Оглавление:
Вопрос №1
Правовые споры и виды социальной защиты
Вопрос №2
Трудовые споры и порядок их разрешения в районном (городском) суде
Задача
использованная литература:
Закон РФ «О благотворительной деятельности»
Закон РФ «О социальной защите инвалидов»
Закон РФ «Об основах социального обслуживания населения»
Кодекс Законов о Труде в РФ
КАЛУЖСКИЙ
КОММУНАЛЬНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ
ТЕХНИКУМ
ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Контрольная работа № 1 вариант № 8
по предмету: «Трудовое право „
на тему:
1.“Правовые споры и виды социальной защиты „
2. “Трудовые споры и порядок их разрешения в районном (городском) суде»
курс 4 группа ЗБ41-У шифр Б-96-128
работа выслана в техникум 19 июня 1998 года
Фамилия КарасевИмя АндрейОтчество Викторович
Домашний адрес:
г. Калуга,
ул. Ленина, 35-63
Оценка ____________ Дата ____________
Подпись преподавателя
______________
Контрольная работа предъявляется при сдаче экзамена.
Правовые споры
и виды
социальной защиты
Виды социальной защиты и льготы при трудовой деятельности устанавливаются:
Указами Президента РФ, предусматриваются в законодательстве и «Кодексе Законов о Труде». Устанавливаемые льготы и социальная защита обязательна для предприятия любого вида собственности находящегося на территории РФ.
Однако в настоящее время, когда работу найти очень сложно, работодатель при заключении трудового договора обычно указывает, что те или иные льготы на его предприятии не действительны.
Ниже приведены статьи КЗоТ принятые для охраны труда молодежи женщин лиц с пониженной трудоспособностью.
Статья 157. Применение труда инвалидов.
В случаях, предусмотренных законодательством, администрация обязана принимать на работу в порядке трудоустройства инвалидов и устанавливать им в соответствии с медицинскими рекомендациями неполное рабочее время и другие льготные условия труда. Привлечение инвалидов к сверхурочной работе, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такая работа не запрещена медицинскими рекомендациями.
Статья 164. Перевод на более легкую работу беременных женщин и женщин,
имеющих детей в возрасте до полутора лет.
Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо они переводятся на другую работу, более легкую и исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. До решения вопроса о предоставлении беременной женщине другой, более легкой и исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов работы она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств предприятия, учреждения, организации. (часть вторая введена Законом РФ от 25.09.92 N 3543-1) Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся на другую работу с сохранением среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет. (в ред. Указа Президиума ВС РФ от 29.09.87)
Статья 165. Отпуска по беременности и родам (в ред. Закона РФ от 25.09.92 N 3543-1).
Женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности — восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов — восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей — сто десять) календарных дней после родов. (в ред. Федерального закона от 24.11.96 N 131-ФЗ) Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.
Статья 167. Отпуска по уходу за ребенком (в ред. Федерального закона от 24.08.95 N 152-ФЗ).
По желанию женщин им предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет может быть использован полностью либо по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом или другими родственниками, опекуном, фактически осуществляющими уход за ребенком. По желанию женщины и лиц, указанных в части второй настоящей статьи, в период нахождения их в отпуске по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому. Отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях). В стаж работы, дающий право на последующие ежегодные оплачиваемые отпуска, время отпуска по уходу за ребенком не засчитывается. За время отпуска по уходу за ребенком сохраняется место работы (должность).
Статья 171. Выдача беременным женщинам путевок в санатории и дома отдыха
и оказание им материальной помощи.
Администрация предприятий, организаций по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия, организации в случае необходимости может выдавать беременным женщинам путевки в санатории и дома отдыха бесплатно или на льготных условиях, а также оказывать им материальную помощь. (в ред. Указа Президиума ВС РФ от 20.12.83)
Статья 177. Запрещение привлекать работников моложе восемнадцати лет
к ночным и сверхурочным работам.
Запрещается привлекать работников моложе восемнадцати лет к ночным и сверхурочным работам и к работам в выходные дни.
Статья 178. Отпуска работникам моложе 18 лет (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 182-ФЗ).
Работникам моложе 18 лет ежегодный оплачиваемый отпуск устанавливается продолжительностью не менее 31 календарного дня и может быть использован ими в любое удобное для них время года.
Указ Президента РФ № 1875 «О дополнительных мерах по социальной защите женщин» запрещает отказывать в приеме на работу и снижать заработную плату по мотивам связанным с беременностью и наличием детей. Запрещается увольнение женщин имеющих детей в возрасте до 3-х лет по инициативе администрации.
ТРУДОВЫЕ СПОРЫ
Органы, рассматривающие трудовые споры
Трудовые споры, возникающие между работником и администрацией предприятия, учреждения, организации, по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде, а также условий трудового договора (контракта) рассматриваются:
1) комиссиями по трудовым спорам;
2) районными (городскими) народными судами.
