/ Транспортная безопасность. Контрольная работа транспортная безопасность


Контрольная работа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Иркутский государственный университет путей сообщения

Красноярский институт железнодорожного транспорта -

филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет путей сообщения»

Кафедра «ЭЖД»

Дисциплина

Транспортная безопасность

Выполнил:

студент группы з/о

ЭЖД 1-12-2

учебный шифр

К-12-ЭЖДЖ.1-0453к

Дубровкина Е.Р.

Проверил:

Попрушко Ю.А.

Красноярск, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Вопрос №1 Террористические проявления на территории

Российской Фдерации……………………………………………………..3

  1. Вопрос №2 Система мер, реализуемая субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов Т.И. и Т.С. железнодорожного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства……………………………………………………………………..8

  1. Задание 1……………………..……………………………………………19

  1. Задание 2………………………………………………..…………………21

  2. Задание 3…………………………..…..…………………………………..23

  1. Задание 4……………………………………………………………….….24

  1. Задание 5………………………………………………………………..…26

  2. Список используемой литературы……………………………………….31

Террористические проявления на территории Российской Федерации

Для современной России задача борьбы с терроризмом является  особенно актуальной. В 1994 году началась борьба с незаконными вооруженными формированиями не территории Чеченской республики, которая продолжается и в настоящее время. Рецидивы этой борьбы проявляются в виде террористических актов, как на территории Чечни, так и в разных регионах России.

В 1990-1993 гг. произошли серьезнейшие изменения в личности, вооружении и тактике действий террористов, поставивших немало новых задач перед органами и службами безопасности. Если в 1970-1980-е годы террористами являлись в подавляющем большинстве случаев фанатики-одиночки, нередко - с психическими отклонениями (таковыми являлись 50% захватчиков самолетов), то к началу 1990-х годов возникли целые организации, готовившиеся к ведению вооруженной, по сути дела – террористической, борьбы. В 1990 году был издан указ М.С.Горбачева о "добровольном разоружении" незаконных военизированных формирований.

Если ранее террористы имели "на вооружении" самодельное или заводское стрелковое оружие, самодельные взрывные устройства (СВУ), то теперь они имеют самое современное вооружение отечественного и иностранного производства. Только в 1990-1993 гг. в Россию было незаконно ввезено около 1,5 млн. стволов огнестрельного оружия. С 1992 года впервые в нашей стране широкое распространение получило такое явление, как "киллерство" - заказные убийства неугодных лиц.

После декабря 1994 года Россия фактически впервые открыто вошла в конфронтацию с исламским миром, где весьма сильны фундаменталистские силы, не исключающие и физической борьбы с "неверными", и имеющие мощную финансовую и организационную поддержку. Это обстоятельство стало новым долгосрочным фактором, влияющим на развитие терроризма в современной России.

Нельзя не отметить, что не без помощи прессы, радио, телевидения, кино и литературы в сознание населения, по крайней мере, его определенных слоев, достаточно глубоко внедрилось убеждение в том, что "винтовка

рождает власть". Закреплению этого мнения способствовали события в некоторых зарубежных странах. В этой связи насильственные, по сути своей террористические, методы действий и достижения поставленных целей находят терпимое отношение и даже "понимание" со стороны достаточно широких слоев, как в России, так и в других бывших союзных республиках.

Существует реальная угроза того, что террористическая деятельность может стать одним из методов реализации стратегии "нагнетания напряженности" (или "контролируемой напряженности", известной по истории Италии 70-х годов), достижения своих целей теми или иными политическими силами.

Следует также отметить, что в период роста и активизации террористической деятельности (1991-1994 гг.) проводились недостаточно продуманные и рациональные преобразования в системе правоохранительных органов и армии, что, возможно, было связано с недооценкой степени общественной опасности подобного рода явлений. В результате этого терроризм в России получил приоритет по сравнению с силами поддержания правопорядка: в 1992-1994 гг. существенно сократилось число оперативных работников органов МВД и ФСБ и их "штатная" численность стала вполне сопоставимой с численностью устойчивых преступных формирований. В 1995 году 63% сотрудников уголовного розыска имели оперативный стаж до 5 лет.

