Содержание
Содержание...............................................
1
I.Введение................................................
2
II. Основная часть
Глава I. Понятие логистики
1.Краткий исторический очерк.......................
4
2.Определение понятия логистика.....................
7
3.Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками...........................
12
4.Этапы развития логистики......................... .
12
Глава II. Концепция, функции и структура логистики
1.Структура логистики..............................
14
2.Концепция и принципы логистики...................
17
3.Функции и операции логистики.....................
18
4.Факторы развития логистики.......................
20
5.Эффект от использования логистических методов..... .
21
III. Заключение............................................ .
IV. Литература.............................................
I.Введение
Логистика, хотя и имеет глубокие исторические корни, тем не менее сравнительно молодая наука. Особенно бурное развитие она получила в период второй мировой войны, когда была применена для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, тыловых и снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением, горюче-смазочными материалами и продовольствием.
Постепенно понятия и методы логистики стали переносить из военной области в гражданскую, вначале как нового научного направления о рациональном управлении движением материальных потоков в сфере обращения, а затем и в производстве. Подразделения логистики созданы на предприятиях промышленности, аграрно-промышленного комплекса, транспорта, они включаются в состав организационных комитетов по проведению крупных международных соревнований и т.д.
К концу ХХ века логистическая наука выступает как дисциплина, включающая в себя закупочную, или снабженческую, логистику, логистику производственных процессов, сбытовую, или распределительную логистику, транспортную логистику, информационную, или компьютерную логистику и ряд других. Каждая из перечисленных областей деятельности человека достаточно изучена, новизна же самого логистического подхода заключается в интеграции перечисленных, а также и других областей деятельности с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального управления материальными и информационными потоками. Таким образом, логистика прежде всего работает на потребителя, стремясь максимально удовлетворить его запросы.[1]
Все это позволяет сделать вывод о том, что хотя о логистике известно давно, тем не менее она претендует на название научной и учебной дисциплины XXIвека, а специалисты по логистике окажутся востребованы практически всеми областями деятельности человека.
II. Основная часть
Глава I. Понятие логистики
1.<span style=«font: 7pt „Times New Roman“;»>
Краткий исторический очерк
Термин «логистика», известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня широкое распространение.
История возникновения и развития практической логистики уходит далеко в прошлое. Профессор Гамбургского университета Г. Павеллек отмечает, что еще в период Римской империи существовали служители, которые носили титул «логисты», или «логистики»; они занимались распределением продуктов питания.[2]
По мнению ряда западных ученых, логистика выросла в науку благодаря военному делу.
В первом тысячелетии нашей эры в военном лексиконе ряда стран с логистикой связывали четкую, слаженную работу тыла по обеспечению войск всем необходимым. Так, во времена византийского царя Леона VI (865-912 гг. н. э.) считалось, что задачи логистики – вооружение армии, снабжение ее военным имуществом, своевременная забота о ее потребностях, подготовка каждого акта военного похода.
Приоритетное значение вопросам логистики придавалось в армии Наполеона. Однако как военная наука логистика сформировалась к середине XIXвека.
Логистический подход широко применялся во время Второй мировой войны, особенно американской армией. Благодаря четкому взаимодействию военной промышленности, транспорта и снабженческих баз, американская армия была обеспечена горюче-смазочными материалами, оружием и продовольствием в необходимых количествах.
Именно поэтому во многих странах логистику поставили на службу эффективности управления материальными и финансовыми потоками[3] в экономической сфере. Первоначально она оформилась как новый вид теории о реализации управления движением товарно-материальных ресурсов в сфере обращения, а затем и производства.
Начало широкого использования логистики в экономике приходится на 60 – 70-е годы и связано с достижениями в области коммуникационных технологий. Явный выигрыш, получаемый от использования логистики в экономике, способствовал ориентации партнеров на сотрудничество в области продвижения товаров. [4]
Таким образом, возникшие в странах с рыночной экономикой идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем, в которых увязываются функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения и распределения, трансформировались в самостоятельные направления научных исследований и форму хозяйственной практики – логистику.
Россия внесла значительную лепту в развитие логистики. Еще в начале XXстолетия петербургские профессора путей сообщения издали труд под названием «Транспортная логистика». На его основе были построены модели перевозки войск, их обеспечения и снабжения. Эти модели получили практическое применение при планировании и проведении ряда кампаний русской армии в ходе первой мировой войны.
В Советском Союзе в годы первых пятилеток на основе принципов транспортной логистики разрабатывались графики поставок грузов для важнейших строек, полярных и других экспедиций. В период Великой Отечественной войны службы военных сообщений организовывали движение фронтовых грузов всеми видами транспорта. В послевоенный период логистика получила дальнейшее развитие. В частности, в 1950 г. издан труд Б. Г. Бахаева «Основы эксплуатации морского флота». В этом труде сформулировано основное кредо логистики, суть которого сводилось к требованию рациональной организации перевозок грузов в требуемом количестве, необходимого качества в заданный пункт назначения с минимальными издержками в обусловленный срок.
В конце 1970-х годов в Ленинграде была разработана логистическая технология. Концепция отечественных ученых изучалась западными специалистами. В настоящее время она положена в основу развития единой Европейской транспортной системы.[5]
В настоящее время можно отметить и более широкий подход к логистике, который кроме вышеназванного включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также гармонизацию интересов участников процесса движения товаров.
2. Определение понятия логистики
Если рассмотреть круг проблем, которые затрагивает логистика, то общим для них будут вопросы управления материальными и соответствующими им информационными потоками. Сегодня к логистике относят управление людскими, энергетическими, финансовыми и иными потоками, имеющими место в экономических системах.
Термин «логистика» начинает использоваться в ситуациях, связанных с четким планированием согласованной последовательности действий.
Управление материальными потоками кроме непосредственных операций с материальными оттоками (погрузка, разгрузка, транспортировка), включает в себя:
·<span style=«font: 7pt „Times New Roman“;»>
Различные коммерческие операции, в результате которых появляется договоренность сторон о прохождении потоков и об их параметрах;·<span style=«font: 7pt „Times New Roman“;»>
Поиск различных форм транспортного обслуживания;·<span style=«font: 7pt „Times New Roman“;»>
Определение оптимальных путей, по которым должны пойти материальные потоки.Управление материальными потоками складывается из двух частей:
·<span style=«font: 7pt „Times New Roman“;»>
Принятие решения;·<span style=«font: 7pt „Times New Roman“;»>
Реализация принятого решения.Для того, чтобы принимать обоснованные решения по управлению материальными потоками, необходим определенные знания. Деятельность по выработке этих знаний относят к логистике; соответственно большая группа определений трактует логистику как научное направление: логистика – междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материального потока.
Как наука логистика ставит и решает следующие задачи:
·<span style=«font: 7pt „Times New Roman“;»>
Прогноз спроса и планирование запасов;·<span style=«font: 7pt „Times New Roman“;»>
Определение необходимой мощности производства и транспорта;·<span style=«font: 7pt „Times New Roman“;»>
Разработка научных принципов распределения готовой продукции на основе оптимального управления материальнымми потоками;·<span style=«font: 7pt „Times New Roman“;»>
Разработка научных основ управления перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пункт производства и у потребителей;·<span style=«font: 7pt „Times New Roman“;»>
Построение моделей функционирования систем;·<span style=«font: 7pt „Times New Roman“;»>
Разработка методов планирования.Выработанные наукой знания позволяют принимать обоснованные решения в области управления материальными потоками. Для практической реализации принятых решений нужны конкретные действия. Поэтому другая группа определений рассматривает логистику как хозяйственную деятельность: логистика – направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальным потоком в сферах производства и обращения.[6]
Терминологический словарь определяет логистику следующим образом: логистика (logistics) – наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведении сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.
