Этапы урока по ФГОС. Этапы современного урока по ФГОС. Задачи контрольного урока


Цели и задачи урока в школе

В настоящее время трудно найти человека, который не проходил обучения в школе. Нынешняя система образования требует, чтобы все посещали школу и получали базовые знания. Помимо всего прочего, школа воспитывает людей, прививает им чувство прекрасного. Именно здесь проходит значительная часть жизни ребёнка.

Школа – это, прежде всего, педагоги. У всех обучающихся детей есть любимые преподаватели и те, которые им не нравятся. Но всякий учитель проделывает огромную работу перед каждым занятием. Ведь чтобы выполнить все поставленные задачи урока, нужно хорошо потрудиться. Перед занятием педагоги составляют план и выделяют цели, которых им нужно вместе с классом достичь. Это очень тяжёлый труд, ведь не зря учителей так ценят ещё с давних времён.

Данное понятие в современном виде означает ограниченное во времени каждодневное времяпрепровождение учителя и учеников с целью получения новых знаний. Урок – целая история, где есть те, кто преуспел в решении задания, и те, кто не смог его выполнить. Помимо знаний, учитель должен развивать своих учеников и в нравственном плане, воспитывать их.

задачи урока

Чтобы провести хорошее занятие, педагог должен чётко спланировать каждое действие. Перед занятием необходимо оговорить цели и задачи урока, тем самым настроив класс на выполнение определённых заданий. Урок должен стать для учащегося шагом вперёд. Каждое занятие школьники должны чему-то учиться. Очень важно развивать в детях самостоятельность.

Урок – ограниченное по времени занятие, и дети должны это понимать. Какое бы важное место школа ни занимала в развитии знаний и воспитании ребёнка, без самостоятельной его работы ничего не получится. Время занятия должно использоваться максимально полезно. Это зависит от того, каким образом построит урок преподаватель. Кроме того, нужно грамотно окончить урок, ведь завершённость – немаловажная характеристика занятия.

Основные задачи урока

У педагогов есть такое понятие, как триединая цель урока. Оно означает результат, который должен быть достигнут в конце занятия. Почему триединая? Потому что сюда входит 3 задачи урока, которые являются основными: познавательная, развивающая и воспитательная. Именно выполнение всех этих целей сделает занятие максимально полезным как для учителя, так и для учеников. Рассмотрим их подробнее.

цели и задачи урока

Познавательный аспект является основным и включает в себя следующие требования:

Развивающий аспект считается самым трудным для педагога. В основном сложность состоит в том, чтобы придумать план данного аспекта на каждый урок. Однако это ошибочная методика. Сформированный единожды, указанный план может быть полезен на нескольких уроках, ведь развитие происходит медленнее обучения.

Развивающий момент состоит из нескольких пунктов: развитие речи, развитие мышления и развития движения, то есть двигательной сферы.

И, наконец, воспитывающий аспект. Это то, что отличает школу от других учреждений. Именно здесь ребёнок может быть воспитан в обществе. Есть несколько типов нравственных объектов, правильное взаимодействие с которыми поможет ученику освоить моральные принципы.

К этим объектам относятся другие дети, собственное «Я», труд, патриотизм и общество. Цель преподавателя – привить ребёнку осознание того, как можно поступать, а как не следует.

Открытый урок

Данный тип урока проводится абсолютно во всех школах, и всем классам выпадало или ещё предстоит в нём поучаствовать. В задачи открытого урока помимо всех остальных входит повышение культуры общения, а также навык исследовательской работы. На него всегда приглашаются другие учителя либо студенты, происходит обсуждение какой-либо проблемы.

Учитель заранее называет тему и дату урока-семинара, и ученики тщательно готовятся. Начинается такое занятие со вступительной речи педагога, он объявляет тему и вопросы, которые будут обсуждаться. После этого учащиеся зачитывают свои сообщения и вместе с учителем и приглашённым гостем обсуждают проблему.

Задачи открытого урока почти всегда выполняются, так как дети в любом случае учатся правильному общению, получают новые знания.

Урок в форме зачёта

Это те занятия, которые не очень нравятся ученикам. Обычно это бывает контрольная или самостоятельная работа, от которой будет зависеть итоговая оценка. Ученики всегда внимательно готовятся к такому уроку, ведь качество написанного диктанта или решённого уравнения будет влиять на многое.

задачи открытого урока

Задачи урока такого вида – лучшее усвоение пройденной темы и проверка знаний ребёнка. О контрольной и самостоятельной работе учитель всегда предупреждает заранее и просит учеников подготовиться. Перед началом урока все дети садятся на места. Часто бывают случаи, когда учитель заранее готовит доску и пишет задания (в случае контрольной по математике). Тогда по звонку ученики сразу приступают к решению задач.

Если это диктант по русскому языку, то, соответственно, заранее ничего не пишется. Учитель диктует, а ученики должны записывать. Это довольно распространённая форма урока, практически всегда дающая свои плоды. После контрольной на следующем занятии проводится работа над ошибками, чтобы ученики поняли и запомнили свои недочёты.

Задачи и цели урока в соответствии с образовательным стандартом

После того как Российская Федерация перешла на новую систему образования, появился и новый стандарт. Задачи урока по ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт) стали несколько иными. Сейчас от преподавателя требуется воспитать людей современного общества, привить детям осознание того, что они будут учиться всю жизнь. Главной целью по ФГОС является развитие школьника как субъекта познавательной деятельности.

На первый план выходит воспитание личности ученика. Помимо этого, требования включают в себя достижение метапредметных и предметных результатов. К первым относится активное использование коммуникативных компонентов в решении познавательных задач, а также применение всевозможных средств для сбора информации в соответствии с задачами предмета.

задачи урока английского языка

Познавательная или учебная задача урока потихоньку отходит на второй план. Так как в настоящее время много возможностей для самостоятельного усвоения знаний, школа основной целью ставит именно воспитание личности.

