Введение 3 1. Понятие административного задержания 4 2. Протокол об административном задержании 12 Заключение 14 Список источников 16 Введение Административное задержание - это кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может применяться только в исключительных случаях и если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Цель административного задержания как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении - установление личности правонарушителя, составление протокола об административном правонарушении, когда его составление является обязательным, но на месте составить протокол невозможно. Основанием применения административного задержания является только совершение лицом административного правонарушения. Важным процессуальным действием при задержании является составление протокола. В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. В протокол могут также вноситься объяснения задержанного. Протокол об административном задержании направляется вместе с протоколом об административном правонарушении, в связи с которым лицо было задержано, уполномоченному должностному лицу для принятия решения. 1. Понятие административного задержания Административное задержание - мера процессуального обеспечения, заключающаяся в кратковременном лишении физического лица свободы. Гарантии кратковременности лишения свободы при задержании установлены статьей 27.5 КоАП РФ. Только в исключительных случаях срок административного задержания может превышать три часа. Задержание не следует путать с фактическим ограничением свободы физического лица, которое происходит при применении некоторых других обеспечительных мер, например доставления. Лицо, фактически задержанное уполномоченными должностными лицами и доставляемое в помещение органа исполнительной власти, еще не считается административно задержанным. Состояние административного задержания возникает с момента помещения задержанного в специально отведенное помещение . Целями административного задержания являются: - правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении; - исполнение постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять: - должностные лица органов внутренних дел (милиции) - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со ст. 23.3 КоАП РФ рассматривают органы внутренних дел (милиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ органы внутренних дел (милиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях; - старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел РФ - при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемому ими объекту или вещам либо с посягательством на объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону; - должностные лица военной автомобильной инспекции - при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил РФ, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти; - военнослужащие пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (милиции) - при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне России; - должностные лица таможенных органов - при выявлении нарушений таможенных правил; - военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 КоАП РФ, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону; - должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со ст. 23.63 КоАП РФ рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с п. 83 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ указанные органы составляют протоколы об административных правонарушениях; - должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 КоАП РФ; - судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 17.3, 17.8 КоАП РФ, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда) . По смыслу ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ, перечень органов, должностные лица которых вправе осуществлять административное задержание, является исчерпывающим. Вместе с тем в соответствии с п. "к" ст. 13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" органы федеральной службы безопасности имеют право осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных объектов, закрытых административно-территориальных образований и иных охраняемых объектов.
www.dipdip.ru
Все статьи Административное задержание и доставление (Рябенко Ю.Н.)
В соответствии со ст. 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления могут применяться меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.К таким мерам отнесены в том числе доставление и административное задержание. Они, несмотря на определенное сходство по кругу должностных лиц, которые вправе их применять, имеют значительные различия.Общие цели применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении определены ст. 27.1 КоАП и не являются универсальными для всех обеспечительных мер. Доставление (ч. 1 ст. 27.2) применяется в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, а административное задержание (ч. 1 ст. 27.3) применяется в исключительных случаях для обеспечения рассмотрения дела об административном правонарушении либо исполнения постановления по делу об административном правонарушении.Сущность доставления как принудительного препровождения физического лица в служебное помещение органа внутренних дел или иное служебное помещение предполагает не только кратковременное ограничение свободы действий и передвижения лица путем доставления его в служебное помещение, но и подавление при этом возможного сопротивления - как психического, так и физического (отказ выполнить требование должностного лица, отказ выйти из транспортного средства и др. <1>).--------------------------------<1> См.: Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (постатейный) / Р.В. Амелин, Е.А. Бевзюк, Ю.В. Волков, Н.И. Воробьев, Ю.Н. Вахрушева, А.Н. Жеребцов, О.В. Корнеева, Ю.А. Марченко, О.В. Степаненко, А.А. Томтосов // СПС "КонсультантПлюс", 2014.
В то же время административное задержание представляет собой кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.Четкое разграничение понятий доставления и задержания необходимо в том числе для определения правовой основы действий, связанных с доставлением лица без последующего привлечения к административной ответственности. На практике нередки такие случаи, когда должностное лицо составляло постановление о прекращении дела об административном правонарушении до его передачи на рассмотрение в соответствии со ст. 28.9 КоАП. Исчерпывающий перечень оснований прекращения дела об административном правонарушении регламентирован ст. 24.5 КоАП.Можно ли считать задержание незаконным, если после него лицо не было привлечено к административной ответственности? В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П само по себе то обстоятельство, что задержанное лицо не было впоследствии привлечено к административной ответственности и не предстало перед судом, не обязательно означает, что задержание было незаконным и нарушало требования ст. 22 Конституции РФ и подп. "c" п. 1 ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Факты и сведения, которые дают основания для применения задержания как предварительной меры принуждения с целью обеспечения производства по делу об административном правонарушении, могут оказаться впоследствии недостаточными для принятия решения об административной ответственности. Требования, обусловливающие правомерность задержания, не предполагают, что компетентное должностное лицо уже в момент задержания должно иметь доказательства, достаточные для разрешения дела по существу. Целью задержания как обеспечительной меры является создание условий для проведения производства по делу о соответствующем административном правонарушении, чтобы были проверены факты, подтверждены или устранены конкретные подозрения, обосновывающие задержание, подготовлены необходимые документы для передачи дела на рассмотрение суда.