Контрольные списки являются основным инструментарием экспортного контроля. Как правило, контрольный список посвящен товарам, относящимся к какому-либо виду оружия массового поражения.
В настоящее время в России действуют утвержденные Президентом Российской Федерации 6 списков контроля, которые включают все виды товаров ядерного и двойного назначения:
Условный номер / условное обозначение |
Наименование контрольного списка |
Указ Президента РФ |
Постановление Правительства РФ |
Список 01 ХО |
Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль |
№ 1082 от 28.08.2001 |
№ 686 от 24.09.2001 |
Список 02 БО |
Список возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю |
№ 1083 20.08.2007 |
№ 634 от 29.08.2001 |
Список 03 ЯО |
Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях |
№ 36 от 14.01.2003 |
№ 462 от 14.06.2001 |
Список 04 РО |
Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль |
№ 1005 от 08.08.2001 |
№ 296 от 16.04.2001 |
Список 05 ДН |
Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники (Вассенаарский список) |
№ 580 от 05.05.2004 |
№ 447 от 07.06.2001 |
Список 06 ИС |
Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, предназначенных для использования атомной энергии в мирных целях и подпадающих под экспортный контроль (Исходный Список ГЯП) |
№ 202 от 14.02.1996 |
№ 973 от 15.12.2000 |
Необходимо отметить, что все списки товаров двойного назначения (01, 02, 03, 04, 05) представляют собой перечни конкретных предметов (материалов, оборудования, установок) и относящихся к этим предметам технологий, которые могут внести существенный вклад в изготовление или испытание ОМП, либо использоваться непосредственно в качестве компонентов ОМП.
Список 06 разработан на основе Исходного списка Группы ядерных поставщиков. В данный список включены только те товары, которые предназначены для использования в мирном ядерном топливном цикле, т.к. ДНЯО запрещает передачу в государства, не обладающие ядерным оружием, любых товаров и технологий, непосредственно связанных с созданием и производством ядерного оружия.
При этом контролируется не только передача продукции в материальной форме, но и трансферт технологий. В примечании к контрольным спискам к "технологии" относится специальная информация, которая требуется для разработки, производства или использования какой-либо продукции. Информация может принимать форму технических данных или технической помощи.
"Технические данные" могут осуществляться в виде передачи чертежей, диаграмм, светокопий, моделей, формул, таблиц, технических проектов и спецификаций, инструкций (на бумажных или других носителях).
"Техническая помощь" - инструктаж, повышение квалификации, обучение, передача производственного опыта, консультационные услуги.
www.ved.gov.ru
В статье 6 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" регламентирован порядок создания номенклатуры продукции, в отношении которой установлен экспортный контроль. Такая номенклатура оформляется списками (перечнями) контролируемых товаров и технологий. Структуру каждого списка составляют разделы по направлениям техники и контрольные пункты, которые содержат описания сырья, материалов, оборудования и технологий. Описания включают конкретные технические параметры, а для целей более точного определения объектов контроля описания сопровождаются техническими примечаниями и замечаниями. Каждому контрольному пункту (за исключением пунктов, содержащих описания технологий) соответствует код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (далее - ТН ВЭД России), который при необходимости может уточняться Федеральной таможенной службой РФ по согласованию с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю РФ.
Разработку указанных списков (перечней) осуществляют компетентные федеральные органы исполнительной власти. В Указе Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1085 "Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю" в числе полномочий ФСТЭК России названа разработка с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций для представления в установленном порядке проектов списков (перечней) товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих экспортному контролю.
В целях обеспечения эффективности экспортного контроля к подготовке списков (перечней) контролируемых товаров и технологий привлекаются представители Федерального Собрания Российской Федерации, промышленных и научных организаций, их ассоциаций и союзов. Это, в частности, могут быть научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность в соответствующей сфере.
Подготовленные и согласованные проекты списков (перечней) контролируемых товаров и технологий передаются на рассмотрение Правительству Российской Федерации. После одобрения Правительством Российской Федерации указанные проекты представляются на утверждение Президента Российской Федерации. Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента Российской Федерации, которые вступают в силу не ранее чем через три месяца со дня их официального опубликования. Этот порядок вступления в силу актов Президента РФ носит исключительный характер. По общему правилу, установленному Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. При этом допускается возможность установления в актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации иного порядка вступления их в силу. В данном случае иной порядок вступления в силу актов Президента РФ установлен не в самих актах, а в федеральном законе, обладающем большей юридической силой по сравнению с ними.
