/ Рекомендации по составлению тестов. Тест контрольные вопросы примеры


Методика составления и проведения тестов

Разделы: География

Тесты выполняют одновременно целый ряд функций: 1. Контролирующую; 2. Обучающую; 3. Развивающую; 4. Воспитывающую; 5. Диагностическую; 6. Прогностическую.

Тесты можно использовать как на любом этапе урока, так и так и при изучении нового материала, его закреплении и обобщении и при итоговом контроле.

При изучении нового материала тесты применяются для организации самостоятельной работы учащихся, при этом тестовое задание может не только опираться на знания, полученными учащимися на предыдущих уроках, но иметь поисковый, эвристический, проблемный характер.

При закреплении или проверки текущего материала используются тесты-минутки рассчитанные на 10–15 мин урока и содержащие 5–10 вопросов.

При итоговом контроле тестирование проводится довольно часто, при этом тесты охватывают материал по крупным блокам (определенную тему, раздел). Их выполнение рассчитано на целый урок. Экзаменационный тест должен охватывать материал всего курса географии России в 9 классе или экономической и социальной географии мира в 10–11-х классах. Школьные экзаменационные тесты проводятся, как правило, в течении 2 часов и содержат от 25 до вопросов и заданий.

Тесты пригодны как для фронтальной, так и для групповой и индивидуальной работе учащихся. С помощью тестовых заданий и вопросов значительно проще подобрать материал, для каждого конкретного ученика, соответствующий уровню его развития, возрастным мотивационным особенностям.

Тесты можно использовать не только на уроке в классе, но и в качестве домашнего Задания, в отдельных случаях можно предложить учащимся составить тестовые задания, что научит ребят правильно формулировать вопросы, будет способствовать формированию умений обобщать и анализировать полученные знания применять их на практике.

Методика составления и проведения тестов.

Основными этапами любого тестирования являются:

  1. Целеполагание т.е постановка конкретных целей перед тестированием и понятных учащимся.
  2. Подготовка и сбор информации для составления теста, соответствующей школьной программе, учебникам и пройденному материалу.
  3. Разработка и конструирование теста, т.е. выбор определенных видов тестовых вопросов и заданий с учетом определенных требований: надежность, точность, лаконичность; недопустимость применения двусмысленных вопросов; использование дополнительной литературы, энциклопедий, справочников для составления тестов и их решения допустимо лишь для специализированных классов и школ, а также для индивидуальной работы с сильными учащимися.
  4. Подготовка участников тестирования заключается в мотивации, настрое и тренинге.
  5. Непосредственно тестирование должно стать одним из видов учебной деятельности учащихся.
  6. После проведения тестирования наступает обработка теста, т.е. проверка с помощью ключа
  7. Итогом результатов тестирования должен стать анализ результатов.
  8. Публикация результатов тестирования. Учащиеся должны быть ознакомлены с результата тестирования, они должны быть допущены к просмотру выполненных работ и имеют право на апелляцию.

При всем многообразии тестовых задании можно выделить всего четыре основных группы тестов:

  1. задание на выбор правильного ответа;
  2. приведение в соответствие или классификацию объектов;
  3. расположение объектов в определенном порядке;
  4. “открытые” тесты, где необходимо вписать “пропущенные” слова.

Виды тестов по форме.

Наиболее простыми при составлении и самыми распространенными видами тестовых заданий являются тесты-определители, составленные по принципу вопрос – ответ.

1. Тесты – определители с одним правильным ответом.

Сложность данного типа тестового задания зависит, от количества указанных ответов: два, три и т. д. Например: выделите страну, господствующей религией в которой является ислам: 1. Ангола, 2. Италия, 3. Пакистан, 4. Канада, 5. Перу, 6. Фиджи.

Кооперирование – это:

а) выпуск предприятием соответствующей продукции; 6) сосредоточение на одном предприятии технологически последовательно связанных производств; в) сосредоточение предприятий на одной территории; г) объединение предприятий с целью производства единой конечной продукции.

Ли6о наоборот: вопросом является определение, а ответом – само понятие. Объединение предприятий с целью производства единой конечной продукции – это:

1. специализация; 2. комбинирование; 3. кооперирование; 4. концентрация.

2. Тесты – определители, где ответы идут с увеличением участвующих объектов, причем обходимо назвать их максимальное количество.

Летом тропические ВМ господствуют:

1) в тропическом климатическом поясе; 2) в тропическом и субтропическом климатических поясах; 3) в тропическом, субтропическом и субэкваториальном климатических поясах.

3. Тесты – определители, где все ответы правильные.

Крупными производителями автомобилей являются:

1) Япония; 2) Западная Европа; 3)США; 4 )все указанные регионы.

4. Тесты – определители, имеющий несколько правильных ответов и указано их количество (один, два, три и т. д.).

В данном списке выделите два региона России, в которых нет городов – миллионеров:

  1. Центральный;
  2. Дальневосточный;
  3. Западно-Сибирский;
  4. Центрально-Черноземный;
  5. Волго-Вятский;
  6. Северо-Кавказский.

5. Тесты – определители, имеющие несколько правильных ответов, построенные по принципу выделения неправильных ответов, но неуказанно их количество.

Выделите объекты, относящийся к формам рельефа:

1) холм; 2) ветер; 3) песок; 4) равнина; 5) овраг; 6) гранит.

6. Тесты – определители построенные по принципу выделения неправильных ответов, имеют, как правило, в задании какие – либо отрицания.

Выделите объект, не относящийся к Средней Сибири:

1) траппы; 2) Саяны; 3) Таймыр; 4) лиственница; 5) Путорана.

7. Тесты – определители с использованием рисунков, графиков, схем или диаграмм.

На какой из приведенных диаграмм верно указано соотношение суши и воды на Земле:

 

8. Альтернативные тесты формулируются в виде вопроса – утверждения и требует однозначного ответа “да” или “нет”. Альтернативный тест может содержать один или несколько заданий.

В развитых капиталистических странах ввиду высокого уровня жизни наблюдается высоки естественный прирост населения.

1)да; 2)нет.

9. Опознавательные тесты, т.е. определение объекта по краткой характеристике, где названы примеры объектов, один из которых правильный.

Определите физико-экономический район России по данной характеристике: занимает большую площадь территории, большая часть которой занята древней платформой, преобладают плоскогорья, особенностью геологического строения являются траппы, на большей части территории климат резко – континентальный, на территории района находится “полюс холода; широко распространены мерзлотно – таежные почвы и лиственничные леса.

