Подборка диктантов повышенной сложности для учащихся 10-11 классов. Вдохновение контрольный диктант


Подборка диктантов повышенной сложности для учащихся 10-11 классов

Контрольные диктанты. 10 - 11 классы

Необыкновенные дни

 Воропаев вступил в Бухарест с ещё не зажившей раной, полученной им в бою за Кишинёв. День был ярок и, пожалуй, немного ветрен. Он влетел в город на танке с разведчиками и потом остался один. Собственно говоря, ему следовало лежать в госпитале, но разве улежишь в день вступления в ослепительно белый, кипящий возбуждением город? Он не присаживался до поздней ночи, а всё бродил по улицам, вступая в беседы, объяснял что-то или просто без слов с кем-то обнимался, и его кишинёвская рана  затягивалась, точно излечиваемая волшебным зельем.

 А следующая рана,случайно полученная после Бухареста, хотя и была легче предыдущей, но заживала необъяснимо долго, почти до самой Софии.

  Но когда он, опираясь на палку, вышел из штабного автобуса на площадь в центре болгарской столицы и, не ожидая, пока его обнимут, сам стал обнимать и целовать всех, кто попадал в его объятия, что-то защемило в ране, и она замерла. Он тогда едва держался на ногах, голова кружилась, и холодели пальцы рук - до того утомился он в течение дня, ибо говорил часами на площадаях, в казармах и даже с амвона церкви, куда был внесён на руках. Он говорил о России и славянах, будто ему было не меньше тысячи лет.

***

  Наступила тишина, слышно было только, как фыркали и жевали лошади да похрапывали спящие. Где-то плакал чибис и изредка раздавался писк бекасов, прилетавших поглядеть, не уехали ли непрошеные гости.

  Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность. Увидел он то же самое, что видел и до полудня: равнину, холмы, небо, лиловую даль. Только холмы стояли поближе, да не было мельницы, которая осталась далеко назади. От нечего делать Егорушка поймал в ьраве скрипача, поднёс его в кулаке к уху и долго слушал, как тот играл на своей скрипке. Когда надоела музыка, он погнался за толпой жёлтых бабочек, прилетавших к осоке на водопой, и сам не заметил, как очутился опять возле брички.

  Неожиданно послышалось тихое пение. Песня, тихая, тягучая и заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли, точно над степью носился невидимый дух и пел. Егорушка оглядывался по сторонам и не понимал, откуда эта странная песня. Потом уже, когда он прислушался, ему стало казаться, что пела трава. В своей песне она, полумёртвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренне убеждала кого-то, что она ни в чём не виновата, что солнце выжгло её понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она ещё молода и была бы красивой, если бы не зной и не засуха. Вины не было, но она всё-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей невыносимо больно, грустно и жалко себя. (По А.П.Чехову) (241 слово)

***

  Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

  Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

  Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем.

  Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клён под забором и растрёпанный ветром куст настурции.

  Я посмотрел на клён и увидел, как  осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услышал шелест падающего листа - неясный звук, похожий на детский шёпот.

Опасная профессия

  В погоне за интересными кадрами фотографы и кинооператоры часто переходят границу разумного риска.

  Не опасна, но почти невозможна в природе съёмка волков. Опасно снимать львов, очень опасно - тигров. Нельзя сказать заранее, как поведёт себя медведь - этот сильный и, вопреки общему представлению, очень подвижный зверь. На Кавказе я нарушил небезызвестное правило: полез в гору, где паслась медведица с медвежатами. Расчёт был на то, что, мол, осень и мать уже не так ревниво оберегает потомство. Но я ошибся... При щелчке фотокамеры, запечатлевшейдвух малышей, дремавшая где-то поблизости мать кинулась ко мне, как торпеда. Я понимал: ни в коем случае нельзя бежать - зверь бросится вслед. На месте оставшийся человек медведицу озадачил: она вдруг резко затормозила и, пристально поглядев на меня, кинулась за малышом.

  Снимая зверей, надо, во-первых, знать их повадки и, во-вторых, не лезть на рожон. Все животные, исключая разве что шатунов-медведей, стремятся избегать встреч с людьми. Анализируя все несчастья, видишь: беспечность человека спровоцировала нападение зверя.

  Издавна придуманы телеобъективы, чтобы снимать животных, не пугая их и не рискуя подвергнуться нападению, чаще всего - вынужденному. К тому же, непуганые животные, не подразумевающие о вашем присутствии, ведут себя естественно. Большинство выразительных кадров добыто знанием и терпением, пониманием дистанции, нарушать которую неразумно и даже опасно.

Путь к озеру

  Утренняя заря мало-помалу разгорается. Скоро луч солнца коснётся по-осеннему оголённых верхушек деревьев и позолотит блестящее зеркало озера. А неподалёку располагается озеро поменьше, причудливой формы и цвета: воде в нём не голубая, не зелёная, не тёмная, а буроватая. Говорят, что этот специфический оттенок объясняется особенностями состава местной почвы, слой которой устилает озёрное дно.Оба эти озера объединены под названием Боровых озёр, как в незапамятные времена окрестили их старожили здешних мест. А к юго-востоку от Боровых озёр простираются гигантские болота. Это тоже бывшие озёра, зараставшие в течение десятилетий.

В этот ранний час чудесной золотой осени мы движемся к озеру с пренеприятным названием - Поганому озеру. Поднялись мы давно, ещё до рассвета, и стали снаряжаться в дорогу. По совету сторожа, приютившего нас, мы взяли непромокаемые плащи, охотничьи сапоги-болотники, приготовили дорожную еду, чтобы не тратить время на разжигание костра, и двинулись в путь.

Два часа пробирались мы к озеру, пытаясь отыскать удобные подходы. Ценой сверхъестественных усилий мы преодолели заросли какого-то цепкого и колючего растения, затем полусгнившие трущобы, и впереди показался остров. Не добравшись до лесистого бугра, мы упали в заросли ландыша, и его правильные листья, как будто выровненные неведомым мастером, придавшим им геометрически точную форму, защелестели у наших лиц.

В этих зарослях в течение получаса мы предавались покою. Поднимешь голову, а над тобой шумят верхушки сосен, упирающиеся в бледно-голубое небо, по которому движутся не тяжёлые, а по-летнему полувоздушные облачка-непоседы. Отдохнув среди ландышей, мы снова принялись искать таинственное озеро. Расположенное где-то рядом, оно было скрыто от нас густой порослью травы. (247 слов)

***

 Сверхъестественные усилия, приложенные героем для преодоления разного рода дорожных препятствий, были ненапрасны: визит обещал быть отнюдь не безынтересным.

 Едва Чичиков, пригнувшись, вступил в тёмные широкие сени, пристроенные кое-как, на него тотчас повеяло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже тёмную, с приспущенными шторами, чуть-чуть озарённую светом, не нисходящим с потолка, а восходящим к потолку из-под широкой щели, находящейся внизу двери. Распахнувши эту дверь, он наконец очутился в свету и был чрезмерно поражён представшим беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытьё полов и все вещи снесли сюда и нагромоздили как попало. На одном столе стоял даже сломанный стул и здесь же - часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил причудливую паутину. Тут же стоял прислонённый боком к стене шкаф со старинным серебром, почти исчезнувшим под слоем пыли, графинчиками и превосходным китайским фарфором, приобретённым бог весть когда. На бюро, выложенном некогда прелестною перламутровою мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни жёлтенькие желобки, наполненные клеем, лежало превеликое множество всякой всячины: куча испещрённых мелким почерком бумажек, накрытых мраморым позеленевшим прессом с ручкой в виде яичка наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплёте с красным обрезом, лимон, весь ссохшийся, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка давно развалившихся кресел, рюмка с какой-то непривлекательной жидкостьб и тремя мухами, прикрытая письмом, кусочек где-то поднятой тряпки да два пера, испачканные чернилами. В довершение престранного интерьера по стенам было весьма тесно и бестолково навешано несколько картин.

