Контрольная работа: Философия науки. Контрольная работа философия науки


Контрольная работа - Философия науки

--PAGE_BREAK--Рассмотренные понятия развития науки интересны тем, что в них произошел отказ от неопозитивистских взглядов, которые были характерны среди философов науки начала ХХ века. Структура научного познания Уровни научного познания. Научное познание включает в себя два уровня: эмпирический и теоретический. На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание). Чувственное познание связано с деятельностью органов чувств человека и осуществляется в форме ощущений, восприятий и представлений. Ощущение – субъективный образ объективно существующих предметов, явлений, процессов, т.е. непосредственное соприкосновение человека с внешним миро (зрительное, вкусовое, слуховое и т.д.). Восприятие – форма чувственного познания, отражающая свойства предмета в совокупности. Представление – целостный образ предмета, сохраненный и вызываемый в сознании при посредстве памяти. Содержание эмпирического познания – это сбор фактов с помощью таких приемов и средств, как описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент. Теоретический уровень познания характеризуется преобладанием рационального момента (мышление), который осуществляется с помощью системы абстракций, таких как понятия, законы, категории. Мышление как главный компонент теоретического познания имеет два основных уровня: рассудок и разум. Рассудок – исходный уровень мышления, способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли. Рассудок это обыденное житейское мышление, здравый смысл. Разум – высший уровень мышления, возможность оперирования абстракциями. Формы рационального познания – понятие, суждение, умозаключение – дают возможность проследить закономерность в развитии природы и общества. Исходной формой рационального познания является понятие. Понятие – форма мышления, в которой обобщены внутренние существенные признаки предмета или процесса. Суждение – форма мышления, отражающая процессы действительности, их свойства, связи и отношения. Умозаключения – форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания выводится новое знание. На основе этих форм мышления строятся более сложные формы рационального познания, такие как проблема, гипотеза, теория. Проблема – форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком. Гипотеза – форма теоретического знания, которая возникает в ходе решения проблемы и содержащая предположение, что нуждается в доказательстве. Теория – развитая форма научного знания, дающая наиболее целостное представление о предмете (пример: теория относительности А.Эйнштейна, теория самоорганизующихся систем). Закономерности развития науки Наука и её развитие обусловлены общественной практикой и её потребностями. В то же время наука развивается по своим закономерностям, т.е. обладает относительной самостоятельностью и внутренней логикой своего развития. Математизация науки является одной из важных закономерностей. Сущность этого процесса заключается в применении количественных понятий и формальных методов математики к качественно разнообразному содержанию частных наук. Диалектизация науки как её важнейшая закономерность означает все более широкое внедрение во все сферы научного познания идеи развития (а значит, и времени). Процесс диалектизации начался вместе с возникновением самой науки. Это видно на примере создания космогонических гипотез Декартом и Кантом, открытий в геологии и биологии. Ускорение развития науки – это одна из общих закономерностей её развития, которая характеризуется увеличением общего числа научных работников и научных организаций, учреждений, рост публикаций и материальных затрат на науку и т.п. Сегодня происходит ускорение темпов развития науки. Если в прошлом открытие и его применение отделялись десятками и сотнями лет, то теперь эти сроки исчисляются несколькими годами. Научная картина мира и её функции Важнейшим фундаментальным основанием науки является научная картина мира, как широкая панорама знаний о природе и человечестве, включая в себя все научные теории, гипотезы и факты о неорганическом и органическом мире, человеческом обществе и общественных отношениях. В ней находят свое место достижения естественных, технических и социально-гуманитарных наук. Структура научной картины мира: относительно устойчивое теоретическое ядро (принципы сохранения энергии и постоянного роста энтропии, основные свойства универсума: пространство, время, вещество, поле). фундаментальные допущения, условия принимаемые за неопровержимое. частные теоретические модели (физическая, механическая). Научная картина представляет собой синтез научных знаний, соответствующих конкретно историческому периоду развития человечества. Функции научной картины мира: интегративная, которая обеспечивает синтез базовых научных знаний, на основе идеи развития и взаимосвязи природных процессов и общества; нормативная, которая задает систему установок и принципов освоения универсума, обеспечивающая формирование научного мировоззрения, дающая представление о закономерностях, развивающегося универсума и определяющая жизненные позиции, программы поведения людей. В рамках этой функции происходит кумулятивное (собирательное) накопление научных знаний; парадигмальная, которая обеспечивает установление на достаточно продолжительный срок устойчивой системы научных данных и идей, знаний и постулатов, стандартов научной практики. Смена научной парадигмы сопровождается полным или частичным изменением научной картины мира. Исторические формы научной картины мира. В литературе выделено три формы научной картины мира: классическая, неклассическая и постнеклассическая. Классическая картина мира сформировалась под влиянием идей Галилея и Ньютона и в дальнейшем получает название механистической, которая была основной парадигмой до середины XIX века, где все в мире объяснялось с помощью механики и все состояние мира можно было просчитать и предсказать. Неклассическая картина мира пришла на смену классической под влиянием открытия специфики законов микро-, макро- и мегамира в физике (раскрытие сложной структуры атома, рождение квантовой и релятивистской физики) и космологии, где прослеживалась иерархическая организованность Вселенной и новая картина мира рассматривалась как постоянно уточняемая и развивающаяся система знаний о мире. Постнеклассическая картина мира сформировалась под влиянием идей термодинамики неравновесных процессов, что привело к возникновению синергетики. В синергетической научной картине мира ведущими стали идеи о стихийном и спонтанном структурогенезе, возникновении порядка из хаоса, о возможности «перескока» с одной траектории на другую и утрате системной памяти. В современной постнеклассической картине мира неопределенность рассматривается как атрибутивная характеристика бытия. Постнеклассическая научная картина мира составляет основу современного рационального миропонимания, выступает как основа концепций глобального и космического эволюционизма. Научные традиции и научные революции Взаимодействие традиций и возникновение нового знания Проблема возникновения нового знания в науке – одна из главных в философии науки. Известно, что каждый новый результат (новация) в науке возникает на основе предшествующих знаний, где важную роль играют традиции. Традиция (от лат. — передача) – это установившиеся правила поведения. Новация – (от лат. — обновление) – это новое знание, полученное путем преодоления незнания и неведения. Незнание – это своеобразная форма знания, когда исследователь знает, чего он не знает. Проблема незнания дает возможность сформулировать задачу исследования, используя уже накопленные знания об объективной реальности. Неведение выступает в форме утверждения того, что «я не знаю, чего не знаю». До своего открытия радиоактивность, например, лежала в сфере неведения. Здесь начинает играть свою роль интуиция, как форма внезапного озарения совершающегося на бессознательном уровне и предельно ясно осознается только результат – открытие. В философии науки проблема взаимодействия традиций и новаций рассматривается на примере книги Т.Куна «Структура научных революций». М., 2001., где выделяется две фазы в развитии науки: а) фаза «нормальной науки» и б) революционную фазу, где порывается связь с традицией (парадигмой) и возникает новое видение реальности, а также появление новой парадигмы. Научная парадигма (греч. – пример, образец) – это объединенные образцы, примеры фактической практики научных исследований. Парадигма является своеобразной научной традицией. Когда рождается знание о неведении, оно разрушает старую парадигму, и более того приводит к конфликту между сторонниками старой и новой парадигмы, пример тому учение Коперника, труды Ньютона и Дарвина, получили признание через многие годы. Научные революции как перестройка оснований науки Этапы развития науки, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, которые задаются основаниями науки, называются научными революциями. Термин «научная революция» в научный оборот был введен Т.Куном, когда создаются новые теоретические структуры для понимания и объяснения новых фактов. В ходе научных революций изменяются основания науки (идеалы и нормы науки, картины мира и философские основания науки). Первая научная революция (XVII – XVIII в.) привела к возникновению классического естествознания (механики, а позже физики), изменению картины мира, созданию новых оснований науки (идеалов и норм науки, и её философских оснований). В ходе этой революции сформировался особый тип научной рациональности, идеалом которой стало неизменное, всеобщее, безразличное ко всему знание. Восторжествовал объективизм, базирующийся на представлении о том, что знание о природе не зависит от познавательных процедур исследователя. Механическая картина мира (МКМ) приобрела статус универсальной научной онтологии. Труд И.Ньютона «Математические начала натуральной философии» определили влияние механики на целое столетие, к тому же механика была единственной математизированной областью естествознания, что послужило абсолютизации её методов и принципов познания и соответствующего механике типа рациональности. Вторая научная революция (конец XVIII — 1-я половина XIX века) завершила становление классического естествознания, которое ориентировалось в основном на изучение механических и физических явлений. В то же время в науке начался пересмотр идеалов и норм научного познания, сформировавшихся в период первой научной революции. Появление дисциплинарно организованной науки в лице таких дисциплин как биология, химия, геология и др., способствовало тому, что механическая картина мира перестает быть общезначимой и общемировоззренческой. Появилась потребность в новых типах объяснений, учитывающих идею развития, появление электромагнитной теории Максвелла. Третья научная революция охватывает период с конца XIX века до середины XX века, которая характеризуется появлением неклассического естествознания и соответствующего ему типа рациональности. Во многих науках произошли революционные преобразования: в физике были разработаны релятивистская и квантовая теории, в биологии – генетика, в химии – квантовая химия. Третья научная революция началась с того, что в науке произошел переход к исследованию сложных и эволюционныхоторое ориентировалось в основном на изучение механических и физических явлений. ханике типа рациональности.ью естествознания, систем, состоящих из большого числа элементов. Крупные открытия были сделаны в космологии, где было установлено о нестационарном характере Вселенной и образовании в ней новых звездных систем. В биологии была создана современная генетика и построена синтетическая теория эволюции, которая существенно дополнила учение Ч.Дарвина. В рамках неклассического естествознания научные теории, парадигмы и картины мира рассматриваются как относительные истины и потому нуждающиеся в дальнейшем уточнении, дополнении и исправлении. В этот период исследования приобретают междисциплинарный и комплексный характер, что позволило с большей полнотой и точностью изучать процессы, которые происходят как в системе в целом, так и в её подсистемах. Усиливается тенденция к интеграции научного знания, что находит свое воплощение в синтетических науках (биофизика, геофизика, геохимия, физхимия). Четвертая научная революция: тенденции возвращения к античной рациональности. Время совершения четвертой научной революции последняя треть XX столетия и связана она с тем, что объектами изучения науки становятся исторически развивающиеся системы (Вселенная как система взаимодействия микро-, макро- и мегамира). Это время рождения постнеклассической науки и формирования рациональности постнеклассического типа, которая характеризуется: а) применением исторической реконструкции как типа теоретического знания в таких областях как космология, астрофизика, что привело к изменению картины мира; б) при разработке идей термодинамики неравновесных процессов возникло новое направление в научных дисциплинах – синергентика; в) из бесстрастного ценностно нейтрального изучения законов природы в парадигму естественных наук вводятся ценностные ориентации как некие гуманитарные идеалы; г) в постнеклассическую науку вводятся вненаучные, дорациональные и внерациональные познавательные формы; д) важным моментом четвертой научной революции было оформление космологии как научной дисциплины, предметом изучения которой стала Вселенная в целом.

