2.2 Общая информация: списки объектов экспортного контроля. Контрольные списки экспортного контроля


Обзор контрольных списков по экспортному контролю

Контрольные списки являются основным инструментарием экспортного контроля. Как правило, контрольный список посвящен товарам, относящимся к какому-либо виду оружия массового поражения.

В настоящее время в России действуют утвержденные Президентом Российской Федерации 6 списков контроля, которые включают все виды товаров ядерного и двойного назначения:

Условный номер / условное обозначение

Наименование контрольного списка

Указ Президента РФ

Постановление Правительства РФ

Список 01

ХО

Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль

№ 1082 от 28.08.2001

№ 686 от 24.09.2001

Список 02

БО

Список возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю

№ 1083 20.08.2007

№ 634 от 29.08.2001

Список 03

ЯО

Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях

№ 36 от 14.01.2003

№ 462 от 14.06.2001

Список 04

РО

Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль

№ 1005 от 08.08.2001

№ 296 от 16.04.2001

Список 05

ДН

Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники (Вассенаарский список)

№ 580 от 05.05.2004

№ 447 от 07.06.2001

Список 06

ИС

Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, предназначенных для использования атомной энергии в мирных целях и подпадающих под экспортный контроль (Исходный Список ГЯП)

№ 202 от 14.02.1996

№ 973 от 15.12.2000

 

Необходимо отметить, что все списки товаров двойного назначения (01, 02, 03, 04, 05) представляют собой перечни конкретных предметов (материалов, оборудования, установок) и относящихся к этим предметам технологий, которые могут внести существенный вклад в изготовление или испытание ОМП, либо использоваться непосредственно в качестве компонентов ОМП.

Список 06 разработан на основе Исходного списка Группы ядерных поставщиков. В данный список включены только те товары, которые предназначены для использования в мирном ядерном топливном цикле, т.к. ДНЯО запрещает передачу в государства, не обладающие ядерным оружием, любых товаров и технологий, непосредственно связанных с созданием и производством ядерного оружия.

При этом контролируется не только передача продукции в материальной форме, но и трансферт технологий. В примечании к контрольным спискам к "технологии" относится специальная информация, которая требуется для разработки, производства или использования какой-либо продукции. Информация может принимать форму технических данных или технической помощи.

"Технические данные" могут осуществляться в виде передачи чертежей,  диаграмм, светокопий, моделей, формул, таблиц, технических проектов и спецификаций, инструкций (на бумажных или других носителях).

"Техническая помощь" - инструктаж, повышение квалификации, обучение, передача производственного опыта, консультационные услуги.

www.ved.gov.ru

Списки товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю и ТН ВЭД России



 

В статье 6 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" регламентирован порядок создания номенклатуры продукции, в отношении которой установлен экспортный контроль. Такая номенклатура оформляется списками (перечнями) контролируемых товаров и технологий. Структуру каждого списка составляют разделы по направлениям техники и контрольные пункты, которые содержат описания сырья, материалов, оборудования и технологий. Описания включают конкретные технические параметры, а для целей более точного определения объектов контроля описания сопровождаются техническими примечаниями и замечаниями. Каждому контрольному пункту (за исключением пунктов, содержащих описания технологий) соответствует код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (далее - ТН ВЭД России), который при необходимости может уточняться Федеральной таможенной службой РФ по согласованию с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю РФ.

Разработку указанных списков (перечней) осуществляют компетентные федеральные органы исполнительной власти. В Указе Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1085 "Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю" в числе полномочий ФСТЭК России названа разработка с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций для представления в установленном порядке проектов списков (перечней) товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих экспортному контролю.

В целях обеспечения эффективности экспортного контроля к подготовке списков (перечней) контролируемых товаров и технологий привлекаются представители Федерального Собрания Российской Федерации, промышленных и научных организаций, их ассоциаций и союзов. Это, в частности, могут быть научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность в соответствующей сфере.

Подготовленные и согласованные проекты списков (перечней) контролируемых товаров и технологий передаются на рассмотрение Правительству Российской Федерации. После одобрения Правительством Российской Федерации указанные проекты представляются на утверждение Президента Российской Федерации. Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента Российской Федерации, которые вступают в силу не ранее чем через три месяца со дня их официального опубликования. Этот порядок вступления в силу актов Президента РФ носит исключительный характер. По общему правилу, установленному Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. При этом допускается возможность установления в актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации иного порядка вступления их в силу. В данном случае иной порядок вступления в силу актов Президента РФ установлен не в самих актах, а в федеральном законе, обладающем большей юридической силой по сравнению с ними.

