Контрольный диктант в 11 классе № 3
24.09.2014 15330 0Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям учебной программы. на начало учебного года.
Содержание контрольной работы направлено на выявление уровня развития умений выбора постановки знаков препинания:
- при однородных членах предложения;
- при обособленных определениях и обстоятельствах;
- при уточняющих членах предложения;
- в сложных предложениях.
Условий для написания:
- проверяемых безударных гласных и проверяемых согласных в корне слова;
- приставок и предлогов;
- безударных падежных окончаний существительных, прилагательных и причастий;
- написание сложных прилагательных;
- не с разными частями речи;
- написание н-нн в прилагательных и причастиях;
- написание з-с на конце приставок.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
- выполнение синтаксического разбора сложного предложения;
- фонетический разбор слова;
- разбор слова по составу;
- разбора словосочетаний.
К реке
Светлою лентой вьётся Яик среди пойменных лугов, изрезанных бесчисленными притоками и рукавами, серебряной дорогой уходит в пойменные леса.
Тихий летний вечер. Багровея, катится к горизонту большое солнце.
Путь до реки не близкий - около двух вёрст. И в это время, когда солнце катится к закату, а лощины заволакиваются лиловой дымкой, женщины обычно не ходят в одиночку по воду.
Сверкающая река встретила мягкой прохладой. С её просторов дул свежий ветер. Вдаль уходило окаймлённое бархатной зеленью берегов дрожащее живое серебро воды.
Весной, во время паводка, Яик выходил из берегов, мутные воды захватывали огромные пространства, плескались над залитыми лугами, в затопленных лесах гуляла рыба. А сейчас, в разгаре лета, река была светла и нетороплива, величаво несла она свои воды к далёкому морю.
Вечерний воздух зазвенел от лягушиных трелей. В осоке пересохших ручейков, в зеленовато-синей слизи стоячей воды затаились пучеглазые певцы и оглашали хрупкую тишину бесконечными руладами.
Вот в омуте лениво плеснулась огромная рыба, где-то гулко закричал удод, словно будил сонную лень реки, донёсся далёкий крик кулика.
Все эти звуки слились в пёструю симфонию.
( 171 слово) (По Х. Есенжанову)
Грамматические задания
1. Сделать фонетический разбор слова:
Вьётся - 1-й вариант багровея - 2-й вариант
2. Разобрать слова по составу:
Пойменных, изрезанных, заволакиваются - 1-й вариант
сверкающая, бесчисленными, захватывали - 2-й вариант
3.Выписать из текста по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи и разобрать их:
1 – 4 абзацы - 1-й вариант остальной текст - 2-й вариант
4.Сделать синтаксический разбор предложения:
И в это время, когда солнце катится к закату, а лощины заволакиваются лиловой дымкой, женщины обычно не ходят в одиночку по воду. - 1-й вариант
Вот в омуте лениво плеснулась огромная рыба, где-то гулко закричал удод, словно будил сонную лень реки, донёсся далёкий крик кулика. - 2-й вариант
tak-to-ent.net
Контрольные диктанты (4 класс).
I четверть.
1. Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение» «Удивительный случай».
2. Контрольный диктант № 2 по теме «Простое предложение. Предложения с однородными членами» «Последняя песня».
II четверть.
3. Контрольный диктант № 3 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов» «Бобрёнок».
4. Контрольный диктант № 4 (итоговый) за 1 полугодие (административный).
III четверть.
5. Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных» «На реке».
6. Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» «Музыкант».
7. Контрольный диктант № 7 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных» «Пахучее облако».
IV четверть.
8. Контрольный диктант № 8 по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» «Весна».
9. Контрольный диктант № 9 по теме «Правописание глаголов с -тся, -ться. Буква ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» «Рассвет в лесу».
10. Контрольный диктант № 10 (итоговый) за курс 4 класса (административный).
I четверть.
1.Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение».
Удивительный случай.
Лес переливался весёлыми звёздами росы. Раздавались птичьи голоса. Во мху таились крепкие молодые боровички. По веткам сосны прыгала молодая белочка.
