Социально-экономическая политика государства [13.01.11]. Контрольная работа экономическая политика


Экономическая теория и экономическая политика

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

1.1 Понятие экономической теории

1.2 Экономические законы и принципы

1.3 Направления и школы в экономической теории

1.4 Методы и допущения экономической теории

2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ЦЕЛИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

Существует разветвленная система наук, которые изучают различные аспекты хозяйственной (экономической) жизни общества. Все они строятся на основе науки, которую сейчас в России называют чаще всего экономической теорией (нередко экономической наукой или просто экономикой), а в большинстве стран мира — преимущественно экономикой (экономикс), которая является основой для выработки экономической политик государства.

Таким образом, для правильного понимания происходящих в современной экономике процессов чрезвычайно актуальной является цель данной контрольной работы – исследование понятий экономической теории и экономической политики и их роли в формировании действенных методов управления современной национальной экономикой.

Чтобы информация, представленная в работе, была исчерпывающей, соответствующей выбранной теме и, кроме того, интересной использовался широкий спектр литературы: учебная литература, опубликованные работы научных деятелей, занимающихся разработкой родственных тем

При освещении выбранной темы использовались различные методы и подходы, такие как аналитический, системный, экстраполяции и др.

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

1.1 Понятие экономической теории

Экономическая теория создана и развивается экономистами различных школ и направлений, поэтому ее определения различны. Самым общим является такое: экономическая теория — это наука об основах хозяйственной жизни общества. В свою очередь, хозяйственная жизнь — это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.

Хозяйственная жизнь (хозяйственная деятельность, экономическая деятельность) базируется на том, что для получения нужных благ общество использует экономические ресурсы, которые в большинстве случаев ограниченны, и поэтому их надо использовать как можно более эффективно. В экономике существуют три ключевые задачи:

1. Какие блага производить и в каких количествах.

2. Как производить блага, т е из каких ресурсов и с помощью какой технологии будут их производить.

3. Для кого производить блага.

Большей частью экономическая теория объясняет, как функционирует экономика, как общество решает ключевые экономические задачи Она описывает, анализирует, но не дает рекомендаций. Подобный подход называют позитивным, а аналитическую часть экономической теории — позитивной экономической теорией. Так, позитивная экономика объясняет, почему в России объем производства товаров и услуг за 1990—1998 гг. сократился более чем на 45%.

В отличие от позитивной нормативная экономическая теория дает рекомендации, рецепты действий. Естественно, что это та часть экономической теории, которая вызывает наибольшие споры среди экономистов. Например, российские экономисты предлагали весьма различные способы активизации экономического роста в России и решения ключевых экономических задач.

Экономическая теория анализирует хозяйственную жизнь на двух уровнях: микроэкономическом и макроэкономическом.

Когда рассматриваются конкретные фирмы и домохозяйства, отдельные товары и ресурсы, отрасли и рынки, то это микроэкономический анализ, или микроэкономика (от греч. mikros — малый). Когда же речь заходит об экономике в целом либо о составляющих ее основных подразделениях, сферах и проблемах, то это макроэкономический анализ, или макроэкономика (от греч. makros — большой). Так, анализ выпуска конкретной продукции и ее продаж отдельными фирмами и даже всей отраслью на конкретном товарном рынке — это микроэкономика. Анализ общего выпуска всех видов продукции и ее реализации в стране и в мире — это макроэкономика.

С одной стороны, макроэкономика образует ту хозяйственную среду, в которой работают отдельные фирмы (предприятия), существуют индивидуальные потребители, функционируют отдельные отрасли, рынки и другие микроэкономические единицы. С другой стороны, микроэкономические единицы, вместе взятые, образуют макроэкономику. Для этого их в экономической теории агрегируют, т.е. объединяют в укрупненные экономические единицы, так называемые агрегаты, например в сектор фирм (предприятий) и сектор домохозяйств, государственный и частный сектора, потребление и накопление.

Более того, граница между микро- и макроэкономикой размыта. Так, в экономической теории некоторые вопросы рассматриваются одновременно на микро- и макроуровне, например, положение дел в конкретных отраслях и на отдельных товарных рынках, где анализ ситуации важен как для конкретных предприятий этих отраслей, так и для экономики страны в целом. Поэтому некоторые экономисты предлагают использовать термин "мезоэкономика" для анализа этой пограничной сферы, в которую, по их мнению, попадают отрасли и рынки.

1.2 Экономические законы и принципы

Анализируя хозяйственную жизнь, экономисты выявляют ее закономерности и обобщают их. Проверенные и успешно применяемые для прогнозирования хозяйственной жизни закономерности называются экономическими законами (или принципами, как их часто называют в западной науке). Как писал один из главных создателей экономики как науки Альфред Маршалл в своем учебнике "Принципы экономической науки" (1890), закон — "это обобщение, гласящее, что от членов какой-либо социальной группы при определенных условиях можно ожидать определенного образа действий". При этом он одновременно подчеркивал, что экономические законы (принципы), как и все законы общественных наук, намного менее четки и строги, чем законы более точных естественных наук. Они являются скорее тенденциями, чем жесткими правилами.

В процессе выявления и обобщения закономерностей экономисты выдвигают гипотезы, т.е. научные предположения. Если гипотеза может быть математически доказана, то ее называют теоремой.

На основе уже выявленных и обобщенных, проверенных и успешно используемых закономерностей хозяйственной жизни (законов, принципов) экономисты создают теории — наборы положений, объясняющих те или иные явления хозяйственной жизни. Иногда их называют теоретическими концепциями, хотя концепции скорее занимают как бы среднее положение между гипотезой (недоказанной идеей) и теорией (доказанной и проверенной идеей).

Если экономисты конструируют на основе теорий или концепций различные схемы их реализации, то эти схемы называют моделями. При этом следует отметить, что хотя модели и призваны описывать экономические явления, они не могут учитывать все их многообразие.

1.3 Направления и школы в экономической теории

Если у заметной части экономистов на протяжении долгого периода времени есть немало теорий, которые отличают этих экономистов от остальных, то их (точнее, взгляды этих экономистов) называют направлением, иногда подразделяя последнее на отдельные школы. Часто эти направления также называют теориями (неоклассической, неолиберальной, неокейнсианской, институциональной, марксистской), т.е. термин "теория" применяется здесь в узком значении в отличие от предыдущего, широкого значения.

В современной экономической науке большинство экономистов пользуется как бы синтезом указанных направлений, используя прежде всего те теории, которые актуальны и адекватно отражают в настоящее время. В рыночной экономике, особенно в развитой, господствует так называемая общепринятая теория, которая основана на неоклассической теории. Поэтому к ней часто применяют термин неоклассический синтез. В России более заметное место занимает марксистское направление, прежде всего потому, что его по-прежнему придерживается значительная часть российских экономистов, а также из-за абсолютной монополии марксизма в экономической теории в России на протяжении большей части XX в.

Наконец, в самом широком значении термин "теория" применяется ко всей совокупности гипотез, теорем, теорий, концепций и моделей, направлений. В этом значении он подразумевает всю экономическую теорию как науку.

