Контрольная работа по теме: "Формы государства" по обществознанию. Формы государства контрольная


Контрольная работа по теме "Формы государства"

Вариант 1

1) Термин «форма государственного устройства» используется для обозначения

1 методов осуществления государственной власти

2 структуры и полномочий высших органов власти

3 взаимоотношений между центральной, региональной и местной властями

4 распределения законодательных, исполнительных и судебных функций

2) Какое из приведённых ниже понятий объединяет, обобщает остальные?

1 форма территориального устройства 3 федерация

2 унитарное государство 4 форма государства

3) Права человека и гражданина закреплены в конституции государства Z, но в реальной жизни не обеспечиваются. У власти находится одна партия, которая установила единую общеобязательную идеологию и ведёт непримиримую борьбу с инакомыслием. Какой политический режим установился в стране Z?

1 авторитарный 3 диктаторский

2 тоталитарный 4 демократический

4) Главой государства Z является принц, получающий власть по наследству. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод, что государство Z — парламентская монархия?

1 Вся полнота государственной власти сосредоточена в руках принца.

2 Закон предусматривает передачу престола только по мужской линии.

3 Принц является главнокомандующим армией.

4 Властные полномочия принца ограничены конституцией.

5) Что является характерным признаком демократического политического режима?

1 наличие публичной власти

2 единая законодательная система

3 федеративное устройство

4 гарантии прав и свобод граждан

6) В государстве Е. существуют два уровня гос. аппарата: центральный и региональный и двуканальная система налогов: центральные и региональные. Это государство

1 конфедерация

2 федерация

3 унитарное

4 содружество

7) В президентской республике президент

А. формирует правительство

Б. отчитывается перед правительством

В. избирается правительством

Г. обладает полнотой прав в чрезвычайных ситуациях

Варианты ответов: 1) АБВГ 2) БВ 3) АГ 4) АВГ

8) Какой форме государственного устройства соответствует данное определение: «государство, состоящее из нескольких государственных образований – субъектов, обладающих относительной политической самостоятельностью»?

1. Конфедерация

2. Федерация

3. Унитарное государство

4. Республика

9 ) Глава этого государства избирается не всенародным голосованием, а парламентским путём

1 смешанная монархия 3 президентская республика

2 выборная монархия 4 парламентская республика

10) Верны ли следующие суждения о формах государства?

А. Термины «унитарное государство» и «федерация» относятся к формам правления и характеризуют структуру и полномочия высших органов государственной власти.

Б. Термины «конституционная монархия» и «парламентская республика» относятся к формам территориального устройства государства и характеризуют отношения регионов с центральной властью.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

11) В президентской республике правительство несет ответственность перед:

1 парламентом 3 президентом

2 главой исполнительной власти 4 Верховным судом

12) Одна из характерных черт тоталитарного общества –

1 запрещение законом призывов к насильственной смене государственного строя

2 конкуренция в борьбе за власть различных партий и движений

3 запрещение законом деятельности экстремистских организаций

4 отсутствие подлинной информации о действиях властей

13) Какими бывают государства по форме правления? В чем их отличие?

14) Дайте характеристику формам государственного устройства.

infourok.ru

Контрольная работа по теме: "Формы государства" по обществознанию

Контрольная работа по теме: «Формы государства»

1 вариант

1.В государстве Z все государственные органы, должностные лица и граждане в своей деятельности подчиняются требованиям закона; существует несколько партий, каждая из которых активно участвует в политической жизни страны. Какой политический режим установился в стране Z?

1)авторитарный

2)демократический

3)диктаторский

4)тоталитарный

2.Способность и возможность отдельного человека или группы общества подчинять своей воле других людей – это

1)социализация

2)престиж

3)власть

4)политика

3.Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Редакция известного журнала опросила читателей о том, как они оценивают политическую ситуацию в стране. (Б) К сожалению, многие граждане заявили о полном отсутствии интереса к политике. (В) Очевидно, правительству и политическим партиям следует приложить усилия для повышения политической информированности и активности граждан.

Определите, какие положения текста

1)отражают факты 2)выражают мнения

4.Установите соответствие между примерами и функциями государства, которые они иллюстрируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А)обеспечение правопорядка

Б)подписание президентом договора о дружбе и сотрудничестве с главой соседнего государства

В)разработка правительством долгосрочной программы экономического развития страны

Г)участие армии в военных учениях совместно с армией другого государства

Д)государственное финансирование строительства автомобильных и железных дорог

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

1)внешние

2)внутренние

5.Правовое государство отличается

1)наличием органов местного самоуправления

2)равенством всех граждан перед судом и законом

3)наличием средств массовой информации

4)многопартийностью

6. В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y – тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1)наличие системы законодательства

2)законодательная гарантия прав меньшинств

3)проведение альтернативных конкурентных выборов в законодательные органы

4)наличие правоохранительных органов

ЧЕРТЫ СХОДСТВА ЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ

7.Верны ли следующие суждения о демократическом режиме?

А. Демократический режим основан на признании прав и свобод человека.

Б. При демократическом режиме периодически происходят свободные выборы в органы государственной власти.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

8.Верны ли следующие суждения о правовом государстве и гражданском обществе?

А.

Правовое государство предполагает наличие гражданского общества.

Б.