Трудовые споры по вопросам установления условий труда рассматриваются в соответствии со статьями 219 и 220 настоящего Кодекса.
Порядок рассмотрения трудовых споров
Порядок рассмотрения трудовых споров регулируется настоящим Кодексом и иными законодательными актами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в районных (городских) народных судах определяется, кроме того, Гражданским процессуальным кодексом РСФСР.
Организации и комиссии по трудовым спорам
Комиссия по трудовым спорам избирается общим собранием (конференцией) трудовым коллективом предприятия, учреждения, организации с числом работающих не менее 15 человек.
Избранными в состав комиссии считаются кандидатуры, получившие большинство голосов и за которых проголосовало более половины присутствующих на общем собрании (конференции).
Порядок избрания, численность и состав комиссии, срок ее полномочий определяются общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации.
Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителей председателя и секретаря комиссии.
По решению общего собрания (конференции) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации могут быть созданы комиссии по трудовым спорам в подразделениях. Эти комиссии избираются коллективами подразделений и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам предприятий, учреждений, организаций. В комиссиях по трудовым спорам подразделений могут рассматриваться трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.
Компетенция комиссий по трудовым спорам
Комиссия по трудовым спорам является первичным органом по рассмотрению трудовых споров, возникающих на предприятиях, учреждениях, организациях (подразделениях), за исключением споров, по которым настоящим Кодексом и другими законодательными актами установлен иной порядок их рассмотрения.
Трудовой спор подлежит рассмотрению в комиссии по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием представляющей его интересы профсоюзной организации не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с администрацией.
Срок обращения в комиссию по трудовым спорам
Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.
Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации.
Порядок рассмотрения трудового спора в комиссии
Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть трудовой спор в десятидневный срок со дня подачи заявления. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, и представителя администрации. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается лишь по его письменному заявлению. В случае неявки работника на заседание комиссии рассмотрение заявления откладывается. В случае вторичной неявки работника без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии данного заявления с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление повторно.
Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов, представителей профессиональных союзов, действующих на предприятии, в учреждении, организации. По требованию комиссии администрация обязана представлять необходимые расчеты и документы.
Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины избранных в ее состав членов.
Порядок принятия решения комиссией по трудовым спорам
Комиссия по трудовым спорам принимает решение большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Член комиссии, не согласный с решением большинства, обязан подписать протокол заседания комиссии, но вправе изложить в нем свое особое мнение.
Копии решения комиссии вручаются работнику и администрации в трехдневный срок со дня принятия решения.
Перенесение рассмотрения трудового спора в районный (городской) народный суд и обжалование решения комиссии по трудовым спорам
Если комиссия по трудовым спорам в десятидневный срок не рассмотрела трудовой спор, кроме случаев, указанных в части первой статьи 206 настоящего Кодекса, заинтересованный работник вправе перенести его рассмотрение в районный (городской) народный суд.
Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано заинтересованным работником или администрацией в районный (городской) народный суд в десятидневный срок со дня вручения им копий решения комиссии. Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в приеме заявления. Признав причины пропуска уважительными, суд может восстановить этот срок и рассмотреть спор по существу.
Исполнение решений комиссии по трудовым спорам
Решение комиссии по трудовым спорам (кроме решений о восстановлении на работе) подлежит исполнению администрацией предприятия, учреждения, организации в трехдневный срок по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.
Порядок исполнения решения комиссии по трудовым спорам о восстановлении на работе незаконно переведенного работника регулируется статьей 215 настоящего Кодекса.
В случае неисполнения администрацией предприятия, учреждения, организации решения комиссии в установленный срок работнику выдается комиссией по трудовым спорам удостоверение, имеющее силу исполнительного листа.
Удостоверение не выдается, если работник или администрация обратились в установленный срок с заявлением о разрешении трудового спора в районный (городской) народный суд.
На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения в районный (городской) народный суд, судебный исполнитель приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.
В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.
Трудовые споры, рассматриваемые в районных (городских) народных судах
В районных (городских) народных судах рассматриваются трудовые споры:
по заявлению работника, администрации или соответствующего профессионального союза, защищающего интересы работника, являющегося членом этого профсоюза, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам;
по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам противоречит законодательству.
Непосредственно в районных (городских) народных судах, рассматриваются трудовые споры по заявлениям:
работников предприятий, учреждений, организаций, где комиссии по трудовым спорам не избираются или почему-либо не созданы;
работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора (контракта), об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы;
администрации о возмещении работником материального ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации (статья 122).
Непосредственно в районных (городских) народных судах рассматриваются также споры об отказе в приеме на работу:
лиц, приглашенных в порядке перевода с другого предприятия, из учреждения, организации;
молодых специалистов, окончивших высшее или среднее специальное учебное заведение и направленных в установленном порядке на работу на данное предприятие, в учреждение, организацию;
других лиц, с которыми администрация предприятия, учреждения, организации в соответствии с законодательством была обязана заключить трудовой договор.