Административное задержание как кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении, должно быть сопряжено с содержанием лица в специально отведенных для этого помещениях, отвечающих санитарным требованиям и исключающих возможность их самовольного оставления.Доставление как действие не может произойти без факта ограничения свободы лица, которое считается задержанным с момента доставления в место последующего содержания в специализированном помещении.Срок административного задержания в соответствии со ст. 27.5 КоАП по общему правилу не может превышать трех часов, в строго оговоренных случаях - 48 часов.Вместе с тем исчисление срока административного задержания вызывает существенные проблемы на практике. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 27.5 КоАП срок задержания лица, не находящегося в состоянии опьянения, исчисляется с момента доставления в соответствии со ст. 27.2 КоАП.Рассмотрим пример доставления лиц, задержанных при участии в массовых несанкционированных митингах. Исчисляя время с момента фиксации происходящего правонарушения и до времени доставления, указанного в журнале доставленных в отдел полиции, можно убедиться в том, что зачастую после помещения правонарушителей в спецтранспорт до доставления в отдел полиции проходило несколько часов, которые не учитывались как срок задержания.Полагаем необходимым обратить внимание на то обстоятельство, что из-за отсутствия четкой правовой основы действий, связанных с фактическим задержанием, ограничением свободы передвижения задержанного до момента доставления в отдел полиции или другое специальное помещение, правомерность действий должностных лиц вызывает вопросы и нередко такие действия обжалуются.Согласно ст. 27.4 КоАП в протоколе об административном задержании, помимо даты и места составления, указываются должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. Протокол должен быть подписан как лицом, его составившим, так и лицом, в отношении которого произведено задержание. Если задержанный отказывается подписать протокол, то в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. По просьбе задержанного ему выдается копия протокола об административном задержании.В материале об административном правонарушении первым документом, отражающим факт задержания, следует считать не протокол об административном задержании, а рапорт должностного лица, доставившего предполагаемого правонарушителя, в котором фиксируется время и место происшествия. Указанный документ составляется также не на месте задержания, а по прибытии в отдел полиции либо другое специальное учреждение. Необходимость составления рапорта о задержании заключается в том, чтобы иметь представление о фактических обстоятельствах задержания либо - при опросе должностных лиц об обстоятельствах задержания - иметь возможность проверить достоверность их показаний.Таким образом, правомочность действий должностных лиц с момента фактического задержания лица и до момента его доставления в специальное помещение для задержанных в административном порядке не регулируется законодательством в необходимой степени, что может породить проблемы на практике.
xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai
Отказ составления обязательного протокола административного задержания является весьма распространенным процессуальным нарушением прав задержанного. К данному правонарушению сотрудники милиции прибегают в случае, если в действиях задержанного фактически отсутствовали признаки состава какого-либо административного правонарушения, либо проведенная с ним оперативная работа не принесла положительных процессуальных результатов. В такой ситуации, при освобождении задержанного протокол административного задержания не составляется вообще, либо фальсифицируется основание задержания человека. Однако и в том случае если протокол задержания составляется, сотрудники милиции допускают нарушения следующего характера:
1. В протоколе задержания указывается время производства задержания и время, когда задержанный был отпущен, не соответствующее действительности.
2. В протоколе задержания не указываются основания и повод административного задержания, а также суть правонарушения, которое вменяется.
3. В протоколе задержания не указывается на наличие у задержанного телесных повреждений.
4. В протоколе задержания не указываются сведения об иных лицах, присутствовавших при производстве задержания (потерпевший, свидетели, понятые).
5. В протоколе задержания не делается отметка о разъяснении подозреваемому его процессуальных прав.
Весьма распространенной является ситуация, когда гражданам, задержанным в административном порядке, вообще не предоставляется копия протокола об административном задержании и административном правонарушении.
Гащенко приводит также реальную общую характеристику порядка и условий содержания лиц, задержанных в административном порядке.
Спецучреждения, в которые могут водворяться люди, задержанные в административном порядке, весьма разнообразны по видам и условиям содержания. Так, задержанных в административном порядке помещают: в дежурную часть отдела внутренних дел, комнату для административно задержанных (КАЗ), спецприемник административно арестованных, ИВС.
В случае помещения правонарушителя в дежурную часть, он содержится либо в клетке внутри дежурной части, либо в расположенной там камере. Клетка/камера представляет собой огороженное пространство площадью от 2 до 3 кв.м. В клетке-камере отсутствует естественное освещение, а искусственное осуществляется круглосуточно. В камере отсутствует санитарный узел, водопровод, отопление и вентиляция. Из предметов мебели в камере имеется лишь скамейка. Как правило, в камере у задержанного отсутствует возможность реализации естественных потребностей (сотрудники ДЧ отказывают ему в сопровождении в санитарное помещение, в предоставлении воды, пищи или прогулки).
Комната для административно-задержанных (КАЗ) может располагаться в изоляторе временного содержания либо в дежурной части. Комнаты для административно задержанных могут быть по площади от 3 до 9 кв.м. (в зависимости от количества человек, для содержания которого она рассчитана). В КАЗе отсутствуют оконные проемы, а значит, естественное освещение и естественная вентиляция. Искусственное освещение производится с помощью одной лампы, расположенной над входом в камеру. Вентиляцией камеры не оборудуются. В КАЗах отсутствуют санитарное оборудование, водопровод, емкость для питьевой воды, а также какая-либо мебель, за исключением скамейки вдоль стены. Питание, вода, и возможность отправления естественных потребностей, как правило, не предоставляется. КАЗы, как правило, находятся в антисанитарном состоянии и пропитаны неприятным запахом. О порядке производства их дезинфекции и уборки неизвестно.
Пример 7. 05.03.2007 г. в ПРПЦ поступила жалоба П., из которой следовало, что примерно с 16 час. 00 мин. 21.02.2007 г. до 23 час. 00 мин. 22.02.2007 г. она была задержана сотрудниками Свердловского РУВД г. Перми. Значительную часть времени задержания П. провела в КАЗе площадью около 4 м.кв., где было холодно и не было никакого оборудования кроме лавки; ночью в течение нескольких часов с П. в камере находилось ещё два человека; за всё время задержания П. ни разу не кормили, в туалет не выводили.
