Третья контрольная точка – итоговая аттестация – проводится в конце летней сессии. Норматив распределения баллов – 50 % от суммы баллов за все аудиторные занятия.
Для курсов длительностью один семестр с формой итогового контроля вэтом же семестре устанавливаются2 контрольные точки:
Первая контрольная точка проводится в начале соответствующей сессии. Норматив распределения баллов – 50 % от суммы баллов за все аудиторные занятия.
Вторая контрольная точка – итоговая аттестация – проводится в конце
соответствующей сессии. Норматив распределения баллов – 50 % от суммы баллов за все аудиторные занятия.
Для курсов длительностью один семестр с формой итогового контроля вследующем семестре устанавливаются2 контрольные точки:
Первая контрольная точка проводится в конце первой сессии. Норматив распределения баллов – 50 % от суммы баллов за все аудиторные занятия.
Вторая контрольная точка – итоговая аттестация – проводится в рамках следующей сессии. Норматив распределения баллов – 50 % от суммы баллов за все аудиторные занятия.
!!!Контрольные работы включаются в состав контрольноизмерительных испытаний соответствующей контрольной точки.
Регулирование остальных аспектов осуществляется в соответствии с нормати-
вами для студентов очной и очно-заочной(вечерней) формы обучения.
11
ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПЛАНУ
Студенты, обучающиеся по индивидуальному плану, обязаны освоить основную образовательную программу в том же объеме, что и остальные студенты той же формы обучения. Каждый студент данной категории, заполнив соответствующий дневник, должен согласовать с преподавателем задания по изучаемой дисциплине и сроки их сдачи. Студент обязан сдать полученное задание до соответствующей Контрольной точки. Преподаватель на этом основании засчитывает ему посещение занятий и выставляет баллы в соответствии с уровнем освоения студентом дисциплины. Студенты, не явившиеся к преподавателю до соответствующей контрольной точки, считаются не посещавшими данные занятия со всеми вытекающими последствиями.
12
НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ ВОПРОСЫ В ХОДЕ ОБСУЖДЕНИЯ ПРОЕКТА «БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯСИСТЕМА ПГЛУ»
1. Назовите, пожалуйста, дату первой контрольной точки.
График контрольных точек установлен в «Регулирующих нормативах». Неделя, в которую преподаватель проводит контрольную точку, определяется кафедрой на основе установленных нормативами диапазонов.
2. Как оцениваются лекции?
Методика оценки целиком зависит от преподавателя. Если на лекции проводятся контрольноизмерительные мероприятия, то необходимо оценить их сложность и эту оценку внести в УМК в графу «основные баллы». Если контрольно-измерительныемероприятия не проводятся, то лекцию следует оценить в 0 баллов, присутствующим студентам выставить по 0 баллов за учебные задания и отметить посещаемость.
3. Как проводить контрольные замеры знаний на занятии у 110 студентов?
УМУ рекомендует применять такие контрольно-измерительныемероприятия, как, например, тестылетучки. Такие тесты позволяют «снимать» посещаемость и проводить оценку студентов.
4. Во сколько баллов оценивается зачет/экзамен?
Количество баллов на итоговую аттестацию (экзамен, зачет) и дополнительные контрольно-измерительныемероприятия регулируется нормативами и составляет на данный момент 50% от суммы баллов за аудиторные занятия.
5. Преподаватель теряет прежнее значение в образовательном процессе, так ли это?
Нет, не так. В рамках БРС преподавателю отводится ещё большая роль, поскольку он осуществляет постоянный мониторинг успеваемости студентов.
6. Является ли переход на балльно-рейтинговуюсистему экспериментом?
Нет, не является. Это запланированный шаг в рамках реформирования российской системы высшего профессионального образования.
7.Будет ли БРС способствовать повышению качества образования?
Повышение качества образования является главной целью БРС.
8.Как поступать в случаях отмены или переноса занятий, в случае командировки препода-
вателя?
Если занятия отменяются по всему университету, руководство вуза издает распоряжение, регулирующее ситуацию. В остальных случаях занятия переносятся. В случае командировки преподавателя занятия либо замещаются, либо подлежат переносу.
9. Как будут оцениваться студенты вечерней и заочной формы обучения?
Студенты очно-заочной(вечерней) формы обучения будут оцениваться так же, как и студенты очной формы обучения. У студентов заочной формы в связи с отсутствием семестров график прохождения точек выглядит иначе. Конкретное распределение точек приведено в нормативах.
10. Как оценка на экзамене влияет на итоговую?
Оценка на экзамене является одной из составляющих итоговой оценки наравне с текущими оценками студента.
11. Как быть в том случае, если студент в течение семестра занимался на среднем уровне, а на экзамене получает максимальный балл?
Баллы, получаемые на экзамене, являются составляющей итоговой оценки. Естественно, если студент в течение семестра работал на среднем уровне, то и оценка на экзамене будет близка к средней.
12. Отпадает ли необходимость заполнения журналов?
13
Да, в будущем планируется отказаться от рукописных журналов выполнения нагрузки.
13. Как оценивать знания студентов, обучающихся по индивидуальному плану?