Особенности современного этапа развития науки Характерной чертой современной стадии развития науки является возрастание тенденции к единству научного знания, которая находит свое воплощение в развертывании междисциплинарных исследований, интеграции знания, использовании методов и идей одних наук в других и т.п. На этой основе происходит формирование глобальной научной картины мира, опирающейся на принципы эволюции, самоорганизации и системного метода. К важнейшим особенностям развития современной науки относятся: Во-первых, утверждение в современной науке системного подхода к исследовательской действительности. В системной методологии основным является понятие «система», которая выражает множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство интегративных свойств. Это легло в основание философского принципа системности, который объединил идеи системности, целостности, всеобщности связей и отношений, причин и условий изменения структуры системы. Во-вторых, широкое применение идей синергетики – принципиально новой теории самоорганизации систем любой природы. Все процессы и явления в природе связаны постоянным обменом веществом, энергией, информацией с окружающей средой, что делает их неравновесными. Мир с этих позиций рассматривается как саморазвивающаяся целостность, но и как явление нестабильное, неравновесное, хаосогенное, неопределенное. В-третьих, в результате соединения идеи эволюции с синергетическими принципами в конце XX века появилась версия принципа глобального (универсального) эволюционизма, где эволюция стала рассматриваться как универсальный процесс самоорганизации (эволюции), неравновесных систем в природе, обществе, в Космосе. Данный принцип был разработан на основе двух теорий – Космологической теории А.Фридмана о расширяющейся Вселенной (теория «Большого взрыва»), позволившей говорить о том, что историческое развитие (эволюция) присуща не только живым организмам, но и Вселенной в целом. Согласной учению В.И. Вернадского о био- и ноосферах, жизнь – это целостный эволюционный процесс (физический, геохимический, биологический), включенный в космическую эволюция, где Космос наш дом. Основные характеристики современной науки Современная научная картина мира, базируясь на идеях глобального эволюционизма, обусловила появление специфики науки и её основных характеристик: Формируется новый взгляд на мир как сложную нестационарную систему взаимодействия микро-, макро- и мегамира. Главным критерием оптимальности научного открытия должен стать критерий его соразмерности с общечеловеческими ценностями и идеалами, проведение экологической и социально-гуманитарной экспертизы научно-технических проектов. Современная научная картина мира основывается на единстве во многообразии различных дисциплинарных онтологий, которая объединяет знания о неживой природе, органическом мире и социальной жизни. Приоритетными становятся междисциплинарные исследования по проблемам нахождения путей выхода из глобальных кризисов. Сформировалась тенденция экологизации науки, а философия науки с её междисциплинарными исследованиями все более увеличивает гуманитарные компоненты.     продолжение --PAGE_BREAK--