Вот она спустилась на землю, пересекла полянку, подобралась к белому грибу. Вдруг появилась старая лисица. Белочка заметила опасность, мигом очутилась она на высокой берёзе.
Лисица сторожила за кустом. Белочка заметила её, пробралась на самый кончик гибкой берёзовой веточки, сжалась в комок и прыгнула. Но не долетела до спасительной сосны, а упала на лисью спину. Лиса ужасно испугалась и бросилась бежать.
Задание:
(Н) Обозначить графически изученные орфограммы.
2.Контрольный диктант № 2 по теме «Простое предложение. Предложения с однородными членами».
Последняя песня.
Давно ушёл с болота медведь к берлоге. Снялись журавли, последний раз махнули крылом и улетели.
Лес утих, приготовился к предзимью, к густым дождям. Последнюю песню в лесу всегда поёт лось. Большой и мудрый житель тайги выходит на край мохового болотца. Долго слушает, а потом запрокидывает тяжёлые рога, поднимает голову и трубит в осеннюю чистоту неба. Молчат и лес, и ветер, и вода в озере.
Трубный звук долго гудит под огнём берёз. Лес слушает свою последнюю песню, верит трубной клятве перед зимним ненастьем.
Задание:
(Н) Обозначить графически однородные члены в двух предложениях.
II четверть.
3.Контрольный диктант № 3 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов».
Бобрёнок.
Снег весной растаял, вода поднялась и затопила бобровую хатку. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась ещё выше, и бобрята расплылись в разные стороны.
Самый маленький бобрёнок выбился из сил и стал тонуть. Я заметил его, вытащил из воды и принёс домой.
За печкой он почистился, высушился, потом нашёл веник, уселся на задние лапки и стал его грызть. Утром стружки валялись по всему полу, а у стола ножка стала тоненькой. Это бобрёнок постарался! Вода в реке спала, и я выпустил зверька.
Задание:
(Н) Составить схемы двух сложных предложений.
Обозначить графически однородные члены в двух предложениях.
4.Контрольный диктант № 4 (итоговый) за 1 полугодие (административный).
III четверть.
5.Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных».
На реке.
Дорога шла через рожь. Всё по пути мне было интересно. Вот пробежала мышь. Вот в лесу послышался плач. Это сыч затянул свою песню.
Мы подошли к реке, сбросили на траву тяжёлые рюкзаки, приготовили удочки. Наступила ночь, и рыбная ловля началась. Кругом стояла тишь, только камыш тихо шептался с рекою. Скоро у меня показался большой ёрш, а у отца на толстой леске бился огромный лещ.
Вот и полночь. Мы быстро сделали шалаш.
Утром, только проглянул луч солнца, мы были на ногах. Рождался новый день.
Задание:
(Н) Обозначить орфограмму – мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Выполнить морфологический разбор имени существительного: 1 вариант – с рекою; 2 вариант – в лесу.
Записать 5 несклоняемых имён существительных.
6.Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных».
Музыкант.
Жил в деревне старый охотник. Он очень любил музыку. Обычно сидит по вечерам на завалинке и играет на скрипке.
Однажды знакомый крестьянин говорит ему: «Брось ты скрипку, берись за ружьё. Я сейчас медведя видел в лесу».
Взял старик ружьё, пошёл в лес. Тишина. И вдруг с опушки послышался протяжный красивый звук. Словно струна поёт.
Старик подкрался и увидел на опушке разбитое грозой дерево.
Из него торчали длинные щепки. Под деревом сидел медведь. Схватил он одну щепку лапой, потянул и отпустил. Раздался звенящий звук.
Брёл охотник по тропинке и думал о медведе. В их местности не слыхали о таком чуде. Медведь играл на разбитом грозой дереве!
Не смог музыкант стрелять в музыканта.
Задание:
(Н) Обозначить орфограмму – безударную гласную в падежных окончаниях имён существительных.
7.Контрольный диктант № 7 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных».
Пахучее облако.
Недавно я встретил пахучее облако.
Я сидел в сосновом бору у крохотного озера. Вода в нём сегодня была жёлтой. Из озера то и дело выпрыгивала блестящая рыба, и по воде расходились упругие круги.