                                                                                             (По Н.В.Гоголю)

***

  Вспоминаю с неизъяснимой радостью свои детские года в старинном помещичьем доме в средней полосе России.

  Тихий, по-летнему ясный рассвет. Первый луч солнца через неплотно притворённые ставни золотит изразцовую печь, свежевыкрашенные полы, недавно крашенные стены, увешанные картинками на темы из детских сказок. Какие только переливающиеся на солнце краски здесь не играли! На синем фоне оживали сиреневые принцессы, розовый принц снимал меч, спеша на помощь возлюбленной, голубизной светились деревья в зимнем инее, а рядом расцветал весенний ландыш. А за окном набирает силу прелестный летний день.

  В распахнутое настежь старенькое оконце врывается росистая свежесть ранних цветов пионов, светлых и нежных.

  Низенький домишко, сгорбившись, уходит, врастает в землю, а над ним по-прежнему буйно цветёт поздняя сирень, как будто торопится своей бело-лиловой роскошью прикрыть его убожество.

  По деревянным нешироким ступенькам балкончика, также прогнившего от времени и качающегося под ногами, спускаемся купаться к расположенной близ дома речонке.

  Искупавшись, мы ложимся загорать неподалёку от зарослей прибрежного тростника. Через минуту-другую, задевая ветку густого орешника, растущего справа, ближе к песчаному склону, садится на деревце сорока-болтунья. О чём только она не трещит! Навстечу ей несётся звонкое щебетанье, и, нарастая, постепенно многоголосый птичий гомон наполняет расцвеченный по-летнему ярко сад.

  Насладившись купанием, мы возвращаемся назад. Стеклянная дверь, ведущая с террасы, приоткрыта. На столе в простом глиняном горшочке букетик искусно подобранных, только что сорванных, ещё не распустившихся цветов, а рядом, на белоснежной полотняной салфетке, тарелка мёду, над которым вьются с ровным гудением ярко-золотистые труженицы-пчёлки.

Как легко дышится ранним утром! Как долго помнится это ощущение счастья, которое испытываешь лишь в детстве!

Величайшая святыня

  Заботами милого друга я получил из России небольшую шкатулку карельской берёзы, наполненную землёй. Я принадлежу к людям, любящим вещи, не стыдящимся чувств и не боящимся кривых усмешек. В молодости это простительно и понятно: в молодости мы хотим быть самоуверенными, разумными и жестокими - редко отвечать на обиду, владеть своим лицом, сдерживать дрожь сердечную. Но тягость лет побеждает, и строгая выдержанность чувств уже не кажется лучшим и главнейшим. Вот сейчас таков, как есть, я готов и могу преклонить колени перед коробочкой с русской землёй и сказать вслух, не боясь чужих ушей: "Я тебя люблю, земля, меня родившая, и признаю тебя моей величайшей святыней".

  И никакая скептическая философия, никакой умный космополитизм не заставит меня устыдиться моей чувствительности, потому что руководит мною любовь, а она не подчинена разуму и расчёту.

  Земля в коробке высохла и превратилась в комочки бурой пыли. Я пересыпаю её заботливо и осторожно, чтобы не рассыпать зря по столу, и думаю о том, что из всех вещей человека земля всегда была и самой любимой, и близкой.

  Ибо прах ты - и в прах обратишься.

(По М.А.Осоргину)

Роза

  Ранним утром, едва забрезжил рассвет, я возвращался в знакомые места нехожеными тропами. В дали, неясной и туманной, мне уже мерещилась картина родного села. Торопливо ступая по некошеной траве, я представлял, как подойду к своему дому, покосившемуся от древности, но по-прежнему приветливому и дорогому. Мне хотелось поскорее увидеть с детства знакомую улицу, старый колодец, наш палисадник с кустами жасмина и роз.

  Погружённый в свои воспоминания, я незаметно приблизился к околице и, удивлённый, остановился в начале улицы. На самом краю села стоял ветхий дом, нисколько не изменившийся с тех пор, как я отсюда уехал. Все эти годы, на протяжении многих лет, куда бы меня ни забросила судьба, как бы далеко ни был от этих мест, я всегда неизменно носил в своём сердце образ родного дома, как память о счастье и весне...

  Наш дом! Он, как и прежде, окружён зеленью. Правда, растительности тут стало побольше. В центре палисадника разросся большой розовый куст, на котором расцвела нежная роза. Цветник запущен, сорные травы сплелись на вросших в землю клумбах и дорожках, никем не расчищенных и уже давно не посыпанных песком. Деревянная решётка, далеко не новая, совсем облезла, рассохлась и развалилась.

  Крапива занимала целый угол цветника, словно служила фоном для нежного бледно-розового цветка. Но рядом с крапивой была роза, а не что иное.

  Роза распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, утренняя роса оставила на них несколько слезинок, в которых играло солнце. Роза точно плакала. Но вокруг всё было так прекрасно, так чисто и ясно в это весеннее утро...

***

  Позади большого дома был старый сад, уже одичавший, заглушённый бурьяном и кустарником. Я прошёлся по террасе, ещё крепкой и красивой; сквозь стеклянную дверь видна была комната с паркетным полом, должно быть, гостиная; старинное фортепиано, да на стенах гравюры в широких рамах из красного дерева - и больше ничего. От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головы; по дорожкам, вытягиваясь, мешая друг другу, росли молодые клёны и вязы, уже ощипанные коровами.Было густо, и сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где ещё стояли тополя, сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей, а дальше за ними сад расчищали для сенокоса, и тут уже не парило, паутина не лезла в рот и в глаза, подувал ветерок; чем дальше вглубь, тем просторнее, и уже росли на просторе вишни, сливы, раскидистые яблони и груши такие высокие, что даже не верилось, что это груши. Эту часть сада арендовали наши городские торговки, и сторожил её от воров и скворцов мужик-дурачок, живший в шалаше.

  Сад, всё больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке, поросшей зелёным камышом и ивняком; около мельничной плотины был плёс, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенною крышей, неистово квакали лягушки. На воде, гладкой, как зеркало, изредка ходили круги, да вздрагивали речные лилии, потревоженные весёлою рыбой. Тихий голубой плёс манил к себе, обещая прохладу и покой.

Зорянка

  Бывает, что в бору у какой-нибудь золотисто-рыжей сосны из белого соснового тела выпадет сучок. Пройдёт год или два, и эту дырочку оглядит зорянка - маленькая птичка точно такого же цвета, как кора у сосны.Эта птичка натаскает в пустой сучок пёрышек, сенца, пуха, прутиков, выстроит себе тёплое гнёздышко, выпрыгнет на веточку и запоёт. И так начинает птичка весну.

  Через какое-то время, а то и прямо тут, вслед за птичкой, приходит охотник и останавливается у дерева в ожидании вечерней зари.

  Но вот певчий дрозд, с какой-то высоты на холме первый увидев признаки зари, просвистел свой сигнал. На него отозвалась зорянка, вылетела из гнезда и, прыгая с сучка на сучок всё выше и выше, оттуда, сверху, тоже увидала зарю и на сигнал певчего дрозда ответила своим сигналом. Охотник, конечно, слышал сигнал дрозда и видел, как вылетела зорянка, он даже заметил, что зорянка, маленькая птичка, открыла клювик, но, что она пикнула, он просто не слышал: голос маленькой птички не дошёл до земли.

  Птицы уже славили зарю наверху, но человеку, стоящему внизу, зари не было видно. Пришло время - над лесом встала заря, охотник увидел: высоко на сучке птичка свой клювик то откроет, то закроет. Это зорянка поёт, зорянка славит зарю, но песни не слышно. Охотник всё-таки понимает по-своему, что птичка славит зарю, а отчего ему песни не слвшно - это оттого, что она поёт, чтобы славить зарю, а не чтобы самой славиться перед людьми.

  И вот мы считаем, что, как только человек станет славить зарю, а не зарёй сам славиться, так и начинается весна самого человека. Все наши настоящие любители-охотники, от самого маленького и простого человека до самого большого, только тем и дышат, чтобы прославить весну. И сколько таких хороших людей есть на свете, и никто из них ничего хорошего не знает о себе, и так все привыкнут к нему, что никто и не догадывается о нём, как он хорош, что он для того только и существует на свете, чтобы славить зарю и начинать свою весну человека.