В настоящее время действует шесть основных Списков товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю:

1) Список микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю, утвержденный Указом Президента РФ от 20 августа 2007 г. N 1083;

2) Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденный Указом Президента РФ от 5 мая 2004 г. N 580;

3) Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденный Указом Президента РФ от 14 января 2003 г. N 36;

4) Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденный Указом Президента РФ от 8 августа 2001 г. N 1005;

5) Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль, утвержденный Указом Президента РФ от 14 февраля 1996 г. N 202;

6) Список товаров и технологий двойного назначения и иных средств, экспорт которых в Ирак в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН контролируется и подлежит уведомлению или запрещен, утвержденный Указом Президента РФ от 2 сентября 1997 г. N 972.

Приказом ГТК РФ от 26 декабря 2003 г. N 1545 "О повышении эффективности деятельности таможенных органов в области экспортного контроля" утверждена Инструкция о порядке проведения должностными лицами таможенных органов проверки заявленных сведений и принятия решений в отношении товаров, обладающих признаками товаров, подпадающих под действие законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля (далее - Инструкция N 1545). В указанной Инструкции определены принципы и последовательность действий, совершаемых должностными лицами таможенных органов при обнаружении признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, влияющие на применение к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, должным образом не подтверждены.

Согласно Инструкции N 1545, принадлежность товаров к контролируемым товарам определяется соответствием их технических параметров и описания товарам, указанным в графе "Наименование" в списках (перечнях) контролируемых товаров, утвержденных указами Президента Российской Федерации. При этом в Инструкции обращено внимание на то, что коды ТН ВЭД, приведенные в контрольных списках, носят справочный характер, используются для вспомогательных целей и не являются подтверждением принадлежности декларируемого товара к контролируемым товарам.

Идентификация товаров для целей экспортного контроля, а также получение лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, включенными в контрольные списки, или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий являются обязанностью российского участника внешнеторговой деятельности.

Статьи по теме:

www.brokert.ru

Обзор контрольных списков по экспортному контролю

Контрольные списки являются основным инструментарием экспортного контроля. Как правило, контрольный список посвящен товарам, относящимся к какому-либо виду оружия массового поражения.

 

В настоящее время в России действуют утвержденные Президентом Российской Федерации 6 списков контроля, которые включают все виды товаров ядерного и двойного назначения:

 

Условный номер / условное обозначение

Наименование контрольного списка

Указ Президента РФ

Постановление Правительства РФ

Список 01

ХО

Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль

№ 1082 от 28.08.2001

№ 686 от 24.09.2001

Список 02

БО

Список возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю

№ 1083 20.08.2007

№ 634 от 29.08.2001

Список 03

ЯО

Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях

№ 36 от 14.01.2003

№ 462 от 14.06.2001

Список 04

РО

Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль

№ 1005 от 08.08.2001

№ 296 от 16.04.2001

Список 05

ДН

Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники (Вассенаарский список)

№ 580 от 05.05.2004

№ 447 от 07.06.2001

Список 06

ИС

Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, предназначенных для использования атомной энергии в мирных целях и подпадающих под экспортный контроль (Исходный Список ГЯП)

№ 202 от 14.02.1996

№ 973 от 15.12.2000

 

 

Необходимо отметить, что все списки товаров двойного назначения (01, 02, 03, 04, 05) представляют собой перечни конкретных предметов (материалов, оборудования, установок) и относящихся к этим предметам технологий, которые могут внести существенный вклад в изготовление или испытание ОМП, либо использоваться непосредственно в качестве компонентов ОМП.

 

Список 06 разработан на основе Исходного списка Группы ядерных поставщиков. В данный список включены только те товары, которые предназначены для использования в мирном ядерном топливном цикле, т.к. ДНЯО запрещает передачу в государства, не обладающие ядерным оружием, любых товаров и технологий, непосредственно связанных с созданием и производством ядерного оружия.

 

При этом контролируется не только передача продукции в материальной форме, но и трансферт технологий. В примечании к контрольным спискам к "технологии" относится специальная информация, которая требуется для разработки, производства или использования какой-либо продукции. Информация может принимать форму технических данных или технической помощи.

