/ Экзамен / Контрольная работа по риторике. Кошелева С.В. Контрольная по риторике


Контрольная работа по "Риторике"

Содержание

1 Контрольная работа №1 3

2 Контрольная работа №2  13

3 Контрольная работа №3  26

Список использованных источников  31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Контрольная работа №1

Задание 1.1

Дайте письменную характеристику собственной  речевой культуре по следующим параметрам: знание правил русского языка; умение грамотно писать и говорить; умение слушать; владение речевым этикетом; умение дифференцированно использовать языковые средства в разных ситуациях общения; навыки выступлений перед аудиторией; наличие в речи слов-паразитов, просторечных, вульгарных оборотов. Составьте программу повышения личной речевой культуры.

Ответ:

У меня высокий уровень знаний правил русского языка. Я умею правильно  писать и говорить. Иногда возникают  трудности в восприятии и переработке текстовой информации. При этом обладаю умением организовать речевое общение и знаю этикетные формулы речи, при определенных речевых ситуациях. К сожалению, навыков выступления перед большой аудиторией у меня практически нет. Иногда в разговорной речи у меня присутствуют слова паразиты, но я стараюсь контролировать себя, постепенно искореняя эту проблему.

Для повышения личной речевой культуры мне необходимо:

1.Приобретение новых знаний, накопление  сведений из различных областей  науки и техники, получение информации из периодической печати, передач радио и телевидения, чтение научной, публицистической, художественной литературы.

2. Расширение лингвистического  кругозора, знаний о языке.

3. Обогащение словарного запаса.

4. Развитие речевого слуха.  Следует слушать, как говорят, как произносят слова, как употребляют слова, т. е. обращать внимание не только на содержание речи, но и на форму преподнесения материала, языковое мастерство, ораторские приемы.

5. Практика говорения (ведение  беседы, переговоров, выступление в массовой аудитории, участие в дискуссиях и т. п.).

6. Овладение техникой речи. Основные  элементы речевой техники –  фонационное (речевое) дыхание,  голос (правильные навыки голосообразования)  и дикция (степень отчетливости в произношении слов, слогов, звуков). Хорошо поставленный голос, правильное дыхание во время говорения, четкая дикция, безупречное произношение позволяют выступающему привлечь внимание аудитории, наилучшим образом донести до слушателей содержание выступления, воздействовать на их сознание, воображение, волю. Владение техникой речи помогает лучше передать смысловые связи между частями речевого высказывания.

7. Знакомство с основами ораторского  мастерства.

8. Анализ текстов. Читая тексты, важные документы, необходимо  выполняйть роль редактора – текст читается медленно, слово за словом, пытаясь установить, как иначе можно толковать отдельные слова и предложения, какие мысли сформулированы неясно. Задача заключается в том, чтобы найти слабые места в тексте.

9. Овладение нормами литературного языка – одно из важнейших условий совершенствования речевой культуры.

10. Овладение технологиями речевого  общения.

Задание 1.2

Приведите речевые формулы приветствия, прощания, извинения, обращения с  просьбой, предложения чего-либо, отказа от чего-либо, уместные:

1) в письменной речи;

2) в устной речи.

Ответ:

Письменная речь:

1. Приветствие – Добрый день. Здравствуйте.

2. Прощание – С уважением. 

3. Извинение – Приношу свои  извинения

4. Обращение с просьбой –  Очень вас прошу

5. Предложение чего-либо – Позвольте обратить ваше внимание

6. Отказ от чего-либо – В  настоящее время это невозможно

Устная речь:

1. Приветствие – Здравствуйте. Моё почтение.

2. Прощание - Всего доброго. До  свидания.

3. Извинение - Прошу прощения. Извините

4. Обращение с просьбой – Если Вас не затруднит

5. Предложение чего-либо – Разрешите  предложить вам

6. Отказ от чего-либо – Я  вынужден отказать вам. Я не  в силах помочь вам

Задание 1.3

Прочитайте статью А. Шмелева «Ложная  тревога и подлинная беда»  и письменно ответьте на следующие вопросы:

1) Каким образом социально-политические  и культурные факторы повлияли  на состояние речевой культуры современного российского общества?

2) Почему происходит активное  проникновение в современный  русский язык иноязычных слов?

3) Что думает автор статьи о состоянии грамотности носителей русского языка?

4) В чем, по мнению автора, проявляется изменение языковой  картины мира?

Ответ:

1) Каким образом социально-политические  и культурные факторы повлияли  на состояние речевой культуры современного российского общества?

После 1991 г. в речевой практике общества сформировались некоторые положительные тенденции: расширение словарного состава языка в области экономической, политической и юридической лексики; приближение языка средств массовой информации к потребностям достоверного освещения реальности; сближение языка заметок и корреспонденций с литературной разговорной речью, отказ от канцелярского стиля в публицистике; деидеологизация некоторых пластов лексики; выход из употребления многих газетных штампов советского времени; возвращение некоторым городам и улицам исторических названий.

Положительное влияние на развитие языка оказывает изменение условий  публичного общения: отмена цензуры, возможность  высказать личное мнение, возможность  для слушателей оценить ораторские таланты видных политиков.

Наряду с положительными в современной  речи массовое распространение получили отрицательные тенденции: закрепление  грамматических ошибок в качестве образцов построения предложений; неточное употребление лексики, искажение значений слов; стилистические нарушения речи.

2) Почему происходит активное  проникновение в современный  русский язык иноязычных слов?

Действительно, в современной речи употребление иноязычных слов активизировалось, и это заметно каждому, даже неспециалисту. Откроем, например, газету: «Супер дисконты на мобильники!» «Промоутерская фирма предлагает..», «Открылось новое дизайн - бюро», «Компания совершает чартерные рейсы», «Шоп-туры в Китай» и т.д. С экранов телевизоров нас информируют об инаугурации или предстоящей процедуре импичмента президента, о том, что выборы не состоялись из-за неявки электората и об инвестиционном климате.

Проанализируем, какие сферы жизни  наиболее активно впитывают заимствования, и, пожалуй, не могут без них обойтись. Наиболее открытыми для иноязычных заимствований оказались следующие сферы жизни: политика, экономика, компьютеры и коммуникации, мода, шоу-бизнес, спорт. Проникновение в язык слов, связанных с политикой, экономикой вызвано, прежде всего, переходом к рыночным отношениям и открытости современного общества для международных контактов.

Не стоит на месте и развитие науки: новые реалии требуют новых  обозначений, которые мы заимствуем вместе с продуктами новейших технологий.

Теперь нельзя даже представить  эти сферы жизни без таких слов как пейджинговая компания, электорат, инаугурация, бартер, трансферт, факс, Интернет или промоутер. Здесь основная причина заимствований – это потребность в наименовании нового предмета или явления.

3) Что думает автор статьи  о состоянии грамотности носителей русского языка?

Автор, статьи считает, что в большей  мере, что грамотность можно отнести  к «орфографическому режиму», установившемуся в Советском Союзе. Грамотное письмо традиционно считается частью культуры.

Автор, статьи считает, что на современном этапе происходит падение престижности умения грамотно писать, и изменить эту тенденцию не так просто.