1) Русская равнина; 2) Горы Южной Сибири; 3) 3аподно – Сибирская равнина; 4) Средняя и Севере – Восточная Сибирь.

10. Определение объекта по краткой характеристике, ответ необходимо вписать самостоятельно.

По данной характеристике определите страну Европы: внутриконтинентальная страна, федеративная республика, член ЕС, проводит политику постоянного нейтралитета, столица является крупнейшим городом страны.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ответ: Австрия

11. Определение объекта по списку других объектов, где указаны варианты ответов.

По списку типичных животных определите природную зону Африки (Горилла, шимпанзе леопард, карликовый бегемот, окапи, птица – носорог):

1) влажные экваториальные леса; 2) средиземноморская; 3) саванны; 4) пустыни.

12. Определение объекта по списку других объектов без вариантов ответа. По списку приграничных государств определите страну Азии (Исламабад, Пекин, Дакка, Катманду).Ответ:

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ответ: Индия

13. Приведение в соответствие, причем количество вариантов первого первого столбика совпадает с количеством вариантов второго столбика.

Приведите в соответствие горные системы и их геологический возраст:

1)Гималаи 2)Уральские горы 3)Кордильеры а) древняя складчатость б) средняя складчатость в) новая складчатость

Ответ: 1-в; 2-а; З-б

14. Приведение в соответствие, причем количество ответов первого столбика не совпадает количеством вариантов второго столбика.

Приведите в соответствие формы рельефа и тектонические структуры:

1)Урал 2)Хибины 3)3аподно-Сибирская равнина 4)Сихоте-Алинь а) щит б) молодая платформа в) герцинская складчатость г) мезозойская складчатость

Ответ: 1-в;2-а;3-б;4-д

15. Приведите в соответствие, подразумевающее вариативность правильных ответов.Приведите в соответствие климатические пояса и характерные для них ВМ:

1 .экваториальный 2. субэкваториальный 3. тропический 4. субтропический а) тропические б) умеренные в) субэкваториальные г) экваториальные

Ответ: 1– а;2-а;3-а;4-а,б

16. Тесты на приведение в соответствие. В одном из столбиков есть “лишний” вариант. Приведите в соответствие отрасли промышленности и факторы их размещения:

1. гидроэнергетика 2. металлургия алюминия 3. судостроение 4. сахарная промышленность а) потребительский б) сырьевой в) энергетический  

Ответ: 1-б;2-г;3-а;4-б

17. “Открытые” (или перспективные) тесты.

В отличие от тестовых заданий, предполагающих необходимость самостоятельно вписать верный ответ, в “открытых” тестах в отдельных случаях не “связан” одним верным ответом, а имеет право самостоятельного выбора объектов, отвечающим названным требованиям.

Вставить пропущенные слова. При данной постановке вопроса у тестируемого, как правило нет самостоятельного выбора – необходимо вписать конкретные слова. Вставьте пропущенные слова: Низменность – это вид ______, с ____ высотой до __ метров, (равнины, абсолютной, 2000.)

Самостоятельно вписать примеры – данный вид тестового задания подразумевает полную свободу действий тестируемого.

Назовите три основных государства Азии:

-----------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------

на выбор: Бахрейн, Бруней, Кипр, Мальдивские о-ва, Сингапур, Тайвань, Шри – Ланка, Филиппины, Япония.

18. Тесты связанные с заполнением таблицы без вариантов ответа.

Заполните таблицу:

Воздушные массы Район формирования Температура и влажность
    Жаркая и влажная
тропические    
  Умеренные широты над океаном Лето: Зима:
антарктические    

19. Тесты, связанные с заполнением таблицы с вариантами ответов.

Заполните таблицу, используя предложенные варианты ответов:

Страна Столица Форма правления Административно-территориальное устройство
Канада      
  Прага    
    Конституционная монархия  
Оман      
      Конфедерация

Варианты ответов: Чехия, Швейцария, Норвегия, Маскат, Оттава, Берн, Осло, республика, абсолютная монархия, государство Британского Содружества, унитарное, федеративное.

20. Тесты связанные с заполнением схемы с вариантами ответов.

Заполните схему, используя следующие слова:

1. Мировой океан; 2. болота; 3. ледники; 4. горные; 5. подземные воды; 6. реки; 7. покровные. 8. моря; 9. заливы.

21. Тесты, связанные с заполнением схемы без вариантов ответов.

Заполните схему:

22. Тестовые задания, требующие выполнение расчетов, с вариантами ответов.

Используя рисунок 60 на странице 96 (Суханов В.П. Физическая география. 6 класс.) или рисунок 80 на странице 144 (Герасимова Т.П. и Неклюкова Н.П. География. Начальный курс.). Определите, сколько выделится воды, если температура воздуха снизится с 20 С до 10 С при условии, что относительная влажность воздуха равнялась 100%: 1) 9 г; 2) 8 г; 3) 17 г.

23. Тесты, требующие выполнение расчетов без вариантов ответов.

Определите коэффициент увлажнения, если известно, что в городе Н испаряемость равна 31 мм. и в течении года выпадает 488 мм. осадков:

Ответ 1,3

Тесты – классификаторы.

Тесты – классификаторы формулируются в виде набора определенных объектов, и тестируемый должен провести их классификацию по указанному критерию или выбрать критерий классификации самостоятельно. Данный вид теста наиболее удобен для установления внутрипредметных или межпредметных связей.

24. Тесты – классификаторы с указанием классификации.

Разделите горные породы, приведенные в данном списке, на три группы: а) известняк; б) гранит; в) мрамор; г) базальт; д) туф; е) ракушечник; ж) гнейс; з)галька; и) уголь; к) обсидиан; л) графит; м) доломит.

Осадочные:

-------------- -------------- --------------

Метаморфические:

------------------- ------------------- -------------------

Магматические:

------------------ ------------------ ------------------

Проклассифицируйте указанные объекты по природным зонам России и результаты занесите в таблицу: Лиственница, лемминг, ковыль, бурундук, ягель, песец, соболь, дрофа, кедр, кролик.

Тундра Тайга Степь
     
     

25. Тесты на самостоятельную классификацию.

Сгруппируйте по языковым семьям народы России:

Русские, карелы, татары, осетины, якуты, украинцы, коми, буряты, башкиры, удмурты.