 

"Технические данные" могут осуществляться в виде передачи чертежей,  диаграмм, светокопий, моделей, формул, таблиц, технических проектов и спецификаций, инструкций (на бумажных или других носителях).

 

"Техническая помощь" - инструктаж, повышение квалификации, обучение, передача производственного опыта, консультационные услуги.

 

Источник: Портал внешнеэкономической информации РФ

www.ncpe.ru

2.2 Общая информация: списки объектов экспортного контроля. Экспортный контроль в Российской Федерации и за рубежом

Похожие главы из других работ:

Австрия. Место национальной экономики в системе мирохозяйственных связей, международная специализация страны

1. Общая информация

Австрия (нем. Цsterreich), официальное название -- Австрийская Республика (Republik Цsterreich) -- государство в центре Европы. Название страны происходит от древненемецкого Ostarrichi -- «восточная страна». Австрия имеет площадь 83 879 km2. Это несколько меньше...

Внешнеэкономическая деятельность Польши

1. Общая информация о Польше

Польша -- государство в Восточной Европе. Располагается большей частью на Среднеевропейской равнине, а также в северо-восточной части горных районов Центральной Европы. С севера омывается Балтийским морем. Общая площадь Польши -- 312 658 кв. км...

Институт защиты в международном праве

1.2 Защита гражданских объектов и культурных ценностей

Потребности в обеспечении безопасности гражданского населения, снижении воздействия на него негативных последствий вооруженного конфликта влечет необходимость усиления защиты гражданских объектов...

Информационное продвижение российских экономических проектов в Турции

2.1 Пиар основных объектов и субъектов экономики

В настоящее время существует не менее 500 всевозможных определений PR, но не специалистам по маркетингу или PR сложно понять конечный результат деятельности в области PR. Маркетинг - это целый комплекс мероприятий...

Комплексная проверка (экспертиза) внешнеэкономических сделок

Глава 1. Цели, задачи, основные принципы экспортного контроля

1.1 Цели проведения идентификации товаров и услуг Первоочередной задачей экспертного контроля является установление принадлежности технологии или товара, которые являются объектами экспертного исследования, к той категории продукции...

Международный обмен технологиями

3 Государственное регулирование рынка объектов интеллектуальной собственности

В современной стратегии развития государств ключевая роль отводится созданию интеллектуальной собственности (ИС) и управлению ею. Значимость ИС становится еще более очевидной при изучении всех аспектов, связанных с ее коммерциализацией...

ОАО "Лукойл"

ГЛАВА 1. Общая информация о компании

ОАО «ЛУКОЙЛ» -- одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний, обеспечивающая 2,2% мировой добычи нефти...

ОПЕК на мировом рынке нефти

1. Общая информация

The Organization of the Petroleum Exporting Countries (OPEC) - это постоянно-действующая межправительственная организация. Она была создана пятью странами-основателями (Иран, Ирак, Кувейт...

Особенности международного договора на сооружение строительных объектов

1.1 Особенности договора строительства промышленных объектов

Под сложными промышленными объектами обычно понимаются сооружения (сооружение), оснащенные технологическим оборудованием и предназначенные для производства продукции с соблюдением определенной технологии...

Особенности международного договора на сооружение строительных объектов

1.2 Особенности контракта на заключение строительства сложных промышленных объектов

Под структурой контракта в данном разделе подразумевается содержание обязательств сторон контракта на строительство объекта, объединенных по предметному признаку...

Понятие и признаки внешнеторговой бартерной сделки

2.1 Правовые и организационные основы валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок

Контроль - обязательный этап любой управленческой деятельности, которая включает в себя подготовку управленческого решения, его реализацию и контроль за исполнением. Контроль является важнейшей функцией управления...

Россия и ОАЭ

1.Общая информация о ОАЭ

Чуть более 30 лет прошло с момента образования ОАЭ, а страна обеспечила своим гражданам такое качество жизни, какое и не снилось многим европейским демократиям. Совсем недавно здесь была пустыня, а сегодня громоздятся небоскребы, зеленеют сады...

Современные формы расчетов экспортно–импортных операций в Украине

2.2 Форма экспортного контракта

Заключение внешнеторгового контракта купли-продажи как определенный процесс представляет собой систему действий сторон (партнеров) в ходе согласования условий контракта. Начальным этапом являются предварительные переговоры...

