Восстание декабристов: анализ
Никита Муравьев имел блестящие исторические познания. Он доказывает, что конституция должна быть монархической. Конституция Никиты Муравьева использовала опыт Западной Европы...
Движение декабристов
Глава Южного общества П. И. Пестель годами трудился над проектом своей конституции. Работа над конституционным проектом длилась почти десять лет...
Декабризм и порожденные им конституционные проекты
Никита Муравьев имел блестящие исторические познания. Он доказывает, что конституция должна быть монархической. Конституция Никиты Муравьева использовала опыт Западной Европы...
Декабризм как форма протеста русской общественной мысли против самодержавия и крепостного рабства
В период 1821-1825 гг. были созданы две программы декабристов-Конституция Муравьева и «Русская Правда» Пестеля. «Конституция» проводила строгое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную...
Декабрист Никита Муравьёв в отечественной историографии
Никита Михайлович Муравьёв (19 июля 1795 года, Санкт-Петербург - 10 мая апреля 1843 года, село Урик Иркутской губернии) - один из главных идеологов движения декабристов, офицер, член ложи "Трёх добродетелей", капитан Гвардейского Генерального штаба [11]...
Декабрист Никита Муравьёв в отечественной историографии
Конституция Никиты Муравьева явилась плодом долгого труда. Он начал ее составлять с осени 1821 года. Однако нет сомнений, что предварительный момент ее формирования возник прежде. Никита собрал план самодержавной конституции...
Декабристы и их место в Российской империи
В Северном обществе с проектом конституции выступил Никита Муравьев. Проект Муравьева обсуждался среди членов Северного общества; они делали свои замечания, при несогласовании - возражали. Был он известен и Южному обществу, в том числе Пестелю...
Деятельность Н.Н. Муравьёва-Амурского
...
История восстания декабристов
«Русская правда» - своеобразный наказ будущему временному правительству, которое должно было установиться после свержения самодержавия до выборов верховного органа будущей республики - Народного веча...
Конституционные проекты XIX века: мечты и реальность
После I-ой Мировой войны Александр I заявил о необходимости преобразований в стране. Конечно, одной из главных проблем была в то время проблема конституционного ограничения самодержавной власти - идея...
Конституционные проекты декабристов
Конституция Никиты Муравьева использовала опыт Западной Европы...
Политические взгляды декабристов
"Правителем" (председателем) Северного общества был избран активный участник всех декабристских организаций, сын воспитателя Александра I, капитан Генерального штаба Никита Михайлович Муравьев. В 1818 г...
Политические и правовые идеи декабристов
"Конституция", которую написал Муравьёв Н.М., - это манифест Северного общества. Теоретической основой программы Муравьева, так же как и Пестеля, была просветительская философия...
Проекты преобразования государственного управления в XIX веке. Их судьба и характер
Никита Михайлович Муравьёв - один из главных идеологов движения декабристов, офицер, масон, входил в состав ложи "Трёх добродетелей", капитан Гвардейского Генерального штаба...
Экономическая мысль в России в XIX веке
Однако среди декабристов не было единства по вопросу о республиканском строе. Руководитель Северного общества Н.М. Муравьев (1796-1843) в 1820-1821 гг. составил проект Конституции (три варианта)...
hist.bobrodobro.ru
Восстание декабристов: анализ
Никита Муравьев имел блестящие исторические познания. Он доказывает, что конституция должна быть монархической. Конституция Никиты Муравьева использовала опыт Западной Европы...
Движение декабристов
Глава Южного общества П. И. Пестель годами трудился над проектом своей конституции. Работа над конституционным проектом длилась почти десять лет...
Декабризм и порожденные им конституционные проекты
Никита Муравьев имел блестящие исторические познания. Он доказывает, что конституция должна быть монархической. Конституция Никиты Муравьева использовала опыт Западной Европы...
Декабризм как форма протеста русской общественной мысли против самодержавия и крепостного рабства
В период 1821-1825 гг. были созданы две программы декабристов-Конституция Муравьева и «Русская Правда» Пестеля. «Конституция» проводила строгое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную...
Декабрист Никита Муравьёв в отечественной историографии
Никита Михайлович Муравьёв (19 июля 1795 года, Санкт-Петербург - 10 мая апреля 1843 года, село Урик Иркутской губернии) - один из главных идеологов движения декабристов, офицер, член ложи "Трёх добродетелей", капитан Гвардейского Генерального штаба [11]...