Чаще всего задержание производится в вечернее или ночное время суток. К группе людей, которые задерживаются чаще остальных, в том числе незаконно, следует отнести несовершеннолетних граждан, лиц по внешним признакам и личным данным похожих на иностранных граждан, лиц, ранее привлекавшихся к уголовной или административной ответственности, лиц, систематически обращавшихся в правоохранительные органы с заявлениями или жалобами, лиц, злоупотребляющих спиртными напитками.
Таким образом, административное правонарушение в сравнении с преступлением, обладает меньшей общественной опасностью. Несмотря на это, права человека в ходе задержания в административном порядке, допускаются чаще. Чаще всего необоснованное административное задержание производится по причине формального, поверхностного отношения блюстителей порядка к обстоятельствам дела или по причине непрофессионализма, низкого образовательного уровня.
16 июня 2009 г. Конституционный Суд РФ вынес постановление о проверке конституционности норм Кодекса РФ об административных правонарушениях, регулирующих применение административного задержания, а также норм Гражданского кодекса РФ, регулирующих возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов публичной власти и их должностными лицами независимо от их вины.
Ранее гражданин не мог возражать против прекращения дела по данному основанию, если он хотел, чтобы было установлено отсутствие события административного правонарушения или его вины в этом.
КС РФ признал, что оспоренные положения гражданского законодательства и законодательства об административных правонарушениях не препятствуют возможности возмещения гражданам вреда, причиненного незаконным административным задержанием, независимо от вины соответствующих органов власти и их должностных лиц.
Теперь суды не вправе отказывать гражданам в проверке обоснованности выводов правоохранительного органа о наличии в действиях гражданина состава административного правонарушения.
Однако чтобы возместить полученный вред, гражданам необходимо доказать его наличие. Если лицо задержано, оно могло потерять заработок, испытать проблемы со здоровьем, которые необходимо подтверждать медицинскими документами, понести транспортные расходы, расходы на оказание юридической помощи.
Заключение
Административное задержание — мера процессуального обеспечения, заключающаяся в кратковременном лишении свободы физического лица, совершившего административное правонарушение.
Административное задержание применяется с целью пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (ст. 27.1 КоАП РФ) в качестве процессуальной принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Перечень лиц, которые вправе осуществлять административное задержание, указан в статье 27.3 КоАП РФ. В него входят полицейские, сотрудники ведомственной и вневедомственной охраны, сотрудники военной автомобильной инспекции и другие.
Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, не может быть произвольно расширен. Задержанное лицо может попросить об уведомлении его родственников, защитника либо администрации места работы. Это необходимо сделать в кратчайший срок.
Если задержан несовершеннолетний, необходимо в обязательном порядке уведомить его родителей или других законных представителей. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы).
Задержанному нужно разъяснить его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
В случае административного задержания обязательно составление протокола. В нем указывают дату и место его составления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.
Протокол об административном задержании подписывает должностное лицо, его составившее, и задержанный. Если задержанный отказывается подписать протокол, об этом в протоколе делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу только по его просьбе.
Срок административного задержания по общему правилу не должен превышать три часа.
Лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов, если в отношении его ведется производство по делу об административном правонарушении:
— посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации;
— совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
— о нарушении таможенных правил в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения.
Также на 48 часов может быть задержано лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест.
Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.
Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 КоАП РФ. Это могут быть изоляторы временного содержания или специальные помещения, например внутри здания районного отдела полиции.
Помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления.
Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, должны содержаться отдельно от взрослых.
Список использованных источников и литературы
Нормативно-правовая литература
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 20, ст. 2143; 2001, N 2, ст. 163).
2. Венская Конвенция о консульских сношениях 1963 г. (Сборник международных договоров СССР, Вып. XLV. - М., 1991, с. 124 - 147
3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ).// Собрание законодательства Российской Федерации. – 26 января 2009 г. - № 4. - Ст. 445.
4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 20, ст. 2143; 2001, N 2, ст. 163).
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 07.02.2011)
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 29.12.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 27.01.2011) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
7. Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (Ведомости СНД и ВС РФ, 1993, N 17, ст. 594; 1994, N 16, ст. 1861; 1996, N 50, ст. 5610; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2005, N 10, ст. 763).
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2003 г. N 382 "О проставлении отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27 (ч. II), ст. 2805; 2008, N 14, ст. 1412).
9. Решение Европейского Суда по правам человека по делу Бельджуди против Франции от 26.03.92. Серия А. Т. 234-А. С. 27 - 28; Решение Европейского Суда по правам человека по делу Чахал против Соединенного Королевства от 15.11.96. Reports, 1996-V. С. 1853 - 1869.
10. Решение Европейского Суда по правам человека по делу Серинг против Соединенного Королевства от 07.07.89. Серия А. Т. 161. С. 34 - 35.
11. Решение Европейского Суда по правам человека по делу Беррехаб против Нидерландов от 21.06.88. Серия А. Т. 138. С. 15 - 16.
Учебная литература
1. Агапов А. Б. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Расширенный, с использованием материалов судебной практики. — М.: Статут, 2009.
2. Агапов А.Б. Административное право. Учебный курс. М.: Статут, 2006. – 388 с.
3. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М: БЕК, 2005. – 366 с.
4. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М.. Административное право Российской Федерации. Учебник для ВУЗов. М.: Зерцало, 2006. – 421 с.
student.zoomru.ru
Введение 31. Понятие административного задержания 42. Протокол об административном задержании 12Заключение 14Список источников 16 ВведениеАдминистративное задержание — это кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может применяться только в исключительных случаях и если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.Цель административного задержания как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении — установление личности правонарушителя, составление протокола об административном правонарушении, когда его составление является обязательным, но на месте составить протокол невозможно. Основанием применения административного задержания является только совершение лицом административного правонарушения.Важным процессуальным действием при задержании является составление протокола. В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. В протокол могут также вноситься объяснения задержанного.Протокол об административном задержании направляется вместе с протоколом об административном правонарушении, в связи с которым лицо было задержано, уполномоченному должностному лицу для принятия решения. 1. Понятие административного задержанияАдминистративное задержание — мера процессуального обеспечения, заключающаяся в кратковременном лишении физического лица свободы. Гарантии кратковременности лишения свободы при задержании установлены статьей 27.5 КоАП РФ. Только в исключительных случаях срок административного задержания может превышать три часа. Задержание не следует путать с фактическим ограничением свободы физического лица, которое происходит при применении некоторых других обеспечительных мер, например доставления. Лицо, фактически задержанное уполномоченными должностными лицами и доставляемое в помещение органа исполнительной власти, еще не считается административно задержанным. Состояние административного задержания возникает с момента помещения задержанного в специально отведенное помещение .Целями административного задержания являются:— правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении;— исполнение постановления по делу об административном правонарушении.Административное задержание вправе осуществлять:— должностные лица органов внутренних дел (милиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со ст. 23.3 КоАП РФ рассматривают органы внутренних дел (милиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ органы внутренних дел (милиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;— старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел РФ — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемому ими объекту или вещам либо с посягательством на объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;— должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил РФ, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти;— военнослужащие пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (милиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне России;— должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;— военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 КоАП РФ, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;— должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со ст. 23.63 КоАП РФ рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с п. 83 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ указанные органы составляют протоколы об административных правонарушениях;— должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 КоАП РФ;— судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 17.3, 17.8 КоАП РФ, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда) .По смыслу ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ, перечень органов, должностные лица которых вправе осуществлять административное задержание, является исчерпывающим. Вместе с тем в соответствии с п. "к" ст. 13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" органы федеральной службы безопасности имеют право осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных объектов, закрытых административно-территориальных образований и иных охраняемых объектов.
magistr911.ru
Административное задержание – это мера процессуального обеспечения, которая направлена на содействие расследованию административного правонарушения. О порядке применения задержания узнаете из статьи.
Под административным задержанием КоАП РФ понимает временное ограничение свободы гражданина.
Сотрудники полиции.
Сотрудники таможни.
Сотрудники УИС.
Пограничники.
Должностные лица ВАИ.
Сотрудники вневедомственной охраны МВД.
Должностные лица, которые осуществляют контртеррористическую операцию.
Сотрудники органов, отвечающие за контроль за оборотом наркотиков и психотропных веществ.
Список должностных лиц установлен в статье 27.3 КоАП и не может толковаться расширительно. Служащие иных органов таким правом не обладают.
По просьбе гражданина о мере пресечения уведомляются его родственники и защитник. Но если гражданин не достиг 18 лет, родителям должны сообщить о его задержании обязательно.
Если гражданин является сотрудником органов внутренних дел, УИС и иных государственных служб, о применении к нему административного задержания докладывается по месту работы.
Обращаем ваше внимание на то, что разъяснение задержанному его прав – это обязанность должностного лица. В случае ее неисполнения административное задержание может быть признано незаконным.
Гражданину должны быть разъяснены следующие права:
воспользоваться помощью защитника;
знать, почему его задержали;
давать показания по факту задержания или отказаться от дачи пояснений и т. д.
Срок административного задержания не должен длиться более 3 часов подряд.
Однако законодатель предусмотрел несколько случаев, когда данная мера пресечения может осуществляться на 48 часов. К таковым относятся ситуации, когда дело об административном проступке возбуждено по следующим фактам:
посягательство на границу РФ или нарушение порядка пребывания в РФ;
совершение правонарушения во внутренних водах или территориальном море и иных особых международных зонах;
нарушение таможенных правил;
применение к лицу наказания в виде административного ареста.
Срок административного задержания начинает течь с момента привода лица в уполномоченный на задержание орган; а если гражданин находится в состоянии алкогольного опьянения – с момента его вытрезвления.
Задержание может быть использовано с целью обеспечить расследование в рамках возбужденного административного производства или исполнение уже вынесенного постановления по делу.
То есть административное задержание может быть применено только к лицу, в отношении которого возбуждено административное производство, то есть к тому, которое совершило проступок. Никакие иные доводы основаниями для этой меры быть не могут.
После того как лицо, подвергшееся административному задержанию, доставляется в уполномоченный орган, в течение не более 3 часов должен быть составлен протокол, который заполняется должностным лицом и подписывается задержанным.
В документе указываются:
время составления;
данные о должностном лице, которое заполняет документ;
информация о гражданине;
данные об административном задержании;
причины задержания.
Если гражданин отказывается ставить подпись в протоколе, об этом должна быть сделана запись.
По просьбе задержанного ему может быть выдан экземпляр документа.
Административное задержание отличается от задержания лица при подозрении в совершении преступления.
Последнее возможно при следующих обстоятельствах:
лицо застигнуто на месте правонарушения;
на личных вещах обнаружены следы преступления;
на гражданина указали свидетели, видевшие, как он совершил преступление;
при наличии иных сведений, которые позволяют подозревать лицо в совершении преступления.
Такое задержание допускается на срок до 2 суток с возможностью дальнейшего продления на 72 часа по решению суда.
Одной из самых распространенных ситуаций, связанных с превышением полномочий должностными лицами при осуществлении административного задержания, является нанесение телесных повреждений гражданину.
В этом случае задержанному после того, как его отпустили, необходимо обратиться в учреждение здравоохранения и снять побои.
Составляется акт медицинского освидетельствования, в котором отражается информация о наличии телесных повреждений и предполагаемых способах их получения.
Желательно, чтобы физическое состояние до административного задержания смогли подтвердить свидетели. Это необходимо для доказательства факта нанесения побоев непосредственно в ходе осуществления процессуальных действий.
Далее с заявлением можно обратиться в прокуратуру или в суд.
Административное задержание ни в коем случае не может применяться, если за данный состав правонарушения можно применить в качестве наказания штраф или предупреждение.
Кроме того, в случае когда личность гражданина можно установить на месте (например, он предоставил паспорт), задержание также применять нецелесообразно.