Гражданское общество всегда находится в оппозиции к правовому государству.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

9.Установите соответствие между признаками и видами политических режимов: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

А)свободные выборы в органы государственной власти

Б)правовое государство

В)обязательная государственная идеология

Г)всеобъемлющий постоянный контроль жизни человека и общества

Д)многопартийная система

ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

1)демократический

2)тоталитарный

10.Установите соответствие между признаками и формами государственного устройства: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

А)местные органы управления контролируются только центральным правительством

Б)объединены субъекты, обладающие относительной политической самостоятельностью

В)парламент образуют две палаты

Г)автономия административно-территориальных образований существует в рамках местного самоуправления

Д)административно-территориальные образования имеют свои конституции

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

1)федеративное государство

2)унитарное государство

11.В государстве Z глава государства получает власть по наследству, законы принимаются законодательным собранием и исполняются правительством страны. Какова форма правления в государстве Z?

1)унитарное государство

2)парламентарная монархия

3)парламентская республика

4)демократическое государство

12. В стране Z король получает власть по наследству. Законодательная власть осуществляется парламентом, избираемым гражданами, исполнительная –правительством, формируемым партиями, победившими на парламентских выборах. Также действуют независимые судебные органы. На основе приведённых данных можно сделать вывод, что Z - это

1)президентская республика

2) федеративная республика

3)абсолютная монархия

4)конституционная монархия

13. В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y – тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1)свободные выборы на альтернативной основе

2)пресечение нарушений общественного порядка

3)наличие руководителей органов исполнительной власти

4)развитое гражданское общество

ЧЕРТЫ СХОДСТВА ЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ

14. В стране Z существует Конституция, декларирующая право граждан на собрания, митинги и демонстрации. Однако в реальности все демонстрации могут проводиться только в поддержку единственной правящей партии. Такая ситуация характерна для режима

1)демократического

2)авторитарного

3)парламентского

4)конституционного

15. Понятия «демократия» и «тоталитаризм» характеризуют

1)форму правления

2)территориально-государственное устройство

3)политический режим

4)административное деление

16. Верны ли следующие суждения о формах государства?

А.

Монархия и республика являются основными формами государственного правления.

Б.

Федерация и конфедерация являются формами политического режима.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

17. Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Для защиты прав граждан необходимы три сильные и самостоятельные ветви власти.

Б. Принцип разделения властей является обязательным для любого государства.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

18. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А)В государстве Z периодически проводятся парламентские выборы, однако на них представлены только кандидаты от правящей партии. (Б)Вызывает опасение то, что в средствах массовой информации представлена только позиция правительства. (В)Вероятно, в стране Z установлен антидемократический режим.

Определите, какие положения текста

1)отражают факты

2)выражают мнения

19. Выберите термины, относящиеся к формам правления.

1) суверенитет, публичная власть

2)монархия, республика

3)демократия, тоталитаризм

4)федерация, унитарное государство

20. Верны ли следующие суждения о формах государства?

А. По форме правления различают федеративные и унитарные государства.

Б. Среди политических режимов ученые-обществоведы выделяют монархию и республику.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

21. Социологическая служба страны Z регулярно проводит опросы общественного мнения. Гражданам был задан вопрос: «Как Вы участвуете в политической жизни страны?».Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

hello_html_65863b11.png

Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? 

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Активная политическая жизнь не является приоритетом.

2)Снижение интереса к политике может быть вызвано отсутствием ярких лидеров.

3)Очевидно, возрастает митинговая уличная активность граждан.

4)Думается, что за период проведения опросов СМИ не потеряли доверие граждан.

5)Доверие к политическим партиям возросло, они стали признанными лидерами общества.

22. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Показатели неучастия граждан в выборах находятся на стабильно высоком уровне.

2)Процент граждан, участвующих в демонстрациях и митингах, уменьшился.

3)Доля граждан, заявляющих о своем членстве в партиях, стабильно растёт.

4)Процент тех, кто следит за прессой и интересуется политическими событиями, незначительно вырос.

5)Более половины опрошенных заявили о том, что не интересуются политикой.

infourok.ru

Контрольная работа по обществознанию по теме "Формы государства" (9 класс)

Вариант 1. Формы государства.

  1. Соотнесите элемент формы государства с его значением:

Характеризует организацию верховной государственной власти, источники её образования и принципы взаимоотношений высших органов между собой и населением.

А) форма правления; б) форма государственного устройства; В)форма политического режима.

2. Какие формы правления вам известны?

3. Определить к какой форме правления относятся следующие признаки:

1) существование единоличного главы государства, пользующегося бессрочной пожизненной властью;

2) наследственный порядок преемственности верховной власти

3) независимость от населения.

4. Назовите вид монархии:

Это такая монархия , при которой власть монарха юридически и фактически никем и ничем не ограничена.

5. Определите вид республики:

Это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одном лице полномочия главы государства и главы исполнительной власти.

Приведите примеры государств.

6. Определите форму государственного устройства:

Это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих целей.

7. Укажите, как в теории государства принято называть представительный орган власти.

А) правительство; б) парламент; в) префектура; г) департамент.

8. Определите форму государственного (политического) режима по его признакам:

1) наличие единственной массовой партии, фактически сросшейся с государственным аппаратом, во главе с харизматическим лидером-диктатором. Обожествление лидера, его пожизненная несменяемость.