Настоящее определение как следует из его содержания, трактует логистику как науку. Как хозяйственная деятельность логистика представлена в следующем определении: логистика – процесс управления движением и хранением сырья, компонентов и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщиками до момента получения денег за доставку готовой продукции потребителю. Настоящая трактовка чаще встречается в зарубежной литературе.
На объект логистики можно смотреть с разных точек зрения: с позиции маркетолога, менеджера, финансиста, ученого. Этим и объясняется многообразие определения понятия логистики.
Анализ зарубежной и отечественной литературы показал, что сегодня под логистикой понимают:
·<span style=«font: 7pt „Times New Roman“;»>
Новое направление в организации движения грузов;·<span style=«font: 7pt „Times New Roman“;»>
Теория планирования различных потоков в человеко-машинных системах;·<span style=«font: 7pt „Times New Roman“;»>
Совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном месте, в нужное время с минимальными затратами;·<span style=«font: 7pt „Times New Roman“;»>
Интеграция перевозочного и производственного процесса;·<span style=«font: 7pt „Times New Roman“;»>
Процесс планирования затрат по перемещению и хранению грузов от производства до потребления;·<span style=«font: 7pt „Times New Roman“;»>
Форма управления физическим распределением продукта;·<span style=«font: 7pt „Times New Roman“;»>
Эффективное движение готовой продукции от места производства до места потребления;·<span style=«font: 7pt „Times New Roman“;»>
Новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками;·<span style=«font: 7pt „Times New Roman“;»>
Наука о рациональной организации производства и распределения.В ряде определений подчеркивается высокая значимость творческого начала в решении задач логистики: логистика – это искусство и наука определения потребностей, а также приобретения, распределения и содержания в рабочем состоянии в течение всего жизненного цикла всего того, что обеспечивает эти потребности.
В подтверждение многообразия имеющихся определений понятия логистики, приведем ряд определений, сформулированных учеными и практиками Франции, Германии, России и США.
Логистика– это планирование, организация и контролирование всех видов деятельности по перемещению и складированию, которые обеспечивают прохождение материального и связанного с ним информационного потоков от пункта закупки сырья до пункта конечного потребления.
Логистика– наука о совокупности различных видов деятельности, направленной на получение необходимого количества продукции в установленное время в заранее установленном месте, в котором сложилась потребность в этой продукции.
Логистика– наука о планировании, реализации и контроле эффективных и экономичных с точки зрения затрат операций перемещения и хранения материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также связанной с ними информации, о поставке товаров от места производства до места потребления в соответствии с требованием клиентуры.
Логистика– общая точка зрения: стратегическая, тактическая, операционная на компанию и ее партнеров по бизнесу с материальным потоком в качестве интегратора.
Логистика– наука о процессе физического распределения продукции в пространстве и во времени.
Логистика– наука о взаимосвязи и взаимодействии снабжения со сбытом и транспортом.
Логистика– планирование, управление и крнтроль поступающего на предприятие, перерабатываемого там и покидающего это предприятие материального и соответствующего информационного потока.
Логистика– комплексное направление в науке, охватывающее проблемы управления материальными потоками.
Логистика– наука о рациональной организации производства и распределения, которая комплексно изучает снабжение, сбыт и распределение средств производства.
Разнобой в определении логистики обусловлен рядом причин. Одна из них заключается в специфике и различии масштабов задач, которые пытаются решать отдельные фирмы в сфере сбыта товара, его перевозке и складирования. Следующая причина – существующие различия в национальных системах организации и управления товародвижением, а также в уровне исследований проблем логистики в разных странах. Третья причина состоит в множественности функциональных направлений деятельности во внешней среде логистической системы.
Однако попробуем сформулировать общее определение логистики. Логистика – форма оптимизации рыночных связей, гармонизация интересов всех участников процесса товародвижения. Логистика представляет собой совершенствование управления материальными, информационными и финансовыми потоками на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции на основе системного подхода и применения экономических компромиссов.
3. Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками
Большинство определений трактуют логистику как теорию и практику управления материальными потоками. Однако общепризнанное определение, которое отражало бы специфику логистики, еще не выработано.
Материальный поток — совокупность ресурсов одного наименования, находящихся в процессе приложения к ним
www.ronl.ru
Контрольная работа по дисциплине «Основы логистики»
Новосибирск 2009
Введение
В условиях развития рыночных отношений характерными чертами функционирования транспорта являются: новые экономические условия работы, формирование рынка услуг транспорта, усиление конкуренции. Учитывая эти факторы, для получения прибыли необходимо применять новые технологии, основанные на принципах логистики.
Перемещение материальных потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых предназначены соответствующие склады.
Современный крупный склад – сложное техническое сооружение, состоящее из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а так же накоплению, переработке и распределению грузов между потребителями.
склад грузопереработка безубыточность поставщик
1. Определение размера материального потока и расчет стоимости
грузопереработки
Передвижение материальных потоков на складе осуществляется по отдельным транспортно-технологическим участкам. Рассмотрим технологический процесс склада, приведенного в задании.
Прибывший железнодорожным транспортом товар выгружается на железнодорожной рампе. В зависимости от рода товара и его упаковки разгрузка проходит механизированным и ручным способами.
С участка разгрузки груз поступает:
Далее на участок хранения, откуда груз переходит на участок комплектования, для подбора по ассортименту, в зону отправочной экспедиции при централизованной доставке, на участок погрузки. Оттуда, через автомобильную рампу (механическим или ручным способом) загружается в транспортные средства.
Стоимость грузопереработки зависит от объема работ на каждой отдельной технологической линии и удельной стоимости операций. Общая стоимость грузопереработки определяется суммированием затрат на выполнение отдельных операций.
2. Определение размеров технологических зон склада
Важную роль при определении размеров склада играют маркетинговые исследования, позволяющие определить его обороты на ближайший период его деятельности. Кроме того – четкое определение категорий товаров, обрабатываемых на нем, их транспортной упаковки и используемого оборудования.
В табл. 1 произведен расчет параметров технологических зон склада, где:
Q – прогноз годового товарооборота, у.е./год, определяющийся как Q=1150*T,
З – прогноз величины товарных запасов, дней оборота, З=25 дней,
Кн – коэффициент неравномерности загрузки склада, Кн=1,2,
254 – количество рабочих дней,
Сv – примерная стоимость 1 м3 , у.е./м3 , Сv=500 у.е./м3 ,
Н – высота укладки груза на хранение, Н=5м,
Ки.г.о. – коэффициент использования грузового объема склада, Ки.г.о = 0,64 для грузов с поддонами,
q – укрупненные показатели расчетных нагрузок на 1 м2, q = 0,5 т/м2 ,
tпр – число дней нахождения товара на участке приемки, tпр=0,5 сут,
tкм – число дней нахождения на товара на участке комплектования, tкм = 2сут,
Ср – примерная стоимость 1 т хранимого на складе товара, Ср = 9345 у.е./т,
tпэ – число дней, в течении которых товар будет находиться в приемочной экспедиции, tпэ = 2 сут,
tоэ - число дней, в течении которых товар будет находиться в отправочной экспедиции, tоэ = 1 сут.
