Copyright © 2011-2017 newinspire.ru | All rights reserved. e-mail: [email protected]. Пример контрольной функции финансов


Механизм реализации контрольной функции финансов.

ТОП 10:

Финансы.

 

Механизм реализации контрольной функции финансов.

Контрольная функция. Она проявляется в контроле за правильным распределением национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. То есть, финансы постоянно сигнализируют о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, своевременно ли поступают деньги к субъектам хозяйствования. Финансовый контроль охватывает производственную и непроизводственную сферы. Он нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной- это прежде всего контроль за рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. Он пронизывает все систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостной контроль через форму собственности. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов - это только контроль реального денежного оборота. Финансыосуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Их контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы. Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

 

Механизм реализации регулирующей функции финансов.

Распределительная и контрольная функции финансов проявляются не стихийно, а на основе законов и правовых актов. Совокупность правовых норм, положений, правовых актов позволяет регулировать финансовую деятельность на уровне государства и хозяйствующих субъектов, тем самым воздействовать на процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных отношений государством в лице органов федеральной власти, Центрального банка России используются такие методы, как государственное бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг, налоговое и таможенное регулирование, федеральные программы помощи отдельным категориям бюджетной сферы. Регулирующая функция финансов проявляется и на уровне элементов институциональной экономики, хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств. В последнем случае можно говорить о саморегуляции финансов под воздействием внешних и внутренних факторов. Основной ролью финансов является то, что они позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей.

 

Механизм реализации распределительной функции финансов.

Главным источником денежных фондов является ВВП. При помощи финансов он вначале распределяется в макроэкономическом масштабе (первичное распределение), что приводит к созданию так называемых основных (первичных) доходов, состоящих из заработной платы и чистого дохода предприятий производственной сферы. Далее с помощью финансов осуществляется вторичное распределение (перераспределение) ВВП, когда денежные средства переводятся на определенные территории, что приводит к образованию доходов организаций, непроизводственной сферы (заработная плата бюджетников, пенсионное обеспечение, социальные выплаты и т.д.). Экономическим инструментом распределения и перераспределения ВВП является действующая в стране система налогообложения.

Распределительные процессы имеют место и внутри отдельно взятого предприятия, т.е. в микроэкономическом масштабе. Так, прибыль, будучи источником формирования таких денежных фондов, как фонды производственного или социального развития, резервного фонда и других, является источником финансовых ресурсов (совокупности финансовых активов, всех видов денежных средств, которыми располагает экономический субъект), выполняет распределительную функцию уже третьего порядка (третичное распределение).

Примечание. Доля национального дохода, распределяемая и перераспределяемая через все звенья финансовой системы, обратно пропорциональна уровню милитаризации экономики. Например, накануне второй мировой войны через финансовую систему распределялось в странах Европы всего 9—18%, в настоящее время эта доля возросла до 60—70%.

 

Классификация форм финансового контроля на территории Российской Федерации.

1. Формы проявления: внешний / внутренний — обязательный / инициативный

1.Обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т. д., осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами. 2.Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

2. По времени проведения:

-Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. На микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов,

- Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.

- Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.

3. По содержанию: комплексный — не комплексный

4. По степени императивности: государственный — не государственный (например — аудиторский)

5. По методам проведения: - проверка - обследование - надзор - анализ финансовой деятельности - наблюдение (мониторинг) - ревизия

Статья 6. Порядок разработки и одобрения нормативных правовых актов в области

Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» от 26.03.2004 г. № 254-П как инструмент реализации распределительной функции финансов.

 

Финансы.

 

Механизм реализации контрольной функции финансов.

Контрольная функция. Она проявляется в контроле за правильным распределением национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. То есть, финансы постоянно сигнализируют о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, своевременно ли поступают деньги к субъектам хозяйствования. Финансовый контроль охватывает производственную и непроизводственную сферы. Он нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной- это прежде всего контроль за рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. Он пронизывает все систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостной контроль через форму собственности. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов - это только контроль реального денежного оборота. Финансыосуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Их контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы. Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

 



infopedia.su

Функции финансов

Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной, регулирующей, стимулирующей, фискальной.

Главной характеристикой финансо­вых отношений является их распределительный характер и соответ­ственно главной функцией финансов является распределительная функция. Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, сложен и многогранен. Финансы обслуживают разные эта­пы распределения совокупного общественного продукта, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении.

Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, региональный (на уровне субъектов Федерации), местный (на уровне органов местного само­управления). Ему присуща многоступенчатость, порождающая раз­ные виды распределения — внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.

