Контрольная тестовая работа «Лексика. Фразеология». Контрольная работа по лексике


Контрольная работа по теме "Лексика" 6 класс

Итоговый тест по теме «Лексика»

6 класс (1в.)

Ф.И. _______________________________________________________________________

1. Закончите предложения.

A. Раздел науки о языке, в котором изучаются значения слов, называется

_______________________________________________

Б. Слова, которые имеют сходное лексическое зна­чение, называются

___________________________________________________

B. Слова, которые имеют два или более лексиче­ских значений, называются

----------------------------------------------------------------------------

2. В каком случае синоним подобран неверно?

  1. Ветеран — военный.

Б. Ветошь — тряпье.

B. Ветреный (человек) — легкомысленный, пустой.

3. В каком словосочетании есть слово, употреб­ленное в переносном значении?

A. краснеть за сынаБ. краснеть от жары

B. краснеть на заре (о небе)

4 В каком словосочетании слово корабль, употреб­ленное в прямом значении?

A. военный корабль

Б. корабль пустыни (о верблюде)

B. степной корабль (о комбайне)

5. Определите, какое слово является «лишним» в ряду синонимов.

Всадник, наездник, пассажир, верховой.

6. Определите, какое слово является «лишним» в ряду синонимов.

Волнение, беспокойство, тревога, уныние.

7. Закончите предложение.

Слова приобрести (что-либо) и обзавестись (чем-либо) являются ....

8. Закончите предложение.

Слова обернуть и развернуть являются ....

9. Закончите предложение.

Слова строчка (стихотворная) и строчка (на платье) являются ....

10. Закончите предложение.

Слова забор (воды) и (дощатый) забор являют­ся ....

11. Какое слово является диалектным (диалектиз­мом)?

А. рушник В. астероид

Б. ипостась Г. аэроплан

12. Какое слово является устаревшим?

А. витязь В. сапоги

Б. магнитофон Г. дискета

13. . Какое слово является неологизмом?

А шкаф В. столовая

Б. ракета Г. оброк

14. Установите соответствие между словами из ле­вой и правой колонки.

A. диалектизм 1. шоуменБ. устаревшее слово 2. бульба

B. неологизм 3. ратный

15. Установите соответствие между словами из левой и правой колонки

  1. Уста А .диалектизм

2. Попкорн Б. архаизм

3. люлька (трубка для курения) В. неологизм

16. Установите соответствие между словами из левой и правой колонки.

A. диалектизм 1. ИнтернетБ. устаревшее слово 2. светлица

B. неологизм 3. буряк

17. Установите соответствия между фразеологиз­мами и их значениями.

A. чесать язык 1. замолчать, воздержаться в разговор

Б. придержать язык 2. выведывать что-либо

B. тянуть за язык 3. болтать, сплетничать

18. Определив значение фразеологизмов, сгруп­пируйте их в синонимические пары.

A. задавать тон 1. сорвать маску

Б. делать из мухи слона 2. поставить на ноги

B. вывести на чистую воду 3. сгущать краски Г. вывести в люди 4. играть первую скрипку

Итоговый тест по теме «Лексика»

6 класс (2в)

Ф.И.______________________________________________________________

1. Закончите предложения.

  1. Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, называется

_________________________________

Б. Слова, которые имеют противоположное лексическое зна­чение, называются

__________________________________

  1. Слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, называются

__________________________________

2.В каком случае значение слова определено не­верно?

A. Абзац — половина страницы.

Б. Абсурд — нелепость, бессмыслица.

B. Автограф — собственноручная надпись или подпись.

3. В каком словосочетании слово копить, употреб­ленное в прямом значении?

A. копить силыБ. копить деньги

B. копить обиды

4. В каком словосочетании слово змеиный, употребленное в переносном значении?

A. змеиная улыбкаБ. змеиный яд

B. змеиный питомник

5. Определите, какое слово является «лишним» в ряду синонимов.

Вниматель­ный, вдумчивый, вежливый

6.. Определите, какое слово является «лишним» в ряду синонимов.

Замечательно, великолепно, аккуратно, прекрасно

7. Закончите предложение.

Слова смелый, храбрый, мужественный явля­ются _____________________________________

8. Закончите предложение.

Слова ствол дерева и ствол пушки являются _________________________________________

9. Закончите предложение.

Слова плакать, смеяться являют­ся __________________________________________________

10. Закончите предложение.

Слова старинный замок и дверной замок являют­ся _____________________________________

11. какое из слов является диалектизмом?

А. скатерть В. полотенце

Б. рушник Г. салфетка

12. Какое из слов является устаревшим?

А. кроссовки В. лапти

Б. туфли Г. Тапки

13. Какое слово является неологизмом?

А. терем В. дом

Б. коттедж Г. изба

14.Установите соответствие между словами из левой и правой колонок

А. архаизм 1. космонавт

Б. историзм 2. треуголка

В. Неологизм 3. Очи

15 Установите соответствие между словами из левой и правой колонок

А. заимствованное 1. сундук

Б. исконно русское 2. персты

В устаревшее 3. Чернила

16 Установите соответствие между словами из левой и правой колонок

А диалектизм 1. бульба

Б профессионализм 2. сорт

В. Общеупотребительное 3. Картофель

17 Установите соответствие между фразеологизмами и их значениями.

А хоть в бровь, хоть в глаз 1. Ничего не видно

Б. хоть глаз выколи 2. наедине

В. с глазу на глаз 3 бесполезные действия

18 Определив значение фразеологизмов, сгруппируйте их в синонимичные пары.