Таблица 1. Определение параметров технологических зон склада
Наименование технологической зоны |
Формула для расчета |
Размер площади зоны, м2 |
1. Зона хранения |
Sгр=QЗКн/254СvКигоН |
5 526,45 |
2. Площадь проходов и проездов |
Sвсп=Sгр |
5 526,45 |
3. Участок приемки товаров |
Sпр=QKнA3tпр/Срq254*100 |
14,38 |
4. Участок комплектования |
Sкм=QKнA5tкм/Срq254*100 |
66,61 |
5. Приемочная экспедиция |
Sпэ=QKнA2tпэ/Срq254*100 |
19,68 |
6. Отправочная экспедиция |
Sоэ=QKнA6tоэ/Срq254*100 |
33,31 |
7. Площадь рабочих мест |
16 |
16 |
Общая площадь |
Sобщ=Sгр+Sвсп+Sпр+Sкм+Sр.м.+Sпэ+Sоэ |
11 202,89 |
3. Принятие решения о пользовании услугами наемного склада
Определение действительной стоимости грузопереработки на складе позволяет принимать обоснованные решения по критической величине склада и дает возможность правильного выбора между арендой и постройкой складского комплекса.
Принятие этого решения основывается на сравнении затрат по обслуживанию своего склада и затрат на аренду. Сравнение производится путем поиска такого грузооборота, при котором эти затраты равны.
Тбез = Спост*254*Ŋ / ( а*З*365 – Сгр.уд*254* Ŋ ), (3.1)
где: а – суточная стоимость использования грузовой площадки наемного склада, 3у.е/кв.м
Тбез = 421867*254*0,5/(3*365*25 – 14,87*254*0,5) =
53 577 109 / (27 375 - 1 888,49) = 2 102,18 т/год.
После сравнения грузооборота в точке равенства затрат, с планируемым грузооборотом (Т=65040т/год), можно сделать вывод о необходимости строительства и использования собственного склада.
4. Расчет точки безубыточности деятельности склада
Для оценки деятельности склада при заданном грузообороте, рассчитывают точку безубыточности деятельности склада. Точкой безубыточности называют минимальны обьем деятельности склада, ниже которого работа предприятия становится убыточной.
Грузооборот в этой точке рассчитывается по формуле:
Тб.у.= Спост*100/(RN - 100*Cгр.уд – 100*RK) , (4.1)
где: Спост – условно-постоянные издержки, Спост=421867 у.е./год,
R - средняя цена закупки товара, R = 9345 у.е./т,
N – торговая надбавка при оптовой продаже, N = 2%,
К – коэффициент пропорциональности, зависящий от величины запаса и банковского кредитования,
Сгр.уд - стоимость переработки одной тонны груза,
Сгр.уд = Сгр/Т (4.2)
Сгр.уд =967906,8/65100 = 14,87 у.е./т
Тб.у = 421867*100 / ( 9345*2 – 100*14,87 – 100*9345*0,041) =
= 42186700 / (-21111,3) = - 1998,3 т/год.
Полученный в знаменателе отрицательный результат следует из неоправданно низкой торговой надбавки при оптовой продаже N = 2%. Её минимальное значение должно составлять как минимум N = 4,3% при этом точка безубыточности будет равна:
Тб.у = 421867*100 / ( 9345*4,3 – 100*14,87 – 100*9345*0,041) = 110378,6 т/год,
т.е. для безубыточной работы складу потребуется практически двукратное увеличение оборота.
5. Определение места расположения склада на обслуживаемой
территории
Метод определения центра тяжести грузопотоков
Координаты центра тяжести грузовых потоков (Хскл, Ускл) определяются по формулам:
Хскл = Σ ГiXi/Σ Гi (5.1)
Yскл = Σ ГiYi/Σ Yi (5.2)
где: Гi – грузооборот i-того потребителя, т/год,
Xi, Yi – координаты потребителя.
Таблица 2. Грузооборот и координаты обслуживаемых потребителей
Номер предприятия |
Размер потребления, т/год |
Координаты, км |
|
Х |
У |
||
1 |
8976 |
95 |
78 |
2 |
8688 |
8 |
36 |
3 |
3276 |
70 |
42 |
4 |
10776 |
51 |
59 |
5 |
1896 |
15 |
47 |
6 |
312 |
87 |
51 |
7 |
6168 |
66 |
92 |
8 |
11748 |
60 |
8 |
9 |
8700 |
63 |
78 |
10 |
4560 |
2 |
10 |
Итого |
65100 |
- |
- |
Хскл = 52,67 = 53
Ускл = 50,38 = 50.
Метод пробной точки
Суть метода заключается в проецировании всех расстояний между точками на оси абсцисс и ординат, и анализе с учетом их грузопотребления.
По завершению анализа приходим к выводу, что точку Хскл следует расположить в п.8, точку Ускл – между п.6 и п.4.
Хскл = 60
Ускл = 55
Метод частичного перебора
Таблица 3. Расчет количества транспортной работы для некоторых узлов транспортной сети
Номер потребителя |
Грузооборот потребителя, т/год |
Кол-во транспортной работы |
|||
для 1-го узла |
для 2-го узла |
||||
Расстояние от склада, км |
Грузооборот, т-км/год |
Расстояние от склада, км |
Грузооборот, т-км/год |
||
1 |
8976 |
50,48 |
453 088,00 |
41,88 |
375 921,91 |
2 |
8688 |
47,13 |
409 443,60 |
55,36 |
480 988,90 |
3 |
3276 |
18,79 |
61 550,45 |
16,40 |
53 730,39 |
4 |
10776 |
9,22 |
99 349,81 |
9,85 |
106 131,29 |
5 |
1896 |
38,12 |
72 272,18 |
45,71 |
86 657,78 |
6 |
312 |
34,01 |
10 612,59 |
27,29 |
8 515,94 |
7 |
6168 |
43,97 |
271 181,65 |
37,48 |
231 197,18 |
8 |
11748 |
42,58 |
500 222,06 |
47,00 |
552 156,00 |
9 |
8700 |
29,73 |
258 669,60 |
23,19 |
201 794,99 |
10 |
4560 |
64,82 |
295 556,95 |
73,41 |
334 748,73 |
Итого |
65100 |
|
2 431 946,88 |
|
2 431 843,11 |
На основании произведенных расчетов выбирается второй узел, так как его грузооборот оказался меньше на 103 т-км/год.
7. Выбор поставщика
При выборе удаленно расположенного поставщика дополнительные расходы не сводятся к транспортировке груза. Поэтому, без учета всех возникающих факторов невозможно принять обоснованное решение по данному вопросу.
Таблица 4. Расчет дополнительных затрат в удельной стоимости груза
Закупоч-ная стоимость 1 м.куб груза, руб |
Дополнительные расходы на доставку 1 м.куб груза из города N |
Доля дополнительных затрат в стоимости 1 м.куб груза, % |
|||||
Транс-портный тариф, руб/м.куб |
Расходы на запасы в пути, руб |
Расходы на страховые запасы, руб |
Расходы на экспеди-рование, руб |
Расходы на ручные операции с грузом, руб/м.куб |
Всего |
||
5000 |
2405 |
85 |
75 |
300 |
950 |
3815 |
76,30 |
10000 |
2405 |
170 |
150 |
600 |
950 |
4275 |
42,75 |
20000 |
2406 |
340 |
300 |
1200 |
950 |
5196 |
25,98 |
30000 |
2406 |
510 |
450 |
1800 |
950 |
6116 |
20,39 |
40000 |
2407 |
680 |
600 |
2400 |
950 |
7037 |
17,59 |
50000 |
2407 |
850 |
750 |
3000 |
950 |
7957 |
15,91 |
60000 |
2408 |
1020 |
900 |
3600 |
950 |
8878 |
14,80 |
70000 |
2408 |
1190 |
1050 |
4200 |
950 |
9798 |
14,00 |
80000 |
2409 |
1360 |
1200 |
4800 |
950 |
10719 |
13,40 |
90000 |
2409 |
1530 |
1350 |
5400 |
950 |
11639 |
12,93 |
100000 |
2410 |
1700 |
1500 |
6000 |
950 |
12560 |
12,56 |
На основании полученных значений дополнительных затрат строится кривая выбора поставщика.
