ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Иркутский государственный университет путей сообщения
Красноярский институт железнодорожного транспорта -
филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет путей сообщения»
Кафедра «ЭЖД»
Дисциплина
Выполнил:
студент группы з/о
ЭЖД 1-12-2
учебный шифр
К-12-ЭЖДЖ.1-0453к
Дубровкина Е.Р.
Проверил:
Попрушко Ю.А.
Красноярск, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос №1 Террористические проявления на территории
Российской Фдерации……………………………………………………..3
Вопрос №2 Система мер, реализуемая субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов Т.И. и Т.С. железнодорожного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства……………………………………………………………………..8
Задание 1……………………..……………………………………………19
Задание 2………………………………………………..…………………21
Задание 3…………………………..…..…………………………………..23
Задание 4……………………………………………………………….….24
Задание 5………………………………………………………………..…26
Список используемой литературы……………………………………….31
Для современной России задача борьбы с терроризмом является особенно актуальной. В 1994 году началась борьба с незаконными вооруженными формированиями не территории Чеченской республики, которая продолжается и в настоящее время. Рецидивы этой борьбы проявляются в виде террористических актов, как на территории Чечни, так и в разных регионах России.
В 1990-1993 гг. произошли серьезнейшие изменения в личности, вооружении и тактике действий террористов, поставивших немало новых задач перед органами и службами безопасности. Если в 1970-1980-е годы террористами являлись в подавляющем большинстве случаев фанатики-одиночки, нередко - с психическими отклонениями (таковыми являлись 50% захватчиков самолетов), то к началу 1990-х годов возникли целые организации, готовившиеся к ведению вооруженной, по сути дела – террористической, борьбы. В 1990 году был издан указ М.С.Горбачева о "добровольном разоружении" незаконных военизированных формирований.
Если ранее террористы имели "на вооружении" самодельное или заводское стрелковое оружие, самодельные взрывные устройства (СВУ), то теперь они имеют самое современное вооружение отечественного и иностранного производства. Только в 1990-1993 гг. в Россию было незаконно ввезено около 1,5 млн. стволов огнестрельного оружия. С 1992 года впервые в нашей стране широкое распространение получило такое явление, как "киллерство" - заказные убийства неугодных лиц.
После декабря 1994 года Россия фактически впервые открыто вошла в конфронтацию с исламским миром, где весьма сильны фундаменталистские силы, не исключающие и физической борьбы с "неверными", и имеющие мощную финансовую и организационную поддержку. Это обстоятельство стало новым долгосрочным фактором, влияющим на развитие терроризма в современной России.
Нельзя не отметить, что не без помощи прессы, радио, телевидения, кино и литературы в сознание населения, по крайней мере, его определенных слоев, достаточно глубоко внедрилось убеждение в том, что "винтовка
рождает власть". Закреплению этого мнения способствовали события в некоторых зарубежных странах. В этой связи насильственные, по сути своей террористические, методы действий и достижения поставленных целей находят терпимое отношение и даже "понимание" со стороны достаточно широких слоев, как в России, так и в других бывших союзных республиках.
Существует реальная угроза того, что террористическая деятельность может стать одним из методов реализации стратегии "нагнетания напряженности" (или "контролируемой напряженности", известной по истории Италии 70-х годов), достижения своих целей теми или иными политическими силами.
Следует также отметить, что в период роста и активизации террористической деятельности (1991-1994 гг.) проводились недостаточно продуманные и рациональные преобразования в системе правоохранительных органов и армии, что, возможно, было связано с недооценкой степени общественной опасности подобного рода явлений. В результате этого терроризм в России получил приоритет по сравнению с силами поддержания правопорядка: в 1992-1994 гг. существенно сократилось число оперативных работников органов МВД и ФСБ и их "штатная" численность стала вполне сопоставимой с численностью устойчивых преступных формирований. В 1995 году 63% сотрудников уголовного розыска имели оперативный стаж до 5 лет.
Для характеристики современного терроризма в России важно учитывать беспрецедентный размах преступности в стране, особенно так называемой "организованной", нередко осуществляющей действия, имеющие внешнее сходство с терроризмом - организация взрывов, захват заложников, устрашение или физическое устранение конкурентов.
