Литература 8 класс 5 урок Шемякин суд как сатирическое произведение 17 века. Контрольная работа шемякин суд


Контрольная работа - Повесть о Шемякином суде

Повесть о Шемякином суде

Автор: Древнерусская литература

В нЪкоихъ мЪстехъ живяше два брата, земледЪлцы, единъ богатъ, други убогъ. Богатый же ссужая много лЪтъ убогова и не може исполнити скудости его. По неколику времени прииде убоги к богатому просити лошеди, на чемъ ему себЪ дровъ привести. Братъ же ему не хотяше дати <...> лошеди и глагола ему: «Много ти, брате, ссужалъ, а наполнити не могъ». И егда даде ему лошадь, он же, вземь, нача у него хомута просити. И оскорбися на него братъ, нача поносити убожество его, глаголя: «И того у тебя нЪтъ, что своего хомута». И не даде ему хомута.

Поиде убогой от богатого, взя свои дровни, привяза за хвостъ лошади, поЪде в лесъ и привезе ко двору своему и забы выставить подворотню и ударив лошадь кнутомъ. Лошедь же изо всей мочи бросися чрез подворотню с возомъ и оторва у себя хвостъ.

И убоги приведе к брату своему лошадь бЪз хвоста. И виде брать его, что у лошеди ево хвоста нЪтъ, нача брата своего поносити, что лошадь, у него выпрося, испортил, и, не взявъ лошади, поиде на него бить челомъ во град к Шемяке судии.

Братъ же убоги, видя, что братъ ево пошелъ на него бити челомъ, поиде и онъ за братом своимъ, вЪдая то, что будетъ на него из города посылка, а не ити, ино будетъ Ъздъ приставом платить.

И приидоша оба до некоего села, не доходя до города. Богатый приидЪ начевать к попу того села, понеже ему знаемъ. Убогий же прииде к тому же попу и, пришед, ляже у него на полати. А богатый нача погибЪль сказывать своей лошади, чего ради в город идетъ. И потомъ нача попъ с богатымъ ужинать, убогова же не позовут к себЪ ясти. Убогий же нача с полатей смотрЪти, что попъ з братомъ его Ъстъ, и урвася с полатей на зыпку и удави попова сына до смерти. Попъ такъже поЪде з братомъ в город бити челомъ на убогова о смерти сына своего.

И приидоша ко граду, идЪже живяше судия. Убогий же за ними жь идЪ. Поидоша через мостъ в город. Града же того некто житель везе рвомъ в баню отца своего мыти. БЪдный же веды себЪ, что погибЪль ему будетъ от брата и от попа, и умысли себЪ смерти предати, бросися прямо с мосту в ров, хотя ушибьтися до смерти. Бросяся, упаде на старого, удави отца у сына до смерти; его же поимаше, привЪдоша пред судию. Онъ же мысляше, какъ бы ему напастей избыти и судии что б дати. И ничего у себЪ не обрЪте, измысли, взя камень и, завертев в платъ и положи в шапку, ста пред судиею. Принесе же братъ его челобитную на него исковую в лошеди и нача на него бити челомъ судии Шемяке.

Выслушав же Шемяка челобитную, глагола убогому: «ОтвЪщай!» Убогий же, нЪ вЪды, что глаголати, вынял из шапки тотъ заверчены камень, показа судии и поклонися. Судия жъ начаялся, что ему от дЪла убоги посулилъ, глаголя брату ево: «Коли он лошади твоей оторвал хвостъ, и ты у него лошади своей не замай до тЪхъ мЪсть, у лошеди выростетъ хвостъ. А какъ выростет хвостъ, в то время у него и лошадь свою возми».

И потом нача другий суд быти. Попъ ста искати смерти сына своего, что у него сына удави. Он же такъ же выняв из шапки той же заверчены платъ и показа судне. Судиа же виде и помысли, что от другова суда други узел сулит злата, глаголя попу судия: «Коли де у тебя ушипъ сына, и ты де атдай ему свою жену попадью до тЪх мЪстъ, покамЪстъ у пападьи твоей он добудетъ ребенка тебЪ. В то время возми у него пападью и с ребенкомъ».

И потомъ нача трети суд быти, что, бросясь с мосту, ушибъ у сына отца. Убогий же, вынявъ заверчены из шапки той же камень в плате, показа в третие судие. Судия же начался, яко от третьего суда трети ему узол сулитъ, глаголя ему, у кого убитъ отецъ: «Взыди ты на мостъ, а убивы отца твоего станеть под мостом, и ты с мосту вержися самъ на него, такожде убий его, яко же он отца твоего».

После же суда изыдоша исцы со отвЪтчиком ис приказу. Нача богаты у убогова просити своей лошади, он же ему глагола: «По судейскому указу как де у ней хвостъ выростетъ, в ту де тебЪ пору и лошадь твою отдамъ». Братъ же богаты даде ему за свою лошадь пять рублевъ, чтобъ ему и бЪз хвоста отдалъ. Он же взя у брата своего пять рублевъ и лошадь его отда.

Той же убоги нача у попа просити попадьи по судейскому указу, чтобъ ему у нЪе ребенка добыть и, добыв, попадью назад отдать ему с робЪнком. Попъ же нача ему бити челом, чтоб у него попадьи не взялъ. Он же взя у него десять рублевъ.