Декабрист Никита Муравьёв в отечественной историографии
Конституция Никиты Муравьева явилась плодом долгого труда. Он начал ее составлять с осени 1821 года. Однако нет сомнений, что предварительный момент ее формирования возник прежде. Никита собрал план самодержавной конституции...
Декабристы и их место в Российской империи
В Северном обществе с проектом конституции выступил Никита Муравьев. Проект Муравьева обсуждался среди членов Северного общества; они делали свои замечания, при несогласовании - возражали. Был он известен и Южному обществу, в том числе Пестелю...
Деятельность Н.Н. Муравьёва-Амурского
...
История восстания декабристов
«Русская правда» - своеобразный наказ будущему временному правительству, которое должно было установиться после свержения самодержавия до выборов верховного органа будущей республики - Народного веча...
Конституционные проекты XIX века: мечты и реальность
После I-ой Мировой войны Александр I заявил о необходимости преобразований в стране. Конечно, одной из главных проблем была в то время проблема конституционного ограничения самодержавной власти - идея...
Конституционные проекты декабристов
Конституция Никиты Муравьева использовала опыт Западной Европы...
Политические взгляды декабристов
"Правителем" (председателем) Северного общества был избран активный участник всех декабристских организаций, сын воспитателя Александра I, капитан Генерального штаба Никита Михайлович Муравьев. В 1818 г...
Политические и правовые идеи декабристов
"Конституция", которую написал Муравьёв Н.М., - это манифест Северного общества. Теоретической основой программы Муравьева, так же как и Пестеля, была просветительская философия...
Проекты преобразования государственного управления в XIX веке. Их судьба и характер
Никита Михайлович Муравьёв - один из главных идеологов движения декабристов, офицер, масон, входил в состав ложи "Трёх добродетелей", капитан Гвардейского Генерального штаба...
Экономическая мысль в России в XIX веке
Однако среди декабристов не было единства по вопросу о республиканском строе. Руководитель Северного общества Н.М. Муравьев (1796-1843) в 1820-1821 гг. составил проект Конституции (три варианта)...
hist.bobrodobro.ru
1. Документы: Русская Правда П. Пестеля и Конституция Н. Муравьева. На основании анализа документов выделить как общее, так и различия в представлениях авторов о путях развития России
В 1816 г. В Петербурге молодые офицеры-дворяне создали первое русское тайное революционное общество под названием Союз спасения. Через несколько лет образовалось два тайных революционных общества - Северное с центром в Петербурге и Южное на Украине, где служило много офицеров, членов тайного общества.
В Северном обществе главную роль играли Никита Муравьев, Сергей Трубецкой, а позже известный поэт Кондратий Рылеев, сплотивший вокруг себя боевых республиканцев. В Южном обществе главным руководителем был полковник Павел Пестель.
Первые русские революционеры хотели поднять революционное восстание в войсках, свергнуть самодержавие, отменить крепостное право и всенародно принять новый государственный закон - революционную конституцию.
Было решено выступить в момент смены императора на престоле. После смерти Александра I возникло междуцарствие правительственный кризис, выгодный для революционеров.
Декабристы тщательно разработали свои планы. Прежде всего они решили помешать войскам и Сенату принести присягу новому царю. Затем хотели войти в Сенат и потребовать опубликовать всенародный манифест, в котором будет объявлено об отмене крепостного права и 25-летнего срока солдатской службы, о даровании свободы слова, собраний, вероисповедания и о созыве учредительного собрания выбранных народом депутатов. Депутаты должны были решить, какой строй установить в стране, и утвердить ее основной закон - конституцию. Если бы Сенат не согласился обнародовать революционный манифест, было решено принудить его к тому силой. Восставшие войска должны были занять Зимний дворец и Петропавловскую крепость, царскую семью должны были арестовать. В случае необходимости предполагалось убить царя. Тем временем, так думали декабристы, со всех сторон съедутся в Петербург избранные по губерниям депутаты. Рухнет самодержавие и крепостничество.
Начнется новая жизнь освобожденного народа.
Для руководства восстанием был избран диктатор - старый член общества, гвардии полковник князь Сергей Трубецкой, один из его основателей.
