Контрольное изложение "Купание медвежат". Контрольное изложение


Контрольное изложение

Русский язык

Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «__»

(4 четверть)

Урок 133

Тема урока: Контрольное изложение

Цель урока:

1. Формировать умения писать изложение по сос­тавленному плану, правильно употреблять глаголы в пись­менной речи, анализировать текст, выяснять лексическое значение слов, заменять одни слова другими — синонимами.

2. Развивать внимание, логическое мышление, орфографические и каллиграфические навыки письма; обогащать словарный запас; активи­зировать связную речь учащихся.

3. Воспитывать любовь к языку, культуре труда.

Тип урока: урок контроля и проверки знаний;

Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; ___________________________

Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый; ___________________________________________________

Оборудование, наглядность, ТСО

Этапы и структура урока.

I. Организационный момент

— Какую тему мы изучаем?

— Какую роль выполняет глагол в речи?

II. Вступительная беседа

— Кто из вас имеет дома животных, птиц?

— Как вы о них заботитесь?

— А как вы их называете?

Отгадайте загадки. О ком в них идет речь?

1) Четыре четырки,

две растопырки,

Седьмой — вертун,

Асам — ворчун.

(Собака)

2) Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди

Лучше в дом не заходи! (Собака)

— А какие пословицы, в которых упоминается собака, вы знаете?

• По хозяину и собаке честь.

• Собака лает — ветер носит.

• Не бойся собаки брехливой, а бойся молчаливой.

• Собака кусает не для лихости, а для сытости.

— А кто из вас читал книгу Г. Троепольского «Белый Бим черное ухо»?

— О чем рассказывается в этой книге?

На охране государственных границ, в милиции, в медицине, в доме — вез­де собаки приносят пользу человеку. Они привыкают к хозяину и остаются им преданными навсегда. Собаки очень тяжело переживают разлуку с теми, кто их приручил.

III. Постановка темы урока

Сегодня мы напишем изложение по тексту Е. Емельянова «Как я купил со­баку». В этом тексте часто встречаются глаголы, ваша задача — правильно употребить их.

IV. Знакомство с текстом, записанным на доске

Как я купил собаку

Охотник продавал собаку. Это была большая, умная собака. Я купил ее. Ее звали Томка. Мы вышли с ней из дома хозяина. Том­ка вздрогнула и оглянулась.

Дома собака опустила мне на колени голову. В ее глазах мель­кнул ужас. Три дня она отказывалась от еды.

Собака мучилась. Я полюбил ее за верность хозяину.

Я вызвал охотника телеграммой. Он приехал. Томка радостно завиляла хвостом, легла на бок.

Собака дала нам хороший урок. Мы поняли, что друзей не про­дают и не покупают.

V. Анализ содержания текста

— О ком этот текст?

— Почему автор вернул охотнику собаку?

— В каких поступках собаки выражалась ее преданность хозяину?

— Какова основная мысль у этого рассказа?

— Как бы вы озаглавили этот рассказ?

— Какой это тип текста? Прочитайте глаголы.

При написании текста-повествования очень важно не нарушить последовательность действий, событий. Прочитайте первое предложение. Теперь прочитайте последнее предложение.

— Почему автор сделал такой вывод?

В своей сказке «Маленький Принц» Сент де Экзюпери написал: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

— Как вы понимаете смысл этого высказывания?

VI. Языковой анализ текста

— Кого продавал охотник?

— Какая это была собака?

— Как она прощалась с родным домом?

— Как собака вела себя в чужом доме?

— Как вы понимаете смысл фраз в ее глазах мелькнул ужас, собака мучи­лась, собака дала нам хороший урок?

— Как она встретила хозяина?

— Какой вывод сделал хозяин?

VII. Орфографическая подготовка

— На какие правила встретились орфограммы в словах?

Правописание не с глаголами. Правописание приставок и предлогов.

Словарные слова: собака, хозяин, колени, охотник, телеграмма, хоро­ший, голова.

Безударные гласные, проверяемые ударением. Смягчающий мягкий знак. Непроизносимые согласные. Парные звонкие и глухие согласные.

VIII. Составление плана

Примерный план:

1. Охотник продал собаку.

2. Томка загрустила.

3. Хозяин приехал за Томкой.

4. Друзей не продают и не покупают.