Посредством финансов государство воздействует не только на пе­рераспределение национального дохода, но и на производство, накоп­ление капитала, сферу потребления. Финансы играют решающую роль в развитии государственного и частного секторов экономики, производственной и социальной инфраструктуры, научно-техниче­ского прогресса и т. п.

Распределение национального дохода происходит как между про­изводственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер. Государство с помощью финансового механизма изымает часть дохода, полученного в одних сферах экономики, и направляет в дру­гие, в том числе в социальную сферу. Процесс перераспределения национального дохода предопределяется характером финансовой по­литики государства, раскладом политических сил в стране.

В целом распределительная функция финансов позволяет: (1) создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйст­вующих субъектов, населения, государства, органов местного само­управления; (2) осуществлять внутрихозяйственное, внутриотрасле­вое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между производственной и непроизводственной сферами и социаль­ными группами; (3) создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами.

Наряду с распределительной к главным функциям финансов от­носят и контрольную функцию. Распределительная и контрольная функции представляют собой две стороны одного и того же эконо­мического процесса. Основу контрольной функции финансов состав­ляет движение финансовых ресурсов. Исходя из характера движения общество имеет возможность знать о том, как складываются пропор­ции в распределении денежных средств; как обеспечивается своевре­менность поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъек­тов хозяйствования. Если контрольная функция финансов не осуще­ствляется на практике, то невозможно оценить и эффективность распределительной функции, что позволяет говорить о необходимо­сти координации в реализации указанных функций.

Распределительная функция финансов осуществляется не стихий­но, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм, пра­вил, положений, правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым регулировать воспроизводственный про­цесс. Таким образом, можно говорить и о третьей функции финан­сов — регулирующей.

Регулирующая функция финансов проявляется не только на уров­не государства, хозяйствующих субъектов, но и в организации собст­венно финансовых отношений, в иерархии ее построения.

Изменение социального строя в России неизбежно повлекло за собой и переход к новой системе финансовых отношений, которая постоянно видоизменяется с учетом тех процессов, которые происхо­дят в обществе.

Стимулирующая функция финансов проявляется в следующем: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. С помощью налогов, льгот, санкций государство может стимулировать технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства, развитие образования, здравоохранения, культуры и т. д.

Выполнение финансами фискальной функции связано с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая либо вообще не имеет собственных источников доходов либо обладает недостаточными источниками доходов для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи) и ... читать далее ...

newinspire.ru

Глава 2 финансовая система

Уч-кФигДоКред

2.1. Социально-экономическая сущность и функции финансов

Понятие «финансы» зачастую отождествляют с понятием «день­ги». В действительности же это не так, хотя без денег не может быть финансов. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, попробу­ем рассмотреть его через призму развития данной категории.

Термин «финансы» возник в XIII—XV вв. в торговых городах Италии. К этому времени давно уже существовали деньги, товар­но-денежные отношения и государственность. Сначала он обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил междуна­родное распространение и стал употребляться как понятие, связан­ное с системой денежных отношений между населением и государ­ством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Это значит, что данный термин отражал, во-первых, денеж­ные отношения между двумя субъектами, т. е. деньги выступали ма­териальной основой существования и функционирования финансов. Во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих от­ношений: один из них, а именно государство, обладал особыми, вла­стными полномочиями. В-третьих, в процессе этих отношений фор­мировался общегосударственный фонд денежных средств — бюджет. В-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посред­ством правовой деятельности государства, создания соответствующе­го фискального аппарата, или аппарата принуждения. Если говорить о сегодняшней России, то, очевидно, каждый наслышан о деятель­ности налоговых инспекций, налоговой полиции.

Но денежные отношения могут и не быть отношениями финан­совыми. К примеру, один гражданин дал деньги взаймы другому. Возникают в этом случае денежные отношения? Да, возникают. Но это не финансовые отношения, поскольку государство эти отно­шения не регулирует, не вникает в них, не навязывает своих правил поведения. Эти отношения равноправны, партнеры равны в правах и обязанностях. То же самое можно сказать и об отношениях меж­ду гражданами и продавцами магазинов, т. е. об отношениях, возникающих в розничной торговле. И эти отношения по той же причине нельзя отнести к финансовым.

Таким образом, финансы — это всегда денежные отношения, но не любые денежные отношения — это финансовые отношения. Фи­нансы обладают такими признаками, по которым их безошибочно можно выделить из разряда других возможных денежных отноше­ний. Финансы всегда опосредованы правовыми актами, регулирую­щими денежные отношения. Нефинансовые денежные отношения такими актами не регулируются. Субъекты таких отношений сами определяют пропорции обмена, его условия. Исходя из сказанного, можно сформулировать общее определение финансов. Финансы—это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляются формирование и использование об­щегосударственных фондов денежных средств для решения экономи­ческих, социальных и политических задач.