В настоящее время действует шесть основных Списков товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю:
1) Список микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю, утвержденный Указом Президента РФ от 20 августа 2007 г. N 1083;
2) Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденный Указом Президента РФ от 5 мая 2004 г. N 580;
3) Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденный Указом Президента РФ от 14 января 2003 г. N 36;
4) Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденный Указом Президента РФ от 8 августа 2001 г. N 1005;
5) Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль, утвержденный Указом Президента РФ от 14 февраля 1996 г. N 202;
6) Список товаров и технологий двойного назначения и иных средств, экспорт которых в Ирак в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН контролируется и подлежит уведомлению или запрещен, утвержденный Указом Президента РФ от 2 сентября 1997 г. N 972.
Приказом ГТК РФ от 26 декабря 2003 г. N 1545 "О повышении эффективности деятельности таможенных органов в области экспортного контроля" утверждена Инструкция о порядке проведения должностными лицами таможенных органов проверки заявленных сведений и принятия решений в отношении товаров, обладающих признаками товаров, подпадающих под действие законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля (далее - Инструкция N 1545). В указанной Инструкции определены принципы и последовательность действий, совершаемых должностными лицами таможенных органов при обнаружении признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, влияющие на применение к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, должным образом не подтверждены.
Согласно Инструкции N 1545, принадлежность товаров к контролируемым товарам определяется соответствием их технических параметров и описания товарам, указанным в графе "Наименование" в списках (перечнях) контролируемых товаров, утвержденных указами Президента Российской Федерации. При этом в Инструкции обращено внимание на то, что коды ТН ВЭД, приведенные в контрольных списках, носят справочный характер, используются для вспомогательных целей и не являются подтверждением принадлежности декларируемого товара к контролируемым товарам.
Идентификация товаров для целей экспортного контроля, а также получение лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, включенными в контрольные списки, или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий являются обязанностью российского участника внешнеторговой деятельности.
Статьи по теме:
www.brokert.ru
Контрольные списки являются основным инструментарием экспортного контроля. Как правило, контрольный список посвящен товарам, относящимся к какому-либо виду оружия массового поражения.
В настоящее время в России действуют утвержденные Президентом Российской Федерации 6 списков контроля, которые включают все виды товаров ядерного и двойного назначения:
Условный номер / условное обозначение | Наименование контрольного списка | Указ Президента РФ | Постановление Правительства РФ |
Список 01 ХО | Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль | № 1082 от 28.08.2001 | № 686 от 24.09.2001 |
Список 02 БО | Список возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю | № 1083 20.08.2007 | № 634 от 29.08.2001 |
Список 03 ЯО | Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях | № 36 от 14.01.2003 | № 462 от 14.06.2001 |
Список 04 РО | Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль | № 1005 от 08.08.2001 | № 296 от 16.04.2001 |
Список 05 ДН | Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники (Вассенаарский список) | № 580 от 05.05.2004 | № 447 от 07.06.2001 |
Список 06 ИС | Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, предназначенных для использования атомной энергии в мирных целях и подпадающих под экспортный контроль (Исходный Список ГЯП) | № 202 от 14.02.1996 | № 973 от 15.12.2000 |
Необходимо отметить, что все списки товаров двойного назначения (01, 02, 03, 04, 05) представляют собой перечни конкретных предметов (материалов, оборудования, установок) и относящихся к этим предметам технологий, которые могут внести существенный вклад в изготовление или испытание ОМП, либо использоваться непосредственно в качестве компонентов ОМП.
Список 06 разработан на основе Исходного списка Группы ядерных поставщиков. В данный список включены только те товары, которые предназначены для использования в мирном ядерном топливном цикле, т.к. ДНЯО запрещает передачу в государства, не обладающие ядерным оружием, любых товаров и технологий, непосредственно связанных с созданием и производством ядерного оружия.