Сотрудничество между Российской Федерацией и Республикой Казахстан как модель отношений России со странами СНГ

2.1.1 Общая информация о торгово-экономическом положении Казахстана и развитии его торгово-экономических отношений с Российской Федерацией

Сегодня, спустя 20 лет после распада СССР, вполне очевидно, что Россия и страны-участники Содружества Независимых Государств являются друг для друга важнейшими стратегическими партнерами...

Экспортный контроль в Российской Федерации и за рубежом

1.1 Методы осуществления экспортного контроля идентификация контролируемых товаров и технологий

Идентификация контролируемых товаров и технологий включает в себя установление соответствия конкретных материалов, сырья, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности...

mo.bobrodobro.ru

ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ

Внешнеэкономическая деятельность – внешнеторговая,

нии террористических актов создают реальную угрозу жиз-

инвестиционная и иная деятельность, включая производст-

ни или здоровью людей, причинения значительного имуще-

венную кооперацию, в области международного обмена

ственного ущерба либо наступления иных тяжких послед-

товарами, информацией, работами, услугами, результатами

ствий, в том числе тяжких последствий, сопоставимых с

интеллектуальной деятельности (правами на них).

последствиями применения оружия массового поражения.

Внутрифирменная программа экспортного контроля –

Российские участники внешнеэкономической деятель-

мероприятия организационного, административного, инфор-

ности (российские лица) – осуществляющие внешнеэко-

мационного и иного характера, осуществляемые организа-

номическую деятельность или перемещающие товары,

циями в целях соблюдения правил экспортного контроля.

информацию, результаты интеллектуальной деятельности

Импорт – ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллек-

(права на них) через таможенную границу Российской

туальной деятельности (прав на них), на таможенную тер-

Федерации юридические лица, созданные в соответствии с

риторию Российской Федерации из-заграницы без обяза-

законодательством Российской Федерации, и физические

тельства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в

лица, являющиеся гражданами Российской Федерации или

момент пересечения товаром таможенной границы Россий-

получившими вид на жительство в Российской Федерации

ской Федерации, получения услуг и прав на результаты

иностранными гражданами, в том числе физические лица,

интеллектуальной деятельности.

зарегистрированные в качестве индивидуальных предпри-

Иностранные лица – юридические лица и организации в

нимателей в соответствии с законодательством Россий-

иной организационно-правовойформе, гражданская право-

ской Федерации.

способность которых определяется по праву иностранного

Создание ядерных взрывных устройств – научные ис-

государства, в котором они учреждены; физические лица,

следования, разработка, проектирование, изготовление,

гражданская правоспособность и гражданская дееспособ-

испытание, эксплуатация или техническое обслуживание

ность которых определяются по праву иностранного госу-

любого ядерного взрывного устройства, подсистем такого

дарства, гражданами которого они являются, и лица без

устройства или его компонентов.

гражданства, гражданская дееспособность которых опреде-

Средства доставки – ракеты и беспилотные летательные

ляется по праву иностранного государства, в котором дан-

аппараты, способные доставлять ОМП.

ные лица имеют постоянное место жительства.

Товар – любое движимое имущество (включая все виды

Исключительные права на результаты интеллекту-

энергии) и отнесенные к недвижимому имуществу воздуш-

альной деятельности (интеллектуальная собственность) –

ные, морские суда, суда внутреннего плавания и космиче-

исключительные права на литературные, художественные

ские объекты, являющиеся предметом внешнеторговой дея-

и научные произведения, программы для электронно-

тельности. Транспортные средства, используемые при ме-

вычислительных машин и базы данных; смежные права;

ждународных перевозках, товаром не являются.

на изобретения, промышленные образцы, полезные моде-

Услуги – предпринимательская деятельность, направлен-

ли, а также приравненные к результатам интеллектуальной

ная на удовлетворение потребностей других лиц, за ис-

деятельности

средства индивидуализации юридического

ключением деятельности, осуществляемой на основе тру-

лица (фирменные наименования, товарные знаки, знаки

довых правоотношений.

обслуживания) и другие результаты интеллектуальной

Физическое лицо – термин, употребляемый для обозначе-

деятельности и средства индивидуализации, охрана кото-

ния человека (гражданина) как участника правоотношения.

рых предусмотрена законом.