Финансы — категория историческая, поскольку они имеют ста­дии возникновения и развития. Они появились одновременно с воз­никновением государства и изменялись вместе с ним. Поэтому сущ­ность финансов, закономерности их развития, сфера действия и роль в процессе общественного воспроизводства определяются при­родой и функциями государства.

В докапиталистических обществах большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное же хозяйство было небольшим и ограниченным. Общегосударственный фонд денежных средств — бюджет — также был небольшим, и основная его часть (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели. Какого-либо практи­ческого воздействия на экономику такой бюджет оказать не мог.

Позднее формирование и использование бюджета стало носить ус­тойчивый и системный характер. Стали возникать системы государст­венных доходов и расходов с определенными составом, структурой и законодательным закреплением. На протяжении многих столетий в государствах обозначились четыре устойчивых направления расходов денежных средств: на военные цели, управление, поддержание тех или иных сфер экономики, социальные нужды. Более определенной и ус­тойчивой стала система формирования государственных доходов. На место натуральных податей пришли налоги в денежной форме. Вместе с тем этому историческому этапу была свойственна узость фи­нансовой системы, поскольку она состояла из одного звена — бюджет­ного, а количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.

По мере развития товарно-денежных отношений, становления госу­дарственности возникла необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно в новых группах денеж­ных отношений по поводу их формирования и использования. В усло­виях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобрели все­охватывающий характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределе­ния национального дохода и всего валового общественного продукта.

Крупномасштабное и качественно новое развитие финансовых от­ношений произошло в XX в., особенно после Второй мировой войны. Объемы государственных бюджетов стали выражаться в миллиардах национальных валют. Во всех странах произошло огосударствление значительной части национального дохода. Государство стало собст­венником и распорядителем до 50% его объема. Располагая огромны­ми суммами денежных средств, государства оказывали большое влия­ние на процесс воспроизводства. Легко представить себе всевозрас­тающее воздействие государства на развитие производства, если учесть, что оно стало аккумулировать ресурсы не только бюджетной системы, но и многочисленных внебюджетных фондов.

Однако финансы развивались не только в государственной сфе­ре. Значительное развитие получили финансы предприятий различ­ных форм собственности. В странах с развитой рыночной экономи­кой основной организационно-правовой формой стали акционерные общества. Выпуск акций — мощная форма мобилизации капитала. Она позволяет трансформировать денежные сбережения в производ­ственные инвестиции. Акции, облигации, кредиты банка значительно расширяют возможности роста корпораций. Без этого они вынужде­ны были бы находиться на самофинансировании, развиваться за счет собственных, относительно ограниченных средств.

В странах, где рыночные отношения получили широкое развитие, финансовая сторона деятельности акционерных обществ и предприятий других форм собственности приобретает все большее значение. Повышается прежде всего роль качества управления финансами предприятий. В этих условиях—условиях обострения конкурентной борьбы—побеж­дают те предприятия, чьи работники обладают более глубокими знания­ми основ финансово-экономического анализа, умеют сделать на основе анализа правильные выводы, сформулировать нужные рекомендации для решения кардинальных вопросов развития своего предприятия. Учиты­вая, что финансы предприятий обслуживают кругооборот огромных фондов денежных средств, вопросы наиболее эффективного управления средствами предприятия приобретают исключительно важное значение.

Из изложенного следует еще один важный вывод: финансовые от­ношения охватывают две сферы. Первая—это та, в которой экономи­ческие денежные отношения связаны с формированием и использова­нием централизованных денежных фондов государства, аккумулируе­мых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах. Вторая сфера—та, в которой экономические денежные отношения опосредуют кругооборот денежных фондов пред­приятий. Теперь, имея дополнительные сведения о финансах, можно дать им другое, уточняющее определение. Финансы представляют со­бой экономические отношения, связанные с формированием, распреде­лением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных ведете в целях выполнения функций и задач госу­дарства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Поняв содержание данного определения финансов, уже не поста­вишь знака равенства между финансами и деньгами. Финансы отли­чаются от денег как содержанием, так и выполняемыми функциями. Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде все­го измеряются затраты труда производителей. Финансы—это эконо­мический инструмент распределения и перераспределения нацио­нального дохода, средство контроля за образованием и использова­нием фондов денежных средств.

Выше мы уже несколько раз употребили выражение «финансы представляют собой экономические денежные отношения», которое имеет вполне конкретное содержание. В жизни постоянно возника­ют денежные отношения между:

предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении;

государством и предприятиями при уплате последними налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

государством и гражданами при внесении ими налогов и добро­вольных платежей;

предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

отдельными звеньями бюджетной системы;

страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая и т. д.

Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны — вновь созданная стоимость. Поэтому увеличение национального дохода является основным условием рос­та финансовых ресурсов. Именно национальный доход определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом разме­ров национального дохода и его отдельных частей—фонда потреб­ления и фонда накопления — определяются темпы и пропорции раз­вития экономики, ее структура.

Сущность финансов проявляется в их функциях, под которыми понимают «работу», выполняемую финансами. Финансы выполняют три основные функции: распределительную, стимулирующую и кон­трольную. Причем первые две осуществляются одновременно, по­скольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а, с другой, контроль за этим распределением. Рассмотрим каждую из названных функций подробнее.

Распределительная функция финансов. Распределение националь­ного дохода заключается в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основ­ные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы: а) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального произ­водства; б) доходы предприятий сферы материального производства.

Однако распределение национального дохода не ограничивается лишь его распределением между теми, кто его создавал, т.е. среди участни­ков материального производства. Дело в том, что государство имеет и другие отрасли и сферы, прежде всего непроизводственную сферу, где национальный доход не создается; однако оно обязано заботиться о развитии их, а значит, выделять для этого денежные средства. К чис­лу таких сфер и областей можно отнести развитие приоритетных отрас­лей народного хозяйства, обеспечение обороноспособности страны, про­свещение, здравоохранение, управление, социальное страхование и соци­альное обеспечение, поддержание депрессивных регионов и т. д.

Для того чтобы быть способным нести и эти денежные расходы, государство с помощью финансов изымает часть созданных в сфере материального производства доходов и направляет их в другие сфе­ры, осуществляя тем самым перераспределение национального дохо­да. Финансы в этом случае активно участвуют в распределении и перераспределении национального дохода, способствуют трансфор­мации пропорций, возникших при первичном распределении нацио­нального дохода, в пропорции его конечного использования.

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит, в частности, в интересах структурной перестройки народ­ного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики—сельско­го хозяйства, транспорта, энергетики, конверсии военного производст­ва, в пользу наименее обеспеченных слоев населения—пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей и т. д.

Контрольная функция финансов. Контрольная функция заключа­ется в контроле за распределением валового внутреннего продукта (ВВП), национального дохода по соответствующим фондам и расхо­дованием их по целевому назначению. Финансовый контроль охваты­вает как производственную сферу, где создаются доходы, так и не­производственную сферу, где доходы не создаются. Цель финансово­го контроля — рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственно­сти и расточительства.

Одна из важных задач финансового контроля — проверка неукосни­тельного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, свое­временности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов осуществляется через много­гранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы, казначейства и налоговой службы осуществляют финансо­вый контроль в процессе финансового планирования, при исполне­нии доходной и расходной частей бюджета. В зависимости от того, кто осуществляет финансовый контроль, он может быть общегосу­дарственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудиторским).

Важную роль в осуществлении финансового контроля играют Минфин России и его органы на местах. Весьма эффективен кон­троль, осуществляемый Государственной налоговой службой РФ. Главной задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильно­стью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соот­ветствующие бюджеты.

Стимулирующая функция финансов. Сущность этой функции финансов состоит в том, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий, целых отраслей в нужном обществу направлении. Как мы теперь знаем, финансы участвуют в процессе создания де­нежных доходов, а также в процессе их распределения. Имея такой финансовый рычаг, как распределение денежных доходов, и умело управляя им, государство может эффективно стимулировать или сдерживать развитие того или иного экономического процесса. Если говорить о конкретных рычагах и способах воздействия на экономи­ческие процессы, то надо назвать следующие:

1) бюджет. Средства из бюджета на развитие той или иной от­расли, комплекса отраслей или отдельного предприятия можно вы­делить, а можно и не выделить;

2) цены, тарифы. И в условиях рыночной экономики государст­во, как известно, вмешивается в процесс ценообразования, устанав­ливает тарифы, которые оказывают влияние на финансовое состоя­ние компаний. Цену на продукцию, к примеру зерно, можно устано­вить высокую, выгодную для производителя, а можно и низкую, на уровне затрат предприятия, а то и ниже. В этом случае сельскохо­зяйственное предприятие понесет убытки и ни о каком дополни­тельном стимулировании производства не может быть и речи;

3) налоги. Это наиболее мощный финансовый инструмент сти­мулирования хозяйственной деятельности. Низкими налогами мож­но стимулировать производство и, напротив, чрезмерно высоки­ми—подорвать его;

4) экспортно-импортные пошлины, тарифы, которые могут быть низкими, льготными, а могут быть высокими, делающими невыгод­ными экспортно-импортные операции.