4) В чем, по мнению автора, проявляется изменение языковой  картины мира?

Автор, статьи считает, что представления, формирующие картину мира, входят в значения слов в неявном виде, так что человек принимает их на веру, не задумываясь. Пользуясь языковыми выражениями, содержащими неявные смыслы, человек, сам того не замечая, принимает и заключенный в них взгляд на мир.

Задание 1.4

Какие элементы языка относятся к нелитературным? Можно ли использовать их в своей речи? Почему и для чего?

Ответ:

Для того, чтобы понять что такое  нелитературный язык и определить его  роль в общении необходимо выявить причины его возникновения, рассмотреть динамику его развития. Основная причина, по мнению большинства авторов – лингвистов кроется в культурно-идеологическом своеобразии ситуации, сложившейся в постсоветской России, когда, желая ниспровергнуть официозно-коммунистические догмы, деятели прессы и литературы начали программировать массовое сознание по стандартам ГУЛАГа.

Прежних догм не стало. Общественные идеалы, включая и нравственно-этический  потенциал русской классической литературы, признанной, кстати, одним из трех величайших достижений человечества наряду с Античностью и Возрождением, оказались мишенью для насмешек, авторитеты были ниспровергнуты.

Парадокс, но факт: даже литературный язык советского периода, именно тот  язык, который и получил статус мирового, одного из языков ООН, был объявлен языком тоталитарной системы.

Все исследователи языка сходятся во мнении, что русскоговорящее сообщество переживает время резкой активизации жаргона (арго, сленга). Жаргонизмы переполняют речь людей, СМИ, художественную литературу. Этот процесс часто называют варваризацией. То есть появляется потребность в новых словах, поскольку появляются новые реалии и понятия. Кроме того, варваризация, как правило, сопровождает крайне нестабильные периоды в жизни общества. Идет интенсивный и неупорядоченный поиск средств выражения. Нестабильность языка отражает нестабильность общества.

Задание 1.5

Приведите пример стихотворения А.С.Пушкина, в котором используется разговорная, просторечная лексика. Для чего поэт использовал именно эти слова?

Ответ:

Гусар   1833г. (отрывок)

 

Скребницей чистил он коня,

А сам ворчал, сердясь не в меру:

"Занес же вражий дух меня

На распроклятую квартеру!

 

Здесь человека берегут,

Как на турецкой перестрелке,

Насилу щей пустых дадут,

А уж не думай о горелке.

 

Здесь на тебя как лютый зверь

Глядит хозяин, а с хозяйкой -

Небось, не выманишь за дверь

Ее ни честью, ни нагайкой.

 

То ль дело Киев! Что за край!

Валятся сами в рот галушки,

Вином - хоть пару поддавай,

А молодицы-молодушки!

 

Ей-ей, не жаль отдать души

За взгляд красотки чернобривой,

Одним, одним не хороши..."

- А чем же? расскажи, служивый.

 

Он стал крутить свой длинный  ус

И начал: "Молвить без обиды,

Ты, хлопец, может быть, не трус,

Да глуп, а мы видали виды.

 

Поэт широко использует бытовую  лексику народной речи для описания типичных особенностей русской жизни в деревне и городе: печка, галушки и т.п.

Также просторечные и простонародные слова и выражения Пушкин использует для создания речевой характеристики героя определенного социального  положения – в данном случае гусара.

Задание 1.6

В каждой приведенной паре найдите и выпишите правильный вариант употребления слова или словосочетания.

Ответ:

Беги, рельс, зажжется, обеих сторон,  слабее, афера, намЕрения,  снимите, хочет, положи, положи, езжай, лакированная туфля, лечебный шампунь, поздравить с Восьмым марта.

Задание 1.7

Употребите существительные в  словосочетаниях с прилагательными.

Ответ:

Собственное ООО; красивый кенгуру; горячий капучино; олимпийский Сочи; вкусный картофель; любопытный зевака; захватывающий фламенко; приготовленное суши; воспитанная леди; посещенный Чили; полноводное Онтарио; пьянящее бренди; принимающая ООН; комнатный Аэрозоль.

Задание 1.8

Образуйте форму именительного  падежа множественного числа существительных.

Ответ:

Слесарь – слесари.

Крем – кремы.

Округ – округа.

Директор – директора.

Отпуск – отпуска.

Профессор – профессора.

Инженер – инженеры.

Борт – борта.

Протектор – протекторы.

Аккумулятор – аккумуляторы.

Задание 1.9

Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных.

Ответ:

Носки –  носков.

Гектары – гектаров.

Килограммы – килограммов.

Погоны – погон.

Вафли – вафель.

Сапоги – сапог.

Башкиры – башкир.

Гусары – гусаров.

Эполеты – эполет.

Рельсы – рельсов.

stud24.ru

Контрольная работа по риторике. 7 класс. 1-е полугодие

Контрольная работа по риторике за 1-е полугодие.

7 класс

1. Что такое презентация?

А) Объяснение

Б) Изложение

В) Сочинение

Г) Представление

2. Кто представляет компании нового друга или приятеля?

А) Он сам.

Б) Тот, кто его знает.

3. При знакомстве не следует:

А) говорить добрым, приветливым тоном, улыбаться.

Б) не хвастаться, не обижать людей.

В) говорить приятные слова, улучшающие настроение окружающих.

Г) говорить то, что думаешь, если этим можешь испортить кому-то настроение или кого-то обидеть.

4. Соотнесите термины с их определениями.

А) Личный

Б) Публичный

1) Всенародный, открытый, явный, известный.

2) Касающийся непосредственно какого-либо лица, осуществляемый лично.

5. Какое слово не является синонимом глагола «возражать»?

А) Прекословить

Б) Перечить

В) Поражать

Г) Противоречить

6. Найдите речевую формулу несогласия:

А) Вы абсолютно правы.

Б) Это само собой разумеется.

В) Я не уверен, что это так…

Г) Не могу не согласиться с Вами…

7. Как возразить и не поссориться? Найдите лишнее.

А) Стремись убедить собеседника во что бы то ни стало, даже если придется прекратить дружеские отношения.

Б) Возражай по делу.

В) Выбирай вежливые слова и выражения, произноси их мягким, доброжелательным, уважительным тоном.

Г) Поменяй тему разговора, если несогласие зашло слишком далеко.

8. Среди звуковых средств воздействия на слушателя найдите одно зрительное.

А) Средства языка

Б) Жесты

В) Голос

Г) Темп речи

9. Среди зрительных средств воздействия на слушателя найдите одно звуковое.

А) Поза

Б) Взгляд

В) Паузы

Г) Мимика

10. Среди прямых способов достижения звучания найдите косвенное.

А) Управление дыханием.

Б) Смыкание голосовых связок.

В) Управление органами произнесения.

Г) Воздействие на голос через осанку, темп говорения, телодвижения, дикцию.

11. Определите порядок шагов к свободному голосу.

А) Тренировка позвоночника.

Б) Умелое дыхание.

В) Незатрудненное движение челюсти.

Г) Язык мой - друг мой!

Д) Умение зевать.

Г) Умение смеяться от души.