www.ronl.ru

Контрольная работа - Философия и Наука

УФИМСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ

НЕФТЯНОЙТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

РЕФЕРАТ  на тему:

ФИЛОСОФИЯИ НАУКА

ВЫПОЛНИЛ:                                              асп.кафедры ТНГ      Баулин О.А.

                                                                                     .       

ПРОВЕРИЛ:                                                          проф., д.ф.н.   Орешников  И.М.                

УФА  2004 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1.   НАУКА

1.1.    Основные концепции науки;

1.2.    Функции науки;

2.   ФИЛОСОФИЯ

2.1.    Философия – это наука;

2.2.    Философия – это не наука;

3.   ФИЛОСОФИЯ И  НАУКА

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Знаменитый афоризм Ф.Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда. Тем более, если вобозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемогоинформационного общества, где главным фактором общественного развития станетпроизводство и использование знания, научно-технической и другой информации.Возрастание роли знания ( а в ещё большей мере – методов её получения) в жизниобщества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специальноанализирующих знание, познание и методы исследования.

Сейчас «философиятехники», «философия науки» сформировались как относительно самостоятельныеобласти теоретического поиска, не менее значимые, чем традиционные онтология игносеология. [ 2 ]

Тенденции развитиячеловечества последних десятилетий в основном связаны исключительно с развитиемтехники, механизмов и т.п. в масштабах, до селе невиданных. Это связано снебывалым научно-техническим прогрессом, охватывающим все области жизни идеятельности человека.

Если попробовать охарактеризовать вышеописанноеодним словом (что автору в открытой форме приходится делать впервые), этимсловом будет (в масштабе данной работы) техногенолиз. Техногенолиз, в отличиеот техницизма, заключается в чрезмерном, избыточном внедрении техники (вшироком смысле слова) во все проявления жизнедеятельности человека.

Однако техника призвана помогать человеку. Тольколишь по сей день происходят аварии регионального масштаба, климатические,экологические изменения планетарного масштаба и многие другие негативныеявления. Однако это лишь одно форма проявления влияния техногенолиза начеловека, — та, которую можно увидеть, зарегистрировать, ощутить. На мойвзгляд, существует  и другая — невидимая, непрямая  форма влияния техногенолиза;а как известно, самый страшный враг – это невидимый.  Рассмотрению именно этойвторой формы влияния посвящена представленная ниже работа «Философия и наука».

Поскольку не существует общепринятых определенийтерминов «наука» и «философия», то, по мнению автора, необходимо подробноостановится на их рассмотрении, так как для анализа взаимодействия «философии инауки» необходимо четко представлять какое место в жизни человека они занимают.Также следует отметить, что отношение человека и к науке и к философии историческименялось, следовательно, менялись роль, функции и сущность философии и науки,что также получило свое отражение в реферате.

Таким образом, цельюданной работы является представление своего видения влияния техногенолиза начеловека; исследование понятий Философия и Наука, иллюстрация их значения изначимость в жизни человека.

 

1.   НАУКА

Чем жеявляется наука для современного человека? На этот вопрос сложно датьоднозначный ответ, поскольку современная наука является чрезвычайно сложным имногогранным общественным феноменом. И, как говорилось выше, первое с чего мыначнем, — это с выяснения сущности данного социального феномена, определениясамого понятия термина «наука».

1.1.    Основныеконцепции науки

Современнаянаука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь особой формойпознания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что естьмир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенноочевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе толькопотому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собойразумеющееся. Следовательно, в период разрушения системы феодальногопроизводства в обществе формируется новое, по сравнению со средневековым,воззрение на мир, природу, по своей сути совпадающее с научным.

Сэтого времени наука начинает развиваться относительно самостоятельно. Однакоона постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развитияи с свою очередь – воздействует на ход практической деятельности,опредмечивается, материализуется в ней. [  2  ]

Влитературе нет однозначного и общепринятого определения науки. Насчитываетсяболее 150 определений этого общественного явления. Однако анализ их показываетчто абсолютное большинство из них не являются оригинальными и в значительноймере повторяют друг друга.

Наука– это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний оприроде, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижениеистины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в ихвзаимосвязи.