А Б  В Г
----------- ----------- ----------- ---------- ---------- ---------- ---------- ---------- ---------- ---------- ---------- ----------

26. Тесты, проверяющие знания географической карты и географического пространства построенные по принципу альтернативного теста.

В каждой паре подчеркните страну, расположенную севернее:

Норвегия – Дания; Испания – Бельгия; Чехия – Венгрия; Швейцария – Германия.

27. Расставить по порядку.

Распределите горные страны по мере увеличения их высоты:

Гималаи – _____ 4 Уральские –____ 1 Альпы – ________2 Кордильеры – ____3

28. Тесты на установление причинно – следственных связей.

Укажите правильную последовательность причинно – следственных связей:

Развитие земледелия – __________ 4 Агроклиматические ресурсы – ___1 Географическая широта – _______2 Плодородие почв – ____________ 3

29. Тесты по нахождению “лишнего” объекта, где даны критерии ответа.

В данном списке выделите народ, отличающийся от остальных по религиозному признаку: Русские, сербы, грузины, греки, поляки

30. “Лишний” объект – нет критериев ответа.

В данном списке выберите ответ отличающийся от остальных: Гранит, базальт, пемза, обсидиан, мрамор.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Рекомендации по составлению тестов

Рекомендации по составлению вопросов-ответов компьютерного тестирования.

ФОРМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ТЕСТОВ

1. Количество вопросов-ответов для целей компьютерного тестирования, которые требуется разработать

Разрабатываемые вопросы-ответы должны быть разной категории сложности. В данном случае устанавливаются четыре категории сложности разработки.

К первой категории сложности относятся вопросы в текстовом виде, содержащие два простых варианта ответа («Да»/«Нет», «Присутствует» / «Отсутствует», другие односложные варианты ответов).

К четвёртой категории сложности относятся вопросы в графическом виде, содержащие не менее шести вариантов ответов. Ко второй и третьей категории относятся вопросы - ответы по сложности пропорционально более сложные, чем первой категории, и менее сложные, чем четвёртой категории.

Не имеют категории сложности, и, соответственно, не подлежат приёмке вопросы - ответы общеупотребительного характера, в которых определение ответа не составляет сложности для лиц, не обладающих специальными знаниями.

Вопросы - ответы первой категории не могут составлять более 25 процентов от общего числа разработанных вопросов - ответов. Вопросы - ответы четвертой категории сложности, не могут составлять менее 10 процентов от общего числа разработанных вопросов - ответов.

2. Предметом вопросов-ответов являются пропущенные темы (модули, практические занятия – кейсы…)

3. Требования к представлению вопросов-ответов

3.1. Вопросы могут разрабатываться в текстовой форме или в виде графического изображения (рисунка, фотографии и т.п.). Ответы могут разрабатываться только в текстовой форме.

3.2. Каждый вопрос должен иметь не менее четырех вариантов ответов, из которых не менее одного являются правильными и не менее одного являются неправильными.

3.3.Правильные ответы на вопросы должны иметь обоснование со ссылкой на конкретную норму документа в данной сфере (технический регламент, международный стандарт, национальный стандарт, региональный стандарт, свод правил, стандарт НОСТРОЙ, руководящий документ и т.п.), либо на инструктивный, методический документ или научный результат. При ссылке на конкретный документ необходимо указывать реквизиты такого документа и его структурную единицу, содержащую подтверждение правильного ответа на вопрос (раздел, часть, пункт, подпункт, литера, параграф, абзац и т.п.). Не допускается обосновывать правильный ответ общедоступными литературными источниками.

3.4. Вопросы могут быть сгруппированы по разделам (подразделам и т.д.) модулям для целей установления критериев определения положительными результатов оценки уровня знаний.

ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ТЕСТОВ

Тесты должны удовлетворять следующим общим требованиям:

1. Легкости понимания;

2. Относительной новизны по способу решения и содержания;

3. Лаконичности;

4. Минимальной вероятности случайного решения;

5. Экономичности с точки зрения выполнения.

Тесты должны составлять таким образом, чтобы они не вызывали посторонних вопросов со стороны тестируемых, не требовали больших усилий для выполнения вспомогательных операций, были компактны и удобны для учета результатов и обработки материала преподавателем, допускали возможность формализации окончательных результатов, четкой стандартизации процедуры оценки и интерпретации.

Имеется ряд правил формулирования содержания тестов, а именно:

1. В основе каждого теста (пункта), вопроса, набора суждений и т.д. должна лежать одна мысль. Если состав утверждений сложный (два или более относительно независимых высказывания), то формулировку следует сократить или разделить на соответствующее количество пунктов.

2. Следует избегать употребления многозначных понятий, редких значений слов, сленга, диалектизмов, узкоспециальных терминов и формулировок.

3. Слишком короткие, в телеграфном стиле, формулировки вызывают дополнительные вопросы и нередко являются многозначными.

4. Непомерно длинные высказывания ведут к затруднению их понимания, удлиняют время тестирования, излишне утомляют, создают условия для возникновения посторонних помех, которые могут оказать влияние на результат тестирования (устойчивость внимания, навык чтения, индивидуальный уровень развития понимания сложных синтаксических конструкций и т.д.).

5. Тесты должны быть реальными, отражать существующие отношения, соответствовать времени, иметь конкретное содержание.

6. Тесты не должны быть похожими друг на друга по содержанию, чтобы решение одного не служило "ключом" для другого.

Составление тестов открытого типа рекомендуется проводить в следующей последовательности:

I. Написать определение (принцип, закон).

II. Выделить в нем ключевое слово.

III. Перестроить фразу так, чтобы это слово оказалось последним.

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕСТОВ

Исходным моментом составления тестов является выделение цели, преследуемой тестом.

По форме задания или вопросы должны быть не допускающими разночтений и имеющими однозначный ответ, правильно грамматически и литературно выраженными.

Конструирование тестов требует четкого деления изучаемого материала на логически оконченные дозы информации, порции, фрагменты и т.п., уровень усвоения которых можно было бы оценить кратко и однозначно. Такая доза должна содержать не менее чем одно-два новых понятия.