Путем сравнения разницы в цене и доли дополнительных затрат для данной ценовой группы принимается решение о целесообразности закупки данного вида продукции в городе N.
Таблица 5. Характеристика ассортимента, по которому рассматривается вопрос о поставках от отдаленного поставщика.
Наименование товарной группы ассортимента фирмы |
Стоимость 1 м.куб груза в городе N, руб |
Цена за единицу, руб |
Разница в ценах, % |
Вывод о целесообразности закупки в городе N |
|
в городе N |
в городе К |
||||
Гуашь, 6 цветов |
36376 |
19 |
36 |
47,22 |
+ |
Краски акварельные, 6 цветов |
37689 |
32 |
37 |
13,51 |
- |
Фломастеры, 12 цветов |
34877 |
33 |
34 |
2,94 |
- |
Тетради общие 96 листов |
37578 |
23 |
37 |
37,84 |
+ |
Бумага (пачки по 500 листов) |
88997 |
74 |
88 |
15,91 |
+ |
Ежедневник |
34923 |
28 |
34 |
17,65 |
- |
Заключение
На основании сделанных выводов и произведенных расчетов можно принять ряд важнейших решений по функционированию будущего складского комплекса. Появляется возможность определения его потребной площади и технического оснащения, становятся различимы будущие материальные и грузовые потоки.
Проделанная работа является одним из важнейших блоков фундамента для успешно развивающегося и перспективного предприятия.
znakka4estva.ru
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
История возникновения логистического направления………………………....4
Основные требования логистики……………………………………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..……21
ВВЕДЕНИЕ
Объектом изучения новой научной и учебной дисциплины «логистика» являются материальные и связанные с ними информационные и финансовые потоковые процессы. Широкое применение логистики в практике хозяйственной деятельности объясняется необходимостью сокращения временных интервалов между приобретением сырья и поставкой товаров конечному потребителю.
Логистика позволяет минимизировать товарные запасы, а в ряде случаев вообще отказаться от их использования, позволяет существенно сократить время доставки товаров, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.
Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Каждая из перечисленных функций глубоко изучена и описана в соответствующей отраслевой дисциплине. Принципиальная новизна логистического подхода — органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему. Цель логистического подхода — сквозное управление материальными потоками.
Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основная причина — переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителей.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Понятие логистики имеет свою давнюю историю. Слово «логистика» является греческим по происхождению. В Древних Афинах была специальная должность — «логист», или чиновник общественного самоуправления (в V в. до н, э. их было около 30). Логисты ежегодно назначались путем жеребьевки; в их обязанности входила проверка отчетов других чиновников, срок полномочий которых истекал, и передача этих отчетов на утверждение совета почетных граждан, решение которого было окончательным. В Древнем Риме логистами назывались чиновники, выполняющие некоторые административные и религиозные функции. Во времена византийского императора Льва VI (866-912 гг.) логистика определялась как искусство снабжения армии и управления ее перемещениями. Немецкий исследователь профессор Г. Павеллек отмечает, что назначением логистики в Византийской империи было «платить жалованье армии, должным образом вооружать и распределять ее, своевременно и в полной мере заботиться о ее потребностях, т. е. руководить движением и распределением собственных вооруженных сил».
Слово «логистика» имеется во всех основных европейских языках (logistics — английский, logistique — французский, logistica — итальянский, испанский, португальский, logistik — немецкий и т. д.), но используется в различных значениях.
Термином «логистика» пользовались в своих работах известные ученые, философы, военачальники. Выдающийся немецкий математик Г. В. Лейбниц (1646— 1716) использовал этот термин в значении «исчисления умозаключений», или математической логики. В XIX в. этот термин использовал в своих работах Антуан-Анри Жомини — видный военный теоретик и историк, швейцарец по происхождению (1779-1869). С 1813г. он работал в России, состоял в штабе Александра I, в 1826г. получил чин генерала от инфантерии. Был военным советником Николая I и явился одним из основателей военной академии в Санкт-Петербурге (1828). Был личным преподавателем цесаревича Александра II, для которого фактически и была написана его важнейшая работа по логистике, переведенная впоследствии на многие иностранные языки. Он определил логистику, как практическое искусство управления войсками, включающее широкий круг вопросов, связанных с планированием, управлением и снабжением, определением мест дислокации войск, транспортным обслуживанием армии и т. п.
В 1884г. американский институт военно-морского флота ввел понятие «логистика» для нужд навигации.
В 1904г. по предложению Ительсона, Лаланда и Кутюра философский конгресс в Женеве утвердил определение логистики как математической логики.
Широкое развитие принципы логистики получили в годы второй мировой войны в области материально-технического обеспечения американской армии, а также организации взаимодействия между поставщиками вооружения, продовольствия, транспортом и войсками. Наряду с тактикой, стратегией и разведкой термином «логистика» может также обозначаться снабженческо-сбытовая деятельность гражданских предприятий.
Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в необходимых количествах.
Поэтому во многих западных странах логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально она оформилась как новый вид теории о реализации управления движением товарно-материальных ресурсов в сфере обращения, а затем и производства. Таким образом, возникшие в странах с рыночной экономикой накануне и в период экономического кризиса 1930-х гг. идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем, в которых бы увязывались функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения и распределения трансформировались в самостоятельные направления научных исследований и форму хозяйственной практики.
В 1950-х гг. было признано, что задачи регулирования материальных потоков могут успешно решаться с помощью методов, применяемых в военной логистике. Большое развитие она получила в 1960-70-е гг. в Японии, где занимала ключевые позиции при разработке и реализации сложных систем управления и хозяйствования.
В начале 1970-х гг. были сделаны попытки определить этот термин как науку управления материальными ресурсами предприятия.
К 1980г. оптимизация хозяйственного управления потребовала освоения и применения методов физического распределения, т. е. коммерческой логистики.
Постепенно понятия логистики и логистического управления наполняются многообразным содержанием и проникают в различные сферы производства и товарообращения. Влияют на это широкое применение новейших методов расчетов, современных вычислительной и информационной техники и технологий, а также развитие взаимодействия элементов производственной инфраструктуры и интенсивных методов хозяйствования.
В конце XX в. логистическая наука выступает как дисциплина, включающая в себя закупочную (снабженческую), производственную, сбытовую (распределительную), транспортную, информационную логистику. Каждая из перечисленных областей деятельности человека достаточно изучена и описана в соответствующей литературе, новизна же самого логистического подхода заключается в интеграции перечисленных, а также и других областей деятельности с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального сквозного управления потоками. Таким образом, логистика, прежде всего, работает на потребителя, стремясь максимально удовлетворить его запросы.
Интерес к проблемам развития логистики в промышленно развитых странах исторически был связан прежде всего с причинами экономического характера. В условиях, когда рост объемов производства и расширение внутринациональных и мирохозяйственных связей привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере.
В западных странах около 93% времени движения товара от первичного источника сырья до конечного потребителя приходится на его прохождение по различным каналам материально-технического обеспечения и, главным образом, на хранение. Собственно производство товаров занимает лишь 2% суммарного времени, а транспортировка — 5%.