Если сотрудник полиции, например, просит пройти вас в отделение, не соглашайтесь сразу. Сначала выясните причины и основания задержания и сообщите об этом родственникам.
Обращаем ваше внимание на то, что при административном задержании лицо может быть подвергнуто досмотру. Данные следственные действия проводятся с участием понятых. О результатах составляется протокол или информация вписывается в протокол о задержании.
А вот снимать отпечатки пальцев и регистрировать задержанных сотрудники полиции не имеют права. Такая процедура в административном законодательстве предусмотрена только для случаев ареста или при установлении личности.
И, наконец, лицо, подвергшееся административному задержанию, вправе обжаловать действия уполномоченных лиц в прокуратуру или суд.
www.webohrannik.ru
Все статьи Административное задержание как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (Шутилина О.А.)
В последнее время у значительного числа исследователей возникает интерес к такому виду мер административного пресечения, как административное задержание. Ему посвящены исследования целого ряда авторов, опубликовано значительное количество статей по данной тематике [1]. В то же время практическая деятельность судебных, правоохранительных органов, а также адвокатская практика показывают на ряд проблем при применении норм действующего законодательства и ведомственных нормативно-правовых актов, несоответствия их Основному закону нашей страны - Конституции РФ, что ведет к существенным нарушениям прав человека и гражданина.
В отличие от значительной части других мер обеспечения производства по делам, определенных ст. 27.1 КоАП РФ, которые ограничивают право владения, пользования и распоряжения имуществом, применение административного задержания влечет за собой ограничение права на свободу передвижения, права на свободу и личную неприкосновенность, предусмотренных соответственно ч. 1 ст. 27 и ч. 1 ст. 22 Конституции РФ, а также других конституционных прав и свобод, осуществление которых невозможно с этими ограничениями. Административное задержание влечет за собой ограничение прав и свобод граждан сроком применения меры. В системе мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях эта мера является наиболее часто применяемой.Нельзя смешивать понятие "административное задержание" с фактическим ограничением свободы физического лица, которое происходит при некоторых других обеспечительных мерах, в частности при доставлении. Фактически задержанное уполномоченными должностными лицами и доставляемое в помещение органа исполнительной власти лицо еще не считается административно задержанным. Только с момента помещения задержанного в специально отведенное помещение возникает состояние административного задержания.Сравнительный анализ ч. 1 и ч. 2 ст. 27.3 КоАП позволяет сделать вывод:1. административное задержание - это самостоятельный вид системы мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;2. административное задержание представляет собой кратковременное, по общему правилу, не более трех часов (п. 1. ст. 27.5) ограничение свободы физического лица, которое достигло возраста привлечения к административной ответственности (ст. 2.3 КоАП), применяемое против воли задержанного.Целями административного задержания являются обеспечение:- исполнения постановления об административном правонарушении;- своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении.Недопустимо применять административное задержание в других целях (в частности, в профилактических). В то же время с применением административного задержания достигается еще одна из целей - установление личности нарушителя (ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ).На наш взгляд, неудачно выражено словосочетание в п. 1 ст. 27.3 КоАП, определяющее, что административное задержание "...может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административных правонарушениях, исполнения постановления по делу об административных правонарушениях".Можно соотнести его с основаниями задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлении, где все определено ясно и четко, например, в ст. 91 УПК РФ такими основаниями являются:- когда лицо было застигнуто при совершении преступления либо непосредственно после совершения;- когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления;- когда потерпевшие или очевидцы преступления прямо укажут на это лицо как на совершившее преступление.Соответственно, словосочетание в "исключительных случаях" никакой смысловой нагрузки не несет. Словосочетание "исключительный случай" в словаре русского языка С.И. Ожегова означает "являющийся исключением, не распространяющийся на всех" [2]. В то же время этой административно-процессуальной мере в Российской Федерации подвергаются около полутора - двух миллионов человек. Следовательно, необходимо законодательное уточнение понятия "исключительный случай", для того чтобы оно не подлежало расширительному толкованию, а также порядка применения его в практической деятельности правоохранительных органов.Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 июня 2009 г. N 9-П пояснил, что в том случае, если задержанное лицо не предстало перед судом и не было впоследствии привлечено к административной ответственности, не обозначает, что задержание было незаконным, чем нарушило требования Конституции РФ и международного законодательства. Сведения и факты, дающие основания для применения административного задержания как предварительной меры принуждения с целью обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, бывают не всегда достаточными для принятия решения об административной ответственности. Требования в отношении задержанного лица, обусловливающие правомерность задержания, не означают, что уполномоченное лицо должно иметь доказательства, достаточные для разрешения дела по существу уже в момент задержания. Следовательно, целью административного задержания является обеспечение условий для проведения производства по делу об административном правонарушении, с тем чтобы были проверены сведения и факты, устранены или подтверждены подозрения, обосновывающие задержание, подготовлены соответствующие документы для передачи дела в суд.На наш взгляд, составление в отношении физического лица протокола об административном правонарушении, за которое, возможно, будет назначено наказание в виде административного ареста, не является основанием для административного задержания. Так, в Постановлении Верховного Суда от 11 апреля 2005 года N 7-АД04-2 сказано, что мотивы задержания должны быть обязательно указаны в протоколе об административном задержании. Соответственно, доводы уполномоченного лица о том, что задержание, произведенное в целях обеспечения присутствия задержанного лица при рассмотрении дела судьей, не могут быть признаны существенными, поскольку задержанный, например, имеет постоянное место жительства, семью. Тем более если не имеется достоверных сведений, подтвержденных документами, о том, что это лицо не планирует явиться суд.