Задание №1
Ответьте на вопросы
Определение живого вещества.
Определение биологического разнообразия.
Задание №2
Выполните тест
Биосфера:
A) Экосистема
B) Сообщество
C) Биота
D) «Пленка жизни»
Живое отличается от неживого:
A) Составом неорганических соединений
B) Наличием катализаторов
C) Взаимодействием молекул друг с другом
D) Обменными процессами, обеспечивающими постоянство структурно-функциональной организации системы
Биологической системой называют:
A) Органы живого организма
B) Несколько рядом расположенных органов
C) Объединение однородных клеток
D) Биологические объекты разной степени сложности, имеющие несколько уровней организации
Тестовые задания
1. Отдельные элементы среды обитания, которые воздействуют на живые организмы:
А) Экологический спектр.
B) Экологический фактор.
C) Экологическая среда.
D) Экологическая ниша.
E) Экосистема.
2. Факторы неживой природы:
А) Абиотические.
B) Биотические.
C) Антропогенные.
D) Эдафические.
E) Социальные.
3. Закон минимума открыл:
А) В.Шелфорд.
B) Коммонер.
C) В.И.Вернадский.
D) Ю.Либих.
E) Ч.Элтон.
4. Виды с широкой экологической валентностью:
А) Стенобионты.
B) Атмобионты.
C) Эврибионты.
D) Эдафобионты.
E) Гидробионты.
5. Свойство свечения живых организмов:
А) Симбиоз.
B) Адаптация.
C) Паразитизм.
D) Фотопериодизм.
E) Биолюминесценция.
6. Организмы с постоянной температурой тела:
А) Пойкилотермные.
B) Гомойотермные.
C) Гетеротермные.
D) Эврибионты.
E) Стенобионты.
{Правильный ответ}= В
7. Животные которым свойственна гетеротермия:
А) Волк-заяц.
B) Змея, лягушка.
C) Птицы.
D) Медведь, еж.
E) Рыбы.
8. Симбиотические взаимоотношени, когда оба сожительствующих вида извлекают взаимную пользу:
А) Мутуализм.
B) Комменсализм.
C) Аменсализм.
D) Паразитизм.
E) Аллелопатия.
9. Взаимоотношения при которых два вида соперничают друг с другом за одни и те же ресурсы внешние среды:
А) Комменсализм.
B) Конкуренция.
C) Мутуализм.
D) Паразитизм.
E) Зоохория.
10. Организмы способные выносить значительные колебания температуры:
А) Оксибионты.
B) Стенобионты.
C) Стенотермные.
D) Пойкилогидричные.
E) Эвритермные
Вопросы для проведения контроля знаний студентов
Вопросы для проведения контроля по материалам 1 – 7 недели:
Что изучает наука экология? Перечислите разделы экологии.
Кто ввел в экологию термин «экологическая система»?
Дайте определение биосферы, перечислите основные геосферы Земли.
Где располагается «пленка жизни»?
Перечислите уровни существования живого вещества.
Как подразделяют живое вещество по способу питания?
Что изучает экология, задачи и методы исследования?
Какие уровни организации изучает экология?
Классификация живых организмов по типу питания?
Что такое среда обитания?
Охарактеризуйте основные среды обитания
Что такое экологические факторы и как их классифицируют?
Что такое адаптации организмов к условиям среды?
Каковы основные закономерности действия экологических факторов?
Охарактеризуйте свет как экологический фактор
Охарактеризуйте температуру как экологический фактор
Охарактеризуйте воду как экологический фактор
Охарактеризуйте рельеф как экологический фактор
Охарактеризуйте эдафические (почвенно-грунтовые) экологические факторы
Что такое биологические ритмы и в чем их значение для живых организмов?
Что такое жизненная форма и как классифицируют растения и животных по жизненным формам?
Что такое популяция и как классифицируют популяции?
Статистические показатели популяции: численность, плотность, половая структура, возрастная структура, пространственно-этологическая структура, генетическая структура
Динамические показатели популяции: рождаемость, смертность, скорость роста популяции
Продолжительность жизни и выживаемость
Регуляция численности популяции
Что такое биоценоз?
Охарактеризуйте видовую, пространственную и экологическую структуру биоценоза
Что такое экологическая ниша и местообитание?
Какие выделяют типы связей и взаимоотношений между организмами?
Как взаимосвязаны и чем отличаются понятия «биоценоз», «биотоп», «биогеоценоз», «экосистема»?
Какова структура экосистемы?
Что представляют собой пищевые цепи и сети?
Охарактеризуйте круговорот веществ и поток энергии в экосистеме?
Что такое экологическая пирамида, какие типы экологических пирамид выделяют?
Что такое биологическая продукция (продуктивность) экосистем?
Какие циклические изменения могут происходить в экосистеме?
Что такое сукцессия?
Как классифицируют природные экосистемы?
Охарактеризуйте наземные экосистемы?
Экологические особенности водных экосистем?
Пресноводные экосистемы?
Морские экосистемы?
Антропогенные экосистемы: агроэкосистемы и урбоэкосистемы?