А. бить баклуши 1. В поте лица

Б. не покладая рук 2. Как с гуся вода

В. как о стену горох 3 плевать в потолок

Г. распустить язык 4. Длинный язык

Ключи к тестам

А-лексика;

Б-синонимы;

В-многозначные

1 А-фразеология

Б-антонимы

В-омонимы

2-А

2-А

3-А

3-Б

4-А

4-А

5- пассажир

5- вежливый

6- унылый

6-аккуратный

7-синонимы

7-синонимы

8-антонимы

8- многозначные

9-многозначные

9-антонимы

10-омонимы

10- омонимы

11-А

11-Б

12-А

12-В

13-Б

13-Б

14-А-2

Б-3

В-1

14-А-1

Б-2

В-3

15 – 1-Б

2-В

3-А

15- А-1

Б-3

В-2

16 – А-3

Б-2

В-1

16 – А-1

Б-2

В-3

17 – А-3

Б-1

В-2

17 – А-3

Б-1

В-2

18 А-4

Б-3

В-1

Г-2

18 – А-3

Б-1

В-2

Г-4

infourok.ru

Контрольная работа по лексике

В каком случае дано правильное объяснение значения слова фольклор?

  1. Название цветка.

  2. Редкое тропическое животное.

  3. Иностранный язык.

  4. Устное народное творчество.

  1. Какое слово является многозначным?

  1. Диалог

  2. Суффикс

  3. Корень

  4. Тюль

  1. Какая из данных пар не является синонимами?

  1. Гигантский – огромный

  2. Сиять – сверкать

  3. Торопиться – медлить

  4. Метель – вьюга

5) В каком случае слова являются антонимами?

  1. Аккуратный – прилежный

  2. Влажный – сухой

  3. Тёмный – мрачный

  4. Бежать – нестись

6) Спишите слова, вставляя буквы:

Еж..вый, ж..лтый, деш..вый, ж..рдочка, ш..в, ш..фёр, прич..санный, ш..л, ж..лудь, капюш..н, горяч.., девч..нка, собач..нка, ещ.., дириж..р.

7) Отредактируйте текст:

Мы все ещё отдыхаем не в полную силу, поэтому результаты нас не радуют.

Электрокамин отлично огреет вас зимой.

При достаточно высоких минусовых температурах трудно дышать и людям, и животным.

Эта девушка вскармливает в зоопарке молодняк.

Летом мы не только отдыхали в деревне, но и трудились, как самые отъявленные крестьяне.

Контрольная работа по лексике в 5 классе

II вариант

  1. Какое утверждение является верным?

Слова одной и то же части речи, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению, называются

  1. Синонимами

  2. Антонимами

  3. Омонимами

  4. Паронимами

  1. В каком случае дано правильное объяснение слова флора?

  1. Порода рыб

  2. Микроб

  3. Мир растений

  4. Мир животных

  1. В какой из групп собраны слова-омонимы?

  1. Ключ журавлей, журчащий ключ, дверной ключ

  2. Часы идут, дождь идёт, девочка идёт

  3. Образ жизни, образ мыслей, художественный образ

  1. Какое сочетание слов употреблено в переносном значении?

  1. Молчаливый человек

  2. Холодная зима

  3. Дремлет камыш

  4. Северный олень

  1. В какой из групп антонимы подобраны неправильно?

  1. Спокойный характер – беспокойный

  2. Лёгкий чемодан – тяжёлый

  3. Добро – зло

  4. Белый – красный

  1. Спишите слова, вставляя буквы:

Еж..вый, ж..лтый, деш..вый, ж..рдочка, ш..в, ш..фёр, прич..санный, ш..л, ж..лудь, капюш..н, горяч.., девч..нка, собач..нка, ещ.., дириж..р.

  1. Продолжите письменно рассказ «ленивого» ученика. Для этого замените все выделенные слова антонимами:

Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно.Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё это. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот я уже считаюсь…

Контрольная работа по лексике в 5 классе

III вариант

  1. Какое утверждение является неверным?

  1. В русском языке много слов с переносным значением

  2. Употребление слов с переносным значением делает речь образной

  3. Слова, имеющие одно значение, называют однозначными

  4. Лексические значения слов объясняются в орфографическом словаре

  1. Какое слово является многозначным?

infourok.ru

Контрольная работа по теме «Лексика»

2.Актуализация и пробное учебное действие.

Цель этапа: воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

- Отгадайте загадку:

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.

(Книга, учебник)

- Отлично! А чему научил нас учебник на последних уроках?

-Давайте вспомним изученные понятия.

-Закончите фразу. Все слова языка называются…(лексика)

-Что такое лексикология?

-По лексическому значению какие бывают слова?

-Как называют слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению?

- Дайте определение синонимам.

- Что такое профессионализмы? Диалектизмы? Устаревшие слова?

- Какие вы знаете словари?

Физминутка

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Тихо все на место сели.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания.

Выполняют элементарные физические упражнения.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности

Познавательные: осознают познавательную задачу, выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения.

3. Целеполагание и построение проекта, выхода из затруднения

4.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Контрольная работа.

1-й вариант

  1. Дайте определение следующим понятиям.

Омонимы, многозначные слова, синонимы, историзмы, профессионализмы.

  1. В каком словосочетании прилагательное употреблено в прямом значении?

а) железный человек;

б) железная воля;

в) железная дисциплина;

г) железная кровать.

3.Укажите ряд, в котором все прилагательные употреблены в переносном значении.

а) Светлый ум, общий язык, горячий чай.