Для характеристики современного терроризма в России важно учитывать беспрецедентный размах преступности в стране, особенно так называемой "организованной", нередко осуществляющей действия, имеющие внешнее сходство с терроризмом - организация взрывов, захват заложников, устрашение или физическое устранение конкурентов.

И хотя эти действия, в силу отсутствия их "политической мотивированности", не считаются террористическими, по своей объективной стороне они, по сути дела, являются таковыми. Для их обозначения даже предложено специальное понятие "уголовного терроризма". Именно с этим явлением и столкнулась Россия в 1992-1994 гг. Известный исследователь проблемы терроризма В.В. Витюк называет его также "терроризмом экономическим". Для примера можно отметить, что только за 9 месяцев 1995 года в Подмосковье было сожжено 69 фермерских хозяйств, по стране убито 469 предпринимателей (210 из них в Москве), и более 1500 человек стали жертвами покушений.

Эта разновидность имеет большое криминологическое сходство с "классическим" политическим терроризмом. Остаточный же его эффект тот же - деморализация общества, нагнетание атмосферы страха, неуверенности, запугивания, парализации и подавления общественной воли, недовольство властями и правоохранительными органами, ликвидация демократических институтов общества, затруднение нормального функционирования государственных органов.

Для повышения эффективности и результативности борьбы с террористическими посягательствами крайне важным является вопрос об их структуре, то есть соотношении "удельного веса" различных деяний, образующих состав терроризма. Например, в 1968-1970 гг. 47% совершенных в мире террористических акций было осуществлено путем взрывов (13,7% из них - с использованием зажигательных бомб), 7,4% - с использованием наемников (ныне в России этот показатель намного выше "среднемирового" уровня), 7,5% терактов - путем похищения жертв, 5,5% - путем вооруженного нападения (в России в настоящее время этот показатель также гораздо выше).

Следует также различать, на что редко обращают внимание отечественные исследователи, терроризм направленный, т.е. нацеленный на конкретный объект, чаще всего - физическое лицо, и терроризм рассеянный, жертвами которого становятся случайные люди. Буденновский рейд чеченских "командос" в июне 1995 года является ярким примером подобного терроризма. К актам рассеянного терроризма также относятся групповые захваты заложников, организация взрывов в общественных и многолюдных местах, случайные жертвы при нападениях на избранные объекты.

Помимо этого различаются теракты скрытые, когда террористы стремятся не привлекать к ним, как таковым внимание общественности (отравления, хищения неугодных лиц, запугивание, шантаж), и демонстративные, которым исполнители стремятся придать максимально возможный общественно-политический резонанс - взрывы, расстрелы и т.д., вплоть до "официального" принятия на себя "ответственности" за совершенные действия.

Если физические лица, которые могут стать объектом направленного террора - госчиновники высокого ранга, предприниматели, банкиры и т.д., - имеют, как правило, защиту со стороны Службы безопасности президента, Главного управления охраны, частных охранных структур и служб безопасности, то население в целом может рассчитывать на защиту лишь со стороны МВД и ФСБ, возможности которых существенно ограничены.

Возможности расследования и раскрытия и тех, и других видов террористических действий ограничены, особенно если учитывать, что их исполнители могут применять меры противодействия и дезинформирования правоохранительных органов.

studfiles.net

Читать контрольная по транспорту, грузоперевозкам: "Транспортная безопасность"

назад (Назад)скачать (Cкачать работу)

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

контрольная работа

по дисциплине Транспортная безопасность Введение Транспорт - важнейшая составная часть производственной инфраструктуры России. Его устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием стабилизации, подъема и структурной перестройки экономики, обеспечения целостности и национальной безопасности и обороноспособности страны, улучшения условий и уровня жизни населения.

Ведущее место в транспортной системе занимают железные дороги. Железнодорожный транспорт выполняет 77,9 % общего грузооборота всех видов транспорта (без учета трубопроводного), а также 41,0 % пассажирооборота. По длине железных дорог и грузообороту железнодорожного транспорта Россия занимает второе место в мире после США. Протяженность железнодорожных путей в России составляет около 85 тыс. км., а грузооборот - около 2 трлн. т-км. против 230 тыс. км.железнодорожных путей и 2,3 трлн. т-км. грузооборота в США.