Сроки обращения за разрешением трудового спора
в районный (городской) народный суд
Заявление о разрешении трудового спора подается в районный (городской) народный суд в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по делам об увольнении — в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Для обращения администрации в суд по вопросам взыскания с работника материального ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации, устанавливается срок в один год со дня обнаружения причиненного работником ущерба.
В случае пропуска по уважительным причинам сроков, установленных в настоящей статье, они могут быть восстановлены судом.
Задача
Новикова работала бухгалтером на полставки 4 часа ежедневно. Оформляя отпуск, она узнала, что вместо 24 дней ей предоставили только 12, сократив отпуск пропорционально продолжительности ее рабочего времени. Новикова с этим не согласилась и возбудила правовой спор. Как трудовое законодательство регулирует работу на условиях неполного рабочего времени? Решите данный спор.
Согласно статьи 49 (Неполное рабочее время) КЗоТ РФ, которая гласит:
По соглашению между работником и администрацией может устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. По просьбе беременной женщины, женщины, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка — инвалида до шестнадцати лет), в том числе находящегося на ее попечении, или лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, администрация обязана устанавливать им неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. (в ред. Закона РФ от 25.09.92 N 3543-1)
Оплата труда в этих случаях производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.
Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав. (в ред. Указа Президиума ВС РФ от 29.09.87)
Новикова совершенно верно возбудила трудовой спор. Ей обязаны предоставить полный отпуск — 24 рабочих дня.
Карасев Андрей Викторович группа ЗБ-41У Трудовое право
www.ronl.ru
1. Дайте понятие трудового права. Укажите нормы права, находящиеся в сфере перечисления трудового и административного права.
Трудовое право - это важнейшая отрасль российского права, регулирующая при активном участии его субъектов трудовые отношения работников с работодателями и другие примыкающие, непосредственно с ними связанные, производные от них отношения и устанавливающая права и обязанности по труду на производстве субъектов трудового права и ответственность за их нарушение.
Трудовое право - одна из важнейших, ведущих, объемных и сложных отраслей права Российской Федерации, играющая основную роль в регулировании трудовых отношений работников с работодателями.
С трудовым правом приходится иметь дело работодателям, должностным лицам их администрации, работникам кадровых и юридических служб, правоохранительных органов, менеджерам, представителям малого бизнеса, т.е. довольно широкому кругу лиц, и, конечно, оно касается всех работников.
Трудовое право регулирует поведение людей в сфере общественной организации труда.
Трудовое право регулирует отношения по труду в общественной организации труда, т.е. на любом производстве. Всякий совместный груд требует его организации, управления и основан на определенной форме собственности на орудия в средства труда. Организация труда имеет две стороны: техническую и общественную (социальную).
2. Назовите виды трудовых правоотношений. Укажите нормы права, регулирующие непосредственно трудовые отношения.
Первая группа правоотношений возникает на основе договора между гражданином— будущим работником и работодателем. Содержанием этой правовой связи является обязательство работодателя организовать индивидуальное, бригадное, курсовое обучение с целью получения гражданином новой специальности. Ему корреспондирует обязанность работника овладеть специальностью и выполнить трудовые функции на этом предприятии. Данные правоотношения предшествуют трудовым.
Вторая группа правоотношений возникает в связи с повышением квалификации работников. Они существуют наряду и параллельно с трудовыми и дополняют их. Третьи правоотношения связывают опытных квалифицированных работников, которые обязуются наряду с выполнением своих трудовых обязанностей выполнять обучающие функции, с работодателем. Эти правоотношения выступают в качестве дополнительных к трудовым и носят временный (срочный) характер (на период обучения).
Таким образом, обучение работников может быть классифицировано следующим образом:
Первоначальное профессиональное обучение лиц, не имеющих профессии, многие из которых впервые заключили трудовой договор.
Переподготовка или переобучение осуществляется для получения работниками новых профессий или специальностей в случаях высвобождения от основной работы, массовых сокращениях, когда они не могут быть в будущем использованы на прежних должностях и изъявили желание поменять профессиональную специализацию в связи с потребностями предприятия, организации, учреждения в соответствующих рабочих кадрах.
Обучение вторым специальностям и профессиям позволяет расширить диапазон возможного применения труда работников в условиях нестабильной экономической ситуации, перепрофилирования производства, подбора другой работы в случаях освобождения от основной, работы по совместительству, совмещения профессий и должностей и в других случаях.
Повышение квалификации предусматривает обучение, способствующее совершенствованию профессиональных умений и навыков, росту мастерства по имеющейся у работника профессии или специальности. Правоотношения по надзору и контролю за охраной труда и соблюдением трудового законодательства выполняют роль гарантий, обеспечивающих создание нормальных и безопасных условий труда.