В этих же странах доля продукции товародвижения составляет более 20% валового национального продукта. При этом в структуре таких расходов на издержки по содержанию запасов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции приходится порядка 44%, на складирование и экспедирование — 16%, магистральные и технологические перевозки грузов — соответственно 23 и 9%. Оставшиеся 8% падают на расходы по обеспечению сбыта готовой продукции.
Операции по перемещению товаров в рамках мирового рынка являются более дорогими и сложными, чем на менее широких национальных рынках. Затраты на них составляют порядка 25-35% стоимости продаж экспортно-импортной продукции по сравнению с 8-10% стоимости товаров, предназначенных для отгрузки на внутреннем рынке.
Развитие логистики помимо стремления фирм к сокращению временных и денежных затрат, связанных с товародвижением, определили следующие два фактора:
— усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения;
— создание гибких производственных систем.
Значительное воздействие на развитие логистики оказал переход от рынка продавца к рынку покупателей, сопровождавшийся существенными изменениями в стратегии производства и системах товародвижения. Если в допереходный период решение о выпуске продукции предшествовало разработке сбытовой политики (стратегии), что фактически предполагало «подстраивание» организации сбыта под производство, то в условиях перенасыщения рынка императивом стало требование о формировании производственных программ в зависимости от объемов и структуры рыночного спроса.
Приспособление к интересам клиентуры в условиях острой конкуренции, в свою очередь, потребовало от фирм-изготовителей продукции адекватной реакции на эти условия, и результатом стало повышение качества обслуживания, и прежде всего сокращение времени выполнения заказов и безусловное соблюдение согласованного графика поставок. Тем самым фактор времени наряду с ценой и качеством продукции стал определять успех функционирования предприятия на современном рынке.
Далее необходимо указать на усложнение проблем реализации при одновременном росте требований к качеству процесса распределения. Это вызвало у фирм-продуцентов аналогичную реакцию относительно своих поставщиков сырья и материалов. В итоге образовалась сложная система связей между различными субъектами рынка, которая потребовала модификации существовавших моделей организации в сфере снабжения и сбыта.
Активно развернулись работы по оптимизации отдельных направлений товародвижения. Решались проблемы по оптимальному размещению складов, определению оптимальной величины партий поставок товаров, оптимальных схем маршрутов перевозок и т. д.
Как известно, замена традиционных конвейеров роботами привела к значительной экономии живого труда и созданию гибких производственных структур, сделавших работу по изготовлению небольших партий продукции рентабельной. Появилась возможность для крупных предприятий перестраивать свою работу с массового производства на мелкосерийное с минимальными издержками, малые же фирмы обрели шансы повысить свою гибкость и конкурентоспособность.
В свою очередь, работа по принципу «малыми партиями» повлекла соответствующие изменения в системе обеспечения производства материальными ресурсами и сбыта готовой продукции. Во многих случаях поставки больших объемов сырья, полуфабрикатов и конечной продукции стали не только не экономичны, но и просто не нужны. В связи с этим отпала необходимость иметь большие складские емкости на предприятиях и возникла потребность в транспортировке грузов небольшими партиями, но в более жесткие сроки. При этом возросшие расходы на перевозку в значительной мере покрывались за счет сокращения складских издержек.
Кроме вышеизложенных факторов, непосредственно определивших развитие логистики, необходимо отметить и факторы, способствовавшие созданию возможностей для этого. К ним, вероятно, следует прежде всего отнести:
— использование теории систем и компромиссов для решения экономических задач;
— ускорение научно-технического прогресса в коммуникациях, внедрение в хозяйственную практику фирм ЭВМ последних поколений, используемых в сфере товародвижения;
— унификацию правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности, устранение различного рода импортных и экспортных ограничений, стандартизацию технических параметров путей сообщения, подвижного состава и погрузочно-разгрузочных средств в странах, осуществляющих интенсивные мирохозяйственные связи между собой.
Формирование концепции логистики было ускорено разработкой теории систем и теории компромиссов. В соответствии с первой проблема товародвижения стала рассматриваться как комплексная, что, кроме прочего, означало: удовлетворительный результат не может быть получен при акценте на какую-либо одну из сторон деятельности интересующей нас сферы. Важнейшее требование теории заключается в обязательном анализе всех составляющих системы товародвижения, их внутренних и внешних взаимосвязей.
Урегулирование взаимоотношений в рамках логистики стало возможным с помощью теории компромиссов. Именно на ее основе достигается эффект, устраивающий систему в целом. Применительно к товародвижению выбираются решения, оказывающие позитивное воздействие на сокращение общих затрат или повышение суммарной прибыли, хотя бы и в ущерб деятельности отдельных подразделений фирмы. В межфирменных связях аналогичный результат получают путем гармонизации интересов всех участников логистического процесса, добиваясь компенсации дополнительных затрат за счет получения внеотраслевого эффекта. Например, возросшие расходы транспорта в связи с переходом на перевозки грузов мелкими партиями покрываются повышением тарифов, на которое соглашается клиентура, рассчитывая на получение внетранспортного эффекта.
Безусловно, важную роль в создании объективных возможностей для развития логистики сыграл технический прогресс в средствах связи и информатики.Он позволил на более высоком уровне проводить контроль всех основных и вспомогательных процессов товародвижения. Автоматическая система контроля четко следит за такими показателями процессов, как наличие полуфабрикатов и выпуска готовой продукции, состояние производственных запасов, объем поставок материалов и комплектующих деталей, степень выполнения заказов, место нахождения грузов на пути от производителя до потребителя.
Применение современных средств информационного отслеживания материальных потоков способствуют внедрению «безбумажной» технологии. Суть ее состоит в том, что, например, на транспорте вместо сопровождающих груз многочисленных документов (особенно в международном сообщении) по каналам связи синхронно с грузом передается информация, содержащая о каждой отправляемой единице все необходимые для характеристики товара реквизиты. При такой системе на всех участках маршрута в любое время можно получить исчерпывающую информацию о грузе и на основе этого принимать управленческие решения. С помощью «компьютерной логистики» на протяжении всей цепи обслуживания осуществляется анализ деятельности фирмы и дается оценка ее положения по сравнению с конкурентами. Сама же структура системы исходных данных, используемых для автоматического контроля, зависит от особенностей каждого предприятия, для которого составляется логистическая цепь с указанием всех узловых точек, входных и выходных путей к ним и соответствующих информационных потоков. Информационные системы обеспечивают также данные о емкости рынка и его насыщенности товарами. Немаловажную роль играет компьютеризация операций, связанных с оформлением счетов. Скорость и точность таких операций влияет на часть баланса фирм, отражающую движение наличных средств, и в итоге воздействует на оборот капитала.
Признание важности всех видов информации, ее внутренних и внешних потоков, контроля за ними и их использованием привело во многих корпорациях к изменению форм деятельности подразделений, ответственных за функционирование информационных систем. Отделы по обработке данных стали называться отделами информации или информационными службами. При этом подверглись изменению их функции управления. Отделы информации или информационные службы в настоящее время оперируют всеми видами информационных потоков и отвечают за деятельность всех контролирующих систем корпораций и фирм. А руководители таких отделов или служб поднялись на высщую ступень иерархической лестницы корпораций.
О позитивном влиянии использования средств связи на развитие логистики, вероятно, косвенно свидетельствуют данные о повышении качества информации и возросшем объеме обмена ею между всеми фирмами — участницами логистического процесса в конце 70-х и середине 80-х годов.