***

  Разгоралась заря, становилось свежо, и мне пора было собираться в дорогу. Пройдя через густые камышовые заросли, пробравшись сквозь чащобу склонённого ивняка, я вышел на берег речонки и быстро отыскал свою плоскодонную лодку. Перед отплытием я проверил содержимое своего холщового мешочка. Всё было на месте: банка свиной тушёнки, копчёная и тушёная рыба, буханка чёрного хлеба, сгущённое молоко, моток крепкой бечёвки и немало других вещей, нужных в дороге.

  Отъехав от берега, я отпустил вёсла, и лодку тихо понесло по течению. Через три часа за поворотом реки показались отчётливо видные на фоне свинцовых туч у горизонта золочёные купола церкви, но до города, по моим расчётам, было ещё неблизко.

  Пройдя несколько шагов по мощёной улице, я решил починить давно уже промокавшие сапоги, или чёботы. Сапожник был молодцеватым мужчиной цыганской наружности. Что-то необыкновенно привлекательное было в чётких движениях его мускулистых рук.

  Утолив голод в ближайшем кафе, где к моим услугам оказались свекольный борщок, печёнка с тушёной картошкой и боржом, я отправился бродить по городу. Моё внимание привлекла дощатая эстрада, где развевались разноцветные флажки. Жонглёр уже закончил своё выступление и поклонился. Его сменила веснушчатая танцовщица с рыжеватой чёлкой и жёлтым шёлковым веером в руках. Оттанцевав какой-то танец, напоминавший чечётку, она уступила место клоуну в звёздчатом  трико. Но бедняга был лишён таланта и совсем не смешон со своими ужимками и прыжками.

  Обойдя за полчаса чуть ли не весь городишко, я расположился на ночёвку на берегу реки, укрывшись старым непромокаемым плащом.

www.metod-kopilka.ru

Контрольно-измерительные материалы. Диктанты по русскому языку. 11 класс

Контрольный диктант в 11 классе № 1

Цель:  проверить  соответствие  знаний,  умений  и  навыков  учащихся  требованиям  учебной  программы  на  начало  учебного  года.

Содержание   контрольной  работы  направлено  на  выявление  уровня  развития  умений  выбора  постановки  знаков  препинания:

- при  однородных  членах  предложения;

- при  обособленных  определениях  и  обстоятельствах;

- в  сложных  предложениях.

Условий  для  написания:

- проверяемых  безударных  гласных  и  проверяемых  согласных  в  корне  слова;

- приставок  и  предлогов;

- безударных  падежных  окончаний   существительных,  прилагательных  и  причастий;

- не  с  разными  частями  речи.

Грамматические  задания  направлены  на  выявление  уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

- выполнение  синтаксического разбора  сложного  предложения;

- построения сложного предложения  из  простого  осложнённого  предложения;

- составления  предложения  с  прямой  речью.

Критерии оценки знаний учащихся

Диктант

• «5» – за работу, в которой нет ошибок.

• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Грамматическое задание

«5» - безошибочное выполнение всех заданий;

«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

Охота  с  ястребом

         Старик  Айтей  не  смог  уснуть,  думал  о  сыне.

         Однажды  они  с  Абдрахманом  поехали  охотиться  с  ястребом.  Мальчик  был  уже  заправским  охотником.  С  трещоткой мальчик  поскакал  вперёд,  а  Айтей  ждал  на  вершине  холма  верхом  на  крупной  гнедой  лошади.

        Маленький  Абдрахман  знал,  что  если  неправильно  вспугнуть  птицу,  то    можно  испортить  всю  охоту.

        Как  только  стая  гусей  обогнула  озеро  и  приблизилась  к  возвышенности,  где  стоял  Айтей,  охотник  подбросил  вверх  своего  ястреба.  Птица,  со  свистом  рассекая  воздух  острыми  крыльями,  понеслась  над  самой  землёй.

         Гуси  почуяли  опасность.  Двое  из  них  продолжали  лететь  вперёд,  трое  шарахнулись  куда-то  в  сторону,  остальные  ринулись  вниз.

          Ястреб  взвился  в поднебесье,  точно  стрела,  выпущенная  из   лука.

         Охотник  видел,  как  скрестились   в  небе  гусь  и  ястреб.  Вот  уже  оба  камнем  падают  вниз.  Мальчика  захватило  зрелище.  Не  помня  себя,  он  погнал  своего  коня  туда,  где  падала  птица.  Айтей  едва  поспевал  за  сыном.

 

Грамматические  задания.

 1. Выполните синтаксический  разбор  предложения:

    I  вариант:    Охотник  видел,  как  скрестились  в  небе  гусь  и  ястреб.

    II Вариант:    Не  помня  себя,  он  погнал  своего  коня  туда,  где  падала  птица.

 2. Преобразуйте  предложение:  Птица  со  свистом  рассекая…   в  сложное  предложение, определите  его  тип  и  постройте  схему.

 3.  На  тему  текста  составьте  предложение  с  прямой  речью,  соответствующе  схеме:

  I  вариант:  «П,» - а.

  II вариант:  А:  «П».

Контрольный диктант в 11 классе № 2

Цель:  проверить  соответствие  знаний,  умений  и  навыков  учащихся  требованиям учебной  программы  на  начало  учебного  года.

Содержание   контрольной  работы  направлено  на  выявление  уровня  развития  умений  выбора  постановки  знаков  препинания:

- тире  в  простом  предложении;

- при  однородных  членах  предложения;

- при  обособленных  определениях  и  обстоятельствах;

- запятые  при  вводных  словах;

- в  сложных  предложениях.

Условий  для  написания:

- проверяемых  безударных  гласных  и  проверяемых  согласных  в  корне  слова;

- приставок  и  предлогов;

- безударных  падежных  окончаний   существительных,  прилагательных  и  причастий;

- правописание  з-с  на  конце  приставок;

- не  с  разными  частями  речи;

- н-н  в  причастиях;

- правописание  глагольных   окончаний. 

Грамматические  задания  направлены  на  выявление  уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

- при  фонетическом  разборе  слова;

- выполнение  синтаксического разбора  сложного  предложения;

-замена  предложения  с  прямой  речью  на  косвенную;

-умение  определять  виды  подчинительной  связи  в  словосочетаниях.

Критерии оценки знаний учащихся

Диктант

• «5» – за работу, в которой нет ошибок.

• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Грамматическое задание

«5» - безошибочное выполнение всех заданий;

«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

Диктант

        Вдохновение  - это  строгое  рабочее  состояние  человека.  Душевный  подъём  не  выражается  в  театральной  позе   и  приподнятости.  Так  же  как  и  пресловутые  «муки  творчества».

  Чайковский  утверждал,  что  вдохновение  -  это  состояние, когда  человек  работает  во  всю  силу,  как вол,  а  вовсе  не  кокетливо  помахивает  рукой.

        Каждый  человек  хотя  бы  и  несколько  раз  за  свою  жизнь, но  пережил  состояние  вдохновения  -  душевного  подъёма,  свежести,  живого  восприятия  действительности,  полноты мысли  и сознания  своей  творческой  силы.

       Да,  вдохновение  -  это  строгое  рабочее  состояние,  но  у  него   есть  своя  поэтическая  окраска,  свой,  я  бы  сказал,  поэтический  подтекст.

       Вдохновение  входит  в нас,  как  сияющее  летнее  утро,  только  что  сбросившее  туманы  тихой  ночи,  забрызганное  росой,  с  зарослями  влажной  листвы.  Оно  осторожно  дышит  нам  в  лицо  своей  целебной  прохладой.

      Вдохновение  -  как  первая  любовь,  когда  сердце  громко  стучит  в  предчувствии  удивительных  встреч,  невообразимо  прекрасных  глаз,  улыбок,  недомолвок.