После этой операции приступают к составлению формулы задания, т.е. собственно теста. Формула задания, по мнению Т.А.Ильиной (Ильина Т.А. Вопросы методики программирования. М., 1969, с. 59), может иметь свыше пятнадцати видов: узнавание требуемого явления среди данных; отнесение данного явления к соответствующей категории;нахождение наиболее точного и правильного определения; нахождения правила, которое проиллюстрировано данным примером; определение наиболее вероятной причины данного явления; определение наиболее вероятного исхода данного события; нахождение типичного признака, характеризующего данное явление; нахождение одного верного утверждения среди неверных; нахождение варианта наиболее экономичного и рационального решения; дополнение утверждения недостающим элементом из числа данных; определение явления по характерному признаку и др.

Каждый из названных вариантов может быть положен в конструкцию формулы теста (задания), причем оно может быть построено с выборочным либо сконструированным ответом.

Составление вопросов – самый ответственный и трудный этап работы над тестовыми заданиями. Все дело в том, что смысловая ориентация вопросов, логическая непогрешимость их и грамотность выражения определяют в значительной степени качество ответов. Двусмысленность и неясность формулировок – наиболее распространенный недостаток. Неправильное понимание заданий может оказаться следствием их краткости. Единичное предложение трудно сделать ясным и четким. При обычном изложении двусмысленность одного предложения снимают предложения, следующие за ним. В этом случае лучшей проверкой ясности является прочтение написанного материала другим человеком. Пишущий задание замкнут на контекст, в котором это задание должно восприниматься, и ему трудно заметить другой смысл своих формулировок. Прочтя написанное некоторое время спустя, он, возможно, сам увидел бы получившуюся двусмысленность.

Следует избегать двойных отрицаний (отрицания отрицаний). Например: "Что из ниже перечисленного не относится к качествам…?" Такие вопросы сложны для восприятия слушателей и затрудняют решение задания. Правильно будет сформулировать данный вопрос следующим образом: "Что из ниже перечисленного относится к качествам…

Вопросы (как и ответы) не должны содержать жаргонизмов, аббревиатур, так как слушатель не всегда знает их содержания.

При разработке тестов закрытого типа формулу задания рекомендуется представлять в виде утверждения, но допускается и в виде вопроса. Разработчик теста должен быть убежден, что среди множества возможных вопросов стоит задать именно этот. Затем он должен сформулировать условие и ответы тестового задания таким образом, чтобы правильный ответ наверняка не мог быть найден каким-нибудь поверхностным путем. Хорошо составленные тесты должны заставить при поиске правильного ответа отобрать, взвесить и использовать те знания, которые накоплены.

Способы конструирования ответов имеют не меньшее значение, чем формулирование вопросов. Ряд понятий, из которого производится выбор правильной информации, должен быть максимально правдоподобным. Защита заданий от нечестных приемов решения является элементом методики составления тестовых заданий. На всех стадиях составления заданий необходимо предусматривать способы защиты. Среди них можно выделить следующие:

- помещение правильного ответа среди неправильных;

- подбор и использование правильной и неправильной информации, предельно близких по форме и внешним признакам;

- использование неправильной информации с относительной ложностью;

- изменение соотношений между количеством порций правильной и неправильной информации;

- хаотическое размещение правильной и неправильной информации.

Наиболее простым и распространенным приемом построения заданий является помещение правильного ответа среди неправильных. Сущность данного приема не требует особых пояснений – один правильный ответ помещается среди нескольких неправильных, которые образуют информационный ряд. Защищенность задания от угадывания ответов будет тем выше, чем меньше внешних признаков различия будут иметь члены информационного ряда.

Главная задача следующего приема – подбор неправильной информации, предельно близкой по форме и внешним признакам к правильному ответу, но отличающейся по содержанию.

При формулировании вариантов ответов необходимо стремиться к тому, чтобы использовалось минимальное количество слов примерно одинаковой длины, чтобы они все были одинаково привлекательны. Из самого вопроса необходимо устранить все несоответствующие подсказки к правильному ответу.

Для подбора информации и для конструирования альтернативных рядов целесообразно в качестве неправильной информации использовать: а) термины, определения из смежных тем и разделов изучаемого курса; б) неполные ответы; в) типичные ошибки, допускаемые слушателями в ответах при изучении контролируемого материала.

Необходимо отметить, что использование в выборочных ответах абсурдной, провокационной, вымышленной информации недопустимо, поскольку, с одной стороны, это демаскирует правильную информацию, а с другой – ведет к заучиванию ненужного, порой вредного материала.

Изменение соотношения между количеством правильной и неправильной информации в выборочном ответе также является одним из действенных приемов защиты задания от угадывания.

Обычно при выборочном способе конструирования задания одну порцию правильной информации помещают среди трех-пяти неправильных (уменьшение этого числа увеличивает вероятность случайного отгадывания правильного ответа, увеличение же затрудняет решение задания при анализе предложенных в нем ответов). Это, так сказать классическая схема построения выборочного ответа. По эту схему обычно разрабатываются и компьютерные системы тестирования. Но по этой схеме можно запрограммировать не каждое понятие, которое имеет несколько признаков. В этом случае количество порций правильной информации увеличивается (при сохранении общего количества порций). Если вся информация является правильной, то в информационный ряд помещается выражение типа "Все ответы верны".

Не менее интересным приемом защиты ответа от угадывания является помещение в информационном ряду отсылки типа: "Правильного ответа нет". Данный прием активизирует мыслительную деятельность слушателя при решении задачи, но одновременно он выполняет и функцию защиты задания от угадывания.

При конструировании ответов для тестовых задач, построенных по принципу восстановления соответствия частей, используется такой прием, как увеличение числа ответов по сравнению с количеством задач в данном тестовом задании.

studfiles.net

2.2.4. Классификация вопросов

В предыдушем параграфе мы выяснили, что анкета состоит из вопросов. В этом параграфе мы рассмотрим, что такое вопрос анкеты, какие виды вопросов существуют, как лучше их сформулировать и расположить в анкете.

Многие считают, что анкета полностью состоит из одних вопросительных предложений. Это неверно. Вопросы анкеты - это все речевые высказывания социолога к респонденту, которые могут иметь не только вопросительную, но и утвердительную или отрицающую формулировку и которые побуждают респондента письменно ответить на них. Это могут быть собственно вопросы, какие-то высказывания, таблицы, незаконченные предложения, для ответа на которые необходимо самостоятельно сформулировать ответ. А если социолог предлагает закрытый вопрос с готовым набором возможных ответов, то это может быть выбор одного или нескольких ответов, соответствующих истине.