Я долго не мог ничего понять. Но потом взглянул вверх, и всё стало ясно. Над бором опускалось большое рыжее облако. Это цвели сосны. Лёгкая пыльца садилась на землю, на воду. На вкус она была сладкой, пахла хвоей.
Рыбы оказались догадливей меня. Они сразу смекнули, что облако не только пахучее, но и вкусное.
Задание:
(Н) Обозначить орфограмму – гласную букву в безударных окончаниях имён прилагательных.
IV четверть.
8.Контрольный диктант № 8 по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов».
Весна.
Три месяца ты можешь наблюдать ход весны. Хорошо, если ты шагаешь вместе с ней, смотришь, думаешь, запоминаешь.
Вчера ты шёл в школу под зимним небом, а сегодня в небе – весна. Поле чернеет проталинами, и ты чувствуешь запах оттаявшей земли. И ты скажешь: «Этого ещё вчера не было».
Лужайка меняет свой вид после тёплого дождя. Она начинает зеленеть иголочками молодых травинок. В синем небе трепещет, дрожит, медленно исчезает в вышине золотая звёздочка. Это жаворонок взлетает над лугом. Его звонкий голос ты всегда услышишь в ясный весенний день.
Задание:
(Н) Обозначить орфограмму в глаголах с безударными личными окончаниями.
9. Контрольный диктант № 9 по теме «Правописание глаголов с -тся, -ться. Буква ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа».
Рассвет в лесу.
Если ночуешь в лесу, то всегда просыпаешься раньше. Но не потому, что спишь не на мягкой постели. Удивительный мир начинается рядом с твоей палаткой. Вот по лесной тропинке бежит ёжик. Вот краснеет ягодка душистой земляники, и солнечный луч играет на её влажном от росы пушке. Мотылёк проснулся и уже завтракает, погружает в сладкий сон свои губы.
Сидишь у палатки, смотришь вокруг, дышишь и не надышишься лёгким, свежим воздухом. Свежесть росистой травы наполняет бодростью ваше тело.
Задание:
(Н) Выписать из текста глагол, в котором имеется такой состав: 1 вариант – приставка, корень, окончание, суффикс; 2 вариант – приставка, корень, суффикс, окончание.
Обозначить графически однородные сказуемые во всех предложениях.
Выписать из текста 2 глагола, в которых: 1 вариант – звуков больше, чем букв; 2 вариант – букв больше, чем звуков.
10.Контрольный диктант № 10 (итоговый) за курс 4 класса (административный).
infourok.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
города Березники Пермского края
Итоговые контрольные работы по русскому языку
(диктант/ грамматическое задание) в 5-11 классах
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Белозерова Валентина Александровна
г. Березники, 2013
Итоговый контрольный диктант за курс 5 класса 2012\2013учебный год
Встреча в тайге.
Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на желтой земле уже росли блестящие кустики брусники.
На краю поляны сохранились заросли малины.
Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях.
Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться.
Вот из куста высунулся черных нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать.
В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком?
(99 слов)
(По В.Бианки)
Грамматическое задание:
1 вариант.
1. Выпишите слова с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова». Обозначьте орфограмму.
2. Разберите слова по составу: «показались», «малинник».
3. Произведите морфологический разбор слова «(из) кустарника».
2 вариант.
1. Выпишите слова с орфограммой «Буквы О - Ё после шипящих в корне слова». Обозначьте орфограмму.
2. Разберите слова по составу: «опустела», «медведица».
3. Произведите морфологический разбор слова «срывал».
Итоговый контрольный диктант за курс 6 класса 2012\2013 уч.год.
Поход в лес.
Утром мы отправились в лес. Ярко разгоралась в небе зорька. Первые лучи солнца прорывались через облака и играли с зеленой травой. От такой игры трава на полянках выгорала и желтела.
Маленький ручеек спрятался от солнца в густой траве. Мы расположились на его берегу, загорали и наслаждались летом. Вечером разожгли костер. Он горел очень красиво. Языки этого костра пожирали сухие ветки деревьев одну за другой. Потому на горячих углях мы пекли картошку. Картошка подгорела, но вкуса своего не потеряла. Мы съели ее с большим аппетитом.