Вопросы для проведения контроля по материалам 8 – 15 недели
Основные сведения о гидросфере
Роль воды в природе и жизни человека. Запасы пресной воды
Источники загрязнения воды
Меры по очистке и охране вод
Значение растений в природе и жизни человека
Воздействие человека на растительность
Лес – важнейший растительный ресурс
Меры по охране растительности. Охрана хозяйственно-ценных и редких видов растений
Рельеф, климат ЗКО
Поверхностные и подземные воды ЗКО
Почвенный и растительный покров ЗКО
Полезные ископаемые ЗКО
Значение животных в биосфере и жизни человека
Воздействие человека на животных, причины их вымирания
Меры по охране животных
Загрязнение морей и Мирового океана
Распределение запасов пресной воды и ее качество
Миграция загрязнений в разных средах
Влияние сельскохозяйственной деятельности человека на экологическое равновесие в природе
Отношения организмов в агроэкосистемах
Проблема охраны земельных ресурсов. Альтернативное земледелие
Законы взаимоотношения человек - природа
Пути решения экологических проблем
Международное сотрудничество
Экологическое воспитание и просвещение
Семипалатинский ядерный полигон
Космодром Байконур
Трансграничное загрязнение рек Казахстана
Проблемы Арала, Каспия, Балхаша
Опустынивание
Общественные организации в области охраны окружающей среды
Среда жизни человека
Потребности человека
Понятие «здоровье человека». Влияние состояния окружающей среды на здоровье людей
Объекты государственного природно-заповедного фонда и виды ООПТ
Государственные природные парки РК
Государственные национальные природные парки РК
Государственные природные заповедники
Государственные памятники природы
Государственные природные заказники
Заказники и памятники природы Западно-Казахстанской области
Природные ресурсы Казахстана
Рекреационные районы
Основы охраны природы
История создания Красной книги РК
Виды растений и животных, занесенных в Красную книгу РК
Растения ЗКО занесенные в Красную книгу РК
Животные ЗКО занесенные в Красную книгу РК
Международная Красная книга
Международные объекты охраны природной среды
Международные организации, занимающиеся проблемами экологии и охраны окружающей среды
Саммит тысячелетия и Декларация тысячелетия
Цели развития тысячелетия
Воздействие экологических факторов на человеческое развитие
Связь между человеческим развитием и устойчивым развитием
Экономическая эффективность перехода к устойчивому развитию
Карачаганакское нефтегазоконденсатное месторождение
Полигоны: Азгир, Капустин яр
Трансграничное загрязнение реки Урал
studfiles.net
Контрольная работа по экологии, 10 класс,
по теме: «Организм и среда. Сообщества и популяции».
Данная контрольная работа составлена по УМК Черновой Н.М. «Основы экологии», по разделу «Социальная экология».
I. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.
1. Свойства внешней среды, оказывающие влияние на организм
А - биотический фактор
Б - абиотический фактор
В - ограничивающий фактор
Г - экологический фактор
2. Состояние мнимой смерти
А - клиническая смерть
Б - анабиоз
В - спячка
Г - скрытая жизнь
3. Пределы положительного влияния на живые организмы
А - закон оптимума
Б - закон пессимума
В - закон ограничения
Г - закон воздействия
4. Условия, близкие к критическим точкам, особенно тяжелы для выживания
А - экстремальные
Б - оптимальные
В - пессимальные
Г - ограничивающие
5. Состояние организмов, близкое к анабиозу, называют
А - мнимой смертью
Б - явной смертью
В - неявной жизнью
Г - скрытой жизнью или криптобиозом
6. Закон большого числа яиц характерен для
А - хищников
Б - одноклеточных организмов
В - бактерий
Г – паразитов
7. Питание, в результате которого происходит самоочищение водоемов
А - процеживающее питание
Б - осадкообразующее питание
В - фильтрационное питание
Г - очищающее питание
8. Совокупность мелких водных обитателей
А - бентос
Б - нектон
В - планктон
Г - замор
9. Массовая гибель обитателей из-за нехватки кислорода
А - заморы
Б - заторы
В - заводи
Г - голодание
10. Невозможность длительного совместного выживания двух видов с близкими требованиями
А - закон Гаузе
Б – закон Вернадского
В - правило Тинеманна
Г - закон Ч.Элтона
11. Лишайник - это
А - симбиоз грибов и простейших
Б - симбиоз грибов и водорослей
В - симбиоз простейших и водорослей
Г - симбиоз растений и грибов
12. Способность организмов реагировать на изменение длины дня называется
А - суточным ритмом
Б - фотопериодизм
В - фотопериод
Г - годовым ритмом
13. Изменения в соотношении дня и ночи называется
А - суточным ритмом
Б - фотопериодизм
В - фотопериод
Г - годовым ритмом
14. Взаимовыгодные отношения в экологии ещё называются
А - мутуализмом
Б - симбиозом
В - трофическими связями
Г - альтруизмом
15. Чем беднее видами сообщество, тем выше численность отдельного вида – это правило
А - Геккеля
Б - Жаккара
В - Докучаева
Г - Тинеманна
16. Связи между разными организмами называют:
А - прямыми
Б - косвенные
В - нейтральными
Г – биотическими
17. Примером отношений типа «хищник – жертва» не могут служить пары организмов
А - щука и карасьБ - лев и зебраВ - песец и леммингГ - ворона и сорока
18. Биоценоз – это совокупность организмов:
А - одного вида, обитающих на определенной территории
Б - разных видов, обитающих на разнородных участках ареалаВ - одного вида, обитающих на разнородных участках ареалаГ - разных видов, совместно живущих и связанных друг с другом
19. Из общего количества энергии, передающегося в пищевой сети с одного трофического уровня на другой, примерно 10%:
А - изначально поступает от солнцаБ - расходуется в процессе дыхания В - идет на построение новых тканей Г - превращается в бесполезное теплоД - выделяется в экскрементах
20. В экосистеме основной поток вещества и энергии передается:
А - от продуцентов к консументам и далее к редуцентам
Б - от редуцентов к консументам и далее к продуцентамВ - от консументов к продуцентам и далее к редуцентамГ - от продуцентов к редуцентам и далее к консументам
21. Из перечисленных организмов к продуцентам относится:
А - короваБ - белый грибВ - клевер луговойГ - человек
22. Выберите фактор, который можно считать ограничивающим для растений в океане на глубине 6000 м:
А – вода
Б – температура
В - соленость воды
Г – свет
23. Выберите фактор, который можно считать ограничивающим для растений в пустыне летом:
А – вода
Б – температура
В - давление
Г – свет
II. Выберите правильные ответы из предложенных.
1. Распределите перечисленные факторы среды по трем категориям:
биотические | абиотические | антропогенные |
Хищничество, вырубка лесов, влажность воздуха, температура воздуха, паразитизм, свет, строительство зданий, давление воздуха, конкуренция, выброс углекислого газа заводом, соленость воды.
2. Из предложенного списка составьте пары организмов, которые в природе могут находиться в симбиотических (взаимовыгодных) отношениях между собой (названия организмов можно использовать только один раз):
пчела, гриб подберезовик, актиния, береза, рак-отшельник, колокольчик, осина, клевер, гриб подосиновик, клубеньковые азотфиксирующие бактерии.
3. Из предложенного списка составьте пары организмов, между которыми в природе могут образовываться трофические (пищевые) связи (названия организмов можно использовать только один раз):
цапля, ива, тля, амеба, заяц-русак, муравей, водные бактерии, кабан, лягушка, смородина, росянка, муравьиный лев, комар, тигр.
4. Выберите из списка названия животных, которых можно отнести к консументам второго порядка:
тигр, дизентерийная амеба, волк, кролик, мышь, саранча, ястреб, крокодил, гусь, лисица, окунь, божья коровка, белый медведь, медоносная пчела.
5. Из перечисленных названий организмов выберите редуцентов:
медведь, бык, дуб, белка, подосиновик, шиповник, скумбрия, жаба, ленточный червь, гнилостные бактерии, баобаб, капуста, кактус, пеницилл, дрожжи.
Ответы.
I. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
Б | Б | А | А | Г | Г | В | В | А | А | Б | Б | А | А | Г | Г | Г | Г | А | А | В | Г | А |
II. Выберите правильные ответы из предложенных.
1. Распределите перечисленные факторы среды по трем категориям:
биотические | абиотические | антропогенные |
хищничество паразитизм конкуренция | соленость воды влажность воздуха, температура воздуха свет давление воздуха | вырубка лесов выброс углекислого газа заводом строительство зданий |
2. Из предложенного списка составьте пары организмов, которые в природе могут находиться в симбиотических (взаимовыгодных) отношениях между собой (названия организмов можно использовать только один раз):
пчела – колокольчик
гриб подберезовик - береза
актиния – рак-отшельник
осина – гриб подосиновик
клевер - клубеньковые азотфиксирующие бактерии
3. Из предложенного списка составьте пары организмов, между которыми в природе могут образовываться трофические (пищевые) связи (названия организмов можно использовать только один раз):
лягушка – цапля
смородина – тля
заяц-русак - тигр
муравей - муравьиный лев
комар – росянка
ива - кабан
водные бактерии - амеба
4. Выберите из списка названия животных, которых можно отнести к консументам второго порядка:
тигр, волк, ястреб, крокодил, лисица, окунь, белый медведь.
5. Из перечисленных названий организмов выберите редуцентов:
гнилостные бактерии, пеницилл.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Автор: Назимкина Елена Николаевна, учитель биологии, экологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Большеигнатовская средняя общеобразовательная школа» Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия
(Сокращенное название ОУ : МБОУ «Большеигнатовская СОШ»)
Контрольная работа по экологии №1 по теме: «Экологические связи человека» (в 2-х вариантах)
Составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений по экологии для 10-11 классов (УМК Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов. Основы экологии 10(11) класс) Проведена в октябре 2014 года с учащимися 11 класса.
Контрольная работа №1
по теме «Экологические связи человека»
Вариант 1
1. Выберите правильные утверждения:
А) Животные, в отличие от человека, не способны обмениваться информацией с себе подобными.
Б) Трофическая ёмкость среды обитания современного человечества возросла по сравнению с первобытным обществом.
В) Информационные связи современного человека не могут быть адресованы будущим поколениям.
Г) Согласованные действия организмов усиливают воздействие на окружающую среду
2. Выберите правильные утверждения. Главными особенностями пищевых связей современного человечества являются:
А) усложнение;
Б) упрощение;
В) укорочение;
Г) удлинение;
Д) возрастание энергетической цены производства каждой калории пищевой продукции;
Е) падение энергетической цены производства каждой калории пищевой продукции.
3. Выберите правильные утверждения. Человеку для поддержания жизнедеятельности требуется в сутки примерно:
А) 2500 кал. Б) 2500 ккал. В) 250 ккал. Г) 1000 кал.
4. Почему в наше время невозможно образование новых человеческих рас или подвидов? Выберите правильный ответ:
А) нет генетического материала;
Б) отсутствует или очень слабая изоляция ;
В) потепление климата ;
Г) рост численности населения.
5. Экологи убеждены, что использование более продуктивных сортов сельскохозяйственных растений и пород животных решает не только экономические, но и природоохранные проблемы. Объясните почему?