Один и тот же вопрос можно задать по-разному. Например, надо выяснить пол респондента. Формулировки вопроса могут быть такими:

1. Пол - мужской, женский (ненужное зачеркните).

2. Ваш пол? (подчеркните).

а) мужской

б) женский

3. Ваш пол? (обведите соответствующий код).

мужской 1 женский 2

4. Ваш пол? (напишите, пожалуйста) _____________

Для выяснения более сложных признаков могут быть использованы другие, более разнообразные формулировки: альтернативные вопросы, вопросы-меню, вопросы-иллюстрации, шкальные вопросы и т.д. Для этого необходимо знать классификацию существующих видов вопросов, это поможет правильно сформулировать и расположить вопрос, чтобы получить достоверную информацию.

Классификация вопросов анкеты

По форме

закрытые

полузакрытые

открытые

прямые

косвенные

По конструкции ответов

дихотомические

- «да-нет»;

- альтернативные

вопросы

поливариантные

-вопросы-меню

шкальные вопросы

(разновидность альтернатив­ных вопросов)

вопросы- вопросы-

диалоги иллюстрации

(разновидность функцио­нально-психологических вопросов)

По целям

содержательные

функциональные

функционально-

психологические

- контактные

- буферные

- вопросы-диалоги

- вопросы-иллюстрации

вопросы

фильтры

контрольные

вопросы

- вопрос-тест

- вопрос-ловушка

(трюковый вопрос)

По содержанию

вопросы о фактах

вопросы о знаниях

вопросы о внутренних состояниях

(мнениях, отношениях, мотивах и т.д.)

Рассмотрим сначала три первые формы вопросов: закрытые, полузакрытые и открытые.

Закрытые вопросы. В анкете приводятся один или несколько вариантов возможных ответов.

Для ответа на закрытый вопрос респонденту необходимо только или подчеркнуть выбранный вариант ответа, или обвести кружком соответствующий ему код. Давайте рассмотрим один из возможных закрытых вопросов.

“Что нравится Вам в Вашей работе?

- Хороший заработок.

- Разнообразная работа.

- Удобная сменность.

- Хорошее отношение товарищей.

- Работа дает возможность повышать квалификацию".

С одной стороны, такой вопрос можно считать закрытым, так как перечислены ответы, из которых надо выбрать соответствующий истине. Но с другой стороны, в данном случае нет полной уверенности в том, что исследователь привел все возможные варианты ответов на данный вопрос. Ведь могут существовать и другие факторы, благодаря которым опрашиваемому нравится его работа. Может быть, предприятие находится через дорогу от дома респондента, а может, потому что очередь на жилье небольшая и у него есть возможность в течение года получить квартиру и т.д. А так как такие варианты ответов не даны, то респондент или не ответит на заданный вопрос, или отметит другой, не такой существенный для него вариант ответа. В результате полученная информация не будет соответствовать истине.

Если максимально не предусмотрены возможные варианты ответов, то закрытые вопросы не выполняют своей функции, поэтому лучше в данном случае употребить полузакрытый вопрос.

Полузакрытые вопросы. Дают возможность респонденту уклониться от выбора данных альтернатив, отмечая в конце списка ответов такие варианты: "Не помню", "Не думал", "Не могу ответить" или ответить по-своему в строке: "Что-то еще" или "Другие ответы", где для записи ответов оставлено место, две или три строки.

“Какие положительные изменения произошли в этом году в Вашей жизни?

- продвинулся по службе

- увеличилась заработная плата

- приобрел новых друзей

- получил новую квартиру

- что-то еще

- никаких положительных изменений не произошло

- затрудняюсь ответить”.

Открытые вопросы. Возможные варианты ответов не даются респонденту, он должен самостоятельно сформулировать и записать ответ.

“В чем, по Вашему, состоит смысл жизни?

Открытые вопросы в отличие от закрытых не содержат подсказок и не "навязывают" какой-то вариант ответа респонденту. Благодаря этим вопросам опрашиваемые имеют возможность выразить свое мнение во всей полноте, со всеми подробностями, поэтому открытые вопросы дают более богатую по содержанию информацию, в отличие от закрытых вопросов.

Выбор формы вопроса. Выбор формы вопроса зависит, во-первых, от информации, которую исследователь хочет получить, а во-вторых, от того знает ли исследователь все возможные варианты ответов на поставленный вопрос.

Так как, отвечая на открытый вопрос, респондент руководствуется только собственными представлениями, то такой ответ будет более индивидуализирован и будет содержать более подробную и разнообразную информацию о структуре представлений респондента. Поэтому если главная задача познавательная, т.е. необходимо получить данные об особенностях словарного запаса респондента, о структуре его представлений по изучаемой проблеме и т.д., необходимо использовать открытый вопрос.

Если главная задача вопроса - выявление фактов и отношений, при этом перечень всех возможных ответов заранее известен и единообразен, то используют закрытый вопрос.

При выборе формы вопроса надо помнить также, что если респонденту хорошо знакома тема опроса, то он охотнее будет отвечать на открытые вопросы. А если предмет опроса для него мало знаком, сложен для анализа, то либо он будет отвечать не по существу, либо уклонится от ответа, поэтому, применяя открытый вопрос, есть риск совсем не получить содержательную информацию или выяснить только, что опрошенный не имеет сформировавшегося мнения.

В данной ситуации использование закрытой формы вопроса помогает респонденту сориентироваться в предмете разговора и выбрать ответ из предложенного набора возможных суждений или оценок. Набор предлагаемых ответов принадлежит исследователю, а это значит, что респондент освобождается от самостоятельной работы над возможными вариантами ответов.

Поэтому, выбирая форму вопроса, необходимо решить, какую информацию Вы хотите получить, а также исчерпывают ли предложенные Вами ответы все возможные варианты. Хорошая анкета обычно состоит из всех 3-х форм вопросов: закрытых, открытых и полузакрытых. Закрытые и открытые вопросы могут быть заданы в прямой или косвенной форме.

Прямой вопрос. Он позволяет получить прямую информацию от респондента, то есть когда вопрос и ответ совпадают по смыслу. Эти вопросы обычно формулируются в личной форме: "Нравится ли Вам ваша работа?".