Можно привести и другие примеры выполнения финансами сти­мулирующей роли. Однако и из приведенных видно, какое сильное воздействие может оказать на развитие производства или какой-ли­бо сферы деятельности использование одного или одновременно не­скольких перечисленных финансовых рычагов.

studfiles.net

2. Функции финансов, их содержание

В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе не существует единого мнения не только относительно сущности финансов, но и выполняемых ими функций. Авторами выделяются следующие функции: распределительная, контрольная, регулирующая, стимулирующая, аккумуляция или формирование денежных фондов (доходов), распределение денежных доходов, использование денежных фондов, контрольная функция [4].

Мы придерживаемся той точки зрения, что финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную. Так как процесс распределения включает в себя формирование фондов (доходов), их распределение и использование с одновременным выполнением стимулирующей функции (через установление пропорций распределения и использования) [2].

Сущность финансов, как неоднократно отмечалось ранее, проявляется через распределение и перераспределение части ВВП — чистого дохода. Он является источником процесса расширенного воспроизводства.

Распределительный характер чистого дохода проявляется в том, что только эта обособленная часть совокупного продукта может расщепляться и распределяться на фонды денежных средств. В соответствии с установленными пропорциями часть чистого дохода направляется на пополнение фонда израсхо­дованных средств производства (основных и оборотных фон­дов), на восполнение израсходованной рабочей силы, обеспечи­вая этим элементам расширенное воспроизводство. Тем самым финансовые отношения через механизм формирования и рас­пределения чистого дохода обратно воздействуют на процесс производства, ускоряя или замедляя его, т.е. все элементы (С + V) воспроизводственного процесса, не являясь сами непо­средственными объектами финансовых отношений, ощущают активное воздействие чистого дохода, без которого процесс рас­ширенного воспроизводства невозможен.

Распределительная функция финансов отражает экономи­ческие отношения, обусловленные движением чистого дохода, а также его влиянием на составные части и элементы совокуп­ного продукта. Благодаря ей создаются условия для последую­щей реализации этого продукта в натурально-вещественной форме через совершение актов купли-продажи.

Чистый доход обеспечивает кругооборот фондов и одновре­менно — их расширенное воспроизводство; через чистый доход происходит обслуживание данного процесса.

Одновременно чистый доход как основной объект финансо­вых отношений является главным источником формирования централизованных фондов. Государство в соответствии со своей финансовой политикой распределяет денежные фонды (финансовые ресурсы) для выполнения возложенных на него функций.

Таким образом, общественное назначение распределитель­ной функции финансов состоит, во-первых, в распределении и перераспределении части стоимости ВВП (главным образом чистого дохода) в денежной форме для обеспечения расширен­ного воспроизводства; во-вторых, в формировании экономичес­кого потенциала для создания финансовой основы функциони­рования государства и его экономической системы.

Распределение непосредственно затрагивает коренные инте­ресы государства, хозяйствующих субъектов, учреждений и от­дельных членов общества. Характер распределения является важнейшим показателем экономической зрелости общества. В сфере распределения переплетаются политические, экономи­ческие и социальные интересы всех социальных групп общества.

Прежде чем начать процесс распределения, необходимо оп­ределить форму и границы движения валового внутреннего продукта. Формой в данном случае является цена. Цена является не только количественной формой выраже­ния опосредованного финансовыми отношениями движения ВВП, но и основой первичного распределения всех элементов ВВП. Она устанавливается государством или определяется че­рез механизм рынка. В цене заложен и основной объект финан­совых отношений — чистый доход, размеры которого должны обеспечить процесс расширенного воспроизводства всех эле­ментов ВВП хозяйствующего субъекта и формирование центра­лизованного фонда государства в установленных границах.

Через уровень цен государство влияет на уровни издержек и накопления. В финансовой политике государства цена выступа­ет как важнейший рычаг распределения и перераспределения части ВВП (чистого дохода), использование которого зависит от конкретных экономических условий.

Финансы и форма их выражения — цена — удовлетворяют в системе распределительных отношений одинаковые общественные потребности. Без них нельзя осуществить сам процесс рас­пределения стоимости ВВП, соизмерить удовлетворение эконо­мических интересов его участников.

Вторичное распределение (или перераспределение) начина­ется, когда часть чистого дохода отщепляется и направляется в денежные фонды на расширенное воспроизводство фонда воз­мещения израсходованных средств производства и восполнение рабочей силы, а другая часть поступает в централизованный фонд денежных ресурсов государства (в госбюджет и во вне­бюджетные фонды).