Систему правоотношений завершают отношения по рассмотрению трудовых споров, носящие процессуальный характер. Они включают разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров и в зависимости от данной классификации различаются по субъектному составу органов, уполномоченных рассматривать указанные споры. Ядро правоотношений в сфере труда составляют трудовые правоотношения. Их легальное определение дается в ст. 15 Трудового кодекса РФ: «Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором». Трудовые правоотношения отличают следующие характерные признаки. Субъектами трудовых правоотношений всегда выступают строго определенные лица, которыми являются , работник иработодатель. Каждому из них принадлежит многообразный комплекс субъективных трудовых прав и обязанностей, в связи с чем каждый из них является и управомоченным и обязанным субъектом. Для работодателя особенностью является разделение де-ликтоспособности между ним самим и органом его управления. Но, несмотря на данную двухэлементную систему ответственности работодателя, единый характер трудового правоотношения сохраняется.
Трудовые правоотношения, как правило, носят длящийся характер, так как исполнение трудовых обязанностей происходит в течение длительного периода. Трудовые правоотношения характеризуют личный характер прав и обязанностей работника, который самостоятельным трудом участвует в производственно-хозяйственной деятельности. При этомработник выполняет строго определенную функцию в соответствии с профессией, специальностью, квалификацией или должностью. Выполнение трудовой функции осуществляется в условиях коллективного труда, что вызывает необходимость подчинения всех работников правилам внутреннего трудового распорядка и указаниям работодателя, наделенного властными полномочиями по отношению к работнику.
Работник выполняет возложенную на него работу возмезд-н о, поэтому работодатель по отношению к работнику несет обязанность обеспечить ему выдачу заработной платы за живой затраченный труд, осуществляемый работником систематически в установленное рабочее время в соответствии с его качеством труда. В процессе трудовой деятельности работника работодатель обязан создавать ему здоровые ибезопасные условия для работы, соблюдать законодательство о труде, обеспечивать охрану труда итехнику безопасности. Как работник, так и работодатель имеют возможность инициировать расторжение трудового договора. Законодательством устанавливаются правила о расторжении договора, учитывающие ряд особенностей (своевременное уведомление второй стороны о предстоящем расторжении договора, выплата выходного пособия и т.д.)
Содержанием трудового правоотношения являются права одной стороны и корреспондирующие обязанности другой. В частности, к обязанностям работника относятся:
-выполнение определенной трудовой функции;
- соблюдение трудовой дисциплины;
-выполнение норм выработки;
-подчинение внутреннему трудовому распорядку;
-режиму рабочего времени и другие.
Соответственно в круг обязанностей работодателя входят:
-предоставление работы; -обеспечение трудозанятости работник -соблюдение безопасности условий труда; -выплата заработной платы; -удовлетворение социально-бытовых нужд работника и другие. Основанием возникновения трудовых правоотношений является трудовой договор, но в отдельных случаях к этому юридическому факту добавляются проверка, конкурс, выдвижение и выборы, акт назначения и утверждения в должности вышестоящим органом и др. (ст. 16—19 Трудового кодекса РФ). Основанием изменений трудовых правоотношений обычно выступают двусторонние юридические акты, но в отдельных случаях применимы и односторонние, например при временных переводах, осуществляемых в условиях производственной [Необходимости или простоя без согласия работника. Основаниями прекращения трудовых правоотношений могут служить взаимное волеизъявление сторон; волеизъявление работника либо работодателя; волеизъявление органа, не являющегося стороной трудового правоотношения (например приговора или решения суда).