Наступила ночь, на небе загорелись звезды. Они вызвали у нас радостное настроение. Мы пели песни и слушали музыку. Горящие звезды освещали наши счастливые лица.
(110 сл.)
Грамматические задания.
1 вариант.
1. Выписать из текста три личных местоимения, образовать от них формы Р.п., Д.п., Т.п.
2. Синтаксический разбор предложения:
Первые лучи солнца прорывались через облака и играли с зеленой травой.
3. Разбор по составу слова: разгоралась, наслаждались, радостное.
2 вариант.
1. Выписать из текста два указательных местоимения, образовать от них формы Р.п., Д.п., Т.п.
2. Синтаксический разбор предложения:
Мы расположились на его берегу, загорали и наслаждались летом.
3. Разбор по составу слов: подгорела, счастливые, расположились.
Итоговый контрольный диктант за курс 7 класса 2012\2013 уч.год
Преодолев подъем, Даша спустилась к морю. Вода по-прежнему была прозрачной. Сквозь нее в глубине можно было рассмотреть растения подводного мира. В зарослях водорослей проносились непуганые стайки рыбешек, молниеносно исчезавших из виду. Слева она увидела огромный камень, обвешанный водорослями. Вдоль берега тянулось углубление, заполненное водой. Казалось, это была та же ямка, в которой девочка когда-то нашла камень удивительной формы.
Впервые оказавшись здесь, Даша, покачивая ручонками, сначала опустила одну, затем другую ногу и на цыпочках вошла в воду. Не заходя вглубь, нагнувшись над отшлифованными морским прибоем камнями, в течение нескольких секунд в ничем не нарушаемой тишине она наблюдала за хорошо видимой подводной жизнью. Тут-то она и заметила его. Бледно-голубой камень с прожилками, будто искусно нарисованными художником, поразил ее.
(116 слов)
Грамматические задания.
1 вариант.
1. Разбор по составу слов: проносились, заполненное, покачивая.
2. Морфологический разбор слова «нарисованными».
3. Синтаксический разбор предложения:
Преодолев подъем…
2 вариант.
1. Разбор по составу слов: оказавшись, нарушаемой, поразил.
2. Морфологический разбор слова «отшлифованными».
3. Синтаксический разбор предложения:
Слева она увидела…
Итоговый контрольный диктант за курс 8 класса 2012\2013 уч.год.
На реке.
Река шла причудливыми изгибами. Над бегущей водой беспрерывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы, а в вышине неподвижно парили огромные ястребы. Песчаные косы, перемытые речной водой и перевеянные ветром, поросли цветами.
Сосновые сухие ветки леса по берегам перемешивались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи. Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали через реку над прозрачной водой, как будто медные литые мосты. Лес тянулся почти на двести километров, и не было поблизости никакого жилья. Лишь кое-где на берегах стояли шалаши смолокуров, и изредка тянуло по лесу сладковатым дымком тлеющего смолья.
Удивительнее всего в этих местах был воздух. В нём была полная и совершенная чистота. Эта удивительная чистота придавала особую резкость всему, что было окружено этим воздухом. Каждая сухая ветка сосны была видна среди тёмной хвои очень далеко.
(127 слов)
Грамматические задания.
1.Произвести синтаксический разбор предложений:
Песчаные косы… Каждая сухая ветка…
2. Выписать из этих предложений 2 подчинительных словосочетания и разобрать их.
3. Объяснить правописание н-нн в словах: песча(н,нн)ые, перевея(н,нн)ые, повале(н,нн)ые, окруже(н,нн)о.
Итоговый контрольный диктант за курс 9 класса 2012\2013 уч.год
Ночью.