Наиболее общие критерии

Всего существует четыре такого рода критерия. Следуя им, можно сформировать качественный урок.

  1. Результативность. Оценка данного критерия является сложной задачей, так как мнение всегда субъективно. Однако опытные преподаватели считают урок успешным, если он отвечает определённым требованиям:- высокий познавательный уровень занятия и самостоятельная работа учащихся;- помощь в формировании личности школьников;- хорошее общение между учителем и учеником.
  2. Структура. В настоящее время это один из самых важных критериев, так как информации и способов её получения огромное количество, а время урока ограничено. Задача учителя – максимально правильно использовать отведённое время. Основная часть урока должна уходить на изучение новой темы. В оставшиеся минуты нужно произвести закрепление материала путём повторения и обыгрывания практических ситуаций.
  3. Помощь в пробуждении познавательных способностей ученика. Знания должны усваиваться, а если ребёнок не готов слушать новый материал, то он и не будет, а следовательно, ничему на этом уроке не научится. Очень важно, что ученик был настроен на урок. Решение задач, связанных с логикой, очень эффективно в этом деле. Чтобы активизировать класс, можно придумать различные роли: консультанты, ассистенты и т. д. Задачи урока в школе довольно разнообразны, и чтобы выполнить как можно больше, педагогу необходимо настроить детей на занятие.
  4. Творчество. Создание чего-то нового всегда приветствовалось всеми поколениями педагогов. Чтобы ребёнок не стеснялся выражать свои мысли, необходимо, чтобы он научился самостоятельности. Опытные преподаватели рекомендуют давать больше времени ребёнку что-либо делать самому. Это будет развивать в нём только самые лучшие качества. Например, в задачи урока русского языка входит обучение правописанию слов. Пусть ребёнок сам будет работать со словарем и выписывать новые слова.

Основные методы организации занятия

В современном мире есть огромное количество всевозможных приемов, которые помогут учителю провести качественное занятие. Цели и задачи урока должны выполняться с использованием различных методов.

Одним из самых популярных является беседа, представляющая собой диалог между учителем и учащимся, в основном по инициативе первого. Задачей учителя в этом случае является подведение ребёнка к правильному ответу с помощью наводящих вопросов. Также во время диалога ученик развивает свою устную речь.

задачи урока русского языка

Демонстрация является современным методом. Учитель во время занятия объясняет материал с помощью различных таблиц, схем, картин, кинофильмов и т. д. Как известно, в задачи урока английского языка входит усвоение правил разговорной речи. Для выполнения данной задачи учитель может поставить фильм учащимся на английском языке с субтитрами.

Конференция – собрание учащихся с целью обсуждения какого-либо вопроса или проблемы. Она может проходить как на городском уровне, так и на школьном. Обычно она представляет собой официальное мероприятие, где участники выступают с докладами и сообщениями, а затем беседуют по ним. Очень хорошо помогает в развитии деловой речи.

Повторение новой темы на уроке также очень важно. Закрепление материала никогда никому не мешало. Как говорится, повторение – мать учения. Напоминать об уже пройденном материале очень полезно, особенно перед итоговой контрольной или самостоятельной работой. Эффективно повторять решённые задачи на уроках физики и математики. Это поможет лучшему усвоению материала.

Индивидуальное обучение проводится только в определённых случаях, когда ученик отсутствовал по причине продолжительной болезни и пропустил новый материал. Также учитель может оставаться после уроков с учеником, который плохо усвоил тему, и объяснить ему ещё раз.

Подготовка педагога к проведению урока

Это очень продолжительный и сложный процесс, ведь нелегко готовиться к каждому уроку, когда их в день по пять, шесть, а то и семь. Данный процесс можно представить по этапам:

  1. Изучение учебной программы. Это действие производится обычно перед началом учебного года, чтобы выявить основные цели и задачи всего предмета, а также конкретной темы. Перед каждым уроком педагогу следует заглядывать в программу, чтобы выявить определённые задачи на данный момент.
  2. Методическая литература. После освоения учебной программы необходимо ознакомиться с учебником, различными статьями по данным темам. Это делается для того, чтобы составить тематический план. Он должен быть не громоздким, а чётким, и отражать основную информацию.учебная задача урока
  3. Изучение каждой темы в учебнике. Прежде чем давать детям задания по нему, учитель должен знать, что там написано. В задачи урока входит максимально доступное изложение материала, чтобы учащиеся понимали, о чём речь. Зачастую в учебнике есть сложные моменты, и на них должен обратить внимание преподаватель.
  4. Изучение материала по теме урока. Педагогу следует максимально полно знать тему, по которой проводятся занятия. Помимо учебной литературы необходимо прослушивать звуковую информацию и просматривать киноматериал. Если учитель собирается провести эксперимент на уроке, нужно очень серьёзно подготовиться, так как неудача может привести к подрыву репутации.
  5. И, наконец, создание плана на урок. К данному этапу следует отнестись с особым вниманием, так как план является последним шагом в подготовке учителя к уроку. Он состоит из названия темы урока, целей и задач, структуры, перечня методических и учебных пособий. Также следует выделить время на каждый этап урока. План не должен быть большим по объёму, однако начинающим учителям рекомендуется делать конспект урока. Задача погружённости в тему будет выполнена с помощью этого способа.

Анализ урока

Чтобы добиться успеха в преподавательской деятельности, необходимо обдумывать и анализировать каждый проведённый урок. Нужно находить свои ошибки и промахи и разбираться, являются ли они пробелами в подготовке к уроку, или же явились результатом работы на самом занятии. Не рекомендуется сильно себя хвалить или слишком ругать. Нужно попытаться дать объективную оценку.

Многие педагоги в проведении уроков делают одну ошибку. Она касается начала урока, когда учитель проверяет домашние задания учеников. В течение 15 или 20 минут проверяются задания у всех учеников, в то время как класс ничем не занят. Такое расточительство времени непростительно. Начинающим преподавателям нужно взять это на заметку и не совершать подобных промахов.