б) Горькая судьба, чистая скатерть, черные мысли.

в) Золотые руки, холодный ум, горячее сердце.

4. Подберите антонимы к следующим словам.

Сжимать, сгибать, убегать, найти, кричать.

5. Выпишите из данного списка слов неологизмы.

Амбар, ипотека, комбайн, модем, ливень, флэш-карта.

6. Определите, какие значения имеют устаревшие слова.

Чело, уста, перст, денница, ланиты, зеница.

Слова для справок: зрачок, щеки, лоб, палец, губы, утренняя заря.

7. Выпишите диалектные слова и профессионализмы из данных предложений.

1) Казаки собирались в проулках и куренях.

2) Сварщик часто использует сварочный трансформатор.

3) Рабочие использовали трайлер на этом объекте.

4) Мы проснулись очень рано от кочетиного крика.

2-й вариант

  1. Дайте определение следующим понятиям.

Антонимы, однозначные слова, неологизмы, архаизмы, диалектизмы.

  1. В каком словосочетании прилагательное употреблено в прямом значении?

а)медные волосы;

б)медный цвет;

в) медная руда;

г) медный месяц.

3) Укажите ряд, в котором все прилагательные употреблены в переносном значении.

а) Старые туфли, золотое сердце, чистое небо.

б) Теплые отношения, старый друг, горький перец.

в) Каменное сердце, громкая слава, легкие деньги.

4. Подберите синонимы к следующим словам.

Думать, улыбаться, кричать, чумазый, доктор.

5. Выпишите из данного списка слов неологизмы.

Приказ, блютус, луноход, картридж, кольчуга, бумбокс.

6. Определите, какие значения имеют устаревшие слова. Ныне, раченье, очи, длань, уста, выя.

Слова для справок: глаза, сейчас, старание (усердие), губы, шея, рука.

7. Выпишите диалектные слова и профессионализмы из данных предложений.

1) Доехал казак до станицы.

2) Для изготовления этой детали нужно использовать фрезу.

3) Стодол стоял на базу.

4) Книга была издана на ротапринте.

5) У нас такого человека называют ледащим, т.е ни на какую работу не годным.

6) Горизонтали- это линии на географических картах.

8. Объясните смысл следующих фразеологизмов.

Шевелить мозгами; наломать дров; хоть глаза выколи; делать из мухи слона; медведь на ухо наступил.

9. Определите, пользуясь словарем иностранных слов, из каких языков заимствованы слова.

Афиша, банкрот, вариант, дистанция, компьютер, саркофаг, слалом.

10. Из «Школьного словаря иностранных слов» выпишите значение слова рафинированный. Из какого языка заимствовано слово? Многозначное оно или однозначное? Какие пометы имеет?

Дополнительные задания.

- Запишите стихотворную строфу, вставляя пропущенные буквы. Выпишите слова, которые употреблены в переносном значении. Назовите средства художественной выразительности, созданные на основе этого переноса.

1-й вариант

Звезды ясные, звезды пр_красные

Наш_птали цветами ска_ки чудные,

Леп_стки улыбнулись атласные,

Задр_жали л_стки изумрудные.

2-й вариант

Со_нце за день нагулял_ся,

За кудрявый лес спуска_тся;

Лес ст_ит по_шапкой темн_ю,

В з_л_том _гне купает_.

Анализируют задания контрольной работы, обсуждают содержание

Работают с текстом; под руководством учителя выполняют задание

Личностные: осознают свои возможности в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: осуществляют для рещения учебных задач операции сравнения, классификации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга.

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

1.Мотивация к учебной деятельности.

2.Актуализация и пробное учебное действие.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики!

-Давайте определим свое настроение, настрой на работу:

* отличное;

*хорошее;

* не совсем готовы.

-Запишите новые словарные слова, поставьте ударение: карнавал, вдвоем. Объясните значение слова карнавал. (Это уличный маскарад, народное празднество с шествием.)

- Составьте с этими словами 2 предложения, начинающиеся словами: «Я спросил(а)…», «Женя ответил(а)…» (Учащиеся предлагают свои предложения.)

- Сегодня мы отправляемся в путешествие на карнавал.

- Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания карандашом (работа в группах)

На слайде: Ваня увидел друга и сказал Сережа, ты пойдешь сегодня на карнавал? Конечно, пойду! Сказал Сережа.

- Где у вас возникло затруднение? Почему?

Как вы думаете, что нового мы узнаем на уроке?

- Какова тема урока?

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку

Отвечают на вопросы, смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию.

Личностные: желают приобретать новые знания, умения.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно необходимые действия, операции.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач логические операции.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других.

3.Выявление места и причины затруднения.

- Прочитайте в предложении прямую речь. (Сережа, ты пойдешь сегодня на карнавал?)

- Где стоит прямая речь: до или после слов автора? (После слов автора)

-Есть еще в предложениях прямая речь? (Есть. «Конечно, пойду!»)

- Где она стоит: до или после слов автора? (Есть. Перед словами автора.)

- Как выделить прямую речь? (Кавычками)

- Хорошо. Прочитайте слова автора, где они стоят? («Ваня увидел друга и сказал» - перед прямой речью, в начале предложения, «сказал Сережа» -после прямой речи – в конце предложения.)

- Мы должны отделить слова автора от прямой речи, как выдумаете, каким знаком? (Двоеточием, если прямая речь стоит после слов автора, тире, если прямая речь стоит перед словами автора.)