При этом контролируется не только передача продукции в материальной форме, но и трансферт технологий. В примечании к контрольным спискам к "технологии" относится специальная информация, которая требуется для разработки, производства или использования какой-либо продукции. Информация может принимать форму технических данных или технической помощи.
"Технические данные" могут осуществляться в виде передачи чертежей, диаграмм, светокопий, моделей, формул, таблиц, технических проектов и спецификаций, инструкций (на бумажных или других носителях).
"Техническая помощь" - инструктаж, повышение квалификации, обучение, передача производственного опыта, консультационные услуги.
Источник: Портал внешнеэкономической информации РФ
www.ncpe.ru
Австрия. Место национальной экономики в системе мирохозяйственных связей, международная специализация страны
Австрия (нем. Цsterreich), официальное название -- Австрийская Республика (Republik Цsterreich) -- государство в центре Европы. Название страны происходит от древненемецкого Ostarrichi -- «восточная страна». Австрия имеет площадь 83 879 km2. Это несколько меньше...
Внешнеэкономическая деятельность Польши
Польша -- государство в Восточной Европе. Располагается большей частью на Среднеевропейской равнине, а также в северо-восточной части горных районов Центральной Европы. С севера омывается Балтийским морем. Общая площадь Польши -- 312 658 кв. км...
Институт защиты в международном праве
Потребности в обеспечении безопасности гражданского населения, снижении воздействия на него негативных последствий вооруженного конфликта влечет необходимость усиления защиты гражданских объектов...
Информационное продвижение российских экономических проектов в Турции
В настоящее время существует не менее 500 всевозможных определений PR, но не специалистам по маркетингу или PR сложно понять конечный результат деятельности в области PR. Маркетинг - это целый комплекс мероприятий...
Комплексная проверка (экспертиза) внешнеэкономических сделок
1.1 Цели проведения идентификации товаров и услуг Первоочередной задачей экспертного контроля является установление принадлежности технологии или товара, которые являются объектами экспертного исследования, к той категории продукции...
Международный обмен технологиями
В современной стратегии развития государств ключевая роль отводится созданию интеллектуальной собственности (ИС) и управлению ею. Значимость ИС становится еще более очевидной при изучении всех аспектов, связанных с ее коммерциализацией...
ОАО "Лукойл"
ОАО «ЛУКОЙЛ» -- одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний, обеспечивающая 2,2% мировой добычи нефти...
ОПЕК на мировом рынке нефти
The Organization of the Petroleum Exporting Countries (OPEC) - это постоянно-действующая межправительственная организация. Она была создана пятью странами-основателями (Иран, Ирак, Кувейт...
Особенности международного договора на сооружение строительных объектов
Под сложными промышленными объектами обычно понимаются сооружения (сооружение), оснащенные технологическим оборудованием и предназначенные для производства продукции с соблюдением определенной технологии...
Особенности международного договора на сооружение строительных объектов
Под структурой контракта в данном разделе подразумевается содержание обязательств сторон контракта на строительство объекта, объединенных по предметному признаку...
Понятие и признаки внешнеторговой бартерной сделки
Контроль - обязательный этап любой управленческой деятельности, которая включает в себя подготовку управленческого решения, его реализацию и контроль за исполнением. Контроль является важнейшей функцией управления...
Россия и ОАЭ
Чуть более 30 лет прошло с момента образования ОАЭ, а страна обеспечила своим гражданам такое качество жизни, какое и не снилось многим европейским демократиям. Совсем недавно здесь была пустыня, а сегодня громоздятся небоскребы, зеленеют сады...
Современные формы расчетов экспортно–импортных операций в Украине
Заключение внешнеторгового контракта купли-продажи как определенный процесс представляет собой систему действий сторон (партнеров) в ходе согласования условий контракта. Начальным этапом являются предварительные переговоры...
Сотрудничество между Российской Федерацией и Республикой Казахстан как модель отношений России со странами СНГ
Сегодня, спустя 20 лет после распада СССР, вполне очевидно, что Россия и страны-участники Содружества Независимых Государств являются друг для друга важнейшими стратегическими партнерами...