Перераспределение части ВВП необходимо для перерас­пределения средств (межтерриториального и межотраслевого) между различными социальными группами населения. Даль­нейший ход перераспределительного воспроизводственного про­цесса, его структуру определяет государство. У перераспределе­ния много стадий: стадия мобилизации и формирования денеж­ных фондов (доходов) госбюджета; стадия использования этих фондов (доходов) на развитие приоритетных отраслей хозяй­ства, социально-культурную сферу, цели управления и т.д.

Пройдя длительный перераспределительный цикл, одна часть перераспределяемых денежных ресурсов возвращается через механизм бюджетного финансирования приоритетных отраслей в сферу материального производства, и начинается но­вый цикл первичного распределения ВВП с последующим пере­распределением. Другая часть денежных ресурсов переходит в сферу потребления (просвещение, здравоохранение, культура, наука, оборона, госуправление и т.д.).

Контрольная функция финансов порождена их распреде­лительной функцией и проявляется в контроле за распределе­нием валового внутреннего продукта, национального дохода и чистого дохода по соответствующим денежным фондам и за их целевым расходованием.

Контрольная функция финансов обслуживает как весь воспроизводственный процесс сферы материального производства, так и формирование, и ис­пользование централизованного фонда денежных ресурсов государства. В этом состоит диалектическое единство и взаимо­связь двух функций финансов. Причем первичной в их взаимо­действии является распределительная функция, без нее кон­трольная функция финансов не существует, поскольку устра­няется объект контроля.

Через движение финансовых ресурсов контрольная функ­ция количественно отображает экономические процессы, свя­занные с распределением и перераспределением валового внут­реннего продукта. Вместе с тем движение финансовых ресурсов в конкретных формах является объектом контроля со стороны государства, наблюдающего за процессами стоимостного рас­пределения ВВП. Без такого контроля не может быть обеспече­но сбалансированное развитие экономики.

Контрольная функция имеет нормативную основу. Распре­делительный характер денежных отношений предусматривает предварительное планирование, определение конкретных субъ­ектов, объемов и сроков осуществления, обязательность целе­вого использования денежных ресурсов, закрепление в норма­тивных актах. Нормативные акты регламентируют как усло­вия распределения доходов и прибыли, направляемых на рас­ширенное воспроизводство, так и условия платежей в бюджет (установление категорий плательщиков, объектов, единиц об­ложения, ставок, фондов, льгот по платежам, порядка их ис­числения и т.д.), финансирования из бюджета (порядок откры­тия бюджетного финансирования и его использования), креди­тования, формирования и использования различных денежных фондов хозяйствующих субъектов.

Именно контроль за соблюдением нормативных актов, в ко­торых заключена суть распределительной функции финансов, отражает в свою очередь содержание контрольной функции фи­нансов. Среди многообразия денежных отно­шений, выражающих сущность финансов, нет таких, которые не были бы связаны с контролем и использованием фондов де­нежных средств. В этом состоит специфика контрольной функ­ции, которая является производной от распределительной.

Формой реализации контрольной функции финансов вы­ступает финансовая информация, которая выражает такие фи­нансовые показатели, как выручка, прибыль, рентабельность, ликвидность, оборачиваемость, платежеспособность, фондо­отдача и другие, в синтезированном виде отражающие различ­ные стороны финансово-хозяйственной деятельности субъектов. Благодаря обобщенным показателям можно контролировать соблюдение установленных норм и нормативов, эффективность и результативность экономических процессов как на микро-, так и на макроуровне.

Роль контрольной функции финансов в воспроизводствен­ном процессе проявляется в наблюдении за состоянием финан­совой дисциплины, соблюдением установленных норм и пра­вил, выполнением финансовых обязательств.

Контрольная функция финансов реализуется на практике через осуществление финансового контроля — специальной формы проявления и использования данной функции.

Важнейшей задачей финансового контроля является про­верка точности соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансо­вых обязательств перед бюджетом, налоговой службой, банка­ми, а также взаимных обязательств хозяйствующих субъектов по расчетам и платежам.

Финансовый контроль осуществляется через деятельность финансовых, налоговых и других органов контроля.

studfiles.net

Функции финансов предприятия и их содержание

Финансы как общеэкономическая категория выполняют множест­во функций, т. е. динамических проявлений своих свойств и предна­значений. В этих функциях, по сути, и проявляется сущность фи­нансов как одного из важнейших компонентов организационной структуры и процесса регулирования социально-экономической сис­темы того или иного уровня.

Применительно к финансам предприятий основ­ными функциями являются: инвестиционно-распределительная, фондооб­разующая (или источниковая), доходораспределительная, обеспечи­вающая и контрольная.