Косвенный вопрос. Это вопрос, который дает возможность респонденту высказаться с позиции группы, коллектива. Информация получается не прямо, а посредством серии вопросов. Если при опросе затрагивается личная жизнь опрашиваемого, его отношение к негативным явлениям и т.д., то лучше ставить вопрос не в прямой форме, а в косвенной, так как благодаря этому будет проще выяснить интересующую Вас проблему. Вместо вопроса о том, как респондент реагируют на имеющиеся негативные явления, рекомендуется спрашивать, как к подобным явлениям относится большинство людей или круг его знакомых. Как показывает практика, респонденты охотнее отвечают на косвенные вопросы, чем на личные, прямые. Косвенные высказывания обычно более доверительны, особенно если речь идет об интимных или чисто личных вопросах. Чаще всего эти вопросы выражаются в такой форме: "Принято считать, что... А как думаете Вы?".

Теперь рассмотрим классификацию вопросов в зависимости от особенностей конструкции вариантов ответа: дихотомические вопросы, поливариантные вопросы, шкальные вопросы, вопросы-диалоги, вопросы-иллюстрации.

Дихотомические вопросы. Это вопросы типа "да-нет” и альтернативные. Ответы в этих вопросах носят взаимоисключающий характер.

"Да-нет". Этот вопрос является самым простым и известным. Используется в основном для получения данных о фактах и действиях. Это могут быть такие вопросы, как: "Есть ли у Вас машина?", "Подписываетесь ли Вы на газеты?".

Специфика вопроса: формулировка не уравновешена. Респонденту представлена возможность выбрать только один из возможных вариантов ответов. Этот вид вопроса не рекомендуется использовать при изучении знаний, мнений и установок респондентов. Например, если задается вопрос: "Знаете ли Вы...?", "Любите ли Вы...?", "Нравится ли Вам...?", "Хотели бы Вы...?" и т.п., то ответы в основном бывают смещены в положительную сторону. Человеку проще ответить, что он знает что-то, что он на самом деле не знает, чем сознаться кому-то в своем незнании. Ведь каждый стремится если не быть, то хоть выглядеть в глазах других лучше и умнее, чем он есть на самом деле, поэтому этот вид закрытого вопроса следует употреблять как можно реже, а вместо него ставить альтернативный вопрос.

Альтернативный вопрос. Предпочтительнее чем вопрос "да-нет", так как формулировка более уравновешена, поэтому смещение ответов гораздо меньше, чем в предыдущем виде закрытых вопросов. Сумма ответов на альтернативный вопрос равняется 100%. Например, после вопроса: "Назовите Ваш разряд" указываются разряды с 1-го по 6-й, а респонденту остается только отметить, тот, который он сейчас имеет. Ответы на эти вопросы носят взаимоисключающий характер. Нельзя одновременно иметь 1-й и 4-й разряд маляра.

Поливариантные вопросы. Это вопросы типа "меню", поэтому их иногда называют вопросами-меню. Дается набор вариантов ответов, из которого респондент может выбрать несколько, в этом главное отличие от альтернативных вопросов. Вопрос-меню содержит перечень фактов, предметов, суждений.

Например: "Какие газеты Вы выписываете?

"Московский комсомолец"

1

"Вечерняя Москва"

2

"Труд"

3

"Правда"

4

и т.д."

Иногда респонденту предлагается проранжировать выбранные ответы, т.е. упорядочить их по степени привлекательности и значимости для него. Например: "Выберите из списка наиболее привлекательные для Вас профессии? (отметьте, пожалуйста, не более трех)

Летчик

1

Врач

2

Переводчик

3

Художник

4

и т.д.”

Теоретически респондент может указать одновременно все перечисленные профессии. Поэтому замечание "не более трех" позволяет выделить из всего перечня наиболее значимые и существенные для опрашиваемого профессии.

Шкальные вопрос. Эти вопросы содержат шкалу измерения признака вопроса. Это разновидность альтернативного вопроса. При ответе респонденту необходимо отметить интенсивность какого-либо явления или мнения.

Пример вопроса, использующего самооценочную шкалу.

"Довольны ли Вы своей работой?

- работой очень доволен

- скорее доволен, чем недоволен

- работа для меня безразлична

- скорее недоволен, чем доволен

- работой очень недоволен".

Шкальный вопрос может быть задан и в виде строчной разверстки: "Насколько важно для Вас, чтобы работа была престижной? (отметьте на шкале степень значимости)".

совсем не важно

очень важно

1

2

3

4

5

Шкала может быть и десятибалльной. При выборе шкалы необходимо учитывать следующее: она должна быть привычной для респондента и удобной для полного выражения его мнения.

Шкальный вопрос может быть дан и в табличной форме. Тогда шкала измерений будет располагаться или построчно, или столбцами. Благодаря таким вопросам можно экономить место, так как фактически в одном вопросе задаются несколько.

"Из каких источников и как часто вы узнаете о текущих событиях в жизни страны и за рубежом? (обведите, пожалуйста, соответствующую цифру на каждой строчке)"

почти всегда

часто

редко

никогда

Из газет

3

2

1

0

Из телевизионных передач

3

2

1

0

Из разговора с коллегами на работе

3

2

1

0

и т.д.

3

2

1

0

Таблицы удобны для исследователя, но неудобны для респондента. Надо стараться редко прибегать к ним.

Вопросы-диалоги. Это разновидность функциональных вопросов. Вопросы-диалоги состоят из противоположных высказываний воображаемых лиц. Респондент должен согласиться с одним из псевдособеседников. Хорошо в данном случае использовать рисунки, изображающие собеседников. Благодаря такой форме диалога абстрактное становится более наглядным.

Если при составлении вопроса использовался и рисунок, то это будет вопрос-иллюстрация. Такой вид вопроса позволяет лучше ввести респондента в ситуацию вопроса.

Одному из собеседников приписывается какое-то определенное суждение или вопрос, респонденту же предлагается выполнить роль второго собеседника, которому надо завершить начатое предложение или ответить на заданный вопрос.

При этом надо учитывать, что если опрашиваются мужчины, то вопрос-иллюстрация должен изображать мужчин, а если женщины, то должны быть изображены женщины, т.е. анкеты должны быть напечатаны в двух вариантах: "мужском" и "женском".

По цели вопросы бывают содержательные и функциональные, иногда их еще называют основными и неосновными.

Содержательные - направлены на раскрытие содержания определенных явлений и их взаимосвязях.

Функциональные - главная их функция - упорядочение течения опроса. Функциональные вопросы, в свою очередь, делятся на функционально-психологические, вопросы фильтры и контрольные вопросы.