задачи на уроках физики

Анализировать урок следует на основании тех целей, которые были поставлены перед ним. Если занятие прошло в лекционном режиме, следует выяснить, доступно ли был изложен весь необходимый материал, и поняли ли что-нибудь ученики. Конечно, ответ на второй вопрос будет известен только при проверке знаний класса. Если же занятие проводилось в форме конференции или семинара, необходимо проанализировать активность учеников и содержание их сообщений и докладов.

Заключение

Труд педагога – один из самых тяжёлых и важных для всех нас. Недаром практически в каждом городе установлен памятник первой учительнице как дань уважения этой профессии. Преподаватели проводят свои занятия с целью обучить и научить детей тем навыкам и умениям, которые пригодятся в дальнейшем. В задачи урока входит и личностное воспитание ребёнка, объяснение моральных принципов.

Современное образование предъявляет высокие требования как к учителям, так и к учащимся. Сложные учебные программы, подробные планы и тому подобное ещё больше отягощают и без того сложную профессию. Но школа всегда была той ступенью, на которой формируется характер и знания. Она занимает огромное место в жизни каждого человека.

fb.ru

Типы уроков. Классификация, цели и задачи уроков в школе :: SYL.ru

Во все времена основным способом донесения знаний до детей был и остается урок. Для того чтобы понять, какого типа урок необходимо проводить в тот или иной момент, следует определиться с его целью. Классификация уроков, в зависимости от преследуемой цели, выделят 6 их типов. Применение каждого из них на практике является залогом успешно проделанной работы. Основные типы уроков представлены ниже.

Уроки по типам

Педагогическая практика включает в себя множества разных подходов к проведению уроков. Согласно традиционной классификации, типы уроков подразделяются на несколько видов, в зависимости от своей дидактической цели:

Типы уроков по ФГОС классифицируются несколько по-другому. Считается, что данный стандарт переносит акцент в образовательном процессе на запросы, нужды и интересы учеников. Согласно этому, типы уроков по ФГОС подразделяются следующим образом:

Особенностью проведения уроков по ФГОС является следование «учебной ситуации». Данный термин означает то, что теперь учитель не должен преподносить ученикам сразу готовое знание. Его задача - создать такую ситуацию, в рамках которой ученики смогут сами найти предмет изучения.

типы уроков

Тип 1: изучение нового

Данный урок является очень важным, так как ученику преподносятся новые и совсем не знакомые для него знания. Именно от того, как он усвоит это на первых порах, зависит его дальнейшее понимание темы и использование знаний на практике. Изучение нового материала осуществляется в формате традиционного урока, лекции, исследовательской работы, ученого или же трудового практикума, также используется урок-экскурсия.

Прежде чем начать знакомство с новой информацией, учитель должен проверить правильность выполнения учениками домашнего задания. Затем любой классический урок включает момент подготовки учащихся к усвоению. Когда учитель видит, что его подопечные уже готовы в полной мере получать новые знания, он начинает их потихоньку преподносить. После того как основная масса информации высказана, необходимо проверить, насколько хорошо дети ее запомнили. Для этого проводится первичная проверка усвоения новых знаний учениками. Далее классический урок предусматривает первичное закрепление информационного потока, изложенного учителем. Для этого решаются подходящие для учеников данного возраста и уровня задания. После того как основная информация точно отложилась в умах школьников, начинается этап контроля и самостоятельной проверки усвоения новых знаний. В завершение занятия учитель обязан подвести итоги проделанной работы, высказать основные выводы и дать ученикам рекомендации. Для того чтобы изученный материал не забылся, ученикам дается домашнее задание, которое они выполняют самостоятельно. Это позволяет более точно понять, насколько хорошо дети усвоили информацию, а также выявить тех, кому пройденная тема показалась слишком сложной. Следует помнить, что на следующем занятии домашнее задание необходимо обязательно проверять. Цели урока данного типа – донести до учеников новые знания, закрепить их первично и проверить способность учеников применять полученную информацию самостоятельно на практике.

урок экскурсия

Тип 2: закрепление пройденного материала

Несмотря на то что все новые знания закрепляются в процессе получения, этого недостаточно, чтобы усвоить их по максимуму. Основные типы уроков обязательно включают этап закрепления пройденного материала. Реализуется он посредством практикумов, лабораторных работ, консультаций и собеседований. Также практикуется урок-экскурсия. Он позволяет ученикам своими глазами посмотреть на предмет изучения. Цели урока – выработка практических умений и применение недавно полученных знаний. Такие типы уроков в школе предусматривают актуализацию базовых знаний и внесение корректировок в них. После того как ученики поймут, о чем пойдет речь, им обрисовывают область использования полученных знаний. Данный этап позволяет понять, в какой сфере или в какой момент времени будет правильным применить то или иное знание, а также что оно позволяет измерить или определить.

После того как общая картина сформировалась, учитель предлагает перейти к пробному применению изученного материала. Существует большая вероятность, что опробование знаний на практике не для всех будет понятным. Для того чтобы всё-таки отработать методику их использования, ученикам необходимо выполнить упражнение-образец со сходными условиями. Его выполнение позволит в будущем применять накопленную информацию безошибочно. Чтобы знания были максимально универсальными и применимыми не только в одной образцовой области, учитель завершает урок, давая школьникам решить задачу с новыми условиями. Как и все виды уроков, закрепление пройденного материала позволяет получить качественные навыки и научиться пользоваться информацией.

виды уроков

Тип 3: комплексное применение полученных знаний

Все виды уроков имеют четкий алгоритм проведения. Так, для того чтобы научиться комплексно применять знания в практической деятельности, необходимо пройти через следующие ступени:

Выполнение каждого из представленных этапов позволит наиболее эффективно принять и усвоить полученные навыки, знания и умения. Типы уроков обычно выражаются в самых разных формах проведения образовательного процесса. Этапы для всех являются одинаково актуальными. Для комплексного применения изученных материалов проводится урок - лабораторная работа, семинар, практикум. Учитель, проводя занятие в любом из представленных форматов, ставит перед собой цель. Традиционно это достижение самостоятельности в вопросе практического применения комплексных знаний в самых различных ситуациях. Изучать материал и применять его в комплексе - очень важный момент процесса обучения. Не все типы уроков практикуют данный формат преподавания.