Точно так же, как и всех остальных студентов с той лишь разницей, что преподаватель будет оценивать работу студентов по установленному графику. Контрольные точки студенты, обучающихся по индивидуальному плану, проходят в те же сроки, что и остальные студенты.
14.Предполагает ли обучение по БРС наличие автоматов?
Сама методика формирования итоговой оценки является автоматической.
15.Сколько часов отводится на проверку письменных работ?
Согласно нормам времени, установленным для расчета объема учебной работы.
16.Максимальный балл указывается для всех занятий или обязательно для каждого?
Для каждого.
17.Почему нет единой системы баллов?
Основная идея, заложенная при проектировании БРС – её гибкость и возможность адаптироваться к любой методике оценки.
18.Есть ли верхняя граница баллов в БРС?
Нет, верхней границы баллов в БРС нет.
19.Нужно ли включать в УМК вопросы для экзамена и зачета?
В состав УМК нужно включатьпримерные вопросы для экзамена и зачета.
20.Для чего нужен экзамен/зачет в системе БРС?
Экзамен/зачет является контрольной ступенью и составляющей итоговой оценки.
21. Где проходила апробацию БРС?
Экспериментальные площадки:
факультет государственной службы и управления (1,3,4,5 курсы), факультет английского и немецкого языков (3 курс).
22. Выходит, что преподаватель вместо того, чтобы обсуждать учебный материал, должен регистрировать присутствие студентов и выставлять баллы?
Преподаватель ОБЯЗАН как на сегодняшний день, так и впредь согласно временному положению о БРС, оценивать знания студентов накаждом занятии.
23. Является ли последняя тема в блоке контрольной точкой?
Нет, на контрольной точке проводятся отдельные контрольно-измерительныеиспытания; график контрольных точек устанавливает УМУ, а не кафедра или деканат.
24.Как определяются контрольные точки у студентов заочной формы обучения?
См. вопрос 9.
25.Является ли данная БРС разработкой ПГЛУ или эту систему мы переняли у другого
университета?
БРС ПГЛУ является результатом синтеза единой кредитной системы единиц, опыта российских вузов и собственных разработок преподавателей вуза.
26. Чем разрабатываемая БРС отличается от сложившейся системы оценивания? Каковы достоинства БРС?
Главной задачей разработчиков было создать систему, максимально похожую на действующую систему оценивания, но при этом позволяющую адаптироваться к проводимым в РФ реформам системы образова-
14
ния. Главными достоинствами БРС ПГЛУ являются гибкость, учет опыта, приобретенного в рамках пятибалльной системы оценивания, накопительность итоговой оценки.
27. Как скоро планируется отменить экзамены/зачеты?
Экзамены/зачеты не отменяются, а становятся составной частью итоговой оценки.
28. Может ли студент не являться на экзамен, если он в рейтинге набрал, например, на оценку «удовлетворительно» и его это устраивает?
Нет, не может, студент обязан пройти контрольные испытания и аттестацию. Тем более, что баллы за итоговую аттестацию включаются в рейтинговую оценку студента.
29. Как в баллах выглядит оценка «зачет» и «незачет»?
Оценка проводится согласно шкале, установленной нормативами. Зачетом является выполнение требований на «удовлетворительно».
30. Нельзя ли предстоящий учебный год сделать репетиционным?
2007-2008учебный год является переходным, поэтому некоторые документы сохраняют своё действие.
31.Каждый ли день нужно вносить данные?
В идеале – да.
32.Как быть, если преподаватель/лаборант не успевает вносить данные?
Преподавателю/лаборанту предоставлен временной лаг: данные о занятиях и оценках студентов должны быть занесены до прохождения контрольной точки. В случае пропуска занятий в пределах 25%-гонорматива до прохождения контрольной точки студент должен отработать пропуски.
33. Методика проведения контрольных точек является унифицированной для всех преподавателей?
Методика проведения контрольно-измерительныхиспытаний в рамках контрольных точек определяется преподавателями, указывается в УМК и утверждается кафедрой. Однако в состав этих испытаний могут быть включеныконтрольно-измерительныеиспытания, санкционированные ректоратом.
34.Есть ли нижний предел в баллах?
Есть, 0 баллов. Минусы не допускаются.
35.Вы представляете, какого объема будут папки с данными БРС?
Данные БРС будут существовать в электронном виде.
36.Каким образом будут отрабатывать студенты, уехавшие за рубеж?
Студенты, уехавшие за рубеж, будут отрабатывать пропущенные занятия согласно процедуре, установленной для всех студентов вуза.
37. В какой форме будут проходить отработки?
Компьютерное тестирование. В исключительных случаях, когда компьютерное тестирование невозможно в силу специфики дисциплины, по согласованию с проректором по академической политике, отработки проходят в виде индивидуальной работы с преподавателем. Оплата таких отработок осуществляется согласно нормам в п.3. «Регулирующих нормативов».
38. Как будет оцениваться студент на практике, гос. экзаменах?
Пока – в традиционной форме.
39.Необходимо ли абсолютно все занятия отразить в УМК?
Да, в тематическом плане расписывается каждое занятие.
40.Нельзя ли на факультетах организовать работу консультантов по БРС?