Экспортный контроль в Российской Федерации и за рубежом
Идентификация контролируемых товаров и технологий включает в себя установление соответствия конкретных материалов, сырья, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности...
mo.bobrodobro.ru
Внешнеэкономическая деятельность – внешнеторговая,
нии террористических актов создают реальную угрозу жиз-
инвестиционная и иная деятельность, включая производст-
ни или здоровью людей, причинения значительного имуще-
венную кооперацию, в области международного обмена
ственного ущерба либо наступления иных тяжких послед-
товарами, информацией, работами, услугами, результатами
ствий, в том числе тяжких последствий, сопоставимых с
интеллектуальной деятельности (правами на них).
последствиями применения оружия массового поражения.
Внутрифирменная программа экспортного контроля –
Российские участники внешнеэкономической деятель-
мероприятия организационного, административного, инфор-
ности (российские лица) – осуществляющие внешнеэко-
мационного и иного характера, осуществляемые организа-
номическую деятельность или перемещающие товары,
циями в целях соблюдения правил экспортного контроля.
информацию, результаты интеллектуальной деятельности
Импорт – ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллек-
(права на них) через таможенную границу Российской
туальной деятельности (прав на них), на таможенную тер-
Федерации юридические лица, созданные в соответствии с
риторию Российской Федерации из-заграницы без обяза-
законодательством Российской Федерации, и физические
тельства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в
лица, являющиеся гражданами Российской Федерации или
момент пересечения товаром таможенной границы Россий-
получившими вид на жительство в Российской Федерации
ской Федерации, получения услуг и прав на результаты
иностранными гражданами, в том числе физические лица,
интеллектуальной деятельности.
зарегистрированные в качестве индивидуальных предпри-
Иностранные лица – юридические лица и организации в
нимателей в соответствии с законодательством Россий-
иной организационно-правовойформе, гражданская право-
ской Федерации.
способность которых определяется по праву иностранного
Создание ядерных взрывных устройств – научные ис-
государства, в котором они учреждены; физические лица,
следования, разработка, проектирование, изготовление,
гражданская правоспособность и гражданская дееспособ-
испытание, эксплуатация или техническое обслуживание
ность которых определяются по праву иностранного госу-
любого ядерного взрывного устройства, подсистем такого
дарства, гражданами которого они являются, и лица без
устройства или его компонентов.
гражданства, гражданская дееспособность которых опреде-
Средства доставки – ракеты и беспилотные летательные
ляется по праву иностранного государства, в котором дан-
аппараты, способные доставлять ОМП.
ные лица имеют постоянное место жительства.
Товар – любое движимое имущество (включая все виды
Исключительные права на результаты интеллекту-
энергии) и отнесенные к недвижимому имуществу воздуш-
альной деятельности (интеллектуальная собственность) –
ные, морские суда, суда внутреннего плавания и космиче-
исключительные права на литературные, художественные
ские объекты, являющиеся предметом внешнеторговой дея-
и научные произведения, программы для электронно-
тельности. Транспортные средства, используемые при ме-
вычислительных машин и базы данных; смежные права;
ждународных перевозках, товаром не являются.
на изобретения, промышленные образцы, полезные моде-
Услуги – предпринимательская деятельность, направлен-
ли, а также приравненные к результатам интеллектуальной
ная на удовлетворение потребностей других лиц, за ис-
деятельности
средства индивидуализации юридического
ключением деятельности, осуществляемой на основе тру-
лица (фирменные наименования, товарные знаки, знаки
довых правоотношений.
обслуживания) и другие результаты интеллектуальной
Физическое лицо – термин, употребляемый для обозначе-
деятельности и средства индивидуализации, охрана кото-
ния человека (гражданина) как участника правоотношения.
рых предусмотрена законом.
В экономике физическое лицо действует в качестве само-
Контролируемые товары и технологии – сырье, мате-
стоятельной фигуры и обладает правом устанавливать оп-
риалы, оборудование, научно-техническаяинформация,
ределенные экономические отношения с другими лицами и
работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельно-
обществами (юридическими лицами). Одной из характери-
сти (права на них), которые в силу своих особенностей и
стик физического лица является его гражданство.