Наука– это и творческая деятельность по получению нового знания и результат такойдеятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основеопределенных принципов и процесс их производства. Собрание, сумма разрозненных,хаотических сведений не есть научное знание. Как и другие формы познания наука-социально-историческая деятельность, а не только «чистое знание». Особенностяминаучной деятельности являются универсальность, уникальность,персонифицированность, дисциплинированность, демократизм, коммуникабельность [ 2  ].

 Науковедыхарактеризуют науку и как систему знаний (форму общественного сознания), и какрод человеческой деятельности, и как социальный  институт,   и   как суммарныйопыт человечества,    и как непосредственную производительную силу общества ипр.  Понятно, что довольно трудно охватить целиком и полностью хотя быназванные стороны науки в единой дефиниции.

Надозаметить, что все же существуют три основные концепции (модели) науки: наукакак знание, наука как деятельность, наука как социальный институт.

Влогико-гносеологическом плане в соответствии с многовековой традицией наукарассматривается как система знаний, особая форма общественного сознания.   Такпонимали науку еще Аристотель и Кант Подобное понимание науки долгое время былочуть ли не единственным. [  1  ]

Логико-гносеологическаятрактовка науки обусловливается   как общественно-историческими условиями, таки уровнем развития самой науки. Фактически здесь абсолютизировались те сторонынауки, которые выявились в прошлом, на ранних этапах ее существования, когданаучное знание представлялось плодом чисто духовных усилий мыслящего индивида,а социальная детерминация научной деятельности ещё не могла быть обнаружена сдостаточной полнотой.

Всёвозрастающая роль науки в развитии общества, изменение её социального статусарост числа лиц, занятых трудом в научном производстве, усиливающиесяпотребности научно-исследовательской деятельности в финансовых средствах,современной материально-технической базе, наличие организационно-управленческихпроблем в сфере научного труда, превращение «малой» науки" в" большую" свидетельствует   об узости, односторонности     и   ограниченности  логико-гносеологической концепции.

Логико-гносеологическийаспект имеет известное значение для понимания науки, для разработки концепциинаучного знания, но он все же односторонен, его познавательные,методологические и эвристические возможности существенно ограничены.  Данныйподход дает в основном гносеологические характеристики науки, в значительноймере вырывает её из социокультурного контекста, в результате чего отисследователей ускользает её социальная природа, творцы,материально-техническая база, ограничиваются возможности для более глубокого и всестороннего исследования специфики, структуры, места, социальной роли ифункций науки.

Всеэто привело к необходимости разработки другой концепции науки, к усилениюизучения деятельностных и социальных аспектов этого общественного феномена.

В50-60-е годы стали появляться работы, в которых был разработан деятельностныйподход к науке, в результате чего она стала трактоваться не только и не столькокак знание само по себе,  а  прежде всего  как особая сфера профессионально — специализированной деятельности, своеобразный вид духовного производства.Несколько позже наука стала пониматься и как социальный институт.

Всовременной философской,   социологической и науковедческой литературестановится господствующим понимание науки как отрасли духовного производства,особого вида человеческой деятельности и социального института общества.

Вчастности, в" Философском энциклопедическом словаре" читаем:«Наука — сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработкаи теоретическая систематизация знаний о действительности»[ 2 ].

Наукакак социальный институт — это социальный способ организации совместнойдеятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой,определенным сообществом.

Институционализациянауки достигается посредством известных форм организации,конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п.

Цельи назначение науки как социального института -    производство ираспространение научного знания,   разработка средств и методов исследования,воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

Нередкоисследователи, характеризуя науку как социальный институт, понимают подпоследним относительно самостоятельную социальную систему (подсистему)   Так,Н.Яхнел прямо пишет об этом: «Социология науки исследует науку именно каксвоеобразный социальный институт (социальную систему) со своими специфическимивнутренними взаимодействиями, институтами, находящимися в неразрывной связи ивзаимодействием с остальными   видами человеческой деятельности, с системойобщества в целом».

Альтернатива- чем является наука   системой   знаний, видом человеческой деятельности илисоциальным институтом — является надуманной. Своевременная наука представляетсобой органическое единство этих трех моментов. Здесь деятельность — её основа,своеобразная «субстанция», знание — системообразующий фактор, асоциальный институт — способ объединения ученых и организации их совместнойдеятельности.         Автор придерживается  системно — деятельностной концепциинауки. Эвристичность и теоретико-методологическая ценность её заключается втом, что она позволяет представить науку в системно-целостном и интегральномвиде в качестве особой профессиональной деятельности, области духовногопроизводства, определенного социального института,   специфической социальнойподсистемы общества, лучше понять сущность, структуру, социальные функции наукии др.

1.2.    Функции науки

Функциональныйанализ   науки — составная часть ее системно-деятельностной концепции. Обычноназывают две главные функции науки — познавательную и практическую. В«Основах науковедения» приводится более полный перечень функцийнауки. Здесь выделяются познавательная, мировоззренческая,культурно-идеологическая, функция производительной силы и теоретической основыуправления социальными процессами".

Влитературе, касающейся данной области исследований,  основные функции наукиобычно представлены в такой последовательности:    познавательная,объяснительная, практически-действенная прогностическая, мировоззренческая ифункция социальной памяти.

Вкачестве главных критериев выделения функций науки надо взять основные видыдеятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения ипотребления научного знания.