15
Представители деканатов прошли обучение в отделе менеджмента качества образования Учебнометодического управления ПГЛУ, там же регулярно можно получить консультации у сотрудников отдела.
41. К кому обращаться по возникающим вопросам?
Обращаться в отдел менеджмента качества образования ПГЛУ:
каб. 4, тел. 32-98-71(добавочный7-09).
Начальник ОМКО – Андрей Львович Бродский, методист – Ирина Александровна Ворон.
Пункт положе- | Исправленная редакция |
ния |
|
|
|
2.3.Промежуточный контроль осуществляется в контрольных точках, в соответствии с графиком учебного процесса. Формы промежуточного контроля определяются кафедрой, вносятся в учебную программу и утверждаются решением кафедры. В рамках промежуточного контроля могут проводиться контрольные мероприятия ректората и Учебнометодического управления. График прохождения контрольных точек определяется регулирующими нормативами.
2.4.Итоговая аттестация – это форма контроля, проводимая в рамках третьей контрольной точки для полных курсов и второй - для малых курсов. В итоговую аттестацию включаются традиционные (зачет и/или экзамен в соответствии с учебным планом) и нетрадиционные формы контроля, предусмотренные учебной программой.
3.3.Максимально возможное количество баллов по дисциплине – сумма баллов за выполнение заданий на учебных занятиях плюс баллы за контрольные точки.
3.4Текущее максимальное количество баллов складывается из суммы баллов за выполнение заданий на учебных занятиях, а также баллов за контрольные точки.
3.5Количество набранных студентом баллов складывается из суммы баллов, полученных за выполнение заданий на учебных занятиях, а также баллов за контрольные точки.
3.9Студенты, пропустившие занятия по уважительной причине, отрабатывают пропущенные занятия согласно процедуре, утверждаемой ректором по предложению Учебно-методическогоуправления.
Студентам, задействованным на университетских мероприятиях по согласованию с ректоратом, засчитывается посещение и выставляется гарантированный минимум баллов в размере 50% за данное занятие, о чем издается соответствующее распоряжение ректора или проректора по академической политике. После издания распоряжения данные студенты должны получить в деканате лист допуска и предъявить его преподавателю.
16
4.3Преподаватели:
- обязаны оцениватькаждого студента накаждом занятии, исходя из разработанного кафедрой комплекса заданий и методик, и доводить оценку до сведения студентов;
- знакомят студентов в начале изучения дисциплины с содержанием учебной программы, целями, стандартами, учебными результатами, которых необходимо достичь
4.4Кафедра:
- обязана разработать методики проведения занятий, позволяющие оценить знания каждого присутствующего студента, в
соответствии с его участием в занятии;
***Настоящее Положение обязательно для исполнения всеми структурными подразделениями университета, участвующими в учебном процессе.
Изменения и дополнения в Положение о балльно-рейтинговойсистеме оценки образовательных компетенций студентов ПГЛУ вносятся решением Ученого Совета университета.
Каждый преподаватель, глубоко изучив Положение о балльнорейтинговой системе, несет полную ответственность за ее полноценное использование в учебном процессе в целях получения качественных результатов обучения в ПГЛУ в рамках системы управления по целям и результатам и системы менеджмента качества. Это является квалификационным требованием к деятельности преподавателя ПГЛУ как вуза международного уровня, активно входящего в европейское и мировое образовательное пространство.
Нормативы
1 | «удовлетворительно» / «зачет» | 60 – 74 % |
2дифференцированы значения норматива в зависимости от дисциплины
3норматив увеличен в 10 раз
4Контрольная точка проводится в рамках одной из недель соответствующего интервала. Студенты, пропустившие контрольную точку, имеют право на ее отработку в течение 2 недель от указанной даты контрольной точки. Решение по поводу того, какую из недель интервала выбрать для
проведения контрольной точки, принимает кафедра. Номер выбранной
недели указывается в учебно-методическомкомплексе. Курсы делятся на:
5.малые – к ним относятся: в 1 семестре - курсы, длительностью до 16 часов включительно, во 2 семестре – курсы, длительностью до 22 часов включительно;
6.полные – все остальные.
17
6Ликвидация академических задолженностей осуществляется в течение
первых 2-хнедель следующего учебного семестра во изменение пункта 3.12 действующего Положения о курсовых экзаменах и зачетах в ПГЛУ .
Студенты, не явившиеся на итоговую аттестацию, обязаны ее пройти в
срок, установленный для ликвидации академических задолженностей. Студенты, получившие итоговую оценку «не зачтено» / «неудовлетворительно», имеют право на пересдачу только на оценку «зачтено» / «удов-
летворительно» в срок, установленный для ликвидации академических
задолженностей.
Студенты, не явившиеся и не ликвидировавшие академические задолженности в установленный срок, подлежат отчислению.
ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПЛАНУ
Студенты, обучающиеся по индивидуальному плану, обязаны освоить основную образовательную программу в том же объеме, что и остальные студенты той же формы обучения. Каждый студент данной категории, заполнив соответствующий дневник, должен согласовать с преподавате-
лем задания по изучаемой дисциплине и сроки их сдачи. Студент обязан
сдать полученное задание до соответствующей Контрольной точки. Преподаватель на этом основании засчитывает ему посещение занятий и выставляет баллы в соответствии с уровнем освоения студентом дисциплины. Студенты, не явившиеся к преподавателю до соответствующей контрольной точки, считаются не посещавшими данные занятия со всеми вытекающими последствиями.