3. Назовите признаки метода трудового права. Укажите нормы права, с которых применено предписание как средство метода. Норма права – это правило поведения, установленное или санкционированное государством, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому. Обосновано, что норма права – это и не форма, и не содержание всего права, а именно его частица. Она обладает собственными содержанием и формой и в системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в целом. Норме права как части системы в той или иной степени свойственны существенные признаки, присущие праву, поэтому ей можно дать определение, идентичное по своему значению определению права в целом. Норма права- это общеобязательное, установленное илисанкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения с целью их упорядочить[1]. Правовая норма носит общий характер. В отличие от команд, и распоряжений по конкретным вопросам, норма адресована не отдельному лицу, а кругу лиц, определяемых типическими признаками. Она Рассчитана на регулирование не единичного, отдельного отношения, а вида общественныхотношений; действие правовой нормы рассчитано на неограниченное количество случаев; она продолжает действовать после реализации в индивидуальныхотношениях и в поведении конкретных людей. Право состоит из нормативных установок как сгустков человеческих знаний. Юридическая норма – это тоже нормативная установка, но определенным образом оформленная, т.е. выраженная в законодательстве. Нормативная правовая установка, следовательно, - элемент естественного права,юридическая норма – элемент позитивного права. Никакое государственно-организованное общество не может обойтись безнорм права. Их полное научное определение предполагает выяснение присущихнорме права специфических признаков (свойств). Норма права представляет собой отвлечение от признаковиндивидуализации и указывает лишь на существенные черты поведения, т.е.рассматривает его как вид общественного отношения. Эти признаки,включенные, в текст нормы, становятся правилами поведения, обязательными креализации. Нормы права содержат указания на существенные признаки поведения,свойственные каждому из неопределенного числа конкретных индивидуальныхпоступков, отношений, которые государство намерено подвергнуть правовомурегулированию. Правовая норма является повелительным предписанием независимо от того,каков его характер: запрет, обязывание или дозволение. Предписание в любомслучае находится под охраной государства; так как оно им установлено, топредусмотрены и меры, принуждающие к его исполнению. Правовая норма представляет собой определенный метод воздействия нарегулируемые отношения. При этом методы регулирования совершенно несхожи,как и сами отношения. В этот метод включаются: обстоятельства, при которыхприменяется норма; круг участников отношений, регулируемых этой нормой;взаимные права и обязанности; санкции за невыполнение обязанностей. Норма права — общеобязательное правило поведения. Оно имеет значениене для отдельного индивида, а для всех входящих в состав данной категориилюдей (общества в целом) как возможных (или реальных) участниковконкретного вида общественного отношения. Иначе говоря, она рассчитана нанеопределенный круг уполномоченных и обязанных лиц. Это происходит потому,что норма права как абстрактная модель поведения предполагает еенеоднократное действие. Абстрактность нормы права вовсе не означает неопределенности еесодержания. Как раз наоборот, норма права потому и является таковой, чтосодержит вполне конкретное правило поведения. Например, ст. 16 ГК РФопределяет, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу врезультате незаконных действий (бездействия) государственных органов,органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в томчисле издания не соответствующего закону или иному правовому акту актагосударственного органа или органа местного самоуправления, подлежатвозмещению Российской Федерацией, соответствующими субъектами федерации илимуниципальным образованием[2]. Здесь типичный пример нормы права с полным иточным указанием признаков правила поведения. Каждый индивидуальный случайпричинения убытков гражданину или юридическому лицу подпадает под действиеэтой нормы, т. е. она регулирует все повторяющиеся индивидуальные отношенияданного вида. Благодаря тому, что она постоянно воздействует на этот видотношений, ее требования реализуются всеми как обязательные для каждого,кто причастен к возмещению убытков. Таким образом, норма права регулирует повторяющийся вид общественныхотношений, так как не исчерпывается однократной реализацией, а охватываетвсе возможные индивидуальные случаи. В силу этого норма права — общее иобщеобязательное правило поведения. Содержание правовой нормы определяется объективной природой того видаобщественных отношений, упорядочить которые она призвана. Оно формируетсяпод влиянием социального опыта регулирования, уровня общей и правовойкультуры, нравственных и политических установок, ориентации государства идругих факторов. Норма права — это общее правило, которое вбирает в себя все богатствосоциального опыта общества и государства, многообразие особенного,индивидуального, отдельного. Норма права является научным, объективнообоснованным предписанием — моделью общественного отношения, отражающейинтересы общества в развитии данного отношения. Общий характер нормы права не вытекает из ее собственной природы.Общее в праве, в конечном счете, есть отражение того реального общего,которое объективно существует в многочисленных отдельных материальныхотношениях данного вида. В современных условиях совершенствование норм права идет по двумосновным направлениям: улучшается содержание норм, т. е. укрепляется их«истинность»; упорядочивается их структура и система в целом. Первый путь характеризуется тенденцией ко все более точному отражениюпотребностей общественной жизни, без чего невозможно обеспечить ростэффективности действия норм права как регуляторов общественных отношений.