Ночь была темной. Луна хотя и взошла, однако же ее скрывали густые облака, покрывавшие горизонт. Совершенная тишина царствовала в воздухе. Ни малейший ветерок не рябил гладкую поверхность заснувшей реки, быстро и молча катившей свои воды к морю. Кое-где только слышался легкий плеск у крутого берега от отделившегося и упавшего в воду комка земли. Иногда утка пролетала над нами, и мы слышали тихий, но резкий свист ее крыльев. Порой сом всплывал на поверхность воды, высовывал на мгновенье свою безобразную голову и, хлестнув по струям хвостом, опускался в глубину. Опять все тихо.
Вдруг раздается глухой, протяжный рев и долго не проходит, как будто застывая в безмолвной ночи. Это олень бродит далеко-далеко и зовет самку. Сердце трепещет от этого звука у охотника, и перед глазами его ясно рисуется гордый рогаль, тихо пробирающийся по камышу.
Лодка между тем незаметно скользит, подвигаемая осторожными ударами весел. Высокая неподвижная фигура Степана неясно вырисовывается на горизонте. Белое длинное весло его двигается неслышно взад и вперед и только изредка переносится с одной стороны лодки на другую.
(167 слов)
(По И. Бильфельду)
Грамматическое задание.
Фонетический разбор слова «хлестнув».
Морфемный разбор слов: продвигаемая, вырисовывается, застывая.
Синтаксический разбор предложений:
Сердце трепещет…
Иногда утка…
Итоговый контрольный диктант за курс 10 класса 2012\2013 уч.год.
Под лёгким дуновением взволнованного ветерка море вздрагивает, покрывается мелкой нечаянной рябью, ослепительно ярко отражающей солнце, и улыбается голубому небу тысячами серебряных улыбок. В пространстве между морем и небом носится весёлый плеск волн, взбегающих на пологий берег песчаной косы. Всё наполнено живой, невиданной радостью: звук и блеск солнца, ветер и солёный аромат, раскалённый воздух и жёлтый песок. Узкая длинная коса, вонзённая острым шпилем в бескрайнюю пустыню воды, играющей солнцем, теряется там, где знойная мгла прячет землю. В этот день даже чайки истомлены зноем: с раскрытыми клювами и опущенными крыльями они сидят на песке или лениво качаются на волнах.
Вот солнце начинает спускаться в море, и неугомонные волны, играя весело, шумно, а иногда мечтательно, лениво плещутся о берег. Сквозь их шум до берега долетают не то кем-то оброненные слова, не то куда-то зовущие крики.
Вот солнце садится, на жёлтом горячем песке лежит розоватый отблеск его лучей. Всё готовится к ночному покою: и жалкие прибрежные кусты, и перламутровые облака, и волны, взбегающие на берег. Одинокий огонь костра, зажжённого путником-бессребреником, то ярко вспыхивает, то угасает. Ночь ложится желанной прохладой на море, посеребрённое луной, и синее небо, усеянное звёздами, шатром защищает землю.
( По М.Горькому)
Грамматическое задание.
Выписать из 2 предложения 2 подчинительных словосочетания и разобрать их.
Синтаксический разбор предложений:
Ночь ложится….
Узкая длинная коса…
В этот день даже чайки…
Итоговый контрольный диктант за курс 11 класса 2012\2013 уч.год.
Уже в сумерках стал наконец надвигаться своей чернотой остров, как будто насквозь просверленный у подножия красными огоньками, ветер стал мягче, теплей, по волнам, переливавшимся, как чёрное масло, потекли золотые удавы от фонарей пристани. Потом вдруг загремел и шлёпнулся в воду якорь, наперебой понеслись отовсюду яростные крики лодочников, и сразу стало на душе легче, ярко засияла кают-компания, захотелось есть, курить, двигаться. Через десять минут семья из Сан-Франциско сошла в большую барку, через пятнадцать ступила на камни набережной, а затем села в светлый вагончик и с жужжанием потянулась вверх по откосу. Сладко пахнет в Италии земля после дождя, и свой, особый запах есть у каждого её острова!