      Тогда наш  внутренний  мир  настроен  тонко  и  верно,  как  некий  волшебный  инструмент,  и отзывается  на  всё,  даже  самые  скрытые,  самые  незаметные  звуки  жизни.

      Толстой  сказал  о  вдохновении,  пожалуй,  проще  всех:  «Вдохновение  состоит  в  том,  что  вдруг  открывается  то,  что  можно  сделать   чем  ярче вдохновение,  тем  больше  должно быть  кропотливой  работы  для  его  исполнения».  Но  как  бы  ни  определяли  вдохновение,  мы  знаем,  что  оно  плодотворно  и  не  должно  исчезнуть бесследно,  не  одарив  собою  людей.    (170слов, по  К. Паустовскому)

Грамматические  задания

1. Озаглавить  текст  диктанта.

2. Найти  предложение   с  прямой  речью,  вычертить  к  нему  схему.  Заменить  прямую  речь  косвенной  и  записать  это  предложение.

3. Сделать  фонетический  разбор  слова:

Подъём  -  1-й  вариант                                                   состояние  -  2-й  вариант

4. Выписать из  текста  по  два  словосочетания  на  все  виды  подчинительной  связи  и  разобрать  их:

1 – 4  абзац  -  1-й  вариант                                                 остальной  текст  -  2-й  вариант

5. Сделать  синтаксический  разбор  предложения:

  Чайковский  утверждал,  что  вдохновение  -  это  состояние, когда  человек  работает  во  всю  силу,  как вол,  а  вовсе  не  кокетливо  помахивает  рукой.  -  1-й  вариант

      Вдохновение  -  как  первая  любовь,  когда  сердце  громко  стучит  в  предчувствии  удивительных  встреч,  невообразимо  прекрасных  глаз,  улыбок,  недомолвок.  -  2-й  вариант

 

Контрольный диктант в 11 классе № 3

Цель:  проверить  соответствие  знаний,  умений  и  навыков  учащихся  требованиям  учебной  программы  на  начало  учебного  года.

Содержание   контрольной  работы  направлено  на  выявление  уровня  развития  умений  выбора  постановки  знаков  препинания:

- при  однородных  членах  предложения;

- при  обособленных  определениях  и  обстоятельствах;

- при  уточняющих  членах  предложения;

- в  сложных  предложениях.

Условий  для  написания:

- проверяемых  безударных  гласных  и  проверяемых  согласных  в  корне  слова;

- приставок  и  предлогов;

- безударных  падежных  окончаний   существительных,  прилагательных  и  причастий;

- написание  сложных  прилагательных;

- не  с  разными  частями  речи;

- написание  н-нн  в  прилагательных  и  причастиях;

- написание  з-с  на  конце  приставок.

Грамматические  задания  направлены  на  выявление  уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

- выполнение  синтаксического разбора  сложного  предложения;

- фонетический  разбор  слова;

- разбор  слова  по  составу;

- разбора  словосочетаний.

Критерии оценки знаний учащихся

Диктант

• «5» – за работу, в которой нет ошибок.

• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Грамматическое задание

«5» - безошибочное выполнение всех заданий;

«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

К  реке

         Светлою  лентой  вьётся  Яик  среди  пойменных  лугов,  изрезанных  бесчисленными  притоками  и  рукавами,  серебряной  дорогой  уходит  в  пойменные  леса.

        Тихий  летний  вечер.  Багровея,  катится  к  горизонту  большое  солнце.

        Путь  до  реки  не  близкий  -  около  двух  вёрст.  И  в  это  время,  когда  солнце  катится  к  закату,  а  лощины  заволакиваются  лиловой  дымкой,  женщины  обычно  не  ходят  в  одиночку   по  воду.

      Сверкающая  река  встретила  мягкой  прохладой.  С  её  просторов  дул  свежий  ветер. Вдаль  уходило  окаймлённое  бархатной  зеленью  берегов  дрожащее  живое  серебро  воды.

       Весной,  во  время  паводка,  Яик  выходил  из  берегов,  мутные  воды  захватывали  огромные  пространства,  плескались  над  залитыми  лугами,  в  затопленных  лесах  гуляла  рыба.  А  сейчас,  в разгаре  лета,  река  была  светла  и  нетороплива,  величаво  несла  она  свои  воды  к далёкому  морю.

     Вечерний  воздух  зазвенел  от  лягушиных  трелей.  В  осоке  пересохших  ручейков,  в  зеленовато-синей  слизи  стоячей  воды  затаились  пучеглазые  певцы  и  оглашали  хрупкую  тишину  бесконечными  руладами.

     Вот  в  омуте лениво  плеснулась  огромная  рыба,  где-то  гулко  закричал  удод,  словно  будил  сонную  лень  реки,  донёсся  далёкий  крик  кулика.

     Все  эти  звуки  слились  в  пёструю  симфонию. (171  слово, по  Х. Есенжанову)

Грамматические  задания

1. Сделать  фонетический  разбор  слова:

Вьётся  -  1-й  вариант                                                         багровея  -  2-й  вариант

2. Разобрать  слова  по  составу:

Пойменных,  изрезанных,   заволакиваются  -  1-й  вариант

 сверкающая,  бесчисленными,  захватывали  -  2-й  вариант

3.Выписать  из  текста  по  одному  словосочетанию  на  все  виды  подчинительной  связи и  разобрать  их:

1 – 4  абзацы  -  1-й вариант                                                остальной  текст  -  2-й  вариант

4.Сделать  синтаксический  разбор  предложения:

  И  в  это  время,  когда  солнце  катится  к  закату,  а  лощины  заволакиваются  лиловой  дымкой,  женщины  обычно  не  ходят  в  одиночку   по  воду.  -  1-й  вариант

 Вот  в  омуте лениво  плеснулась  огромная  рыба,  где-то  гулко  закричал  удод,  словно  будил  сонную  лень  реки,  донёсся  далёкий  крик  кулика.  -  2-й  вариант

Контрольный диктант в 11 классе № 4

Цель:  проверить  общий  уровень сформированности  орфографической  и  пунктуационной  грамотности  учащихся  по итогам  1-го  полугодия  в  соответствии  с  требованиями  государственного  стандарта.

  Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  уровня  развития  умений,  выбора  условий  для  написания:

  -  проверяемые  безударные  гласные;

  -  непроверяемые  безударные  гласные;

 -  правописание  слов  с  чередующимися  гласными  в  корне  слова;

  -  правописание окончаний  имён  существительных;

  -  написание  непроизносимых  согласных:

  -  разделительные  Ь  и  Ъ; 

  -  н-нн  в  суффиксах  прилагательных  и  причастий;

  -  различение  не  и  ни;

 Постановки  знаков  препинания:

 -  при  работе  с  периодом;

  -  запятая  при  однородных  членах  предложения;

  -  запятая  в  сложном  предложении;

  -  запятые  при  обособлении определений,  приложении;

  -  запятые  при  уточняющих  членах  предложении;

  Грамматические  задания  направлены  на  выявление уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

- синтаксического  разбора  предложения;

- фонетического  разбора  слова;

- синтаксический  разбор  словосочетаний;

- подбирать  однокоренные  слова  и  формы  слова.

Критерии оценки знаний учащихся

Диктант

• «5» – за работу, в которой нет ошибок.

• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Грамматическое задание

«5» - безошибочное выполнение всех заданий;

«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

Весна

         Как  ни  старались  люди,  собравшись  в  одно  небольшое  место  несколько  сот  тысяч,  как  ни  забивали камнями  землю,  чтобы  ничего  не  росло  на  ней,  как  ни  счищали всякую  пробивающуюся  травку,  как  ни  дымили  каменным углём  и  нефтью,  как  ни  обрезывали  деревья  и  не  выгоняли  всех  животных  и  птиц,  -  весна  была  весною  и  в  городе.