Необходимо обратить внимание на пробел в ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ, который может также привести к необоснованному административному задержанию. В данном случае подразумевается, что уполномоченным лицам органов внутренних дел, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, дано право при выявлении административного правонарушения применять административное задержание. Речь идет о том, что законодатель не обозначил форму (устная или письменная), а также определенные пункты данного обращения. Если исполнять это положение, то должностное лицо органов внутренних дел обязано при обращении (и устном тоже) к нему лица, уполномоченного составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, доставлять в отдел полиции и помещать на три часа гражданина, совершившего административное правонарушение, не вдаваясь в суть совершенного им. Возможно, что при рассмотрении жалобы судья или вышестоящее должностное лицо в одном из этих случаев признает незаконным это административное задержание. Следовательно, возмещение вреда в соответствии с гражданским законодательством могут потребовать у должностного лица органа внутренних дел (полиции).Срок административного задержания лица, совершившего правонарушение, не должен превышать три часа (ч. 1 ст. 27.5 КоАП РФ). Следует подчеркнуть, что по поводу продолжительности этого срока в науке административного права нет солидарного мнения. Так, А.С. Дугенец говорит о недостаточности времени и мотивирует необходимостью его увеличения до суток [3]. Он обращает внимание на то, что из-за недостаточности отведенного времени должностные лица, которые проводят задержание, вынуждены вносить непроверенные сведения в протокол об административном правонарушении либо освобождать задержанного, не получив подтвержденных сведений полученной информации в срок. Соответственно, вышеуказанные действия противоречат целям производства по делам об административных правонарушениях и, конечно, отрицательно сказываются на работе правоохранительных органов.Т.Р. Мещерякова, не соглашаясь с позицией А.С. Дугенца, указывает на то, что "закрепление нормы может привести к затягиванию уполномоченными лицами срока, а также дополнительным материальным затратам на содержание задержанных" [4].Вышеприведенные отрицательные последствия, безусловно, существенны. Однако, в соответствии с Конституцией РФ права и свободы человека являются высшей ценностью и именно они определяют содержание и смысл деятельности органов внутренних дел. Увеличение размера срока административного задержания по причине необходимости совершения комплекса процессуальных действий не соответствует данным конституционным принципам. Административное задержание является кратковременным ограничением свободы физического лица, и увеличение его срока возможно лишь в определенных случаях (ч. ч. 2, 3 ст. 27.5 КоАП РФ). В указанных нормах предусматривается, что лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.Досудебному административному задержанию сроком до 48 часов подвергается лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административное наказание - административным арест, также доставленное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим госграницы РФ и порядок пребывания на территории РФ, делу об административном правонарушении, совершенном на континентальном шельфе, в территориальном море, во внутренних морских водах, в исключительной экономической зоне России или с нарушением таможенных правил.В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП России вышеуказанные дела рассматривают судьи, поэтому их называют досудебным административным задержанием. Необходимо отметить, что в каждом определенном случае должностные лица органов внутренних дел и ряда других органов, которым подведомственны эти дела, имеют право использовать время задержания для осуществления различных процессуальных действий по собиранию и подтверждению доказательства противоправной деятельности задержанных лиц.С момента доставления задержанного лица в соответствующий орган начинает исчисляться срок административного задержания, а лица, которое находится в состоянии опьянения, - с момента его вытрезвления. Фраза "с момента вытрезвления" является "неопределенной" [5], так как вопрос об определении вытрезвления должен решаться уполномоченными должностными лицами или учреждениями.Понятие "вытрезвление" является не юридической, а медицинской категорией и к тому же основанной на усмотрении должностных лиц, осуществляющих административное задержание, поэтому такая формулировка может создать почву для злоупотреблений при обозначении момента вытрезвления. Таким образом, возникла необходимость закрепления права задержанного лица на проведение проверки с обязательным участием врача-нарколога его состояния в законодательном порядке, а также закрепления времени вытрезвления гражданина без оказания медицинской помощи. Фактически объективно определить начало течения срока административного задержания для лиц, находящихся в состоянии опьянения, при существующей практике не представляется возможным.Т.Р. Мещерякова указывает на то, что "лица, находящиеся в состоянии опьянения, должны доставляться в медвытрезвитель и находиться там до момента вытрезвления". Необходимо обратить внимание на то, что на сегодняшний день в России ликвидированы медицинские вытрезвители, а Приказ МВД СССР от 30 мая 1985 г., на основании которого осуществлялась работа этих учреждений, является недействующим с 1 января 2010 г. Новый нормативный правовой акт - Приказ МВД РФ от 23 декабря 2011 г. N 1298 регулирует эту сферу общественных отношений. Но в связи с отсутствием практики его применения иногда возникают определенные проблемы, связанные с исчислением сроков, которые потребуют самостоятельного научного осмысления.Правомерность отнесения к компетенции следователя возможности определять состояние опьянения задержанного вызывает множество возражений и чаще всего обоснованных. Так, С.А. Шейфер обращает внимание на то, что "уполномоченное должностное лицо путем обычного наблюдения не может определить состояние опьянения у задержанного лица" [6]. Действительно, определить, находится ли гражданин в состоянии опьянения или не находится, может лишь определенный специалист, прежде всего - врач-нарколог. Необходимо подчеркнуть, что только медицинские работники, получившие лицензию на осуществление такого рода деятельности, а также прошедшие определенную подготовку в наркологических диспансерах органов здравоохранения субъектов России, имеют право проводить медицинское освидетельствование в соответствии с п. 4 приложения N 3 Инструкции по проведению медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения лица, которое управляет транспортным средством, к Приказу Министерства здравоохранения от 14 июля 2003 г. N 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения".В соответствии со ст. 27.6 КоАП РФ задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.