IX. Повторное чтение текста

X. Письмо изложение. Редактирование текста

3

intolimp.org

Уроки № 97-98. КОНТРОЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ: ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАЗНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ | Поурочные планы по русскому языку 8 класс

Уроки № 97-98. КОНТРОЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ: ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАЗНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ

04.11.2011 16373 1274

 

Уроки № 97-98. КОНТРОЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ: ИСПОЛЬЗОВАТЬ

РАЗНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ

 

Цели: развитие речи учащихся; совершенствование умения исполь­зовать все изученные синтаксические конструкции в передаче содержания текста; закрепление пунктуационного навыка.

Для изложения предлагается два варианта текста. Учитель выбирает один, более приемлемый для данного класса.

I вариант

Свое отношение к переезду в другой город Пятница выражает вполне опре­делённо. «Как я рад, как я рад, что приехал в Волгоград», - твердит то и дело этот маленький волнистый попугай. Там, на севере, он не раз говорил своим хозяевам: «Поехали на юг. здесь холодно». Словарный запас птицы столь велик, что позволя­ет ей вести «беседы» на многие темы: «Вячеслав Иванович, что пишут газеты?»-постоянно спрашивает Пятница главу семьи. Младшему в семье он напоминает: «Игорь, учи уроки!» - и при этом хитро смотрит на мальчика. Ну а к хозяйке чаще приходится обращаться с просьбами вполне житейскими. Впрочем, и их Пятница считает необходимым обосновать: «Валя, открой клетку: я хочу летать. Сижу за решёткой в темнице сырой». Неравнодушен этот кроха к искусству. Он с удоволь­ствием «напевает» украинские песни, которые так любит его хозяйка. На разные лады он повторяет понравившуюся ему фразу: «То ли ещё будет, ой-ой-ой». И хотя хорошо знаешь, что слова Пятницы всего лишь звукоподражание, нет-нет да и усомнишься, а не сознательно ли он употребляет их? Любимая тема попугая - рас­сказ о себе. Перед сном он приговаривает: «Пятничка- красавица! Пятнышко ма­ленькое, солнышко. Птичка хорошая. Умница моя!» - и с этими словами засыпает.

Хозяйка Пятницы - экономист одного из предприятий В. П. Гончарова - го­ворит: «Обучить птицу совсем несложно». И добавляет: «Нужно лишь большое терпение и любовь к тем, кого мы приручаем». Три года назад принесла она домой крошечного птенца. Всей семьёй завоёвывали его доверие, и когда Пятница при­вык, что руки протягивают к нему только с добром, его начали учить. Нелегко да­валась первая фраза: «Пятничка, птичка хорошая». Три месяца Валентина Павловна терпеливо повторяла её попугаю. Но как только он освоил первые слова, учёба по­шла быстрее. Сейчас птица даже сама составляет новые конструкции и удивляет всех тем, что ни одна из них не бывает бессмысленной.

Из газеты

II вариант

Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.

Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь. Но снег был твёрд, и она озабоченно посмотрела по сторонам, словно спрашивая: «Как же теперь быть?»

 

 отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил её кнопками и через каждый сантиметр расставил конопляные зёрна. Пер­вое зёрнышко оказалось в саду, зёрнышко под номером тридцать - в моей комнате.

Синичка всё видела, но долго не решалась слететь на окно. Наконец она схватила первую коноплинку и унесла её на ветку.

Всё обошлось благополучно. Тогда синичка, улучив момент, подобрала зёр­нышко номер два, три...

Но вот осталось последнее зерно. Оно лежало на самом кончике линейки. Синичка, испуганно замирая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате. С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир...

-   Ты здесь живёшь? -Да.

-   А почему здесь нет снега?

Вместо ответа я повернул выключатель.

-   Солнце! - изумилась синичка. - А это что?

-   Это всё книги.

-   Что такое «книги»?

 

-   Они научили зажигать это солнце, растить цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь, и ещё многому другому. А ещё научили насыпать тебе конопляных зёрнышек.

-   Это очень хорошо. А ты совсем не страшный. Кто ты?

-   Я - человек.

 

-    Что такое «человек»? Объяснить это было трудно, и я сказал:

-    Видишь нитку? Она привязана к форточке. Синичка испуганно оглянулась.

-    Не бойся. Я не сделаю этого. Это и называется у нас - человек.

По Е. Носову

4 часа - повторение изученного за год.