Думается,что главные функции науки следующие:

1)познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначениекоторой — как раз познание природы, общества и человека,рационально-теоретическое постижение мира,  открытие его законов изакономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществлениепрогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;

2)мировоззренческая функция  безусловно тесно связана с первой, главная цель ее- разработка научного мировоззрения и научной картины мира,. исследованиерационалистических аспектов отношения человека к миру,  обоснование научногомиропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии иценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играетфилософия;

3)производственная,    технико-технологическая функция    призвана рационализировать, «онаучивать» сферу материального производства,обеспечить его нормальное функционирование и развитие технический и технологическийпрогресс, внедрение в производство нововведений инноваций, новых технологий,  форм организации и т п.;  исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственнуюпроизводительную силу общества, о науке как особом «цехе»производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как рази характеризует данную функцию науки;

4)управленческо — регулятивная функция выражается в том, что наука должна

разрабатыватьидейно-теоретические и методологические основы управления и регуляции, преждевсего это касается социальных явлений и процессов.  Ученые, менеджеры,социологи, психологи, политологи и экономисты    осуществляютинформационное      обеспечение      управленческо -регулятивного процесса,.консультирование работников государственного аппарата,  своими  практическимирекомендациями способны повышать эффективность управленческих решений,совершенствовать организационные структуры,   служебные и деловые отношения;научные работники через свою педагогическую деятельность могут значительнаподнять уровень управленческой культуры руководящих кадров;

5)культурно-воспитательная, образовательная функция заключаетсяглавным  образом в том, что наука является феноменом культуры, заметнымфактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи ирекомендации заметно воздействуют  на весь  учебно-воспитательный процесс,  насодержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения.Безусловно,  ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Даннаяфункция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, системуобразования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученыхи др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, самым имеетсоответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфередуховного производства;

6)идейно-преемственная, традиционная функция обеспечивает наследование,сохранение всех достижений научного «коллективного интеллекта»,научной памяти, связь времен, преемственность различных поколений ученых,передачу традиций исследовательской эстафеты, определенных норм, ценностей иидеалов в сфере научного производства, сообщества и этоса;

7)практически-действенная функция в известной мере как бы интегрирует вседругие функции науки, характеризует её как универсальную преобразующуюсоциальную силу, которая способна изменить все общество, все его сферы, стороныи отношения. Данная функция осуществляется главным    образом    черезпрактическую, производственную деятельность людей, в которой происходит процессматериализации, «овеществления» научного знания, идей ученых;

8) методологическаяфункция призвана исследовать проблемы методологии науки, разрабатыватьспособы, средства и методы научного познания  «вооружать» ученых солидным иэффективным исследовательским инструментарием; следует подчеркнуть, чтопрогресс науки оценивается не только богатством новых идей, но мощьюисследовательского арсенала;

9)производство, воспроизводство и подготовка научных кадров — эта функция

науки,  как ипредыдущая, является внутри научной, обеспечивает сферу научного производстванеобходимыми специалистами, исследователями, учеными, нормальное функционированиенауки как социального института, собственное воспроизводство; особое вниманиедолжно быть уделено подготовке молодых научных кадров.

Очевидно,что практически все функции науки так или иначе связаны между собой.

2.  ФИЛОСОФИЯ

Философия (впер. с греч.яз) – «любовь к мудрости». Несмотря на свой немалый возраст ( авозникла философия около 2500 лет назад) до сих пор нет однозначнойинтерпретации данного понятия.

Осоотношении философии и частных наук было и, видимо, будет много споров [ 4 ]. Одни определяют философию как науку, другие какособый тип мировоззрения, третьи – как их симбиоз и т.д.

2.1.Философия – это наука

Историко-философский экскурс свидетельствуето том, что начиная с древнего мира и до наших дней, сложилась довольно устойчивая традиция согласнокоторой философия — это «наука о всеобщем», «наука всеобщая», «всеобщаятеория бытия», «основвсего существующего». Так, Аристотель в «метафизике» писал:«Наука философов исследует сущее как таковоевообще, а не какую-то часть его».

Сходные представления о философии сохраняютсяи в Новое время и позже. В частности,Гегель полагал, что в отличие от других наук «философия хочет познать неизменное вечное, „сущее“ само посебе», её цель — истина".

Известно, что в нашей литературе целые десятилетия господствовала точказрения, считавшаяся «официальной» и«единственно верной», согласно которой, философия объявлялась наукой о наиболее общих (всеобщих) законах развития природы, общества, познания и мышления.Правда, так характеризовался в основном диалектический материализм. Нетрудно убедиться в том, что такая точказрения близка традиционной, мало чем отличается от нее. Однако здесь с помощьюкатегории «закон» усиливается«научный» статус философии. Порой подобная точка зрения, но в ослабленной и модифицированной форме,встречается и в современной литературе. Например, в одном новом учебникечитаем: «Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания иотношений человека к миру». В другом: «Философия является учением о мире в целом об общихпринципах и закономерностях его бытия ипознания».

В приведенном   выше понимании философии, навзгляд автора, верно указано на то, что она имеет дело со всеобщим,инвариантным, фундаментальным в бытии. Но все же такое   понимание   философии   является  односторонним   и   недостаточным. Здесь, например,   просто  постулируется  научный статус и  характер философского  знания, философияпрактически сводится к диалектике (учению о всеобщих связях  и развитии), явновыпадает из предмета её познания и пониманиячеловек и его отношение к миру, аксиологическая  и  смысложизненная  проблематика.   Кроме  того,   если    философия является наукой о всеобщих законах бытия и познания, то от нееследует «отлучить» всех тех мыслителей, которые разделяют религиозные,идеалистические и метафизические (недиалектические), мистические и иррационалистические взгляды, а важнаяпроблема «философия инаука» просто становится абсурдной. Словом. Традиционная, сценическая трактовка философии является неправомерной,ею невозможно охватить различные философскиетечения направления и школы.

В 6О-70-e годы у нас стали появляться работы, авторы которых в качестве предмета философии называют отношение человека к миру,мышления к бытию, всеобщее в системе«мир — человек». Так.П.В.Алексеев и А.В.Панин в своем учебном пособии писали «Предметом философии является всеобщее в системе»мир — человек". Философия -это наука о мире в целом и об отношениичеловека к этому миру".