Примерно в это же время были предприняты меры по регулированию международного товародвижения с целью упростить, минимизировать или устранить факторы, усложняющие прохождение товаропотоков, такие, как: различия в национальных стандартах на продукцию, большие расстояния в области передачи информации и перевозок, чрезмерно разросшийся объем документации по международным операциям с товарами и финансовыми расчетами по ним, наличие импортных квот и экспортных ограничений, весьма жесткие требования к упаковке и этикетированию грузов, разнообразие в технических параметрах транспортных средств и путей сообщения и т. д.
Как правило, эти меры касались таможенных барьеров, контроля и технологических процедур на пограничных переходах, внедрения в практику новых технологий перевозок (например, интермодальных). В результате было сокращено время нахождения грузов в пути, повышена точность их доставки и сохранности, уменьшены запасы материальных ценностей на приграничных терминала.
Одновременно создавались международные распределительные центры, менялись схемы размешения складов, происходила концентрация перегрузочно-складских пунктов в условиях интеграции экономик стран Западной Европы и создания единого рынка. Тара, подвижной состав и технические параметры путей сообщения унифицировались, а это позволяло использовать автоматические системы считывания и адресования грузов. Более того, утверждение некоторых норм и стандартов переходило от отдельных стран к общему рынку, что стимулировало инновации в народном хозяйстве ЕС и принесло немалую экономию (120 млрд. марок, или 2,1% ВНП стран ЕС). Увеличение объемов материальных потоков в международных сообщениях диктовало необходимость устранения чрезмерной детализации правил и норм, установленных на двусторонней основе. Начался процесс координации инвестиций в создание межнациональной логистической инфраструктуры.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ЛОГИСТИКИ
Логистика — научно-практическое направление в экономике, будучи универсальной, она показала свою эффективность во многих отраслях экономики как в сфере производства, так и в сфере обращения.
Логистика выдвигает следующие основные требования:
1) поддержание связи логистики с корпоративной стратегией;
2) совершенствование организации движения материальных потоков;
3) поступление необходимой информации и современная технология ее обработки;
4) эффективное управление трудовыми ресурсами;
5) налаживание тесной взаимосвязи с другими фирмами в области выработки стратегии;
6) учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей;
7) определение оптимальных уровней логистического обслуживания с целью повышения рентабельности;
8) тщательная разработка логистических операций.
Эти требования логистики повышают эффективность работы фирмы.
Рассмотрим для примера связь логистики с корпоративной стратегией.
Для достижения высоких прибылей от применения логистики необходимо, чтобы аспекты логистических операций были связаны со стратегическими планами фирмы. Руководители фирм управляют логистическими операциями в интересах реализации стратегии компании, которая должна обеспечить конкурентоспособность за счет сокращения затрат.
Многочисленные исследования и практика показали, что одним из подходов к завоеванию рыночных позиций является максимальное «приближение к потребителю» при обеспечении положенного качества продукции.
Второе требование логистики призывает к такой организации логистических операций, которая дала бы возможность контролировать все функции по выполнению задач, связанных с закупкой, транспортировкой, складированием, хранением запасов и сбытом под эгидой единого коммерческого подразделения. Все логические функции должны быть объединены под соответствующим контролем централизованного и децентрализованного руководства с учетом того, что эффективные решения легче принять, если специально созданное и достаточно опытное подразделение отвечает за все связанные между собой логистические операции.
В настоящее время все большее количество фирм объединяют под общим руководством две важные области деятельности:
— управление запасами;
— распределение материальной продукции.
Это позволяет лучше использовать такие сложные сферы бизнеса, какими является транспортировка и складирование. В таких фирмах осуществляется контроль над всей логистической цепочкой, как за единым, целостным потоком. При этом предприятия и организации идут на дополнительные затраты, но создают широкий диапазон структур и подструктур для обеспечения эффективного логистического управления.
Для выполнения третьего требования необходимо поступление достоверной оперативной информации, для обработки которой следует использовать современную технику и технологию. Выполнение данного требования в логистических системах позволяет фирмам извлекать немалую выгоду. Поэтому успешно функционирующие логистические подразделения рассматривают компьютеризацию как важный источник реализации потенциальных возможностей логистики в деле повышения прибыли. Используя сети электронного обмена данными с потребителями, можно повышать конкурентоспособность организации и не снижать долю рынка. Творчески применяя модели на базе ЭВМ, можно также повышать качество обслуживания клиентуры.
Рассматривая должную степень информационного обеспечения как одно из важных условий получения прибыли, компании все активнее стали инвестировать информационные системы управления, соответственно уменьшая затраты на более привычные и традиционные системы, что немедленно сказывается на результатах работы фирм.
Например, вкладывая средства в усовершенствование систем обработки информации, связывающей администрацию, подразделения логистики, поставщика, компании добиваются резкого сокращения уровня запасов сырья (иногда в 15-20 раз).
Многие компании направляют свои средства на разработку и внедрение компьютерных сетей, основанных на новейших средствах связи, для учета и контроля многомиллионных логистических затрат. Такие затраты окупаются за 3-4 месяца применения системы, что позволяет сэкономленные средства направлять на их модернизацию. Такое пристальное внимание ко всему, что связано с получением и обработкой информации благоприятно сказывается на замедлении роста текущих затрат. Для сравнения отметим, что в прошлом большинство ЭВМ в сфере материально-технического обеспечения было предназначено для обработки данных, относящихся непосредственно к самой сделке (например, обработка информации по поступившему наряд-заказу, закупкам, и хранению запасов).
Многие компании разрабатывают варианты систем, использующих все преимущества новых поколений электронной техники, с увеличенной скоростью обработки данных и техническим обеспечением средствами дальней связи. Это дает возможность применять их для принятия управленческих решений.
Эффективное управление трудовыми ресурсами играет решающую роль в наладке слаженного механизма управления материальными потоками. Те фирмы, которые считают квалифицированные кадры самым важным своим ресурсом, могут рассчитывать на эффективное функционирование логистической системы. Вот почему руководство фирм придает огромное значение вопросам подбора рабочей силы, ее профессионального обучения и подготовки. Сегодня это уже стандартная практика.
В настоящее время руководители высшего уровня сферы логистики, понимая, что только хорошо подготовленные и опытные менеджеры способны обеспечить успех в реализации стратегии и планов фирм, стали напрямую взаимодействовать с системой подготовки кадров. Это проявляется, в частности, во встречах с профессорско-преподавательским составом и студентами. Практика свидетельствует и о том, что в условиях долгосрочных связей фирм с клиентурой управление трудовыми ресурсами становится их общим делом. Подготовка на рабочем месте уже недостаточна, и многие фирмы направляют кадры логистических подразделений на специальные курсы переподготовки в целях повышения квалификации и обучения новым методам и технологиями в области логистики.
Тесная взаимосвязь с другими фирмами по выработке стратегии также является одним из требований совершенствования логистики. Благодаря его реализации компании устанавливают тесное сотрудничество со своими партнерами по хозяйственным связям (брокерами, поставщиками, оптовыми фирмами, потребителями и так далее). Не меньшее значение стало придаваться координации деятельности внутренних подразделений фирм (производственных отделов, отделов продаж, закупки, маркетинга и так далее). Опыт подтверждает, что наибольших успехов в увеличении прибыли добиваются как раз те фирмы, в которых установлены прочные связи с внешними и внутренними участниками коммерческих отношений.