Физминутка

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Формулируют свои мысли, высказывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Выполняют элементарные физические упражнения.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

doc4web.ru

Контрольная тестовая работа «Лексика. Фразеология»

     Контрольная тестовая работа по учебной дисциплине «Русский язык» составила Федосеева Лариса Станиславовна, преподаватель русского языка и литературы, ГБПОУ «Пермский агропромышленный техникум»

Контрольная тестовая работа ориентирована на проведение среза знаний после изучения темы «Лексика и фразеология» студентов 1 курса, составлена на основе учебника Е.С.Антоновой, Т.М. Воителевой «Русский язык». Данная работа поможет проверить уровень усвоения темы на всех основных этапах изучения.

Контрольный тест по теме «Лексикология и фразеология»

А 1. Лексика – это

1) раздел науки о языке, изучающий значение слова.

2) раздел науки о языке, изучающий слово как часть речи

3) раздел науки о языке, изучающий правописание слов

4) раздел науки о языке, изучающий образования слов

    А 2. В каком словаре можно узнать значение слова?

    1) в орфоэпическом словаре

    2) в орфографическом словаре

    3) в толковом словаре

    4) в словообразовательном словаре

      А 3. Какое выражение является верным?

      1) К общеупотребительным словам относят ту лексику, которая знакома не всем людям, говорящим на данном языке.

      2) К общеупотребительным словам относятся слова, известные большинству людей и употребляемые всеми.

      3) К общеупотребительным словам относят лексику, связанную с особенностями работы той или иной специальности.

      4) К общеупотребительным словам относят лексику, которая образовалась непосредственно в русском языке в разные периоды ее развития.

        А 4. Найдите соответствия

        1. Диалектизмы

        А. Ланиты, перс, чело

        2. Профессионализмы

        Б. Спонсор, плейер, сериал

        3. Историзмы

        В. Гомеопатия, генезис, синтез

        4. Архаизмы

        Г. Вау, фан, комильфо

        5. Неологизмы

        Д. Буряк, кочет, векша

        6. Жаргонизмы

        Е. Поручик, кафтан, лакей

        7. Экзотизмы

        Ж. Нештяк, стукач, чувак

        8. Варваризмы

        З. Паста, пончо, сиеста

        А 5. Найдите многозначное слово.

        1) Адресат

        2) Брюки

        3) Гребень

        4) Торт

          А 6. Найдите омонимы

          1) девичья коса – Куршская коса

          2) гаечный ключ - газовый ключ

          3) бархатный голос – бархатное платье

          4) косметический крем – крем для рук

            А 7. В каком варианте ответа используются антонимы?

            А) День был августовский, знойный, томительно-скучный (А. П. Чехов).

            Б) Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.( М.Ю. Лермонтов)

            В) Не было бы счастья, да несчастье помогло. (А.Н. Островский)

            Г) Даже любовь Софьи, первая, нежная и розовая любовь, не удерживала его. (И. А. Гончаров)

            1) АБ

            2) БВ

            3) АВ

            4) ВГ

            А 8. В каком предложении используются контекстные синонимы?

            1) Уважение – это состояние, необходимое человеку при взаимодействии с окружающим миром и людьми.

            2) Уважение проявляется в том, что я своим вниманием стараюсь охватить другого человека, чтобы понять его, ощутить в нем Божественное и взаимодействовать с ним адекватно.

            3) Здесь необходимо проявить чуткость и внимательность, искренность и твердость.

            4) Если таких людей будет много, то всё изменится вокруг: и наш город, и правительство, и страна.

              А 9 . В каком предложении вместо слова ЗЕМЛЯНОЙ нужно употребить ЗЕМЛИСТЫЙ?

              1) Оборонявшиеся соорудили ЗЕМЛЯНОЙ вал, чтобы противник не смог прорваться в крепость.

              2) У больного был ЗЕМЛЯНОЙ цвет лица.

              3) ЗЕМЛЯНЫЕ гряды покрылись первыми робкими всодами.

              4) Этот ЗЕМЛЯНОЙ холм, по преданию, был насыпан воинами Чингисхана.

                А 10. Найдите соответствия

                А.Биться как рыба об лед

                1.бесследно

                Б. Как в воду канул

                2. неожиданно

                В. Как пить дать

                3. напрасно

                Г. Как снег на голову

                4. точно

                А 11. В каком предложении не нарушены лексические нормы, связанные со скрытой тавтологией

                1) Студенты подарили ветерану памятный сувенир.

                2) На предприятии много свободных вакансий.

                3) Все небо было залито багровым светом.

                4) Многие юноши являются патриотами своей Родины.

                  А 12. Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность

                  1) В свободное от занятий время студенты занимаются в кружках.

                  2) Проливной дождь превратил маленький ручей в бурлящий поток.

                  3) Этот забавный случай произошел пять лет тому назад.

                  4) Молодой архитектор разработал проект суперсовременной гостиницы.

                  А 13. Какой фразеологический оборот употреблен неверно ?

                  1) Цветухин не спускал глаз с Лизы.

                  2) После приезда Ольги жизнь стала у нас бить другим ключом.

                  3) Мы одержали победу в этом состязании.

                  4) Русские спортсмены приняли участие в олимпиаде.

                  А 14.Найдите предложения, в которых используется метонимия

                  А) Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь. (М. Исаковский)

                  Б) Листва берез висит, не шелохнувшись. (К. Паустовский)

                  В) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С.Пушкин)

                  Г) Перед нами высокие горы, поросшие редким лесом. (В.К.Арсеньев)

                  1) АГ

                  2) БГ

                  3) АВ

                  4) БВ

                  А 15. В предложении «Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать» ( Э. Рязанов) выделенное словосочетание является:

                  1) синекдохой

                  2) метафорой

                  3) оксюмороном

                  4) метонимией

                  Прочитайте текст и выполните задания В1-В5,С1

                  ПУТЯМИ ДОБРОТЫ

                  1)Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он невольно дает себе оценку.2) По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке - низкой или высокой.