Поэтому совершенствовать необходимо весь комплекс норм — обязывающих, управомочивающих, запрещающих. Возрастает значение рекомендательных норм. Врамках каждой разновидности норм вырабатываются новые, более эффективныеметоды воздействия на общественные отношения с помощью всех элементовправовой нормы. Основными условиями, позволяющими добиваться совершенствования нормправа, являются: точное отражение в правовых предписаниях закономерностей развития государственно-правовой надстройки; соответствие норм праватребованиям морали и правосознания; соблюдение требований системности(непротиворечивости) и других закономерностей действующей системы права входе принятия новых норм; учет в процессе нормотворчества общих принциповрегулирования и управления общественными процессами. В процессе дискуссии о понимании права[3] взгляд на правовые нормы какна основное содержание, довольно резко критиковался как «узконормативное, нормативистское, позитивистское понимание права»[4]. Нормативное пониманиекритиковалось за сведение права к текстам нормативных актов, за отрыв отпрактики реализации законов, за умаление значения (или недостаточноепризнание) прав и свобод личности, а также нравственных основ права.Некоторые из этих упреков справедливы в том отношении, что в правоведении существует тенденция ограничиваться комментированием текстов нормативных актов без исследования практики их осуществления. Изучение текстов нормативных актов в отрыве от правовых отношений, их содержания, динамики и гарантий реализации, без учета особенностей общественного правосознания итрадиций правоприменительной практики существенно препятствует подготовке обоснованных предложений о совершенствовании законодательства, а также системы гарантий укрепления законности и правопорядка. Сведение права к текстам законов и иных нормативно-правовых актов не давало возможности выявить собственно юридическое содержание этих актов, отделив предписания от деклараций и дефиниций; взгляд на тексты и нормы законов как на «приказ государства» вел к выводу, что даже и закрепление законом прав граждан является велением, ограничивающим их свободу, «хотя бы уже потому, чтозакрепляются именно такие, а не иные права, что именно этими, а не иными правами разрешается пользоваться. Кроме того, указываются возможности ихарактер пользования правами»[5]. Однако критика взглядов на право как лишь на тексты закона, выражающие веления, приказы государственной власти, содержится и в трудах сторонников нормативного понимания права, большая часть которых видит в правесоциальную реальность, существующую не только как нормы и тексты, но и как их отражение в сознании общества (право-сознание), и как реализация норм в отношениях между людьми (право-отношение), и как динамичная практикаосуществления правовой системы в целом (право-порядок). Спор идет о том, существует ли в правовой системе какое-либо ведущее, определяющее начало, или все вообще правовые явления равнозначны, когда речь идет о праве. В процессе дискуссии о понимании права именно по этой проблеме сформировались две основные позиции: одни теоретики считают, что право состоит из норм, изложенных в законах и иных источниках права (нормативное,«узкое понимание права»), другие включают в содержание права не только нормы, но и субъективные права, правосознание, практику реализации права,законность и правопорядок и другие правовые, а также моральные явления («широкое понимание права»). Критически анализируя взгляды сторонников «широкого понимания права», О.С. Иоффе обоснованно отмечал, что главным является «ответ на один важный вопрос — субординированы или только координированы включаемые ими в право разные элементы? Если субординированы, причем субординированы именно системой норм, тогда нет спора или остается всего лишь спор о словах: право— не только нормы; но все остальное, входящее в право, подчинено нормам и производно от них. Если же координированы, и значит, что ни один из элементов не подчинен другому, то отсюда следует, что действие норм может быть парализовано субъективными правами, как и действие прав — нормами, что правосознание и мораль способны помочь не только формированию и применениюзакона, но и отказу от его действия независимо от воли законодателя»[6]. Отсюда с непреложностью следует возможность отказа от выполнения или применения любого из действующих законов под тем предлогом, что этот закон не соответствует чьим-то представлениям о содержании права, нравственности,правосознанию, судебной или иной практике и т.п. На основе «широкого понимания права», считающего правом неопределенный круг общественных и индивидуальных явлений, имеющих прямое или косвенное отношение к праву или близкое к нему терминологическое обозначение, практически невозможно отличить правомерное поведение от неправомерного, юридически значимое отюридически безразличного, обязательное от необязательного и т.п. 4. Укажите структуру стипендии, выплачиваемой безработным за период профессионального обучения.2. Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, стипендия в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается в повышенном размере в соответствии с законодательством РФ о социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы и на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.3.Гражданам, направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, стипендия начисляется с первого дня их обучения.Гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, признанным в установленном порядке безработными направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия). Стипендия начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.
mirznanii.com
Оглавление:
Вопрос №1
Правовые споры и виды социальной защиты
Вопрос №2
Трудовые споры и порядок их разрешения в районном (городском) суде
Задача
использованная литература:
Закон РФ "О благотворительной деятельности"
Закон РФ "О социальной защите инвалидов"
Закон РФ "Об основах социального обслуживания населения"
Кодекс Законов о Труде в РФ
КАЛУЖСКИЙ
КОММУНАЛЬНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ
ТЕХНИКУМ
ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Контрольная работа № 1 вариант № 8
по предмету: "Трудовое право "
на тему:
1."Правовые споры и виды социальной защиты "
2. "Трудовые споры и порядок их разрешения в районном (городском) суде"
курс 4 группа ЗБ41-У шифр Б-96-128
работа выслана в техникум 19 июня 1998 года
Фамилия Карасев Имя Андрей Отчество Викторович
Домашний адрес:
г. Калуга,
ул. Ленина, 35-63
Оценка ____________ Дата ____________
Подпись преподавателя
______________
Контрольная работа предъявляется при сдаче экзамена.
Правовые споры
и виды
социальной защиты
Виды социальной защиты и льготы при трудовой деятельности устанавливаются:
Указами Президента РФ, предусматриваются в законодательстве и "Кодексе Законов о Труде". Устанавливаемые льготы и социальная защита обязательна для предприятия любого вида собственности находящегося на территории РФ.
Однако в настоящее время, когда работу найти очень сложно, работодатель при заключении трудового договора обычно указывает, что те или иные льготы на его предприятии не действительны.