Тип 4: повторение

С давних пор известно, что повторение - мать учения. Именно поэтому типы уроков обязательно включают в себя элемент повторения полученных в процессе других занятий знаний, умений и навыков. Иначе его называют уроком по систематизации и обобщению пройденных материалов. Урок-семинар, конференция или же занятие в формате круглого стола являются типичными формами повторения знаний, умений и навыков. Благодаря данному этапу огромнейшее количество материалов, накопившихся в памяти, превращаются в одну строго упорядоченную систему. Таким образом, можно смело заявить, что основной целью проведения урока по обобщению и систематизации знаний, умений и навыков является обобщение частных информационных блоков в общую структурированную систему.

Для того чтобы поставленная цель стала достижимой, необходимо пройти определенный путь по переводу хранящейся в памяти ученика информации в четкую базу данных. Для начала учитель проводит подготовительную беседу со своими подопечными. Он обсуждает те темы и проблемы, которые давал ученикам заранее, также узнает, смогли ли они ответить на заданные ранее вопросы, и какой литературой им было удобнее всего пользоваться. Получив все необходимы ответы, педагог обеспечивает учащихся материалом, необходимым для выполнения заданий. Обычно это таблицы, справочники, схемы, наглядные пособия. Основная задача учеников на данном этапе - свести частные показатели в один обобщенный. Далее идет обобщение единичных данных в общую систему. На данном этапе практикуются уроки самостоятельных работ. Затем учитель подводит итоги занятия, выслушивает результаты самостоятельной работы учеников и приводит им пример обобщения единичных показателей согласно тем источникам, которые использовали его подопечные. Так он дает каждому из детей попробовать найти правильный подход самостоятельно, и если этого не случается, то оказывает помощь.

цели урока

Тип 5: контроль знаний

Без контроля не выполняется ни одна работа, что же говорить о знаниях. Типы уроков контролирующего характера помогают поддерживать и постоянно совершенствовать уровень владения той или иной информацией. Обычно для выполнения данной задачи учителя используют коллоквиумы, зачеты, контрольные срезы или смотры знаний. Главная цель урока по контролю полученных знаний умений и навыков – определение уровня владения ими.

Если учитель ставит перед собой такую цель, то процесс учебно-познавательной деятельности будет опираться на выполнение заданий различной сложности. Механика данной методики очень проста. Сначала учащиеся получают задания со схожим, не очень высоким уровнем сложности. Те, кто не справляется с ним, автоматически занимают низшую ступень и выбывают из процесса контроля. Такой отсев продолжается до тех пор, пока не останется один человек, решивший задание, которое оказалось непосильным для других, или группа учеников, преодолевших весь путь и справившихся с самым сложным заданием. Всего существует три утвержденных уровня понимания и усвоения знаний:

Тип 6: комбинированный урок

Урок данного типа имеет огромное значение в процессе обучения. Как и все типы уроков, он позволяет понимать, усваивать и учиться применять новые знания. Его особенностью является то, что на уроке учениками решаются сразу несколько разных дидактических задач. То есть комбинированный урок состоит из этапа по повторению ранее изученного материала, также на нем проверяется выполнение домашнего задания и изучаются и закрепляются совсем новые знания.

Особенное распространение уроки данного типа имеют в начальной школе. Причиной такого рода популярности стали поведенческие особенности учеников младших классов. Они, как правило, чрезмерно эмоционально возбудимы и обладают неустойчивым вниманием. Помимо этого, использование комбинированных уроков в младшей школе соответствует учебной программе и порядку предоставления информации в современных учебниках. Если рассматривать урок на примере одного конкретного учебника, то можно отметить, что материал в нем преподносится поурочно. В свою очередь, каждый отдельный урок обладает несколькими главными линиями, согласно которым должна проводиться работа по получению и отработке знаний. Обычно ими являются:

комбинированный урок

Нестандартные подходы к проведению уроков

Порой, общаясь с высококвалифицированным педагогом, можно услышать такой термин, как нестандартный урок. Так как многие люди проходили обучение только согласно классической схеме преподавания, это высказывание способно вызвать массу вопросов. Первое, что интересно узнать, - это то, какие именно уроки можно назвать нестандартными. Виды уроков данного типа - это не просто урок практических работ, это занятия в формате "судебного заседания", "научного форума", диспута, конструктивного диалога, творческой пресс-конференции, яркого концерта или увлекательного мастер-класса.

Второй вопрос, на который неосведомленному человеку хочется получить ответ: что представляют собой перечисленные выше и другие подобные нестандартные уроки, причиной появления которых стал поиск новых типов и форм подачи знаний? С точки зрения характера признаков можно заметить, что каждый нестандартный урок можно с уверенностью отнести к одному из классических типов. В качестве примера хочется рассмотреть урок-суд. Фактически на уроке обыгрывается судебное заседание, действующими лицами которого выступают ученики класса. Каждому из них даются заранее определенные роли, после чего ребята погружаются в конкретную ситуацию. Например, они рассматривают "дело" Всемирной паутины. Судьей в данном случае является учитель. Такой формат его участия в процессе позволяет направлять занятие в правильное русло. Ученики, согласно своим ролям, пытаются оправдать или осудить в рамках заседания. В итоге суд подводит основные итоги и выносит свой вердикт.

В данной конкретной ситуации он может быть следующим: Интернет стал обязательным атрибутом ежедневной жизни человека. Его использование не всегда приводит к положительным результатам, поэтому просто необходимо научиться разумно применять великое достижение современности, чтобы не стать интернет-зависимым человеком. Фактически данное занятие является ярким примером дидактической игры по ролям и отвечает всем ее обязательным характеристикам.