2) наличие официальной господствующей в обществе идеологии. Идеология не подлежит критике, и отступление от неё строго карается государством.

3) монополия власти на информацию, её полный контроль над СМИ.

4) монополия государства на средства вооружённой борьбы.

5) наличие мощного аппарата контроля и принуждения, массовый террор по отношению к так называемым «врагам народа».

6) подчинение экономики государству, командно-административная система управления.

9. Соотнесите термин и его значение:

1) монархия; 2) республика; 3) теократия; 4) унитарное; 5) федерация; 6) демократии; 7) анархия; 8) охлократия; 9) авторитаризм; 10) тоталитаризм.

А) народ+власть; б) безвластие; в) единовластие; г) власть, влияние; д) общественно дело; е) толпа, чернь+ власть; ж) весь, полный, целый; з) союз, объединение; и) бог+власть; к) единство.

Вариант 2. Формы государства.

1. Соотнесите элемент формы государства с его значением:

Раскрывает территориальную структуру государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

А) форма правления; б) форма государственного устройства; в) форма политического режима.

2. Какие формы правления вам известны?

3. Определите к какой форме правления относятся следующие признаки:

1) источником власти признаётся народ;

2) все высшие органы государственной власти избираются населением или формируются парламентом (принцип выборности)

3) должностные лица и государственные органы несут ответственность за свои действия (принцип ответственности).

4. Назовите вид монархии:

Это переходная форма монархии, при которой власть монарха ограничена парламентом в законодательной области.

5. Определите вид республики:

Это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер и т.п.), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства.

Приведите примеры государств.

6. Определите форму государственного устройства:

Это простое, единое государство, не имеющее в своём составе иных государственных образований, обладающих политической самостоятельностью.

7. Укажите, как в теории государства принято называть представительный орган власти.

А ) департамент; б) префектура; в) парламент; г) правительство.

8. Определите форму государственного (политического) режима по его признакам:

1) носителем власти является один человек или группа лиц (правящая элита), народ отчуждён от власти.

2) централизация власти и её неподконтрольность гражданам.

3) запрещение политической оппозиции.

4) потенциальная опора на силу, которая, однако, не всегда используется в форме систематического полицейского террора.

5) отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во внеполитические сферы жизни. Режим, в основном, занимается обеспечением собственной безопасности и стабильности.

9. Соотнесите термин и его значение:

1) монархия; 2) республика; 3) теократия; 4) унитарное; 5) федерация; 6) демократии; 7) анархия; 8) охлократия; 9) авторитаризм; 10) тоталитаризм.

А) весь, полный, целый; б) единовластие; в) союз, объединение; г)власть, влияние; д) бог+власть; е) толпа, чернь+ власть; ж) общественное дело; з) безвластие; и) единство; к) народ+власть.

Вариант 3. Формы государства.

1.Соотнесите элемент формы государства с его значением:

Объясняет способы осуществления государственной власти в обществе, его правовое состояние и уровень его политической свободы.

А) форма правления; б) форма государственного устройства; в) форма политического режима.

2. Какие формы правления вам известны?

3. Определите к какой форме правления относятся следующие признаки:

1) коллективное правление

2) органы государственной власти избираются на определённый срок, по истечении которого слагают свои полномочия (принцип сменяемости)

3) высшая власть основана на принципе разделения властей, чёткого разграничения полномочий.

4. Назовите вид монархии:

Это такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством («монарх царствует, но не управляет»).

5. Определите вид республики:

Такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республик.

Приведите примеры государств.

6. Определите форму государственного устройства:

Это сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований, обладающих относительной политической самостоятельностью.

7. Укажите, как в теории государства принято называть представительный орган власти.

А) префектура; б) правительство; в) департамент; г) парламент.

8. Определите форму государственного (политического) режима по его признакам:

1) переход власти в результате военного переворота к хунте.

2) отмена конституции и замена её актами военных властей.

3) роспуск политических партий, парламентов, местных органов власти и замена их военными.

4) ограничение действия политических прав и свобод человека.

5) создание при хунте консультативных органов из технократов.

9. Соотнесите термин и его значение:

1) монархия; 2) республика; 3) теократия; 4) унитарное; 5) федерация; 6) демократии; 7) анархия; 8) охлократия; 9) авторитаризм; 10) тоталитаризм.

А) союз, объединение; б) весь, полный, целый; в) единовластие; г) толпа, чернь+власть; д) единство; е) общественное дело; ж) безвластие; з) власть, влияние; и) бог+ власть; к) народ+власть.

Ответы. Формы государства. Вариант № 1-3.

Вариант № 1.

1.а

2. Монархия: неограниченная и ограниченная (конституционная: дуалистическая и парламентская). Республика: президентская, парламентская, смешанная.

3. монархия.

4. абсолютная монархия.

5. президентская республика. (США, страны Латинской Америки).

6. конфедерация.

7. б

8. тоталитарный режим.

9. 1.в, 2.д, 3.и, 4.к, 5.з, 6.а, 7.б, 8.е, 9.г, 10.ж.

Вариант № 2.

1.б

2. Монархия: неограниченная и ограниченная (конституционная: дуалистическая и парламентская). Республика: президентская, парламентская, смешанная.