Ниже приведены статьи КЗоТ принятые для охраны труда молодежи женщин лиц с пониженной трудоспособностью.
Статья 157. Применение труда инвалидов.
В случаях, предусмотренных законодательством, администрация обязана принимать на работу в порядке трудоустройства инвалидов и устанавливать им в соответствии с медицинскими рекомендациями неполное рабочее время и другие льготные условия труда. Привлечение инвалидов к сверхурочной работе, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такая работа не запрещена медицинскими рекомендациями.
Статья 164. Перевод на более легкую работу беременных женщин и женщин,
имеющих детей в возрасте до полутора лет.
Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо они переводятся на другую работу, более легкую и исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. До решения вопроса о предоставлении беременной женщине другой, более легкой и исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов работы она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств предприятия, учреждения, организации. (часть вторая введена Законом РФ от 25.09.92 N 3543-1) Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся на другую работу с сохранением среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет. (в ред. Указа Президиума ВС РФ от 29.09.87)
Статья 165. Отпуска по беременности и родам (в ред. Закона РФ от 25.09.92 N 3543-1).
Женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности - восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей - сто десять) календарных дней после родов. (в ред. Федерального закона от 24.11.96 N 131-ФЗ) Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.
Статья 167. Отпуска по уходу за ребенком (в ред. Федерального закона от 24.08.95 N 152-ФЗ).
По желанию женщин им предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет может быть использован полностью либо по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом или другими родственниками, опекуном, фактически осуществляющими уход за ребенком. По желанию женщины и лиц, указанных в части второй настоящей статьи, в период нахождения их в отпуске по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому. Отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях). В стаж работы, дающий право на последующие ежегодные оплачиваемые отпуска, время отпуска по уходу за ребенком не засчитывается. За время отпуска по уходу за ребенком сохраняется место работы (должность).
Статья 171. Выдача беременным женщинам путевок в санатории и дома отдыха
и оказание им материальной помощи.
Администрация предприятий, организаций по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия, организации в случае необходимости может выдавать беременным женщинам путевки в санатории и дома отдыха бесплатно или на льготных условиях, а также оказывать им материальную помощь. (в ред. Указа Президиума ВС РФ от 20.12.83)
Статья 177. Запрещение привлекать работников моложе восемнадцати лет
к ночным и сверхурочным работам.
Запрещается привлекать работников моложе восемнадцати лет к ночным и сверхурочным работам и к работам в выходные дни.
Статья 178. Отпуска работникам моложе 18 лет (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 182-ФЗ).
Работникам моложе 18 лет ежегодный оплачиваемый отпуск устанавливается продолжительностью не менее 31 календарного дня и может быть использован ими в любое удобное для них время года.
Указ Президента РФ № 1875 "О дополнительных мерах по социальной защите женщин" запрещает отказывать в приеме на работу и снижать заработную плату по мотивам связанным с беременностью и наличием детей. Запрещается увольнение женщин имеющих детей в возрасте до 3-х лет по инициативе администрации.
ТРУДОВЫЕ СПОРЫ
Органы, рассматривающие трудовые споры
Трудовые споры, возникающие между работником и администрацией предприятия, учреждения, организации, по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде, а также условий трудового договора (контракта) рассматриваются:
1) комиссиями по трудовым спорам;
2) районными (городскими) народными судами.
Трудовые споры по вопросам установления условий труда рассматриваются в соответствии со статьями 219 и 220 настоящего Кодекса.
Порядок рассмотрения трудовых споров
Порядок рассмотрения трудовых споров регулируется настоящим Кодексом и иными законодательными актами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в районных (городских) народных судах определяется, кроме того, Гражданским процессуальным кодексом РСФСР.
Организации и комиссии по трудовым спорам
Комиссия по трудовым спорам избирается общим собранием (конференцией) трудовым коллективом предприятия, учреждения, организации с числом работающих не менее 15 человек.
Избранными в состав комиссии считаются кандидатуры, получившие большинство голосов и за которых проголосовало более половины присутствующих на общем собрании (конференции).
Порядок избрания, численность и состав комиссии, срок ее полномочий определяются общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации.
Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителей председателя и секретаря комиссии.
По решению общего собрания (конференции) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации могут быть созданы комиссии по трудовым спорам в подразделениях. Эти комиссии избираются коллективами подразделений и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам предприятий, учреждений, организаций. В комиссиях по трудовым спорам подразделений могут рассматриваться трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.
Компетенция комиссий по трудовым спорам
Комиссия по трудовым спорам является первичным органом по рассмотрению трудовых споров, возникающих на предприятиях, учреждениях, организациях (подразделениях), за исключением споров, по которым настоящим Кодексом и другими законодательными актами установлен иной порядок их рассмотрения.
Трудовой спор подлежит рассмотрению в комиссии по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием представляющей его интересы профсоюзной организации не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с администрацией.
Срок обращения в комиссию по трудовым спорам
Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.
Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации.
Порядок рассмотрения трудового спора в комиссии
Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть трудовой спор в десятидневный срок со дня подачи заявления. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, и представителя администрации. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается лишь по его письменному заявлению. В случае неявки работника на заседание комиссии рассмотрение заявления откладывается. В случае вторичной неявки работника без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии данного заявления с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление повторно.
Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов, представителей профессиональных союзов, действующих на предприятии, в учреждении, организации. По требованию комиссии администрация обязана представлять необходимые расчеты и документы.
Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины избранных в ее состав членов.
Порядок принятия решения комиссией по трудовым спорам
Комиссия по трудовым спорам принимает решение большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Член комиссии, не согласный с решением большинства, обязан подписать протокол заседания комиссии, но вправе изложить в нем свое особое мнение.
Копии решения комиссии вручаются работнику и администрации в трехдневный срок со дня принятия решения.
Перенесение рассмотрения трудового спора в районный (городской) народный суд и обжалование решения комиссии по трудовым спорам
Если комиссия по трудовым спорам в десятидневный срок не рассмотрела трудовой спор, кроме случаев, указанных в части первой статьи 206 настоящего Кодекса, заинтересованный работник вправе перенести его рассмотрение в районный (городской) народный суд.
Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано заинтересованным работником или администрацией в районный (городской) народный суд в десятидневный срок со дня вручения им копий решения комиссии. Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в приеме заявления. Признав причины пропуска уважительными, суд может восстановить этот срок и рассмотреть спор по существу.
Исполнение решений комиссии по трудовым спорам
Решение комиссии по трудовым спорам (кроме решений о восстановлении на работе) подлежит исполнению администрацией предприятия, учреждения, организации в трехдневный срок по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.
Порядок исполнения решения комиссии по трудовым спорам о восстановлении на работе незаконно переведенного работника регулируется статьей 215 настоящего Кодекса.
В случае неисполнения администрацией предприятия, учреждения, организации решения комиссии в установленный срок работнику выдается комиссией по трудовым спорам удостоверение, имеющее силу исполнительного листа.
Удостоверение не выдается, если работник или администрация обратились в установленный срок с заявлением о разрешении трудового спора в районный (городской) народный суд.
На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения в районный (городской) народный суд, судебный исполнитель приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.
В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.
Трудовые споры, рассматриваемые в районных (городских) народных судах
В районных (городских) народных судах рассматриваются трудовые споры:
по заявлению работника, администрации или соответствующего профессионального союза, защищающего интересы работника, являющегося членом этого профсоюза, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам;
по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам противоречит законодательству.
Непосредственно в районных (городских) народных судах, рассматриваются трудовые споры по заявлениям:
работников предприятий, учреждений, организаций, где комиссии по трудовым спорам не избираются или почему-либо не созданы;
работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора (контракта), об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы;
администрации о возмещении работником материального ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации (статья 122).
Непосредственно в районных (городских) народных судах рассматриваются также споры об отказе в приеме на работу:
лиц, приглашенных в порядке перевода с другого предприятия, из учреждения, организации;
молодых специалистов, окончивших высшее или среднее специальное учебное заведение и направленных в установленном порядке на работу на данное предприятие, в учреждение, организацию;
других лиц, с которыми администрация предприятия, учреждения, организации в соответствии с законодательством была обязана заключить трудовой договор.
Сроки обращения за разрешением трудового спора
в районный (городской) народный суд
Заявление о разрешении трудового спора подается в районный (городской) народный суд в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по делам об увольнении - в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Для обращения администрации в суд по вопросам взыскания с работника материального ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации, устанавливается срок в один год со дня обнаружения причиненного работником ущерба.
В случае пропуска по уважительным причинам сроков, установленных в настоящей статье, они могут быть восстановлены судом.
Задача
Новикова работала бухгалтером на полставки 4 часа ежедневно. Оформляя отпуск, она узнала, что вместо 24 дней ей предоставили только 12, сократив отпуск пропорционально продолжительности ее рабочего времени. Новикова с этим не согласилась и возбудила правовой спор. Как трудовое законодательство регулирует работу на условиях неполного рабочего времени? Решите данный спор.
Согласно статьи 49 (Неполное рабочее время) КЗоТ РФ, которая гласит:
По соглашению между работником и администрацией может устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. По просьбе беременной женщины, женщины, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка - инвалида до шестнадцати лет), в том числе находящегося на ее попечении, или лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, администрация обязана устанавливать им неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. (в ред. Закона РФ от 25.09.92 N 3543-1)
Оплата труда в этих случаях производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.
Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав. (в ред. Указа Президиума ВС РФ от 29.09.87)
Новикова совершенно верно возбудила трудовой спор. Ей обязаны предоставить полный отпуск - 24 рабочих дня.
Карасев Андрей Викторович группа ЗБ-41У Трудовое право
mirznanii.com