Сравнительное правоведение
Контрольная работа
Часть 1. Тесты
1. Сравнительное правоведение как наука сформировалась:
а) в глубокой древности;
б) в средние века;
в) в начале 19 века;
г) в конце 19-20 веков;
д) в конце 20 века.
2. Объектами сравнительного правоведения не являются:
а) правовая действительность, правовая реальность;
б) правовые семьи;
в) правовые системы государств;
г) отдельные законы;
д) функции права.
3. Укажите исторический тип права:
а) германское право;
б) общее право;
в) каноническое право;
г) частное право.
4. Категория «правовая семья» идентична категории:
а) национальная правовая система;
б) правовая система;
в) исторический тип права;
г) правовая картина мира;
д) форма права.
5. Каким конституционным признаком характеризуется правовая система Российской Федерации:
а) право рассматривается как орудие государственной власти;
б) двухуровневое построение правовой системы России и ее единство;
в) в праве обеспечиваются доминирующие интересы государства;
г) закон не занимает главенствующего положения;
д) приоритетная защита государственной собственности.
6. Теоретик политико-правовой мысли, которого можно считать основоположником сравнительного правоведения:
а) Сенека;
б) А. Н. Радищев;
в) М. В. Ломоносов;
г) Цицерон;
д) Ш. Монтескье.
7. Значение сравнительного правоведения как науки и учебной дисциплины заключается:
а) придании праву национального характера и соответственно изменения концепции права;
б) в невозможности историко-хронологического изучения права;
в) в возможности лучше узнать национальное право и совершенствовать его;
г) в возможности разобраться во всем множестве правовых систем;
д) в возможности определить принципы хорошей системы правления.
8. Понятие «правовая система» - это:
а) «национальная правовая система»;
б) «правовая надстройка»;
в) система права;
г) институциональная структура права;
д) анализ нормативной основы и систему осуществления права.
9. Деление права на частное и публичное свойственно:
а) Романо-германской правовой семье.
б) Англосаксонской правовой семье.
в) Мусульманской правовой семье.
10. Правовая доктрина как источник права в период раннего средневековья рассматривалась основным источником права в:
а) англосаксонской правовой системе;
б) мусульманской правовой системе;
в) романо-германской правовой системе;
г) дальневосточной правовой системе.
11. Мусульманская правовая доктрина начала складываться:
а) с VII века;
б) с VIII века;
в) с IХ века;
г) с Х века.
12.В период зрелого средневековья национальное законодательство становится предметом изучения европейских ученых-юристов в:
а) мусульманской правовой системе;
б) англосаксонской правовой системе;
в) японо-китайской правовой системе;
г) романо-германской правовой системе.
13.В период нового времени распространила свое влияние школа юридического позитивизма в:
а) мусульманской правовой системе;
в) романо-германской правовой системе;
г) дальневосточной правовой системе;
д) англосаксонской правовой системе.
14.В период нового времени появляется единая схема иерархической системы источников права:
а) мусульманской правовой системе;
в) романо-германской правовой системе;
г) дальневосточной правовой системе;
д) англосаксонской правовой системе.
15.В период новейшего времени правовая доктрина применяешься при разработке новых нормативных актов во всех отраслях права в:
а) мусульманской правовой системе;
б) англосаксонской правовой системе;
в) японо-китайской правовой системе;
г) романо-германской правовой системе.
16.Формирование романо-германской правовой системы в отличие от системы общего права состоит в том, что:
а) была продуктом деятельности феодальной государственной власти;
б) была продуктом деятельности христианской церкви;
в) была продуктом деятельности судей;
г) была продуктом культуры, независимым от политики.
17.Характерные черты англосаксонской правовой семьи:
а) Деление права на публичное и частное.
б) Основные источники права - нормативные акты.
в) Преобладание права, созданного судьями. Основной источник права – судебный прецедент.
18.Исторической датой в становлении системы общего права считают:
а) ХVIII век;
б) ХIХ век;
в) ХI век;
г) ХV век.