И хотя эти действия, в силу отсутствия их "политической мотивированности", не считаются террористическими, по своей объективной стороне они, по сути дела, являются таковыми. Для их обозначения даже предложено специальное понятие "уголовного терроризма". Именно с этим явлением и столкнулась Россия в 1992-1994 гг. Известный исследователь проблемы терроризма В.В. Витюк называет его также "терроризмом экономическим". Для примера можно отметить, что только за 9 месяцев 1995 года в Подмосковье было сожжено 69 фермерских хозяйств, по стране убито 469 предпринимателей (210 из них в Москве), и более 1500 человек стали жертвами покушений.
Эта разновидность имеет большое криминологическое сходство с "классическим" политическим терроризмом. Остаточный же его эффект тот же - деморализация общества, нагнетание атмосферы страха, неуверенности, запугивания, парализации и подавления общественной воли, недовольство властями и правоохранительными органами, ликвидация демократических институтов общества, затруднение нормального функционирования государственных органов.
Для повышения эффективности и результативности борьбы с террористическими посягательствами крайне важным является вопрос об их структуре, то есть соотношении "удельного веса" различных деяний, образующих состав терроризма. Например, в 1968-1970 гг. 47% совершенных в мире террористических акций было осуществлено путем взрывов (13,7% из них - с использованием зажигательных бомб), 7,4% - с использованием наемников (ныне в России этот показатель намного выше "среднемирового" уровня), 7,5% терактов - путем похищения жертв, 5,5% - путем вооруженного нападения (в России в настоящее время этот показатель также гораздо выше).
Следует также различать, на что редко обращают внимание отечественные исследователи, терроризм направленный, т.е. нацеленный на конкретный объект, чаще всего - физическое лицо, и терроризм рассеянный, жертвами которого становятся случайные люди. Буденновский рейд чеченских "командос" в июне 1995 года является ярким примером подобного терроризма. К актам рассеянного терроризма также относятся групповые захваты заложников, организация взрывов в общественных и многолюдных местах, случайные жертвы при нападениях на избранные объекты.
Помимо этого различаются теракты скрытые, когда террористы стремятся не привлекать к ним, как таковым внимание общественности (отравления, хищения неугодных лиц, запугивание, шантаж), и демонстративные, которым исполнители стремятся придать максимально возможный общественно-политический резонанс - взрывы, расстрелы и т.д., вплоть до "официального" принятия на себя "ответственности" за совершенные действия.
Если физические лица, которые могут стать объектом направленного террора - госчиновники высокого ранга, предприниматели, банкиры и т.д., - имеют, как правило, защиту со стороны Службы безопасности президента, Главного управления охраны, частных охранных структур и служб безопасности, то население в целом может рассчитывать на защиту лишь со стороны МВД и ФСБ, возможности которых существенно ограничены.
Возможности расследования и раскрытия и тех, и других видов террористических действий ограничены, особенно если учитывать, что их исполнители могут применять меры противодействия и дезинформирования правоохранительных органов.
studfiles.net
(Назад) (Cкачать работу)
Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!
контрольная работа
по дисциплине Транспортная безопасность Введение Транспорт - важнейшая составная часть производственной инфраструктуры России. Его устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием стабилизации, подъема и структурной перестройки экономики, обеспечения целостности и национальной безопасности и обороноспособности страны, улучшения условий и уровня жизни населения.
Ведущее место в транспортной системе занимают железные дороги. Железнодорожный транспорт выполняет 77,9 % общего грузооборота всех видов транспорта (без учета трубопроводного), а также 41,0 % пассажирооборота. По длине железных дорог и грузообороту железнодорожного транспорта Россия занимает второе место в мире после США. Протяженность железнодорожных путей в России составляет около 85 тыс. км., а грузооборот - около 2 трлн. т-км. против 230 тыс. км.железнодорожных путей и 2,3 трлн. т-км. грузооборота в США.
Необходимо сказать, что транспорт - это не только развитие экономики, но и источник повышенной опасности.