Но не все задуманное свершилось. Удалось поднять на восстание не все намеченные полки. Среди восставших не оказалось артиллерийских частей. Диктатор Трубецкой изменил восстанию и не явился на площадь. Восставшие войска выстроились перед пустым зданием Сената - сенаторы уже принесли присягу и разъехались. Привлечь к восстанию народ декабристы побоялись: он мог бы пойти дальше, чем они рассчитывали. Главное в том, что декабристы были далеко от народа. Они страшились восставшего народа и ужасов французской революции. А дальше царская картечь положила конец первому русскому революционному восстанию.
Целью данной работы является анализ проектов конституций П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева.
Русская Правда П.И. Пестеля
Пестель был сторонником диктатуры Временного верховного правления во время революции, считал диктатуру решающим условием успеха. Диктатура, по его предположениям, должна была длиться 10-15 лет. Его конституционный проект Русская Правда был наказом Временному верховному правлению, обличенному диктаторской властью. Полное название этого проекта гласит: Русская Правда, или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая заветом для усовершенствования Государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного Верховного Правления.
Работа Пестеля над конституционным проектом длилась почти десять лет. Его конституционный проект показал, что он был в курсе движения политической мысли своего времени.
Конституционный проект Пестеля не только многократно обсуждался на заседаниях и съездах руководителей Южного общества, но и к самой работе над текстом проекта привлекались отдельные члены общества. Речь шла не только о стиле в узком смысле слова, но и о содержании; вносили свои поправки и другие декабристы. На Киевском съезде 1823 года основные положения Русской Правды были обсуждены и единогласно приняты руководителями Южного общества. Таким образом, Русская Правда, представляя собой плод огромного личного труда Пестеля, в то же время является идейным памятником целой революционной организации, обсужденным и принятым единогласно. Это - крупнейший памятник революционного прошлого первой четверти XIX века.
Революцию нельзя было, по его мнению, успешно совершить без готового конституционного проекта.
Особенно тщательно разработал Пестель мысль о Временном верховном революционном правлении, диктатура которого, по Пестелю, была оплотом от ужасов безначалия и народных междоусобий, которых он хотел избежать.
Русская Правда, - писал Пестель в своем конституционном проекте, - есть наказ или наставление Временному верховному правлению для его действий, а вместе с тем и объявление народу, от чего он освобожден будет и чего вновь ожидать может… Она содержит обязанности, на верховные правления возлагаемые, и служит для России ручательством, что Временное правление единственно ко благу Отечества действовать будет. недостаток в таковой грамоте ввергнул многие государства в ужаснейшие бедствия и междоусобия, потому что в оных правительство действовать всег
www.studsell.com
План:
1 “Русская Правда” П. Пестеля и (конституция Н. Муравьева) 3
1.1 На основании анализа документов выделить как общее, так и различия в представлениях авторов о путях развития России. 3
2 Славянофилы и западники о реформах Петра I 4
2.1 Оценка реформ Петра I западниками. 4
2.2 Оценка реформ Петра I славянофилами. 5
3 Тесты… 7
Список литературы: 8
1 “Русская Правда” П. Пестеля и (конституция Н. Муравьева)
“Русская Правда, или Заповедное государственная грамота великого народа российского, служащая заветом для усовершенствования России и содержащая верный наказ для народа, так и для временного верховного правления” Павла Ивановича Пестеля – программный документ Южного общества декабристов.
“Конституция Никиты Михайловича Муравьева” проект программного документа Северного общества декабристов.
1.1 На основании анализа документов выделить как общее, так и различия в представлениях авторов о путях развития России
Общее в конституции “Русской правды” Пестеля и “Конституции Муравьева” заключается в идеях гражданской свободы и народного представительства, уничтожения личного рабства и введение законного управления, ликвидация сословных перегородок и установление формального равенства всех граждан.