 

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.На странице приведен только фрагмент материала.

tak-to-ent.net

Контрольное изложение - Русский язык

Просмотр содержимого документа «Контрольное изложение»

Сжатое изложение в 6 классе

Зимой море замёрзло. Рыбаки всем колхозом собрались на лёд ловить рыбу. Взяли сети и поехали на санях по льду. Поехал и рыбак Андрей, а с ним его сынишка Володя. Выехали далеко-далеко. И куда кругом ни глянь, всё лёд и лёд: это так замёрзло море. Андрей с товарищами заехал дальше всех. Наделали во льду дырок и сквозь них стали запускать сети. День был солнечный, всем было весело. Володя помогал выпутывать рыбу из сетей и очень радовался, что много ловилось. Уже большие кучи мороженой рыбы лежали на льду. Володин папа сказал:- Довольно, пора по домам.Но все стали просить, чтоб остаться ночевать и с утра снова ловить. Вечером поели, завернулись поплотней в тулупы и легли спать в санях. Володя прижался к отцу, чтоб было теплей, и крепко заснул.Вдруг ночью отец вскочил и закричал:- Товарищи, вставайте! Смотрите, ветер какой! Не было бы беды!Все вскочили, забегали.- Почему нас качает? - закричал Володя.А отец крикнул:- Беда! Нас оторвало и несёт на льдине в море.Все рыбаки бегали по льдине и кричали:- Оторвало, оторвало!А кто-то крикнул:- Пропали!Володя заплакал. Днём ветер стал ещё сильней, волны заплёскивали на льдину, а кругом было только море. Володин папа связал из двух шестов мачту, привязал на конце красную рубаху и поставил, как флаг. Все глядели, не видать ли где парохода. От страха никто не хотел ни есть ни пить. А Володя лежал в санях и смотрел в небо: не глянет ли солнышко. И вдруг в прогалине между туч Володя увидел самолёт и закричал:- Самолёт! Самолёт!Все стали кричать и махать шапками. С самолёта упал мешок. В нём была еда и записка: "Держитесь! Помощь идёт!" Через час пришёл пароход и перегрузил к себе людей, сани, лошадей и рыбу. Это начальник порта узнал, что на льдине унесло восьмерых рыбаков. Он послал им на помощь пароход и самолёт. Лётчик нашёл рыбаков и по радио сказал капитану парохода, куда идти.

Задания

      1. Прослушайте внимательно текст.

      2. Озаглавьте его.

      3. Передайте сжато содержание текста.

Изложение с продолжением в 6 классе

В дупле корявого дерева среди глухого леса поселились две совы — серые неясыти.Ранней весной неясыть-самка снесла прямо на трухлявое дно дупла четыре круглых белых яйца.

Совы вылетали из дупла только по ночам, когда все другие птицы спят. Поэтому никто в лесу не знал, где живут эти страшные ночные разбойники.

Не знали этого и крошечные корольки с огненно-жёлтыми шапочками на голове. Они долго искали по всему лесу спокойное место для своего гнезда. В конце концов они выбрали высокую ёлку как раз рядом с корявым деревом, где прятались совы. В начале лета, когда в дупле вылупились совята, корольки тоже устроили себе гнездо.

Высоко над землёй, на самом кончике ветки, они ловко сплели гибкие иглы хвои.Совам казалось снизу, что на широкой еловой лапе перепутались в клубок мелкие веточки. Им и в голову не приходило, что в этом клубке было уютное круглое гнездо из мха, стебельков травы и крепкого конского волоса. Сверху корольки убрали гнездо еловым лишайником, в стенки вплели тонкие паутинки, а внутри выстлали перышками; на эту мягкую подстилку самка отложила восемь розовых с бурыми крапинками яичек, величиной с горошину.

Не прошло и двух недель, как в гнезде у корольков забарахтались голые малютки.Совята к этому времени уже подросли. Старые неясыти ловили ночью в лесу мышей и птиц, разрывали на куски и кормили ими своих голодных пушистых птенцов. Совята становились всё прожорливее.

Они громко требовали себе мяса даже днём, если за ночь родители не успевали досыта накормить их.

Только теперь корольки узнали, какие страшные соседи жили под их гнездом.Ростом корольки были не больше стрекозы. Своими слабыми клювами и лапками они не могли защищаться от свирепых сов.

И всё-таки маленькие птички остались жить рядом с совиным дуплом. По ночам они забирались в своё гнездо, прикрывали собой птенчиков и дрожали от страха при каждом крике голодных совят.

Совы рыскали по всему лесу, но не замечали маленького гнезда корольков у себя над головой.