1.4 Методы и допущения экономической теории

В экономической теории нельзя обойтись без допущений. Экономическая теория, как всякая теория, не может отразить все богатство жизни и поэтому построена на допущениях, которые упрощают представление о реальной хозяйственной жизни. Но, в то же, время эти допущения позволяют лучше понять суть многих теоретических положений и хозяйственной жизни в целом. Так, экономисты обычно допускают, что потребители в пределах своих доходов (так называемых потребительских бюджетов) стремятся максимизировать свое удовлетворение. Действительно, такое поведение типично для большинства потребителей.

Одним из наиболее распространенных является допущение "при прочих равных условиях" (лат. — ceteris paribus). Оно подразумевает, что при изменении рассматриваемых переменных остальные переменные остаются неизменными. Так, если рассматривается воздействие снижения цен на объем продаж товара, то подразумевается, что качество товара, запросы покупателя и все прочее остается неизменным.

Допущения часто позволяют лучше очертить границы явления. Так, в экономике распространены допущения "в краткосрочном периоде" и "в долгосрочном периоде" (или "в краткосрочной перспективе" и в "долгосрочной перспективе"), которые дают возможность по-разному взглянуть на экономическое явление и даже принять решение в зависимости от того, какой период времени рассматривается. Например, в краткосрочном периоде фирма может терпеть убытки и тем не менее функционировать, так как причины ее убытков могут носить временный, краткосрочный характер. В долгосрочном периоде наличие убытков ведет к закрытию, банкротству фирмы.

В экономической теории широко используются методы научной абстракции, анализа и синтеза, системный подход, методы моделирования (прежде всего графический, математический и компьютерного моделирования).

Метод научной абстракции (абстрагирование) состоит в отвлечении в процессе познання от внешних явлений, несущественных деталей и выделении сущности предмета или явления. В результате этих допущений возможно выработать, например, научные понятия, выражающие наиболее общие свойства и связи явлений действительности — категории. Так, абстрагируясь от бесчисленных различий во внешних свойствах производимых в мире различных товаров, они объединяются в одну экономическую категорию — товар, фиксируя то главное, что объединяет различные товары, — это продукция, предназначенная для продажи.

Метод анализа и синтеза предполагает изучение явления как по частям (анализ), так и в целом (синтез). Например, изучая главные свойства денег (деньги как мера стоимости, как средство обращения, платежа, сбережения), можно сложить их вместе, обобщить (синтезировать) и сделать вывод, что деньги — особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Сочетая анализ и синтез, мы обеспечиваем системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

Моделирование, т.е. построение моделей, отражает главные экономические показатели (данные, переменные) исследуемых объектов и связи между ними (их взаимосвязи). Если в модели есть только самое общее описание показателей и их взаимосвязей, то это текстовая модель. Если этим показателям и связям задаются количественные значения, то на базе текстовой модели можно построить графическую, математическую и компьютерную модели, отражающие, как меняются показатели (данные, переменные).

Графический метод (метод графического моделирования) основан на построении моделей с помощью различных рисунков, графиков, диаграмм, схем. Взаимозависимость экономических показателей особенно хорошо демонстрируют графики — изображения зависимости между двумя и более переменными.

График представляет собой линию, расположенную между двумя осями — вертикальной (ее обычно обозначают буквой Y) и горизонтальной (X).

Схемы наглядно, графически демонстрируют показатели моделей и их взаимосвязи.

Метод математического моделирования основывается на описании экономического явления формализованным языком с помощью математических инструментов: функций, уравнении, неравенств и т.д. При этом экономико-математические модели позволяют не просто формализовать экономическое явление, но и выявить его особенности.

Метод компьютерного моделирования основывается на экономико-математических моделях и используется прежде всего в тех случаях, когда моделируемое экономическое явление описывается сложной системой уравнений.

2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ЦЕЛИ

Экономическая теория служит основой для выработки экономической политики. Понимание экономических принципов может быть применено для решения или смягчения специфических проблем и продвижения к достижению основных целей общества. Экономические принципы являются инструментами прогнозирования. Если экономическое событие, например безработицу или инфляцию, можно изучить с помощью экономической теории, в дальнейшем на это событие можно повлиять с помощью экономической политики.

Экономическая политика – система методов, инструментов и форм государственного воздействия на социально-экономические процессы, реализующая тот или иной тип экономической стратегии. Сложная структура развитой рыночной экономики требует применения разнообразных инструментов и мер экономической политики. В зависимости от этапа развития страны и конкретной социально-экономической ситуации в соответствии с принятой экономической стратегией на первый план выступают различные методы и формы экономической политики: бюджетно-финансовой, налоговой или кредитно-денежной.

Выработка экономической политики состоит из ряда этапов.

1. Провозглашение целей. Первым этапом является четкая формулировка цели экономической политики.

2. Возможные варианты политики. Затем нужно установить, к каким результатам могут привести разные варианты политики, предназначенной для достижения поставленных целей. Это требует ясного понимания экономического воздействия, выгод, издержек и экономической осуществимости альтернативных программ. Например, экономисты обсуждают сравнительные достоинства и недостатки фискальной (бюджетной) политики (которая включает в себя изменение структуры государственных расходов и налогов) и денежной политики (которая вызывает изменение величины денежной массы) как альтернативных способов достижения и поддержания полной занятости.

3. Оценка. Необходимо учитывать последствия избранной экономической политики и оценивать ее эффективность.

Поскольку экономическая политика предназначена для достижения определенных экономических целей, необходимо изучать такие цели и анализировать эффективность полученных результатов. Основными целями экономической политики являются:

1.Экономический рост. Одной из важнейших задач экономической политики является обеспечение производства наибольшего количества товаров и услуг наивысшего качества, и тем самым — более высокого уровня жизни.

2.Полная занятость. Следует обеспечить максимальную занятость трудоспособного населения.

3.Экономическая эффективность. Необходимо обеспечить наиболее оптимальное соотношение полученных результатов и затраченных ресурсов.

4.Стабильный уровень цен. Необходимо избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен, то есть инфляции и дефляции.

5.Экономическая свобода. Хозяйствующие субъекты должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.

6.Справедливое распределение доходов. Целью экономической политики является также и социальная стабильность в обществе, которая может быть достигнута через справедливое распределение результатов экономической деятельности.

7.Экономические гарантии. Следует обеспечить достойное существование тем слоям населения, которые по различным причинам лишены возможности самостоятельно себя обеспечивать.

Этот перечень целей создает базу для постановки ряда существенных вопросов.

На современном этапе главной задачей экономической политики государства в индустриально развитых странах становится обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики на мировых рынках. Это достигается, во-первых, путем создания наиболее благоприятных условий для предпринимательства, развития конкурентной рыночной среды. Во-вторых, путем поддержания конкурентоспособности в тех сферах, где эти преимущества по тем или иным причинам не могут быть реализованы при посредстве только механизма свободного рынка. Для выполнения этой задачи используется комплекс мер экономической политики: бюджетно-финансовой, кредитно-денежной, антимонопольной, научно-технической, инновационной, экологической и др.