19.Правило прецедента сложилось в результате:
а) письменного делопроизводства в судах, начиная со второй половины XIV в.;
б) в ходе деятельности королевский судов постепенно сложилась сумма решений, которыми и руководствовались в последующем эти суды;
в) подробного ведения судебных протоколов, где фиксировались развернутые (с обоснованием, аргументацией) решения судов, начиная с ХVI в.;
г) постановления с 1549 г. судебной практики под королевский контроль с целью некоторой ее унификации.
20.До какого периода времени в Англии существовал дуализм судопроизводства:
а) до середины ХVIII века;
б) до второй половины ХIХ века;
в) до начала ХIХ века;
г) до начала ХХ века.
21. Правовая система, которая развивалась по принципу: “ibijusibiremedium” (право там, где есть защита):
а) мусульманская правовая система;
в) романо-германская правовая система;
г) дальневосточная правовая система;
д) англосаксонская правовая система.
22.Определите иерархию источников права в романо-германской правовой системе:
а) закон;
б) правовой обычай;
в) правовая доктрина;
г) судебная практика.
23.Определите иерархию источников права в англо-саксонской правовой системе:
а) закон;
б) правовой обычай;
в) правовая доктрина;
г) судебная практика.
24.Определите иерархию источников права в мусульманской правовой системе:
а) закон;
б) правовой обычай;
в) правовая доктрина;
г) судебная практика.
25.Полномочиями интерпретация статутов в системе общего права обладают только:
а) суды;
б) парламент;
в) правительство;
г) прокуратура.
26.Разделение судов по инстанциям относится к правовой системе:
а) мусульманской;
в) романо-германской;
г) дальневосточной;
д) англосаксонской.
27.Разделение судов на суды "общего права" и "суды справедливости" относится к правовой системе:
а) мусульманской;
в) романо-германской;
г) дальневосточной;
д) англосаксонской.
28.Мусульманская система права основана на:
а) Коране, Евангелии, Ведах;
б) Коране, Упанишадах, Законах Ману;
в) Коране, Сунне, высказываниях пророка Мухаммада, Адатах;
г) Коране, высказываниях пророка Мухаммада, Каноне перемен.
29.В странах какой правовой системы закреплен принцип приоритета конституционных законов по отношению к обычным:
а) мусульманской правовой системы;
в) романо-германской правовой системы;
г) дальневосточной правовой системы;
д) англосаксонской правовой системы.
30.Правовая система, в которой право выступает, прежде всего, как средство регулирования отношений между гражданами:
а) мусульманская правовая система;
б) англосаксонская правовая система;
в) японо-китайская правовая система;
г) романо-германская правовая система.
31.Правовая система, в которой основная забота юристов – немедленное восстановление статус-кво, а не установление основ социального порядка:
а) мусульманская правовая система;
б) англосаксонская правовая система;
в) японо-китайская правовая система;
г) романо-германская правовая система.
32.Правовая система, в которой право уделяет не особенно много внимания санкциям, устанавливаемым самими нормами:
а) мусульманская правовая система;
б) англосаксонская правовая система;
в) японо-китайская правовая система;
г) романо-германская правовая система.
Часть 2.
Вариант 1. (Фамилии студентов, начинающиеся на буквы А-И включительно):
Составить:
развернутый план ответа (не менее 2-х страниц) на тему «Романо-германская правовая семья»;
список источников и дополнительной литературы (не учебники!), включающий монографии и научные статьи на тему «Романо-германская правовая семья» (не менее 10).
Вариант 2. (Фамилии студентов, начинающиеся на буквы К-С включительно)
развернутый план ответа (не менее 2-х страниц) на тему «Англо-Американская правовая семья»;
список источников и дополнительной литературы (не учебники!), включающий монографии и научные статьи на тему «Романо-германская правовая семья» (не менее 10).
Вариант 3. (Фамилии студентов, начинающиеся на буквы Т-Я включительно)
развернутый план ответа (не менее 2-х страниц) на тему «Мусульманское право»;
список источников и дополнительной литературы (не учебники!), включающий монографии и научные статьи на тему «Романо-германская правовая семья» (не менее 10).
ifreestore.net
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ»
Часть 1. Тесты
1. Сравнительное правоведение как наука сформировалась:
а) в глубокой древности;
б) в средние века;
в) в начале 19 века;
г) в конце 19-20 веков;
д) в конце 20 века.