12. Какой уровень культуры отражает долгий и беззастенчивый взгляд одного человека на другого?

А) Низкий, невоспитанность.

Б) Высокий, воспитанность.

13. Как называется положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений?

А) Определение

Б) Правило

14. Как называется формулировка, раскрывающая, разъясняющая содержание, смысл чего-нибудь?

А) Правило

Б) Определение.

15. Что из перечисленного не должен делать советчик?

А) Быть искренним и доброжелательным.

Б) Навязывать свое мнение.

В) Стремиться к взаимопониманию, подбирать вежливые слова и выражения.

4) Уметь отвечать за совет и на совет.

16. Соотнесите характеристики речи и их определения.

А) Правильная

Б) Чистая

В) Логичная

Г) Богатая

Д) Уместная

  1. Речь, соответствующая коммуникативной ситуации.

  2. Речь, насыщенная разнообразными языковыми средствами.

  3. Речь без нарушений норм литературного языка.

  4. Речь, не засоренная словами нелитературного языка.

  5. Речь, не противоречащая законам мышления.

17. Допиши пословицы.

А) Голова без ума, что фонарь без …

Б) Ума палата, да разума…

В) Язык болтает, а голова…

Г) Умный молчит, когда дурак…

Д) Я ему по секрету, а он…

Е) На чужой роток не…

Ж) На языке мед, а под языком- …

З) Глупый осудит, а умный….

И) Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто….

К) Хвалился, хвалился, да …

Л) Если голова пуста, то голове ума не…

multiurok.ru

Контрольная работа по риторике. Кошелева С.В

Кошелева С.В. Контрольная работа по риторике

Вариант 1

Проанализируйте приведенные образцы ораторского искусства, выделите и охарактеризуйте использованные в них логические и эмоциональные доводы, тропы и фигуры красноречия, топосы.

«…Власть не может считаться целью. Власть – это средство для охранения жизни, спокойствия и порядка; поэтому, осуждая всемерно произвол и самовластие, нельзя не считать опасным безвластие правительства. Не нужно забывать, что бездействие власти ведет к анархии, что правительство не есть аппарат бессилия и искательства. Правительство – аппарат власти, опирающийся на законы, отсюда ясно, что министр должен и будет требовать от чинов министерства осмотрительности, осторожности и справедливости, но также твердого исполнения своего долга и закона. Я предвижу возражения, что существующие законы настолько несовершенны, что всякое из применение может вызвать только ропот. Мне рисуется волшебный круг, из которого выход, по-моему, такой: применять существующие законы до создания новых, ограждая всеми способами и по мере сил права и интересы отдельных лиц. Нельзя сказать часовому: у тебя старое кремневое ружье; употребляя его, ты можешь ранить себя и постороннего; брось ружье. На это честный часовой ответит: покуда я на посту, покуда мне не дали нового ружья, я буду стараться умело действовать старым. В заключение повторяю, обязанность правительства – святая обязанность ограждать спокойствие и законность, свободу не только труда, но и свободу жизни, и все меры, принимаемые в этом направлении, знаменуют не реакцию, а порядок, необходимый для развития самых широких реформ». (П.А.Столыпин «Ответ на запрос Государственной думы 8 июня 1906 года».)

№1 Аналогия (подкрепляется аргументами):

  1. …Я предвижу возражения, что существующие законы настолько несовершенны, что всякое из применение может вызвать только ропот…

  2. …Мне рисуется волшебный круг, из которого выход, по-моему, такой: применять существующие законы до создания новых, ограждая всеми способами и по мере сил права и интересы отдельных лиц…

  3. …Нельзя сказать часовому: у тебя старое кремневое ружье; употребляя его, ты можешь ранить себя и постороннего; брось ружье…

Дедукция(строится от общего тезиса к доказательствам и примерам):

  1. …Правительство – аппарат власти, опирающийся на законы, отсюда ясно, что министр должен и будет требовать от чинов министерства осмотрительности, осторожности и справедливости, но также твердого исполнения своего долга и закона. (Главное)

  2. …Мне рисуется волшебный круг, из которого выход, по-моему, такой: применять существующие законы до создания новых, ограждая всеми способами и по мере сил права и интересы отдельных лиц. (Доказательство)

  3. …Нельзя сказать часовому: у тебя старое кремневое ружье; употребляя его, ты можешь ранить себя и постороннего; брось ружье. На это честный часовой ответит: покуда я на посту, покуда мне не дали нового ружья, я буду стараться умело действовать старым. (Пример)

№2 Психологические аргументы по Полю Сопперу:

  1. Физическое благополучие (безопасность человека, свобода человека, свобода жизни, зависят от власти и правительства.)

  2. Социальные интересы.

  3. Право (законность, свобода).

№3 Топика.

Микротемы:

  1. Власть.

  2. Правительство.

  3. Несовершенство законов.

  4. Пример: «Часовой и кремневое ружье».

  5. Обязанности правительства. Заключение.

№4 Внешние топосы:

… покуда я на посту, покуда мне не дали нового ружья, я буду стараться умело действовать старым.

№5 Внутренние топосы:

А) Топос определение:

1) Топос «сущность»:

Власть – это средство для охранения жизни, спокойствия и порядка.

Правительство – (это) аппарат власти, опирающийся на законы, отсюда ясно, что министр должен и будет требовать от чинов министерства осмотрительности, осторожности и справедливости, но также твердого исполнения своего долга и закона.

2) Топос «части»:

Описание правительства и власти в общем, а потом идет разъяснение в отдельности.

3) Топос «имя»:

Конкретность понятий «власть» и «правительство».

  1. Топос «присущее и превосходящее»:

Превосходящее: Правительство – аппарат власти, опирающийся на законы, отсюда ясно, что министр должен и будет требовать от чинов министерства осмотрительности, осторожности и справедливости, но также твердого исполнения своего долга и закона.

Присущее: Я предвижу возражения, что существующие законы настолько несовершенны, что всякое из применение может вызвать только ропот.

Б) Топос соположения:

1) Топос «сопоставление»: старое и новое ружье.

В) Топосы обстоятельства:

1) Топос «основания»: П.А.Столыпин настаивает на том, чтобы правительство соблюдало и выполняло свои обязанности.

2) Топосы «средства»: В тексте говорится о целях и средствах достижения правильных реформ.

3) Топос «образ действия»

№6 Тропы:

Метафора: волшебный круг.

Метонимия: 1) у тебя старое кремневое ружье; употребляя его, ты можешь ранить себя и постороннего (употребляя - используя при стрельбе).

2) обязанность правительства – святая обязанность. (Святая – главная обязанность.)

Гипербола: Я предвижу возражения, что существующие законы настолько несовершенны, что всякое из применение может вызвать только ропот.

№7 Фигуры красноречия:

1) Градация: В заключение повторяю, обязанность правительства – (1) святая обязанность ограждать спокойствие и законность, (2) свободу не только труда, но (3) и свободу жизни, и (4) все меры, принимаемые в этом направлении, знаменуют не реакцию, а порядок, необходимый для развития самых широких реформ.

2) Анафора: Властьне может считаться целью.Власть– это средство для охранения жизни…

3) Изречение – краткое изложение общих идей (т. е сама речь).