Реализация экономической стратегии развития России до 2010г. предполагает проведение экономической политики, направленной на модернизацию экономики и ее либерализацию. Этому призваны служить налоговая, инвестиционная, таможенная, внешнеэкономическая и другие формы экономической политики. Содержанием этих форм экономической политики станут меры по улучшению инвестиционного климата, усилению стимулирующей роли налогов, созданию конкурентной рыночной среды, развитию фондового рынка.

Но проблема заключается в том, что многие цели экономической политики противоречат друг другу. Так, активная борьба с инфляцией обычно означает падение экономического роста и усиление безработицы. Поэтому, в зависимости от ситуации, приоритетность целей в экономической политике может меняться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. На экономической теории основывается целая система наук, занимающихся изучением современных экономических процессов, поэтому чрезвычайно важным является знание экономической теории как базиса системы экономических наук.

2. Экономическая теории анализирует экономические явления на двух уровнях – на микро- и на макроуровне. Для этого используется система методов, таких как метод анализа, синтеза, системный, графический, компьютерного моделирования и др.

3. Экономическая теория служит основой для выработки экономической политики. Экономическая политика – система методов, инструментов и форм государственного воздействия на социально-экономические процессы, реализующая тот или иной тип экономической стратегии.

4. Конечными целями экономической политики любого государства являются экономический рост и максимизация жизненного уровня населения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Булатов А.С. Экономическая теория. М., Юристъ, 2006.

2. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров, 1994.

3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М., Республика, 2004.

4. Самуэльсон П. Экономикс. М., Республика, 2004.

5. Экономическая теория. Системный курс. Под ред. Лобковича Э.И. Мн., ООО "Новое знание", 2000.

6. Экономическая теория. Учебник. Под ред. Видяпина В.И., Добрынина А.И. и др. М., Инфра-М, 2000.

Теги: Экономическая теория и экономическая политика  Контрольная работа  Экономика отраслей

dodiplom.ru

Контрольная: Социально-экономическая политика государства - Контрольные работы - Банк рефератов

Социально-экономическая политика государства [13.01.11]

Вид работы: Контрольная работа

Тема: Социально-экономическая политика государства

Дисциплина: Государственное регулирование экономики

Скачивание: Бесплатно

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Воронеж 2010

Дата размещения: 13.01.11 в 19:33

Содержание

Введение 3

1. Содержание социально-экономической политики государства 4

2. Сущность социальной политики государства 5

2.1. Функции и методы социальной политики 6

3. Экономическая политика государства и ее виды 9

4. Социально-экономическая политика: проблема согласования 11

Литература 13

 

ВВЕДЕНИЕ

Конституционной обязанностью государства на всех уровнях управления является выработка и реализация социально-экономической политики.

Содержание и направленность политики существенно изменились с трансформацией социально-экономического строя России. Демократические принципы распространяются и на область экономики. Политика должна выражать интересы граждан и способствовать росту деловой активности и качества жизни всех социальных групп общества.

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране.

 

Содержание социально-экономической политики государства.

Обычно в основу социальной политики закладывают два важнейших принципа. Первый связан с научным пониманием категории “свобода” применительно к экономике. Она дает шансы нести совместную ответственность (путем социального выравнивания) по отношению к тем гражданам, которые слабы или лимитированы в своих трудовых возможностях. Рыночная экономика дает каждому шанс (в рамках его способностей), но в то же время, ограничивает возможность (с учетом свободы, прав и интересов сограждан) полностью решать самостоятельно вопрос о том, как вести свою экономическую жизнь. Второй принцип связан с определением государством соотношения интересов различных общественных групп.

Перед экономической политикой, в том числе ее социальным аспектом, стоит задача определения оптимальных компромиссов между этими интересами. Институциональное построение государственной власти таково, что она призвана принимать во внимание запросы всего населения. Однако учесть интересы каждого жителя невозможно, они обобщаются до уровня социальных групп, степень значимости этих обобщенных интересов зависит от меры их репрезентативности в обществе. Таким образом, с одной стороны, экономическая политика должна быть ориентирована на сознание правовых и институциональных условий для самореализации групповых интересов, с другой, - сочетать их в рамках общего курса. При разработке социальных программ и их реализации нужны: постоянный общественный контроль, уравновешенность институциональных сил, высокая степень демократической культуры в обществе. [4, стр.134]

Как показывает исторический опыт, при осуществлении радикальных экономических преобразовании проблемы социальной политики выходят на первый план, являясь одновременно и стимулом этих преобразований, и фактором, определяющим границы радикализма.

Действительно, с одной стороны, потребность и готовность общества пойти на радикальные экономические преобразования достигает максимума тогда, когда становится очевидной неспособность решить назревшие социальные проблемы в рамках сложившейся экономической ситуации.

С другой, радикальный слом существующих экономических механизмов зачастую опережает становление новых. В результате складывается ситуация, когда старый экономический механизм уже не работает, а новый ещё не создан. Понятно, что такая ситуация в первую очередь негативно отражается на социальных  аспектах экономической жизни. Результатом может стать отказ значительной части общества поддержать реформы. Поэтому в период реформ социальные проблемы имеют особое значение, т.к. по их состоянию население судит о самих реформах.

 

Cущность социальной политики государства.

Социальная политика государства может быть представлена как форма сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. Для того, чтобы государство было в состоянии управлять социальной сферой в рамках своей социально-политической деятельности, оно редуцирует социальную сферу в категории политики. Это означает, что государство выделяет из всей совокупности отношений социальной сферы жизни общества такие отношения, которые начинают носить всеобщий характер и тем самым должны защищаться политически. Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

Однако   социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики  к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения. [3, стр.174]

Итак, говоря о социальной политике государства, мы подра­зумеваем прежде всего действия правительства, направленные на распределение и пе­рераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смыс­ле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для граждан страны.

 

Функции и методы социальной политики.

Социальная политика обладает рядом функций, которые в конечном счете определяют гуманистический характер государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. К этим функциям можно отнести следующие функции:

Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно. Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.

Основными принципами проведения социальной политики являются:

1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

2) обеспечение помощи самым бедным семьям;

3) выдача помощи на случай безработицы;

4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;

5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

 6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. [1, стр.212-214]

Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является - гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.  Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. В России индексация денежных доходов распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия. Для всех остальных категорий занятого населения государство регулирует только размер минимальной заработной платы.

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий.

Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи, используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум. Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей, включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни (при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия). Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров).

 

Экономическая политика государства и ее виды.

Под государственной экономической политикой понимается «генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране»

При этом государственная экономическая политика включает институциональную, структурную, инвестиционную, денежно-кредитную, социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую, налоговую, бюджетную политику.

Важнейшие направления экономической политики государства реализуются при помощи различных ее инструментов.

Под инструментами экономической политики понимаются средства, с помощью которых государство добивается выполнения поставленных перед собой задач. Чаще всего инструменты имеют вид формального юридического документа, составленного в письменной форме, по которому предоставляется какое-либо право или составляется договор. [5, стр.147]

Так, например, все используемые в области финансов ценные бумаги и срочные контракты (депозиты, акции, облигации, сертификаты и т.д.) представляют собой инструменты экономической политики. Необходимо отметить, что нельзя провести четкой грани между основными видами экономической политики (например, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической, антиинфляционной) и присущими только им инструментам. Это связано с тем, что задачи экономической политики решаются комплексно, а используемый арсенал инструментов гармонично переплетается и затрагивает смежные направления экономической политики. Ярким примером этому может служить инвестиционная политика как важнейшее направление экономической политики государства.