18
studfiles.net
Аннотированный библиографический список на тему:
«Психология делового общения»
Выполнил студент группы № 151201 Куваев А.И.
Учебники:
1) Столяренко Л.Д. «Психология делового общения и управления» -
Ростов н/Д.: Феникс, 2005 - 416 с.
В учебнике излагаются психологические основы делового общения, взаимодействия и управления людьми с учетом их темперамента, характера, психосоциотипа, позиции в общении. Рассматриваются закономерности лидерства и руководства, условия и критерии эффективной деятельности менеджера. Анализируется этикет и этика деловых отношений. Учебник освещает методы управления коллективом и пути преодоления конфликтов, содержит психологический практикум. Предназначен для студентов колледжей, изучающих курс "Психология и этика деловых отношений".
2) Бороздина Г.В. Психология делового общения.- М.:ИНФРА-М, 2009.- 295с.
Данный учебник выполнен на основе исследований зарубежного и отечественного психологического опыта по налаживанию делового сотрудничества, а также формированию эффективных взаимоотношений в профессиональной деятельности. Особенностью учебника является его комплексный характер (деловое и неформальное общение рассматриваются в тесной взаимосвязи). Материалы иллюстрируются примерами из художественных произведений и реальных жизненных ситуаций. Рекомендован Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям.
Монография:
Марасанов Г.И. Психология в организационном консультировании - Изд-во : «Когито – центр», 2009.- 368 с.
В монографии рассматриваются особенности организационного консультирования, с точки зрения тех, кто занимается им профессионально. Книга посвящена поиску ответов на вопросы, возникающие в практике работы организационного консультанта. Автор собрал и прокомментировал суждения нескольких сотен специалистов, высказанные в ходе дискуссий. Книга написана в жанре научного исследования, и содержит богатую коллекцию случаев из консультативной практики, описаний приемов и способов решения проблем, возникающих в процессе организационного консультирования.
Статья из научного журнала:
Зачесова И.А. Взаимопонимание собеседников и его роль в развитии диалога // Вопросы психологии. - 2008.- №1. - С.66-76.
В статье представлены результаты изучения содержания повседневного речевого общенияв семье и выявления роли понимания собеседниками интенций в развитии диалога. Используется метод контент-анализа, который позволяет реконструировать подтекст коммуникантов и выявить его влияние на организацию диалога. Представлены новые данные, касающиеся особенностей организации диалога, согласования реплик. Описаны типовые случаи неверного толкования факторов, влияющих на понимание подтекста.
Диссертация:
Склейнис В. А.Специфика развития образа мира в разнотипных профессиях: автореф. дисс… канд. психол. н. - Хабаровск : ДВГУПС, 2011.- 27с.
В работе представлен анализ закономерностей и специфики развития образа мира у специалистов с различным типом профессии и стажем работы. Методологическая структура исследования:
Объект: образ мира разнотипных профессионалов;
Предмет: развитие образа мира в разнотипных профессиях;
Гипотеза: процесс развития образа мира профессионала подчиняется как общим для всех типов профессий закономерностям, так и специфическим;
Эмпирическая база: представители профессии типа «человек-человек» - преподаватели вузов и представители профессии типа «человек-знак» - бухгалтеры, всего 101 респондент.
Методы:
1.методики измерения УСК, ценностных ориентаций, семантический дифференциал, авторская анкета, ассоциативный эксперимент;
2. методы обработки: контент-анализ, факторный анализ.
Основные выводы состоят в следующем: различные виды профессиональной деятельности, имеют различную степень и характер влияния на ценностные ориентации и на структуры ядерного слоя образа мира.
studfiles.net
Научная работа должна быть не только содержательной и самостоятельной, но и правильно оформленной. Текст работы должен располагаться на одной стороне листов стандартного формата (А4), которые сшиваются в папке, поля слева — 30 мм, справа — 15 мм, сверху — 20 мм, снизу — 20 мм. В текстовом редакторе Word предпочтительно выбирать 14-й кегль, шрифт Times New Roman, через полтора интервала.
Номера присваиваются всем страницам, начиная с титульного листа, нумерация страниц проставляется со второй страницы. Титульный лист работы должен содержать название подразделения, в котором выполнена работа, название темы, фамилию, имя и отчество автора, фамилию, инициалы и ученую степень (звание) научного руководителя, год выполнения.
Оглавление представляет собой составленный в последовательном порядке список всех заголовков разделов работы с указанием страниц, на которых соответствующий раздел начинается.
Объём реферата должен составлять 15-20 страниц печатного текста.
Этап 1: подбор методики.
В соответствии с темой исследования студент подбирает исследовательский инструмент – одну или несколько диагностических методик (тест, опросник, анкета, проективная методика и др.) по собственному выбору. Важен учет объема и соответственно времени на проведение, однозначность вопросов и инструкции. Для ознакомления и оценки качества выбранной методики, рекомендуется опробовать ее на себе или близких. Окончательный вариант инструмента для исследования желательно обсудить с преподавателем.