Необходимо сказать, что транспорт - это не только развитие экономики, но и источник повышенной опасности.

Являясь местом массового присутствия людей, сосредоточением техники и материальных ценностей, транспорт потенциально привлекает террористов большим количеством возможных жертв и тяжестью последствий. В нашей стране проводится курс на повышение уровня защищенности транспортного комплекса, целенаправленно создается комплексная система безопасности населения на транспорте. Причем в создании механизма безопасности участвуют как государственные институты, так и собственники объектов транспорта, перевозчики.

1. Обеспечение транспортной безопасности в Российской Федерации - история, опыт, прогноз Транспорт играет огромную роль в экономической деятельности любого государства, в этой связи неотъемлемым требованием к транспортной инфраструктуре является способность противостоять любым видам преступных посягательств. Это особенно важно, в первую очередь, для России. Протяженность ее территории и важность обеспечения безопасности транспортных коммуникаций во все времена вызвали необходимость наличия соответствующих силовых структур и нормативно-правовой базы, которая обеспечивала бы транспортную безопасность. Если вспомнить истории, то еще в начале XIX в. кроме городской и сельской полиции в Российской Империи были созданы специализированные полицейские органы на транспорте, которые действовали независимо от местной администрации, городской и сельской полиции. Позже задача борьбы с преступностью на транспорте была возложена на жандармские полицейские управления железных дорог, входивших в состав Отдельного корпуса жандармов. После революции вопросы обеспечения транспортной безопасности продолжали оставаться одними из ведущих. Были созданы специальные подразделения в составе всероссийской чрезвычайной комиссии - транспортные ЧК. В дальнейшем подразделения по обеспечению безопасности на транспорте не раз меняли свою ведомственную принадлежность, тем не менее, выполняемая ими задача оставалась весьма важной для обеспечения государственных интересов. В годы Великой Отечественной войны и почти до середины 50-х годов ХХ в. порядок на транспорте обеспечивали структурные подразделения органов государственной безопасности, наряду с другими силовыми структурами и собственными вооруженными формированиями Министерства путей сообщения. В дальнейшем функции обеспечения безопасности на всех видах транспорта были переданы Министерству внутренних дел, в настоящее время, в составе которого функционирует Главное управление на транспорте.

Под транспортной безопасностью Российской Федерации понимается - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в транспортной сфере от внутренних и внешних угроз, состояние защищенности транспортного комплекса от этих угроз.

Обеспечение транспортной безопасности - это система, включающая технические средства, ограждения, сооружения, специализированные службы и подразделения охраны, правоохранительные органы, организационно-правовые меры, определяющие состояние защищенности жизни и здоровья людей, имущества собственников, объектов транспорта, путей сообщения, транспортных средств, транспортного оборудования от актов незаконного вмешательства.

Обеспечение транспортной безопасности России включает:

- своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз транспортной безопасности Российской Федерации;

- реализацию оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз транспортной безопасности;

- осуществление мер направленных на недопущение либо минимизацию материального и морального ущерба от преступлений и чрезвычайных происшествий на транспорте;

- инвентаризацию международных требований к обеспечению транспортной безопасности, разработку и реализацию, с учетом этих требований, комплекса мер направленных на качественное повышение уровня транспортной безопасности Российской Федерации, приведение его в соответствие с международными стандартами безопасности на транспорте.

Основные цели и задачи обеспечения транспортной безопасности сформулированы в Федеральном законе «О транспортной безопасности» от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ.

Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются:

) нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;

) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;

) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

) категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

) разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;

) разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;

) подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности;

8) осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности;

) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности.

Основными принципами обеспечения транспортной безопасности являются:

) законность;

) соблюдение баланса интересов личности, общества и государства;

) взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности;

) непрерывность;

) интеграция в международные системы безопасности;

) взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Опыт не только Российской Федерации, но и ряда западных государств (США, Канады, страны Западной Европы) указывает на то, что одной из оптимальных организационно-правовых форм привлечения общественности к проблемам, в решении которых заинтересованы и государство и общество, являются специализированные общественные фонды. Они должны создаваться по инициативе общественных организаций при поддержке соответствующих органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации. В члены таких фондов должны входить по преимуществу высококвалифицированные специалисты имевшие, либо имеющие отношение к проблемам транспортной безопасности. Подобные Фонды должны стать главным звеном в механизме конструктивного взаимодействия между обществом и органами государственной власти в реализации государственной политики по укреплению транспортной безопасности страны.