Философия – это наука. Конкретная наука, как определенный видэмпирического и теоретического познания действительности имеет дело с определеннымипонятиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями.Любая наука как в естественной, так и в гуманитарных областях знания имеет свойособый предмет. Все это в ходе развития науки может изменяться, отвергаться, ина месте ограниченных и тем более ошибочных теорий, возникают новые, болееглубокие теории. В философии, как и в любой науке, люди ошибаются,заблуждаются, выдвигают гипотезы, которые могут оказаться несостоятельными, ит.п. Но все это не значит, что философия есть одна из наук в ряду других наук.У философии иной предмет – она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука этимне занимается.  [ 4 ]

Понятия, категории, принципы, законы и теории философии так же,как и других наук, развиваются, подвергаются критике, отвергаются, уточняются ит.п. Словом, философия есть свободная и универсальная область человеческогознания. Она есть постоянный поиск нового. Говорят, что философия в отличие отдругих наук не имеет эмпирического уровня познания. С этим нельзя согласиться:любой истинно философски мыслящий человек опирается не только эмпирическийматериал других наук, но всю свою сознательную жизнь зорко наблюдает, следит запотоком живой истории, присматривается к поведению людей, к кипению страстейсоциальной жизни, а через искусство сталкивается с отражением жизни вконкретно-уникальных, хотя и типизированных образах. Так что философ пользуетсяи прямым наблюдением [  4  ].

2.2.Философия – это не наука

На страницах журнала «Философскиенауки» в 1989-1990годы шла оживленная дискуссия относительно соотношения философии и науки. Одни авторыполагали, что философия является наукой, другие — доказывали, что таковой онане является, ибо не отвечает многимкритериям научности, требованиям, предъявляемым к научному знанию, третьихарактеризовали философию и как особую форму общественного сознания, и как науку.

Заметим, что не так просто провестидемаркационную линию между философией и наукой. Ивсе же к критериям научного знания обычно относят такие, как истинность, аргументированность, доказательность,верифицируемость, практическая, опытная экспериментальная и фактологическаяпроверяемость, системность, интерсубъективность,общезначимость и общепринятость, фиксация сущности, законов исследуемых предметов явлений и процессов.Порой к ним добавляют ещё фальсификационный(К. Поппер) и парадигмальный (Г Кун) критерии.

Очевидно,   что многие из  этих  признаковнаучности либо  мало применимы,  либо совсем  не  применимы  для  характеристики  философского  знания.    Оно, допустим непроверяемо экспериментально, плюралистично и диалогично по своей природе, а потому  не может быть  общеобязательным  и общепринятым, что  имеет  место  в физическом, химическом, математическом знании и пр.    Другими словами,получается, что философия не являетсянаукой.

Весьма примечательно, что вопрос о научности и ненаучностифилософии начал обсуждаться и в учебной литературе. В частности, в одномучебном пособии отмечается, что ряд философов отрицают её принадлежность к мирунауки, выдвигая следующие аргументы:философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами наблюдениями, экспериментами, эмпирическинеподтверждены; в философии никогда не было положений, признаваемыхвсеми философами, для неё характерен плюрализм взглядов и каждый самостоятельныймыслитель создаёт свою собственную систему; ненаучность методов, проблем иязыка философии В пользу научности философии называются такие её черты, какрационально-понятийная форма познания, логическая доказательность, аксиоматические построения и др. Отвергаютсяутверждения об эмпирической недоказательности и непроверяемостифилософских воззрений, одни из которыхопровергаются ходом мировой истории или открытиями естественных наук, другие развиваются и обогащаются.

В мировой и отечественной литературе широкопредставлена позиция, которая категорическине считает философию наукой, а относит её к феномену культуры, определяет её как особую форму общественного сознания, как своеобразныйтип мировоззрения, духовно-практическую форму освоения мира. Эту позицию, кпримеру, разделяли В Виндельбанд, НА Бердяев. Б Рассел. М Хайдеггер, К Поппер.

«Философия. — писал Н.А.Бердяев — возможна лишь в том смысле, если есть особый, отличный от научного путь философского познания.»Научная" философия есть отрицаниефилософии, отрицание её первородства. Философия не есть наука, не есть даженаука о сущностях, а есть творческое осознание духом смысла человеческого существования". 

Философия    как   и   религия,      отвечает   на   самые  общие   мировоззренческие   и смысложизненныевопросы.   Однако делает она это в отличие от неё рациональным способом, опираясь на разум, а не на веру, авторитети догмы.  Философские системы дажерелигиозные иррационалистические   опираются на интеллект и логику, являются результатом   размышлений  и  аналитическойдеятельности,     философские   идеи     и положения так или иначе доказываются,    обосновываются рациональнымспособом. Словом,   в этом плане философияпохожа на науку.   Однако важно подчеркнуть, что в центре философии стоит человек,  мир как таковой еёинтересует гораздо меньше. Философиярассматривает мир как «обитель» человека. «Главный признак,отличающий философское познание отнаучного, нужно видеть в том, что философия познает бытие из человека и через человека,   в человеке видитразгадку смысла,   наука же познает бытиекак бы вне человека,    отрешенно от человека». Следовательно, философия познает мир    через   «призму»    человеческих потребностей, интересов предпочтений целей, ценностей и идеалов.

Познавая и понимая мир, она пытается дать ответы на вопросы: «Почему?» и«Для чего?»,  то есть вскрыть смыслы и значения всего существующего  и  происходящего.      При этом   философия  использует     не     только рациональные,   научные средства и методы, но и ненаучные,художественные образы мифологиюметафорический язык и пр. В этом плане философия сходна с искусством. Философ, как и художник,  в значительной мерене только «отражает» мир, но и «творит» «конструирует» его. Придает ему какие-либоновые свойства, смыслы предлагает людям своё  видение действительности,   ориентирует общественное   сознание на  грядущие изменения.

Философия– это прежде всего мировоззрение, выясняющее место человека в мире, егоприроду, смысл жизни, возможности и перспективы развития. С помощьюфилософского познания достигается самосознание человеческого рода,осмысливается отношение людей к миру, характер и типы мировоззрения,мировосприятия и миропонимания.

3.  Философияи наука

Историческиможно выделить следующие этапы взаимоотношения науки и философии:

1)   Натурфилософский.Возник в Древней Греции.

Философыумозрительно сочиняли картину мира, природы, опираясь  на мифологию, то естьбез особой опоры на науку, без доказательств.

Наболее поздних этапах (XVII-XVIIIвека) начали интенсивно развиваться математика, механика.

2)   Позитивистскийэтап (30-40 года XIX века).