6. Расположите названия предков современного (человека разумного) друг за другом в порядке их происхождения : человек умелый, кроманьонец, человек прямоходящий (питекантроп и синантроп), австралопитек, неандерталец.
7. Ознакомьтесь с таблицей и охарактеризуйте состояние и степень антропогенного влияния на природную среду. Какие страны в основном несут ответственность за мировой экологический кризис? Чем это обусловлено? Какие страны вносят наибольший вклад в стабилизацию окружающей среды за счёт сохранившихся в естественном состоянии территорий?
КОЭФФИЦИЕНТ АНТРОПОГЕННОГО ДАВЛЕНИЯ И ДОЛЯ (%) СОХРАНИВШИХСЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ (1986г.)
Страны
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Коэффициент
0,2
0,2
42
19
16
4
1
1,1
0,7
0,2
0,4
3,4
1,2
1
Естест. территории
33
28
0
0
0
0
1
20
45
64
65
4
2
39
Примечание: 1 – Австралия, 2 – Бразилия, 3 – Нидерланды, 4 – ФРГ, 5 – Япония, 6 – Республика Корея, 7 – Индия, 8 – Китай, 9 – Россия, 10 – Алжир, 11 – Канада, 12 – США, 13 – Мексика, 14 – весь мир.
Контрольная работа №1
по теме «Экологические связи человека»
Вариант 2
1. Выберите правильные утверждения.
А) Человек разумный – один из трёх миллионов известных науке биологических видов.
Б) Человек разумный не является составной частью экосистемы Земли.
В) Биологическая сущность человека проявляется в стремлении сохранить свою жизнь и продолжить её через размножение.
Г) На современном этапе на человека и человеческую популяцию не распространяются экологические законы, например, закон оптимума, закон ограничивающего фактора, конкурентного исключения и другие.
Д) Экологические отличия человечества от популяций других видов заключаются в масштабах экологических связей и особенностях их реализации.
2. Выберите правильные утверждения. В современном человеческом обществе по сравнению с первобытным обществом социальные связи:
А) ослабли; Б) усилились; В) остались на прежнем уровне.
3. Из перечисленных названий людей выберите то, которое относится к виду Человек разумный (Homo sapiens):
А) человек умелый;
Б) человек прямоходящий;
В) питекантроп;
Г) кроманьонец;
Д) австралопитек;
Е)синантроп.
4. Выберите правильное утверждение. Урбанизация – это процесс:
А) роста численности населения;
Б) роста доли городского населения;
В) загрязнения среды отходами;
Г) усиления давления человека на среду обитания.
5. Ответьте, за счёт каких видов энергии повышается энергоёмкость производства продуктов питания от первобытного общества к рабовладельческому и от доиндустриального к индустриальному.
6. Почему учёные считают, что забота о стариках в древнем обществе привел человечество к прогрессу?
7. Ознакомьтесь с таблицей и охарактеризуйте состояние и степень антропогенного влияния на природную среду. Какие страны в основном несут ответственность за мировой экологический кризис? Чем это обусловлено? Какие страны вносят наибольший вклад в стабилизацию окружающей среды за счёт сохранившихся в естественном состоянии территорий?
КОЭФФИЦИЕНТ АНТРОПОГЕННОГО ДАВЛЕНИЯ И ДОЛЯ (%) СОХРАНИВШИХСЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ (1986г.)
Страны
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Коэффициент
0,2
0,2
42
19
16
4
1
1,1
0,7
0,2
0,4
3,4
1,2
1
Естест. территории
33
28
0
0
0
0
1
20
45
64
65
4
2
39
Примечание: 1 – Австралия, 2 – Бразилия, 3 – Нидерланды, 4 – ФРГ, 5 – Япония, 6 – Республика Корея, 7 – Индия, 8 – Китай, 9 – Россия, 10 – Алжир, 11 – Канада, 12 – США, 13 – Мексика, 14 – весь мир.
Список использованной литературы
1. И. А. Жигарев, О. Н. Пономарева, Н. М. Чернова. Основы экологии. 10(11) класс: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под редакцией Н. М. Черновой "Основы экологии. 10(11) класс".М.: Дрофа, 2008. – 208 с.
2. О. Н. Пономарева, Н. М. Чернова. Методическое пособие к учебнику под редакцией Н. М. Черновой «Основы экологии». М., «Дрофа», 2007г.
3. О. П. Дудкина. Основы экологии: 10 класс: Поурочные планы по учебнику Н.М.Черновой, В.М.Галушина, В.М.Константинова. М., «Учитель», 2007г.
infourok.ru
Вариант 1.
Инструкция для учеников.
Тест состоит из частей А, В, С. На выполнение отводится 60 минут. Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.
За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть А.