Той же убоги нача и третиему говорить исцу: «По судейскому указу я стану под мостомъ, ты же взыди на мостъ и на меня тако жъ бросися, яко жъ и аз на отца твоего». Онъ же размышляя себЪ: «Броситися мнЪ — и ево де не ушибить, а себя разшибьти». Нача и той с нимъ миритися, даде ему мзду, что броситися на себя не вЪле.

И со всех троихъ себЪ взя. Судиа шь высла человЪка ко ответчику и вЪле у него показанние три узлы взять. ЧеловЪкъ же судиинъ нача у него показанныя три узла просить: «Дай де то, что ты из шапки судие казалъ в узлахъ, велелъ у тебя то взяти». Он же, вынявъ из шапки завязаны камень, и показа. И человЪкъ ему нача говорить: «Что де ты кажешъ камень?» ОтвЪтчикъ же рече: «То судии и казал». Человек <...> нача его вопрошати: «Что то за камень кажешь?» Онъ же рече: «Я де того ради сей камень судье казал <...> кабы онъ не по мне судил, и я тел каменел хотел его ушипЪти». И пришедъ человекъ и сказал судье. Судья же, слыша от человека своего, и рече: «Благодарю и хвалю бога моего, что я по немъ судил: акъ бы я не по немъ судил, а онъ бы меня ушип».

Потом убоги отыде в домъ свой, радуяся и хваля бога. Аминь.

www.ronl.ru

Тест по литературе Древнерусская литература 8 класс

Тест по литературе Древнерусская литература с ответами для учащихся 8 класса. Тест состоит из 2 вариантов в 1 варианте 9 заданий, во 2 варианте 10 заданий.

1 вариантЖитие Александра Невского

Родился князь Александр по Божьей воле от отца — благочести­вого, кроткого и милостивого, великого князя Ярослава, от матери — благочестивой Феодосии, — как сказал Исайя пророк: «Говорит Гос­подь: «И ставлю князей, я возвожу их на престол». И воистину так: не княжил бы он без повеленья Божия. Рост его был выше других людей, голос его — как труба в народе, лицо его — как у Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью силы Самсона. И дал ему Бог премудрость Соломо­нову, а храбрость царя римского Веспасиана, который пленил всю Иудейскую землю; некогда, во время Осады города Атапаты, вышед­шие из города жители победили полк его, и остался Веспасиан один, и прогнал войско их к городским воротам, и насмеялся над дружи­ной своей и укорил ее, говоря: «Оставили вы меня одного». Так и князь Александр: везде побеждая, был непобедим. И вот пришел некто знатный от западной страны, от тех, что зовут себя «слугами Божьими», желая повидать дивную силу его, как в древности царица Южская приходила к Соломону», желая наслушаться премудрости его. Так и этот, по имени Андреяш, повидав князя Александра, воз­вратился к своим и сказал: «Прошел я много стран и городов, но не видал нигде такого ни во царях царя, ни во князьях князя».И слышал это король от страны полуночной о таком мужестве кня­зя Александра Ярославича и подумал: «Пойду завоюю землю Алексан­дрову». И собрал он войско большое, наполнил многие корабли полка­ми своими и пошел в силе великой, злопыхая духом ратным. И когда дошел до реки Невы, шатаясь от безумия, послал он послов к князю Александру в Новгород Великий и сказал, гордясь: «Уже я здесь, хочу попленить землю твою, — если можешь, обороняйся».Князь же Александр, когда услышал слова эти, распалился серд­цем, вошел в церковь Святой Софии, пал на колено перед алтарем и стал молиться со слезами Богу: «Боже прехвальный и праведный, Боже крепкий и великий, Боже вечный, сотворивший небо и землю, оставивший пределы народам и приказавший им жить, не переступая чужой земли!» И вспомнил песнь псаломскую и сказал: «Суди, Господи, и рассуди распрю мою с обидящими меня, побори борющихся со мною; возьми оружие и щит и восстань на помощь мне». И, окон­чив молитву, встал и поклонился архиепископу, архиепископ же Спиридон благословил его и отпустил. Он же пошел из церкви, ути­рая слезы. И начал он крепить дружину свою и сказал: «Не в силе Бог, но в правде. Помянем песнопевца Давида: «Эти — оружием, иные — конями, мы же именем Господа Бога нашего хвалимся; по­верженные, они пали, мы же восстали и стоим прямо». И, сказав это, пошел на врагов с небольшой дружиной, не дожидаясь, когда собе­рется вся его сила, уповая на Святую Троицу.

1. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении: «Рост его был больше других людей, а голос его как труба в народе, лицо же его как лицо Иосифа…»?

2. Назовите термин, обозначающий психологический прием, осно­ванный на воспроизведении речи действующего лица, обращен­ной к самому себе: «И услышал король полуночной части Рим­ской страны о таком мужестве князя Александра и подумал про себя: «Пойду и пленю землю Александрову».

3. Запишите термин, которым обозначается художественное опре­деление в тексте: «силе тяжкой», «духом ратным».

4. Как называется краткое изречение, содержащее в себе закон­ченную мысль, философскую или житейскую мудрость: «Не в силе Бог, но в правде»?