Былпредставлен такими деятелями как Рассел, Карнап, Випкинштейн, Конт и др..Позитивистский этап проходил под лозунгами: «Философия ничего конкретного мируне дает, — это выдумки, поэтому только конкретные науки дают нам позитивныезнания», «Наука сама по себе философия», «Долой метафизику, да здравствуетфизика», «Философия имеет дело с псевдопроблемами, которые связаны с языковымииграми».

Реалии сегодняшнего днятаковы, что остро стоит вопрос о том, что может дать наука для философии ифилософия для науки. Субъективная оценка автора предполагает то, что философиядля науки может дать много больше того, что может получить взамен. Учитывая этувысокую потенциальную возможность влияния на науку со стороны философии, автордля последней ставит острый вопрос о придаче научно-техническому прогрессугуманистического смысла, о   гуманизации науки, техники и инженерии.

Наукаи техника ценны не сами по себе, а лишь в той мере, в какой они способствуютулучшению образа жизни людей, духовно-нравственному их развитию гуманизации социальных связей и отношений.

Наука,являясь определенным социальным институтом, включена в конкретныйсоциокультурный контекст и имеет свою нормативно-ценностную систему. В этойсвязи ложно говорить о внутринаучных ценностях, внешних по отношению к нейценностях, наконец, ценностях самой науки.

Несомненно,что ученые, как члены общества, к тому же наиболее осведомленные о возможностяхнауки, должны обеспечить использование её достижений в гуманных целях, на благообщества и человека.

Внастоящее время значительно возрастает роль социально-этических и гуманистическихаспектов развития и функционирования науки. Они не являются чисто внешниммоментом, а входят в само «тело» науки как необходимая часть, как«условие мыслимости» и эффективной реализации истины.

Ценностнаяориентация ученого сопровождает его творчество, в значительной мере определяетстратегию, ход и результат научного исследования.

Чистопрагматически — конъюнктурные,   сциентистские  ориентации ученых нынедискредитировали себя, показали свою полную несостоятельность, даже сталипросто социально опасными.    Ученые несут ответственность за возникновениемногих глобальных проблем, за ряд негативных последствий научно-техническогопрогресса.

Вэтой связи хочется особо отметить то, что под влиянием глобального техногенолизачеловечество все более расслаивается в сфере интеллектуального развития; спреобладанием, на взгляд автора, представителей машинного (алгоритмичного)мышления и представителей критинизма. Людей созидательного мышления становитсявсе меньше. Для решения данной проблемы автор призывает мобилизовать всевозможности влияния ФИЛОСОФИИ; начать, безусловно, необходимо с решенияосновополагающего вопроса – повышения этики ученого.

Профессиональнаяэтика  ученых представляет собой целостную систему определенных норм,  принципов, предписаний, запретов и правил научной деятельности, общения иповедения научных работников. Её содержание определяется общественнымитребованиями, спецификой деятельности и труда ученых, профессиональным долгом,честью и престижем.

Внаучно-исследовательской   работе от ученого требуются преданность науке,служение истине, трудолюбие, новаторство, убежденность, добросовестность,честность, доказательность идей, принципиальность и бескомпромиссность,критическое отношение к догмам,   ко всякого рода авторитетам,   критически — рефлексивное мышление (преимущественно касается первого вида отношений),   уважение труда своих предшественников, коллег, оппонентов, порядочность,человечность, интернационализм, нормальное отношение к плюрализму мнений иистин, критичность и самокритичность, культурность,   корректность   в  научном   споре,   полемике   и   дискуссии, коммуникабельность, скромность,великодушие, нравственный долг, гуманизм, высокий уровень гражданственности иответственности, профессиональная честь,  авторитетность.

Внауке должны осуждаться и считаться недопустимыми научная недобросовестность,нечестность, необъективность, субъективизм, беспринципность, догматизм,схоластика, плагиат, монополия на производство и распространение научногознания, конъюнктура, административно-командные формы и методы управления,зажим, критика и борьба мнений, наклеивание своим   коллегам   различных  ярлыков,   преследование инакомыслящих ученых, отсутствие свободы в научномтворчестве, карьеризм. К сожалению, многие из этих негативных явлений покасуществуют в   научной деятельности. Здесь хотелось бы специально подчеркнуть,что непременным условием и движущей силой развития науки являются свободатворчества, плюрализм, критика и борьба мнений,  диалог и взаимопонимание междуучеными.   Они способствуют прогрессу в области научной деятельности и труда,обеспечивают существование в науке творческого, поискового и новаторского духапроизводство нового научного знания в значительной мере предохраняют науку от заблужденийи ошибок, субъективизма, догматизма, отживших стереотипов и норм. монополии«официозов» и пр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результатомпроведения работы является изложение наиболее принятых суждений по тематикереферата, их анализ и рассмотрение вопросов их применимости к реалиямсегодняшнего дня. Также автор работы предлагает свою точку зрения по наиболееострым и спорным положениям работы, предлагает свои рекомендации по ихразрешению.

Авторнадеется, что сумел воспроизвести достаточную для полного видения вопроса картину,а также на то, что читатель в дальнейшем будет опираться на те положенияработы, которые покажутся ему логически обоснованными и интересными. Помимоэтого автор работы хотел бы думать, что сумел донести всю остроту проблемыгуманизации науки, пагубности техногенолиза; акцентирую внимание на том, чтосчитаю необходимым повышать влияние философии на человека, даже учитываянеоднозначное отношение к ней. Философия, — это как мороженное –  кто-то еголюбит, кто-то нет, кто-то равнодушен. Нои для тех и для других, это что-тосвоё: для первых мороженное ассоциируется с продавщицей, продавшей испорченнойтовар, или  с болезнью, которую перенес после того, как съел мороженное. Длявторых, мороженное — это сливочная, шоколадная фруктовая «вкуснятина» или воспоминанияо прошедшем лете или о праздничном застолье с присутствием мороженного сягодками или воспонимания о детстве и кафе с обязательным мороженным встаканчике или …, то есть для первых, вторых, третьих … десятых ЭТО что-тосвоё. Так и философия, — для одного она познается сквозь призму научного ученияи является наукой, для другого философия нечто глобальное, для третьего – то,на чем основывается его жизнь (а жизнь то у каждого своя и автору данной работыне приходилось встречать в научной литературе формулу жизни) и таким образомфилософия для него это его мироощущение, мировосприятия, но никак не наука, длячетвертого философия это лишь набор букв или слово, которое он где-то слышал… .