Остров Капри был сыр и темен в этот вечер. Но тут он на минуту ожил, кое-где осветился. На верху горы уже опять стояла толпа тех, на обязанности которых лежало достойно принять господина из Сан-Франциско. Были и другие приезжие, но не заслуживающие внимания: несколько русских, поселившихся на Капри, неряшливых и рассеянных, в очках, с бородами, с поднятыми воротниками стареньких пальтишек, и компания длинноногих круглоголовых немецких юношей в тирольских костюмах и с холщовыми сумками за плечами, не нуждающихся ни в чьих услугах и совсем не щедрых на траты.
Господин из Сан-Франциско, спокойно сторонившийся и тех, и других, был сразу замечен. Ему и дамам торопливо помогли выйти, перед ними побежали вперёд, указывая дорогу. Всё было похоже на то, что это в честь гостей из Сан-Франциско ожил каменный сырой городок на скалистом островке в Средиземном море, что это они сделали таким счастливым и радушным хозяина отеля и только их ждал китайский гонг, завывавший по всем этажам сбор к обеду, едва вступили они в вестибюль.
( По И.Бунину)
Грамматическое задание.
Выписать из 2 предложения 2 подчинительных словосочетания и разобрать их.
Синтаксический разбор предложений:
На верху горы…
Сладко пахнет…
Через десять минут…
Список использованной литературы
Диктанты: Тренинг и контроль: Книга для учителя 5-11 классов. М.: Материа Альфа, 2003.
Диктанты, изложения, тренировочные упражнения. 5-11 классы. Авт.-сост.Гринин Л.Е., Кочетов Н.С. Издательство «Учитель», 2008.
Диктанты по русскому языку для 5-11 классов. Минск: Юнипресс, 2002.
Диктанты и повторение материала 5-11 классы. К.А.Войлова, В.В.Леденева и др. http://www.claw.ru/1news/diktanty/diktanti-i-povtorenie-materiala-5-11-klassi.html
doc4web.ru
Запишите текст под диктовку, нумеруя каждое предложение.1) Я погасил костёр и пошёл вниз по реке. 2) С каждым шагом она казалась загадочнее и живописнее. 3) То по крутым берегам серой стеной стояло осиновое мелколесье, то дуплистая ива лежала поперёк реки, то река уходила торжественным поворотом в леса.4) У берегов вода то струилась по перемытым пескам, то стояла глухими глубокими омутами. 5) На краю омутов были неясно видны валявшиеся на дне морёные дубы.6) В одном месте открылся косогор, а в зарослях клёнов видна старенькая часовня с заржавленным куполом.7) На закате я вышел к просёлочной дороге. 8) Она шла вдоль берега. 9) Снова на реке появились заросшие травой плоты. 10) Издали они казались островами. 11) Солнце садилось, и на одном плоту что-то нестерпимо блестело.12) Я осторожно перешёл на плот, нагнулся и увидел обыкновенную бутылку, внутри было сложенное письмо. 13) Я вытащил его, но прочесть не смог. 14) Оно написано было бледным карандашом, а сумерки быстро сгущались. 15) Мне надо было торопиться. 16) Из зарослей тянуло запахом листьев, на полянах стоял неясный свет, а высоко в небе догорало багровым пламенем облако.(По К. Паустовскому)
Задание к тексту контрольного диктанта по ССП.
1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «живописнее» (предложение 2).а) написанная живописцемб) созданная с помощью красокв) красивая, достойная кисти художникаг) образная, выразительная
2. Замените указанное в вашем варианте слово стилистически нейтральным синонимом.
1 вариант | 2 вариант |
валявшиеся (предложение 5) | вытащил (предложение 13) |
3.
1 вариант | 2 вариант |
Из 1-2 предложений выпишите слово с безударной непроверяемой гласной в корне. |
Из 16 предложения выпишите слова с чередующейся гласной в корне. |
4.
1 вариант | 2 вариант |
Из 9 предложения выпишите слова с неизменяемыми приставками. |
Из 7-11 предложений выпишите слово с приставкой, правописание которой зависит от глухости/звонкости последующего согласного. |
5.
1 вариант | 2 вариант |
Из 1-3 предложений выпишите прилагательное, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В отымённых прилагательных, образованных при помощи суффиксов –онн, -ённ, -енн, в суффиксах пишется НН». | Из 12-16 предложений выпишите причастие, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах кратких страдательных причастий пишется Н». |
6. Укажите, сколько грамматических основ в
1 вариант | 2 вариант |
предложении 3 | предложении 12 |
7. Сделайте синтаксический разбор.