Перспективы развития области обеспечения транспортной безопасности сформулированы в Транспортной Стратегии Российской Федерации на период до 2030 года: формирование и имплементация системы нормативно-правовых актов во исполнение Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

Основные пути кардинального повышения состояния транспортной безопасности Российской Федерации с учетом современных требований и стандартов:

1. Достижение адекватного понимания институтами государственной власти и общественностью роли и места транспортной безопасности в обеспечении национальных интересов России.

. Существенное увеличение целевого финансирования

referat.co

Транспортная безопасность

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Н.И. Глухов, С.П. Серёдкин

ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Конспект лекций

Иркутск 2013

1

УДК 656.2 ББК 39.1

Г 55

Печатается по решению редакционно-издательскогосовета Иркутского государственного университета путей сообщения

Рецензенты:

А.Д. Афанасьев, проф.,д-рф.-м.наук, зав. каф. физики и нанотехнологий НИ ИрГТУ;В.А. Протопопов, заместитель начальника ВСЖД по безопасности и режиму

Н.И. Глухов, С.П. Серёдкин

Г 55 Транспортная безопасность : конспект лекций. – Иркутск, 2013. – 68 с.

Рассматриваются актуальные проблемы транспортной безопасности, правовые и организационные основы системы обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации. Показаны методики и рекомендации по выявлению потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, рассмотрена организация работ по категорированию объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Представлены рекомендации по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, порядок разработки и утверждения планов обеспечения транспортной безопасности, а также государственная политика в области обеспечения транспортной безопасности

Конспект лекций предназначен для студентов, а также аспирантов, преподавателей вузов и специалистов, занимающихся проблемами транспортной безопасности.

УДК 656.2 ББК 39.1

©Глухов Н.И., Серёдкин С.П., 2013

©Иркутский государственный университет путей сообщения, 2013

2

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение ................................................................................................................................

4

Тема 1. Правовые и организационные основы системы

 

обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации ........................

8

Лекция № 1. Актуальные проблемы транспортной безопасности

 

Российской Федерации, правовые и организационные основы системы

 

обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации .......................

8

Контрольные вопросы ................................................................................................

16

Тема2. Организационно-правовоеи техническое обеспечение

 

транспортной безопасности ............................................................................................

17

Лекция № 2. Основные методики и рекомендации по выявлению

 

потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства

 

в деятельность объектов транспортной инфраструктуры

 

и транспортных средств .............................................................................................

17

Лекция № 3. Организация работ по категорированию объектов

 

транспортной инфраструктуры и транспортных средств .......................................

20

Лекция № 4. Общий порядок определения последствий совершения

 

АНВ на ОТИ при категорировании ...........................................................................

24

Лекция № 5. Основные требования по обеспечению транспортной

 

безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных

 

категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств......

28

Контрольные вопросы ................................................................................................

29

Тема 3. Основные рекомендации по проведению оценкиуязвимости

 

объектовтранспортнойинфраструктурыитранспортныхсредств

 

железнодорожноготранспорта .............................................................................................................

30

Лекция № 6. Методика проведения оценки уязвимости объектов

 

транспортной инфраструктуры и транспортных средств

 

железнодорожного транспорта ..................................................................................

30

Лекция № 7. Рекомендуемый порядок проведения оценки уязвимости

 

на примере ОТИ и ТС железнодорожного транспорта ...........................................

34

Лекция № 8. Характеристики нарушителя при совершении АНВ

 

на ОТИ (модель нарушителя) ....................................................................................

38

Контрольные вопросы ................................................................................................

41

Тема 4. Порядок разработки и утверждения планов обеспечения

 

транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры

 

и транспортных средств ..................................................................................................

42

Лекция № 9. Планирование мероприятий по обеспечению транспортной

 

безопасности, государственная политика в области обеспечения

 

транспортной безопасности .......................................................................................