Функционально-психологические вопросы ставятся для снятия напряжения, для перехода от одной темы к другой, снятия нежелательных установок, чтобы создать и поддержать интерес к анкете. Служат не столько для сбора сведений, сколько для обеспечения отношений между социологом и респондентом.

К функционально-психологическим вопросам относятся:

- контактные вопросы;

- буферные (с преамбулой) вопросы;

- вопросы-диалоги;

- вопросы-иллюстрации.

Контактные вопросы. Эти вопросы, как уже отмечалось выше, ставятся в начале анкеты. После прочтения первого или нескольких начальных вопросов, у респондента складывается первое впечатление о предстоящей работе. Очень важно, чтобы это впечатление было благоприятным, так как от этого зависит, будет ли респондент дальше работать с этой анкетой.

Первый вопрос обязательно должен быть контактным, его цель установление контакта с респондентом. К контактным вопросам предъявляются следующие требования:

  1.  Контактные вопросы должны быть очень простыми. Это могут быть вопросы, выясняющие сведения событийного характера (стаж работы, район местожительства) или вопросы о занятиях в свободное время, привычках, на которые отвечают вполне откровенно. Иногда бывает целесообразным задать вопрос об интересе опрашиваемых к той или иной проблеме.

  2.  Контактный вопрос должен быть достаточно общим, чтобы на него мог ответить каждый респондент. Ответив на него, респондент обретает уверенность в своей компетентности и начинает уверенно отвечать на последующие вопросы, высказываясь полнее и развивая дальше свои мысли.

Буферные вопросы. Главная их цель - смягчение взаимовлияния вопросов в анкете. Часто анкета включает одновременно несколько тематических блоков, и для плавного перехода от одной группы вопросов к другой желательно разграничивать их буферными вопросами. Если переход сделан неожиданно и резко, то это производит на респондентов неблагоприятное впечатление. В этом случае буферные вопросы играют роль своего рода "мостиков" для перехода от одной темы к другой. Например: "А теперь несколько слов о ...".

Буферные вопросы также помогают исследователю пояснить ход своих мыслей, эту функцию выполняет не сам вопрос, а преамбула к нему. Такие "буферы" дают возможность не только вежливо предложить респонденту новую тему, но и пояснить, зачем это нужно. Например, после блока вопросов о свободном времени, может быть написано: "Работа занимает очень важное место в жизни человека. Пять дней в неделю, а иногда и больше, ему приходится выполнять свои профессиональные обязанности. Поэтому вполне естествен наш интерес - с какими трудностями Вы сталкиваетесь во время работы, что доставляет Вам радость, чего Вы достигли, какие планы на будущее и т.д...".

Так же буферные вопросы необходимы для нейтрализации влияния одних ответов на другие (нейтрализация эффекта излучения): "Мы говорили о ... теперь перейдем к другой теме...". Роль буферного вопроса в данном случае может сыграть любой содержательный вопрос, который не связан с обсуждаемым в вопросах предметом, взаимовлияние которых надо исключить.

Часто вопрос с преамбулой используется для обоснования различных оценок и поведения, несмотря на то осуждаются ли они в настоящее время общественным мнением или существующими социальными нормами или нет. Преамбула дает понять, что в реальной жизни имеют место любые отношения и поведение человека, и этим позволяет респонденту заранее оправдать себя в своих глазах при любом ответе.

Например, вопросы, цель которых получить знание о каких-то фактах, часто воспринимаются респондентами как оценивающие их, поэтому, чтобы ослабить их оценочный характер, лучше задавать такие вопросы с преамбулой. "Одни люди считают, что необходимо каждый день делать влажную уборку в квартире и ежедневно это проделывают, а другие не считают это строго обязательным и делают это от случая к случаю. А как Вы поступаете чаще всего?". Так сформулированная преамбула дает респонденту понять, что не все люди поступают всегда так, как принято, и позволяет ему более откровенно ответить на поставленный вопрос, не боясь осуждения за то, что он не так думает и поступает, как является общепринятым в обществе.

Вопросы-диалоги. Вопросы, как уже отмечалось раньше, могут быть заданы в виде высказываний двух или трех псевдособеседников, респонденту необходимо только согласиться с одним из них. Пример такого вопроса: "Встретились два старых школьных товарища Иванов и Петров. Иванов закончил институт, защитил кандидатскую диссертацию, пишет докторскую диссертацию, а Петров сразу после школы пошел работать токарем на завод, женился и все свое свободное время уделяет воспитанию трех детей. Между ними возникает спор о смысле и ценности прожитых лет. Иванов говорит: "Я считают, что ...", а Петров ему возражает: "Ты не прав, главное ...". В данном случае вопрос-диалог по форме приближается к вопросу с преамбулой.

Вопросы-иллюстрации. Вопросы-иллюстрации позволяют выполнить несколько психологических функций: позволяют переключить внимание опрашиваемых на новую тему, поясняют содержание задаваемых вопросов, а также за счет разнообразия техники заполнения помогают снять утомление.

Например, задается вопрос: "Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время? (подчеркните, пожалуйста, картинки на которых это изображено)". После вопроса дается серия рисунков, на которых может быть изображено: чтение газет или книг, занятие спортом, просмотр телепередач и т.п.

Такой вопрос может быть дан в форме незаконченного предложения. На рисунке изображаются, например, две девушки, одна из которых не закончила фразу. Под рисунком пишется: "Здесь Вы видите двух беседующих подруг. Одна из них не закончила фразу. Как Вы думаете, что она ответила бы подруге? Закончите за нее, пожалуйста, предложение".

Вопросы-фильтры. Вопросы фильтры используются, когда необходимо получить данные, которые будут характеризовать не всех респондентов, а только какую-то их часть. В этом случае задается вопрос-фильтр, который позволяет выделить и опросить необходимую часть всей совокупности опрашиваемых. Например, пятый вопрос анкеты сформулирован так:

"Делаете ли Вы ежедневно зарядку? (кто не делает, тот сразу переходит к ответу на вопрос N 10).

- да

- нет".

На четыре последующих вопроса отвечают только те респонденты, кто занимается зарядкой. Это могут быть вопросы о времени, затрачиваемом на зарядку, о комплексе упражнений, их последовательности и т.п. Лица, не делающие зарядку, отсеиваются и автоматически переходят к следующему блоку вопросов. Это облегчает респонденту заполнение анкеты, а исследователь освобождается от рассмотрения ненужной информации.

