии и Индии. Выделите особенности федерации в каждого из этих стран. 

Признаки  федерации в США

По форме  государственного устройства США являются федерацией, объединяющей 50 штатов. В состав государства также входит Федеральный округ Колумбия (т. е. столица США — г. Вашингтон), несколько самоуправляющихся островных территорий (Гуам, Вирджинские острова и др.) и Пуэрто-Рико, имеющее статус "свободно присоединившегося государства". Каждый штат имеет свою территорию, но в своей совокупности они образуют единую территорию США, которой вправе распоряжаться Конгресс США

(разд. 3 ст. IV Конституции США).

Конституционно-правовая природа федерации

Американская  федерация имеет договорную природу: эта федерация была создана 13 штатами, первоначально согласившимися на конфедерацию с сохранением своего суверенитета. Однако в дальнейшем штаты, сохранив многие традиции самостоятельности, по существу утратили свой суверенитет (хотя в их конституциях он иногда закрепляется) и не обладают теперь правом

выхода  из состава США (сецессией). Отсюда постоянная и сильная тенденция к унитаризму, т. е. к усилению центральной власти. Федерализм в США никогда не рассматривался как форма национального или расового вопроса, а выступает в роли рациональной демократической децентрализации власти, т. е. способом ее приближения к народу.

Федерация носит открытый характер, Конгресс вправе принимать в нее новые  штаты. Но ни один новый штат не может  быть образован или создан в пределах юрисдикции какого-либо другого штата и никакой штат не может быть образован посредством слияния двух или более штатов либо частей штатов без согласия легислатур (законодательных органов) заинтересованных штатов,

равно как и Конгресса США.

Среди многочисленных американских теорий федерализма выделяются теории дуалистического и кооперативного федерализма. Они обращают главное внимание на сбалансированное разделение полномочий между центром и штатами, с тем чтобы избежать взаимного вмешательства в функции друг друга, а также на необходимость обеспечить сотрудничество центра и штатов. Эти теоретические установки, видоизменяющиеся в разные периоды времени, в основном определяют политику верхов и обеспечивают относительно бесконфликтное взаимоотношение властей, стабильность и единство государственной власти в масштабе всей страны.

turboreferat.ru


Смотрите также