Являясь местом массового присутствия людей, сосредоточением техники и материальных ценностей, транспорт потенциально привлекает террористов большим количеством возможных жертв и тяжестью последствий. В нашей стране проводится курс на повышение уровня защищенности транспортного комплекса, целенаправленно создается комплексная система безопасности населения на транспорте. Причем в создании механизма безопасности участвуют как государственные институты, так и собственники объектов транспорта, перевозчики.
1. Обеспечение транспортной безопасности в Российской Федерации - история, опыт, прогноз Транспорт играет огромную роль в экономической деятельности любого государства, в этой связи неотъемлемым требованием к транспортной инфраструктуре является способность противостоять любым видам преступных посягательств. Это особенно важно, в первую очередь, для России. Протяженность ее территории и важность обеспечения безопасности транспортных коммуникаций во все времена вызвали необходимость наличия соответствующих силовых структур и нормативно-правовой базы, которая обеспечивала бы транспортную безопасность. Если вспомнить истории, то еще в начале XIX в. кроме городской и сельской полиции в Российской Империи были созданы специализированные полицейские органы на транспорте, которые действовали независимо от местной администрации, городской и сельской полиции. Позже задача борьбы с преступностью на транспорте была возложена на жандармские полицейские управления железных дорог, входивших в состав Отдельного корпуса жандармов. После революции вопросы обеспечения транспортной безопасности продолжали оставаться одними из ведущих. Были созданы специальные подразделения в составе всероссийской чрезвычайной комиссии - транспортные ЧК. В дальнейшем подразделения по обеспечению безопасности на транспорте не раз меняли свою ведомственную принадлежность, тем не менее, выполняемая ими задача оставалась весьма важной для обеспечения государственных интересов. В годы Великой Отечественной войны и почти до середины 50-х годов ХХ в. порядок на транспорте обеспечивали структурные подразделения органов государственной безопасности, наряду с другими силовыми структурами и собственными вооруженными формированиями Министерства путей сообщения. В дальнейшем функции обеспечения безопасности на всех видах транспорта были переданы Министерству внутренних дел, в настоящее время, в составе которого функционирует Главное управление на транспорте.
Под транспортной безопасностью Российской Федерации понимается - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в транспортной сфере от внутренних и внешних угроз, состояние защищенности транспортного комплекса от этих угроз.
Обеспечение транспортной безопасности - это система, включающая технические средства, ограждения, сооружения, специализированные службы и подразделения охраны, правоохранительные органы, организационно-правовые меры, определяющие состояние защищенности жизни и здоровья людей, имущества собственников, объектов транспорта, путей сообщения, транспортных средств, транспортного оборудования от актов незаконного вмешательства.
Обеспечение транспортной безопасности России включает:
- своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз транспортной безопасности Российской Федерации;
- реализацию оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз транспортной безопасности;
- осуществление мер направленных на недопущение либо минимизацию материального и морального ущерба от преступлений и чрезвычайных происшествий на транспорте;
- инвентаризацию международных требований к обеспечению транспортной безопасности, разработку и реализацию, с учетом этих требований, комплекса мер направленных на качественное повышение уровня транспортной безопасности Российской Федерации, приведение его в соответствие с международными стандартами безопасности на транспорте.
Основные цели и задачи обеспечения транспортной безопасности сформулированы в Федеральном законе «О транспортной безопасности» от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ.
Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются:
) нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;
) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;
) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
) категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
) разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;
) разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;
) подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности;
8) осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности;
) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности.
Основными принципами обеспечения транспортной безопасности являются:
) законность;
) соблюдение баланса интересов личности, общества и государства;
) взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности;
) непрерывность;
) интеграция в международные системы безопасности;
) взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Опыт не только Российской Федерации, но и ряда западных государств (США, Канады, страны Западной Европы) указывает на то, что одной из оптимальных организационно-правовых форм привлечения общественности к проблемам, в решении которых заинтересованы и государство и общество, являются специализированные общественные фонды. Они должны создаваться по инициативе общественных организаций при поддержке соответствующих органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации. В члены таких фондов должны входить по преимуществу высококвалифицированные специалисты имевшие, либо имеющие отношение к проблемам транспортной безопасности. Подобные Фонды должны стать главным звеном в механизме конструктивного взаимодействия между обществом и органами государственной власти в реализации государственной политики по укреплению транспортной безопасности страны.