2. Объектами сравнительного правоведения не являются:
а) правовая действительность, правовая реальность;
б) правовые семьи;
в) правовые системы государств;
г) отдельные законы;
д) функции права.
3. Укажите исторический тип права:
а) германское право;
б) общее право;
в) каноническое право;
г) частное право.
4. Категория «правовая семья» идентична категории:
а) национальная правовая система;
б) правовая система;
в) исторический тип права;
г) правовая картина мира;
д) форма права.
5. Каким конституционным признаком характеризуется правовая система Российской Федерации:
а) право рассматривается как орудие государственной власти;
б) двухуровневое построение правовой системы России и ее единство;
в) в праве обеспечиваются доминирующие интересы государства;
г) закон не занимает главенствующего положения;
д) приоритетная защита государственной собственности.
6. Теоретик политико-правовой мысли, которого можно считать основоположником сравнительного правоведения:
а) Сенека;
б) А. Н. Радищев;
в) М. В. Ломоносов;
г) Цицерон;
д) Ш. Монтескье.
7. Значение сравнительного правоведения как науки и учебной дисциплины заключается:
а) придании праву национального характера и соответственно изменения концепции права;
б) в невозможности историко-хронологического изучения права;
в) в возможности лучше узнать национальное право и совершенствовать его;
г) в возможности разобраться во всем множестве правовых систем;
д) в возможности определить принципы хорошей системы правления.
8. Понятие «правовая система» - это:
а) «национальная правовая система»;
б) «правовая надстройка»;
в) система права;
г) институциональная структура права;
д) анализ нормативной основы и систему осуществления права.
9. Деление права на частное и публичное свойственно:
а) Романо-германской правовой семье.
б) Англосаксонской правовой семье.
в) Мусульманской правовой семье.
10. Правовая доктрина как источник права в период раннего средневековья рассматривалась основным источником права в:
а) англосаксонской правовой системе;
б) мусульманской правовой системе;
в) романо-германской правовой системе;
г) дальневосточной правовой системе.
11. Мусульманская правовая доктрина начала складываться:
а) с VII века;
б) с VIII века;
в) с IХ века;
г) с Х века.
12.В период зрелого средневековья национальное законодательство становится предметом изучения европейских ученых-юристов в:
а) мусульманской правовой системе;
б) англосаксонской правовой системе;
в) японо-китайской правовой системе;
г) романо-германской правовой системе.
13.В период нового времени распространила свое влияние школа юридического позитивизма в:
а) мусульманской правовой системе;
в) романо-германской правовой системе;
г) дальневосточной правовой системе;
д) англосаксонской правовой системе.
14.В период нового времени появляется единая схема иерархической системы источников права:
а) мусульманской правовой системе;
в) романо-германской правовой системе;
г) дальневосточной правовой системе;
д) англосаксонской правовой системе.
15.В период новейшего времени правовая доктрина применяешься при разработке новых нормативных актов во всех отраслях права в:
а) мусульманской правовой системе;
б) англосаксонской правовой системе;
в) японо-китайской правовой системе;
г) романо-германской правовой системе.
16.Формирование романо-германской правовой системы в отличие от системы общего права состоит в том, что:
а) была продуктом деятельности феодальной государственной власти;
б) была продуктом деятельности христианской церкви;
в) была продуктом деятельности судей;
г) была продуктом культуры, независимым от политики.
17.Характерные черты англосаксонской правовой семьи:
а) Деление права на публичное и частное.
б) Основные источники права - нормативные акты.
в) Преобладание права, созданного судьями. Основной источник права – судебный прецедент.
18.Исторической датой в становлении системы общего права считают:
а) ХVIII век;
б) ХIХ век;
в) ХI век;
г) ХV век.
19.Правило прецедента сложилось в результате:
а) письменного делопроизводства в судах, начиная со второй половины XIV в.;
б) в ходе деятельности королевский судов постепенно сложилась сумма решений, которыми и руководствовались в последующем эти суды;
в) подробного ведения судебных протоколов, где фиксировались развернутые (с обоснованием, аргументацией) решения судов, начиная с ХVI в.;
г) постановления с 1549 г. судебной практики под королевский контроль с целью некоторой ее унификации.