       Солнце  грело,  трава,  оживая, росла  и  зеленела  везде, где  только  не  соскребали  её,  не  только  на  газонах  и  бульварах,  но  и  между  плитами  камней,  и  берёзы,  тополи,  черёмуха  распускали  свои  клейкие  и  пахучие  листья,  липы  надували  лопавшиеся  почки;  галки,  воробьи  и  голуби  по-весеннему  радостно  готовили  уже  гнёзда,  и  мухи  жужжали  у  стен,  пригретые  солнцем.  Веселы  были  и  растения,  и  птицы,  и  насекомые,   и  дети.  Но  люди  -  большие,  взрослые  люди  -  не  переставали  обманывать  и  мучить  себя  и  друг  друга.  Люди  считали,  что  священно  и  важно не  это  весеннее  утро,  не  эта  красота  мира  божия,  данная  для  блага  всех  существ,  а  священно  и  важно  то,  что  они  сами  выдумали,  чтобы  властвовать  друг  над  другом.

   (174  слова)                                                                                                          (По  Л.Н. Толстому)

 

Грамматические  задания

1. Выполнить  фонетический  разбор  слова:

  Нефтью  -  1-й  вариант                                                                         деревья  -  2-й  вариант

 

2. Подобрать  однокоренные  слова  и  формы  одного  и  того  же  слова:

Трава  -  1-й  вариант                                                            листья  -  2-й  вариант

 

3. Выписать  словосочетания  на  все  виды  подчинительной  связи  и   разобрать  их:

Из  1-го  абзаца  -  1-й  вариант                                          из  2-го  абзаца  -  2-й  вариант

 

4. Сделать  синтаксический  разбор  предложения:

Солнце  грело,  трава,  оживая, росла  и  зеленела  везде, где  только  не  соскребали  её,  не  только  на  газонах  и  бульварах,  но  и  между  плитами  камней,  и  берёзы,  тополи,  черёмуха  распускали  свои  клейкие  и  пахучие  листья,  липы  надували  лопавшиеся  почки;  галки,  воробьи  и  голуби  по-весеннему  радостно  готовили  уже  гнёзда,  и  мухи  жужжали  у  стен,  пригретые  солнцем.  

Контрольный диктант в 11 классе № 5

Цель:  проверить  общий  уровень сформированности  орфографической  и  пунктуационной  грамотности  учащихся  на  конец  1-го  полугодия  в  соответствии  с  требованиями  государственного  стандарта.

  Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  уровня  развития  умений,  выбора  условий  для  написания:

  -  проверяемые  безударные  гласные;

  -  непроверяемые  безударные  гласные;

  -  правописание окончаний  имён  существительных;

  -  написание  непроизносимых  согласных:

  -  разделительные  Ь  и  Ъ;

  -  буквы  О-Ё  после  шипящих  в  корне  слова;

  -  н-нн  в  суффиксах  прилагательных  и  причастий;

  -  не  с  прилагательными,  наречиями  и  глаголами;

  -  различение  не  и  ни;

 Постановки  знаков  препинания:

  -  запятая  при  однородных  членах  предложения;

  -  запятая  в  сложном  предложении;

  -  запятые  при  обособлении определений,  приложении;

  -  запятые  при  уточняющих  членах  предложении;

  -  при  прямой  речи.

Грамматические  задания  направлены  на  выявление уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

- синтаксического  разбора  предложения;

- фонетического  разбора;

-разбор  слова  по  составу;

- определять  способ  связи  слов  в  словосочетаниях;

 Критерии оценки знаний учащихся

Диктант

• «5» – за работу, в которой нет ошибок.

• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Грамматическое задание

«5» - безошибочное выполнение всех заданий;

«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

В  Санкт-Петербурге

         Стояла  глубокая  осень.  По  небу  плыли  низкие  набухшие  тучи,  изредка  моросил  мелкий  дождик.  Из  гавани  доносились  одиночные  орудийные  выстрелы:  жители  города  оповещались  о  грозившем  наводнении.  Но  никто  не  обращал   внимания  на  сеющий  дождик,  который  покрывал  одежду  прохожих  серебристой  пылью.  Никого  не  интересовали  орудийные  выстрелы.  По  широкому  Невскому  проспекту  лился  оживлённый  людской  поток,  то  и дело  проносились  блестящие  кареты.  Нередко  впереди  позолоченной  кареты  бежали  скороходы,  предупреждая  народ:  «Пади!  Пади!» 

        Сквозь  разорвавшиеся  тучи  неожиданно  блеснул  узкий   солнечный  луч  и  засверкал  на  адмиралтейской  игле.  И  это  минутное  золотое  сияние  по-иному  представило  город.  Среди  оголенных  рощ  и  туманной  сырости  он  вставал  прекрасным  и  неповторимым  видением.  Окрашенные  в  разнообразные  колера  красок  стены  домов,  омытые  дождиком,  радовали  глаз  своей свежестью.  Строгие,  гармоничные  линии  зданий  -  творения  великих  зодчих  -  вставали  во  всём  величии  и  красоте.  Полуциркульные  арки  над  каналами,  одетыми  в  гранит,  стройные  колоннады,  чугунные  садовые  решётки  подле  особняков  -  всё  казалось  чудом,  от  которого  нельзя  было  оторвать  восторженных  глаз.

       Луч  солнца  угас,  и  снова  всё  ушло  и  укрылось  в  серый сумрак  промозглого   осеннего  дня.

    (169  слов)  (По  Е. Фёдорову)

Грамматические  задания

1. Сделать  фонетический  разбор  слова:

Сеющий  -  1-й  вариант                                                          сияние  -  2-й  вариант

2. Разобрать  слова  по  составу:

Серебристой,  позолоченной,  оголённых  -  1-й  вариант

туманной, окрашенные,  омытые  -  2-й  вариант

3. Сделать  морфологический  разбор  слова:

Набухшие   -  1-й  вариант                                                    грозившем  -  2-й  вариант

4. Выписать  по  два  словосочетания  и  сделать  их  разбор:

Из  1-го  абзаца  -1-й  вариант                                           из  остального  текста  -  2-й  вариант

5. Сделать  синтаксический  разбор  предложения:

 Но  никто  не  обращал   внимания  на  сеющий  дождик,  который  покрывал  одежду  прохожих  серебристой  пылью.  1-  вариант

 Луч  солнца  угас,  и  снова  всё  ушло  и  укрылось  в  серый сумрак  промозглого   осеннего  дня.  -  2-й  вариант

Контрольный диктант в 11 классе № 6

Цель:  проверить  общий  уровень сформированности  орфографической  и  пунктуационной  грамотности  учащихся  на  конец  1-го  полугодия  в  соответствии  с  требованиями  государственного  стандарта.

  Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  уровня  развития  умений,  выбора  условий  для  написания:

  -  проверяемые  безударные  гласные;

  -  непроверяемые  безударные  гласные;

  - написание  корней  с  чередованием;

  -  правописание окончаний  имён  существительных;

  -  написание  непроизносимых  согласных:

  -  буквы  О-Ё  после  шипящих  в  корне  слова;

  -  н-нн  в  суффиксах  прилагательных  и  причастий;

  -  не  с  прилагательными,  наречиями  и  глаголами;

  -  различение  не  и  ни;

 Постановки  знаков  препинания:

  -  запятая  при  однородных  членах  предложения;

  -  запятая  в  сложном  предложении;

  -  запятые  при  обособлении определений,  обстоятельств. 

Грамматические  задания  направлены  на  выявление уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

- синтаксического  разбора  предложения;

- фонетического   разбора  слова;

- группировать  орфограммы;

- составлять  предложения  с  прямой  и  косвенной  речью.

 Критерии оценки знаний учащихся

Диктант

• «5» – за работу, в которой нет ошибок.

• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Грамматическое задание

«5» - безошибочное выполнение всех заданий;

«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

Нападение

      С  четырёх   сторон  налетели  монголы  на  маленький  род  Берш.  Падали  кипчаки,  потому  что  с  четырёх  сторон  летели  к  ним  лёгкие  стрелы  с  жёсткими  чёрными  перьями.  Быстро  связали  монголы  живых  мужчин.  Молодых  женщин  они  тоже  связали  и  положили  в  толстые  шерстяные  мешки  на  сёдлах.  Длинногривых  кипчакских  лошадей  монголы  согнали  в  один  табун.  Только  больных  и  стариков  не  взяли  они.  И  маленьких  детей  не  взяли,  которых  нужно  долго  кормить,  чтобы  продать.