Так, инструментами государственного регулирования инвестиционной деятельности являются не только инвестиционные программы или прямое управление государственными инвестициями, но и система налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот; предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств; инструменты финансовой, кредитной и амортизационной политики, полити­ки ценообразования; антимонопольные меры, приватизация объектов го­сударственной собственности и экспертиза инвестиционных проектов.

Как видно, перечень средств, воздействующих на инвестиционную составляющую экономической политики государства не ограничивается исключительно инвестиционными инструментами регулирования.

 

Социально-экономическая политика: проблема согласования.

В настоящее время все большую общественную поддержку получает точка зрения в пользу реализации целенаправленной экономико-политической стратегии всеобъемлющего перехода к постиндустриальному и одновременно социально ориентируемому рыночным порядкам. В ближайший перспективный период достижение устойчивых темпов экономического роста становится возможным в случае позитивных сдвигов в экономической структуре, прежде всего прекращения падения и дальнейшего увеличения доли перерабатывающих отраслей в промышленности, кардинального повышения роли высокотехнологичных отраслей, постепенного снижения доли первичных отраслей и существенного ослабления зависимости экономики от экспорта первичных ресурсов.

Трансформация Российской экономики в направлении к современному постиндустриальному типу обязательно предполагает преодоление сложившихся структурных деформаций, прежде всего, в отношении первичных отраслей, бывшего ВПК и аграрного сектора. [7, стр.231]

Вместе с тем крайне значимой проблемой структурных преобразований в обозримой перспективе останется развитие социальной сферы, исходя из всех стандартов уровня жизни, экологической безопасности и т.д. Выдвигаются цели обеспечения уровней потребления в социальной сфере, прежде всего в отношении малообеспеченных групп населения. преодоления кризисных последствий природных процессов, достижение современных экологических стандартов в рыночной и социальной сферах повышения гарантий предоставления социальных услуг, предполагающего кардинальное сокращение масштабов бедности. В конечном счете, материализация этих целей должна обеспечить повышение уровня жизни населения по мере успешной трансформации экономической системы по направлению к зрелому рынку. Принципиально важно, что целевые ориентиры будут определять конкретные направления политических действий в рамках определенных секторов и сегментов рынка и социальной сферы. В практическом плане согласование инструментов рыночного регулирования и социальной политики становится возможным на основе двух принципов – строгого разграничения и одновременно взаимосвязанного максимального применения критериев принятия решения двух рассматриваемых направлений: политико-экономического и политико-социального. В соответствии с развиваемым подходом любое серьезное политическое решение призвано оцениваться с учетом эффектов взаимодействия рыночных и социальных процессов. При этом необходимо принимать в расчет двойственный, неоднозначный характер их влияния друг на друга. Очевидно, наиболее предпочтительным является тот вариант согласования экономико-политических и социально-политических действий, при котором достигается максимально положительный результат взаимодействия экономических и социальных процессов или минимально результирующий эффект такого взаимодействия. Безусловно, проблема оценки взаимодействия рассматриваемых политических инструментов крайне сложна. В современных условиях вследствие фактора неопределенности крайне трудно предсказать сами количественные параметры, характеризующие взаимовлияние рыночных и социальных процессов. Выход из положения может быть найден путем программирования политических решений. К настоящему времени возникли весомые предпосылки к полномасштабной реализации системы общенационального государственного программирования. В их числе следует выделить создание современной, отвечающей мировым стандартам системы национального счетоводства и совершенствование практики среднесрочного прогнозирования.

 

Литература

  1. А.С. Булатов. Экономика: учебник Государственное регулирование экономики Учебное пособие для вузов. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007г.
  2. В. И. Захаров, Ф. П. Удалов. Контуры социальной политики России:
  3. Клинов В. Н.Экономическая политика России: история и перспективы. Проблемы теории и практики управления. – 2006г.
  4. Пикулькин А.В. Государственное регулирование экономики и социальный комплекс. Учебное пособие –М.: ЮНИТИ, 2005 г.
  5. Потрубач Н.Н. Экономическая политика государства на современном этапе . Социально-гуманитарные знания. – 2005г.
  6. С.С. Смирнов, Н. А.Исаев. “Социальная политика. Новый курс: “Вопросы экономики”. Учебное пособие для вузов. –  Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2006г.
  7. Холодов Л. Г. “Вопросы государственного регулирования экономики” . Изд. “Экономика” 2004 г.

Не подходит Контрольная работа? Вы можете заказать у наших партнеров написание любой учебной работы на любую тему.

Заказать новую работу

+5

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Расскажите другим о работе:

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Похожие бесплатные Контрольные работы:

studrb.ru

Контрольная работа: Экономическая политика государства

Выполнила:

студентка 1 курса ФЭМ

специальность: 080109

учебный шифр: № С409001

Голиченкова Т.А.

Серпухов

2010

Содержание

1 Экономическая политика: принципы, цели, инструменты

2 Финансовая система и бюджетно-налоговая политика

3 Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика

Список использованной литературы

1 Экономическая политика: принципы, цели, инструменты

Возможно вы искали - Реферат: Экономическая политика и её направления

Экономическая политика - это система мероприятий государства по регулированию всех секторов национального хозяйства. В обществе существует несколько субъектов экономической политики (рис 1).

Рис 1. Субъекты исполнения экономической политики

Значимое место в формировании экономической политики отводится субъектам исполнения и влияния: общественным и политическим объединениям, средствам массовой информации, видным политическим деятелям. Влияние на экономическую политику оказывает также каждая личность (в роли потребителя и избирателя). Очевидно, что роли субъектов экономической политики тесно переплетены и взаимосвязаны. Сложная система субъектов экономической политики определяет три принципиальных положения ее формирования:

· Экономическая политика всегда испытывает на себе определяющее воздействие двух факторов: постоянно меняющейся хозяйственной ситуации и уровня экономического мышления.

· Эффект экономической политики выше в том случае, когда она увязана с реалиями данной страны: учтены политический расклад сил, производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления и т. д.

· Экономическая политика является решающим средством поддержания политического курса страны.

Похожий материал - Реферат: Экономическая политика М. Тэтчер

Для выработки экономической политики особое значение имеет выбор цели и соответствующей ей инструментов. К целям экономической политики предъявляются определенные требования. Во-первых, должны ставиться только те цели, реализацию которых не может обеспечить рынок. Во-вторых, цель должна быть количественно измерима, что даст возможность контролировать ее выполнение. В процессе реализации основных целей общество вынуждено решать множество разных задач, которые образуют иерархическую соподчиненность – «пирамиду целей» (рис 2).

· Цели, не поддающиеся операционному решению, обуславливающие направленность общегосударственной политики.

· Цели, поддающиеся операционному решению, определяющие направленность экономической политики.