Многие успешно функционирующие фирмы давно установили между собой режим делового сотрудничества. Они больше не считают его эпизодическим явлением, ориентированным, главным образом, на снижение затрат в краткосрочном плане. Фирмы все чаще практикуют «стратегические союзы» с поставщиками, потребителями, транспортными агентствами и другими участниками логистической цепи. В настоящее время любой крупный производитель продукции определяет стратегическую линию сотрудничества со своими партнерами, рассматривая совместную разработку и внедрение мероприятий в качестве единого комплекса полнокровных взаимоотношений во всех звеньях организации коммерческого дела. При этом огромное значение придается открытому и систематическому процессу обмена информацией по прогнозированию, планированию и графиком поставок продукции и так далее.
На основе практического опыта фирмы пришли к выводу, что лучше всего логистические операции такие, как транспортировка, складирование и другие, поддаются оценке со стороны учетно-калькуляционных подразделений или иных структурных органов, результаты деятельности которых измеряют полученной прибылью. Такую тактику успешно применяют многие американские фирмы. Одной из них, сумевших упрочить свои финансовые позиции, является «Ксерокс Корпорэйшн». Обеспечивая обслуживание по индивидуальным заказам, эта фирма получила существенную прибыль при сбыте продукции. При этом логистические структуры фирмы гарантируют тот уровень сервиса, который требуют руководители производственных подразделений.
Традиционно, как известно, в западных странах компании применяют показатель нормы прибыли на активы как наиболее важный индикатор финансовой деятельности. По аналогии американских фирм некоторые предприятия РФ рассчитывают прибыль и на логистические активы. В результате внедрения в финансовую практику данного показателя все большее число компаний начинают пользоваться услугами соответствующих специализированных фирм. С этой тенденцией связывают сокращение численности собственного парка автомобилей, а также тот факт, что растущее число компаний стало прибегать к услугам складов общего пользования, против чего они категорически возражали всего несколько лет назад.
Определение оптимальных уровней качества логистического обслуживания с целью повышения рентабельности является одним из элементов стратегической политики фирм. Для выявления оптимального уровня качества обслуживания определяют дополнительные доходы, достигнутые от предоставления высококачественного сервиса, и измеряют отношение прибыли, полученной от него, к затратам, связанных с поддержанием таких уровней. Кроме того, разрабатывается ориентированная на рынок программа с указанием уровней логистического обслуживания, из которой видно, как планируется обслуживание потребительских услуг по различным классам, устанавливаемым в зависимости от их доли в объеме продажи, а также срока выполнения заказа.
Большинство фирм в западных странах признает важность обслуживания конкретного потребителя. Они установили параметры обслуживания и строго следят за тем, как удовлетворяются требования, предъявляемые к обслуживанию.
Тщательная разработка логистических операций, как уже отмечалось выше, является одним из основных требований к логистике, способствующее значительной экономии затрат. В ходе такой разработки фундаментальные проблемы (например, стратегии предпринимательства) увязываются с «малыми» вопросами. Но сделать это возможно лишь при углублении знаний и приобретении всем руководящим составом фирмы большого опыта практической работы.
Рассмотренный выше подход обеспечивает не только высококачественное проведение всех логистических операций, но и создание эффективного, с низкими затратами на сервис для покупателей, управления, которое будет содействовать росту прибыли по активам рассматриваемой сферы деятельности, то есть повышению конкурентоспособности предприятия.
Логистика — научно-практическое направление в экономике, будучи универсальной, она показала свою эффективность во многих отраслях экономики как в сфере производства, так и в сфере обращения.
Логистическая система, будучи адаптивной к широкому спектру условий, проявляет свое действие в следующих практических результатах:
— обеспечивает конкурентоспособность продукции отечественных товаропроизводителей;
— создает организационно-коммерческие условия для производства импортозаменяющей продукции;
— является одной из составляющих антикризисного управления или управления производством для осуществления инновационных мероприятий;
— повышает финансовую устойчивость предприятия за счет стабильного дохода от реализации конкурентоспособной продукции, сопутствующих и послепродажных услуг;
— повышает эффективность производства потребителей за счет эксплуатации высококачественной и надежной продукции.
1. Степанов В.И. // Логистика // М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006г.;
2. Аникин Б.А. // Логистика // М.: Инфра-М, 2000.;
3. Сергеев В.И. // Логистика в бизнесе // М.: ИНФРА – М, 2001г.;
4. Козловский В.А. // Логистический менеджмент // Учебное пособие — Издательство «Лань», 2002г.;
5. Таничев А.В. // Логистика // Издательский дом «Нева», М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2003г.;
6. РД 50-605-86 «Методические указания по применению стандартов на статистический приемочный контроль»;
7. Сергеев В.И. // Менеджмент в бизнес-логистике // М.: Информационно-издательский дом «Филин», 1997г.;
8. Уваров С.А. // Логистика: общая концепция, теория, практика // «ИНВЕСТ-НП», 1996г.
www.ronl.ru
Вопросы
1. Понятие, назначение и виды запасов.
2. Стратегия сбытовой логистики.
1.Понятие, назначение и виды запасов
В современной теории запасы понимаются как своеобразный «покров», скрывающий недостатки в производственной деятельности фирм (проблемы качества, неспособность производить товар маленькими партиями, а также правильно планировать закупки необходимых товаров, помехи в производстве и поставки сырья). Под управлением запасами понимается вид производственной деятельности, который систематизирует работу, связанную с запасами.
Запасы существуют, колеблются и (или) исчезают, если в определенный промежуток времени спрос и предложение не равны друг другу. Спрос и предложение планируются и управляются, таким образом, достигается движение запасов. Если спрос и предложение соответствуют запланированной модели, то и запасы в точности соответствуют плану.
Незапланированность движения запасов может иметь много причин. Например, система производства увеличивает размеры партий товаров, объем продаж не соответствует ожидаемому, поставщик поставляет товары раньше срока и т.п.
Подобные события зачастую сложно предотвратить, особенно когда сильно влияние извне. Очень важно свести это влияние до минимума путем повышения эффективности логического процесса. Таким образом, эффективность управления запасами тесно связана с эффективностью планирования спроса и предложения.
Из теории управления запасами следует, что необходимость планирования формирования запасов зависит от той роли запасов, которую они играют в распределении товаров. Каждый из видов запасов выполняет определенные функции. (См. таблицу №1).
Таблица №1
Виды и формирование запасов.
Виды запасов | Формирование и роль запасов |
Серийные запасы | Образуются вследствие округления в сторону большего, чем заказано, количества товаров для закупки и производства, но не превышающего определенного минимума размеров серии поставок. |
Циклические запасы | Запасы производства или ввоза товаров с определенной частотой в определенные промежутки времени образуются вследствие непостоянного наполнения. При таких запасах ограничителем является временной аспект. |
Запасы использования мощностей | Образуются в случае, если свободные мощности используются для производства в момент отсутствия спроса. Целевая установка снижения запасов в подобной ситуации недооценивается, преимущество отдается целевой установке максимального использования имеющихся мощностей. |
Запасы безопасности | Создаются, чтобы избежать неуверенности, связанной с гарантированностью подвоза, производства и вывоза продукции. Существующие статистические методы позволяют определить оптимальный уровень этих запасов. Также важным моментом является уровень обслуживания, определяемый как часть спроса на товары из запасов товаров, которые могут быть поставлены напрямую со склада. |
Предупредительные запасы | Образуются, чтобы избежать предсказуемых колебаний в поставках, производстве или вывозе. Эти колебания влияют на качество и затраты, но предсказуемы. |
Линейные запасы | Формируются товарами, находящимися в процессе перевозки, перемещения от поставщиков к потребителям или производства. Факторами, определяющими размер этих запасов, являются время перевозки, расстояние, на которое перевозятся грузы, оптимальность хозяйственных связей между поставщиками и потребителями, коэффициент товаропродвижение в процессе обращения и т.д. |
Планируемые запасы | Необходимы для достижения определенной целевой установки. При анализе проблемы запасов сначала необходимо выяснить функцию тех или иных видов запасов в фирме и степень их запланированности. |
Содержание запасов неминуемо влечет за собой расходы. Наиболее известными видами затрат на содержание запасов являются пространство, рента и стоимость риска. Невостребование запасов может привести к некондиции, уничтожению и продаже товаров по сниженным ценам.