                  3)Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. 4)Он ставит себе цель, достойную человека.

                  5)Только такая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. 6)Да, радость! 7)Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть? 8)Не тому помочь? 9)Но много ли людей не нуждаются в помощи?

                  10)Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. 11)Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.

                  12)Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть. 13)Надо иметь и принципы в жизни. 14)Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспоминать.

                  15)Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

                  16)Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже… 17)Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку - лучше, чем врать.

                  18)Обманывая, человек, прежде всего, обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали.

                  19)Жизнь - прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым, творить просто добрую атмосферу вокруг себя. 20) Человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет. 21)Вот это и есть творчество.

                  (По Д.С.Лихачеву)

                  В 1. Определите тему и идею текста.

                  В 2. В предложениях 1-3 найдите антонимы. Выпишите их.

                  В 3.Среди предложений 19-21 найдите такое, где использовано противопоставление.

                  В 4. Среди предложений 5-11 найдите такие, которые содержат анафору.

                  В 5.Среди предложений 12-14 найдите предложение с лексическим повтором.

                  С 1. Напишите небольшое сочинение-рассуждение по прочитанному тексту, отвечая на следующий вопрос:

                  - Какие цели можно считать высокими?

                  Ответы:

                  А1

                  А2

                  А3

                  А4

                  А5

                  А6

                  А7

                  А8

                  А9

                  А10

                  А11

                  А12

                  А13

                  А14

                  А15

                  1

                  3

                  2

                  1-Д

                  2-В

                  3-Е

                  4-А

                  5-Б

                  6-Ж

                  7-З

                  8-Г

                  3

                  1

                  2

                  3

                  2

                  А-3

                  Б-1

                  В-4

                  Г-2

                  3

                  1

                  2

                  3

                  2

                  В1-

                  Тема текста – путь доброты

                  Идея текста – надо прожить жизнь с достоинством

                  В2- низкий-высокий

                  В3-20

                  В4 -10-11

                  В5-14

                  xn--j1ahfl.xn--p1ai

                  Контрольная работа по теме «Лексика»

                  Контрольная работа по теме «Лексика» Вариант 1

                  Часть А (15 баллов)

                  1. Укажите строчки, содержащие слова в переносном значении. (1 балл за правильно выполненное задание)

                  а) строить мост, острый нож, зерно ржа

                  б) острый взгляд, строить планы, горят глаза,

                  в) мягкий характер, рой мыслей, зерно истины

                  г) горят костры, рой пчёл, мягкий диван,

                  1. Выберите правильное соотношение лексических понятий и их определений. (0,5 балла за каждое правильно установленное соотношение. Всего 2 балла)

                  1. СИНОНИМЫ

                  А. Слова, имеющие два и более значений, связанных между собою сходством по какому-либо признаку.

                  2.МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА

                  Г. Слова, противоположные по значению, смыслу

                  3.АНТОНИМЫ

                  В. Разные слова, одинаковые или похожие по смыслу

                  1. Укажите предложение, содержащее антонимы (1 балл)

                  а) Любишь брать, люби и отдавать.

                  б) Хвалился, хвалился и с горы свалился.

                  в) Не красна изба углами, а красна пирогами.

                  г) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

                  4. Соедините стрелочками примеры слов и понятия лексики, которые они иллюстрируют. (0,5 балла за каждое правильно установленное соотношение. Всего 2 балла л)

                  А. Многозначные слова

                  3. Глубокий – 1. Имеющий большую глубину. Глубокое озеро. 2.Большой. Глубокие познания.

                  Б. Антонимы.

                  4. Низ – верх

                  В. Синонимы

                  5. Подберите и запишите антонимы к выделенным словам. (2 балла)

                  Включить свет -_______________________________________________________

                  Одеть малыша -________________________________________________________

                  Строить дом -_________________________________________________________

                  Грустные глаза -________________________________________________________

                  Говорить правду  -_____________________________________________________

                  6. Подберите и запишите синонимы к выделенным словам. (2 балла)

                  Диковинная рыба -_________________________________________________________

                  Густой лес -______________________________________________________________

                  Могучий конь -_____________________________________________________________

                  Смеяться над шуткой -______________________________________________________

                  Хороший друг -_____________________________________________________________

                  7. Вставьте в предложение подходящее слово из данных в скобках синонимов. (2 балла)

                  (верхушка, вершина)

                  Солнце скользило по _________________сосен. Альпинисты достигли _________________________ горы.

                  (сильный, крепкий)

                  Мне не хотелось нарушать _________________ сон малыша. Внезапно подул ____________________________ ветер.

                  Часть Б (6 баллов)

                  1. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, расставьте пропущенные знаки препинания. (каждая буква – 0,2 балла; каждый знак препинания – 0,1 балл)

                  В лесу было весело. Со__нце теперь вставало очень рано ложилось поз__но и усердно св__тило всем на з__мле.

                  На каждой веточ __ке пок__зались маленькие з__леные пал__чики. Это распускались молоденькие листья. Запел засв__стал в кустах соловей. Цв__ли деревья и ландыши. Майские жуки с гудением н__сились между в__твями. Звонко и радос__но куковала кукушка каждый в__селился на свой лад.