Рис 2 Пирамида целей

Реализация экономической политики предполагает использование совокупности мер, формирующих механизм государственного регулирования. Для умения рационально применять средства воздействия на экономику требуется знать их структуру. В самом общем виде совокупность всех инструментов можно представить в виде рис 3.

Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Задача принимаемых мер при этом – в создании наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий.

Очень интересно - Реферат: Экономическая политика Петра I

В условиях развитой рыночной экономики складываются следующие предпосылки и характер экономической политики государства. Такая политика прежде всего зависит от степени огосударствления национальной экономики (этому соответствует ответственность государства за состояние национального хозяйства). Важное значение также имеет характер развития рыночных отношений. В условиях более или менее стихийного развития рынка неизбежно возникает нарушение устойчивости, нормального равновесия в важнейших пропорциях (соотношениях) макроэкономики (в общем равновесии спроса и предложения товаров, в денежном обращении, в занятости трудоспособного населения и др.).В силу этого политика государства направлена на достижение экономической стабилизации (лат. stabiles - устойчивость) и установление равновесия основных экономических пропорций.

Рис. 3

Главные цели политики стабилизации призваны преодолеть отрицательные последствия стихийного развития рынка и добиться следующих улучшений социально-экономического положения страны.

Во-первых, отрицательным последствием развитой рыночной экономики, каким является периодически повторяющийся кризис (спад) всего производства страны. Он вызывает большие нарушения нормальных хозяйственных связей, увеличивает численность безработных и ведет к значительному уменьшению доходов общества. В противовес этому правительство страны призвано проводить политику устойчивого экономического роста. Это улучшает благосостояние всех членов общества.

Во-вторых, даже при отсутствии экономического кризиса рыночная система порождает безработицу. Этим она обрекает часть трудоспособного населения на все тяготы, связанные с утратой средств существования и нормальной жизнедеятельности.

В-третьих, большим для населения страны является свойственная рынку инфляция. Стремительный рост цен подрывает нормальные хозяйственные связи, вызывает падение реальных доходов всех граждан.

Вам будет интересно - Курсовая работа: Экономическая политика Республики Беларусь

В связи с этим постоянным долгом правительства является проведение политики стабилизации денежного обращения. Наконец, свободная, ничем не ограниченная внешняя торговля может привести к ухудшению экономического положения страны. Это произойдет, если объем импорта (закупленных за рубежом товаров) существенно превысит объем экспорта (вывоза продукции за границу). В этом случае пострадают отечественные товаропроизводители. Поэтому важной целью государства является проведение успешной внешнеторговой политики. Это достигается, если увеличивается показатель чистого экспорта (разница между объемом экспорта и объемом импорта). В данном случае в выгоде остается национальное производство. Не трудно видеть, что наибольшего успеха правительство страны достигает, когда одновременно обеспечивает существенный рост национального дохода, наибольшую занятость трудоспособного населения, низкие темпы инфляции и увеличение чистого экспорта.

Научный подход к экономической политике означает прежде всего выяснение тех взаимозависимостей, которые существуют между рассмотренными основными параметрами (показателями) национального хозяйства.

Экономическая теория установила следующие виды взаимосвязей:

взаимодополняющие показатели. Между ними складывается прямая пропорциональная зависимость. Так, например, чем выше темпы экономического роста, тем больше занятость трудоспособного населения;

взаимозаменяемые параметры. Между ними существует обратная пропорциональная зависимость. Именно так взаимосвязаны, скажем, безработица и инфляция

Похожий материал - Курсовая работа: Экономическая политика современной России

нейтральные: изменение одного показателя никак не влияет на другой. Наверно трудно обнаружить взаимодействие таких параметров, как безработица и чистый экспорт.

Чтобы можно было регулировать все секторы национального хозяйства, знание количественных зависимостей между его отдельными процессами требуется дополнить современными научными представлениями о макроэкономических показателях.

Экономическая политика - это совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей.

Государственное регулирование экономики преследует следующие цели:

cwetochki.ru

Контрольная работа: Новая экономическая политика

Предпосылки новой экономической политики………………….2

Переход от капитализма к социализму………………………….....5

Суть и цели новой экономической политики…………………..10

Итоги новой экономической политики…………………………11

Список литературы………………………………………..16

Возможно вы искали - Реферат: Новая экономическая политика

Предпосылки Новой Экономической политики.

Начиная с 1914-г, Россия воевала уже седьмой год. В 1920 году объем промышленного производства по отношению к 1913 году составил 13-14 %, сельскохозяйственного – 60%. Разрушен был транспорт: каждый второй паровоз представлял собой железный труп. Национальный доход упал в 1920 году по сравнению с 1913-ым почти втрое. Выплавка чугуна уменьшилась в 33 раза, стали - в 22. Почти на 1/5 сократились посевные площади. Остановилось в своем развитии крестьянское хозяйство - крестьяне просто потеряли стимул, продразверстка подрезала его: производили лишь минимум (в размерах потребностей крестьянской семьи), происходила натурализация крестьянских хозяйств, сокращалась пашня, поголовье. Между тем, разверстка становилась всеобъемлющей: уже разверстывалась величина пашни и даже структура посевов. По оценкам самих большевиков, "такого мучительного момента, как конец 19-го года, мы не переживали", "весь экономический организм страны был в тисках безысходности" (Л. Троцкий). Одно слово повторяется беспрестанно у всех: "Разруха!".

В условиях гражданской войны большевики предприняли попытку непосредственного перехода к грубому, уравнительному, бедному, казарменному коммунизму, от которого не хотели отказываться. Грубый, бедный, уравнительный, казарменный коммунизм казался ближе к идеалу равенства и братства, чем-то прошлое, которое они отбросили. В марте 1919 года на своем VIII съезде большевики приняли Программу партии, и это была действительно коммунистическая программа - без рынка, в сущности, вся основанная на разверстке деятельности. Общее настроение: "Ни шагу назад!". Все они находились во власти иллюзий. Одна из наиболее сильных иллюзий - о скорой победе мировой революции, о наступлении "светлого будущего" уже завтра. Но скоро после победы в гражданской войне стало приходить осознание, что такое тяжело больное хозяйство на основе политики "военного коммунизма" не излечить. Впрочем, болезнь поразила не только хозяйство. Больна была власть, которую разъедали бюрократизм и взяточничество, болен был рабочий класс: сотни тысяч рабочих погибли в гражданской войне, более миллиона рабочих уехали в деревню и превратились в крестьян (По выражению Ленина, "пролетариат исчез"). Больно было все общество, в котором распространилось социальное иждивенчество (на государственном содержании находилось до 40 млн. чел.).

Прямо на глазах нарастало недовольство со стороны как раз тех социальных классов, в интересах которых осуществлялась Октябрьская революция, - со стороны рабочих и крестьян.