Наконец совята покрылись перьями, вылетели из гнезда и научились сами себе добывать еду. (По В. Бианки «Лесные разведчики»)

Задания

      1. Прослушайте внимательно текст.

      2. Озаглавьте его.

      3. Передайте сжато содержание текста.

      4. Творческое задание: придумайте продолжение рассказа или ответьте на вопрос: «Почему корольки дрожали от страха при каждом крике голодных совят?»

multiurok.ru

Контрольное изложение "Купание медвежат"

Контрольное изложение

Цель: проверить как сформирован навык письменной речи: умение передавать содержание текста, правильно строить предложения, умение орфографически грамотно записывать текст, соблюдая синтаксические нормы.

Купание медвежат

Охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев.

Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица ис ней два веселых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шею и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не вымыла в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его и тоже выкупала в воде.

Медвежата остались довольны купанием. Им было жарко в густых, лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.

Критерии оценки изложений:

За изложение ставятся отметки:

«5» - правильно передано содержание текста, правильно построены предложения и употреблены слова, нет орфографических и пунктуационных ошибок;

«4» -правильно передано содержание текста, в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, допущены 1-2 орфографические или пунктуационные ошибки;

«3» - при передаче текста допущены существенные отступления от текста, есть недочеты в построении предложений, употреблении слов, допущено 3-5 ошибок в правописании или постановке знаков препинания;

«2» - существенные искажения при передаче авторского текста, нарушен порядок в построении предложений, допущено более 5 ошибок в написании слов.

В 4 классе, с целью обеспечения преемственности в оценке письменных работ учащихся начальной и основной школы, возможно выставление двух отметок: первая – за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность. (Решение о системе оценивания творческих работ учащихся начальных классов принимается на заседании школьного методического объединения и утверждается педагогическим советом.)

Оценка содержания и речевого оформления.

Отметка «5» ставится

за изложение, в котором фактический материал изложен логично, последовательно, полностью передан смысл текста;

Предложения построены в соответствии с синтаксической нормой, точно и правильно подобраны слова. Допускается наличие одной негрубой речевой ошибки.

Отметка «4» ставится за работу, в которой достаточно полно раскрыто содержание, соблюдаются логика и последовательность изложения мысли. В работе допущены не более трех ошибок (содержательных или речевых).

Отметка «3» ставится при недостаточно полном раскрытии темы, нарушении логики и последовательности изложения мысли. Допускается наличие 4-6 ошибок (содержательных или речевых).

Оценка за грамотность.

«5» - допускается несколько исправлений;

«4» - допускается 3 орфографические ошибки, 1 пунктуационная;

«3» - допускается 4-6 орфографических , 2 пунктуационные.

Анализ контрольной работы

Итоги контрольной работы

Класс

В классе учащихся

Писали работу

Отметки

Качество

Степень обученности

«5»

«4»

«3»

«2»

Итог

%

infourok.ru

Контрольное изложение. - Русский язык

Просмотр содержимого документа «Контрольное изложение.»

Контрольное изложение. 5 класс

Цель: проверить как сформирован навык письменной речи: умение передавать содержание текста, правильно строить предложения, умение орфографически грамотно записывать текст, соблюдая синтаксические нормы.

Вариант 1

Барсучонок

Однажды ходили мы с Джеком и Барсиком по лесу. Я грибы собирал, Джек за птичками охотился, а Барсик разных жучков, червячков под листвой отыскивал. Долго бродили и выбрались наконец на полянку. Самое хорошее место посидеть, отдохнуть.

Уселся я под куст, хотел в корзине грибы перебрать. Джек возле меня в холодок улёгся, а Барсик шуршит в кустах. Выбрался, подбежал к нам и вдруг начал носом водить: что – то учуял.

От нас прямо к дуплистому пню побежал и давай лапами труху разгребать. Что там такое, я и не понял. Только слышу, как зажужжит, загудит кто – то. Смотрю: из дупла оса, другая, третья … целый рой. Все над Барсиком кружатся, жужжат, а ему хоть бы что. Шерсть у него густая, попробуй ужаль его! Закусил личинками и как ни в чём не бывало прямо ко мне. А осы за ним. Я корзину с грибами бросил да бежать. Джек тоже удирать пустился.

И всё – таки не удрали. Одна оса меня в шею ужалила, а другая Джека прямо в губу. Один Барсик не пострадал. Он личинками полакомился, а нам с Джеком за его лакомство расплатиться пришлось.