Философия– это как Бог (образ Бога) для каждого человека свой. Кстати, и Бог – это тожефилософия; каждый верующий человек придумывает себе образ, который ему кажетсямогущественным и который будет помогать ему, который будет понимать его.

Еслиже обратиться к технической сущности автора и попробовать представить ФОРМУЛУФИЛОСОФИИ, то последний видит философию так:

N• K = Н,где

N– Неизвестность,

К– Философия;

Н– Научное знание.

ТЕОРЕМА:Философия – это коэффициент пропорциональности, по средствам которогонеизвестное становиться (заполняется) известным (понятым), то есть научнымзнанием.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.   ОрешниковИ.М. – Философия науки и техники, Уфа: Изд-во УГНТУ,1999,-127с.

2.   Философия:учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999 – 576с. 

3.   Философскийэнциклопедический словарь. – М.: Сов.Энциклоп., 1983. – 840с.

4.   А.Г.Спиркин – Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2001.- 816с.

www.ronl.ru

Философия науки - Контрольная работа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

УДК 530.12

 

 

 

 

Кулигин В.А., Кулигина Г.А., Корнева М.В.

 

 

 

 

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

 

 

 

 

 

Abstract: Пересматривается основной вопрос философии. Главная проблема философии проблема объективной истины. Показано, что теория познания позволяет сформулировать критериальную систему для оценки научной теории на объективность. Даны примеры гносеологических ошибок. Ставится вопрос о преодолении догматизма в физике и философии.

 

Ключевые слова: новая теория познания, материализм, диалектика, научная истина, критерии истины, догматизм, логика, причинность.

 

 

Для ссылок:

 

Эта статья под заглавием “Физика и философия физики” депонирована в ВИНИТИ

26.03.2001 № 729 В 2001.

Объем 50 м.п. стр.

 

 

 

 

ВОРОНЕЖ

 

Часть 1. Философские категории и физические термины

Введение

Рассматривая проблемы фундаментальных физических теорий, нам пришлось изучить и проанализировать более 300 книг и статей по философии естествознания. Это была достаточно трудная работа. Причины в том, что некоторые философские исследования “растекаются мыслью по древу”. Концы мыслей теряются в тонких ветвях за плотной листвой цитат и рассуждений. В других работах авторы совершают титаническую работу по историческому анализу, приводя и сопоставляя многочисленные точки зрения, и это только ради того, чтобы обосновать общеизвестное положение. Цитирование не есть доказательство. Оно является иллюстрацией. В этой статье мы хотели избежать упомянутых недостатков, руководствуясь философским положением: “истина всегда конкретна”.

 

1. 1 Конкретность научной истины

Давно уже существует философский тезис: ”Научная истина всегда конкретна”. Этот тезис имеет два аспекта.

Первый аспект. Конкретность научной истины означает, что любая гипотеза или научная теория, любое определение научных терминов (частно-научных категорий) всегда имеют пределы своей применимости. Когда мы используем их вне этих пределов, мы рискуем получить ошибочный результат или ложную интерпретацию явлений. Развитие фундаментальных теорий преследует цель постоянно расширять эти границы, совершенствуя фундаментальные теории.

Второй аспект. Он непосредственно связан с первым аспектом. Развитие научного знания в форме теорий всегда предполагает уточнение и увеличение объема наших знаний. Новая теоретическая или экспериментальная информация, во-первых, отвергает какие-либо ошибочные представления существующих теорий. Благодаря этому сужаются границы применимости уже существующих теорий. Во вторых, новая информация позволяет дополнить позитивную часть прежних представлений новыми гипотезами и теориями. Они, в свою очередь, дают возможность расширить пределы достоверного знания. Постоянное развитие фундаментальной науки уточняет или отвергает существующие представления. В этом смысле научная истина есть процесс познания, который никогда не прекращается. Но он фиксирован для каждого периода развития науки.

Отсюда следует, что любое теоретическое представление, которое имеет абсолютную применимость (т.е. имеет безграничные пределы применимости) или же абсолютно неизменно по своему содержанию во времени, есть догма (абсолютная истина).

 

1.2 Определения частно-научных категорий

Сказанное выше целиком относится к научным терминам (частно-научным категориям). Частно-научные категории можно условно разделить на две группы. Первая группа это фундаментальные частно-научные категории. Они несут основную смысловую нагрузку фундаментальных теорий и непосредственно связаны с ее концептуальным содержанием. Вторая группа производные частно-научные категории, т.е. категории, образованные на основе категорий первой группы.

Например, в физике в качестве фундаментальных частно-научных категорий мы можем использовать понятия: масса, заряд, пространство, время и т.д. Это деление достаточно условно. Например, понятие “скорость” мы можем отнести либо к первой, либо ко второй группе в зависимости от содержания фундаментальной научной теории.

Определения (дефиниции) частно-научных категорий имеют один важный аспект. Попытки дать определения этих категорий, оставаясь только в рамках частной научной теории или даже в рамках научной дисциплины (например, физики) не могут иметь успеха. Причины следующие.

Во-первых, в физике не существует абсолютных исходных понятий, которые могли бы стать некими “перво-кирпичиками” или “атомами” в демокритовском смысле слова, опираясь на которые мы могли бы дать абсолютно точное определение физических понятий и частно-научных категорий. В математике, например, в геометрии, мы можем ввести систему аксиом и строить на них определенную теорию. Физика это экспериментальная наука и в ней такое положение принципиально невозможно. Попытки подобной аксиоматизации могут привести к догматизму и застою в развитии наших представлений о природе.

Во вторых, мы не знаем и не можем знать абсолютно все без исключения свойства определяемого понятия. Благодаря этой причине любое определение фундаментальной частно-научной категории будет иметь неопределенность или степень свободы. Конечно, развитие

www.studsell.com


Смотрите также