4)Ободрение:…министр должен и будет требовать от чинов министерства осмотрительности, осторожности и справедливости, но также твердого исполнения своего долга и закона. (Или) Применять существующие законы до создания новых, ограждая всеми способами и по мере сил права и интересы отдельных лиц.

5)Уступка или допущение: В государстве существует несостоятельность законов, но их можно исправить.

studfiles.net

Риторика

24

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования

«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

Контрольно-измерительные материалы

Для студентов заочной формы обучения (по направлениям бакалавриата)

Пояснительная записка

Контрольно-измерительные материалы – контрольная работа и вопросы к зачету по дисциплине «Риторика» - составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Одна из ключевых целей дисциплины – сформировать у студента умение использовать полученные знания в своей будущей профессии.

Контрольная работа предусмотрена учебным планом и представляет собой письменную форму отчетности. Вопросы и задания для контрольных работ не выходят за рамки основной программы курса. При выполнении контрольной работы необходимо следовать следующим рекомендациям.

1. Титульный лист должен быть оформлен по образцу (см. «Методические рекомендации по написанию реферата» на сайте ПИЭФ, страница кафедры РСО и гуманитарных дисциплин)

2. Вариант контрольной работы определяется первой буквой фамилии студента:

Буква, с которой начинает фамилия студента

Номер варианта

А, Б, В

1

Г, Д, Е, Ё

2

Ж, З, И

3

К

4

Л, М

5

Н, О

6

П

7

Р, С, Т

8

У, Ф, Х, Ц

9

Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я

10

2. Контрольная работа включает:

а) полный развернутый ответ на вопрос по одной из основных теоретических тем курса. Ответ должен быть объемом не менее 3 страниц печатного текста;

б) выполнение тестовых заданий по практической риторике. Тестовые задания необходимо выполнить по следующему образцу:

Номер задания

Ответ

Да

Нет

1)

+

2)

-

3)

+

3. Контрольная работа должна содержать список использованной литературы, к которой обращался студент (учебники и учебные пособия, словари и справочники, Интернет-ресурсы).

4. При выполнении тестовых заданий рекомендуется обращаться к учебнику: Стернин И. А. Практическая риторика. 5-е изд., М.: Академия, 2008 (или любое другое издание.).

5. При выполнении первого задания (полный развернутый ответ на теоретический вопрос) рекомендуется обращаться к рекомендованной литературе (см. ниже «список рекомендованной литературы).

6. Контрольная работа сдается на кафедру в печатном виде (каб. 205).

Список рекомендованной литературы

Основная

  1. Александров Д.Н. Логика. Риторика. Этика: учеб. пособие. 4-е изд. М.: Флинта: Наука, 2007.

  2. Аннушкин В.И. Риторика. Вводный курс : учеб. пособие. 3-е изд. М.: Флинта: Наука, 2008.

  3. Введенская Л.А. Деловая риторика : учеб. пособие для вузов. 4-е изд. Ростов-на-Дону: МарТ, 2008.

  4. Введенская Л.А. Риторика и культура речи : учеб. пособие. 7-е изд., доп. и перераб. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

  5. Кузнецов И.Н. Бизнес-риторика. М.: Дашков и К, 2006.

  6. Логика и риторика: хрестоматия: учеб. пос. для вузов/ Авт.-сост. В.Ф. Берков, Я.С. Яскевич. 2 - е изд., доп. и перераб. Минск: ТетраСистем, 2007.

  7. Петров О.В. Риторика: учебник. М.: Проспект, 2009.

  8. Риторика: учебник / под ред. Н.А. Ипполитовой. М.: Проспект, 2008.

  9. Стернин И. А. Практическая риторика. 5-е изд., М.: Академия, 2008.

  10. Сурин Н. Риторика: учеб. пособие. 3-е изд., стереотип. М.: МГИУ, 2007.

Дополнительная

  1. Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия. М., 1998.

  2. Аннушкин В.И. Первая русская риторика. М., «Знание», 1989. №1.

  3. Античные риторики / Под ред. А.А.Тахо-Годи. М., 1978.

  4. Антология русской риторики. Учебное пособие. Отв. редактор и составитель профессор М.И.Панов. М., 1997.

  5. Аристотель. Топика.// Аристотель. Собрание сочинений в 4-х тт., Т.2, м, 1978.

  6. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.

  7. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М., 2001.

  8. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. М. 2000.

  9. Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2001.

  10. Волков А.А. Основы риторики. М., 1993.

  11. Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996.

  12. Вомпеский В.П. Риторики в России XVII-XVIII вв. М., 1988.

  13. Граудина Л.К. Русская риторика. Хрестоматия. М., 1996.

  14. Граудина Л.К., Кочеткова Г.И. Русская риторика. М. 2001.

  15. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989.

  16. Далецкий Ч.Б. Практикум по риторике. М., 1996.

  17. Зарецкая Е.Н. Риторика. М.: Изд-во «Дело», 2001.

  18. Зарифьян И.А. Общая и частная риторика в истории курса «Теория словесности» // Риторика. №1. С. 96–123.

  19. Ивин А.А. Риторика. М., 2002.

  20. Кирилов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2002.

  21. Клюев Е.В. Риторика. М., 2002.

  22. Кохтев Н.Н. Риторика. Учебное пособие для учащихся 8-11 классов. М., 1994.

  23. Кузнецов И.Н. Современная риторика. М., 2005.

  24. Ломоносов М.В. Краткое руководство по красноречию // Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений в 11-ти тт., Т.7. Труды по филологии. М., 1952.

  25. Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. М., 1995.

  26. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. М., 1996.

  27. Мурашов А.А. Основы педагогической риторики. М., 1996.

  28. Никольская С.Т. Техника речи. М., 1978.

  29. Об ораторском искусстве. Сост. А.Толмачев. 4-е, М., 1973.

  30. Перельман Х., Ольбрехт-Тытека Л. Новая риторика: Трактат об аргументации.// Язык и моделирование социального взаимодействия.

  31. Поварнин С. Спор. О теории и практике спора. СПб., 1996.

  32. Предмет риторики и проблемы ее преподавания. Доклады Первой Всероссийской конференции по риторике. Ред. В.И.Аннушкин, А.А.Волков, К.В.Карпюк. М., 1998.

  33. Риторика. Специализированный проблемный журнал. 1995 – 1997. №1 – 4.

  34. Риторика. Хрестоматия. Составитель В.И.Аннушкин. Пермь, 1994.

  35. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1992.

  36. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997.

  37. Сопер Поль С. Основы культуры речи. М., 1992.

  38. Стернин И.А. Практическая риторика. М., 2003.

  39. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Ростов-на-Дону, Изд-во «Феникс», 2003.

  40. Хазагеров Г.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Курс лекций и словарь риторических фигур. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1994.

  41. Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве М., 1972.

  42. Чихачев В.П. Лекторское красноречие русских ученых XIX века. М., 1987.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.gramota.ru/ – Мультимедийное пособие из трех частей: риторика, культура речи, лингвокультурология. На сайте представлены материалы о грамматических, стилистических, лексических и других нормах русского языка, правила оформления деловых бумаг различного типа, материалы для подготовки к устным и письменным экзаменам по русскому языку и литературе в школе и вузах. Консультации, ответы на вопросы.