5. Как называется изобразительно-выразительное средство: «голос как труба в народе»?

6. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной вы­разительности: «разгорелся сердцем».

7. «Сила великая» короля противопоставлена в тексте «малой дружине» Александра Невского. Как называется этот художест­венный прием?

8. Какие черты личности Александра Невского представлены в этом фрагменте?

9. Кто из известных вам героев русской литературы отличался мужественностью и самоотверженностью?

2 вариантСуд Шемякин

В некоих местах жили два брата: один богатый, другой бедный. Богатый же ссужал много лет бедного, но не мог поправить скудно­сти его. По некотором времени пришел бедный к богатому просить лошадь, чтобы было на чем ему себе дров привезти. Брат же не хо­тел дать ему лошади, говорит: «Много тебя я ссужал, а поправить не мог». И когда дал ему лошадь, а тот, взяв ее, начал просить хо­мута, обиделся на него брат, стал поносить убожество его, говоря: «И того-то, и хомута у тебя нет своего». И не дал ему хомута. По­шел бедный от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лоша­ди и привез к своему двору. И забыл он выставить подворотню. Ударил лошадь кнутом, лошадь же изо всей мочи рванула с возом через подворотню и оторвала себе хвост. И вот бедный привел к бра­ту своему лошадь без хвоста. И увидел брат его, что у лошади хво­ста нет, начал брата своего поносить, что, выпросив у него лошадь, испортил ее. И, не взяв назад лошади, пошел на него бить челом в город, к Шемяке судье. А бедный брат, видя, что брат пошел бить на него челом, пошел и сам за братом, зная, что будет все равно за ним из города посылать, а не пойти, так придется еще и приставам проездные платить.

1. «В некотором месте жили два брата…». Назовите сказочный элемент, который используется в тексте повести.

2. Каким элементом сюжета (развития действия) является сцена «порчи» лошади?

3. В тексте повести богатый брат противопоставлен убогому. Как называется этот художественный прием?

4. Как называется вошедшее в речевой обиход меткое образное вы­ражение: «шемякин суд»?

5. Выпишите из текста словосочетание, означающее «подавать прошение в суд».

6. Укажите род занятий героев повести.

7. История с лошадью, потерявшей хвост, вызывает смех. Как на­зывается вид комического, заключающийся в добродушной на­смешке?

8. По каким признакам противопоставлены в повести два брата? На чьей стороне автор?

9. В каких известных вам литературных произведениях встречает­ся тема суда и осуждения?

10. Какие темы и образы древнерусской литературы интересны со­временному читателю и почему?

Ответы на тест по литературе Песни1 вариант1. портрет2. внутренний монолог3. эпитет4. афоризм5. сравнение6. метафора7. антитеза2 вариант1. зачин2. завязка3. антитеза4. поговорка5. бить челом6. земледельцы7. юмор

testschool.ru

Тест по «Повесть о Шемякином суде»

Просмотр содержимого документа «Тест по «Повесть о Шемякином суде»»

Тест по «Повести о Шемякином суде»

В некоем месте жили два брата земледельцы, один богат, другой убог. Богатый  много лет ссужал убогого и не мог исполнить скудости его. Пришёл однажды убогий к богатому просить лошади дров привести. Брат же ему не хотел давать ему лошади и сказал ему:                                                                                                                                                     -  Много тебе, брат, ссужал, а наполнить не мог.                                                                                     А когда дал ему лошадь, убогий начал у него хомут просить. И рассердился на него брат, начал поносить его убожество:                                                                                                                 - Даже своего хомута  и того у тебя нет!                                                                                             И не дал ему хомута.                                                                                                                               Пошёл убогий от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лошади, поехал в лес и привёз ко двору своему. Ударил лошадь кнутом, а забыл выставить подворотню. Лошадь  изо всей мочи бросилась чрез подворотню с возом и оторвала у себя хвост.                                    Убогий привёл к брату своему лошадь без хвоста.  Брат, увидев, что лошадь его без хвоста, начал  поносить своего брата убогого за то, что, выпросив лошадь, испортил её, и, не взяв лошади, пошёл бить  на него  челом в город к Шемяке-судье.

(«Шемякин суд»)

Тест по «Повести о Шемякином суде»

А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1) сказка       2) повесть        3) житие             4) поучение

А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

  1. открывает повествование

  2. завершает повествование

  3. является кульминацией сюжета

  4. является одним из этапов развития сюжета

 А3. Главной темой данного фрагмента является:

  1. тема долга

  2. тема внутренней свободы человека

  3. тема труда

  4. тема различной жизни двух братьев

А4. Что определяет образ жизни убогого брата?

  1. желание разбогатеть

  2. забота о богатом брате

  3. стремление взять побольше у богатого брата

  4. стремление помогать всем людям

А5. С какой целью автор рассказывает о том, как у убогого брата лошадь лишилась хвоста?

  1. выявляет отсутствие в герое человеческого начала

  2. показывает небрежение к добру брата

  3. характеризует психологическое состояние героя

  4. подчёркивает социальное положение героя

В1. Укажите термин, с помощью которого в литературоведении характеризуются слова, вышедшие из употребления с течением времени («хомут», «поносить», «дровни»).