       И  старика  со  шрамом  у  левого  глаза  не  взяли  монголы. Старик  пришёл  откуда-то  и  сел  у  огня  крайней  семьи.  Ему  дали  поесть  и  не  спрашивали   ничего,  потому  что  он  молчал.  И  старик  не  поднял  руки,  чтобы  закрыть лицо,  когда  ударил  его  камчой  молодой  красноглазый  монгол,  потный  от  крови.

      Он  стоял  и  смотрел,  как  убивали  монголы,  как  вязали  они  мужчин  и  валили  на  песок  женщин.  И  молчал  старик.

       И  когда  умчались  монголы,  ничего  не  осталось  у  кипчаков.  Совсем  мало их  было,  старых  и  больных.  Они  засыпали  красным  песком  мёртвых,  и  заплакали  они,  и подняли  руки  к  белому  солнцу.

       А  когда  стала  краснеть  от  вечернего  солнца   белая  трава,  старик  собрал  оставшихся.  И  они  пошли  за  ним,  ничего  не спрашивая.

   (187  слов)                                                                                                               (По  М. Симашко)

 

Грамматические  задания

1.Сделать  фонетический  разбор  слова:

 (не)  спрашивая  -  1-й  вариант                                                      перьями  -  2-й  вариант

 

2. Сгруппировать  орфограммы  и  подобрать  к  ним примеры из  текста  диктанта.

 

3. Составить  предложение  на  тему  текста  с  прямой  речью,  затем  его  переконструировать  в  предложение  с  косвенной  речью, записать  эти предложения  и  составит  к  ним  схемы.

 

4. Сделать  синтаксический  разбор  предложения:

1-й  вариант: И  старик  не  поднял  руки,  чтобы  закрыть лицо,  когда  ударил  его  камчой  молодой  красноглазый  монгол,  потный  от  крови.    

2-й  вариант: Он  стоял  и  смотрел,  как  убивали  монголы,  как  вязали  они  мужчин  и  валили  на  песок  женщин  

Контрольный диктант в 11 классе № 7

Цель: проверить уровень усвоения стандарта на конец года, практические навыки учащихся в усвоении  тем по русскому языку.

 Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала:

  - правописание проверяемых безударных  гласных;

  - правописание  непроверяемых  безударных  гласных;

  - написание  корней  с  чередованием;

  -  написание  сложных  прилагательных;

  - правописание  окончаний  прилагательных  и  причастий; 

   - написание  не  с  глаголом.

Знаки  препинания:

  - запятая при  однородных  членах  предложения;

  - знаки  препинания  при  обособленных  членах  предложения;

  - знаки  препинания    в  сложных  предложениях;

  - в  предложении  с  прямой  речью.

Грамматические  задания  направлены  на  выявление  уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков  учащихся:  

  - синтаксического  разбора  предложения;

  - фонетического  разбора слова;

  - составлять  предложения  с  прямой речью;

  - графически  объяснять  знаки  препинания  в  предложении. 

  Критерии оценки знаний учащихся

Диктант

• «5» – за работу, в которой нет ошибок.

• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Грамматическое задание

«5» - безошибочное выполнение всех заданий;

«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

Ветер  и  сосны

         Жгучий  ветер,  посылаемый  жаркой  пыльной  степью,  с  рёвом  вгрызался  в  сосновый  лес.  Стуча  колючими  песчинками  по  хвойным  лапам  и  стволам,  он  выл  от напряжения,  но  скоро  выдыхался,  натыкаясь  кругом  на  молчаливое  сопротивление  деревьев.*

      Ветер  привык  к  своей  силе  и  с  удовольствием  носился  по  степи,  заметая  её  песком  и  высохшей  травою,  дабы  лишний  раз  убедиться,  что на  тысячи  километров  вокруг  всё  ему  подвластно.**  А  степь,  сухая,  плоская  от  природы,  и  потому  полагающая  за  правило,  что  всё  на  свете  должно  быть  сухим  и  плоским,  любила  ветер,  который  мог  всё  возвысившееся  и  выросшее   над  нею  смести  и  сровнять  с  поверхностью.

      Вот  только  лес  не давался  силе  ветра.   Деревья,  взявшись  за  руки  и  тесно  прижавшись  плечами  друг  к  другу,  продолжали  расти.  Когда  ветер  был  особенно  неистов, они  глухо  роптали  кронами,  взмахивали  тёмно-зелёными  лапами  и  раскачивались  из  стороны  в  сторону  всем  телом.  Ветер  хотел  так  раскачать  их  стволы,  чтобы  корни  не  удержались  за  землю  и  деревья  полетели  вверх  тормашками.

      «Ну  что  за  блажь  -  эти  нелепые  зелёные  дылды!»  -  злобно  выл  ветер.  И  трудился  без  устали.  Но  странно:  чем  сильнее  он  задувал,   тем  меньше  добивался  толку.

 (183  слова)                                                                                               (По  В. Михайлову)

 

Грамматические  задания

1. Сделать  фонетический  разбор  слова:

Степью  -  1-й  вариант                                                           (от)  напряжения  -  2-й  вариант

 

2. Найти  в  тексте  диктанта  предложение  с  прямой  речью,  выписать  его,  составить  к  нему  схему.

 

3. Графически  объяснить знаки  препинания  в  выделенном  предложении:

 * - 1-й  вариант                                                                       **  -  2-й  вариант 

      

 4. Сделать  синтаксический  разбор  предложения:

 Когда  ветер  был  особенно  неистов, они  глухо  роптали  кронами,  взмахивали  тёмно-зелёными  лапами  и  раскачивались  из  стороны  в  сторону  всем  телом.  -  1-й  вариант

Ветер  хотел  так  раскачать  их  стволы,  чтобы  корни  не  удержались  за  землю  и  деревья  полетели  вверх  тормашками.  -  2-й  вариант

 

Годовой контрольный диктант в 11 классе № 8

Цель: проверить уровень усвоения стандарта на конец года, практические навыки учащихся в усвоении  тем по русскому языку.

 Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала:

  - правописание проверяемых безударных  гласных;

  - правописание  непроверяемых  безударных  гласных;

  - написание  сложных  прилагательных;

  - правописание  окончаний  прилагательных  и  причастий;

  - правописание  окончаний  глаголов  1-го  и  2-го  спряжения;

  - написание  н-нн  в прилагательных  и  причастиях;    

  - написание  -тся  -  ться  в  глаголах;

  - написание  не  с  глаголами;

  Знаки  препинания:

  - запятая при  однородных  членах  предложения;

  - запятые  при  вводных  словах;

  - запятые  в  сложных  предложениях;

  - запятые  при  обособленных  членах  предложения.

Грамматические  задания  направлены  на  выявление  уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков  учащихся:

 - выполнять  морфологический  разбор;

  - синтаксического  разбора  предложения;

  -группировать орфограммы;

  -объяснять  графически  знаки  препинания  в  предложении;

  - разбора  словосочетаний.    

Критерии оценки знаний учащихся

Диктант

• «5» – за работу, в которой нет ошибок.

• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Грамматическое задание

«5» - безошибочное выполнение всех заданий;

«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

Мартовским  вечером

         Прошлого года,  двадцать  второго  марта,  вечером,  ходил  я  по  городу  и  искал  себе  квартиру.  В  целый  день  я  ничего  не  мог  найти  порядочного. Во-первых,  хотелось  квартиру  особенную,  не  от  жильцов,  а  во-вторых,  хоть  одну  комнату,  но  непременно большую.  Я  заметил,  что  в  тесной  квартире  даже  и  мыслям  тесно.  Я  же,  когда  обдумывал  свои  будущие  повести,  всегда  любил  ходить  взад  и  вперёд  по  комнате.