                  1. Укажите многозначные слова с переносным значением. Надпишите над ними перен. (по 0, 5 балла)

                  2. Выпишите парой антонимы ______________ -____________; __________________ - ___________ (по 0, 3 балла)

                  Контрольная работа по теме «Лексика» Вариант 2

                  Часть А (15 баллов)

                  1. Укажите строчки, содержащие слова в переносном значении. (1 балл за правильно выполненное задание)

                  а) строить дом, острый нож, зерно пшеницы

                  б) острый взгляд, строить планы, горят глаза,

                  в) мягкий характер, рой мыслей, зерно истины

                  г) горят костры, рой пчёл, мягкий диван,

                  1. Выберите правильное соотношение лексических понятий и их определений. (0,5 балла за каждое правильно установленное соотношение. Всего 2 балла)

                  1. МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА

                  А. Слова, имеющие два и более значений, связанных между собою сходством по какому-либо признаку.

                  2. СИНОНИМЫ

                  Г. Слова, противоположные по значению, смыслу

                  3.АНТОНИМЫ

                  В. Разные слова, одинаковые или похожие по смыслу

                  1. Укажите предложение, содержащее антонимы (1 балл)

                  а) Хвалился, хвалился и с горы свалился.

                  б) Старый друг лучше новых двух.

                  в) Соловья баснями не кормят

                  г) Умный любит учиться, а дурак учить

                  4. Соедините стрелочками примеры слов и понятия лексики, которые они иллюстрируют. (0,5 балла за каждое правильно установленное соотношение. Всего 2 балла л)

                  А. Многозначные слова

                  2.Лук- 1. Огородное растение,

                  2. Ручное орудие для метания стрел.

                  Б. Антонимы.

                  4. День-ночь

                  В. Синонимы

                  5. Подберите и запишите антонимы к выделенным словам. (2 балла)

                  Включить свет -_______________________________________________________

                  Уложить малыша -________________________________________________________

                  Большой дом -_________________________________________________________

                  Сильный мальчик -________________________________________________________

                  Говорить быстро -_____________________________________________________

                  1. Подберите и запишите синонимы к выделенным словам. (2 балла)

                  Красивая девочка -_________________________________________________________

                  Весенний  лес -______________________________________________________________

                  Быстрый конь -_____________________________________________________________

                  Расстроиться оценке -______________________________________________________

                  Хороший фильм -_____________________________________________________________

                  7. Вставьте в предложение подходящее слово из данных в скобках синонимов. (2 балла)

                  (Коричневые, карие)

                  Широко распахнутые _________________________ глаза неотступно следили за мной. _____________________ ботиночки гармонично сочетались с бежевой шубкой.

                  (высота, вышина)

                  Золотые звёзды дрожали в _____________________. Ракета летит на огромной __________________________.

                  Часть Б (6 баллов)

                  1. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, расставьте пропущенные знаки препинания. (каждая буква – 0,2 балла; каждый знак препинания – 0,1 балл)

                  В лесу было весело. Со__нце теперь вставало очень рано ложилось поз__но и усердно св__тило всем на з__мле.

                  На каждой веточ __ке пок__зались маленькие з__леные пал__чики. Это распускались молоденькие листья. Запел засв__стал в кустах соловей. Цв__ли деревья и ландыши. Майские жуки с гудением н__сились между в__твями. Звонко и радос__но куковала кукушка каждый в__селился на свой лад.

                  1. Укажите многозначные слова с переносным значением. Надпишите над ними перен. (по 0, 5 балла)

                  2. Выпишите парой антонимы ______________ -____________; __________________ - ___________ (по 0, 3 балла)

                  infourok.ru

                  Контрольная работа по теме "Лексика"

                  Контрольная работа

                  в 10 классе

                  по теме

                  «Лексика. Фразеология. Лексикография»

                  Цель:

                  1. Контроль усвоения навыков по теме «Лексика. Фразеология. Лексикография».

                  2. Подготовка к ЕГЭ.

                  Задачи:

                  1.Развитие логического мышления учащихся.

                  2. Отработка навыков оптимального распределения времени на выполнение заданий различного типа.

                  3.Воспитание интереса к изучению русского языка через использование компьютерных технологий.

                  4.Формирование навыков самостоятельной работы, самопроверки и самооценки учебного труда.

                  1. О каком языковом явлении говорится в стихотворении:

                                              Много разных есть ключей:

                                              Ключ-родник среди камней,

                                              Ключ скрипичный, завитой,

                                              И обычный ключ дверной.

                  2. Найдите предложения, в которых допущена ошибка в употреблении выделенного слова. Укажите цифру, обозначающую номер выбранного предложения. Запишите предложения в исправленном виде.

                  1. Друзья были обескуражены ледяным приемом, который был оказан им в этом доме.

                  2. Из красочных веществ животного происхождения наиболее известны кармин и пурпур.

                  3. В качестве минеральной подкормки для сельскохозяйственных животных используется костная мука.

                  4. Есть вечные человеческие ценности, среди них – стремление к равенству и справедливости.

                  5. Собаки встретили путешественников злобным лаем.

                  6. Этот человек производит двойное впечатление.

                  7. Игорь одел на малыша свою джинсовую куртку, взял его на руки и бережно понес домой.

                  8. Великий поэт России сумел выразить в своих произведениях дух нашего непростого времени.

                  9. Ведущий информативной программы должен соблюдать нормы орфоэпии.

                  10. Читая серьезные книги, Ульяна, как человек очень глубокий, приобретала большой жизненный опыт, которым она щедро делилась с окружающими.

                  3. Какими частями речи является слово «путём»  в предложениях?