  2. http://www.philology.ru/ – русский филологический портал – попытка компактно представить в интернете различную информацию, касающуюся филологии как теоретической и прикладной науки. Ядром портала является библиотека филологических текстов (монографий, статей, методических пособий).

  3. http://dvopages.by/ru/libr/cotciolo/volod/n2.html - учебное пособие Л. Володиной, О. Карпухиной «Деловая коммуникация и основы теории коммуникации»

  4. http://genhis.philol.msu.ru/article_113.shtml – Политическая риторика: Введение/ Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова Филологический факультет.

  5. http://kachkine.narod.ru– курс лекций профессора В.Кашкина по теории коммуникации.

  6. http://kogni.narod.ru/baranchikov.htm – Русская риторика. Опубликовал на Temator.Ru: Баранчиков И.

  7. http://lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/ritoriki.txt – Аристотель. Риторика. ок.355 г.до н.э. Перевод Н. Платоновой(Античные риторики. М., 1978.)

  8. http://library.thinkquest.org/26451/newmenu.html – Welcome to The Evolution of Communication. Весьма обширная информация об истории коммуникативных систем (от доисторических наскальных надписей до радио и телевидения). Может служить отличным учебным материалом.

  9. http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1151342&uri=chapt1b.htm – Ю.В. Рождественский «Теория риторики». Научная сеть.

  10. http://netzor.org/2007/08/03/iskusstvo-slovesnoj-ataki-uchebnik-po-ritorike.html – Автор: Карстен Бредемайер || Формат: PDF || RapidShare || MyBigDir || 1,4 Mб || 187 с || 2005. "Искусство словесной атаки". Учебник по риторике, написанный известным уже не только в Европе коуч-консультантом Карстеном Бредемайером. Основные темы - конструктивные приемы ведения дискуссии, которые он пропагандирует на семинарах среди менеджеров среднего и высшего звена, призывая отказаться от привычных, передающихся из поколения в поколение образцов поведения. Этому искусству важно научиться, ведь находчивый ответ в споре - это поведение в стрессовой ситуации, а многим знакомо состояние, когда в нужный момент не хватает слов, и из-за этого вы проигрываете, а мудрые мысли приходят в голову, к сожалению, с большим опозданием.

  11. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0 – Материал из Википедии – свободной энциклопедии.

  12. http://www.aber.ac.uk/media/Functions/mcs.html – один из наиболее полных ресурсов по теории коммуникации

  13. http://www.erudition.ru/referat/printref/id.17210_1.html – Русская риторика. (С) Пупышев Алексей Валерьевич ([email protected]) В рамках проекта «Работай головой!»

  14. http://www.klikovo.ru/db/book/msg/2815 – Волков А.А. Курс русской риторики

  15. http://www.koob.ru/lemmerman_heinz/lemmerman_uchebnik_ritoriki – Леммерман Хайнц "Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями". Этот учебник, написанный профессором Бременского университета X.Леммерманом, выдержал в Германии два издания. Его популярность - в мастерстве автора говорить просто о сложном. Учебник поможет формированию навыков речи и ведению дискуссии; кратко, связно и в доступной форме автор раскрывает `железные` правила, доказавшие свою действенность в ораторской практике. Каждый, в том числе и школьник, может освоить предлагаемый автором курс риторики и научиться говорить ярко и убедительно. Для широкого круга читателей.

  16. http://www.krugosvet.ru/articles/85/1008592/1008592a1.htm – Риторика в энциклопедии Кругосвет.

  17. http://www.lcc.whecn.edu/sfoy/default.htm – онлайновый курс межличностной коммуникации

  18. http://www.relga.rsu.ru/n51/rus51.htm – Томаз Хазагеров, доктор филологических наук, профессор Лидия Ширина, кандидат филологических наук, доцент. Риторика как искусство и наука (введение в общую риторику).

  19. http://www.ritorika.net/publ/2-1/ – Риторика: искусство и наука эффективной коммуникации.

  20. http://www.smartbiz.com/sbs/cats/comm.htm – здесь Вы найдете информацию по бизнес-коммуникации, деловой переписке, презентациям, офисной работе и т.п.

  21. http://www.talkworks.co.uk – как усовершенствовать свои коммуникативные навыки.

  22. http://www.zipsites.ru/books/lemmerman_uchebnik_ritoriki/ – X. Леммерман. Учебник риторики. Книга в формате TXT.

Варианты контрольной работы

ВАРИАНТ № 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС

1. Основные этапы риторической деятельности. Риторический канон и неориторика.

ТЕСТ

ДА

НЕТ

  1. Речевое воздействие исследует только вербальные сигналы.

  1. Эффективное общение  это такое, которое позволяет достичь предметной цели.

  1. Культура речи человека символизирует его компетентность.

  1. Невербальные сигналы используются в основном для передачи информации о мире.

  1. Языковой паспорт собеседника может охарактеризовать любой человек.

  1. Ответ студента на лекции — это убеждающее выступление.

  1. Устная речь эффективнее письменной.

  1. Оратор должен быть высоко эмоционален в процессе выступления.

  1. Эффективнее приводить в устном выступлении точные цифры.

  1. Опытные лекторы предпочитают выступать экспромтом.

  1. Слушателей раздражает, когда оратор говорит во-первых, во-вторых, в-третьих...

  1. Лучше выступать на ярком фоне.

  1. Около 50% информации в публичной речи передается через зрительный канал.

  1. Если слушатели наклоняются вперед, это свидетельство их внимания.

  1. Концовка необходима только для больших выступлений.

  1. Тезис — это мысль, высказанная оратором.

  1. Лучший юмор в публичном выступлении — это анекдот.

  1. Объявление — это публичная информация о каком-либо событии, происшествии.

  1. Автобиография рассказывается и пишется по стандартной схеме.

  1. Повествование — это рассказ о том, что было в действительности.

  1. Протокольно-этикетное выступление имеет целью соблюсти общественный ритуал.

  1. Похвальное слово должно содержать личное отношение оратора к человеку или организации, о которых идет речь.

  1. Развлекательная речь в своей основе должна быть бесконфликтна.

  1. Убедить аудиторию — значит привести доказательства, которые не вызовут возражения.

  1. В собственно убеждающем выступлении должен затрагиваться вопрос истины.

  1. Важность дебатов возрастает в эпоху демократизации общества.

  1. В аудитории старшего возраста надо апеллировать к истории.

  1. В разнородной аудитории можно обсуждать несколько вопросов.

ВАРИАНТ № 2

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС

1. Инвенция. Основные этапы инвенции. Концептуальный и стратегический законы риторики.

ТЕСТ

ДА

НЕТ

  1. Речевое воздействие исследует вербальные и невербальные сигналы.

  1. Эффективное общение  это такое, которое позволяет достичь предметной и информационной цели.

  1. Культура речи несет информацию о человеке как носителе позитивных качеств.

  1. Невербальные сигналы используются в основном для передачи информации об отношениях участников коммуникации.