Перспективы развития области обеспечения транспортной безопасности сформулированы в Транспортной Стратегии Российской Федерации на период до 2030 года: формирование и имплементация системы нормативно-правовых актов во исполнение Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
Основные пути кардинального повышения состояния транспортной безопасности Российской Федерации с учетом современных требований и стандартов:
1. Достижение адекватного понимания институтами государственной власти и общественностью роли и места транспортной безопасности в обеспечении национальных интересов России.
. Существенное увеличение целевого финансирования
referat.co
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Н.И. Глухов, С.П. Серёдкин
ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Конспект лекций
Иркутск 2013
1
УДК 656.2 ББК 39.1
Г 55
Печатается по решению редакционно-издательскогосовета Иркутского государственного университета путей сообщения
Рецензенты:
А.Д. Афанасьев, проф.,д-рф.-м.наук, зав. каф. физики и нанотехнологий НИ ИрГТУ;В.А. Протопопов, заместитель начальника ВСЖД по безопасности и режиму
Н.И. Глухов, С.П. Серёдкин
Г 55 Транспортная безопасность : конспект лекций. – Иркутск, 2013. – 68 с.
Рассматриваются актуальные проблемы транспортной безопасности, правовые и организационные основы системы обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации. Показаны методики и рекомендации по выявлению потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, рассмотрена организация работ по категорированию объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Представлены рекомендации по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, порядок разработки и утверждения планов обеспечения транспортной безопасности, а также государственная политика в области обеспечения транспортной безопасности
Конспект лекций предназначен для студентов, а также аспирантов, преподавателей вузов и специалистов, занимающихся проблемами транспортной безопасности.
УДК 656.2 ББК 39.1
©Глухов Н.И., Серёдкин С.П., 2013
©Иркутский государственный университет путей сообщения, 2013
2
ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Введение ................................................................................................................................ | 4 |
Тема 1. Правовые и организационные основы системы |
|
обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации ........................ | 8 |
Лекция № 1. Актуальные проблемы транспортной безопасности |
|
Российской Федерации, правовые и организационные основы системы |
|
обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации ....................... | 8 |
Контрольные вопросы ................................................................................................ | 16 |
Тема2. Организационно-правовоеи техническое обеспечение |
|
транспортной безопасности ............................................................................................ | 17 |
Лекция № 2. Основные методики и рекомендации по выявлению |
|
потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства |
|
в деятельность объектов транспортной инфраструктуры |
|
и транспортных средств ............................................................................................. | 17 |
Лекция № 3. Организация работ по категорированию объектов |
|
транспортной инфраструктуры и транспортных средств ....................................... | 20 |
Лекция № 4. Общий порядок определения последствий совершения |
|
АНВ на ОТИ при категорировании ........................................................................... | 24 |
Лекция № 5. Основные требования по обеспечению транспортной |
|
безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных |
|
категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств...... | 28 |
Контрольные вопросы ................................................................................................ | 29 |
Тема 3. Основные рекомендации по проведению оценкиуязвимости |
|
объектовтранспортнойинфраструктурыитранспортныхсредств |
|
железнодорожноготранспорта ............................................................................................................. | 30 |
Лекция № 6. Методика проведения оценки уязвимости объектов |
|
транспортной инфраструктуры и транспортных средств |
|
железнодорожного транспорта .................................................................................. | 30 |
Лекция № 7. Рекомендуемый порядок проведения оценки уязвимости |
|
на примере ОТИ и ТС железнодорожного транспорта ........................................... | 34 |
Лекция № 8. Характеристики нарушителя при совершении АНВ |
|
на ОТИ (модель нарушителя) .................................................................................... | 38 |
Контрольные вопросы ................................................................................................ | 41 |
Тема 4. Порядок разработки и утверждения планов обеспечения |
|
транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры |
|
и транспортных средств .................................................................................................. | 42 |
Лекция № 9. Планирование мероприятий по обеспечению транспортной |
|
безопасности, государственная политика в области обеспечения |
|
транспортной безопасности ....................................................................................... | 42 |
Контрольные вопросы ................................................................................................ | 51 |
Заключение ......................................................................................................................... | 52 |
Библиографический список ............................................................................................... | 53 |
Приложение 1. Схема модели нарушителя ..................................................................... | 55 |
Приложение 2. Перечень работ при проведении оценки уязвимости объекта |
|
транспортной инфраструктуры ......................................................................................... | 56 |
Приложение 3. Перечень работ при проведении оценки уязвимости транспортного |
|
средства ............................................................................................................................... | 63 |
3
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Транспортная безопасность» входит в цикл общих профессиональных дисциплин основной образовательной программы подготовки специалистов и бакалавров
Профессиональными целями учебной дисциплины «Транспорт-
ная безопасность» являются раскрытие сущности и значения транспортной безопасности и антитеррористической деятельности, их места в системе национальной безопасности, определение теоретических, концептуальных, методологических и организационных основ обеспечения транспортной безопасности, классификация и характеристика составляющих транспортной безопасности и антитеррористической деятельности, установление взаимосвязи и логической организации входящих в них компонентов.