В2. Назовите средство создания образа героя, строящиеся на описании его внешности (со слов: «Пошёл убогий…»)

В3. Из абзаца, начинающегося со слов: «А когда дал…», выпишите слово, которое характеризует отношение богатого брата к невежеству убогого.

В4. Объясните значение слова чело.

С1. Что означает выражение «шемякин суд»? кто из двух братьев оказался не прав? Почему?

multiurok.ru

8 класс. Литература. Древнерусская литература. Жанр житий святых. «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века - «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века

Комментарии преподавателя

Одним из самых примечательных явлений литературы XVII века является появление сатиры как самостоятельного литературного жанра, что обусловлено спецификой того времени. Сатирическому обличению подвергались существенные стороны жизни феодального общества: несправедливый и продажный суд, социальное неравенство, безнравственное поведение, лицемерие и ханжество монашества и духовенства, государственная система спаивания народа через "царев кабак". Эти произведения тесно связаны с фольклором по своей художественной специфике. Они в основном анонимны.

Каковы же основные художественные завоевания демократической литературы? Прежде всего, решительный отказ от историзма, определяющего принципа древнерусской литературы. Появляется новый герой — не историческая (князь, военачальник, священник), а бытовая личность (простой человек разных сословий). Литература постепенно освобождается от религиозной опеки, отстаивает право на вымысел. Важным шагом на этом пути стала безымянность литературных героев.

Повесть  посвящена обличению судопроизводства. В ней сатирически изображается судья Шемяка, взяточник и крючкотвор, который в свою пользу толкует государственные законы.

     Содержание повести сводится к следующему: жили два брата — богатый и бедный. "Богатый же ссужал много лет бедного, но не мог поправить скудости его". Как-то бедняк попросил у брата лошадь, чтобы привезти из лесу дров. Богатый лошадь дал, но не дал хомута. Бедняк привязал дровни к хвосту лошади, но, въезжая во двор, лошадь зацепилась за ворота и оторвала себе хвост. Богатый увидел искалеченную лошадь, взял брата и отправился в город жаловаться судье Шемяке.

     По дороге братья заночевали в доме попа. Бедняк, лежа на полатях, с завистью смотрел, как брат его ужинает с попом, упал на колыбель, в которой спал поповский сын, и задавил его насмерть. Теперь к судье отправились двое истцов — богатый брат и поп.  

     В городе им пришлось идти через мост. Бедняк в отчаянии решил расстаться с жизнью, бросился с моста в ров, но неудачно. Он упал на старика, которого везли мыться в баню, и раздавил его. К судье явились уже три истца. Бедняк, не ведая, как ему быть, взял камень, завернул его в платок и положил в шапку. При разборе каждого дела он исподтишка показывал судье узелок с камнем.

     Шемяка, рассчитывая, что ответчик сулит ему "узел злата", во всех трех случаях решил дело в его пользу. Но когда его посыльный спросил у бедняка, что у него в шапке, тот ответил, что в узле у него был завернут камень, которым он хотел убить судью. Узнав об этом, судья не осерчал, а обрадовался: ведь, если бы он осудил бедняка, то тот бы его убил.

      В смешном положении оказываются богатый крестьянин, наказанный за свою жадность, и поп. Взяв со всех троих истцов деньги, благодаря своему уму и хитрости, бедняк остается в этом споре победителем.

Как считают исследователи, эта повесть соотносится с сатирической народной сказкой о несправедливом судье и волшебной сказкой о мудрых отгадчиках. Здесь присутствуют все сказочные элементы: быстрота развития действия, неправдоподобные преступления героя-бедняка и комизм положения, в котором оказываются судья и истцы.

 ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ — произведение демократической литературы XVII в., представляющее собой русскую сатирическую переработку сказочного сюжета о мудрых решениях праведного судьи, широко распространенного как в фольклорных записях, так и в литературных переработках.

     В первой части повести рассказывается о том, как главный герой совершает три преступления (отрывает хвост у лошади, принадлежавшей его богатому брату; упав с полатей, зашибает насмерть сына попа; бросившись с моста, убивает старика, которого сын вез в баню).

     Во второй части описано, как бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул — мешок с деньгами, за что и приговаривает богатому брату отдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не "добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. Истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Шемяка же, узнав, что бедняк показывал ему камень, возблагодарил Бога: "яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушип”.

Мотив обмана камнем на суде, используемый русским автором для создания сатирического произведения на основе сказочного сюжета, бытует в мировом фольклоре, органично включаясь в сказки, различные по сюжету. В XVI в. польским писателем Николаем Реем из Нагловиц была сделана литературная обработка мотива.

 

Источники

http://www.youtube.com/watch?v=SPcEbW2zNP8

http://molodaya-strana.ucoz.ru/publ/urok_quot_povest_o_shemjakinom_sude_quot/1-1-0-29

http://volna.org/literatura/russkiie_satirichieskiie_poviesti_17_vieka__shiemiakin_sud.html

http://www.myshared.ru/slide/909239/#

http://bibliotechka.ucoz.com/publ/detskaja/russkie_narodnye_skazki/shemjakin_sud/88-1-0-1636 - иллюстрация 

http://ppt4web.ru/mkhk/povest-o-shemjakinom-sude.html

www.kursoteka.ru

«Шемякин суд»

Семнадцатый век получил название «бунташного». В это время происходят восстания, бунты крепостных.