Этап 2: выбор исследуемой группы.
Для изучения психологических проблем объектом изучения чаще всего становится реальная группа людей, связанных взаимоотношениями на протяжении более полугода (школьный класс, студенческая группа, производственный коллектив, группа учащихся кружка, секции и проч.). При этом автор исследования не должен входить в состав данной группы, так как это может повлиять на результаты. Наиболее выигрышными обычно бывают сравнительные исследования, когда сопоставляются данные нескольких групп или одной группы во времени – исследования динамики явления.
Этап 3: составление бланка.
Хорошо оснащенные методики обычно содержат готовые бланки для заполнения, однако оптимально дополнить их предваряющей и заключительной информацией исходя из задач конкретного исследования. Предварительный блок содержит приветствие и обращение к испытуемому (респонденту) проясняющее тему и цель исследования. Например: Здравствуйте. Просим Вас принять участие в исследовании особенностей психологического климата студенческих групп.
Затем следует расположить графы, ориентированные на сбор социально-биографической информации о респонденте (Укажите Ваш пол, возраст, образование, специальность, национальность, семейное положение и т.п.). Конкретный набор характеристик подбирается студентом в зависимости от темы исследования. Ф.И.О. респондента желательно не запрашивать, так как это снижает риск воздействие фактора социальной желательности и тревожность испытуемого (исключение составляет методика социометрии).
После этого следует инструкция и текст методики вмешиваться в который не следует. В конце возможно введение вопроса о эмоциональном состоянии испытуемого во время обследования (Выберите из предложенных смайликов изображение наиболее отражающее Ваше настроение сейчас). Заканчивается бланк графой для указания даты заполнения и словами благодарности.
Этап 4: процедура проведения.
Универсального варианта проведения не существует, многое в процедуре зависит от специфики методики и исследуемого феномена. Важно заранее обозначить время необходимое для заполнения бланка, четко прояснить цель и задачи исследования, создать мотивацию, гарантировать конфиденциальность результатов. После заполнения оговорить необходимость обратной связи - предоставления результатов исследования лично респондентам или администрации в обобщенном виде. Во время сбора готовых бланков необходимо на месте просмотреть, и в случае необходимости откорректировать правильность и полноту их заполнения.
Этап 5: обработка полученных данных.
Количественная обработка предполагает выполнение процедуры подсчета или выделения показателей в соответствии с ключом методики. Применение методов математической статистики (процентное выражение, подсчет средних показателей). Сопоставление результатов осуществляется в виде сводных таблиц и графического представления данных (схемы, графики, диаграммы).
Качественная обработка результатов – наиболее сложная ступень исследования, направлена на объяснение полученных данных, нахождение связей, закономерностей, общих тенденций. Основой для интерпретации результатов должны быть теоретические положения в области исследуемого явления, а также социально-биографические сведения о респондентах. Полезно также ознакомиться с данными схожих по проблематике исследований, для того чтобы в дальнейшем проводить параллели между своим исследованием и работами других авторов.
Этап 6: составление научного отчета.
К составлению отчета следует приступить как можно раньше, как только получены результаты математической обработки данных исследования. Можно рекомендовать заранее наметить план отчета по главам и разделам, который облегчит дальнейшую работу по составлению текста. До начала работы следует определиться с жанром вашего текста – будет ли это устный доклад, доклад с презентацией, письменный отчет, или тезисы.
studfiles.net
Индивидуальную тему для выполнения контрольных точек студент выбирает самостоятельно, ориентируясь на собственные научные интересы в контексте проблемного поля изучаемой дисциплины. Тема может соответствовать названию курсовой работы, выполняемой в текущем семестре, или одному из ее разделов.
Срок выполнения каждой контрольной точки – один месяц, выполненная работа сдается преподавателю на проверку в печатном виде, а после получения оценки, в электронном виде.
График прохождения контрольных точек
№ п.п | содержание | сроки прохождения | баллы |
Составление аннотированной библиографии по индивидуальной утверждённой теме | 5-я неделя семестра | от 0 до 6 | |
Реферат по индивидуальной утверждённой теме | 10-я неделя семестра | от 0 до 9 | |
Составление отчета по результатам эмпирического исследования | 15-я неделя семестра | от 0 до 10 |
Критерии оценки контрольных точек
Выполнение и представление библиографического списка, реферата | Полнота, глубина рассмотрения проблемы, наличие обобщения, ссылки на научные источники, достаточный список современной научной литературы. | 6-9 |
Незначительные недочеты в содержании и оформлении, незначительные фактические ошибки и неточности | 4-5 | |
Поверхностное, неглубокое изложение материала, недочеты в оформлении | 1-3 | |
Выполнение исследования и представление отчета | Полнота, глубина анализа, наличие прогноза, незначительные замечания | 10 |
Полнота анализа, недостаточная глубина, слабо аргументированная интерпретация | 5-9 | |
Неполный и неглубокий анализ, отсутствие или необоснованность интерпретации | 1-4 |
Правила оформления библиографии
1.Фамилия автора всегда должна предшествовать его инициалам, полному или сокращённому имени. Если в работе более трёх авторов, то в сведениях об авторстве приводят фамилии первых трех индивидуальных авторов с добавлением слов «и др.».