3. республика.

4. дуалистическая монархия.

5. парламентская республика. (Италия, Индия, ФРГ).

6.унитарное государство.

7. в.

8. авторитарный режим.

9. 1 б, 2 ж, 3 д, 4 и, 5 в, 6 к, 7 з, 8 е, 9 г, 10 а.

Вариант № 3.

1 в.

2. Монархия: неограниченная и ограниченная (конституционная: дуалистическая и парламентская). Республика: президентская, парламентская, смешанная.

3. республика.

4. парламентская монархия.

5. смешанная республика. (Франция, Россия).

6. федерация.

7. г.

8. военный режим.

9. 1 в, 2 е, 3 и, 4 д, 5 а, 6 к, 7 ж, 8 г, 9 з, 10 б.

www.metod-kopilka.ru

Контрольная работа - Формы государства

--PAGE_BREAK--Нельзя игнорировать влияние личности на форму государства. Что бы мы ни говорили о географических условиях или соотношении классовых сил в Северной Америке периода создания Соединенных Штатов, трудно отрицать, что такие выдающиеся личности, как Франклин, Джефферсон, Гамильтон и Мэдисон, не оказали влияния на окончательную форму американской государственности. Признавая наличие благоприятных объективных условий, следует подчеркнуть, что именно личность Кромвеля, Наполеона Бонапарта или де Голля оказала огромное воздействие на форму создававшегося государственного строя. Разумеется, в реальной жизни и в научных исследованиях форма правления, форма государственного устройства и государственный режим (как и факторы, на них влияющие) рассматриваются как неразрывно связанные между собой, взаимодействующие друг с другом и взаимно дополняющие друг друга явления и соответственно отражающие их понятия. Одновременно они проявляются и как относительно самостоятельные феномены. В связи с этим в научной и учебной юридической литературе вполне закономерно возникает вопрос о степени их самостоятельности, с одной стороны, и характере их взаимосвязи и взаимозависимости — с другой. Вместе с тем одновременно ставится и иной, неразрывно связанный с ним, производный от него вопрос, а именно — являются ли рассматриваемые формы государства сами по себе вполне самостоятельными формами, или же они выступают лишь в качестве составных частей одной и той же, более общей формы. Исходя из этого нужно определить, стоит ли в процессе исследования формально-юридического (в отличие от сущностного и содержательного) аспекта государственно-правовой жизни говорить об одной общей, «синтезированной» форме государства или же о его нескольких, организующих и упорядочивающих государственную власть формах? Отвечая на данный вопрос, следует иметь в виду, прежде всего тот факт, что государственная власть любого суверенного государства по своей сущности и содержанию является единой и неделимой. Помимо всего прочего это обусловлено в первую очередь тем, что у нее единый источник, в каче­стве какового в республике выступает народ, а в монархии — монарх. А кроме того, единый носитель и проводник велений этой власти — государственный механизм. Исходя из этого «двуединого единства», было бы логичным предположить, что каковы природа и характер данных источника власти и ее носителя, таковой должна быть и опосредующая («оформляющая») их форма. А именно — единый источник государственной власти и единый механизм ее осуществления вполне логично и естественно предполагают наличие и соответствующей их природе и характеру единой формы.