Для недовольства имелись серьезные причины. Жизнь в городах стала мучительной. Петроград потерял более 2/3 своих жителей (к началу 1917 года в нем было 2,4 млн. жителей, в 20-м году - 722 тысячи). Каждый третий взрослый был безработным. В январе 1921 года в Петрограде были введены сокращенные нормы выдачи хлеба. В частности, на домохозяйку, имеющую не менее троих детей, полагался один фунт, т.е 400 г., по 100 г. хлеба на рот. Максимальные нормы дневного пайка московского рабочего на рубеже 1920-21 гг. составляли: хлеб - 225 г., мясо или рыба - 7 г., сахар - 10 г. 11 февраля в Питере было закрыто 96 предприятий, прекращена подача электроэнергии на них. 24-го рабочие нескольких заводов вышли на улицы. Они останавливали машины и ссаживали с них чиновников. В тот же день в городе был введен комендантский час, запрещены митинги и собрания. Фактически это означало военное положение.

Похожий материал - Реферат: Новая экономическая политика

Трудности усугубила ускоренная демобилизация Красной Армии (с 5,5 до 1,5 млн. чел.). Фронтовики не могли найти себя в условиях разрухи. Многие ничего не умели делать, кроме как воевать. Возникло уродливое явление, известное под названием "красный бандитизм". Налицо был глубокий хозяйственный и социальный кризис. С каждым днем становилось яснее: надо менять политику. Необходимость изменения политики сигнализировали рабочие забастовки, крестьянские выступления, нарастающие разногласия в самой РКП(б) Симптомом глубокого кризиса Советской власти стали мятежи против большевиков. Самый заметный и важный - Кронштадтский. Над Кронштадтом (военно-морской крепостью на Балтике, считавшейся со времен революции оплотом большевиков - вожди большевиков называли кронштадтцев "красой и гордостью революции") в конце февраля 1921 года реяло красное знамя. Но военные моряки подняли это красное знамя против большевиков. Это был антибольшевистский мятеж. Его основные лозунги: "Вся власть советам, а не партиям", "Советы без коммунистов". Вот что писала газета мятежников: "Полная шкурников партия коммунистов захватила власть в свои руки, устранив рабочих и крестьян, во имя которых действовала. Настало время подлинной власти трудящихся - власти Советов!".

Власти попробовали уговорить матросов - безуспешно. Попробовали штурмовать - матросы отбились. 7 и 8 марта на город было выпущено более 5 тысяч снарядов. С аэропланов на крепость сбрасывались десятки тысяч листовок с уговорами и угрозами. Гарнизон оставил их без внимания. Вскоре последовал массированный обстрел крепости и генеральный штурм. Уром 17 марта отряды атакующих ворвались в Кронштадт. Как рассказывал руководитель штурма М. Тухачевский, матросы бились, как звери, с величайшей яростью и ожесточением. Каждый дом, который они занимали, приходилось брать кровью. К вечеру мятежники стали сдаваться в плен. Их линкоры прекратили огонь. Экипажи мыли палубы, сами мылись в банях, надевали чистое белье. Более 2 тысяч моряков по приказу Л. Троцкого были расстреляны на льду Финского залива, остальные ушли в Финляндию.

Другое крупное событие - восстание крестьян в Тамбовской губернии в 1920-1921 гг., которое (по фамилии лидера А. Антонова) получило название "антоновщина". Там против коммунистов выступало 50-тысячное крестьянское войско. 2 тысячи коммунистов были убиты. На подавление восстания были брошены части регулярной Красной Армии во главе с М. Тухачевским (100-тысяч штыков). Крестьяне выступали против большевиков на Украине, на Дону, Кубани. В феврале-марте 1921 года разгорелось массовое крестьянское восстание в Западной Сибири. Численность повстанцев здесь достигала 100 000 человек. Почти полностью была захвачена, например, Тюменская губерния. С большими усилиями части Красной Армии оттеснили восставших от Транссибирской магистрали. Главная причина крестьянского возмущения была проста: крестьяне просто не желали больше отдавать хлеб в города, не получая оттуда взамен никаких товаров.

В 1921 году измученную I Мировой и гражданской войной страну охватил страшный голод. Это была настоящая катастрофа. Засуха 1921 года была сопоставима с засухой 1891-го. Но она произошла в условиях, когда производительные силы сельского хозяйства были ослаблены, разрушены. В зоне голода оказалась почти половина населения. От голода умерли миллионы людей (по некоторым оценкам, до 5 млн. чел.). Именно тогда большевистским руководством было принято решение об изъятии из храмов церковных ценностей на нужды голодающих.

Отсюда выросла необходимость - от военного коммунизма, т.-е. от чрезвычайных мер, имевших задачей поддержать хозяйственную жизнь осажденной крепости, перейти к такой системе мероприятий, которая обеспечивала бы постепенный подъем производительных сил страны даже и без содействия социалистической Европы. Военная победа, которая была бы невозможна без военного коммунизма, в свою очередь позволила от мер военной необходимости перейти к мерам хозяйственной целесообразности. Таково происхождение так называемой новой экономической политики. Ее часто называют отступлением, и мы сами так ее называем - и с известным основанием. Но чтобы правильно оценить, в чем, собственно, это отступление состоит, чтобы понять, как мало это отступление похоже на "капитуляцию", нужно отдать себе отчет в нынешнем нашем хозяйственном положении и в тенденциях его развития.

Очень интересно - Курсовая работа: Новая экономическая политика (НЭП)

В марте 1917 года был низвергнут царизм. В октябре рабочий класс взял в руки власть. Почти вся земля, национализированная государством, была передана крестьянам. Обрабатывающие эту землю крестьяне обязаны ныне платить государству определенный натуральный налог, который является существенным вкладом в дело социалистического строительства. Рабочее государство владеет всей железнодорожной сетью, всеми промышленными предприятиями и, за второстепенными исключениями, ведет на этих предприятиях хозяйство за собственный счет. Вся система кредита сосредоточена в руках государства. Внешняя торговля составляет государственную монополию. Каждый, кто способен трезво и без предвзятости оценить эти результаты пятилетнего существования рабочего государства, должен будет сказать: да, для отсталой страны это весьма большой социалистический успех.

Особенность, однако, в том, что этот успех был достигнут не путем непрерывного прямолинейного развития, а зигзагообразным движением: сперва у нас был режим "коммунизма", затем мы открыли ворота рыночным отношениям. Этот поворот в политике стал трактоваться в буржуазной печати как отказ от коммунизма и капитуляция перед капитализмом. Незачем говорить, что социал-демократы разъясняют, углубляют и комментируют эту версию. Нельзя, однако, не признать, что кое-кто даже из числа наших друзей впадал в сомнение: нет ли тут действительно скрытой капитуляции перед капитализмом? Нет ли действительно опасности, что на основе восстановленного нами свободного рынка капитализм будет развиваться все больше и больше и возьмет верх над начатками социализма? Чтобы дать правильный ответ на этот вопрос, нужно предварительно устранить основное недоразумение. В корне неверно, будто экономическое развитие Советской России идет от коммунизма к капитализму. Коммунизма у нас не было. Не было у нас социализма и не могло быть. Мы национализировали дезорганизованное хозяйство буржуазии и установили, в самый острый период борьбы не на жизнь, а на смерть - режим потребительского "коммунизма". Победив буржуазию на поле политики и войны, мы получили возможность приступить к хозяйству и оказались вынуждены восстановить рыночные формы взаимоотношений между городом и деревней, между отдельными отраслями промышленности и между отдельными предприятиями.