свойств могут внести существенный вклад в создание
Экспортный контроль – комплекс мер, обеспечивающих
ОМП, средств его доставки, иных видов вооружения и
реализацию установленного Федеральным Законом «Об
военной техники, а также продукция, являющаяся особо
экспортном контроле», другими федеральными законами и
опасной в части подготовки и (или) совершения террори-
иными нормативными правовыми актами Российской Фе-
стических актов.
дерации порядка осуществления внешнеэкономической
Критичная ядерная продукция – критичными с точки зре-
деятельности в отношении товаров, информации, работ,
ния нераспространения ЯО являются ядерные материалы,
услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на
оборудование и соответствующие технологии: уран с обога-
них), которые могут быть использованы при создании ору-
щением 20 процентов и выше, плутоний (за исключением
жия массового поражения, средств его доставки, иных ви-
поставок указанных материалов, в отношении которых не
дов вооружения и военной техники либо при подготовке и
требуется заверений государственных органов), установки
(или) совершении террористических актов.
для переработки облученного топлива, установки для разде-
Экспорт – вывоз товара, работ, услуг, результатов интел-
ления изотопов урана, установки для производства тяжелой
лектуальной деятельности (прав на них), с таможенной тер-
воды, установки для конверсии обогащенного урана и плуто-
ритории Российской Федерации за границу без обязательст-
ния, основные компоненты таких установок, а также техно-
ва об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент
логии, связанные с критичной ядерной продукцией.
пересечения товаром таможенной границы Российской Фе-
Оружие массового поражения (ОМП) – ядерное, хими-
дерации или предоставления услуг и прав на результаты
ческое, бактериологическое (биологическое) и токсинное
интеллектуальной деятельности. К экспорту товаров при-
оружие.
равниваются отдельные коммерческие операции без вывоза
Продукция, являющаяся особо опасной в части подго-
товаров с таможенной территории Российской Федерации
товки и (или) совершения террористических актов –
за границу, в частности, при закупке иностранным лицом
технические
устройства либо ядовитые, отравляющие,
товара у российского лица и передаче его другому россий-
взрывчатые, радиоактивные или другие вещества, которые в
скому лицу для переработки и последующего вывоза пере-
случае их использования при подготовке и (или) соверше-
работанного товара за границу.
studfiles.net
ля. Законодательно-нормативнаябаза определяет правила
сечению нелегального экспорта-импортапункты тамо-
и процедуры системы лицензирования, кто их разрабаты-
женного контроля должны быть оснащены соответст-
вает, как составляются и модифицируются контрольные
вующим оборудованием и методами для идентификации
списки, как обеспечивается оценка адекватности кон-
экспортируемых товаров.
трольных списков и процедур. Большое значение прида-
Правоприменение. С целью эффективного функ-
ется тому, чтобы в процесс экспортного контроля были
ционирования системы экспортного контроля государст-
включены несколько ведомств (организаций), чтобы из-
во должно обеспечивать неукоснительное правопримене-
бежать возможных злоупотреблений, которые могут про-
ние в сфере экспортного контроля, в частности – уголов-
изойти в случае, если только одна организация полно-
ное и гражданское наказание за нарушения его требова-
стью контролирует принятие решений в области экспорта
ний. Такое наказание может включать конфискацию
товаров и технологий. Кроме того, должна существовать
предмета незаконного экспорта, штрафы, налагаемые на
система решения спорных вопросов в тех случаях, когда
экспортера за нарушение законодательства в области экс-
противоречия могут быть разрешены на более высоком
портного контроля, лишение экспортных привилегий,
уровне. И, наконец, должна присутствовать система тех-
тюремное заключение виновных в нелегальном экспорте,
нической проверки, которая даст возможность экспертам
а также другие меры наказания. Элемент "правопримене-
в специфических и узких областях выявить конечного
ние" включает правовую базу, создание органов и органи-
пользователя и конечное использование товара. Такого
заций, отвечающих за предъявление обвинения в нару-
рода техническую экспертизу могут выполнять как спе-
шении правил экспорта, а также способность государства
циализированные организации, так и различные научно-
приводить меры наказания в исполнение. Для того чтобы
исследовательские институты. В целом, для эффективно-
определить, насколько эффективна система правоприме-
го осуществления процедур экспортного контроля необ-
нения в экспортном контроле, должны иметься случаи
ходим механизм межведомственной координации.