Вопрос 2. Понятие формы правления и ее основные разновидности Форма правления — это способ организации верховной государственной власти. Она характеризует систему высших органов государственной власти, порядок их образования, принципы их взаимоотношения между собой, степень участия народных масс в их формировании и деятельности. В понятие «форма правления» есть все основания включить отношения между государством и населением, между высшими государственными органами, между этими органами и центрами экономической и политической власти, политическую среду, в которой реализуются все эти отношения. Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Это не просто теоретическая абстракция категории науки, как, скажем, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью которого мы только и можем разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае, согласно сложившемуся представлению, имеет место монархическая форма правления, во втором — республиканская. При монархической форме правления источником власти и ее носителем является монарх. При республиканской источником власти объявляется народ, а ее носителем — выборные государственные органы. Различие между монархической и республиканскими формами правления, в различном «юридическом положении» правящих лиц. При республиканской форме правления, все лица, «участвующие в распоряжении властью», ответственны перед народом «от последнего избирателя до президента», стоящего во главе республики и призванного действовать от ее имени. В монархии же все обстоит как раз наоборот — «имеется безответственный орган власти», называемый монархом. «Именно в этом различии ответственности и безответственности, — утверждал Н.М. Коркунов, — заключается различие президента республики и монарха, а не в объеме и характере их функций» Монархическая форма правления — «власть одного, единовластие» — весьма древняя форма правления. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, предводители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы тех или иных социальных классовых движений. Свои истоки монархическая форма правления имела в той достаточно простой, социально не слишком расчлененной организации общества, которая появилась на рубеже IV—III тыс. до н. э. в итоге «неолитической революции». В этих обществах ранних земледельческих культур организация власти, осуществляемая на жестко централизованной основе, сверху вниз, была наиболее эффективной, понятной, соответствовала строжайшей регламентации сельскохозяйственного производства, духовному миру земледельцев-общинников. Как правило, монарх признавался посредником между предками и народом, выступал в этой религиозной роли носителем священных традиций, опыта, благоденствия. Он — непременный участник религиозных ритуалов и обрядов. Он — обязательный посредник между народом и верховным божеством, его представитель в духовной жизни. Его правление освящается божественными предначертаниями, решения подкрепляются религиозными санкциями. Таким образом, первичные формы монархии во многих регионах земного шара окрашены в теократические тона, являются по сути специфической формой теократического правления (Африка, Америка, Европа и др.). Впоследствии монархические формы правления были реализованы в разных обществах и разные времена и дали целый спектр самых разнообразных организаций власти, а сами монархи вошли в историю государственности под разными наименованиями: короли, князья, шахи, эмиры, раджи, императоры, султаны, цари, фараоны, государи, и т.д. Монарх персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политике как глава государства, представитель народа, «отец» нации, лицо, которое сплачивает граждан, объединяет их в государство. Не случайно один из монархов-королей Франции заявлял: «Государство — это я». Но это означало только юридическую персонификацию государства, а не фактическое положение дел. Монарх осуществляет единоличное правление. Конечно, это не означает, что монарх сам решает все дела в государстве. Управление делами государства, как упоминалось, ведут многочисленные советники, министры, чиновники, служащие, объединенные в различные органы государства. Монарху же приходится принимать решения по самым важным, принципиальным государственным вопросам. Он обладает всей полнотой власти. Власть монарха верховна и суверенна (независима). Это означает, что даже при распределении полномочий, сфер управления между различными государственными органами монарх может взять к своему рассмотрению любой вопрос, если он сочтет его достойным своего внимания. Он — выс­шая власть в государстве. Как правило, его власть объявлялась священной, наделялась религиозным ореолом. Она распространялась на все сферы государственной жизни, в том числе на судебную сферу. В процессах обжалования судебных решений монарх являлся высшей и последней инстанцией. Таким образом, власть монарха не знает ограничений и может распространяться на различные сферы государственной деятельности: законодательную, исполнительную и судебную, объединять в лице монарха все ветви государственной власти. Вместе с тем, хотя при решении вопросов монарх является формально юридически независимым, практически он испытывает всегда влияние различных международных, политических и национальных сил, и во многих государствах возможность такого влияния закрепляется юридически. Свои решения ему приходится сообразовывать, прежде всего, с экономическими возможностями, но зачастую принятие решения определяется случайными, субъективными факторами, даже личными пристрастиями. Монархическая власть отличается порядком своей легитимации (утверждения, принятия): эта власть, как правило, передается по наследству. В разных странах устанавливается различный порядок наследования власти (например, наследование только по мужской линии, наследование власти по старшинству наследников и т.д.). Общим же является факт, что народ не имеет никакого отношения к переходу власти от одного лица к другому, не участвует в этом раз и навсегда установленном порядке. Монарх имеет бессрочную и пожизненную власть. Это отнюдь не означает, что только естественная смерть монарха может прервать его полномочия. Напротив, пожизненное занятие престола нередко приводило к тому, что время властвования и даже сама жизнь монарха укорачивалась внепра-вовыми и противогосударственными способами. Бессрочность монархического правления означает лишь то, что срок правления не устанавливался заранее. Впрочем, история изобилует примерами, когда неугодные монархи оказывались свергнутыми, убитыми, замененными другими лицами. Монарх считается свободным от ответственности. Но «безответственный монарх» — это отнюдь не человек, не заботящийся о державе и пустивший все на самотек. Таких в истории встречается немного. Монарх, как правило, не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления, а за ошибки и злоупотребления в государственном управлении отвечают его советники, другие чиновники. Впрочем, история знает примеры и таких ситуаций, как правило, революционных, когда монарха народ привлекал к ответственности. Разумеется, приведенные выше юридические признаки монархической формы правления — это как бы идеал, типичная форма монархии. В конкретной исторической действительности, конечно же, были различные исключения и отступления от нее. Различные сочетания перечисленных юридических признаков дают и различные виды монархий: например, монархию неограниченную (абсолютистскую) и ограниченную, в том числе конституционную. Для абсолютистской монархии характерно полное бесправие народа, отсутствие каких-либо представительных учреждений, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха. Он издает законы, назначает чиновников, ведет внешнюю и внутреннюю политику, собирает и расходует налоги, причем делает это без всякого участия народа в законодательной деятельности, без контроля со стороны народа за управлением