Восстания терпят поражения, однако настроение народа отражается в литературе.

Средством выражения недовольства людей неправедными судьями, богатыми помещиками, поощряющими взяточников, становится новый литературный жанр – сатирическая повесть.

Она была очень близка с устно-поэтической сатирой: сатирическими сказками о животных, сказками о неправедных судьях, антипоповскими сказками.

Примером сатирической повести ХVII века является «Шемякин суд».

Эта повесть сохранилась во многих рукописях 17 и 18 века, в лубочных картинках, а также в сказках.

О чем же повествуется в сказке?

Первая часть сатирической повести повествует о злоключениях главного героя. Бедный брат оказывается виновным сразу в трёх преступлениях (Оставляет лошадь богатого брата без хвоста. Прибивает насмерть поповича. И под конец своих злоключений, намеренно упав с моста, становится виновником старого человека, который едет с сыном в баню.

Вторая часть посвящена поведению бедняка в суде: он демонстрирует судье свёрток с камнем, который подобрал по дороге. Алчный судья считает, что в свёртке золото и берётся решать дело в ожидании хорошего подношения.

Старший брат должен отдать бедняку лошадь, пока не у неё не вырастет хвост. Поп должен отдать попадью, пока бедняк не «добудет ребёнка». А потерпевший, у которого зашибли насмерть отца, должен сам спрыгнуть на подсудимого с моста.

Поскольку истцам совершенно не хочется отдавать бедняку лошадь, жену или прыгать на него с моста, они откупаются деньгами.

В конце раскрывает обман: золота у него нет, зато он собирался убить судью камнем, если бы он судил не в его пользу.

Шемяка, когда узнал, что было у бедняка запазухой, искренне поблагодарил Господа: «яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушип».

В некоторых источниках утверждается, что в основу образа неправедного судьи Шемяки легли черты биографии реального человека.

В этом образе дожила до наших дней недобрая память о жестоком и коварном князе Галицком Дмитрии Шемякине, который в XV веке добился власти, предательски введя в заблуждение и обманывая законного князя московского Василия.

«Не имея ни совести, ни правил чести, ни благоразумной системы государственной, Шемяка в краткое время своего владычества усилил привязанность москвитян к Василию, и в самих гражданских делах, попирая ногами справедливость, древние уставы, здравый смысл, оставил навеки память своих беззаконий в народной пословице о суде Шемякине, доныне употребительной». Н. Карамзин

В «Сказке о Шемякином суде», которая записана В.И. Далем, мы встречаемся и с другими его решениями. В этой сказке даже излагается, как он становится сначала судьёй, а потом воеводой.

Вот что рассказывается в этой сказке о становлении героя.

Шемяка родился не воеводою, а мужиком. Не родись умён, не родись богат, а родись счастлив. Край его был бедный, народу смыслящего мало, письменного не много, а Шемяка у дьячка в святцы глядеть выучился, знал праздник, по приметам, отличать от буден, ходил в тонком кафтане – а как на безрыбьи и рак рыба, а в городе Питере и курица птица, так мир его и посадил в старосты. Шемяка наш прост, хоть кол на голове теши, да добр и богобоязлив; так мужики и надеялись нажить от него добра, да и оскоромились. Не то беда, что растёт лебеда, а то беды, как нет и лебеды!

В этой же сказке мы видим, как Шемяка решает еще несколько дел.

Приходит к старосте Шемяке баба просить на парня, что горшки побил. Парню, лёжа на полатях, соскучилось; поймал он клячу, а как он был не из самых ловких и проворных, так не умел и сесть, покуда кума его не подсадила. Клячонка начала его бить, понесла" а на беду тут у соседки на частоколе горшки сушатся - понесла, да мимо горшков; он, как пошёл их лбом щелкать, все пересчитал, сколько ни было!

Судья Шемяка подумал, да и рассудил: чтобы кума заплатила протори, убытки и горшки соседки, за то, что парня криво на клячу посадила. - Где суд, там и расправа; мы проволочки не любим! Деньги на стол, кума, да и ступай домой!

А что же второй герой повести, бедный брат?

Интересно, что он никак не подходит к образу героя-плута. Он не обманщик и не хитрец. Он - простой недотёпа (отрывает хвост у лошади, неудачно пытается убить себя, спрыгнув с моста).

При этом, однако, герой прекрасно знает, что в суд без взятки ходить бесполезно.

Не стоит думать, что «Шемякин суд» - это голая сатира на суды того времени: хотя элемент издёвки над судом, выносящий оправдание виновному ради получения мзды, в повествовании есть.

Отметим также, что основной сюжетной линией является рассказ о фатальном невезении бедняка, которому в конце удача все-таки улыбается: он не только избежал наказания, но и поправил своё материальное положение.

Давайте поразмышляем…

Во многих обзорах данной повести говорится о том, что «бедняк торжествует над сильными мира сего, «правда» торжествует над «кривдой» благодаря жадности лихоимного судьи».

Но ведь поп лишился из-за бедняка ребёнка. Потерял сына. Бедный брат стал причиной смерти старого человека, упав на него с моста. Он получает откуп от людей, против которых совершил (пусть невольные) преступления!