20.До какого периода времени в Англии существовал дуализм судопроизводства:
а) до середины ХVIII века;
б) до второй половины ХIХ века;
в) до начала ХIХ века;
г) до начала ХХ века.
21. Правовая система, которая развивалась по принципу: “ibijusibiremedium” (право там, где есть защита):
а) мусульманская правовая система;
в) романо-германская правовая система;
г) дальневосточная правовая система;
д) англосаксонская правовая система.
22.Определите иерархию источников права в романо-германской правовой системе:
а) закон;
б) правовой обычай;
в) правовая доктрина;
г) судебная практика.
23.Определите иерархию источников права в англо-саксонской правовой системе:
а) закон;
б) правовой обычай;
в) правовая доктрина;
г) судебная практика.
24.Определите иерархию источников права в мусульманской правовой системе:
а) закон;
б) правовой обычай;
в) правовая доктрина;
г) судебная практика.
25.Полномочиями интерпретация статутов в системе общего права обладают только:
а) суды;
б) парламент;
в) правительство;
г) прокуратура.
26.Разделение судов по инстанциям относится к правовой системе:
а) мусульманской;
в) романо-германской;
г) дальневосточной;
д) англосаксонской.
27.Разделение судов на суды "общего права" и "суды справедливости" относится к правовой системе:
а) мусульманской;
в) романо-германской;
г) дальневосточной;
д) англосаксонской.
28.Мусульманская система права основана на:
а) Коране, Евангелии, Ведах;
б) Коране, Упанишадах, Законах Ману;
в) Коране, Сунне, высказываниях пророка Мухаммада, Адатах;
г) Коране, высказываниях пророка Мухаммада, Каноне перемен.
29.В странах какой правовой системы закреплен принцип приоритета конституционных законов по отношению к обычным:
а) мусульманской правовой системы;
в) романо-германской правовой системы;
г) дальневосточной правовой системы;
д) англосаксонской правовой системы.
30.Правовая система, в которой право выступает, прежде всего, как средство регулирования отношений между гражданами:
а) мусульманская правовая система;
б) англосаксонская правовая система;
в) японо-китайская правовая система;
г) романо-германская правовая система.
31.Правовая система, в которой основная забота юристов – немедленное восстановление статус-кво, а не установление основ социального порядка:
а) мусульманская правовая система;
б) англосаксонская правовая система;
в) японо-китайская правовая система;
г) романо-германская правовая система.
32.Правовая система, в которой право уделяет не особенно много внимания санкциям, устанавливаемым самими нормами:
а) мусульманская правовая система;
б) англосаксонская правовая система;
в) японо-китайская правовая система;
г) романо-германская правовая система.
Часть 2.
Вариант 1. (Фамилии студентов, начинающиеся на буквы А-И включительно):
Составить:
развернутый план ответа (не менее 2-х страниц) на тему «Романо-германская правовая семья»;
список источников и дополнительной литературы (не учебники!), включающий монографии и научные статьи на тему «Романо-германская правовая семья» (не менее 10).
Вариант 2. (Фамилии студентов, начинающиеся на буквы К-С включительно)
развернутый план ответа (не менее 2-х страниц) на тему «Англо-Американская правовая семья»;
список источников и дополнительной литературы (не учебники!), включающий монографии и научные статьи на тему «Романо-германская правовая семья» (не менее 10).
Вариант 3. (Фамилии студентов, начинающиеся на буквы Т-Я включительно)
развернутый план ответа (не менее 2-х страниц) на тему «Мусульманское право»;
список источников и дополнительной литературы (не учебники!), включающий монографии и научные статьи на тему «Романо-германская правовая семья» (не менее 10).
freedocs.xyz
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
Юридический институт
Кафедра «Конституционное и муниципальное право»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Введение в сравнительное правоведение
ТЕМА: «Вопросы к работе Федора Васильевича Тарановского «Сравнительное правоведение в конце XIX века»
Вариант № 3
Выполнила:
студент группы
Бумаженкова Ю.В.