  1. Языковой паспорт собеседника может охарактеризовать только специалист-филолог.

  1. Информационная речь — это лекция.

  1. Письменная речь эффективнее устной.

  1. Оратор должен быть умеренно эмоционален в процессе выступления.

  1. Эффективнее приводить в устном выступлении округленные цифры.

  1. Опытные лекторы предпочитают выступать по плану-конспекту.

  1. Важную информацию надо располагать в начале фразы.

  1. Лучше выступать с трибуны.

  1. Яркая индивидуальность оратора понижает эффективность его речевого воздействия на аудиторию.

  1. Если слушатели откидываются назад, это свидетельство того, что им нравится выступление.

  1. Концовка необходима в любом публичном выступлении.

  1. Тезис — это мысль, которую оратор старается обосновать.

  1. Если можно раздать слушателям наглядные пособия во время выступления, надо это сделать.

  1. Аннотация — это краткое изложение содержания книги или фильма.

  1. Юмор — необходимый компонент свободного рассказа человека о себе.

  1. При рассказе о вымышленных событиях связность речи — основное условие успеха.

  1. Протокольно-этикетное выступление должно быть кратким.

  1. Похвальное слово должно содержать личное отношение оратора к человеку или организации, о которых идет речь.

  1. Развлекательная речь должна слушаться с вниманием на всем своем протяжении.

  1. Убедить аудиторию — это заставить поверить в правоту оратора.

  1. Защищаемый тезис должен быть несколько раз повторен.

  1. Дебаты должны проводиться в парламентах, а не на уровне рядовых граждан.

  1. В большой аудитории надо выступать эмоциональнее, чем в малой.

  1. В мужской аудитории нецелесообразно делать словесный вывод.

ВАРИАНТ № 3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС

1. Риторический закон моделирования аудитории.

ТЕСТ

ДА

НЕТ

  1. Коммуникативная позиция говорящего  это степень его влиятельности в общении.

  1. Эффективное общение  это такое, которое позволяет достичь предметной, информационной и коммуникативной цели.

  1. Снижая себя в глазах собеседника, мы демонстрируем свою компетентность.

  1. Неконгруэнтность — это противоречие между смыслом слов и сопровождающими их жестами.

  1. Языковой паспорт человека обнаруживается на слух.

  1. Речь на открытии нового учебного заведения — это протокольно-этикетное выступление.

  1. Эффективность устной и письменной речи приблизительно одинакова.

  1. Оратор должен быть логичен и мало эмоционален в процессе выступления.

  1. Эффективнее приводить цифры в сопоставлении.

  1. Заучивание выступления наизусть — лучшая форма подготовки.

  1. Важную информацию надо располагать в середине фразы.

  1. Лучше выступать стоя рядом с трибуной.

  1. Яркая индивидуальность оратора повышает эффективность его речевого воздействия на аудиторию.

  1. Оптимальная длительность выступления — 10 мин.

  1. Юмористическая концовка действенна в любой аудитории.

  1. Аргументы — это утверждения, подтверждающие тезис.

  1. Умеренное употребление иностранных терминов создает впечатление интеллектуального превосходства оратора и, как следствие, — его правоты.

  1. Доклады могут быть от 20 мин до 1 часа и более.

  1. Свободный рассказ о себе должен быть скромным и мало эмоциональным.

  1. Рассказ о вымышленных событиях в основном носит развлекательный характер.

  1. Протокольно-этикетное выступление должно носить в своей основе эмоционально-развлекательный характер.

  1. Похвальное слово произносится в адрес отдельного лица или организации, учреждения.

  1. Развлекательная речь обычно содержит преувеличения.

  1. Доказывать и аргументировать — это одно и то же.

  1. Собственно убеждающее выступление должно быть высоко эмоциональным.

  1. Русские люди часто прибегают к дебатам для решения сложных социальных проблем общества.

  1. В женской аудитории можно рассматривать несколько проблем в одном выступлении.

  1. Для гуманитариев эффективна индуктивная подача материала.

studfiles.net

Контрольная работа по "Риторике"

    План 

Задание 1……………………….. ……………………………………………… 3
Библиографический список……. ……………………………………………… 18
Задание 2……………………....... ……………………………………………… 19
Библиографический список….... ………………………………………………. 26
                    

    Задание 1

    По учебному пособию – Риторика для юристов: основы судебного красноречия: учебно-практическое пособие для студентов вузов /авторы-составители: Л.В. Поповская, О.В. Лисоченко. 2-е изд., перераб. и доп. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 – выполнить письменно пять упражнений: по одному упражнению из разных параграфов в главах 1-8 (по выбору студента).

    Упражнение 82

    1. Что должно быть отражено во вступлении в судебную речь?

    Адвокаты  нередко выражают мнение, что судьи  не слушают их выступления в судебных прениях. Привлечь внимание суда, усилить эффективность психологического воздействия речи поможет четкая композиция, определенная лингвистическая организация текста речи. Основу целостности судебного выступления составляют предметно-структурное содержание и логическая структура, организованная вокруг основной мысли. Для судебной речи, как и для любой другой публичной речи, характерно трех частное деление: вступление- основная часть- заключение.

    Внимание к судебной речи в значительной мере зависит от того, как она начинается, как оратор сумеет установить контакт с составом суда, активизировать внимание судей и присяжных заседателей, психологически подготовить их к восприятию речи. Вступительная часть определяется замыслом речи и является основой для дальнейшего исследования обстоятельств дела, содержит проблему, которую следует разрешить.

    Какое бы вступление ни избрал судебный оратор, важно помнить, что: 1) в нем должен отразиться тот конфликт, на котором  строиться судебная речь; 2) оно должно быть связано с главной частью, служить отправной точкой для исследования обстоятельств дела; 3) не должно быть длинным; 4)стилистически должно гармонировать с основной частью.

    Итак, вступление сконцентрировало внимание суда и аудитории, но надо его удержать на протяжении всей речи. Поэтому речь должна быть хорошо организована логически, мысль оратора- двигаться от старого к новому, от известного- к неизвестному, от менее сильных аргументов - к более сильным. Поддержанию внимания способствует наличие конфликтной ситуации, подача фактов в противопоставлении.

    Таким образом, овладение логическими  основами убедительности, внимательное отношение к построению речи и  к логике изложения позволит судебному  оратору сделать речь по-настоящему доказательной и убедительной. 

       2. Что может быть отражено во вступлении?

    Во  вступлении могут быть отражены:

  1. причины, приведшие к совершению преступления;
  2. общественно-политическая и моральная оценка совершенного преступления;
  3. оценка общественной опасности преступления;
  4. изложены фактические обстоятельств дела;
  5. характеристика личности обвиняемого.

    3. Почему вступление должно быть связано с главной частью? Приведите примеры связи вступления с главной частью.

    Естественный  переход от одной части к другой обеспечивается логически совершенной  композицией судебной речи, логически-смысловым единством всех ее частей (вступления, главной части и заключения).

    Во  вступлении необходимо вызвать интерес  слушателей и овладеть их вниманием: установить с ними психологический контакт, расположить их к себе, завоевать их доверие, психологически подготовить слушателей к восприятию содержания главной части речи.