Автор (фамилия, инициалы). Название работы. Место издания, Год издания. Общее количество страниц/ либо страницы, на которые ссылается исполнитель.
Например:
Госс B.C., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки: Становление и развитие. — М.: Мысль, 1984.-156 с.
Проблемы вузовского учебника: Тез. докл. Третья всесоюзн., науч. конф. — М.: МИСИ, 1988. — С.67-71.
2.Название места издания приводится полностью за исключением названий следующих городов, которые пишутся в сокращенной форме:
Москва - М.
Ленинград - Л.
Санкт-Петербург СПб.
Нижний-Новгород - Н.Новгород
Ростов-на-Дону - Ростов н/Д.
3.В библиографии одной косой чертой обозначают редактора, автора предисловия, комментатора или переводчика. Например:
Особенности психического развития 6-7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М., 1988. 135 с.
Двумя косыми чертами — //, обозначаются продолжающиеся издания. Например:
Прохоров А.0. Психические состояния учителя и продуктивность урока // Вопросы психологии. – 1995. - № 6.- С. 49-55.
В библиографии могут применяться одновременно одна и две косые черты. Например:
Кулаков В.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью //Общество и политика /Ред. В.В.Большов. СПб., Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000, С. 476-510.
studfiles.net
Процессы модернизации высшего профессионального образования находят своё отражение и в реформе системы оценки знаний и компетенций студентов вузов. О ходе внедрения, текущем состоянии и перспективах балльно-рейтинговой системы проверки качества знаний студентов «УК» беседует с первым проректором по учебной работе МГУП им. И. Фёдорова Татьяной МАРКЕЛОВОЙ.
— Татьяна Викторовна, чем было обусловлено введение балльной системы в МГУП? На каком этапе сейчас находится реформа оценки знаний студентов?
— С 2011 г. университет полностью перешёл на многоуровневую систему подготовки по направлениям, которая была введена с вхождением России в Болонский процесс и переходом на новый уровень развития. В университете более 20 образовательных программ бакалавриата и магистратуры, по которым студенты проучились уже год. Суть Болонской системы, её формат, методология требуют как изменения преподавания дисциплин, так и нового способа проверки качества знаний. Таким способом является балльно-рейтинговая система, в соответствии с которой студент изначально оповещён о том, что он должен делать в течение семестра, чтобы потом получить реальный, прозрачный, объективный результат оценки его знаний.
Не секрет, что на практике возникали ситуации, когда преподаватели возмущались необходимостью ставить оценки в конце семестра студентам, которые не посещали занятий, недостаточно готовились к лабораторным и практическим, а студент заявлял, что преподаватель несправедлив к нему... Новая система оценки знаний позволяет избежать необъективности как с одной, так и с другой стороны.
Балльно-рейтинговая система делает студента субъектом образовательного процесса. Самообразование, самообучение, работа на развитие в себе компетенций как раз подразумевают такую систему оценки. Компетенция – это уже не просто знание, умение и навык, а способность принимать самостоятельные решения, т.е. самореализация человека в свете его умений и знаний. Поэтому при переходе на многоуровневую систему повышается ответственность студента и перестраивается система оценки его знаний.
Мы достаточно сложно принимали Положение о балльно-рейтинговой системе, поскольку она требует от преподавателей больше времени на методическую работу: нужно после каждого занятия отметить уровень знаний студентов, объяснить студенту, что от него требуется. Поэтому мы долго, в течение полугода обсуждали на кафедрах, факультетах, учёных советах все нюансы. Конечно, при этом учитывался опыт других вузов: Санкт-Петербургского университета технологий и дизайна, Новосибирского государственного университета, Московского лингвистического университета. Кроме того, мы опирались на работу Федерального института развития образования и исследования Центра Б.А. Сазонова. Наконец, 2 июля 2012 г. мы приняли Положение, которое в университете имеет силу закона, и с 1 сентября у нас началась совершенно другая жизнь с точки зрения проверки качества знаний студентов. Теперь на каждой лекции, на каждом семинаре обязательна отметка о присутствии студента и его активности. А самостоятельная работа студентов по дисциплине теперь фиксируется в форме особых контрольных точек через сумму баллов, которую считает компьютерная программа.
— А какая на лекциях может быть активность?
— Болонская система требует интерактивного обучения, поэтому и лекционная работа перестраивается с точки зрения наличия презентаций, использования информационно-коммуникационных технологий и развития режима диалога между преподавателем и студентами. Ну и остаётся классический принцип активности, который состоит в том, что студент сидит и слушает лекцию. Базой остаётся посещаемость. Вообще, мы решили попробовать. Технологическая карта контроля, которая создана вместе с Положением, это не икона, и если что-то не будет получаться, мы это изменим. Кроме того, многие преподаватели уже давно на своих занятиях подсчитывают в баллах активность студентов, поэтому абсолютно новым для них это не будет, к тому же многое сделает умная программа.
— Балльно-рейтинговая система затронет аспирантов?
— У аспирантов тоже есть занятия, есть лекционный курс, но для них мы пока не делали специальные технологические карты. И их не так много: если студентов более 6 тыс., то аспирантов всего 200.