В экономике физическое лицо действует в качестве само-

Контролируемые товары и технологии – сырье, мате-

стоятельной фигуры и обладает правом устанавливать оп-

риалы, оборудование, научно-техническаяинформация,

ределенные экономические отношения с другими лицами и

работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельно-

обществами (юридическими лицами). Одной из характери-

сти (права на них), которые в силу своих особенностей и

стик физического лица является его гражданство.

свойств могут внести существенный вклад в создание

Экспортный контроль – комплекс мер, обеспечивающих

ОМП, средств его доставки, иных видов вооружения и

реализацию установленного Федеральным Законом «Об

военной техники, а также продукция, являющаяся особо

экспортном контроле», другими федеральными законами и

опасной в части подготовки и (или) совершения террори-

иными нормативными правовыми актами Российской Фе-

стических актов.

дерации порядка осуществления внешнеэкономической

Критичная ядерная продукция – критичными с точки зре-

деятельности в отношении товаров, информации, работ,

ния нераспространения ЯО являются ядерные материалы,

услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на

оборудование и соответствующие технологии: уран с обога-

них), которые могут быть использованы при создании ору-

щением 20 процентов и выше, плутоний (за исключением

жия массового поражения, средств его доставки, иных ви-

поставок указанных материалов, в отношении которых не

дов вооружения и военной техники либо при подготовке и

требуется заверений государственных органов), установки

(или) совершении террористических актов.

для переработки облученного топлива, установки для разде-

Экспорт – вывоз товара, работ, услуг, результатов интел-

ления изотопов урана, установки для производства тяжелой

лектуальной деятельности (прав на них), с таможенной тер-

воды, установки для конверсии обогащенного урана и плуто-

ритории Российской Федерации за границу без обязательст-

ния, основные компоненты таких установок, а также техно-

ва об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент

логии, связанные с критичной ядерной продукцией.

пересечения товаром таможенной границы Российской Фе-

Оружие массового поражения (ОМП) – ядерное, хими-

дерации или предоставления услуг и прав на результаты

ческое, бактериологическое (биологическое) и токсинное

интеллектуальной деятельности. К экспорту товаров при-

оружие.

 

равниваются отдельные коммерческие операции без вывоза

Продукция, являющаяся особо опасной в части подго-

товаров с таможенной территории Российской Федерации

товки и (или) совершения террористических актов –

за границу, в частности, при закупке иностранным лицом

технические

устройства либо ядовитые, отравляющие,

товара у российского лица и передаче его другому россий-

взрывчатые, радиоактивные или другие вещества, которые в

скому лицу для переработки и последующего вывоза пере-

случае их использования при подготовке и (или) соверше-

работанного товара за границу.

studfiles.net

ВВЕДЕНИЕ

ля. Законодательно-нормативнаябаза определяет правила

сечению нелегального экспорта-импортапункты тамо-

и процедуры системы лицензирования, кто их разрабаты-

женного контроля должны быть оснащены соответст-

вает, как составляются и модифицируются контрольные

вующим оборудованием и методами для идентификации

списки, как обеспечивается оценка адекватности кон-

экспортируемых товаров.

трольных списков и процедур. Большое значение прида-

Правоприменение. С целью эффективного функ-

ется тому, чтобы в процесс экспортного контроля были

ционирования системы экспортного контроля государст-

включены несколько ведомств (организаций), чтобы из-

во должно обеспечивать неукоснительное правопримене-

бежать возможных злоупотреблений, которые могут про-

ние в сфере экспортного контроля, в частности – уголов-

изойти в случае, если только одна организация полно-

ное и гражданское наказание за нарушения его требова-

стью контролирует принятие решений в области экспорта

ний. Такое наказание может включать конфискацию

товаров и технологий. Кроме того, должна существовать

предмета незаконного экспорта, штрафы, налагаемые на

система решения спорных вопросов в тех случаях, когда

экспортера за нарушение законодательства в области экс-

противоречия могут быть разрешены на более высоком

портного контроля, лишение экспортных привилегий,

уровне. И, наконец, должна присутствовать система тех-

тюремное заключение виновных в нелегальном экспорте,

нической проверки, которая даст возможность экспертам

а также другие меры наказания. Элемент "правопримене-

в специфических и узких областях выявить конечного

ние" включает правовую базу, создание органов и органи-

пользователя и конечное использование товара. Такого

заций, отвечающих за предъявление обвинения в нару-

рода техническую экспертизу могут выполнять как спе-

шении правил экспорта, а также способность государства

циализированные организации, так и различные научно-

приводить меры наказания в исполнение. Для того чтобы

исследовательские институты. В целом, для эффективно-

определить, насколько эффективна система правоприме-

го осуществления процедур экспортного контроля необ-

нения в экспортном контроле, должны иметься случаи

ходим механизм межведомственной координации.