Проверил:
Ст. преподаватель кафедры КиМП
Овчинникова Ю.В.
Владимир 2014
Какие причины (теоретические и практические) вызвали зарождение и воздействовали на развитие сравнительного правоведения в XIX веке?
Сравнительное правоведение, по мнению В.В. Тарановского, является важнейшим наследием, которое XIXвек оставил юридической науке. Двоякого рода причины вызвали зарождение и воздействовали на развитие этого нового направления юридической мысли – теоретические и практические.
Теоретические:
Идеалистическая философия Гегеля, выдвинувшая доктрину спиритуалистической эволюции, проникнув в юриспруденцию, побудила юристов заняться сравнительными изысканиями по пути всемирно-исторического развития идеи права. Когда на смену идеализма пришел позитивизм О. Конта, сравнительное изучение из служения априорной схеме превратилось в строго научный прием исследования. Позитивный метод по определению Конта заключается в удачно соединенном употреблении наблюдения и рассуждения. Социологическое наблюдение есть не что иное, как исторический метод. Необходимым орудием последнего является применение сравнения. Сравнение дает возможность установления последовательности исторических филиаций. Оно же заменяет недостающий социологии методологический прием – опыт, возмещая невозможное для социолога произвольное изменение условий, при которых происходит изучаемое явление. Применение положительного метода к юриспруденции повело к сравнительно-историческому изучению правовых явлений. Такова теоретическая сторона дела.
Практические:
Юридическая практика пришла к аналогичному выводу своим путем. Первая половина 19 века была эпохой непосредственных заимствований положительного правового материала одними народами Европы у других. Заимствования эти делались в области публичного и частного права. Английский конституционализм, переложенный на континентальный французско-бельгийский трафарет, обошел всю западную Европу. Французский гражданский и торговый кодексы стали для многих западно-европейских государств предметом непосредственного усвоения или же образцом для подражания в их законодательстве. Такое положение дела привело юристов догматиков к необходимости изучения иностранных систем права, как в законодательстве, так и в судебной практике.
Когда состоялся и какую основную задачу ставил перед собой Международный конгресс сравнительного правоведения?
В 1900 г. в Париже состоялся I Международный Конгресс сравнительного права. Такое событие имело в истории сравнительного права особое значение, потому что именно на этом конгрессе были поставлены многие фундаментальные проблемы этой отрасли знания. Этот конгресс позволил придать дискуссии о сравнительном праве некоторые общие исходные представления о нем.
Главную задачу Конгресса устроители его положили в уяснении теоретической стороны дела:
- в определении сравнительного правоведения как самостоятельной научно-юридической дисциплины;
- установлении его метода и приложений его к отдельным отраслям знания.
Как определяет Салейль понятие и предмет сравнительного правоведения, в чем он видит его отличие от истории права и социологии права?
Одно лишь сопоставление текстов различных законодательств, говорит Салейль, не есть еще сравнительное правоведение; это простая регистрация документов, к тому же документов для науки недостаточных, потому что правовая жизнь характеризуется не мертвой буквой закона, но осуществлением юридической нормы в многосложной социальной среде. Поэтому сравнительное правоведение должно заниматься критикою различных законодательных постановлений по отдельным институтам права; материалом для этой критики является как законодательный текст, так и применение законов на практике, и те результаты, которых это применение достигает; при этом должно быть принимаемо в соображение состояние той социальной среды, в которой действуют законы различных стран. При такой постановке вопроса сравнительное правоведение получает значение самостоятельной научной дисциплины.
Сравнительное правоведение следует отличать от сравнительной истории права и социологии. От первой оно отличается тем, что не ограничивается простым констатированием юридических фактов, но занимается еще построением самостоятельных юридических конструкций. От социологии сравнительное правоведение отличается тем, что преследует цели не теоретические, а прикладные – служение политике права. От первой сравнительное правоведение заимствует необходимые факты для сравнения, от второй – знание естественных законов социального развития, с которыми приходится сталкиваться.
В каких областях, по мнению Цительмана, проявляется и имеет значение сравнительное правоведение?