         С  утра  я  чувствовал  себя  нездоровым,  а  к  закату солнца  мне  стало  даже  и  очень  нехорошо:  начиналось  что-то  вроде  лихорадки.  К  тому  же  я  целый  день  был  на  ногах  и  устал. К  вечеру,  перед  самыми  сумерками,  проходил  я  по  Вознесенскому  проспекту.  Я  люблю  мартовское  солнце  в  Петербурге,  особенно  закат,  разумеется,  в  ясный,  морозный  вечер.  Вся  улица  вдруг  блеснёт,  облитая  ярким  светом.  Все  дома  как  будто  вдруг  засверкают.  Серые,  жёлтые  и  грязно-зелёные  цвета их  потеряют  на  миг  всю  свою  угрюмость;  как  будто  на  душе  прояснеет,  как  будто  вздрогнешь   или  кто-то  подтолкнёт  тебя  локтем.  Новый  взгляд,  новые  мысли.  Удивительно,  что  может  сделать  один  луч  солнца с  душой  человека!  Но  солнечный  луч  потух;  мороз  начинает  пощипывать  за  нос;  сумерки  густели;   газ  блеснул  из  магазинов  и  лавок.

  (188  слов)                                                                  (По  Ф. М. Достоевскому)

 

Грамматические  задания

1. Сгруппировать  орфограммы  и  подобрать  к  ним  примеры  из  текста  диктанта.

 

2. Сделать  морфологический разбор:

(ходил)  вечером  -  1-й  вариант                                                            себе -  2-й вариант

 

3. Объяснить  графически  постановку знаков  препинания  в  выделенном предложении.

 

4. Выписать из текста  по  одному  словосочетанию  на  все  виды  подчинительной связи  и  разобрать  их:

Из  1-го  абзаца  -  1-й  вариант                                                     из  2-го  абзаца  -  2-й  вариант  

                    

5. Я  заметил,  что  в  тесной  квартире  даже  и  мыслям  тесно.  -  1-й  вариант

Я  же,  когда  обдумывал  свои  будущие  повести,  всегда  любил  ходить  взад  и  вперёд  по  комнате.  -  2-й  вариант

Годовой контрольный диктант в 11 классе № 9

Цель: проверить уровень усвоения стандарта на конец года, практические навыки учащихся в усвоении  тем по русскому языку.

 Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала:

  - правописание проверяемых безударных  гласных;

  - правописание  непроверяемых  безударных  гласных;

  - правописание  окончаний  прилагательных  и  причастий;

  - правописание  окончаний  глаголов  1-го  и  2-го  спряжения;

  - написание  н-нн  в прилагательных  и  причастиях;    

  - написание  -тся  -  ться  в  глаголах;

  - написание  не с  глаголом.

Знаки  препинания:

  - запятая при  однородных  членах  предложения;

  - запятые  в  сложных  предложениях;

  -запятые  при  вводных  словах;

 - знаки  препинания при  обособленных  членах  предложения.

Грамматические  задания  направлены  на  выявление  уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков  учащихся:

  - синтаксического  разбора  предложения;

  - фонетического  разбора слова;

  -разбора  слова  по  составу;

  -составлять  предложения  с прямой  речью.    

Критерии оценки знаний учащихся

Диктант

• «5» – за работу, в которой нет ошибок.

• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Грамматическое задание

«5» - безошибочное выполнение всех заданий;

«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

В  роще

         Жара  заставила  нас,  наконец,  войти  в  рощу.  Я  бросился  под  высокий  куст  орешника,  под  которым  молодой,  стройный  клён  красиво  раскинул  свои  лёгкие  ветки.  Касьян  присел  на  толстый  конец  срубленной берёзы.  Я  глядел  на него.  Листья  слабо колебались  в  вышине,  и  их  жидко-зеленоватые  тени  скользили  взад  и  вперёд  по  его  тщедушному  телу,  кое-как  закутанному  в  армяк,  по  его  маленькому  лицу.  Он  не  поднимает  головы.  Наскучив  его безмолвием,  я  лёг  на  спину  и  начал  любоваться   мирной  игрой  перепутанных  листьев  на  далёком  светлом  небе.  Удивительно  приятное  занятие  -  лежать на  спине  и  глядеть  вверх!  Вам  кажется,  что  вы  смотрите  в  бездонное море,  что оно  широко  расстилается  под  вами,  что  деревья  не  поднимаются от  земли,  но,  словно  корни  огромных  растений,  спускаются  отвесно   в  те  стеклянно  ясные  волны,  листья  на  деревьях  то  сквозят  изумрудами,  то  сгущаются  в  золотистую,  почти  чёрную  зелень.

        Волшебными  облаками  тихо  наплывают  и  тихо  проходят  круглые  облака  -  и  вот  вдруг  всё  море,  этот  лучезарный  воздух, эти  ветки  и  листья,  облитые  солнцем,  -  всё  заструится,  задрожит  беглым  блеском,  и  поднимется  лепетание,  похожее  на  мелкий  песок  внезапно   набежавшей  зыби.  Вы  глядите:  та  глубокая,  чистая  лазурь  возбуждает  на  устах  ваших  улыбку,  невинную,  как  она  сама,  как  облака  по  небу, и  как    будто  вместе  с  ними,  медлительной  вереницей,  проходят  по  душе  счастливые  воспоминания,  и  всё  вам  кажется,  что  взор  ваш  уходит   дальше  и  дальше,   тянет  вас  самих  за  собой  в  ту спокойную сияющую  бездну,  и  невозможно  оторваться  от  этой  вышины,  от  этой  глубины. (187  слов)   (По  И.С. Тургеневу)

Грамматические  задания

1. Сделать  фонетический  анализ  слова:

Приятное  -  1-й  вариант                                               спускаются  -  2-й  вариант

2. Разобрать слова  по  составу:

Срубленной,  бросился, набежавшей  -  1-й  вариант

Расстилается,  срубленной,  поднимаются  -  2-й  вариант

3. Составить  предложение  по схеме  на  тему  текста  диктанта:

«П, - а, - п».  -  1-й  вариант                                             «П. – а. –А?»  -  2-й  вариант

4. Сделать  синтаксический  разбор  предложения:

Я  бросился  под  высокий  куст  орешника,  под  которым  молодой,  стройный  клён  красиво  раскинул  свои  лёгкие  ветки.  -  1-й  вариант

Листья  слабо колебались  в  вышине,  и  их  жидко-зеленоватые  тени  скользили  взад  и  вперёд  по  его  тщедушному  телу,  кое-как  закутанному  в  армяк,  по  его  маленькому  лицу.  -  2-й  вариант

Годовой контрольный диктант в 11 классе № 10

Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков требованиям Государственного стандарта и программы по русскому языку.

   Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня  развития  умений выбора  условий  для  написания:

- проверяемые безударные гласные;

 - правописание непроверяемых безударных гласных;

 - безударные личные окончания глаголов;

 - написание приставок пре- и при-;

 - -н- и –нн- в прилагательных;

 - непроизносимые согласные в словах;

 - написание о-ё после шипящих,

Для постановки знаков препинания:

 - при вводных словах,

 - при уточняющих членах предложения;

- при  обособленных членах предложения;

 - в ССП;  в СПП; в СБП.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков учащихся:

 - синтаксического разбора сложного предложения и словосочетаний;

 - фонетического разбора;

 - разбора слова по составу;

 -умение составлять схему к указанному предложению.                                       

Критерии оценки знаний учащихся

Диктант

• «5» – за работу, в которой нет ошибок.

• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Грамматическое задание

«5» - безошибочное выполнение всех заданий;

«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

На   Чёрном   озере

       Однажды мы ночевали на Чёрном озере, в высоких зарослях, около большой кучи старого хвороста.

      Мы взяли с собой резиновую надувную лодку и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу. На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги.

      Внезапно у самого борта лодки вынырнула громадная горбатая  спина чёрной рыбы с острым, как кухонный нож, спинным плавником. Рыба нырнула и прошла под резиновой лодкой. Лодка закачалась. Рыба вынырнула снова. Должно быть, это была гигантская щука. Она могла задеть резиновую лодку пером и распороть её, как бритвой.