К основным профессиональным задачам учебной дисциплины «Транспортная безопасность» относятся:
–раскрытие понятийного аппарата в области транспортной безопасности и антитеррористической деятельности;
–раскрытие базовых содержательных положений в области транспортной безопасности и антитеррористической деятельности;
–определения степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;
–определение целей, значения и принципов защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства;
–установление факторов, влияющих на состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортного средства;
–изучение и уяснение методов определения уязвимостей объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
–установление и раскрытие структуры угроз объектам транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
–определение методов, средств и мероприятий по защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортного средства от актов незаконного вмешательства.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
Виды аудиторных занятий и самостоятельной работы | Трудоемкость |
студента | в часах |
Аудиторные занятия, в т.ч. | 54 |
лекции | 18 |
практические (семинарские) занятия | 36 |
Самостоятельная работа студента, в т.ч. | 54 |
подготовка к лабораторным занятиям | 20 |
4 |
|
проработка лекционного материала | 10 |
выполнение домашних заданий | 20 |
подготовка к промежуточной аттестации – зачет | 4 |
Итого | 108 |
Процесс изучения дисциплины «Транспортная безопасность» направлен на формирование следующих компетенций:
Индекс |
| |
по ФГОС | Содержание компетенции | |
ВПО |
| |
| способностью понимать сущность и значение информации в развитии со- | |
ПК-4 | временного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, | |
возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информа- | ||
| ||
| ционной безопасности, в том числе защиты государственной тайны | |
| владением основными методами организации безопасности жизнедея- | |
ПК-8 | тельности производственного персонала и населения, их защиты от воз- | |
| можных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий | |
ПК-14 | владением основными методами, способами и средствами планирования и | |
реализации обеспечения транспортной безопасности | ||
|
В результате освоения учебной дисциплины «Транспортная безопасность» студент должен:
Знать:
–требования по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта;
–методы, инженерно-техническиесредства и системы обеспечения транспортной безопасности, используемые на объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта;
–порядок разработки и реализации планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта;
–правовые и организационные основы системы обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации;
–структуру и содержание Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ«О транспортной безопасности», включая подзаконные акты, изданные в его развитие, и другие руководящие документы по обеспечению транспортной безопасности;
– общие сведения об объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах железнодорожного транспорта, принципы функционирования и особенности эксплуатации;
5
–требования по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
–порядок организации взаимодействия с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере внутренних дел;
–классификацию видов угроз (проявлений терроризма) в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на железнодорожном транспорте;
–модели нарушителя объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта;
–понятие и параметры категорирования и уязвимости СТИ и ТС;
–планирование работ по транспортной безопасности на железнодорожном транспорте;
–силы и средства, привлекаемые для обеспечения транспортной безопасности, недопущения (предотвращения) актов незаконного вмешательства в работу железнодорожного транспорта;
–организацию взаимодействия по обеспечению транспортной безопасности на железнодорожном транспорте.