1 вариант | 2 вариант |
предложения 11 | предложения 14 |
Ответы.
1. в2. 1 вариант – лежавшие; 2 вариант – вынул3. 1 вариант – костёр; 2 вариант – зарослей, догорало4. 1 вариант – снова, появились, заросшие; 2 вариант – издали5. 1 вариант – торжественным; 2 вариант – написано6. 1 вариант – 3; 2 вариант – 2
www.seznaika.ru
Приложение
Стартовый контрольный диктант.
Ночное приключение
В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие в резиновой лодке. Никому ничего не сказав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух — всё это нехорошо воздействовало на нас.
В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперед.
Мы плыли медленно по течению реки Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защелкал соловей, за ним другой. Мы восхищались соловьиным пением и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костер и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.
(150 слова)
Контрольное изложение
ЗЕМЛЯ
Городской человек редко встречается с землей. Земля скрыта от его глаз каменными плитами, застывшей лавой асфальта. Она покоится в глубине черная, бурая, красная, серебристая. Она задержала дыхание и затаилась. Городской человек не знает, чем пахнет земля, как она дышит в разные времена года, как страдает от жажды, как рожает Хлеб. Он не ощущает, что вся его жизнь, его благополучие зависит от земли. Не переживает за сухое лето, не радуется обильному снегопаду. А иногда боится земли, как смутной незнакомой стихии. И тогда в душе затихает необходимое, естественное чувство сыновней любви к земле.
В деревне мы с мамой ходили босиком. Сперва это было довольно трудно. Но постепенно на ногах образовались естественные подошвы и ноги перестали чувствовать мелкие уколы. Эти подошвы верно служили мне — не снашивались, не протирались. Правда, их нередко приходилось заливать йодом. А перед сном — мыть...
Мать приучала меня к земле, как птица приучает своего птенца к небу, а белая медведица приваживает медвежонка к морю. На моих глазах черная земля становилась зеленой, потом разливалась легкая голубизна, потом мерцала бронза — так рождается лен.
По-настоящему земля открылась мне на войне. Сколько земли перекопал, перелопатил я за войну. Я рыл окопы, траншеи, землянки, ходы сообщения, могилы... Я рыл землю и жил в земле. Я узнал спасительное свойство земли: под сильным огнем прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. Это была земля моей матери, родная земля, и она хранила меня с материнской верностью.
Я увидел землю так близко, как раньше никогда не мог увидеть. Я приблизился к ней, как муравей. Она липла к моей одежде, к подметкам, к лопате — я весь был намагничен, а она железная. Земля была мне и убежищем, и постелью, и столом, она гремела и погружалась в тишину. На земле жили, умирали, реже рождались.
Ю. Яковлев. 284 слова.
Задания:
1. Напишите подробное изложение, используя предложения с однородными членами.
2. Объясните написание слов: каменные, не ощущает, незнакомой, затихает, нередко, по-настоящему, прижимался, увидел, приблизился.
Контрольный диктант по теме: « Обособленные члены предложения».
Город, в котором я родился, имеет очень живописное местоположение. Он мирно раскинулся на нескольких холмах, по обоим берегам реки, большой и судоходной. Оба берега соединены каменным мостом. По правому, высокому берегу устроен бульвар. В хороший летний вечер городские жители любят гулять по тенистым аллеям бульвара. Летом на бульваре иногда играет военная музыка. Весною толпы народа собираются на бульвар с другой целью. В это время река разливается и часто затопляет левый, более низкий, берег.
Посреди города проходит одна главная улица, довольно широкая и длинная. Она вымощена булыжником; по обеим сторонам идут тротуары. На главной улице встречаются лучшие городские здания, по большей части каменные.