42

Контрольные вопросы ................................................................................................

51

Заключение .........................................................................................................................

52

Библиографический список ...............................................................................................

53

Приложение 1. Схема модели нарушителя .....................................................................

55

Приложение 2. Перечень работ при проведении оценки уязвимости объекта

 

транспортной инфраструктуры .........................................................................................

56

Приложение 3. Перечень работ при проведении оценки уязвимости транспортного

 

средства ...............................................................................................................................

63

3

ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Транспортная безопасность» входит в цикл общих профессиональных дисциплин основной образовательной программы подготовки специалистов и бакалавров

Профессиональными целями учебной дисциплины «Транспорт-

ная безопасность» являются раскрытие сущности и значения транспортной безопасности и антитеррористической деятельности, их места в системе национальной безопасности, определение теоретических, концептуальных, методологических и организационных основ обеспечения транспортной безопасности, классификация и характеристика составляющих транспортной безопасности и антитеррористической деятельности, установление взаимосвязи и логической организации входящих в них компонентов.

К основным профессиональным задачам учебной дисциплины «Транспортная безопасность» относятся:

–раскрытие понятийного аппарата в области транспортной безопасности и антитеррористической деятельности;

–раскрытие базовых содержательных положений в области транспортной безопасности и антитеррористической деятельности;

–определения степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;

–определение целей, значения и принципов защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства;

–установление факторов, влияющих на состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортного средства;

–изучение и уяснение методов определения уязвимостей объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

–установление и раскрытие структуры угроз объектам транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

–определение методов, средств и мероприятий по защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортного средства от актов незаконного вмешательства.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

Виды аудиторных занятий и самостоятельной работы

Трудоемкость

студента

в часах

Аудиторные занятия, в т.ч.

54

лекции

18

практические (семинарские) занятия

36

Самостоятельная работа студента, в т.ч.

54

подготовка к лабораторным занятиям

20

4

 

проработка лекционного материала

10

выполнение домашних заданий

20

подготовка к промежуточной аттестации – зачет

4

Итого

108

Процесс изучения дисциплины «Транспортная безопасность» направлен на формирование следующих компетенций:

Индекс

 

по ФГОС

Содержание компетенции

ВПО

 

 

способностью понимать сущность и значение информации в развитии со-

ПК-4

временного информационного общества, сознавать опасности и угрозы,

возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информа-

 

 

ционной безопасности, в том числе защиты государственной тайны

 

владением основными методами организации безопасности жизнедея-

ПК-8

тельности производственного персонала и населения, их защиты от воз-

 

можных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий

ПК-14

владением основными методами, способами и средствами планирования и

реализации обеспечения транспортной безопасности

 

В результате освоения учебной дисциплины «Транспортная безопасность» студент должен:

Знать:

–требования по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта;

–методы, инженерно-техническиесредства и системы обеспечения транспортной безопасности, используемые на объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта;

–порядок разработки и реализации планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта;

–правовые и организационные основы системы обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации;

–структуру и содержание Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ«О транспортной безопасности», включая подзаконные акты, изданные в его развитие, и другие руководящие документы по обеспечению транспортной безопасности;

– общие сведения об объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах железнодорожного транспорта, принципы функционирования и особенности эксплуатации;

5

–требования по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

–порядок организации взаимодействия с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере внутренних дел;

–классификацию видов угроз (проявлений терроризма) в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на железнодорожном транспорте;

–модели нарушителя объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта;

–понятие и параметры категорирования и уязвимости СТИ и ТС;

–планирование работ по транспортной безопасности на железнодорожном транспорте;

–силы и средства, привлекаемые для обеспечения транспортной безопасности, недопущения (предотвращения) актов незаконного вмешательства в работу железнодорожного транспорта;

–организацию взаимодействия по обеспечению транспортной безопасности на железнодорожном транспорте.