завершения дел по судебному преследованию и осужде-

Проверка (верификация). Элемент проверки

ния экспортёров-нарушителей.

включает правовую основу, органы, правила и действия,

Служба экспортного контроля (СЭК). СЭК

связанные с подтверждением надежности конечного

является структурной единицей предприятия, организа-

пользователя, места и цели использования товара в соот-

ции, и ее важнейшей задачей является обеспечить соблю-

ветствии с тем, как они были заявлены в лицензии.

дение предприятием норм и правил экспортного контро-

Обмен информацией. Из всех элементов системы

ля. В соответствии с данным предназначением сотрудни-

экспортного контроля элемент информационного обмена

ки СЭК обязаны осуществлять экспортное сопровожде-

наиболее всеохватывающий. В него входит все, что связа-

ние товара с самого начала его производства и до момен-

но с правовой и организационной базой, с осуществлением

та его вывоза за границу. Деятельность СЭК на предпри-

сбора и обеспечения информации в области политики экс-

ятии осуществляется в соответствии с Внутрифирменной

портного контроля, законодательства, реализации экспорт-

программой экспортного контроля (ВПЭК). С одной сто-

ного контроля, а также его внутреннего и международного

роны, СЭК формально не входит в структуру националь-

регулирования. Этот элемент предполагает обмен инфор-

ного экспортного контроля, являясь подразделением кон-

мацией с другими участниками режима по количеству за-

кретного предприятия. С другой стороны, именно с дея-

прошенных и выданных лицензий и количеству наруше-

тельности СЭК начинается осуществление экспортного

ний, а также допускает возможный обмен разведыватель-

контроля. Структура СЭК на предприятии определяется

ными данными об иностранных конечных пользователях.

тем, насколько активна и разнообразна экспортная дея-

Этот элемент также включает ознакомление населения с

тельность предприятия в области чувствительных това-

системой экспортного контроля, в частности, информиро-

ров, технологий, услуг, информационного обмена.

вание всех субъектов внешнеэкономической деятельности,

Обучение. Элемент "обучение" системы экспортно-

а также правительственную помощь промышленности с

го контроля обеспечивает систему квалифицированными

тем, чтобы избежать нарушения закона «по незнанию».

сотрудниками всех уровней, включает сеть образователь-

Государство должно информировать экспортеров об их

ных учреждений, обеспечивает информирование экспор-

обязанностях и правовой ответственности за нарушение

теров. Для эффективного функционирования системы

закона. Свободный обмен информацией также необходим

экспортного контроля должна работать система подго-

и для реализации транспарентности в системе экспортного

товки кадров по каждому из перечисленных выше эле-

контроля. Обмен информацией о нарушителях и отказах в

ментов экспортного контроля, включая лицензирование и

лицензии направлен на предотвращение поисков недобро-

таможенный контроль.

совестными продавцами альтернативных покупателей.

Конкретное наполнение каждого из названных ти-

Таможня. Таможенная служба является уполномо-

пичных элементов системы экспортного контроля опре-

ченным федеральным органом исполнительной власти,

деляется национальными интересами государства и тем,

осуществляющим в соответствии с законодательством

насколько активна его внешнеэкономическая деятель-

Российской Федерации функции по выработке государст-

ность в сфере чувствительного товарооборота.

венной политики и нормативному правовому регулиро-

 

ванию, контролю и надзору в области таможенного дела,

Термины и определения

а также функции агента валютного контроля и специаль-

Внешнеэкономическая деятельность – внешнеторго-

ные функции по борьбе с контрабандой, иными преступ-

лениями и административными правонарушениями. В

вая, инвестиционная и иная деятельность, включая

производственную кооперацию, в области междуна-

национальной системе экспортного контроля таможня

родного обмена товарами, информацией, работами,

рассматривается в качестве последнего рубежа при осу-

услугами, результатами интеллектуальной деятельно-

ществлении экспортной сделки, на котором может быть

сти, в том числе исключительными правами на них

пресечен незаконный экспорт, представляющий угрозу

(интеллектуальная собственность).

распространения ОМП. Для осуществления мер по пре-

 

studfiles.net


Смотрите также