Без свободного рынка крестьянин не находит своего места в хозяйстве, теряет стимул к улучшению и расширению производства. Только мощное развитие государственной промышленности, ее способность обеспечить крестьянина и его хозяйство всем необходимым, подготовит почву для включения крестьянина в общую систему социалистического хозяйства. Технически эта задача будет разрешена при помощи электрификации, которая нанесет смертельный удар сельскохозяйственной отсталости, варварской изолированности мужика и идиотизму деревенской жизни. Но путь к этому лежит через улучшение хозяйства нынешнего крестьянина-собственника. Этого рабочее государство может достигнуть только через рынок, пробуждающий личную заинтересованность мелкого хозяина. Первые результаты уже сейчас налицо. Деревня в этом году дает рабочему государству, в виде натурального налога, гораздо больше хлеба, чем государство получало во время военного коммунизма путем изъятия излишков. В то же время сельское хозяйство, несомненно, идет вверх. Крестьянин доволен, - а без нормальных отношений между пролетариатом и крестьянством социалистическое развитие в нашей стране невозможно.

Но новая экономическая политика вытекает не только из взаимоотношений между городом и деревней. Она является необходимым этапом в развитии государственной промышленности. Между капитализмом, когда средства производства составляют собственность частных лиц и все экономические отношения регулируются рынком, - и между законченным социализмом, который ведет плановое общественное хозяйство, имеется ряд переходных ступеней; и НЭП, по существу, является одной из них.

Переход от капитализма к социализму.

Вам будет интересно - Контрольная работа: Новая экономическая политика в Беларуси

Представления В.И. Ленина о пути перехода от капитализма к социализму базировалось на его теории многоукладности. В социально-экономической действительности России он выделял пять укладов: патриархальный (не участвующий в товарообмене, ограниченный натуральным хозяйством, находящийся вне зоны рыночных отношений), мелкотоварный (представленный большинством крестьянских и ремесленнических хозяйств), частнохозяйственный капитализм (частный предприниматель, пользующийся наемным трудом , в городе, кулак в деревне), социалистический (собственность пролетарского государства), государственно-капиталистический ( более или менее крупные капиталистические объединения, находящиеся под контролем пролетарского государства, например, концессии или аренда). Ранжируя эти уклады от простого к сложному, Ленин в качестве главного критерия применял производительность труда: чем сложнее и совершеннее уклад, тем выше производительность труда. Ленин призывал большевиков добиться, чтобы социалистический уклад был на деле высшим, то есть обеспечивал наибольшую эффективность. Он связывал победу социализма с хозяйственными успехами государства и кооперации, которые как раз позволили бы обеспечить на госпредприятиях и в кооперативных объединениях наивысшую производительность труда. На данном конкретном этапе Ленин призывал широко использовать кооперацию (различные формы кооперирования крестьянских хозяйств) и госкапитализм (учиться коммерческой постановке дела).

Рассмотрим этот вопрос на примере железных дорог. Именно железнодорожный транспорт является той областью, которая в наибольшей степени подготовлена для социалистического хозяйства, так как железнодорожная сеть была и у нас в большей своей части национализирована еще при капитализме и условиями самой техники централизована и до известной степени нормализована. Большую половину дорог мы получили от государства, меньшую - экспроприировали у частных обществ. Подлинно социалистическое управление должно, конечно, рассматривать всю сеть как целое, т.-е. не с точки зрения собственника той или другой железнодорожной линии, а с точки зрения интересов всего транспорта и всего хозяйства страны. Оно должно распределять паровозы или вагоны между отдельными линиями так, как это требуется интересами хозяйственной жизни в целом. Но перейти к такому хозяйству даже и в централизованной области железнодорожного транспорта не так просто. Тут открывается ряд посредствующих экономических и технических этапов. Паровозы бывают различных типов, потому что они строились в разные времена, разными обществами и на разных фабриках, причем разные паровозы ремонтируются одновременно в одних и тех же мастерских и наоборот: однородные паровозы - в разных мастерских. Капиталистическое общество, как известно, расточает громадное количество рабочей силы по причине излишнего разнообразия, анархической пестроты составных частей своего производственного аппарата. Необходимо, стало быть, разбить паровозы по типам и распределить их между железными дорогами и мастерскими. Это будет первым серьезным шагом на пути к нормализации, т.-е. к достижению технической однородности паровозов и их составных частей. Нормализация, как у нас не раз говорилось, и говорилось справедливо, есть социализм техники. Без нормализации техника не достигнет своего высшего расцвета. А где же и начинать нормализацию, как не на железных дорогах? И мы, действительно, приступили к этой задаче, но тотчас же натолкнулись на большие препятствия. Железнодорожные линии, притом не только частные, но и государственные, производили свой расчет со всеми остальными хозяйственными предприятиями при помощи рынка. Экономически это было, при данной системе хозяйства, неизбежно и необходимо, потому что содержание и развитие той или другой линии зависит от того, насколько она оправдывается хозяйственно. Приносит ли данная линия пользу хозяйству, это можно установить только через посредство рынка, - до тех пор, пока мы не выработали методов всеобщего социалистического учета хозяйства; а эти методы, как сказано, могут явиться только в результате продолжительного опыта работы на основе национализированных средств производства.

Итак, старые способы хозяйственной проверки ходом гражданской войны были устранены прежде, чем успели создаться новые. При этих условиях вся железнодорожная сеть оказывалась формально объединенной, но каждая часть этой сети отрывалась от всей остальной хозяйственной среды и повисала в воздухе. Рассматривая сеть, как самодовлеющее техническое целое, объединяя железнодорожный и вагонный парки всей сети, централистически сортируя паровозы и централизуя ремонт, т.-е. преследуя абстрактный, технически-социалистический план, мы рисковали окончательно утратить всякий контроль над нужностью или ненужностью, выгодностью или невыгодностью каждой отдельной дороги и всей сети в целом. Какие линии развернуть, а какие сократить, какой подвижной состав и какой рабочий персонал нужен на данной линии, сколько грузов может провезти государство для своих нужд, какую часть провозной способности оно должно предоставить для нужд других организаций и частных лиц, все эти вопросы - на данном историческом основании - не могут разрешиться иначе, как путем установления платы за провоз, правильной бухгалтерии и правильной коммерческой калькуляции. Только на основе бухгалтерского балансирования различных частей железнодорожной сети, в сочетании с таким же балансированием других отраслей хозяйства, мы придем к выработке методов социалистического учета и нового хозяйственного плана. Отсюда вытекает необходимость и после перехода всех дорог в руки государства - предоставить отдельным железнодорожным линиям или группам их хозяйственную самостоятельность, в смысле их приспособления ко всем остальным хозяйственным предприятиям, от которых они зависят, или которые ими обслуживаются. Одних абстрактно-технических планов и формально-социалистических целей недостаточно для того, чтобы перевести железнодорожное хозяйство с капиталистических рельс на социалистические. В течение определенного - и притом продолжительного - времени рабочему государству, даже для управления железнодорожной сетью, приходится пользоваться капиталистическими методами, т.-е. методами рынка.