государством. Абсолютистская форма монархии, как правило, сопровождается произволом, жесткой эксплуатацией народа, безудержным господством классов, выразителем и защитником которых и выступает чаще всего монарх. Ограниченная монархия имеет разные формы. В поздний период средневековья Европы наличие монархии уже сопровождалось появлением парламентов — представительных учреждений «третьего сословия». Возникла своеобразная двойственность государственной власти, которая выражалась в том, что хотя монарх юридически и фактически был независим от парламента в сфере исполнительной власти, вместе с тем он зачастую был вынужден считаться с деятельностью парламента. Он назначал правительство, которое несло ответственность перед ним, но деятельность этого правительства могла подвергаться обсуждению, критике в парламенте. Монарх имел сильное влияние на парламент: мог наложить вето на его законы, имел право назначать депутатов в верхнюю палату, мог распустить парламент. Однако представительное учреждение при монархии приобретает контрольные функции, выступает законосовещательным органом, с которым вынужден считаться монарх. Конституционной монархии свойственно юридическое, законодательное ограничение власти монарха в области как законодательной, так и ис­полнительной деятельности. Несмотря на то, что монарх формально на­значает главу правительства и министров, правительство несет ответственность не перед ним, а перед парламентом. Все исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу, если они одобрены парламентом, основаны на конституции. Монарх в конституционной монархии играет главным образом представительную роль, является своего рода символом, представителем нации, народа, государства. Он царствует, но не правит. Вместе с тем в современной теории государства основательно снизилось критическое отношение к монархической форме правления, произошло то, что получило обозначение как «ренессанс монархии». К этому подтолкнул исторический опыт государств, потерпевших поражение в использовании новых форм правления — военно-диктаторских, республиканских. В таких кризисных ситуациях призывы вернуться к монархической форме, в том числе призвать на трон не только изгнанных монархов, но и их наследников в случае смерти экс-монарха, звучат все чаще во многих государствах в конце XX в. Многие политики, партии, национальные дви­жения видят в такой организации формы правления избавление от бед, которые в соответствующем государстве проистекают из-за гражданских войн, безвластия, неразберихи с передачей власти и т.п. Словом, монархия вовсе не устаревшая и не отжившая форма правления и ее государствоведческий и правовой потенциал не исчерпан. Монархию как форму правления весьма красноречиво характеризуют не только юридические, но и социально-психологические признаки. Можно указать на следующие. Власть монарха воспринимается как нечто божественное, а монарх — как человек, осененный божьей благодатью, наделенный властью от бога. Монархия основана и держится на патриархальном сознании, представлении, что «каждый за себя, один царь — за всех», признании неравенства людей, их ранжированности по имущественному положению, званию, месту в социальной иерархии. Монархическая власть сопровождается доверием к монарху, провозглашением верности и любви к нему, надеждами на доброго царя-батюшку. Вместе с тем монархия держится на принуждении, жестокой дисциплине и субординации, наконец, монархическое сознание в целом является консервативным. Ему свойственны терпение, желание сохранять существующие традиции, установившиеся нормы поведения. Таким образом, монархия как форма правления — это сложный конгломерат власти, юридических основ ее организации и осуществления, социально-психологического состояния общества. Республика или республиканская форма правления также является весьма древней формой государственной организации общества. Уже в первых месопотамских городах-государствах (IV—III тыс. до н.э.), как впоследствии в древнегреческих полисах, власть имела сложную структуру (городская община — собрание и совет, дворец, храм). И в этой структуре зачастую в определенной исторической обстановке верховенство оставалось за демократическим органом власти — собранием и советом. При этом в собрании участвовали все полноправные горожане, все граждане города-государства, которые принимали основные решения, избирали совет для ведения текущих государственных дел. Иностранцы и рабы, как правило, отстранялись от участия в государственном управлении. Военачальники, предводители дружин выполняли решения собрания, были на службе у совета. Республика характеризуется выборными высшими органами власти, в которые входят избранные представители народа. Для республики характерны и различные полномочия, которыми эти органы наделяются. Разумеется, республиканские, точно так же, как и монархические, формы правления определяются не только соотношением классовых сил, стремлением тех или иных социальных сил господствовать, эксплуатировать другие классы, но и историческими традициями, национальной психологией, экологическим (географическим) фактором, различными контактами с окружающими государствами (фактор заимствования, подражания, завоевания) и т.п. Республиканскую форму правления отличают следующие юридические признаки. Республиканское правление — это коллективное правление. Все высшие органы государственной власти — разного рода собрания, советы и т.п. — имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение в соответствии с законом. Решения, принимаемые высшими органами власти, — законодательными, представительными, — в большинстве случаев тщательно готовятся, обсуждаются по соответствующей процедуре, проходят экспертизу, иногда проверяются в экспериментальном порядке. Решения принимаются, как правило, путем голосования. Оно считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное или простое большинство.     продолжение --PAGE_BREAK--Большие отличия от монархии имеет республика и в сфере образования органов власти. По существу, республика — это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются народом либо формируются общенациональным представительным учреждением. В разных странах существуют различные избирательные системы, одни из них менее, другие более демократичные. Но непреложным остается тот факт, что народ, так или иначе, но обязательно участвует в формировании органов государственной власти. В республике органы власти избираются на определенный срок. Исключения делаются только для судебных органов в некоторых странах, где судьи, чтобы обеспечить их фактическую независимость, избираются или назначаются пожизненно. В большинстве стран устанавливается дополнительное ограничение, касающееся того, сколько раз можно быть избранным на ту или иную должность. Иными словами, в республике реализуется принцип сменяемости. Этот принцип предполагает, что у каждого человека, как бы качественно он ни выполнял государственные обязанности, есть предел физических, психологических и интеллектуальных возможностей. Государственная же деятельность требует предельной самоотдачи. Должностные лица в республике несут ответственность. Конечно, она имеет, прежде всего, политический характер и может выражаться в таких действиях, как досрочный отзыв (депутата), уход в отставку (правительства, министров), роспуск парламента, снятие с должности (судьи) и др. Именно четкое распределение компетенций между государственными органами позволяет установить, на каком участке государственного механизма произошел сбой в работе и где нужно заменить то или иное должностное лицо. Иногда анализ упущений показывает, что допущены не просто ошибки, а злоупотребления со стороны тех или иных должностных лиц, и это дает основание для привлечения их дополнительно к юридической ответственности. Республика как форма правления сопровождается, как правило, рациональным, т.