основные типы уроков

Интегрированные занятия

Называя занятие интегрированным, сразу можно понять, в каком формате оно будет проведено и какова будет его сущность. Суть интегрированного занятия – объединение знаний и усилий учителей из разных областей для подготовки и проведения занятия, которое сможет донести до учеников интегрированные знания о конкретном объекте.

Классифицируются уроки данного типа в зависимости от смысла или от дидактической цели. К перечню уроков, классифицируемых по дидактической цели, относят занятия, на которых изучаются новые материалы, уроки, в рамках которых ранее полученные знания обобщаются и сводятся в единую систему, и комбинированные уроки.

Для интегрированных уроков характерны значительные возможности педагогического характера. Занятия данного рода позволяют ученикам получать глубокие и многогранные знания о конкретном объекте изучения. Благодаря тому, что в рамках интегрированного занятия ученики получают информацию из различных областей науки, у них появляется возможность по-новому осмыслить казавшиеся ранее понятными события и явления.

Использование на практике интегрированных уроков приводит к расширению возможностей синтеза знаний и формированию у учеников умений по использованию и перенесению знаний, принадлежащих одной области, в другую. Такие условия способствуют стимулированию аналитических способностей школьников, развивают необходимость системного подхода к объекту изучения, помогают научиться анализировать и сравнивать различные непростые процессы и явления реальной действительности.

Работа в направлении интегрированности процесса обучения способствует формированию целостного и более верного восприятия действительности. Все это можно назвать серьезной предпосылкой для формирования нового мировоззрения в науке.

классический урок

Как сделать урок лучше и эффективнее

Методики улучшения процесса обучения вводятся различными научными направлениями. Самыми выдающимися из них являются следующие пути совершенствования:

Введением в рабочий процесс нестандартных уроков учитель вызывает у учеников живой интерес к познанию. Благодаря появившемуся интересу школьники получают серьезный стимул к получению новых знаний, мотивируются и начинают воспринимать школу не как место зубрежки, а как источник знаний.

www.syl.ru

12. Основные типы уроков по математике и их структура.

Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все основные элементы учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)

Общей функцией урока яв-ся целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения. (Занков)

Одна из первых наиболее обоснованных классификаций уроков принадлежит советскому дидакту И.Н. Казанцеву, предложившему группировать уроки по двум критериям:

- по содержанию

- по способу проведения

По логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности различаются следующие типы уроков:

- вводный

- первичного ознакомления с материалом

- усвоение новых знаний на практике

- навыков

- закрепления, повторения и обобщения

- контрольный

- смешанный или комбинированный.

Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам дидактическим целям и месту уроков в общей системе:

  1. комбинированные (смешанные)

  2. изучения новых знаний

  3. формирование новых умений

  4. обобщение и систематизации изученного

  5. контроля и коррекции знаний, умений

под структурой урока понимаются соотношение и последовательность проведения частей, моментов, этапов урока, способствующих выполнению учебных задач. Единство структуры означает, что каждый элемент содействует успеху всего урока.

В зависимости от учебной задачи и содержания работы соотношение частей урока меняется. Некоторые из них занимают главное место на уроке, другие – имеют вспомогательное значение или вовсе отсутствуют. Возникают особенности в построении различных типов урока.

Структура уроков изучения новых знаний.

- организация начала урока

- цель и задача урока

- подготовительная работа к объяснению нового материала ( проверка домашних заданий, воспроизведение ранее изученного и др.)

- объяснение

- итоги урока и задание на дом

Главная часть – объяснение, однако успех урока зависит от всех компонентов. На уроке объяснения нового материала закрепление играет вспомогательную роль и проводится преимущественно с диагностической целью. Учитель получает информацию о том, как дети поняли и усвоили новые знания.

Итоги урока подводятся с точки зрения выполнения образовательных и воспитательных задач.

Структура урока закрепления.

- организация начала урока

- постановка цели и задач урока

- закрепление

- итоги и задание на дом

В начале урока нужно проверить готовность каждого ученика к работе. Именно организованное проведение начала урока создает рабочую обстановку и обеспечивает успешное проведение всего урока. При постановке цели урока учитель напоминает основные положения и правила, которые будут лежать в основе практической учебной деятельности.

Проверке дом задания целесообразно совместить с закреплением. Урок приобретает более строгую последовательность и систему. Основная часть урока – практические задания, разрешение проблемных ситуаций и вопросов, тренировочные упражнения, самостоятельные работы. Успех урока зависит от подбора упражнений с учетом особенностей учащихся данного класса. главное здесь в том, чтобы правильно найти степень трудности упражнения.

При подведении итогов помимо практических выводов нужно отметить работоспособность и усердие учеников.

Структура урока обобщения или повторения.

- организация начала урока

- постановка цели и задач урока

- обобщение и систематизация учебного материала

- итоги урока и задание на дом.

Особенность и сложность проведения этого типа урока в том, чтобы точно определить границы учебного материала , умело выделить основные идеи, понятия, правила, положения/ подобрать соответствующие упражнения.

Одна из особенностей систематизации и обобщения состоит в том, что учитель сам объясняет мало, он преимущественно руководит познавательной деятельностью учащихся.

Структура комбинированного урока.

- организация начала урока

- проверка домашнего задания

- постановка цели и задачи

- объяснение нового материала

- закрепление, повторение

- итоги урока, задание на дом

В комбинированном уроке объяснению также уделяют большее внимание. Однако и др части урока имеют не менее важное значение. Например проверка дом задания обычно выполняется как самостоятельные элемент структуры, который иногда трудно связать непосредственно с изучением нового.

Структура контрольного урока

- объяснение цели проверки и инструкция об организации работы

- проверка готовности учащихся к выполнению задания и способами его выполнения

- самостоятельная работа учащихся

- предварительное подведение урока.