По сути, истцы проигрывают, потому что у каждого из них не было камня за пазухой.

Обратим внимание жанровые особенности одного из ярчайших примеров древнерусского народного творчества - «Шемякин Суд». Повесть является острым

сатирическим произведением, очень напоминает бытовую сказку.

Благодаря этому меткому произведению, которое бытует не только в прозе, но и в форме лёгкого стихотворения, как в литературе, так и в обиходе появилась популярная крылатая фраза.

Выражение «Шемякин суд» прочно вошло в русские пословицы и поговорки.

Это Сидорова правда, да Шемякин суд.

Рассудили Шемякиным судом.

«Старинная русская повесть с баснями и в лицах» - сегодня также является актуальной и современной. Разве в наши дни не встречаются чиновники, которые занимаются взяточничеством, крючкотворством, волокитой?

videouroki.net

Дипломная работа - Повесть о Шемякином суде

Повесть о Шемякином суде

Автор: Древнерусская литература

В нЪкоихъ мЪстехъ живяше два брата, земледЪлцы, единъ богатъ, други убогъ. Богатый же ссужая много лЪтъ убогова и не може исполнити скудости его. По неколику времени прииде убоги к богатому просити лошеди, на чемъ ему себЪ дровъ привести. Братъ же ему не хотяше дати <...> лошеди и глагола ему: «Много ти, брате, ссужалъ, а наполнити не могъ». И егда даде ему лошадь, он же, вземь, нача у него хомута просити. И оскорбися на него братъ, нача поносити убожество его, глаголя: «И того у тебя нЪтъ, что своего хомута». И не даде ему хомута.

Поиде убогой от богатого, взя свои дровни, привяза за хвостъ лошади, поЪде в лесъ и привезе ко двору своему и забы выставить подворотню и ударив лошадь кнутомъ. Лошедь же изо всей мочи бросися чрез подворотню с возомъ и оторва у себя хвостъ.

И убоги приведе к брату своему лошадь бЪз хвоста. И виде брать его, что у лошеди ево хвоста нЪтъ, нача брата своего поносити, что лошадь, у него выпрося, испортил, и, не взявъ лошади, поиде на него бить челомъ во град к Шемяке судии.

Братъ же убоги, видя, что братъ ево пошелъ на него бити челомъ, поиде и онъ за братом своимъ, вЪдая то, что будетъ на него из города посылка, а не ити, ино будетъ Ъздъ приставом платить.

И приидоша оба до некоего села, не доходя до города. Богатый приидЪ начевать к попу того села, понеже ему знаемъ. Убогий же прииде к тому же попу и, пришед, ляже у него на полати. А богатый нача погибЪль сказывать своей лошади, чего ради в город идетъ. И потомъ нача попъ с богатымъ ужинать, убогова же не позовут к себЪ ясти. Убогий же нача с полатей смотрЪти, что попъ з братомъ его Ъстъ, и урвася с полатей на зыпку и удави попова сына до смерти. Попъ такъже поЪде з братомъ в город бити челомъ на убогова о смерти сына своего.

И приидоша ко граду, идЪже живяше судия. Убогий же за ними жь идЪ. Поидоша через мостъ в город. Града же того некто житель везе рвомъ в баню отца своего мыти. БЪдный же веды себЪ, что погибЪль ему будетъ от брата и от попа, и умысли себЪ смерти предати, бросися прямо с мосту в ров, хотя ушибьтися до смерти. Бросяся, упаде на старого, удави отца у сына до смерти; его же поимаше, привЪдоша пред судию. Онъ же мысляше, какъ бы ему напастей избыти и судии что б дати. И ничего у себЪ не обрЪте, измысли, взя камень и, завертев в платъ и положи в шапку, ста пред судиею. Принесе же братъ его челобитную на него исковую в лошеди и нача на него бити челомъ судии Шемяке.

Выслушав же Шемяка челобитную, глагола убогому: «ОтвЪщай!» Убогий же, нЪ вЪды, что глаголати, вынял из шапки тотъ заверчены камень, показа судии и поклонися. Судия жъ начаялся, что ему от дЪла убоги посулилъ, глаголя брату ево: «Коли он лошади твоей оторвал хвостъ, и ты у него лошади своей не замай до тЪхъ мЪсть, у лошеди выростетъ хвостъ. А какъ выростет хвостъ, в то время у него и лошадь свою возми».

И потом нача другий суд быти. Попъ ста искати смерти сына своего, что у него сына удави. Он же такъ же выняв из шапки той же заверчены платъ и показа судне. Судиа же виде и помысли, что от другова суда други узел сулит злата, глаголя попу судия: «Коли де у тебя ушипъ сына, и ты де атдай ему свою жену попадью до тЪх мЪстъ, покамЪстъ у пападьи твоей он добудетъ ребенка тебЪ. В то время возми у него пападью и с ребенкомъ».

И потомъ нача трети суд быти, что, бросясь с мосту, ушибъ у сына отца. Убогий же, вынявъ заверчены из шапки той же камень в плате, показа в третие судие. Судия же начался, яко от третьего суда трети ему узол сулитъ, глаголя ему, у кого убитъ отецъ: «Взыди ты на мостъ, а убивы отца твоего станеть под мостом, и ты с мосту вержися самъ на него, такожде убий его, яко же он отца твоего».