Необходимо отметить, что только Федеральной службой безопасности утверждены требования к оборудованию специально отведенных помещений для содержания задержанных лиц - Приказ ФСБ РФ от 19 января 2009 г. N 8. Приказ МВД РФ от 9 апреля 1993 г. N 170 "О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей органов внутренних дел", который в административном порядке утверждал Положение о комнатах для задержанных, в настоящее время не действует, но в то же время комнаты в системе органов МВД для административно задержанных фактически функционируют. Чтобы устранить данные нарушения требований закона, должны быть приняты определенные нормативные акты всеми государственными органами, к компетенции которых относится административное задержание.Порядок медицинского обслуживания, нормы питания и условия содержания задержанных лиц регламентируются Правительством РФ. На сегодняшний день они сформированы в Постановлении Правительства РФ от 15 октября 2003 г. N 627 "Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц".Факт отсутствия в действующем КоАП РФ регламента обжалования административного задержания является объектом научных разработок ряда ученых [7]. Главой 30 КоАП РФ установлен лишь порядок обжалования постановлений по итогам рассмотрения дел. Согласуясь с мнением Н.Г. Салищевой [8], хотелось бы отметить, что позиция законодательного органа по этому вопросу является недостаточно последовательной. Как уже подчеркивалось, обжалование административного задержания в КоАП РФ не предусмотрено. Но в Федеральном конституционном законе от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" определен порядок обжалования административного задержания гражданами, нарушившими правила комендантского часа. Часть 2 ст. 31 вышеназванного ФКЗ предусматривает, что решение начальника органов внутренних дел (полиции) или его заместителя о задержании может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или в суд. Следовательно, необходимо выработать единый подход к порядку обжалования административного задержания и вне зависимости от того, какие уполномоченные должностные лица и каких органов осуществляют административное задержание. Это можно регламентировать только в КоАП РФ.Таким образом, сложившаяся правоприменительная практика требует дальнейшего совершенствования законодательства, регламентирующего применение административного задержания как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Библиография
1. Бахрах Д.Н. Административное право России. М.: Эксмо, 2010. С. 209 - 212.2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1981. С. 225.3. Дугенец А.С. Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях: Монография. М., 2002. С. 54.4. Мещерякова Т.Р. Сроки в административном законодательстве Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 114.5. Колоколов Н.А. КоАП РФ: опять судебная практика впереди законодателя // Российский судья. 2003. N 1. С. 42.6. Шейфер С.А. Проблемы развития системы следственных действий в УПК РФ // Уголовное право. 2002. N 3. С. 92.7. Тюрин В.А. Административное задержание физических лиц как мера административно-процессуального пресечения и проблемы совершенствования юридических норм, его регламентирующих // Право и политика. 2002. N 3. С. 65.8. Салищева Н.Г. Проблемные вопросы института административной ответственности в России // Административная ответственность: вопросы теории и практики. 2004. N 1. С. 15 - 16.
xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai
41
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ КАК МЕРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ………………………………...7
1.1. Понятие административного задержания……………………………………..7
1.2. Отграничение административного задержания от уголовно-процессуального задержания……………………………………………………….8
1.3. Субъекты административного задержания…………………………….…….16
Глава II. Порядок административного задержания и проблемы, связанные с административным задержанием……………………………………………………………….…20
2.1. Порядок и основания административного задержания……………………..20
2.2. Проблемы, связанные с административным задержанием…………………27
Заключение…………………………………………………………………...37
Список использованных источников и литературы……40
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами.
Во-первых, состояние правопорядка в Российской Федерации вызывает все большее беспокойство граждан. Одними из главных причин ослабления общественного порядка и общественной безопасности являются социально-экономические и внутриполитические противоречия: прогрессирующее расслоение населения по уровню жизни (по данным различных специалистов в развитых государствах за чертой бедности проживает в среднем менее 10% населения, в России - более 35%), негативный социально-психологический климат, разрушение духовно-нравственных ценностей, деградация генофонда нации, правовой нигилизм и неверие населения в возможности правоохранительных органов обеспечить надежную внутреннюю безопасность населения и общества.
Противодействие различным проявлениям противоправного посягательства на права, свободы и законные интересы граждан, общества и государства - важнейшая задача органов внутренних дел, требующая для своего решения разработки и реализации комплекса мер по решительному противодействию различным формам противоправных посягательств на права, свободы и законные интересы граждан, общества и государства.
Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности осуществляются различными правовыми средствами, среди которых основными являются административно-правовые средства, в том числе и административная ответственность, порядок привлечения к которой урегулирован КоАП России. Этот порядок - административно-юрисдикционный процесс - сложное правовое явление, требующее глубокой теоретической проработки всех его элементов. Наиболее важным представляется исследование начальных стадий административно-юрисдикционного процесса, на которых правоприменителю предоставлены довольно большие властные полномочия по применению мер административного принуждения по отношению к лицам, вина которых в совершении противоправного деяния еще не установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело.
Меры административного принуждения, применяемые на начальной стадии административно-юрисдикционного процесса в целях его обеспечения, получили название мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Некоторые из этих мер, особенно административное задержание, предусматривают весьма существенные правоограничения в форме ограничения личной свободы, несмотря на то, что применяются по отношению к лицам, которых нельзя назвать виновными.
В то же время институт административного задержания занимает важное место в системе мер административного принуждения, создавая необходимые и легитимные условия для установления личности правонарушителя и обстоятельств совершения административного правонарушения. Поэтому развитие и реализация института административного задержания будет способствовать укреплению авторитета органов исполнительной власти за счет образования юридических предпосылок совершенствования единой государственной административной политики в соответствии с принципами административного законодательства как правовой основы защиты прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации.