Уметь:
–определять потенциальные угрозы и действия, влияющие на защищенность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, и обеспечивать выполнение мероприятий по транспортной безопасности на этих объектах в зависимости от её различных уровней;
–анализировать оперативную обстановку, прогнозировать возможность применения террористами конкретных методов, сил и средств террористической деятельности;
–организовывать и контролировать систему мер безопасности объектов от актов незаконного вмешательства в работу железнодорожного транспорта;
–определять направления и виды защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств с учетом характера угроз;
–организовывать и проводить обучение работников железнодорожного транспорта приемам и методам противодействия терроризму;
–проводить оценку уязвимости и последствий акта незаконного вмешательства в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта;
–осуществлять расчет эффективности средств физической защиты на объектах транспортной инфраструктуры;
6
– соблюдать требования обращения с информацией ограниченного доступа, относящейся к вопросам обеспечения транспортной безопасности.
Пособие состоит из четырех разделов:
1.Правовые и организационные основы системы обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации.
2.Организационно-правовоеи техническое обеспечение транспортной безопасности.
3.Основные рекомендации по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.
4.Порядок разработки и утверждения планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
7
Тема 1
ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Лекция № 1. Актуальные проблемы транспортной безопасности Российской Федерации, правовые и организационные основы системы обеспечения транспортной безопасности
в Российской Федерации
Возрастание масштабов вызовов и угроз безопасности в мире посредством террористических актов, в том числе на объектах транспорта, является актуальной проблемой, и необходимость её всестороннего изучения не вызывает сомнения.
Вопрос терроризма на транспорте давно вышел за пределы границ отдельных государств и превратился в серьёзную общемировую проблему. Об этом говорит печальная статистика терактов на транспортных объектах, включая всем известные трагедии в Нью-Йорке,Вашингтоне, Мадриде, Токио, Москве, Бостоне и других городах мира. Специфика транспортного комплекса в плане уязвимости от террористических проявлений заключается в его большой протяженности, наличием большого количества объектов обеспечения перевозочной деятельности и транспортных средств. Учитывая такие характерные факторы для пассажиро- и грузоперевозок, как массовость, интенсивность движения, доступность посещения пассажирообразующих объектов – аэропортов, железнодорожных вокзалов, метрополитена, речных и морских портов – угроза совершения актов незаконного вмешательства в деятельность именно данных комплексов транспорта возрастает.
Для того чтобы эффективно решать проблемы безопасности, необходимо принятие всеобъемлющих, скоординированных и последовательных мер на национальном, региональном и международном уровнях.
Принятый в феврале 2007 г. федеральный закон «О транспортной безопасности» № 16-ФЗпредусматривает создание системы обеспечения транспортной безопасности на основе определенного на государственном уровне единого подхода к оценке угроз, планированию и реализации мероприятий по обеспечению безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» Минтрансом России совместно с ФСБ, МВД
8
России, субъектами Российской Федерации и субъектами транспортной инфраструктуры в настоящее время реализуется утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 1285-рКомплексная программа обеспечения безопасности на транспорте. Завершение реализации Комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте предусмотрено до 1 января 2014 г. (Терроризм и безопасность на транспорте (сборник материалов Х Международной научнопрактической конференции. М., 2012 г.)
Основные понятия и термины
Транспортная безопасность – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (п. 10. ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 г. №16-ФЗ«О транспортной безопасности»).
Акт незаконного вмешательства – противоправное действие (без-
действие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий. (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ«О транспортной безопасности»).
Террористический акт – совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. №35-ФЗ«О противодействии терроризму»).
Категорирование объектов транспортной инфраструктуры
итранспортных средств – отнесение их к определенным категориям
сучетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства
иего возможных последствий.
Компетентные органы в области обеспечения транспортной без-
опасности – федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.
Обеспечение транспортной безопасности – реализация определяе-
мой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Объекты транспортной инфраструктуры – технологический ком-
плекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние
9
водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств – определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
Перевозчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).
Специализированные организации в области обеспечения транс-
портной безопасности – юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Субъекты транспортной инфраструктуры – юридические и физи-
ческие лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Транспортные средства – воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами.
Транспортный комплекс – объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства.
Уровень безопасности – степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.
Основные источники правового регулирования обеспечения транспортной безопасности
• Федеральный закон от 09.02.2007 г. №16-ФЗ«О транспортной безопасности».
10
studfiles.net