Не смотря на сходство “Конституции Муравьева” и “Русской Правды” Пестеля можно выделить ряд различий:
1. В вопросах о форме правления. Пестель исходил из принципа верховенства не власти над народом, а народа над властью, право народа избирать свои органы власти, и обязанность выражать волю народа. Пестель торжественно выражал “Народ российский не есть принадлежность, какого либо лица и семейства. Напротив того, правительство есть принадлежность, и оно учреждено для блага народного, а не народ для блага правительства”.[1] В конституции Муравьева обговаривается противоположное: “Нельзя допустить основанием Правительства произвол одного человека; невозможно согласиться, чтобы все права находились на одной стороне, а все обязанности на другой”.[2]
2. В административном устройстве. В Русской Правде Пестеля провозглашается всеобщее равенство перед законом: все граждане имеют одинаковые права и несут одинаковые обязанности, и что всякое постановление, нарушающее это равенство перед законом, есть нестерпимое зловластие, которое должно быть непременно уничтожено. В статьях Конституции Муравьева нашло свое выражение одно из основных положений естественного права – право народа самому устанавливать законы и определять тот образ правления, какой ему наиболее подходит и какой защищает его права и свободы.
3. В решении аграрного вопроса. Аграрный проект Пестеля предусматривал освобождение крестьян с наделением их землей. Они получали землю из общественного земельного фонда, образованного за счет конфискаций половины помещичьих владений. Проект Муравьева предусматривал оставление земли в собственности помещиков, крестьянам же предоставлялись незначительные приусадебные участки.
4. В избирательной системе. В конституционном проекте Пестеля отсутствовал избирательный ценз. Чтобы избирать, и быть избранным, надо было быть лишь совершеннолетним гражданином российской республики. И грамотный и не грамотный имели одинаковое право голосования. В Конституции Муравьева, чтобы выбирать чиновников, или их избирателей, либо быть избранным, нужно иметь гражданство. Пассивное гражданство должно удовлетворять следующие условия “не менее 21 года возраста, известное и постоянное место пребывания, здравие ума, личное и по имению независимость, исправность платежа общественных повинностей, непорочность перед Законом”.[3] Для получения активного гражданства, т.е. занятие государственных должностей по выбору или по назначению в проекте устанавливался очень высокий имущественный ценз, причем, чем выше должность, тем более высокий ценз ей соответствовал.
2 Славянофилы и западники о реформах Петра I
2.1 Оценка реформ Петра I западниками
Подлинным «создателем России» был в глазах западников Петр I. Петровская эпоха стала той точкой отсчета, исходя из которой 3ападничество применило учение Гегеля о развитии «племени» в нацию к России.
Западническая концепция русского исторического процесса наиболее полно изложена в диссертации Кавелина «Взгляд на юридический быт Древней России», отразившей влияние французской романтической историографии (Ф. Гизо, О. Тьерри), постгегельянской исторической школы (Б.Г. Нибур, Л. Ранке), а также идей Белинского. Согласно этой концепции, исходная точка русской истории была иной, чем у романо-германского мира: в России не было завоевания одних племен другими, а следовательно, не было ленных прав и столкновения интересов различных классов, стимулировавшего развитие индивидуализма. Вместо феодальных отношений на Руси господствовал родовой строй, полностью подавлявший личную инициативу. До Петра I русский народ не принадлежал к числу «исторических», но все же Россия не стояла на месте, как Восток. Неразвитость личности компенсировалась такими замечательными свойствами русского характера, как умение легко усваивать плоды чужих культур и способность к решительной смене исторического курса, подкрепленная уважением к силе, могуществу и успеху. Эти качества не позволили России погрязнуть в «стоячем болоте патриархальности». Ее надеждой стала и «варяжская» идея государственности. С перемещением великокняжеского престола на северо-восток родовое начало стало постепенно вытесняться вотчинным, а сосредоточение власти в руках князя воспитывало и нем волевые качества, лишенные, однако, существенного содержания — идеи человечности, гуманизма. Эта идея могла быть заимствована только извне, с Запада, что и произошло благодаря энергичным преобразованиям Петра I, создавшим такие условия для развития личности, которые позволили ей спустя 120-130 лет освободиться от «власти предания».[4]
Кавелин, как и его последователи историки-юристы, обращаясь к изучению допетровской эпохи, склонны были думать, что Россия в XVII в. дожила до государственною кризиса. «Древняя русская жизнь, — говорит Кавелин, — исчерпала себя вполне. Она развила все начала, которые в ней скрывались, все типы, в которые непосредственно воплощались эти начала. Она сделала все, что могла, и, окончив свое признание, прекратилась». Петр вывел Россию из этого кризиса на новый путь. В XVII в. наше государство дошло до полной несостоятельности, нравственной, экономической и административной, и могло выйти на правильную дорогу только путем резкой реформы. Эта реформа пришла с Петром. Так судили о XVII в. и многие другие исследователи. В обществе распространился взгляд на Московскую Русь как на страну застоя, не имевшую сил для прогрессивного развития. Эта страна дожила до полного разложения, надо было крайнее усилие для ее спасения, и оно было сделано Петром. Таким образом, преобразования Петра представлялись естественной исторической необходимостью, они были тесно связаны с предыдущей эпохой, однако только с темными, отрицательными ее сторонами, только с кризисом старого строя.[5]