Интегрированный урок – это урок в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Интегрированные уроки отличаются от традиционного использования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов.

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структура. Одни педагоги видят в таких уроках прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие наоборот считают их нарушением педагогических принципов. Нестандартные уроки:

- уроки – деловые игры; уроки – пресс конференции; уроки типа КВН; театрализованные уроки; уроки взаимообучения учащихся; уроки – конкурсы; уроки – концерты и т.д.

Раскрыть более подробно основные этапы урока

studfiles.net

Этапы урока по ФГОС. Этапы современного урока по ФГОС

Под Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) следует понимать комплекс обязательных требований к процессу обучения на определенном уровне. Для их реализации в учебном заведении должна быть разработана основная программа, состоящая из учебного плана, календарного графика, рабочих проектов курсов, предметов, дисциплин. В нее также должны входить методические и оценочные материалы. В соответствии с этой программой педагоги строят свою профессиональную деятельность в течение учебного года в целом, планируют каждое занятие в отдельности. Рассмотрим далее основные этапы урока по ФГОС. этапы урока по фгос

Общая классификация

В школе преподается достаточно много разных предметов. Содержание информации, безусловно, различно. Однако все уроки можно классифицировать на следующие группы:

  1. Открытие новых знаний.
  2. Уроки рефлексии.
  3. Занятия общеметодологической направленности.
  4. Уроки по развивающему контролю.

Задачи занятий

На каждом уроке ставятся и реализуются определенные цели. Так, на занятиях открытия новых знаний у учащихся формируется умение использовать новые способы действий, расширяется понятийная база за счет присоединения новых компонентов. На уроках рефлексии закрепляются и при необходимости корректируются уже изученные алгоритмы, термины, понятия. На занятиях общеметодологической направленности формируются обобщенные деятельностные нормы, выявляются теоретические основы дальнейшего развития содержательно-методических направлений. Кроме этого, происходит становление способностей к систематизации и структурированию изучаемого материала. На занятиях развивающего контроля у детей формируются навыки самоанализа. Необходимо отметить, что разбиение на этапы урока по ФГОС (второго поколения) не должно нарушать непрерывность обучения.

Характеристика этапов урока по ФГОС: "Открытие нового знания"

Каждое занятие строится по определенной схеме. Можно выделить следующие этапы урока по ФГОС (математика это будет или русский язык, в принципе, значения не имеет):

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Актуализация и пробное действие.
  3. Выявление места и причин затруднения.
  4. Построение проекта и решение проблемы.
  5. Реализация сформированной модели.
  6. Первичное закрепление с проговариванием вслух.
  7. Самостоятельная работа с самоконтролем.
  8. Включение в систему знаний и повторений.
  9. Рефлексия учебной деятельности на занятии. характеристика этапов урока по фгос

Мотивация

Цели этапов урока по ФГОС различны. Однако, вместе с этим, они тесно взаимосвязаны друг с другом. Целью мотивации выступает выработка на индивидуально значимом уровне у ученика внутренней готовности к выполнению установленных нормативов. Реализация этой задачи обеспечивается:

  1. Созданием условий для возникновения индивидуальной внутренней потребности осуществлять деятельность.
  2. Актуализацией требований к обучающемуся со стороны педагога.
  3. Установлением тематических рамок деятельности.

Актуализация и пробное действие

В качестве главной цели на этом этапе выступает подготовка мышления детей и организация понимания ими собственной потребности к формированию новой модели действий. Для ее достижения нужно, чтобы обучающиеся:

  1. Воспроизвели и зафиксировали навыки, знания и умения, требуемые для создания новой модели поведения.
  2. Активизировали мыслительные операции и познавательные процессы. К первым, в частности, относят синтез, анализ, обобщение, сравнения, аналогию, классификацию и пр. Познавательные процессы - внимание, память и пр.
  3. Актуализировали норму учебного действия.
  4. Попробовали самостоятельно выполнить задание по применению нового знания.
  5. Зафиксировали появившиеся затруднения при реализации пробного действия либо при его обосновании. этапы комбинированного урока по фгос

Выявление проблем

Ключевой задачей на этой стадии выступает осознание, в чем конкретно состоит недостаточно знаний, способностей или умений. Для достижения этой цели нужно, чтобы дети:

  1. Проанализировали все свои действия. Стоит сказать, что самоанализ сопровождает все этапы современного урока (по ФГОС).
  2. Зафиксировали шаг или операцию, на которой появилась проблема.
  3. Соотнесли собственные действия на месте возникновения затруднения с ранее изученными способами и определили, какого именно умения не хватает для решения поставленной задачи, аналогичных ей вопросов.

Построение проекта

Цель данного этапа - формулирование задач деятельности и на их основе выбор модели и средств их реализации. Для ее достижения учащиеся:

  1. В коммуникативной форме формулируют конкретную задачу предстоящих учебных действий, посредством которых выявленная ранее причина затруднений будет устранена.
  2. Предлагают и согласовывают тему урока, которую педагог может уточнить.
  3. Выбирают модель формирования нового знания. В качестве нее может выступать метод уточнения или дополнения. Первый актуален в том случае, если новую модель можно создать на основе уже полученных знаний. Метод дополнения применяется, если изученные аналоги отсутствуют, и нет необходимости вводить принципиально новые знаки либо способ действия.
  4. Выбирают средства, с помощью которых формируется знание. К ним относят изученные модели, алгоритмы, способы записи, понятия, формулы и другие инструменты. цели этапов урока по фгос

Реализация проекта

Основной задачей выступает формирование детьми новой модели действий, умения ее применять и при решении задачи, вызвавшей затруднение, и аналогичных ей вопросов. Для этого обучающиеся:

  1. Выдвигают на базе выбранного метода гипотезы и обосновывают их.
  2. Используют предметные действия со схемами, моделями при построении новых знаний.
  3. Применяют выбранный метод для решения задачи, которая вызвала затруднение.
  4. Фиксируют в обобщенном виде способ действий.
  5. Устанавливают преодоление проблемы, возникшей ранее.