Действительно, выделенные функции играют принципиально важную роль в плане функционирования предприятия, поскольку их надлежащая интерпретация позволяет сформировать логику плана действий, направленного на решение основных вопросов.

На первый взгляд кажется, что инвестиционно-распределитель­ная функция финансов в большей степени свойственна государст­венным финансам, когда аккумулированные денежные средства рас­пределяются в основном на нужды потребления всех членов общест­ва и финансирование стратегически важных, в том числе и социальных, программ. Тем не менее эта функция имеет место и в приложении к хозяйствующему субъекту и заключается в распреде­лении финансовых ресурсов внутри предприятия, способствующем наиболее эффективному их использованию.

Безусловно, сущность распределительной функции коренным об­разом меняется в зависимости от уровня социально-экономической системы — не требует особой расшифровки очевидный тезис о том, что реализация данной функции в системе государственных финан­сов и в системе финансов предприятий весьма различаются по мно­гим критериям, параметрам, способам реализации и др.

В частности, если на уровне государства распределительная функция имеет импе­ративный, т. е. нормативный, предписательный, характер и не всегда исходит из приоритета экономической эффективности, то в прило­жении к предприятию ее характер — рекомендательный, а мотивиров­ка и реализация принципиально иные — исходя из требований эко­номической целесообразности. В рамках системы управления пред­приятием рассматриваемая функция проявляется в распределении его ресурсов исходя из различных классификационных группировок, основными из которых являются: а) структурные подразделения предприятия и (или) виды деятельности; б) виды активов.

Распределение совокупного ресурсного потенциала предприятия среди подразделений (видов деятельности) в наиболее синтезирован­ном виде выражается в рамках инвестиционной политики, когда от­носительно большее или меньшее внимание уделяется тому или ино­му подразделению, дивизиону, технологической линии и др. Ос­новным критерием в этом случае является, как правило, прогнозируемая рентабельность инвестиций.

Если некоторое струк­турное подразделение «обещает» доход относительно больший по сравнению со средним уровнем, оно получает дополнительные фи­нансовые ресурсы в рамках инвестиционной программы. (Отметим, что в любом случае, исходя из принципа осторожности, при плани­ровании и реализации инвестиционных программ необходимо следо­вать логике диверсификации финансово-хозяйственной деятельности, согласно которой не рекомендуется «складывать все яйца в одну корзину».)

Распределительная функция финансов предприятия с позиции структуры его активов проявляется в стремлении оптимизировать активную сторону баланса. Наиболее яркий пример такой оптимиза­ции — решение вопроса о величине денежных средств, которыми должно располагать предприятие для нормальной работы. Очевидно, что невыгодно держать на счете чрезмерно большие денежные сред­ства, поскольку в этом случае они по сути «омертвляются», «не ра­ботают»; вместе с тем неоправданно низкий остаток денежных средств может привести к нарушениям платежной дисциплины и, как следствие, к убыткам, осложнению отношений с поставщиками, потере репутации и др.

Фондообразующая, или источниковая, функция финансов пред­приятия реализуется в ходе оптимизации правой (т. е. нсточниковой, пассивной) стороны баланса. Любое предприятие финансируется из нескольких источников: взносы собственников, кредиты, займы, кре­диторская задолженность, реинвестированная прибыль, пожертвова­ния, целевые взносы и др.

Как правило, источники небесплатны, т. е. привлечение любого из них предполагает расходы как плату за возможность пользования средствами. Поскольку источников много, причем стоимость каждого из них различна, возникает естественное желание выбрать наиболее оптимальную их комбинацию. Особенно значим этот аспект при необходимости мобилизации дополнитель­ных финансовых ресурсов в крупных объемах, что имеет место при реализации стратегических инвестиционных программ.

Что выгод­нее — масштабное реинвестирование прибыли с отказом от выплаты дивидендов, дополнительная эмиссия акций, выпуск долговых цен­ных бумаг, получение долгосрочного кредита, разработка схемы фи­нансирования за счет пролонгируемых кратко- и среднесрочных кре­дитов и др.— как раз и оценивается в терминах финансов и в извест­ном смысле представляет собой реализацию распределительной функции финансов.

Суть доходораспределительной функции финансов предприятия заключается в следующем. Решающую роль в создании и функцио­нировании предприятия несут его собственники; они могут ликвиди­ровать компанию, поддерживать величину вложенного (т. е. принад­лежащего им) капитала на уровне, не предусматривающем расшире­ние ее деятельности, изымая избыточную прибыль в виде дивидендов, или могут, напротив, воздержаться от получения диви­дендов в надежде, что реинвестированная прибыль принесет боль­шую отдачу в будущем, и т. п.