После же суда изыдоша исцы со отвЪтчиком ис приказу. Нача богаты у убогова просити своей лошади, он же ему глагола: «По судейскому указу как де у ней хвостъ выростетъ, в ту де тебЪ пору и лошадь твою отдамъ». Братъ же богаты даде ему за свою лошадь пять рублевъ, чтобъ ему и бЪз хвоста отдалъ. Он же взя у брата своего пять рублевъ и лошадь его отда.

Той же убоги нача у попа просити попадьи по судейскому указу, чтобъ ему у нЪе ребенка добыть и, добыв, попадью назад отдать ему с робЪнком. Попъ же нача ему бити челом, чтоб у него попадьи не взялъ. Он же взя у него десять рублевъ.

Той же убоги нача и третиему говорить исцу: «По судейскому указу я стану под мостомъ, ты же взыди на мостъ и на меня тако жъ бросися, яко жъ и аз на отца твоего». Онъ же размышляя себЪ: «Броситися мнЪ — и ево де не ушибить, а себя разшибьти». Нача и той с нимъ миритися, даде ему мзду, что броситися на себя не вЪле.

И со всех троихъ себЪ взя. Судиа шь высла человЪка ко ответчику и вЪле у него показанние три узлы взять. ЧеловЪкъ же судиинъ нача у него показанныя три узла просить: «Дай де то, что ты из шапки судие казалъ в узлахъ, велелъ у тебя то взяти». Он же, вынявъ из шапки завязаны камень, и показа. И человЪкъ ему нача говорить: «Что де ты кажешъ камень?» ОтвЪтчикъ же рече: «То судии и казал». Человек <...> нача его вопрошати: «Что то за камень кажешь?» Онъ же рече: «Я де того ради сей камень судье казал <...> кабы онъ не по мне судил, и я тел каменел хотел его ушипЪти». И пришедъ человекъ и сказал судье. Судья же, слыша от человека своего, и рече: «Благодарю и хвалю бога моего, что я по немъ судил: акъ бы я не по немъ судил, а онъ бы меня ушип».

Потом убоги отыде в домъ свой, радуяся и хваля бога. Аминь.