Первичное закрепление

Оно необходимо для усвоения детьми нового метода действий. Для этого нужно, чтобы дети:

  1. Проговаривали вслух свои шаги и их обоснование.
  2. Решили несколько типовых задач по новому способу действий. Это может осуществляться в парах, в группах или фронтально.

Самостоятельная работа и самопроверка

Эти этапы современного урока по ФГОС имеют особое значение. В ходе самостоятельной работы проверяется степень освоения полученного знания, формируется (по возможности) успешная ситуация. Эти этапы урока по ФГОС предполагают:

  1. Выполнение работы, аналогичной первой, но решаются задания, в которых ранее были допущены ошибки.
  2. Проведение самопроверки по эталону и фиксация результатов.
  3. Установление преодоления затруднения, которое возникло ранее.

Эти этапы урока по ФГОС включают в себя особый вид работы для тех детей, у кого проблем при решении в первый раз не возникало. Они занимаются заданиями творческого уровня по образцу и затем проводят самостоятельную проверку результатов. основные этапы урока по фгос

Включение в сферу знаний и повторений

В качестве ключевой задачи выступает применение моделей действий, которые вызывали затруднение, закрепление изученного материала и подготовка к восприятию следующих разделов предмета. Если предыдущие этапы урока по ФГОС пройдены удовлетворительно, то дети:

  1. Решают задачи, в которых рассматриваемые модели действий связаны с изученными ранее и друг с другом.
  2. Выполняют задания, направленные на подготовку к изучению других (следующих) разделов.

Если предыдущие этапы урока по ФГОС дали отрицательный результат, повторно проводится самостоятельная работа и осуществляется самоконтроль для другого варианта.

Рефлексия

На этом этапе основная цель - осознание детьми способа преодоления затруднения и самостоятельная оценка полученных результатов коррекционной или самостоятельной работы. Для этого обучающимся необходимо:

  1. Уточнить алгоритм исправления допущенных ошибок.
  2. Назвать способы действий, которые вызвали затруднение.
  3. Зафиксировать уровень соответствия поставленных целей и достигнутых результатов.
  4. Оценить свою работу на уроке.
  5. Наметить цели для последующей деятельности.
  6. По результатам работы на уроке согласовывается домашнее задание. этапы урока по фгос математика

Занятие развивающего контроля

Рассмотрим, например, этапы урока музыки по ФГОС:

  1. Мотивация к контрольно-коррекционной деятельности.
  2. Актуализация и пробная учебная деятельность.
  3. Локализация личных затруднений.
  4. Построение проекта коррекции обнаруженных проблем.
  5. Реализация новой модели.
  6. Обобщение затруднений в речи.
  7. Самостоятельная работа и проверка по эталону.
  8. Решение задач творческого уровня.
  9. Рефлексия работы.

Выполнение контрольной деятельности

Главная задача мотивации к коррекционной деятельности аналогична описанной ранее и состоит в выработке внутренней готовности учащихся к реализации требований образовательной работы. В данном случае, однако, имеет место контрольно-коррекционная направленность. В этой связи необходимо:

  1. Установить цель урока и сформировать условия для появления внутренней потребности у учеников включиться в работу.
  2. Актуализировать требования, предъявляемые к обучающемуся со стороны контрольно-коррекционных действий.
  3. В соответствии с решенными ранее задачами, определить тематические пределы и создать ориентиры для работы.
  4. Сформулировать метод и процедуру контроля.
  5. Определить критерий оценивания.

Подготовка мышления детей

Учащиеся должны осознавать собственную потребность в контроле и самоанализе, выявлении причин возникновения сложностей. Для реализации этой задачи нужно:

  1. Провести повторение контролируемых моделей действий.
  2. Активизировать такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, а также познавательные процессы, которые необходимы для контрольной работы.
  3. Организовать мотивацию детей к осуществлению деятельности с использованием запланированных способов действий.
  4. Создать условия для выполнения индивидуальной контрольной работы.
  5. Предоставить детям возможность провести самоанализ своей деятельности по заранее установленному критерию. этапы урока по фгос второго поколения

Занятие общеметодологической направленности

Этапы комбинированного урока по ФГОС ориентированы на формирование у детей представления о приемах, связывающих изучаемые ими понятия в одну систему. Кроме этого, они способствуют осознанию методов построения плана непосредственно самой образовательной деятельности. Она, в свою очередь, обеспечивает самостоятельное изменение и саморазвитие обучающихся. На таких занятиях осуществляется создание норм и способов учебной деятельности, самооценки и самоконтроля, рефлексивной самоорганизации. Такие занятия считаются надпредметными. Они проводятся за рамками какой-либо дисциплины на классном часе или во время внеклассного мероприятия.

Заключение

Разбиение уроков на этапы позволяет подавать материал четко структурированным, в логической последовательности, обеспечивая при этом непрерывную координацию деятельности учащихся. Для каждого занятия должны определяться задачи, варианты действий учеников. Немаловажное значение имеет и организационный этап урока по ФГОС. Он предшествует формированию мотиваций у детей. После приветствия, преподаватель проводит проверку подготовленности, определяются отсутствующие. После этого фокусируется внимание учеников, задается необходимый настрой на восприятие информации. При необходимости и наличии возможности педагог может откорректировать план занятия на организационном этапе.

fb.ru

План-конспект контрольного урока 1

1.Подготовительная (14 мин)

Построение, рапорт ученика,

сообщение задачи урока,

строевые упражнения

- на носках

- на пятках

- на внешней стороне стопы

- на внутренней стороне стопы

- в низком приседе

1.Со сменой направления движения

2.Змейка

Специально-беговые упражнения

- бег галопом правым/левым боком

- бег с высоким подниманием бедра

- перекат с пятки на носок

- бег с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени назад

- ускорение

ИГРА «Найди предмет»

- И.п. стойка ноги врозь, руки на пояс,

1- наклоны головы вперёд

2-назад

3-влево

4-вправо

5-поворот головы влево

6-поворот головы вправо

7-поворот головы дугой влево

8-поворот головы дугой вправо

- И.п. стойка ноги врозь, руки вперед

1-2 круги кистями внутрь

3-4 круги предплечьями внутрь

5-8 круги руками вперед

1-4 круги руками назад

5-6 круги предплечьями наружу

7-8 круги кистями наружу

- И.п. стойка ноги врозь, руки вниз

1-4 круги туловищем влево,

5-8 круги туловищем вправо,

- И.п. широкая стойка ноги врозь, руки на пояс,

1-наклон к левой

2-наклон к правой

3-наклон

4-наклон к левой с поворотом туловища влево и касанием правой рукой левой ноги

5-наклон к правой с поворотом туловища вправо и касание левой рукой правой ноги

6-И.п.