Иными словами, собственники долж­ны иметь определенные количественно выражаемые аргументы в обоснование своего отношения к текущему положению и будущему своей компании. Эти аргументы формируются в рамках дивидендной политики, когда определенная часть ресурсов предприятия изымает­ся из него и выплачивается в виде дивидендов (обычно в денежной форме).

Смысл обеспечивающей функции финансов достаточно очевиден и определяется, во-первых, целевым предназначением предприятия и, во-вторых, системой сложившихся расчетных отношений.

Целевое предназначение предприятия состоит в регулярном генерировании прибыли, благодаря чему капитал собственников возраста­ет, что при необходимости проявляется в получении ими дополни­тельных денежных средств по сравнению с исходными инвестиция­ми. Иными словами, финансы предприятия в данном случае как бы обеспечивают удовлетворение интересов собственников, количествен­но выражая эти интересы в виде прибыли (косвенное выражение до­хода) и (или) дивидендов (прямое выражение дохода).

В чисто процедурном плане гораздо значимее второй ас­пект — система расчетных отношений, поскольку в современной эко­номике любые отношения в системах «предприятие — предприятие», «предприятие — государство», «предприятие — работники», «предпри­ятие — собственник» и т. п. чаще всего выражаются в форме денеж­ных отношений. Даже если имеет место движение нефинансовых ре­сурсов (продукция, услуги, бартер, мена и др.), оно в подавляющем большинстве случаев оформляется соответствующими денежными отношениями, т. е. выражением величины вовлеченных в операцию ресурсов в стоимостной оценке.

Финансы предприятий поэтому как раз и предназначены для обеспечения этой текущей, рутинной дея­тельности. Нормальная финансово-расчетная (платежная) дисципли­на, когда предприятие в срок рассчитывается со своим кредиторами, имеет репутацию первоклассного заемщика, в полном объеме выпол­няет свои обязательства, является, вероятно, одним из наиболее важ­ных индикаторов успешности его работы.

Суть контрольной функции финансов предприятия состоит в том, что именно с помощью финансовых показателей и (или) инди­каторов, построенных на их основе, может быть осуществлен наибо­лее действенный контроль за эффективным использованием ресурс­ного потенциала предприятия.

Контрольная функция реализуется как собственно предприятием, так и его собственниками, контраген­тами и государственными органами.

В частности, со стороны госу­дарства контрольная функция финансов предприятия проявляется в отслеживании ритмичности и своевременности платежей в бюджет; с позиции собственников эта функция реализуется путем регулярно проводимого внешнего аудита; с позиции менеджмента предпри­ятия — организацией системы внутреннего аудита и т. п.

В рамках контрольной функции находит свое отражение и задача по гармонизации интересов собственников и топ-менеджеров пред­приятия.

Напомним, что модель взаимоотношений «принци­пал—агент», суть которой состоит в том, что принципал (например, собственники предприятия) поручает нанятому им за определенное вознаграждение агенту (управленческий персонал) действовать от его имени в интересах максимизации благосостояния принципала, рассматривается в рамках так называемой агентской теории.

Эта тео­рия объясняет, почему в данном случае возникает конфликт интере­сов между принципалами и агентами, состоящий в том, что послед­ние отклоняются от сформулированной задачи и руководствуются в своей работе прежде всего принципом приоритета собственных це­лей, заключающихся, в частности, в максимизации полезности для себя, а не для принципала.

Среди основных причин: информацион­ная асимметрия, принципиальная невозможность составления полно­го контракта и необходимость учета допустимых затрат на создание и поддержание системы контроля за действиями агентов. Если кон­фликт интересов не носит критического характера, говорят о конгру­энтности целевых установок всех заинтересованных лиц.

В хорошо организованной и структурированной компании, как правило, нет серьезных противоречий между целями, стоящими, перед самой ком­панией, ее владельцами и управленческим персоналом. Роль финан­совых индикаторов и финансовых рычагов в формулировании дан­ной проблемы и ее решении исключительно высока.

Следует подчеркнуть, что в условиях рынка контрольная функ­ция имеет не столько «карательно-негативный» оттенок (выявить не­исполнение финансовых обязательств и применить соответствующие санкции), сколько «поощрительно-позитивный» (своевременность ис­полнения финансовых обязательств нередко поощряется всевозмож­ными скидками с уплачиваемой цены и относительным снижением расходов). Иными словами, контроль рублем дополняется возможно­стями снижения расходов и получения прямых и (или) косвенных доходов.

Большинство охарактеризованных функций финансов реализуют­ся на предприятии в рамках финансового менеджмента, который ... читать далее ...

newinspire.ru


Смотрите также