е. рассудочно-утилитарным, восприятием населением государственной власти. При этом общественное сознание исходит в большинстве случаев из принципа формального равенства людей, их солидарности, объединенности в государстве, необходимости компромиссов и стабильности. Идея равенства позволяет выдвигать на те или иные должности чаще всего любого гражданина, кроме тех, кто на основании закона ограничен в своих правах. Республиканская форма правления наиболее эффективно обеспечивает свободу личности, ее соотношение с правами, свободами и интересами других людей. Этот баланс реализуется в избирательной системе, защите прав и свобод каждого гражданина, прежде всего в судебной системе. Современная практика государственного республиканского строительства знает два основных вида республики: президентскую и парламентскую. Президентская республика характеризуется определенным соотношением полномочий президента — главы государства, парламента — законодательного органа, и правительства — органа исполнительной власти, при котором в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства (США, Аргентина, Мексика, Бразилия). В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) принимает законы. Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формированием правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может начать против президента процедуру отстранения его от власти (так называемый «импичмент»), когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступления, умышленно, грубо нарушает конституцию. Иной моделью президентской республики является форма правления, когда президент является главой государства, но не совмещает этот статус со статусом главы правительства. Тогда, кроме распределения полномочий, закрепленных конституцией, президент, как упоминалось выше, образует систему органов — государственных и общественных — при президенте, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства, гаранта конституции. Словом, президентская республика создает весьма благоприятные юридические предпосылки для сосредоточения в руках президента множества властных полномочий. В некоторых исторических условиях это становится вполне оправданным. Теоретический анализ в связи с этим выделяет такие исторические ситуации, как, например, переход от феодальных отношений к буржуазным. Кроме того, такого рода форма правления возникает там, где были сильны монархические традиции, в ситуациях, не отличающихся стабильностью. Иногда президентское правление становится эффективным в период проведения реформ в странах, имеющих обширную территорию, в многонациональных государствах и т.д. В свою очередь отсутствие права роспуска парламента лишает президента и правительство возможности «давить» на парламент, что повышает его устойчивость и снимает конъюнктурность в принятии им законов. Таким образом, в президентской республике при условии соблюдения конституционной законности правительство более стабильно, а парламент обладает более реальными полномочиями. Президентская республика является весьма гибкой формой правления, поэтому она получила довольно ши­рокое распространение. По-видимому, потребность централизованного управления, быстрого реагирования на социальные, экономические, экологические вызовы конца XX века, другие факторы лежат в основе этой тенденции. Но нельзя не учитывать и недостатки президентских республик: концентрация непомерной власти в руках президента ведет в случае его болезни, возрастных проблем к параличу исполнительной власти, политическим тупикам. Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальная отличительная особенность этого вида республики — наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент. Здесь правительство формируется только парламентским путем из Числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Лидер партии, как правило, становится председателем правительства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется полномочиями, но на практике оказывает мало влияния на осуществление государственной власти. Его политическое действие может быть реализовано только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них политическую ответственность. Формально отличительной особенностью парламентской республики является наличие должности премьер-министра. Глава государства в парламентской республике, как правило, избирается парламентским путем. Чаще всего специфическим признаком парламентской республики называют ответственность правительства перед парламентом. Речь идет о политической ответственности правительства в целом перед парламентом. Министры считаются солидарно ответственными. Вопрос о парламентской республике нельзя рассматривать изолированно от вопроса о государственно-правовом режиме, так как парламентская республика может существовать лишь в условиях буржуазно-демократического режима и не может сохраниться при авторитарном режиме. Сущность современного парламентаризма можно определить следующим образом: 1. Власть парламента — производна от суверенитета народа на основе демократических выборов. В интересах выполнения определенных функций парламент наделяется легитимной властью. 2. В системе разделения властей парламентская власть — ограничена, обособленна от других подсистем власти, но в, то, же время вынуждена взаимодействовать с ними. 3. Власть парламента — конституционная, нормативно гарантированная. 4. Парламентская власть сопряжена с выполнением определенных функций. В этом отношении она имеет гарантированный масштаб и характер, а сами функции объективно обусловливают как широту полномочий парламента, так и их пределы. 5.  Парламентская власть и парламентаризм, как специфическая структура и система власти, являются частью партийной политической системы, в условиях которой партии ведут борьбу друг с другом за власть в парламенте. Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская, но она также весьма популярна (ФРГ, Финляндия, Индия, Турция и др.). Иногда встречаются смешанные формы правления — парламентско-президентские, которые не укладываются четко в приведенную классификацию республик, а дают своеобразный синтез, сочетание президентской и парламентской властей (например, Франция). Кроме того, история знает еще один вид республики — Советскую республику. Приведенные выше многообразные формы правления, их зависимость от многих факторов не позволяют однозначно, абстрактно оценивать ту или иную из них. Конечно, как правило, республики представляют более прогрессивную форму правления, чем монархии, позволяют эффективнее управлять социально структурированным обществом. Вместе с тем в конкретной исторической обстановке и монархия может стабилизировать то или иное общество, выступать гарантом демократических преобразований. В свою очередь республиканская форма правления может явиться прологом к установлению фактически монархических династий (например, в некото­рых социалистических государствах). Также не следует однозначно, примитивно привязывать те или иные формы правления к типу государственности, например, по схеме рабовладельческое, феодальное государство — монархия, буржуазное, а тем более социалистическое государство — республика. Форма правления, как подчеркивалось выше, зависит не только от классовой сущности государства, если таковая проявляет себя, но и от многих иных факторов. Особенно относительной бывает эта связь между тем или иным типом государства и теми или иными разновидностями форм правления. Например, обширные размеры России всегда требовали сильной исполнительной власти для эффективного управления, для преодоления волокиты, для защиты прав граждан на периферии и т.п. Адекватной этим политическим и экономическим потребностям, по-видимому, может быть только сильная президентская или иная авторитарная власть. Кроме того, формы правления могут иметь и весьма субъективный характер, отражать представления об организации власти тех или иных политических партий, их лидеров.