Кавелин утверждал, что к 40-м гг. в России сформировалось общество, составленное из людей различных сословий, сблизившихся между собой через образование, обладающих высоким чувством личного достоинства и вполне готовых к самостоятельной деятельности на гражданском поприще.[6]
Для западников древняя Русь, не знавшая западной германской цивилизации и не имевшая своей, была страной неисторической, лишенной прогресса, осужденной на вечный застой. Эту «азиатскую страну» (так называл ее Белинский) Петр Великий своей реформой приобщил к гуманной цивилизации, создал ей возможность прогресса. До Петра у нас не было истории, не было разумной жизни. Петр дал нам эту жизнь, и потому его значение бесконечно важно и высоко. Он не мог иметь никакой связи с предыдущей русской жизнью, ибо действовал совсем противоположно ее основным началам.[7]
2.2 Оценка реформ Петра I славянофилами
Но не все люди 40-х годов думали так. Некоторые, принимая теорию мирового прогресса Гегеля, по чувству патриотизма возмущались его мнением, что германская цивилизация есть последняя ступень прогресса и что славянское племя есть неисторическое племя. Они не видели причины, почему прогресс должен остановиться на германцах; из истории они выносили убеждение, что славянство было далеко от застоя, имело свое историческое развитие свою культуру. Эта культура была самостоятельна и отличалась от германской в трех отношениях: 1) На Западе, у германцев, христианство явилось в форме католичества и затем протестантства; на Востоке, у славян, — в форме православия. 2) Древнеклассическую культуру германцы восприняли из Рима в форме латинской, славяне — из Византии в форме греческой. Между той и другой культурой есть существенные различий. 3) Наконец, государственный быт в древне-германских государствах сложился путем завоевании, у славян, и у русских в частности, — путем мирным; поэтому в основании общественных отношений на Запале лежит вековая вражда, а у нас ее нет. Самостоятельное развитие этих трех начал составляло содержание древнерусской жизни. Так думали некоторые более самостоятельные последователи германской философии, получившие название «славянофилов». Наибольшего развития самостоятельная русская жизнь достигла в эпоху Московского государства, Петр нарушил это развитие. Он своей насильственной реформой внес к нам чуждые, даже противоположные начала западной германской цивилизации. Он повернул правильное течение народной жизни на ложную дорогу заимствований. Он не понимал заветов прошлого, не понимал нашего «национального духа». Чтобы остаться верным этому национальному духу, мы должны отречься от чуждых западноевропейских начал и возвратиться к самобытной старине. Тогда, сознательно развивая национальные наши начала, мы своей цивилизацией можем сменить германскую и станем в общем мировом развитии выше германцев.[8]
В сфере политики славянофильство было ориентировано против государственно-бюрократической системы. К. Аксаков противопоставлял государство и земщину, служилое сословие и общину. По его мнению, между ними прежде существовало согласие, в результате же реформ Петра I произошел раскол в обществе, служилый класс в культурном отношении отделился от народа (земщины), более того, государство стало вмешиваться в бытовые, нравственные, экономические устои народа, что пагубно сказалось как на состоянии государства, так и быте народа. Выход видится в возврате к положению, когда государство занимается чисто политическими, проблемами, а народ — культурными. Славянофильству свойственна идея, что государство, всегда основанное на насилии, — зло, но самодержавие, которое избавляет народ от активной политической деятельности, — наименьшее из зол. Философия культуры Славянофильства основывалась на мысли, что религия и национальная психология определяют бытие народа. Отсюда возникает и философия культуры Славянофильства, тесно связанная с философией религии. Одно из главных понятий Славянофильства – соборность.[9]
Славянофилы верили в особый тип культуры, возникший на духовной почве православия. Они отвергали тезис о том, что Петр I возвратил Россию в лоно европейских стран, и Россия должна имитировать историю их политического, экономического и культурного развития. А.С. Хомяков и И.В. Киреевский высказали мысль, что внутренние стимулы просвещения на Западе исчерпали себя и чисто технический прогресс там сочетается с замиранием духовной жизни, с пустодушием (термин А.С. Хомякова). Они видели возможность обновления России на базе православных и общинных ценностей.[10]
Таковы воззрения славянофилов, Петр, по их мнению, изменил прошлому, действовал против него. Славянофилы ставили высоко личность Петра, признавали пользу некоторых его дел, но считали ею реформу не национальной и вредной в самом ее существе. У них, как и у западников, Петр был лишен всякой внутренней связи с предшествовавшей ему исторической жизнью.[11]
3 Тесты
1. Крещение Руси было в:
А)862г.;
Б) 911г.;
В) 945г.;
Г) 980г.;
Д) 988г.