                  А) Почта была доставлена водным путём.

                  Б)  Разногласия были устранены путём переговоров.

                  В)   И слова-то путём не умеет молвить, а еще петербургский!

                  4. Подобрать вторую часть фразеологизма и записать его.

                           

                  1. Невзирая на ______________

                  2.Два сапога______________

                  3.Буря в ______________

                  4.Топтаться на________________

                  5.Кусать____________

                  6.Не мудрствуя______________

                  7.Зарубить себе ________________

                  8.Как две капли ______________

                  9.Сулить золотые_____________

                  10.Еле-еле душа_____________

                  11.На сон______________

                  12.Голод не _______________

                  13.Рожденный ползать______________

                  5. По лексическому значению узнать слово и записать его. (Первые буквы искомых слов даны в скобках).

                  1. человек, который противится нововведениям  (К).

                  2. направление развития (Т).

                  3. система взглядов на природу и общество  (М).

                  4. синоним слова “народовластие” (Д).

                  5. антоним к слову “идентичный” (Р).

                  6. сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом (Б).

                  7. антоним к слову “лаконичный” (М).

                  8. освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах (Э).

                  9. синоним слова “первенство” (П).

                  6. По двум русским синонимам определить соответствующее им по смыслу слово иноязычного происхождения. Все искомые иноязычные слова начинаются на букву “К” и расположены в строгом алфавитном порядке.

                  infourok.ru

                  Контрольная работа по русскому языку «Лексика и фразеология»

                  Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология».

                  6 класс.

                  Вариант 1.

                  1. Какое определение является неверным?

                  1. Диалектизмы употребляют жители той или иной местности.

                  2. Профессионализмы относятся к общеупотребительной лексике.

                  3. Архаизмы и историзмы являются устаревшими словами.

                  4. Фразеология – наука, изучающая словарный состав языка.

                  2. Выберите верное определение понятию синонимы.

                  1. Слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками значения.

                  2. Слова, одинаковые по звучанию и написанию.

                  3. Слова, имеющие несколько лексических значений.

                  4. Слова, противоположные по лексическому значению.

                  3. Какое слово нельзя употребить со словом МЕСТНОСТЬ?

                  1. Речистая 2. Лесовая 3. Каменистая 4. Песчаная.

                  4. В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить СЫТНЫЙ?

                  1. СЫТЫЙ голодного не разумеет.

                  2. После СЫТОГО завтрака нам долго не хотелось есть.

                  3. СЫТЫЙ рыжий кот сидел на крылечке и облизывался.

                  4. Съев бабушку, СЫТЫЙ волк лёг в её постель и стал ждать Красную Шапочку.

                  5. В каком предложении вместо слова ВОСПОМИНАНИЕ нужно употребить НАПОМИНАНИЕ?

                  1. Часто воспоминание похоже на выдумку, творчество.

                  2. Эти фотографии служили мне воспоминанием о том, как мы провели лето.

                  3. Вспоминания окружили меня, когда я медленно ехал по лесу.

                  4. Артист несколько лет работал над воспоминаниями, в результате получилась интересная книга.

                  6. Укажите слово, заимствованное из тюркских (восточных языков)?

                  1. Альбом 2. Башмак 3. Гимназия 4. Школа

                  7. В каком ряду все слова являются историзмами?

                  1. Очи, опричнина, зерцало, выя. 2. Кокошник, десница, пророк, зала.

                  2. Боярин, приказчик, крепостной, кафтан. 4. Дворня, дворянин, терем, ланиты.

                  8. Какое слово является диалектным?

                  1. Кафтан 2. Стамеска 3. Сиверко 4. Кондиционер

                  9. Какое слово является профессиональным?

                  1. Альбом 2. Шоссе 3. Фиксаж 4. Книга

                  10. Какой фразеологизм имеет значение «опытный человек»?

                  1. Казанская сирота 2. Стреляный воробей 3. Птица высокого полёта 4. Барашек в бумажке

                  11. Какие фразеологизмы не являются синонимичными?

                  1. В двух шагах - в два счета 2. Яблоку негде упасть – шаг некуда ступить

                  3. Вывести на чистую воду - сорвать маску 4. Мухи не обидит - воды не замутит.

                  12. Для какого фразеологизма источником является Библия?

                  1. Нести свой крест 2. Ахиллесова пята 3. Вставлять палки в колеса 4. Альфа и омега

                  Прочитайте текст. Выполните задания

                  (1) Ямщик снял тяжелый тулуп, потушил свечку и полез на печь. (2) Разом все уснули. (3) Но ночью ему захотелось пить, и он проснулся. (4) В полудреме он надел валенки, доковылял до стола, глотнул воды из чайника и сел перед окном на табуретку. (5) Луна была за тучками, и сквозь маленькое окошко сугробы снега казались черно – синими. (6) «Как белка в колесе целый день, устали!»- подумал ямщик. (7) За окном ему почудился стук. (8) Это был даже не стук, а скрип снега под чьими - то тяжелыми шагами. (9) Вот во тьме что-то тяжелое вздохнуло, зашевелилось, заворочалось, и он понял, что это мимо окна прошел медведь. (10) Но вот из-за быстрых туч стремительно выкатилась луна. (11) Сугробы засверкали мягким матовым блеском, и ямщик увидел, что медведь этот вовсе не медведь, а просто это отвязавшаяся лошадь ходит вокруг саней и ест сено. (12) «Разгулялась-то ночью, а ну ступай в стойло» - проговорил он.

                  13. Какое утверждение неверно?