К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ, запишите его в бланке ответов. Например: 1. а; 2. б
Термин ЭКОЛОГИЯ впервые ввел:
а. Э.Геккель б. Ч. Дарвин
в. А. Тенсли г. К. Линней
К методам изучения экологии НЕ относят:
а. наблюдение б. мониторинг
в. исследование г. картографирование
Антропогенезом называют
а. геологическую оболочку Земли, заселенную живыми организмами
б. территорию, временно изъятую из хозяйственного пользования
в. территорию, отведенную для сбора грибов, орехов, ягод и лекарственных растений
г. искусственную экосистему, возникшую в результате сельскохозяйственной деятельности человека
Биогенная миграция в биосфере — это круговорот входящих в состав организмов
а. органических веществ б. химических элементов
в. энергетических запасов г. неорганических веществ
Для предотвращения нарушения равновесия в биосфере нужно
а. создать новые сорта растений и породы животных
б. увеличивать разнообразие агроэкосистем на Земле
в. поддерживать биологическое разнообразие в экосистемах
г. повысить продуктивность сельскохозяйственных растений и животных
Последовательное превращение веществ в живой и неживой природе называют
а. саморегуляцией б. пищевыми связями
в. круговоротом веществ г. экологической пирамидой
Наибольшая роль человека в биогенной миграции атомов заключается в
а. вовлечении в биологический круговорот химических элементов
б. увеличение скорости круговорота воды
в. регуляции численности растений и животных
г. регуляции численности микроорганизмов
Некоторые виды растений стали редкими
а. вследствие поражения их микроорганизмами
б. из-за их уничтожения животными
в. вследствие изменения человеком среды их обитания
г. в результате внутривидовой борьбы за существование
Основной источник энергии для агроэкосистемы — это
а. почвенные воды б. солнечные лучи
в. органические удобрения г. минеральные удобрения
К невозобновимым ресурсам природы относят
а. нефть б. солнечный свет
в. энергию ветра г. плодородные почвы
Альтернативным источником энергии является
а. нефть б. уголь
в. газ г. солнечный свет
К международным объектам охраны природы относят
а. космос б. тропические леса
в. Уральские горы г. пустыня Сахара
К природным кадастрам не относят
а. водный кадастр б. земельный кадастр
в. кадастр природных ресурсов г. атмосферный кадастр
К экологическим типам прогнозов относят
а. истинное прогнозирование б. поисковое прогнозирование
в. кадастровое прогнозирование г. биологическое прогнозирование
Укажите роль озонового слоя в сохранении жизни на Земле
а. поглощает инфракрасное излучение
б. предотвращает метеоритные дожди
в. поглощает ультрафиолетовое излучение
г. предотвращает испарение воды из атмосферы
Часть В
При выполнении задания В 16-18 ответ представьте в виде последовательности цифр, которые соответствуют номерам правильных ответов.
Саморегуляция в экосистеме дубравы происходит в результате
1. сокращения численности деревьев при их вырубке
2. минерализации почвы дождевыми червями
3. усыхания деревьев при устойчивой засуху
4. обеспеченности белок урожаем желудей
5. полного истребления волками популяции кабанов
6. ограничения роста численности мышей хищниками
В основе биогенной миграции атомов в биосфере лежит
1. адаптация 2. обмен веществ
3. раздражимость 4. рост и развитие
5. размножение 6. историческое развитие
Биогеоценозы характеризуются
1. разветвленными цепями питания 2. простыми цепями питания
3. отсутствием видового разнообразия 4. действием естественного отбора
5. зависимостью от деятельности человека 6. устойчивым состоянием
Часть С
Задания 19-20 требуют развернутого ответа.
Почему опасно употреблять в пищу грибы, собранные около автомобильной трассы?
Почему в городской среде появляется влажный смог?
Вариант 2.
Инструкция для учеников.
Тест состоит из частей А, В, С. На выполнение отводится 60 минут. Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.
За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть А.
К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ, запишите его в бланке ответов. Например: 1. а; 2. б
Экология — это
а. наука о взаимоотношениях человека с окружающей средой
б. наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой
в. природа
г. охрана и рациональное природопользование
В процессе круговорота веществ в биосфере редуценты
а. участвуют в образовании органических веществ из неорганических
б. используют солнечный свет для синтеза питательных веществ
в. разлагают органические останки и используют заключенную в них энергию
г. поглощают углекислый газ и кислород
Воздействие друг на друга организмов одного или разных видов относят к фактам
а. абиотическим б. биотическим
в. антропогенным г. ограничивающим
В наземном биоценозе продуценты — это
а. животные б. грибы
в. растения г. бактерии-сапрофиты
Антропогенными называют факторы
а. связанные с деятельностью человека
б. абиотического характера
в. обусловленные историческими изменениями земной коры
г. определяющие функционирование биогеоценозов
Бактерии, включаясь в круговорот веществ в биосфере
а. участвуют в формировании озонового слоя
б. разлагают органические вещества до неорганических
в. способствуют образованию известняка
г. нейтрализуют радиоактивные вещества в почве
Развитие растений экосистемы луга в разные сроки — это приспособление к
а. совместному обитанию б. сохранению влаги
в. использованию минеральных веществ почвы г. поглощению углекислого газа
Ведущая роль растений в природном сообществе состоит в
а. преобразовании солнечной энергии
б. обогащении почвы водой и минеральными солями
в. снабжение всех организмов минеральными веществами
г. накоплении гумуса, повышении плодородия почвы
К абиотическим факторам среды относят
а. подрывание кабанами корней б. нашествие саранчи
в. скопление помета в колониях птиц г. обильный снегопад
Обмен химическими элементами между организмами и неорганической средой, различные стадии которого происходит внутри экосистемы, называют
а. круговоротом веществ б. экологической пирамидой
в. пищевыми цепями г. саморегуляцией
Газовая функция живого вещества в биосфере обусловлена способностью организмов
а. накапливать различные вещества
б. окислять химические элементы
в. осуществлять сложные превращения веществ в их телах
г. поглощать и выделять кислород, углекислый газ
К агроэкосистеме относят
а. смешанный лес б. заливной луг
в. зарастающее озеро г. пшеничное поле
К огрниченно возобновляемым природным ресурсам относят
а. нефть б. плодородные почвы
в. ветер г. солнечный свет
К международным объектам охраны природной среды НЕ относят
а. космос б. мировой океан
в. плодородные почвы г. Антарктиду
В последнее время в окрестностях ряда городов наблюдается массовая гибель хвойников из-за
а. ухудшения климата б. неблагоприятных погодных условий
в. сильного загрязнения почвы и воздуха г. наличия у них листьев-иголок
Часть В
При выполнении задания В 16-18 ответ представьте в виде последовательности цифр, которые соответствуют номерам правильных ответов.