Размер запасов влияет на эффективность производства. Запасы скрывают проблемы управления фирмой. Это заложено в их функции.
· запасы безопасности скрывают нарушение в производстве продукции во временном аспекте, проблемы качества, надежности поставщиков и неспособность достоверно предсказать рыночный спрос;
· серийные запасы свидетельствуют об отсутствии гибкости в производстве;
· сезонные запасы прикрывают несоответствие производства продукции уровню спроса;
· запасы использования мощностей возникают из-за неспособности производить продукцию, гибко реагируя на спрос: производятся товары, которые никогда не будут потреблены, что приведет к большей потере капитала, чем при простое мощностей производства.
Положительным аспектом наличия большого размера запасов является обеспечение высокого уровня обслуживания. Появляется возможность избежать проблем, связанных со временем поставок, и других помех, влияющих на эффективность производства. При неудачной продаже снижается уровень потерь прибыли с оборота.
Отрицательный аспект наличия большого размера запасов состоит в снижении уровня качества и увеличении периода движения товаров.
В результате увеличения периода движения товара образуется большое количество заказов на продукцию на производстве. На менеджера отдела планирования ложится дополнительная нагрузка по управлению запасами, а менеджер отдела производства испытывает трудности в определении приоритетов в производстве продукции.
2.Стратегия сбытовой логистики
Сбытовая логистика – распределительная логистика.
Под логистической стратегией понимаются:
· Правила принятия решений и установки, направляющие процесс развития логистической системы организации;
· Обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов предприятия.
Процесс разработки логистической стратегии включает:
· Определение корпоративной логистической миссии;
· Конкретизацию видения предприятия и постановку целей логистической системы;
· Формулировку и реализацию стратегии, направленной на их достижение.
Современная экономика характеризуется тем, что место производства и место потребления продукта не совпадают. По времени эти процессы также не следуют непосредственно друг за другом. Устранение возникающих по этой причине проблем требует больших затрат.
Задачи распределения изготовляемой продукции производитель должен решать наиболее рациональным способом. Это дает ему определенный шанс выделиться по отношению к конкурентам. Распределение включает, поэтому как неизбежную организационную компоненту, так и компоненту, связанную с привлечением потребителей.
Понятие распределения объединяет регулирование всех производственных мероприятий, направленных на перемещение продукта в пространстве и времени от места производства к месту потребления. Этот процесс немыслим без коммуникационной поддержки.
До того как мы рассмотрим компоненты политики распределения, необходимо затронуть проблемы, которые решает менеджмент в сфере распределения. Отправным пунктом является производитель потребительских или инвестиционных товаров. В первом случае он должен сделать выбор между прямым сбытом и сбытом с включением промежуточных звеньев, таких, как оптовая и розничная торговля. Во втором случае часть задач по распределению передается другим предприятиям, которые нередко являются более сильными деловыми партнерами. Они разрабатывают собственные концепции маркетинга, которые не всегда совпадают с концепциями предприятия-изготовителя.
Прямой сбыт не всегда означает, что товары доставляются потребителям без остановок и кратчайшим путем. Часто гораздо выгоднее доставлять товар через склады, находящиеся поблизости от клиентов. При этом требуется знать, сколько должно быть этих складов, в чьем распоряжении они должны быть расположены, каковы необходимые размеры складов и какие функции должны выполнять. Аналогичные проблемы возникают и при непрямом сбыте.
В большинстве случаев производитель использует для доставки товаров оптовую и розничную торговлю. При выборе оптимальных каналов сбыта необходимо решить, сколько и каких торговых предприятий нужно привлечь к сотрудничеству. Здесь кроется проблема, не являющаяся просто расчетной. Эффект, связанный с привлечением клиентов и возникающий при выборе торговых предприятий различных форм, в противоположность затратам не поддается вычислению.
При выборе транспортных средств руководствуются затратами и скоростью транспортирования, а также соответствием транспорта требованиям продукта. Кроме того, следует помнить о том, что постоянные затраты различны для разных видов транспорта и зависимость затрат на транспорт от объема поставки тоже различна. (См. рис. №2)
Рис. №2. Зависимость объемов поставки от общих транспортных затрат.
Решения о выборе предприятий торговли тесно связаны с организацией продажи, включая и организацию внешней службы – совокупность всех занимающихся получением и ведением заказов участников независимо от их положения по отношению к предприятию и их зависимости от предприятия. В их задачу входит также сбор информации о рынке.
запас логистический сбыт товар
Схема №3.
Тактические задачи распределения
работа со старыми получение организация максимально
клиентами и заказов выполнения быстрое полу-
привлечение заказов и чение оплаты
новых поставки за продукцию
Что касается привлечения заказов, то многие из них поступают иногда вообще без каких-либо непосредственных усилий со стороны производителя. Некоторые заказы, напротив, требуют длительных, в экстремальных случаях многолетних обсуждений и переговоров.
Кроме того, имеется ряд проблем физического распределения. Они заключаются в поиске компромисса между уровнем сервиса поставки для клиентов и затратами на поддержание этого сервиса.
Для решения задач распределения широкого плана необходимы компьютерные информационные системы, которые способны свести воедино спрос и предложение. Четко поставленная система распределения привлекает клиентов. Для этого важно значение каналов сбыта.
Выбирая каналы сбыта, предприниматель решает, какие слои потребителей, какие слои потребителей, через какие промежуточные ступени он будет снабжать. Для большинства продуктов существует много альтернативных путей сбыта. На решение в пользу определенного пути влияет наряду с затратами и выручкой имидж продукта и предприятия.
Предприниматель может выбрать пути сбыта продукции. Например, предприятие может сбыть свои продукты:
1. Потребителям при включении различных сбытовых органов, экономическое и правовое отношение которых к предприятию может быть различным.
2. В оптовую или розничную торговлю напрямую или через включение названных выше ступеней. (См. рис. 4)
Рис. №4
Иллюстрация альтернативных путей сбыта.
КМ – коммивояжеры; ТП – торговые представители; М – маклеры; КС – комиссионеры; С – синдикаты; Р – руководители; Ф – региональные сбытовые филиалы; ДП – договорные предприятия; ОТ – оптовая торговля; РТ – розничная торговля.
Выбор путей сбыта принадлежит к стратегическим решениям предприятия. Их смена, как правило, невозможна в короткие сроки. Изменения небезопасны и потому, что предпочтения потребителей часто связаны с конкретными посредниками. Большинство сбытовых путей имеют определенную рекламную и ценовую политику и влияют на сервис.
Стратегия сбытовой логистики очень важна при распределении продукции. Важно учитывать все факты для осуществления этой задачи.
Список использованной литературы
1. «Логистика» Миротин Л.Б., 2002г
2. «Логистика» Васильев Г.А., 2000г
3. «Введение в логистику» Смехов А.А., 2001г
4. «Основы логистики и маркетинга» Дегтяренко В.Н., 2002г
superbotanik.net