Связь административного задержания с кратковременным ограничением свободы граждан предполагает более высокие требования к соблюдению законности при организации и осуществлении данной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Принудительный характер административного задержания нередко влечет оказание правонарушителем активного сопротивления, либо иную конфликтную ситуацию, в ходе разрешения которой сотрудники правоохранительных органов и, в частности, органов внутренних дел (полиции), подчас не только допускают процессуальные ошибки при его осуществлении (как правило при документальном оформлении административного задержания, составлении протокола об административном правонарушении), но и превышают установленные законом пределы применения данной меры принуждения, иные служебные злоупотребления и нарушения законности (задержание при отсутствии достаточных оснований и т.п.), что приводит к обоснованным жалобам граждан по поводу нарушения их конституционных прав на свободу-
К сожалению, некоторые элементы процедуры административного задержания не в полной мере урегулированы действующим административным законодательством, невысок научно-методический уровень разработки организационно-тактических основ задержания, что служит основным источником конфликтных ситуаций, возникающих между должностным лицом уполномоченным осуществлять административное задержание и задерживаемым лицом, при применении данной принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Именно поэтому научное исследование проблемы применения административного задержания как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в теоретико-методологическом плане крайне важно не только для развития науки административного права, административного процесса, но и совершенствования административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел (полиции).
Общая характеристика и отдельные аспекты административно-правового принуждения (административно-процессуального пресечения) освещались в трудах Г. Т. Агеенковой, Д. Н. Бахраха, И. И. Веремеенко, В. К. Гижевского, М. И. Еропкина, В. Р. Кисина, И. Ш. Килясханова, А. П. Коренева, А. П. Клюшниченко, Б. М. Лазарева, А. Е. Лунева, В. И. Новоселова, Л. Л. Попова, Ф. С. Разаренова, Н. Г. Салищевой, Ю. П. Соловья, М. С. Студени-киной, А. П. Шергина, А. Ю. Якимова и других ученых-административистов.
Объект исследования - совокупность общественных отношений, складывающихся в связи с реализацией института административного задержания.
Предмет исследования - нормы КоАП России, регламентирующие правовые основания и процессуальный порядок административного задержания.
Цель исследования - теоретико-прикладное изучение правовых основ административного задержания.
Задачи исследования:
- изучить понятия административного задержания института административного права, уточнить его общеправовое и отраслевое (административно-правовое) содержание;
- определить правовые основания и процессуальный порядок проведения административного задержания общепризнанным принципам и нормам международного права;
- установить содержание и особенности административно-процессуального порядка в виде административного задержания;
Методологическую и методическую основу исследования составляет системный подход к изучению института административного задержания путем применения методов анализа документов, научно-прикладной литературы и иных методов научного познания.
Структура работы состоит из введения, двух глав, состоящих из четырех параграфов, заключения и списка литературы.
Глава I. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ КАК МЕРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
1.1. Понятие административного задержания
Административное задержание - одна из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, полный перечень которых дается в ст. 27.1 КоАП РФ. Это одна из необходимых мер, осуществляемых в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.
Сущность административного задержания раскрывается в ст. 27.3 п. 1 КоАП РФ. Это кратковременное ограничение свободы физического лица, применяемое в исключительных случаях. Как разъясняет Конституционный Суд РФ, «задержание, арест, заключение под стражу и содержание под стражей, несмотря на их процессуальные различия, по сути есть лишение свободы». Естественно, так как административное задержание сопряжено с мерами физического принуждения физического лица.
В связи с этим встает вопрос о нормативно-правовых основах административного задержания. Известно, что одним из основных конституционных прав граждан является право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению, а до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Согласно ст. 55 п. 3 Конституции РФ ограничение прав и свобод допускается только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом, поэтому применение административного задержания и других мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении может быть установлено только КоАП. Итак, нормативно-правовой основой административного задержания является КоАП РФ, а именно статьи 27.3 - 27.6. Отдельные положения содержатся в других актах. Приказ Минобороны РФ от 5 мая 2008 г. N 254 «О реализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Министерстве обороны Российской Федерации"» утверждает конкретный перечень должностных лиц из числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на воинских должностях в военных автомобильных инспекциях, уполномоченных применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Приказ ФСБ РФ от 6 сентября 2007 г. N 453 «Об утверждении Перечня должностных лиц органов федеральной службы безопасности, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и реализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в органах федеральной службы безопасности» утверждает конкретный перечень должностных лиц органов федеральной службы безопасности, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Постановление Правительства РФ от 15 октября 2003 г. N 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц» определяет порядок содержания лиц, задержанных за административное правонарушение.
Задержание по уголовно-процессуальному праву - мера уголовно-процессуального принуждения, близко примыкающая по характеру ограничений, которым подвергается личность, к мере пресечения в виде заключения под стражу. По существу - это кратковременное лишение свободы подозреваемого В силу неотложности задержания закон не требует для его применения санкции, прокурора или решения суда. В то же время закон устанавливает ряд гарантий законности и обоснованности осуществления этой меры принуждения, четко регламентируя условия, основания, мотивы и сроки ее применения.
Правила производства задержания закреплены в УПК, а также в Положении о порядке кратковременного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления. Производство задержания допустимо лишь при определенных условиях и по основаниям, указанным в законе.
Задержание может быть применено только к лицу, подозреваемому в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы.
Только орган дознания, следователь и прокурор правомочны решить вопрос
о задержании лица.
Под основаниями задержания понимают фактические данные, позволяющие подозревать лицо в совершении преступления, а именно:
1) когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения:
2) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление:
3) когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
При наличии "иных данных", дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано лишь в случаях, если покушалось на побег, не имеет постоянного места жительства или не установлена личность подозреваемого. Под "иными данными" следует понимать доказательства, полученные в ходе производства по делу и достаточные для подозрения лица в совершении преступления. К таким данным, например, относятся показания свидетелей и потерпевших, не являющихся очевидцами, о сходстве подозреваемого по приметам с разыскиваемым преступником и т. п.
Поскольку иные данные менее определенны, чем указанные в п. 1, 2,3 ч. 1 ст. 122 УПК, закон связывает допустимость задержания по ним с наличием определенных условий: покушением на. побег, отсутствием постоянного места жительства, не установлением личности подозреваемого. Эти условия делают необходимым производство задержания, т. к. придают ему неотложный характер и усиливают степень вероятности данных о причастности лица к преступлению.
student.zoomru.ru