    4. Каков должен быть стиль вступления?

    Стиль вступления должен быть простым, доступным, не следует употреблять труднопроизносимые слова и сложные конструкции, то есть во вступлении оратор должен использовать язык аудитории, но при этом ни в коем случае не прибегать к низким, грубым, нелитературным словам и выражениям. В свою очередь судебное красноречие- это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь.

    5. Объясните паремию: «Начало - половина дела».

    Грамотно  построенное начало речи, а судебной речи – в значительной мере, как первое впечатление о человеке, позволяющее с высокой долей вероятности определить характер и устремления человека, позволяет привлечь внимание аудитории к предмету речи, установить доверительные отношения между собой и слушателями, – в этом случае у слушателей создается благоприятное отношение к предложениям, выдвигаемым ритором, а также к той аргументации, которую он применяет.

    Таким образом, к планированию вступления речи и его непосредственного  произношения следует отнестись с особым вниманием, поскольку именно от него зависит последующий успех речи и, следовательно, положительный исход дела.

    6. Когда нужно писать вступление?

    Поскольку первой пишется основная часть будущей  речи, то вступление пишется в последнюю  очередь, когда собран весь необходимый для судебной речи материал.

    7. Почему нежелательны вступления: а) интригующее; б) трафаретное; в) банальное; г) экстравагантное; д) слишком длинное или слишком короткое?

    а) Нежелательно интригующее выступление, поскольку со слов ритора для участников процесса не должно  остаться неясных моментов, т.н. «белых пятен», ритор обязан привести безапелляционные, четко обоснованные уверенные доводы.

    б) Трафаретные фразы, данные во вступлении, не только не пробуждают мысли и эмоций, но и вообще не воспринимаются и могут в первые же минуты создать неблагоприятное впечатление об ораторе и его выступлении, нарушить контакт, что в конечном итоге может привести к неправильному построению речи.

    в) Банальное вступление стоит в одном ряду с трафаретным. Оно не вызывает должного интереса у слушателей. Вызывает ощущение праздности и  предрешенности выступления.

    г) Не рекомендуется применять также излишне экстравагантное вступление, поскольку превратит судебный процесс в подобие циркового представления. К тому же есть вероятность потратить все силы на вступление, а основная часть и заключение останутся без должного внимания со стороны слушателей.

    д) Вступление должно быть как можно более кратким. Длинные вступления приводят к тому, что слушатели теряют представление о содержании выступления. Слишком короткое вступление также может привести к негативному исходу дела, поскольку не позволяет в полной мере расположить к себе аудиторию.

    Таким образом, при составлении вступления к судебной речи необходимо избегать как банального, так и излишне экстравагантного введения, слишком длинного и слишком короткого, интригующего или трафаретного.

    8. Какие еще вступления, по вашему мнению, нежелательны в судебной речи?

    Нежелательным является применение в судебной речи излишне эмоционального вступления, поскольку переключает внимание слушателей с самой сути речи на внешние проявления эмоций оратора (размахивание руками, притопывание ногами и прочее). К тому же аудитория быстро устает и не способна воспринимать основную часть и заключение речи.

    Не  стоит также применять комичное вступление, поскольку сразу же превращает заседание в фарс, и лишает полной меры ответственности  участников процесса. Слушатели воспринимают полученную информацию не серьезно, отчего успех  дела не гарантирован.

    9. Как вы понимаете такие качества речи, как ясность и доступность? Как с ними соотносятся категории  «говорящий/слушающий»? От кого зависит ясность речи? От чего зависит доступность речи?

    Ясность достигается, прежде всего, глубоким знанием материала, четкой композицией речи, логичностью изложения, убедительностью аргументов. Ясною признается речь, которую легко воспринимать, и которая не возбуждает никаких недоумений у слушателей. Чтобы ясно выражать мысли, нужно иметь вполне ясное представление о предмете. В частности, вредит ясности речи употребление так называемых двусмысленных выражений.

    Очень часто доходчивость (доступность) называют простотой. Простота изложения способствует тому, что речь понимается легко  и мысль судей без затруднений следует за мыслью оратора. Однако не следует путать простоту и примитивность. Простота речи предполагает использование и сложных синтаксических конструкций, и риторических приемов. Вовремя и кстати приведенное сравнение, яркая метафора, риторический вопрос, фразеологизм оживляют выступление, делают его более доходчивым.

    Ясность и доступность юридической речи в первую очередь зависит от точного  словоупотребления. Для того чтобы  в каждом конкретном случае правильно  и точно выбрать слово, необходимо знать его значение, смысловые связи с другими словами. Достигнуть простоты, ясности и доступности можно только настойчивой и кропотливой работой над каждой речью. 

    Упражнение 93

    1. Какие языковые средства свидетельствуют  о том, что перед нами заключение  судебной речи?

    Заключение  – последняя по порядку, но очень  значимая часть судебной речи. Обычно здесь или кратко повторяется  суть всего сказанного в других частях речи, или выводятся следствия  из доказанного тезиса, либо оратор старается, воздействуя на чувства  слушателей, увеличить силу своих доводов. Какое из трех видов заключения выберет оратор – это зависит от конкретных особенностей разбираемого дела.

    Заключение  является важной композиционной частью судебной речи. Это последняя часть, конец речи. Она подводит итог всему сказанному, поэтому о том, что перед нами заключение судебной речи, свидетельствуют следующие речевые обороты: «Подводя итоги всему сказанному...», «...не могу прийти к другому заключению».

    В заключительной части судебной речи, как правило, содержится обращение к суду о справедливом приговоре. В приводимой в упражнении части судебной речи это следующие обороты: «...Дементьев не виновен, и прошу его оправдать», «Я вас прошу о правосудии».

    2. Прочитайте вслух вывод, сформулированный в заключении.

    «Подводя  итог всему сказанному, я не могу прийти к другому заключению, как  то, что Дементьев не виновен, и  прошу его оправдать, оправдать  вполне еще и потому, что это  событие особого рода, это такая  палка, которая должна кого-нибудь поразить. Его она поражает несправедливо. Она должна обратиться на кого-нибудь другого».

    3. В данном заключении судебной речи использованы сразу три смысловых модели речи (топа) последовательно: «свидетельство», «определение» и «имя». Найдите их, зачитайте то, что относится к каждой их них, и охарактеризуйте.

    «Топ  свидетельство» – это передача и  приспособление чужих отрывков к  своей речи. Это обращение к  авторитетам.

    Следовательно, в приводимом в упражнении отрывке  судебной речи топ «свидетельство»: «Я полагаю, что к военной дисциплине совершенно применимо то, что говорили средневековые мыслители о справедливости: justita regnorum fundamentum – основа царства есть правосудие».

    Топ «определение» - отправная точка  речеописания, установление значения слов, предмета речи. В данном отрывке дефиниция: «Дисциплина, если брать это слово в этимологическом значении, есть выправка, обучение начальников их правам, подчиненных их обязанностям».

stud24.ru

Контрольная работа по курсу Риторика

3

Контрольная работа по курсу «Риторика»

1. Теоретическая часть

Дайте письменный развернутый ответ на вопросы:

1. Какие виды/жанры публичных выступлений вы знаете? В чем их своеобразие?