Вопрос 3. Формы государственного устройства Форма государственного устройства — это территориальная организация государственной власти, указывающая на характер взаимоотношений между государством как целым и его частями, между центральными и местными государственными органами, а также на их взаимоотношения между собой. Необходимость определенным образом построить территориальную организацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое государство расположено на ограниченной территории, там же проживают граждане (подданные) этого государства. Для выполнения своего социального назначения — организации экономической жизни, защиты граждан, создания страховых запасов и т.п. — государство осуществляет разнообразную деятельность: финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т.п.), экономическую (регулирует в той или иной степени распределительные, рыночные, производственные отношения), военную (осуществляет организацию военной службы) и т.д. Но выполнять эту функцию из одного центра при значительной численности населения и обширной территории становится объективно невозможным. После перехода определенного порога численности граждан и размеров территории возникает необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и т.д., а также создать в них местные (территориальные) органы власти. Требуется распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления. Кроме того, население того или иного государства может быть многонациональным, а каждая народность, нация может иметь свои традиции, исторический опыт государственности, культурные, языковые и иные духовные потребности. Поэтому приходится учитывать при устройстве государства и этот многонациональный состав населения. Наконец, субъективные и даже случайные факторы — заимствования, политико-правовое подражание, колониальное воздействие, политические интересы и многое другое — тоже влияют на территориальную организацию государства. Разумеется, государство — это не сумма его территориальных образований, но без этой структуры государство функционировать не может. Теория государства выделяет несколько видов его территориального (национально-государственного и административно-территориального) устройства. В частности, по форме государственного устройства государство может быть унитарным и федеративным. К унитарным относятся государства, которые представляют собой единое целостное государственное образование, части которого не обладают признаками государственного суверенитета. Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих странах. В качестве образцов унитарных систем обычно приводят такие страны, как Франция, Великобритания, Италия, Кения и Египет. Основной принцип, на который делается упор во всех этих случаях унитаризма, заключается в том, что в каждом из них якобы обнаруживается один верховный, предельный и единый центр власти. Кроме того, эта форма характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция (функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов. Все административно-территориальные единицы обладают одинаковым юридическим статусом и равным положением по отношению к центральным органам. Их правовое положение может определяться и закрепляться юридическими актами (например, уставы). Административно-территориальные единицы не могут иметь какой-либо политической самостоятельности. Однако в хозяйственной, социально-культурной областях их полномочия могут быть достаточно широкими, позволяющими осуществлять управление тер­риторией с учетом ее особенности. Для унитарного государства характерно единое гражданство. Его население имеет единую государственную принадлежность. Никакие административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют и не могут иметь. Унитарному государству присуща единая система права. Ее базу образует единая Конституция — Основной закон, нормы которого применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий и ограничений. Местные органы власти обязаны применять и все другие нормативные акты, принимаемые центральными органами государственной власти. Их собственная нормоустанавливающая деятельность имеет сугубо подчиненный характер и распространяется только на соответствующую локальную территорию. В унитарном государстве действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами материального и процессуального права. Судебные органы, как, впрочем, и все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья единой централизованной системы. В унитарном государстве используется одноканальная система налогов. Как правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы. Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный контроль над местными органами. Присущая всем унитарным государствам централизация может проявляться в разных формах и в разной степени. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы, и административно-территориальные единицы управляются назначаемыми представителями центральной власти. В других государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти. В зависимости от того, какой вид контроля осуществляет центральная власть над местными органами, различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В некоторых же унитарных государствах предоставляется более льготный правовой статус одной или нескольким административно-территориальным единицам. Такое унитарное государство характеризуется наличием административной автономии для некоторых структурных территориальных подразделений. Указанная форма государственного устройства находит применение там, где требуется учет специфических интересов территориальных единиц (национальных, этнических, географических, исторических и др.). Права по самоуправлению у автономных образований несколько шире, чем у населения обычных административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность автономий допускается только в пределах, установленных центральной властью. В унитарном государстве может функционировать и местное самоуправление, действовать муниципальные органы.     продолжение --PAGE_BREAK--

www.ronl.ru


Смотрите также