Иногда респонденты с удовольствием отвечают на вопросы, выносят оценки и даже высказывают мнение о вещах, не имея о них ни малейшего представления. Вопросы-фильтры как раз и отсеивают таких "некомпетентных", "неинформированных", "не имеющих".

Контрольные вопросы. Контрольные вопросы направлены на проверку достоверности данных, дают возможность проверить устойчивость и непротиворечивость ответов респондентов.

К контрольным вопросам относятся:

- вопрос-тест;

- вопрос-ловушка (трюковый вопрос).

Вопрос-тест используют обычно при определении информированности. Например задается вопрос:

"Знаете ли Вы хорошо современную научно-фантастическую литературу?

- знаю хорошо

- читаю от случая к случаю

- меня эта литература не интересует".

А после этого вопроса дается перечень нескольких (это может быть 10 или 20) наиболее известных научно-фантастических произведений и респонденту предлагается выбрать автора из приведенного рядом списка писателей.

Вопрос-ловушка (трюковой вопрос) - это разновидность теста. Он строится так, что респонденту умышленно предлагается ответить о несуществующем. Например, просят оценить несуществующее произведение несуществующего автора. Эти вопросы широко используются при проверке профессиональной компетентности. Также они помогают определить, можно ли и насколько доверять респонденту.

Например, перед исследователем стоит задача опросить ученых физиков по какой-то проблеме. Вопрос-ловушка может быть сформулирован так: "Читали ли Вы недавно переведенную монографию ... известного английского физика-теоретика ...?". Или: "Читали ли Вы книги?" и перечисляется несколько книг, среди которых указывается несуществующая. Если респондент отмечает, что и ее "читал", то это означает, что его ответам доверять нельзя.

Недостаток этих вопросов: во-первых, необходимо делать дополнительную работу, а во-вторых, происходит дезориентация респондента. Если такие вопросы использовать часто, то у опрашиваемого может создаться впечатление, что с ним обращаются нечестно.

Можно вопрос-ловушку составить по-другому. Например, респонденту задается вопрос: "Были ли Вы на последней персональной выставке ...?", а через несколько вопросов предлагаете ему другой: "Перечислите, пожалуйста картины..., которые произвели на Вас впечатление и коротко напишите, почему." Если респондент ответил, что был на выставке, а потом не смог назвать и описать ни одной из увиденных картин, то естественно возникает сомнение, ходил ли он на эту выставку.

В качестве контрольного вопроса может быть использован любой содержательный вопрос близкий по смыслу с вопросом, истинность ответа на который надо проверить. Контрольные вопросы формулируются таким образом, когда надо проверить ответы на вопросы о внутреннем состоянии респондента. Например, чтобы определить степень общей удовлетворенности работой, можно задать три таких вопроса: "Устраивает ли Вас работа, которой Вы занимаетесь?", "Хотели бы Вы перейти на другую работу?" и "Предположим, что какое-то время Вы не работали, вернулись бы Вы на свое старое место работы?". Два последних вопроса будут выполнять функции контрольных по отношению к первому вопросу и располагаются в других местах анкеты. Контрольные вопросы могут ставиться как перед, так и после основного вопроса. После опроса эти три вопроса анализируются все вместе, чтобы иметь представление о внутреннем состоянии респондента.

По содержанию принято различать вопросы о фактах, вопросы о знаниях и вопросы о внутренних состояниях (мнениях, отношениях, мотивах и т.д.).

Вопросы о фактах. Главная цель этих вопросов - сбор сведений о фактах объективной действительности, которые можно реально наблюдать и измерять (свойства и признаки людей, их поведение и т.п.). К этой группе относятся и вопросы "паспортички".

При кажущейся простоте ответов на такие вопросы они не всегда бывают истинны. Если вопрос о возрасте, доходе, семейном положении и т.п. будет восприниматься респондентом как престижная характеристика, то ответы на него не будут соответствовать объективной действительности. Общеизвестно, что для женщин молодой возраст является более престижным, а для пожилых - более преклонный, как заслуживающий большего уважения. Престижность семейного положения для женщины, например, является причиной того, что при переписи населения замужних женщин оказывается больше женатых мужчин.

Вопросы о знаниях. С помощью этих вопросов определяется степень информированности респондентов о тех или иных событиях, отношениях. Информированность (осведомленность) - это мера соответствия между сведениями, данными респондентами, и объективно существующей действительностью (различные реальные факты, события, высказывания и т.п.). Самый простой и распространенный способ ее измерить - самооценка респондента своей осведомленности. Для этого чаще всего задаются такие вопросы: "Знаете ли Вы...?", "Слышали ли Вы...?" или "Насколько хорошо Вам известны ...?" и т.п. Но такую формулировку вопроса целесообразно использовать только в том случае, если получаемые сведения не подвержены влиянию соображений престижа и не воспринимаются респондентом как подтверждение его авторитета.

Например: "Интересуетесь ли Вы тем, как учатся в школе Ваши дети?". Многие из респондентов при ответе на такой вопрос даже сами себе затруднились бы признаться в том, что не интересуются этим, а тем более трудно признаться и ответить так в анкете, понимая, что это будет отрицательно характеризовать их в глазах социолога. В результате этого при ответе на данный вопрос оценка информированности будет завышена.

Таким образом, самооценка часто выявляет не столько реальные знания опрашиваемого, сколько отражает стремление сделать вид, что он располагает этими знаниями. Выявлена закономерность: если исследуемая проблема тесно связана с общественными идеалами, то самооценка информированности обычно бывает существенно завышена, а если получаемая информация нейтральна по отношению к принятой системе ценностей идеалов общества, то самооценка приближается к фактической. Поэтому многие исследователи считают, что выявление информированности при помощи самооценки не всегда верно отражает реальные знания респондентов. Чтобы проверить истинность ответов на эти вопросы, применяют различные контрольные вопросы (тесты, ловушки) и вопросы-фильтры.

Вопросы о внутренних состояниях (мнениях, отношениях и т.д.). Эти вопросы помогают получить от респондентов сведения об их мнениях, отношениях, интересах, мотивах, стремлениях, а также об оценках других людей и самих себя. Эта группа вопросов является наиболее трудной для респондентов, а достоверность ответов на них самой низкой. Для того чтобы проверить и уточнить ответы, применяют контрольные вопросы, вопросы-фильтры, вопросы-диалоги и используют преамбулы (об этом подробно было написано выше).

studfiles.net


Смотрите также