Есть в нашем городе базар. По воскресеньям и средам базар наш бывает очень оживлён. В эти дни крестьяне из окрестных деревень привозят дрова, сено, муку, крестьянки приносят молоко, масло, полотно, грибы, ягоды. Хозяйки спешат на базар запастись провизией, а местные торговцы скупают привезённый товар оптом. Кругом базара идут ряды гостиного двора. Регулярно, раз в году, в нашем городе бывает ярмарка. Тогда базар становится ещё многолюднее.
(167 слов) (Из сборника диктантов В. Покровского)
3. Грамматические задания.
1) Синтаксический разбор предложения.
1 вариант: В это время река разливается и часто затопляет левый, более низкий, берег.
2 вариант На главной улице встречаются лучшие городские здания, по большей части каменные.
2) Разберите слова по составу:
1 вариант: местоположение, собираются, каменный, раскинулся
2 вариант: судоходной, встречаются, длинная, привезённый.
Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения»
Невыносимая жара. Лесные пожары. В речные затоны, тихие и неподвижные, медленно падал дождь из сгоревших березовых листьев. Стаи диких птиц, спасаясь от пожаров, проносились над деревней. А на закатах срывались страшные песчаные бури.
Мне нужно было написать небольшой рассказ, но писать было невозможно. Я ждал осени, ненастья, когда поневоле буду привязан к дому , напишу давным-давно обещанный рассказ. Но пришла осень, зашуршали дожди, и в первый же ненастный день я услышал далекий и печальный крик журавлиных стай, летевших к югу. Я завидовал птицам, потому что скоро блестящая морская волна ударит им в глаза, соленый полуденный ветер взъерошит их перья.
Дожди и ветры уже шумели в лесах, но в зарослях было тепло и тихо. На полянах доцветала белая гвоздика. Из-под земли, похожей на золу, ползли грибы-крепыши.
В ту осень я не написал ни строчки. Не хотелось . Напишу зимой
(По К. Паустовскому)
Контрольный диктант по теме»Однородные члены предложения»
За долгие тысячелетия, которые насчитывает наша цивилизация, люди укрывали от посторонних глаз множество различных кладов: благородных металлов, драгоценных камней, прочих ценностей. Где только не прятал человек свои богатства: на необитаемых островах и в дремучих лесах, высоко в горах и глубоко под землей, в роскошных дворцах и ветхих лачугах, в специально оборудованных тайниках и случайно оказавшихся под рукой стульях. Спрятанные сокровища, как магнит, притягивают к себе кладоискателей. Некоторые клады имеют прежде всего огромную историческую ценность. Крупнейшие музеи мира гордятся неповторимыми ювелирными шедеврами, которые говорят о многом: о непревзойденном искусстве мастеров, о высоком уровне культуры древних народов. О жизни людей в далеком прошлом, об истории стран и народов рассказывают ученым немые свидетели далеких эпох. Сегодня на помощь кладоискателям приходит современная наука и техника. Чтобы заставить найденный клад заговорить, привлекаются физики и химики, историки и лингвисты, искусствоведы и геологи — словом, специалисты многих отраслей знаний. (141 слово)
(По В. Солоухину)
Контрольный диктант по теме» Вводные слова и предложения»
Напуганный двумя дурными, по его мнению, предзнаменованиями, наш проводник отказался идти дальше. Мы пытались его уговорить. Это, по всей вероятности, нам удалось бы, но один из путников решил над ним подшутить. Проводник рассердился, повернулся и быстро пошел по тропе обратно. Задерживать теперь его было, конечно, бесполезно. Через несколько минут он скрылся в чаще леса. Обсудив положение, мы решили продолжать путь без проводника, но, к величайшей нашей досаде, совсем потеряли тропу и не могли ее найти. Мы направились на шум прибоя. Но наши приключения не закончились. Мы попали в очень глубокие овраги с крутыми склонами. Один раз наш соратник чуть было не сорвался. К счастью, он вовремя ухватился за корни старой ели. Значит, необходимо держаться от берега на незначительном расстоянии, слышать и видеть морскую гладь. К несчастью, мы еще попали в бурелом. Сделав значительный крюк назад, мы благополучно из него выбрались. Посоветовавшись, мы решили идти прямо к морю и продолжать путь. (150 слов)
shafornat.ucoz.ru