завершения дел по судебному преследованию и осужде-
Проверка (верификация). Элемент проверки
ния экспортёров-нарушителей.
включает правовую основу, органы, правила и действия,
Служба экспортного контроля (СЭК). СЭК
связанные с подтверждением надежности конечного
является структурной единицей предприятия, организа-
пользователя, места и цели использования товара в соот-
ции, и ее важнейшей задачей является обеспечить соблю-
ветствии с тем, как они были заявлены в лицензии.
дение предприятием норм и правил экспортного контро-
Обмен информацией. Из всех элементов системы
ля. В соответствии с данным предназначением сотрудни-
экспортного контроля элемент информационного обмена
ки СЭК обязаны осуществлять экспортное сопровожде-
наиболее всеохватывающий. В него входит все, что связа-
ние товара с самого начала его производства и до момен-
но с правовой и организационной базой, с осуществлением
та его вывоза за границу. Деятельность СЭК на предпри-
сбора и обеспечения информации в области политики экс-
ятии осуществляется в соответствии с Внутрифирменной
портного контроля, законодательства, реализации экспорт-
программой экспортного контроля (ВПЭК). С одной сто-
ного контроля, а также его внутреннего и международного
роны, СЭК формально не входит в структуру националь-
регулирования. Этот элемент предполагает обмен инфор-
ного экспортного контроля, являясь подразделением кон-
мацией с другими участниками режима по количеству за-
кретного предприятия. С другой стороны, именно с дея-
прошенных и выданных лицензий и количеству наруше-
тельности СЭК начинается осуществление экспортного
ний, а также допускает возможный обмен разведыватель-
контроля. Структура СЭК на предприятии определяется
ными данными об иностранных конечных пользователях.
тем, насколько активна и разнообразна экспортная дея-
Этот элемент также включает ознакомление населения с
тельность предприятия в области чувствительных това-
системой экспортного контроля, в частности, информиро-
ров, технологий, услуг, информационного обмена.
вание всех субъектов внешнеэкономической деятельности,
Обучение. Элемент "обучение" системы экспортно-
а также правительственную помощь промышленности с
го контроля обеспечивает систему квалифицированными
тем, чтобы избежать нарушения закона «по незнанию».
сотрудниками всех уровней, включает сеть образователь-
Государство должно информировать экспортеров об их
ных учреждений, обеспечивает информирование экспор-
обязанностях и правовой ответственности за нарушение
теров. Для эффективного функционирования системы
закона. Свободный обмен информацией также необходим
экспортного контроля должна работать система подго-
и для реализации транспарентности в системе экспортного
товки кадров по каждому из перечисленных выше эле-
контроля. Обмен информацией о нарушителях и отказах в
ментов экспортного контроля, включая лицензирование и
лицензии направлен на предотвращение поисков недобро-
таможенный контроль.
совестными продавцами альтернативных покупателей.
Конкретное наполнение каждого из названных ти-
Таможня. Таможенная служба является уполномо-
пичных элементов системы экспортного контроля опре-
ченным федеральным органом исполнительной власти,
деляется национальными интересами государства и тем,
осуществляющим в соответствии с законодательством
насколько активна его внешнеэкономическая деятель-
Российской Федерации функции по выработке государст-
ность в сфере чувствительного товарооборота.
венной политики и нормативному правовому регулиро-
ванию, контролю и надзору в области таможенного дела,
Термины и определения
а также функции агента валютного контроля и специаль-
Внешнеэкономическая деятельность – внешнеторго-
ные функции по борьбе с контрабандой, иными преступ-
лениями и административными правонарушениями. В
вая, инвестиционная и иная деятельность, включая
производственную кооперацию, в области междуна-
национальной системе экспортного контроля таможня
родного обмена товарами, информацией, работами,
рассматривается в качестве последнего рубежа при осу-
услугами, результатами интеллектуальной деятельно-
ществлении экспортной сделки, на котором может быть
сти, в том числе исключительными правами на них
пресечен незаконный экспорт, представляющий угрозу
(интеллектуальная собственность).
распространения ОМП. Для осуществления мер по пре-
studfiles.net