www.ronl.ru

Литература 8 класс 5 урок Шемякин суд как сатирическое произведение 17 века

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации: «ШЕМЯКИН СУД» КАК САТИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ XVII ВЕКА5 урок1Учитель литературы: Муллаянова А. Р. Домашнее задание.Подготовить пересказ фрагмента «Повести...» по сюжету иллюстрации. Завершить заполнение таблиц. Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока (по выбору). Прочитать комедию Д. И. Фонвизина «Недоросль».Индивидуальные задания. Сопоставить «Повесть о Шемякином суде» с басней В. И. Майкова «Вор и подьячий» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»). Используя справочную литературу и ресурсы Интернета, подготовить сообщение о Д. И. Фонвизине, о портретах, памятниках писателю.Учитель литературы: Муллаянова А. Р.2 Основное содержание урока. Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому он так и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы. «Шемякин суд» в актёрском исполнении. Основные виды деятельности. Чтение и составление тезисов статьи учебника. Восприятие и выразительное чтение сатирической повести (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Обсуждение древнерусских иллюстраций. Характеристика героя сатирической повести. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие сатирическая повесть.Планируемые результаты:Личностные: воспитание уважения к русской истории и культурному наследию России; развитие морального сознания и нравственных чувств личности.Метапредметные: умение работать в группе; создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач; выбирать основания для сопоставления и делать выводы; развитие умений смыслового чтения и ИКТ- компетенции.Предметные: осознание художественной картины жизни, отражённой в сатирической повести, развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, отстаивать своё мнение и создавать развёрнутые устные и письменные высказывания.Учитель литературы: Муллаянова А. Р.3 Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы XVII века.Заполнение таблицы должно быть завершено дома.Чтение и составление тезисов статьи учебника «О “Повести о Шемякиной суде”». Заполнение таблицы:Учитель литературы: Муллаянова А. Р.4ВопросТезисКакая литература получила распространение в России XVII в.?Какие новые герои появились в литературе XVII в.?Почему литература XVII в. ие только изображает реальные события, но обращается и к художественному вымыслу?Какие реалии русской жизни критикует «Повесть о Шемякином суде»?Как в вей создаются комические ситуации?Почему «Повесть о Шемякином суде» вызывает у. читателя грустное впечатление?Почему «Повесть о Шемякином суде» была популярна у читателей в ХVII—XVIII вв.?Как понять современную поговорку «Шемякин суд»? Справка о происхождении имени (прозвища) Шемяка.Шемяка — Шеемяка Душитель. Внук Дмитрия Донского, сын Юрия Дмитриевича (1373—1434), князя Звенигородского и Галич-Костромского.Прозвище Шемяка, как отмечает А. А. Зимин, «восходит к татаро-монгольскому чимэху, что означает украшать, а отсюда чимэк — украшение, наряд».Согласно другой версии, Шемяка — сокращение от Шеемяка, то есть способный намять шею, силач (по статье «Википедии» «Дмитрий Юрьевич Шемяка»).Учитель литературы: Муллаянова А. Р.5 Новые литературные герои - крестьянские и купеческие сыновья.Групповая работа:Группа 1. Прочитайте выразительно фрагмент «Повести...» с начала до слов «...и придётся за проезд приставам платить». Озаглавьте фрагмент. Прокомментируйте значение слов и выражений: ссужал убогого, не мог наполнить скудости его, поносить его убожество, дровни, подворотня, бить челом, за проезд приставам платить. Какие новые литературные герои появляются в «Повести...»? Что в этом фрагменте смешного и что грустного? Какой вид комического использован? Докажите свою позицию. Чем начало «Повести..» напоминает русскую народную сказку?Группа 2. Прочитайте выразительно фрагмент «Повести...» со слов «И пришли оба к некоему селу...» до слов «...и встал перед судьёю». Озаглавьте фрагмент. Прокомментируйте значение слов и выражений: на полатях, зыбка, решил себя смерти предать. Что в этом фрагменте вызывает смех? Над чем смеётся автор? Какие события фрагмента являются драматическими? Почему? Умышленно ли убогий брат совершает свои преступления? В чём вина и в чём беда героя? Какие сказочные элементы присущи фрагменту? Чем он напоминает бытовую сказку?Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плугами. «Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому он так и судил»)Группа 3. Прочитайте выразительно фрагмент «Повести...» со слов «Принёс богатый брат челобитную исковую...» до слов «После суда истцы вышли с ответчиком из приказа...». Озаглавьте фрагмент. Прокомментируйте значение слов и выражений: челобитная исковая, посул, истцы, ответчик, вышли из приказа. Почему Шемяка судил в пользу убогого? Как это характеризует суд того времени? Чем похожи убогий брат и судья Шемяка? Какой вид комического использован? Докажите свою позицию. Какие элементы фольклора использует автор?Группа 4. Прочитайте выразительно фрагмент «Повести...» со слов «Начал богатый просить у убогого свою лошадь» до слов «Так убогий со всех троих себе взял». Озаглавьте фрагмент. Прокомментируйте значение слов и выражений: судейский приказ, судейский указ, мзда. Чем сюжет фрагмента напоминает события народных сказок? Почему в самом выгодном положении оказывается убогий? В чём отличие этого героя от незадачливых героев народных сказок? Какие черты жанра пародии есть в «Повести»?Группа 5. Прочитайте выразительно фрагмент «Повести...» со слов «Судья же выслал человека ко ответчику...» до конца. Озаглавьте фрагмент. Прокомментируйте значение слова аминь. В чём неожиданность финала «Повести...»? Что в финале вызывает комический эффект? Ответы на вопросы 3 и 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».Учитель литературы: Муллаянова А. Р.6 Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы. Особенности поэтики бытовой сатирической повестиОбобщающая беседа:Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочи­танном». Какие эпитеты, метафоры, сравнения характеризуют героев?Какие социально-нравственные вопросы ставит автор? Какие решения проблемы он предлагает? Ответы на вопросы 2 и 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном». Почему «Повесть...» относится к сатирическому жанру? Охарактеризуйте убогого мужика. Какие чувства он вызывает у читателя? Какой это образ: комический, драматический, пародийный? Обоснуйте свой ответ. Какие фольклорные мотивы есть в «Повести...»? Найдите в «Повести...» особенности русских сказок и прокомментируйте их. (Быстрота развития действия, неправдоподобные ситуации, нагнетание преступлений «убогого» мужика, комизм положения судьи, беспристрастный тон повествования, троекратные повторения и др.)В чём сходство «Повести...» с русской народной сказкой о неправедном судье и с волшебными сказками «о мудрых отгадчиках»? Чем «Повесть...» отличается от фольклорных первоисточников? Можно ли считать «Повесть...» образцом иносказательной сатиры, зеркалом отношений человеческого общества? Докажите своё мнение.Как композиция «Повести...» способствует раскрытию её смысла?Какое начало наиболее важно в «Повести...»: юмористически-весёлое, сатирически-обличительное или драматическое? Обоснуйте свой ответ.Почему в «Повести...» нет имён героев, кроме имени судьи, и точных географических названий (в некоих местах, город, некоего села)?Почему В. Г. Белинский увидел в сатирических повестях тонкую иронию русского национального ума и назвал их «драгоценнейшими историческими документами»?Учитель литературы: Муллаянова А. Р.7 Практическая работа. Составление таблицы «Приёмы комического изображения в повести “Шемякин суд”»:Приёмы комического изображенияПримерыЮмор как осмеяние «частного» (человеческих недостатков, не имеющих характера общественных пороков)Сатира как осмеяние «общего» (порочных общественных и нравственных явлений)ИронияСарказмГиперболаГротескг-.Учитель литературы: Муллаянова А. Р.8 «Шемякин суд» в актёрском исполненииПрослушивание и рецензирование актёрского чтения фрагментов «Повести...». Ответы на вопросы 1, 2, 4 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».Итоговые вопросы: В чём историко-культурное значение «Повести о Шемякином суде»? Когда в речи употребляется выражение Шемякин суд?Учитель литературы: Муллаянова А. Р.9

Приложенные файлы

weburok.com


Смотрите также