Действию сравнительного правоведения, говорит Цительман, открываются три области:
Юридическая практика;
Юридическая наука;
Законодательство.
Охарактеризуйте на основе информации представленной на Конгрессе профессором Поллоком историю развития сравнительного правоведения.
Первые шаги по пути сравнительного правоведения, как и начало всякого научного знания, были сделаны, говорит профессор Поллок, с чисто практической целью. Первым обратился к сравнительному изучению чужеземных законов законодатель; общеизвестна в этом отношении история составления римских XIIТаблиц. С практической же целью мог обратиться к изучению чужого права и судья. С этой точки зрения останавливает внимание исследований римскоеiusgentium. Некоторые ученые полагают, что выработалиiusgentiumпреторы путем методической выборки из разнообразных законов и обычаев различных италийских общин. Некоторые весьма незначительные попытки наблюдаются у Гая, когда он говорит об отеческой власти и комментируетXIIТаблиц. Но не в Риме, а в Греции были положены научные основы сравнительного метода. Несомненная заслуга в этом деле принадлежит Аристотелю. Этот великий мыслитель классического мира уже в свое время читал лекции по сравнительной политике. Но, к сожалению, почти 2 тысячи лет остался он в этом направлении одиноким, без подражателей и продолжателей.
Средние века не дали сравнительному правоведению никакого простора. Средневековая юриспруденция знала право римское и каноническое, видела в них нечто совершенное, и никакого сравнения с варварскими законами на началах равноправности не допускала.
Только в Новое время европейская мысль освобождается от оков принудительного единства и решается подвергнуть старые устои критике и сравнению с принципами зарождающейся новой жизни. В этом направлении можно назвать следующим исследователей: Вильям Фольбек, Лейбниц, Монтескье.
Само понятие «сравнительное правоведение», как пишет Поллок, сложилось под пером исследователя Литтре в 1863 году.
Что говорилось на Конгрессе по вопросу значения сравнительного правоведения для:
- Международного частного права:
В международном частном праве действуют 2 метода: национальный, безусловно принятый в Англии, а также наиболее распространенный в Германии и интернациональный, господствующий в романских странах. По мнению докладчиков, будущее не принадлежит ни тому, ни другому методу, а исключительно методу сравнительному. Так как путем сравнения будут отмечены ближайшие признаки сходства и сродства отдельных законодательств, и выделены по этим признакам отдельные группы. В каждой такой группе уже легко определить общие для ее членов нормы и раскрыть возможный в ней международный политический порядок. Дальнейшее сравнение поведет к сближению отдельных групп и к все большему обобщению юридического порядка по пути к полной его международности, как конечной цели развития.
- торгового права:
Сравнительное изучение иностранных торговых законодательств прямо ведет к заимствованиям. В виду облегчения условий торгового оборота постепенно устанавливается известное однообразие торгового законодательства всего мира. Торговое право современных народов имеет один общий источник, а именно: торговые обычаи, сложившиеся главным образом в Италии в эпоху перехода от Средних веков к Новым. Общий первоисточник настолько предопределил развитие национальных систем торгового права, что современные торговые кодексы в основных своих определениях в высшей степени близки друг к другу.
- гражданского права:
Профессор Weissпишет, что практическая функция сравнительного правоведения двоякая – внутренняя и внешняя. Внешняя функция проявляется в том, что сравнительное правоведение является могущественным орудием законодательного прогресса в гражданском праве. Внутренняя – в том, что оно же может служить средством для юридического толкования. Различные в деталях иностранные законодательства в общем представляют не мало точек соприкосновения и сходства. Нередко одно законодательство устанавливает принцип, другое – не только разделяет данный принцип, но и делает из него дальнейшие выводы. В таком случае судья вправе заимствовать из сходного по принципу законодательства его выводы и частные нормы, восполняя этим пробелы национальных законов.
- государственного права:
Преобразование государственного строя заставило обратиться за образцом для него в другие страны; с тех пор и водворился в государственной жизни метод заимствований у иностранных законодательств. Deslandersсчитает, что метод заимствований суживает горизонт социального прогресса, так как применяя его не заботятся о том, чтобы завести у себя абсолютно лучшие порядки, а только относительно лучшие, т.е. стремятся пересадить к себе лучший из существующих у других порядков. Но нет критерия, по которому можно бы было бесспорно решить, что из существующего у других должно быть признано лучшим. Следует заимствовать порядки у народов наиболее преуспевающих и счастливых. Но опять же какой народ признать таковым?