Вариант 2

Купание медвежат

Охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев.

Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица ис ней два веселых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шею и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не вымыла в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его и тоже выкупала в воде.

Медвежата остались довольны купанием. Им было жарко в густых, лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.

Анализ контрольной работы

Итоги контрольной работы

Класс

В классе учащихся

Писали работу

Отметки

Качество

Степень обученности

«5»

«4»

«3»

«2»

Итог

%

multiurok.ru

Урок 164. Контрольное изложение

Цель: проверить умение учащихся передавать содержание повествовательного текста.

Текст читается учителем дважды.

Пеликаний пассажир

Друзья живут в заповеднике. Огромный пеликан и маленький котёнок. Обычно они встречаются после рыбной ловли. Пока пеликан ловит рыбу, котёнок сидит на берегу.

Но вот птица с добычей выбралась на сушу. Раскрыла свой клюв и широко растянула мешок под ним. Тут котёнок не теряется. Он быстро забирается в клюв и лакомится рыбой.

Однажды к пеликану неожиданно подошёл человек. В это время котёнок сидел у птицы в клюве. Пеликан затолкал котёнка в мешок и взмыл в воздух.

Птица делала над озером круг за кругом, пока человек не скрылся в кустах. Тогда птица опустилась и раскрыла клюв. На землю важно вышел путешественник-котёнок.

(По А. Мозгову. 102 слова.)

Слова для справок: заповедник, пеликан, встречаются, раскрыла, растянула, не теряется, лакомится, неожиданно, забирается, путешественник-котёнок.

 

Урок 165. Анализ изложений.Работа над ошибками

Цель: учащиеся совершенствуют умения исправлять ошибки, допущенные в изложении, осознанно применять изученные правила.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.

– Сегодня вы узнаете результаты контрольного изложения, выполните работу над ошибками. В оставшееся время мы повторим изученное о правописании безударных окончаний имён существительных.

III. Анализ изложений. Работа над ошибками.

Учитель сообщает общие результаты изложений. Подробно останавливается на наиболее типичных ошибках, недочётах; даёт рекомендации по выполнению работы над ошибками.

Учащиеся самостоятельно выполняют работу над ошибками, учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.

IV. Письмо по памяти(упр. 551, с. 133–134).

V. Словарно-орфографическая работа.

1. «Угадай словечко».

1. Произведение живописи в красках на холсте, дереве, листе бумаги. (Картина.)

2. Палочка волшебная

Есть у меня, друзья,

Палочкою этой

Могу построить я

Башню, дом и самолёт,

И большущий пароход!

(Карандаш.)

3. Изображение предмета, сделанное карандашом, красками, углём и т. д. (Рисунок.)

4. Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Лётчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина

Называется… (портрет).

А. Кушнер

– Запишите слова в тетрадь; подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить, поставьте ударение.

2. Знакомство с этимологией слова «портрет».

– Это слово пришло к нам из французского языка в начале XVIII века. Образовалось оно от французского слова portraire, что означало «рисовать».

3. Подбор, запись однокоренных слов; объяснение их значений.

Портретик, портретист, портретный, автопортрет, фотопортрет.

– Когда так говорят: живой портрет? (О ком-то, очень похожем на кого-то.)

VI. Работа с учебником.

1. Упражнение в определении падежей имён существительных (упр. 554, с. 135–136).

2. Самостоятельная работа (упр. 553, с. 135).

VII. Домашнее задание:упражнение 555, с. 136; дать письменный ответ на вопрос: как в России создавалась первая газета?

VIII. Итог урока.

– Чем занимались на уроке?

– Что интересного узнали?

 

Урок 166. Контрольный диктант

Цель: проверить уровень усвоения знаний, умений, навыков, полученных учащимися в течение года.

Примерный текст.

Белки

У старой ветвистой ели резвятся весёлые белочки. Рады они тёплому солнцу и молодой зелени. Зверьки сменили к весне свои пушистые серые шубки. Всю долгую зиму жили белки в еловом лесу, скрывались в густой чаще. С ёлки на ёлку носились белочки по лесу, грызли тяжёлые смолистые шишки.

Много забот будет летом у белочки. Нужно выкормить маленьких бельчат, сделать запасы орехов. В голодные годы белка пускается в далёкие и опасные путешествия. Смело она переплывает широкие реки, перебегает открытые поля, забегает в города. Миролюбивые белки не делают вреда. Радостно смотреть на белок в лесу.