— И, опять же, я забыл про такую вещь, как индивидуальный учебный план.
— Конечно, главным для аспиранта остаётся общение с научным руководителем и посещение его лекционных занятий, даже лекций для студентов. Аспирант – самообучающаяся личность, субъект образовательного процесса.
— Из чего складывается балльная система? Как балльная система перекликается с традиционной? Что ставится студентам в зачётки?
— Первый важный компонент – аудиторная активность студентов (на лекциях и на практических занятиях), которая оценивается по аксиологической шкале – «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». Студент получает зачётный минимум, допустим, три единицы за лекцию или восемь единиц за активность на практическом занятии, которые потом и составляют те самые 100 баллов, необходимые для получения «пятёрки». От 85 до 100 баллов – это оценка «отлично», которая и выставляется в зачётку. От 65 до 85 баллов – оценка «хорошо». От 55 до 65 баллов – «удовлетворительно». И до 55 баллов – «неудовлетворительно». Существует ряд вузов, например родственная нам Строгановская академия, где уже в зачётки ставится количество баллов. Пока мы до этого не доросли, но будем к этому стремиться.
Очень важная составляющая балльно-рейтинговой системы, без которой Болонская система нежизнеспособна – самостоятельная работа студентов, которая у нас всегда декларировалась, но существовала больше на словах. Сейчас же, в новых условиях, студент будет обязан самостоятельно готовиться по четыре часа в неделю по некоторым предметам – физике, математике и химии (я назвала самые сложные предметы для инженеров-технологов).
Кроме этого, существует так называемая кредитно-модульная система. Сложность для преподавателя состоит ещё и в том, что технологическая карта не так проста: баллы соотносятся с количеством часов, которые мы даём студентам. Один кредит – одна зачётная единица – равен 36 часам. И многое зависит и в самостоятельной работе, и в аудиторных занятиях от того, каков объём часов по этой дисциплине.
— Как осуществляется мониторинг самостоятельной работы?
— Наше ноу-хау, отличающее нас от других вузов, заключается в том, что в семестре у нас есть четыре контрольных точки. Первая из них – наиболее сложная, потому что есть дисциплины, по которым только две лекции и два практических занятия в месяц. В качестве этих контрольных точек преподаватель может из более чем двух-трёх десятков видов самостоятельных работ, которые существуют в методике преподавания высшей школы, выбрать то, что ему наиболее близко. Например, по современному русскому языку в конце первого месяца проводится коллоквиум по проблемам, связанным с системой языка, на которые программа и учебный план дают мало времени. Вторая контрольная точка – контрольная работа (домашняя или аудиторная), это требует определённой системы знаний по большому объёму материала. Третья – тестирование по определённому разделу дисциплин. И, наконец, интегрированное тестирование или терминологический диктант, всё зависит от специфики дисциплины, образовательной программы, от того, какое место эта дисциплина занимает в основной образовательной программе.
Поскольку мы хотим всё сделать простым и прозрачным, мы начали с того, чтобы выстроить рейтинг студентов по дисциплинам, а в планах на следующий семестр – определение комплексного семестрового рейтинга студентов. Затем студенты будут ранжироваться по основной образовательной программе, по успеваемости в целом, по итогам экзаменов и зачётов. Это очень важно, но технологически для нас это следующий этап.
— В западных университетах как раз и принята эта вторая схема рейтингования.
— И мы к этому движемся, но для этого нужно пройти первую стадию, привыкнуть к технологии. Дальше уже пойдёт ранжирование не по семестру, а по курсу, а затем – по итогам обучения в вузе. Наш ректор К.В. Антипов занимает активную позицию по отношению к обеспечению трудоустройства студентов, а введение и полноценная реализация балльно-рейтинговой системы позволит предлагать работодателям выпускников с самыми высокими показателями.
— Абсолютно стройная, прозрачная, логичная система.
— Более того, мы даже участвовали в конкурсе Минобрнауки по созданию методического портала по самостоятельной работе студентов, но, к сожалению, победить не удалось.
— Правильно ли я понял, что какие-то вопросы преподаватель не освещает на лекциях, а оставляет студентам для самостоятельного изучения?
— У всех всё по-разному. Он эти вопросы может только упомянуть, для того чтобы в самостоятельной работе больше внимания студенты уделяли самым трудным темам, или, наоборот, самым лёгким вопросам, которые студент должен знать, исходя из школьной программы. У нас есть такая система, как планы-конспекты практических занятий: студент получает не просто задание, а совершенно чёткие параметры: ответы на какие вопросы он должен знать, в каких исторических и современных источниках их можно найти. Это система, по которой подготовка к занятиям идёт по ясным и строгим методическим указаниям, что даёт возможность не отдавать студентам на откуп какую-то тему, а организовывать их самостоятельную работу.
— Как учитывается в системе творческая, научная работа студентов? Как здесь решаются вопросы объективности оценки?
— Эти виды работ учитываются достаточно активно, но на первом этапе мы не выделяем для них отдельных строк, а предусматриваем бонусы – за выступления, за подготовку докладов на студенческой научной конференции, за участие в научно-исследовательской работе кафедры, так же как за повторные пересдачи предусматриваются штрафы. У нас есть «Вестник МГУП им. И. Фёдорова», ежегодно выходят по два больших номера журнала со студенческими статьями, как правило, под редакцией преподавателей, но не в соавторстве с ними.