Deslandersпродолжает, что в области государственных отношений и нормы, и институты должны быть строго национальны, потому что не человечество, а нация есть та естественная среда, в которой слагается внутренний нравственный облик человека. Государственно-правовые отношения суть именно отношения этого рода, и потому политические институты не могут быть по существу иными, как только национальными.
- криминологии:
Свойственные криминологии особенности отразились на приложении сравнительного метода к уголовно-судебной практике. Осуществляемое толкование юридических норм своеобразно, и сравнительному методу отводится в нем менее места, чем в других областях права. В уголовном праве строго действует принцип nullapoenasinelege, и поэтому репрессия может быть выводима исключительно из постановлений действующего национального права и никакое сравнение тут неприменимо. Зато сравнению открыт широкий доступ в области исполнения наказаний. Ничего не может быть полезнее для построения и осуществления правильной пенитенциарной системы, как сравнение с теорией и практикой других стран и применение выводов этого сравнения в национальной практике.
- социального законодательства:
В высшей степени благотворно влияние сравнительного правоведения на развитие социального законодательства вообще, и в особенности по рабочему вопросу. Различают несколько родственных групп законодательства, в которых заметно значительное сходство основных принципов (латинская, англо-сансонская, германская, славянская и нео-саксонская). Группы эти отличаются друг от друга различием принципов, положенных ими в основу юридической регламентации рабочего вопроса. Латинская группа характеризуется в этом отношении отсутствием всякой корпоративной организации, признанием свободного группирования по профессиям и более или менее значительным развитием покровительственных для рабочего труда законов. Англо-саксонская группа отличается более прочной организацией фабричной инспекции и более строгим надзором над трудом женщин и детей. Германская группа отличается духом строго научного синтеза общих законодательных актов по рабочему вопросу. Славянская группа отличается тем, что сосредотачивая свое внимание на охране рабочего в период его трудоспособности, мало заботится об обеспечении его будущего. Нео-саксонская группа характеризуется смелостью своих законодательных замыслов, близких к доктрине чистого социализма; в ней впервые определен законом минимум рабочей платы в частных предприятиях и установлен обязательный третейский суд для разрешения конфликтов между работодателями и рабочими. Сравнительное правоведение призвано содействовать осуществлению этой задачи.
- сравнительной истории права и социологии:
Сравнительное правоведение должно опираться на широкое социологическое исследование. Сравнение различных систем права приводит к научным обобщениям лишь тогда, когда оно связано со всем комплексом социальных явлений, которые объясняют право и сами в свою очередь объясняются правом. Еще Иеринг указал на необходимость для юристов изучения внешнего мира, объясняющего развитие права. Этим внешним миром является социальная среда, в которой развивается право, с ее экономикой, политикой, религией, нравами, наукой, искусством. Поэтому юридическая наука вообще и сравнительное правоведение в частности должны искать в социологии руководящие нити, которыми определяются фазы развития права.
Какие три основные позиции были высказаны на Конгрессе по вопросу о задачах сравнительного правоведения и об отношении его к отдельным юридическим дисциплинам:
Отождествление сравнительного правоведения с практическим заимствованием, или произвольной рецепцией права;
Признание сравнительного правоведения особенной отраслью юридической догматики;
Признание сравнительного правоведения единственной формой положительной науки о праве, как особенной части социологии.
Список использованной литературы:
Тарановский Ф.В. Сравнительное правоведение в конце XIXвека // Российский журнал сравнительного права. 2002. № 1. С. 226-246.
Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Исторические традиции российской школы сравнительного права // Журнал российского права. 2003. № 8. С. 158-168.
Дубровский С.А. Основы компаративистики, или Введение в сравнительное правоведение. Чита: Изд-во ЧитГУ, 2006.
Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. Основные правовые системы современности. М.: Юристъ, 2009.
studfiles.net