                  1. В предложениях 1,3,4 перечисляются последовательные действия героя.

                  2. В предложении 5 представлено описание.

                  3. Предложение 7 связано с предыдущим с помощь синонимов.

                  4. Предложение 6 – это предложение с прямой речью.

                  1. Выпишите из предложений 1 – 3 устаревшие слова.

                  2. Выпишите фразеологизм из текста.

                  3. Для прилагательного из предложения 8 подберите антоним. Запишите антоним.

                  4. Среди предложений 11-12 найдите диалектизм. Выпишите его.

                  5. Среди предложений 1-6 найдите предложение, в котором используется эмоционально-окрашенное слово. Выпишите это слово.

                  6. Выпишите грамматическую основу предложения 1.

                  Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология».

                  6 класс.

                  Вариант 2.

                  1. Какое определение является неверным?

                  1. Жаргонизмы употребляют определенные группы населения.

                  2. Диалектизмы не относятся к общеупотребительной лексике.

                  3. Слова, начинающиеся с буквы «А» – заимствованные.

                  4. Этимология – наука, изучающая слова.

                  2. Выберите верное определение понятию антонимы.

                  1. Слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками значения.

                  2. Слова, одинаковые по звучанию и написанию.

                  3. Слова, имеющие несколько лексических значений.

                  4. Слова, противоположные по лексическому значению.

                  3. Какое слово нельзя употребить со словом ПОЧВА?

                  1. Песчаная 2. Глинистая 3. Глиняная 4. Каменистая

                  4. В каком предложении выделенное слово употреблено неверно?

                  1. Девочку ОДЕВАЛИ нарядно, точно куклу.

                  2. Мать старалась ОДЕТЬ ребёнка побыстрее.

                  3. Отец ОДЕЛ очки, и лицо его стало казаться сосредоточенным.

                  4. Когда Димочку ОДЕВАЛИ на прогулку, он начинал капризничать: ему быстро становилось жарко в зимней одежде дома.

                  5. В каком предложении вместо слова ДОЖДЕВОЙ нужно употребить ДОЖДЛИВЫЙ?

                  1. На темном листе блестела одна единственная ДОЖДЕВАЯ капля.

                  2. День обещал быть ветреным и ДОЖДЕВЫМ.

                  3. Сдвигая вековые камни, обрушились вниз ДОЖДЕВЫЕ потоки.

                  4. ДОЖДЕВЫЕ воды заполнили овраги.

                  6. Укажите слово, заимствованное из французского языка?

                  1. аквариум 2. апрель 3. дезинфекция 4. штаб

                  7. В каком ряду все слова являются архаизмами?

                  1. Пиит, барышня, околица, зипун. 2. Око, перст, шуя, десница.

                  1. Лапоть, льзя, ветрило, толмач. 4. Рыбарь, брадобрей, отрок, челядь.

                  8. Какое слово является диалектным?

                  1. Сарафан 2. Тубус 3. Компьютер 4. Серчать

                  9. Какое слово является профессиональным?

                  1. Урна 2. Рейс 3. Аккомпанемент 4. Нож

                  10. Какой фразеологизм имеет значение «преувеличивать»?

                  1. Витать в облаках 2. Со всех ног 3. Сгущать краски 4. Тертый калач

                  11. Какие фразеологизмы являются синонимичными?

                  1. Со всех ног - во всю прыть 2. Непочатый край – шагу некуда ступить

                  3. Вывести на чистую воду-дать маху 4. Рукой подать – лезть на стену.

                  12. Для какого фразеологизма источником является художественная литература?

                  1. Тришкин кафтан 2. Бить баклуши 3. Манна небесная 4. Тихой сапой

                  Прочитайте текст. Выполните задания

                  (1) Ямщик снял тяжелый тулуп, потушил свечку и полез на печь. (2) Разом все уснули. (3) Но ночью ему захотелось пить, и он проснулся. (4) В полудреме он надел валенки, доковылял до стола, глотнул воды из чайника и сел перед окном на табуретку. (5) Луна была за тучками, и сквозь маленькое окошко сугробы снега казались черно – синими. (6) «Как белка в колесе целый день, устали!»- подумал ямщик. (7) За окном ему почудился стук. (8) Это был даже не стук, а скрип снега под чьими - то тяжелыми шагами. (9) Вот во тьме что-то тяжелое вздохнуло, зашевелилось, заворочалось, и он понял, что это мимо окна прошел медведь. (10) Но вот из-за быстрых туч стремительно выкатилась луна. (11) Сугробы засверкали мягким матовым блеском, и ямщик увидел, что медведь этот вовсе не медведь, а просто это отвязавшаяся лошадь ходит вокруг саней и ест сено. (12) «Разгулялась-то ночью, а ну ступай в стойло» - проговорил он.

                  13. Какое утверждение неверно?

                  1. В предложении 5 представлено описание.

                  2. Предложение 6 – это предложение с прямой речью.

                  3. В предложениях 1,3,4 перечисляются последовательные действия героя.

                  4. Предложение 7 связано с предыдущим с помощь синонимов.

                  1. Выпишите из предложений 1 – 3 устаревшие слова.

                  2. Выпишите фразеологизм из текста.

                  3. Для прилагательного из предложения 8 подберите антоним. Запишите антоним.

                  4. Среди предложений 11-12 найдите диалектизм. Выпишите его.

                  5 Среди предложений 1-6 найдите предложение, в котором используется эмоционально-окрашенное слово. Выпишите это слово.

                  6. Выпишите грамматическую основу предложения 1.

                  videouroki.net


                  Смотрите также