Сказанное относится с еще большей очевидностью к промышленным предприятиям, которые и в отдаленной степени не были при капитализме так централизованы и нормализованы, как железные дороги. После ликвидации рынка и системы кредита каждый завод походил на телефонный аппарат с отрезанными проводами. Военный коммунизм создал бюрократический суррогат хозяйственного объединения. Машиностроительные заводы на Урале, в Донецком бассейне, в Москве, в Петрограде и проч. оказались объединенными в ведении единого Главка, который централистически распределял между ними топливо, сырье, техническое оборудование, рабочую силу, поддерживая последнюю при помощи системы уравнительного пайка. Совершенно очевидно, что такое бюрократическое управление совершенно нивеллировало особенности каждого предприятия и уничтожало самую возможность проверки производительности его и выгодности, даже если бы учетные данные Главка отличались большей или меньшей точностью, чего, на самом деле, не было и в помине.

Для того, чтобы каждое предприятие стало составной клеточкой единого социалистического организма, планомерно функционирующего, нужна большая переходная работа рыночного хозяйствования, которая займет долгий ряд лет. И в течение этой переходной эпохи каждое предприятие и каждая группа предприятий должны в большей или меньшей степени самостоятельно ориентироваться на рынке и проверять себя через рынок. В этом и состоит смысл новой экономической политики: если политически на первый план выпятилось ее значение в качестве уступки крестьянству, то никак не меньше ее значение, как неизбежного этапа в развитии государственной промышленности при переходе от капиталистического хозяйства к социалистическому.

Похожий материал - Реферат: Новая экономическая политика России. Экономические дискуссии 1920-х гг.

Итак, для регулирования промышленности рабочее государство прибегает к методам рынка. Рынок нуждается во всеобщем эквиваленте. Этот эквивалент имеет у нас, как вы знаете, довольно жалкий вид. Тов. Ленин уже говорил о наших усилиях добиться некоторой стабилизации рубля и о том, что эти усилия не остались совсем безуспешными. Очень поучительно, что, вместе с восстановлением рынка, восстанавливаются и фетишистские явления в области хозяйственного мышления, - в том числе и у многих коммунистов, поскольку они выступают не как коммунисты, а как торговцы на рынке. Наши предприятия, как вы, разумеется, знаете, страдают от недостатка средств. Откуда их взять? Ясно откуда: из-под пресса. Достаточно увеличить эмиссию, чтобы двинуть в ход ряд фабрик и заводов, ныне затихших. "Взамен ваших несчастных бумажек, которые вы так скаредно отпускаете, - так говорят иные товарищи, - мы вам дали бы через несколько месяцев полотно, обувь, гайки и другие прекрасные предметы". Совершенно очевидна фальшь этого рассуждения. Недостаток оборотных средств свидетельствует только о том, что мы бедны, и что для расширения производства нам нужно пройти стадию первоначального социалистического накопления. Наша бедность - в хлебе, в угле, в паровозах, в квартирах и проч. - получает теперь форму недостатка оборотных средств потому, что мы перевели хозяйство на основу рынка. Тяжелая промышленность при этом с завистью указывает на успехи легкой. Что это значит? Это значит, что при начинающемся оживлении хозяйства наличные ресурсы направляются, в первую голову, туда, где они всего нужнее и неотложнее, - т.-е. в те отрасли, где производятся продукты личного или хозяйственного потребления рабочих и крестьян. Предприятия этого типа делают сейчас хорошие дела. При этом на рынке государственные предприятия конкурируют друг с другом и отчасти с частными, которые, как увидим, очень малочисленны. Только таким образом национализированная промышленность научается работать как следует быть; другим путем этой цели достигнуть нельзя: ни априорным хозяйственным планом, высиженным в канцелярии, ни отвлеченной коммунистической проповедью. Нужно, чтобы каждая государственная фабрика, ее технический директор, ее коммерческий директор подвергался контролю не только сверху - со стороны государственных органов, но и снизу - со стороны рынка, который в течение еще длительного периода остается регулятором государственного хозяйства. По мере того, как государственная легкая промышленность, упрочиваясь на рынке, начинает приносить государству доход, создаются оборотные средства для тяжелой промышленности. Разумеется, это не единственный источник государства. У него есть и другие: натуральный налог, взимаемый с крестьянина, налоги на частную промышленность и торговлю, таможенные доходы и проч.

Финансовые затруднения нашей промышленности имеют, следовательно, не самодовлеющий характер, а вытекают из всего процесса возрождения хозяйства. Если бы наш финансовый комиссариат попытался, путем расширения эмиссии, пойти навстречу каждому промышленному предприятию, рынок неизбежно изверг бы избыточную эмиссию прежде, чем нетерпеливые заводы успели бы выбросить на рынок новые продукты; другими словами, рубль потерпел бы такое падение, что покупательная сила этой удвоенной или утроенной эмиссии была бы ниже покупательной силы наличных сейчас денег. Государство, конечно, не зарекается от новых эмиссий, но они должны производиться в соответствии с реальным хозяйственным процессом и с таким расчетом, чтоб они в каждом данном случае увеличивали покупательную силу государства и тем содействовали первоначальному социалистическому накоплению. Государство не отказывается, со своей стороны, целиком от планового хозяйства, т.-е. от сознательных и властных поправок к работе рынка. Но оно исходит при этом не из априорного учета, не из отвлеченной и крайне неточной плановой гипотезы, как при военном коммунизме, а из фактической работы того же рынка, одним из орудий проверки которого является состояние валюты и централизованной системы государственного кредита.

На предприятиях восстанавливалась денежная форма оплаты труда и материальное стимулирование. Государственные предприятия получали довольно большую хозяйственную самостоятельность и действовали теперь на основе хозрасчета,самоокупаемости, прибыльности. Допускалось банкротство государственных предприятий. Ленин заявил о "пересмотре всей точки зрения нашей на социализм": не подавление одним укладом других, а экономическое взаимодействие укладов. Революция, говорил он, завершена и большевики должны научиться быть реформаторами. Ленин настаивал на том, чтобы видеть в НЭПе прежде всего не политику классового противоборства, а политику классовых союзов (союзов пролетариата с крестьянством, с интеллигенцией, с новыми буржуа - нэпманами). При этом он оставался убежденным сторонником диктатуры пролетариата (в том числе в экономике) и монополии одной партии - коммунистической. По-разному смотрели в партии большевиков и на перспективы НЭПа. Если Ленин подчеркивал, что НЭП - это "всерьез и надолго", то "второй вождь" (Троцкий) был настроен на новый взлет революции: "Мы только солдаты на привале. Мы расположились на отдых только на один день".

Один из вождей большевиков И. Сталин объяснял необходимость перехода к НЭПу так: мировой революции пока нет, объединиться с пролетариатом передовых стран мы пока не можем. Поэтому "нашей партии приходится искать окольных путей кооперирования с капиталистическими элементами на хозяйственном поприще". Крайние точки зрения на НЭП были представлены нэпманами, с одной стороны, с другой - самыми твердокаменными и бескомпромиссными из большевиков. "Погодите, мы всю Россию купим",- говорили новые буржуа. "Погодите, мы вам головы скрутим",- неслось со стороны непримиримых врагов капитализма.

cwetochki.ru


Смотрите также