Уметь:

–определять потенциальные угрозы и действия, влияющие на защищенность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, и обеспечивать выполнение мероприятий по транспортной безопасности на этих объектах в зависимости от её различных уровней;

–анализировать оперативную обстановку, прогнозировать возможность применения террористами конкретных методов, сил и средств террористической деятельности;

–организовывать и контролировать систему мер безопасности объектов от актов незаконного вмешательства в работу железнодорожного транспорта;

–определять направления и виды защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств с учетом характера угроз;

–организовывать и проводить обучение работников железнодорожного транспорта приемам и методам противодействия терроризму;

–проводить оценку уязвимости и последствий акта незаконного вмешательства в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта;

–осуществлять расчет эффективности средств физической защиты на объектах транспортной инфраструктуры;

6

– соблюдать требования обращения с информацией ограниченного доступа, относящейся к вопросам обеспечения транспортной безопасности.

Пособие состоит из четырех разделов:

1.Правовые и организационные основы системы обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации.

2.Организационно-правовоеи техническое обеспечение транспортной безопасности.

3.Основные рекомендации по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.

4.Порядок разработки и утверждения планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

7

Тема 1

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лекция № 1. Актуальные проблемы транспортной безопасности Российской Федерации, правовые и организационные основы системы обеспечения транспортной безопасности

в Российской Федерации

Возрастание масштабов вызовов и угроз безопасности в мире посредством террористических актов, в том числе на объектах транспорта, является актуальной проблемой, и необходимость её всестороннего изучения не вызывает сомнения.

Вопрос терроризма на транспорте давно вышел за пределы границ отдельных государств и превратился в серьёзную общемировую проблему. Об этом говорит печальная статистика терактов на транспортных объектах, включая всем известные трагедии в Нью-Йорке,Вашингтоне, Мадриде, Токио, Москве, Бостоне и других городах мира. Специфика транспортного комплекса в плане уязвимости от террористических проявлений заключается в его большой протяженности, наличием большого количества объектов обеспечения перевозочной деятельности и транспортных средств. Учитывая такие характерные факторы для пассажиро- и грузоперевозок, как массовость, интенсивность движения, доступность посещения пассажирообразующих объектов – аэропортов, железнодорожных вокзалов, метрополитена, речных и морских портов – угроза совершения актов незаконного вмешательства в деятельность именно данных комплексов транспорта возрастает.

Для того чтобы эффективно решать проблемы безопасности, необходимо принятие всеобъемлющих, скоординированных и последовательных мер на национальном, региональном и международном уровнях.

Принятый в феврале 2007 г. федеральный закон «О транспортной безопасности» № 16-ФЗпредусматривает создание системы обеспечения транспортной безопасности на основе определенного на государственном уровне единого подхода к оценке угроз, планированию и реализации мероприятий по обеспечению безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» Минтрансом России совместно с ФСБ, МВД

8

России, субъектами Российской Федерации и субъектами транспортной инфраструктуры в настоящее время реализуется утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 1285-рКомплексная программа обеспечения безопасности на транспорте. Завершение реализации Комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте предусмотрено до 1 января 2014 г. (Терроризм и безопасность на транспорте (сборник материалов Х Международной научнопрактической конференции. М., 2012 г.)

Основные понятия и термины

Транспортная безопасность – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (п. 10. ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 г. №16-ФЗ«О транспортной безопасности»).

Акт незаконного вмешательства – противоправное действие (без-

действие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий. (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ«О транспортной безопасности»).

Террористический акт – совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. №35-ФЗ«О противодействии терроризму»).

Категорирование объектов транспортной инфраструктуры

итранспортных средств – отнесение их к определенным категориям

сучетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства

иего возможных последствий.

Компетентные органы в области обеспечения транспортной без-

опасности – федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.

Обеспечение транспортной безопасности – реализация определяе-

мой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Объекты транспортной инфраструктуры – технологический ком-

плекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние

9

водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств – определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.

Перевозчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).

Специализированные организации в области обеспечения транс-

портной безопасности – юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Субъекты транспортной инфраструктуры – юридические и физи-

ческие лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Транспортные средства – воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами.

Транспортный комплекс – объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства.

Уровень безопасности – степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.

Основные источники правового регулирования обеспечения транспортной безопасности

• Федеральный закон от 09.02.2007 г. №16-ФЗ«О транспортной безопасности».

10

studfiles.net


Смотрите также