2. Перечислите основные факторы, влияющие на установление контакта между выступающим (оратором) и аудиторией.

3. Что важно знать выступающему о составе аудитории? Почему такие знания необходимы?

4. С чего целесообразнее начать подготовку речи:

А) с определения проблем;

Б) с выбора задач;

В) с отбора материала;

Г) с составления плана;

Д) с выписки цитат;

Е) с определения названия;

Ж) с составления развернутого конспекта? Свой ответ обоснуйте.

5. Охарактеризуйте основные этапы подготовки ораторской речи.

6. Что такое «композиция речи»?

7. В чем заключается смысловая и эмоциональная нагрузка вступления?

8. Каковы задачи основной части?

9. В чем своеобразие завершающей части выступления (заключения?)

10. Какие приемы привлечения внимания аудитории существуют?

11. Придумайте и запишите один-два примера:

А) аргументации и внушения;

Б) сопереживания;

В) парадоксальной ситуации;

Г) апелляции к непосредственным интересам аудитории;

Д) апелляции к авторитетам;

Е) апелляции к источникам;

Ж) апелляции к личности оратора.

12. Что такое индуктивный и дедуктивный методы изложения? Когда и в каких выступлениях их целесообразно использовать?

13. Что такое концентрический метод? В каких случаях следует прибегать к нему?

14. Что такое ступенчатый и хронологический (исторический) методы? Когда ими следует пользоваться?

15. Найдите и запишите примеры использования индуктивного, дедуктивного, концентрического, ступенчатого и хронологического методов.

2. Практическая часть.

Выберите любое из предложенных ниже заданий. Тему можно выбирать свою(!), учитывая собственные интересы и опыт. Составьте план своей речи. Проверьте его логичность, соотношение смысловых и временных пропорций. Освоив необходимый фактический материал и руководствуясь планом, составьте конспект выступления. Проверьте, нужна ли корректировка плана после завершения работы над конспектом. Прорепетируйте перед друзьями или перед зеркалом свое выступление. Оцените его, руководствуясь критериями, изложенными в заданиях.

Задание № 1. Подготовьте информационную речь (5 мин). Обоснуйте актуальность выбранной темы. Используйте во вступлении приемы привлечения внимания аудитории, Придумайте заключительные фразы речи. Составьте и сообщите аудитории план речи. Учтите, что ваша аудитория –слушатели группы.

Материалы к заданию.

1. Примерные темы для информационной речи

– события в нашей стране

– события за рубежом

– новости культурной жизни города

– спортивные новости

– новинки литературы

– системы ЭВМ

– как стать интересным собеседником

– зачем нужно изучать риторику

– как бороться с плохим настроением

– как я отделался от дурной привычки

– что делает нас привлекательными

– как ладить с родителями

– удивительный характер

– человек, который меня поразил (изменил мою жизнь)

– самые трудные минуты в моей жизни

– случай, который помог мне узнать себя (своего друга)

– как я утратил иллюзии

– новые достижения науки (медицины, техники…)

– что дает реклама потребителю, и насколько она должна быть

честной

- быть руководителем – это значит…

– деньги в нашей жизни

– а счастье, что оно…?

– Хочу ли я стать политиком?

– Что значит для меня свобода?

– Семья или карьера?

– Моя совесть и я

Схема оценки информационной речи

1. Тема и цель (Интересны? Уместны? Актуальны?)

2. Вступление (интересно ли? Использован ли прием привлечения внимания? Не слишком ли длинно?)

3. Главная часть (Продуман ли план? Весь ли материал относится к делу? Достаточно ли примеров? Конкретно ли содержание? Достигнута ли цель?)

4. Заключение (Ясно? Есть ли обобщение сказанного?)

5. Произношение (уверен ли говорящий в себе? Правильна ли его поза? Жесты? Удачен ли темп речи? Монотонно? Есть ли контакт с аудиторией? Есть ли речевые ошибки?)

6. Советы выступающему

Памятка

Информационная речь с первого до последнего слова – продукт обдуманного плана. Иначе она не будет ни интересна, ни ясна. Достичь того и другого можно, если она построена с учетом интересов слушателя. На целесообразном сочетании элементов нового и старого, конкретна в частностях и в целом, если она поддерживает ощущение поступательного движения, использует моменты конфликтно-драматического порядка. Создает в аудитории все нарастающее ожидание, завершаемое развязкой.

Вступление следует подобрать и проработать так, чтобы оно вызвало внимание, приподняло интерес, пояснило намерение оратора. Главная часть речи должна быть развита в соответствии с определенным планом и с учетом тематического задания, состава аудитории и установки

В заключении еще раз поясняется поставленная цель, поднимается на высшую ступень интерес слушателей, подчеркивается смысл речи и делается все возможное, чтобы создать у аудитории надлежащее настроение (П. Сопер).

Задание № 2. Подготовьте агитационную речь (убеждающую или призывающую к действию) на 5 минут. Выберите тему речи. Уточните ее формулировку. Определите аудиторию, для которой предназначена ваша речь. Продумайте систему логических и психологических доводов.

Материалы к заданию

1. План агитационной речи

А. Привлечь внимание, вызвать интерес.

Б. Охарактеризовать предмет речи, изложить основной тезис.

В. Привести аргументы для доказательства тезиса.

С. Сделать вывод. Сформулировать призыв.

Примерные темы для агитационной речи

– можно научиться быть счастливым

– я люблю «русское кино»

– «вредные» фильмы

– жизнь – любовь

– не в деньгах счастье

– книга, которую каждый должен прочитать

– позвоните (напишите) родителям

– не будьте равнодушными (о понятии «чужое горе»)

– берегите здоровье

– занимайтесь спортом

– научитесь зарабатывать деньги

Схема оценки агитационной речи

1. Тема и цель (Подходят ли они аудитории?)

2. Введение (Интересно? Вызывает ли желательную реакцию?)

3. Главная часть. (Интересен ли материал? Правильны ли доводы? Достаточны ли аргументы? Целесообразны ли примеры?)

4. Заключение (Ясно? Убедителен ли призыв к действию?)

5. Произношение (Произнесена ли речь с убеждением? Правильна ли поза? Уместны ли жесты? Удачен ли темп речи? Есть ли речевые ошибки?)

6. Советы выступающему.

Памятка

Агитационная речь требует от слушателей большего, чем другие виды речи. Если она не приводит к цели – это самая горькая из всех неудач оратора. Слушатели должны отозваться на призыв тут же, на месте, и от всей души. Их нужно заставить проникнуться доверием к вам и к тому, что вы говорите, доверием безусловным и идущим от доброй воли. Слушатели должны понять вас и преисполниться нетерпением сделать все, что вы от них хотите.

Что бы ни было избрано вами во вступительной части речи, к каким бы убедительным планам и методам вы ни прибегали, каковы бы ни были ваши завершающие призывы, – все следует развивать в соответствии с той определенной реакцией аудитории, к которой вы стремитесь (П. Сопер)

studfiles.net


Смотрите также