- И.п. стойка ноги врозь левой, левая на пятке, правая на носке, руки в стороны

1-наклон двумя руками влево

2-И.п.

3-наклон двумя руками право

4.И.п.

- И.п. основная стойка

1-3 полунаклон вперед, правая нога прямая назад выше 90 градусов, руки в стороны

4-И.п.

5-7 полунаклон вперед, левая нога назад выше 90 грдусов, руки в стороны

8-И.п.

- И.п. основная стойка, руки на пояс

1-3 прыжок вверх

4- прыжок с поворотом на 360 градусов

2 мин

30 сек

10 м.

10 м.

10 м.

10 м.

10 м.

5 сек.

10 сек.

15 сек.

1 мин.

15 м.

15 м.

15 м.

15 м.

15 м.

5 сек

3 мин.

5 сек.

6 мин.

4 раза

2 раза

4 раза

4 раза

4 раза

4 раза

4 раза

5 сек.

70-80

90

130-140

140-160

140-150

110-120

90-100

В шеренгу становись, ровнясь, смирно,

направо, кругом, прыжком кругом, налево, направо, налево в обход шагом марш

По кругу

Руки на пояс, в стороны, вверх

Руки за спину, Руки перед собой

Руки в стороны

Руки на колени

По свистку

За учителем

По диагонали

Руки работают разноименно

Руки согнуты в локтях, работают разноименно

С касанием пятки разноименно, с захлестыванием голени с касанием пятки одноименно

В полную силу

Восстановление

В шеренгу

На внимание и восстановление дыхания

В 3 колонны

Фронтальный метод

Под медленный счет

Руки прямые, кисти в кулак

Руки в замок

Руками образовать кольцо

Руки вверх

Руки вверх

Ноги и руки прямые

Левая рука в сторону, прямая

Правая рука сторону, прямая

Ноги прямые, находятся на одной линии, по команде смена, меняются ноги

Руки вверх

Руки вверх

Прогнуться в пояснице

Плечи не опускать, носок тянуть

При приземлении руки вперед для равновесия

В 1 колонну

Познавательные

(постановка и решение проблем)

Регулятивные (планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации)

Личностные (оценка своих поступков)

Регулятивные (планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации)

Основная часть

(20 мин)

Выполнение гимнастических элементов

1.Выполнение кувырка вперед

2.Выполнение кувырка назад

3.Выполнение стойки на лопатках с опорой на руки

4.Гимнастический мост из упора лежа

1.«Цепочка»

2.Прыжки на двух ногах до цветной фишки, прыжок с поворотом на 360 градусов, бег спиной вперед

3.Прыжки в обручи, бег до фишки и партнера

4.Прыжки в обручи, кувырок веред, бег до фишки и партнера

5.Прыжки в обручи, кувырок веред, подтягивания на скамейке в упоре лежа, бег до фишки и партнера

6.Прыжки в обручи, кувырок вперед, подтягивания на скамейке в упоре лежа, прыжки на гимнастической скакалке (3 раза), бег до фишки и партнера

7.Прыжки в обручи, кувырок вперед, подтягивания на скамейке в упоре лежа, прыжки на гимнастической скакалке (3 раза), бег до фишки, прыжок вверх с поворотом на 360 градусов, бег спиной вперед до партнера.

10 сек.

6 мин

5 сек.

14 мин

75-90

100-110

160-170

Фронтальный способ организации

Подготовка места (гимнастические маты)

1 номера выполняют, 2 номера исправляют ошибки, по команде СМЕНА 2 номера выполняют, 1 номера исправляют ошибки

Подготовка места

В 2 колонны

По прямой

1 участник оббегает фишку, забирает партнера, т.о. всю команду, какая быстрей вернется на исходную точку, побеждает. Руки расцеплять нельзя.

Фишку оббежать

Обручей не касаться

Передача эстафеты ладонью

Оценивается техника выполнения кувырков

Туловище лежит на скамейке

На двух ногах

Оббежать фишку

Коммуникативные (умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, умение контактировать с партнером)

Личностные (формирование границ собственного знания и «незнания»)

Коммуникативные (умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, умение контактировать с партнером)

Регулятивные (планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации)

3.Заключительная часть (5 мин.)

Перестроение

1. ИГРА на внимание «Сигнал»

2.Рефлексия

3.Домашнее задание: упражнение на равновесие

4. подведение итогов

10 сек

3 мин

1 мин

20 сек.

30 сек.

100-110

70-80

В шеренгу

По команде

1-разноименное касание руками носа и уха

2-одновременное разноименное поглаживание живота и похлопывание по голове

3-прыжок из полного приседа

-Какое задание на сегодняшнем занятии было самым сложным?

Почему?

-Какие физические качества мы развивали?

-Что бы еще вы хотели увидеть в эстафете?

И.п. правая пятка к левому колену, правое колено вправо, руки в стороны, глаза закрыты, зафиксировать на 3 мин., сменить положение.

Личностные (оценка своих поступков, формирование положительного отношения к занятиям двигательной деятельностью для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве).

studfiles.net


Смотрите также