В естественной экосистеме
1. разнообразие видового состава 2. несбалансированный круговорот веществ
3. незамкнутый круговорот веществ 4.замкнутый круговорот веществ
5.разветвленные пищевые цепи 6. среди консументов преобладают хищники
Агроценоз в отличии от биоценоза характеризуется
1. короткими цепями питания 2. разветвленными цепями питания
3. незамкнутым круговоротом веществ 4.преобладанием монокультур
5. замкнутым круговоротом веществ 6. большим видовым разнообразием
Какие организмы можно отнести к группе продуцентов?
1. зеленые растения 2. растения-паразиты 3. цианобактерии
4. растительноядные животные 5. красные водоросли 6.болезнетворные бактерии
Часть С
Задания 19-20 требуют развернутого ответа.
19. Почему сокращается концентрация кислорода в нижних слоях атмосферы в настоящее время?
20. Какие изменения произойдут в экосистеме озера при сокращении численности хищных рыб?
Бланк ответов. Вариант №
Часть А.
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
ответы
Часть В.
16.
17.
18.
Часть С.
Бланк ответов. Вариант №1
Часть А.
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
ответы
а
г
г
б
в
в
а
в
б
а
г
а
г
б
в
Часть В.
16.
2 4 6
17.
2 4 5
18.
1 4 6
Часть С.
19 В них накапливаются ядовитые вещества (соли свинца и др тяжелые металлы), которые могут вызвать отравления и даже смертельный исход.
20 Причинами появления влажного смога в городах является высокое содержание в воздухе загрязняющих веществ, пыли, дыма и влажная безветренная погода.
Бланк ответов. Вариант №2
Часть А.
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
ответы
б
в
б
в
а
б
а
а
г
а
г
г
б
в
в
Часть В.
16.
1 4 5
17.
1 3 4
18.
1 3 5
Часть С.
19 Сокращение зеленого покрова Земли в результате вырубки лесов и гибели фитопланктона Мирового океана вследствие его загрязнения. Потребление кислорода транспортными средствами и промышленностью.
20 К увеличению численности растительноядных организмов. К уменьшению численности растений
infourok.ru
Контрольная работа по экологии, 10 класс,
по теме: «Организм и среда. Сообщества и популяции».
Данная контрольная работа составлена по УМК Черновой Н.М. «Основы экологии»,
по разделу «Общая экология».
I. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.
1. Свойства внешней среды, оказывающие влияние на организм
А - биотический фактор
Б - абиотический фактор
В - ограничивающий фактор
Г - экологический фактор
2. Состояние мнимой смерти
А - клиническая смерть
Б - анабиоз
В - спячка
Г - скрытая жизнь
3. Пределы положительного влияния на живые организмы
А - закон оптимума
Б - закон пессимума
В - закон ограничения
Г - закон воздействия
4. Условия, близкие к критическим точкам, особенно тяжелы для выживания
А - экстремальные
Б - оптимальные
В - пессимальные
Г - ограничивающие
5. Состояние организмов, близкое к анабиозу, называют
А - мнимой смертью
Б - явной смертью
В - неявной жизнью
Г - скрытой жизнью или криптобиозом
6. Закон большого числа яиц характерен для
А - хищников
Б - одноклеточных организмов
В - бактерий
Г – паразитов
7. Питание, в результате которого происходит самоочищение водоемов
А - процеживающее питание
Б - осадкообразующее питание
В - фильтрационное питание
Г - очищающее питание
8. Совокупность мелких водных обитателей
А - бентос
Б - нектон
В - планктон
Г - замор
9. Массовая гибель обитателей из-за нехватки кислорода
А - заморы
Б - заторы
В - заводи
Г - голодание
10. Невозможность длительного совместного выживания двух видов с близкими требованиями
А - закон Гаузе
Б – закон Вернадского
В - правило Тинеманна
Г - закон Ч.Элтона
11. Лишайник - это
А - симбиоз грибов и простейших
Б - симбиоз грибов и водорослей
В - симбиоз простейших и водорослей
Г - симбиоз растений и грибов
12. Способность организмов реагировать на изменение длины дня называется
А - суточным ритмом
Б - фотопериодизм
В - фотопериод
Г - годовым ритмом
13. Изменения в соотношении дня и ночи называется
А - суточным ритмом
Б - фотопериодизм
В - фотопериод
Г - годовым ритмом
14. Взаимовыгодные отношения в экологии ещё называются
А - мутуализмом
Б - симбиозом
В - трофическими связями
Г - альтруизмом
15. Чем беднее видами сообщество, тем выше численность отдельного вида – это правило
А - Геккеля
Б - Жаккара
В - Докучаева
Г - Тинеманна
16. Связи между разными организмами называют:
А - прямыми
Б - косвенные
В - нейтральными
Г – биотическими
17. Примером отношений типа «хищник – жертва» не могут служить пары организмов
А - щука и карасьБ - лев и зебраВ - песец и лемминг Г - ворона и сорока
18. Биоценоз – это совокупность организмов:
А - одного вида, обитающих на определенной территории
Б - разных видов, обитающих на разнородных участках ареалаВ - одного вида, обитающих на разнородных участках ареалаГ - разных видов, совместно живущих и связанных друг с другом
19. Из общего количества энергии, передающегося в пищевой сети с одного трофического уровня на другой, примерно 10%:
А - изначально поступает от солнцаБ - расходуется в процессе дыхания В - идет на построение новых тканей Г - превращается в бесполезное теплоД - выделяется в экскрементах
20. В экосистеме основной поток вещества и энергии передается:
А - от продуцентов к консументам и далее к редуцентам
Б - от редуцентов к консументам и далее к продуцентамВ - от консументов к продуцентам и далее к редуцентамГ - от продуцентов к редуцентам и далее к консументам
21. Из перечисленных организмов к продуцентам относится:
А - короваБ - белый грибВ - клевер луговойГ - человек
22. Выберите фактор, который можно считать ограничивающим для растений в океане на глубине 6000 м:
А – вода
Б – температура
В - соленость воды
Г – свет
23. Выберите фактор, который можно считать ограничивающим для растений в пустыне летом:
А – вода
Б – температура
В - давление
Г – свет
II. Выберите правильные ответы из предложенных.
1. Распределите перечисленные факторы среды по трем категориям:
биотические | абиотические | антропогенные |
Хищничество, вырубка лесов, влажность воздуха, температура воздуха, паразитизм, свет, строительство зданий, давление воздуха, конкуренция, выброс углекислого газа заводом, соленость воды.
2. Из предложенного списка составьте пары организмов, которые в природе могут находиться в симбиотических (взаимовыгодных) отношениях между собой (названия организмов можно использовать только один раз):
пчела, гриб подберезовик, актиния, береза, рак-отшельник, колокольчик, осина, клевер, гриб подосиновик, клубеньковые азотфиксирующие бактерии.
3. Из предложенного списка составьте пары организмов, между которыми в природе могут образовываться трофические (пищевые) связи (названия организмов можно использовать только один раз):
цапля, ива, тля, амеба, заяц-русак, муравей, водные бактерии, кабан, лягушка, смородина, росянка, муравьиный лев, комар, тигр.
4. Выберите из списка названия животных, которых можно отнести к консументам второго порядка:
тигр, дизентерийная амеба, волк, кролик, мышь, саранча, ястреб, крокодил, гусь, лисица, окунь, божья коровка, белый медведь, медоносная пчела.
5. Из перечисленных названий организмов выберите редуцентов:
медведь, бык, дуб, белка, подосиновик, шиповник, скумбрия, жаба, ленточный червь, гнилостные бактерии, баобаб, капуста, кактус, пеницилл, дрожжи.
Ответы.
I. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
Б | Б | А | А | Г | Г | В | В | А | А | Б | Б | А | А | Г | Г | Г | Г | А | А | В | Г | А |
II. Выберите правильные ответы из предложенных.
1. Распределите перечисленные факторы среды по трем категориям:
биотические | абиотические | антропогенные |
хищничество паразитизм конкуренция | соленость воды влажность воздуха, температура воздуха свет давление воздуха | вырубка лесов выброс углекислого газа заводом строительство зданий |
2. Из предложенного списка составьте пары организмов, которые в природе могут находиться в симбиотических (взаимовыгодных) отношениях между собой (названия организмов можно использовать только один раз):
пчела – колокольчик гриб подберезовик - береза
актиния – рак-отшельник осина – гриб подосиновик
клевер - клубеньковые азотфиксирующие бактерии
3. Из предложенного списка составьте пары организмов, между которыми в природе могут образовываться трофические (пищевые) связи (названия организмов можно использовать только один раз):
лягушка – цапля смородина – тля
заяц-русак - тигр муравей - муравьиный лев
комар – росянка ива - кабан
водные бактерии - амеба
4. Выберите из списка названия животных, которых можно отнести к консументам второго порядка:
тигр, волк, ястреб, крокодил, лисица, окунь, белый медведь.
5. Из перечисленных названий организмов выберите редуцентов:
гнилостные бактерии, пеницилл.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Итоговая контрольная работа по экологии
Вариант 1.
Эта часть состоит из 12 заданий. (А 1 – А 12). К каждому заданию даны 4 варианты ответов, из которых только один верный.
А 1. Закономерности возникновения приспособлений к среде обитания изучает наука
1) систематика
2) зоология
3) ботаника
4) экология
А 2. Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, популяций, сообществ, называют
1) абиотическими факторами
2) биотическими факторами
3) экологическими факторами
4) движущими силами эволюции
А 3. Интенсивность действия фактора среды, в пределах которых процессы жизнедеятельности организмов протекают наиболее интенсивно – фактор
1) ограничивающий
2) оптимальный
3) антропогенный
4) биотический
А 4. Совокупность живых организмов (животных, растений, грибов и микроорганизмов), населяющих определенную территорию называют
1) видовое разнообразие
2) биоценоз
3) биомасса
4) популяция
А 5. Гетеротрофные организмы в экосистеме называют
1) хемотрофы
2) продуцентами
3) редуцентами
4) автотрофами
А 6. Количество особей данного вида на единице площади или в единице объема (например, для планктона)
1) биомасса
2) видовое разнообразие
3) плотность популяции
4) все перечисленное
А 7. Организмы, использующие для биосинтеза органических веществ энергию света или энергию химических связей неорганических соединений, называются
1) консументами
2) продуцентами
3) редуцентами
4) гетеротрофами
А 8. Разнообразие пищевых взаимоотношений между организмами в экосистемах, включающее потребителей и весь спектр их источников питания
1) пищевая сеть
2) пищевая цепь
3) трофическая цепь
4) цепь питания
А 9. Географическое изображение соотношения между продуцентами, консументами и редуцентами, выраженное в единицах массы
1) пирамида численности
2) экологическая пирамида
3) пирамида энергии
4) пирамида массы
А 10. Самая низкая биомасса растений и продуктивность
1) в степях
2) в тайге
3) в тропиках
4) в тундре
А 11. Способность к восстановлению и поддержанию определенной численности в популяции называется
1) плотностью популяции
2) продуктивностью популяции
3) саморегуляцией популяции
4) восстановлением популяции
А 12. Сигналом к сезонным изменениям является
1) температура
2) длина дня
3) количество пищи
4) взаимоотношения между организмами
Вариант 2.