     Я ударил веслом по воде. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой. Мы бросили удить и начали грести к берегу, к своему биваку. Рыба всё время шла рядом с лодкой.

     Мы въехали в прибрежные заросли кувшинок и готовились пристать, но в это время с берега раздалось визгливое тявканье и дрожащий, хватающий за сердце вой. Там, где мы спускали лодку, на берегу, на примятой траве стояла, поджав хвост, волчица с тремя волчатами и выла, подняв морду к небу. Она выла долго и скучно; волчата визжали и прятались за мать. Чёрная рыба снова прошла у самого борта и зацепила пером за весло.

     Я бросил в волчицу тяжёлым свинцовым грузилом. Она отскочила и рысцой побежала от берега. И мы увидели, как она пролезла вместе с волчатами в круглую нору в куче хвороста невдалеке от нашей палатки.

     Мы высадились, подняли шум, выгнали волчицу из хвороста и перенесли бивак на другое место. (К.Паустовский. 235 слов) 

                                                                                                             

Грамматические задания.

 

  1. Фонетический разбор слова:

Гигантская   – 1-й вариант                                                      Тявканье   – 2-й вариант

 

2.Раобрать слова по составу:

     Прибрежные, готовились – 1-вариант        Хватающий, отскочила – 2-й вариант

 

3. Из своего предложения выписать по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи:

 

4. Синтаксический разбор предложения:

Мы въехали в прибрежные заросли кувшинок и готовились пристать, но в это время с берега раздалось визгливое тявканье и дрожащий, хватающий за сердце вой. -    1-й вариант

 

Там, где мы спускали лодку, на берегу, на примятой траве стояла, поджав хвост, волчица с тремя волчатами и выла, подняв морду к небу.  – 2-й вариант

 

5. Выписать СПП  и составить  к нему схему.   – 1-вариант

   Выписать ССП и составит к нему схему.   – 2-й вариант.

docbaza.ru

Контрольные диктанты по русскому языку 11 класс

11 класс

Контрольный диктант (нулевой срез).

Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям государственного стандарта Республики Казахстан

Диктант

Лицо природы.

Вся природа содержится в душе человека. Но в природе не весь человек. Какая-то ведущая часть человека, владеющая словом , вышла за пределы природы.

Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу.

В природе вода лежит , и ее зеркало отражает небо , горы и лес. Вся история культуры и есть рассказ о том, что увидел человек в зеркале, и все наше в том, что еще в этом зеркале увидит.

Природа нам развертывается, как перспектива прошлого самого человека, но когда усилием воли постараешься войти в нее, то тут же распадаешься на свое прошлое, то есть природу, и на себя, как человека.

Значит, не будущее, а настоящее- это точка опоры рычага, отрывающего человека от природы и перебрасывающего в будущее.

Каждый из нас, путешествуя, непременно открывает для себя вдали что-то новое. И, вернувшись домой, открывает свои глаза на знакомое и тем самым обогащает и расширяет свою родину.

Все эти солнца и звезды, поверхности вод и земля подозрительны тем, что их прекрасное лицо всегда обращено к лицу человека. Восторгаясь лицом природы, спрашиваешь себя: « Не любуешься ли ты лицом самого человека, отраженным в этих водах и звездах, в огне и цветах?»

Человек, любующийся природой, не нарцисс, а «гадкий утенок», впервые благодаря природе понимающий в себе лебедя.

(214 сл.)

(По М. Пришвину)

Грамматические задания.

  1. Произвести синтаксический разбор предложения

1вариант Какая-то ведущая часть человека, владеющая словом, вышла за пределы природы.

2вариант Каждый из нас, путешествуя, непременно открывает для себя вдали что-то новое.

2 Выполнить морфологический разбор

1вариант природу, открывает, прекрасное.

2вариант человека, вышла, гадкий.

  1. Выписать 3 слова , в которых букв больше, чем звуков.

  2. Выписать 3 слова, в которых звуков больше, чем букв.

  3. Выписать 5 слов с безударной гласной в корне слова. Проверить эту гласную ударением.

  4. Объяснить правописание приставок в словах текста: развертывается, предел, распадаешься, расширяет, прекрасное.

  5. Написать сочинение-рассуждение по фразе текста: «Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку…»

Контрольный диктант за первое полугодие.

Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям государственного стандарта Республики Казахстан

Диктант.

Чем измеряется добро?

Один из лучших физиков нашего времени, Игорь Евгеньевич Тамм, был человеком большой правдивости и честности. Его сотрудники вывели единицу измерения честности и назвали ее «тамм». Чем больше Таммов, тем порядочнее, бескорыстнее человек.

Говорят, что добро – это не наука, а действие. На людей, для которых эта фраза стала девизом, можно положиться в час испытаний. Часто у них не бывает времени для выбора, и в решающий миг совесть приказывает спасти, защитить, заступиться. И человек без колебаний бросается в огонь и воду.

Что же чувствует человек, отдающий себя другим? Может, это стремление к подвигу, героизму, возвышению в глазах окружающих? Нет, насущная необходимость делать людям добро. Человек жертвует собой ради этого, но он счастлив: значит, жизнь прожита не напрасно.

А научное измерение доброты и порядочности подтверждает, что самоотдача ради общего блага – самый верный способ почувствовать себя настоящим человеком.

(135 слов)

Грамматические задания.

  1. Выполнить синтаксический разбор предложения.

1 вариант: А научное измерение доброты и порядочности подтверждает…

2 вариант: Часто у них не бывает времени для выбора…

2. Объяснить знаки препинания.

1 вариант: 2 абзац;

2 вариант: 3 абзац.

3. Выписать предложение с разными видами связи и построить его схему.

4. Сочинение-миниатюра ( 8-10 предложений ). Рассуждение « Как ты

понимаешь, что значит быть «настоящим человеком».

Контрольный диктант за год.

Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям государственного стандарта Республики Казахстан

Диктант

Степь.

На север простиралась степь. Много степи. У нее было начало здесь, у подножия гор. Но едва ли угадывался конец.

Зимою на ее немеряных просторах с гиком и свистом казаковали снежные ураганы; в погожие дни под обманным солнцем доверчивого путника обжигали морозы; птица замерзала на лету. Теряли в ногах силу и впадали в немощь седогривые каскыры…

Летом степь томилась от жажды. Глубокие трещины разрывали ее грудь; испарялась из мелкодонных озер вода, и они превращались в раскаленные пустые казаны; умирали подземные родники, высыхали травы. Птицы и звери, люди и скот устремлялись к оазисам, которые из последних сил сохраняла для них в лощинах и впадинах милостивая степь. Тогда взоры людей обращались к горам. Но горы привечали только летом, а степь была верной и постоянной, как любящая и терпеливая мать.

Горные джайляу казались праздниками. Для тех, кто пас табуны и отары, и для тех, кто владел ими. Праздники приходили и уходили. Жизнь складывалась из буден, переполненных трудами и заботами; для одних- о хлебе насущном, для других- о прибыльной продаже косяка необъезженных коней на каркаралинской ярмарке. И поэтому чаши на весах Вечности не знали покоя, они то медленно, то стремительно менялись местами во Времени и Пространстве.

Так утверждает отстоянное вечностью от мутных наносов народное предание. Горами его не заслонить, не спрятать под степным покрывалом. Оно выше гор, шире степи.

(220 сл.)

(Д. Снегин)

Грамматические задания.

1 Произвести синтаксический разбор предложения

1 вариант Птицы и звери, люди и скот устремлялись к оазисам, которые из последних сил сохраняла для них в лощинах и впадинах милостивая степь.

2 вариант Но горы привечали только летом, а степь была верной и постоянной, как любящая и терпеливая мать.

2 Разобрать по составу слова

1 вариант подножия, немеряных, переполненных

2 вариант предание, обманным, необъезженных

3 Выписать предложение, соответствующее схеме

hello_html_mc2bfd05.png

4 Выписать из 3абзаца изобразительно-выразительные средства языка.Какова их роль втексте?

5 Опишите свое видение степи.

infourok.ru


Смотрите также