(По И. Соколову-Микитову. 92 слова.)

Грамматические задания:

1. Разобрать предложения по членам.

Вариант I – первое предложение.

Вариант II – десятое предложение.

2. Разобрать слова по составу.

Вариант I: ветвистой, грызли, выкормить.

Вариант II: сменили, смолистые, смотреть.

3. Разобрать слово как часть речи.

Вариант I: рады солнцу3 (2-е предложение).

Вариант II: скрывались в чаще3 (4-е предложение).

4. Составить предложение по схеме.

Вариант I Вариант II

какие? где? откуда? какой?

 

Урок 167. Имя прилагательное

Цель: учащиеся обобщают знания о роли прилагательных в речи, их связи с именами существительными, изменении по числам, по родам (в единственном числе), по падежам.

О б о р у д о в а н и е:таблица «Части речи» (см. урок 161).

Ход урока

I. Организационный момент.



infopedia.su

Методическая разработка урока по русскому языку на тему " Контрольное изложение" ( 4 класс)

Русский язык

Тема: Контрольное изложение

Цель: создать условия для развития умения передавать содержание текста в соответствии с алгоритмом написания текста

Познавательные: Анализировать текст, выявлять смысловые и структурные особенности текста. Наблюдать за использованием фразеологизмов в тексте. Обобщать и систематизировать знания о последовательности работы при создании собственного текста.

Регулятивные: Участвовать в обсуждении созданных текстов, высказывать собственную точку зрения, доказывать её.

Коммуникативные: Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в группах.

Оборудование: учебник «Русский язык»

Тип урока: урок систематизации знаний

Форма проведения: урок-практика

Ход урока

(деятельность учителя и учащихся)

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний

I. Организационный момент

 Прозвенел для нас звонок,Начинается урок.Ровно встали, подтянулись,И друг другу улыбнулись.

Запишите число.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы иллюстрации

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

Контрольное изложение

Однажды старик Прохор рассказал мне сказку об осени.

В давние времена сковали кузнецы первое ружьишко. Попало оно в руки к глупому человеку.

Шёл этот человек лесом и увидел, как летят под небесами жёлтые весёлые птицы, пересвистываются, зазывают гостей. Глупый человек ударил по ним из обоих стволов. И полетел золотой пух на землю, упал на леса. И леса посохли. А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались.

Раньше вся птица зимовала у нас. Даже журавль никуда не подавался. Леса и летом, и зимой стояли зелёные. И снега не было. И зимы не было.

Убил человек первую птицу — и загрустила земля. Начались листопады, дожди и холода. И птица от нас отлетает, обиделась на человека. Выходит, что мы себе навредили. А надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.

(По К. Паустовскому)

Примечание. Перед написанием изложения целесообразно провести следующую подготовительную работу.

1. Ответить на вопросы.

  1. О чём рассказывает сказка? Чему она учит?

  2. Как относится рассказчик к поступку героя? С каким настроением рассказывает старик сказку?

  3. Как рассказ характеризует старика Прохора? Какие особенности его речи вы заметили?

  4. Почему его рассказ можно назвать сказкой? Как её можно озаглавить?

Физминутка

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое

высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

ΙΙΙ. Применение нового знания

2. План

  1. Первый выстрел.

  2. Как было раньше.

  3. Загрустила земля.

3. Лексико-орфографическая работа

  1. Объяснить смысл выражений: ударил из обоих стволов; никуда не подавался; крепко беречь.

  2. Обратить внимание на строение предложений.

А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались.

Убил человек первую птицу — и загрустила земля.

Выходит, что мы себе навредили.

А надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.

  1. Обратить внимание на правописание следующих слов: сковали, ружьишко, небесами, зазывают, обоих, никуда, не подавался, начались, листопады, крепко, беречь

4. Выбрать из текста опорные слова и выражения

(записать на доске или в черновики):

  1. сковали ружьишко, попало в руки, ударил из обоих стволов, золотой пух, посохли леса, осыпались листья;

  2. птица зимовала, никуда не подавался, не было зимы;

  3. загрустила земля, обиделись на человека, себе навредили, надобно крепко беречь.

Запись текста по плану

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

ΙV. Домашнее задание

Учить словарные слова

V. Рефлексия

- Какую цель вы ставили себе в начале урока?

-Достигли ли мы с вами поставленной в начале урока цели?

-Со всеми ли задачами мы справились?

Спасибо за урок!

infourok.ru


Смотрите также