Объективность оценки – вопрос для нас наиболее важный. Преподаватели пришли из старой среды обучения по специальностям, они ориентировались на стандарты, готовили интеллектуалов. Требования к студентам в нашем вузе очень высоки, и сейчас этот перелом, связанный с тем, что нельзя с бакалавра спрашивать столько же, сколько со специалиста, с тем, что сама методология подхода к знаниям и их оценке меняется, тоже учитывает балльно-рейтинговая система. Если раньше преподаватель мог безмерно много спрашивать со студента, опираясь на то, что тот не ходил на занятия, то здесь у него будет меньше возможностей для манипуляций. Если студент ходил на занятия, честно набирал свои баллы, но у него существует психологический зажим при устном ответе, то балльно-рейтинговая система не позволит ему получить заниженную оценку. На мой взгляд, пусть и не сразу, но это приведёт и к повышению объективности, и к улучшению успеваемости.
— Как балльная система учитывает своевременность выполнения работ?
— Если студент задолжал, принёс работу через неделю после указанного срока, то применяется понижающий коэффициент. Пока он у нас не очень высокий, лояльный, щадящий, но со временем роль как понижающих, так и повышающих коэффициентов, связанных с бонусами, о которых я уже говорила, будет усиливаться. Думаю, что первоначально особой инициативности и активности студентов проявляться не будет. Мой оптимизм связан с тем, что от семестра к семестру мы будем совершенствовать эту систему. Сначала студент должен понять систему в действии, убедиться в её справедливости и объективности, а, кроме того, мы должны использовать методы заинтересованности, даже развлекательности. Пока мы к этому не приучим студента, от него многого можно не ожидать. Инициативность придёт потом.
— Это ведь тоже компетенция, которая формируется, воспитывается в процессе обучения.
— Конечно, это так называемые общекультурные компетенции, которые должны быть как у преподавателя, так и у студента. Это культура отношения к предмету, поведения на занятиях, самостоятельной подготовки, вообще, учебного труда. На эту тему вообще, я считаю, нужно читать отдельные лекции, но встроить их в плотную сетку расписания не очень-то просто.
— Как баллы влияют на экономическую составляющую учёбы студента?
— Безусловно, связь балльно-рейтинговой системы с экономикой очень высока. Мы будем переводить «платников» с высокими баллами на бюджет, и переводим их постоянно, но для этого по нашему уставу, связанному с министерскими требованиями, студент-очник должен четыре сессии сдать на «отлично». И, естественно, должно быть свободное бюджетное место. У нас немало свободных бюджетных мест на направлении «Информационные системы»: там сложнее учиться, оттуда люди чаще уходят, но при этом и требования очень высокие.
Ещё один очень важный момент: Правительство даёт нам возможность 10% студентов платить повышенную стипендию за хорошую успеваемость. Это будет влиять на получение и президентской стипендии, и стипендии Правительства Москвы. Конечно, при этом повышается объективность экономической оценки успеваемости студентов.
— Существуют ли в МГУП какие-либо образовательные мероприятия для преподавательского состава по балльной системе?
— Конечно, такие мероприятия у нас есть. За год 20 человек прошли курсы повышения квалификации по переходу на многоуровневую систему подготовки, введению балльно-рейтинговой системы, по интерактивным способам обучения. В течение года я сама лично, предварительно обучившись на разных министерских курсах, провела с нашими преподавателями обучение по балльно-рейтинговой системе. Теперь эти учебно-методические семинары перенесены на кафедры, где проводится большая разъяснительная работа.
— Как, вообще, преподаватели относятся к нововведениям?
— По-разному. Те, кто давно пытался заинтересовать студентов, применять различные инновационные методы в обучении (а таких примерно 40%), относятся к этому нормально, с интересом, даже творчески: пытаются преобразовать контрольные точки, соотносят с часами. Например, хорошую технологическую карту разработал профессор А.А. Марков, заведующий кафедрой информационных систем. Очень важным нам представляется донести до каждого из вновь принятых студентов сущность балльно-рейтинговой системы, и тут роль преподавателя огромна. Хотелось бы, чтобы у него было больше времени.
— Какие ещё инновации будут внедрены в МГУП в свете Болонского процесса?
— В первую очередь мы пытаемся информатизировать всю самостоятельную работу студентов, т.е. всё методическое, научное обеспечение предоставлять студентам с помощью онлайн-технологий, специальных кафедральных порталов. Мы хотим внедрить балльно-рейтинговую систему в том виде, в котором она будет живой и действенной, ведь, что греха таить, во многих вузах она вводится формально. И ещё мы провели в мае очень интересную конференцию по интерактивным методам обучения, на которой делились опытом преподаватели из 40 вузов России. Мы надеемся эти технологии сделать нормой нашей жизни и обеспечить необходимое взаимодействие студентов и преподавателей в едином стремлении к качественным знаниям.
— Спасибо и успехов!
Беседовал Роман Каплин
Опубликовано в номере октябрь 2012
www.unkniga.ru