А 1. Термин «экология» в 1866 году предложил
1) Ю. Сакс
2) Э. Геккель
3) И. Сеченов
4) Ф. Мюллер
А 2. Совокупность физических и химических факторов неживой природы, воздействующих на организм в среде его обитания - фактор
1) биотический
2) антропогенный
3) абиотический
4) экологический
А 3. Ограничивающий фактор в биоценозе
1) свет
2) воздух
3) пища
4) почва
А 4. Группа популяций разных видов, населяющих определенную территорию, образуют
1) биоценоз
2) биогеоценоз
3) экосистему
4) фитоценоз
А 5. Продуценты в экосистеме дубравы
1) поглощают готовые органические вещества
2) образуют органические вещества
3) разлагают органические вещества
4) выполняют все перечисленные функции
А 6.Самая высокая продуктивность
1) смешанные леса
2) лиственные леса
3) хвойные леса
4) тропические леса
А 7. Усваивают углекислый газ, вовлекая его в круговорот веществ
1) продуценты
2) консументы
3) редуценты
4) детритофаги
А 8. Ряд взаимосвязанных видов, из которых каждый предыдущий служит пищей последующему
1) пищевая цепь
2) пищевая сеть
3) пищевой уровень
4) пирамида численности
А 9.Закономерность, согласно которой количество энергии, накапливаемой на каждом более высоком трофическом уровне, прогрессивно уменьшается
1) правило экологической пирамиды
2) закон гомологических рядов
3) ограничивающий фактор
4) оптимальный фактор
А 10. В биогеоценозе дубравы биомасса консументов первого порядка определяется биомассой
1) микроорганизмов
2) растений
3) хищников
4) консументов 3-го порядка
А 11. Наиболее подвержены изменениям компоненты биоценоза
1) продуценты
2) консументы
3) редуценты
4) нет правильного ответа
А 12. Способность организмов реагировать на чередование в течение суток периодов света и темноты определенной продолжительности
1) фотопериодизм
2) биологические ритмы
3) биологические часы
4) биотические факторы
Вариант 3
А 1. В агроценозе пшеницу относят к продуцентам
1) окисляют органические вещества
2) потребляют готовые органические вещества
3) синтезируют органические вещества
4) разлагают органические вещества
А 2. На зиму у растений откладываются запасные вещества
1) белки
2) жиры
3) углеводы
4) все перечисленные вещества
А 3. Группа организмов, ограниченная в своем распространении и встречается в каком-либо одном месте (географической области)
1) возникающий вид
2) развивающий вид
3) исчезающий вид
4) эндемический вид
А 4. Основной причиной неустойчивости экосистемы является
1) неблагоприятные условия среды
2) недостаток пищевых ресурсов
3) несбалансированный круговорот веществ
4) большое количество видов
А 5. Изменение видового состава биоценоза, сопровождающегося повышением устойчивости сообщества, называется
1) сукцессией
2) флуктуацией
3) климаксом
4) интеграцией
А 6.Факторы среды, взаимодействующие в биогеоценозе
1) антропогенные и абиотические
2) антропогенные и биотические
3) абиотические и биотические
4) нет верного ответа
А 7.Регулярное наблюдение и контроль над состоянием окружающей среды; определение изменений, вызванных антропогенным воздействием, называется
1) экологической борьбой
2) экологическими последствиями
3) экологической ситуацией
4) экологическим мониторингом
А 8. Территории, исключенные из хозяйственной деятельности с целью сохранения природных комплексов, имеющих особую экологическую, историческую, эстетическую ценность, а также используемые для отдыха и в культурных целях
1) заповедник
2) заказник
3) ботанический сад
4) национальный парк
А 9. Группа организмов, ограниченная в своем распространении и встречается в каком-либо одном месте (географической области)
1) возникающий вид
2) развивающий вид
3) исчезающий вид
4) эндемический вид
А 10.Приспособление животных к перенесению зимнего времени года
1) зимний покой
2) зимняя спячка
3) остановка физиологических процессов
4) анабиоз
А 11. Исторически сложившаяся совокупность растительных организмов, произрастающая на данной территории
1) флора
2) фауна
3) экосистема
4) сообщество
А 12. Факторы среды, взаимодействующие в биогеоценозе
1) антропогенные и абиотические
2) антропогенные и биотические
3) абиотические и биотические
4) антропогенные, биотические, абиотические
Ответы:
Вариант 1
№№ задания
Правильный ответ
1.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Ответы:
Вариант 2.
№№ задания
Правильный ответ
1.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Ответы:
Вариант 3
№№ задания
Правильный ответ
1.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
www.metod-kopilka.ru