2. Главным органом сословно-представительской монархии в России были:
А) Генеральные штаты;
Б) Парламент;
В) Государственная Дума;
Г) Земский собор.
3. А.С. Пушкин сказал о нем: «Он создал университет. Он сам был нашим университетом»:
А) В. Татищев;
Б) В. Тредиаковский;
В) М. Ломоносов;
Г) А. Сумароков.
4. Временное правительство провозгласило Россию республикой:
А) 1 августа 1914 г.;
Б) 3 апреля 1917 г.;
В) 1 сентября 1917 г.;
Г) 2 марта 1917 г.
Список литературы:
1. Введение в русскую философию. / Лазарев В.В., Абрамов А.И., Авдеева Л.Р. и др. Учебное пособие.-М.: Интерпракс, 1995.
2. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т1-М.: Госкомиздат, 1951.
3. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т3-М.: Госкомиздат, 1951.
4. История России. Документы, материалы. Издание четвертое. Составители: В.В. Курехин, В.И. Нестеров, И.М. Черноброд. Кемерово-2007.
5. История России: учеб. для вузов /А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. –М.: Проспект, 2001.
6. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1995.
7. С.Ф. Платонов. Лекции по русской истории. Текст напечатан по изданию: Лекции по русской истории проф. С.В. Платонова. Издал И.В. Блинов. Издание 10-ое. Пересмотренное и исправленное. Пг.: Сенатская типография, 1917// г. Петрозаводск, АО «Фолиум», 1996 г.
[1] Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т3-М.: Госкомиздат, 1951/стр. 22
[2] Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т1-М.: Госкомиздат, 1951/стр. 27
1 Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т1-М.: Госкомиздат, 1951/стр. 56
1 Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1995. – 624 с.
[5] С.Ф. Платонов. Лекции по русской истории. Текст напечатан по изданию: Лекции по русской истории проф. С.В. Платонова. Издал И.В. Блинов. Издание 10-ое. Пересмотренное и исправленное. Пг.: Сенатская типография, 1917// г. Петрозаводск, АО «Фолиум», 1996 г.
[6] Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1995. – 624 с.
[7] С.Ф. Платонов. Лекции по русской истории. Текст напечатан по изданию: Лекции по русской истории проф. С.В. Платонова. Издал И.В. Блинов. Издание 10-ое. Пересмотренное и исправленное. Пг.: Сенатская типография, 1917// г. Петрозаводск, АО «Фолиум», 1996 г.
[8] С.Ф. Платонов. Лекции по русской истории. Текст напечатан по изданию: Лекции по русской истории проф. С.В. Платонова. Издал И.В. Блинов. Издание 10-ое. Пересмотренное и исправленное. Пг.: Сенатская типография, 1917// г. Петрозаводск, АО «Фолиум», 1996 г.
[9] Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1995. – 624 с.
[10] Введение в русскую Философию. / Лазарев В.В., Абрамов А.И., Авдеева Л.Р. и др. Учебное пособие. – М.: Интерпракс, 1995. – 304 с.
[11] С.Ф. Платонов. Лекции по русской истории. Текст напечатан по изданию: Лекции по русской истории проф. С.В. Платонова. Издал И.В. Блинов. Издание 10-ое. Пересмотренное и исправленное. Пг.: Сенатская типография, 1917// г. Петрозаводск, АО «Фолиум», 1996 г.
www.ronl.ru